Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в педагогической науке в региональном аспекте изучена проблема детской инвалидности с точки зрения системного и междисциплинарного подходов, исследован и показан вклад социально-педагогических, управленческих структур, отдельных педагогических коллективов, общественных деятелей в структурировании системы социально-педагогической помощи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Нормативно-правовое и государственное регулирование психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в Российской
  • Федерации
    • 1. 1. Нормативно-правовое обеспечение социальной адаптации детей-инвалидов в России и за рубежом
    • 1. 2. Педагогическое сопровождение детей-инвалидов как фактор социальной адаптации
    • 1. 3. Общие виды отклоняющегося развития детей-инвалидов и их категории
  • ГЛАВА 2. Педагогические условия специально-организованной помощи детям-инвалидам в течение жизни
    • 2. 1. Система оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае
    • 2. 2. Учебно-воспитательная работа с детьми-инвалидами в специализированных образовательных учреждениях
    • 2. 3. Коррекционные классы и реабилитационные центры для детей-инвалидов, их профилактическое назначение
  • ГЛАВА 3. Методы профилактики и коррекция развития детей-инвалидов
    • 3. 1. Типы специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов в городе Ставрополе
    • 3. 2. Система благотворительной помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае
    • 3. 3. Система комплексной реабилитации детей-инвалидов на региональном уровне. Методические рекомендации для педагогов специальных образовательных учреждений, работающих с детьми-инвалидами

Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время в нашей стране отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более, чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает 8 млн. инвалидов, из них детей-инвалидов — 1 млн. Основными причинами увеличения числа детей-инвалидов являются: ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плодарост врожденных и наследственных патологийхронизация многих соматических заболеванийухудшение условий труда женщинвысокий уровень заболеваемости родителейухудшение экологической обстановкибытовых условий жизни детей. Не может не вызвать тревоги рост детского травматизма, числа случаев детского алкоголизма, наркомании и токсикомании как следствия социального неблагополучия и скрытой детской безнадзорности.

Дети-инвалиды самый социально незащищенный общественный слой России. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата. Дети, имеющие столь значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, становятся субъектами специального законодательства, получают на основе медицинских показаний особый медицинский статус — «инвалид».

В сложившихся условиях государство должно выступить гарантом защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечения им условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде.

В трудных современных экономических и социальных условиях для нашей страны невозможно обеспечить ребенку полный спектр его прав и интересов, но, несмотря на это государством все же предпринимаются определенные позитивные шаги с целью исправления сложившейся ситуации, смягчения негативного воздействия реформ на положение детей.

Базисом решения данной проблемы является юридическое закрепление системы мер, направленных на оказание помощи детям, ставшими инвалидами, и обеспечение их прав и прав семьи, в которых они воспитываются.

Вопросы о воспитании и обучении лиц с отклонениями в развитии в последнее десятилетие являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и отражены в ряде документов Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах ребенка, Стандартное правило обеспечения равных возможностей для инвалидов. Российская Федерация, исходя из приоритета общепризнанных человеческих ценностей, признавая равенство права всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, желая создать законодательную базу для удовлетворения специальных потребностей лиц, возможности которых получить образование ограничены их недостатком, состоянием здоровья или конкретными социальными условиями, принимает проект Федерального закона «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества. Одной из приоритетных целей специального образования на современном этапе является приспособление лиц с физическими и (или) психическими недостатками к социальной среде, подготовка их к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни, интеграция их в здоровое общество.

На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В настоящее время одним из главных механизмов, обеспечивающих максимальный дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии, становится психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Основные приоритеты психолого-педагогического сопровождения определяют повышенное внимание к личностному развитию детей в учебно-воспитательном процессе, их социально-психологической адаптации.

Несмотря на большое количество работ, посвященных этой проблеме, она является мало изученной и актуальной на сегодняшний день. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми нуждами в социуме.

Анализ научной литературы показывает, что проблема социальной адаптации является междисциплинарной и рассматривается в психологических, философских, педагогических, медицинских, биологических, социальных исследованиях. Медико-психологические аспекты адаптации освещаются в трудах Ю. А. Александровского, Г. А. Балла, С. Ю. Ганжа, И. Н. Заваденко, И. И. Мамайчук, М. Е. Масловой, Б. С. Смирнова и др.

Прикладные аспекты адаптации личности разрабатываются отечественными учеными по ряду направлений. О. П. Баклицкая, Т. Н. Вершинина исследуют адаптацию личности в разных сферах трудовой, производственной деятельности. Ряд работ посвящен изучению адаптации личности в малых группах и в длительной изоляции от привычного социального окружения (А.Алдашева, В. В. Бердышев, Г. Н.Загородников). Социальные и социально-психологические аспекты адаптации в учебной деятельности исследуются в работах И. Б. Дермановой, О. И. Зотовой, И. К. Кряжевой, Т. В. Середы, С. М. Шингаева и др. Вопросам социально-психологической адаптации личности школьника посвящены работы В. В. Бойко, А. Л. Венгера, И. В. Дубровиной, И. Н. Заваденко, В. Е. Каган, М. Е. Масловой и др. Аспекты личностной адаптации детей с нарушениями развития рассматриваются в трудах С. А. Беличевой, С. Ю. Ганжа, Н. Л. Коноваловой, В. Н. Мясищева.

На региональном уровне разработкой данной проблемы занимаются врачи, психологи, педагоги, такие как О. А. Ахвердова, И. В. Боев, О. А. Бутова, Н. Н. Волоскова, В. Н. Гуров, Н. В. Коваленко, Н. И. Коноприенко, Н. И. Кубликов, Н. И. Кучерко, В. Н. Муравьева, Т. Б. Сергеева, В. ВЧеркасова, Н. Ф. Шинкаренко.

Анализ литературы и образовательной практики позволили выявить ряд противоречий в системе социально-педагогической помощи детям-инвалидам на региональном уровне:

— между необходимостью создания целостной системы оказания педагогической помощи детям-инвалидам и отсутствием стройного целенаправленного системного исследования данной проблемы;

— между общественной потребностью формирования активной жизненной позиции ребенка-инвалида и социально-экономическими трудностями их адаптации в окружающей среде;

— между сложившейся методической организацией процесса обучения и воспитания детей-инвалидов и реальными педагогическими условиями их реализации;

— между профессиональной системой ценностей и ценностными ориентациями личности педагогов, социальных педагогов, работающих с детьми-инвалидами.

Отмеченные противоречия определяют актуальность диссертационного исследования по проблеме организации социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае.

Выявленная проблема позволяет определить тему исследования: «Система социально-педагогической помощи детяминвалидам в Ставропольском крае».

Объект исследования — процесс организации педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае.

Предмет исследования — система профилактической и коррекционной работы педагогов с детьми-инвалидами в Ставропольском крае.

Цель исследования — создание системы специально-организованной социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что создание целостной системы социально-педагогической помощи детям-инвалидам может стать важнейшим фактором их личностного самоопределения и адаптацией в обществе при следующих условиях:

— системного построения и функционирования жизнедеятельности детей-инвали дов в специально организованных условиях;

— диагностирования их психических, физиологических, личностных, характерологических особенностей;

— изучения опыта педагогического сопровождения детей-инвалидов в России и за рубежом с целью прогнозирования системы пролонгированной помощи данной категории людей;

— создания благоприятных материальных, социальных, бытовых, учебных, трудовых условий для сосуществования в окружающем социуме;

— обеспечения комплексной благотворительной помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае;

— обобщения материалов диссертационного исследования в методическое пособие для категорий служащих, работающих с детьми-инвалидами.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1) изучить проблемы детской инвалидности в современной России и за рубежом;

2) проанализировать современное состояние и разработанность проблемы социальной адаптации детей-инвалидов в Ставропольском крае;

3) определить теоретические основы социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями, разработанные в психолого-педагогической литературе;

4) разработать технологии реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в городе Ставрополе и Ставропольском крае;

5) разработать методическое пособие для педагогов, работающих с детьми-инвалидами в социальной сфере образовательной деятельности;

6) выработать организационно-педагогические условия, при которых возможно наиболее полное развитие способностей детей-инвалидов, максимальная интеграция их в общество.

Методологическая основа исследования включает: идеи диалектико-материалистического положения о социальной детерминации личностипонимание деятельности как специфической формы преобразования окружающего мира, включающей в себя цель, содержание, методы, средства, формы, а также объект и субъект деятельностифилософские и психологические идеи, раскрывающие закономерности общественного развития и поддержки личноститеории самоорганизации жизнедеятельности — синергетических факторах социокультурного пространствапринципы гуманистической педагогики о личностно-ориентированном взаимодействиипринципы взаимосвязи теории и практики. В качестве методологии также выступали гуманистические теории развития и становления личности, демократизации и гуманизации личностно-ориентированного подхода в процессе исследования.

Теоретическая основа исследования базируется на концепциях развития самореализации личности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, М. М. Поташник, К. Роджерс, В. И. Слободчиков, В.Д.Шадриков) — социально-психологической адаптации детей-инвалидов (В.М.Астахов, М. М. Айшервуд, Г. М. Андреева, Е. М. Бакулина, Г. А. Балл, Ф. Б. Березин, В. И. Бондарь, Н. Н. Волоскова, В. Н. Гуров, Н. Ф. Дементьева, Т. А. Добровольская, И. К. Кружева, В. Н. Муравьева и др.) — психолого-педагогическом сопровождении детей-инвалидов (Н.А.Барышникова, С. И. Блохина, Д. И. Бойков, В. И. Бондарь, А. Н. Гамаюнова, С. Ю. Котова, Е. С. Зайцева, Л. М. Шипицина, В. Ф. Стафеев и др.) — взаимодействии воспитания и адаптации в образовании (Г.М.Андреева, А. В. Беляев, В. Н. Гуров, В.Н.Горовая) — проблемах реабилитации детей-инвалидов (Н.П.Вайзман, Ф. С. Возжаева, Л. Г. Калесюк, В. Н. Муравьева, А. М. Панова, И. И. Ульянченко и др.).

В процессе исследования использовались методы: теоретический анализ научно-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта работы с детьми-инвалидамиобсервационные методы (прямые и косвенные наблюдения, самоанализ, самооценка) — анализ нормативно-правовой и учебной документациибеседы, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в педагогической науке в региональном аспекте изучена проблема детской инвалидности с точки зрения системного и междисциплинарного подходов, исследован и показан вклад социально-педагогических, управленческих структур, отдельных педагогических коллективов, общественных деятелей в структурировании системы социально-педагогической помощи детям-инвалидам на примере Ставропольского краявпервые созданы и экспериментально апробированы методические указания для педагогов и других заинтересованных лиц, работающих с детьми-инвалидаминаучно доказано, что педагогическое сопровождение детей-инвалидов с раннего детства требует специально подготовленных специалистов-педагогов, профессионально-ориентированных на этот вид деятельностиразработана система оказания специально-организованной помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщенные и систематизированные понятия, идеи, характеризующие детскую инвалидность в Ставропольском крае, расширяют и углубляют понимание исследуемой проблемы в мировом масштабе, способствуют осмыслению педагогического опыта в разные исторические периоды и в различных социокультурных условиях, дают возможность создания системы социально-педагогической помощи детям-инвалидам.

В работе на основе теоретического анализа нормативно-правовых документов, педагогических концепций раскрыт содержательный компонент понятий: «педагогическое сопровождение», «кондуктивная педагогика», «первичная инвалидность детей по классам болезней».

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем нормативно-правовые, теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обоснования инвариантных и взаимосвязанных функций образовательно-воспитательной политики в области специального образования и адаптации детей-инвалидов, а также использовании его материалов в практико-ориентированной деятельности, в научных исследованиях по смежным проблемам, при создании альтернативных программ воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы исследования и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику работы специальных образовательных учреждений края и подготовки специалистов высших учебных заведений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены использованием педагогической теории и опытаприменением комплекса теоретических и эмпирических методов исследованияадекватностью примененных диагностических методикрепрезентативностью выборкистатистической обработкой материалов исследованияпедагогической экспертизой полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 III и IV видов г. Кисловодска, Ессентукское профессиональное училище-центр реабилитации молодых инвалидов, МОУ г. Ставрополя СОШ № 21, 35, специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33, специализированные дошкольные учреждения города Ставрополя, Центр социальной помощи семье и детям (г. Ставрополь), реабилитационное отделение центра социального обслуживания населения Предгорного района, медико-реабилитационное отделение центра социального обслуживания Новоалександровского и Новоселицкого районов, центр социального обслуживания с. Винсады, деятельность структурных подразделений администрации г. Ставрополя: управления образования, труда, социальной защиты и работы с населением в районах города, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, по делам молодежи в области социальной защиты детей-инвалидов.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2001;2002 г. г.) — подготовительно-поисковый, в процессе которого изучались теоретические источники по проблеме исследования, нормативно-правовые акты, программно-методические материалы, изучался опыт педагогического коллектива по построению системы учебной деятельности и воспитания детей-инвалидов. Уточнялись предмет и объект исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы;

Второй этап (2002;2003 г. г.) — адаптивно-практический или процесс опытно-поисковой работы, в результате которой выявлено состояние учебной и внеучебной деятельности в специальных коррекционных учреждениях, коррекционных классах Ставропольского края и города Ставрополяпроведен анализ и уточнены основные характеристики моделей учебной деятельности;

Третий этап (2003;2004 г. г.) — обобщение и систематизация полученных результатов исследования, разработка рекомендаций по организации учебной и внеучебной деятельности в специальных учреждениях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Создание системы комплексной социально-педагогической помощи детям-инвалидам способствует наиболее благоприятному восстановлению способностей ребенка-инвалида к бытовой, возрастно-средовой и учебной деятельности.

2. Непрерывность педагогического сопровождения лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, обеспечивает поступательное, творческое развитие личности, самореализацию в окружающем социуме.

3. Методическое обеспечение организации учебного и воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях для детей-инвалидов способствует формированию интереса и потребностей в получении знаний, умений и навыков, дифференцирующихся с анамнезом заболевания.

4. «Комплексная программа реабилитации инвалидов в Ставропольском крае» на 2001;2003 годы, программа «Реабилитация людей с ограниченными возможностями города Ставрополя» на 2003;2005 годы гарантируют сохранение и увеличение сети учреждений, занимающихся медико-педагогической реабилитацией инвалидов, образовательных учреждений, активизацию работы по организации и проведению отдыха и оздоровления инвалидов и детей-инвалидов, расширение диапазона услуг, направленных на социальную поддержку инвалидов, оказание им материальной помощи.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, в структурных подразделениях социальной сферы администрации г. Ставрополя, в работе педагогов специальных (коррекционных) учреждений города.

Результаты работы нашли свое отражение в ряде публикаций в виде статей и тезисов докладов, выступлений на межрегиональной конференции «Физиологические проблемы адаптации» (2003), региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование-6» (Ставрополь, 2003), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей (2003), региональной научно-практической конференции «Здоровые города» (Ставрополь, 2004).

Материалы исследования используются в практической деятельности педагогов, социальных работников общеобразовательных (МОУ СОШ № 21, 35) и специальных (коррекционных) учреждений г. Ставрополя (школа-интернат № 36, коррекционная школа № 33), сотрудников администрации города, работающих в социальной сфере.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 9 работ.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 275 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 211 наименований. Работа содержит 10 таблиц, 13 схем.

Выводы по третьей главе Создание полноценной государственной системы реабилитации, где каждому ребенку-инвалиду была бы представлена возможность осуществить весь необходимый комплекс реабилитационных мероприятий, чтобы после соответствующей социальной реабилитации занять достойное место в обществе, полнее самореализоваться — одна из важнейших задач в решении проблемы детей-инвалидов.

Реализация данной системы на региональном уровне предполагает на сегодняшний день решение ряда первоочередных задач в области социальной защиты детей-инвалидов на уровне Министерств образования, социальной защиты, здравоохранения Ставропольского края.

Анализ существующей на сегодняшний день в Ставропольском крае и городе Ставрополе системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения позволил нам определить основные рекомендации к деятельности педагогических сотрудников, работающих с детьми-инвалидами и их семьями.

Данные методические рекомендации составлены для специалистов специальных (коррекционных) учреждений и учреждений, решающих проблемы комплексной реабилитации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Их адресатом в первую очередь, являются специалисты, занятые разработкой и реализацией индивидуальных программ реабилитации детей, имеющих инвалидизирующие отклонения в умственном и физическом развитии.

Методические рекомендации включают в себя комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей-инвалидов и интеграцию их в общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении.

Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Однако проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это также и социальная проблема неравных возможностей.

Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок — общество — государство». Суть этого изменения состоит в следующем: главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективным фактором, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность — часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок — не пассивный объект социальной помощи, развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Государство призвано не просто представлять, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти на встречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

Несмотря на социально-экономический кризис, начиная с 1995 года, в Российской Федерации, ее регионах, в том числе и городе Ставрополе, были приняты ряд законов и других нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку инвалидов, которые закрепили статус инвалида, гарантировали данной категории их права.

На основании выполнения данных нормативно-правовых актов на региональном и местном уровнях проводится работа по социальной защите инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями.

1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

3. Постановление правительства Российской Федерации «О порядке признания граждан инвалидами».

4. Постановление правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

5. «Комплексная программа реабилитации инвалидов в Ставропольском крае» на 2001;2003 годы.

6. Программа «Реабилитация людей с ограниченными возможностями города Ставрополя» на 2003;2005 годы.

Анализируя деятельность государственных учреждений Ставропольского края и оценив положение инвалидов в городе Ставрополе необходимо отметить сохранение некоторых положительных тенденций по ряду показателей: сохранение и увеличение сети учреждений, занимающихся медицинской реабилитацией инвалидов, образовательных учреждений, активизацию работы по организации и проведению отдыха и оздоровления инвалидов и детей-инвалидов, расширение диапазона услуг, направленных на социальную поддержку инвалидов, оказание им материальной помощи.

Отмечая положительную динамику в развитии системы социального обслуживания инвалидов, следует подчеркнуть, что ее нынешние возможности пока не удовлетворяют в полной мере существующие у инвалидов потребности в социальных услугах, что обуславливает необходимость расширения сети учреждений социальной помощи инвалидам и их семьям.

Сохраняются проблемы в таких сферах жизнедеятельности инвалидов, как трудоустройство и профессиональная реабилитация инвалидов, которые вызывают озабоченность, как органов исполнительной власти, так и общественности.

Продолжают оставаться острыми проблемы, вызывающие беспокойство и находящиеся в центре внимания администрации городарост числа инвалидов и социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Несмотря на принимаемые меры по социальной поддержке детей с ограниченными возможностями и семей, воспитывающих детейинвалидов, социальная интеграция таких детей сопряжена с решением комплекса задач, требующих значительных финансовых затрат. Прежде всего, это относится к формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, включая объекты социальной инфраструктуры, средства транспорта, связи и информатики.

На данный момент выработан механизм эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, с учреждениями, занимающимися реабилитацией детей-инвалидов, главной целью которого является содействие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями к жизни в обществе и семье.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология «Деловая книга». -Екатеринбург, 1998. 267 С.
  2. Адаптационные и компенсаторные механизмы в патологии детского возраста // Сб. науч. трудов. Москва, 1972. — 211 С.
  3. Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология, 1997, № 1.-С. 3−10.
  4. А. Г. Движущие силы и условия развития личности. Хрестоматия психологии личности. Под ред. Райгородского Д. Я. Самара: Изд-во «Дом «БАХРАХ», 1999. — 98 С.
  5. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -Изд-во Московского государственного университета, 1984.- 226 С.
  6. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.- 286 С.
  7. В.М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями // Детский практический психолог, 1995, № 7. С.25−28.
  8. М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1991.
  10. Р.Д., Ипполктова М. В., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье.- М., 1985.
  11. Л.О. и др. Детские церебральные параличи. Киев, 1988. -216 С.
  12. Г. Н. Дети с физическими недостатками в домах-интернатах: психологический аспект реабилитации // Методико-социальная экспертиза и реабилитация, № 2, 1998. С. 33−38.
  13. Е.М. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Соц. работа, 2001, № 3. С. 37- 40.
  14. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол. 1989, № 1. С. 92−100.
  15. H.A. Структура модели образовательного процесса для учащихся с трудностями социальной адаптации. Инновации в российском образовании: психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии.- М., 2001. С. 90- 93.
  16. A.C. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996. — 128 С.
  17. Ю.А., Ткаченко B.C., Клушина Н. П. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.- 176 С.
  18. С.И., Козлова В. П., Старшинова A.B. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России // Российский журнал социальной работы, 1996, № 1.- С. 5−7.
  19. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград, 1988.- 169 С.
  20. В.И. Реабилитация детей-инвалидов общегосударственная проблема // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры, 1995, № 3.-С. 4−5.
  21. Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями // Социально-педагогическая работа, 1998, № 6. С.59−63.
  22. Э.Б., Бондарь В. И. Концептуальные подходы к вопросам сезонного оздоровления детей и подростков // Вопросы курортологии, 1995, № 6.- С. 24−27.
  23. P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1988. — 176 С.
  24. В.И. Причины социального сиротства // Социальная работа1994, № 2.-С/7−12.
  25. С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дефектология, 1996, № 5. С. 5−9.
  26. И.В. Отношение общества к людям с ограниченными возможностями как этико-социальная проблема: Методические рекомендации // Ставрополь: Ставропольская краевая библиотека для слепых, 2002. 48С.
  27. Н.П. Реабилитационная педагогика.- М., 1996.-160 С.
  28. Д. Реабилитация детей- инвалидов М.: Изд-во «Филонтроп», 1995. 264 С.
  29. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.-254 С.
  30. Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей- инвалидов // СОЦИС.- М.: Наука, 2002- № 6. С. 116−122.
  31. Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Пособие для родителей.-М., 1986.-176 С.
  32. Всероссийский семинар. Опыт и проблемы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в системе социальной защиты населения. Ростов-на-Дону, 1999. — 59 С.
  33. JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960. -169 С.
  34. С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями нервно-психического и соматического здоровья. Пятигорск, 2001.-73 С.
  35. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации в 2003». Москва, 2000.- 179 С.
  36. А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. Москва, 2001. — 237 С.
  37. JI.K. Программа работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. Москва, 1992. — 46 С.
  38. Грачев J1.K., Танюхина Э. И. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. Москва, 1992.- 136 С.
  39. Н.И., Иорданская H.A., Камаев И. А., Позднякова М. А. Медико-социальная характеристика особенностей условий и образа жизни детей- инвалидов // Здравоохранение Российской Федерации, 1978, № 4. -С. 36−41.
  40. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. -Ставрополь, Сервис школа, 1998. — С. 57.
  41. Н.Ф., Балаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. Москва, 1996. — 102 С.
  42. Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: Институт социальной работы Тюменской области, 1995. — 108 С.
  43. Н.Ф., Болтенко В. В., Жук И.А. Организационно-методические основы медико-социального обслуживания молодых инвалидов в условиях специализированных учреждений социальногообеспечения. Методические рекомендации. М.: ЦИЭТИН, 1982. — С. 3741.
  44. Н. Ф. Цикото Г. В. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология, 1994, № 6. С. 63−68.
  45. С.Н. Психолого-педагогические особенности семейного воспитания детей с нарушением здоровья // Учебно-метод. пособ. -Ставрополь, 2000. 47 С.
  46. Дети-инвалиды: защита прав и интересов. Сб. норм. док. М., 2002. -58 С.
  47. Дети-инвалиды: правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов. Сборник нормативных актов. М., 1996. — 197 С.
  48. Дефектология: словарь-справочник. Под ред. Пузанова Б. П. М., 1996.-289 С.
  49. Т.А., Шабалина Н. Б., Демидов Н. А. Социальные проблемы инвалидности // Социологические исследования, 1988, № 4. -С.23−26.
  50. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социсс, 1991, № 5. С. 3−8.
  51. Дошкольной воспитание аномальных детей. Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1995.-189 С.
  52. И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома.-М., Просвещение, 1990. 183 С.
  53. В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М.: Просвещение, 1990. — 223 С.
  54. Если ваш ребенок не такой как другие, книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Под ред. О. И. Волжиной. М.: «НИИ семьи», 1997.-284 С.
  55. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. — 194 С.
  56. И.Н., Петрухин A.C., Манелис Н. Г., Успенская Н. Ю., Суворинова Н. Ю. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопр. психол. 1999, № 4. С. 21−28.
  57. Е.С. Психологическое сопровождение родителей детей-инвалидов // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. Сб. матер, научн. конф. -Архангельск, 2000.- С. 64−68.
  58. Законодательные основы в области оказания помощи людям с психофизическими особенностями в развитии // Матер. Респуб. научно-практ. конф. 20−21 июня 1996 г., г. Минск. С. 76−82.
  59. Закон о защите детства: Сборник-справочник. М., 1999. — 253 с.
  60. Закон РФ «Об образовании» // Дошкольное воспитание, 1996, № 1. -С. 2 -7.
  61. Х.С. Умственно отсталые дети. НПО, Образование, 1995. -112 с.
  62. М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М., 1973. — 79с.
  63. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. Методология и методы социальной психологии. М., 1977. — С. 173 — 179.
  64. Инвалидность, ее профилактика и реабилитация инвалидов // Сб. науч. трудов М., 1989. — 214 с.
  65. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации. Под ред. JI.M. Шипициной, Л. П. Назаровой. Спб., 1999. -54 с.
  66. Информационный бюллетень. Международные конвенции и Декларации о правах ребенка. М., 2002. — 276 с.
  67. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Ленинград, 1982. -142 с.
  68. Д.Н. Психология инвалида: Лекции // С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.-76 с.
  69. Как защитить права ребенка. Справочное рекомендательное пособие для педагогов, родителей и социальных работников. Ростов-на-Дону, 1998.- 87 с.
  70. Л.Г. Проблемы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов // Педиатрия, 1990, № 2. С. 21 — 25.
  71. A.A., Стребелева Т. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Изд-во.-М, 1998.-С. 187.
  72. В.Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. Изд-во, Петербург, 1996.-С. 67.
  73. Ким E.H. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики. Проблемы семьи и детства в современной России, ч. 2. М., 1992. — 186 С.
  74. В.В. Психиатрия детского возраста. Москва, 1995. — 242 С.
  75. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы // Москва, 1996. 221 с. 81. «Комплексная программа реабилитации инвалидов в Ставропольском крае» на 2001−2003 годы.
  76. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. Под ред. JI.M. Шипициной, Е. И. Казаковой.- СПб, 2000. 210 с.
  77. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом // Методические рекомендации НВТ «БИМК-Д»., 1998. — С. 123.
  78. Комплексная реабилитация детей с хромосомными болезнями //
  79. Методические рекомендации. ООО «Мединформатика», 2001. — 125 с.
  80. Комплексная реабилитация детей с нарушениями слуха. Москва, 2001.- 187 с.
  81. Конвенция ООН «О правах ребенка».
  82. Н.А. Предупреждение отклонений в развитии личности ребенка при психолого-педагогическом сопровождении. Москва, 2000. -68 с.
  83. H.JI. Социально-психологическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений. Н Дефектология: соврем, пробл. обуч. воспит. Сб. тезис, и стат. юбил. конф. СПб.: РГПУ, 1984. С. 80−81.
  84. Конституция Российской федерации.
  85. В.М. Социально-трудовая адаптация инвалидов. М., 1993, № 10.-С. 97.
  86. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 1998. — 231 с.
  87. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. М., 1990. — 232 с.
  88. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях. Под ред. Н. Г. Морозовой. М., 1976. — 123 с.
  89. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под ред. Л. П. Носковой. М., 1978.- 118 с.
  90. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности. М., 1980. — 200 с.
  91. .Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1971.- 87 с.
  92. Т.Н. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. М., 1981.- 95 с.
  93. В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999. — 76 с.
  94. Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя- логопеда // М.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 2001.-54 с.
  95. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.- 86 с.
  96. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М. 1990. — 256 с.
  97. В.И. Этапы психологической адаптации в измененных условиях существования // Вопр. психол. 1980, № 4, С. 50−59.
  98. В.В. Нарушения психического развития у детей. М: 1985.- 176 с.
  99. А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. — 165 с.
  100. А.Г. Тифлопсихология. М., 1985. — 214 с.
  101. А.Г. Путь реабилитации и интеграции по зрению: коррекция и профилактика // Дефектология, 1991, № 6. С. 9.
  102. .Т. Педагогика. М., 1993. — 324 с.
  103. Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой. М. Просвещение, 1989. — 264 с.
  104. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 226 с.
  105. А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. — 346 с.
  106. H.H. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.-189 с.
  107. А.Г. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология, 1995, № 4.-С. 6−9.
  108. А.Р. Новое в оказании помощи инвалидам. // Дефектология. -1996.-№ 1.-С. 83−85.
  109. А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика. Пресс, 1996. — 80 с.
  110. А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., Просвещение, 1990. — С. 127.
  111. А.Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988. — 265 с.
  112. Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология. № 1. — 1997. — С. 24 -28.
  113. Е.М. Лечебная педагогика. М. Владос, 1997. — 168 с.
  114. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М., 1992.- 234 с.
  115. Ю.Т. Интегративная характеристика развития мышления умственно отсталых школьников // Дефектология. № 2. — 1997.- С. 46 -49.
  116. В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1998.324 с.
  117. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов // Материалы междун. научно-практ. конф. 29−31 октября 1996 г. Под ред. Э. И. Збровского Мн.: Товарищество «Хата», 1998. 352 С.
  118. Н.С. Социальная работа с детьми-инвалидами. Социальная работа в России. М.: Коломна, 1993.- 244 с.
  119. Научно-популярный альманах «Социальная работа: региональный контекст». Под ред. E.H. Шиянова.- Ставрополь: СКСИ- 2003.- 156 с.
  120. Непрерывное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения в условиях школы-интерната // Сб. м-лов. Кисловодск, 2001.- 86 с.
  121. М.И., Пеннин Г. Н. Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития И Дефектология, 1996, № 3.-С. 5−8.
  122. Общество и инвалид несостоявшийся диалог? Дебаты в малых группах. Программа «Выход» Центра реабилитации молодых инвалидов. Организация «NEXT STOP -NEW LIFE». 27.11.1998. — 46 с.
  123. О положении инвалидов в городе Ставрополе (2002−2003 гг.) Администрация города Ставрополя. Ставрополь- 2003.
  124. О положении детей в Российской Федерации. Государственный ежегодный доклад. Москва, 2002. 96 с.
  125. Образование Ставрополья в цифрах и фактах на рубеже веков. Под ред. Бутенко Н. И., Селюкова Л .Я. Ставрополь, 2000. — 136 С.
  126. Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ. СПб., 1996.- 96 с.
  127. Организация летнего отдыха детей и подростков. Сборник нормативных документов. М., 1998.- 68 с.
  128. Опыт и проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в системе социальной защиты Ставропольского края. Составители: Холковская И. М., Сухарева Р. И., Рыженко И.В.
  129. Министерство труда и социальной защиты населения CK Ставрополь, 2001.-76 с.
  130. А.И., Лебедев И. В., Лысенко А. Е. Инвалидность и инвалиды: теория и практика // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 1998, № 2. С. 3−5.
  131. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав ребенка. М., 1998. — 254 с.
  132. Основы социальной работы: Учебник. Под ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА М, 1998. — 368 с.
  133. Особенности высшей нервной деятельности нормальных и аномальных детей. Под ред. А. Р. Лурия, М. 1956.- 164 с.
  134. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. Сб.ст. под ред. Носковой H.A. М.: 1984.-186 с.
  135. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. Под ред. Ж. И. Шиф. -М., 1965.- 157 с.
  136. А.Г., Горшунова Н. К. Трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями // Методические рекомендации. — Курск, 1997.-32 с.
  137. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей -олигофренов. М., 1963.- 164 с.
  138. A.B. Психология развивающейся личности. М., 1987.- 194 с.
  139. М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». Мн.: Изд-во БелАПДИ, 1999.-150 с.
  140. Е.М. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушениями зрения. М., 1989. — 167 с.
  141. Положение детей в Ставропольском крае: Ежегодный доклад 2001 год. Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Ставрополь: СКИПКРО, 2003. — 76 с.
  142. Положение детей в Ставропольском крае: Ежегодный доклад 2002 год. Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Ставрополь: СКИПКРО, 2003. — 80 с.
  143. Положение детей в Ставропольском крае: Ежегодный доклад 2003 год. Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Ставрополь: СКИПКРО, 2004. — 79 с.
  144. Постановление Правительства Ставропольского края от 27.03.1999 № 70-JI «Об утверждении временного порядка оказания социальных услуг государственным учреждениям социального обслуживания детей и их семей».
  145. Постановление Правительства Российской федерации от 13.09.1996 № 1096 «Об утверждении Примерного Положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
  146. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1997.- 229 с.
  147. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов. Сб. нормативных актов. М., 1996. 97 с.
  148. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа.- М.: Изд-во института соц. Работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. -230 с.
  149. Приказ Министерства Социальной защиты Российской Федерации от 06.05.1994 № 64 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
  150. Приказ федеральной службы занятости Российской Федерации от 26.04.1995 № 94 «Об утверждении «Положения о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан».
  151. Программа «Реабилитация людей с ограниченными возможностями города Ставрополя». Составители: И. И. Ульянченко, О. П. Соболь, Н. В. Шеламова и др., Администрация города Ставрополя Ставрополь, 2001. -24 с.
  152. Психология глухого ребенка. Под ред. И. М. Соловьева. М., 1971.208 с.
  153. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. Пособие для социальных работников, психологов, педагогов реабилитационных центров. М., 1997. — С. 132.
  154. Развитие личности в условиях психической деривации. Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.- 182 с.
  155. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. Под ред. A.M. Панова. М., 1997.- 164 с.
  156. Г. И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. № 1. -С. 52−61.
  157. JI.H. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией. М, 2002. — 46 с.
  158. Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушениями зрения. М., 2002.- 94 с.210
  159. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.-С. 28.
  160. А.Н. Организация работы органов социальной защиты: уч. пособие для сред. проф. образования. М., 2001. — 93 с.
  161. С.Я. Основы медико-социальной проблемы инвалидности в детском возрасте // Педиатрия, 1990, № 12. С. 34 — 39.
  162. Сборник нормативных актов по социальной защите детей- инвалидов. Сост. Ширанович М. П. и др.- Ставрополь, 1996. 176 с.
  163. Сборник материалов «круглого стола» по проблемам детей- инвалидов и детской инвалидности. Управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя. Ставрополь- 2002.- 38 с.
  164. Сборник нормативных документов: специальные (коррекционные) образовательные учреждения // Сост. Исаков П. Ю., Грибова O.E. М., 1999.-204 С.
  165. Сборник нормативных документов по социальному обеспечению: В 2ч.- 2-е изд. Перераб. И дополн.- М., 1982.
  166. Сделать доступным для инвалидов. Пресс- клуб для инвалидов // Соц. обеспечение.- 1993- № 2.- С. 24 28.
  167. Семейный кодекс Российской Федерации.
  168. Л.Ф. Региональная система обеспечения индивидуальной помощи детям- проблемы и перспективы. Ставрополь, 1999.- 46 с.
  169. Е.Р. Толерантность как принцип отношения к людям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. — № 2. — С. 51−56.
  170. Словарь практического психолога. Минск. 1997. — 324 с.
  171. Словарь-справочник по социальной работе. Под ред. Е. И. Холостовой. М: — 2000.- 286 с.
  172. Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Под ред. ШияноваЕ.Н., Лепилкиной О.И.- Ставрополь, 1996.- 76 с.211
  173. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1980. — 158 с.
  174. Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. Барнаул, 1984. — 82 с.
  175. Социальная защита инвалидов: Нормативные акты и документы Барнаул, 1984.(ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. М., 1994, — 96 с.
  176. Социальная политика в России: Сб. докум.- М.: Республика, 1992. -84с.
  177. Социальная работа с инвалидами. Под ред. Е. И. Холостовой. М.: 1996.-165 с.
  178. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. Под ред. А. И. Осадчих. -М., 1997. С. 143.
  179. Социально-педагогическая реабилитационная работа МСКОУ д/с № 76 с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под ред. д. м. н. Муравьевой В. Н. Ставрополь, СКИПКРО, 2000. — С. 49.
  180. Специальная дошкольная педагогика. Под ред. Е. А. Стребелевой. -М., 2001.-246 с.
  181. Справочник по детской лечебной физкультуре. Под ред. М. И. Фонарева.-Л.: Медицина, 1983.- 143 с.
  182. Справочник некоммерческих организаций Ставропольского края. -Ставрополь, 2002. 186 с.
  183. Справочник учреждений, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов, М., 2000.- 164 с.
  184. Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. Киев, 1980. -179 с.
  185. Статистические данные системы образования города Ставрополя. -Ставрополь, 2003. 75 с.
  186. В.Ф., Григорьева Г. Ф. и др. Проблемы лечебно-профилактического сопровождения в учреждениях для детей с отклонениями в развитии212
  187. Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. Сб. матер, конф. Архангельск, 2000. — 204 с.
  188. Е.А. Наглядно-действенное мышление умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1991. — № 3. — С. 10 — 15.
  189. Существенные различия между умственной и психической неполноценностью. Под ред. Титовой Е, Божко J1. Мн.: Изд-во БелАПДИ, 1996.-11 с.
  190. Н.Ф., Топоркова JI.A. Обучение детей дошкольного возраста конструирующему и ручному труду: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1994. — 72 с.
  191. Теория и практика социальной работы: методические материалы.-М.: Институт социальной работы, 1997. 81 с.
  192. Типовое положение о специальном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии // Вестник образования. 1997, № 6. — С. 8−11.
  193. В.А., Степанова O.A. Попытка организации координированной системы помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. 1996, № 1. — С. 12−15.
  194. О.Н. Специальная психология. М., 1990.- 252 с.
  195. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  196. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Калуга: издательство «Адель»., 1998.-94 с.
  197. Е.И., Осадчих А. И. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста. М.: Ин-т соц. работы, 1996. — 142 с.
  198. Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М., 1996. — 157 с.
  199. З.А., Эткина Э. И. Формирование состояния здоровья детей- инвалидов в связи с детским церебральным параличом. // Здравоохранение РФ. № 5,1997. — С.16 -19.213
  200. Д.В. Программа «Инюпожен»: Новая модель социализации инвалидов в учебных заведениях США // Дефектология, 1996. № 5. — С. 106 111.
  201. С.А. Проблема интегрированного обучения в зарубежном опыте // Дефектология, 1997. № 6. — С. 97−109.
  202. Е.В. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка необходимое условие полноценного развития и социальных гарантий в области образования. СПб., 1999. — 148 с.
  203. Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7лет). М: Учпедгиз, 1960 г. — 326 с.
  204. Н.Д., Пылемская Т. В. Если малыш не слышит // Дефектология, 1996,№ 4.-С. 8−10.
Заполнить форму текущей работой