Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5−7 лет играм с элементами спорта подтверждает изучение практики работы дошкольных учреждений. Обучение элементам спортивных игр предусмотрено и проводится в ДОУ по современным программам: «Радуга» 1996, «Детство» 1995, «Истоки» 1997 и др. Однако, как показали наши предварительные исследования реальный уровень овладения… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Состояние проблемы использования игр с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников
- 1. 1. Научные и методические предпосылки возможности обучения детей старшего дошкольного возраста подвижным играм с элементами спорта
- 1. 2. Характеристика двигательных способностей детей и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте
- 1. 3. Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста
- 1. 4. Основы современной методологии использования игр с элементами спорта в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
- 2. Организация и методика исследования
- 2. 1. Методы исследования
- 2. 2. Организация и основные этапы экспериментальной работы
- 3. Влияние целенаправленного использования подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей старших дошкольников
- 3. 1. Теоретико—методологические основы образовательного, оздоровительного и воспитательного направлений программы «Играйте на здоровье»
- 3. 2. Структурно-функциональная модель программы обучения подвижным играм с элементами спорта в дошкольном образовательном учреждении
- 3. 3. Исследование динамики двигательных способностей детей 6−7 лет в ходе реализации экспериментальной программы «Играйте на здоровье»
- 3. 4. Пути реализации индивидуально-диф-феринцированного подхода в обучении старших дошкольников сложнокоорди-нированным видам двигательной деятельности
- 3. 5. Активизация двигательной деятельности детей посредством игр с элементами спорта
- 3. 6. Технология формирования готовности педагогических кадров к эффективному использованию игр с элементами спорта в воспитательном процессе ДОУ
- ВЫВОДЫ
Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Идея гуманизации дошкольного воспитания является центральной в процессе его обновления. Ученые, специалисты-практики все более склоняются к выводу, что система физического воспитания дошкольников должна нести в себе целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное физическое развитие.
Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, 1981; Н. А. Ноткина, 1980; Ю. К. Чернышенко, 1999), свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По данным М. Руновой (2000), двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55−60% естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.
В Концепции дошкольного воспитания (научный редактор В.В. Давыдов) отмечается, что простудная заболеваемость детей «приобретает характер стихийного бедствия», с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители, ни воспитатели ДОУ. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых детей (с 23,2% до 15,1%), увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (с 66,9% до 67,6%) и с хроническими заболеваниями (с 15,9% до 17,3%).
Известно также, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек.
Отсюда вытекает, что в стенах ДОУ надо создавать тот «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, вызванное режимом учебного дня.
В связи с этим актуальным является поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развитие интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценными для этого представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. По определению отечественных психологов JI.C. Выготского (1994), А. В. Запорожца (1986), А. Н. Леонтьева (1959), Д. Б. Эльконина (1978), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А. В. Запорожец 1986). Многие исследователи: В. Г. Барабаш (1999), О. И. Кокорева (1997), Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева (1966), Н. В. Полтавцева (1997), Е. А. Сагайдачная (1988), Э. Я. Степаненкова (1984) — констатируют тот факт, что подвижная игра ная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Подвижным играм с элементами спорта, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действийпоэтому большинство этих игр связаны с проявлением двигательных способностей: ско-ростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных анализаторов.
В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.И. Адашкявичене, 1992; Е. Н. Вавилова, 1981; В. Г. Гришин, 1982; Т. И. Дмитренко, 1973; JI.B. Карманова, 1980; Т. И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыто содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений.
Однако, на наш взгляд, нуждается в дальнейшей разработке проблема воздействия игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей, аспекты обучения элементам этих игр, построенного с учетом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка, а также конкретных природных условий. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5−7 лет играм с элементами спорта подтверждает изучение практики работы дошкольных учреждений. Обучение элементам спортивных игр предусмотрено и проводится в ДОУ по современным программам: «Радуга» 1996, «Детство» 1995, «Истоки» 1997 и др. Однако, как показали наши предварительные исследования реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста, больше половины старших дошкольников не знакомы и не владеют элементами таких интересных и увлекательных игр, как городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол и др.
Причинами этого мы считаем отсутствие целенаправленного подхода к организации обучения, обоснованных форм, методов и приемов дифференцированного руководства процессом развития двигательных способностей. Эффективность использования игр с элементами спорта в развитии двигательных способностей детей снижается также из-за недостаточного уровня теоретической и практической подготовки воспитателей и слабой организации предметно-развивающей среды.
Таким образом, основное противоречие, которое мы пытались разрешить в работе, заключается между объективной необходимостью развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игр с элементами спорта, с одной стороны, и отсутствием теоретического подхода к проектированию игровых программ и технологий физического воспитания в ДОУ, учитывающего природные, социальные условия, обеспечивающего целостное системное восприятие личности дошкольника, с другой стороны.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: какова педагогическая технология развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игр с элементами спорта. Все вышеизложенное позволило нам сформулировать тему исследования: «Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить и обосновать возможности развития двигательных способностей старших дошкольников в процессе физического воспитания посредством целенаправленного использования игр с элементами спорта.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей в ДОУ.
Предмет исследования: подвижные игры с элементами спорта как средство развития двигательных способностей старших дошкольников.
Гипотеза: развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
1) разработать теоретико-методологические основы целенаправленного использования игр с элементами спорта в процессе физического воспитания в ДОУ, структурировать по блочно-процессуальной системе программу обучения;
2) подвижные игры с элементами спорта станут основной формой и методом организации и проведения физкультурных занятий;
3) использовать индивидуально-дифференцированный подход при обучении дошкольников играм с элементами спорта;
4) осуществить подготовку воспитателей, инструкторов по физической культуре к реализации игровой технологии.
С учетом определения цели и формулировки гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы развития двигательных способностей старших дошкольников, выявить возможности положительного воздействия на их развитие подвижных игр с элементами спорта;
2) обосновать структурно-функциональную модель игровой программы физического воспитания, ее образовательную, оздоровительную, воспитательную направленность;
3) создать, экспериментально проверить технологию и дидактическое обеспечение процесса развития двигательных способностей старших дошкольников, основанные на игровых формах и методах обучения;
4) исследовать возможности индивидуально-дифференцированного подхода в реализации игровой экспериментальной программы;
5) разработать содержание спецкурса «Теоретические основы и методика развития двигательных способностей» и внедрить его в практику.
Методологическая и теоретическая основы исследования: использование гуманистической идеологии в качестве основы процесса педагогического проектированияположения отечественных и зарубежных ученых в области физиологии, психологии, медицины, философии, педагогики о взаимосвязи и взаимозависимости двигательных функций и психики ребенкасовокупность теоретических положений о физическом воспитании дошкольников как о целостном, многокомпонентном процессе управления развитием ребенка (Е.И. Аркин, И. А. Аршавский, В. В. Гориневский, А. В. Кенеман, Т.И. Осокина) — системный подход, представляющий общенаучный метод эмпирических исследований в различных теоретических и практических областяхтеория развития двигательных качеств (Н.А. Бернштейн, В.М. За-циорский, Р. Е. Мотылянская, В. И. Лях и др.) — определение подвижных игр как средства разностороннего влияния на личность ребенка (О.Н. Кокорева, JI.M. Коровина, Н. В. Полтавцева, Э. Я. Степаненкова, Е.А. Сагайдачная).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: анализ состояния проблемы по данным научно-методической литературыанализ и обобщение передового опыта физического воспитания детей дошкольного возрастапедагогическое наблюдение и экспериментанкетирование, беседа, интервьюирование, фотосъемка, киносъемкатестирование, хронометраж, шагометриямедико-биологические методы (антропометрия, пульсометрия, метод индексов) — методы математической статистики.
Этапы исследования. Педагогическое исследование проводилось с 1994 года по 2000 год и представляло собой поэтапный процесс.
Во время первого этапа (1994;1995 гг.) проводился основной анализ научной, методической литературыизучалось состояние исследуемой проблемы на практикеопределялись цель, гипотеза, задачи и методы исследования.
Второй этап исследования — 1996;1997гг. На базе дошкольного образовательного учреждения № 69 «Сказка» г. Белгорода создавалась и апробировалась экспериментальная программа. Исследовался уровень физической подготовленности, состояния здоровья, физического развития старших дошкольников и выявлялись их предпочтения в двигательной деятельности.
На третьем этапе (1998;2000 гг.) проводилась серия формирующих экспериментов, в ходе которых была предпринята попытка определить возможности результативного педагогического воздействия игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей, гармоническое, физическое и личностное развитие детей. Обобщались и систематизировались результаты исследования. Осуществлялись также уточнение теоретических положений, проверка и обсуждение полученных результатов. Разрабатывались и внедрялись научно-методические рекомендации по подготовке и переподготовке кадров для реализации экспериментальной программы. Оформлялась диссертационная работа.
Базой экспериментального исследования явились дошкольные образовательные учреждения № 35, 59, 60, 66, 69, 73, 74, 78, 84, 85, 88 г. Белгорода.
Исследованием было охвачено на этапе констатирующего эксперимента 284 ребенка старшего дошкольного возраста, 170 родителей и 206 педагогов ДОУ (воспитателей, методистов, инструкторов по физической культуре, заведующих). На этапе формирующего и контрольного эксперимента — 160 детей и их родителей, 37 педагогов ДОУ.
Научная новизна исследования заключается в том, что создана игровая программа физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, дано теоретико-методологическое обоснование ее образовательного, оздоровительного, воспитательного направлений.
Разработана и апробирована технология развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста, построенная на игровых формах и методах обучения.
Выявлены возможности индивидуально-дифференцированного подхода в реализации игровой программы и технологии.
Разработано содержание спецкурса «Теоретические основы и методика развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста» для студентов факультета педагогики начального и дошкольного образования, слушателей Института повышения квалификации учителей.
Определена совокупность организационно педагогических условий, обеспечивающая эффективную реализацию игровой экспериментальной программы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены научные предпосылки, определены теоретические основы возможности и необходимости развития двигательных способностей старших дошкольников посредством игр с элементами спорта.
Сформулированы теоретические положения, составляющие основу проектирования процесса развития двигательных способностей. Доказана возможность результативного развития двигательных способностей старших дошкольников путем педагогической технологии, основанной на играх с элементами спорта.
Определены педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в развитии двигательных способностей.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений, выводов, научно-методических и дидактических материалов в процессе физического воспитания детей в ДОУ и семье.
Разработанная и внедренная игровая программа и технология физического воспитания, их дидактическое обеспечение позволяют повысить эффективность процесса развития двигательных способностей дошкольников.
Структурно-функциональная модель создания программы может быть использована не только для проектирования физического воспитания дошкольников, но и при составлении программ для других возрастных контингентов.
Материалы исследования, используемые в программах подготовки и переподготовки кадров для ДОУ в БелГУ, могут быть включены в аналогичные программы других вузов и колледжей.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются соблюдением исходных методологических положений, достигаются путем целостного подхода к анализу педагогических явлений, соблюдения норм, правил и требований к педагогическим исследованиям. Достоверность результатов определяется использованием валидных методов исследования, опытной проверкой гипотезы, достаточной длительностью эксперимента.
Апробация работы. Основные теоретические и методологические положения исследования, выводы были доложены и получили положительную оценку на научно-практических конференциях в г. Воронеже «Физическое воспитание в системе гармонического развития личности» (октябрь, 1998) — в г. Белгороде «Инновации в образовании: теория и практика» (декабрь, 1998), «Современные психолого-педагогические технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту» (октябрь, 1999) «Преемственность в образовании: опыт, проблемы, перспективы» (октябрь, 1999) — в г. Орле «Национальная идея — здоровье народа (здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт)» (ноябрь, 1999). Результаты исследования заслушаны на заседаниях кафедр теории и методики физического воспитания Белгородского государственного университета, Уральского государственного педагогического университета (1997;2001), на областных семинарах, конференциях педагогических кадров ДОУ, педагогических советах, родительских собраниях в экспериментальных дошкольных учреждениях.
Основное содержание диссертации отражено в 11 публикациях.
На защиту выносится: 1) теоретико-методологическое обоснование и структурно-функциональная модель игровой программы развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста, в основе которой лежит положение о личности как субъекте совместной воспитательной деятельности и собственного развития;
2) технология, направленная на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста, методической основой которой является исходный принцип отечественной педагогики и психологии, утверждающий игру ведущей деятельностью дошкольника;
3) комплекс организационно-педагогических условий развития двигательных способностей детей посредством игр с элементами спорта.
1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. — М.: Просвещение, 1992.-С.158.
2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: linka — press, 1993 — С. 109.
3. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы /Под ред. А. В. Запорожца иB.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1968. -445 с.
4. Артамонова Т. В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — С 5.
5. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964. С .93−116.
6. Ананьев Б. Г. Человек, как предмет познания. Л.: — 1968 — С. 38.
7. Анохин П. К. Теория функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. С. 134.
8. Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.C. 440−446.
9. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — С. 42−168.
10. Арямов И. А. Возрастные особенности детей и наука о физическом воспита-нии//Теория и практика физической культуры. 1950. — № 10. — С. 7811−782.
11. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1990 — С. 11−13.
12. Бальсевич В. К. Исследование локомоторной функции в постнатальном от-ногенезе (5 65 лет): Автореф. дис. док. биол. наук. — М.- 1971. — С. З -12.
13. Бальсевич В. К., Королева М. Н., Майорова Л. Т. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет //Теория и практика физической культуры. 1986. — № 10. — С.22.
14. Бальсевич В. К Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационные аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1999; № 1.С.22−26.
15. Бальсевич В. К Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников //Сов. педагогика. 1993. — № 8, — С. 18−21.
16. Барабаш В. Г. Иммитационно-игровые упражнения как средство развития двигательной деятельности дошкольников: Автореф. дис.канд.пед.наук. — Екатеринбург, 1999.-С. 17.
17. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиология активности. М.: Медицина, 1966, 349 с.
18. Бернштейн Н. А Ловкость и ее развитие. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
19. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1983.-С.192.
20. Бондаревский Е. Я. Оценка физической подготовленности. — М.: Физкультура и спорт, 1976. С. 31.
21. Бондаревский Е. Я, Демьяненко Ю. В., Структура физической подготовленности дошкольников. Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников. Сб. науч. тр. /В НИИ ФиС/ 1993, С. 10−11.
22. Бруннер Д. Процесс обучения (пер. с англ.) М.: 1962. 120 с.
23. Бубэ К.- Фек Г.- Штюблер XТрогаш Ф. Тесты в спортивной практике. М.: Физкультура и спорт, 1968. — С.239.
24. Буйлин Ю.Ф.- Портных Ю. И. Мини баскетбол в школе. М.: Просвещение. 1976. — С.76.
25. Быкова А. И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности: Автореф.дис. канд.пед. наук. -М., 1949. С. 13−15.
26. Былеева Л.В.- Короткое И. М. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт, 1982, 224 с.
27. Васильков Г. А.- Васильков В. Г. От игры к спорту. Сборник эстафет и игровых заданий. М.: Физкультура и спорт. 1985. — С.80.
28. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. -М.: Просвещение. 1981. С.4−6.
29. Венгер Л. А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1998. — С.205.
30. Виленский М.Я.- Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки. // Физич. культ, в школе. 1990. — № 2. — С.29−35.
31. Виленский М.Я.- Казанцев В. Н. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ: теория и практика. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 1 — С.34−35.
32. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей. Киев.: Здоровье, 1983. -С.127.
33. Вильчковский Э. С. Методика физического воспитания в детском саду. -Киев:. Радянська школа. 1979. С.67−94.
34. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. — Киев:.Радянська школа 1979. С.69−203.
35. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания дошкольного возраста. Спб.: тип. А. Ф. Дрессслера, 1913. -С.36.
36. Возрастная морфология и физиология /Под.ред.чл.-кор. АПН РСФСР. А. А. Маркосяна М.: АПН. РСФСР. 1959 — С. 368.
37. Возрастная физиология физических упражнений /Под общ. ред. В.М. Волкова-Смоленск, 1978. С. 76.
38. Волков В. М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей //Теория и практика физической культуры: 1993. — № 5−6. — С.21.
39. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков Киев: Здоровья, 1981.С.117.
40. Воронин Г. В. Модель временной программы онтогенеза человека //Новые исследования по возрастной физиологии. 1988. — № 1 С. — 3−7.
41. Выготский Л. С. Детская психология //Собр. соч. в 6-ти томах — т.4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
42. Гальперин С. И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1965. — С.140−151.
43. Глазырина Л. Д. Научно методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников. Автореф.дис. док. пед. наук. Минск. 1992.С.4−10.
44. Глазырина Л. Д Физическая культура — дошкольникам. Программа и программные требования. М.: Владос. 1999.С.14.
45. Глазырина Л. Д Физическая культура — дошкольникам. Старший возраст. М.: Владос. 1999. С. 12,14,17.
46. Гоббель В. Г. Каким быть специалисту по физической культуре для работы с детьми дошкольного возраста? //Теория и практика физической культуры.-1994. № 3 — 4.С.28.
47. Гончарук С. И. Общественные законы и закономерности. М.: Полиздат, 1972.-С.13.
48. Гориневский В. В. Физическое образование. СПб., Родник, 1913. 312 с.
49. Гориневский В. В. Совместные игры мальчиков и девочек. — М.: Молодая Гвардия, 1930.-С.222.
50. Гребенникова О. М. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста с направленностью на развитие творчества: Автореф. дис. канд. пед.наук. СПб.- 1998. — С.4−7.
51. Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой. — М.: Просвещение. 1982. С.3−12.
52. Губа В. П. Эффективность метода освоения основных спортивных умений: Автореф. дис. кан. пед. наук. -М.:1985. С. 21.
53. Губа В. П. Что может ваш ребенок. М.: Советский спорт, 1991. С. 10.
54. Губа В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией на различные виды спорта. Автореф. док. пед.наук. М.: — 1997. — С.7.
55. Гужаловский А. А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. док.пед.наук. -М.: 1979. 26 с.
56. Гужаловский А. А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека. //Теория и практика физической культуры 1987. — № 12. — С.31−34.
57. Гулейкин В. А. Методика физической подготовки детей 4−6 лет на основе воспитания комплекса двигательных качеств.: Автореф.дис. кан. пед. наук. Омск. 1986. С. 4.
58. Гурфинкель B.C.- Левик Ю. С. Скелетная мышца. Структура и функция. -М.: Наука, 1985.-С.129.
59. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986. -С.36−39.
60. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович, СПб: Акцидент, 1995 — С. 169−191.
61. Дмитренко Т. И Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста: — Киев.: Рад. школа, 1973. С. 52−116.
62. Донской Д. Д. Теория строения действия //Теория и практика физической культуры. 1991, -№ 3.-С.10−11.
63. Донской Д. Д. Психомоторное единство управления физическими упражнениями как двигательными действиями (от «механики живого» к «психобиомеханике действий») // Теория и практика физической культуры. 1995. -№ 5,6 — С.23−37.
64. Дьяченко Г. Б. Развитие координации движений у детей 3−6 лет с использованием легкоатлетических упражнений: Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб. 1991,-С. 25.
65. Ежевская К. А. Обоснование стандартной тестовой тренировочной программы для оценки оптимального уровня развития быстроты у детей 3−4 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 1995, 23 с.
66. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985 — 384 с.
67. Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — С.5−7.
68. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2-х томах, Т.2, М.: Педагогика, 1986 — С. 166.
69. Зациорский В. М., Сергиенко Л. П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека //Теория и практика физической культуры. 1975, — № 6. — С. 23−27.
70. Зациорский В. М и др. Биомеханика двигательного аппарата человека. — М.: Физкультура и спорт, 1981, С. 70.
71. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Просвещение, 1989, С. 4−6.
72. Игнатьев В. Е. Гимнастика, спорт, подвижные игры. Физическое воспитание. -М.: Польза, 1912.-207.
73. Ильин Е. П. Одаренность, способности качества — синонимы или разные понятия? //Теория и практика физического воспитания. 1981, — № 9. С. 49−50.
74. Каптерев П. Ф. О детских играх и развлечениях. М.: Энциклопедия, 1898. — С. 13.
75. Касаткина Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики 3−7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982.-24с.
76. Карманова JI.B., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. Методическое пособие. Минск, Полымя, 1987, С. 14.
77. Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. Минск, Нар. Асвета. 1980. — С. 27−30.
78. Карпеев А. Г. Направление и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений // Теория и практика физического воспитания. -1995. № 9. — С.5−7.
79. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение. 1985. — С. 50−93.
80. Кокорева О. И. Развитие точности движений у детей 6-го года жизни в играх эстафетах: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: 1997, — С.7−13.
81. Концепция дошкольного воспитания госкомитет по народному образованию ВНИК «Школа» НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.// Дошкольное воспитание 1989 — № 5 — С. 10−23.
82. Коровина Л. М. Роль элементов соревнования в совершенствовании двигательных навыков у детей 6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.- 1970. -С.4,5.
83. Короткое И. М. Подвижные игры в пионерском лагере. М.: Мол. Гвардия, 1984.-С. 7.
84. Крестовников А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. С. 531.
85. Крутецкий А. А. Проблема способностей в психологии М.: Знание, 1971. -С. 164.
86. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно методическое пособие. М.: ЛИНКАПРЕСС, 2000. — С.3−8.
87. Кудрявцев В. Т. Психолого — педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками //Начальная школа: плюс минус. -2000. — № 7. С.
88. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2еизд. — М.: «Ось», 1998. — С. 12−17.
89. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959 -356 с.
90. Лесгафт П. Ф. Избранные труды М.: Физкультура и спорт, 1987 — С. 175, 273,281.
91. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. -М.: МЦИФК, 1992. 120 с.
92. Луури Ю. Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991.-С. 19.
93. Лурия А. Р. Мозг человека или психические процессы. М.: АН РСФСР, 1963.-С.132.
94. Лызарь О. Г. Особенности физического воспитания детей 5−7 лет с отклонениями в состоянии здоровья: Автореф.дис. канд. пед. наук. — Краснодар, 1998.-С. 5.
95. Лях В. И. Факторная структура ловкости с позиции многоуровневой системы управления произвольными движениями //Теория и практика физической культуры. 1979, — № 5. — С.51−53.
96. Лях В. И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 7. — С. 28−31.
97. Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. док. пед. наук. М.:1990. — С.48.
98. Лях В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: Теоретический аспект //Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 3. — С.36.
99. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. — 1990. № 9. -С.10−14.
100. Майорова JI. Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дис. канд. пед. наук Омск. — 1988.-24 с.
101. Маркосян А. А. Вопросы возрастной психологии и физиологии. М.: Просвещение, 1974. — С.271.
102. Масальгин Н. А. Математико статистические методы в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — С. 149.
103. Матвеев А. П. Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — С.
104. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.-С 158−283.
105. Михайлова С. Н. Развитие координации движений у детей 6−7 лет, как основа повышения их физической подготовленности: Атореф. дис. канд. пед. наук. СПб. 1990. 25 с.
106. Михайлович Г. Н. Двигательное развитие детей 5−6 лет в связи с ориентацией к сложно координационной спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: 1991. — 24 с.
107. Москатова А. К. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей: Текст лекции /ГЦОЛИФК. М., 1983. — С.32−38.
108. Мотылянская Р. Е., Артамонов В. Н. Медико-биологические основы здорового образа жизни. Метод, разраб. для студентов и слушателей. М.: ФПК ГЦОЛИФК, ГЦОЛИФК, 1992. — 51 с.
109. Никитюк Б. А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста//Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7. С.5−7.
110. Новикова М. А. Педагогические подходы к оздоровлению девочек 3−7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. Смоленск, 1998. — С.6−7.
111. Нурлыбекова А. Б. Теоретико методические основы формирования инновационного содержания программ физического воспитания дошкольников: Автореф. дис. док. пед. наук. — М., 1999. — С.5−7.
112. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. С.93−294.
113. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения для дошкольников. М.: Просвещение 1966. С70−75.
114. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. /Подред. А. А. Маркосяна. М.: 1969. — 572 с.
115. Панов В. А. Методика развития координационных способностей детей 7лет на основе применения стандартной тренировочной программы: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1996. С. 7−11.
116. Панфилова Н. В. Развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям детей 4−6 лет в связи с особенностями двигательной ассиметрии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 1992. — 24 с.
117. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет. — М.: Просвещение, 1988. -С.95.
118. Петров В. А. К вопросу о «чувстве пространства». //Теория и практика физической культуры. 1968. — № 2. — С.71.
119. Петякин И. П. Значение психических способностей в проявлениях ловкостиТеория и практика физической культуры. 1976. — № 6. — С. 17−19.
120. Пимонова Е. А. Содержание и методика физического воспитания детей 5−7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. 25 с.
121. Правдов М. А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5−6 лет в детских садах: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1992. С. 11−14.
122. Прокопенко В. И. Этно-педагогические основы физического воспитания народов Севера: Автореф. дис.док. пед. наук Москва- 1994. С. 42−44.
123. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. М. А. Васильевой. М.: 1987 С. 132, 165.
124. Полтавцева Н. О. О программе знаний физической культуры для дошкольников //Дошкольное воспитание. 1997. — № 5. — С. 14.
125. Пустынникова JI.H. Формирование навыков катания на коньках у детей 6−7 лет в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. —С. 10−17.
126. Пугачев В. Ф. Городки. М.: Просвещение. 1990. — С.3−19.
127. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6лет в детском саду. (Т.Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.,) сост. Т. Н. Доронова — М.: Просвещение, 1996. — С. 47−60.
128. Рудик П. А. Психологическая структура спортивной деятельностиЛекция для студентов институтов физической культуры. М.: ГЦО ЛИФК, 1989. -39 с.
129. Рунова М. А. Педагогические условия оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке.Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — С. 7−11.
130. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика — Синтез, 2000. С. 5, 87−91.
131. Сагайдачная Е. П. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений: Автореф. дис. канд. пед. наукМ., 1988.-23 с.
132. Сальников В. А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997 — № 4.-С.8−12.
133. Симошина JI.E. Методика и организация физкультурно оздоровительной работы в дошкольном учреждении: Проблемы оптимизации физического состояния детей 6−7- лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 1. — С. 15−30.
134. Смирнова Е. М. Содержание, организация и методика упражнений и игр с мячами в детском саду с детьми 5−7лет: Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1950; 1955 .- С.4−12.
135. Семенов Д. А. Двигательные качества человека и методика их развития и проверки //Теория и практика физической культуры. 1960. -№ 11. — С.823−825.
136. Сонькин В. Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: Автореф. дис. док. биолог, наук. — М., 1990. 50 с.
137. Степаненкова Э. Я. Формирование ориентировки в пространстве у детей 6−7 года жизни в подвижных играх и упражнениях: Автореф.дис. канд. пед. наук. -М., 1973. С. 4,5.
138. Степаненкова Э. Я. Использование подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1984. С. 4−6.
139. Столяров В. И. Новое массовое культурно спортивное движение «Спарт» (Духовность. Спорт. Искусство): Метод, разраб. для работников сферы физ. культ, и спорта и организаторов досуга. — М., Комитет по физической культуре РФ, Центр «Спарт», 1994. — С.3−5.
140. Тимофеева Е. А. Развитие основных движений детей младшего дошкольного возраста в подвижных играх: Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1976.С.7,8.
141. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Подъякова. М.: Просвещение. 1984. С. 156.
142. Фарфель B.C. Двигательные способности //Теория и практика физической культуры. 1977. — № 12. — С. 28−30.
143. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975;208 с.
144. Фролов В. Г. Физкультурные занятия игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986. — С.7, 73.
145. Чернышенко Ю. К. Научно педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф.дис. док. пед. наук. — М., 1999. С.5−8.
146. Чепуркина А. А. Использование элементов мини гандбола в физическом воспитании старших дошкольников: Автореф.дис. канд. пед. наук. — Краснодар., 1997. -С.7−10.
147. Черемисин В. П., Луничкин В. Г. Новое в подготовке юных баскетболистов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка -1997. -№ 1,-С.43.
148. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. К. Практикум по дошкольной психологии. Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений М.: АСАДЕМА, 2000. С. 247,249,250.
149. Шабунин Р. А. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма дошкольников и младших школьников. Учеб./пособие Свердловск, 1981 С. 15.
150. Шишкина В. А. Движение + движение. М.:Просвещение, 1992. — С.96.
151. Шебеко В. Н. Индивидуально дифференцированный подход в обучении движениям детей 4−5 лет в детском саду: Автореф.дис. канд. пед. наук. — М., 1986, — С.4−7.
152. Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак Н. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Практикум для средних педагогических учебных заведений. М.: Академия. 1997. С. 21 — 25.
153. Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак Н. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Минск: Ушверспэцкае, 1998. С. 25−27.
154. Шейко М. К. Подвижные игры в системе дошкольного воспитания: Автореф. дис. канд пед. наук. — Киев, 1992 с. 4,5.
155. Эльконин Д. Б. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
156. Юрко Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова З. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978С. 24−28.
157. Яковлев В. П. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1975. С.6−8.
158. Ainsworth С.Н. Game and lone of young Americans. Buaffalo: NV Clide press, Corp., 1983. — 244 p.
159. Coleman M., Skeen P. Play game and sport: Their use and misuse. A development perspective // Childhood Education. 1985. — Vol. 61, N 3. p. 192 — 198.
160. Hoffman H.A., Young I., Klessius S.E. Meaningful movement for children (A developmental theme approach to physiological education). Boston: Allin, Bacon, 1981. 420 p/.
161. Gudberlett H.I. Die Leistungsfahigkeit des kardiopulmonalen Systems von Kin-dern in Alth Abhangigkeit vom biologischen Entwicklungsstand. // Med. und Sport. 1976. — H. 4/5/6. — S. 138 — 142.
162. Mc Adam R. E, Dodson С/ Consept and practices in elementary activity programme. Springfield: Thomas., 1981/ - 311 p.
163. Thorstensson A. How is the normal lack of motion program modified to produce backward walking? // Exp. Brain Res. 1986/ Vol. 61, N 3. — p. 664−668.
164. Hofmann H., Grundmann G., Rausch C. Ubungssammlung fur die korperlich Grundausbildung Berlin.: Volk und Wissen. Volkseigener Verlag, 1990/- 160 S.
165. Lachmann L. Sport und Spiel mit kleinen Leuten. Berlin.: Sportverlag, 1971. — S. 9−129.