Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование умений делового общения у студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: Общепедагогический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая задача исследования состояла в том, чтобы уточнить понятие делового общения и его роль в профессиональном становлении личности специалиста. При ее решении в качестве методов исследования использовались: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературыанализ выполненных ранее диссертационных исследований. В первой главе нашего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов
    • 1. 1. Формирование делового общения как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Классификация умений делового общения и их характеристика
    • 1. 3. Возможности иностранного языка в формировании умений делового общения у студентов неязыковых вузов
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Процесс формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов
    • 2. 1. Диагностика умений делового общения у студентов
    • 2. 2. Обоснование модели формирования умений делового общения у студентов в процессе преподавания иностранного языка
    • 2. 3. Пути и средства формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов
  • Выводы по 2 главе

Формирование умений делового общения у студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: Общепедагогический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения, происходящие на современном этапе развития нашего общества во всех сферах его жизнедеятельности: экономике, политике, образовании, искусстве, требуют пересмотра отношения ко многим вопросам современной действительности, в том числе и проблеме общения между людьми. Существовали и существуют до сих пор разные подходы к данной проблеме. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Увеличение потока работ, посвященных различным проблемам психологии общения, отнюдь не является фактом случайным. Скорее это увеличениеформа ответа ученых на жгучую потребность времени: не только, наконец, получить достаточно полную картину психической жизни человека и в реальности увидеть действие социальных факторов, которые эту жизнь определяют, но и научиться эти факторы успешно использовать при организации воспитания, труда и быта людей.

Теоретическому осмыслению проблемы общения способствовали философские труды Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, И. А. Ильяевой, М. С. Кагана, Ю. Д. Прилюка, В. М. Соковнина, К. Ясперса и других.

Фундаментальное значение для понимания общения имеют психологические исследования Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Б. Ф. Ломова, Б. Н. Мясищева, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.

В последние десятилетия большое внимание уделялось также проблемам педагогического общения, выполнен ряд работ по подготовке будущих учителей к педагогическому общению (В.А.Кан-Калик, В. С. Грехнев, А. В. Мудрик, Е. Н. Ильин, Л. И Рувинский и др.).

К сожалению, научные представления об общении достаточно разнообразны и противоречивы. Имеется большое количество монографий и научных исследований по проблемам общения, но проблема делового общения в отечественной литературе остается до конца неизученной.

В деловой сфере человек проводит значительную часть своей жизни. Здесь он играет целый ряд специфических ролей: специалиста, работника, исполнителя, лидера, подчиненного, руководителя, члена трудового коллектива, коллеги, представителя фирмы и т. п. Каждая роль исполняется на определенной «сцене», в определенной ситуации, в определенных условиях. Для исполнения той или иной роли требуется соответствующая подготовка. Ситуация, сцена, зрители, партнеры — все это элементы общения, человек постоянно вступает во взаимодействие с другими, играющими свои роли, как они это понимают, как умеют. Чтобы совершить меньше ошибок в процессе общения по поводу дела, в процессе дела, деловой обстановке, необходимо знать основные правила, нормы общения, либо уметь их спрогнозировать, понять. Нужно уметь представлять свою роль, роли других, то, как другие воспринимают вашу роль.

Развитие рыночных отношений объективно требует смены целевых ориентаций, предъявляет каждому члену общества высокие требования к его готовности жить и трудиться в обществе, где каждый человек, а не государство несет полную ответственность за себя, за уровень жизни своих близких. Отсюда иные требования к профессионализму, к экономической и нравственной грамотности и т. п.

Переход к рынку, расширение внешнеэкономических связей, предоставление права выхода на мировую арену не только государственным, но и частным, акционерным предприятиям, увеличение числа деловых контактов между предприятиями внутри страны, все это обусловливает возрастание интереса к такой сфере профессиональной деятельности человека как деловое общение. Да и наше современное российское предпринимательство не располагает пока опытом в области развитых деловых отношений.

Однако в процессе обучения и подготовки будущих специалистов в системе высшего образования не всегда уделяется достаточно внимания формированию навыков и умений делового общения. Несформированность профессионально важных качеств, связанных с деловым общением, несоответствие уровня их развития требованиям, предъявляемым к деятельности будущего специалиста, приводят к его длительной профессиональной адаптации в производственных ситуациях. Поэтому решение проблемы развития специальных умений, связанных с владением основами делового общения еще в вузе, является необходимым условием повышения качества его профессиональной подготовки. Сформированность умений делового общения создает предпосылку для полного применения выпускниками вузов своих творческих сил, способностей и дарований. Формирование умений у учащихся является одной из задач обучения, соответствует содержанию образования не только в школе, но и вузе. Решается эта задача не только в связи с усвоением знаний, но и в связи с приобретением обучающимися опыта творческой деятельности и норм отношения к миру (56, с.46).

Анализ учебников и практических пособий по деловому общению, используемых в вузах, показал, что они предназначены в основном для обучения взрослых, т. е. работающих уже в той или иной сфере специалистов, поэтому многие ситуации, предлагаемые для обсуждения, нереальны для студентов, просто незнакомы и трудно представляемы. Количество часов, выделяемых для обучения основам делового общения на таких дисциплинах как «Стилистика деловой речи», «Культура письменной речи» и др., не может обеспечить в полной мере подготовку студентов к такой важной стороне их будущей профессиональной деятельности как умение вести переговоры, заключать контракты, публично выступать, аргументировано спорить, не говоря уже о грамотности письменной речи. А именно умение общаться, как известно, лежит в основе организации производства, общественных отношений, сферы управления и сферы обслуживания. В последнее время появилось достаточно большое количество литературы, посвященной проблемам делового общения как отечественных (В.И.Андреев, Г. В. Бороздина, И. Н. Браим, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Ф. А. Кузин, В. И. Курбатов, М. М. Лебедева, Н. И. Обозов, Т. И. Холопова, В. П. Шейнов, М. А. Чернышева и др.), так и зарубежных авторов (Э.Берн, М. Биркенбиль, М. Вудкок, Д. Карнеги,.

Х.Карнелиус, М. Кэй, Б. Спок, В. Фромм, Д. Фрэнсис, Ш. Фэйр, Б. Швальбе и Х. Швальбе, Р. Шмидт, Г. Шредер, Л. Якокка и др.).

Психологи, социологи, педагоги, публицисты размышляют о культуре человеческих контактов, рассматривают теоретические и практические проблемы подготовки людей к оптимальному общению, дают рекомендации устранения конфликтов в системе «руководитель — подчиненный», «человекчеловек», советуют и даже дают некоторый свод правил, как вести себя в различных жизненных ситуациях, как сделать свое общение с другими не только достигающим цели, но и нравственным. Предлагаются различные методики социального тренинга. Эти книги пользуются популярностью, но каждая из прочитанных книг оставляет некоторое неудовлетворение, возникающее оттого, что жизненные ситуации оказываются гораздо сложнее. Это подтверждает и изучение мнений и представлений руководителей о том, что именно они хотели бы улучшить в работе с людьми, которое показывает, что, несмотря на знания основ психологии, многие из них испытывают на практике серьезные трудности в различных ситуациях общения по производственным и организационным вопросам (75, с.28). Таким образом, только наличие большого количества литературы, посвященной этике и психологии делового общения, не может полностью решить проблему подготовки будущего специалиста к деловому общению, оно поможет лишь расширить их знания в данной области их будущей деятельности, но не даст необходимых навыков и умений, т. е. знания без умений могут оказаться бесполезными. В итоге пройдет 1−2 года, прежде чем выпускник вуза сможет стать полноправным партнером в сфере делового общения. Ведь современный специалист должен быть не только хорошим организатором, умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг, но и учитывать в своей деятельности возможные изменения в политической, правовой, технологической, информационной и экологической сферах. Он должен обладать внутренней самостоятельностью и способностью к риску, не бояться смелых идей, постоянно аккумулировать новую информацию, уважать закон и нравственные ценности, обладать глубокой внутренней и внешней культурой, быть эрудированным и компетентным человеком, культивировать плюрализм мнений, дискуссию, инициативу, обладать способностью создать команду единомышленников, вдохновить их, обладать развитыми коммуникативными способностями. Не ставя перед собой задачу дать содержательный анализ деятельности современного специалиста, мы сосредоточили свое внимание на различных аспектах делового общения.

Привлечение студентов к искусству делового общения преследует цель не только сформировать у них словесную культуру, но и способствует развитию активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы, используя речь. Для решения данной проблемы целесообразным, на наш взгляд, является использование иностранного языка как учебной дисциплины в качестве средства формирования умений делового общения. Личность и профессиональная компетентность специалиста есть «совокупный продукт» всех педагогических систем, действующих и взаимодействующих в высшей школе. Каждая из них, выполняя свое специальное назначение, является компонентом целостной системы формирования личности студента как будущего профессионала. Поэтому ведущая роль общеобразовательных дисциплин, и в частности практического курса иностранного языка, в этом процессе несомненна.

Вместе с тем необходимо учесть и то обстоятельство, что при овладении тем или иным языком, индивид социализируется, становится членом соответствующего социума. Лишь овладев родным языком, человек социализируется в пределах своего народа, своей нации. Овладев языком межнационального общения, индивид социализируется в рамках соответствующего межэтнического мегасоциума (65, с.59).

Сущность профессионально направленного обучения деловому общению состоит в том, что в процессе такого обучения у студентов развиваются не только умения пользоваться деловой речью как средством общения, но и профессиональные навыки и умения, необходимые им в будущей работе, воспитывается интерес к будущей профессии. В этой связи есть смысл повторить слова профессора Н. И. Жинкина о том, что «надо у каждого учащегося, независимо от возможной в будущем профессии, развивать вкус к языку и взыскательности к речи» (61, с. 54).

Иностранный язык как учебный предмет не просто декларирует обучение общению, а служит 1) каналом, по которому осуществляется познание- 2) средством, развивающим индивидуальность- 3) инструментом воспитания необходимых качеств личности- 4) способом передачи опыта и развития умений общаться (139, с.42). Иностранный язык в наибольшей мере может способствовать повышению культуры общения вообще, и делового общения в частности. А подход к параллельно соотносимому изучению родного и иностранного языка окажет существенное влияние на результативность усвоения материала, и что важнее всего, студенты увидят реальную практическую ценность изучаемого.

В результате такого подхода к обучению иностранному языку в вузе у студентов сформируются умения делового общения не только на иностранном, но и на родном языке. Таким образом, уже сразу после окончания вуза он будет владеть техникой делового общения, речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, будет равноправным партнером во всех сферах его профессиональной деятельности.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы обратили внимание на тот факт, что проблема формирования умений делового общения средствами иностранного языка в процессе обучения в неязыковом вузе является недостаточно разработанной. Не раскрыта в полном объеме проблема диагностики умений делового общения и критерии сформированности данных умений. Проводимое исследование направлено на определение путей решения данной проблемы, имеющей общепедагогическое значение. Таким образом, актуальность данной проблемы определяется противоречием между необходимостью формирования умений делового общения у студентов в процессе обучения иностранному языку и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике неязыкового вуза. Необходимость разрешения существующего противоречия послужила основанием для выбора темы исследования: «Формирование умений делового общения у студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка «.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в неязыковом вузе.

Предмет исследования — формирование у студентов умений делового общения средствами иностранного языка.

Цель исследования — разработка научных основ процесса формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов.

Гипотеза исследования состоит в том, что овладение студентами умениями делового общения средствами иностранного языка будет более эффективным, если:

— процесс обучения иностранному языку будет организован с учетом индивидуальных интересов и способностей и сформированности их готовности к решению определенных коммуникативных задач, связанных с профессиональной деятельностью;

— в содержание предмета «Иностранный язык» будут включены проблемные ситуации, ролевые и деловые игры, а также другие формы активного обучения, в которых студент может проявить себя не только как подчиняющийся определенному речевому этикету и стилю общения, но и как компетентный специалист;

— содержание обучения, формирующее умения делового общения у студентов неязыковых вузов, определяется теми реальными и потенциальными коммуникативными потребностями, которые реализуются в рамках актуальных тем и ситуаций делового общения. Выявление и описание последних является необходимым условием построения учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в вузе.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Уточнить понятие делового общения и его роль в профессиональном становлении личности специалиста.

2. Разработать диагностику оценки уровня сформированности умений делового общения.

3. Построить и экспериментально апробировать модель процесса формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка.

4. Разработать научно-методические рекомендации формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов.

Методологической основой исследования являются психологическая концепция деятельностного подхода (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина), концепция личностно ориентированного подхода (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков), коммуникативная концепция обучения (коммуникативность как методологический принцип построения учебного процесса) (Е.И.Пассов, В. С. Коростелев, В. П. Кузовлев, В.Л.Скалкин), психологические основы общения (Г.М.Андреева, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, Б. Ф. Ломов, А. А. Леонтьев,.

A.Н.Леонтьев), теоретический анализ делового общения (В.И.Андреев, Г. В. Бороздина, Ф. А. Кузин, В.И.Курбатов), концепция контекстного обучения и игрового моделирования (М.И.Бирштейн, А. А. Вербицкий, И. С. Ладенко,.

B.Я.Платов, Т. М. Сорокина, Г. Р.Щедровицкий).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании использовалась комплексная система методов, включающая теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературыанализ выполненных ранее диссертационных исследований, моделирование, анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение за поведением и общением студентов, педагогический эксперимент, продиктованный целями и задачами, а также особенностями предмета исследования, методы измерения и математической обработки данных, полученных в ходе исследования, теоретический анализ и описание результатов исследования.

Базой исследования являлся Волжский гуманитарный институт при Волгоградском государственном университете. Исследование проводилось в ходе преподавания немецкого и английского языков в течение пяти лет и включало три этапа:

Первый этап (1997;1998гг.) был направлен на изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы и диссертационных исследований по проблемам делового общения, определялись исходные параметры работы, ее предмет, цели, гипотеза, научный аппарат.

Второй этап (1998;1999 гг.) характеризовался разработкой концептуальной базы исследования. На этом этапе изучалась практика формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов, проводилось наблюдение, анкетирование, тестирование студентов и определение уровней сформированности умений делового общения у студентов.

Третий этап (1999;2001гг.) отмечен проведением экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы и эффективности путей и средств формирования умений делового общенияисследованием динамики формирования умений делового общения в процессе проведения занятий, дискуссий, диалогов, ролевых и деловых игр. На данном этапе обрабатывались и систематизировались результаты эксперимента, осуществлялось их внедрение в практику работы, оформлялось диссертационное исследование.

Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, системным использованием различных методов исследования, длительной опытно-экспериментальной работой.

Научная новизна исследования состоит в том, что проведено специальное исследование процесса формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка, уточнена и добавлена сущность и содержание понятия «деловое общение». Впервые определена совокупность умений делового общения с учетом форм данного вида общения и их взаимосвязь с формированием ценностных характеристик личности будущего специалиста.

Теоретическая значимость заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузовв разработке механизма их формирования, включающего систему принципов, методов, форм и средств обучения в условиях неязыкового вуза. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для создания организационных, содержательных и методических основ конструирования учебно-воспитательного процесса на занятиях иностранного языка по формированию у студентов умений делового общения в неязыковом вузе.

Практическая значимость работы связана с разработкой методических рекомендаций для преподавателей иностранного языка, раскрывающая содержание, формы и методы практических занятий по иностранному языку, которые обеспечивают целенаправленное формирование умений делового общения. Раскрыты методические основы организации учебных занятий по иностранному языку в неязыковом вузе, сориентированных на развитие и закрепление у студентов умений делового общения. Экспериментально апробирована авторская система упражнений, составленная с использованием зарубежного опыта. Разработанная методика может быть использована для создания аналогичных методик обучения студентов различных специальностей и служить основой для создания учебных материалов для данной категории обучаемых.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основой формирования у студентов умений делового общения является понимание его сущности как качественной характеристики личности будущего специалиста.

2. Формирование умений делового общения у студентов является процессом, который обеспечивает ценностные качества личности в любой сфере деятельности. Умение вступать в деловой контакт, инициировать диалог, провести деловую беседу, принять участие в обсуждении проблемы может успешно формироваться у студентов при соответствующей методике и организации занятий по иностранному языку.

3. Механизм формирования умений делового общения, реализуемый с помощью педагогической системы форм, методов и средств обучения студентов в условиях неязыкового вуза.

4. Процесс формирования у студентов умений делового общения проходит ряд этапов — от формирования простых способов деятельности и связанных с ним оценочных суждений до целостного умения творчески применять знания в различных ситуациях делового общения. Последовательное формирование у студентов делового общения обеспечивается системой дидактических средств, которые с переходом на последующие этапы постепенно усложняют свои характеристики.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и научно-практические выводы получили отражение в научных статьях, докладах, тезисах докладов ежегодных научно-методических конференциий В ГПУ, ВолГу и ВГИ, Владимирского государственного педагогического университета (1995 -2001 гг.), конференций молодых ученых г. Волжского и Волгограда, международной научной конференции в ВТУ (2000 г.). С докладами по определенным этапам исследования соискатель выступала на заседаниях кафедры иностранных языков и немецкой филологии ВГИ ВолГУ, на научно-методических семинарах.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось на основе организации опытно-экспериментальной работы в Волжском гуманитарном институте ВолГУ. По результатам исследования разработаны методические пособия по формированию умений иноязычного делового общения в устной и письменной формах, которые внедрены в Волжском гуманитарном институте при Волгоградском государственном университете.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Текст диссертационного исследования содержит 3 таблицы, 9 приложений.

Список литературы

насчитывает 211 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, перевод последних полностью выполнен автором диссертационного исследования.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

В настоящей главе изложены результаты основных вопросов исследованияразработка и экспериментальная апробация модели процесса формирования умений делового общения у студентов неязыкового вуза средствами иностранного языка. В соответствии с теоретической моделью материалы эксперимента в целом подтвердили выдвинутые в гипотезе положения об условиях успешного формирования умений делового общения у студентов неязыкового вуза.

Экспериментальная работа включала в себя 2 этапа: констатирующий и собственно формирующий. На констатирующем этапе проводилось диагностическое обследование уровня сформированности умений делового общения. В процессе изучения и отбора диагностики исследования мы руководствовались следующими методологическими положениями и принципами: конкретно-историческое изучение общественных явлений во всём многообразии их связей, зависимостей и опосредованийпринцип взаимосвязи и взаимозависимости педагогической теории и практикикомплексность и взаимодополняемость методов исследования, а также теория познания.

Для осуществления диагностики нами использовались качественные и количественные методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, сочинения.

Полученные результаты диагностирующего этапа проведения эксперимента позволили выявить и зафиксировать исходный уровень сформированности умений делового общения у студентов неязыкового вуза.

Динамика формирования умений делового общения у студентов неязыкового вуза на собственно формирующем этапе работы показана через систему взаимосвязанных между собой этапов. В нашем исследовании мы реализовали один из возможных вариантов построения модели этого процесса, в котором выделили два этапа: начальный (подготовительный) этап и творческий этап.

На первом этапе формировался первоначальный опыт иноязычного речевого общения, приобретая который студент усваивал речевые единицы нерасчлененно, диффузно и использовал их репродуктивно, разыгрывая определенные роли. Речевой материал предъявлялся и усваивался в единстве и взаимодействии всех его сторон. В этих целях здесь много клише, штампов, устойчивых словосочетаний. Затем на этом этапе запускался в действие механизм аналогии, благодаря которому происходило структурное оформление речевых единиц, появились речевые единицы, построенные по моделям, усвоенным «диффузно», и новые образцыи те, и другие осваивались на основе подстановок в речи. Этот этап позволил выделить сами речевые функции и осознать их, ибо раньше они лишь присутствовали в упражнениях, но были скрыты от осознания их учащимися. Весь материал (с добавлением нового) вновь перегруппировывался вокруг речевых функций. Данный этап был призван научить ориентироваться в широком диапазоне речевых функций и тем самым заложить фундамент обучения тактике говорения.

Основными особенностями второго (творческого) этапа процесса формирования умений делового общения являлось неподготовленное выражение своих мыслей, новизна ситуаций делового общения, усложнение речемыслительных задач, творческое применение усвоенных на первом этапе знаний и умений. Целью этого этапа являлось научить развивать отношения речевых партнеров и изменять содержание этих отношений в зависимости от смены обстоятельств. В дальнейшем это самым лучшим образом скажется на ориентировке в ситуации как высшей форме общения. Это интеграция всех усвоенных умений делового общения, поднятие владения всем материалом на новый качественный уровень. Студент получал возможность самостоятельно осуществлять стратегию и тактику говорения в рамках ситуации делового общения на основе усвоенного материала. Продуктивность работы заключалась в самостоятельном осуществлении выбора речевой функции, речевого образца и комбинировании речевого материала.

Критериями сформированности умений делового общения являлись такие характеристики умений как скорость выполнения действийточность выполнения действийрациональность выполнения действийустойчивость к побочным воздействиямпрочность умения.

Для определения динамики формирования умений делового общения проводилось повторное тестирование, анкетирование, сравнение результатов контрольных работ, наблюдение в ходе подготовки и проведения ролевых и деловых игр. Диагностирование проводилось как в письменной, так и в устной формах, с привлечением самих студентов в качестве экспертов.

Положительные результаты, полученные в эксперименте, что свидетельствует с достаточной долей объективности о наметившейся тенденции в положительной динамике формирования умения делового общения у студентов неязыкового вуза средствами иностранного языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Существующая в настоящее время потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать развивающимся рыночным отношениям цивилизованный характер, привела к актуализации проблемы подготовки будущих специалистов к деловому общению в современных экономических условиях и необходимости создания экспериментальной системы формирования умений делового общения.

Остановимся на полученных результатах при решении задач теоретико-экспериментального исследования.

Первая задача исследования состояла в том, чтобы уточнить понятие делового общения и его роль в профессиональном становлении личности специалиста. При ее решении в качестве методов исследования использовались: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературыанализ выполненных ранее диссертационных исследований. В первой главе нашего исследования представлены теоретические основы междисциплинарного подхода к исследованию общения, раскрывается понятие делового общения. Анализ философских, социально-психологических и педагогических работ позволил выявить разнообразные подходы к определению данного понятия. Итогом предпринятых усилий явилось собственное понимание данного понятия как взаимодействие деловых партнеров для разрешения конкретных проблем и организации делового сотрудничества, которое имеет своей целью установление, поддержание и развитие контактов с партнерами по совместной деятельности, является неотъемлемой частью любой организаторской и управленческой деятельности, охватывает различные по уровню, содержанию и по форме организации контакты, осуществляется в устной и письменной форме и опирается на знание таких дисциплин как психология, социология, риторика, и в первую очередь, на высокие профессиональные знания.

Был проведен также анализ подходов к понятиям «умение», «коммуникативные умения», «умения делового общения». При выделении и систематизации умений делового общения мы исходили из конкретных форм делового общения (деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание, деловой телефонный разговор, деловой спор, публичное выступление). Приведенный в исследовании перечень умений дает конкретное представление о содержании образования в области делового общения. В этой главе определена также роль и возможности предмета «иностранный язык» в процессе формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов. Отмечая роль иностранного языка в процессе формирования умений делового общения, необходимо учитывать коммуникативную направленность процесса обучения иностранному языку в вузе, в результате которого студенты овладевают умениями общаться, налаживать контакты с другими людьми, учатся проявлять инициативу, доброжелательность, тактичность, что является одними из наиболее профессионально значимых качеств современного специалиста. Опираясь на перечень умений делового общения и функции иностранного языка как учебного предмета в неязыковом вузе, нами были выделены интегративные знания и умения, то есть отобран в зависимости от целей обучения и содержания курса тот объем знаний и умений, который будет достаточен для осуществления делового общения в реальной деятельности будущих специалистов.

Вторая задача нашего исследования состояла в разработке диагностического аппарата для оценки уровня сформированности умений делового общения. Определение исходного уровня сформированности умений делового общения осуществлялось при помощи следующих методов: анкетирования, наблюдения, бесед со студентами, тестирования и анализа творческих работ студентов. Для определения динамики формирования умений делового общения проводилось повторное тестирование, анкетирование, сравнение результатов контрольных работ, наблюдение в ходе подготовки и проведения ролевых и деловых игр.

Третья задача диссертационного исследования состояла в том, чтобы построить и экспериментально апробировать модель процесса формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка. Решению данной задачи способствовали рассмотренные в первой главе сущностные характеристики умений делового общения, уровни (этапы) их формирования и критерии сформированности умений делового общения. На основании проведенного анализа, и опираясь на результаты констатирующего этапа эксперимента, была разработана и обоснована модель процесса формирования умений делового общения. Проектирование такой модели включало в себя следующие компоненты:

— определение дидактической цели и критериев ее достижения;

— определение содержания обучения иностранному языку в соответствии с данной целью;

— отбор предметно-тематического минимума и типов речевых действий (коммуникативных способов);

— описание процедуры их усвоенияотбор методов, форм и средств формирования необходимых уменийобеспечение соответствия результатов обучения государственным требованиям и социальному заказу;

— отбор способов проверки результатов обучения (критерии, методика).

Согласно выдвинутой нами модели процесс формирования умений делового общения состоял из двух этапов: начального (подготовительного) и творческого этапа. На каждом этапе формировались практические умения в аудировании, говорении, чтение и письме, поскольку формирование умений делового общения определяется всеми четырьмя компонентами речи. Однако удельный вес каждого из видов речевой деятельности был различен в зависимости от этапа. Целью первого этапа являлось формирование первоначального опыта иноязычного речевого общения, приобретая который студент усваивал речевые единицы нерасчлененно, диффузно и использовал их репродуктивно, разыгрывая определенные роли. Данный этап был призван заложить фундамент обучения тактике говорения. Целью второго этапа являлось научить развивать отношения речевых партнеров и изменять содержание этих отношений в зависимости от смены обстоятельств, творчески применять усвоенные на первом этапе знания и умения.

Четвертая задача нашего исследования включала разработку научно-методических рекомендаций формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов. Экспериментальная апробация проводилась в процессе практических занятий по иностранному языку, а также в ходе преподавания спецкурсов «Деловое общение и этикет» и «Деловая корреспонденция и этикет коммерческого письма». В ходе экспериментального исследования на первом этапе нами применялись такие типы упражнений, как информационные, операционные и мотивационныеразличные учебно-методические приёмы: коммуникативные задачи, моделирование ситуаций, вовлекающих студентов в деловое общение. Итогом работы на первом этапе стала деловая игра «Новый сотрудник», позволившая студентам продемонстрировать все, чему они научились, а преподавателю оценить их навыки и умения. Анализ игры показал наметившиеся положительные изменения в динамике формирования умений делового общения к концу первого этапа экспериментальной работы. Основными средствами формирования умений делового общения на втором этапе были коммуникативные задачи, ситуации, этюды, дискуссии, диалоги и полилоги, деловая игра «Выступление». Результаты второго этапа опытно-экспериментальной работы дали возможность оценить эффективность применяемых средств при формировании умении делового общения и показали в целом тенденцию к продвижения студентов к более высокому уровню сформированности умений делового общения.

В ходе теоретико-экспериментального исследования получены следующие результаты:

1. Актуальность проблемы формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов обусловлена социально-экономическими, политическими и культурными изменениями в стране, а также развитием зарубежных деловых контактов.

2. Деловое общение как один из видов общения определяется как взаимодействие деловых партнеров для разрешения конкретных проблем и организации делового сотрудничества. Деловое общение имеет своей целью установление, поддержание и развитие контактов с партнерами по совместной деятельности, является неотъемлемой частью любой организаторской и управленческой деятельности, охватывает различные по уровню, содержанию и по форме организации контакты, осуществляется в устной и письменной форме и опирается на знание таких дисциплин как психология, социология, риторика, и в первую очередь, на высокие профессиональные знания.

3. Совокупность умений делового общения должна определяться основными формами, в которых осуществляется деловое общение, что позволяет соотносить их с реальной коммуникацией в данной сфере общения.

4. Построенная и экспериментально апробированная модель процесса преподавания иностранного языка в неязыковом вузе создает необходимые условия для формирования умений делового общения. Эффективность данной модели была обеспечена взаимосвязанными этапами, каждый из которых имел соответствующие цели и адаптированную к ним систему дидактических средств и подтверждался соответствующим диагностическим инструментарием.

5. Апробированная система педагогических средств, включающая коммуникативные задачи-ситуации, этюды, дискуссии, ролевые и деловые игры, и способствующая развитию активности, инициативности, способности отстаивать личные интересы, используя речь, может рассматриваться в качестве эффективного механизма формирования умений делового общения у студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил правомерность выдвинутой гипотезы об эффективности использования средств иностранного языка для формирования умений делового общения у студентов неязыкового вуза. Выполненное диссертационное исследование позволяет удовлетворить потребность вузовской практики и теории в подготовке специалиста, владеющего умениями делового общения на достаточно высоком уровне, однако оно не претендует на исчерпывающее решение проблемы формирования умений делового общения, а представляет собой один из вариантов ее решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. — 1996. — № 1. — с. 73−78
  2. В.М. Активные формы и методы на уроках иностранного языка // Специалист. 1995. — № 7. — с. 15 — 17
  3. А.А. Основы овладения устной иностранной речью: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т., Т.1. М.: Педагогика, 1980.- 230 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: «Наука», 1977
  6. В.И. Деловая риторика. Казань: Издательство Казанского университета, 1993. — 252 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429 с.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. — 376 с.
  9. Т.Ю., Кисляков В. В. Психология профессионального общения: Методич. пособие. Волгоград: ВГПИ, 1990. — 30 с.
  10. Ю.Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. М.,-221 с.
  11. Т.Н. Прагматика делового общения // Вестник ВолГУ. Сер.2. Филология. Научно-теоретический журнал. Вып.1. 1996. с. 52 — 58
  12. И.Я. Я Вас слушаю.: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М.: «Экономика», 1988. — 111 с.
  13. И.Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности человека. // Социологические исследования.- 1976.- № 4. с. 24 — 34
  14. Г. С. Принципы материалистической диалектики как теории познания. М., 1984
  15. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. -318 с.
  16. B.C. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  17. А.В., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуации общения // Психологические исследования общения. М., 1985. — с. 219 — 251
  18. И.Б. Влияние общения на усвоение иностранного языка // Психологический журнал, т.7, № 4. 1986. — с. 123 — 130
  19. В.Ф., Яскевич Я. С., Павлюкевич В. И. Логика: Учебное пособие. -Минск.: НТООО «ТетраСистемс», 1997. 416 с.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. школа, 1989. — 144 с.
  21. В.В. Диагностика коммуникативных способностей в целях профориентации. Дисс.канд. психолог.наук.-Ярославль, 1990. 148 с.
  22. Бим И. Л. Коммунистическое воспитание школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1984.- № 3.- с. 8−14
  23. Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач// Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1991. — с.99−111
  24. В.Г. Теоретические вопросы проблемы профессионально-педагогических умений // Профессионально-педагогические умения и пути их формирования: Межвуз. сб. науч. тр.- Воронеж: ВГПИ, 1985. с. 20 — 32
  25. А.А. Проецирование и взаимодействие в общении // Педагогика. -1994.-№ 1.-с. 11 14
  26. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  27. Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. — 224 с.
  28. И. Культура делового общения: Учеб. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. — 174 с.
  29. C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. JT.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1987. — 16 с.
  30. А.А. Другому как понять тебя ? М.: Знание, 1990. — 64 с.
  31. Г. В., Прилюк Ю. Д. Социология общения: Журналистам о социальной природе и политических функциях общения. Мн.: Изд-во «Университетское», 1987. — 176 с.
  32. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Отв. ред. Крымский С. Б. Киев: Наук, думка, 1989. — 200 с.
  33. А.Н. Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990. — 247 с.
  34. Т.Г., Серова З. И. Деловое общение в системе культурологического образования // Совр. проблемы подготовки кадров в вузе культуры: Сб. мат. науч.-метод. конф. М.: МГИК, 1993. — с. 60 -61
  35. А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. 1982. — № 3. — с. 129 — 135
  36. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  37. .Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // Иностр. языки в школе, 1999, № 1. с. 21 — 26
  38. Л.В., Сементовская В. К. Деловое общение. Л.: Лениздат, 1980.- 80 с.
  39. В.А. Развитие коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. Барнаул, 1999. -22 с.
  40. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя -практика. М.: «Дело», 1991.-320 с.
  41. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.- Л., 1935
  42. М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного. М.: Рус.яз., 1984. — 144 с.
  43. П.Я., Леонтьев А. Н. Психологические проблемы программированного обучения // Новые исследования в педагогических науках: Сб. статей / Изв. АПН РСФСР. М., 1965
  44. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во МГУ, 1968. -135 с.
  45. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
  46. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. -1984.-№ 6.-с.17−24
  47. О .Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М.: ИНФРА — М, 1997. — 272 с.
  48. Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика. 1994. — № 2. — с. 15 — 19
  49. Горбу нова Н. В. Технология развития и саморазвития культуры профессионально-делового общения студентов. Автореф. дисс.. канд.пед. наук. Саратов, 1999. — 22 с.
  50. П.Б., Кудряшов Ю. А. Грамматические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития //Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/Сост. Леонтьев А. А. -М.: Рус. яз., 1991. с. 282 — 295
  51. П.Б., Кудряшов Ю. А. Лексические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития //Общаяметодика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/Сост. Леонтьев А. А. -М.: Рус. яз., 1991. с. 327 — 344
  52. М. Психология делового общения: учебно-методические материалы. М., 1992. — 87 с.
  53. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общей педагогики. Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: НИИОПП, 1981. — 157 с.
  54. А.Б. Анатомия диалога // Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки А. Красило и А.Новгородцевой. М.: Международная пед. академия, 1995. — с. 182−216
  55. Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов менеджеров в условиях университета. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. -Оренбург, 1997. 19 с.
  56. Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
  57. A.M. Этика и психология деловых отношений: Учебное пособие. -М.: Изд-во МАИ, 1994. 48 с.
  58. Н.И. Психологические основы развития мышления и речи // Русский язык в школе. 1985. — № 1. — с.47−54
  59. Ю.М., Пилипейченко Ю. Г. Школа делового общения для менеджера. М.: Б.И., 1989.-29 с. 63 .Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 104 с.
  60. С.Л. Подготовка будущего специалиста к деловому общению в условиях обучения в техническом вузе. Дисс.. к.п.н., М., 1987. 168 с.
  61. В.К. Актуальные задачи современной лингводидактики // Лингвистические проблемы обучения общению. М., 1989. — с.59 -64
  62. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  63. И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного).- М.: Русский язык, 1989. 219 с.
  64. Ю.П. Деловое взаимодействие торговых партнеров: Советы и рекомендации деловому человеку. М.: Рос. фонд поддержки МП, 1992. -80 с.
  65. М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М., 1975. -151 с.
  66. Т.А. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  67. И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. — 168 с.
  68. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика. 1991.- 239 с.
  69. С.В. Учебный эксперимент как средство формирования профессиональных умений будущего учителя. Дисс.. к.п.н., Брянск, 1997, 206 с.
  70. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир: Изд-во Владимир, гос. пед. ин-та, ч.1, 1970. 264 с.
  71. С.С. Как стать советским менеджером. Психологические основы. -М.: О-во «Знание» РСФСР, 1989. 49 с.
  72. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  73. М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — с.34−49
  74. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  75. Ф.М. Формирование культуры деловой речи учащихся в языковом цикле ССУЗ. Дисс.к.п.н.- Казань, 1995. 207 с.
  76. Кан-Калик В.А., Никандрова Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  77. И. Соч.: в 6 г., т. 4, ч.11 Под общ. ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1965. -541 с.
  78. С.И. Формирование у студентов педагогических умений в условиях университетского образования.- Л.:ЛГУ, 1973. 152 с.
  79. Л. Деловой человек со школьных лет // Народное образование.- 1994.-№ 4.-с. 116−119
  80. Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -264 с.
  81. Г. В. Лингвометодические аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. -1985 № 1. — с. 13
  82. В.А. Общение и познавательные процессы // Познание и общение.- М.: Изд-во «Наука», 1988. с. 10 — 24
  83. И.О. Подготовка старшеклассников к деловому общению. Дисс.. канд. пед. наук.- Красноярск, 1995. 187 с.
  84. В.Ш., Попов Г. В. Оценка качества подготовки специалистов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 96 с.
  85. Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: «Искусство», -430 с.
  86. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. 303 с.
  87. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: «Дело ЛТД», 1993. -192 с.
  88. Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. М.: «Ось-89», 1999. — 240 с.
  89. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  90. В.И. Стратегия делового успеха. Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. — 416 с.
  91. И.Д. Практический менеджмент. М., 1995. — 493 с.
  92. Н.С. Индивидуальные различия в способностях // Психологическая наука в СССР. Т.2. М., 1960
  93. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 211 с.
  94. А.А. Психология общения . М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  95. А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во «Наука», 1975.-с.106−123
  96. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии.- 1979.- № 1. -с. 121 132
  97. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. -575 с.
  98. А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: «Наука», 1974
  99. А.Н. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1975.- № 5. — с. 72−76
  100. Ю4.Леонтьев А. Н. Общение. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
  101. Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений общеобразовательной школы. Таллин: ТалПИ, 1974
  102. М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — с. 107 — 113
  103. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974. 184 с.
  104. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК И ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  105. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. с. 124−135
  106. Ю.Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Психологический журнал, т.2, № 1.-1981.-е. 3−17
  107. П.Лопатин Г. С., Лопухина Е. В. Психология делового общения руководителя. Методические рекомендации. М.: АНХ при Совете Министров СССР, 1983. -77 с.
  108. Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательногопроцесса. Автореф. доктора пед. наук. М.: МГПУ им. Ленина, 1990. 33 с.
  109. ПЗ.Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 9 т. 2-е изд. Т.З. М.: Политиздат, 1985. -637 с.
  110. Ю.С. Введение в языкознание: Учебник для филологических специальностей вузов. М.: Высш. школа, 1997. — 272 с.
  111. Е.А. Моделирование устного общения в обучении иноязычной речи // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков (сб. статей).Ред. К. Ф. Лукьяненков. Мн.: «Наука и техника», 1975. с. 70 — 85
  112. Пб.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  113. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Просвещение, 1989. — 335 с.
  114. Е.А. Психология формирования общетрудовых умений.- Дисс.. д-ра пед. наук. Киев, 1967. — 566 с.
  115. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М. «Стелла», 1996. — 144 с.
  116. А.А. Изучение иностранных языков: средство развития личности // Советская педагогика. 1989. -№ 6. — с. 13 — 18
  117. Н.Г. К проблеме определения сфер функционирования русскогоязыка как средства межнационального общения // Русский язык в школе. 1982. — № 1. — с.71 — 74
  118. Ю.Л. Система формирования умений иноязычного делового общения у студентов университета. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. -Саратов, 1999. 19 с.
  119. М. Опыты. Кн.1. М.- Л.: АН СССР, 1954. — 158 с.
  120. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  121. О.М. Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. -Волгоград, 1999. 20 с.
  122. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576 с.
  123. Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 113 с.
  124. К., Ямшанов В. Языковая подготовка экономистов: новые подходы // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — с. 73 — 78
  125. A.M. Процесс и методы формирования общетрудовых умений. -М.: Высшая школа, 1986. 288 с. 130.0бозов Н. И. Психология делового общения: Метод, пособие. Л., 1991. -31 с.
  126. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981.-383 с. 132,Околелов О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — с. 45−50
  127. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. акад. АПН СССР А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 303 с.
  128. Д.Ю. Управленческое общение. М.: «Экономика», 1990. — 112 с.
  129. В.Н. Психология общения // Вопросы философии.- 1971. № 7. -С.126- 131
  130. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, -351 с.
  131. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
  132. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  133. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. — 159 с.
  134. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. JL: J1111И им. А. И. Герцена,-116с.
  135. JI.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл. 1996.-с. 150−167
  136. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с. 143 .Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  137. К.К. О знаниях, навыках, умениях // Сов. педагогика. 1963. -№ 11
  138. Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. Киев, 1985
  139. С.Д. Руководитель и подчиненные. Пенза, 1993. — 10 с.
  140. Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете //Иностранные языки на неспециальных факультетах. Межвузовский сборник. Вып. 1., Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1978. с. 3 — 6
  141. Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 180 с.
  142. П.А. Психология. М.: Учпедгиз, 1955. — 428 с.
  143. Н.В. К вопросу об образовании умения // Сов. педагогика. 1953. -№ 10.-с.46−51 151 .Саломатов К. И. Система требований к профессионально направленному владению иностранным языком и пути ее реализации во внеурочной работе. -Куйбышев, 1985. 59 с.
  144. A.JI. Социальная психология управления: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 175 с.
  145. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: ИК «Логос», 1999. — 272 с.
  146. Н., Гурова И., Юренков И. Готовим будущего предпринимателя // Педагогика. 1993. — № 5. — с. 118 — 120
  147. В.А. Коммуникативные упражнения на английском языке. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  148. В.А. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке //Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1991. — с. 173−180
  149. В.А., Рубинштейн Г. А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1991. — с.154−161
  150. В.М. О природе человеческого общения . Фрунзе: Мектеп, 1973.- 119 с.
  151. В.М. Человеческое общение как философская и психологическая проблема. Фрунзе: Изд-во «Илим», — 1974
  152. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Кузьмина, В. Е. Семёнова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979
  153. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  154. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов/Под общей ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. — 160 с.
  155. В.А., Андреев И. В. Этика делового общения и делопроизводство: Учебное пособие/Под ред. В. А. Спивака. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.64 с.
  156. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168 с.
  157. Типовая программа по иностранным языкам для вузов неязыковых специальностей. М., 1996. 22 с.
  158. В.Г. Характер деловых взаимоотношений и его влияние на стабильность трудового коллектива. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Л., 1983.-20 с.
  159. А. Общее и промышленное управление. М.: Контролинг. — 1992
  160. Р.В. Управление иноязычной речевой деятельностью студентов на основе моделирования общения // Вопросы стимулирования иноязычной устной речи в вузе. Межвуз.сб. научных трудов. Ульяновск: УГПИ им. И. Н. Ульянова, 1985. — с.47 -56
  161. М.Ф. Воспитание специалиста. Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. — 150 с.
  162. Л. Избранные философские произведения. В 2 т., T.l. М., 1955.676 с.
  163. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.
  164. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  165. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  166. Т.В. Формирование коммуникативных способностей у менеджеров социально-культурной сферы в процессе психолого-педагогической подготовкив вузе культуры. Дисс.к.п.н., М., 1995. 158 с.
  167. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. — 248 с.
  168. В.М. Имиджеология: Секреты личного обояния. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 382 с.
  169. А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
  170. К. Студенты. Становление личности. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. — 136 с.
  171. В.В. Моделирование и философия. M.-JX: «Наука», 1966. — 301 с. 182. Честара Дж. Деловой этикет: Паблик рилейшнз для всех и для каждого.
  172. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 336 с. 183. Чилга М., Риверс У. М. Пусть они говорят то, что им хочется сказать! // Методика преподавания иностранного языка за рубежом / Сост. Е. В. Синявская, М. М. Васильева. — М., 1976. — Вып. 2. — с.226 — 240
  173. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М.: Знание, 1973.-40 с.
  174. Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1986. — 135 с.
  175. Boehme G. Die kommunikative Aufgabenstellung // Fremdsprachenunterricht. 2/3, — S. 76−81
  176. Buhlmann R., Fearns A. Einfuehrung in die Fachsprache der Betriebswirtschaft. -Goethe-Institut, Bd I., 1989. 209 S.
  177. Dance F.E.X. The Concept of Communikation // Communikation in Organisations/ Ed. by Porter K.H. Roberts-Harmonds Worth- Penquin books, 1977.-P. 15−22
  178. Didaktik des Fremdsprachenunterrichts: (Deutsch als Fremdsprache)/von e. Autorenkollektiv unter Leitung von Guenther Desselmann u. Harald Hellmich. -Leipzig: Verlag Enzyklopaedie, 1986. 331 S.
  179. Draexler Z.-D., Kuehn B. Methodik des Fortgeschrittenenunterrichts: Handbuch fuer Spracharbeit. Goethe-Institut, 1997. — 405 S.
  180. Edelhoff Ch. Authentische Texte im Deutschunterricht. Einfuerungs- und Unterrichtsmodelle. Max Hueber Verlag, Muenchen, 1985. 206 S.
  181. Goetze L. Deutsch als Fremdsprache Situation eines Faches. — In: Deutsch als Fremdsprache: Situation eines Faches/ L. Goetze (Hg)-Bonn-Bad Godesberg: Duerr, 1987. — S. 7−10
  182. Hellmich H. Die Didaktik des Fremdsprachenunterrichts als integrative Wissenschaftsdisziplin. In: Deutsch als Fremdsprache, 1980, H.4, S. 218−224
  183. Wicke R.-E. Kontakte knuepfen. Goethe-Institut, 1995.- 168 S.
  184. Словари и справочные пособия
  185. Англо-русский словарь -минимум психологических терминов. М., 1993
  186. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: «Наука», 1975. -720 с. 200. Оксфордский русско-английский словарь. — Оксфорд- Москва, 1994
  187. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М: Политиздат, 1990. 494 с.
  188. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
  189. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест,-800 с.
  190. Словарь социально-гуманитарных терминов/ А. Л. Айзенштадт, В. М. Галкин и др. Под общей ред. А. Л. Айзенштадта. Мн.: «Тесей», 1999. — 320 с.
  191. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M.Прохоров. М.:Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
  192. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т.2 М.: «Русские словари», 1994. — 523 с.
  193. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989 -815 с.
  194. Brockhaus Enzyklopaedie. Wiesbaden, 1968. — Bd.6
  195. Lexikon der Psychologie. Freiburg- Basel- Wien, 1991. — Bd. I.
  196. Paedagogische Enzyklopaedie. Berlin, 1963. — Bd. I. — 459 S.
  197. Woerterbuch der Psychologie. Leipzig, 1978
Заполнить форму текущей работой