Порядок взыскания недоимок
В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Кодекса, при получении заявления налогоплательщика об отмене приостановления с указанием счетов и корпоративных электронных средств платежа, на которых имеется достаточно средств для исполнения решения налогового органа о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, при условии, что… Читать ещё >
Порядок взыскания недоимок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования проблем взыскания недоимки вызвана необходимостью создания благоприятных условий хозяйствования в России. Перед российским государством стоит сложная задача формирования бюджетных ресурсов путем новых, цивилизованных форм изъятия из собственности части имущества у юридических и физических лиц. В настоящее время особую значимость для формирования полноценного бюджета государства приобретает проблема построения эффективного механизма взыскания недоимок. Существование недоимок стало в последнее время одной из глобальных проблем бюджета российского государства.
Налоговая задолженность является одним из существенных дестабилизирующих социально-экономических факторов, а ее значительная сумма, растущая из года в год в абсолютном выражении, продолжает оставаться серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов государства.
Урегулирование задолженности налогоплательщиков перед бюджетной системой имеет большое макроэкономическое значение в качестве условия для перехода к устойчивому развитию, повышению конкурентоспособности товаропроизводителей. Кроме того, снижение уровня налоговой задолженности является одним из крупных источников пополнения бюджета.
В связи с чем, перед государством встает необходимость поиска эффективных механизмов взыскания и реструктуризации задолженности путем обращения взыскания на имущество недоимщиков, создания рынка долгов, в том числе перед бюджетом. Для решения этих задач государством создан ряд специальных органов и организаций, которые, однако, не могут решить всю совокупность проблем, сопутствующих обращению взыскания на имущество недоимщиков из-за недостатков действующего законодательства.
Цель данной работы — изучить порядок взыскания недоимок с физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты взыскания недоимок.
2) На примере организации проследить порядок взыскания недоимки.
3) Предложить пути развития механизма взыскания недоимок в РФ.
Глава 1. Теоретические аспекты взыскания недоимок
В соответствии с подп.1 п. 1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
При этом следует помнить, что не всякий налог, установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта Российской Федерации или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог.
Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно подп.9 п. 1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам, пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах устанавливает определенную процедуру принудительного взыскания налога (пени), сбора, штрафа. Нарушение налоговым органом установленного порядка может исключить возможность принудительного взыскания налога, пени, сбора или штрафа.
По общему правилу налоговые органы вправе взыскивать налоговые долги, в том числе штрафы, во внесудебном порядке независимо от размера суммы в порядке, установленном ст. 46, 47 НК РФ.
Существует особый порядок взыскания недоимок как для физических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей и организаций. Данный порядок представлен на Рисунке 1.
Схема осуществления налоговыми органами мер принудительного взыскание задолженности с налогоплательщиков не исполнивших свою обязанность по уплате обязательных платежей
Рис 1.
1.1 Взыскание задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Налоговым органом формируется программными средствами документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по установленной форме.
На основании документа о выявлении недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
В случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в срок, установленный в этом требовании, налоговый орган начинает процедуру взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Взыскание задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется по двум условиям:
· наличие у должника неисполненной обязанности в размере, превышающем 3000 рублей;
· истечение трехлетнего срока исполнения требования об уплате, в случае если общая сумма неуплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3000 рублей В данных случаях заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подаётся налоговым органом в суд при наступлении одного из вышеуказанных условий.
Взыскание на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Порядок взыскания задолженности с налогоплательщика
1) Документ о выявлении недоимки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, формируется не позднее 10 дней после истечения всех сроков уплаты, указанных в «едином» налоговом уведомлении.
2) Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемого налогоплательщику, устанавливается не менее 8 рабочих дней с даты получения данного требования налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
3) В случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Кодекса налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм за счет имущества данного физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банках и наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (сбора), пеней и штрафа.
По истечении срока исполнения всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, неисполненных физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд, в случае превышения общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с этого физического лица 3 000 рублей, заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Не позднее дня подачи заявления о взыскании в суд копия заявления направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
При расчете размера задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, подлежащей взысканию в соответствии со статьей 48 Кодекса, по условию «меньше» или «больше» 3 000 рублей из общего размера исключается:
· задолженность, право на взыскание которой налоговым органом утрачено;
· задолженность, срок исполнения которой изменен в связи с предоставлением налогоплательщику отсрочки (рассрочки);
· задолженность, приостановленная к взысканию по решению суда, вышестоящего налогового органа, в соответствии с пунктом 15.1 статьи 101 Кодекса;
· задолженность, в отношении которой направлены заявления в суд общей юрисдикции.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика.
Взыскание налога на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 6 статьи 48 Кодекса, согласно которому со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.
Взыскание налога (сбора), пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении имущества должника в соответствии с пунктом 5 статьи 48 Кодекса.
Обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
Работа налоговых органов по взысканию задолженности с налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
Рис. 2
1.2 Взыскание задолженности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и принятие обеспечительных мер
В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган обязан принять меры по взысканию возникшей задолженности в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
В случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в срок, установленный в этом требовании, налоговый орган начинает процедуру взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии со статьями 46 и 47 Кодекса.
Процедура бесспорного взыскания представляет собой взыскание задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и за счет иного имущества должника.
Данные процедуры взыскания осуществляются последовательно одна за другой.
Первоначально налоговым органом осуществляется взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств.
Налоговый орган в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа формирует решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах в банках по установленной форме.
В качестве обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, а также электронных денежных средств одновременно налоговым органом приостанавливаются операции по счетам налогоплательщика и перевод электронных денежных средств.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах, налоговый орган осуществляет взыскание за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента налогоплательщика, путем принятия соответствующего решения и направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов для совершения исполнительных действий.
В качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика налоговым органом может производиться арест имущества.
В случае пропуска сроков применения налоговыми органами мер принудительного взыскания (за счет денежных средств налогоплательщика и за счет иного имущества должника) дальнейшее взыскание возможно только в судебном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Порядок взыскания задолженности с налогоплательщика.
При выявлении недоимки у налогоплательщика (в том числе в случае утраты права на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам и задолженности по начисленным пеням, прекращения действия отсрочки, рассрочки, расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите) налоговый орган формирует программными средствами документ о выявлении недоимки, который хранится в электронном виде в налоговом органе.
Документ о выявлении недоимки у налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) — организаций, индивидуальных предпринимателей или ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (далее — КГН) формируется не позднее 10 календарных дней со дня наступления срока уплаты налога (сбора).
В случае непоступления в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налоговой декларации (расчета) документ о выявлении недоимки формируется не позднее 10 календарных дней со дня поступления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).
Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
В случае если сформировано несколько документов о выявлении недоимки, образовавшейся из-за неуплаты налогов (сборов) в пределах 10 календарных дней (двух месяцев), то требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа формируется на основании всех вышеуказанных документов о выявлении недоимки.
Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемое налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в двадцатидневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа заполняется в двух экземплярах. Один экземпляр передается соответственно руководителю организации (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Кодекса).
Второй экземпляр требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа с подписью руководителя (законного или уполномоченного представителя) налогоплательщика и с указанием даты его вручения или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.
Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемого налогоплательщику, устанавливается не менее 8 рабочих дней с даты получения данного требования налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента налогоплательщика в банках формируется в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) в банках принимается налоговым органом не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Решение о взыскании заполняется в двух экземплярах. Первый экземпляр решения о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее шести рабочих дней после вынесения решения о взыскании, второй экземпляр хранится в налоговом органе.
Решения о взыскании, принимаемые налоговыми органами в случае неисполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного налогоплательщику по результатам налоговых проверок, либо в соответствии с пунктом 23 статьи 176.1 пунктом 13 статьи 204 Кодекса, формируются отдельно.
Налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о взыскании, направляет в банк на бумажном носителе или в электронном виде поручение налогового органа на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
В случае направления налоговым органом поручений на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации на несколько счетов налогоплательщика, общая сумма вышеназванных поручений налогового органа должна соответствовать сумме задолженности налогоплательщика, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств, путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя в банке.
При поступлении в налоговый орган информации об отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка в соответствии со статьей 60 Кодекса, а также сведений об отсутствии денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, налоговый орган не позднее следующего дня направляет в банк поручение на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банке.
Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика, на который должны быть переведены электронные денежные средства. В случае отсутствия на этом счете налогоплательщика поручений налогового органа на списание и перечисление сумм налога, сбора, пени, штрафа, процентов в бюджетную систему Российской Федерации, необходимо ранее выставленные поручения на списание и перечисление перенаправить на этот расчетный счет налогоплательщика.
В случае возврата банком по причине ненадлежащего оформления соответствующего поручения, налоговый орган исправляет ошибки и не позднее дня, следующего за днем возврата, и направляет в банк поручение на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации или на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) в банке.
В случае возврата банком поручений налоговых органов по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета или корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика, взыскание осуществляется с иных счетов и корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика в банке (в т.ч. с вновь открытых) путем направления соответствующего поручения.
В случае получения налогоплательщиком права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам и начисленным пеням и штрафам, предоставления отсрочки, рассрочки, заключения договора об инвестиционном налоговом кредите решение о взыскании отменяется, поручения налоговых органов из банков отзываются в срок не позднее трех рабочих дней со дня предоставления права на реструктуризацию, отсрочки (рассрочки), заключения договора об инвестиционном налогов кредите или после поступления в налоговый орган информации о предоставлении права на реструктуризацию, предоставления отсрочки (рассрочки) и заключения договора об инвестиционном налоговом кредите.
В случае недостаточности или отсутствия денежных средств на расчетных счетах и корпоративных электронных средствах платежа налогоплательщика для исполнения решения о взыскании за счет, налоговый орган вправе приостановить (отозвать) не позднее дня, следующего за днем поступления информации от банка о наличии денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика, ранее выставленные на эти счета поручения и перенаправить их на те расчетные счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, в т. ч. и на вновь открытые, на которых достаточно средств для исполнения соответствующего решения о взыскании, в срок до принятия налоговым органом решения о взыскании за счет имущества должника либо до истечения срока принятия решения о взыскании за счет имущества должника (один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 11 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику КГН, но не позднее шести месяцев после истечения указанного срока. В решении о взыскании перечисляются все участники КГН.
При этом взыскание налога за счёт денежных средств на счетах в банках в первую очередь производится за счёт денежных средств ответственного участника КГН, путём направления поручений налогового органа на списание и перечисление сумм налога, сбора, пени, штрафа, процентов в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учётом сумм, уплаченных ответственным участником КГН.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 статьи 46 Кодекса при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах в банках у ответственного участника КГН для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счёт денежных средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках. Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику КГН.
При уплате налога, в том числе частично, одним из участников КГН процедура взыскания в уплаченной части прекращается.
При поступлении в налоговый орган информации об отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка или сведений об отсутствии денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, налоговый орган не позднее следующего дня направляет в банк поручение в отношении участника КГН (в рамках действующего решения о взыскании за счёт денежных средств на счетах в банках).
Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:
· по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 статьи 64 Кодекса;
· при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;
· по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента), а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.
Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:
· изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 Кодекса;
· исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьей 78 Кодекса;
· списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренныхглавой 9, а также статьей 176.1 Кодекса, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 Кодекса;
· уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со статьей 81 Кодекса;
· поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76 и пунктом 2 статьи 86 Кодекса в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решению о взыскании.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств в соответствии со статьей 76 Кодекса.
Налоговый орган одновременно с принятием решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика по всем его счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств.
В целях обеспечения возможности исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с решением о принятии обеспечительных мер налоговый орган принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по всем его счетам в банке только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки.
Копия решения о приостановлении передается налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии данного решения налогового органа.
При направлении решения об отмене приостановления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, решение формируются в налоговом органе, подписывается и регистрируется как бумажный документ в установленном порядке. После подписи решения выполняется его формирование в электронном виде и отправка в МИ ФНС России по ЦОД для направления в банк. Бумажный экземпляр решения подшивается в дело налогоплательщика.
При направлении решения о приостановлении и решения об отмене приостановления в электронном виде, направление их в бумажном виде не допускается.
В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Кодекса, при получении заявления налогоплательщика об отмене приостановления с указанием счетов и корпоративных электронных средств платежа, на которых имеется достаточно средств для исполнения решения налогового органа о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, при условии, что общая сумма денежных средств должника, находящихся на счетах и корпоративных электронных средств платежа превышает указанную в решении сумму, налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения такого заявления принять решение об отмене приостановления в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении.
После получения от банка подтверждающей информации о наличии денежных средств, достаточных для исполнения решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, в течение двух рабочих дней принимается решение об отмене приостановления.
В случае отмены (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств одновременно с этим принимается решение об отмене приостановления.
В случае приостановления исполнения (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств решение об отмене приостановления не принимается, действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках не приостанавливается (за исключением случаев, когда имеется прямое указание суда на осуществление соответствующих действий).
Приостановление операций по счетам участников КГН в банке производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках.
Наложение ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента в соответствии со статьей 77 Кодекса.
Статья 77 Кодекса предусматривает наложение налоговыми органами ареста на имущество в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Указанный арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях обеспечения налоговых обязательств.
Арест имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:
1) Неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;
2) Достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.
Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается налоговым органом после получения информации от банков о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках в виде соответствующего постановления.
Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3-х экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста.
Налоговые органы обязаны предоставить все документы, подтверждающие обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик (должностные лица налогоплательщика) предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество прокурору.
При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.
Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.
Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры.
При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры.
В случае отказа в даче санкции прокурором по иным основаниям, налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору.
Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику либо его представителю лично под расписку либо направляет его по почте заказным письмом.
Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте.
В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.
При производстве ареста необходимо учитывать, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа. Аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога, сбора, пени, штрафа.
При невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в произведении ареста) или специализированной организации.
При необходимости к производству ареста могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел в качестве лиц, обеспечивающих безопасность должностных лиц налогового органа, производящих арест.
Арест имущества производится с участием понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.
Сотрудник налогового органа, производящий арест, обязан в устной форме разъяснить права и обязанности лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику (его представителю).
Протокол подписывается сотрудником налогового органа, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол сотрудник налогового органа отражает данный факт в протоколе.
Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.
Основанием для отмены решения об аресте имущества является:
· решение должностного лица налогового органа об отмене ареста;
· решение вышестоящего налогового органа;
· судебный акт;
· наложение судебным приставом-исполнителем ареста на тоже самое имущество при исполнении исполнительного документа о взыскании обязательных платежей;
· заключение договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса.
Решение об отмене ареста принимается не позднее дня, следующего за днем получения от налогоплательщика документов, подтверждающих уплату налога, либо соответствующих решений налогового органа, постановления судебного пристава-исполнителя или вступления в законную силу решения суда.
Решение об отмене ареста оформляется постановлением. Данное постановление в течение трех рабочих дней рабочих дней направляется в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества.
Налоговый орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти рабочих дней после дня принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 77 Кодекса арест имущества участников КГН производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 Кодекса.
Взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) в соответствии со статьей 47 Кодекса.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика или отсутствии информации о счетах, налоговый орган принимает решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 Кодекса.
Решение о взыскании за счет имущества заполняется в одном экземпляре и хранится в налоговом органе. Копия решения о взыскании за счет имущества доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Кодекса решение о взыскании за счет имущества налогоплательщика принимается налоговым органом в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
В 3-хдневный срок после принятия решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю соответствующее постановление. В случае принятия решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика, в целях предотвращения двойного взыскания налога, сбора, пени, штрафа, налоговый орган при получении от судебного пристава — исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента), находящиеся в банках, приостанавливает действие поручений налогового органа и сообщает об этом соответствующему банку.
В случае предоставления должнику права на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам и начисленным пеням и штрафам, предоставления отсрочки, рассрочки, заключения договора об инвестиционном налоговом кредите, суммы которых взыскивались судебным приставом-исполнителем, налоговый орган принимает решение об отмене ранее вынесенного решения о взыскании за счет иного имущества налогоплательщика и отзывает постановление из соответствующего структурного подразделения территориального органа ФССП России.
В соответствии с пунктом 11 статьи 47 Кодекса взыскание налога на прибыль организаций по КГН, соответствующих пеней и штрафов за счёт имущества участников этой группы производится в первую очередь за счёт имущества ответственного участника этой группы, а при недостаточности (отсутствии) имущества у ответственного участника КГН, взыскание налога производится у иных участников этой группы.
При этом решение о взыскании за счёт имущества должника принимается отдельно в отношении каждого участника КГН.
Глава 2. Порядок взыскания недоимки на примере организации
2.1 Экономическая характеристика предприятия
налог просрочка недоимка Общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано 05 августа 1998 года и, по настоящее время, успешно работает на рынке. ООО «Титан» создано на основе учредительного договора, о добровольном объединении вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом организации.
Фирма осуществляет установку роллетных систем (роль-ставней), автоматических гаражных ворот, промышленных ворот, электроприводов для всех видов ворот, автоматических дверей с фотоэлементами, автоматических шлагбаумов, турникетов, парковочных систем, систем поверхностного водоотвода.
С 2001 года ООО «Титан» является членом Торгово-промышленной Палаты и действует на основании лицензии № Д 776 551 от 28.08.2006 г.
Основными показателями деятельности ООО «Титан» являются: доход от реализации услуг; себестоимость реализованной продукции (работ или услуг); балансовая прибыль; фонд заработной платы; численность; среднемесячная заработная плата. Показатели деятельности организации отражены в Таблице 1.
Таблица 1.
Основные показатели деятельности ООО «ТИТАН» (в рублях).
№ | Показатели | ||||
Выручка от реализации | |||||
Чистая прибыль | |||||
Предприятие развивается достаточно динамично, о чем свидетельствует рост показателей.
ООО «ТИТАН» применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения — доходы за минусом расходов по ставке 15%.
Для налогового учета предприятия составляются налоговые декларации по УСН, заполняется Книга учета доходов и расходов, расчеты и декларации по страховым взносам в пенсионный фонд. Также ежеквартально заполняется расчетная ведомость по средствам социального страхования.
К основным доходам организации относятся поступления на расчетный счет или в кассу организации от юридических и физических лиц за оказанные услуги.
К основным постоянным расходам предприятия можно отнести:
— заработную плату работников и отчисления с нее,
— арендные и коммунальные платежи,
— оплата услуг банка,
— расходы на услуги связи,
— расходы на рекламу,
— расходы на выплату процентов за пользование заемными средствами,
— расходы на канцелярские принадлежности,
— расходы на обслуживание кассового аппарата.
Упрощённая система налогообложения удобна для ООО «Титан» которые работают в сфере малого бизнеса, преимущественно с физическими лицами.
Отчетность готовится каждый квартал. До 25-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом, нужно сдавать расчет авансовых платежей, а не позднее 31 марта — декларацию за расчетный период.
На примере данных за 1 квартал 2013 года произведем расчёт налогооблагаемой базы и расчёт налога. Налогооблагаемая база рассчитана как Доходы — Расходы.
За налоговый период (2013 год) ООО «Титан» получило следующие доходы:
Таблица 2.
Доходы организации за отчетный период
№ | Дата | Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (руб.) | |
I квартал | 580 950,00 | ||
полугодие | 1 171 900,00 | ||
9 месяцев | 1 755 850,00 | ||
год | 2 521 950,00 | ||
Также в таблице 3 имеются данные о произведенных расходах в I квартале 2013 года:
Таблица 3.
Расходы предприятия за отчетный период.
№ | Название операции | Сумма, руб. | |
I квартал | |||
полугодие | |||
9 месяцев | |||
год | |||
За I квартал, полугодие и 9 месяцев налог был уплачен в срок и в полном объеме, налоговую декларацию организация представила в налоговый орган 28 марта.
Используя имеющиеся данные организации, произведем расчет налоговой нагрузки за налоговый период на предприятие при УСН.
Рассчитаем единый налог за налоговый период.
Единый налог = (2 521 950;1711210)*15%=121 611 рублей ООО «Титан» 17 марта уплатило налог за налоговый период в размере 116 000 рублей.
2.2 Взыскание недоимки на примере организации
После предоставления налоговой декларации в налоговый орган в отношении ООО «Титан» началась камеральная налоговая проверка, в ходе которой была выявлена недоимка. Акт камеральной проверки был составлен 20.06.2014
При выявлении недоимки у налогоплательщика налоговый орган не позднее 10 календарных дней со дня наступления срока уплаты налога формирует программными средствами документ о выявлении недоимки, который хранится в электронном виде в налоговом органе. Данный документ представлен в Приложении 1.
В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган обязан принять меры по взысканию возникшей задолженности в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа со дня выявления недоимки. Данное требование представлено в Приложении 2.
Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа заполняется в двух экземплярах Один экземпляр требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа передается соответственно руководителю организации (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Кодекса).
Второй экземпляр требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа с подписью руководителя (законного или уполномоченного представителя) налогоплательщика и с указанием даты его вручения или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.
Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемого налогоплательщику, устанавливается не менее 8 рабочих дней с даты получения данного требования налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа указан срок его исполнения 24.07.2014. Организация уплатила недоимку 20.07.2014, следовательно, на данную дату необходимо исчислить пени по единому налогу. Пени исчисляются исходя из 1300 действующей ставки рефинансирования, суммы неуплаченного налога и количества дней, на которое платеж был задержан.
Пени = 5611*1300*0,0825*115=177,45 рублей Таким образом, 20.07.2014 организация должна уплатить 5611+177.45 = 5788.45 рублей.
Глава 3. Пути развития механизма взыскания недоимок в РФ
Согласно Налоговому кодексу РФ в обязанности налоговых органов входит осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Из этого следует, что налоговые органы целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля и проводят систематическую работу по взысканию недоимок.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.
Анализ экономической литературы показал, что необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:
— наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
— применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
— использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.
Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.
Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития России.
Та система отбора, о которой мы говорили выше, разработана центральным аппаратом ИМНС России с учетом мирового опыта. Подобная система наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборке налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.
Первоочередной задачей налоговых органов является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.
Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение данной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.
Также одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Проверки таких налогоплательщиков в будущем должны стать обязательными.
Как показывает практика, значительно увеличивает результативность контроля применение перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов налоговой инспекции на территорию другой инспекции.
Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговых органов вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются.
Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.
Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике.
Наиболее показательным является опыт применения таких методов в Германии. Действующее германское законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.
Наиболее распространенными из них являются следующие:
— метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:
а) учет изменения имущественного положения за отчетный период;
б) учет произведенного и личного потребления за отчетный период.
Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.
— метод, основанный на анализе производственных запасов.
Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.
Кроме этих методов применяются и некоторые другие. Целесообразность законодательного закрепления данных методов многократно возрастает в связи со сложностями текущей ситуации в стране с собираемостью налогов. И первые шаги уже сделаны в этом направлении. Налоговые органы с учетом мирового опыта, вынесли соответствующее предложение в законодательный орган решение данного вопроса наделило бы налоговые органы эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет, а также мощным рычагом укрепления налоговой дисциплины посредством стимулирования налогоплательщиков к обеспечению надлежащего ведения учетной документации.
Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. Такая мера значительно повысит заинтересованность налоговых инспекторов в результатах своей работы, а в частности налоговых проверок. Одновременно необходимо ввести систему бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки.
Сущность бальной оценки, широко применяемой в Германии, состоит в следующем.
В зависимости от категории каждого проверенного предприятия — исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности — налоговому инспектору учитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии.
Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
Для совершенствования форм налогового контроля требуется повышение правовой грамотности и информированности налогоплательщиков, включая повышение качества обслуживания, в том числе за счёт создания более комфортных условий налогоплательщикам при их обращении в налоговый орган.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие направления развития контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации:
— создание автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств с целью решения контрольных и аналитических задач налоговыми органами;
— развитие и внедрение системы автоматизированной камеральной проверки в целях контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначислений;
— внедрение прогрессивных методов проведения выездных налоговых проверок, разработка и внедрение автоматизированных систем сопровождения выездных налоговых проверок в целях анализа состояния бухгалтерского учета налогоплательщика и определения наиболее вероятных сфер совершения налоговых правонарушений;
— совершенствование системы учета налоговых платежей, системы информационного взаимодействия налоговых органов и органов федерального казначейства по обмену электронными сводными реестрами с электронными платежными документами на перечисление платежей в бюджеты всех уровней;
— совершенствование средств и методов работы с крупнейшими налогоплательщиками, включая организации в сфере естественных монополий;
— повышение эффективности работы по взысканию недоимки;
— совершенствование структуры и ведения единого государственного реестра налогоплательщиков с целью обеспечения полноты и точности содержащейся в нем информации, оперативного доступа к соответствии с установленным порядком;
— развитие системы досудебного разбирательства в налоговых органах спорных вопросов с налогоплательщиками с целью сокращения числа их обращений в судебные инстанции;
— обеспечение налоговых органов новыми системными программными средствами, развитие, внедрение и сопровождение технических систем и программных комплексов, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку всех аспектов налогового администрирования;
— совершенствование организационных структур налоговых органов России;
— разработка типовых технологических процессов при осуществлении налогового администрирования на всех уровнях, проведение оценки затрат на осуществление мероприятий по налоговому администрированию с учетом их результативности;
— обеспечение многоуровневой профессиональной подготовки налоговых работников различных возрастных групп и должностных категорий работников налоговых органов;
— внедрение в процесс подготовки работников налоговых органов новых информационных и образовательных технологий.
Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития России.
Заключение
В соответствии с подп.1 п. 1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно подп.9 п. 1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам, пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах устанавливает определенную процедуру принудительного взыскания налога (пени), сбора, штрафа. Нарушение налоговым органом установленного порядка может исключить возможность принудительного взыскания налога, пени, сбора или штрафа.
По общему правилу налоговые органы вправе взыскивать налоговые долги, в том числе штрафы, во внесудебном порядке независимо от размера суммы в порядке, установленном ст. 46, 47 НК РФ.
Для физических лиц и индивидуальных предпринимателей и организаций Налоговым кодексом установлен свой порядок взыскания недоимки.
Первоочередной задачей налоговых органов является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.
Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение данной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.
Нормативные акты и литература
1) Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1, 2. М.: Эксмо, 2012. 784с.
2) Приказ от 3 октября 2012 г. N ММВ-7−8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации»
Специальная литература
3) Налоги / Под ред. Д. Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 400 с.
4) Парыгина В. А. Российская система налогообложения. Проблемы теории и практики: Учебное пособие. — М.: Статус — Кво97, 2005. — 336 с.
5) Горшнев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правоваяформа деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 291 с.
6) Дубровская В. П. Вопросы урегулирования задолженности физических лиц: выход есть// Налоговая политика и практика 2010 г., с.-14−17.
7) Уварова С. П. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок// Налоговая политика и практика 2009 г., с.-14−17.
8) 47. Шаповалов С. Налоговая отчетность и камеральная проверка //Налоговый вестник. — 2006. — № 7. — с. 31−37
Интернет-ресурсы
9) Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/
10) Федеральная налоговая служба www.nalog.ru
11) Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/