Анализ финансовой отчетности предприятия ОАО «Пермский моторный завод»
Запасы сформированы за счет краткосрочных заемных источников, так как величина внеоборотных активов, которые формируются в первую очередь, превышает величину собственных и долгосрочных заемных источников (СД принимает отрицательное значение). Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками и коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными источниками примут отрицательный… Читать ещё >
Анализ финансовой отчетности предприятия ОАО «Пермский моторный завод» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Факультет гуманитарный Направление 80 100 «Экономика»
Курсовая работа по дисциплине «Анализ финансовой деятельности предприятия»
Тема: Анализ финансовой отчетности предприятия ОАО «Пермский моторный завод»
Студент: Ветчинкина Л.Д.
Группа: ЭУП 11−2
Научный руководитель:
Доц. Жуковская С.Л.
Пермь, 2014
Содержание Введение Глава 1. Теоретические и методологические основы финансового анализа
1.1 Сущность объектов финансового анализа
1.2 Информационная база, методы и методика финансового анализа
1.3 Методика анализа финансового состояния
1.4 Методика анализа финансовых результатов
1.5 Методика анализа эффективной деятельности предприятия Глава 2. Анализ финансовой отчетности ОАО «Пермский моторный завод»
2.1 Характеристика ОАО «Пермский моторный завод»
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ финансовых результатов предприятия
2.4 Анализ эффективной деятельности предприятия
2.5 Выводы и рекомендации Заключение Список использованной литературы Введение В настоящее время стабильный успех предприятия зависит от четкого и эффективного планирования своей деятельности, регулярного сбора информации о состоянии, что позволяет вырабатывать стратегию и тактику финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с этим, усиливается роль конкуренции, как основного механизма регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому предприятию может обеспечить только рациональное управление движением его финансовых ресурсов и капитала. Анализ финансовой отчетности предприятия позволяет увидеть, в каком состоянии оно находится, понять, какая деятельность убыточна, а какая приносит прибыль. Благодаря данному анализу можно судить о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Цель данной работы — анализ финансовой отчетности ОАО «ПМЗ».
Для достижения цели необходимо решить некоторые задачи:
1. Провести анализ состава, структуры и динамики средств (активов), а также источников их формирования (пассивов).
2. Провести анализ финансовой устойчивости предприятия.
3. Провести анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.
4. Провести анализ и оценку финансовых результатов предприятия.
5. Провести анализ эффективности деятельности.
В курсовой работе объектом является предприятие ОАО «Пермский моторный завод» (далее ОАО «ПМЗ»), предметом является финансовые показатели или финансовая отчетность предприятия.
Информационную основу работы составили данные бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «ПМЗ»:
Бухгалтерский баланс за 2012 год Отчет о финансовых результатах Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Глава 1. Теоретические и методологические основы финансового анализа
1.1 Сущность финансового состояния предприятия Для нормального существования и функционирования предприятия необходимо анализировать текущее финансовое состояние предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется наличием и использованием средств, то есть активами, и источниками их формирования. Для этого на каждом предприятии проводится финансовый анализ.
Существует множество определений финансового анализа. Согласно Донцовой Л. В. и Никифоровой Н. А. финансовый анализ это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности организации с целью выявления резервов повышения ее рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития. В свою очередь Шеремет А. Д. рассматривает финансовый анализ как анализ финансовых показателей, которые отражают финансовые результаты деятельности и финансовое состояние организации.
Финансовый анализ дает возможность:
оценить финансовое состояние предприятия, а также риски, которые могут отрицательно повлиять на это состояние в будущем;
определить достаточность средств для осуществления текущей деятельности и долгосрочных инвестиций, а также для выплаты дивидендов;
выявить необходимость поиска и оптимизации источников финансирования;
определить способность к сохранению и возрастанию капитала и оценить обоснованность политики распределения и использования прибыли;
определить эффективность инвестиционных и финансовых решений и выбрать приоритетные направления развития.
Основными объектами финансового анализа являются:
Финансовое состояние предприятия;
Финансовые результаты предприятия;
Эффективность деятельности предприятия.
Для того чтобы иметь полное представление о сущности каждого объекта следует рассмотреть каждый объект финансового анализа в отдельности.
А. Д. Шеремет определяет финансовое состояние предприятия как экономическую категорию, отражающую состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.
Основными этапами анализа финансового состояния являются:
Анализ состава, структуры и динамики активов и источников их формирования. Для проведения данного анализа рассчитывают три группы показателей: показатели динамики или горизонтальный анализ, показатели структуры или вертикальный анализ и показатели динамики структуры.
Анализ финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость определяется тем, за счет каких источников формируются активы предприятия. Устойчивым считается то предприятие, активы которого сформированы за счет устойчивых источников Анализ ликвидности и платежеспособности. Ликвидность можно определить, как способность своевременно погашать все обязательства, как краткосрочные, так и долгосрочные. Платежеспособность представляет собой более узкую группу, и отвечает за погашение лишь текущей задолженности предприятия.
Финансовые результаты второй объект финансового анализа. Финансовые результаты, как пишет Ефимова О. В., представляют собой разницу между доходами и расходами предприятия. Таким образом, на данном этапе производится анализ структуры доходов и расходов, а также их изменение в динамике.
Третий объект финансового анализа — эффективность деятельности предприятия. Она выражается в достигнутых финансовых результатах. Анализ можно разделить на три группы показателей эффективности:
показатели рентабельности продукции;
показатели оборачиваемости или деловой активности;
показатели рентабельности предприятия.
Таким образом, для проведения финансового анализа эффективности деятельности предприятия необходимо провести анализ трех объектов (финансовое состояние, финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия).
1.2 Информационная база, методы и методика финансового анализа Экономическая информация — совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону предприятия и являющихся объектом хранения, передачи и преобразования.
Финансовая отчетность представляет собой наиболее полную, достаточно объективную и достоверную информационную базу, опираясь на которую можно сформировать представление об имущественном и финансовом положении предприятия. Основным источником информации является бухгалтерский баланс, который характеризует в денежной форме финансовое положение предприятия по состоянию на отчетную дату.
Основные формы для проведения анализа:
Бухгалтерский баланс (приложение 1)
Отчет о финансовых результатах (приложение 2)
Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных средств Методология экономического анализа состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной методики как совокупность специальных приемов, применяемых для обработки и анализа экономической информации.
Селезнева Н.Н. пишет, что метод экономического анализа — это совокупность приемов, подходов, способов изучения хозяйственных процессов в динамике. Основные принципы метода экономического анализа отражают следующие черты:
Единство анализа и синтеза;
Изучение экономических явлений в их взаимосвязи;
Изучение экономических явлений в постоянном движении, развитии, динамике;
Установление причинно-следственных связей и их количественная характеристика, т. е. обеспечение измерения влияния факторов на результаты деятельности;
Использование системы показателей, необходимой для исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности.
Различают шесть основных методов финансового анализа:
Горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
Вертикальный (структурный) анализ — выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;
трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя.
анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;
сравнительный (пространственный) анализ — с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой — сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;
факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель.
Основные методы финансового анализа, проводимого на предприятии:
Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей (суммы по отдельным статьям берутся в процентах к валюте баланса) и выявление влияния каждого из них на общий результат хозяйственной деятельности.
Горизонтальный (динамический) анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени.
Методика в экономическом анализе — совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности, подчиненных достижению цели анализа.
Любая методика состоит из следующих элементов:
Технология анализа (последовательность выполнения) Способы исследования изучаемых объектов Далее определим методику экономического анализа для каждого объекта финансового анализа.
1.3 Методика анализа финансового состояния Финансовое состояние предприятия характеризуется наличием и использованием средств, то есть активами, и источниками их формирования.
Основными факторами, определяющими финансовое состояние предприятия, являются:
Выполнение финансового плана и пополнение собственного оборотного капитала по мере возникновения потребности за счет прибыли;
Скорость оборачиваемости оборотных средств (активов) Селезнева Н. Н. в своей книге пишет что, основные задачи анализа финансового состояния — диагностика качества финансового состояния, изучение причины его улучшения или ухудшения за тот или иной период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Анализ финансового состояния включает в себя:
1) Анализ состава структуры и динамики активов и пассивов. Для этого необходимо, используя данные баланса, построить агрегированную форму баланса, где все статьи сгруппированы по определенному признаку. Затем рассчитывают три группы показателей (динамики, структуры и динамики структуры) и анализируют полученные результаты (приложение 3)
2) Анализ финансовой устойчивости — показывает за счет, каких источников сформированы активы предприятия. Устойчивым считается предприятие, активы которого сформированы за счет надежных (устойчивых) источников, т. е. за счет собственных. Другими словами, финансовая устойчивость — это независимость предприятия от кредиторов при формировании активов (приложение 4)
Финансовая устойчивость делится на текущую и долгосрочную. Текущая устойчивость определяется тем, за счет каких источников сформированы оборотные активы, в частности запасы. Долгосрочная устойчивость определяется тем, за счет каких источников сформированы все активы предприятия.
При анализе текущей финансовой устойчивости определяется ее тип (абсолютное, нормальное или неустойчивое финансовое состояние) в зависимости от того, за счет каких источников сформированы запасы.
Текущая финансовая устойчивость определяется тем, за счет каких источников сформированы оборотные активы, в частности запасы.
1) Общая величина основных источников запасов формирования (ОИФ) рассчитывается по формуле:
ОИФ = СД+КЗИ где, КЗИ — краткосрочные заемные источники, включают в себя краткосрочные кредиты и займы, и кредиторскую задолженность по запасам.
2) Коэффициент собственных долгосрочных источников (СД). Собственные источники остаются, так как долгосрочные заемные источники (ДЗИ) полностью вкладываются во внеоборотные активы, и идут на формирование оборотных активов. Коэффициент рассчитывается по формуле:
СД =СИ + ДЗИ — Внеоборотные активы В зависимости от того, за счет каких источников сформированы запасы, определяется тип текущей финансовой устойчивости: абсолютная, нормальная или неустойчивая финансовая устойчивость, которые определяются неравенствами:
1)Абсолютная: Запасы? СД
где, СД-собственные долгосрочные источники.
2) Нормальная: СД< Запасы? ОИФ где, ОИФ — общая величина основных источников формирования запасов
3) Неустойчивая: Запасы > ОИФ
При анализе долгосрочной финансовой устойчивости рассчитывают ряд показателей:
Коэффициент автономии — это относительная величина, которая показывает удельный вес активов предприятия сформированных за счет собственных источников. Рекомендуемое значение: Ка? 0,5−0,6
Коэффициент финансовой устойчивости — определяет степень эффективности использования капитала, вложенного в активы предприятия, показывает удельный вес активов, сформированных за счет долгосрочных источников.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств — равный отношению величины обязательств организации к величине ее собственных средств (плечо финансового рычага). Рекомендуемое значение: Кз/с ?1. Расчет по формуле:
Кз/с =Заемный капитал/Собственный капитал
4. Коэффициент обеспеченности оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах) — показатель, равный отношению величины собственных оборотных средств к сумме оборотных средств. Рекомендуемое значение: Ко? 0,1
3) Анализ ликвидности и платежеспособности. Ликвидность — возможность своевременного погашения своих обязательств. Результаты анализа ликвидности важны с точки зрения как внутренних, так и внешних пользователей информации об организации.
Ликвидность предприятия — степень погашения обязательств активами, скорость превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность достигается путем установления равенства между обязательствами организации и его активами.
Активы баланса группируются по скорости превращения их в денежную форму:
А1 — Высоколиквидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) А2 — Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты; товары отгруженные; налоги по приобретенным ценностям) А3 — Медленно реализуемые активы (производственные запасы, НЗП, готовая продукция) А4 — Труднореализуемые активы (все внеоборотные активы) Пассивы группируются по срокам погашения обязательств следующим образом:
П1 — Наиболее срочные обязательства (текущая кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и т. п.; просроченные платежи) П2 — Среднесрочные обязательства со сроком погашения до 1 года (краткосрочные кредиты и займы, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства) П3 — Долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты банка и займы) П4 — Постоянные пассивы (собственный капитал организации).
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:
А1? П1; А2? П2; А3? П3; А4? П4
В случае, когда хотя бы одно из неравенств не выполняется, то ликвидность баланса отличается от абсолютной.
Платежеспособность — способность предприятия погашать краткосрочную задолженность. Для анализа рассчитываются относительные показатели, которые показывают удельный вес краткосрочной задолженности, которую можно погасить за счет различных групп оборотных активов:
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает удельный вес краткосрочной задолженности (текущих обязательств должника), которую можно погасить за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (без стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров), т. е. наиболее ликвидных активов. Рекомендуемое значение: 0,2 — 0,5
Коэффициент промежуточного покрытия показывает, какую часть текущей задолженности предприятие может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности.
Коэффициент текущей ликвидности. Он характеризует обеспеченность предприятия оборотными средствами, необходимыми для погашения краткосрочной задолженности и обеспечения дальнейшей деятельности. Рекомендуемое значение: >2
Далее рассмотрим методику анализа финансовых результатов предприятия.
1.4 Методика анализа финансовых результатов предприятия Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.
Финансовый результат — разница между доходами и расходами предприятия. В качестве финансового результата возможна прибыль или убыток от деятельности предприятия.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Основными показателями прибыли являются: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Все указанные показатели содержатся в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» (приложение 2)
Показатели прибыли подразделяются:
Валовая прибыль | ВП = Выручка от продаж — с/спроизв. | |
Прибыль от продаж | ПР = Выручкаc/cполн= ВП-ком.расхупр.расх. | |
Прибыль до налогообложения | ПР до н/о= ПР + прочие дох. — прочие расх. | |
Чистая прибыль | ЧП = ПР до н/о — сумма налогов | |
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает [4]:
— оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (т.е. «горизонтальный анализ» показателей);
— оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры (что принято называть «вертикальным анализом» показателей);
— изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. «трендовый анализ» показателей);
— выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.
В курсовой работе будут рассмотрены только два первых пункта.
Далее перейдем к рассмотрению методики анализа эффективной деятельности предприятия.
1.5 Методика анализа эффективной деятельности предприятия В системе комплексного экономического анализа важное место занимает комплексная оценка экономической эффективности организации.
Экономическая эффективность — это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
Эффективность деятельности — относительная величина, показывающая отношение эффекта к ресурсам (затратам), необходимым для получения данного эффекта. В качестве «эффекта» на предприятии могут выступать выручка от основной деятельности или любой показатель прибыли. Ресурсами выступает также объем продаж, себестоимость продукции, активы или пассив.
Разделяют 3 группы показателей эффективности:
Рентабельность продукции, показывает прибыль, приходящуюся на 1 руб. затрат или выручки.
спродаж = Прибыль от продаж/Выручка от продаж, [руб./руб., %]
сзатрат = Прибыль от продаж/Себестоимость продукции, [руб./руб., %]
Коэффициент оборачиваемости — это финансовый коэффициент показывающий интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов или обязательств. Коэффициенты оборачиваемости выступают показателями деловой активности предприятия.
Коб = Выручка от продаж/Активы или Пассивы, [обороты]
Тоб = Длительность анализируемого периода/Коб, [дни]
Длительность 1 оборота показывает средний срок погашения дебиторской или кредиторской задолженности, хранения запасов или готовой продукции на складе, средний срок реализации товаров.
Рентабельность предприятия (активов или источников) Сакт = Прибыль до налогообложения / Все активы, [руб./руб., %]
Для знаменателя могут быть использованы любые активы (оборотные или основные средства) и источники (кредиторская задолженность, краткосрочные кредиты и займы и прочее). Обязательное условие для расчета — даты берутся средние за период.
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной). Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Оборачиваемость — это коэффициент, показывающий, как быстро продается товарный запас или сколько раз мы могли обернуть, т. е. продать данный товар за период. Важными показателями оценки эффективной деятельности предприятия являются коэффициенты оборачиваемости.
Далее проведем анализ финансовой отчетности предприятия ОАО «Пермский моторный завод» по выбранным методикам с целью выявления слабых мест предприятия.
Глава 2. Анализ финансовой отчетности ОАО «Пермский моторный завод»
2.1 Характеристика ОАО «Пермский моторный завод»
ОАО «Пермский моторный завод» создан в 1997 г. в результате реструктуризации ОАО «Пермские моторы» и выделения газотурбинного производства в самостоятельное акционерное общество. В комплексе пермских моторостроительных предприятий ОАО «ПМЗ» является основным изготовителем и поставщиком газотурбинной продукции. Работа ОАО «ПМЗ» на рынке осуществляется при поддержке вспомогательных предприятий, обеспечивающих функционирование серийного завода: ЗАО «Металлист-ПМ», ЗАО «Инструментальный завод-ПМ», ЗАО «РЭМОС-ПМ», ОАО «Энергетик-ПМ». ОАО «ПМЗ» тесно сотрудничает ОАО «Авиадвигатель», разработчиком всех основных продуктов, выпускаемых предприятием.
В структуру ОАО «Пермский моторный завод» входит собрание акционеров, совет директоров, исполнительная дирекция, московское представительство.
Уставный капитал ОАО «Пермский моторный завод» — 750 000 тыс. руб. Количество акций находящихся в обращении 7 500 000 штук. Номинальная стоимость акции 100 рублей. Обыкновенных акций 100%, привилегированных акций нет.
Основные технико-экономические показатели:
Стоимость основных фондов 3 039 028 тыс. руб.;
Фондоотдача 6,06 руб./руб.;
Реализованная продукция 16 822 148 тыс. руб.;
Производительность труда 2 142,68 тыс. руб.
В настоящее время ОАО «ПМЗ» обеспечивает серийное производство, ремонт и продажи авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) для самолетов, промышленных газотурбинных установок (ГТУ), ремонт и производство запасных частей к ним, логистическую поддержку эксплуатации своей продукции у клиента.
Основные заказчики по авиации — структуры ОАК (ОАО «Ильюшин Финанс Компани», «Авиастар-СП», ВАСО), Управление делами Президента Российской Федерации; по наземным двигателям — ОАО «Авиадвигатель», ЗАО «Искра-Энергетика», ЗАО «Искра-Авигаз», структуры ОАО «Газпром» и другие предприятия ТЭК России.
Для определения причин эффективной или неэффективной работы предприятия обратимся к SWOT — анализу. Этот анализ широко применяется в процессе стратегического планирования и включает в себя анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз исходящих из внешней среды (рис. 1.).
Рисунок 1. SWOT — анализ ОАО «Пермский моторный завод»
2.2 Анализ финансового состояния предприятия На 31 декабря 2013 года имущество предприятия составляет 18 970 017 тыс. руб. (таблица 1).
Таблица 1 — Информация о составе активов и источников ОАО «Пермский моторный завод», тыс. руб.
группы активов | 31.12.2012 | 31.12.2013 | группы пассивов | 31.12.2012 | 31.12.2013 | |
1. Все активы, в т. ч.: | 15 388 269 | 18 970 017 | 2. Всего источники, в т. ч.: | 15 388 269 | 18 970 117 | |
1.1. Внеоборотные активы | 3 856 162 | 5 384 953 | 2.1. Собственные источники | — 3 565 683 | — 3 260 986 | |
1.2. Оборотные активы, в т. ч.: | 11 532 107 | 13 585 064 | 2.2. Заемные источники, в т. ч.: | 18 953 952 | 22 231 103 | |
1.2.1. Запасы | 7 979 259 | 7 215 119 | 2.2.1. Долгосрочные заемные средства | 2 197 235 | 2 798 454 | |
1.2.2. Дебиторская задолженность | 3 450 363 | 6 183 824 | 2.2.2. Краткосрочные кредиты и займы | 9 414 453 | 11 914 988 | |
1.2.3. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения | 102 485 | 186 121 | 2.2.3. Кредиторская задолженность | 7 341 368 | 7 517 046 | |
На основании данных таблицы 1 видим, что дебиторская задолженность увеличилась почти в 2 раза, это может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к заказчикам. Увеличение дебиторской задолженности сигнализирует о недостаточном контроле над платежно-расчетной системой на предприятии, что отрицательно влияет на его платежеспособность. В структуре пассивов доля заемных источников превышает долю собственных, это говорит о финансовой неустойчивости предприятия. Более подробный анализ структуры и динамики активов и пассивов представим в таблице 2.
Таблица 2 — Показатели структуры и динамики активов и пассивов
группы активов и пассивов | Удельный вес в стоимости активов (%) | Изенения | ||||
31.12.2012 | 31.12.2013 | абсолютное к 31.12.12, тыс. руб. | теп роста к 31.12.12 (%) | удельного веса 31.12.12 (%) | ||
1. Все активы, в т. ч.: | 3 581 748 | 123,28% | 0% | |||
1.1. Внеоборотные активы | 25,06% | 28,39% | 1 528 791 | 139,65% | 3,33% | |
1.2. Оборотные активы, в т. ч.: | 74,94% | 71,61% | 2 052 957 | 117,80% | — 3,33% | |
1.2.1. Запасы | 51,85% | 38,03% | — 764 140 | 90,42% | — 13,82% | |
1.2.2. Дебиторская задолженность | 22,42% | 32,60% | 2 733 461 | 179,22% | 10,18% | |
1.2.3. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения | 0,67% | 0,98% | 83 636 | 181,61% | 0,32% | |
2. Всего источники, в т. ч.: | 3 581 848 | 123,28% | 0% | |||
2.1. Собственные источники | — 23,17% | — 17,19% | 304 697 | 91,45% | 5,98% | |
2.2. Заемные источники, в т. ч.: | 123,17% | 117,19% | 3 277 151 | 117,29% | — 5,98% | |
2.2.1. Долгосрочные заемные средства | 14,28% | 14,75% | 601 219 | 127,36% | 0,47% | |
2.2.2. Краткосрочные кредиты и займы | 61,18% | 62,81% | 2 500 535 | 126,56% | 1,63% | |
2.2.3. Кредиторская задолженность | 47,71% | 39,63% | 175 678 | 102,39% | — 8,08% | |
По состоянию на 31.12.2013 активы и пассивы увеличились на 3 581 748 тыс. руб. Положительная динамика активов означает увеличение мощности предприятия, то есть предприятие может выпустить больше продукции и получить больше выручки и прибыли. Активы увеличились за счет оборотных средств, в частности за счет увеличения дебиторской задолженности на 10 процентов или на 2 733 461 тыс. руб. В том числе за счет увеличения задолженности покупателей и заказчиков.
Собственные источники на 31.12.2012 уменьшились на 304 697 тыс. руб., за счет уменьшения нераспределенной прибыли. Заемные источники увеличились на 3 277 151 тыс. руб. в том числе за счет дополнительно привлеченных долгосрочных кредитов и займов и увеличения кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам.
Далее определим долгосрочную финансовую устойчивость, рассчитав необходимые показатели за период. В таблице 3 представлены коэффициент автономии и коэффициент финансовой устойчивости.
Таблица 3- Основные показатели долгосрочной финансовой устойчивости
Показатель | Значение показателя | Изменение показателя в динамике | ||
31.12.2012 | 31.12.2013 | |||
1. Коэффициент автономии | — 0,23 | — 0,17 | 0,06 | |
2. Коэффициент финансовой устойчивости | — 0,09 | — 0,02 | 0,065 | |
Из таблицы видно, что все обязательства не могут быть покрыты собственными средствами, таким образом, предприятие находится в достаточной зависимости от кредиторов и сформировано за счет неустойчивых источников финансирования. Наблюдался некоторый рост коэффициента автономии (на 0,06) и коэффициента финансовой устойчивости (на 0,065). Такая тенденция, с точки зрения кредиторов, повышает гарантии погашения организацией своих обязательств.
В таблице 4 представлены показатели, характеризующие текущую финансовую устойчивость.
Таблица 4 — Текущая финансовая устойчивость предприятия
Показатели | на 31 декабря 2013 года, тыс. руб. | |
запасы | 7 215 119 | |
Собственные и долгосрочные заемные источники формирования оборотных активов (СД) | — 5 847 485 | |
Общая величина основных источников формирования запасов (ОИФ) | 9 664 670 | |
На 31 декабря 2013 года:
СД=-3 260 986+2 798 454−5 384 953=-5 847 485 тыс. руб.;
ОИФ= -5 847 485+3 597 167+11 914 988=9 664 670 тыс. руб.
Запасы сформированы за счет краткосрочных заемных источников, так как величина внеоборотных активов, которые формируются в первую очередь, превышает величину собственных и долгосрочных заемных источников (СД принимает отрицательное значение). Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками и коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными источниками примут отрицательный значения, что также подтверждает тот факт, что запасы сформированных за счет заемных источников. Это явление отрицательно сказывается на финансовой деятельности предприятия. Чем больше заемных средств в структуре, тем оно более неустойчиво.
Проведем анализ ликвидности на предприятии ОАО «ПМЗ» (таблица 5). актив завод ликвидность баланс Таблица 5 — Анализ ликвидности баланса
Актив | Стоимость, тыс. руб. | Пассив | Стоимость, тыс. руб. | |||
На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | |||
А1 | 102 485 | 186 121 | П1 | 7 341 368 | 7 517 046 | |
А2 | 2 587 772 | 4 637 868 | П2 | 9 414 453 | 11 914 988 | |
А3 | 8 841 850 | 8 761 075 | П3 | 2 198 131 | 2 799 069 | |
А4 | П4 | — 3 565 683 | — 3 260 986 | |||
Баланс | 15 388 269 | 18 970 017 | Баланс | 15 388 269 | 18 970 117 | |
В 2012 году сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений была меньше суммы кредиторской задолженности, то есть предприятие не могло полностью погасить кредиторскую задолженность своими денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. В 2013 году платежный недостаток по этому неравенству уменьшился, но не достиг идеального состояния.
Суммы возврата дебиторской задолженности в 2012 году было не достаточно для погашения обязательств по кредиторской задолженности и краткосрочным займам (до года). В 2013 году ситуация не изменилась. Количество запасов и дебиторской задолженности более 1 года, больше суммы долгосрочных заемных источников, то есть предприятие может полностью погасить долгосрочные кредиты и займы при продаже своих запасов. Сумма внеоборотных активов превышает сумму собственных источников. Исходя из того, что ни одно неравенство не выполняется, можно сделать вывод, что ликвидность предприятие отличается от абсолютной.
Для диагностики платежеспособности организации используются три относительных показателя ликвидности. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6 — Показатели ликвидности Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что предприятие может погасить текущие (краткосрочные) обязательства на 0,96% за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. За счет оборотных активов (денежных средств, финансовых вложений и дебиторской задолженности до 1 года) на 24,82% в 2013 году.
Однако, у данного предприятия не достаточно активов для того, чтобы погасить свои краткосрочные обязательства путем перевода запасов и дебиторской задолженности более 1 года в денежные средства. В 2012 году предприятие было способно погасить свои краткосрочные обязательства за счет оборотных активов на 68,82%, а в 2013 году на 69,91%.
Таким образом, предприятие не платежеспособно. Однако данный вывод приемлем только в той ситуации, если бы одновременно все кредиторы, взаимодействующие с предприятием, предъявили свои требования и выполнили бы обязательства.
2.3 Анализ финансовых результатов Данные о финансовых результатах из формы № 2 «отчет о финансовых результатах» приведены в таблице 7.
Таблица 7 — Информация о составе доходов, расходов предприятия ОАО «Пермский моторный завод»
Группы доходов | 31.12.2012 | 31.12.2013 | Группы расходов | 31.12.2012 | 31.12.2013 | |
Всего доходы | 17 072 608 | 19 764 484 | Всего расходы | 22 054 089 | 19 377 003 | |
1.Доходы по обычным видам деятельности | 13 470 284 | 16 822 148 | 1.Расходы по обычным видам деятельности | 12 849 556 | 14 798 901 | |
1.1.Выручка | 13 470 284 | 16 822 148 | 1.1.Себестоимость | 11 296 686 | 13 407 393 | |
в т.ч. от продажи: | в т.ч.: | |||||
1.1.1. продукция | 7 627 603 | 10 377 222 | 1.1.1. продукция | 5 974 873 | 8 553 371 | |
1.1.2. услуги | 4 310 295 | 5 236 904 | 1.1.2. услуги | 3 814 806 | 3 642 952 | |
1.1.3. товары для продажи | 1 507 007 | 1 211 070 | ||||
1.1.3. товары для продажи | 1 532 386 | 1 208 022 | 1.2.Коммерческие расходы | 80 503 | 162 958 | |
1.3.Управленческие расходы | 1 472 367 | 1 228 550 | ||||
2 .Доходы по дополнительным видам деятельности | 3 602 324 | 2 942 336 | 2.Расходы по дополнительным видам деятельности | 9 204 533 | 4 578 102 | |
в т.ч.: | в т.ч.: | |||||
2.1. проценты к получению | 15 040 | 20 275 | 2.1. проценты к уплате | 970 063 | 1 346 677 | |
2.2. прочие доходы | 3 587 284 | 2 922 061 | 2.2 прочие расходы | 8 234 470 | 3 231 425 | |
Таблица 8 — Структура доходов предприятия
Группы доходов | Удельный вес (%) | Абсолютное отклонение | Темп роста, (%) | ||
31.12.2012 | 31.12.2013 | ||||
Всего доходы | 2 691 876 | 115,77 | |||
1.Доходы по обычным видам деятельности | 78,90 | 85,11 | 3 351 864 | 124,88 | |
1.1.Выручка | 78,90 | 85,11 | 3 351 864 | 124,88 | |
в т.ч. от продажи: | |||||
1.1.1. продукция | 44,68 | 52,50 | 2 749 619 | 136,05 | |
1.1.2. услуги | 25,25 | 26,50 | 926 609 | 121,50 | |
1.1.3. товары для продажи | 8,98 | 6,11 | — 324 364 | 78,83 | |
2 .Доходы по дополнительным видам деятельности | 21,10 | 14,89 | — 659 988 | 81,68 | |
в т.ч.: | |||||
2.1. проценты к получению | 0,088 | 0,103 | 5 235 | 134,81 | |
2.2. прочие доходы | 21,012 | 14,784 | — 665 223 | 81,46 | |
Таблица 9 — Структура расходов предприятия
Группы доходов | Удельный вес, (%) | Абсолютное отклонение | Темп роста, (%) | ||
31.12.2012 | 31.12.2013 | ||||
Всего расходы | — 2 677 086 | 87,86 | |||
1.Расходы по обычным видам деятельности | 58,26 | 76,37 | 1 949 345 | 115,17 | |
1.1.Себестоимость | 51,22 | 69,19 | 2 110 707 | 118,68 | |
в т.ч.: | |||||
1.1.1. продукция | 27,09 | 44,14 | 2 578 498 | 143,16 | |
1.1.2. услуги | 17,30 | 18,80 | — 171 854 | 95,50 | |
1.1.3. товары для продажи | 6,83 | 6,25 | — 295 937 | 80,36 | |
1.2.Коммерческие расходы | 0,37 | 0,84 | 82 455 | 202,42 | |
1.3.Управленческие расходы | 6,68 | 6,34 | — 243 817 | 83,44 | |
2.Расходы по дополнительным видам деятельности | 41,74 | 23,63 | — 4 626 431 | 49,74 | |
в т.ч.: | |||||
2.1. проценты к уплате | 4,40 | 6,95 | 376 614 | 138,82 | |
2.2 прочие расходы | 37,34 | 16,68 | — 5 003 045 | 39,24 | |
Таблица 10 — Изменение прибыли предприятия
Показатели | 2012 года, тыс. руб. | 2013 год, тыс. руб. | Абсолютное отклонение | Относительное изменение, % | |
Валовая прибыль | 2 173 598 | 3 414 755 | 1 241 157 | 157% | |
Прибыль от продаж | 620 728 | 2 023 247 | 1 402 519 | 326% | |
Прибыль до налогообложения | — 4 980 621 | 392 031 | 5 372 652 | — 8% | |
Чистая прибыль | — 4 826 902 | 277 935 | 5 104 837 | — 6% | |
Исходя из всех данных таблиц видно, что выручка и себестоимость продукции на предприятии увеличились на 24,88% и 18,68% соответственно. Рост выручки обусловлен увеличением продажи основного вида продукции, а также ростом оказания услуг по ремонту газотурбинных двигателей. Темп роста себестоимости меньше темпа роста выручки, поэтому, можно сказать, что динамика доходов и расходов предприятия имеет положительные тенденции.
Валовая прибыль и прибыль от продаж увеличилась, за счет увеличения выручки. Чистая прибыль также увеличилась по сравнению с прошлым периодом в связи с дополнительным вовлечением кредитов и займов. Прибыль от продаж растет быстрее, чем выручка от продаж, что свидетельствует об относительном снижении затрат на производство. Чистая прибыль растет, что свидетельствует об использовании предприятием рационального механизма налогообложения.
2.4 Анализ эффективной деятельности предприятия Важными показателями оценки эффективной деятельности предприятия являются коэффициенты оборачиваемости и рентабельности предприятия, приведенные в таблице 11 и 12.
Таблица 11 — Показатели деловой активности (оборачиваемости) предприятия
Показатель | 2012 год, (руб/руб) | 2013 год, (руб/руб) | Изменение показателя | |
Оборачиваемость активов | 0,88 | 0,89 | 0,01 | |
Оборачиваемость оборотных средств | 1,17 | 1,24 | 0,07 | |
Оборачиваемость дебиторской задолженности | 3,90 | 2,72 | — 1,18 | |
Оборачиваемость кредиторской задолженности | 1,83 | 2,24 | 0,40 | |
Длительность оборота (Т) | ||||
длительность 1 оборота, дни | — 17 | |||
срок погашения дебиторской задолженности, дни | ||||
срок погашения кредиторской задолженности, дни | — 35 | |||
За 2013 год 89 копеек выручки от продаж получает предприятие с одного рубля, вложенного в активы, 1 руб. 24 копейки выручки приносит каждый рубль, вложенный в оборотный капитал предприятия. Увеличение свидетельствует об ускорении оборота оборотных средств. Длительность одного оборота составляет 291 день. Превышение длительности одного оборота кредиторской задолженности над дебиторской отрицательно сказывается на деятельности предприятия т.к. оно не может направить денежные средства, полученные от должников на погашение кредиторской задолженности.
Таблица 12 — Показатели рентабельности предприятия
Показатель | 2012 год | 2013 год | Абсолютное изменение | |
Рентабельность активов | 0,39 | 0,49 | 0,10 | |
Рентабельность собственного капитала | 0,92 | — 0,05 | — 0,98 | |
Рентабельность оборотного капитала | — 0,40 | 0,03 | 0,43 | |
Рентабельность заемного капитала | — 0,28 | 0,01 | 0,29 | |
Рентабельность активов показывает, что с каждого рубля, вложенного в активы, предприятие получает 49 копеек прибыли. Увеличение рентабельности может быть связано с увеличением чистой прибыли организации, ростом стоимости основных средств, оборотных и внеоборотных активов. Рентабельность собственного капитала показывает, что на 1 рубль приходится убыток 0,05 копеек чистой прибыли
2.5 Выводы и рекомендации по результатам анализа Итак, подведем итог по проделанным расчетам. Можно сказать, что предприятие ОАО «Пермский моторный завод» наращивает имущественный потенциал. Произошло существенное увеличение хозяйственных средств в отчетном году за счет увеличения оборотных активов (дебиторской задолженности и прочих оборотных активов). Доля активной части основных средств повысилась, что является благоприятной тенденцией, предприятие наращивает производственные мощности. К негативным моментам следует отнести то, что все обязательства предприятия не могут быть покрыты собственными средствами. Также стоит отметить и то, что данное предприятие зависит от внешних инвесторов и кредиторов, т.к. заемный капитал значительно превышает собственный.
Тип финансовой устойчивости предприятия неустойчивый, есть возможность восстановления равновесия путем пополнения источников собственных средств и дополнительного привлечения заемных источников финансирования. В свою очередь, финансовая устойчивость может быть повышена за счет:
Ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;
Обоснованного уменьшения запасов и затрат;
Увеличения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.
Для повышения уровня ликвидности необходимо способствовать росту обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и долгосрочными кредитами и займами, для чего следует увеличивать собственные оборотные средства, привлекать долгосрочные кредиты и займы, и обоснованно снижать уровень запасов. Росту коэффициента текущей ликвидности способствуют рост долгосрочных источников финансирования запасов и снижение уровня краткосрочных обязательств. Однако при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам.
Для улучшения финансового состояния предприятие планирует в качестве источников финансирования деятельности в 2014 году использовать заемные средства в объеме 2434,3 млн руб., а собственные средства в объеме 400 млн. рублей, сформированных за счет амортизационных отчислений.
Таким образом, проведенный анализ показателей эффективности работы предприятия, ОАО «Пермский моторный завод» выявил, что предприятие в 2013 году работало, не совсем успешно, так как некоторые его показатели неудовлетворительны и имеют тенденцию к снижению. Из данных проблем видно, что предприятию необходимо принять какие — либо меры по улучшению своего положения иначе в дальнейшем его ждет риск банкротства.
Заключение
Главная цель производственного предприятия в современных условиях — получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Финансовое состояние предприятия помогает определить его конкурентоспособность и потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров. Полученные результаты анализа позволяют выявить проблемные места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.
В условиях развития рыночной экономики существенно возрос интерес участников экономического процесса к субъективной и достоверной информации о финансовом состоянии и деловой активности предприятия. Все субъекты рыночных отношений — собственники (акционеры), инвесторы, банки, поставщики, покупатели, заказчики, страховые компании, рекламные агентства заинтересованы в однозначной оценке конкурентоспособности и надежности своих партнеров.
Проведенный расчет и анализ показателей эффективности работы предприятия на примере ОАО «Пермский моторный завод» показал, что предприятие находится в удовлетворительном финансовом положении и возможны перспективы роста, если преодолеть некоторые трудности, выявленные по данным анализа, с которыми сталкивается предприятие.
Список использованной литературы ПБУ 9/99 «Доходы организации»
ПБУ 10/99 «Расходы организации»
ЕМ. Бородина, Н. В. Володина, О. В. Ефимова, М. В. Мельник Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям? Финансы и кредит?, ?Бухгалт. учет, анализ и аудит? / под ред. О. В. Ефимовой, М. В. Мельник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006
Герасимов, Б. И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Т. М. Коновалова, С. П. Спиридонов, Н. И. Саталкина. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.
Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: учебник /Л.В. Донцова, Н. А. Никифорова. — 6 — е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008.
Ершова С. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. — СПб.: СПбГАСУ, 2007.
Жулега И. А. Методология анализа финансового состояния предприятия: монография / И. А. Жулега; ГУАП. — СПб., 2006.
Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.-4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНРА-М, 2008.
Селезнева Н. Н Анализ финансовой отчетности организации: учеб. пособие для студентов вузов /Н.Н. Селезнева, А. И. Ионова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007
Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- М.: ИНРА-М, 2009
Шеремет А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,