Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование механизма управления инновациями в инфраструктурном окружении промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализации функций управления в механизме, становиться проведение анализа, включающего назначение критериальных показателей, как для предприятия, так и для промышленного сектора экономики в целом. Так т-коэффициенты карго-индекса и капитализации предприятия могут служить мерой чувствительности инновационной активности предприятия к изменению рыночной ситуации, а также отражать его истинную… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В ИНФРАСТРУКТУРНОМ ОКРУЖЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 2. ИННОВАЦИИ В ИНФРАСТРУКТУРНОМ ОКРУЖЕНИИ СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  • 2. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В ИНФРАСТРУКТУРНОМ ОКРУЖЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 1. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В
  • ИНФРАСТРУКТУРНОМ ОКРУЖЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 2. АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ
    • 2. 3. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРНОМ ОКРУЖЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
  • 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
    • 3. 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРУШЕНИЯ СТОИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ С ОТСУТСТВУЮЩЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ
    • 3. 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ НА
  • ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ
    • 3. 3. РАСЧЕТ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ПО ОТРАСЛЯМ

Совершенствование механизма управления инновациями в инфраструктурном окружении промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Современная парадигма развития мирового сообщества, обусловленная повышением роли инноваций в системе общественного воспроизводства, предъявляет новые требования к обеспечению конкурентоспособности национальных экономик.

До настоящего времени не решены проблемы инновационного развития промышленного предприятия и его инфраструктурного окружения в условиях развития рыночной экономики.

Эффективность технологических и производственных процессов в рамках промышленного сектора экономики в значительной степени обусловлена развитостью инфраструктурного окружения производственного предприятия. Следовательно, инновации в инфраструктуре и инфраструктурном окружении и единая научная методология управления инновациями коренным образом влияют на развитие промышленных предприятий в целом.

Задача поиска эффективных инструментов управления инновационным развитием инфраструктурного окружения промышленного предприятия обусловила выбор темы исследования и дает основание считать ее актуальной в научном и практическом плане.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем управления инновациями посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов. Развитие и разработка теоретических и практических основ инновационной экономики получили широкое распространение в работах Э. Тоффлера, Й. Шумпетера, Г. Менша, С. Кузнеца, Н. Кондратьева, П. Сорокина, Б. Твисса, Ф. Котлера, А. Кляйнкнехта, Р. Кумбса, К. Фримена, Л. Суйте, Дж. Кларка, Дж. Лернера, А. Яффе, М. Портера.

Вопросам повышения эффективности управления инновационной деятельностью посвящены труды таких современных исследователей, как П. Друкер, М. Хаммер, Дж. Чампи, Г. Чесбро, А. И. Каширин, А. С. Семенов, Ю.

В. Яковец, А. И. Анчишкин, Л. М. Гохберг, С. Д. Ильенков, С. Ю. Ягу дин, В. И. Кузнецов, В. Я. Горфинкель, Р. А. Фатхутдинов, Г. Я. Гольдштейн и др.

Социально-экономический и регионально-отраслевой подход к инновационному развитию представлен в работах ученых уральской экономической школы Е. Л. Андреевой, О. И. Боткина, И. М. Головой, И. Э. Гимади, А. Ю. Даванкова, М. Н. Игнатьевой, Е. М. Козакова, В. Н. Лаженцева, В. П. Пахомова, О. А. Романовой, А. Ф. Суховей, А. И. Татаркина, А. Г. Шеломенцева и др.

Анализ научной литературы по теме диссертационного исследования показал, что на сегодняшний день недостаточно полно исследованы теоретические и практические проблемы разработки, внедрения и оценки инноваций в инфраструктурном окружении промышленного предприятия, аспекты управления инновационным развитием инфраструктурного окружения, в особенности в промышленных секторах.

Без разработки способов определения экономического эффекта от инновационного развития инфраструктурного окружения, как неотъемлемого элемента промышленного предприятия, не может считаться полностью завершенной методология определения экономической эффективности функционирования промышленного предприятия в целом.

Следовательно, развитие инноваций в инфраструктурном окружении промышленного предприятия является одним из приоритетных направлений управления народным хозяйством и должно включать постоянный мониторинг как уровня экономической эффективности функционирования инфраструктурного окружения, так и уровня развития промышленного предприятия в целом.

Объектом диссертационного исследования является механизм управления инновациями в инфраструктурном окружении предприятий промышленного сектора экономики.

Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе инновационной деятельности в инфраструктурном окружении промышленного предприятия.

Цель диссертационного исследования состоит в совершенствовании теоретических и методических основ механизма управления инновациями в инфраструктурном окружении предприятий промышленного сектора экономики.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) предложить авторское определение понятия механизма управления инновациями в инфраструктурном окружении предприятия промышленного сектора экономики, дополнить типологию инноваций с учетом особенностей развития инфраструктурного окружения предприятия промышленного сектора;

2) обосновать механизм управления инновационной деятельностью в инфраструктурном окружении промышленного предприятия;

3) разработать методику оценки инновационного развития инфраструктуры промышленного сектора экономики.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные положения экономической науки, теории и практики в области управления инновациями, работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам инновационного менеджмента и стратегического развития предприятия, логистики, оценки бизнеса, методологии систем и конкуренции.

Работа базируется на таких методах научного исследования, как системный и сравнительный анализ, методы экономической статистики, экономико-математическое моделирование. В качестве специальных инструментов применялись приемы и методы экономического анализа, планирования и прогнозирования, гипотеза давления рыночного спроса при реализации инноваций, методы оценки рыночной стоимости имущества.

Применение данных методов позволило обеспечить необходимую глубину, качество и достоверность результатов исследования, обоснованность выводов.

Информационную базу диссертационного исследования составили российские и международные законодательные и нормативно-правовые акты и документы в области инновацийматериалы Росстата и Комитета по статистике Свердловской областитруды отечественных и зарубежных ученыхроссийские и международные доклады по вопросам инновационного развитияматериалы научно-практических конференцийрезультаты обследований предприятий, а также авторские исследования.

Основные научные и практические результаты, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в следующем.

1. Раскрыто содержание механизма управления инновациями в инфраструктурном окружении предприятия как совокупности экономических систем управления инновациями в бизнес-процессах, обеспечивающих бесперебойную работу промышленного предприятия, взаимосвязанных конечным множеством хозяйственных процессов для целей повышения эффективности инновационной деятельности и роста добавленной стоимости. Выявлена взаимосвязь типа инноваций и условий развития инновационной деятельностивыделен новый классификационный признак в типологии инноваций — структура промышленного предприятия, а также предложено понятие инфраструктурной инновации как усовершенствования бизнес-процессов в инфраструктурном окружении промышленного предприятия, создающих добавленную стоимость (п.п. 4.1 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК РФ «Развитие теоретических основ, методических положенийсовершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах»).

2. Предложен механизм управления инновациями в инфраструктурном окружении промышленного предприятия на микро — и макроэкономическом уровне, базирующийся на концепции управления стоимостью действующего 7 бизнеса, включающий: организационное обеспечение инновационной деятельностисистему стимулирования инновационной деятельности, алгоритм формирования и мониторинга критериальных показателей инновационного развития, как на уровне предприятия (увеличение добавленной стоимости при внедрении инноваций), так и на уровне отрасли (показатель соответствия уровня развития транспортно-логистической инфраструктуры уровню развития промышленного сектора экономики и его отдельных отраслей при реализации инноваций) (п. п. 4.10 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК РФ «Разработка институциональных форм, эффективных структур и систем управления инновационной деятельностью»).

3. Разработан методический инструментарий оценки уровня инновационного развития транспортно-логистической инфраструктуры промышленного сектора, основанный на теории опционов и теории оптимального портфеля (Марковича), включающий: обоснование применения принципов теории опционов к количественной оценке уровня развития транспортно-логистической инфраструктуры промышленного сектораоценку цикличности развития транспортно-логистической инфраструктуры и промышленного сектора экономики Россииразработку алгоритма расчета и верификации критериального показателя развития транспортно-логистической инфраструктуры (т-коэффициент карго-индекса) в соотношении с индикаторами деловой активности отраслей промышленного сектора экономики (п.п. 4.2 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК РФ «Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах»).

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в универсальности использования методического подхода к управлению инфраструктурными инновациями и оценке экономической эффективности инфраструктурного окружения промышленного предприятия.

Практическая значимость отдельных положений и выводов исследования обусловлена возможностью их применения предприятиями производственного сектора в управлении инновационной деятельностью. Предлагаемый подход и алгоритмы расчетов, исходя из задачи повышения производственной эффективности, могут быть реализованы в отношении любых регулируемых видов деятельности.

Предложенный методический инструментарий может быть использован органами государственного управления при обосновании и реализации стратегических направлений согласованного развития инфраструктурного и промышленного секторов экономики Российской Федерации и ее регионов.

Результаты исследования могут применяться в учебном процессе профильных высших учебных заведений, в том числе корпоративных университетов крупных промышленных предприятий, при формировании курсов: «Управление инновациями», «Инновационные маркетинговые коммуникации», «Инвестиционный менеджмент».

Апробация работы. Основные результаты и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях, в том числе Межрегиональной научно-практической конференции «Теория и практика коммерческой деятельности» (2008;2010 гг.), XVII Международной конференции молодых ученых УГТУ-УПИ (2010 г.), а также на научно-методических семинарах кафедры «Металловедение» ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина».

Основные теоретические и методологические положения, а также практические результаты исследования были использованы при осуществлении консультационной и оценочной деятельности в рамках следующих проектов:

• «Оптимизация логистических процессов ООО «Технологическая компания Шлюмберже» (2008 г.);

• Информационно-консультационные услуги при выполнении оценочных услуг ООО «Центр оценки собственности и инвестиционных технологий» (2009 г.);

• «Планирование развития транспортно-логистической инфраструктуры производственного предприятия ОАО «Метео» (2011 г.);

• Разработка основных образовательных программ: «Организация коммерческой деятельности на предприятиях металлургии» и «Бизнес-проектирование коммерческой деятельности» магистратуры и бакалавриата по направлениям «Металлургия: Мировой рынок сырья и металлов», а также «Торговое дело: Коммерция», реализуемых кафедрой металловедения ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина».

Практические результаты исследования, их использование подтверждены соответствующими актами и справками о внедрении.

Публикации. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 11 публикациях объемом 10,15 авт. п. л., из них 4 статьи (1,4 авт. п.л.) опубликованы в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ («Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Управление экономическими системами»).

Объем и структура диссертации определяются предметом исследования, его целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения и содержит 151 страницу основного текста, 38 таблиц, 32 рисунка, 14 формул, библиографический список, включающий 172 источника, 7 приложений.

Выводы Местоположение хорошее.

Объект оценки земельный участок площадью 1971 кв. м, (доля 48% -584,56 кв.м.), расположен по адресу г. Екатеринбург,.

Адрес г. Екатеринбург,.

Кадастровый номер XXX.

Площадь 584,56 кв. м.

Назначение земли поселений.

Разрешенное использование земельные участки занятые административно-управленческими помещениями.

Право пользования аренда.

Улучшения четырехэтажное административное здание общей площадью, площадью 5469 кв. м, Площадь помещений в собственность Предприятия 1 1621,7 кв. м, (Согласно Дополнительному соглашению № 3 от 16.11.2008).

Подъездные пути асфальт.

Благоустройство территории парковка для автотранспорта.

Рельеф почв ровный.

Ограждения внутренний двор огражден железобетонным забором.

Исследование почв не проводилось.

Подземные воды не анализировалось.

Опасность окружающей среды не выявлено.

Дополнительных земельных инженерно-изыскательских работ не проводилось, факторы, неблагоприятно влияющие на оцениваемый объект, не выявлены.

Описание улучшений.

На земельном участке расположено четырехэтажное административное здание. Общее физическое состояние улучшений объекта оценки можно оценить как хорошее. Здание было сдано в эксплуатацию — 1979 г, за последние три года в помещениях принадлежащих ЗАО «Строительно-конструкторское бюро» был проведен текущий ремонт, установлена новая пожарная сигнализация, проведена замена внутренних инженерных сетей, проведен ремонт внутренних проемов и дверей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научной литературы по теме диссертационного исследования показал, что на сегодняшний день все еще недостаточно полно исследованы теоретические и практические проблемы разработки, внедрения и оценки организационно-управленческих инноваций, аспекты управления инновационным развитием инфраструктурного окружения предприятия в текущей деятельности субъектов бизнеса, в особенности в промышленных секторах.

Без разработки способов управления и определения экономического эффекта от инфраструктурного окружения, как неотъемлемого элемента предприятия, не может считаться полностью законченной методология определения экономической эффективности функционирования промышленного предприятия в целом.

Следовательно, развитие инноваций в инфраструктурном окружении промышленного предприятия является одним из приоритетных направлений, что включает постоянный мониторинг уровней экономической эффективности функционирования инфраструктуры и соответственно уровня развития промышленного предприятия и его инфраструктуры.

В результате исследования промышленного предприятия и роли в ней инфраструктуры, мы доказали целесообразность дополнения типологии инноваций, включающая: новый классификационный признак — структуру промышленного предприятия.

Учитывая огромную роль инфраструктуры в промышленном предприятии, можно сделать вывод, что инновации, развивающие её, заслуживают выделения их в отдельный тип.

Таким образом, инновации в зависимости от принадлежности к структурным элементам предприятия, стало возможным подразделять на производственные и инфраструктурные.

В дальнейшем нами было сформулировано понятие инфраструктурные инновации. Инфраструктурными инновациями промышленного предприятия это вывод на рынок новых, более совершенных бизнес-процессов, обеспечивающих бесперебойную работу производственного предприятия, возникающих под действием рыночного спроса, создающих условия для роста добавленной стоимости и эффективного развития всего промышленного предприятия. На основе исследования сути инфраструктурных инноваций выявлены взаимосвязи типа инноваций и уровня риска инновационной деятельности. Выделение инфраструктурных инноваций в качестве отдельного типа стало наиболее уместным, в связи с тем, что именно данный тип инновации в наибольшей степени соответствует гипотезе рыночного спроса.

Причинами, подтверждающими данный факт стали следующие суждения:

Во-первых, развитие инфраструктурного окружения промышленного предприятия, исходя из самого понятия, происходит параллельно с развитием технологии и производственных возможностей предприятия.

Во-вторых, развитие инфраструктурного окружения промышленного предприятия, а, следовательно, появление инноваций в ней, происходит в значительной степени под давлением рыночных факторов и зависит от состояния рынка в конкретный момент времени.

В-третьих, появление инфраструктурных инноваций возможно только в том случае, если усовершенствованный бизнес-процесс будет генерировать добавленную стоимость, что в последствие может создать предпосылки для возникновения самостоятельного инновационного бизнеса в инфраструктурном окружении промышленного предприятия.

Эти утверждения способствовали возникновению основ взаимосвязи хозяйственных процессов при формировании механизма управления инфраструктурными инновациями в инфраструктурном окружении промышленного предприятия.

Для того чтобы достичь высокого роста стоимости, при реализации производственных или продуктовых инноваций, необходим как минимум технологический скачок, то есть, чтобы были на фундаментальном уровне разработаны принципиально новые технологии и продукты и чтобы они одновременно были адекватно восприняты рынком. Обычно такие инновации являются наиболее рисковыми, а проекты оцениваются как безнадежные.

Достичь нелинейного роста стоимости при реализации инфраструктурных инноваций гораздо быстрее, поскольку инновационным продуктом в данном случае является услуга, вывод на рынок услуги в большинстве случаев более простая задача в сравнении с производственными или технологическими инновациями.

Чтобы управлять инфраструктурными инновациями и оценивать эффективность их внедрения, необходим механизм управления. В результате проведённых исследований автором было уточнено понятия механизма управления инфраструктурными инновациями промышленного предприятия.

Под экономическим механизмом управления автором в работе понимается совокупность экономических систем управления взаимосвязанных конечным множеством хозяйственных процессов для достижения установленных целей.

Экономический механизм управления инновациями в инфраструктурном окружении — это совокупность экономических систем управления инновациями в бизнес-процессах обеспечивающих бесперебойную работу промышленного предприятия, взаимосвязанных конечным множеством хозяйственных процессов для целей повышения эффективности инновационной деятельности и роста добавленной стоимости.

В процессе уточнения понятия механизма управления инфраструктурными инновациями промышленного предприятия были установлены основы взаимосвязи хозяйственных процессов, выраженных в финансовой форме, при формировании самого механизма управления инфраструктурными инновациями.

В ходе исследования автором рассмотрен механизм управления инновационной деятельностью в рыночных условиях, включающий систему венчурного финансирования, систему коммерциализации инноваций, системы финансирования НИОКР на промышленных предприятиях, систему взаимодействия предприятий с ВУЗами и исследовательскими институтами.

В результате исследования было сделано заключение, что данный механизм управления инновациями не адаптирован к российским условиям развивающейся экономики, т. к. многие его системы сегодня только начинают формироваться.

В целях оптимизации и совершенствования рыночного механизма управления инновациями, а также процесса реализации и управления инновациями, автором был предложен экономический механизм управления инновациями в инфраструктурном окружении промышленного предприятия, базирующийся на концепции управления стоимостью действующего предприятия (бизнеса), включающий: технологию управления инновационными процессами в инфраструктуре промышленного предприятия.

Реализации функций управления в механизме, становиться проведение анализа, включающего назначение критериальных показателей, как для предприятия, так и для промышленного сектора экономики в целом. Так т-коэффициенты карго-индекса и капитализации предприятия могут служить мерой чувствительности инновационной активности предприятия к изменению рыночной ситуации, а также отражать его истинную стоимость. Сравнение этих показателей со среднерыночными и отраслевыми дает возможность оценить уровень инновационной активности и своевременно принять меры по его улучшению.

Критерий добавленной стоимости является показателем инновационного развития внутри предприятия инфраструктурного окружения. Автором предложен алгоритм формирования и мониторинга добавленной стоимости,.

150 которая образуется в результате реализации инноваций на предприятиях инфраструктурного окружения, а также технология бюджетного управления, реализующая данный алгоритм на предприятиях.

На основе внедрения технологии бюджетирования в рамках предприятия формируются завершенная система управления инновационной деятельностью на промышленном предприятии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой