Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования послужили: концепция единства общечеловеческого и национально-особенного (К.Ш. Ахияров, Г. Н. Волков, М. Г. Тайчинов, Я. И. Ханбиков и другие) — системный подход (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Н. Юдин и другие) — концепция физической культуры личности (O.A. Аяшев, М. Я. Виленский и другие) — деятельностный и ценностный подходы к толкованию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
    • 1. 1. Особенности физического воспитания сельских школьников в современных условиях
    • 1. 2. Проблема подготовки студентов педвузов к организации физического воспитания учащихся в теории и практике педагогики
    • 1. 3. Педагогические условия подготовки учителей-предметников к организации физического воспитания сельских школьников
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ К ОРГАНИЗАЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
    • 2. 1. Формирование у студентов профессионально-педагогических знаний о физической культуре личности и организации физкультурной работы в сельской школе
    • 2. 2. Организация физического самосовершенствования будущих учителей-предметников
    • 2. 3. Активизация методической подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития общества в качестве основополагающих принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Жизнь требует поиска путей улучшения профессиональной квалификации учительских кадров, их всесторонней подготовленности, в том числе, в области физической культуры.

Физическая культура является одним из важнейших качеств личности, характеризуя общий уровень ее культуры и развития. Проблема физкультурного развития включает не только физическую подготовку, но и освоение знаний по здоровому образу жизни, обучению умениям и навыкам организации физической активности. Основной задачей является формирование ориентации школьников на сознательное укрепление здоровья путем повседневных занятий физическими упражнениями.

Для приобщения детей к культуре личной заботы о своем здоровье должны быть привлечены не только специалисты в области физической культуры, но и медицинские работники, родители, психологи. Немаловажную роль в воспитании физической культуры школьников играют учителя-предметники, классные руководители, организаторы воспитательной работы. Только усилиями всего педагогического коллектива можно решить проблему приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни и отношения к физической культуре как к ценности.

Большинство учителей-предметников понимают, что физическая культура — важное средство укрепления здоровья и восстановления физических сил. По данным O.A. Аяшева, более 24% опрошенных учителейпредметников полагают, что заниматься такой работой не только целесообразно, но и «просто необходимо» (21, С. 35−37).

Еще на I Всероссийском съезде по просвещению в 1918 г. A.B. Луначарский подчеркивал, что в школе все педагоги должны заботиться о здоровье детей. «Когда в школе будут преподавать хорошо подготовленные учителя-предметники, — говорил он, — то, давая урок рисования, они тут же будут следить и за физическим образованием детей и так располагать свой урок, чтобы дети получили не утомление, а радость» (108, С. 30).

Однако не все учителя-предметники готовы к организации физкультурной деятельности с учащимися. Учителям не хватает знаний, умений и навыков в использовании средств физической культуры в воспитательной работе со школьниками.

Особо важное значение приобретает проблема воспитания физической культуры школьников, проживающих в условиях сельской местности, так как общая ситуация на селе остается напряженным очагом социального и духовного кризиса общества.

Исследование данной проблемы потребовало обратиться к работам специалистов различных наук, изучающих человека, — педагогам, психологам, биологам, медикам, социологам, философам, историкам и другим.

Идеи подготовки учителя к воспитанию здоровых, всесторонне развитых детей, нашли свое отражение в советский период, в научных трудах П. П. Блонского, Н. К. Крупской, A.B. Луначарского, П. Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и других. Их работы имеют методологическое значение для постановки и решения проблемы физического воспитания школьников, так как в них определяется его сущность.

Различные аспекты проблемы развития личности, деятельности сельской школы исследовали П. Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, В. Г. Гайфулдин,

A.C. Гаязов, Е. Г. Осовский, А. Е. Кондратенков, H.A. Томин, Р. З. Тагариев, Ф. Ш. Терегулов, Э. Ш. Хамитов, Ю. И. Юричка и другие.

Однако следует отметить, что проблема подготовки учителя-предметника к организации физического воспитания в сельской школе не нашла своего должного освещения в научно-педагогических исследованиях.

Изучению сущности процесса формирования потребности в физическом самосовершенствовании и самовоспитании у студентов педагогических вузов и школьников посвящены исследования Н. Ф. Альябевой, В. А. Беляевой, А. П. Внукова, В. Ф. Усманова и других, раскрывающих мотивационную сторону данного процесса.

Исследования в области формирования здорового образа жизни студентов провели В. А. Велик, И. Г. Бердников, Г. А. Горяная, О. В. Дехтяр,

B.А. Лазовой, Ю. Т. Ревякин, H.A. Фомин и другие, раскрывшие содержание, методы, формы организации физкультурной деятельности.

Вопросы мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре и спорту находят отражение в исследованиях В. А. Бауэра, О. М. Борецкой, P.M. Валиахметова, М. Я. Виленского, Т. Р. Володько, A.A. Васильева, Г. И. Карповского, М. Г. Мацук, Б. И. Новикова, P.C. Сафина и других, в которых обоснована взаимообусловленность воспитания и самовоспитания, определяющая роль ценностных ориентаций в формировании личности.

Исследованиями формирования социальной активности будущих учителей занимались: H.H. Башаев, А. Г. Горшков, Х. А. Лайдо, H.A. Соловьев, К. И. Тараненко, B.C. Шкиленок и другие.

Определенную ценность имеют диссертационные исследования по отдельным проблемам физического воспитания: эффективность планирования средств физического воспитания студентов педагогического вуза — И.И. Ба-ринов (1979) — профессионально-педагогическая направленность физического воспитания при подготовке сельских учителей общеобразовательных предметов — E.H. Бондарь (1984) — формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры — O.A. Аяшев (1990) — физическая культура в профессиональной деятельности учителя-предметника — Ш. М. Бахтыбекова (1992) — формирование педагогической готовности будущих учителей-предметников к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе — В. П. Косихйн (1995).

Концептуальные положения подготовки будущих учителей, теоретико-методологические проблемы, общие задачи подготовки учителей общеобразовательных школ раскрыты в трудах O.A. Абдуллиной, К. Ш. Ахиярова, Е. П. Белозерцева, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и других.

Проблемы совершенствования содержания и методов вузовского обучения отражены в исследованиях С. И Архангельского, A.A. Вербицкого, М. Е. Дуранова, С. Г. Молчанова, A.B. Усовой и других.

Анализ психолого-педагогической литературы, Посвященной проблеме физического воспитания студентов и научные исследования в данной области показывают, что эта проблема в разных аспектах разрабатывалась учеными. Но на наш взгляд, недостаточно разработана проблема подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ, так как большинство исследований разработаны в основном на базе городских школ. Отсутствие на селе должного количества квалифицированных учителей физической культуры, способных оказывать методическую и практическую помощь учителю-предметнику, ставит перед необходимостью повышения требований к выпускникам педагогических вузов в области физического воспитания сельских школьников.

Данные научных исследований многих авторов подтверждают, что большинство студентов, закончивших педагогические институты, не умеют планировать и проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы, спортивные вечера и праздники, национальные игры и праздники, не имеют знаний, умений и навыков по туризму (22, 47, 150, 159). Поэтому необходима специальная подготовка будущих учителей-предметников к организации физического воспитания школьников, в том числе учащихся сельских школ.

Таким образом, сложилось противоречие между потребностью педагогической практики в подготовке учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ и недостаточной подготовкой студентов к данному виду деятельности в педагогическом вузе.

Проблема заключается в разработке и теоретическом осмыслении готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

Необходимость разрешения этой проблемы обусловила выбор темы исследования — «Формирование готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ» .

Исходя из сформулированной темы и проблемы целью нашего исследования является выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

Объект исследования: образовательная деятельность студентов педагогических институтов.

Предмет исследования: процесс формирования готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

Гипотеза исследования: формирование готовности будущих учителей-предметников к организации физического восцитания учащихся сельских школ окажется эффективным если:

— обеспечивается осознание субъектом педагогической деятельности значения, структуры, содержания и динамики физического воспитания подрастающего поколения в процессе физического самосовершенствованияАЛ*7ТТТОЛТГ"ТТаЛТЛСТ Т ГТП-гтт т^тт/ттттл «/""ifTTTTAV/irt rjттЛТТТТТТ />*ттж УТТОТТ>У/Г> /» V ЛЛТГрЛМ/Л

JyJf ll^VV Л. DilLAW i. VA j" ! wij vavuiiv ivviuiii’ivivvu ^hmhi'Il'l v lyvix 1 «v/j^ v w vp/lVvl» нии и методики физического воспитания учащихся сельских школ;

— педагогическая практика студентов дополнительно ориентирована на выработку и закрепление необходимых педагогических умений по формированию основ физической культуры сельских школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить степень разработанности проблемы в теории и практике.

2. Определить содержание, формы и методы подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

3. Выявить, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

4. Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы и на основе проведенного исследования разработать методические рекомендации по подготовке будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: концепция единства общечеловеческого и национально-особенного (К.Ш. Ахияров, Г. Н. Волков, М. Г. Тайчинов, Я. И. Ханбиков и другие) — системный подход (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Н. Юдин и другие) — концепция физической культуры личности (O.A. Аяшев, М. Я. Виленский и другие) — деятельностный и ценностный подходы к толкованию культуры (В.М. Выдрин, В. И. Лях, Л. П. Матвеев, В. К. Бальсевич, Б. И. Новиков и другие) — концепция образования в сфере физической культуры (В.М. Выдрин, В. И. Лях, Л. И. Лубышева, А. Я. Найн и другие) — теория и методика педагогических исследований (Б.А. Ашмарин, Л. В. Занков, Л. П. Матвеев, А. Я. Найн и другие) — теоретические основы методики физического воспитания (В.М. За= циорский, Л. П. Матвеев, П. Ф. Лесгафт и другие) — теория деятельности (М.С. Каган, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие) — обшая теория обучения (O.A. Абдуллина, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер и другие).

Для решения поставленных задач использовался комплекс различных методов исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературыметод педагогического наблюдения за деятельностью студентов и педагогов в естественных условиях образовательного процессаустные (беседы, интервью) и письменные опросыметод самооценкипедагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этаповколичественный и качественный анализ данных диссертационного исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1996 г.) был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследованияразработке научно-практических основ исследованияизучению состояния физкультурной подготовки студентов педагогического вуза. Обоснована рабочая гипотеза исследования, определены предмет, цель, основные задачи и методика их реализацииразработано содержание констатирующего и формирующего педагогического эксперимента. На этом этапе положено начало разработки педагогических условий подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

Второй этап (1997;1999 гг.) обеспечил разработку критериев готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ на основе констатирующего экспериментапозволил изучить влияние специфики сельской школы на этот процесс. Осуществлена опытно-экспериментальная работа, апробировано и скорректировано в связи с реальной практикой содержательное обеспечение подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ. Проведен сбор экспериментальных данных и их обработка.

Третий этап (2000 г.) — проведено теоретическое осмысление эмпирических данных, их количественный и качественный анализ и интерпретацияоформлены результаты исследования и сформулированы выводыразработаны методические рекомендации по рассматриваемой проблеме. Окончательное оформление диссертационного исследования.

База исследования — биологический и филологический факультеты Бирского государственного педагогического института. Некоторые положения апробировались в Башкирском государственном педагогическом институте, а также в филиале Башкирского института развития образования при Бирском государственном педагогическом институте.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что теоретически обоснована необходимость формирования готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школвыявлено и обосновано содержание и педагогические условия подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школразработаны формы и методы подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ и критерии уровня физкультурной образованности студентов педагогического вуза.

Практическая значимость исследования заключается в расширении учебно-методических возможностей процесса физического воспитания студентов педагогического вуза путем использования разработанного содержания формирования готовности будущих учителей-прсДметникоБ к организации физического воспитания учащихся сельских школв разработке спецкурса и методических рекомендаций по проблеме исследования, которые могут быть включены в практику работы педагогического вуза, в процессе повышения квалификации или переподготовки педагогических кадров, в работе методических объединений сельских школ.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена совокупностью исходных методологических и теоретических положенийиспользованием системного, культурологического и лИчностно-деятельностного подходов к решению проблемы готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школприменением совокупности методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследованиярепрезентативностью полученных экспериментальных данных, а также их воспроизводимостью в условиях работы других факультетов любого педагогического вуза.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

2. Включение национально-регионального компонента образования в процесс подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

3. Комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ: интеграция профессионально-педагогических знаний о физической культуре личностиорганизация физического самосовершенствования студентовактивизация методической подготовки студентов, реализация знаний и умений студентами на педагогической практике.

Апробация н внедрение результатов исследования осуществлялось в Бирском государственном педагогическом институте и в сельских школах северной зоны Республики Башкортостан, на заседаниях кафедры физического воспитания и Школы молодого исследователя кафедры педагогики Бирского государственного педагогического института. Основные теоретические положения и экспериментальные данные исследования обсуждались на ежегодных конференциях преподавателей и студентов Бирского пединститута, на районных и республиканских конференциях Республики Башкортостан, на заседаниях кафедры физического воспитания Башкирского института развития образования и освещены в докладах на региональных и Всероссийских научно-практических конференциях: «Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации» (г. Бирск, 1997) — «Психология на службе Республики Башкортостан» (г. Стер-литамак, 1998) — «Образование в период детства как пространство образовательного лидерства» (г. Екатеринбург, 1999) — «Актуальные вопросы совершенствования образовательного процесса в поликультурном социуме» (г. Бирск, 1999). Публиковались в сборниках научных трудов: «Проблема развития личности в условиях сельской инновационной школы» (г. Уфа, 1999) — «Образование: от опыта прошлого к перспективам будущего» (г. Уфа, 1999), а также использовались при проведении спецкурса «Физическое воспитание в сельской школе» на биологическом факультете и на марийском отделении филологического факультета Бирского государственного педагогического института в 1997;1999 годах.

С результатами работы автор неоднократно выступал на августовских совещаниях, педагогических советах, районных методических объединениях учителей-предметников.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ :

1. Основой для формирования готовности будущего учителя-предметника к организации физического воспитания учащихся сельских школ является профессионально-педагогическое и методическое обеспечение студента знаниями, умениями и навыками.

2. Результаты экспериментальной работы подтверждают, что эффективность формирования готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ повышается при реализации комплекса педагогических условий, включающего: формирование у будущих учителей-предметников профессионально-педагогических знаний о физической культуре личностиорганизацию физического самосовершенствования будущих учителей-предметниковактивизацию методической подготовки будущих учителей-предметников.

3. Целенаправленной подготовке будущих учителей-предметников к физическому воспитанию сельских школьников способствует спецкурс «Физическое воспитание в сельской школе», а также выполнение студентами реферативных работ.

4. Наш опыт показал, что процесс усвоения педагогических знаний и умений, необходимых для будущей педагогической деятельности в сфере физической культуры, формирование психофизической и спортивно-технической подготовленности позволяет расширить научно-образовательный потенциал у будущих учителей-предметников и содействует формированию у них потребности к творческой деятельности по формированию физической культуры сельских школьников.

5. Включение студентов экспериментальной группы в физкультурную деятельность позволило увеличить недельные затраты свободного времени на занятия физической культурой с 2 часов до 6=8 часов в неделю, изменить отношение к физкультурной деятельности в положительную сторону, что позволяет говорить о реальном приобщении студентов к занятиям физическим самосовершенствованием.

6. Включение студентов в процессе педагогической практики в самостоятельную физкультурную деятельность с сельскими школьниками, связанную с проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий в сельской школе, с использованием национальных традиций и народных игр, формирование у учащихся физической культуры личности обеспечивает подготовку студентов к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

7. В процессе проведения формирующего эксперимента исследовалась степень сформированности педагогических умений, обусловливающая готовность будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ. Результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанных педагогических условий подготовки студентов к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1, Проблема формирования готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащимися сельских школ является одной из важных педагогических проблем. С изменением концептуальных основ образования повышается доля применения национальных средств физического воспитания своего региона.

Констатирующий эксперимент показал, что сельские учителя-предметники, учителя физической культуры отмечают необходимость подготовки студентов к организации физического воспитания учащихся сельских школ, применении в этом процессе национальных средств физического воспитания и хотели бы сами при соответствующей теоретической и методической подготовке проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня сельской школы.

Однако студенты, учителя-предметники слабо представляют сущность работы учителя по физическому воспитанию сельских школьников, имеют низкий уровень теоретических знаний и методически не готовы к организации физкультурных мероприятий в сельской школе, поэтому лишь незначительное количество выпускников педагогических вузов удовлетворены своей подготовкой в сфере физической культуры.

2. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение деятельности учителей-предметников свидетельствует, что результатом несовершенства подготовки студентов к организации физического воспитания учащихся сельских школ является недостаточное знание ими психолого-педагогических особенностей детей разного возраста, возможностей физической культуры для процесса формирования личности ученика, неумение разрабатывать, организовывать и проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня сельской школы, туристические походы и слеты, народные праздники и игры, спортивные вечера и викторинынезнание форм и методов организации физкультурных занятий. Выявлено противоречие между потребностью педагогической практики в подготовке учителей-предметников к организации физического воспитания сельских школьников в соответствии с запросами общества и недостаточностью подготовки студентов к данному виду деятельности в педагогическом вузе.

3. Исходя из основных положений, существующих в теории и практике педагогики, а также результатов собственного исследования мы выяснили сущность и содержание понятия «готовность учителя-предметника к организации физического воспитания учащихся», сделана попытка разъединить понятия «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание», определили педагогические условия подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

В комплекс педагогических условий формирования готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания сельских школ входят:

— формирование у студентов теоретических знаний в сфере физической культуры;

— включение будущих учителей-предметников в физическое самосовершенствование;

— активизация методической подготовки студентов.

В начале и в конце исследования проводились срезы по определению эффективности выявленных педагогических условий. Объединение выделенных условий в комплекс обеспечивает их достаточность.

4. Теоретически обосновано содержание подготовки учителя-предметника к осуществлению физического воспитания учащихся сельских школ. Структура деятельности учителя-предметника представлена сложно интегрированными между собой педагогическими умениями в соответствии с профессиональными функциями: гностической (исследовательской), конструктивной, организаторской, коммуникативной, проектировочной, информационной, спортивно-технической и управленческой. Исполнением этих видов деятельности обеспечивается эффективное формирование физической культуры личности ученика.

В работе изложены основы тех знаний, которыми должны обладать будущие учителя-предметники при реализации физического воспитания учащихся сельских школ. Для этого был проанализирован имеющийся опыт подготовки студентов разных факультетов к данному виду деятельности, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

5. Определены организационные формы, методы и средства формирования у студентов профессионально-педагогических видов деятельности по подготовке к физическому воспитанию учащихся сельских школ. Формирование педагогических умений будущих учителей-предметников решается успешно на основе активной методической деятельности студентов во время летней, зимней и осенней педпрактики, организации и проведения туристического слета с первокурсниками и национального праздника «Сабантуй» .

Определено место, цель, задачи и содержание спецкурса «Физическое воспитание в сельской школе», содержание деятельности учителя-предметника по организации физического воспитания учащихся сельских школ.

Улучшение подготовки студентов к организации физического воспитания учащихся сельских школ обеспечивается включением в учебный процесс спецкурса «Физическое воспитание в сельской школе» с целью овладения и активизации знаний и умений, обеспечивающих эту подготовку.

В целом полученные в ходе формирующего эксперимента данные подтвердили высокую эффективность апробированного процесса подготовки будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ.

Выделяя главные результаты экспериментального исследования, отметим основные показатели, которые в достаточной мере представляют педагогическую эффективность исследования, целью которого является формирование физической культуры студентов и готовности к физкультурной работе в сельской школе:

— наличие у студентов экспериментальной группы высокого уровня знаний в области физической культуры: общий уровень физкультурных знаний за период исследования поднялся с оценки 3,7 до 4,2 балла (рисунок 5), самооценка уровня компетентности по отдельным темам спецкурса повысился с 36,0% до 68,0% (рисунок 3);

— повышение заинтересованности студентов экспериментальной группы к систематической физкультурной деятельности: среднее значение отношения к физкультурным занятиям увеличилось с 23,5% до 42,0% (таблица 9);

— динамика изменений физкультурной активности студентов в течение эксперимента показывает, что у большинства студентов (42,8%) в конце исследования затраты времени на физкультурную деятельность возросли до оптимального уровня — около 6−8 часов в неделю (таблица 8);

— динамика оценки уровня владения педагогическими умениями студентами экспериментальной группы: средний уровень самооценки за период исследования поднялся с 3,3 до 4,2 балла (таблица 12);

— субъективные оценки, характеризующие уровень готовности будущих учителей-предметников к физическому воспитанию сельских школьников, подтверждают оценки, полученные студентами за организацию и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в педагогическом вузе и во время педагогической практики в сельских школах и оздоровительном лагере: уровень проведения физкультурных мероприятий специалисты по физической культуре оценили как «хороший» (средняя оценка — 4,2 балла) (таблица 13);

— наличие у студентов, занимающихся по экспериментальной программе, достаточно высокого уровня физической подготовленности, который позволил им справиться с нормативными требованиями учебной программы (за период эксперимента выросла динамика показателей физических качеств студентов — скоростных, скоростно-силовых, общей выносливости) (таблица 10).

7. Инновационный характер предлагаемой нами концепции подготовки будущих учителей-предметников к физическому воспитанию учащихся сельских школ заключается во включении в учебно-воспитательный процесс по физкультурному образованию студентов национальных традиций, праздников, народных игр и в ориентации этого процесса на профессионально-прикладную направленность.

8. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации для организации и осуществления подготовки будущих учителей-предметников по исследуемой проблеме, программа спецкурса.

Таким образом, результаты исследования, проведенного нами, позволяют сделать вывод о справедливости первоначально принятой гипотезы, эффективности разработанных педагогических условий подготовки студентов к осуществлению задач физического воспитания учащихся сельских школ и о том, что цель выполненного дисссртацисипого исследования достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. -М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. O.A., Загрязкина H.H. Педагогическая практика студентов. -М.: Просвещение, 1989. 175 с.
  3. К.С. Национальные традиции, обычаи в Системе физкультурно-оздоровительной работы среди учащейся молодежи: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993.
  4. Г. Физическое воспитание подростков в пионерском лагере: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1991. — 16 с.
  5. P.A. Малокомплектная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Казань: Татарское книжное издательство, 1992. — 168 с.
  6. A.B. Специфика функционирования сельской малокомплектной школы // Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984.-С. 6−14.
  7. Р. Проблемы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров // Учитель Башкирии. 1991. — № 6. — С. 11−14.
  8. Т.Д. К вопросу о подготовке учителя сельской малокомплектной школы // Урок в малокомплектной школе / Межвуз. сб. науч. статей под ред. А. Е. Кондратенкова и Е. Г. Осовского. Смоленск — Саранск, 1990.-С. 181−189.
  9. Ю.Ардаширова Э. Т. Искусство формирования личности учителя: Ав-тореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. — 31с.
  10. М.А. Подготовка студентов педагогических институтов к воспитательной работе в сельской малокомплектной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. — 26 с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. метод, пособие. М.: Высш. шк., 1980. -368 с.
  12. З.Архипов М. Для малокомплектной школы // Нар. образование. -1986. -№ 10.-С. 33−35.
  13. P.M. В лабиринтах педагогики. Казань: Изд. Дом печати, 1997. — 144 с.
  14. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. -1996.-№ 2.-С. 11−14.
  15. К. Ш. Готовим кадры для сельской школы // Нар. образование. 1986. — № 6. — С. 33=35.
  16. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения / Башк. пед. ин-т. Уфа, 1996. — 242 с.
  17. К.Ш. Методология и методы педагогических исследований // Учитель Башкирии. 1991. — № 10. — С. 34−42.
  18. Ахияров К.111., Правдив Ю. П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения: Учеб. пособие / Башк. пед. ин-т., Бир. пед. ин-т. Уфа, 1988. — 79 с.
  19. O.A. Учитель и перестройка процесса физического воспитания в школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 35−37.
  20. O.A. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук. М., 1990. — 40 с.
  21. Х.Х. Башкирские народные традиции физического воспитания и их использование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1993.
  22. Х.Х. Башкирские народные традиции физического воспитания (теория и практика). Уфа: Восточный университет, 1995. — 132 с.
  23. В.И. Теория и практика башкирской народной педагогики: Учебное пособие / ВЭГУ. Уфа, 1995. — 135 с.
  24. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 7. — С. 37−41.
  25. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания для всех // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 4. -С. 21.
  26. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. -208 с.
  27. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической1 ооп гп 1 г* к1. y J1D1 i J JJ. — i. — V^. .
  28. В.В. Вопросы организации физического воспитания с учетом профессиональной подготовки. М.: Высшая школа, 1967. — 32 с.
  29. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
  30. М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, Бийск, Научно-исследовательский центр БиГПИ., 1993. — 172 с.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Педагоика, 1968. 464 с.
  32. Н.И. Классный руководитель / Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1978. — 280 с.
  33. Болыная Советская Энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1974. -Т. 18.- 631 с.
  34. В.Г. Подвижные игры на уроках физического воспитания в малокомплектной школе // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 56−60.
  35. E.H. Профессионально-педагогическая направленность физического воспитания при подготовке сельских учителей общеобразовательных предметов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1984. — 20 с.
  36. П.В., Баландин В. И., Евдокимова О. М., Загранцев В. В. Современные технологии валеометрии и укрепления здоровья населения // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С. 9−12.
  37. И.М. «Быть телом» «иметь тело» — «творить тело»: три уровня бытия «Homo somatis» и проблемы физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 7. — С. 2−5.
  38. P.M. Теоретические и организационно-методические проблемы современного физического воспитания: Учеб.-метод. пособие для ст-тов фак-тов физической культуры пед. ин-тов. Уфа, 1999. — 88 с.
  39. P.M. Введение в теорию и методику физического воспитания и спорта: Учеб.-метод. пособие для ст-тов фак-тов физической культуры пед. ин-тов. Уфа, 1997. — 50 с.
  40. Н.И. Физическая культура личности. М.: ФиС, 1989.
  41. М.Я. Педагогические отношения в теории и практике физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1988.-№ 8. — С. 9−11.
  42. М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. — 1991. № 11. -С. 27−30.
  43. М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1990. — 84 с.
  44. М.Я., Беляева В. А. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя. М., 1985. — 60 с.
  45. М.Я., Внуков А. П. Потребность в физическом самосовершенствовании и основы методики ее формирования у студентов // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 5. — С. 33−35.
  46. М.Я., Ключник П. И. Формирование личности будущего учителя в процессе физического воспитания. М., 1989.
  47. М.Я., Сафин P.C. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. — М.: Высшая школа, 1989. 160 с.
  48. В.М. Социально-педагогические проблемы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1992. — №. 7 — С. 13−15.
  49. А.Б. Стимуляция волевых усилий личности на занятиях спортом: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. В. И. Селиванова. — Рязань: РГПИ, 1975. 35 с.
  50. В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5−6. -С. 15−17.
  51. В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учебно-методическое пособие. JL: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988.-45 с.
  52. В.М. Физическая культура и теория // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 5. — С. 18−21.
  53. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев, 1986. — 200 с.
  54. .С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: МО РФ, Челяб. фил. ИПО, 1993.- 240 с.
  55. .С. Философско-методологическое основание стратегии развития образования в России. М., 1993. — 160 с.
  56. И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к в&леологической работе со школьниками: Дне.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995.-215с.
  57. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд. АПН СССР, 1957.-518 с.
  58. Н.С. Пути демократизации школы // Сов. педагогика. -1991.-№ 12.-С.З-11.
  59. И.Н. Социально-педагогические условия формирования социальной устойчивости молодых учителей (на материале сельских школ): Дис.. канд. пед. наук. Л., 1990. — 227 с.
  60. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
  61. В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсменов / В кн.: Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1973. -С. 121−143.
  62. С.Е. Преемственность знаний и развитие мыслительной деятельности учащихся // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−8 классах. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. -С. 31−34.
  63. Л.С. Затруднения учителей малокомплектной сельской школы в воспитательной деятельности и пути их предупреждения в процессе подготовки учительских кадров в педвузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону., 1990. 21 с.
  64. М.Е., Орлов В. Б. Личность обучающегося и ее развитие: Учебное пособие. Челябинск: ЧГПУ, 1997. — 158 е., ил.
  65. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с. 79.3волинская Н.И., Маслов В. И. Путь к идеалу высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 3−4.-0.2−8.
  66. Т. А. Педагогика. М., 1984.
  67. Ф.А. Физическая культура и спорт в жизни Российских женщин // Теория и практика физического воспитания. 1998. — № 9. -С. 45−47.
  68. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1996.-400 с.
  69. Л.А. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань., 1997. — 22 с.
  70. H.A., Шульгин А. И., Унжаков Г. А., Прасалов Н. Д. Теория физического воспитания студентов. Кемерово, 1998. — 150 с.
  71. В.П. Формирование педагогической готовности будущих учителей-предметников к организации физкультурно-оздоровительной работы в школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 200 с.
  72. В.П. Пути повышения эффективности применения традиционных народных упражнений, игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в условиях Якутии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1995. — 27 с.
  73. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград: Перемена, 1994. — 32 с.
  74. В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 24−31.
  75. В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. 1994. — № 1.
  76. O.A. Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Чебоксары., 1998. — 17 с.
  77. B.C. Исследование эффективности взаимосвязи в преподавании физической культуры и физики в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. — Воронеж, 1970. 262 с.
  78. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. Л.: Изд. ЛГУ, 1980. — 172 с.
  79. .Д. Влияние специальных знаний, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи (на примере вузов РСФСР): Дис.. канд. пед. наук. М., 1 ллг 1 лт1У0Э. — 1У 1 с.
  80. М.Е. Структура потребностей и интересов школьников и трудящихся в занятиях физическими упражнениями и спортом: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 21 с.
  81. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд. МГУ, 1981.-584 с.
  82. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  83. П.Ф. Избранные труды. М.: ФиС, 1987. — 205 с.
  84. П.Ф. Новые труды, появившиеся на русском языке по вопросу о физическом воспитании в школе // П. Ф. Лесгафт. Избранные педагогические сочинения / Сост. И. Н. Решетень. М.: Педагогика, 1988. -С. 289−312.
  85. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч. — М.: ФиС., 1952. — Т. 2. — Ч. 2.
  86. Личность и общество: Методические рекомендации / Под ред. К. Ш. Ахиярова и А. Ф. Амирова. Уфа-Стерлитамак.: Изд. Стерлит. гос. пед. институт, 1995. — 30 с.
  87. A.B., Стебельцов Е. А. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 26, 39−41.
  88. Л.И., Грузных Г. М. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С. 9−12.
  89. ЮЗ.Лубышева Л. И., Грузных Г. М. Физическое воспитание в вузе как часть физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1993.-№ 7.-С. 18−19.
  90. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 11−17.
  91. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. -М.: ГЦОЛИФК, 1992. 120 с.
  92. Юб.Лубышева Л. И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 3. -С. 19−21.
  93. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  94. A.B. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.
  95. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. -1990.-№ 9.-С. 11−13.
  96. ПО.Мазитов М. Готовим кадры для сельской школы // Нар. образование. 1986. -№ 9. — С. 39−42.
  97. Ш. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР. — 1957. — Т. 4.
  98. A.C. Лекции о воспитании детей. М.: Учпедгиз. -1947.- 104 с.
  99. И.Максимова В. Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1981. -22 с.
  100. И.П. Образование и этнокультурное возрождение народов Башкортостана. // Роль современной школы в сохранении народных традиций.-Уфа., 1996. 107 с.
  101. Массовая физическая культура в Вузе. / Под ред. В. В. Маслякова, B.C. Матяжова. М.: Высшая школа, 1991. — 240 с.
  102. Пб.Матвеев Л. П., Столяров В. И. Актуальные проблемы истории и фи-лософско-социологической теории физкультуры и спорта. М., 1984. — С. 13.
  103. П7.Матвеев Л. П. Введение в теорию физической культуры. // Уч. по-соб. для институтов физической культуры. -М.: ФиС, 1983. 128 с.
  104. Л.П. Очерки по теории физической культуры. М., 1984. -С. 65−66.
  105. Л.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№ 2.-С. 10−12.
  106. С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Челябинск: ЧТУ, 1998.-255 с.
  107. P.P. Краеведение в школе. Уфа, 1988. — 90 с.
  108. P.P. Проблемы и перспективы новейших педагогических технологий // Проблемы инновационного образования: Тез. докл. науч.-практ. конф. (30−31 марта 1995 г.) / ВЭГУ. Уфа, 1995. — С. 28−30.
  109. А .Я. Инновации в образовании. Челябинск: Изд. Чел.ГУ., 1995.-282 с.
  110. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. М.: ФиС, 1998. — 496 с.
  111. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века.
  112. Г И ГГГГЧАП 1 СГП 1 Л О —1v1.: ivlfirvj^, 1УУ /. — 142 с.
  113. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990.-С. 41−47.
  114. Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. -1997.-№ 6.-С. 2−10.
  115. С.М. Межпредметные связи в обучении школьников английскому языку. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  116. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе // Книга для учителя / Под ред. П. Т. Фролова. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  117. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М: Просвещение, 1988. — 480 с.
  118. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 604 с.
  119. Педагогический словарь. В 2-х т= Т= L — М.: .Акад. пед. наук РСФСР, 1960.-774 с.
  120. Педагогический словарь. В 2-х т. Т. 2. — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 766 с.
  121. В.А. Педагогический процесс на уроках физической культуры в классах малокомплектной школы: В книге «Урок в малокомплектной школе» / Под. общей редакцией А. Б. Кондратенкова и Е. Г. Осовского. -Смоленск-Саранск. 1990. — С. 164−177.
  122. A.B. Общая психология. М.: Просвещение., 1986.464 с.
  123. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. -М., 1996.
  124. И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432с.
  125. Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: ФиС. — 1970.
  126. Н.И. Еще раз о теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 6. — С. 46−49.
  127. Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 5. — С. 26−29.
  128. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: * Знание, 1987.-80 с.
  129. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. / Под ред. И.Д. Зверева- НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. М.: Педагогика, 1978. — 320 с.
  130. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенйна. w /→ />1. JV1.,
  131. М.В. Физическая культура педагога как часть его общей культуры: Методические рекомендации в помощь самообразованию педагога-воспитателя. Л., 1983. — С. 10−16.
  132. И.Н., Мелия М. И. Перспективы совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов институтов физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 4. — С 17−18.
  133. И.Н. Научно-педагогические основы физического воспи= тания в советской школе: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1973. — 56 с.
  134. C.JI. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  135. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  136. П.А. Психология: Учебник для институтов физической культуры. -М.: ФиС, 1974. 512 с.
  137. В.Г. Школа в условиях обновления. М.: Инст. ПТ и МИ, 1993.- 167 с.
  138. .А. Задачи и содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических институтов: Учебно-методическое пособие. -М., 1968. В. 1. — С. 42−58.
  139. B.C. Руководство внеклассной воспитательной работой в сельской школе. // Проблемы развития сельской школы.: Сб. ст. / Под ред. JI.A. Кондратенкова. Смоленск, 1978. — С. 43−52.
  140. Сельская школа в системе социального воспитания. // Научно-методический бюллетень. / Под ред. М. П. Гурьяновой, В. Е. Львова, И. Ф. Выдрина. Москва-Запорожье: Изд. АПН СССР, 1990. — 233 с.
  141. Д.Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1953.
  142. Н. Национальные народные праздники в Татарии и их физкультурное значение. Казань: Татгоскздат, 1945= - 56 с.
  143. В.А. Физическое воспитание школьников в условиях учебно-воспитательного комплекса (на материале сельских школ Узбекистана): Дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 149 с.
  144. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  145. В.А. Целевая исследовательская программа «Учитель»: поиски, находки, потери (Теория и практика высшего педагогического образования). М., 1992. — 24 с.
  146. В.А., Спасибенко С. Г., Виленский М. Я. Физическое воспитание в системе формирования социально активной личности будущего учителя// Теория и практика физической культуры. 1981. — № 10. — С. 42−44.
  147. И.С. Народные игры и использование их в воспитании. -М., 1995.
  148. В.А. Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1973. — 22 с.
  149. П.С. Методологические и теоретические основы коммунистического воспитания и всестороннего развития личности средствами физической культуры и спорта: Автореф. дис.. докт. физ. наук. М., 1980. — 56 с.
  150. В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С. 11 -15.
  151. В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. М.: РГАФК, 1995.171 .Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / Избранные сочинения в 3-х томах. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. — С. 25−26.
  152. Р.З. Формирование творческой личности социальная функция современной сельской школы // Проблемы развития личности в условиях сельской школы: Сб. науч. трудов / Отв. Ред. Р. З. Тагариев. — М.: Изд. РАО, 1996.-С. 3−20
  153. ПЗ.Тагариев Р. З. Экономическое образование сельских школьников. -М.: Изд. РАО, 1996. 257 с.
  154. Р.З., Малявина C.B. Некоторые проблемы гуманизации современной школы // Проблемы развития личности в условиях сельской школы: Сб. науч. тр. М.: Изд. РАО, 1996. — С. 20−28.
  155. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992. -41 с.
  156. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста // Совр. высш. шк. 1986. — № 2. — С. 75−83.
  157. Теория и методика физического воспитания. // Под ред. Л. П. Матвеева.-М., 1976. С. 7.
  158. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  159. Ф.Ш. Еще раз о соотношении педагогической науки и педагогической практики // Вестник ВЭГУ. № 3. Педагогика. — Уфа: «Восточный университет», 1996. — С. 72−76.
  160. В.П. Теория ценностей в марксизме. Изд. ЛГУ, 1968.
  161. Улучшить подготовку учителя сельской школы // Пр. высшего педагогического образования: Материалы конференции / Ред. коллегия: Н. Д. Никандров /отв. ред./ и др. Л., 1971. — С. 48−49.
  162. Н.П. Психологическое состояние учащихся малокомплектной школы в учебной и трудовой деятельности // Особенности учебновоспитательного процесса в сельской малокомплектной школе: Межвуз. сб. научных трудов. В. 49. — Ярославль., 1984. — С. 35−40.
  163. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя: Учебное пособие / М. Я. Виленский, В.А. Беляева- под общей ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 60 с.
  164. Физическая культура личности // 13-я Всесоюз. конф. по проблемам культуры личности. Горький, 1985. — 180 с.
  165. Физическое воспитание. / Программа для высших учебных заведений.-М.: МГУ, 1994.
  166. Физическое воспитание. / Программа для высших учебных заведений.-М.: МГУ, 1990.
  167. Физическое воспитание. / Программа для высших учебных заведений.-М.: МГУ, 1991.
  168. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  169. Ю.А. Физическая культура // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 8. — С. 45.
  170. B.C. Из мышления о педагогике. Уфа: Изд. БашГПИ, 1998−200 с.
  171. Э .Ш. Основы педагогической профориентации. М., 1996.- 173с.
  172. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  173. Ф. Статьи по эстетике. -М., 1935.
  174. Е.П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена: Учебно-методическое пособие. Омск: ОГИФК, 1986. — 88 с.
  175. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  176. Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников: (социально-педагогические аспекты): Дис-. докт. пед. наук. М., 1991. — 448 с.
  177. Д.С. Подготовка студентов педагогического института к работе с пионерами в условиях сельской школы: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1973.- 198 с.
  178. Н.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с. 201 .Dewej J. My Pedagogical Credo. Wach, 1929. — P. 12.
  179. Spackman L. Health Related Fitness, Seminar Report, Cheltenham. -P. 18−19.
  180. Sports Council. Exercise, Why Bother? Published by Health Education Council, 1982.-P. 77−79.
Заполнить форму текущей работой