Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические основы построения виртуальных моделей учебных дисциплин: На примере курса «Общая физика»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основанием для новых продуктивных педагогических разработок в области компьютеризированных форм обучения могут служить работы Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, И. И. Ильясова И.Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, П. М. Эрдниева и других отечественных ученых, занимавшихся исследованиями педагогических проблем общего и специального образования. Результаты таких исследований в сочетании… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы виртуального проектирования как разновидности компьютеризированных форм обуче- 14 ния
    • 1. 1. Дидактические аспекты педагогического проектирования в системе высшего профессионального образования
    • 1. 2. Компьютерные формы обучения как разновидность педагогических технологий
    • 1. 3. Алгоритм построения виртуальных моделей учебных дисциплин ^
  • Глава 2. Методические основы построения виртуальных моделей учебных дисциплин на примере курса «Общая физика»
    • 2. 1. Проектирование содержательной составляющей виртуальных мо- 58 делей учебных дисциплин
    • 2. 2. Выбор дидактических форм для виртуальных моделей учебных ^ дисциплин
    • 2. 3. Проектирование гипермедиа обучающей программы учебной 98 дисциплины «Общая физика»
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная проверка и оптимизация обучающей программы учебной дисциплины «Общая физика»

Дидактические основы построения виртуальных моделей учебных дисциплин: На примере курса «Общая физика» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В условиях социально-экономических преобразований современного общества очевидными стали две доминирующие тенденции, определяющие развитие и реформирование образовательных систем: гуманизация и технологизация образовательной деятельности. Постоянно предпринимаются попытки максимально индивидуализировать обучение, ориентировать его на систему ценностей и актуальных потребностей учащегося. Вместе с тем, в ходе технологизации образовательного процесса его организаторы стремятся обеспечить стандартизацию постановки и достижения образовательных целей, использование в • учебном процессе унифицированных систем обратной связи, объективированный контроль качества подготовки специалиста. В результате возникают противоречия между индивидуализацией обучения и стандартизацией его содержания, между формами и методами обучения.

Указанные противоречия не относятся к разряду антагонистических. Одним из перспективных путей обеспечения гармоничного сочетания отмеченных тенденций может быть дальнейшее развитие и совершенствование педагогически обоснованных новых информационных технологий обучения. Особенно перспективным в этом плане представляются разработки в области компьютеризированных форм обучения.

Основанием для новых продуктивных педагогических разработок в области компьютеризированных форм обучения могут служить работы Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, И. И. Ильясова И.Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, П. М. Эрдниева и других отечественных ученых, занимавшихся исследованиями педагогических проблем общего и специального образования. Результаты таких исследований в сочетании с теоретическими началами конструирования компьютерных технологий, заложенными в работах З. Д. Гузаирова, З. Д. Жуковской, Я. Е. Львовича, А. А. Селезневой, В. Н. Фролова, создают эффективную теоретикометодологическую и методическую базу для новых перспективных разработок в области современного профессионального образования.

Качественно иные и пока еще мало реализуемые возможности для системы образования содержатся в компьютерном моделировании виртуальной реальности как новом способе постижения действительности.

С помощью понятия «виртуальный» чаще всего обозначается возможность существования ситуаций и явлений, которые должны проявиться при определенных условиях, иногда в какие-то бесконечно малые отрезки времени. Компьютер можно представить как психотехническое средство для создания виртуальной реальности, в которой мы отражаем содержание не только нашего сознания, но и нашего бессознательного. Посредством компьютерных технологий и моделирования виртуальной реальности мы расширили масштабы нашего сознания и бессознательного техническим способом. Это позволило использовать компьютеры для разнопланового схематического представления как различных объектов и процессов реального мира, так и объектов, существующих исключительно в воображении человека.

Компьютерная реализация виртуального моделирования — лишь частный случай более масштабного феномена виртуальности. Идея виртуальности столь продуктивна, что ее использование в различных отраслях науки ведет к пересмотру понятий реальности и сущего, ряда фундаментальных онтологических категорий.

Компьютерное виртуальное моделирование можно определить как наглядное манипулирование со схематично представленными формами отражения причинно-следственных связей объектов и явлений. В виртуальной реальности мир не дан константно. Его можно свободно менять, стимулируя проявление творческих способностей человека. Виртуальная реальность дает возможность моделировать перенос в пространстве и во времени, а также осуществлять наглядные трансформации объектов не только макро-, но и микромира. Приобретаемые при этом знания, умения, новый опыт могут играть существенную роль в развитии, становлении человека и как профессионала, и как личности в целом. Но для этого еще должны быть разработаны теоретические и методические основы применения виртуального моделирования в педагогике для обеспечения социального заказа на подготовку специалистов определенного профиля.

Требуется решить задачи отбора и структурирования содержания учебных дисциплин, использования в виртуальном моделировании психолого-педагогических методик индивидуализации обучения. В контексте виртуального моделирования требуется детализация таких принципов, как: единство учебного и воспитательного процессасвязь обучения с трудовой общественной практикойнаучность и доступность, систематичность и последовательность обучениясознательность и активность учащихся в обучениинаглядность обучения.

Для успешного внедрения компьютеризированных форм обучения требуется их соотнесение с общей системой организации учебного процесса, с такими формами его реализации как лекции, лабораторно-практические занятия, коллоквиумы, зачеты и т. п. Также требуют уточнения дидактические функции различных технических средств обучения. Для успешного внедрения виртуального моделирования учебных дисциплин в образовательные системы различного типа средствами педагогики необходимо ответить на вопросы о функциях, видах, формах контроля и коррекции качества усвоения материала. Как известно, все эти вопросы составляют основы дидактики. Поэтому темой нашего исследования были выбраны «Дидактические основы построения виртуальных моделей учебных дисциплин (на примере курса „Общая физика“)».

Работа выполнена в рамках госбюджетной НИР ГБ 96.38 № госрегистрации 1 970 000 503 «Разработка внутри вузовской системы аттестации студентов на всех этапах обучения».

Объектом исследования является профессиональная подготовка специалистов в системе высшего образования.

Предмет исследования — использование в высших учебных заведениях компьютеризированных форм обучения.

Гипотеза исследования.

Использование компьютеризированных форм обучения для построения учебного курса «Общая физика» приводит к образованию' эффективной и комфортной для участников обучения среды, если:

— отбор и конструирование содержания учебного материала производятся с учетом социальной и психологической составляющих педагогического проектирования;

— учебный материал, формы его подачи представляются в виде виртуальной модели учебной дисциплины;

— учащиеся получают возможность для самостоятельного выбора режима и последовательности изучения материала.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование построения виртуальной модели учебной дисциплины «Общая физика» для государственных технических университетов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность виртуального моделирования как разновидности построения компьютерных форм обучения.

2. Разработать алгоритм построения виртуальных моделей учебных дисциплин для высших государственных учебных заведений политехнического профиля.

3. Провести опытно-экспериментальную проверку разработанного алгоритма путем построения виртуальной модели учебной дисциплины «Общая физика», отвечающей образовательным стандартам высшего профессионального образования специальностей инженерно-технического профиля.

4. Выявить пути и средства эффективного использования виртуальной модели учебной дисциплины «Общая физика» для государственных технических университетов.

Методологическую основу исследований составили общедидактические принципы изучения психолого-педагогических систем, прошедшие научную экспертизу нормативные документы, определяющие основные направления реформирования высшего образования в РФ.

Теоретическую основу исследований составили:

— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

— теория развивающего обучения (В.В. Давыдов);

— личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании обучаемых (JI.C. Выготский, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, Н.Ф. Талызина);

— ценностный подход к содержанию обучения (З.Д. Жуковская);

— теория управления учебным процессом (П.Я. Гальперин, З. Д. Жуковская, И. Я. Зимняя, Е. И, Машбиц);

— теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий);

— теоретические начала конструирования компьютерных технологий обучения (В.П. Беспалько, М. Б. Гузаирова, З. Д. Жуковская, Я. Е. Львович, А. А. Селезнева, В.Н. Фролов).

Основными методами исследования являются:

— теоретический анализ литературных источников по методике, педагогике, психологии;

— изучение и обобщение опыта использования технологий обучения;

— анализ существующих учебных материалов по физике;

— метод педагогического моделирования;

— опытное обучение;

— диагностический метод (анкетирование, тестирование);

— моделирование учебного процесса и разработка компьютерной обучающей программы;

— педагогический эксперимент при исследовании эффективности применения компьютерной обучающей программы;

— дисперсионный, корреляционный анализы и анализ результатов эксперимента по показателям оценочных успехов.

База исследования: радиотехнический факультет, факультет автоматизации и электрификации машиностроения, факультет автоматизации и роботизации машиностроения Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) — физический факультет Воронежского государственного университета (ВГУ) — физический факультет Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ).

Этапы исследования:

Первый этап (1996 — 1997 г. г.): проводился анализ исследований, касающихся проблем компьютеризации обучения, дидактических аспектов применения современных технологий в системе высшего профессионального образования. В результате были определены объект и предмет исследования, его основные направления, сформулирована и уточнена рабочая гипотеза, намечены методические основы планируемых эмпирических и экспериментальных работ.

Второй этап (1997 — 1999 г. г.): разрабатывался алгоритм построения виртуальных моделей учебных дисциплин для высших государственных учебных заведений политехнического профиля. Проводилась отладка методических приемов реализации составляющих этого алгоритма и отрабатывались процедуры взаимоувязки различных его звеньев.

Третий этап (1999 — 2001 г. г.): осуществлялась опытно — экспериментальная проверка разработанного алгоритма путем построения виртуальной модели учебной дисциплины «Общая физика», отвечающей образовательным стандартам высшего профессионального образования специальностей инженерно-технического профиля. На заключительной стадии этого этапа производилось оформление полученных теоретических и практических результатов,.

Научная новизна исследования заключается в разработке:

— теоретических основ, обеспечивающих построение виртуальных моделей учебных дисциплин с использованием компьютерных форм обучения;

— алгоритма построения виртуальных моделей учебных дисциплин для высших государственных учебных заведений политехнического профиля, позволяющего реализовать средствами компьютерных технологий принцип индивидуализации обучения;

— виртуальной модели учебной дисциплины «Общая физика», обеспечивающей варьирование сложности и детализации учебного материала с учетом направления подготовки специалистов инженерно-технического профиля и позволяющей активизировать механизмы наглядно-действенного мышления при усвоении наиболее трудных для восприятия понятий современной физики.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дидактическом обосновании разработанного алгоритма построения виртуальных моделей учебных дисциплин, предусмотренных программой подготовки высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается:

— в разработке алгоритмизированных процедур построения компьютеризированных учебных курсов, входящих в программу высшего профессионального образования;

— во внедрении в учебный процесс прошедшей опытно — экспериментальную проверку компьютерной версии дисциплины «Общая физика», отвечающей образовательным стандартам высшего профессионального образования специальностей инженерно-технического профиля;

— в создании мультимедийного учебного пособия (электронный учебник) по курсу «Квантовая физика и зонная теория твердого тела».

Результаты исследований внедрены в практику профессиональной подготовки специалистов ВГТУ, ВГУ, ВГПУ, что подтверждено соответствующими актами внедрения.

Обоснованность и достоверность полученных научных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается продуманным подходом к изучению предмета исследования, организацией педагогического эксперимента в соответствии с целями обучения и задачами исследования, использованием надежных статистических методик обработки данных. Статистический анализ анкетирования, показателей успешности обучения и коэффициентов достижения цели обучения позволили сделать вывод о достоверности результатов исследования при уровне надежности 95%.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на конференциях:

— Всероссийском совещании-семинаре «Высокие технологии в региональной информатике» (Воронеж, 1998);

— Второй международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи. 1999);

— Всероссийском совещании-семинаре «Высокие технологии в региональной информатике» (Воронеж, 1999);

— V Международной электронной научной конференции (Воронеж,.

2000).

По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка. литературы и 2-х приложений. Общий объем диссертации составляет 186 страниц, содержит 8 таблиц, 5 диаграмм, 22 рисунка. Список использованной литературы включает 229 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В ходе проведенного в работе теоретического обоснования и экспериментального исследования построения виртуальной модели учебной дисциплины «Общая физика» для государственных технических университетов было получено полное подтверждение выдвинутой гипотезы. Установлено, что для создания эффективного компьютеризированного варианта данной дисциплины существенны такие процедуры, как:

— отбор и конструирование содержания учебного материала с учетом социальной и психологической составляющих педагогического проектирования;

— представление учебного материала, формы его подачи и отработки в виде виртуальной модели учебной дисциплины;

— обеспечение учащимся возможности самостоятельно выбирать режим и последовательность изучения материала.

2. Уточнено содержание понятия «виртуального моделирования» как разновидности построения компьютерных форм обучения. Компьютерное виртуальное моделирование определено как наглядное манипулирование со схематично представленными формами отражения причинно-следственных связей объектов и явлений.

3. Предложен и обоснован алгоритм построения виртуальных моделей учебных дисциплин для высших государственных учебных заведений политехнического профиля. В соответствии с алгоритмом построение виртуальной модели учебной дисциплины осуществляется путем прохождения таких этапов, как: выбор концептуальных основ для проектирования образовательной системыдиагностичная постановка учебных целейотбор и структурирование содержанияподготовка учебных заданийвыбор оптимальных дидактических формразработка гипермедийной обучающей программыэкспериментальная проверка и коррекция программы для обеспечения режима ее эффективного применения.

4. Показано, что оптимизация применения виртуальных моделей учебных дисциплин в политехнических вузах может быть обеспечена путем использования модулей различной степени сложности, которые по желанию самого учащегося позволяют варьировать степень детализации изложения материала и сложности учебных заданий.

5. Разработана виртуальная модель учебной дисциплины «Общая физика», оформленная как мультимедийная компьютерная обучающая программа на CD-диске. Программа представляет собой модули курса по отдельным разделам с лабораторной работой по теме «Туннельный эффект». В целом программа может быть использована для обучения, какна локальном компьютере, так и в сети Интернет при реализации схемы дистанционного обучения, так как она создана в рамках единого стандартного языка форматирования документов HTML.

Дальнейшие перспективы исследования по затронутому в диссертации направлению могут быть связаны с изучением возможностей виртуального моделирования в создании компьютерных форм обучения по блоку не только естественнонаучных, но и гуманитарных дисциплин. Самостоятельный интерес представляет дидактическое обоснование использования виртуального моделирования в различных системах переподготовки и повышения квалификации специалистов. В этом случае требуется выявление теоретических основ и методических приемов конструктивного соотнесения новой системы знаний и уже имеющегося, часто уникального, опыта специалиста, который уже прошел период первоначального профессионального становления. Другим перспективным направлением является, по нашему мнению, изучение закономерностей, условий и факторов эффективного использования виртуального моделирования, предполагающего интерактивный режим взаимодействия участников процесса учения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Межвуз. сб. науч. тр. — Л., 1991. — 101 с.
  2. Г. Н. Основы дидактики высшей школы: Курс лекций, Уфа: Изд-во Уфим. Авиац. Ин-та, 1973. — 106 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд. ЛГУ, 1968.- 339с.
  4. А.А. Телекоммуникации в образовании./Публикация в сети ИНТЕРНЕТ на сервере Центра информатизации Мин образования ИНФОРМИКА. lntpy/vvvvw.informika.ru/wiiidows/inftech/andr/
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высш. шк., 1980.- 368 с.
  6. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика, 1977.-254с.
  7. B.C. Две книги о виртуальной реальности//Виртуальные реальности и современный мир. Труды лаборатории виртуалистики, вып. З 1997, с. 57.
  8. E.JI. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения.-Ярославль: Верхневолжское изд., 1982.- 107с.
  9. Н.Берус В. А., Борисова С. Ю., Воронин А. Т. «Контролирующие компьютерные занятия по разделу «электроника и магнетита «в курсе общей физике’У/Компыотеризация образования: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 1991. ~ С. 67−73.
  10. В.Г. Программированное обучение. Дидактические основы.- М.: Высш. шк., 1970.- 300 с.
  11. В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук, — М., 1968.- 32 с.
  12. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж.: Изд-во ВГУ. 1977.-304 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191 с.
  14. М.С. Дидактические возможности контроля осознанности усвоения знаний. М., 1981.
  15. А. Компьютеры в обучении: чему учит исто-рия//Информатика и образование. 1990, № 5. С. 110−118.
  16. В.И., Шабанов Г. А. «Педагогика высшей школы: современные проблемы» М.: ВУ, 1996.
  17. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк. — 1991. — 207 с.
  18. А.А. Педагогическая технология контекстного обучения в системе непрерывного образования//Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. трудов. М., 1989. — С. 108−121.
  19. А.А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов — 2000. — 200 с.
  20. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. -СПб., 1996.
  21. Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы/Под ред. Носова Н. А. М., 1997. — 187 с.
  22. Выгодский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991.- 102 с.
  23. Л.С. Сбор. Соч. в 6 Т. М.: Педагогика, 1982. — Т.1 — 487 с.
  24. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР. Т.1/Под ред. Б. Г. Ананьева.- М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1959.- С.441- 470.
  25. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.- М.: МГУ, 1978.- 118 с.
  26. М.Г., Каган В. И., Каменецкий М. С. и др. Система программно-целевого управления качеством подготовки специалистов в ву-зе//Обзор информ. НИИ ВШ. Сер. «Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней школе», Вып. 1/НИИ ВШ.- М., 1987.- 44 с.
  27. Н.А. «Содержание и методы дистанционного обучения по информатике’УДис.. канд. пед. наук. -М., 1994.- 169 с.
  28. М.П. Современный подход к решению задач по механике в курсе физики средней школы: Дис. .канд. пед. наук. СПб, 1992 — 166 с.
  29. .А. Технический университет США. Jl., 1980.
  30. Р.Е., Сергеев В. М., Чудинов В. Н. Программно-целевой подход как основа для создания системы управления качеством подготовки специалистов/Юптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб,-Горький, 1988.- С. 43−50.
  31. B.C. Комплексные научно-исследовательские работы в педагогике//Советская педагогика. 1973.- № 3.- С.49−58.
  32. М.Т. «Организационно-педагогические условия повышения эффективности заочного обучения «/Дис. канд. пед. наук, 1990 г.
  33. Г. Р. Персональные вычисления новый этап информационных технологий//Микропроцессорные средства и системы. М., 1984. № 1. С.37−50.
  34. М.Б. Квалиметрия качества подготовки специалистов вузов//Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Сб. научн. трудов. IV симпозиума.- М., 1995.- Кн. Н, Ч. Ш-IV, — С.57−59.
  35. И.Т., Мухин Э. В., Сорокин А. С., Сумароков Л. Н. Методика разработки учебного плана//Использование ЭВМ в организации и планировании учебного процесса/Под ред. М. А. Королева М.: Высш. шк., 1972.-С.176−195.
  36. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.- 140 с.
  37. В.В. Связь теорий обобщения с программированным обучением//Исследование мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966, — 443 с.
  38. Р.В., Скворцов А. И., Фишман А. И. «Опыт создания видео задачника по физике'7/Современный физический практикум: Сб. тез. докл. IV учебно-методич. конференции стран содружества. Челябинск 1315 октября 1997.-С. 39.
  39. Ф. Основы кибернетики: Пер. с англ./Под ред. А. Л. Горелика. М.: Радио и связь, 1984. 272с.
  40. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании М.: Изд. Моск. гос. социальный университет. 1995 г.
  41. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе.- М.: Высшая школа, 1990.- 192 с.
  42. В.Г., Багдасян А. «Дистанционное обучение на базе электронной почты’У/Высш. образование в России, № 2, 1995 г.
  43. A.M. Проблема совершенствования познавательной деятельности студентов//Новые методы и средства обучения: науч. тр.-М.: Знание, — 1988,-С.3−10.
  44. З.И. Пути совершенствования методической подготовки учителя физики в университете//Дис.канд. пед. наук.- М., 1983.
  45. З.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации (на материале преподавания курса высшей математики в техническом вузе): Дис.. канд. пед. наук.- Л., 1977.- 273 с.
  46. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качетсва подготовки специалистов в вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- С. Петербург, 1994.- 35 с.
  47. И.К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета//Новые исследования в педагогических науках.- М.: 1979.- № 1.-С. 18−23.
  48. А.Г., Набоков Г. М., Нистюрина Е. Е., Лысенко П. В. «Лабораторный практикум по специальным разделам физики'7/Современный физический практикум: Сб. тез. докл. IV учебно-методич. конференции стран содружества. Челябинск 13−15 октября 1997. С. 57.
  49. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997.- 478 с.
  50. С.Л., Кравец В. В. «Модель очно-дистанционного обуче-ния'У/Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике. Труды V Междун. электронной науч. конференции. Центрально-Черноземное книжное изд-во. Воронеж, 2000. с. 17−18.
  51. С.Н. Виртуальная реальность как новая технология и способ постижения действительности//Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. — С.38−39.
  52. И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 37 с.
  53. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994.
  54. Л. Мои воспоминания об Эйнштейне//Успехи физ. наук. 1.1956.-с.163.
  55. Использование в учебном процессе высшей школы методов активного обучения: Сб. науч. тр.- Л., 1990.- 187 с.
  56. И.В., Мороз В. К. Сравнительных анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. М.: ИНИНФО, 1993 г.
  57. И.П. Формирование технического мышле-ния//Управление познавательной деятельностью учащихся/Под ред. ПЛ. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — С.11−82.
  58. В.В. Методический анализ качества технологий обуче-ния//Квалиметрия человека и образования: Тез. Докл. V симпозиума.- М., 1996.-С. 189.
  59. В.В., Громов В. А. Новые технологии обучения.- М.: Ис-след. центр пробл. качества подготовки специалистов, 1990. 39 с.
  60. В.В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе, — М. СПб.: Изд-во МИСиС, 1992. — 142 с.
  61. К., Альфтан Т. Компьютеры во внешкольном образова-нии//Перспективы: вопросы образования. М: Комиссия по делам ЮНЕСКО, 1991, № 2, с.59−71.
  62. Каталог программных средств учебного назначения. М.: НИИВО, 1991. 66с.
  63. М. Мультимедиа: Пер. с нем., Спб.: BHV. 1994. 192 с.
  64. В.Е., Кольцова Н. Е., Лобанов Ю. И., Ремизова Е. А., Соловов А. В. Базы знаний учебного назначения. М., 1992. 60с. (Новые информационные технологии в образовании: Обзор. инф./НИИВО- вып. 2).
  65. Д.Н. Виртуальная реальность на путях к метафизическому эксперименту//Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. — С.58−63.
  66. Э.П., Постникова Н. В. Анализ теоретических концепций профессионального образования при подготовке специалистов исследователей. Вестник BBIII МВД России. Воронеж, 1998. Tl. с.111−112.
  67. Э.П., Постникова Н. В. Использование сетевых компьютерных средств при подготовке специалистов. //Тез. докл. Всерос. совещ. семин. «Высокие технологии в региональной информатики». — Воронеж,. 1999.- Ч.З.-С.69.
  68. Э.П., Постникова Н. В. Комплексный подход к системе образования в высшей школе//Тез. докл. Всерос. совещ. семин. «Высокие технологии в региональной информатики». — Воронеж,. 1998.- Ч.2.- с. 116.
  69. Я. Л. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-Т. 1.-656 с.
  70. Концепция развития высшего образования в РФ.//ВО в России. 1993 .-№ 2.
  71. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России//Проблемы информатизации ВШ. Вып. 3, 1995 г.
  72. Ю.И. Психологический анализ процесса решения физических задач учащимися старших классов средней школы: Автореф. дис.канд. психол. наук. Ярославль, 1970. — 22 с.
  73. И.Г. Субъект и виртуальная реальность. М., 1998.
  74. В.Е. Психолого-педагогические основы управления процессом обучения в вузе.- Киев.- Одесса: Вища шк., 1976.- 96 с.
  75. Н.А. О различиях между линейным и разветвленным программированием/В сб. «Программированное обучение за рубежом». М.: Высшая школа, 1968.с.58−67.
  76. А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ//Информационные технологии 1996 г., № 2
  77. В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1972.- 255 с.
  78. Т.В. Психология технического мышления (процесс и способы решения технических задач).- М.: Педагогика, 1975.- 303 с.
  79. Е.С., Никандров Н. Д., Турбович JI.T. Социально-психологические и педагогические проблемы высшей школы, — Л., 1971.
  80. Н.В. Методы системного педагогического исследования.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 142 с.
  81. Н.В. Педагогическая теория и научный факт//Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе: Сб. Науч. Тр.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.-С.З-8.
  82. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогической ситуаций. М., 1981.
  83. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения.- Барнаул: Изд. Алтайского гос. ун-та, 1994.- 128 с.
  84. Н.Б. Контекстное обучение как инновационная технология.- Барнаул: Изд. Алтайского гос. ун-та, 1995.- 120 с.
  85. П., Барон А. «Мультимедия как зеркало будущего информационного общества’У/СРЕДА, 1996 г., № 5−6.
  86. Л.Н. Алгоритмизация в обучении.- М.: Просвещение, 1966.-523с.
  87. B.C. Содержание образования: сущность, структура. Перспективы.- М.: Высш. шк., 1991.- 224 с.
  88. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.- 575 с.
  89. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  90. М.И. Формирование системы учебных умений на основе методологических знаний физики: Дис. .канд. пед наук. -М., 1985.- 189 с.
  91. Ю.И., Брусиловский П. Л., Съедин В. В. Экспертно-обучающие системы. М., 1991. 56с. (Новые информационные технологии в образовании: Обзор. инф./НИИВО- вып.2).
  92. З.С. Комплексный подход к проектированию спецкурса в техническом ВУЗе: Дис. канд. пед. наук.- Воронеж, 1998. -220 с.
  93. С.М. Роль принципа симметрии в реализации межпредметных связей курсов физики и математики средней школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 173 с.
  94. С.В. «Телекоммуникации и компьютерные технологии»// Современные проблемы информатизации: Тез. докл. IV Междун. электронной науч. конференции. Центрально-Черноземное книжное изд-во. Воронеж, 1999. С. 169.
  95. С.Е. Общая физика как элемент многоуровневой системы образования для нефизических специальностей//Проблемы качества образования: Тез. Докл. Науч.-метод. Конференции.- Уфа, 1996.- С. 47.
  96. А.И. Совершенствование образования в условиях научно-технической революции/Проблемы социальной педагогики/Под ред. А. М. Арсеньева и др.- М., 1973 .- С. 206−242.
  97. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972. — 168 с.
  98. М.И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975.-367с.
  99. Ш. Машбиц Е. Н. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 191с.
  100. Методика научно-обоснованного определения содержания обучения по специальности на основе новых квалификационных требований:
  101. Метод. указ./Моргунов И.Б., Нерсесов Т. В., Селезнёва Н. А., Роменец В.А.- Ч.1.-М., 1990.- 166 с.
  102. З.Могилев А. В. Злотникова И.Я. Компьютер на уроках естествознания// М: Информатика, 1997, вып.8−13.
  103. В.М. Технологические основы методов обучения. М., 1981.
  104. А.Г., Гаршин М. Н., Груздев А. Д. «Компьютеризация лабораторного практикума по общей физике’У/Образование технологии: Межвуз. сб. науч. тр. Вып 5. Воронеж, 1999. С. 144−145
  105. Мультимедиа: Под ред. Петренко А. И. Киев: Торгово-издательское бюро BHV. 1994. 272с.
  106. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики.- М.: Наука, 1970.- 206 с.
  107. В.А., Селиванов А. Д., Токарев B.C. Учебно методическое обеспечение автоматизированных обучающих систем в зарубежных странах. М., 1984. 48с. (Средства обучения в высшей и средней специальной шк.: Обзор инф./НИИВШ- Вып.5).
  108. Н.А. Виртуальный человек. -М.: Магистр, 1997.
  109. Н.А. Идея виртуальности//Виртуальные реальности и современный мир. Труды лаборатории виртуалистики, вып.З. 1997, с. 29.
  110. Обучающие машины и комплексы. Справочник/Под ред. А .Я. Савельева. Киев: Вища шк., Головное изд-во. 1986. 303с.
  111. А.С. Субъектогенетический подход в обучении: Учебное пособие. Воронежский государственный педагогический университет, 1998. —237 с.
  112. В. Введение в общую дидактику. -М.: Выш. Шк., 1990.-381с.126.0пенков М.Ю. Онто-диалогический подход к виртуальной реальности: Автореф. дис. д-ра филос. наук. А., 2000.- 32с.
  113. Основы дидактики/Под ред. Б. П. Есипова. М.: 1967.
  114. Основы педагогики и психологии высшей школы/Под ред. А. В. Петровского М.: Изд-во МГУ, 1986.- 303 с.
  115. А.И. Функциональное развитие познавательной деятельности в условиях планомерного ее формирования: Автореф. .докт. психологич. наук. М., 1987. — 39 с.
  116. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Изд-во Иностр.лит., 1957.
  117. Е.С. «Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты» ИНФО, № 3, 1996 г.
  118. Т.М. и др. «Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа». Материалы 2-й и 3-й конференции по ДО. -М.: МЭСИ. 1997.
  119. Д.А. Фантазия или Наука. На пути к искусственному интеллекту. М.:Наука, 1982.
  120. М.И. Неявное знание. М.: Прогресс, 1984.
  121. Н.В. «Современный физический практикума/Современные проблемы информатизации в непромышленной сфереи экономике. Труды V Междун. электронной науч. конференции. Центрально-Черноземное книжное изд-во. Воронеж, 2000. С. 23.
  122. Н.В., Прасолов Б. Н. Некоторые проблемы компьютерной технологии обучения.//Матер.П Междун. научно-метод. конф. «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах». — Сочи, 1999.- Ч. 1.- С. 115−118.
  123. .Н., Горбатенко В. В., Постникова Н. В. Влияние постоянного электрического поля на диэлектрическую релаксацию в соразмерной фазе Rb2ZnCl4. Тез. докл. 14 Всероссийской конференции по физике сегнетоэлектриков, 1995, Иваново. 211 с.
  124. .Н., Постникова Н. В., Палагин М. Ю., Дулькин Е. А. Особенности диэлектрической релаксации в монокристаллах титаната бария. Тез. докл. 9 Международной конференции «Взаимодействие дефектов и неупругие явления в твердых телах». Тула. 1997. С. 39.
  125. Проблемы психологии образования/Тр. иссл. центра пробл. качества подготовки специалистов, 1992. 20 с.
  126. А. О науке. М.: Наука, 1983.
  127. JI.A. Эренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Зинатне, 1988. 160с.
  128. И.В., Шугрина М. В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов//Мир ПК, 1993, № 7, с.55−60.
  129. З.А. Психологические основы профессионального обучения М.: Изд. МГУ, 1985.- 207 с.
  130. З.А., Калошина И. П. Психологические условия политехнического метода обучения//Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности/Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. гос. Ун-та, 1968. — С. 17−41.
  131. И.В. «Современные информационные технологии в образовании». М.: Школа-Пресс, 1994 г.
  132. И.В. Виртуальная реальность/УИнформатика и образование. 1993, № 5, с.53−56.
  133. В. Мозг. Стратегия полушарий//Наука и жизнь. 1984. № 6.
  134. С.Я. Основы общей психологии: в 2 Т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.-485 с.
  135. Е.А. Обучение школьников методом теоретического познания при изучении молекулярной физики: Дис. канд. пед. наук М., 1986.-171 с.
  136. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования//Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 29−37.
  137. А.А. Принцип симметрии в курсе физики средней школы.: Дис.канд. пед. наук. -М., 1972.-162 с.
  138. Ю.Г. «Использование комплекса инструментальных средств при разработке компьютерных программ по физике'7/Современный физический практикум: Сб. тез. докл. IV учебно-методич. конференции стран содружества. Челябинск 13−15 октября 1997. С. 28.
  139. Н.А. Актуальные задачи научных исследований в области совершенствования управления качеством высшего образова-ния//Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. Горький. 1988. -С. 6−10.
  140. Т.А. «Обучающая программа «Теорема Гаусса» в курсе общей физике'7/Компьютеризация образования: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 1991.-С. 74−82.
  141. Сетевые технологии в образовании: Отчет о НИР//Инст. проблем информатики РАНУ/ИПИ РАН: рук. Федосеев А.А.
  142. Системы автоматизированного проектирования и обучения: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново. 1987. 156с.
  143. . Наука об учении и искусство обучения/В сб. «Программированное обучение за рубежом». М.: Высшая школа, 1968. с.32−46.
  144. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. Вопросы психологии, 1991. -№ 2. — С.37−49.
  145. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 270 с.
  146. Создание эффективных программных, информационных и методических средств для поддержки учебного процесса в различных предметных областях/ Отчет о НИР//НИИВО рук. Сазонов, 1996 г.
  147. В.М. и др. О возможном методе анализа содержания учебных дисциплин//Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Сб., науч. тр. Волгоград, 1984.- С.53−57.
  148. А.А., Бахтина Т. Е. и др. Обзор технических и программных средств систем виртуальной реальности. В сб. «Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития» — М.: Ассоциация «Экология непознанного», 1996.
  149. А.А., Желтов С. Ю. Принципы формирования компьютерных виртуальных пространств//Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики, вып.4. 1998, с.129−133.
  150. П. Информация в век электроники. М.: Экономика, 1987.-240 с.
  151. А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования. Кострома: Изд-во КГПУ, 1996. — 332 с. 173. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программирования обучения. — М: Изд. МГУ, 1969. — 133 с.
  152. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ, 1984. — 343 с.
  153. С.А. Педагогические цели и принципы организации самостоятельной работы студентов//Содержание подготовки специалистов: Сб. тр. М, 1988. — С. 135−137.
  154. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России//Высшее образование в России. 1994, № 3, с.3−10.
  155. В.Г., Топольская Н. Н., Дудина JI.K. «Моделирование в обучающих программах по физике» // II Всесоюзная научно-практическая конференция «ТСО 91». Тез. Докл. Ч. I. «Технические средства обучения». Челябинск, 1991. — С. 52.
  156. Н.Н. Методические основы обучения учащихся решению задач по физике.: Дис.док.пед.наук. JL, 1989.-366 с.
  157. В.М. Проектирование содержания и системы оценки качества довузовской подготовки по физике в условиях технического университета.: Дис. канд.пед.наук, — Воронеж, 1998.- 163 с.
  158. JI.M. Проблема обучения и развития в современных условиях в психологии образования/Проблемы психологии образования. -М., 1992.-С. 80−98.
  159. С.А. Информатизация образования //Информатика и образование. 1994, № 1, с.13−19.
  160. Ю.М., Семенова Е.Ю, Эффективность компьютерного обучения. М., 1991. 84с. (Новые информационные технологии в образовании: Обзор. инф./НИИВО- вып. 6).
  161. Ю.М., Семенова Е. Ю. Информатизация образования в США. М., 1990. 80с. (Новые информационные технологии в образовании: Обзор. инф./НИИВО- вып. 8).
  162. Человеческий фактор. В 6 т. Т. З. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ./Холдинг Д., Голдстейн Н., Эбертс Р., и др. (Часть 2.) Профессиональное обучение при отборе операторов). М.: Мир, 1991.302с.
  163. Т.В. Повышение эффективности обучения «Электродинамике» в средней школе на основе адекватного выбора математического аппарата.: Дис.канд.пед.наук.- СПб., 1992. 153 с.
  164. B.C., Шихова О. Ф. О классификаторе знаний по физике (на примере специальностей технического вуза)//Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Тез. докл. VI симпозиума. М., 1997.-С. 137−138.
  165. Г. В. Асимметрия мозга и психохологические особенности человека//Ваша тестотека. Киев: Межрегион, заоч.универ.управл. персоналом, 1992, № 2, с.102−112.
  166. ЭВМ в учебном процессе вуза: Межвуз. сб. науч.тр./Под ред.
  167. B.Н. Врагова. Новосибирск: Новосиб. Ун-т, 1987. 160с.
  168. Д.Б. Введение в детскую психологию//Избр. психологические тр./Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.-М.: Педагогика. 1989. С 34−41.
  169. А. Физика и реальность. М.:Наука, 1965.
  170. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения/ЛВопросы психологии. № 2, 1995. — С.31−42.
  171. В.А. Психология учебной деятельности студента. М. -СПб.: Логос, 1994.- 160 с.
  172. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. -М.: 1986.
  173. Amadco A. Distance education without high costs//Learning find leading with technology, 1995, vol 22, № 8.
  174. Ausubel, D., Novak, J. and Hanesian, H. (1978) Educational Psychology: A Cognitive View New York: Holt, Rinehart and Winston
  175. Bangert-Drowns, Robert L.- Kulik, James A.: and Kulik, Chen-Lin
  176. C. «Effectiveness of Computer Based Instruction in Secondary Schools,» Journal of Computer-based Instruction 12 (1985): 59−68.
  177. Burge E. Learning in Computer Conferenced Contexts: The Learners Perspectives// Journal of Distance Education, 1994, v. IX, N 1, p.p. 19−43.
  178. Coco Conn, Jaron Lanier, Margaret Minsky, Scott Fisher, Allison Druin. Virtual Environments and Interactivity: Windows to the Future/ URL: http://www/siggraph.org/publications/panels/siggraph89/pol.html
  179. Cox, Margaret J. «The Computer in the Science Curriculum,» International Journal of Education Research 17 (1992): 19−35.
  180. Davie L. E., Inskip R. Fantasy and Structure in Computer Mediated Courses// Journal of Distance Education, 1992, No. 2, p.p. 31−50.
  181. Designing Courses for Distance Learners//Institute for Distance Education University of Maryland System, 1994.
  182. Driver, Rosalind, and Scanlon, Eileen. «Conceptual Change in Science,» Journal of Computer Assisted Instruction 5 (1988): 25−36.
  183. Educational documentation and information: bulletin of the international Bureau of Educational UNESCO. 1978, N 206.
  184. Frey Karl. Effectiveness of Computers in Education: A Survey of Empirical and Meta-Analytical Studies. Zurich, Switzerland: Institut fur Verhal-tenswissenschaft, Eidgenoissische Technische Hochschule, 1988.
  185. Holtbeng B. Growth and structure of distance education. L.: Groom Helm, 1986.
  186. Holtbeng B. Status and trends of distance education. L.: Kogan Page, 1981.
  187. Kate McMillan. Virtual Reality: Architecture and Broader Community. URL: http:/Avvv.arch.unsv.edu.au/suhiccts/arch/specrcs2/mcmillian/, 1994.
  188. Lauterbach Roland, and Frey Karl. «Educational Software: Review and Outlook,» Prospects 17 (1987): 387−395
  189. Linn, Marcia С. «Establishing a Research Base for Science Education: Challenges, Trends and Recommendations,» Journal of Research in Science Teaching: 24 (1987): 191−216.
  190. Linn, Marcia C. «Science Education and the Challenge of Technology.» Paper presented at the Annual Meeting American Educational Research Association, New Orleans, LA, 1988.
  191. Mitchell P.D. Technology for educational change//Programmed learning and educational technology. London, vol. 10, N 5, 1973.
  192. Niemiec Robert and Walberg Herbert J. «Comparative Effects of Computer-Assisted Instruction: A Synthesis of Reviews,» Journal of Education Computing Research 3, no. 1 (1987): 19−37.
  193. Pelgrum Willem J. and Plomp Tjeerd. The Use of Computers in Education World Wide Results from the IEA Computers in Education Survey in 19 Educational Systems. Oxford, England: Pergamon Press, 1991a
  194. Pelgrum Willem J. and Plomp Tjeerd. «The Use of Computers in Education World Wide: Results from a Comparative Survey in 18 Countries.» Paper presented at the Annual Meeting of the American Educational Research Association, Chicago, IL, 1991b.
  195. Posner, G. A model of conceptual change: Present status and future prospect Proceedings of the International Seminar on Misconceptions in Science Education Ithaca: Department of Education, Cornell University, 1983.
  196. Prasolov В., Postnikova N. and Safonova I. The influence of constant electric field on relaxation processes due to the interaction of domain boundaries and mobile point defects in TGS//Ferroelectrics.- 1997.- V.214.- PP/329−332.
  197. Salomon G. How students decide when to invest more mental effort in learned: Annual conference of the American Educational Research Association (AERA). Montreal, 1983.
  198. Shymansky James A. and Kyle William C., Jr. «A Summary of Research in Science Education 1986,» Science Education 72 (1988): 254−275.
  199. Stewart J. Content and cognitive structure: Critique of assessment and representation techniques used by science education researchers Science Education 63 (3) 223−235, 1979.
  200. Strike K. and Posner G. A conceptual change view of learning and understanding In L. West and A. Pines (Eds) Cognitive Structure and Conceptual Change New York: Academic Press, 1991.
  201. Striley Stein Joanne. «The Computer as Lab Partner: Classroom Experience Gleaned from One Year of Microcomputer-Based Laboratory Use,» Journal of Educational Technology Systems 15 (1986−1987): 225−236.
  202. Suppes Patrick, and Fortune Ronald F. «Computer-Assisted Instruction: Possibilities and Problems,» NASSP Bulletin 39, no. 480 (1885): 30−34.
  203. Wells R. Computer Mediated Communication for Distance Education: An International Review of Design, Teaching and Institutional Ьзие/Юпубликовано 31.05.95 в телеконференции [email protected]
  204. Wilson J., Mosher D. The Prototype of the Virtual Class-room//Journal of Instructional Delivery Systems, 1994, Summer, p.p. 28−33
  205. Winn W. Simultaneous and successive processing of circuit diagrams having different amounts of detail. San Francisco, 1986.
Заполнить форму текущей работой