Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие информационно-коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационно-коммуникативные умения — это способы деятельности, обеспечивающие качественное восприятие, обработку и воспроизведение информации. Они включают в себя три группы: умения, обеспечивающие понимание информации (осознанное беглое чтение, адекватное восприятие письменной речи, адекватное восприятие устной речи) — умения, обеспечивающие изложение информации (приведение примеров… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. 1. Информационно-коммуникативные умения в системе общеучебных умений и их классификации
    • 1. 2. Ретроспектива проблемы формирования информационно-коммуникативных умений в методике обучения биологии
    • 1. 3. Организационно-педагогические условия формирования и развития информационно-коммуникативных умений
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
    • 2. 1. Учебно-методическая
  • литература по биологии как средство формирования информационно-коммуникативных умений учащихся
    • 2. 2. Формирование и развитие информационно-коммуникативных умений учащихся в практике работы учителей биологии
    • 2. 3. Методика формирования и развития информационнокоммуникативных умений
  • Выводы по главе 2

Формирование и развитие информационно-коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях ускоренного развития производственных технологий, сферы обслуживания, возникновения новых профессиональных областей в обществе появилась потребность в гражданах, обладающих высоким уровнем общего образования, являющихся носителями универсальных способов деятельности, которые обеспечивают самообразование и самоорганизацию. Особое место среди таких умений занимают информационно-коммуникативные, так как от уровня их сформированности зависит качество восприятия, обработки информации и оформления собственных текстов. В связи с этим в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в проекте новых образовательных стандартов делается акцент на овладении школьниками универсальными учебными умениями, в том числе коммуникативными. Однако методика обучения биологии: содержание, формы, методы и средства — рассчитана на стандарт образования 2004 года. Учителя имеют неполные теоретические и методические знания в области формирования информационно-коммуникативных умений, а также зачастую ограничиваются обучением учащихся только предметным знаниям, что является причиной низкого уровня сформированности этих умений у учащихся. Это отражает одну из актуальных проблем современного образования — создание форм, методов и средств, обеспечивающих освоение не только предметного содержания, но и информационно-коммуникативных умений.

Для решения данной проблемы в науке созданы определенные предпосылки. Сущность понятий «умение», «общеучебные умения», «навык» определяется в трудах М. А. Данилова, E.H. Кабановой-Меллер, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, H.A. Рыкова и др. Классификация информационно-коммуникативных умений как составной части общеучебных представлена в работах Ю. К. Бабанского, С. Г. Воровщикова, И. Ф. Исаева, В. В. Краевского, В. А. Кулько, И. Я. Лернера, М. М. Поташника, К. А. Нефедьевой, В. А. Сластенина, A.B. Усовой, A.B. Хуторского, Т. Д. Цехмистровой, E.H. Шиянова, Т. И. Шамовой и др.

В психолого-педагогической литературе условия формирования и развития информационно-коммуникативных умений обсуждаются в трудах Е. П. Бруновт, Ю. К. Бабанского, А. К. Громцевой, О. В. Запятой, Г. С. Калиновой, А. Н. Мягковой, В. И. Тесленко, Д. И. Фельдштейна и др. Однако несмотря на достаточную разработанность понятия «информационно-коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе, вопросу их формирования и развития в процессе обучения биологии уделяется незначительное внимание.

Значение информационно-коммуникативных умений и их места в учебном процессе по биологии рассматривается в работах таких методистов, как Е. П. Бруновт, Е. Т. Бровкина, Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская, А. Н. Мягкова, Г. С. Калинова, И. Н. Пономарева, В. И. Сивоглазов, Д. И. Трайтак и др. Отдельные способы и приемы работы по освоению учебных текстов представлены в трудах Г. Г. Граник, Л. А. Концевой, И. Я. Лернера, С. А. Молис, В. М. Пакуловой, Г. С. Петрищевой, Е. Н. Прохорчук, А. В. Усовой, Л. А. Ушковой и других. Вместе с тем целостная система формирования информационно-коммуникативных умений на уроках биологии в методике обучения биологии не освещена.

Информационно-коммуникативные умения представлены несколькими группами умений. Однако не определены место каждой группы умений в системе предметного содержания образования и методические условия их формирования. Методические рекомендации по работе с учебно-дидактическим комплектом как средством формирования и развития информационно-коммуникативных умений (далее ИКУ) отсутствуют.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить следующие противоречия между:

— потребностью государства и общества в гражданах, имеющих высокий образовательный уровень, владеющих разнообразными универсальными учебными умениями, способных к самообразованию, и недостаточностью разработок этого направления в методической науке;

— возможностью школьного содержания по биологии для формирования информационно-коммуникативных умений и слабой разработанностью методики развития данных умений в учебном процессе;

— необходимостью формирования и развития информационнокоммуникативных умений учащихся и отсутствием моделей организации процесса формирования ИКУ при освоении предметного содержания.

Актуальность рассматриваемой проблемы, поиск оптимальных путей разрешения данных противоречий предопределили выбор темы диссертационного исследования «Формирование и развитие информационно-коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии».

Цель исследования: выявить эффективные методические условия формирования и развития информационно-коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе.

Предмет исследования: методика формирования и развития информационно-коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии.

Гипотеза исследования: процесс формирования и развития информационно-коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии будет протекать эффективно, если на основе классификации ИКУ разработать специальную методику, которая:

— опирается на модель организации процесса формирования и развития информационно-коммуникативных умений;

— учитывает специфику процесса формирования различных категорий биологических понятий;

— включает разнообразные формы организации учебной деятельности и специфические виды рефлексии, формы и средства контроля и управления деятельностью учащихся.

Исходя из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи.

1. Выявить теоретические основы формирования и развития информационно-коммуникативных умений учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.

2. Проанализировать проблему формирования информационно-коммуникативных умений в истории развития методики биологии.

3. Разработать модель организации процесса формирования информационно-коммуникативных умений при обучении биологии.

4. Определить современное состояние проблемы формирования и развития информационно-коммуникативных умений учащихся в практике работы учителей биологии.

5. Разработать и экспериментально проверить методику формирования и развития информационно-коммуникативных умений при обучении биологии.

Методологической основой исследования являются фундаментальные философские положения о сущности процесса познания, о всеобщей связи явлений, связи теории с практикойтеории интериоризации общественно-исторического опыта (JI.C. Выготский), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), конструирования содержания общего образования (В.В. Краевский, М. Н. Скаткин, И .Я. Лернер) и развития биологических понятий (Н.М. Верзилин, И. Д. Зверев, В. М. Корсунская, A.M. Цузмер и др.) — классификации методов и форм организации учебной деятельности учащихся по биологии.

Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические: анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, документальных материалов, учебно-методических и дидактических пособий, учебников в аспекте рассматриваемой проблемыэмпирические: изучение и обобщение опыта работы различных типов школ по исследуемой проблеме, наблюдение за учебно-образовательным процессом по биологии, а также за процессом повышения квалификации учителей биологии, моделирование процесса организации формирования ИКУ, проведение констатирующего и формирующего экспериментов, статистическая обработка и анализ результатов деятельности учителей и учащихся.

Исследование осуществлялось в три этапа.

— На первом этапе (2005;2007 гг.) проведен научный анализ теоретических источников в области философии, психологии, педагогики, методики биологии на основе которого были выявлены актуальные проблемы исследования, что позволило определить его цель, гипотезу и задачи. Разработаны классификация ИКУ и модель организации процесса формирования ИКУ. Проводилось изучение опыта работы учителей (констатирующий этап обучения на базе средних школ № 99, 141, 144 г. Красноярска, СОШ № 9 г. Дивногорска, Ивановской СОШ Ермаковского района, Ермо-лаевской ООП! Березовского района, Гляденской ООШ Шарыповского района, Березовской ООШ Ачинского района Красноярского края) в аспекте исследуемой проблемы.

— На втором этапе (2007;2008 гг.) проведен анализ содержания вариативных учебно-методических комплектов по биологии. Разработаны классификация информационно-коммуникативных умений и программа их формирования, проведен пилотный эксперимент, на основе которого разработана методика формирующего эксперимента.

— На третьем этапе (2008;2010 гг.) проведен формирующий эксперимент. Осуществлен количественный и качественный анализ экспериментальных данных, обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, оформлена диссертация.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими положениями: анализом научно-методической литературы в аспекте исследуемой проблемылогикой построения педагогического эксперимента на основе разработанной гипотезыфактическим материалом, его разносторонним качественным и количественным анализомаргументированностью выводов.

В ходе исследования было посещено и проанализировано 56 уроков биологии в 6 классеосуществлен анализ 3 вариативных учебников биологии для 6 класса, проанализировано и обработано с помощью методов статистики 1534 письменных ответа на 41 вопрос 192 учащихся, проанализированы 42 анкеты учителей биологии и 318 анкет учащихся.

Научная новизна заключается в разработке методики формирования информационно-коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии, особенностями которой являются:

— использование преимущественно экологического и физиологического содержания школьного курса биологии и специфических дидактических заданий по их усвоению;

— организация парной и групповой форм учебной деятельности учащихся и регулярных процедур рефлексии и отслеживания уровня сформированное&tradeИКУ.

Разработана и научно обоснована модель организации процесса формирования информационно-коммуникативных умений учащихся на уроках биологии, включающая инвариантные компоненты (одинаковые для всех предметов и вариативные (характерные для предмета биологии).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается: в уточнении понятия «информационно-коммуникативные умения" — разработке классификации информационно-коммуникативных умений на основе различных видов деятельности с информациейразработке структурной модели каждого информационно-коммуникативного умения, состоящей из отдельных действий, что позволяет выделять специфические формы, способы, методы и процедуры их формирования.

Практическая значимость исследования: выявлена положительная корреляция между уровнем сформированно-сти информационно-коммуникативных умений и качеством знаний учащихсяразработаны методические материалы (алгоритмы работы, дидактические задания для учащихся, рекомендации по использованию разнообразных форм организации учебной деятельности и видов рефлексии), обеспечивающие формирование у учащихся ИКУ при обучении биологии;

— разработаны диагностические материалы, обеспечивающие выявление уровня сформированности ИКУ при изучении биологии в б классе.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций в печати, а также выступлений на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, проходивших в Москве, Белгороде, Красноярске. Материалы исследования использовались при подготовке и проведении курсов повышения квалификации учителей на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, докладов на заседаниях кафедры методики обучения биологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, на педагогических мастерских учителей биологии г. Красноярска и Красноярского края.

Положения, выносимые на защиту.

1. Классификация информационно-коммуникативных умений представляет собой комплекс умений, среди которых выделяется три подгруппы: умения, обеспечивающие понимание информацииумения, обеспечивающие изложение информации, и умения, обеспечивающие отбор и переработку информации. Каждое обобщенное умение состоит из простых умений, включающих отдельные действия, что представляет структурную модель умения. Некоторые умения связаны друг с другом, отдельные действия могут входить в состав разных умений.

2. Модель организации процесса формирования информационно-коммуникативных умений, учитывающая организационно-педагогические условия формирования умений, включает инвариантные компоненты, обязательные на любом учебном предмете (документы, регламентирующие работу учителяцели обучения, формы организации учебной деятельности учащихсясредства управления деятельностью учащихся, виды рефлексии, результаты обучения и средства контроля), и вариативные компоненты, определяющиеся спецификой предмета биологии (содержание предметаметоды обучения и виды учебной деятельности учащихся).

3. Методика формирования информационно-коммуникативных умений при обучении биологии в 6 классе предполагает: использование специфического учебно-тематического планаэкологического и физиологического содержания школьного курса биологии, специфических дидактических заданий, использование преимущественно парной и групповой форм организации учебной деятельности учащихся, регулярных процедур рефлексии и отслеживания уровня сформированности ИКУ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Объем диссертации 187 страницы, в том числе 26 таблиц, 25 рисунков и 10 приложений.

Список литературы

включает 213 наименований.

Данные выводы в целом подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.

Направления, в которых проблема формирования и развития информационно-коммуникативных умений может найти своё дальнейшее развитие заключается в следующих темах:

— выявления возможности формирования информационно-коммуникативных умений при изучении разделов «Животные», «Человек», «Общая биология»;

— определение влияния возрастных особенностей школьников на эффективность формирования информационно-коммуникативных умений;

— определение возможности формирование ИКУ на различных предметах основной школы как фактора интеграции деятельности учителей;

— разработке дифференцированных, разноуровневых диагностических материалов, направленных на формирование и отслеживание ИКУ;

— разработке форм и процедур итогового контроля для разного возраста учащихся, позволяющих выявлять уровень сформированности информационно-коммуникативных умений;

— разработке программ повышения квалификации педагогов по формированию у школьников универсальных учебных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Информационно-коммуникативные умения как одна из составных частей общеучебных (или универсальных учебных действий) занимают важное место среди остальных компонентов современного содержания образования. Психолого-педагогическая и методическая науки располагают в данной области значительными достижениями: разработаны понятия «умение», «навык», «общеучебные умения», «информационно-коммуникативные умения" — дана классификация ИКУ в составе общеучебных умений, исследованы психолого-педагогические условия формирования умений в целом.

Информационно-коммуникативные умения — это способы деятельности, обеспечивающие качественное восприятие, обработку и воспроизведение информации. Они включают в себя три группы: умения, обеспечивающие понимание информации (осознанное беглое чтение, адекватное восприятие письменной речи, адекватное восприятие устной речи) — умения, обеспечивающие изложение информации (приведение примеров, формулирование выводов, подбор аргументовсоставление планов, тезисов, конспектовсоздание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную или прочитанную информациюизложение содержания текста в сжатом или развернутом видевладение монологической и диалогической речью) — умения, обеспечивающие отбор и переработку информации (использование справочной литературы, библиографических справочников, аннотаций, телекоммуникационных технологий, систематизация источников литературы, владение способами хранения информации).

В методике обучения биологии в разные исторические периоды отмечалась особая роль биологического содержания в формировании общеучебных умений. Освоение биологического содержания напрямую связано с развитием личностных качеств учащихся, в том числе и с развитием информационно-коммуникативных умений. Следовательно, развитие ИКУ необходимо осуществлять, не отделяя от биологического содержания.

В методике обучения биологии достигнуты определенные успехи в исследовании отдельных информационно-коммуникативных умений. Было определено значение различных умений для формирования устойчивых, прочных знаний, разработаны некоторые методические приемы формирования информационно-коммуникативных умений, выделены умения, формирующиеся при изучении биологического содержания. Анализ современных учебно-методических комплектов по биологии 6 класса показал, что в учебниках и рабочих тетрадях более 30% заданий ориентированы на развитие информационно-коммуникативных умений. Однако методика их формирования не разработана.

Учителя биологии имеют неполные теоретические и методические знания в области формирования ИКУ, что является причиной низкого уровня сформированности этих умений у учащихся. Зачастую педагоги используют такие приемы, как работа с таблицами и различными наглядными средствами, составление планов, конспектов и вопросов по тексту, что не обеспечивает целенаправленного формирования и развития информационно-коммуникативных умений.

С учетом данных теоретического анализа и анализа практики была разработана модель организации процесса формирования ИКУ у учащихся, которая включает инвариантные (обязательные для всех учебных предметов) и вариативные (характерные для предмета биологии и предметов естественнонаучного цикла) компоненты. Обязательными компонентами модели организации процесса формирования информационно-коммуникативных умений являются документы, регламентирующие работу учителяцели обучения, формы организации учебной деятельности учащихсясредства управления деятельностью учащихся, виды рефлексии, средства контроля и результаты обучения. Вариативные компоненты модели включают содержание предметаметоды обучения и виды учебной деятельности учащихся.

Методика формирования информационно-коммуникативных умений при обучении биологии включает использование следующих методических условий:

— специфического учебно-тематического плана;

— экологического и физиологического содержания предметных текстов;

— парной и групповой форм учебной деятельности учащихся;

— средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, содержащих способ выполнения задания или выполнение отдельных действий, входящих в состав умения;

— регулярных процедур рефлексии и отслеживания уровня сформированное&tradeИКУ.

Выявление уровня сформированности ИКУ возможно при использовании следующих критериев: скорость, качество, самостоятельность. В зависимости от наполняемости каждого из них, выделены три уровня сформированности ИКУ: начальный, нестабильный, стабильный.

Реализация представленной выше процессуальной модели позволяет осуществлять формирование и развитие информационно-коммуникативных умений на более высоком уровне, чем при традиционной модели обучения. Эти данные подтверждаются методами статистической обработки результатов, полученных по видоизмененной формуле поэлементного анализа A.A. Кыверялга. Установлена положительная корреляция между уровнем развития ИКУ школьников и качеством их знаний по предмету.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Форма тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2-е изд., перераб. и расш. М.: Центр тестирования, 2005. 156 с.
  2. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. М.: Знание, 1980. 376 с.
  3. М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе. М.: Алтаниус, изд-во МГУ, 1978. с. 184.
  4. Л.П. Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу общей биологии: метод, пособие. М.: Высш. шк., 1986. 70 с.
  5. Л. И. Биологические знания как основа формирования практических умений у сельских школьников, дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2003. 196 с.
  6. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977. 254 с.
  7. Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. 96 с.
  8. С. П. Педагогика: учебное пособие для учащихся по специальности № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. 368 с.
  9. К. В. Как учить детей учится: кн. для учителя. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1987. 112 с.
  10. В. П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж. Издательство Воронежского университета, 1977. 304 с.
  11. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  12. Биологический эксперимент в школе: кн. для учителя / A.B. Бинас, В. Д. Маш, А. И. Никимов и др. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  13. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника. / авт.-сост. Н. И. Галушкова. Волгоград: Учитель, 2007. 271 с.
  14. Биология и современность / под ред. A.B. Яблокова. М.: Просвещение, 1990. 208 с.
  15. Биология: сборник тестов, задач и заданий с ответами: пособие для учащихся средних и старших классов. М.: Мнемозина, 1998. 415 с.
  16. В. Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения // Вопросы методологии. 1999. № 1−2. С. 3- 54.
  17. А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1996. 192 с.
  18. В. А., Ефремова Н. Ф. Система оценки качества Российского образования // Педагогика. 2006. № 1. С. 22−31.
  19. П. И. Методика естествознания в средней школе. М.: Учпедгиз, 1934. 256 с.
  20. Э.М. Учимся и учим мыслить и понимать. Советы изучающим и преподающим физику. и не только: практическое пособие для учащихся и педагогов школ, коллеждей, лицеев. М.: АПКиППРО, 2010. 192 с.
  21. Е. П. Анатомия, физиология и гигиена человека как учебный предмет средней школы, дис. .доктр. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1965.
  22. Л. И. Реализация компонентов содержания образования на уроке биология // Биология в школе. 2007. № 7. С. 20−29.
  23. О. Ю. Учим ли мы наших детей учиться? // Биология в школе. 2003. № 1. С. 29.
  24. Н. М. Об определении и классификации методов обучения // Советская педагогика. 1957. № 8. С. 37−45.
  25. Н. М. Основы методики преподавания ботаники. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. 820 с.
  26. Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983. 384 с.
  27. С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология: учебное пособие. М.: 5 за знания, 2007. 204 с.
  28. . В. Общая методика биологии: учеб. пособие для педаг. инст-в. М.: Госуд. учебно-пед. из-во. мин. просвещения РСФСР. 1960. 322 с.
  29. JI. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избранные психологические исследования. М.: из-во АПН РСФСР, 1956.439 с.
  30. JI. С. Собрание сочинений : в 6-т. Проблемы развития психики Т.З. / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 367 с.
  31. А. Я. Предметные уроки. Петроград.: Изд-во Л. Ф. Пантелеева, 1919. 140 с.
  32. Т. В. Логические приемы в составе методов обучения биологии. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1998. 150 с.
  33. Н.М., Клепец Г. В. В Ивановской сельской школе учатся без уроков // Народное образование. 2005. № 1. С. 113−116.
  34. Н.М. Формирование информационно-коммуникативных умений при освоении предметного материала // Народное образование. 2010. № 6. С. 203−209.
  35. Г. Г. Как учить школьников работать с учебником. М.: Знание, 1987. 80 с.
  36. Г. Г., Бондаренко С. М. Когда книга учит. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1991. 256 с.
  37. В. Н. Совершенствование общедидактических умений и навыков как средство воспитания у школьников учебного трудолюбия: методическое пособие для учителя. Харьковский областной институт усовершенствования учителей. 1985. 42 с.
  38. А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  39. В.В., Остапенко A.A. Усвоение знаний, освоение умений: сходство и различие процессов // Народное образование. 2009. № 3. С. 131−138.
  40. В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 98 с.
  41. В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении: библиотека развивающего обучения // Выпуск 6. Томск: Пеленг, 1992. 114 с.
  42. В. В. Учебная деятельность и развивающее обучение // Выступление перед членами Латвийской ассоциации развивающего обучения, г. Рига. 1996. Режим доступа: http://www.experiment.lv/rus/biblio/davidovlast/udrolatvia.htm
  43. Е. Н. Биология. Мир растений. Задачи: дополнительные материалы, 6 кл. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. 160 с.
  44. Е. Н. Учебно-познавательные задачи в обучении биологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Орел: ОГУ, 2009. 128 с.
  45. Е. Н., Соболев А. Н., Суматохин С. В. Биология: сборник задач по общей биологии 9−11 классов: учебное пособие. Орел, 2009. 151 с.
  46. Дидактика средней школы: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина и др. Тбилиси: Ганатлеба, 1981. 372 с.
  47. Л. П. Психологические основы работы над книгой. М. 1970, С. 23−32.
  48. В. К. Дидактика. T.l. М.: Народное образование, 2006. 400 с.
  49. В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  50. . А. Учить учится / Авт.-сост. Б. А. Ермолаева. М.: Мол. гвардия, 1988. 92 с.
  51. Н. Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие. М.: Логос, Университетская книга, 2007. 386 с.
  52. Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: учебное пособие. ЛГПИ, 1982. 75 с.
  53. В. И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. 80 с.
  54. О. В. Компоненты содержания образования в школе в настоящий момент // Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования: сборник статей. Красноярск, 2004. С. 25−37.
  55. О. В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся: методическое пособие. Красноярск, 2007. 136 с.
  56. И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
  57. Р. В. Учим работать с терминами // Биология в школе. 2003. № 1. С. 29.
  58. И. Я. Компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20−26.
  59. Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. 128 с.
  60. Н. И. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении биологии (6 класс), дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2003. 153 с.
  61. Д. Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. 240 с.
  62. Е.О., Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. Содержание образования: культурологический подход//Педагогика. 2005. № 1. С. 13−19.
  63. Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 138−148.
  64. Индивидуально-ориентированное обучение: сборник статей / под общ. ред. Т. М. Захаровой. Красноярск: ИПК РО, 2006. 112 с.
  65. Использование средств обучения на уроках биологии / А. М. Розенпггейн,
  66. Н. А. Пугал, И. Н. Ковалева, В. Г. Лепина. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
  67. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. АПН СССР, ин-т психологии. М.: Просвещение, 1968. 287 с.
  68. Д. Н. Интерактивные методы: обучение по пониманию // Биология в школе. 1998. № 3. С. 30−34.
  69. М. С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  70. Н. В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников, дис. доктора психологических наук. 19.00.07. Самара, 2006. 460 с.
  71. Г. С. Контроль знаний и умений учащихся с учетом требований к их биологической подготовке // Биология в школе. 2000. № 6. С. 27−32.
  72. Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии: 6−7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
  73. Г. С., Суматохин С. В. Актуальные вопросы развития биологического образования в 2006—2007 учебном году // Биология в школе. 2006. № 5. С. 16−22.
  74. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с. (Б-ка учителя и воспитателя).
  75. А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2001. 368 с.
  76. . Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  77. Контроль знаний учащихся по биологии в общеобразовательной школе / Составитель Е. А. Галкина / рец. Н. З. Смирнова. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. 64 с.
  78. Л. А. Учебник в руках у школьника. М., Знание, 1975. 64 с.
  79. . И. Учение процесс творческий: из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. 120 с.
  80. В. В. Содержание образования бег на месте // Педагогика.2000. № 7. С. 3−12.
  81. В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 3—10.
  82. Т. Б.Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках природоведения, дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 1999. 158 с.
  83. Т. Б. Система подготовки будущего учителя к активизации образовательного процесса в начальной школе. Автореферат дис.. докт. пед. наук: 13.00.08. Москва, 2010. 42 с.
  84. Е. М. Психологический анализ трудностей в усвоении ботаники учащимися V VI классов. Известия АПН РСФСР. 1954, вып. 61, С. 191−205.
  85. В.И. Уроки ботаники: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 173 с.
  86. А. В. Словесные схемы на уроке // Биология в школе. 1993. № 7. С. 36.
  87. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 80 с.
  88. Н. В. Эффективность обучения и воспитания: наблюдение, опыт, размышления. Мн.: Из-во БГУ, 1979. 216 с.
  89. А. А. Вопросы методики педагогических исследований. Таллин: Валгус, 1971. 4.1. 134 с.
  90. О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3−12.
  91. В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. 2005. № 4. С. 102−112.
  92. В. Б. Модификация программ учебных предметов для организации коллективных учебных занятий. Красноярск: Поликом, 2007. 188 с.
  93. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1979. 304 с.
  94. Г. И. Работа с текстами: не только контроль, но и обучение // Биология в школе. 2002. № 4. С. 19.
  95. И. Я. Зачем учителю дидактика // Биология в школе. 1988. № 1.1. С. 43−46.
  96. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М&bdquo- 1985. 444 с.
  97. А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. 2-е издание. М.: Изд-во МГУ, 1998. 336 с.
  98. А. Н. Мониторинг в образовании, изд. 3-е, испр. и доп. М.: Интеллект-Центр, 2005. 424 с.
  99. Методика преподавания биологии / под общей редакцией П. И. Боровицкого. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1962. 336 с.
  100. Методика преподавания естествознания в 5−7 классах общеобразовательных учреждений: кн. для учителя / Р. Г. Иванова, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова и др. / под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Просвещение, 1997. 176 с.
  101. М. Т. Значение формирования учебных приемов в усвоении ботанических знаний, дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1975.
  102. Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Просвещение, 1973. 300 с.
  103. М. А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие / под ред. В.Б. Лебедин-цева. Красноярск, 2005. 180 с.
  104. С. А. Учить работать с учебной книгой // Биология в школе. 1988. № 3. С 56.
  105. Мониторинг общеучебных достижений выпускников основной школы / под общ. ред. К. Н. Поливановой. М.: Университетская книга, 2006. 212 с.
  106. И. Д. Различные приемы работы с учебником // Биология в школе. 2007. № 8. С. 27−31.
  107. А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии: пособие для учителя. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. 287 с.
  108. А. Н., Сивоглазов В. И. Планирование учебного процесса по общей биологии: учеб.-метод. пособие для преподавателей спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 1990. 208 с.
  109. Настольная книга учителя биологии / Авт.-сост. Г. С. Калинова, B.C. Кучменко. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 158 с.
  110. Р. С. Психология: учеб. для студентов высших пед. заведений. В 3кн. КНI. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. 576 с.
  111. А. М. Методологические характеристики учебной деятельности // Народное образование. 2005. № 8. С. 93−100.
  112. В. А. Урок в современной школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 191 с.
  113. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. М.: Просвещение, 1988. 192 с. (Б-ка учителя биологии).
  114. JI. Т. Психологические основы урока: в помощь учителю. М.: Просвещение, 1977. 96 с.
  115. А. А., Павлова А. И. Формирование общеучебных навыков учащихся на материале темы «Анализаторы» // Биология в школе. 2007. № 5. С. 34−38.
  116. В. М. Методика обучения биологии. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. 128 с.
  117. В. М. Место научных терминов в развитии биологических понятий, дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1980. 197 с.
  118. В. М. Краткий курс методики биологии: учебное пособие для студентов пед. вузов и учителей биологии. 2-е изд., перераб. и доп. Красноярск, 2005. 164 с.
  119. В. М., Голикова Т. В. Современный урок биологии: учебное пособие. Красноряск: Красноясркий государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2008. 192 с.
  120. В. М., Иванова Н. И., Голикова Т. В. Модульные программы по методике преподавания биологии: учебное пособие для самообразования студентов заочной формы обучения. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 244 с.
  121. В. М. Кузнезова В. И. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  122. В. М. О значении терминов в совершенствовании учебников биологии // Проблемы школьного учебника. Вып. 9. М.: Просвещение, 1981. С. 109−118.
  123. В. М. Обучение биологии в малокомплектной школе: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 156 с.
  124. В. М. Особенности современного урока по биологии // Биология в школе. 2005. № 8. С.22−26.
  125. В. М. Работа с терминами на уроках биологии: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
  126. Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 6-й кл.: к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм»: метод, пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2006. 191 с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
  127. В. В., Снисаренко Т. А. Биология, Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь. 9-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. 79 с.
  128. В. В. Биология, Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. 9-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. 272 с.
  129. В. В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке // Биология в школе. 1990. № 6. С. 22−27.
  130. В. В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения ботаники, автореф. дис. канд пед. наук: 13.00.02. Ленинград, 1982. 22 с.
  131. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. П 24. М.: Педагогика, 1984. 368 с.
  132. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., исп. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 512 с.
  133. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -3-е изд., стер. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с.
  134. Г. С. Восприятие как этап познания предметного содержания // Философия образования. 2009. № 1. С. 270 275.
  135. А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. 2-е изд., стереотип. М. :Академия, 2001. 512 с.
  136. О. В. Дискуссия как метод обучения // Биология в школе. 2007. № 6. С. 39−46.
  137. П. И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с.
  138. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977.
  139. Познавательные процесс и способности в обучении: учеб. пособие длястуд. ин-ов / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
  140. В. В. Избранные педагогические труды. М., 1957. С.75−76.
  141. Ю. И. Трудные годы школьной биологии. Страницы истории // Биология в школе. 1990. № 1. С. 18−24.
  142. И.Н., Корнилова O.A., Кучменко B.C. Биология: Растения. Бактерии, Грибы, Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И. Н. Пономаревой. 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2006. 240 с.
  143. И. Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. И. Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.
  144. H. Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
  145. M. М. Требования к современному уроку: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. 272 с.
  146. Проблемы методики обучения биологии в средней школе / Под ред. И. Д. Зверева. Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1978. 320 с.
  147. Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе: сборник научных статей. М.: Просвещение, 1979. 151 с.
  148. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах / под ред. А. П. Беляевой. М.: АПН СССР, НИИ проф.-техн. образования. Высш. шк., 1991. 1582. с.
  149. Е. Н. Учебный текст как средство усвоение биологического материала, дис.. канд. пед. наук. 13.00.02. Красноярск, 2004. 193 с.
  150. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  151. . Е. Общая методика естествознания. М.: Учпедгиз, 1947. 300 с.
  152. . Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М. :
  153. Изд-во АПН РСФСР, 1960. 487 с.
  154. К. Свобода учиться Пер. с англ. / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. 527 с. Пер. изд.: Freedom to learn/ С. Rogers, H. J. Freiberg (1994).
  155. A. M. Самостоятельные работы учащихся по ботанике: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. 112 с.
  156. С. JI. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
  157. М., Болотник Л. Мониторинг сформированности навыков чтения: результаты не радуют // Народное образование. № 6. 2009. С. 64−69.
  158. Н. А. Живое слово учителя на уроках биологии / В сб.: Современный урок биологии. Под ред. Н. М. Верзилина. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. С. 115−132.
  159. В. А. Информационные умения и компетенции: диагностические задания для учащихся // Биология в школе. 2009. № 1. С. 23−31.
  160. Самостоятельные работы учащихся по биологии: пособие для учителя / Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявлинская, Е. Т. Бровкина и др. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  161. А. Ю. О видах чтения в преподавании биологии // Биология в школе. 2008. № 2. С. 33−35.
  162. Сборник задач и упражнений к школьному курсу биологии для учащихся школ, студентов и преподавателей. Красноярск: РИО КГПУ, 2000. 68 с.
  163. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. 172 с.
  164. В. И. Первый учебник по естествознанию // Биология в школе. 1989. № 5. С. 26−27.
  165. Л. С. Методика начального курса естествознания. СПб., 1902.
  166. M. Н. Школа и всестороннее развитие детей: кн. для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. 144 с.
  167. M. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. 96 с.
  168. П. М. Биологическое образование: современные проблемы // Биология в школе. 2002. № 1. С. 32.
  169. П. M. Развитие исследовательских умений у учащихся 7−8 классов во внеклассной работе по биологии в полевых условиях, дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1999. 182 с.
  170. В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 79−84.
  171. В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в антогенеце: учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  172. Н. 3. Теория и практика экологического образования в условиях современных школ: учебное пособие. Красноярск: РИО ГОУ КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. 280 с.
  173. В. П., Андреев В. П. Применение терминологического словаря в учебном процессе // Биология в школе. 2007. № 3. С. 60−64.
  174. Н. И. Биология. Живой организм. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. 22-е изд., стериотип. М.: Дрофа, 2006. 174 с.
  175. Н. И. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». 9-е изд., стериотип. М.: Дрофа, 2006. 74 с.
  176. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московский университет, 1984. 344 с.
  177. Д. В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 42−55.
  178. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
  179. В.И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание / В. И. Тесленко, C.B. Латынцев. Красноярск, 2007. 256 с.
  180. Д. И. О первом отечественном учебнике естествознания для школы//Проблемы школьного учебника. 1981. Вып. 9. С. 166−176.
  181. Д. И. Практическая направленность обучения ботанике: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. 112 с.
  182. Д. И. Проблемы методики обучения биологи: труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. М.: Мнемозина, 2002. 304 с.
  183. Д. И. Разновидности словесных методов на уроках биологии / В сб.: Современный урок биологии / Под ред. Н. М. Верзилина. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. С. 133−141.
  184. Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: пособие для учащихся 6−7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 1998. 160 с.
  185. Требования к знаниям и умениям школьников: дидактико-методический анализ / Под ред. A.A. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. 176 с.
  186. П. В. Ежедневник учителя биологии, 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, O.A. Корниловой, B.C. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2008. 128 с.
  187. А.Н. Для чего и как мы учим: необходимо изменять содержание общего образования // Школьные технологии. 2001. № 5. С. 123−135.
  188. Уроки общей биологии: методическое пособие для учителей / Под ред. В. М. Корсунской. М.: Просвещение, 1970. 400 с.
  189. А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  190. А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. 96 с.
  191. Т. Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов в учебном процессе ВУЗа. дис.. .канд. пед. наук: 13.00.01. Новокузнецк, 2009. 184 с.
  192. Л. А. Как я учу школьников учиться // Биология в школе. 1988. № 4. С. 40−48.
  193. Федеральный государственный образовательный стандарт. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=263
  194. Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. М.: Издательство Московского психологосоциологического института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. Т. 2. 456 с.
  195. JI. М., Кулагина. И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 128 с. (Психол. наука школе).
  196. Хрестоматия по методике преподавания биологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. спец. / Сост. И. Д. Карцева, JI.C. Шубкина. 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1984. 228 с.
  197. А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование. 2003. № 5. С. 55−61.
  198. Е. С. Перспективны проектирования культурологического биологического образования//Педагогика. 2005. № 1. С.45−51.
  199. Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985. 80 с.
  200. И. М. Формы учебной работы в средней школе: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 160 с.
  201. Г. Д. Урок учит думать // Биология в школе. 1989. № 6. С. 23−26.
  202. Н. Я. Развитие памяти школьников: на материале изучения истории. М.: Педагогика, 1982. 96 с. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
  203. Т. И., Нефедьева К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. 104 с.
  204. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  205. Г. П. Философия. Наука. Методология / Ред.-сост. А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, JI. П. Щедровицкий. М.: Шк. Культ. Политики, 1997. 656 с.
  206. К. П. Как преподавать естествознание. М., 1925.
  207. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  208. Hamblin D. H. Teaching Study Skills. Basil Blackwell. Publisher, 1986. 160 p.
  209. Sheils J. Communication in the modem languages classroom // Project No. 12. Germany: Council of Europe Press, 1993. 309 p.
Заполнить форму текущей работой