Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философско-культурологическое основание педагогической антропологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третье. Педагогическая антропология рассматривает человека как существо, имеющее индивидуальную — физическую и ментальную ограниченность, «вместимость». Природная, предметная и духовная сферы представлены определёнными знаками, посредством которых осуществляется соединение человека с миром. Общепризнано, что образовательный процесс составляет основу человеческой деятельности, а современная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • Философско-методологическое и философско-мировоззренческое обоснование педагогической антропологии
    • 1. 1. Методология исследования педагогической антропологии
    • 1. 2. Философско-культурологическая ориентация в образовательном процессе
    • 1. 3. Аксиологические установки педагогической антропологии
  • Глава вторая.
  • Культурная среда образования как сфера философско-антропологической и педагогико-антропологической парадигмы
    • 2. 1. Процесс трансформации «человека культуры» в «человека культурного»
    • 2. 2. Роль знаков культуры в образовательном процессе
    • 2. 3. Стагнация и динамика преемственности с позиций педагогической антропологии
    • 2. 4. Поликультурный аспект философский и педагогической антропологии

Философско-культурологическое основание педагогической антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Проблема человека является предметом изучения различных наук на протяжении столетий. Человек — это причина и следствие философских размышлений. Во все времена проблема человека являлась одной из главных тенденций в развитии философской мысли. В XXI веке «вечные вопросы» философии приобретают новое звучание. Противоречия между эпохой глобализации и тенденцией сохранения национальных культур, между рыночным темпом развития и потерей личностной самоидентификации, между стремлением сохранить значимость и ценность общественных интересов и самоотстраненностью личности.

Рубеж веков называют особым временем, по причине того, что в этот период происходят существенные изменения в мыслях и действиях людей. И так же как все сферы жизни человека подвергаются широкомасштабным изменениям, не остается без изменения важнейшая область человеческой жизнедеятельности — образование. Образование всегда было зеркальным отражением общества. В кризисные эпохи оно имело тенденцию предсказывать обществу те противоречия, которые его ожидают.

В современное время рыночная экономика, стремление к международному сотрудничеству на уровне высоких технологий ставит систему российского образования перед выбором — применять европейский стандарт или формировать свой, российский, на основе новых образовательных парадигм. Но в стремлении формирования новых образовательных технологий мы может забыть главное — человека. Наша система образования, ориентированная десятилетиями на общественные ценности, воспринимает демократические тенденции, к сожалению, иногда, без Человека. Эта ориентация была отмечена в 90-е годы философией образования, ценностное содержание которой бьио выражено мыслью, что пространство культуры формирует не только человека культуры, но и культурного человека.

Апофеоз идеи человека в образовании на рубеже XXI века предопределил вновь обращение к педагогической антропологии, которая в российской науке зародилась еще в XIX веке. Антропологизация гуманитарного знания, процесс, который стал современным направлением в развитии науки, предопределила и необходимость нового видения составляющих компонентов образования (воспитания и обучения).

Обращение к философско-культурологическому анализу проблем педагогической антропологии основывается на том, что человек определяет себя как личность во взаимодействии с обществом и культурой. Благодаря педагогической деятельности, образование — двойственно. Это и фактор культуры, и средство формирования, раскрытия ее содержательных компонентов. Поэтому через механизмы образования содержание культуры, становясь достижением Человека, через различные формы его деятельности вновь возвращается в культуру. Таким образом, образование — качественно изменяющийся «канал кругооборота» культуры.

Не случайно, что рядом с философской, социальной, культурной антропологией оформляются юридическая, политическая, педагогическая антропология. Педагогическая антропология в XXI веке претендует на должное место в системе человекознания. Если педагогикаэто наука о воспитании, образовании, обучении подрастающего поколения, то педагогическая антропология — это система философского, культурологического, филологического, социально-политического, историко-логического знания. Ее можно назвать своеобразным мостом от региональных теорий к всеобщему учению о человеке, к интегральной антропологии. Это обусловлено тем, что педагогическая антропологияучение о человеке развивающемся и воспитывающемся.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования на теоретическом уровне диктуется философско-культурологическим содержанием педагогической антропологии, которая ориентирована на свободную и творческую личность, смысл существования которой в самосовершенствовании и самореализации в самых разнообразных формах и проявлениях. В период модернизации системы российского образования, когда отсутствуют выверенные стратегические приоритеты, продолжается поиск ответов на вопросы, связанные с тем, сможет ли образование ответить на социальные вызовы времени и оправдать возлагаемые на него надежды, что и определяет практическую целенаправленность диссертационного исследования.

Классики отечественной философии и современные философы А. С. Ахиезер. Э. В. Ильенков, А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили, В. С. Степин и др. в своих работах говорят о том, что именно философии в нашем отечестве принадлежит выполнить духовно интегрирующую миссию. Философия, осуществляя себя в определённой воспитательной направленности, не просто способствует жизненной ориентации человека, она помогает становлению «человеческого в человеке». Особое звучание приобретает слово «помогает», потому что, как замечает, М. Мамардашвили «все философские утверждения, имеющие термин „человек“, никогда не разрешимы на каких-либо антропологических свойствах». 1 Философ говорит о том, что человек — единственное существо в мире, которое находится в состоянии «постоянного зановорождения».

Решение задач, обусловленных темой диссертации, несомненно, входит в компетенцию философии, культуры, педагогики, что подтверждает, на наш взгляд, обоснованность и целесообразность выбора педагогической антропологии в качестве объекта исследования. Поэтому актуальность постановки проблемы исследования выражается в следующем:

Первое. Традиционно проблемы педагогической антропологии в отечественной литературе рассматривались на уровне истории педагогической мысли как конкретизация соответствующих систем и концепций. Педагогическая деятельность представлялась как целостный процесс, направленный на развитие не только сознания, чувств и воли воспитуемого, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, связанных между собой. Это был.

1 Мамардашвили М. Пробдема человека в философии//0 человеческом человеке/Под общ. рея. ИТ. Фролова М, 1991.-С.15 процесс, который выполнял функции передатчика культуры от одного поколения к другому. Он представлялся деятельностью механического характера, своеобразным мостом от одного поколения к другому. Антропологическое направление в педагогической мысли обусловило особый интерес к проблеме, которая стала предметом философских размышлений, оказавших значительное влияние на становление педагогической антропологии. В настоящее время, когда наличие духовного кризиса общества не оставляет сомнения, философское осмысление сущности человека и механизмов его становления позволит прийти к выводу, что между культурой и образованием существует прочная двусторонняя связь.

Второе. С 90-х годов XX века в научный оборот вошёл термин «человек культуры», впервые употреблённый А. Ф. Малышевским, в связи с рассмотрением смысловой природы личности и диалогического характера взаимодействия личности и культуры. Культура выступает духовным компонентом человеческой деятельности, она, как замечает Б. Ерасов, вездесуща, однако в каждом конкретном виде деятельности «представляет лишь собственно духовную сторону». 'Сознание человека, который оказывается в ситуации пересечения разных культур, делает его не просто наблюдателем происходящего, но и вовлекает в активное и творческое взаимодействие с окружающим миром, людьми. Современный период ряд исследователей характеризует как время «многомерного диалога» человека и культуры, но, несмотря на достаточно глубокое освещение данной проблемы, остаётся открытым вопрос, как сделать диалог универсальным, всеохватывающим способом существования культуры и человека в культуре. Контур современного представления о человеке, который складывается при анализе данных, полученных различными науками настолько многообразен, что в нём прямо обнаруживаются противоположные свойства. Это подтверждает необходимость определения взаимодействия классических и совре.

1 Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М., 2000, — С. 8 менных подходов к бытию человека в культуре, открывает путь историко-эволюционной ориентации в области педагогической антропологии.

Третье. Педагогическая антропология рассматривает человека как существо, имеющее индивидуальную — физическую и ментальную ограниченность, «вместимость». Природная, предметная и духовная сферы представлены определёнными знаками, посредством которых осуществляется соединение человека с миром. Общепризнано, что образовательный процесс составляет основу человеческой деятельности, а современная культура базируется на способности работать с различными типами культур, что возможно только при постижении знаковой системы своей культуры. Немаловажным аспектом диссертации является рассмотрение поликультурности педагогической и философской антропологии. Необходимость переосмысления концептуальных подходов в системе образования обусловлена изменениями социального и культурного статуса личности в современном мире, задача которого в становлении ценностно-ориентирующей роли личности в мире, где доминируют альтернативные позиции. Полилог культур, таким образом, будет выступать средством взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых ценностей сосуществования разных культур как равных в философском контексте.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы педагогической антропологии в современной и классической, зарубежной и отечественной литературе тесно связаны с проблемами философского мировоззрения, историей философской и педагогической мысли. Человек как предмет философских размышлений получал самую разнообразную трактовку в различных философских направлениях, которые оказывали существенное влияние на становление идей педагогической антропологии. Философское мировоззрение, философская рефлексия, философский диалог в культурологической ретроспективе представлены в трудах В. Вивдельбандта, В.Вундта. Р. Г. Гарднера, А. А. Гусейнова, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, М. К. Мамардашвили. В трудах Н. Бердяева рассматривается экзистенциальный взгляд на становление человека, его связь с обществом, их взаимовлияние, И. А. Ильин развивает антропологическую идею целостности человека.

Введение

понятия «человек культуры» в современную педагогическую практику не только отвечает запросам сегодняшнего времени, но и помогает выстроить нетрадиционный взгляд на такие феномены как человек и культура. Как показывают исследования, природа образования требует обращения к различным сущностным аспектам культуры, которые представлены в трудах М. М. Бахтина. В. С. Библера, Г. Д. Гачева, М. С. Кагана. Н. О. Лосского, В. М. Межуева и др.

Важным фактором формирования личности является мыслительная деятельность. Психология и педагогика решают эту проблему сообща. В школе диалога культур В. С. Библера, в трудах Л. Н. Краснопольской, А. Ф. Малышевского звучит не просто обеспокоенность состоянием современного общества, но и уверенность в том, что философии принадлежит доминирующая роль в решении этой проблемы.

В трудах Н. Бердяева, С. Л. Франка, М. М. Бахтина, С. Л. Рубинштейна представлена идея о двойственной природе человека. Н. А. Бердяев характеризует важнейшую особенность двойственной природы, конкретизируя его одновременную принадлежность к духовному и материальному. По мысли философа, одной из центральных характеристик человеческого существования является противоречие между временностью его бытия, его деяний и его принадлежностью к вневременному. Этот философско-психологический подход подразумевает наличие в жизни человека пространственновременных и содержательно-смысловых аспектов. Это означает, что человек несёт ответственность за формирование собственного смыслового единства и его реализацию. Таким образом, становление человека обретает форму определения себя в мире. В контексте нашего исследования теоретические положения взаимосвязи настоящего, прошедшего и будущего легли в основу рассмотрения проблемы стагнации и динамики преемственности в педагогической антропологии.

В современной западной философской мысли средством достижения взаимопонимания представлен диалог. М. Бубер, Г. Г. Гадамер, К. Гарднер, Ж. Деррида, М. Г. Хайдегегтер, К. Ясперс и др. рассматривают диалог в тесном взаимоотношении с характером эпохи и социокультурной ситуацией.

Социальная неопределённость, размытость нравственных критериев и усиливающаяся дифференциация общества создают ситуацию непонимания между реальным и идеальным бытием человека. Однако ориентация современного процесса образования на гуманизацию — задача такой степени сложности, решить которую под силу только тому, кто будет иметь высокий личностный уровень развития. Современному обществу необходим антропологический подход в решении проблем образования, совершенствование педагогического мировоззрения в направлении его антропологизации.

Концептуальные аспекты идей становления человека культуры, обоснование смысловых механизмов этого процесса, теоретико-методологические основы взаимосвязи культуры и воспитания представлены в исследованиях А. В. Роговой.

Осмыслению духовного состояния общества в философском контексте посвящены работы М. Н. Фоминой.

В последнее время особое звучание приобретают вопросы, связанные с поиском мировоззренческих ориентаций будущего. Поиск новой системы идеалов всегда был трудным и важным, потому как только на этом пути возможен выход из духовного и культурного кризиса.

Эти проблемы побудили нас обратиться к философско-культурологическому анализу педагогической антропологии, так как по мере развития человечества укрепляются философские основания образования, оно становится всё более антропологически ориентированным. Опираясь на идеи М. Бубера, М. М. Бахтина. В. С. Библера о всеобщности диалога как основы человеческого сознания можно вести речь о проблемном поле диалоговой культуры в отношениях субъектов образовательного процесса.

Цель исследования: Целью данного исследования является анализ ан-тропологичности философско-культурологической составляющей образовательного процесса.

Поставленная цель определила следующие задачи:

— охарактеризовать аксиологические установки педагогической антропологии в их философском контексте, что позволит выявить специфику ценностей как компонента культуры;

— проанализировать становление культурной среды как фактора образования, которое представляет сферу социокультурной и антропокультурной практики человечества;

— выявить особенности трансформации «человека культуры» в «человека культурного» как показатель социокультурной динамики и идентификации;

— определить роль знаков культуры в образовательном процессе с позиций их культурно-антропологического содержания;

— обосновать преемственность как необходимое условие сохранения целого и видоизменения частного, основываясь на диалогической природе человека, на его готовности к участию в конструктивном диалоге, к обмену идеями, ценностями, опытом, знаниями.

Не претендуя на окончательное решение проблемы становления личности в современных социокультурных условиях, мы стремимся определить перспективность и необходимость этой области исследования. Без антропологического обоснования образования сложно определить направленность становления культуры личности. Поэтому данная работа представляет собой стремление обосновать философский подход к проблемам образования человека в культуре. Это, по мнению диссертанта, будет способствовать преобразованию тех жизненных ценностных ориентиров, которые пришли в противоречие с социальной практикой образования, препятствуя её дальнейшему развитию.

Объект исследования: Философское обоснование и культурологический компонент педагогической антропологии.

Предмет исследования: Аксиологичность и антропологичность культурных знаков современного образования.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют принципиальные идеи, положения и выводы, изложенные в трудах классиков отечественной и зарубежной философии, культурологии, педагогики и психологии.

Сложность и многоплановость избранной темы потребовала привлечения материалов и источников философского, культурологического, исторического литературного и философского содержания. Это способствовало не только расширению интерпретации изучаемой темы, но и позволило сформировать основу для новых подходов, предоставило возможность определить практическую область реализации сформулированных принципов в экспериментальной программе развития школы полилога культур.

Концепция диалогического онтологизма В. С. Библера, философской рефлексии А. Ф. Лосева, М. К. Мамардашвшщ, В. С. Степина, диалогичности сознания М. М. Бахтина и Л. Выготского, ценностная характеристика объект-субъектного взаимодействия М. С. Кагана послужила основой для рассмотрения процесса трансформации «человека культуры» в «человека культурного», то есть формирования личностной культуры. Мы использовали междисциплинарный подход, который позволил выявить методологию анализа философско-мировоззренческого основания. Методологическую роль для нас сыграли труды по истории философии, гносеологии, педагогике, психологии.

Культура, будучи исключительно гибкой и динамичной в своём развитии способствует преодолению замкнутости и завершённости развития личности. Стремление личности к самоизменению и самосовершенствованию при определённых условиях позволяет говорить о близости механизмов взаимодействия развития человека и культуры. Об этом свидетельствуют исследования Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета и др.

В исследовании факторов становления «культурного человека» мы опирались на работы Л. Н Боголюбова, Л. П. Буевой., Э. Н. Гусинского, М.Н. Дуди-ной, К. А. Шварцман и др., которые посвящены проблемам гуманизации образования. Труды указанных авторов позволили нам не только сформулировать проблему, но и, учитывая полученные результаты, определить дальнейшую перспективу развития.

Основными методами и принципами исследования явились анализ и синтез, единство всеобщего и частного, историчность и преемственность в стагнации и динамике.

Применение принципа всеобщего и единичного объясняется, прежде всего, тем, что основу философско-мировоззренческого основания составляют биологические, психические, физиологические знания, способствующие поиску ответа на вопросы, связанные с особенностями развития индивидуальности.

Соотношение традиций и новаторства считается извечной проблемой культуры. В работе преемственность рассматривается как диалектическое взаимодействие двух её ипостасей — сохранение ранее достигнутого и творческое обновление имеющегося. И если культура передаётся из поколения в поколение, то правомерно предположить, что поколение — это движущая сила преемственности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:

— определены аксиологические установки в философском контексте.

— проанализировано становление культурной среды как сферы социокультурной и антропокультурной практики человечества.

— выявлены особенности трансформации «человека культуры» в «человека культурного».

— определена роль знаков культуры в образовательном процессе.

— раскрыт механизм преемственности, основанный на диалогической природе человека.

Диссертация является специальным исследованием, в котором представлено философско-культурологическое основание педагогической антропологии.

На защиту выносятся следующие положения, исходя из главной цели, задач и научной новизны исследования:

1. Осмысление педагогической антропологии в единстве культурологического, социологического и личностно-ориентированного уровней. Педагогическая антропология предстаёт как специальное течение в человекознании, интегрирующее естественно-научное, философское и педагогическое представления о человеке.

2. Культура как конкретное содержание пространства бытия любого человека заключает в себе огромные потенциальные возможности воздействия на индивида, его развитие, воспитание, социализацию. Становление «культурного человека» внутренне противоречивый процесс, требующий решения смысло-жизненных вопросов, влияющих на определение духовных ориентиров.

3.Диалог лежит в основе преемственности культуры. Его многоплановое воздействие предстаёт на уровне осмысления аксиологических установок, передаваемых из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем наиболее стабильных и нравственно ёмких мировоззренческих ценностей соответствующего социума.

4.0бразование рассматривается как социокультурный феномен, как культурная сфера необходимой социокультурной практики человечества. Культурно-антропологические проблемы образования предстают в полной мере в фило-софско-антропологической и педагогико — антропологической парадигмах.

5. Философская антропология, являясь методологией образовательного процесса, концентрирует взаимодействие философских установок и педагогических идей. Отсюда её двоякое методологическое влияние на образование. Первое — функциональное, так как речь идёт о воспитательной функции и, второе — содержательное, поскольку именно ей принадлежит разработка методологических установок и принципов, используемых при анализе образовательно-воспитательного процесса.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость рассмотрения философско-культурологического основания педагогической антропологии определяется поиском методологических подходов к образовательно-воспитательному процессу. Результаты диссертационного исследования расширяют научные представления о сущности философско-педагогического подхода к воспитанию, могут быть значимыми в решении вопросов, связанных с модернизацией современного образовательно-воспитательного процесса. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в качестве элективных курсов по проблемам философии, педагогики и культурологии.

Представленная работа позволяет по — новому взглянуть на проблемы взаимоотношения субъектов образовательно-воспитательного процесса, что нашло воплощение в экспериментальной программе образовательного учреждения инновационного типа — школе с этнокультурным компонентом образования.

Апробация результатов работы. Выводы и результаты исследования докладывались на международных, российских, региональных, областных научно* практических конференциях в гг. Чите, Улан-Удэ, Перми, Воронеже, Великом Новгороде, как в очной, так и в заочной формах. Автор выступал с докладами на научно-практических конференциях, семинарах преподавателей средней и высшей школы.

По теме диссертации проведён ряд научно-методических семинаров при городском информационно-методическом центре г. Читы по линии городской Лаборатории управления развитием образованием при Комитете образования г. Читы.

Принципиальные выводы положены в основу концепции экспериментальной программы «От школы народных традиций к школе полилога культур». (Региональная модель образовательного учреждения). Результаты диссертационного исследования отражены в статьях и тезисах.

Заключение

.

В процессе нашего исследования философских, культурологических аспектов педагогической антропологии мы пришли к выводу, что современный образовательный процесс требует глубокого осмысления, так как он отражает глобальные процессы, происходящие не только в России, но и в мире в целом. Мы отмечаем, что среди многообразия форм общественной практики именно образованию принадлежит доминирующая роль. Большинство современных концепций и программ развития образования переходят на новое измерениегуманитарно-антропологическое. Это означает, что образование должно стать универсальной формой становления и развития базовых способностей человека, которые позволили бы человеку быть подлинным субъектом культуры и исторического развития.

В сфере гуманитарного знания укореняется антропологический подход, ориентирующий на человеческую реальность во всей её полноте. Это предполагает поиск условий становления человека как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с «другими».

Расширение сферы социогуманитарных знаний определило переход от «человека образованного» к «человеку культурному», и это вызывает необходимость исследования человека в горизонтальном и вертикальном срезе культуры.

Пересмотр философских, психологических, социально-педагогических, экономических основ в сфере образования задаёт новые горизонты его развития, которые должны отвечать социальным вызовам времени.

В России за последние пятнадцать лет появилось более десятка новых подходов и концепций к образованию. Философско-антропологическое проникновение в процесс образования позволяет говорить о преломлении теоретических установок в непосредственной практике образовательно-воспитательного процесса.

Инновационное движение выстраивает новые механизмы взаимодействия науки и практики, делает это взаимодействие динамичным и результативным. Формирование новых культурно-образовательных норм, новой культурной среды в образовании требует изменения мировоззрения в направлении антро-пологизации. Антропологическое мировоззрение предполагает глубокое осознание гуманистических целей воспитания, оно достигается в процессе овладения интегрированным знанием о человеке, его природе, закономерностях развития, роли в мире.

Синтез философского и педагогического понимания образовательно-воспитательного процесса на основе антропологического подхода предстаёт в философско-кулыурологическом основании педагогической антропологии.

Философско-культурологическое основание педагогической антропологии является важным компонентом в постижении общей культуры человека. Педагогическая антропология — теория современного гуманитарного мировоззрения, ей принадлежит доминирующая роль в сложной системе современного общества, где необходимо переосмысление происходящих процессов в связи с переоценкой незыблемых когда-то ценностей.

В свете проведённых исследований оказывается совершенно очевидным, что взаимоотношения человека и культуры — динамичный процесс. Из одного и того же культурного источника человек в разные периоды своей жизни черпает что-то своё, особенное, и поэтому культура предстаёт не только как уровень жизнедеятельности человека, но и как единство процесса и результата. Это находит воплощение в своеобразной модели «человека культурного», который в процессе трансформации из «человека культуры» приобретает духовные потребности в познании и самопознании автономии своего внутреннего мира, что проявляется в его способностях к культурной идентификации.

Результатом диссертационного исследования является определение концептуальных подходов к проблемам современного образования, философского осмысления его оснований. Философско-антропологический подход, ориентируясь на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке, обучающемся и воспитывающемся, предполагает: -обращение к выводам философской антропологии как сущностным характеристикам человека;

— установление понимания и взаимопонимания между субъектами образовательного процесса посредством диалогического общения;

— рассмотрение способности человека к самоопределению, саморазвитию в процессе постижения культурных знаков;

— определение поликулыурной составляющей образовательного процесса, недооценка значимости которой снижает эстетический и нравственный уровень.

Практическая реализация основополагающих выводов представлена в экспериментальной программе развития «От школы народных традиций к школе полилога культур» (региональная модель образовательного учреждения).

Полифония самобытного и общечеловеческого в их оптимальной связи находит воплощение в учебном плане на культурологической основе. Федеральный компонент обеспечивает целостность образования, где выделены курсы общекультурной и общегосударственной значимости. Национально-региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, школьный компонент — специфику образовательного учреждения.

В системе внеклассной работы поликультурное воспитание позволяет ощутить собственное культурное своеобразие, осознать факт существования своей культуры в ряду других культур. Поликультурная среда предоставляет личности богатый материал, с которым можно работать, отбирая и комбинируя то, что созвучно духовным запросам.

Обновление и совершенствование образовательной сферы возможно только путём переосмысления подходов и концепций образовательной практики. Философско-культурологический подход открывает неисчерпаемые возможности практической реализации идей.

Определение философско-мировоззренческих основ педагогической антропологии позволяет прийти к выводу: педагогическую антропологию нужно рассматривать в качестве культурной доминанты современного общества. Совокупность принципов и категорий, созданных духовной элитой общества, не просто транслируется на уровень массового сознания, но и реализуется через философско-педагогическое наследие, распространяется в форме моральных принципов. Внутренняя динамика, присущая развитию философско-педагогической мысли влечёт за собой переосмысление системы образования согласно изменениям, происходящими в мире. Диалог с прошлым и будущим позволяет не только значительно раздвинуть границы жизненного пространства, но и увидеть себя в гуманистической прогрессии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. С. Эволюция философской мысли / С. С. Аверинцев // Культура Византии 2−7вв. — М.: Наука, 1984. — С. 8−20.
  2. Антология исследований культуры: в 3 т. СПБ: Университет. Книга, 1997. — Т.1: Интерпретация культуры. — 728 с.
  3. , А. И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии / А. И. Арнольдов // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. -С. 5−27
  4. , Н. Г. Язык культуры / Н. Г. Багдасарьян // Социально-политический журнал. 1994. — № 2. — С. 51−57.
  5. , Э. А. Преемственность в развитии культуры / Э. А. Баллер М.: Наука, 1969. 294 с.
  6. , А. П. Культура мышления и мышление в культуре (опыт антропологического исследования) / А. П. Барчугов // Философские науки. 1990. -№ 10.-С. 13−21.
  7. , Г. С. Особенности культуры глубинного обучения / Г. С. Ба-тищев // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М.: Наука, 1987. — С. 13−52.
  8. , М. М. Два способа изучать историю культуры / М. М. Бахтин // Вопросы философии. 1986. — № 12. — С. 152−159.
  9. , М. М. Философия и культура XX века / М. М. Бахтин // Сб. науч. тр./ СПбГУ. -1991.- 4.1. 128 с.
  10. , М.М. Поэтика Достоевского.
  11. , Н. А. Философия свободного духа / H.A. Бердяев // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — С. 14−229.
  12. , Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне- пер. с англ. общ. ред. и вст. ст.: В. Я. Пиликовского. — М.: Прогресс, 1990. — 334 с.
  13. , В. В. Язык философии. / В. В. Бибихин М.: Прогресс, 1993.-416 с.
  14. . В. С. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах / B.C. Библер // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / сост. А. А. Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990.-С. 16−57.
  15. , В. С. О логической ответственности за понятие «диалог культур» / B.C. Библер // На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — С. 207 — 219.
  16. , В. С. Программа школы диалога культур (Материалы для учителя, желающего думать и работать) / B.C. Библер М.: Экспериментальное Педагогическое Издательство, 1991. — 40 с.
  17. , В. С. Сознание и мышление / B.C. Библер // Философско-психологическая предпосылка. Школы диалога культур. М.: Русское феноменологическое общество, 1998. — С. 13 -87.
  18. B.C. Наши интервью:о морали и нравственной ситуации в стране/В.С.Библер//Этическая мысль: науч. публист. чтения.-М.:1988.-С.384
  19. , В. А. О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации / В. А. Болотов, А. Ф. Малышевский // Мир человека, 1994. № 3. С. 51 — 73.
  20. Бом, Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре / Д. Бом // Человек, 1993. № 1. С. 7 — 17.
  21. , Г. М. К вопросу о диалоге и сотрудничестве в философии / Г. М. Брагин // Диалог в философии: традиции и современность: межвузовский сборник под ред. проф. М. Корнеева. СПб.: Университет, 1995. — С. 33 — 36.
  22. , М. Два образа веры. / М. Бубер- пер. с нем. / под ред. П. С. Гуревича и др.- М.: Республика, 1995. 464 с.
  23. , М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика. 1995. — С. 23 — 157
  24. , М. Я и Ты / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика, 1995.-С. 15−92.
  25. , JI. П. Духовность, художественное творчество. Нравственность / Л. П. Буева // Вопросы философии. М., 1996. — № 2. — С. 3 — 40.
  26. Бытие человека в культуре: опыт онтологического подхода / под. ред. Е. К. Быстрицкого. Киев: Наукова думка, 1992. — 173 с.
  27. , Г. Дерзание духа / Г. Вагнер // Слово. 1990. — № 1. — С.5−8
  28. , Г. Духовной жаждою томим / Г. Вагнер // Наше наследие. -1990.-№ 5-с. 12−16.
  29. , К. Философская антропология / К. Вальверде. М., 2000. -354 с.
  30. , В. Прелюдии. Философские статьи и речи / В. Вин-дельбандт- пер. с нем. / под ред. Франка.- СПб.: Изд. Д. Жуковского, 1994. -374 с.
  31. , В. Философия культуры: Избранное / В. Виндельбандт- пер. с нем. М.: ИНИОН РАН, 1994. — 350 с.
  32. , Б.П. Вечное в русской философии / Б. П. Вышеславцев. Нью — Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. — 350 с.
  33. , X. Г. Я человек диалога / беседу вела Ю. Д. Артамонова и др. // Вестник Моск. Ун-та. Серия 7, Философия.- 1998. — № 5. — С. 3 — 24.
  34. , Х.Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер- пер. нем. -М.: Искусство, 1991. 367 с.
  35. , Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х. Г. Гадамер. М., 1998. — 264 с.
  36. , П. П. История науки в контексте культуры / П. П. Гай-денко, -М.: Наука. 1990. 150 с.
  37. , Г. В. Философия права / Г. В. Гегель. М.: Мысль, 1990.524 с.
  38. , Г. В. Философская пропедевтика: в 2 т. / Г. В. Гегель. Работы разных лет. М.: Наука. 1971. — Т. 2. — С. 243 — 278.
  39. , Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практически-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 607 с.
  40. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен- пер. с нем. Берлин: Слово, 1923. — 419 с.
  41. , П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов / П. С. Гуревич. М.: Аспект-пресс, 1994. — 317 с.
  42. Джуринский, АН. Педагогика: История педагогических идей / А. Н. Джуринский. М.: педагогическое общество России, 2000. — 350 с.
  43. , М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М. Н. Дудина Екатеринбург: «Наука» Уральское отделение, 1998. — 321 с.
  44. , Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Аспект-пресс, 1994, ч.2 -384 с.
  45. , В. Д. Философское знание как фактор формирования личности / В. Д. Жуков // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона Кемерово С. 13 — 16.
  46. , В. В. Основы христианской философии / В.В. Зень-ковский. М.: Канон, 1997. — 560 с.
  47. , Г. Избранное: в 2 т. / Г. Зиммель. М.: Юрист, 1996. — Т. 1.-563 с.
  48. , А. Ф. Феномен философии: о чём говорит плюрализм философских учений / А. Ф. Зотов // Вопросы философии 1991.- № 2. — С. 14 — 21.
  49. , А. В. Принципы формирования культурного космоса / А. В. Иванов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 7, Философия. 1994. — № 2. -С. 19 -27.
  50. , A.A. Русская классическая философия. От Ф. М. Достоевского к И. А. Ильину / A.A. Иванова. М.: Диалог — МГУ, 1999. — 110 с.
  51. , А. А. Средневековый стиль мышления и «нормальная наука»: внешние ценности научной теории / А. А. Ивин // Исследования по логике научного познания. М.: Наука, 1990. — С. 18−30.
  52. , С.И. Диалог о культуре / С. И. Иконникова. Л.: Лен-издат, 1987.-412 с.
  53. , Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков // Мыслители XX века М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  54. , Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков // Народное образование. 1964. № 1. — С. 14 — 23.
  55. , И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин // Мыслители XX века-М.: Республика, 1993.-431 с.
  56. , М. С. Гуманизм как проблема научной философской антропологии / М. С. Каган // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М.: Наука. 1997. — С. 23 — 28.
  57. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Университет, 1996.-216 с.
  58. , М. С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат. 1988. — 319 с.
  59. Каган, М. С. Философия как мировоззрение / М. С. Каган // Вопросы философии. 1997. — № 9. — С. 36 — 45.
  60. , И. Антропология с прагматической точки зрения: в 6 т. / И. Кант. М., 1990. — Т. 6. — 454 с.
  61. , А.С. Основы культурологии. Морфология культурологии / А. С. Кармин. СПб. — 1997. — 507 с.
  62. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский и др. — В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
  63. , В.П. Культурный смысл: генезис и функции / В. П. Козловский. Киев: Наукова Думка, 1990. — 128 с.
  64. , В. А. Развитие методологии познания культурных явлений / В. А. Конев // Философия культуры: межвузовский сборник научных статей-Самара: Самарский университет, 1993. С. 3 — 20.
  65. , В. А. Философия культуры и парадигмы философского мышления / В. А. Конев // Философские науки. 1991. — № 6. — С. 16 — 29.
  66. , А. А. Восхождение к нравственной философии / А. А. Корольков // Какая философия нам нужна. Д.: Лениздат, 1990. — С. 89 — 106.
  67. , И.Г. Субъект и знаковые системы / И. Г. Корсунцев. -М.: Российское философское общество ИПК госслужбы, 2000. 149 с.
  68. , А. Н. Теоретические и методологические вопросы формирования философской культуры / А. А. Корольков М.: МГУ, 1989. — 104 с.
  69. , Т. Ф. Философия и проблемы гуманизации образования / Т. Ф. Кузнецова. М.: ФО СССР, 1990. — 272 с.
  70. , Т. Ф. Философия как основание культуры и познавательной деятельности специалиста / Т. Ф. Кузнецова М.: Прометей, 1990. -144 с.
  71. , Т. Ф. Формирование философской культуры как условие гуманитаризации образования / Т. Ф. Кузнецова // Педагогическое образование. 1990. — № 2. — С. 17−18
  72. , В. Б. Диалогическая философия и философская антропология / В. Б. Куликов // Диалог в философии: традиции и современность. -СПб.: Университет, 1995. С. 61 — 64.
  73. , В. Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы / В. Б. Куликов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. 192 с.
  74. Культура и развитие человека: Очерк Философско-методологических проблем. Киев: Наукова думка, 1989. — 320 с.
  75. Культура. Нравственность. Религия: материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1989. — № 11. — С.30−33.
  76. Культура: теории и проблемы / Т. Ф. Кузнецова и др. М.: Наука. 1995.-278 с.
  77. Культурология: учебное пособие для студентов технических вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 1998.-509 с.
  78. Купцов, В. И. Образование в современном мире / В. И. Купцов // Свободная мысль. 1991. № 16. — С. 70−81.
  79. , С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  80. , С.Ю. Учебный диалог как форма обучения / С. Ю. Курганов, В. Ф. Литовский // Психология. Киев. — 1983. — Вып.22 — С. 15−27.
  81. В.Л. Гуманитарная среда технического вуза. Методология. Опыт. Проблемы / В. Л. Кургузов. Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997. — 184 с.
  82. , С.Г. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе / С. Г. Ларченко, С. Н. Ерёмин. Новосибирск: Наука, 1991.-174 с.
  83. , В.А. Л.Витгенштейн и некоторые традиции отечественной мысли / В.А. Лекторский, Л. Витгенштейн // Вопросы философии. -1998. -№ 5.-С. 23−28.
  84. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 320 с.
  85. , Г. И. Синицкий А.Н.Ценностные основы современного образования / Г. И. Ловекцкий, А. Н. Синицкий // Мир человека. 1994. — № 4. -С.9−23.
  86. , А.Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1988.364 с.
  87. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат. 1991. — 525 с.
  88. , Н.О. История русской философии И.О. Лоссикий. М.: Высш.шк., 1991.-559 с.
  89. , Ю.М. Статьи по типологии культуры / Ю. М. Лотман. -Тарту: ТГУ, 1970. 106 с.
  90. , Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX вв.) / Ю. М. Лотман. 2-е изд. доп.- СПб: Искусство, 2002.-413 с.
  91. , Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст-семиосфера — история / Ю. М. Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1996. -464 с.
  92. , A.A. Линии Демокрита и Платона в истории культуры / A.A. Любшцев. СПб.: Алетейя, 2005. — 255 с.
  93. , В.И. Педагогическая антропология / В. И. Максакова. -М.: изд. центр «Академия», 2001. 207 с.
  94. , А.Ф. Мир человека: пособие для учителя / А.Ф. Ма-лышевский- М.: Интерпркс, 1995. 192 с.
  95. Малышевский, А. Ф. Образование: социально-философский аспект проблемы / А. Ф. Малышевский // Мир человека. 1994. — № 1. — С.4−9.
  96. , С.П. Основы культурологии / С. П. Мамонтов. М., РОУ, 1996. — 338 с.
  97. , М.К. Как я понимаю философию? / М.К. Мамар-дашвили. М.: Прогресс. 1990−368 с.
  98. Мамардашвили, М. К. Лекции по современной европейской философии / М. К. Мамардашвили // Мир человека. 1994. — № 1. — С.54−65.
  99. Мамардашвили, М. К. Проблема человека в философии //О человеческом в человеке/Под общ. Ред.И. Т. Фролова. М.: 1991.-384с.
  100. , Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  101. , Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории / Б. В. Марков. СПб.: Лань, 1997. — 380 с.
  102. , В.М. Культурология и философия культуры / В.М. Межу-ев // Культурология. М., 1997. — № 2−3. — С. 15−24.
  103. , В.М. К вопросу о границах и структуре современного знания о культуре / В. М. Межуев // Культурология: новые подходы. М., 1997. -№ 32.-С.24−35.
  104. , В.М. Национальная культура и современная цивилизация / В. М. Межуев // Освобождение духа. М.: Политиздат, 1991. — С.255−271.
  105. , Дж. П.Фундаментальные характеристики культуры: в 2 т. / Дж.П. Мёрдок // Антология исследований культуры. СПб: Университет, книга, 1997. — Т.1: Интерпретация культуры. — С.49−56.
  106. Мид, М. Культура и мир детства: избранные произведения / М. Мид- пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. М., 1988. — 429 с.
  107. , JI.A. Новые образы познания и реальности / JI.A. Ми-кешина, М. Ю. Опенков. М.: РОССПЭН, 1997. — 240 с.
  108. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. / сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. — Ч. 2. Человек. Общество. Культура. — 624 с.
  109. , A.B. Языки культуры: учебное пособие по культурологии / A.B. Михайлов. М.: Язык русской культуры, 1997. — 909 с.
  110. Новое педагогическое мышление / под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 278 с.
  111. , А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы / А. П. Огурцов // Вопросы философии. 2002. — № 1. — с.71−87
  112. , Т. И. Философия как история философии. / Т.И. Ойзер-ман. СПб.: Алетейя, 1999. — 447 с.
  113. Ортега-и-Гассет, Хосе. Что такое философия? / Хосе Ортега-и -Гассет- АН СССР Институт философии. М.: Наука, 1991.-403 с.
  114. Освобождение духа / под ред. А. А. Гусейнова, В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1991.-352 с.
  115. О человеческом в человеке / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат: 1991. -383с.
  116. Параховский, Б. А. Стапь мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и сознания / Б. А. Параховский. Киев: Наукова думка, 1982 -119 с.
  117. , М.К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. М.: Наука, 1991. — 328 с.
  118. , В.А. Личность в психологии / В. А. Петровский. Ростов н/Д, 1996. — 365 с.
  119. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон- пер. с древнегреч. под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1999. — 528 с.
  120. Проблемы философии культуры: Опыт историко-маиериалистического анализа / под ред. В. Ж. Келле. М.: Мысль, 1984.-325 с.
  121. , Н. Избранное / Н. Рерих. М., Советская Россия 1979. -381с.
  122. , A.B. Идеи становления человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX -начало XX вв.) / A.B. Рогова. Четга: Изд-во ЗабГПУ, 2003. — 146.
  123. , Ю.В. Введение в культуроведение / Ю. В. Рождественский. М.: Наука, 1999. — 287 с.
  124. , В.В. Религия. Философия. Культура / В. В. Розанов. М.: Республика, 1992. — 399 с.
  125. Рорти, Р. Философия и зеркало природы / Р.Рорти. Новосибирск: НГУ, 1997.-320 с.
  126. Светличная, Т. Н. Философия культуры и развитие человека / Т. Н. Светличная //Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М.: РАН, 1993.-С.68−69
  127. , И.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте / И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова // Педагогика. 1998. — № 7. -С. 14−20.
  128. , H.A. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога: книга для учителя / H.A. Смирнова. М.: Социально-гуманитарный институт молодёжи, 1997. -303 с.
  129. Соловьёв, Э. С. Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры / Э. С. Соловьев. М.: Политиздат, 1991. — 432 с.
  130. Соловьёв, В. С. Философские начала цельного знания: в 2 т. / В.С.Соловьёв- ред. и сост. АГулыга, АЛосев. М.: Мысль, 1988.- Т. 2 .С.339−350.
  131. , B.C. Сочинения: в 2 т. / B.C. Соловьев. М.: Правда, 1989. — Т.1: Философская публицистика. — 688 с.
  132. , Ю.Н. Философия перед духовным вызовом современности / Ю. Н. Соломин // Какая философия нам нужна? Л.: Лениздат, 1990. — С. 7−18.
  133. Стёпин, В. С. Философия и образы будущего / B.C. Степин // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С. 10−21.
  134. , A.A. Поликультурное образование / A.A. Сыродеева. -М.: Наука, 2001. 180 с.
  135. , В.И. Важнейшие условия культурного возрождения / В. И. Толстых // Культура и судьбы мира. М., 1997 — С. 142−145.
  136. , В.И. Духовное производство как проблема исторического материализма В.И. Толстых // Вопросы философии.- 1978. № 2. — С. 12 — 23.
  137. , М. Б. Культурная сущность образования / М. Б. Туровский, C.B. Туровская. М., 1990. — 298 с.
  138. , А.К. Духовное обновление общества / А. К. Уледов. М-Мысль. 1990.-333 с.
  139. , К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский. -М., 1990.-Т. 5.-563с.
  140. , JI. Основные положения философии будущего: соч. в 2 т. /Л.Фейербах. -М.: Наука, 1995 -Т. 1. С.90−145.
  141. М.Н. Философская культура: онтологический диалогизм / М. Н. Фомина. Чита.: Поиск, 1999. — 160 с.
  142. Франк, С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Вопросы философии. -1990. -№ 6. С.69−131.
  143. , В. Человек в поисках смысла. Библиотека зарубежной психологии / В. Франкл- пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  144. , Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу / Э. Фромм // Философские науки. 1990. — № 8. — С.85−95.
  145. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры / под ред. Гуревич, А .Я. М.: Наука, 1990. — 240 с.
  146. , А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер- пер с нем./сост. И поел. А. А. Гусейнова. М.: Прогресс, 1992. — 576 с.
  147. , А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1 973 342 с.
  148. Шелер М. Формы знания и образование / М. Шелер // Человек. -№ 4-С.85−96.
  149. , А. Избранные произведения / А. Шопенгауер- сост., авт. вст. ст. и примеч. И. С. Нарского. М.: Просвещение, 1993. — 479 с.
  150. Шор, Ю. М. Человек. Образование. Культура / Ю. М. Шор // Мир человека. -1994. № 1. — С. 10−15.
  151. , О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность / О. Шпенглер- пер. с нем. М.: Альманах «Русская идея», 1997. — 448 с.
  152. Эксперимент в школе: организация и управление / общ ред. М. М. Поташник. М.: изд. МГПУ, 1991. — 214 с.
  153. , В. Предпосылки гениальности (биосоциальные факторы повышения умственной активности) / В. Эфроимсон // Человек. 1997. -№ 3.-С. 15−20
  154. , П.Д. Философские произведения / П. Д. Юркевич. М.: Правда, 1990. — 324 с.
  155. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс- пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991. 527 с.
  156. , А. О систематике в антропологии Электронный ресурс. -М., 1998. Режим доступа: http: // www.anthropolojgv.ru (25 окт. 2005).
  157. , X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию Электронный ресурс.- М., 1995. Режим доступа: http: // www.anthropology.ru (29 авг. 2005).
  158. , М. Положение человека в космосе Электронный ресурс.-М., 1998. Режим доступа: http: // www.anthropology.ru (20 авг. 2005).
  159. , П.Г. Введение в философию образования. Проблемы педагогической антропологии в системно-мыследеятельностном подходе космосе Электронный ресурс.- Режим доступа: http: // www.anthropologv.ru (15 окт. 2005).
Заполнить форму текущей работой