Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проектирование и реализация системы религиоведческой подготовки студентов — будущих специалистов по связям с общественностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана и обоснована интегрированная педагогическая технология реализации религиоведческой подготовки с учетом профессиональных потребностей будущих специалистов по связям с общественностью. Рассмотрены условия эффективной реализации технологии обучения религиоведению студентов специальности «Связи с общественностью» и показано, что религиоведческая подготовка студентов должна быть основана… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы проектирования и реализации религиоведческой подготовки студентов — будущих специалистов по связям с общественностью
    • 1. 1. Аналитический обзор исторического опыта развития религиоведческого образования в странах Западной Европы и США
    • 2. 1. Развитие и становление религиоведческого образования в средней и высшей школе России
    • 3. 1. Проблемы и организационно-методологические подходы к религиоведческой подготовке студентов
  • Выводы по 1-ой главе
  • Глава 2. Проектирование и реализация компетентностного подхода в религиоведческой подготовке студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»

2.1 Компетентностный подход в религиоведческой подготовке специалистов по связям с общественностью. Обоснование кластера профессиональных компетенций будущих специалистов по связям с общественностью, формируемых в процессе религиоведческой подготовки.

2.2 Информационно-дидактическая база религиоведческой подготовки будущих специалистов по связям с общественностью.

2.3 Педагогическая технология религиоведческой подготовки студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

2.4 Педагогический эксперимент по выявлению эффективности системы религиоведческой подготовки будущих специалистов по связям с общественностью.

Выводы по 2-ой главе.

Проектирование и реализация системы религиоведческой подготовки студентов — будущих специалистов по связям с общественностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При профессиональной подготовке специалистов в высшей профессиональной школе серьезное внимание должно уделяться формированию у студентов качеств, связанных с мировоззренческими и ценностными аспектами личности будущего специалиста. Особенно это актуально для специалистов, работающих в сфере связей с общественностью, деятельность которых направлена на достижение взаимопонимания между различными целевыми общественными группами. Адекватность нормам общественных ценностей, соответствие поведенческим традициям — обязательные требования подготовки специалиста по связям с общественностью в высшем учебном заведении.

Особую роль в реализации данного принципа играют дисциплины, содержание которых направлено на воспитание у студентов уважения и внимания к ценностям и нормам поведения различных социальных, этнических и религиозных групп, формированию мировоззренческой толерантности. К таким дисциплинам относится «Религиоведение».

За последние десятилетия религия заняла серьезное место в жизни российского общества. Сфера религиозных норм и традиций приобрела немаловажное значение в системе общественных отношений и неизбежно влияет на уровень компетентностных требований к PR-специалисту. В связи с этим становится актуальным рассмотрение и анализ сложившейся практики обучения религиоведческим дисциплинам студентов гуманитарных специальностей, и конкретнее, специалистов по связям с общественностью.

В современной системе образования сложилось три подхода к изучению религии: религиозное образование, целью которого является приобщение к какой-либо конфессиирелигиоведческое — дающее светское понимание феномена религии и исключающее возможность предпочтения одной вероучительной системы другойкультурологическое — выявляющее значимость религии для формирования этноконфессионального аспекта культуры. Теоретическим и практическим вопросам преподавания религиоведческих дисциплин посвящены труды И. В. Метлика, A.B. Колодина, Т. В. Скляровой, JI.A. Харисовой, М.М.

Шахнович, Е. С. Элбакян, В. И. Гараджа, И. Н. Яблокова, В. В. Миронова, Д. М. Угриновича, Ф. Н. Козырева и др.

В данном исследовании мы будем придерживаться трактовки термина «религиоведческая подготовка студентов» в широком значении как светского, культурообразующего понимания феномена религии.

Внедрение компетентностного подхода в систему отечественного образования обусловлено присоединением России к базовым принципам единого образовательного пространства в рамках Болонского и Копенгагенского процессов. Поэтому особую значимость для данного исследования приобретают труды, в которых освещаются проблемы компетентностного подхода и совершенствования процесса профессиональной подготовки специалиста, это работы И. А. Зимней, A.A. Вербицкого, В. П. Беспалько, В. И. Байденко и др.

В последние годы появились научные работы, посвященные особенностям подготовки специалистов по связям с общественностью, в которых рассматривается специфика данной сферы деятельности и профессиональные требования к данной специальности (А.Е. Шевцов, JI.M. Семенова, С. Блэк, В. Т. Ганжина, В. Г. Королько, Г. Г. Почепцов).

Несмотря на наличие ряда научных и педагогических исследований, посвященных проблемам обучения религиоведческих дисциплин в светских и конфессиональных образовательных учреждениях, в научном сообществе пока не сформировано единого подхода к их преподаванию. Профессор И. В. Метлик связывает это с различным пониманием сущности и особенностей светского государства, в связи с чем, по его мнению, нуждается в уточнении и само понятие «светская школа» [96]. В работах педагогов, описывающих модели религиоведческой подготовки в средней и высшей школе отсутствует единый подход к методам преподавания данных дисциплин, а в некоторых случаях к их содержанию. Авторы теологического направления подчеркивают необходимость религиозного образования как приобщения к конфессиональной традиции — В. Федоров, Т. В. Склярова, А. Кураев, И. Кропочев, Ю. В. Балакшина и др.- религиоведческий (научно-философский) подход к обучению представлен публикациями И. Н. Яблокова, В. В. Миронова, А. Н. Красникова, М. М. Шахнович, Е. С. Элбакян, В. И. Гараджа, Д. М. Угриновича и др.- культурологический, нейтрально-критический подход к феномену религии, представлен в работах JT.A. Харисовой, Ф. Н. Козырева, A.B. Колодина И. В. Метлика и других.

Нераскрытыми остаются и вопросы, связанные с формированием у будущих специалистов компетенций, необходимых для грамотного профессионального и повседневного общения с людьми различных религиозных взглядов. Данная проблема особенно актуальна для специалистов по связям с общественностью, профессиональная деятельность которых предполагает готовность и способность к толерантному диалогу с представителями разных целевых групп, в т. ч. религиозными организациями, группами и последователями конфессий.

Обозначенный недостаток научных знаний побудил нас к научно-практическому исследованию в области проектирования и реализации системы религиоведческой подготовки студентов — будущих специалистов по связям с общественностью.

Проведенный анализ педагогических исследований, посвященных обучению религиоведению будущих специалистов по связям с общественностью и практике преподавания данной дисциплины в учреждениях высшего профессиональногообразования позволил выявить следующие противоречия между: возросшими требованиями общества и работодателей к качеству религиоведческой подготовки специалистов по связям с общественностью и традиционной системой обучения в вузе, не ориентированной на формирование у них совокупности профессиональных компетенций в сфере взаимодействия с представителями общественности в рамках конфессиональной тематикинеобходимостью использования компетентностного подхода в религиоведческой подготовке специалистов по связям с общественностью и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ ее проектирования и реализации в обучении будущих PR-специалистов.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: несоответствие уровня существующей религиоведческой подготовки РЯ-специалистов запросам современного общества, заключающееся, как в недостаточном теоретическом обосновании профессионально-ориентированного содержания дисциплины «Религиоведение», так и в недостаточной разработанности педагогической технологии и ее практической реализации.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблемы обусловила выбор темы диссертационной работы «Проектирование и реализация системы религиоведческой подготовки студентов — будущих специалистов по связям с общественностью».

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование, разработка и реализация системы религиоведческой подготовки будущих специалистов по связям с общественностью в условиях компетентностного подхода.

Объект исследования: педагогический процесс религиоведческой подготовки студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Предмет исследования: разработка и внедрение профессионально-ориентированного содержания религиоведческой подготовки будущих специалистов по связям с общественностью на основе интегрированной педагогической технологии обучения.

Исследование основано на гипотезе, согласно которой проектирование и реализация религиоведческой подготовки студентов — будущих специалистов по связям с общественностью станет более эффективной, если будет:

— осуществляться на основе культурологического подхода, выделенного на основе анализа мирового и отечественного опыта преподавания религиоведческих дисциплинопределено и внедрено в систему обучения понятие «религиоведческая подготовка специалиста по связям с общественностью», базирующееся на культурологическом подходе к обучению религиоведению в светских образовательных учрежденияхобоснован на базе экспертных исследований и Федеральных государственных образовательных стандартов кластер профессиональных компетенций, необходимых для продуктивной профессиональной деятельности РЯ-специалиста в сфере коммуникаций с конфессионально-ориентированными группами общественностиразработана и реализована в учебном процессе профессионально-ориентированная информационно-дидактическая база религиоведческой подготовки, теоретико-методологическим ядром которой является учебная дисциплина «Религиоведение" — разработана интегрированная педагогическая технология реализации религиоведческой подготовки с учетом профессиональных потребностей будущих специалистов по связям с общественностьюсоздан диагностический инструментарий по оценке качества религиоведческой подготовки, критерием результативности которого является сформированность кластера профессиональных компетенций будущих специалистов по связям с общественностью.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

Изучить и проанализировать мировой и отечественный опыт преподавания религиоведческих дисциплин с целью определения необходимого для реализации цели исследования педагогического подхода, позволяющего спроектировать и реализовать систему религиоведческой подготовки будущих РЯ-специалистов.

Определить сущность понятия «религиоведческой подготовки специалиста по связям с общественностью»;

Выделить и научно обосновать кластер профессиональных компетенций, необходимых для работы будущего специалиста по связям с общественностью с конфессионально-ориентированными группами и представителями общественности.

Спроектировать и обосновать теоретическую модель системы религиоведческой подготовки, обеспечивающей в качестве образовательного результата сформированность кластера профессиональных компетенций у студентов — будущих специалистов по связям с общественностью.

Разработать и реализовать информационно-дидактическую базу религиоведческой подготовки, позволяющей сформировать кластер профессиональных компетенций будущих PR-специалистов.

Разработать педагогическую технологию реализации религиоведческой подготовки с учетом профессиональных потребностей будущих специалистов по связям с общественностью.

Создать диагностический инструментарий оценки качества религиоведческой подготовки, критерием которой является сформированность кластера профессиональных компетенций будущих специалистов по связям с общественностью и экспериментально проверить результативность разработанной технологии.

Методологическая основа исследования. Исследование осуществлялось на следующих методологических подходах:

— культурологический подход. В его основу легли исследования по религиоведческой подготовке учащихся, представленные в трудах JI.A. Харисовой, Ф. Н. Козырева, A.B. Колодина, И. В. Метлика. Культурологический подход основан на представлении о религии и религиозной культуре как неотъемлемой части мировой национальной культуры, системе культурно-нравственных, духовных, общечеловеческих ценностей и основы формирования целостной личности [172], позволяющей сохранить преемственность духовного опыта в жизни общества и развития личности в контексте культуры своей семьи, этнической общности, российской нации как гражданско-политической целостности [96]. При этом данный подход основан на приоритете светскости современного российского образования.

— компетентностный подход. Сущность данного подхода связана с формированием у студентов необходимого набора компетенций (общекультурных и профессиональных), включающих как фундаментальные теоретические знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, так и готовность к будущей профессиональной деятельности (П.Г. Щедровицкий). Освоение необходимых компетенций позволяет формировать у студентов способность к осуществлению различных видов действий, определяющих их компетентность (Н.В.Козлова). Поэтому особую значимость для данного исследования приобретают труды, в которых освещаются проблемы компетентностного подхода и профессиональной подготовки специалиста (И.А. Зимняя, A.A. Вербицкий, В. П. Беспалько, В. И. Байденко, A.B. Хуторской и др).

Теоретическую базу диссертации составляют исследования нескольких групп источников:

Первая группа — это источники, посвященные компетентностному подходу и моделированию профессиональной деятельности будущих специалистов (Э.Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, В. И. Байденко, И. С. Батракова, В. А. Болотова, И. А. Зимняя, А. П. Тряпицына, П. Г. Щедровицкий, Г. К. Селевко, Дж. Равен, М. В. Рыжаков, Ю. Г. Татур, A.B. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, И. П. Галямина, В. Д. Шадриков, Г. С. Трофимова, Т. Hoffman, D.Mc. Clelland и др.

Вторая группа — источники, описывающие формы, методы и технологии профессионального образования (интерактивные формы в обучении А. А. Вербицкий, А. П. Панфилова, Г. К. Селевко и др.- технологические подходы в обучении — В. П. Беспалько, B.C. Блум, A.A. Вербицкий, М. В. Кларин, М. Ф. Талызина, А. Л. Бусыгина и др.- исследования по модульному обучениюТ.Т. Новикова, И. Прокопенко, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене, Т. И. Шамова, J.D. Russell и др.- принципы деятельностного подхода в образовании — Б. С. Гершунский, А. И. Субетто, Г. П. Щедровицкий и др.).

Третья группа — источники, в которых изложены сущность и профессиональные требования к качеству подготовки специалистов по связям с общественностью (С. Блэк, А. Н. Чумиков, В. А. Моисеев, Г. Г. Почепцов, А. П. Ситников, И. М. Синяева, А. Б. Зельманов и др.).

Четвертая группа — источники, описывающие различные подходы к религиоведческой подготовке учащихся в средней и высшей школе. Среди авторов теологического направления, которые трактуют религиозное образование как приобщение к конфессиональной традиции — В. Федоров, Т. В. Склярова, А. Кураев, И. Кропочев, Ю. В. Балакшина, и др.- религиоведческий (научно-философский) подход к обучению представлен публикациями А. Н. Красникова, М. М. Шахнович, Е. С. Элбакян, В. И. Гараджа, И. Н. Яблокова, В. В. Миронова, Д. М. Угриновича, Н. В. Шабурова, Е. С. Уемляниной и др.- культурологический, нейтрально-критический подход к феномену религии, именуемый «наукой у религии» представлен в работах западных и российских исследователей М. Гриммита, Дж. Хала, Н. Смарта, Л. А. Харисовой, Ф. Н. Козырева, A.B. Колодина, И. В. Метлика и других.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по теме исследованияанализ содержания учебников и рабочих программ по религиоведческим дисциплинам, инновационных методов обученияанализ понятийно-терминологического аппарата исследований в области профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью.

Методы эмпирического исследования: включенное наблюдение, индивидуальные и групповые беседы со студентами и изучение результатов их самостоятельной познавательной деятельности, метод экспертных оценок, тестирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, статистическая обработка данных эксперимента.

Эмпирической базой исследования явились материалы эксперимента, проводимого в 2008;2013 гг. В экспериментальном исследовании приняли участие 212 человек. Базой исследования профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью стал Самарский государственный технический университет. Исследованием были охвачены студенты 4−5 курсов специальности «Связи с общественностью».

Основные теоретические положения и научно-практические выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались: на заседаниях кафедры психологии и педагогики, Ученом совете факультета гуманитарного образования Самарского государственного технического университетана девяти Международных и Всероссийских научных конференциях.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» в Самарском государственном техническом университете.

В рамках диссертационного исследования в 2011;2012 гг. был реализован грант из средств благотворительного фонда им. С. Саровского «Православная инициатива» в рамках проектного направления: «Образование и воспитание» по теме «Духовно-нравственное воспитание современной молодежи в образовательной среде высшей технической школы», результаты которой отражены на сайте http://nachinanie.org/ и опубликованы в печатных изданиях. В ноябре 2012 г. студенты, обучающиеся по специальности «Связи с общественностью», под руководством автора диссертационного исследования стали победителями национальной премии в области имиджа, протокола и этикета за подготовку и реализацию проекта в номинации «За вклад в развитие межнациональных и межрелигиозных отношений». Ежегодно студенты IV — V курсов специальности «Связи с общественностью» принимают активное участие в подготовке и выступлениях с докладами на ежегодной региональной студенческой конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения в СамГТУ», имеют дипломы и награды.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение пяти лет и включало 3 этапа.

Первый этап (2008;2009 гг.). На данном этапе основной целью было изучение и анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы, посвященной профессиональной и религиоведческой подготовке будущих специалистов по связям с общественностьюопределение методологической и теоретической базы исследованияформулировка проблемы, цели, задач, гипотез, объекта и предмета исследования. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, позволивший выявить уровни первоначальной религиоведческой подготовки студентов и профессиональных компетенций, необходимых будущим РЛ-специалистам в работе с конфессионально-ориентированным населением.

На втором этапе (2009;2011 гг.) был проведен экспертный опрос, выделена совокупность компетенций, необходимых для взаимодействия с представителями религиозных организаций, разработана структурно-функциональная модель системы религиоведческой подготовки студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью" — разработана информационно-дидактическая база и педагогическая технология обучения религиоведению будущих специалистов по связям с общественностью.

Третий этап (2011;2013 гг.) был посвящен проведению формирующего эксперимента, осмыслению, обобщению, систематизации и описанию результатов экспериментальной работы, оформлению диссертационного исследования. Полученные результаты внедрены в практику обучения религиоведению студентов — будущих специалистов по связям с общественностью.

Научная новизна исследования: определена сущность понятия «религиоведческая подготовка специалиста по связям с общественностью», базирующаяся на культурологическом подходе к обучению религиоведению в светских образовательных учрежденияхвыделен и научно обоснован, исходя из экспертных исследований и Федеральных государственных образовательных стандартов кластер профессиональных компетенций, необходимых для работы будущего РЯ-специалиста с конфессионально-ориентированными группами и представителями общественностиспроектирована на основе системного подхода теоретическая модель системы религиоведческой подготовки, обеспечивающей в качестве образовательного результата сформированность наиболее значимых профессиональных компетенций у студентов — будущих специалистов по связям с общественностьюразработана профессионально-ориентированная информационно-дидактическая база религиоведческой подготовки студентов РЯ-специальности, теоретико-методологическим ядром которой выступает учебная дисциплина «Религиоведение" — разработана и обоснована интегрированная педагогическая технология реализации религиоведческой подготовки с учетом профессиональных потребностей будущих специалистов по связям с общественностьюсоздан ' диагностический инструментарий, позволяющий оценить результативность разработанной технологии и качество религиоведческой подготовки, критерием оценки которого является сформированность кластера профессиональных компетенций будущих специалистов по связям с общественностью.

Теоретическая значимость выражается в том, что результаты исследования расширяют представления о значимости религиоведческой подготовки будущих РЯ-специалистовразработанное понятие «религиоведческой подготовки специалиста по связям с общественностью» и научное обоснование кластера формируемых профессиональных компетенций способствует расширению и углублению понятийно-терминологического аппарата в контексте компетентностного подходапредложенное и реализованное в процессе обучения будущих РЫ-специалистов профессионально-ориентированное содержание дисциплины «Религиоведение» дополняет ее информационно-дидактическую базу.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное профессионально-ориентированное содержание дисциплины «Религиоведение», спроектированные модель и педагогическая технология религиоведческой подготовки внедрены в учебный процесс Самарского государственного технического университета. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе других вузов при подготовке специалистов, профессия которых связана с построением коммуникаций, учитывающих как этнокультурные и религиозные традиции, так и специфику создания материалов для различных видов СМИ в соответствии с действующим законодательством РФ.

Достоверность и обоснованность результатов определяется опорой на педагогические труды и концепции отечественных и зарубежных ученых, методологически обоснованную логику исследования, применение научных методов и форм организации экспериментальной работы, адекватной целям и задачам исследования, полноту информационных источников, включающих в себя мировой опыт обучения религиоведениюкомплекс теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и цели исследованиясоответствия методов целям и задачам исследованияапробацию материалов диссертации и положительных результатов экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа методологических подходов, отечественного и международного опыта преподавания религиоведческих дисциплин в высшей школе показано, что религиоведческая подготовка будущих РЯ-специалистов должна осуществляться на основе компетентностного подхода [предусматривающего формирование кластера профессиональных компетенций студентов] и культурологического подхода, исключающего как атеистическую пропаганду, так и теологическую ангажированность, базирующегося на следующих принципах: светскости [внеконфессиональное изучение религии]- вариативности религиоведческих курсовиспользования активных, диалоговых методов обучения [при анализе актуальных проблем современного общества мультикультурализм, религиозный экстремизм, глобализация, секуляризм, проблемы религиозной и мировоззренческой толерантности)]- продуктивности взаимодействия религиоведов, педагогов, теологов, работодателей при разработке содержания религиоведческого образования, учебно-методического обеспеченияучета национально-региональных особенностей наиболее конфликтных регионов РФ.

2. Разработано содержание понятия «религиоведческой подготовки специалиста по связям с общественностью», определяемое как способность и готовность выпускника вуза использовать полученные религиоведческие знания, умения и личностные качества (доброжелательность, толерантность, адаптивность) в профессиональной деятельности при осуществлении коммуникаций с представителями религиозных, государственных, общественных, образовательных и других организаций в рамках конфессиональной тематики и в повседневном общении.

3. Выделена и научно обоснована совокупность профессиональных компетенций (коммуникативно-речевая, информационная, организационно-управленческая, Проектная, консультационная), необходимых для работы будущих РЯ-специалистов с конфессионально-ориентированными группами и представителями общественности, базирующаяся на основе анализа рабочих программ, Федеральных государственных образовательных стандартов второго и третьего поколения, а также экспертных оценок специалистов, работающих в сфере коммуникаций.

4. Спроектирована и обоснована теоретическая модель системы религиоведческой подготовки специалистов по связям с общественностью, в структуре которой содержатся целевой, содержательно-организационный и результативный блоки. Целевой блок учитывает внешние и внутренние факторы, влияющие на систему образования и позволяющие реализовать в обучении компетентностную модель, а также управлять процессом формирования религиоведческой подготовки. К внешним факторам относятся современные требования к образованию в рамках реализации Болонского процесса и государственная образовательная политика в области компетентностного образования. К внутренним факторам относится создание и развитие конкурентоспособной системы ВПО на основе компетентностного подхода, социальный заказ образовательной системе со стороны общества, государства, работодателя, студента. Содержательно-организационный блок включает требования к профессиональной подготовке РЯ-специалиста со стороны общества и работодателей: формирование кластера необходимых профессиональных компетенций, отобранных с учетом экспертных исследований и профессиональных потребностей студентовотбор содержания дисциплины «Религиоведение», учитывающий основные требования, предъявляемые к будущему специалисту по связям с общественностью со стороны общества и работодателяреализация оптимальных (традиционных и инновационных) технологий, методов, принципов, форм обучения и контроля усвоения учебного материала. Результативный блок представлен совокупностью компонентов каждой из компетенций (деятельностный, ценностный, когнитивный), уровней их сформированности (пороговый, средний, высокий), а также критериев, позволяющих определить уровень владения студентом каждой из компетенций.

5. Разработана информационно-дидактическая база религиоведческой подготовки будущих РЯ-специалистов, теоретико-методологическим ядром которой является учебная дисциплина «Религиоведение». Результативность использования компетентностного похода и формируемых компетенций была обеспечена посредством использования в учебном процессе комплекса дидактических средств по дисциплине (рабочая программаматериалы для подготовки к лекционным и практическим занятиям, текущему, промежуточному и итоговому контролю с учетом будущей профессиональной деятельностипрактикум для практической и самостоятельной работы студентовперечень заданий для творческой деятельности студентов и т. д.). Содержание дисциплины «Религиоведение» было разбито на шесть учебных модулей, тематически связанных с будущей профессией специалиста по связям с общественностью, каждый из которых формирует определенный набор профессиональных компетенций.

6. Разработана и обоснована интегрированная педагогическая технология реализации религиоведческой подготовки с учетом профессиональных потребностей будущих специалистов по связям с общественностью. Рассмотрены условия эффективной реализации технологии обучения религиоведению студентов специальности «Связи с общественностью» и показано, что религиоведческая подготовка студентов должна быть основана на интегрированной технологии обучения с использованием как традиционных, так и инновационных, интерактивных методов, способов и средств обучения (исследовательские, дискуссионные, игровые, модульные, кейс-технологии, метод проектов). В соответствии с учебными целями и задачами дисциплины разработан комплекс учебных задач, обеспечивающих связь учебного материала с реальными жизненными и профессиональными ситуациями (задания, связанные с реализацией социальных проектов и акций в сотрудничестве с религиозными организациямиработа с документами, составляющими основу социальной деятельности религиозных организаций (основы социальных концепций) — изучение особенностей международного и религиозного протокола по вопросам проведения культурных и образовательных мероприятий, деловых встреч, фуршетов, презентаций с участием представителей конфессийзадания, связанные с необходимостью проявления организационных способностей студентов в области религиозного туризма (транспортное обслуживание, организация питания и т. д.) — составление эссеразработка и защита дипломных проектов и т. д.

7. Разработан и описан диагностический инструментарий, позволяющий оценить качество религиоведческой подготовки, критерием оценки которого является сформированность кластера профессиональных компетенций будущих специалистов по связям с общественностью. Описаны показатели каждой из формируемых компетенций, уровни их сформированности (пороговый, средний, высокий), дескрипторы когнитивного, ценностного, деятельностного компонентов формируемых компетенций, критерии (комплект тестовых заданий на проверку сформированности компетенций) и итоговые показатели, позволяющие анализировать динамику сформированности компетенций студентов. Уровни сформированности профессиональных компетенций определяются следующими критериями: осознанностью и результативностью выполняемых действий, способностью к анализу собственной деятельности, наличием устойчивой профессиональной мотивации к религиоведческой подготовке и пониманием ее значимости для использования в профессиональной сфере, способностью к социальному проектированию и реализации профессиональных функций с учетом особенностей психологии людей, придерживающихся религиозных взглядов, способностью самостоятельно обнаруживать и корректировать недочеты в работе с РЯ-материалом (деловой корреспонденцией, информационными письмами, публикациями), умением планировать, проектировать и прогнозировать результаты коммуникационных мероприятий с участием представителей различных конфессий, представлять результаты собственной деятельности на профессиональном уровне в виде аргументированного и структурированного материала, анализировать и оценивать данные по религиозной проблематике, полученные в результате поиска и выбора необходимой информации из различных источников (учебник, Интернет, печатные издания).

По результатам исследования были подготовлены и опубликованы: учебные пособия (в двух частях), практикум, рабочие программы, 22 статьи в разных изданиях, в том числе в 3 журналах, рекомендованных ВАК. Основные положения исследования докладывались на методологических семинарах и конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Содержание работы изложено на 194 страницах и включает 5 таблиц, 11 рисунков.

Список литературы

включает 198 наименований.

Выводы по 2-ой главе:

Рассмотрены и проанализированы основные подходы к определению понятий «компетентность» и «компетенция». Дано определение понятия религиоведческой подготовки специалиста по связям с общественностью, под которой понимается готовность выпускника вуза использовать полученные религиоведческие знания, умения и личностные качества (доброжелательность, умение принимать других, адаптивность) в профессиональной деятельности при осуществлении коммуникаций с представителями религиозных, государственных, общественных, образовательных и других организаций в рамках конфессиональной тематики, а также в повседневном общении. Дано научное обоснование кластера профессиональных компетенций РЯ-специалиста, необходимых в поликонфессиональном российском обществепо результатам проведенных экспертных исследований были отобраны наиболее значимые компетенции: коммуникативно-речевая, информационная, организационно-управленческая, проектная, консультационная.

Спроектирована теоретическая модель системы религиоведческой подготовки и формирования профессиональных компетенций у студентов-будущих специалистов по связям с общественностью, включающая целевой, содержательно-организационный и результативный блоки.

Разработано профессионально-ориентированное содержание и структура информационно-дидактической базы религиоведческой подготовки специалистов по связям с общественностью, которое соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Теоретическое и методологическое ядро информационно-дидактической базы составляет дисциплина «Религиоведение», структура содержания которой содержит три основных раздела: теория и история религии, религия в современном мире. Теоретический раздел формирует систему научных представлений и понятий о феномене религии и ее социальной роли в жизни общества, а разделы по истории и современности знакомят студентов с историческими и современными мировыми религиозными традициями, множественностью религиозных парадигм, особенностями построения межконфессионального диалога и соблюдения принципа религиозной толерантности в контексте современного информационно-коммуникативного пространства.

Содержание дисциплины «Религиоведение» разбито на тематические блоки-модули, в которых сохраняется базовое теоретическое ядро дисциплины, формирующее общекультурные компетенции и которое дополняется учебными элементами, тематически связанными с будущей профессией специалиста по связям с общественностью.

Спроектирована педагогическая технология религиоведческой подготовки студентов — будущих специалистов по связям с общественностью в процессе их обучения религиоведению. Показано, что формирование профессиональных компетенций будущих РЯ-специалистов должно быть основано на интегрированной технологии обучения студентов религиоведению, в которой используются интерактивные методы, способы и средства обучения. Разнообразие существующих технологий обучения (модульная, игровая, метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод) позволяет преподавателю встраивать в учебный процесс любую из них и сочетать в различных комбинациях в соответствии с учебными целями и задачами.

Критерием качества религиоведческой подготовки студентов является сформированность у них кластера необходимых профессиональных компетенций. На основе ФГОС ВПО, основной образовательной программы и экспертного исследования разработаны дескрипторы когнитивного, ценностного, деятельностного компонентов профессиональных компетенций, представлены показатели качества религиоведческой подготовки, соответствующие допустимому (пороговому), среднему и высокому уровням сформированности кластера отобранных компетенций.

Разработан комплект критериально-ориентированных тестовых заданий по оценке качества религиоведческой подготовки и проверке сформированности' профессиональных компетенций, позволяющий оценить эффективность педагогической технологии религиоведческой подготовки студентов после изучения ими дисциплины «Религиоведение». Результаты контрольного тестирования показали, что у студентов экспериментальных групп уровень религиоведческой подготовки и степень сформированности профессиональных компетенций выше по сравнению с показателями студентов контрольных групп.

Заключение

.

Потребность современного рынка труда в специалистах по связям с общественностью, компетентных в сфере культурных, этноконфессиональных особенностей различных общественных групп предъявляет соответствующие требования к системе профессиональной подготовки РЯ-специалистов. В настоящее время в системе РЯ-образования, по нашему мнению, недостаточно четко сформировано представление о необходимости формирования компетенций в области взаимодействия с представителями разнообразных национально-религиозных культур.

Цель нашей работы — внести вклад в развитие и совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью, обладающих практической религиоведческой грамотностью в сфере общественных взаимоотношений. В связи с этим нами было сформулировано понятие религиоведческой подготовки специалиста по связям с общественностью, образовательным результатом которой является сформированность профессиональных компетенций, среди которых наиболее значимыми являются коммуникативно-речевая, информационная, организационно-управленческая, проектная, консультационная.

В рамках научного исследования нами была создана теоретическая модель системы религиоведческой подготовки и формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», включающая целевой, содержательно-организационный и результативный компоненты.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования было разработано профессионально-ориентированное содержание и структура информационно-дидактической базы религиоведческой подготовки специалистов по связям с общественностью, которые являются основой для формирования их профессиональных компетенций.

В основу религиоведческой подготовки была положена интегрированная технология обучения студентов религиоведению, включающая как традиционные, так и инновационные методы, способы и средства обучения. В качестве наиболее эффективных из них нами были определены проектный метод обучения, прохождение преддипломной практики, выполнение дипломных работ, диалог, дискуссия, методы самоконтроля усвоения учебного материала (составление рецензии, эссе, самоанализ, самооценка и т. д.), внеаудиторная работа со студентами (религиоведческий клуб, экскурсии по культовым местам города и области). Разнообразие использованных технологий обучения (модульная, игровая, метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод) позволило достичь поставленных нами в исследовании целей и задач.

Теоретические знания и практические навыки, получаемые студентами специальности «Связи с общественностью» в процессе обучения дисциплине «Религиоведение», формируют их профессиональные компетенции, необходимые для профессиональной деятельности среди представителей различных социальных групп.

Результаты педагогического эксперимента, проведенного в рамках нашего научного исследования, показали, что у студентов экспериментальных групп уровень религиоведческой подготовки и степень сформированности необходимого кластера профессиональных компетенций значительно выше по сравнению с показателями студентов контрольных групп, повышается познавательный интерес к осознанному пониманию общественных процессов, связанных с феноменом религии и использованию приобретенных компетенций в профессиональной деятельности и повседневной жизни гражданина поликонфессионального российского государства.

Социальная роль религиозного фактора в современном обществе, на наш взгляд, будет поэтапно оформляться и закрепляться в системе общественных взаимоотношений. В связи с этим будет возрастать роль компетентного РЯ-специалиста в данной области и, следовательно, сфера научно-педагогических знаний, связанных с их подготовкой, будет неуклонно расширяться.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. -Москва: Центр тестирования, 2002. 240 с.
  2. , Л. В. Тенденции развития РЯ-деятельности в России и новые подходы к подготовке специалистов в сфере коммуникации / Л. В. Азарова, Р. Ю. Почекаев // Изв. Санкт-Петерб. гос. электротехн. ун-та. 2008. — № 1. — С. 97−102.
  3. , Л. В. Этические аспекты деятельности специалиста в области связей с общественностью : учеб. пособие / Л. В. Азарова — отв. ред. М. Н. Росенко. Санкт-Петербург: Петрополис, 2006. — 200 с.
  4. Алексеева, М В. Учебно-методический комплекс по религиоведению Электронный ресурс. / М. В. Алексеева. Электрон, дан. — [Б. м.: б. и., б. г.]. -Режим доступа: http://storage.mstuca.ru.-Загл. с экрана.
  5. , Е. И. Религиоведение : акад. курс лекций: в 2 ч. Ч. 1. / Е. И. Аринин. Владимир: Владимир, гос. ун-т, 2005. — 116 с.
  6. , Е. И. Религиоведение и теология: свое и чужое / Е. И. Аринин // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России: материалы конф. (Москва, 2000−2001гг.). Москва: Рудомино, 2002. -С. 76−80.
  7. , А. Ф. Нравственность и одухотворённое образование / А. Ф. Ахматов // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 35−41.
  8. , Ю. К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский // Введение в научное исследование по педагогике. Москва: Просвещение, 1988. -С. 91−106.
  9. , Т. А. Религиоведение для юристов : учебник / Т. А. Бажан, О. В. Старков — под общ ред. О. В. Старкова. Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс Асланов Р., 2007. — 496 с.
  10. , В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В. И.
  11. Байденко. Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. -12 с.
  12. , В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высш. образование в России. -2004. № 11. — С. 3- 13.
  13. , В. И. Модернизация профессионального образования: современный этап: сб. докл. / В. И. Байденко Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2002. — 674 с.
  14. , Ю. Кейс-метод / Ю. Безбородова // Высш. образование в России.-2008.-№ 8.-С. 163−165.
  15. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. Москва: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336 с.
  16. , Э. Церковь и школа в Норвегии / Э. Биркедал // Свеча-99. Истоки: сб. науч. и методолог, ст. по религии и культурологии / отв. ред. Е. И. Аринин. Архангельск: Изд-во Помор, гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1999. -Вып. 2.-С. 51.
  17. , О. М. Ключевые компетенции специалиста в условиях глобализации экономики / О. М. Бобиенко // Вестн. ТИСБИ. 2006. — № 4. — С. 122−136.
  18. , Е. М. Мусульманский этикет / Е. М. Богучарский. -Москва: Рипол Классик, 2010. 272 с.
  19. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 24−30.
  20. , А. Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития: кн. 1. / А. Г. Бусыгин. Ульяновск: Симбир. кн. 2003. -216 с.
  21. , А. Л. Профессор профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза / А. Л. Бусыгина. — Самара: Перспектива: СамГПУ, 2003. — 198 с.
  22. В России впервые будут учить религиозному РЯ Электронный ресурс. Электрон, дан. — [Б. м.], 2008. — Режим доступа: http://www.adbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=664 093. — Загл. с экрана.
  23. , Е. Е. Компетентность или беспомощность? Электронный ресурс. / Е. Е. Вахромов // Школ, психолог: прил. к газ. «Первое сент.» 2001. — № 47. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://psy.lseptember.ru/2001/47/45.htm.- Загл. с экрана.
  24. , А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. Москва: Логос, 2009.-336 с.
  25. , И. А. Изучение религии в светской школе и проблема воспитания веротерпимости / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Образование. -2003.-№ 6. -С. 23−42.
  26. Гасанов, 3. Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости / 3. Т. Гасанов // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 18−26.
  27. , С. Ю. Внеучебные формы развития творческого потенциала студентов вузов культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 / С. Ю. Гацук. Санкт-Петербург, 1999. — 24 с.
  28. , Б. Р. Тенденции развития и педагогические условия использования про1рессивной мысли Ислама в современной школе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Б. Р. Гильмутдинов. Казань, 2002. — 179 с.
  29. , И. 3. Религия и образование / И. 3. Гликман // Высш. образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 50−56.
  30. , Г. Б. Метод проектов-технология компетентностно-ориентированного образования : метод, пособие / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова — под ред. Е. Я. Когана. Самара: Федоров: Учеб. лит., 2006. -167, 2. с. — Библиогр.: с. 148−149.
  31. Н. С. Религия в системе университетского образования и воспитания / Н. С. Гордиенко // V Царскосельские чтения: науч.-теорет. межвуз. конф. с междунар. участием, 24−25 апр. 2001 г. Санкт-Петербург, 2001. — Т. 1. -С. 25−29.
  32. Гордон, Дэвид «Религия и Интернет» Электронный ресурс. /Д. Гордон. [Б. м., б. г.]. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.religare.ru. -Загл. с экрана.
  33. , JI. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире / JI. С. Гребнев // Образование. 2003. — № 3. — С. 4−13.
  34. , М. В. Прикладное религиоведение для журналистов / М. В. Григорян. Москва: Права человека, 2009. — 254 с.
  35. , К. Д. Национальные и религиозные компоненты культуры / К. Д. Давлетшин // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 74−81.
  36. , К. Д. Религия как учебный предмет / К. Д. Давлетшин // Современная школа: опыт, проблемы, поиски. Москва, 1997. — С. 111−118.
  37. , А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А. А. Данилова. Москва: Кн. дом «Университет», 2009. — 234 с.
  38. Декларация принципов толерантности Электронный ресурс.: [утв. рез. 5.61 Генеральной конф. ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г.]. Электрон, дан. -Женева, сор. 1995. — Режим доступа: http://www.shkolaprav.rya-zan.ru/declaraciatolerantnosti.htm. -Загл. с экрана.
  39. Держаться корней: Совет Европы счел религиозное образование важным //Фома: православ. журн. для сомневающихся. 2009. — № 10 (78). — С. 8−9.
  40. , Д. В. Формирование профессиональных компетенций специалистов по связям с общественностью в информационном пространстве вуза физической культуры : автореф.. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. В. Дзигуа. -Москва, 2008. 26 с.
  41. Должностная инструкция РЯ-специалиста Электронный ресурс. [Б. м.:, б. и., 2010]. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.profi.ua/job-descriptions/view/905/.-Зaгл. с экрана.
  42. , М. Ф. Особенности осуществления РЯ-взаимодействия между религиозными организациями и обществом / М. Ф. Желновакова // Реклама и РЯ в России: сб. материалов X Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2013.-С. 145−147.
  43. , А. Проблемы религиозного образования в России / А. Журавский // Континент. 2002. — № 114 — С. 310−328.
  44. , А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности / А. С. Запесоцкий // Педагогика. 2002. № 2. — С. 3−8.
  45. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. А. Павлова, Э. Э. Сыманкж. Москва: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. — 216 с.
  46. , Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2002. — № 2(14).-С. 31−50.
  47. , А. Б. Связи с общественностью в социальной сфере: учеб. пособие / А. Б. Зельманов. Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 2008. -128 с.
  48. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. — 40 с.
  49. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3442.
  50. Институт философии РАН Электронный ресурс. Электрон, дан. -Москва, [Б. г.]. — Режим доступа: http://iph.ras.ru/uchebnik.htm. — Загл. с экрана.
  51. Кафедра философии, религиоведения и теологии Электронныйресурс. // Южный Федеральный ун-т.--Электрон, дан. Режим доступа: http://sfedu.ru/www/rsu$elementsSлnfo?pesid=8 000 000 000 000. Загл. с экрана.
  52. Кафедра философии и религии Электронный ресурс. // Ростовский государственный университет. Электрон, дан. -Ростов н/Д.: [Б. и., б. г.]. -Режим доступа: http://philosophy.rsu.rU/3.html. — Загл. с экрана.
  53. , Ф. Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ф. Н. Козырев. -Санкт-Петербург, 2006. 42 с.
  54. , Ф. Н. Религиозное образование в светской школе: Теория и международный опыт в отечественной перспективе: монография / Ф. Н. Козырев. Санкт-Петербург: Апостол, город, 2005. — С. 507−509.-
  55. , Д. Первая вершина : пособие для учащихся / Д. Коломейская, А. Бжиска, У. Хейнс — под ред. Б. П. Битинаса. Москва: Фонд духов, и нравств. образования, 1999. — 296 с.
  56. Компетентностный подход: реф. бюл. Москва: РГГУ, 2005. — 27 с.
  57. Компетентностный подход в образовании: хрестоматия-путеводитель / авт.-сост. Н. Л. Егорова, А. В. Коваленко. Томск: РЦРО, 2006. — 88 с.
  58. Компетентностный подход: пути реализации: монография / Г. П. Гагаринская и др. — Самар. гос. ун-т [и др.]. Самара: Универс-групп, 2008. -258 с.
  59. , И. Н. Развитие гражданских качеств учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания : дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. Н. Кондратенко Москва, 2002. — 159 с.
  60. , И. Н. Религиоведческие знания в содержании общего образования по истории и обществознанию / И. Н. Кондратенко // Проблемы социально-политического развития российского общества: межвуз. сб. науч. тр. — Воронеж, 2002. Вып. 11. — С. 4316.
  61. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. Москва: Маркетинг, 2001. — 39 с.
  62. Концептуальные основы работы отделения теологии и религиоведения Электронный ресурс. / Дальневост. гос. ун-т -. кафедра теологии и религиоведения. Электрон, дан. — Режим доступа: http://teologia.ru/osnov/. -Загл. с экрана.
  63. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р // Вестн. образования. 2002. — № 6. — С. 11−41.
  64. , П. Н. Наука и религия: религиоведение / П. Н. Костылев // Свеча-2006: истоки: религия и личность в прошлом и настоящем: материалы междунар. конф. Владимир: Изд-во Владимир, ун-та — 2006. — Т. 14. — С. 142 154.
  65. , П. Н. Религиоведение как образование и наука в современной России / Н. П. Костылев // Уч. зап. Орлов, ун-та. Орел, 2006. — Т. IV, Вып. 4.-С. 139−147.
  66. , А. Н. Методологические проблемы религиоведения : учеб. пособие / Красников А. Н. Москва: Акад. проект, 2007. — 239 с.
  67. , А. Н. Особенности современного религиоведения / А. Н. Красников, Е. С. Элбакян // Обновление России: трудный поиск решений. -Москва: РНИСИНП, 2000. Вып. 8. — С. 209−218.
  68. , А. Н. У истоков современного религиоведения / А. Н. Красников // Классики мирового религиоведения: Антология / сост. и общ. ред. А. Н. Красников. Москва: Канон+, 1996. — Т. 1. — С. 18−28.
  69. , JT. П. Толковый словарь иноязычных слов / JI. П. Крысин. -Москва: Рус. яз., 1998. 848 с.
  70. , А. Ю. Духовное развитие человека в аспекте религиозного и религиоведческого образования / А. Ю. Лаврентьева // VI Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых. -Архангельск, 2004. С. 9−15.
  71. , А. Ю. Специфика религиозного и религиоведческого образования (социально-философский аспект): дис.. канд. философ, наук: 09.00.11 / А. Ю. Лаврентьева. Архангельск, 2007. — 219 с.
  72. , М. М. Зачем нам религиоведы Электронный ресурс. / М. М. Лебедева. — Электрон, дан. — Москва, сор. 2012. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/religiovedcheskoe-obrazovanie-vzglyad-prepodavatelej-mgu/. -Загл. с экрана.
  73. , В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. Москва: НПО МОДЭК, 2002. — 59 с.
  74. , Б. Т. Педагогика : курс лекций: учеб. пособие для вузов, фак. повышения квалификации и переподгот. науч. кадров. / Б. Т. Лихачев. -Москва: Юрайт-М, 2001. 607 с.
  75. , В. В. Религиозное образование в светской школе / В. В. Луховицкий // Пределы светскости: обществ, дискус. о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести. Москва: Центр Сова, 2005. -С. 46−161.
  76. Марк (еп. Егорьевский). Церковный протокол / Марк, еп. Егорьевский. Москва: Рус. правосл. церковь, 2007. — 183 с.: ил. — Библиогр.: с. 83−84. РКП
  77. Медиаскоп Электронный ресурс.: электрон, науч. журн. фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Электрон, журн. — Режим доступа: http://mediascope.ru/. — Загл. с экрана.
  78. , Е. В. К истории отечественного религиоведения / Е. В. Меньшикова, И. Н. Яблоков // Вопросы религии и религиоведения: прил. к журн. «Гос-во, религия, церковь в России и за рубежом». 2010. — Вып. 2, кн. 1. — С.377−396.
  79. , Е. В. О периодах в истории отечественного религиоведения / Е. В. Меньшикова, И. Н. Яблоков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия, 2011. № 5. — С. 98−116.
  80. , И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. В. Метлик. Москва, 2005. — 50 с.
  81. , И. В. Религия и образование в светской школе / И. В. Метлик. -Москва: Планета-2000, 2004. -384 с.
  82. , И. В. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний : дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Метлик. Москва- 1998. — 196 с.
  83. Методические рекомендации по организации детских профильных лагерей духовно-нравственной тематики: метод, сб. / под ред. Н. В. Баскакова- Центр развития системы доп. образования детей. Москва: ЦРСДОД, 2002. — 98 с.
  84. , Т. П. Проблемы религоведческой культуры как составляющей гуманитарной компетентности личности / Т. П. Минченко // Конструирование человека. Томск, 2008. — Т. 1, ч. 1. — С. 224−229.
  85. , А. М. Специфика преподавания курса «Религиоведение» для специалистов социальной работы / А. М. Михеева // Философия образования. -2010.-№ 3.-С. 347−351.
  86. , В. Н. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. Н. Михелькевич и др. Самара: Изд-во СамГТУ, 2004. — 89 с.
  87. , В. Н. Учебный модуль-конструкт самоуправляемой дидактической системы формирования предметных компетенций / В. Н. Михелькевич, JI. П. Овчинникова // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер., Психол.-пед. науки. 2011. — № 1 (15). — С. 84.
  88. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб. пособие / О. Н. Олейникова и др. Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. — 253 с.
  89. Мой мир и я. Путь любви: пособие для учащихся / М. Станеки-Козвоски и др. — под ред. Б. П. Битинаса. Москва: Междунар. фонд образования, 1998. — 232 с.
  90. , А. В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. Москва: Акад. Проект, 2004. — 560 с.
  91. , А. Вера в мире коммуникаций Электронный ресурс. / А. Морозов // Религия и СМИ. Электрон, дан. — [Москва, 2002]. — Режим доступа: http://www.religare.ru.-Загл. с экрана.
  92. Московское бюро по правам человека Электронный ресурс. -Электрон. дан. Режим доступа: http://antirasizm.ru/index.php/news/242-mbhr-news-religion-course-2010?ff64eda6be7c8c0a513b4f753d39ad99=c333edfbf3eclalfa5b6d955e453bl3e-Загл. с экрана.
  93. , О. Д. Буддийское воспитание в контексте современности / О. Д. Мукаева // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 3814.
  94. , В. С. Теология или религиоведение в структуре и содержании высшего профессионального образования / В. С. Никольский // Альманах гуманитарных исследований. Москва, 2004. — № 2. — С. 278−284.
  95. , М. П. Научно-исследовательская работа на кафедре истории и теории атеизма МГУ / М. П. Новиков // Вопросы научного атеизма: сб. ст.: Вып. 19.-Москва, 1976.-С. 134−142.
  96. Об учебном курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Электронный ресурс. Электрон, дан. — [Москва: Просвещение], сор. 2005−2013. — Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?obno=20 402. -Загл. с экрана
  97. , М. И. «Школьный вопрос» в России / М. И. Одинцов // НГ-Религии: прил. к газ. «Независимая газета». 2003. — 21 мая (№ 8) — С. 11.
  98. , С. И. Толковый словарь русского языка : 80 ООО слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. Москва: ИТИ Технологии, 2003.-944 с.
  99. Основы религиоведения: учеб. для вузов / под ред. И. Н. Яблокова. -Москва: Высш. шк., 1998. 479 с.
  100. Оценка деятельности образовательного учреждения: основы инспектирования школ Англии // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. -№ 2.-С. 37−47. '
  101. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С. JI. Смирнова. Москва: Академия, 2001. — 512 с.
  102. Пейкова, 3. Молодежь, церковь и будущее: обсуждаем проблему / 3. Пейкова // Высш. образование в России. 2000. — № 4. — С .80−93.
  103. , Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова. Москва: Импэто, 1997. — 94 с.
  104. , М. Г. Религиоведение : учеб. пособие / М. Г. Писманик. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 279 с.
  105. , М. Г. Религиоведение и светская школа / М. Г. Писманик // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России: материалы конф. (Москва, 2000−2001гг.). Москва: Рудомино, 2002. — С. 47−55.
  106. , М. Г. Сложные аспекты преподавания религиоведения / М. Г. Писманик // Гос-во, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. — № 3. — С. 314−317.
  107. , И. П. Педагогика : Новый курс: учеб. для вузов по пед. спец.: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. Москва: ВЛАДОС, 1999.-747 с.
  108. , И. П. Педагогика : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. Москва: ВЛАДОС, 1996. — 630 с.
  109. , В. Е. Образовательно-воспитательный проект «Истоки» / В. Е. Позгалев // Воспитание школьников. 1999. — № 6. — С. 8−11.
  110. , Е. А. Развитие филологической компетенции в системе школа-вуз и способы её контроля : дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. А. Пореченкова. Москва, 2009. — 193 с.
  111. Православная миссия сегодня: сб. текстов по курсу «Миссиология» для православ. духов, шк. и богослов, учеб. заведений / сост. В. Федоров, прот. — Православ. исслед. ин-т миссиологии. Санкт-Петербург.: Апостол, город, 1999. — 406 с.
  112. , И. Модульная система, усовершенствующая подготовку кадров низового и среднего звена / И. Прокопенко // Проблемы труда. -София, 1985. № 2. — С. 11−21.
  113. , А. В. Юридическое религиоведение как новое междисциплинарное направление в науке и образовании / А. В. Пчелинцев / Право и образование. 2009. — № 7. — С. 29−37.
  114. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Дж. Равен — пер. с англ. Москва: Когито-Центр, 2002. -396 с.
  115. Религиоведение: учеб. пособие для вузов. / под ред. М. М. Шахнович. Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 430 с.
  116. Сборник авторских образовательных программ по духовно-нравственному воспитанию в сфере дополнительного образования детей / под ред. Н. В. Баскакова- Центр развития системы доп. образования детей. Москва: ЦРСДОД, 2003. — 88 с.
  117. Сборник методических разработок по духовно-нравственной тематике в системе дополнительного образования / под ред. Н. В. Баскакова — - Центр развития системы доп. образования детей. Москва: ЦРСДОД, 2006. — 89 с.
  118. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. Т.1. / Г. К. Селевко. Москва: НИИ шк. технологий, 2006. — 816 с.
  119. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований : в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. Москва: Педагогика, 1986. — 152 с.
  120. , Т. В. Религиозная составляющая общенациональной концепции воспитания / Т. В. Склярова // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие. Москва, 2004. — С. 37−39.
  121. , Т. В. Сравнительный анализ опыта конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов в России и Германии / / Т. В. Склярова // Сиб. пед. журн. 2007. — № 7. — С. 221−231.
  122. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост. В. И. Блинов и др. Москва: ФИРО, 2010. — Вып. 1. -130 с.
  123. , М. Ю. Религиоведение в России: проблема самоидентификации / М. Ю. Смиирнов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. -2009.-№ 1.-С. 91−106.
  124. , М. Ю. Современное российское религиоведение: повседневность и «сакральное» Электронный ресурс. /М. Ю. Смирнов // Родон. -Электрон, дан. [Москва], сор. 2009. — Режим доступа: http://www.rodon.org/relig-91 007 130 819.-3агл. с экрана.
  125. , Г. С. Оптимизация структуры учебного материала с позиций компетентностного метода Электронный ресурс. / Г. С. Соколова // Эйдос: Интернет-журн., 2008. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/0821−5.htm. — Загл. с экрана.
  126. Социальное партнерство государства и религиозных организаций: монография. Москва: Науч. эксперт, 2009. — 232 с.
  127. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки док. по обновлению общего образования. Москва: ООО «Мир книги», 2001.-95 с.
  128. , С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учеб.-метод. пособие / С. Б. Ступина. Саратов: Наука, 2009. — 52 с.
  129. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высш. образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 2026.
  130. Теология в системе научного знания и образования: круглый стол по теологии в Общественной палате РФ // Вестн. ПСТГУ. Сер. IV, Педагогика. Психология. 2008. — Вып. 2(9). — С. 153−158.
  131. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: метод, пособие для рук. и педагогов образоват. учреждений Вып. 2. / М. Г. Загребина [и др,] - ред. И. С. Фишман. Самара: Офорт,-2006.-69 с.
  132. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики» Электронный ресурс. // Институт философии Российской Академии Наук-Электрон. дан. Москва, сор. 2007−2013. — Режим доступа: http://iph.ras.ru/uchebnik.htm. — Загл. с экрана
  133. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Федеральный портал «Российское образование» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/22 0207m.htm. — Загл. с экрана.
  134. , Т. А. Деловая игра как метод активного обучения / Т. А. Федорова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 1. — С. 15−17.
  135. , JI. А. Ислам: воспитание и образование / Л. А. Харисова // Педагогика.-2001.-№ 8.-С. 56−61.
  136. , Л. А. Религиозная культура в содержании общего образования / Л. А. Харисова. Москва: Просвещение, 2002. — 336 с.
  137. , И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для вузов по пед. спец. / И. Ф. Харламов. Москва: Гардарики, 1999. — 520 с.
  138. , Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский — пер. с англ. -Москва: Изд-во МГУ, 1972. 129 с.
  139. , А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. Москва: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  140. , А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. / А. В. Хуторской // Эйдос: Интернет-журн., 2002. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. — Загл. с экрана.
  141. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народ, образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  142. Центр изучения религий Электронный ресурс. // Российский государственный гуманитарный университет. Электрон, дан. — Москва, сор. 1996−2011. — Режим доступа: // http://religion.rsuh.ru/. — Загл. с экрана.
  143. , Н. В. Как возможно религиоведение? /Н. В. Шабуров // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России: материалы конф., Москва, 2−3 декабря 1999 г. Москва: Рудомино, 2000. — С. 23−30.
  144. , В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -Москва: Логос, 1994. 320 с.
  145. , M. М. Очерки по истории религиоведения / M. М. Шахнович. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт.-Петерб. ун-та, 2006. — 290 с.
  146. , А. Н. Актуальные проблемы современного российского религиоведения / А. Н. Швечиков // Гос-во, религия, церковь в России и за рубежом. 2009.-№ 4. — С. 151−164
  147. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. [Б.м.: б.и., б.г.]. — Режим доступа: http://bie.slovarnik.ru/. — Загл. с экрана.
  148. , П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989. — 271 с.
  149. Я в мире людей: пособие для учащихся: в 2 ч., 4.1. / под ред. Б. П. Битинаса. Москва: Междунар. фонд образования: Изд-во «Республика», 2003 .207 с.
  150. , И. Н. Религиоведение как область знания / И. Н. Яблоков // Вестн. Рос. сообщества преподавателей религиоведения. 2008. — № 1. — С. 12−25.
  151. Glossary of educational technology terms = Глоссарий терминов по технологии образования / prep, by the Div. of educational sciences, contents a. methods of education, UNESCO for the Intern, bureau of education. Paris: UNESCO, 1986.-239 p.
  152. Hutmacher, Walo Key competencies for Europe: report of the symposium (Berne, Switzerland, March 27−30, 1996) / Walo Hutmacher — Council for Cultural Cooperation, Secondary Education for Europe Project. Strasbourg, 1997. — 72 p.
  153. New approaches to the study of religion / ed. by Peter Antes, Armin W. Geertz, Randi R. Warne. Berlin — New York: Walter de Gruyter, 2004. — 2 v. -(Religion and reason — v. 43).
  154. Religion and the media: an introductory reader / ed. by Chris Arthur. -Cardiff: University of Wales Press, 1993. 302 p.
  155. The religious studies major and liberal education / The American Academy of Religion // Liberal education. 2009. — V. 95, N 2. — P. 48−55.
Заполнить форму текущей работой