Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на принципах предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жилищно-коммунальное хозяйство — это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Их деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Жилье для человека традиционно было одним из главных приоритетов его… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы управления и особенности реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования
    • 1. 1. Жилищно-коммунальное хозяйство — как объект регионального управления и особенности его функционирования
    • 1. 2. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере и опыт западноевропейских стран в строительстве и эксплуатации жилья
    • 1. 3. Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства и разработка комплекса мероприятий, способствующих его инвестиционной привлекательности
  • Глава 2. Социально-экономическая характеристика сферы жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области и концепция его реформирования
    • 2. 1. Оценка состояния и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства
    • 2. 2. Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства и приоритетные направления развития социальной политики
    • 2. 3. Нормативно-правовые аспекты управления жилищно-коммунальной сферой в условиях реформы
  • Глава 3. Организационно-экономический механизм управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования
    • 3. 1. Социально-экономическая и конкурентная среда реформы жи- 116 лищного хозяйства
    • 3. 2. Совершенствование системы управления и рыночный механизм функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований
    • 3. 3. Рекомендации по совершенствованию организации финансирования ЖКХ и модель изменения тарифов и снижения нерациональных финансово-материальных затрат
    • 3. 4. Разработка организационно-управленческих мероприятий по реализации программ реформирования ЖКХ на принципах предпринима- 169 тельства

Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на принципах предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменение в российской экономике, переход к рынку вызвал проблему эффективности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Процесс приватизации жилья и регулирующие его нормативные документы изменили структуру собственников жилья, что изменило систему экономических взаимодействий в отрасли и повысили ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных органов власти. Одновременно происходит ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг, старение объектов ЖКХ и их инфраструктуры, что потребовало увеличение доли местных бюджетов на создание отрасли ЖКХ в том виду, в котором оно представлено в настоящее время объединяет два разных по смыслу и содержанию сегмента. Во-первых, доставление от прежней политической и экономической системы оказание помощи малоимущим слоям населения и гражданам, то есть исполнение социальной функции, а во-вторых, реализацию жилищно-коммунальных услуг населению, то есть исполнение экономической функции. Существующие положение усугубляет высокий уровень монополизации в системе ЖКХ, бесконтрольная тарифная политика на услуги, неэффективная система управления. Отсутствует стратегия развития ЖКХ в большинстве муниципальных образований.

Отсутствие конкуренции в ЖКХ формирует затратную природу функционирования отрасли, приводит не только к завышению стоимости, но и к низкому качеству предоставленных услуг. Актуальность демонополизации обуславливается так же изменением структуры финансирования отрасли, которое предусматривает поэтапной переход от бюджетного дотирования к оплате услуг потребителям при условии адресной социальной защиты низкодоходных слоев населения.

В то же время развитие рыночных отношений способствовало возникновению малых предприятий. Их вклад в экономику страны составляет 10−12% валового внутреннего продукта, 30% всей прибыли (Госкомстат России «Регионы России», 2005 г.). Очевидно их быстрая адаптация к рынкам, гибкость управления и внутренних коммуникаций предприимчивость и инициативность в развитии инновационного процесса, не требующего значительных материальных, кадровых и организационных затрат. Их живучесть, устойчивость в неблагоприятной рыночной среде с одной сторонымассивность этого явления и его положительное влияние на социально-экономическое развитие — с другой стороныобуславливают необходимость теоретического и практического обобщения со стороны экономической науки.

Необходимо отметить, что в значительной степени современные экономические трудности развития малого предпринимательства обусловлены несовершенной системой управления производством и инновационной деятельностью на малых и средних предприятиях.

Реформирование экономических отношений, передача полномочий муниципалитета создало вопросы теоретического и прикладного характера, от решения которых зависит преобразование всей системы управления функционирования ЖКХ в условиях рынка.

Степень изученности вопроса. Различными аспектами функционирования жилищно-коммунального хозяйства в переходной экономике работы Е. Басино-вой, А. Беликова, Н. Косарева. Проблемам управления ЖКХ в регионе посвящены исследования В. В. Авдеева, О. Э. Бессоновой, Г. К. Божедолевой, А. В. Долговой, A.M. Кашарана, Н. Н. Чернышева, В. А. Яковлева. Управление городским хозяйством, жилищной сферой рассматривается в трудах В. Богомоловой, В. Бу-зырева, JI. Велинова. Вопросы развития малых и средних предприятий посвящены труды Н. Г. Агурбаша, В. И. Афанасьева, С. Ю. Глазьева, Э. Ю. Григорьева, Д. Гвишиани, В. А. Исаева, В. А. Максимова, В. Ю. Фадеева и др.

Вместе с тем, несмотря на широкое освещение проблем функционирования ЖКХ и вопросов управления малым бизнесом вопросы исследования малых форм бизнеса в эффективном функционировании ЖКХ практически освещены далеко не в полной мере. Это и предопределяет выбор темы, а так же цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка организационно-экономического механизма управления деятельностью предприятий малого бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве региона.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие основные задачи исследования:

— определить теоретические и методические основы функционирования малых предприятий, выявить факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства;

— выявить тенденции развития малого предпринимательства в странах с рыночной экономикой;

— определить (выявить) особенности жилищно-коммунального хозяйства, как отрасли народного хозяйства и его положение в экономике муниципальных образований;

— проанализировать влияние внешней и внутренней среды на стратегию управления ЖКХ;

— выполнить анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области, системы управления ЖКХ региона и определить пути и меры ее совершенствования;

— определить эффективность различных организационно-правовых форм малого предпринимательства в ЖКХ Новгородской области (государственное, частное, кооперативное) и их конкурентные принципы;

— выявить состояние нормативно-законодательной базы управления ЖКХ и определить направления ее совершенствования;

— сформулировать основные принципы устойчивого функционирования ЖКХ;

— определить направления совершенствования организационно-экономического механизма деятельности малых предприятий в жилищнокоммунальном хозяйстве, включающие обеспечение их конкурентоспособности, инвестиционный характер;

— сформулировать условия привлечения инвесторов в ЖКХ;

— разработать схему управления жилищно-коммунальным хозяйством, включая заказчик — подрядчик — потребитель коммунальных услуг и определить роль муниципальных образований;

— выявить условия (факторы) формирования предпринимательской среды в Новгородской области.

Объектом исследования является жилищно-коммунальное хозяйство. Предметом исследования выступают теоретические и методические аспекты развития форм, методов и механизмов управления малыми предприятиями в жилищно-коммунальной сфере.

Теоретической и методологической основой исследований явились труды отечественных ученых в области экономической науки, проблемы управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований Российской Федерации.

Методы исследования: логико-исторический, эволюционный, институциональный подходы, а также методы: монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, сравнения, графический, моделирования.

Информационной базой послужили законодательные акты и данные Госкомстата Российской Федерации, законы Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, Концепция совершенствования управления ЖКХ и малым бизнесом, специальная литература, периодическая печать, данные Интернет.

Научная новизна. Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, и содержащие элементы научной новизны, заключаются в следующем:

— малые предприятия всех форм собственности в силу своих конкурентных преимуществ в наибольшей степени соответствуют задачам оказания жилищно-коммунальным услуг;

— обоснована необходимость разделения предприятия ЖКХ на функциональные (одного предприятия) и их приватизация;

— на основе анализа нормативно-законодательной базы в области оказания жилищно-коммунальных услуг, установлена необходимость и направления ее совершенствования на всех уровня управления: федеральном, региональном и муниципальном;

— предложена и апробирована схема управления жилищно-коммунальным хозяйством, включающая: заказчика — подрядчика — потребителя коммунальных услуг;

— предложен организационно-экономический механизм деятельности малых предприятий, обеспечивающий их конкурентоспособность (организационно-экономические инструменты управления функционирования коммунальных услуг);

— основные направления рыночного реформирования системы ЖКХ региона заключаются в антимонопольном регулировании, создании конкуренции, разделением функций.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в качестве методологической базы федеральными и региональными руководителями, при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований, совершенствования организационно-экономического механизма управления ЖКХ. Значительные части разделов и положений диссертации доведены до стадии обеспечивающей возможность их непосредственного использования при формировании региональной социально-экономической политики и программы жилищно-коммунального обеспечения территориального развития. Теоретические положения могут быть использованы в преподавании курсов «Региональная экономика», «Основы предпринимательства», «Основы менеджмента».

Апробация результатов исследования. Основные положения, теоретические обобщения, практические выводы и рекомендации, сформулированные в диссертационном исследовании, обсуждались и получили одобрение на научных конференциях, теоретических и практических семинарах сотрудников, преподавателей и аспирантов НовГУ. Основные результаты диссертационной работы используются в практической деятельности при управлении жилищно-коммунальным хозяйством Новгородской области. Справка о внедрении прилагается. По теме диссертации опубликовано 9 научных статей, общим объемом более 3,2 п. л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Жилищно-коммунальное хозяйство — это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Их деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Жилье для человека традиционно было одним из главных приоритетов его существования. Ценность жилья как социального блага многократного увеличивается, если оно в полной мере обеспечено коммунальными услугами. Жилищно-коммунальное хозяйство призвано создавать в результате своей деятельности комфортную среду для жизни человека. Поэтому совершенно очевидно, что главными целями функционирования жилищно-коммунального хозяйства являются: обеспечение сохранности жилищного фонда и обеспечение населения качественными коммунальными услугами.

2. Жилищно-коммунальное хозяйство городов и поселков — это сложный комплекс зданий и сооружений, а также промышленного и ремонтно-строительного производства, созданного для их обслуживания и сохранности. Это одна из крупных отраслей, предназначенная для обеспечения сохранности и улучшения использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения населения коммунальными услугами, необходимыми для жизни и деятельности населения. В системе ЖКХ действует более 50 тыс. предприятий, в том числе 10 тыс. муниципальных и государственных. В отрасли занято около 4 млн. чел. Несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия являются убыточными.

3. К специфическим чертам отрасли, которые в своем комплексе и составляют жилищно-коммунального хозяйство, относятся такие технико-экономические особенности как:

— нецелесообразность предоставления коммунальной продукции сверх оптимального предела, определяемого численностью населения, проживающего в населенном пункте, размерами территории и особенностями ее планировки, своеобразием природных условий, степени развития градообразующей и градо-обслуживающих сфер;

— наличие резерва мощностей коммунальных предприятий, связанных с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг;

— независимость численности основного эксплуатационного персонала непосредственно от объема производимой коммунальной продукции;

— отличная от других отраслей структура основных фондов, при которой удельный вес пассивной части значительно (в 2 раза) выше, чем на промышленных предприятиях;

— специфическая структура затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами являются расходы на энергоносители.

4. Предприятия, оказывающие услуги тепло-, водоснабжения и водоотведе-ния, несмотря на разнородность оказываемых услуг, характеризуются несколькими общими признаками:

— использованием в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, тепловых сетей, устройств по передаче электроэнергии, газа и т. д.);

— неразрывностью или строгой последовательностью процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;

— невозможностью потребителя отказаться от получения данных видов услуг на сколько-нибудь длительный срок;

— невозможностью компенсации недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного их производства в другой;

— необходимостью четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;

— тесной зависимостью организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.

Все вышеупомянутые виды услуг могут быть отнесены к естественным локальным монополиям на конкретной территории.

5. На развитие жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности оказывают влияние:

— особенности сельского образа жизни;

— особенности застройки сельских поселений;

— уровень денежных доходов и социальнойзащищенности сельского населения.

6. Анализ деятельности жилищно-коммунального хозяйства как управляемой системы с присущими ей чертами и особенностями позволил сделать следующие выводы:

— ЖКХ является многоотраслевой и многофункциональной системой с разнообразием результатов конкретного труда, выступающих не в вещественной форме, а в форме услуги;

— большинство отраслей ЖКХ является естественными монополиями, поэтому помимо рыночного и общественного регулирования хозяйственных процессов в этой сфере требуется особая система экономических инструментов их антимонопольного регулирования;

— критерием эффективности управления системой ЖКХ являются не столько конечные экономические результаты и показатели, сколько мера удовлетворения и насыщения потребностей людей коммунально-бытовыми благами и их качество;

— многосубъективный характер как экономических отношений, так и управленческих решений в системе ЖКХ, которые должны быть дифференцированы по хозяйствующим субъектам, имеющим разные экономические интересы и методы их реализации.

7. ЖКХ как сектора производственных услуг имеет ряд существенных особенностей:

— многоотраслевой (более 30 отраслей) характер, включая отрасли естественной монополии (электро-, тепло-, газои водоснабжение, водоотведение) и конкурентные отрасли (ремонт и содержание жилья и коммунальной техники, i садово-парковое хозяйство и уход за насаждениями, дорожное хозяйство, уборка и освещение территорий, сбор, транспортировка и утилизация отходов);

— высокая доля муниципальной собственности на земельные участки, водные и лесные ресурсы, жилой и нежилой фонд, особая роль регионального и муниципального менеджмента в управлении ЖКХ;

— конечным потребителем услуг являются домохозяйства (семьи), некоммерческие организации домохозяев (кооперативы, кондоминиумы и т. д.), а также местные власти.

8. Эффективный менеджмент на муниципальном рынке коммунальных услуг включает в себя применение процедуры банкротства к неэффективным предприятиям — поставщикам ЖКУ и организацию конкуренции в форме конкурса (тендера) за исключительное право производства или оказания услуг на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг. Действующее законодательство не обеспечивает системного решения проблем управления ЖКХ, а неформальные правила (традиции, ценностные ориентации) не соответствуют рыночным нормам поведения хозяйствующих субъектов, населения и работников ЖКХ. ЖКХ в структуре экономики муниципального образования не только обеспечивает взаимосвязь основных подсистем инфраструктуры муниципального образования, но и участвует в рекреации человеческого потенциала всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования.

9. В современных условиях задача местных органов власти заключается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКК муниципального образования, в том числе: а. Создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКК, учитывающей территориальные особенности. б. Организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных вариантов. в. Контроль за процессом реализации инвестиционных проектов. г. Содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.). д. Создание информационной базы об экономическом потенциале муниципального образования, состоянии ЖКК и его предприятий.

10. В настоящее время существует объективная тенденция ускорения передачи объектов ЖКХ и социальная сфера сельскохозяйственных организация в муниципальную собственность. Основанием для этого являются:

— необходимость сохранения функционального назначения указанных объектов и установленный порядок их приватизации;

— освобождение сельскохозяйственных предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства социальной сферы.

11. Основным направлением развития ЖКХ на современном этапе является реформирование данного сектора экономики. Наиболее приоритетными задачами реформирования ЖКХ, являются:

— экономические — уменьшение расходов муниципального бюджета;

— социальные — повышение качества содержания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг;

— структурные — развитие рыночных отношений в ЖКХ города, эффективное управление жилищным фондом.

12. Организационные предпосылки эффективной реформы ЖКХ включают:

— создание законодательной и нормативно-правовой базы, учитывающей особенности данного региона и муниципального образования (МО). Однако ЖКХ представляет в первую очередь муниципальную инфраструктуру и его деятельность должна регулирования местными нормами;

— изменение механизма финансирования ЖКХ на основе разделения функций заказчика, управляющих компаний, исполнителя и потребителя, обладающего контрольными функциями;

— развитие конкурентных отношений государственных, муниципальных и частных организаций на основе реформы локальных естественных монополий, муниципальных унитарных предприятий (МУП) и привлечения в сферу строительства и ЖКХ крупных корпораций и сетевых структур.

13. Опыт западноевропейских стран показывает, что свободные рыночные отношения в жилищном хозяйстве не всегда приводят к положительным результатам. Для части населения проживание в соответствии с реальными потребностями при существующих условиях рынка оплатить невозможно, для многих людей свободный рынок практически не дает шанса получить в пользование собственную квартиру. Поэтому государство вынуждено устанавливать в жилищной сфере рамочные условия как законодательные, так и финансовые. Рынок жилья можно представить как совокупность различных рынков, организованных по территориальным, структурным, качественным и другим признакам, с ориентацией на определенные группы населения. Так, например, существует рынок сдаваемых внаем квартир, рынок кооперативных квартир, рынок домов на одну семью. Выделяют специальные рынки с учетом величины квартир, качества их отделки, стоимости, а также местонахождения.

14. В Великом Новгороде на 1 января-2006 года 3581 жилое здание, из них 19 домов признаны ветхими. Жилищный фонд Великого Новгорода составляет 4429,3 тыс. кв. м, из них 1587,4 тыс. кв. м приходится на муниципальный и 2760,1 тыс. кв. м — на частный жилищный фонд. Ветхого жилья в городе — 12,1 тыс. кв. м. За 2004 год жилищный фонд увеличился на 84,0 тыс. кв. м, в том числе 83,9 тыс. кв. м — за счет нового строительства. Выбыло за этот период 3,3 тыс. кв. м жилья. Более 90 процентов жилищного фонда оборудовано водопроводом (96,32 процента), канализацией (96,32 процента), центральным отоплением (96,77 процента) и газом (91,28 процента). Горячим водоснабжением оборудовано 90,17 процента, ванной или душем — 89,43 процента, электрическими плитами — 5,66 процента, мусоропроводом — 251 дом, лифтами — 250.

Жизнеобеспечение Великого Новгорода поддерживают около 30 предприятий и учреждений различных форм собственности, в которых занято более.

6000 работников. Управление жилищным фондом осуществляют различные управляющие организации.

15. По состоянию на октября 2005 года в Великом Новгороде зарегистрировано и действует 119 товариществ собственников жилья, в управлении которых находится 34,85 тыс. кв. м жилищного фонда. Единственным поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению является муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода «Новгородский водоканал». Общая протяженность сетей водоснабжения, находящихся на балансе предприятия, составляет 514,1 км, сетей водоотведения — 390,7 км. Основным поставщиком тепла и горячей воды является муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода «Теплоэнерго». На балансе предприятия находится 63 котельные, 44 центральных тепловых пункта и 246,99 км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении). Кроме муниципальных тепловую энергию жилищному фонду подают 5 ведомственных котельных. Все котельные работают на газе. В Великом Новгороде существует относительно развитый рынок жилья, широко представлены услуги риэлтерских компаний. Несмотря на это жилищная проблема является одной из наиболее актуальных. В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 8 тысяч семей.

16. В целях развития доступного рынка жилья в Великом Новгороде реализуется программа ипотечного кредитования и обеспечения жильем молодых семей. В 2005 годз110 программе ипотечного кредитования и обеспечения жильем молодых семей использовано 10,3 млн. рублей, в том числе 5 млн. рублей — бюджетные средства, 5,3 млн. рублей — возвратные средства. Таким образом, улучшили жилищные условия 54 семьи, из них 12 — по Программе обеспечения жильем молодых семей в Великом Новгороде на 2002;2010 годы.

17. Важным показателем становления реальных экономических отношений в жилищно-коммунальном секторе является доля работ и услуг, выполняемых на конкурсных условиях. Причем в жилищно-коммунальном хозяйстве выделяются сферы так называемых естественных локальных монополий, где развитие конкурентных отношений невозможно или ограничено по экономическим, технологическим или экологическим причинам. Это в первую очередь сфера поставки ресурсов, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, которые поставляются через присоединенные сети. В сфере монополий главной задачей становится формирование рациональной ценовой политики путем тарифного регулирования монопольной деятельности.

В то же время деятельность, связанная с оказанием услуг по содержанию жилищного фонда, является высококонкурентной сферой бизнеса. Анализ реальной ситуации по развитию конкурентных отношений в сфере обслуживания жилья выявил три проблемы:

— формирование альтернативного спроса на жилищные услуги;

— развитие конкуренции в сфере управления жилищной недвижимостью;

— развитие конкуренции в сфере подрядных работ по содержанию и обслуживанию жилищного фонда.

18. В жилищно-коммунальной отрасли муниципальных образований существуют две проблемы, требующие решения:

— формирование системы управления, обеспечивающей эффективное использование имеющихся средств и имущества;

— создание условий для привлечения инвестиций.

Создание эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством является одним из условий привлечения инвестиций в отрасль. Сегодня очевидно, что у муниципалитетов нет средств для восстановления и модернизации жилищной и коммунальной инфраструктуры и что при действующей неэффективной системе управления жилищным и коммунальным комплексом никто инвестировать в отрасль не будет. Неэффективность системы управления ЖКХ в малых и сельских муниципальных образованиях выражается:

— в сохранении и усилении административных рычагов управления;

— в попытках органов местного самоуправления вернуть монополию на заказ жилищно-коммунальных услуг;

— в сохранении территориальной монополии жилищных предприятий или монополизации всей сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг многоотраслевыми предприятиями;

— в отсутствии или низкой эффективности договорных отношений;

— в политизированности процедуры установления ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг;

— в неэффективной тарифной политике.

19. Эффективный менеджмент на муниципальном рынке коммунальных услуг включает в себя следующие механизмы:

— организация тарифов с учетом потребления услуги, использование возможностей снижения затрат по элементам на основе нормативов, скорректированных с учетом местных условий по поправочным коэффициентам и установление дифференцированных тарифов, причем стратегия ценообразования предприятий ЖКХ в рамках города должна учитывать влияние следующих факторов: градостроительные особенности города, уровень благоустройства жилищного фонда, мощность предприятий жилищно-коммунальных услуг и уровень ее использования, особенности технологического процесса представления услуг на рынке ЖКУ, виды и схемы доставки материальных носителей этих услуг;

— создание условий по обеспечению конкуренции на основе конкурса (тендера) за исключительное право оказания услуг на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг;

— использование в качестве инструмента экономического механизма управления предприятий-монополистов в сфере ЖКУ двухставочного тарифа, который с одной стороны способен сглаживать колебания доходов предприятия за счет сокращения потребностей в оборотных средствах и уменьшить риск возникновения «кассовых разрывов», а с другой стороны — отвечать интересам потребителя, оплачивающего лишь реально необходимые ему затраты.

20. В настоящее время функции по управлению жилищным фондом и управлению объектами коммунальной инфраструктуры совмещаются в рамках многоотраслевых жилищно-коммунальных предприятий. Для малых и сельских муниципальных образований представляется оправданным объединение в одной организации функций по управлению и обслуживанию! жилищного фонда и создание многоотраслевых организаций, осуществляющих поставку коммунальных, ресурсов (тепло, водоснабжение, водоотведение и. пр.). При определении границ территориина которой работает организация-, осуществляющая управление муниципальным имуществом, следует избегать принципа «один населенный пункт — одна, организация». Попыткасформировать систему управления жилищно-коммунальнойотраслью в пределах одного населенного пункта (села, поселения) приводят к, монополизации сферы: управления tмуниципальным имуществом-^ предоставления жилищно-коммунальных услуг.,.

21. Предлагаемая в диссертации модель управления сферой ЖКУ села предусматривает разработку с участием муниципальных образований и внесение в органы исполнительной и законодательной власти регионов предложений по проектам регламентирующих и нормативно-методических актов, в сфере бюджетной и налоговой политики, финансирования и реформирования^ жилищно-коммунального хозяйствавключая передачу его объектов^ в муниципальную собственность.

22'. Стабильное и достаточное финансирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг может быть достигнуто путем обеспечения в бюджетной системе, а, также у самих предприятий ЖКХ достаточного объема финансовых ресурсов. Основными мерами, которые приведут к обеспечению/ достаточного уровня финансирования, являются:

— переход на полную оплату потребителями, в том числе населением, жилищно-коммунальных услуг, с учетом роста потребности в средствах на" предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста потребности в дотированиибюджетной сферы;

— упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг (задача федерального уровня);

— упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования инвестиционных составляющих тарифа (амортизационные отчисления, фонд капитального ремонта, прибыль и т. п.) на цели модернизации и развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Чернышев Л. П., Яганов В. Н. Экономические правоотношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, т. 2. — М.: Изд-во союза работников ЖКХ, 1997, с. 605.
  2. Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики. // Российский экономический журнал 1999, № 3.
  3. А.Ф. Новые механизмы управления социальным жильём // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ — 2000 № 6.
  4. А.О. Государственная политика малого предпринимательства в США и Японии // Маркетинг. 1995 — № 2 — С. 113−123.
  5. В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы: ИНФРА. -М. 2000.
  6. И.В. Реформа ЖКХ: проблемы и задачи нынешнего этапа // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ — 1999 № 7.
  7. Дж. Приватизация монополий // Промышленная организация — август 1996.
  8. О.А. Организационно-финансовые основы реструктуризации предприятий ЖКХ. Автореф. на соискание уч. ст. канд. эк. наук. Санкт-Петербург, 2004 г.
  9. О.А. Реформа ЖКХ и ее роль в обеспечении устойчивости региональных и муниципальных бюджетов. «Финансы и кредит». Региональная экономика: теория и практика. № 8 (11), 2004 г. — 0,75 п.л.
  10. А. По услугам и квартплата. // Э и Ж., 1999. № 3. с. 32.
  11. М. Усовершенствования в теории управлений естественных монополий // Экономический обзор 1998 — № 1.
  12. М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист 2002, № 3, с. 68.
  13. А.Д., Павленко Ю. В. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики 2000 — № 12.
  14. Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне (методические рекомендации) / Департамент развития малого предпринимательства правительства Ленинградской области.- СПБ., 1997. 156 с.
  15. Гражданский кодекс, ч. 1, ч. 2. // Сборник кодексов Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  16. А.С. Экономический механизм развития жилищно-коммунального комплекса муниципального образования городского типа // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эк. наук. Санкт-Петербург 2004.
  17. Т.А. Организационно-экономический механизм формирования и управления рынком жилищно-коммунальных услуг на муниципальном уровне. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эк. наук, Ростов-на-Дону, 2002, 25 с.
  18. Г. В., Саралидзе A.M., Шатрун И. Б. Совершенствование управления жилищно-коммунальным комплексом в условиях рыночных реформ: Монография / Владимирский гос. ун-т, 2001., с. 152.
  19. Г. Мелкий бизнес в Великобритании // Мировая экономика и международные отношения 1992 — № 3 — С. 120−132.
  20. П. Конкуренция и реформа электроэнергетики США // Экономические перспективы — 1997 № 3.
  21. Доклад ГКРП России «О состоянии и развитии малого предпринимательства в РФ и мерах по его государственной поддержке» / Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. — М., 1996.
  22. О.А. Опыт работы частной управляющей компании. ЖКХ, 2003, № 8, часть 1. С.66−68.
  23. О., Рейнгольд Е., Инвестирование жилищного строительства // Экономист, 2000, № 4, с. 57−59.
  24. А.А. Внебюджетное финансирование и его роль в жилищно-коммунальной реформе // 1999 № 9.
  25. А.А. Перспектива развития реформы ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ — 1999 № 12.
  26. Европейский обзор малых и средних предприятий. 1993. — СПб., 1994.
  27. И. В. Модернизация системы управления сферой жилищно-коммунальных услуг сельских территорий // Автореферат дисс. на соискание уч. ст. кандидата эк. наук. Ростов-на-Дону, 2004 г.
  28. Ж.-М. Брик, Ж. Луайе (Франция) / Примеры частно-общественного партнерства в организации городского хозяйства // Уроки западноевропейского опыта / Под общей ред. Б. М. Гринчеля. СПб, 1996 г. — 295 с.
  29. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности — М.: Прогресс. 1997.
  30. И.Н. От службы заказчика к управляющей компании // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2002, № 1, ч. 2, с. 4.
  31. Т.Г. Жильё как объект экономических отношений в переходной экономике. Автореф. дис. канд. эконом, наук Ростов-на-Дону — 1998).
  32. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»
  33. П.Н. Стратегическое управление жилищно-коммунальнымхозяйством муниципального образования. / Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.э.н. Владимир. — 2002. — 27 с.
  34. Н.Г. Государство и малый бизнес США М.: Наука, 1987. — 176 с.
  35. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций, 2-е изд. М.: Филинъ, 1996 г.
  36. И. Условия осуществления жилищной реформы // Экономист, 2000, № 5, с. 61−66.
  37. А.А. Формирование рыночного механизма функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг. Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.э.н. Ростов-на-Дону. — 2002. — 31 с.
  38. А.А., Симеонов Ю. Ф. Оплата жилищно-коммунальных услуг Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2001.
  39. A.M. Порядок передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность. ЖКХ, 2003, № 8, часть 1. С.38−42.
  40. Н.И. О мерах реализации экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации. // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2002, № 2, ч. 1, с. 6.
  41. Д.Ю. Поиск нового в обслуживании жилья // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ — 1999 № 3.
  42. А. Пути эффективного управления жилищным фондом // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ — 1999 — № 6.
  43. Ю.В. Реформирование ЖКХ: практика и проблемы региона // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ 2000 — № 4.
  44. А.Д. Заказчик и поставщик услуг — новые подходы к повышению эффективности хозяйственного механизма в ЖКХ. Вестник жилищно-коммунальной реформы. М.- ИПК госслужбы, 1999.
  45. Н.П., Гинзбург А. В. Сертификация в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации. ЖКХ, 2003, № 9, часть 1. С.4−5.
  46. С. И. Экономическая целесообразность реформирования ЖКХ / ЖКХ, 2003, № 8, часть 1. С. 9−12.
  47. В.М. Государственное регулирование и финансово-кредитные механизмы в жилищно-коммунальной сфере. Опыт и проблемы жилищно-коммунального хозяйства. — М.- ИПК госслужбы, 1998.
  48. Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы важный резерв управления финансами России // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ — 2000 — № 5.
  49. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта / Под общей ред. Б. М. Гринчеля. СПб, 1996 г. — 295 с.
  50. Г. М. Стратегия организации: от корпоративных намерений к плану действий // Управление персоналом, 2002, № 4, с. 48.
  51. Е.В., Фатахединова Р. С. О порядке оплаты коммунальных услуг по показаниям квартирных приборов учёта. // Жилищно-коммунальное хозяйство. 1999. № 3.
  52. B.JI. Основные направления государственной политики по управлению ЖКХ//ЖКХ, 1999. № 10 С. 6−11.
  53. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 11, с. 997.
  54. Постановление Правительства РФ № 1045 «О государственном комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 28 октября 1995 г.
  55. Постановление Правительства РФ № 224 «об организации обучении незанятого населения основам предпринимательской деятельности» от 7 марта 1995 г.
  56. Постановление Правительства РФ от 17.07.95 № 724 «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность».
  57. О. Что обещает жилищно-коммунальная реформа? // Молот, 28.07.98., № 157.
  58. Проблемы финансирования ЖКХ и качества предоставляемых услуг ЖКХ, 2003, № 8, часть 2. С.3−8.
  59. О.С. О социально-экономическом обосновании содержания жилищно-коммунальной реформы // Проблемы прогнозирования — 1998 — № 5.
  60. Реформа жилищно-коммунального хозяйства России. Экономико-правовые вопросы. Демонополизация. Защита прав потребителей М.: 1997.
  61. В.Е. Социальные приоритеты: проблемы и решения // Экономист. -1995. № 5.
  62. В.Е. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) // Российский экономический журнал. — 1995. № 9. — С. 45−50.
  63. Дж. Рыночная экономика и Россия . — М.: Экономика, 1995. — 331 с.
  64. A.M. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством региона. / Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.э.н. Владимир. — 2002. — 24 с.
  65. Е.В. Инвестиции в жилищный комплекс и экономический рост. Автореф. дис. канд. наук. — Ростов-на Дону, 2001.
  66. С. Поддержка российского предпринимательства. // Вопросы экономики. 1999. — № 2. — С. 29−39.
  67. О.В. Использование рыночных инструментов в сфере жилищно-коммунальных услуг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2003 г.
  68. Социально ориентированное управление: Опыт городов Германии для России. СПб.: Наука. — 388 с.
  69. Таги-Заде Ф. Г. Экономически обоснованные тарифы // Жилищное и коммунальное хозяйство 1999 — № 11,12.
  70. Ю.П. Реформа ЖКХ изменение тарифов, а идеологии // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2001, № 4, с. 45.
  71. А.И. Экспертиза тарифов на услуги ЖКХ: порядок финансирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ 2000 — № 3.
  72. А.И. Проблемы регулирования ценообразования в сфере ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ — 1999 № 9.
  73. И.В. Качество жилья: проблемы и пути решения. — Иркутск. Изд-во ИГЭА. 1990.
  74. А. Диверсификация предпринимательской деятельности — необходимое условие успеха// Маркетинг. 1997. — № 5. — С. 64−70.
  75. B.JI. Жильё: категориальный анализ и государственное регулирование при переходе к рынку. Автореф. дис. канд. наук. — Ростов-на Дону, 1998.
Заполнить форму текущей работой