Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура виртуальной коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение феномена культуры виртуальной коммуникации осуществляется и с точки зрения фалософско-антропологического подхода, который позволяет определить характеристики существования современного человека — субъекта культуры виртуальной коммуникации. Данный субъект (виртуальный репрезентант) имеет сложное гетерогенное существование: индивидуальный уровень и надиндивидуальный. Но, в любом из этих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Виртуальная реальность и коммуникация в современной культуре
    • 1. 1. Культур-философское осмысление виртуальности и коммуникации
    • 1. 2. Антропологические характеристики «виртуального» и формирование субъекта виртуальной коммуникации
    • 1. 3. Виртуальные сообщества как субъекты коммуникации
  • Глава 2. Феномен культуры виртуальной коммуникации: сущность и тенденции развития
    • 2. 1. Осмысление понятия культуры виртуальной коммуникации 74 в контексте современной философии
    • 2. 2. Коммуникативное наследие и особенности формирования 93 культурно-презентативного пространства современного вуза
    • 3. 2. Виртуальное вузовское сообщество: методические подходы к изучению коммуникации в вузовских сайтах

Культура виртуальной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Если философию, вслед за Гегелем, охарактеризовать как «эпоху схваченную мыслью», как рефлексию над основополагающими образованиями культуры, то вполне естественно, что в современной ситуации размышления философов все чаще направлены к проблемам, связанным с осмыслением современного состояния культуры и особенностей существования человека в этой культуре, трансформирующихся под влиянием развития компьютерных технологий.

Устойчивое увеличение масштабов применения виртуальных коммуникаций, характерное для современного этапа развития культуры неизбежно сопровождается становлением новых форм жизнедеятельности человека, пересмотром ценностей и норм. Коммуникационные потоки, проникающие во все сферы человеческой деятельности, делают виртуальное взаимодействие массовым и жизненно необходимым. Формирующаяся при этом культура с одной стороны, требует рефлексии в рамках культур-философского анализа — проверки технологий на их культурную состоятельность и ценность в аспекте анализа фундаментальных проблем трансформации бытия человека и общества, так как формируется не однаобщая для всех реальность, а множество. С другой стороны, призывает к обновлению самого культур-философского знания И' путей его трансляции в научно-образовательную среду с учетом возможностей и требований новых технологических реалий;

В' нарастающей активности взаимодействия между людьми, в условиях совершенствования технических средств коммуникации формируется новый тип культуры — культура виртуальной коммуникации. Давая характеристику этому феномену, можно" выделить его основные свойства: нелинейный способ существования коммуницирующего субъекта, виртуализация общественных связей, возрастающую роль социальных институтов, формирующих пространство виртуальных коммуникаций и т. д. 3.

Феномен культуры виртуальной коммуникации из фактора, сопутствующего процессу социального взаимодействия, определяется через дискурсивную практику, способную продемонстрировать культурную и антропологическую детерминацию развития технологий вместе с их популярными инвариантами — «киберпространством», «интерактивностью», «новыми медиа» и т. д. Сочетание анализа сущности виртуальности с конструктивными подходами в изучении коммуникации в виртуальных сообществах позволяет эффективно интегрировать теоретическое знание и практику в контекст современной культуры.

Развитие компьютерных технологий определило базовые изменения в традиционных формах коммуникации — и прежде всего за счет их глобальной виртуализации, расширения возможности социализации, усложнения механизмов формирования идентичности и конструирования моделей субъективности, в результате чего в пространство виртуальных сетей переходят многие виды профессиональной и социокультурной деятельности. Эти процессы расширяют культурное поле жизни, порождают новые смыслообразующие центры, меняют образ мышления и шкалу приоритетов. Именно это обусловливает необходимость применения философского анализа к такому культурному феномену как «виртуальная коммуникация», выбранному нами в качестве основного объекта диссертационного исследования.

Степень теоретической разработки проблемы. Учитывая новизну тематики, нужно признать, что философские традиции осмысления культуры виртуальной коммуникации начинают формироваться. Существуют работы, пытающиеся вписать данную проблематику в известные философские направления: феноменологию, герменевтику, аналитическую философию, философию сознания, постструктурализм. Тем не менее, вопрос о реальности виртуального мира ставился в классической и постклассической философии: теории Платона, Р. Декарта, И. Канта, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, Л. Витгенштейна. Изучение природы виртуальной реальности и механизмов" ее формирования в современной науке также проходит стадию становления. I.

Исследования, посвященные общим проблемам и сущности виртуальной реальности, проведены в рамках онтологического подхода Э. Ф. Асадулиным,.

С. А. Борчиковым, О. И. Генисаретским, О. И. Елховой, Д. В. Ивановым, И. Г.

Корсунцевым, Б. Кутелией, А. Г. Маджуги, Н. А. Носовым, В. С. Степиным, В.

Г. Гороховым, К. Радемахером, В. И. Фалько, С. С. Хоружим.

Основным объектом исследований сегодня выступает компьютерная виртуальная реальность, причем, исследователи понимают под виртуализацией переход основных видов деятельности в пространство виртуальных сетей.

Виртуальная компьютерная реальность как пространство современной культуры рассматривается в работах А. Войскунского, М. Вайншайна, М.

Кастельса, А. Крокера, Е. Е. Таратуты, Э. Тоффлера, М. Хейма, Д. И. Шапиро,.

У. Эко. Теоретические исследования в этой области также представлены трудами Центра виртуалистики РАН.

Анализ работ по теоретическим проблемам философии культуры Д.

Белла, П. С. Гуревича, Л. Н. Когана, С. Я. Левита, Ю. М. Лотмана, Э. С.

Маркаряна, Б. Малиновского, В. М. Межуева. А. Моля, А. А. Ручка, И. В.

Соколова, М. Фуко и К. Ясперса позволяет выделить существенные признаки культуры. Так, культура играет определенную роль в отношении индивида ко всему существующему, к природе, обществу, традициям, ценностям и одновременно она сама выступает как система (транслятор) норм и требований общества ко всем сферам человеческой деятельности: повседневной, профессиональной, образовательной и т. д.

Первыми «культурный потенциал» коммуникации оценили К.-О. Апель,.

Д. Белл, У. Брике, М. Крюгер, Дж. Ланье, Д. Остин, Д. Серль, Ю. Хабермас, Н.

Хомский. Роль коммуникации в социальном наследовании и конструировании социокультурного порядка, инкультурации и социализации описана в символическом интеракционизме Г. Блумера, П. Берегера, Н. Лукмана, В. М.

Розина, вг феноменологии Г. Карфинкеля и А. Шюца, диалогизме М. М.

Бахтина, М. Бубера, постмодернизме Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лиотара, П. Вирильо.

Ф. Джеймисона. В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс широко использовали 5 понятие «verkehr» («общение»), а к формам общения относили базисные коммуникативные структуры взаимодействий между людьми.

Нужно подчеркнуть, что в условиях формирования информационной культуры проблема коммуникационного взаимодействия оказывается в ряду актуальных проблем науки и образования. Не вызывает сомнений тот факт, что изучение и распространение культуры виртуальной коммуникации является одной из составляющих ответственной миссии высшей школы. Вуз как экспериментальная площадка, как уникальная культурная среда и универсальная коммуникативная система рассматривается в работах М. Вебера, Т. Веблена, О. Э. Душина, А. Злозовера, И. М. Ильинского, К. К. Колина, Т. Парсонса, И. Р. Пригожина, А. А. Погорадзе, Г. Г. Почепцова.

Виртуальную коммуникацию как законченное воплощение стиля современной культуры и настроений постмодернизма в своих работах раскрывают Б. Вули, Д. В. Галкин, Ч. Гир, В. А. Емелин, А. И. Каптерев, М. Маклюэн, Й. Масуда, М. Постер, Ш. Теркл, М. Хейм, и др. Из недавно изданных работ современных философов, следует отметить дваисследования, затрагивающих вопросы виртуальной коммуникации: «МЕТократия» А. Барда, Я. Зодерквиста и «Галактика Интернета» М. Кастельса.

Анализ степени разработанности проблемы позволяет сделать вывод о том, что исследования в области виртуализации культуры, человека и общества ведутся на протяжении нескольких веков. Тем не менее, для понимания процессов становления и развития культуры виртуальной коммуникации требуется определение общих механизмов изучения ее природы, характера и особенностей. Современные процессы виртуализации и коммуникации столь стремительны, что с трудом поддаются изучению и прогнозированию между тем, предметное поле исследований по данной проблеме только начинает складываться.

Проблема исследования. Современная культура — информационная, производная от научно-технического прогресса XX и XXI веков — в отличии от традиционной находится под постоянным влиянием бесконечно 6 продуцируемых реальностей. Таким образом, проблема настоящего исследования заключается в противоречии между: возрастающей ролью коммуникаций в виртуальной реальности, опосредованной компьютерными технологиями и степенью изученности, осмысления социальных и культурных эффектов, производимых данной формой коммуникациипотенциалом культур-философского подхода к изучению виртуальной коммуникации и степенью его востребованности в современных социальных практиках.

Объект исследования — современная виртуальная коммуникация.

Предмет исследования — культура виртуальной коммуникации вузовского сообщества.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении социокультурных оснований, содержания и особенностей виртуальной коммуникации, а также в определении степени влияния культуры виртуальной коммуникации на человека и общество, которое наиболее явно проявляется в информационную эпоху. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1. выявить традиции историко-научного и философского осмысления виртуальности и определить базовые изменения коммуникационного взаимодействия в виртуальной реальности, опосредованной компьютерными технологиями в современной культуре;

2. представить антропологические характеристики «виртуального» и определить функциональное назначение виртуальной коммуникации в формировании субъекта современной культуры — «виртуального субъекта»;

3. определить понятие «виртуальное сообщество», а также выявить особенности коммуникации в данных сообществах;

4. проанализировать основания и определить понятие культуры виртуальной коммуникации, обозначив ее как основную тенденцию современности;

5. рассмотреть историческую динамику формирования внешних и внутренних коммуникативных связей, реализованных высшей школой и 7 определить особенности презентационной и коммуникационной моделей вузовских сайтов;

6. провести экспертную оценку уеЬ-сайтов ряда вузов г. Челябинска и на данном основании сделать выводы и дать рекомендации для эффективной реализации культурно-презентативного пространства современного вуза.

Теоретико-методологическая база исследования. Базовым для анализа культуры виртуальной коммуникации в данном исследовании стал деятелъностный подход, согласно которому взаимодействие человека с внешним миром выступает как способ совершенствования, преобразования, самоопределения человека и общества. В соответствии с этим подходом коммуникативная культура понимается как совокупность элементов, регулирующих коммуникативную деятельность, формирующуюся, функционирующую и развивающуюся посредством взаимодействия субъектов в культуре виртуальной коммуникации.

Изучение феномена культуры виртуальной коммуникации осуществляется и с точки зрения фалософско-антропологического подхода, который позволяет определить характеристики существования современного человека — субъекта культуры виртуальной коммуникации. Данный субъект (виртуальный репрезентант) имеет сложное гетерогенное существование: индивидуальный уровень и надиндивидуальный. Но, в любом из этих уровней, человек ответственен за свое личностное развитие, за свою открытость к другим, за свой вклад в культуру. С точки зрения герменевтической установки на открытость к коммуникации, к эксперементальности и* к интерсубъективности человек неизбежно погружается в пространство современной культуры. Данная герменевтическая установка позволила обратиться' к методу историко-генетической реконструкции, позволяющему увидеть, традиции и новации коммуникативного взаимодействия внутри социальных институтов (на примере высшей школы).

В исследовании также применяется дискурсивный анализ, согласно которому виртуальный дискурс выступает в качестве обозначающего 8 культурные смыслы современности в ситуации виртуализации и технологизации действительности.

Еще одним основанием данного исследования является диалектика с привлечением элементов системного и синергетического анализа. Проблема исследования требует диалектического рассмотрения механизма виртуализации коммуникативного опыта, обусловленного принципами самоидентификации и саморефлексии, а также процесса преодоления противоречий современной культуры. Информационная культура ищет способы реализации через диалектику самоизменения и мироизменения, опредмечивания и распредмечивания, виртуализации и субстанциализации.

При проведении исследования появилась необходимость обращения к теории коммуникации. В этой связи применяются методы, позволяющие рассмотреть коммуникацию, реализованную в социокультурной практике: структурный анализ, выявляющий характеристики виртуальных объектовсравнительный анализ, отражающий коммуникативную и презентативную модель взаимодействия виртуальных сообществ, культурно-контекстный анализ, санкционирующий выявление внутреннего содержания (контента) вузовских сайтов.

Среди теоретических оснований значение приобретают результаты исследований различных аспектов культурной коммуникации в текстах константной и виртуальной реальности: в социальной лингвистике (К.-О. Апель, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас, Н. Хомский), герменевтике (Г. Гадамер), феноменологии (X. Гуссерль, М. К. Мамардашвили), экзистенциально-онтологических работах (М. Хайдеггера, К. Ясперса), культурологии (М. С. Каган, В. Н. Топоров), семиотике (А. А. Аверинцев, М. М. Бахтин, Т. М. Дридзе, Ю: М. Лотман), социально-культурных исследованиях Д. Бэлла, Ч. Гира, М. Кастельса, М: Маклюэна, А. Моля:

Научная новизна данного исследования заключается в попытке на фундаментально-теоретическом уровне проанализировать феномен культуры виртуальной коммуникации с одной стороны, а с другой, на практике оценить 9 специфику виртуально-коммуникативных процессов, реализуемых институционально высшей школой. Так как на протяжении нескольким веков вуз являлся универсальным институтом, призванным распространять знания, развивать науку, формировать культуру личности и внутривузовского сообщества, то сегодня ему необходимо еще и разрабатывать, прогнозигровать, апробировать новейшие вируально-коммуникационные технологии и практики. Автором систематизированы основные теоретические представленная 0 содержании понятия «виртуализация» и «виртуальная реальность" — выявлены тенденции изменения процессов коммуникации под воздействием распространения виртуально-коммуникативных технологийкультура виртуальной коммуникации определена как основа совре^ч/ценной континуальной интегрируемости, взаимосвязанности и интерактивности: людей в виртуальной коммуникациипроанализирована специфика презентативиых и коммуникативных виртуальных форм взаимодействияпредпринята попытка оценки влияния виртуальных коммуникаций на развитие коммуникативной культуры вуза и на процесс формирования представителей этой культуры (грамотных и компетентных пользователей, экспертов, инноваторов).

Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на заижиту.

• Процесс виртуализации действительности и человеческого с>пыта имеет культурные и метафизические корни, а также форзугИРует полидискурсивную специфику виртуальности, определяемую на уровне коммуникативного взаимодействия. Виртуальная реальность, осуществляя коммуникативную функцию, формирует ряд тенденций, трансформирур<^>1Дих фундаментальные аспекты культурного бытия человека и социума.

• Коммуницирующий субъект виртуального мира компьютерных технологий создает предпосылки для возникновения, нового типа личности, -homo virtualis (виртуальный субъект), ориентированного на виртуальный: тип идентичности, мобильные коммуникационные связипорождающие про^^пему умножения субъективности и, как следствие этого, появления новых способов межкультурной и межличностной коммуникации.

10 г I.

• Виртуальное сообщество является особой общностью людей,.

1 связанных «узами» виртуально-опосредованных коммуникаций, обладающей определенными стандартами устойчивости и обусловливающей формирование системы целевых коллективных и индивидуальных взаимодействий.

• Сущностными характеристиками новой коммуникативной культуры, которые делают её специфическим объектом философской рефлексии выступает развитие компьютерных технологий, приведшее к созданию особых форм пространственно-временной консолидации на базе виртуальных форм коммуникации и открытию эпохи становления нового социо-нормативного канона человека и культуры виртуального характера.

• Общемировая культурная тенденция состоит в том, что высшая школа и научные центры исторически выступали не только в роли ведущего исследовательского полигона для формирования коммуникационной инфраструктуры, но и определяли начальный задел для исследований и использования виртуально-коммуникативных технологий следующего поколения. Сегодня вузы пытаются создавать коммуникативные локусы, в которых формируется культура виртуальной коммуникации.

• Вузовские сайты, реализованные в Сети, определяются двумя функциональными моделями: коммуникативной и презентационной. Преобладает тенденция к демонстрации презентативных функций, а коммуникативной компоненте уделяется недостаточно внимания. В связи с этим важно использование виртуально-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности и распространение культуры виртуальной коммуникации для реализации миссии и потенциала высшей школы.

Теоретическая и практическая значимость работы. В диссертационном исследовании продемонстрированы возможности изучения феномена культуры виртуальной коммуникации с точки зренияфилософской антропологии и философии культуры, что позволяет не только исследовать ее особенности и специфику, но и оценить роль, место виртуальных коммуникаций в современном обществе. Выявленные в ходе исследования.

11 общие закономерности развития коммуникативного взаимодействия могут конкретизироваться и получать реальную объективацию в анализе процессов культурной модернизации российской действительности. Предпринятый в диссертации анализ культуры виртуальной коммуникации может послужить методической основой для конкретных предписаний в регулировании коммуникативных процессов на уровне личности, группы, коллектива. Проведенное исследование и полученные результаты способствуют переводу фокуса изучения виртуальной коммуникации из технических и экономических наук — в науки о культуре и о человеке, что позволяет решать проблемы развития современной социокультурной среды и новых принципов организации человеческой деятельности.

Результаты исследования могут найти своё применение в научно-образовательной деятельности при разработке гуманитарных курсовв различных видах экспертной деятельности по вопросам формирования, функционирования, нормирования культуры виртуальной коммуникациив стратегическом анализе виртуальных ресурсов, их разработке и модификации.

Апробация результатов исследования. Результаты данного исследования представлены в 13 научных публикациях объёмом около 3 п. л., в том числе и в трех журналах перечня ВАК, а также в электронных публикациях.

Основные положения работы обсуждались на семинарах-практикумах аспирантов и соискателей Регионального института философских и культурологических исследований (ноябрь 2008; май 2009) и теоретических семинарах кафедры философских наук (май, июнь, сентябрь 2009) Челябинской государственной, академии культуры и искусств. Результаты практического исследования удостоены диплома лауреата Всероссийского конкурса на лучшие научные работы студентовпо естественным, техническим наукам (проекты в области высоких технологий) и инновационным научно-образовательным проектам в сфере приоритетных направлений науки и техники РФ (Москва, 2004).

Идеи и фрагменты исследования обсуждались на конференциях различного уровня: Всероссийской итоговой конференции конкурса среди учащейся молодежи учебных заведений РФ на лучшую научную работу (Москва, 2004) — Международной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2005) — Международной конференции «0ргком-2005» (Ростов-на-Дону, 2005) — Международной научно-практической конференции «Культура и коммуникация» (Челябинск, 2006) — Международной научно-практической конференции «Язык и культура» (Челябинск, 2007) — Международной научно-практической конференций «Общественные связи: открытость, устойчивость, партнерство» в рамках «X Невских чтений» (Санкт-Петербург, 2008).

Результаты исследования использовались автором при проведении семинаров по философии для студентов ЧГАКИ (2008;2009), а также при разработке и внедрении спецкурса «УК-философия» (2009).

Структура диссертационной работы включает в себя введение, основную часть: две главы (по три параграфа), заключение и список используемой литературы. Общий объем диссертации составляет 160 страниц основного текста и списка используемой литературы, включающего 208 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги, сформулируем ряд мыслей и положений, актуализирующихся в процессе данного диссертационного исследования.

Развитие виртуальных форм коммуникации в обществе есть следствие реализации постмодернистского проекта культуры и становления культуры информационной. Именно поэтому смысл виртуальной реальности и виртуальной коммуникации, с одной стороны наследует все классические принципы и особенности конституирования и динамики бытия, а с другойнаполнен существенными содержательными новациями, эмпирическую основу которых составило появление компьютеров и новой коммуникативно-информационной среды. Благодаря такому синтезу понятие виртуальной коммуникации наделяется исключительной семантической подвижностью, что позволяет ей актуализироваться в современной эпохе и культуре.

Изменение образа мира и образа жизни под влиянием информационно-коммуникационных технологий связано с формированием нового типа личности homo virtualis и нового типа общества — виртуальное сообщество. Стремление человека и общества к виртуализации, мобильности, интерсубъективности, интерактивности, трансактности, детерриториальности происходит в ходе трансформации социокультурных систем. Реальный коммуникативный опыт каждого из нас и само современное общество все больше опирается на возможности глобальных виртуальных сетей. Рождается принципиально новое социокультурное поле, в котором человек может иметь доступ ко всем временам, пространствам, информационным и человеческим ресурсам одновременно. Поэтому виртуальный дискурс неизбежно демонстрирует динамику устоявшихся систем, ценностей и норм, в направлении социокультурной проблематики, что позволяет ему занять самостоятельное место в современной науке.

В дальнейших исследованиях виртуального дискурса необходимо, на наш взгляд, исследовательская разработка следующих сюжетов:

1. Работа над механизмами манифестации (и вполне вероятно — прагматики) виртуального дискурса.

2. Разработка идеологического слоя виртуального дискурсанеолиберальный проект виртуальной эмансипации и стремительно расширяющая свое влияние современная коммуникативная культура.

3. Анализ социокультурных, экономических и психологических аспектов культуры виртуальной коммуникации: ее место в теории информационного общества, дискурсивные модели коммуникативного «Я», особенности социо-функциональных дискурсов и связанных с ними идентичностей, психоанализ виртуального дискурса. Здесь возможны пути дальнейшего междисциплинарного диалога.

4. Изучение феномена симуляции тела и повседневности в виртуальном дискурсе (виртуальное моделирование телесностиаватары, цифровая телесность, тендерные проблемы в киберпространстве).

5. Актуализация эстетических аспектов виртуального дискурса. Это собственно новые виртуальные техно-художественные формы (гибриды), в которых творческий процесс невозможен без использования цифровых и виртуальных систем, эстетические свойства которых детерминированы технологическим содержанием («media art», «digital art»).

6. Выявление значимости виртуального дискурса в сфере научных и образовательных интересов: разработка общих подходов к применению виртуально-коммуникационных технологий в предметных областях и исследованиях вузасоздание баз и банковданных электронных библиотек, виртуальных галерей, фотои видео архивов, медиатек и т. д.). Применение программных технологий и методов анализа структурированных, текстовых, изобразительных и других источников данных (методика экспертных оценок, контент анализ, сайтостроение, виртуальный дизайн). Использование информационно.

136 коммуникационных сетевых ресурсов: образовательные порталы, общевузовские сайты, факультетские и кафедральные сайты. Применение информационно-коммуникационных технологий и теорий информационного общества в гуманитарном образовании. Итак, как показывает диссертационное исследование именно высшая школа «сотворила» большинство технических и технологических инноваций и обладает уникальными человеческими ресурсами, а также организационной, научной, экспериментальной потенцией для развития культуры виртуальной коммуникации. Современный вуз должен не только ориентироваться на реалии культурной ситуации, но и видеть перспективу формирования культурных приоритетов и диспозиций. Образование и наука стоят перед необходимостью вести продуктивный и эффективный междисциплинарный диалог и внедрять различные культурные практики. Научно-образовательная система наряду с другими формами духовно-культурной сферы — это база для формирования человека нового типакоммуникативной личности, творческой, инновационной, способной самоопределяться и самореализоваться в сложном, быстро изменяющемся мире, а также это пространство для эффективной деятельности профессиональных сообществ. Так в проекте «Положения об основных принципах корпоративной культуры Томского государственного университета» обозначено, что «миссия университетов исторически, с Петровских времен определена как лидерская — это центры опережающего развития культуры, образования, технологий, формирования общественного сознания, ядра крупномасштабной интеллектуальной кооперации».

Взаимодействие виртуальных сообществ, характеризующееся своими культурными, психологическими, языковыми особенностями, сетевым этикетом, а. также само-представление вуза в< глобальной Сети^ (виртуальный репрезентант) безусловно, оказывают влияниена критерий и уровень развития современного высшего учебного заведения.

Для большинства исследователей, очевидно, что Интернет — не тавсой простой инструмент, как казалось несколько лет назад. Для его эффективного использования необходимо хорошо понимать специфику коммуникативной среды, что подтверждает и проведенное практическое исследование.

Создание сайта обязательно для любой современной организации, и это важно не только для ее эффективного функционирования, но и для создания устойчивого поля коммуникации между участниками различных виртуальных и реальных сообществ, в конце концов, это предполагает миссия основных принципов культурного взаимодействия в организации:. В тексте миссии Пермского Государственного технического университета особое внимание уделяется созданию информационно-коммуникационного обеспечения инновационнойдеятельности вуза: «Для обеспечения эффективности деятельности вуза руководство внедрило проект региональной инновационной коммуникативной сети «шпопеЬ>. Поскольку в регионе существует значительный дефицит специалистов по гуманитарным, инновационным и виртуально-коммуникативным технологиям и острая необходимость подготовки и переподготовки кадров по данным направлениям».

Осознание необходимости внедрения и изучение культуры виртуальной коммуникации предполагает то, что определяющей тенденцией современной науки и образования должна стать не дальнейшая дифференциация различных способов познания мира, а, напротив, их интеграция, системный подход к изучению действительности, основанный на использовании новейших технико-технологических средств.

Реализация таких принципов в. научно-образовательном процессе приведет к качественным изменениямво всех элементах вузовской системы, включая характер самого знания, формы и методы организации' образования и науки, роль преподавателей и учащихся" в учебном процессе. Среди существенных черт и функций данной системы оказываются фундаментализация, гуманитаризация, виртуализация, информатизация и футурологизация.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. А. Виртуальные миры и человеческое познание Текст. / И. А. Акчурин. СПб., 2000. — 127 с.
  2. , Н. Г. Глобализация и толерантность как императивы современности (на материале русской философии) Текст. / Н. Г. Апухтина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2003.- № 8.- С. 6−12.
  3. , Н. Г. От истоков к основаниям глобально-экологического мышления Текст. / Н. Г. Апухтина / Монография. -Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2001. 172 с.
  4. , В. И. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации Текст. / В. И. Аршинов, Ю. А. Данилов, В. В. Тарасенко // Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997. — С.58−65.
  5. , Э. Ф. Виртуальная антропология социально-исторического познания: Монография. Текст. / Э. Ф. Асадулин. СПб: Нестор, 2009.-443 с.
  6. , А. Ю. Образовательные Интернет-ресурсы Текст. / А.
  7. Ю. Афонин / Под. ред. А. Н. Тихонова. -М., 2004. 129 с.140
  8. , Е. Я. Коммуникативное молчание Текст. / Е. Я. Басин / Ред. Ю. H. Рагс, В. М. Петров. М., 1997. -164 с.
  9. , Г. С. Социология интернет: наука и образование в виртуальном пространстве Электрон, ресурс. / Г. С. Батыгин. Режим доступа: http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/sj 1 -01bat.html
  10. , А. В. Сотрудничество и конфликт в виртуальном обществе Текст. / А. В. Бахмин // Социологический журнал. -1997. -№½. С. 65−92.
  11. , Е. П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества Электрон, ресурс. / Е. П. Белинская. Режим доступа: http://psynet.carfax.ru/text/bell.htm
  12. , Е. К. К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности Электрон, ресурс. / Е. К. Белинская. -Режим доступа: http://www.psynet.carfax.ru/texts/bel5.htm.
  13. Д. Культурные противоречия капитализма //Социальная философия: Хрестоматия. Ч. 2. М., 1994. — С. 330−342.
  14. , Д. Социальные рамки информационного общества Электрон, ресурс. / Д. Белл. // Электронная библиотека философского факультета СПбГУ. Режим доступа: http://philosophy.pu.ru/deps/tecphil/educat/courses/text/bell.doc.
  15. , В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости Текст. / В. Беньямин // Избранные эссе. М.: Медиум, 1966. — 203 с.
  16. , Ж. Америка Текст. / Ж. Бодрийяр // Пер. с фр. Д. Калугина. СПб, 2000.- 204 с.
  17. , Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального Текст. / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. унта, 2000. — 124 с.
  18. , Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального Текст. / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург, изд-во Уральск, ун-т, 2001.-96 с.
  19. , Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: КДУ, 2009. — 389 с.
  20. , Ж. Симуляция и симулякры Текст. / Ж. Бодрийяр // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. — С. 38−51.
  21. , Ж. Экстаз коммуникации Текст. / Ж. Бодрийяр // Философия эпохи постмодерна / пер. Д. В. Михеля. 1983. — 133 с.
  22. , Ж. Прозрачность зла Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Добросвет, 2006. — 258 с.
  23. , С. А. Метафизика виртуальности Текст. / С. А. Борчико // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 8. М., 2000. — 49 с.
  24. , В. В. Информационное обслуживание Текст. / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. М., 2006. — 104 с.
  25. , Д. Войны брэндов Текст. / Д. Бренд. СПб: Питер, 2002. — 224 с.
  26. , А. А. Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования Текст. / А. А. Брудный. М.: Смысл, 2006. — 199 с.
  27. , В. М. Анонимность, безличность, виртуальность Текст. / В. М. Быченков // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. -М., 2001.-С.73−98.
  28. , П. Прагматика человеческих коммуникаций: изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия Текст. / П. Вацлавик, Д. Бивин, Д. Джексон М.: Апрель-Пресс, 2000. — 320 с.
  29. , М. Школа как бюрократическая организация Электрон.ресурс. / М. Вебер // Электронная библиотека Культурология: теория, 142пшколы, история, практика. Режим доступа: http://www.countries.ru/library/texts/maxweber.htm.
  30. , Т. Исследование характера мира и условий его поддержания. Электрон, ресурс. / Т. Веблен // Электронная энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/76/1 007 606/1007606al.htm
  31. Википедия. Интернет-сообщество. Электрон. ресурс. / Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/is
  32. , Н. Кибернетика и общество Текст. Д Н. Винер. М., 2002.- 216 с.
  33. , Н. Человек управляющий Текст. / Н. Винер. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  34. , Л. Философские работы Текст. / Л. Витгенштейн // Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. М.: «Гнозис», 1994. — 346 с.
  35. , А. Е. Феномен зависимости от Интернета Текст. / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете № 9. -2000. — С. 50−68.
  36. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод Текст. / Г.-Г. Гадамер. М., 1988. -425 с.
  37. Д. В. Современные исследования цифровой культуры Текст. / Д. В. Галкин // Гуманитарная информатика. 2004. — № 1. — С. 4050.
  38. , Д. В. Бинарный язык и виртуальный дискурс: к философии цифровой культуры Текст. / Д. В. Галкин // Гуманитарная информатика. Вып.1, изд-во ТГУ, Томск, 2004. С. 30−40.
  39. , Д. В. Виртуализация опыта в культуре постмодерна: метамарфозы дискурсионного ландшафта Текст. / Д. В. Галкин //Автореф. Дис. на соиск. ученой степени канд. философ, наук. Томск, 2002. — 26 с.
  40. , Д. В. Человек в виртуальном бункере: критическая теория виртуальной культуры А. Крокера Текст. / Д. В. Галкил // «Открытое образование», № 3−4 (11−12), 2003. С. 100−105.
  41. , О. И. Культурно-антропологическая перспектива Текст. / О. И. Генисаретский. М., 1995. — 215 с.
  42. , В. Г. Философия техники Электрон, ресурс. / В. г. Горохов // Электронная библиотека философского факультета СПбГУ. Режим Доступа: http://philosophy.pu.ru/deps/tecphil/educat/courses/text/gorochov.doc.
  43. , Н. В. Интернет, постмодернизм и современное образование Текст. / Н. В. Громыко // Кентавр: Методологически^ и игротехнический альманах. 2001. — № 27. — С. 72−87.
  44. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Текст. / Э. Гуссерль // Книга 1. СПб.: Академический проект, 2009. — 489 с.
  45. , Э. Пятая картезианская медитация Текст. / Э. Гуссерль // В сб.: От Я к Другому. Мн., 1997. -149 с.
  46. , Р. Благое общество Электрон, ресурс. / р Дарендорф. Режим Доступа: http://www.politstudies.ru/archive/authors/170.htm
  47. Де Джордж, Р. Т. Современная деловая этика Текст. / Р. Т. Де Джордж // Сочинение в 2-х томах. Т. 2. М.: Прогресс, 2001. — 302 с.
  48. , Т. Язык. Анализ новостей как дискурса Текст. / Т. Ван Дейк // Язык. Познание. Коммуникация. М.: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 2000. — 310 с.
  49. , Р. Рассуждение о методе Текст. / Р. Декарт // Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. — 712с.
  50. , Ж. Кино: Образ-движения, Образ-время Текст. / Ж. Делез / Пер. с фр. Б. Скуратова. М.: Ad Marginem, 2004. — 214 с.
  51. , Ж. Капитализм и шизофрения Текст. / Ж. Делез // Анти-Эдип: Специализированная информация по общеакадемической программе «Человек, наука, общество: комплекс, исслед.» / Введ. М. К. Рыклина. -М.: ИНИОН, 1990. 240 с.
  52. , Ж. О грамматологии Текст. / Ж. Деррида. М.: Ad Marguinem, 2000. — 512 с.
  53. , О. В. Очерки по философии образования. Текст. / О. В. Долженко // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в ВУЗах Аналитический доклад. — М., 2001. — 91 с.
  54. , О. Э. Университетская схоластика и «рационализация» власти в Средние Века Электрон, ресурс. / О. Э. Душин. // Электронные тексты Web-кафедры философской антропологии СпбГУ. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/dushino/educcs14.html.
  55. , В. А. Виртуальная реальность и симулякры Электрон, ресурс. / В. А. Емелин. Режим доступа: http://emeline.narod.ru/
  56. , В. А. Гипертекст и постгутенберговая эра Электрон, ресурс. / В. А. Емелин. Режим доступа: http://emline.narod.ru/ hipertext.htm.
  57. , В. А. Глобальная сеть и киберкультура Электрон, рессурс. / В. А. Еемелин. Режим доступа: http://emeline.narod.ru/rhizome.htm.
  58. , А. Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет Текст. / А. Е. Жичкина. // Психологический журнал. 2000. — № 2.- С. 63−85.
  59. , А. Е. Самопрезентация в виртуальной коммуникации иособенности идентичности подростков-пользователей Интернета Текст. /145
  60. А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII / Под ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — С. 431−460.
  61. Зеленкова, И. JL Прикладная этика: Учебное пособие Электрон, ресурс. И. Л. Зеленкова. Минск: Тетра Системе, 2002. — С. 181−195. -Режим доступа: http://www.etiket.ru/contact/email.html
  62. , Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Текст. / Л. М. Землянова // Толковый словарь терминов и концепции / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 1999.-512 с.
  63. , Д. В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Текст. / Д. В. Иванов // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3: Межвуз. Сб. / Отв. ред. А. О. Бороноев. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000.-С. 108−121.
  64. , Д. В. Виртуализация общества Текст. / Д. В. Иванов. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 224 с.
  65. , Д. В. Императив виртуализации. Современные теории общественных изменений Текст. / Д.В. Иванов- СПб.: СПбГУ, 2002. -211 с.
  66. , В. И. Социология информационного общества. Электрон, ресурс. / В. И. Игнатьев // Электронная библиотека текстов Федерального образовательного портала. Режим доступа http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/15 271 .html
  67. , М. Новые технологии сотрудничества и общения между людьми Текст. / М. Игнатьев, — А. Никитин, Н. Решетникова // Технологии информационного общества. Интернет и современное общество. СПб.: изд-во СПб. ун-та, 2003. — С. 17−38.
  68. , И. Г. Прикладная философия: субъект и технологии
  69. Текст. / И. Г. Корсунцев. М., 2000. — 182 с.146
  70. , Г. JI. Философия образования Текст. / Г. JI. Ильин. М., 2002.- 119 с.
  71. Интенциональный объект Текст. // Философский энциклопедический Словарь. М., «Инфра-М», 1997. — 576 с.
  72. , М. С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Полиздат, 1988. — 315 с.
  73. , И. Критика способности суждения Текст. / И. Кант //Соч. в 8 томах. Т. 5. М.: ЧОРО, 1994. — 420 с.
  74. , И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант // Соч. в 8-и томах. Т. З М.: ЧОРО, 1994. — 384 с.
  75. , Н. В. Преобразование образования Текст. / Н. В. Карлов //Вопросы философии. 1998. -№ 11.-С. 10−18.
  76. , Р. Значение и необходимость: Исследование по семантике и модальной логике Текст. / Р. Карнап / Пер. с англ. И. В. Воробьева Биробиджан: Тривиум, 2000. — 374 с.
  77. , М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе Текст. / М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория, изд-во Гуманитарного университета, 2004. — 328 с.
  78. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. М.: Blackwell, 2000. — 608 с.
  79. М. Становление общества сетевых структур Текст. / М. Кастельс // Новая постидустриальная волна на Западе / Под редакцией В. JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 46−51
  80. , В. Б. Коммуникативная мимикрия и социальная власть Текст. / В. Б. Кашкин // Сборник трудов «Социальная власть языка». -Воронеж, 2002. С. 18−40.
  81. , К. Новые правила для- новой экономики. Двенадцать принципов преуспевания в бурно меняющемся мире Электрон, ресурс. / К. Келли. Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/ZS/KELLY.HTM.147
  82. Концепция университета и научное познание. Текст. / Коллективная монография под. ред. Акчурина И. А., Коняева С. Н. СПб., 2000. — 128 с.
  83. Корреспондентная теория / отв. ред. JI. В. Сохонь // Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. — 426 с.
  84. , А. Цифровой мусор Текст. / А. Крокер, М. Вайнштейн // Взгляд с Востока. М.: MediaArtLab, 2000. — С.6−15.
  85. , М. Искусственная реальность: прошлое и будущее Текст. / М. Крюгер // Исследования по философии современного понимания мира. Вып.1. Сер. Аналитическая философия в культуре XX века/Составители В. Я. Друк, В. П. Рудне. М., 1995. — С. 190−224.
  86. , П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания Текст. / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995. — 463 с.
  87. , У. В. О. Референция и модальность Текст. / У. В. О. Куайн // Новое в зарубежной лингвистике. 1981. — №. 13. — С 40−61.
  88. , Н. О видении Бога Текст. / Н. Кузанский // Сочинение в 2-х томах. Т.1. М., 1980. — 460 с.
  89. Культура эпохи Возрождения и Реформация. Электрон, ресурс. / Тематический информационный журнал: Культура. Режим доступа: http://aleshechkin.temator.ru/cont/1048/3.html.
  90. , И. Р. Гипертекст как способ коммуникации Электрон, ресурс. / И: Р. Купер. Режим доступа: // http://www.soeio.rii/ bull/18.htm
  91. , Б. Н. Виртуальная терра инкогнита Текст. / Б. Н. Кутелия // Информационное общество- 2001 — № 1. — С. 24−26.
  92. , В. А. Культура и технология: борьба миров Текст. / В. А. Кутырев -М.: Прогресс-Традиция- 2001. 240 с.
  93. , В. А. Искусственный -интеллект: pro et contra Текст. / В.
  94. А. Ладов, Н. А. Тарабанов // Гуманитарная информатика: Сб. статей / подред. Г. В. Можаевой / изд-во Том. ун-та. 2005. — № 1- С. 68−84.148
  95. Лем, С. Сумма технологии Текст. / С. Лем. СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 668 с.
  96. , Ж. Ф. Состояние постмодерна Текст. / Ж. Ф. Лиотар // Пер. с фр. Н. Шматко. М., 1998. — 259 с.
  97. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна Электрон, ресурс. / Ж.-Ф. Лиотар. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/liot/index.php
  98. , А. Ф. Средневековая диалектика Электрон, ресурс. / А. Ф. Лосев // Электронные тексты «Золотая философия». Режим доступа: http: www.philosophy.allru.net/perv236.html.
  99. , Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество Текст. / Н. Луман // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. — 215 с.
  100. , Н. Решения в «информационном обществе» Электрон, ресурс. / Н. Луман. Режим доступа: http: www.soc.spb.ru/lumani.html
  101. , М. Познавая медиа: внешние расширения человека Текст. / М. Маклюэн / Understanding Media: The Extensions of Man. M.: Кучково поле, 2007. — 464 с.
  102. , М. К. Сознание1 и цивилизация Текст., / М.' К. Мамардашвили // Как я пониманию философию: М.: Прогресс, 1992. -С.107−12.
  103. , Н. Б. Эстетика постмодернизма. Текст. / Н. Б.
  104. Маньковская. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009. — 588 с.149
  105. , Т. Э. Виртуальная реальность как современная культура коллективного бессознательного Текст. / Т. Э. Мартиросян // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. 1998. — № 4.-С. 172−184.
  106. , И. В. Информационное общество: культура, истоки, тенденции развития Текст. / И. В. Мелюхин. М., 1999. — 253 с.
  107. , Н. С. Социальная лингвистика Текст. / Н. С. Мечковская. М., 1996. — 217 с.
  108. , В. А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества Текст. / В. А. Михайлов, С. В. Михайлов // Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб.: СПбГПУ, 2004. — С. 34−52.
  109. , М. В. Феномен виртуальных учебных сообществ. Электрон, ресурс. / М. В. Моисеева, С. Сойферт. Режим доступа: http://emag.iis.m/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b6bfbf5f9b5ab471c3256c5200340d с.9
  110. , А. Социодинамика культуры Текст. / А. Моль. СПб.: ЛКИ, 2008.-418 с.
  111. , В. Д. Виртуальная реальность Текст. / В. Д. Мотлевский, Мапьклвская И. Б. // Культурология. XX век. М., 2000. -78 с.
  112. , А. А. Концепции и средства доступа к виртуальным мирам в образовании, культуре, искусстве Электрон, ресурс. / А. А. Никитин, Н. Н. Решетникова. Режим доступа: http://www.evamssia.ru/eva 2001/russian/index.html.
  113. Новый большой Англо-Русский Словарь Текст. / Под. ред. Ю. Д. Апресяна, в 3-х томах. М.: «Русский Язык», 1994. — 614 с.
  114. , Н. А. Идея виртуальности Текст. / Н. А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. 1997 — № 3. — С. 7−32.
  115. , Н. А. Виртуальная психология Текст. / Н. А. Носов. М.: Аграф, 2000. — 432 с.
  116. , Н. А. Виртуальные реальности и современный мир Текст. / Н. А. Носов / Труды лаборатории виртуалистики. 1997. — №. 3. С. 4785.
  117. , Н. А. Манифест виртуалистики Текст. / Н. А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. 2001. — № 15. — С. 93−108.
  118. , JI. В. Нестрогие коммуникационные альянсы. Проблемы и особенности взаимодействия сетевых сообществ Текст. / JI. В. Нургалеева // Гуманитарная информатика. Томск: изд-во Том ун-та, 2005. — С. 28−37.
  119. , С. И., Шведова Н. Ю. Виртуальный Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993.-448 с.
  120. , М. Г. Эффективность процесса информатизации: организационные, методические и научные основы формирования системы ресурсных центров в сфере образования Текст. / М. Г. Орлова. -Кемерово, 2003. 143 с.
  121. , А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации Текст. / А. В. Осин. М., 2004. — 215 с.
  122. Основные направления деятельности Web-лаборатории УрГУ. Электрон, ресурс. / Отдел электронных публикаций и мультимедиа технологий уральского регионального ресурсного центра информатизациич
  123. УрГУ. Режим доступа: http://www.usu.ru/ctc/w3-lab/.
  124. , Т. Университет как социальная система. Электрон, ресурс. / Т. Парсонс // Электронная библиотека сетевого клуба социологов «Парадигма». Режим доступа: http://sociology.extrim.ru/tpl.htm.
  125. , В. С. Научно-образовательные сайты какэлементы информационной среды гуманитарной науки Текст. / В. С.
  126. Пациорковский, О’Брайн Д. // Технологии информационного общества.151
  127. Интернет и современное общество. СПб.: изд-во СПб. ун-та. — 2003. — С. 58−73.М
  128. , В. И. Гипертекст Текст. / В. И. Першиков, В. М. Савинков // Толковый словарь по информатике. М., 1991. — 624 с.
  129. , Г. И. Современный характер образовательного знания Текст. / Г. И. Петрова // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. Приложение к журналу «Образование в Сибири» 1997. — № 1. — С. 21−38.
  130. , Г. И Коммуникация и толерантность Текст. / Г. И Петрова. // Монография. Томск, 2002. — 216.
  131. Платон. Менон Текст. / Платон // Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. М., «Мысль», 1994. — 482 с.
  132. , Д. М. Дистанционное обучение в системе образования Текст. / Д. М. Поляков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра» /Ред. В. И. Солдаткин. М., 2004. — С. 65−84.
  133. Попов- О. В. Электронный университетский сайт Текст. / О. В. Попов // Alma Mater. 2002. — № 3.- С. 45−52.
  134. В. Н. Виртуальное пространство: иллюзия свободы Текст. / В. Н. Порус // Компьютерра. 2000. — № 39.- С. 63−68.
  135. , Е. Г. Теле-виртуальная реальность: гносеологический аспект. Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. философ, наук. Текст. / Е. Г. Прилукова. Магнитогорск, 1999. — 23 с.
  136. , А. В. Обоснования морали Текст. / А. В. Разин // Человек. 2001. -№ 1- С. 97−109.
  137. , Г. Виртуальные сообщества Электрон: ресурс. / Г. Райнгольд. Режим доступа: http://www.well.com/user/hlr/.
  138. Рассел- Б. История западной философии Электрон, ресурс. / Б. Рассел / Философский портал philosophy.ru. Режим доступа: http:// www. philosophy.ru/library/russell/01/00.html
  139. , Б. Человеческое познание Текст. / Б. Рассел. М.: Из-во иностр. лит-ры, 1957. — 550 с.
  140. , В. М. Области употребления и природа виртуальных реальностей Текст. / В. Розин // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития: Прил. к вестнику «Аномалия». М.: ИТАР-ТАСС, 1996. — С. 57−69.
  141. , И. Н. Дистанционные и открытые формы обучения: организационные и методологические вопросы Текст. / И. Н. Розина // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2002. — № 5 (1). — С. 80−101.
  142. , Р. Философия и будущее Текст. / Р. Рорти // Вопросы философии. 1994. — № 6.- С. 30−47.
  143. , В. П. Виртуальная реальность Текст. / В. П. Руднев // Словарь культуры XX века. М., 1997. — 483 с.
  144. , В. П. Принципиальные особенности информационных моделей и их восприятие Текст. / В. П. Рыжев. // Проблемы информационной культуры. Вып. 5 / Ред. Ю. С. Зубов. М., 1998. — 112 с.
  145. , В. Н. Философские основания педагогической деятельности Текст. / В. Н. Сагатовский // Вестник высшей школы. -1989. -№ 3.- С. 19−35.
  146. , С. С. История средних веков Электрон, ресурс. / С. С. Серов // Информационные материалы исторического факультета АлтГУ. -Режим доступа: http://hist.dcn-asu.ru/faculty/metod/serov2.shtml.
  147. Сетевой этикет (Основы дистанционного обучения) Электрон, ресурс. / Под ред. В. Н. Кухаренко. Режим доступа: http://a-edu.narod.ru/setiket.htm
  148. Сокулер, 3. И. Проблема обоснования знания у Поппера и Витгенштейна Текст. / 3. И. Сокулер. М.: Наука, 1988. — 175 с.
  149. , С. К. Николай Кузанский. Электрон, ресурс. / С. К. Соловьёв // Web-сайт Эпоха Возрождения. Философия. Режим доступа: http://renesans.narod.ru/kyzanskij.htm.
  150. , В. Н. Культура информационного общества Электрон, ресурс. / В. Н. Сорокина. // Электронные тексты Web-кафедры философской антропологии СпбГУ. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/sorokinav/cultintrol 1 .html.
  151. , Е. А. Интернет как явление культуры: тексты в сетевом контексте Текст. / Е. А. Степаненко, С. Б. Степаненко // Аргументация, интерпретация, риторика. Электронный журнал, вып.1. -Режим доступа: http://www.spb.ru/phil/argumentation.htm
  152. , В. С. Философия науки и техники Текст. / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Гардарики, 1999. — 400 с.
  153. Тактические симуляторы Текст. / Большой толковый словарь компьютерных терминов / под. ред А. Синклева. М., 1999. — 412 с.
  154. , В. А. Антропология интернет: самоорганизация «человека кликающего» Текст. / В. А. Тарасенко // Общественные науки исовременность. 2000. — № 5. — С. 128 — 142.
  155. , П. Хакеры. Герои Компьютерной Революции Текст. / П. Тейлор «А Penguin Book Technology», 2002. — 337с.
  156. , А. Н. Образовательные Интернет ресурсы Текст. / А. Н. Тихонова, А. Д. Иванникова, В. Г. Домрачева, И. В. Ретинская. М., 2004. — 175 с.
  157. , В.Н. Индоевропейская мифология Текст. / В. Н. Топоров, В. В. Иванов // Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2-х томах. Т.1. М., 2000. -322 с.
  158. , Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер. М.: изд-во ACT, 2003.-388 с.
  159. Турен, А Социология. Хрестоматия для вузов Текст. / А. Турен. М.: Деловая книга, 2002. -736 с.
  160. Тюлюпова, JL Д. Проблема формирования «виртуального» имиджа университета Текст. / JL Д. Тюлюпова //Актуальные проблемы социальной философии. Томск, 2004. — С. 57−64.
  161. , JI. Д. Идея университетской корпорации: к вопросу об эффективной коммуникации Текст. / JI. Д. Тюлюпова // Качество образования: теория и практика. Анжеро-Судженск, 2004. — С. 81−86.
  162. , В. И. Типология реальностей Электрон.ресурс. / В. И. Фалько // Философия науки. 2005. — № 7. — Режим доступа: http://www.academyrh.info/main.php?page=304&act=
  163. Философия Эпохи Просвещения, образовательная практика Электрон, ресурс. // Web-библиотека сайта «Пути к истине. Философия».- Режим доступа: http://istina.rin.ru/philosofy/text/1276−10.html.
  164. , В. Г. Интеллектуальные системы и общество Текст. / В. Г. Финн. М., Априори, 2000. -173 с.
  165. , В. Публичное конструирование «Я» в опосредованном компьютером общении Текст. / В. Фриндте, Т. Келер // Гуманитарные исследования Интернета/ под ред. А. Е. Войскунского / пер. А. Жичкиной.- М., 2000. С. 40−54.
  166. , Ю. Понятие индивидуальности Текст. / Ю. Хабермас // Вопросы философии. -1989. № 2.- С. 39−57.
  167. , Ю. Теория коммуникативного действия Текст. / Ю. Хабермас // Современная западная теоретическая социология. Вып.1. М., 1992. — 142 с.
  168. , М. Бытие и время Текст. / М. Хайдегер. М.: Наука, 2006.-466 с.
  169. Хейзинга, Й. Homo Ludens Текст. / Й. Хейзинга- М.: Прогресс, 1992.-464 с.
  170. , П. Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель Текст. / П. Химанен, М. Кастельс. М.: Логос, 2002. — 224 с.
  171. , М. Диалектика Просвещения. Текст. / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. СПб., Анжелюс, 1997. — 280 с.
  172. , С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности Текст. / С. С. Хоружий // Вопр. Философии. 1997. — № 6.- С. 52- 67.
  173. , М. Виртуальный кабинет Электрон, ресурс. / М. Хэйлиг.- Режим доступа: http://vr-ugpu.narod.ru/index42.htm
  174. , Ф. Виртуальная реальность Текст. / Ф. Хэмит // Исследования по философии современного понимания мира. Вып I. М., 1995.-220 с.
  175. , А. Н. На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия Текст. / А. Н. Чумаков. М.: Весь мир, 1998.-256 с.
  176. Шарден, де Т. Божественная среда. Текст. / Т. де Шарден. М.: Renaissanse, 1992. — 174 с.
  177. , Р. К генезису мирового общества инновации и механизмы Текст. / Р. Штихве // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1999. — № 3.- С. 82−97.
  178. , Я. Просматривая трэш Текст. / Я. Шугар // Взгляд с Востока. M.: MediaArtLab, 2000. — С.30−40.
  179. Шюц, А. Структура повседневного мышления Текст. / А. Шюц //Социологические исследования. 1988. -№ 2 — С. 41−63
  180. , В. Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа (опыт рефлексии становления киберкоммуникативного континуума). Текст. / В. Н. Щербина. Бердянск: изд-во Бердян. гос. пед. института, 2001. — 252 с.
  181. Эко, У. Под сетью Электрон, ресурс. / У. Эко. Режим доступа: http://book2.ru/authors/umberto-eko/kinowed97/l-kinowed97.html
  182. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию Текст. / У. Эко. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.
  183. , M. Н. Философия возможного Текст. / M. Н. Эпштейн. -СПб., 2001.-326 с.
  184. , И. И. Энциклопедия информациологии Текст. / И. И. Юзвишин. М., 2000. — 307с.
  185. , Г. П. Человек в виртуальных условиях Текст. / Г. П. Юрьев // Труды лаборатории виртуалистики. Ин-т человека РАН. -2000. — № 9. С. 42−54.
  186. Addiction (аддикция) Текст. / под. ред. Ю. Д. Апресяна // Новый большой Англо-Русский Словарь в 3-х томах. Т.1 М., Русский Язык, 1994.-481 с.
  187. Gere, С. Digital Culture Text. / С. Gere. London: Reaktion Books. 2002. — 224 p.
  188. Jaspers, K. Vernunft und Existenz. Groningen, 1935. Цит. по:
  189. П. П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К.
  190. Ясперса Текст. / П. П. Гайденко // Человек и его бытие как проблемасовременной философии. М.: Наука, 1978. — 312 с.158
  191. Kitchin, R. Cyberscpae: The World in The Wires Text. / R. John Kitchin. Wiley and Sons, 2001. 312 p.
  192. Kroker, A. Data Trash: The Theory of Virtual class Text. / A. Kroker, A. Weinstein. -New York: St. Martin’s Press, 1994. 312 p.
  193. Kroker, A. The Postmodern Scene: Excremental Culture & Hyper-Aesthetics Text. / A. Kroker, D. Cook. Tokyo: Japanese Translation, Hosei University Press, — 1994. — 137 p.
  194. Lauel, G. Computer as Theater Text. / G. Lauel // Reading Digital Culture / Ed. by David Trend. Black-well, 2001. 162 p.
  195. Lippert, P. J. Internet: the new agora? Text. / P. J. Lippert // Interpersonal Computing and Technology: An Journal for the 21st Century, 1997, Vol. 5(3−4).-p. 48−51.
  196. Ostwald M. Virtual urban futures Text. / M. Ostwald // Virtual Politics. Identity and Community in Cyberspace / D. Holmes (ed.). SAGE Publications, 1997.-p. 125−144.
  197. Poster, M. The Second Media Age Text. / M. Poster Cambridge: Polity Press, 1995. 206 p. ,
  198. Shapiro, Andrew L. The Control Revolution: How The Internet is Putting Individuals in Charge and Changing the World We Know Text. / Andrew L. Shapiro. New York: A Century Foundation Book, 1999. — 273 p.
  199. Turkle, S. Life on the screen: identity in the Age of Internet Text. / S. Turkle. New York, Simon and Shuster, 1994. — 187 p.
  200. Virilio, P. Open Sky Text. / P. Virilio. London-New York, Verso, 1997.
  201. Virilio, P. Speed and Information: Cyberspace Alarm! Text. / P. Virilio // Reading Digital Culture Ed. by David Trend, Blackwell, 2001. p. 2028.
  202. Virilio, P. The Information Bomb Text. / P. Virilio. London-New York, Verso, 2000.
  203. Wallace P. The psychology of the Internet Text. / P. Wa Cambridge University Press, 1999. 35 p.ace.
Заполнить форму текущей работой