Системы учета запасов на предприятии (на примере ОАО «Березастройматериалы»)
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии… Читать ещё >
Системы учета запасов на предприятии (на примере ОАО «Березастройматериалы») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Внутренние изменения и внешние противоречия промышленного предприятия, так или иначе, связаны с материальными запасами, что говорит о необходимости научного подхода к управлению ими.
Актуальность проблемы оптимизации запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.
Политика управления запасами представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, снижение затрат на их обслуживание, создание системы контроля за их движением. Разработка политики управления запасами предусматривает такие этапы, как анализ товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде; определение целей формирования запасов; оптимизацию размера основных видов текущих запасов; оптимизацию всей суммы товарно-материальных ценностей организации; формирование эффективной системы контроля за движением запасов в организации.
Существуют две основные модели управления запасами, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами: система с фиксированным размером заказа и система с фиксированным интервалом времени между заказами. Сущность первой модели заключается в том, что заказ делается, когда количество продукции достигает порога заказа. В отличие от нее вторая система не зависит от количества продукции, заказы делаются через равные промежутки времени.
Основной целью данной работы является выявление основных направлений совершенствования системы учета запасов на предприятии и повышение эффективности использования запасов предприятия.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
— определить понятие, сущность и значение запасов;
— дать характеристику моделей управления и учета запасов, показатели эффективности системы управления и учета запасов предприятия;
— провести анализ запасов промышленной организации;
— провести анализ влияния запасов организации на показатели деятельности организации;
— дать оценку системы учета запасов на предприятии;
— определить основные направления совершенствования системы учета запасов на предприятии.
Объектом исследования является ОАО «Березастройматериалы».
Предметом исследования является система учета запасов предприятия.
Источниками информации выступили: нормативно-правовые документы регулирования хозяйственной деятельности в РБ, теоретическое работы авторов по проблемам управления логистическими процессами Гаджинского А. М., Удовенко В. М. и авторов спенциалистов по управлению запасами Волгина В. В., Вирабова С. А., Гудкова Ф. А., Демчева Г. М., Ковалева В. П., Кривчука В. И., отчетная документация, годовые балансы, бизнес-планы предприятия.
В работе использовались общенаучные и специальные методы исследования и обработки практического материала. К общенаучным методам исследования относятся анализ, синтез, системность, метод логического умозаключения. К специальным способам экономического анализа относятся балансовый метод, факторный анализ, сравнение, выборка, относительных и абсолютных разниц.
Источниками информации для написания курсовой работы явились инструкции, официальные материалы, учебники, научные труды, периодические издания по теме исследования.
1. Теоретические аспекты системы учета запасов предприятия
1.1 Понятие и виды запасов, их роль в обеспечении успешного функционирования предприятия Запас — то, что приготовлено, собрано для последующего потребления. Сопоставляющими запаса могут быть информация, финансовые ресурсы или прочие разнообразные ценности. В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам. Запасы в логистике и в управлении цепями поставок составляют товарно-материальные ценности.
Материальные запасы — это находящиеся на различных стадиях производства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного [6, с. 157].
Под производственными запасами понимают элементы производства, используемые в качестве предметов труда, предназначенные для переработки или использования в производственном процессе при создании новой потребительной стоимости либо для хозяйственных нужд. В соответствии с установленным порядком производственные запасы включаются в состав средств в обороте. Они целиком потребляются в пределах одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции (работ, услуг). [13, c. 58]
Согласно Инструкции № 133 принятой постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 N 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» в качестве запасов к бухгалтерскому учету принимаются активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации.
К запасам относятся:
— сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части, тара (далее — материалы);
— инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, сменное оборудование, специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь, временные (нетитульные) сооружения и приспособления (далее — отдельные предметы в составе средств в обороте);
— животные на выращивании и откорме;
— незавершенное производство;
— готовая продукция;
— товары.
Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.
В процессе производства материалы используются по-разному. В зависимости от роли, которую играют материалы в производственном процессе, их можно классифицировать следующим образом (рисунок 1.1.).
Такой метод группировки материалов нашел свое отражение в Инструкции по применению Плана счетов, предусматривающей ведение учета материалов на соответствующих субсчетах, открываемых к счету 10 «Материалы».
Сырье и материалы. К сырью относят продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства, поступающие в переработку (руда, хлопок, молоко). Материалами считают продукты, прошедшие предварительно промышленную обработку (металл, ткани).
Рисунок 1.1- Классификация запасов ПримечаниеИсточник: [16, c. 81]
Материалы делятся на основные, образующие физическую основу изготовляемой продукции (металл — для машин; кожа — для обуви), и вспомогательные, которые придают продукции особые качества (краски), потребляются средствами труда (смазочные, обтирочные), используются для содержания помещения в чистоте.
По функциональной роли и назначению в процессе производственные запасы подразделяются на следующие группы:
— сырье и основные материалы Ї они составляют вещественную основу продукции и являются необходимыми компонентами при ее изготовлении. Сырьем является продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности (картофель, зерно, нефть, руда и др.), материалами Ї продукция обрабатывающей промышленности (мука, ткань, древесина, бензин, металл и т. д.);
— вспомогательные материалы Ї они используются для воздействия на сырье и основные материалы, а также для обслуживания процесса производства;
— покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали, прошедшие некоторые стадии обработки, но еще не являющиеся готовой продукцией, а составляющие только ее материальную основу;
— топливо для производственных и хозяйственных нужд;
— тара и тарные материалы, которые используются для упаковки, хранения, транспортировки готовой продукции и материалов;
— запасные части, используемые для ремонта и замены изношенных деталей машин, оборудования, транспортных средств;
— материалы, переданные в переработку на сторону;
— инвентарь и хозяйственные принадлежности;
— специальная оснастка и специальная одежда на складе;
— специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации [18, с. 94].
Таким образом, под производственными запасами понимают элементы производства, используемые в качестве предметов труда, предназначенные для переработки или использования в производственном процессе при создании новой потребительной стоимости либо для хозяйственных нужд. В соответствии с установленным порядком производственные запасы включаются в состав средств в обороте. Они целиком потребляются в пределах одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции (работ, услуг).
В качестве запасов к бухгалтерскому учету принимаются активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации.
1.2 Характеристика моделей управления и учета запасов, показатели эффективности системы управления и учета запасов предприятия Материальные запасы образуются в логистических системах в основном из-за несовпадения интенсивностей входного и выходного потоков или их асинхронности. Поскольку выходной поток, как правило, задан для логистической системы (производственный спрос или сформированный портфель заказов производственных предприятий и оптовых посредников) или его интенсивность определяется внешними факторами (спрос в розничной торговле), то уровень запаса регулируется путем изменения параметров входного материального потока. Поэтому; строго говоря, объектом управления в теории запасов являются не сами запасы, а параметры входного потока (главным образом его интенсивность, — размер заказа и интервал между поставками), а уровень запаса служит лишь в качестве контролируемого параметра (своего рода измерителя).
Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль. Речь может идти как о внешних потребителях, которые покупают товары, так и о внутренних, использующих складированные товары внутри организации. Во второй части говорится об определении объема запасов, необходимых для удовлетворения ожиданий потребителей, который обеспечит максимальную отдачу вложенных в эти товары средств. Эти две составляющие эффективного управления запасами не противоречат, а фактически дополняют друг друга.
Рассмотрим этапы управления запасами:
1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде. Основная задача данного анализа Ї выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде, оценка эффективности их использования. Данный анализ включает в себя четыре стадии:
— на первой стадии рассматриваются показатели общей суммы запасов: темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных активов.
— на второй стадии анализируется структура запасов: их виды и основные группы, выявляются сезонные колебания их размеров.
— на третьей стадии изучается эффективность использования разных видов и групп запасов, их объем в целом, который характеризуется показателями оборачиваемости и рентабельности.
— на четвертой стадии анализируются объем и структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов затрат.
2. Определение целей формирования запасов. Запасы, которые включаются в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии для разных целей:
— обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
— обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);
— накопление сезонных запасов, которые обеспечивают хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов, готовой продукции).
3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов. Оптимизация связана с разделением всех запасов на производственные запасы (запасы сырья, материалов, полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В каждом виде запасов выделяют запасы текущего хранения (постоянно обновляемая часть запасов) [18, с. 233].
4. Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов. Расчет оптимальной суммы запасов каждого вида (в целом и по основным группам учитываемой их номенклатуры) осуществляется по формуле (1.1):
Зп = (Нтх Оо) + Зсх + Зцн, (1.1)
где — оптимальная сумма запасов на конец рассматриваемого периода;
— норматив запасов текущего хранения в днях оборота;
— однодневный объем производства (для запасов сырья и материалов) или реализации (для запасов готовой продукции) в предстоящем периоде;
— планируемая сумма запасов сезонного хранения;
— планируемая сумма запасов целевого назначения других видов.
5. Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов. Управление этими процессами осуществляется путем оптимизации материальных потоков запасов. Основной целью оптимизации материальных потоков предприятия является обеспечение своевременной доставки различных материальных активов в необходимом количестве в нужные пункты с минимум затрат на осуществление этого процесса.
6. Обоснование учетной политики оценки запасов. При отпуске запасов в производстве, продаже и другом выбытии предприятие может осуществлять их оценку с помощью следующих методов:
— идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
— средневзвешенной себестоимости;
— себестоимости первых по времени поступления запасов (метод FiFO);
— себестоимости последних по времени поступления запасов (метод LiFO);
— нормативных затрат;
— цены продажи.
7. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии. Материальный поток — материальная продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу. Когда поток отнесен к моменту времени, он переходит в запас, форму движения материального потока при нулевой скорости его перемещения в пространстве. Они образуются в логистических системах (звеньях, цепях) вследствие несинхронности входного и выходного потоков или неравенства их интенсивностей [2, с. 46]. Управление запасами осуществляется путем воздействия на определенные параметры потоков и запасов в логистических системах. Выделяют 3 группы параметров:
— параметры спроса (интенсивность потребления (расхода) за период, функция спроса (потребления) за период и др.)
— параметры заказов и поставок (размер заказа, точка заказа, интервал поставки, размер партии поставки и др.)
— параметры уровня запасов [3, с. 36].
Выходной поток (производственный спрос, спрос в торговле) является, как правило, заданным. Поэтому, строго говоря, объектом управления в теории запасов являются параметры входного потока (его интенсивность — размер заказа и интервал между поставками). Уровень запаса служит лишь в качестве контролируемого параметра [3, с. 124].
Различают следующие уровни общего запаса:
1. Максимальный уровень = максимальный уровень текущего запаса + страховой и подготовительный запасы
2. Минимальный уровень = страховой и подготовительный запасы
3. Средний уровень = средний уровень текущего запаса + страховой и подготовительный запасы Рисунок 1.2 — Графическая интерпретация параметров уровней запаса и его частей ПримечаниеИсточник: [4, c. 107]
Регулировать уровень запаса можно 3 основными способами:
· Изменение размера заказа (партии поставки)
· Изменением периода заказа (интервал поставок)
· Одновременным изменением размера заказа и интервала между поставками его частей.
В зависимости от использования одного из этих подходов выделяют 3 принципиальные системы регулирования. Периодический метод (система регулирования с фиксированной периодичностью заказа). В рамках данного метода через равные промежутки времени производится контроль уровня запаса и формируется заказ. Условием его использования является более или менее равномерное потребление запаса.
Релаксационный метод (система регулирования запасов с фиксированным размером заказа). Сущность метода заключается в постоянном контроле за уровнем запаса и его краткосрочном прогнозировании с целью определения момента выдачи заказа. Достоинства системы: фиксированный размер партии поставки, адаптивность к изменениям внешней среды и внутренних параметров логистической системы.
Рисунок 1.3 — Изменение уровня запаса при периодическом методе регулирования Примечание-Источник: [4, c. 114]
Рисунок 1.4 — Изменение уровня запаса при релаксационном методе регулирования Примечание-Источник: [4, c. 114]
Двухуровневая система регулирования запасов (система «минимум-максимум»). Более распространенной модификацией метода, применяемой за рубежом, является система с 2 фиксированными уровнями запасов без постоянной периодичности заказа и с его плавающим объемом (рис. 1.5).
Рисунок 1.5 — Изменение величины запаса при двухуровневом методе регулирования Примечание-Источник: [4, c. 114]
Сущность стратегии заключается в определении 2 уровней запаса: максимально допустимого (S) и уровня, определяющего точку заказа (s). Главное достоинство системы — более высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
Рассмотренные системы регулирования предполагают относительную неизменность условий протекания логистических процессов, не учитывают затраты на запасы, специфику конкретной производственно-коммерческой структуры. Они являются лишь частью системы управления запасами. Для ее организации необходимо задать нормативные параметры, которые могут быть определены путем экономико-математического моделирования логистических процессов [4, с. 114].
2. Анализ эффективности системы учета запасов предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Березастройматериалы»
Свою историю ОАО «Березастройматериалы» начинает с 1 января 1967 года, когда Решением Брестского областного совета депутатов трудящихся № 478 от 13 декабря 1967 года из состава Березовского райпромкомбината в целях дальнейшей специализации предприятий местной промышленности был выделен и создан с 1 января 1967 года Березовский комбинат строительных материалов.
Основной вид деятельности — промышленное производство строительных материалов.
Предприятием ОАО «Березастройматериалы» руководит директор, аппарат управления состоит из главного инженера, заместителя директора, заместителя директора по финансово-экономическим вопросам — главного бухгалтера, производственно-технического отдела, отдела материально — технического снабжения, отдела автоматизированных систем управления, отдела правовой и кадровой работы, отдела бухгалтерского учета и финансовых операций, расчетного отдела, планово-экономического отдела.
Объемы выручки предприятия ежегодно увеличиваются, на что указывает анализ показателей Отчётов о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности за три последних года (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 — Анализ основных показателей деятельности ОАО «Березастройматериалы» за 2012 — 2014 годы
Показатели | Значения, млн рублей | Отклонение млн. руб. | Темп роста, % | |||||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2013/2012 | 2014/2013 | 2013/2012 | 2014/2013 | ||
Выручка от реализации | 327,4 | 151,6 | ||||||
Себестоимость реализации | 327,6 | 157,2 | ||||||
Валовая прибыль | 326,7 | 131,9 | ||||||
Расходы на реализацию | 337,7 | 129,0 | ||||||
Прибыль (убыток) от реализации | 280,3 | 146,7 | ||||||
Прибыль (убыток) от текущей деятельности | 177,4 | 147,3 | ||||||
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности | — 3706 | — 5924 | — 6767 | — 2218 | — 843 | 159,8 | 114.2 | |
Прибыль (убыток) отчётного периода (до налогообложения) | — 1116 | — 1330 | ; | — 214 | ; | 119,2 | ; | |
Чистая прибыль (убыток) | — 1116 | — 1330 | ; | — 214 | ; | 119,2 | ; | |
Результат переоценки долгосрочных активов | 117,5 | 291,6 | ||||||
Совокупная прибыль (убыток) | 117,4 | 310,9 | ||||||
Примечание-Источник: составлено на основе Приложений А-Б
Из таблицы 2.1 видно, что в 2013 году по сравнению с 2012 годом выручка от реализации продукции предприятия увеличилась на 81 812 млн руб. или 227,4 п.п., что связано с расширением производства и выпуском новых видов продукции, в 2014 г. выручка от реализации возросла на 51,6 п.п. и составила 178 570 млн руб.
Себестоимость продукции в 2013 году увеличилась на 63 825 млн руб. или 227,6 п.п. по сравнению с 2012 годом и составила 91 864 млн руб., в 2014 году темп роста затрат по отношению к 2013 г. составил 157,2%.
Валовая прибыль предприятия в анализируемом периоде имеет тенденцию к росту. Так, в 2013 году валовая прибыль ОАО «Березастройматериалы» увеличилась на 226,7 п.п. по отношению к 2012 г., в 2014 году валовая прибыль предприятия составила 34 186 млн руб., темп роста к 2013 г. составил 131,9%.
Расходы на реализацию продукции ОАО «Березастройматериалы» в 2013 году по отношению к 2012 г. выросли на 237,7 п.п. и составили 21 645 млн руб. В 2014 году темп роста составил 129% по отношению к 2013 году.
Прибыль от реализации продукции предприятия в 2013 году увеличилась на 180,3 п.п. по сравнению с 2012 годом и составила 4278 млн руб., в 2014 году темп роста прибыли от реализации составил 146,7%. По отношению к 2013 году.
Прибыль от текущей деятельности ОАО «Березастройматериалы» в 2013 году увеличилась на 2004 млн руб. по сравнению с 2012 г. и составила 4594 млн руб. В 2014 году прибыль от текущей деятельности увеличилась на 2173 млн руб. и составила 6767 млн руб.
Убыток от инвестиционной, финансовой и иной деятельности предприятия в 2013 году составил 5924 млн руб., в 2014 году убыток от инвестиционной, финансовой и иной деятельности составил 6767 млн руб., темп роста 114,2%.
Совокупная прибыль в 2013 году составила 20 056 млн руб. темп роста к 2012 г. 117,4%, в 2014 году темп роста составил 310,9%, в абсолютном выражении совокупная прибыль предприятия в 2014 году увеличилась на 42 303 млн руб. и составила 62 359 млн руб.
В целом можно сделать вывод что в 2014 году эффективность хозяйственной деятельности предприятия повысилась.
Рассчитаем коэффициенты платежеспособности предприятия на конец 2012, на конец 2013 конец 2014 года и полученные результаты занесем в таблицу 2.2
Таблица 2.2 — Результаты расчета коэффициентов платежеспособности субъекта хозяйствования на конец 2012 — 2014 годы
Наименование показателя | На конец 2012 г. | На конец 2013 г. | На конец 2014 г. | Нормативное значение | |
Коэффициент текyщей ликвидности (К1) | 0,89 | 0,81 | 0,56 | K1>=1 | |
Коэффициент обеспеченности сoбственными обоpотными сpедствами (К2) | — 0,12 | — 0,24 | — 0,78 | K2>=0,1 | |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) | 0,73 | 0,60 | 0,47 | К3 <= 0,85 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабсл) | 0,12 | 0,10 | 0,05 | Кабсл>=0,2 | |
Коэффициент оборачиваемости капитала | 0,63 | 1,30 | 1,63 | оборачиваемость повысилась | |
Коэффициент оборачиваемости обoротных средств | 1,20 | 5,92 | 8,54 | оборачиваемость оборотных средств повысилась | |
Коэффициент финансовой независимoсти | 0,27 | 0,40 | 0,53 | Кфн>=0,4 — 0,6 | |
Коэффициент капитализации | 2,66 | 1,47 | 0,90 | Ккап<=1,0 | |
Примечание-Источник: составлено на основе Приложений А-Б
Из таблицы 2.2 видно, коэффициент текущей ликвидности в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизился на 0,08, а в 2014 году снизился на 0,33 по сравнению с 2012 годом; коэффициент абсолютной ликвидности снизился на 50% в 2014 году по сравнению с 2013 годом и на 0,07 по сравнению с 2012 годом. Производство продукции за 2012 — 2014 г. г. в натуральном выражении представлено в таблице 2.3 и рисунке 2.1
Таблица 2.3 — Производство продукции ОАО «Березастройматериалы»
№ п/п | Наименование продукции | Ед. изм. | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2014 г. % к 2013 г. | 2013 г. % к 2012 г. | |
1. | Плитки керамические облицовочные | т.м2 | 4111,6 | 4387,0 | 4651,5 | 106,0 | 106,7 | |
2. | Плитки керамические для полов | т.м2 | 1461,0 | 1415,8 | 1543,3 | 109,0 | 96,9 | |
3. | Минераловатные изделия | т.м3 | 205,9 | 192,1 | 76,7 | 39,9 | 93,3 | |
4. | Декоративные элементы | т.м2 | 28,8 | 289,9 | 379,9 | 131,1 | Х | |
Примечание-Источник: составлено на основе Приложений А-Б
Можно сделать вывод, что объем облицовочной керамической плитки немного снизился, а вот объем производства плитки керамической для пола увеличился, что говорит об увеличении мощностей предприятия в основном, за счет реализации оргтехмероприятий по оптимизации производственного процесса, снижению потерь и т. д.
Рисунок 2.1- Производство продукции ОАО «Березастройматериалы»
Примечание-Источник: составлено на основе Приложений А-Б Неполное использование мощностей на минераловатных изделиях объясняется в первую очередь сезонностью спроса на эту продукцию, а так же невозможностью выпуска широкого ассортимента данной продукции на существующем физически и морально устаревшем оборудовании, во-вторых, с вступлением в силу новых (ужесточающих) требований к минераловатным плитам ГОСТа с середины 2013 года, предприятие не может обеспечить производство данной продукции в полной мере соответствующей требованиям стандарта и вынуждено было отказаться от производства минераловатного утеплителя.
2.2 Анализ состава структуры и динамики запасов Проанализируем структуру запасов предприятия в таблице 2.4
Таблица 2.4- Структура запасов ОАО «Березастройматериалы»
Показатель | 2013 г. | Уд. вес % | 2014 г. | Уд. вес % | Откл. | Откл. уд. веса | |
Запасы | 72,4 | 74,0 | — 872 | 1,6 | |||
в том числе: материалы | 72,4 | 73,9 | — 881 | 1,5 | |||
Готовая продукция и товары | ; | ; | 0,1 | ; | ; | ||
Расходы будущих периодов | 1,4 | 1,7 | — 3 | 0,3 | |||
НДС по приобретенным товарам, работам, услугам | 0,2 | 1,6 | 1,3 | ||||
Краткосрочная дебиторская задолженность | 25,5 | 20,5 | — 652 | — 5,0 | |||
Денежные средства и их эквиваленты | 0,4 | 2,2 | 1,8 | ||||
Прочие краткосрочные активы | 0,1 | 0,1 | ; | ; | |||
Итого | — 1343 | ; | |||||
Примечание-Источник: собственная разработка на основе годовой отчетности предприятия Таким образом, величина запасов предприятия в 2014 году снизилась на 872 млн руб. и составила 4579 млн руб. В структуре запасов преобладают материалы 72,4% в 2013 году и 73,9% в 2014 году. Краткосрочная дебиторская задолженность в структуре запасов в 2014 году составила 20,5%, что на 5% ниже чем в 2013 году. Денежные средства и их эквиваленты составили 134 млн руб. в 2014 году или 2,2% в структуре запасов.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости предприятия по сч 43 «Готовая продукция» исходящее дебетовое сальдо на конец 2012 года составило 3,556 млн руб., в 2013 году остаток по дебету счета увеличился и составил 5,361 млн руб., в 2014 году соответственно 14,856 млн руб.,
Оборотно-сальдовые ведомости предприятия по сч 10 «Материалы») показывают, что в 2012 году сальдо по дебету материалов составило 5,796 млн руб., в 2013 году запасы материалов увеличились до 6,519 млн руб., в 2014 году исходящее дебетовое сальдо составило 5,696 млн руб.
Оборотно-сальдовые ведомости предприятия по сч 32 показали что ОАО «Березастройматериалы» не имеет остатков в незавершенном производстве.
Динамика структуры производственных запасов приведена в таб. 2.5.
Таблица 2.5 — Анализ состава, структуры и динамики производственных запасов
Наименование показателя | Ед. изм. | 2013 год | 2014 год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | |
Запасы и затраты, всего | млн.руб. | — 1343 | 82,2 | |||
Сырье, материалы и прочие аналогичные | млн. руб | — 881 | 83,8 | |||
в % к общей сумме | 72,4 | 73,9 | 1,5 | 102,1 | ||
Незавершенное производство и полуфабрикаты | млн. руб | ; | ; | ; | ; | |
в % к общей сумме | ; | ; | ; | ; | ||
Готовая продукция | млн. руб | ; | ; | |||
в % к общей сумме | ; | 0,1 | 0,1 | |||
Товары отгруженные | млн. руб | ; | ; | ; | ; | |
в % к общей сумме | ; | ; | ; | ; | ||
Расходы будущих периодов | млн.руб. | — 4 | 97,2 | |||
в % к общей сумме | 1,4 | 1,7 | 0,3 | 121,4 | ||
Примечание-Источник: собственная разработка
Данные анализа Таблицы 2.5 показали, что запасы и затраты в 2014 году снизились на 1343 млн. рублей (17,8%), Готовая продукция по сравнению с 2014 годом увеличилась на 9 млн.рублей. Расходы будущих периодов снизились и составили 103 млн. рублей, что на 2,8% меньше чем за аналогичный период 2013 года.
Далее целесообразно проанализировать оборачиваемость запасов по их видам в 2013;2014 гг. в таблице 2.5
Для расчета продолжительности одного оборота необходимо средние остатки запасов разделить на выручку от реализации продукции и умножить на количество дней в периоде — формула 2.1. Выручка от реализации продукции в 2013 году составила 69 519 млн руб., а в 2014 году 125 533 млн руб.
Доб = Ч 360 / В, (2.1)
где Добпродолжительность одного оборота запасов, ОА-средние за год остатки запасов, Ввыручка от реализации товаров.
В таблице 2.6 проанализируем оборачиваемость запасов.
Таблица 2.6- Оборачиваемость запасов
Показатели | Средние остатки | Длительность оборота, дни | Изменение длительности оборота, дни | ||||||
2013 год, млн. руб | 2014 год, млн. руб | 2013 год Доб2013 = 2013 Ч 360 / В2013 | Условная Добусл = 2014 Ч 360 / В2013 | 2014 год Доб2014 = 2014 Ч 360 / В2014 | всего | За счет изменения остатков об. ср. | За счет изменения выручки | ||
1. Запасы (материалы и сырье) | 0,24 | 0.21 | 0,18 | — 0.06 | 0.06 | ||||
2Готовая продукция | ; | 115,8 | 40,5 | 133,1 | 92,6 | — 75,3 | — 92,6 | ||
3Дебиторская задолженность | 62,2 | 20,0 | 15,2 | — 47,0 | — 42,2 | 4,8 | |||
4 Денежные средства | 435,8 | 331,5 | 78,0 | 182,4 | 104,4 | ||||
Итого оборотных активов | 374,6 | 387,4 | 469,3 | 48,3 | 64,9 | 16,6 | |||
Примечание-Источник: собственная разработка на основе годовой отчетности предприятия Из данных таблицы 2.6 видно, что в 2014 году продолжительность одного оборота запасов увеличилась на 48,3 дня, что свидетельствует о значительном замедлении оборачиваемости.
Наиболее значительное замедление оборачиваемости наблюдается по денежным средствам (на 78 дней). Замедление оборачиваемости денежных средств на 78 дней было вызвано увеличением остатков денежной наличности, что может быть следствием нерационального управления денежными средствами. Поскольку денежные средства, находясь в кассе или на счетах в банке, не приносят дохода, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного минимума. В то же время наблюдается ускорение дебиторской задолженности (на 47 дней), что свидетельствует о более эффективно организованном управлении дебиторской задолженностью и об укреплении расчетно-платежной дисциплины.
Расчет влияния факторов на длительность оборота произведем приемом цепных подстановок.
Доб. за 2013 г. = (ОЗ2013 г. • 365)/Р2012г.=(5451•365) / 69 519 = 28,6 дня.
Доб. 2014 г.=(ОЗ2014 г.•365)/Р2014 г.= (4570 • 365) / 125 533 = 13,28 дня.
Путем сравнения расчетов определяем влияние изменения объема реализованной продукции:13,28- 28,6 = - 15,32 дня Расчеты влияния рассматриваемых факторов на изменение величины производственных запасов приведены в табл. 2.7
Таблица 2.7 — Расчет влияния факторов изменения производственных запасов ОАО «Березастройматериалы» год (млн руб.)
Показатель | Формула | Расчет влияния | Размер влияния | |
Изменение норм запасов | ?ПЗ = (НПЗф — НПЗп)•ОППЗф | (23 — 21) • 47 | + 94 | |
Изменение среднедневной потребности в материалах | ?ПЗ = (ОППЗф — ОППЗп)•НПЗф | (47 — 41) • 21 | + 126 | |
Итого: | + 220 | |||
Примечание-Источник: собственная разработка на основе годовой отчетности предприятия Из табл. 2.7 видно, что увеличение производственных запасов за весь анализируемый период произошло за счет изменения их норм и однодневной потребности в общей сумме 220 млн руб.
Таблица 2.8 — Анализ состояния производственных запасов за 2014 год
Месяц | Остаток запасов, тыс. рублей | Средние остатки, тыс.руб. | Расход материалов за месяц, тыс. руб. | Однодневный расход материалов тыс. руб . | Фактический запас, дни | ||
на начало периода | на конец периода | ||||||
Январь | |||||||
Февраль | |||||||
Март | |||||||
Апрель | |||||||
Май | |||||||
Июнь | |||||||
Июль | |||||||
Август | |||||||
Сентябрь | |||||||
Октябрь | |||||||
Ноябрь | |||||||
Декабрь | |||||||
Примечание-Источник: собственная разработка на основе годовой отчетности предприятия Данные анализа указывают что, на протяжении года фактические запасы материальных оборотных активов ежемесячно составляют почти 2 или более 2-х месяцев, это говорит о том, что предприятие имеет достаточное количество запасов для осуществления производственной деятельности и существует возможность расширения масштабов производства. Однако, на предприятии сложившиеся фактические запасы велики, и одним из резервов улучшения эффективности использования оборотных средств (в частности, производственных запасов в виде сырья, материалов и комплектующих) является оптимизация общего размера и структуры запасов.
В процессе анализа производится сопоставление фактического поступления материальных ресурсов и плановой их потребности для производства, устанавливается полнота и правильность расчета потребности в материальных ресурсах, производится выполнение поставщиками договоров по количеству и срокам поставок. Анализ обеспеченности материальными ресурсами следует начинать с расчета величины планового в днях. Нормы производственного запаса материалов в днях определяется по формуле 2.1:
Зн = Тз + Пз + Гз + Сз, (2.1)
где Зн — нормативный запас;
Тз — текущий запас;
Пз — подготовительный запас;
Гз — страховой запас;
Сз — сезонный запас.
Таблица 2.9 -Составные нормативного запаса
Наименование запаса | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Текущий запас | ||||
Подготовительный запас | ||||
Страховой запас | ||||
Сезонный запас | ||||
ИТОГО: нормативный запас | ||||
Примечание-Источник: собственная разработка на основе годовой отчетности предприятия Величина абсолютного нормативного запаса (Аз) в натуральном измерении исчисляется по формуле 2.2:
Аз = Зн * Др, (2.2)
где Зн — нормативный запас, Др — однодневный расход материалов.
в 2012 году Зн = 8407, Др = 1230,83;
в 2013 году Зн = 7107, Др = 420,66;
в 2014 году Зн = 14 745, Др = 3497,25.
Аз = 8704 • 1230,83 = 10 713 144 т. — в 2012 году, Аз = 7107 • 412,66 = 2 932 774,6 т. — в 2013 году, Аз = 14 745 • 3497,25 = 51 566 951 т.- в 2014 году.
Фактический запас в днях определяется по их среднесуточному расходу по формуле 2.3:
Здн. = О / Д, (2.3)
где О — остаток материала по данным отчета (т.е. страховой запас) Здн. = 1877 / 1230,83 = 1,52 дн. в 2012 году Здн. = 2409 / 412,66 = 5,84 дн. в 2013 году Здн. = 3572 / 3497,25 = 1,02 дн. в 2014 году Важным условием бесперебойной нормальной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах (MPi) источниками покрытия (Ui):
MPi = Ui. (2.4)
Различают внутренние (собственные) источники и внешние.
К внутренним источникам относят сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономию материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса.
2.3 Анализ оборачиваемости запасов в организации и эффективности их использования Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.
К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции.
Материалоотдача (МО) — определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат — формула 2.5.
МО = Q: МЗ, (2.5)
где МО — материалоотдача руб.;
Q — объем продукции;
МЗ — материальные затраты.
МО12 = 53 446: 11 694 = 4,57 руб.
МО13 = 58 214: 18 538 = 3,14 руб.
МО14 = 51 793: 8801 = 5,88 руб.
Этот показатель характеризует отдачу материалов, то есть, сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.
Материалоемкость продукции (ME) — отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции — формула 2.6:
МЕ = МЗ: Q (2.6)
МЕ12 = 11 694: 53 446 = 0,22
МЕ13 = 18 538: 58 214 = 0,32
МЕ14 = 8801: 51 793 = 0,17
Материалоемкость показывает, сколько материальных затрат приходится на производство единицы продукции (ME обратно пропорциональна МО).
Обобщающие показатели за 2012 — 2014 г. г. по предприятию ОАО «Березастройматериалы» представлены в таблице 2.10
Таблица 2.10 — Анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов ОАО «Березастройматериалы» за 2012 — 2014 гг.
Показатели | 2012 г. | 2013г | Темп роста, % | 2014 г. | Темп роста, % | |
Объем товарной продукции, млн. руб. | 108,9 | 88,97 | ||||
Прибыль от реализ, млн. руб. | 53,9 | 102,0 | ||||
Матер. затраты в себест-ти товарной продукции, млн. руб. | 158,5 | 47,5 | ||||
Материалоотдача | 4,57 | 3,14 | 68,71 | 5,88 | 187,40 | |
Материалоемкость | 0,22 | 0,32 | 145,54 | 0,17 | 53,36 | |
Доля матер. затрат в себестоимости товарной продукции, % | 21,88 | 31,84 | 145,54 | 16,99 | 53,36 | |
Примечание-Источник: собственная разработка на основе годовой отчетности предприятия
Анализируя данные таблицы 2.10 можно сделать вывод о том, что материальные затраты на выпуск продукции ОАО «Березастройматериалы» в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизились, темп роста составил 47,5%, но показатель по материалоотдаче увеличился до 5,88. Уровень материальных затрат на производство единицы продукции, то есть показатель материалоемкости снизился на 0,15 и составил 0,17.
По данным таблицы 2.10 определены коэффициенты соотношения темпов роста объемов производства и материальных затрат — формула 2.7.
Ктр = Твп / Т мз, (2.7)
где Ктр — коэффициенты соотношения;
Твп — темп роста объема производства;
Тмз — темп роста материальных затрат.
Ктр = 88,97/47,5 = 1,87
Коэффициент характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывающие факторы ее роста.
Рациональное использование материальных ресурсов, снижая себестоимость продукции, является фактором роста рентабельности и прибыли.
Уменьшить расход материалов на производство единицы продукции можно путем совершенствования техники и технологии производства, заготовки более качественного сырья и уменьшения его потерь во время хранения и перевозки, недопущения брака, сокращения до минимума отходов, повышения квалификации работников и т. д.
Материалы занимают наибольший удельный вес в структуре оборотных активов ОАО «Березастройматериалы» — 73,9%, таким образом, целесообразно выявить эффективность использования материальных ресурсов.
Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов на ОАО «Березастройматериалы» используются показатели материалоемкости и материалоотдачи.
Проанализированы и отражены в таблице 2.10 показатели материалоемкости, и определено, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.
Как видно из таблицы 2.11, материалоемкость в период с 2012 года по 2014 год с каждым годом изменялась. В 2013 году материалоемкость увеличилась на 0,09 тыс. руб. (0,27 — 0,18), в 2014 году уменьшилась на 0,2 тыс. руб., что говорит о снижении материальных затрат на производство единицы продукции.
Таблица 2.11- Анализ частных показателей материалоемкости
Показатели | Отклонение (+, -) | ||||
Выпуск продукции, млн. руб. | — 6421 | ||||
Материальные затраты, млн.руб. | — 9737 | ||||
В т.ч.: сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты | |||||
Энергия | — 238 | ||||
Топливо | |||||
Прочие | |||||
Материалоемкость, тыс. руб. | 0,18 | 0,27 | 0,07 | — 0,2 | |
В т.ч.: Сырьеемкость | 0,111 | 0,094 | 0,110 | 0,017 | |
Энергоемкость | 0,021 | 0,020 | 0,018 | — 0,002 | |
Топливоемкость | 0,016 | 0,017 | 0,019 | 0,002 | |
Примечание-Источник: собственная разработка
В 2014 году материальные затраты в целом снизились на 9737 млн руб., это явилось следствием снижения выпуска продукции на 6421 млн. рублей. Затраты сырья, материалов, комплектующих увеличились, а затраты энергии наоборот уменьшились.
Эффективность использования оборотных средств показывает также показатель материалоотдачи:
МО 2012 = 53 446 / 11 694 = 4,57 руб.;
МО 2013 = 58 214 / 18 538 = 3,14 руб.;
МО 2014 = 51 793 / 8801 = 5,88 руб.
Данные расчеты показали, что материалоотдача за два последних года повысилась, что говорит об эффективности использования материальных ресурсов, так как с каждого рубля потребленных материальных ресурсов производится больше продукции.
Анализ эффективности использования материальных ресурсов позволил сделать вывод о том, что от скорости превращения их в денежную наличность зависит ликвидность предприятия и его шансы на успех.
Необходимо сокращать длительность производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, автоматизации производственных процессов, более полного использования производственных мощностей предприятия, материальных, трудовых и денежных ресурсов и др.).
Графа 2 таблицы 2.12 раскрывает причины ускорения оборачиваемости материальных оборотных активов.
Таблица 2.12 — Факторный анализ оборачиваемости в днях
Причины (факторы), повлиявшие на изменение оборачиваемости материальных оборотных активов в днях за период | Величина влияния в днях | |
1. Изменение оборачиваемости материальных оборотных активов в днях, всего: | — 36,43 | |
1.1 в т. ч. за счет изменения стоимости остатков материальных оборотных активов | 7,47 | |
Из них за счет изменения средней стоимости: | ||
1.1.1 сырья и материалов | 13,80 | |
1.1.2 незавершенное производство | 8,15 | |
1.1.3 расходов будущих периодов | 0,33 | |
1.1.4 готовой продукции | — 14,82 | |
1.1.5 прочие | 0,00 | |
1.2 за счет себестоимости реализованной продукции | — 43,89 | |
Примечание-Источник: собственная разработка
Наиболее значимыми факторами увеличения операционного цикла являются:
— рост остатков сырья и материалов (удлинение по этому фактору составило 13,8 дней);
— рост остатков незавершенного производства (удлинение по этому фактору составило 8,15 дня);
— снижение остатков нереализованной готовой продукции (сокращение по этому фактору составило 14,82 дней).
запас управление оборачиваемость
3. Пути совершенствования системы управления запасами на ОАО «Березастройматериалы»
3.1 Рекомендации по управлению производственными запасами на ОАО «Березастройматериалы» путем улучшения контроля эффективности использования запасов и внедрения автоматизированной системы «Галактика Business Suite»
Материально-производственные запасы, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Рисунок 3.1 — Основные направления контроля эффективности использования МПЗ.
Примечание-Источник: собственная разработка
Для сохранности производственных запасов важное значение придается наличию технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.
Важным условием повышения эффективности использования материальных ресурсов является усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов.
Одним из условий рационального использования производственных ресурсов является нормирование складских запасов и материальных затрат. Под нормой производственного запаса понимают средний в течение года запас каждого вида материалов, принимаемый как переходящий запас на конец планируемого года. Эта норма измеряется в днях среднесуточного потребления каждого вида материалов.
Предприятия должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток может привести к срыву производственного процесса.
Для контроля за состоянием производственных запасов важное значение имеет правильная организация складского учета производственных запасов. Кладовщик обязан своевременно информировать отдел снабжения об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм, а также об остатках материалов, длительное время находящихся без движения.
Разработка и внедрение прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по материальным затратам содействуют не только повышению эффективности использования материальных ресурсов, но и совершенствованию планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. Поэтому бухгалтерия предприятия должна постоянно осуществлять контроль за качеством норм и нормативов, принимать меры по пересмотру норм с учетом новой техники, технологии и изменений в организации труда и производства.
Последующей стадией контроля использования материалов в производстве является выявление отклонений фактического расхода материалов от установленных норм.
Основными методами выявления указанных отклонений являются:
— Документирование;
— Учет раскроя по партиям;
— Предварительные расчеты по фактической рецептуре;
— Последующие расчеты с использованием данных инвентаризаций.
Независимо от применяемого метода выявления отклонений предприятия должны стремиться оперативно выявлять отклонения от норм и отражать их в первичных документах, регистрах, отчетности, устанавливать причины и виновников этих отклонений. Современные средства регистрации информации должны быть установлены непосредственно в производстве. Весоизмерительные приборы и средства регистрации информации в цехах, на участках, бригадах, отдельных рабочих местах позволяют механизировать и автоматизировать составление первичных документов по движению производственных запасов, полуфабрикатов и готовой продукции.
В условиях наметившейся стабилизации экономики и снижения внешних рисков, по нашему мнению, оптимальным для предприятия является переход от консервативной к умеренной политике формирования оборотных активов, которая характеризуется средним уровнем риска и рентабельности. Это позволит предприятию повысить эффективность использования оборотных активов, следовательно, и рентабельность. Для оптимизации размера запасов целесообразно использовать метод разработки научно обоснованных нормативов запасов (нормирование), основанный на планировании и анализе деятельности прошлых лет.
С целью снижения общих затрат (на хранение, размещение и связанных с нехваткой запасов для производства) на обеспечение предприятий промышленности запасами предлагается использовать логистические системы управления запасами в совокупности с моделью экономически обоснованного размера заказа (модель EOQ) и системой «АВС», согласно которой запасы необходимо разделить на три группы «А, В и С» в зависимости от их стоимости и степени важности для производства. На основании изучения преимуществ и недостатков логистических систем управления запасами предлагается следующая схема оптимизации запасов на предприятии (Таблица 3.1).
Таблица 3.1-Схема оптимизации запасов
Группа запасов | Приоритет | Разработка нормативов | Система управления запасами | |
Группа «А» | Максимальный | Используется | Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня | |
Группа «В» | Средний | Используется | Система с фиксированным интервалом времени между заказами | |
Группа «С» | Низкий | Не целесообразно | Контролировать раз в месяц, квартал | |
Источник: собственная разработка Наибольшее внимание необходимо уделить запасам группам «А» и «В», для которых целесообразно разрабатывать научно-обоснованные нормативы. Для запасов группы «В» предлагается использовать систему с фиксированным интервалом времени между заказами, суть которой заключается в том, что заказы производятся в строго равные промежутки времени в текущем периоде. Для группы «А» предлагается использовать систему с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Отличие данной системы от предыдущей в том, что заказы производятся не только с установленной периодичностью, но и при достижении ими страхового уровня, поэтому данная система позволяет не только избежать завышения запасов, но и их дефицит в случае достижения ими порогового уровня. При создании сезонных запасов необходимо учитывать следующие факторы (Таблица 3.2).
Таблица 3.2 -Факторы, влияющие на создание сезонных запасов
№ | Первичная обработка сырья и материалов | Вторичная обработка сырья и материалов | |
Внешние факторы | |||
Стоимость отвлечения средств в запасы (равна % по краткосрочным кредитам) | Стоимость отвлечения средств в запасы (равна % по краткосрочным кредитам) | ||
Изменение цен на продукцию | Изменение цен на сырье и материалы | ||
Внутренние факторы | |||
Стоимость хранения единицы сырья и материалов | |||
Объем потребления сырья и материалов | |||
Источник: собственная разработка Обобщение современной практики по управлению дебиторской задолженностью позволило выявить целесообразную схему взаимодействия между подразделениями предприятия, согласно которой за продажи и поступления несет ответственность коммерческий отдел, финансовый отдел обеспечивает информационно-аналитическое обслуживание, а юридическая служба — юридическое сопровождение (оформление договоров и обращения в суд). С учетом данной схемы разработан вариант регламента действий персонала по инкассации дебиторской задолженности на предприятиях промышленности (Таблица 3.3).
Таблица 3.3- Регламент действия персонала по инкассации дебиторской задолженности
Период | Действие | Подразделение | |
3 дня до срока оплаты | Звонок с напоминанием о сроке платежа | Финансовая служба | |
Просрочка до 5 дней | Звонок или факс с напоминанием о сроке платежа | Коммерческий отдел | |
Просрочка до 10 дней | Звонок с выяснением причин задержки оплаты | Коммерческий отдел | |
Согласование графика оплаты | Коммерческий отдел | ||
Просрочка от 10 до 20 дней | Переговоры с ответственными лицами | Коммерческий отдел | |
Отправка предупредительного письма о начислении штрафа | Финансовая служба | ||
Просрочка от 20 до 30 дней | Прекращение поставок | Коммерческий отдел | |
Начисление штрафа | Финансовая служба | ||
Досудебное предупреждение | Юридическая служба | ||
Просрочка от 30 до 60 дней | Командировка менеджера и принятие попыток досудебного урегулирования | Коммерческий отдел | |
Отправка официальных претензий | Юридическая служба | ||
Просрочка более 60 дней | Обращение в официальные организации по взысканию задолженности | Финансовая служба | |
Подача иска в суд | Юридическая служба | ||
Источник: собственная разработка Осуществляя проверку использования сырья и материалов в ОАО «Березастройматериалы», необходимо выполнение основных задач. Основные направления контроля эффективности использования МПЗ:
— контроль правильности и своевременности документального оформления всех операций по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;
— проверка правильности выявления и отражения затрат, связанных с приобретением сырья и материалов, а также правильности расчета и списания отклонений фактической себестоимости ценностей от их учетной стоимости по направлениям затрат;
— оценка обоснованности выбора применяемой оценки материалов в текущем учете, а также метода их списания в производство;
— изучение организации на данном предприятии контроля за сохранностью производственных запасов в местах их хранения и на всех стадиях их движения;
— соблюдение установленных организацией норм сырья и материала, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг;
— контроль за технологическими отходами и потерями, их использованием;
— своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода производственных запасов по сравнению с установленными нормами; контроль своевременности и правильности осуществления расчетов с поставщиками МПЗ.
Особое значение имеет внедрение современных средств автоматизации и анализа материальных запасов.
«Галактика Business Suite» — полнофункциональный комплекс бизнес-решений. Основное назначение комплекса — выполнение в едином информационном пространстве типовых и специализированных задач управления предприятием, холдингом, группой компаний в условиях современной экономики. В состав комплекса бизнес — решений «Галактика Business Suite» входят «Галактика ERP» и «Галактика Business Intelligence».
«Галактика ERP» — система для решения всего аспекта управленческих задач, в том числе: финансовое, и производственное планирование, управление логистикой, качеством продукции, персоналом, взаимоотношениями с клиентами. Возможности системы ERP позволяют в едином информационном пространстве оперативно решать главные управленческие задачи, обеспечить менеджеров различного уровня управления необходимой и достоверной информацией для принятия управленческих решений.
В состав системы автоматизации управления предприятием Галактика ERP входят средства и для поддержки специальных управленческих задач:
управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования управление качеством продукции управление взаимоотношениями с клиентами
«Галактика Business Intelligence» — система поддержки принятия управленческих решений. Комплекс «Галактика Business Intelligence» включает приложения:
«Галактика BI Сбыт» — система управления продажами на основе мониторинга и анализа результатов сбытовой деятельности
«Галактика BI Запасы» — система управления складскими запасами управление материальными и финансовыми потоками (логистика) финансовое планирование и оперативный финансовый менеджмент, управленческий учет
производственное планирование и управление производством, контроллинг управление персоналом и кадровой политикой
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий Внедрение такой системы позволяет: уменьшить сроки закрытия учетного периода, повысить общую культуру управления, снизить бумажный документооборот, использовать оптимальные схемы построения бизнес-процессов, увеличить поставок точно в срок, увеличение оборачиваемости капитала предприятия, снижение транспортно-заготовительных расходов, улучшение обслуживания после продаж, снижение задержек с отгрузкой готовой продукции. Уменьшение страховых запасов на складах; внедрение прогрессивных методов их планирования и контроля, снижение производственного брака, уменьшение затрат на административно-управленческий аппарат, более точный учет затрат, снижение потребностей предприятия в оборотных средствах за счет повышения скорости и качества работы, рост производительности труда, уменьшение складских площадей, снижение операционных и управленческих затрат, уменьшение цикла реализации, снижение коммерческих затрат, уменьшение дебиторской задолженности, улучшение утилизации основных фондов.
Таблица 3.4- Стоимость внедрения, тыс. р.
№ п/п | Название | Трудозатраты, ч | Сумма тыс. руб. | |
Разработка контрольного примера | ||||
Логистика | ||||
2.1 | Управление договорами | |||
2.2 | Управление снабжением | |||
2.3 | Управление сбытом | |||
2.4 | Складской учет | |||
Производственный контур | ||||
Управление качеством | ||||
Зарплата | ||||
Кадры | ||||
Итого | ||||
Примечание-Источник: собственная разработка
Оценка экономической эффективности проекта является обязательной составляющей его технико-экономического обоснования. И, хотя, конкретный будущий экономический эффект оценить непросто, тем не менее, это обязательно надо пытаться сделать.
В целом, можно выделить три основные группы методов, позволяющих определить эффект от внедрения: финансовые (они же количественные), качественные и вероятностные. У каждого метода, финансового или не финансового, есть свои минусы. Понятно, что автоматизация — тонкий процесс, и далеко не в каждом бизнес-процессе можно оценить финансовую составляющую эффекта от нее. Именно поэтому, чтобы более полно проиллюстрировать конечный эффект от внедрения информационных систем, помимо финансовых методов используются методы нефинансового анализа. И применение всех трех групп методов в конце концов приводит нас к верной оценке эффективности информационных систем.
Чаще всего применяются три основных финансовых метода определения инвестиций в информационные технологии:
NPV (Net present value) это зависит от формулировки.
IRR (Internal rate of return) — внутренняя норма доходности или внутренняя норма рентабельности, это тоже зависит от формулировки.
Payback — срок окупаемости инвестиций.
Прежде всего надо сказать, что абсолютно все финансовые методы основаны на принципе дисконтирования. Сами по себе формулы для расчета этих показателей достаточно понятны, главное — понимать смысл дисконтирования. После этого расчет экономической эффективности не представит большой сложности.
Дисконтирование осуществляется путем умножение будущих доходов или инвестиций на коэффициенты дисконтирования. Эти коэффициенты рассчитываются с помощью формулы 2.17:
(2.17)
где б — коэффициент дисконтирования, в долях единицы;
d — норма дисконтирования или темп изменения ценности денег (обычно принимается на уровне среднего процента по банковским кредитам (50%); d=0,50), в долях единицы;
t — номер года с момента начала инвестиций.
Рассчитаем коэффициенты дисконтирования:
б0=1/(1+0,40) 0=1;
б1=1/(1+0,40) 1=0,71;
б2=1/(1+0,40) 2=0,55;
б3=1/(1+0,40) 3=0,45;
б4=1/(1+0,40) 4=0,38;
Далее рассчитаем срок окупаемости инвестиций (это количество лет в течении которых инвестиции возвратятся в виде дохода). Сумма затрат на проект составляет 54,540 млн. р. По данным сайта корпорации «Галактика» после внедрения информационной системы прибыль предприятия возрастала в среднем на 1% в год.
Доходы от инвестиций составят:
P1= 99,35 млн. р.
P2= 100,34 млн. р.
P3= 101,35 млн. р.
P4=102,36 млн. р.
Рассчитаем денежные потоки в виде текущей стоимости:
PV=99,35*0,71=70,53 млн. р.
PV=100,34*0,55=55,19 млн. р.
PV=101,35*0,45=45,6 млн. р.
PV=102,36*0,38=38,9 млн. р.
Определим период по истечении которого инвестиция окупается.
Сумма дисконтированных доходов за 1 и 2 и 3 года 70,53+55,19+45,6= 171,32 млн. р.
Таким образом возмещение затраченных средств произойдет через 1 год. Прибыль через 3 года составит 171,32 млн руб.
Чистая текущая стоимость или чистый дисконтированный доход (net present value — NPV) представляет собой разность дисконтированных на один момент времени (обычно на год начала реализации проекта) показателей дохода и инвестиционных расходов. Расчет производится по формуле 2.18:
(2.18)
где Рt — годовой доход от инвестиций в t-м году (t= 0,1,2,3, …, n),
п — количество лет, в течение которых инвестиции будут генерировать доход;
бt — коэффициент дисконтирования для года t; IСt — объём инвестиций, вкладываемых в t-м году.
NPV=(0−54,54)+ 70,53=15,99 млн. р.
Вывод: так как NPV > 0, то из этого следует, что проект прибыльный.
Применение новых информационных технологий в системах менеджмента, на всех стадиях жизненного цикла продукции способствует непрерывному улучшению качества и позволяет руководству предприятия гарантировать, что все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество производимой продукции, находятся под контролем, а управление системой качества учитывает запросы и ожидания потребителя и обеспечивает предприятию конкурентоспособность.
Применение системы Галактика позволит оперативно решать следующие задачи:
— выбор поставщика на основе сравнительного анализа качества партий, поступающих от различных контрагентов и (или) требований к готовой продукции, выдвигаемых получателем;
— оценка степени совершенства организации производственного процесса по данным о качестве готовой продукции и израсходованного сырья;
— формирование исходных данных для расчетов потребностей в сырье определенного сорта;
— анализ текущих складских запасов на предмет возможности обеспечения плановых потребностей производства в сырье определенного качества;
— формирование тестов качества (программ испытаний) для МЦ;
— ввод, ведение и хранение записей о пробах, отбираемых из партий МЦ для прохождения соответствующих тестов;
— регистрация результатов контроля качества, определение статусов и сортов партий МЦ, печать сертификатов качества (качественных удостоверений);
— ведение истории изменений статусов и сортов партий МЦ в разрезах хранения;
— получение аналитических отчетов для поддержки принятия решений по управлению запасами продукции.
Заключение
В результате произведенного анализа хозяйственной деятельности ОАО «Березастройматериалы» мы можем сформулировать следующие выводы:
Выручка от реализации продукции предприятия имеет положительную динамику, абсолютное значение данного показателя в 2014 году составило 125 553 млн руб. В сопоставимых ценах выручка от реализации увеличилась на 37 791 млн руб.
Себестоимость реализации продукции (работ, услуг) в 2014 году составила 114 071 млн руб., что на 55 772 млн руб. больше чем в 2013 году.
Затраты на 1 р. реализованной продукции в 2014 году увеличились на 0,07 руб. и составили 0,91 руб.
Прибыль от реализации в 2014 году составила 8857 млн руб., что больше по сравнению с 2013 г. на 173 млн руб.
Данные о показателях финансовой независимости ОАО «Березастройматериалы» за 2013;2014 гг. показали, что Коэффициент финансовой зависимости в 2014 году остался на уровне 2013 года 0,03, Коэффициент финансового левериджа также остался без изменений и составил 0,03. Коэффициент маневренности собственных средств в 2014 году снизился на 0,01 и составил 0,04. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составляет 0,98.
При нормативном значении коэффициента финансовой независимости 0,4 значение данного показателя у предприятия составляет 0,03 что свидетельствует о высокой зависимости предприятия от внешних источников финансирования.
Анализ деловой активности предприятия показал, что длительность оборота оборотных активов в 2014 году снизился на 15,7 дней и составил 19,7 дней.
Срок оборота материальных оборотных активов снизился на 16,6 дней, дебиторской задолженности — на 2,9 дня.
Снижение срока оборота кредиторской задолженности в 2014 году составило 16,3 дня.
Продолжительность операционного цикла в 2014 году составило 20,4 дня, что на 19,5 дней меньше чем в 2013 году.
Таким образом, деловая активность ОАО «Березастройматериалы» повысилась.
Рентабельность продаж в 2014 году составила 7,05%, что ниже уровня 2013 года на 5,44%
Рентабельность расходов в 2014 году снизилась по сравнению с 2013 годом на 6,68% и составила 7,59%.
Рентабельность активов снизилась на 0,005% в 2014 году.
Снижение показателей рентабельность свидетельствует о снижении эффективности хозяйственной деятельности ОАО «Березастройматериалы».
Величина запасов предприятия в 2014 году снизилась на 872 млн руб. и составила 4579 млн руб. В структуре запасов преобладают материалы 72,4% в 2013 году и 73,9% в 2014 году. Краткосрочная дебиторская задолженность в структуре запасов в 2014 году составила 20,5%, что на 5% ниже чем в 2013 году. Денежные средства и их эквиваленты составили 134 млн руб. в 2014 году или 2,2% в структуре запасов.
Наиболее значимыми факторами увеличения операционного цикла являются:
— рост остатков сырья и материалов (удлинение по этому фактору составило 13,8 дней);
— рост остатков незавершенного производства (удлинение по этому фактору составило 8,15 дня);
— снижение остатков нереализованной готовой продукции (сокращение по этому фактору составило 14,82 дней).
Эти факторы можно рассматривать как резервы сокращения длительности нахождения средств организации в материальных оборотных активах.
С целью снижения общих затрат (на хранение, размещение и связанных с нехваткой запасов для производства) на обеспечение предприятий промышленности запасами предлагается использовать логистические системы управления запасами в совокупности с моделью экономически обоснованного размера заказа (модель EOQ) и системой «АВС», согласно которой запасы необходимо разделить на три группы «А, В и С» в зависимости от их стоимости и степени важности для производства.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что увеличения количества оборотов активов вызвано опережением темпов роста объема реализации в отношении темпов роста средних остатков материальных оборотных активов.
Для оптимизации размера запасов целесообразно использовать метод разработки научно обоснованных нормативов запасов (нормирование), основанный на планировании и анализе деятельности прошлых лет.
Применение системы Галактика позволит оперативно решать следующие задачи:
— оценка степени совершенства организации производственного процесса по данным о качестве готовой продукции и израсходованного сырья;
— анализ текущих складских запасов на предмет возможности обеспечения плановых потребностей производства в сырье определенного качества;
— формирование тестов качества (программ испытаний) для МЦ;
— ввод, ведение и хранение записей о пробах, отбираемых из партий МЦ для прохождения соответствующих тестов;
— получение аналитических отчетов для поддержки принятия решений по управлению запасами продукции.
Возмещение затраченных средств произойдет через 1 год. Прибыль через 3 года составит 171,32 млн руб.
Список использованных источников
1. Бауэрсокс Д. Д., Клосс Д. Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2005
2. Бродецкий Г. Д. Управление запасами. — М.: Эксмо, 2007
3. Будищева И. А. Регулирование затрат по обеспечению качества продукции [Текст] / И. А. Будищева, Я. Д. Плоткин — М.: Издательство стандартов, 2003. — 184 с.
4. Бутвина, Е. В. Международная политика DHL в области логистики // Сборник тезисов выступлений II международного логистического форума. — М.: Координационный совет по логистике. 2000; 181 с.
5. Варакута, С. А. Управление качеством продукции: учеб. пособие / С. А. Варакута, — М.: ИНФРА, 2012. — 207 с.
6. Версан В. Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности [Текст] / В. Г. Версан. — М.: Издательство стандартов, 2004. — 218с.
7. Власов, К. Ю. Некоторые практические аспекты реализации системы «точно в срок». Сборник иезисов выступлений II международного логистического форума. — М:. Координационный совет по логистике, 2000. — 411 с.
8. Волгин, В. В. Логистика хранения товаров // Практическое пособие — М.: ИТК «Дашков и К», 2012 — 290с.
9. Волгин, В. В. Склад. Логистика, управление, анализ. — М.: ИТК «Дашков и К», 2010, — 281 с.
10. Галеев, В. И. Управление качеством: проблемы, перспективы /В.И. Галеев, М. К. Варгина. — М.: ИНФРА, 2009 — 205 с.
11. Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии. — СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2006
12. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией [Текст] / М. И. Круглов. — М.: Русская деловая литература, 2004. — 215 с.
13. Логистика управления запасами с помощью Excel/ авт.-сост. В. И. Копыл. — Минск: Харвест, 2007
14. Мишин В. М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2013. — 462 с.
15. Просветов Г. И. Математические методы в логистике: задачи и решения. — М.: Издво «Альфа-пресс», 2008
16. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Савицкая Г. В. — Минск: Новое знание, 2000. — 688 с.
17. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок., М. Инфра-М, 2008
18. Сток Дж. Р., Ламберт Д. М. Стратегическое управление логистикой. — М.: ИНФРАМ, 2005
19. Фахтудинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. — М.: Эксмо, 2006. — 544 с.
20. Шишко, В. А. Как организовать евросклад. Сборник тезисов выступлений II международного логистического форума. — М.: Координационный совет по логистике, 2000; 72 с.
21. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
22. Юбушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Н. П. Любушина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 471 с.
Приложение, А Отчет о прибылях и убытках за январь — декабрь 2014 г.
Наименование показателей | Код строки | За январь-декабрь | За январь-декабрь | |
2014 года | 2013 года | |||
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 178 570 | 117 787 | ||
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг | (144 384) | (91 864) | ||
Валовая прибыль (010 — 020) | 34 186 | 25 923 | ||
Управленческие расходы | ||||
Расходы на реализацию | (27 912) | (21 645) | ||
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг (030 — 040 — 050) | 6 274 | 4 278 | ||
Прочие доходы по текущей деятельности | 1 052 | 8 880 | ||
Прочие расходы по текущей деятельности | (559) | (8 564) | ||
Прибыль (убыток) от текущей деятельности (± 060 + 070 — 080) | 6 767 | 4 594 | ||
Доходы по инвестиционной деятельности | 1 338 | |||
В том числе: | ||||
доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов | 1 243 | |||
доходы от участия в уставном капитале других организаций | ||||
проценты к получению | ||||
Продолжение Приложения А | ||||
прочие доходы по инвестиционной деятельности | ||||
Расходы по инвестиционной деятельности | (1 017) | |||
В том числе: | ||||
расходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов прочие расходы по инвестиционной деятельности | — (1 017) | ; | ||
Доходы по финансовой деятельности | ||||
В том числе: | ||||
курсовые разницы от пересчета активов и обязательств | ||||
прочие доходы по финансовой деятельности | ||||
Расходы по финансовой деятельности | (7 625) | (6 773) | ||
В том числе: | ||||
проценты к уплате | (5 113) | (5 688) | ||
курсовые разницы от пересчета активов и обязательств | (2 278) | (982) | ||
Результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) | 62 359 | 21 386 | ||
Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) | ||||
Совокупная прибыль (убыток) (± 210 ± 220 ± 230) | 62 359 | 20 056 | ||
Базовая прибыль (убыток) на акцию | ||||
Разводненная прибыль (убыток) на акцию | ||||
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках за январь — декабрь 2013 г.
Организация | ОАО «Березастройматериалы» | |||
Учетный номер плательщика | ||||
Вид экономической деятельности | ||||
Организационно-правовая форма | ||||
Орган управления | ||||
Единица измерения | млн.руб. | |||
Адрес | ||||
Наименование показателей | Код строки | За январь — декабрь 2013 года | За январь — декабрь 2012 года | |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 117 787 | 35 975 | ||
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг | (91 864) | (28 039) | ||
Валовая прибыль (010 — 020) | 25 923 | 7 936 | ||
Управленческие расходы | ||||
Расходы на реализацию | (21 645) | (6 410) | ||
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг (030 — 040 — 050) | 4 278 | 1 526 | ||
Прочие доходы по текущей деятельности | 8 880 | 8 490 | ||
Прочие расходы по текущей деятельности | (8 564) | (7 426) | ||
Прибыль (убыток) от текущей деятельности (± 060 + 070 — 080) | 4 594 | 2 590 | ||
Доходы по инвестиционной деятельности | 1 338 | |||
В том числе: | ||||
доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов | 1 243 | |||
доходы от участия в уставном капитале других организаций | ||||
проценты к получению | ||||
прочие доходы по инвестиционной деятельности | ||||
Расходы по инвестиционной деятельности | (1 017) | (304) | ||
В том числе: | ||||
расходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов | (1 017) | (304) | ||
курсовые разницы от пересчета активов и обязательств | (982) | |||
прочие расходы по финансовой деятельности | (103) | |||
Иные доходы и расходы | ||||
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности (100 — 110 + 120 — 130 ± 140) | (5 924) | (3 706) | ||
Прибыль (убыток) до налогообложения (± 090 ± 150) | (1 330) | (1 116) | ||
Налог на прибыль | ||||
Изменение отложенных налоговых активов | ||||
Изменение отложенных налоговых обязательств | ||||
Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода) | ||||
Чистая прибыль (убыток) (± 160 — 170 ± 180 ± 190 — 200) | (1 330) | (1 116) | ||
Результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) | 21 386 | 18 195 | ||
Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) | ||||
Совокупная прибыль (убыток) (± 210 ± 220 ± 230) | 20 056 | 17 079 | ||
Базовая прибыль (убыток) на акцию | ||||
Разводненная прибыль (убыток) на акцию | ||||