Повышение эффективности использования гусеничного сельскохозяйственного трактора путём выбора рационального положения центра давления при агрегатировании бульдозерным оборудованием
ТОН могут создаваться как на базе промышленных тракторов (например, сельскохозяйственная модификация промышленного трактора Т-170М1.03−54, кл. 8, выпускаемая ОАО «ЧТЗ»), так и на базе сельскохозяйственных тракторов общего назначения (например, модификация Т-4АП2, выпускаемая ОАО «Алттрак» на базе сельскохозяйственного трактора Т-4А, кл. 4). При этом возникает непростая задача наилучшей адаптации… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Современное состояние и перспективы развития средств механизации сельскохозяйственного производства
- 1. 2. Производительность агрегатов на базе тракторов общего назначения и факторы, её определяющие
- 1. 2. 1. Основные виды работ, выполняемые тракторами общего назначения
- 1. 2. 2. Особенности работы трактора-бульдозера
- 1. 2. 3. Виды производительности и методы её определения
- 1. 2. 4. Основные факторы, влияющие на производительность бульдозерного агрегата
- 1. 3. Пути увеличения производительности трактора с бульдозерным оборудованием
- 1. 3. 1. Повышение энергонасыщенности базового трактора
- 1. 3. 2. Увеличение рабочих скоростей
- 1. 3. 3. Увеличение скоростей холостого хода
- 1. 3. 4. Увеличение ширины захвата орудия
- 1. 3. 5. Увеличение тягово-сцепных качеств базового трактора
- 1. 4. Выводы по главе и задачи исследований
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ БУЛЬДОЗЕРНОГО АГРЕГАТА
- 2. 1. Энергетический баланс бульдозерного агрегата и его составляющие
- 2. 2. Изменение сцепной массы базового трактора за время рабочего элемента цикла бульдозерного агрегата
- 2. 3. Анализ сил, действующих на трактор-бульдозер при его работе
- 2. 3. 1. Догружающие силы
- 2. 3. 2. Влияние изменения положения центра давления на тягово-сцепные качества бульдозерного агрегата
- 2. 4. Разработка загрузочно-имитационного устройства для физического моделирования бульдозерных нагрузок на базовый трактор
- 2. 5. Разработка математической модели работы бульдозерного агрегата и алгоритма выбора рациональной компоновки рабочего оборудования
- 2. 5. 1. Разработка математической модели работы Б А
- 2. 5. 2. Разработка алгоритма выбора рациональной компоновки рабочего оборудования Б А
- 3. 1. Цели и задачи экспериментальных исследований
- 3. 2. Объекты исследований, аппаратура, средства измерений
- 3. 3. Методика проведения экспериментальных исследований
- 3. 3. 1. Определение геометрических размеров, масс, координат центра масс и удельного давления на грунт
- 3. 3. 2. Снятие скоростных характеристик двигателей на шасси тракторов
- 3. 3. 3. Исследование работы гидропривода навесного оборудования трактора
- 3. 3. 4. Исследование тягово-динамических показателей трактора и агрегата при стандартных методах тяговой загрузки
- 3. 3. 5. Исследование параметров, влияющих на техническую производительность бульдозерного агрегата
- 3. 3. 6. Экспериментальные исследования работы бульдозерного агрегата при выполнении типовых технологических операций
- 3. 3. 7. Экспериментальные исследования трактора с использованием загрузочно-имитационного устройства
- 3. 4. Методика обработки материалов экспериментальных исследований и оценка погрешностей полученных результатов
- 3. 4. 1. Обработка материалов экспериментальных исследований
- 3. 4. 2. Определение погрешностей тензометрических замеров и расчетов на их базе
- 4. 1. Определение показателей идентификации и параметров гидропривода бульдозерного оборудования объектов испытаний
- 4. 2. Исследование тягово-динамических показателей трактора и агрегата при стандартных методах тяговой загрузки
- 4. 3. Исследование составляющих параметров рабочего элемента цикла БА при испытаниях на техническую производительность
- 4. 4. Экспериментальные исследования режимов работы бульдозерного агрегата во время выполнения типовых технологических операций
- 4. 5. Экспериментальные исследования трактора с использованием загрузочно-имитационного устройства
- 5. 1. Оценка эффективности применения БА с оптимизированной компоновкой бульдозерного оборудования по энергетическому потенциалу производительности
- 5. 2. Расчет увеличения производительности БА в парке
Повышение эффективности использования гусеничного сельскохозяйственного трактора путём выбора рационального положения центра давления при агрегатировании бульдозерным оборудованием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективность использования в сельскохозяйственном производстве тракторной техники и, прежде всего, тракторов общего назначения (ТОН), всегда тесно связана с сезонностью полевых работ, общая продолжительность которых для Урало-Сибирской зоны составляет, по различным оценкам, 40.55 календарных дней в год. Проблема загрузки трактора в остальной период года может быть решена за счет расширения возможностей его агрегатирования, в частности, обеспечением работы с бульдозерным оборудованием.
Дополнительными факторами, обусловливающими в хозяйствах агропромышленного комплекса (АПК) изменение приоритетов в направлении предпочтительного использования универсальных машин, являются формирование в стране рыночных отношений и снижение платежеспособности потенциальных потребителей. В этих условиях отчетливо наметилась тенденция отказа хозяйств АПК от приобретения гаммы узкоспециализированной техники в пользу универсальных машин, что позволяет сэкономить денежные средства и повысить рентабельность хозяйства. В частности, возрос интерес к универсальным тракторам общего назначения. Подобные машины приспособлены для работы со шлейфом сельскохозяйственных орудий и могут использоваться в агрегате с бульдозерным оборудованием, что дополнительно позволяет задействовать их в хозяйствах АПК на мелиоративных, строительных, дорожных и др. работах, обеспечив высокий коэффициент загрузки в течение всего календарного года.
ТОН могут создаваться как на базе промышленных тракторов (например, сельскохозяйственная модификация промышленного трактора Т-170М1.03−54, кл. 8, выпускаемая ОАО «ЧТЗ»), так и на базе сельскохозяйственных тракторов общего назначения (например, модификация Т-4АП2, выпускаемая ОАО «Алттрак» на базе сельскохозяйственного трактора Т-4А, кл. 4). При этом возникает непростая задача наилучшей адаптации базовой машины для работы при любом варианте агрегатирования.
В сложившихся условиях улучшение показателей работы агрегатов на базе ТОН, за счет более полного использования их потенциальных возможностей, является актуальной научно-технической задачей, решение должно способствовать повышению эффективности производства в хозяйствах АПК.
Потребитель заинтересован, чтобы подобная универсальная машина имела эксплуатационно-технические показатели, максимально близкие к лучшим образцам специализированной техники при выполнении широкого спектра работ. В этих случаях,.
6-ОГАЮ при создании трактора двойного назначения на базе машины сельскохозяйственного назначения, в силу специфических особенностей последней, неизбежно возникает проблема улучшения его показателей как землеройно-строительного агрегата (при сохранении характеристик сельскохозяйственной машины), и наоборот.
С учётом вышеизложенного, в качестве физического объекта исследований был выбран базовый гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения типа Т-4А, приспособленный для агрегатирования с бульдозерным оборудованием типа ДЗ-101.
Данная диссертационная работа посвящена поиску путей и резервов увеличения производительности бульдозерного агрегата на базе гусеничного сельскохозяйственного трактора класса 4, не связанных с повышением мощности установленного двигателя или изменением массы агрегата.
Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности увеличения производительности бульдозерного агрегата (БА) на базе гусеничного сельскохозяйственного трактора путём выбора оптимальной зоны расположения центра давления (ЦД) движителей.
Объект исследований. Изменение выходных показателей БА во взаимосвязи с положением ЦД базового трактора и внешними нагрузками, действующими на бульдозерный агрегат при выполнении наиболее вероятных технологических операций.
Научная новизна работы состоит в найденных закономерностях изменения выходных показателей бульдозерного агрегата в зависимости от положения центра давления при работе в наиболее вероятных условиях, а также в развитии методов и средств определения тягово-сцепных показателей гусеничного трактора при воздействии бульдозерных нагрузок.
Практическая ценность работы состоит в том, что использование результатов проведённых исследований позволяет на стадии проектирования гусеничного ТДН задать или определить тягово-сцепные показатели БА в зависимости от используемой компоновочной схемы бульдозерного оборудования (БО) и конструктивных параметров ходового аппарата трактора.
Изменение компоновки БО, выполненное в соответствии с разработанным алгоритмом и на основе найденных зависимостей для ТДН класса 4 (Т-4АП2), обеспечило увеличение производительности БА в наиболее вероятных условиях эксплуатации на 5.6%.
Результаты исследований рекомендуются к использованию на заводах тракторной отрасли, в проектно-конструкторских организациях, научно-исследовательских институтах, ВУЗах, технических базах хозяйств АПК, а также в испытательных центрах (лабораториях) по испытаниям и сертификации тракторной техники.
Внедрение. Метод и устройство для тягово-динамических испытаний тракторов с имитацией рабочих нагрузок (с помощью загрузочно-имитационного устройства (ЗИУ), изготовленного на основе а.с. № 1 185 156) внедрены в практику тяговых испытаний и исследований БА на УралНИИС НАТИ.
Теоретические разработки и результаты экспериментальных исследований использованы на ОАО «Алттрак» (г. Рубцовск) при определении реальных тягово-сцеп-ных и тягово-динамических параметров трактора-бульдозера, а также при проектировании перспективных и модернизации выпускаемых БА на базе ТДН.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждены и одобрены на научно-технических конференциях НАТИ (г. Москва, 1987 г.), ЧПИ-ЮурГУ (г. Челябинск, 1984. 1998 гг.), ЧГАУ (г. Челябинск, 1998. 1999 гг.), ЧВАИ (г. Челябинск, 1999 г.), ЧФ НАТИ (г. Челябинск, 1986. 1991 гг.), а также на расширенных заседаниях кафедры «Тракторы и автомобили» ЧГАУ (г. Челябинск, 1999 г.) и на заседаниях научно-технического совета ГосНИИ ПТ (г. Челябинск, 1998. 1999 гг.).
Публикации. Основное содержание диссертационной работы отражено в 14 публикациях.
На защиту выносятся следующие основные положения:
— результаты теоретических исследований по выбору основных критериев оценки эффективности работы гусеничного трактора общего назначения с бульдозерной навеской;
— анализ степени влияния выбранных критериев на выходные показатели БА;
— динамическая математическая модель работы гусеничного трактора при воздействии на него бульдозерных нагрузок, разработанная на основе динамического анализа энергетического баланса БА;
— результаты экспериментальных исследований тягово-сцепных и тягово-динамических качеств гусеничного трактора двойного назначения (в агрегате с бульдозером) в реальных условиях и с помощью моделирования бульдозерных нагрузок;
— экономико-энергетическая оценка эффективности разработанных предложений по улучшению выходных показателей тракторного агрегата.
8~.
Работа выполнена на кафедре «Тракторы и автомобили» (ЧГАУ, г. Челябинск).
Диссертация состоит из введения, пяти глав, общих выводов и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Существующие методы теоретической и экспериментальной оценки, а также оптимизации выходных показателей гусеничных ТДН, основанные только на теории сельскохозяйственных тракторов, не учитывающей цикличность работы и специфику нагрузок, действующих на трактор с бульдозерным оборудованием, не могут служить точным инструментом для их дальнейшего совершенствования. Необходимо уточнение соответствующих теоретических положений с целью учета особенностей работы подобного трактора с бульдозером, и их экспериментальная проверка.
2. Анализ основных параметров внешних и внутренних силовых факторов, характеризующих работу БА за рабочий элемент цикла, даёт основание считать, что процесс набора призмы волочения на отвал бульдозера, в отличие от процесса перемещения грунта (в траншее), нельзя считать стационарным, вследствие чего данные процессы следует рассматривать раздельно.
3. При работе бульдозерного агрегата в наиболее вероятных условиях эксплуатации от 35 до 55% времени рабочего хода в цикле перемещение грунта происходит при «плавающем» положении отвала бульдозера.
4. В результате эксперимента с использованием загрузочно-имитационного устройства установлена иерархия тягово-динамических и силовых параметров, влияющих на сопротивление передвижению Рг бульдозерного агрегата — это (в порядке увеличения их значимости) действительная скорость Уд, тяговое (толкающее) усилие Рт и смещение равнодействующей вертикальных усилий АХя, воспринимаемых ходовым аппаратом базового трактора.
5. Минимальные значения коэффициента сопротивления передвижению f бульдозерного агрегата на базе трактора Т-4АП2 могут быть достигнуты при отрицательных смещениях АХя = - 50 .-150 мм относительно середины опорной поверхности гусениц (при изменении удельного тягового усилия фт в диапазоне от 0,5 до 1,15).
6. Обеспечение рационального значения вертикальной координаты точки приложения тягового (толкающего) усилия, передаваемого на остов трактора через шаровые цапфы крепления толкающих брусьев бульдозера, с помощью предложенного алгоритма и расчетных формул, является одним из эффективных средств уменьшения потерь мощности на передвижение БА в процессе перемещения грунта.
— 165.
7. Повышение эффективности работы гусеничного сельскохозяйственного трактора с бульдозерным оборудованием возможно без увеличения мощности установленного двигателя или массы агрегата, за счет увеличения степени использования потенциальных тягово-сцепных показателей Б, А путём выбора и обеспечения рационального положения ЦД на режиме перемещения грунта.
8. Прирост полезной работы, совершаемой бульдозерным агрегатом с улучшенной компоновкой бульдозерного оборудования, по сравнению с серийным агрегатом-аналогом, составляет: за цикл — 133 кДж, за 40 циклов (т.е. приблизительно за 1 час работы БА в типичных условиях) — 5,32 МДж, или около 6%.
— 164.
Список литературы
- Авдеев Б.Я., Антонюк Е. М., Душин Е. М. Основы метрологии и электрические измерения. Учебник для втузов — М.: Энергоатомиздат, 1987 — 480 е., ил.
- Аверченко A.M., Федорин В. Н., Кононыхин Б. Д. Государственно-отраслевая целесообразность создания инженерной техники двойного назначения.- «Строительные и дорожные машины», 1998, №№ 7,8.
- Алексеева Т.В., Артемьев К. А., Бромберг A.A. и др. Машины для земляных работ-М.: Машиностроение, 1964- 467 е., ил.
- Антышев Н.М. Прогноз потребности и необходимой структуры тракторного парка,-«Тракторы и с.-х. машины», 1993, № 8, с. 1.5.
- Банник А.П., Чухчин Н. Ф. Изучение работы тракторов, агрегатированных с основными видами строительно-дорожных машин М.: Тр. НАТИ, 1967, вып. 189, с. 34.39.
- Барьппев В.И., Попов Ю. Г. Гидравлическая следящая система для улучшения тяговых качеств бульдозера // Гидропривод и автоматика в тракторостроении: Реф. сб./ ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш. -М., 1979-Вып. 6.
- Бахтин П.У. и др. Коэффициент трения-скольжения «металл-почва» основных типов почв СССР «Тракторы и с.-х. машины», 1964, № 6, с. 31.33.
- Бердов Е.И., Власова Т. П., Гинзбург Ю. В. и др. Экспериментально-расчетный метод определения тяговых показателей промышленных тракторов/ Отраслевая методика.-М.: НПО НАТИ, 1981.- 20 е., ил.
- Бердов Е.И., Гинзбург Ю. В., Довжик В. Л. и др. Методика тягового расчета промышленных тракторов общего назначения/ Отраслевая методика- М.: НПО НАТИ, 1981.-90 е., ил.
- Бердов Е.И. О сопротивлении передвижению гусеничного промышленного трактора- Библиогр. указат. ВИНИТИ «Депон. науч. раб.», № 7, 1983 11 е., ил.
- Бердов Е.И., Гинзбург Ю. В., Егоров Ю. Д., Коршунов Г. А. Влияние подрессорива-ния опорных катков на тягово-динамические показатели промышленных тракторов ."Тракторы и с.-х. машины", 1988, № 8, с. 15. 18.- i65~
- Бердов Е.И. Особенности работы гусеничного трактора в агрегате с бульдозером/ Вестн. ЧГАУ, Челябинск, 1998, т. 25, с. 47.,.53.
- Бердов Е.И. Эффективность применения двигателя постоянной мощности на тракторе двойного назначения/ Тезисы доклада// Материалы МНТК «Повышение эффективности силовых установок колёсных и гусеничных машин», — Челябинск, ЧВАИ, 1999, с. 25.
- Бердов Е.И. Определение реальных тягово-сцепных показателей трактора-бульдозера методом воспроизведения бульдозерных нагрузок/ Вестн. ЧГАУ, Челябинск, 1999, т. 28, с. 95.100.
- Бердов Е.И., Старцев A.B. Увеличение производительности гусеничного трактора двойного назначения путём выбора оптимальной компоновочной схемы рабочего оборудования/ Вестн. ЧГАУ, Челябинск, 1999 (в печати).
- Беспятный Ф.С., Троицкий И. Ф. Конструкция, основы теории и расчет трактора. 2-е изд.- М.: Машиностроение, 1972 502 с. ил.
- Богатырёв А.П., Бердов Е. И. Графоаналитический метод определения оптимального буксования бульдозерных агрегатов/ Вестн. ЧГАУ, Челябинск, 1998, т. 25, с. 43.46.
- Бойков П.И., Городецкий К. Н., Занцевич В. П. и др. Эксплуатационные показатели тракторов с прогрессивными трансмиссиями «Тракторы и с.-х. машины», 1967, № 7, с. 3.6.
- Болтинский В.Н. Работа тракторных двигателей при неустановившейся нагрузке.-М.: Сельхозгиз, 1969.-216 е., ил.
- Брусенцев А.И., Вибе Э. Б., Скорняков О. Ф. Особенности нагружения ходовых систем МТА /Тр. ЧИМЭСХ, Челябинск, 1976, вып. 98, с. 81.83.
- Брянский JI.H., Дойников A.C. Краткий справочник метролога М.: Изд-во стандартов, 1991.- 1991, — 79 е., ил.
- Василенко П.М. К методике обработки экспериментальных данных о случайных процессах в механизированном сельскохозяйственном производстве- «Тракторы и с.-х. машины», 1966, № 11, с. 24.28.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей М.: Наука, 1969, 576 е., ил.
- Ветров Ю.А. Резание грунтов землеройными машинами М.: Машиностроение, 1971,253 е., ил.
- Вязовский А.Е., Гинзбург Ю. В., Яснов A.A. Об объёме призмы волочения бульдозерного агрегата-М.: Тр. НАТИ, 1977, вып. 252, с. 3.8.
- Гинзбург Ю.В. Особенности тяговой динамики и тягового расчета гусеничного трактора-бульдозера с гидромеханической трансмиссией- Автореф. дис.. канд. техн. наук. М.: ВИСХОМ, 1971.- 28 с.
- Гинзбург Ю.В. Особенности тяговой динамики и тягового расчета гусеничного трактора-бульдозера с гидромеханической трансмиссией- Дис.. канд. техн. наук-М.: ВИСХОМ, 1971.- 175 с.
- Гинзбург Ю.В. Методы оценки, выбор и совершенствование тягово-скоростных показателей промышленных тракторов общего назначения при вероятностном взаимодействии с внешними факторами Автореф. дис.. докт. техн. наук.-М.: НАТИ, 1984, 48 с.
- Гинзбург Ю.В. Оценка параметров промышленных тракторов по критерию производительности— М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, вып. 4 (45), 1975 с. 21.25.
- Гинзбург Ю.В. Расчетный метод определения производительности промышленного трактора с бульдозером М.: Тр. НАТИ, 1977, вып. 252, с. 18.26.
- Гинзбург Ю.В., Швед А. И., Ковригин В. Д. Методы определения производительности промышленных тракторов в СССР и за рубежом.- М.: ЦНИИТЭИтракторосельхоз-маш, вып. 8, 1981 56 с.
- Гинзбург Ю.В., Швед А. И., Парфёнов А. П. Промышленные тракторы М.: Машиностроение, 1986 — 296 е., ил.
- ГОСТ 10 792–81. Бульдозеры гусеничные общего назначения. Правила приёмки и методы испытаний Введ. 01.07. 76.-е. 10. 18, — Группа Г49.
- ГОСТ 18 509–88. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний.- Введ. 01.01.88.-58 е.-Группа Д29.
- ГОСТ 23 728–88.ГОСТ 23 730−88. Техника сельскохозяйственная. Методы экономической оценки Введ.01.01.89 — 25 е.- Группа Т51.
- ГОСТ 23 734–81. Тракторы промышленные. Методы испытаний Введ. 01.01.8131 е.- Группа Д29.
- ГОСТ 27 247–87 (ИСО 7464−83). Машины землеройные. Метод определения тяговой характеристики, — Введ. 01.01.88.-12 е.- Группа Г45.
- ГОСТ 4.373−85, РДМУ 23.82.3−86. Тракторы промышленные и лесопромышленные. Определение показателей качества/ Методические указания М.: НПО НАТИ, 1988−40с., ил.
- ГОСТ 7057–81. Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний- Введ. 01.01.82.-61 е.-Группа Д29.
- Гуськов В.В., Велев H.H., Ксеневич И. П. и др. Тракторы. Теория М.: Машиностроение, 1988.- 376 е., ил.
- Дегтярёв А.П. и др. Бульдозерные работы М.: Стройиздат, 1968.-211 е., ил.
- Домбровский Н.Г., Гальперин И. М. Землеройно-транспортные машины— М.: Машиностроение, 1965.-276 е., ил.
- Домбровский Н.Г., Картвелишвили Ю. Л., Гальперин М. И. Строительные машины-М.: Машиностроение, 1976 392 е., ил.
- Дурановский В.И., Гинзбург Ю. В., Рощин И. М. и др. О выборе оптимального передаточного отношения рабочей передачи трансмиссии промышленного трактора-тракторы и с.-х. машины", 1968, № 10, с. 12.14.
- Забавников H.A. Основы теории транспортных гусеничных машин М.: Машиностроение, 1975.-448 е., ил.
- Забегалов Г. В., Калинин B.C., Кузнецов C.B. и др. Рабочий цикл и производительность универсального гидрофицированного бульдозера.- «Строительные и дорожные машины», 1984, № 3, с. 26.
- Захарчук Б.З., Шлойдо Г. А., Яркин A.A. Бульдозеры и рыхлители— М.: Машиностроение, 1987.-240 е., ил.
- Зеленин А.Н., Баловнев В. И., Керов И. П. Машины для земляных работ,— М.: Машиностроение, 1975.-422 е., ил.
- Изучение и сравнительный анализ материалов эксплуатации (с целью выбора типовых условий испытаний) тракторов кл. 25, 35 и 50. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы А. П. Богатырёв Челябинск, 1989, арх. № 3392.- 89 с.
- Иофинов С.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка,— М.: Колос, 1976, 272 с.
- Исследование динамики бульдозерно-рыхлительных агрегатов с целью получения законов нагружения. Отчет ЧФ НАТИ. Отв. исп. Бердов Е.И.- Челябинск, 1980, арх. № 1802, — 54 с.
- Исследование трактора-макета класса 15 в агрегате с бульдозером. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю. В. Гинзбург Челябинск, 1974, арх. № 767- 45 с.
- Исследование трактора-макета класса 15 с двигателем мощностью до 500 л.с. в агрегате с бульдозером. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю. В. Гинзбург Челябинск, 1975, арх. № 835, — 113 с.
- Исследования по определению эффективности увеличения передаточного числа редуктора трактора ДЭТ-250М. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю. В. Гинзбург Челябинск, 1981, арх. № 1967.-43 с.
- Исследования по повышению энергонасыщенности (рабочих скоростей) промышленных тракторов. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю. В. Гинзбург Челябинск, 1973, арх. № 767- 45 с.
- Кавьяров И.С., Магарилло Б. Л., Позин Б. М. и др. Резервы повышения производительности промышленных тракторных агрегатов «Тракторы и с.-х. машины», 1973, № 7, с. 6.8.
- Кавьяров И.С., Позин Б. М. Основные корреляционные зависимости между параметрами гусеничных тракторов и их агрегатов «Тракторы и с.-х. машины», 1967, № 8, с. 19.21.
- Карлов А.Г. Влияние динамики нагружения бульдозера на сопротивление качения опорных катков по гусенице /Научные труды ЧИМЭСХ, Челябинск, 1983, с. 68.75.
- Карлов А.Г., Нарадовый Д. И. Эффективность увеличения длины опорной поверхности гусеничного движителя с полужесткой подвеской /Научные труды ЧИМЭСХ, Челябинск, 1985, с. 51.
- Карлов А.Г. Повышение эффективности использования машинно-тракторного агрегата снижением сопротивления перекатыванию гусеничного трактора с полужесткой подвеской класса 6 Автореф. дис.. канд техн. наук- Челябинск: ЧИМЭСХ, 198 920 с.
- Кычев В.Н., Карлов А. Г. Взаимосвязь функционирования системы «движитель-грунт-орудие» и КПД ходовой части гусеничного трактора / Научные труды ЧИМЭСХ, Челябинск, 1985, с. 34.
- Кассандрова О.Н., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдений М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1970- 104 е., ил.
- Киртбая Ю.К. Элементы теории оптимальных параметров мобильных с.-х. агрегатов- «Тракторы и с.-х. машины», 1966, № 12, с. 19.22.
- Когай Г. В. Обоснование рациональной схемы агрегатирования шарнирно сочленённых гусеничных тракторов с противоэрозионными сельскохозяйственными машинами.- Автореф. дис. канд. техн. наук Челябинск: ЧГАУ, 1991.- 18 с.
- Коновалов В.М., Кудимов H.H. Концепция и прогноз развития строительного, дорожного и коммунального машиностроения на период до 2005 года «Строительные и дорожные машины», 1999, №№ 4.6.
- Коровин В.А. Улучшение эксплуатационных показателей МТА путём оптимизации загрузки трактора- Автореф. дис.. канд. техн. наук Челябинск: ЧИМЭСХ, 1989.21 с.
- Костюченко В.И., Пинигин Б. Н. Нагруженность промышленного трактора как нестационарный случайный процесс // Исследование силовых установок и шасси тракторных и тяговых машин: Тематич. сб. науч. тр.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998-с. 93.97.
- Ксеневич И.П., Скотников В. А., Ляско М. Н. Ходовая система почва — урожай-М.: Агропромиздат, 1985 — 304 е., ил.
- Кудайбергенов Р.К. Исследование и методы определения области рационального использования бульдозеров с различным ходовым оборудованием и с учетом условий эксплуатации. Автореф. дис. канд. техн. наук М.: МАДИ, 1974,22 с.
- Лабораторно-полевые испытания и экспериментальные исследования макетного образца трактора Т-6 с бульдозерным оборудованием. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю. В. Гинзбург.-Челябинск, 1987, арх. № 3148.- 32 с.
- Лабораторно-полевые испытания трактора Т-25.01 по программе приёмочных испытаний. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю.В. Гинзбург- Челябинск, 1988, арх. № 3242, — 101 с.
- Лапин Б.Я. Использование приближенного метода определения технической производительности гусеничных бульдозеров В сб. «Строительные и дорожные машины» .М.: ЦНИИТЭстройдормаш, 1971, вып. 1, с. 16.22.
- Листопад И.А. Планирование эксперимента в исследованиях по механизации сельского хозяйства М.: Агропромиздат, 1988 — 88с., ил.
- Лихачев B.C. Испытания тракторов.- М.: Машгиз, 1963- 278 е., ил.
- Львов Е.Д. Теория трактора М.: Машгиз, I960 — 252 е., ил.
- Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул. Учебное пособие для втузов М.: Высш. шк., 1988 — 239 е., ил.
- Магарилло Б.Л. Исследование оптимальных тяговых усилий гусеничного промышленного трактора: Автореф. дис. канд. техн. наук/ ЧПИ Челябинск, 1970, 28 с.
- Мельников C.B., Алешин В. Р., Рощин П. М. Планирование эксперимента в исследованиях сельскохозяйственных процессов-JL: Колос. Ленингр. отд-ние. 1980.- 168 с.
- Методические указания по определению экономической эффективности модернизированных и новых конструкций промышленных тракторов. Под общ. Ред. В.И. Дура-новского, — Челябинск: ЦНТИ, 1972 84 с.
- Митков А.Л., Кардашевский C.B. Статистические методы в сельхозмашиностроении— М.: Машиностроение, 1978 360 е., ил.
- Нормы и нормативы для планирования механизации и электрификации в отраслях АПК, — М.: Колос, 1988.- 387 с.
- Обзор и анализ основных параметров промышленных тракторов лёгких классов с рекомендациями. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю. В. Гинзбург, — Челябинск, 1978, арх. № 1235.-46 с.
- Обоснование и расчет тягово-скоростных показателей трактора Т-6. Отчет ЧФ НАТИ. Руков темы Ю. В. Гинзбург.- Челябинск, 1984, арх. № 2517.- 20 с.
- Панев Б.И. Электрические измерения. Справочник М.: Агропромиздат, 1 987 224 е., ил.
- Пинигин Б.Н. О моделировании ходовой части гусеничных тракторов В сб. «Конструирование и расчет гусеничных машин». Вып. № 1- Челябинск, ЧПИ, 1963.
- Пинигин Б.Н. Теория трактора. Исследование свойств гусеничных движителей. Учебное пособие Челябинск: ЧПИ, 1985.- 94 е., ил.
- Положение о сертификате на промышленный трактор. Утв. Минсельхозмашем СССР 5.10.83 г.-Введ. 01.01. 83.-М: НПО НАТИ, 1983.-46 с.
- Проведение комплекса сравнительных лабораторно-полевых испытаний трактора Т-6.01 в сравнении с трактором Т-4АП2. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Е.И. Бердов-Челябинск, 1991, арх. № 3568.- 96 с.
- Проведение экспериментальных исследований тракторов Т-330 с двигателями А-85Т и двумя типами подвески. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю. В. Гинзбург Челябинск, 1983, арх. № 2357.- 145 с.
- РД 23.82.2−86. Тракторы промышленные. Методика оценки эксплуатационно-технологических показателей при проведении лабораторно-полевых испытаний М.: НПО НАТИ, 1988, — 46 е., ил.
- РД 50−555−85. Измерения косвенные. Определение результатов измерений и оценка их погрешностей. Методические указания М.: Изд-во стандартов, 1985.- 10 с.
- Репетов А.Н. О проблемах развития сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения в России, — «Тракторы и с.-х. машины», 1994, № 7, с. 9.11.
- РТМ 23.1.5−79. Методика расчета технической производительности промышленных тракторов в агрегате с бульдозером, погрузчиком и скрепером, — М.: НАТИ, 1980.— 54 е., ил.
- Слатинский В.О. Исследование влияния основных конструктивных параметров гусеничного движителя на тягово-сцепные свойства землеройно-транспортных агрегатов- Автореф. дис. канд. техн. наук. М.: 1979.- 22 с.
- Смагин В.Н. Технический прогресс, моральный износ и обновление техники: теория, экономико-математические методы, практика Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1987.-160 е., ил.
- Советские тракторы 89. Каталог — М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 198 974 е., ил.
- Справочник конструктора дорожных машин. Под ред. И. П. Бородачева 2-е изд-М.: Машиностроение, 1973 — 504 е., ил.
- Справочник по планированию сельского хозяйства. Под общ. ред. Л.И. Хитруна-М.: Колос, 1974,-312 е., ил.
- Сравнительные испытания трактора Т-10 и его отечественных и зарубежных аналогов с различными вариантами землеройного оборудования. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю. В. Гинзбург Челябинск, 1988, арх № 3167 — 27 с.
- Старцев A.B. Улучшение прямолинейности движения полноприводного МТА путём рационального распределения тягового усилия между движителями трактора и сельхозмашины-Автореф. дис. канд. техн. наук-Челябинск, ЧГАУ, 1992.-24 с.
- Стратегия развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения России- М.: Минэкономики РФ, 1998 62 с.
- Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики М.: Высшая школа, 1 995 416 с., ил.
- Теоретические и экспериментальные исследования по обоснованию оптимальных параметров сельскохозяйственной модификации трактора Т-170М.03 и агрегатов на его базе. Отчет ГосНИИ ПТ. Руков. темы A.B. Старцев Челябинск, 1997, арх. № 113 148 е., ил.
- Трактор ДТ-75МП (промышленная модификация сельскохозяйственного трактора ДТ-75М) с двигателем А-41 для работы в агрегате с бульдозером и прицепным скрепером (совершенствование конструкции). Приёмочные испытания опытных образцов.-1?5
- Сводный отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю.В. Гинзбург- Челябинск, 1981, арх. № 1842.-244 с.
- Трактор Т-4АП2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации/ ПО «АТЗ». -М.: Машиностроение, 1978.-278 е., ил.
- Трепененков И.И. Эксплуатационные показатели тракторов М.: Машгиз, 1 963 271 е., ил.
- Фёдоров Д.И. Рабочие органы землеройных машин. М.: Машиностроение, 1977 — 288 е., ил.
- Фёдоров К.В., Попов С. А., Мусатов А. К. и др. Теория механизмов и механика машин: Учеб. для втузов 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая шк., 1998 — 496 е., ил.
- Фейгин Л.А. Эксплуатация строительных машин и повышение их производительности—М.: Стройиздат, 1964.-207 е., ил.
- Фурса Н.И. Исследование эксплуатационных свойств универсального бульдозера на базе трактора класса 6 при террасировании склонов, — Автореф. дис.. канд. техн. наук-Киев, 1971, 28 с.
- Халфин М.А., Халфин С. М. Перспективы сохранения МТП в России «Тракторы и с.-х. машины», 1999, № 5, с. 2.6.
- Харитончик Е.М. Буксование и потери на передвижение тракторов /Труды ЧИМЭСХ, Челябинск, 1941, вып. 1, с. 6.21.
- Харитончик Е.М. Оптимальные параметры тракторов при повышении рабочих скоростей /Механизация социалистического сельского хозяйства, № 4, 1959.
- Цветков В.К. Исследование энергонасыщенного бульдозерного агрегата в режиме стабилизации загрузки при копании грунта- Автореф. дис.. канд. техн. наук Омск: СибАДИ, 1976,-30 с.
- Чудаков Д.А. Основы теории трактора и автомобиля М.: Сельхозиздат, 1 962 312 с., ил.
- Шевцов Е.К., Ревун М. П. Электрические методы измерения в машиностроении-М.: Машиностроение, 1989 168 е., ил.
- Шторм Р. Теория вероятностей. Математическая статистика. Статистический контроль качества.- М.: Мир, 1970 368 е., ил.
- Экспериментальные и теоретические исследования по выбору основных конструктивных параметров трактора ДТ-75МП. Отчет ЧФ НАТИ. Руков. темы Ю.В. Гинзбург-Челябинск, 1980, арх. № 1823, — 55 с.
- Ягодов О.П., Соколов Б. Ф. Практикатензометрирования. Методическое пособие-Челябинск, ЧИМЭСХ, 1972,-44с&bdquo- ил.
- Baumaschine und Bautechnik.- 1964, №№ 1,3.
- Caterpillar performance hand book. Cat publication, USA, Peoria, 1980.
- Mixatoiu Jean. Contributiila studiul presiunii pesol si a componentelar fortei tractiune la tractorue pe senile. «Studii si sercetari de la mecoaica agricola». — 1970, Vol. 4, p. 23.33.
- Test method for bulldozer on crawled tractors. Japan. JISD, 6507, 1976.
- Wills B.M.D. The measurement of soil shear strength and deformation module and comparison of the actual and theoretical performance of a family of rigid tracks. J. Agrie. Engin. Res., 1963, № 2, p. 115. .131.
- A.c. СССР № 1 185 156, M. кл. GO IM 17/00, 1985. Установка для исследования тяго-во-сцепных свойств тракторов /Гинзбург Ю.В., Бердов Е.И./.
- A.c. СССР № 1 647 335, М. кл. G01M 17/00, 1991. Установка для тягово-динами-ческих испытаний промышленных тракторов/ Пинигин Б. Н. и др./.
- A.c. СССР № 1 742 665, М. кл. G01M 17/00, 1992. Установка для испытаний промышленного трактора/ Пинигин Б. Н. и др./.
- A.c. СССР № 193 764, М. кл. G01M 15/00, 1967. Стенд для испытания землеройных машин с рабочим органом типа отвала бульдозера/ Бородяжский Е. Б. и др./.
- A.c. СССР № 661 289, М. кл. G01M 17/00, 1979. Устройство для загрузки при ресурсных испытаниях тракторов /Дорохов А.Т./.
- A.c. СССР № 696 333, М. кл. G01M 17/00, 1979. Устройство для исследования взаимодействия гусеничного трака с грунтом /Бенц A.A., Пинигин Б-Н. и др./.