Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия применения универсальных математических пакетов при подготовке специалистов в техническом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Спектр использования информационных технологий в вузе достаточно широк: от применения программ контроля знаний обучаемых до использования глобальных информационных сетей (И.В. Абраменкова, Ю. П. Горохов, В. И. Гриценко, А. К. Гультяев, И. И. Жевнов, А. Д. Иванников, Н. В. Клемешова, В. М. Макаров, Н. В. Макарова, Л. Ф. Плеухова, А. Я. Савельев, Ю. А. Татарников, А. Д. Хомоненко, Ю. А. Щеглов… Читать ещё >

Содержание

  • Основные обозначения и сокращения
  • Глава 1. Универсальные математические пакеты как элемент сис-* темы информационных технологий обучения в техническом вузе
    • 1. 1. Анализ структуры системы информационных технологий в высшей школе и дидактические проблемы использования универсальных математических пакетов
    • 1. 2. Технико-педагогический анализ основных характеристик универсальных математических пакетов
    • 1. 3. Определение целей использования, роли и места универсальных математических пакетов при подготовке специалистаэлектромеханика
  • Выводы по 1-й главе
  • Глава 2. Применение универсальных математических пакетов в процессе подготовки специалиста в техническом вузе

2.1. Экспериментальная проверка дидактических условий применения универсальных математических пакетов при изучении естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин для достижения телеологических целей.

2.2. Анализ влияния учебной деятельности с использованием

УМП на достижение целей аспекта существования.

2.3. Универсальные математические пакеты как средство меж-^ дисциплинарного синергетического взаимодействия и развития индивидуальности обучающегося.

Выводы по 2-й главе.

Дидактические условия применения универсальных математических пакетов при подготовке специалистов в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный уровень и темпы развития научных и промышленных технологий требуют от специалистов непрерывного получения знаний, способностей овладения новыми, заранее неизвестными аспектами профессиональной деятельности. Причем, темпы развития технологий таковы, что даже непрерывное образование не всегда позволяет человеку идти в ногу со временем (О.В. Долженко, B. J1. Шатуновский, Ф. Янушкевич). «Человеку зачастую не хватает жизни, чтобы приобрести такой запас профессиональных и общекультурных знаний, который необходим с точки зрения объективных потребностей общества» (В. Паронджанов). Эти потребности оказывают самое непосредственное влияние на всю систему высшего образования.

Социальный заказ общества в настоящее время заключается в том, что современный специалист, кроме набора знаний и умений, должен из стен технического вуза вынести умение перестраивать свою профессиональную деятельность по мере поступления новых задач, связанных с изменениями в технологиях, овладевать новыми сферами профессиональной деятельности и находить оптимальные решения в заранее неизвестных условиях. Очевидно, что сложившаяся система высшего технического образования, ориентированная на усвоение стабильных и неизменных знаний в полной мере достичь этих целей не в состоянии.

Современный этап развития высшей технической школы характеризуется углублением и других противоречий (О.А. Абдуллина, Ю. К. Бабанский, М. Зи-новкина, B.C. Леднев), в том числе: между формирующейся новой парадигмой образования, в основе которой лежат жизненные цели и мотивы самого человека, и способностью системы образования выявить и помочь ему реализовать эти целимежду потребностями обучающихся в широких, системных, межпредметных знаниях и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей в рамках традиционной дисциплинарной системы.

В процессе серьезной и кардинальной перестройки системы высшего технического образования значительную роль играют новые информационные технологии. Несмотря на сложности и противоречия, возникшие на пути использования информационных технологий в учебном процессе (Е.И. Вишты-нецкий, Б. С. Гершунский, А. О. Кривошеев, Е. С. Машбиц, А.В. Соловов), компьютерное обучение становится одним из ведущих и перспективных направлений совершенствования системы образования.

Спектр использования информационных технологий в вузе достаточно широк: от применения программ контроля знаний обучаемых до использования глобальных информационных сетей (И.В. Абраменкова, Ю. П. Горохов, В. И. Гриценко, А. К. Гультяев, И. И. Жевнов, А. Д. Иванников, Н. В. Клемешова, В. М. Макаров, Н. В. Макарова, Л. Ф. Плеухова, А. Я. Савельев, Ю. А. Татарников, А. Д. Хомоненко, Ю. А. Щеглов и др.). Под влиянием информационных технологий в современном инженерном образовании возрастает спрос на математические методы исследования и конструирования, на развитие творческого мышления, опирающегося на соответствующий математический аппарат (В.П. Дьяконов, В. Ф. Очков, Н.А. Сливина). Поэтому значительную роль в системе информационных технологий обучения (СИТО) играют универсальные математические пакеты (УМП), обладающие широким дидактическим и развивающим потенциалом.

УМП характеризуются использованием новейших достижений фундаментальной и прикладной науки, наличием мощных и разветвленных справочных систем и учебников, богатыми наборами встроенных математических функций, развитой системой графики. Однако, несмотря на широкое применение математических пакетов, задача их адекватного использования по-прежнему актуальна. Анализ применения УМП в высшей школе показывает, что чаще всего мощные программы математического моделирования применяются лишь как калькуляторы, обладающие широкими математическими возможностями. Значительно реже УМП используются для формирования учебной деятельности. Не решена проблема применения пакетов в соответствии с отдаленными целями образования, практически неизученными остаются возможности УМП по развитию индивидуальности будущего специалиста. Значительную проблему составляет недостаточная подготовка преподавательского состава к использованию УМП, связанная, главным образом, с отсутствием научно обоснованных методик их применения.

Эти противоречия для своего решения требуют рассмотрения ряда вопросов.

1. Каковы технико-педагогические возможности и эргономические свойства УМП?

2. Каковы цели использования УМП в процессе подготовки специалиста в техническом вузе?

3. Какими свойствами должны обладать учебные задачи, для решения которых целесообразно использовать УМП?

4. Какова динамика учебной деятельности в среде УМП?

5. Какие методологические принципы лежат в основе развития индивидуальности обучаемого при условии дидактически обоснованного использования УМП в учебной деятельности?

Таким образом, противоречие между широкими возможностями УМП и неразработанностью дидактических условий их применения позволяет сформулировать проблему исследования: каковы дидактические условия применения УМП в целях подготовки специалиста с высшим техническим образованием с учетом современных темпов развития технологий?

Цель исследования: определить дидактические условия применения УМП в процессе изучения естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин (ЕНД, ОПД и СД соответственно) при подготовке специалиста с высшим техническим образованием.

Объект исследования: система информационных технологий обучения в техническом вузе.

Предмет исследования: дидактические условия использования универсальных математических пакетов в процессе подготовки специалистов в техническом вузе.

Гипотезы исследования.

УМП могут использоваться как дидактические средства, если:

— выявить и применить на практике их технико-педагогические и эргономические свойства;

— цели применения УМП связать не только с ближайшими, но и отдаленными целями подготовки будущего специалиста, а сами дидактические цели рассматривать с двух сторон — с позиций выполнения требований образовательных стандартов и с позиций признания ценности развития индивидуальности обучаемого;

— определить сущность и характеристики учебных задач, для решения которых целесообразно применение УМП;

— исследовать и учитывать в процессе обучения динамику учебной деятельности с использованием УМП.

Задачи исследования.

1. Выявить технико-педагогические и эргономические свойства УМП.

2. Обосновать теоретически и проверить экспериментально дидактические условия применения УМП в учебной деятельности при подготовке специалиста в техническом вузе.

3. Проанализировать динамику учебной деятельности с использованием УМП и влияние этой деятельности на достижение целей аспекта существования и развитие интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической сфер индивидуальности.

4. Исследовать УМП как средства междисциплинарного взаимодействия и си-нергетического воздействия на формирование будущего специалиста и развитие его индивидуальности.

Методологической базой исследования являются теоретические основы общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько), психологическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, и др.), положения системного анализа дидактических проблем (Ю.К. Бабанский), теории информации и ИТ обучения (Б.С. Гершунский, Е.С. Маш-биц, А.В. Соловов), теоретических основ компьютерной математики (В.П. Дьяконов, В.Ф. Очков), теории синергетики (Г. Хакен, И. Пригожин), психолого-педагогической теории индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк).

В работе использовались теоретические и эмпирические методы решения научно-педагогических проблем. К теоретическим методам относятся методы системного анализа педагогических явлений и проблем, деятельностного подхода к анализу проблем обучения, синергетического подхода к познанию закономерностей, обуславливающих процессы самоорганизации учебной деятельности курсантов, междисциплинарной интеграции и развития индивидуальности обучаемых.

К эмпирическим относятся методы педагогического эксперимента, анкетированияанализ результатов учебной деятельности студентов, исследование свойств математических пакетов, разработка и применение компьютерных программ.

Исследование проводилось на базе кафедры электромеханики Калининградского военного института ФПС Российской Федерации (КВИ ФПС РФ) в 3 этапа:

На первом этапе (1997 — 1999) проводилось изучение универсальных математических пакетов, накопление эмпирического материала в процессе преподавания информатики, изучался отечественный и зарубежный опыт применения в сфере высшего образования информационных технологий в целом, и УМП в частности, возник замысел исследования, были сформулированы тема, проблема и предмет исследования.

На втором этапе (1999 — 2001) были разработаны гипотеза, задачи и основные теоретические положения диссертационного исследования, создавалось программное обеспечение в среде УМП, началось проведение педагогического эксперимента, проводилась инициативная научно-исследовательская работа на кафедре электромеханики.

На третьем этапе (2001;2002) были завершены теоретические исследования, проводилась интерпретация материалов, полученных в ходе экспериментальной работы, разрабатывались компьютерные лабораторные установки и методические рекомендации по применению математических пакетов при подготовке специалиста-электромеханика, подготовлено к изданию учебное пособие, а также завершалось литературное оформление диссертации.

Экспериментальной работой было охвачено 143 курсанта.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Дидактическими условиями применения УМП являются:

• применение УМП должно осуществляться в соответствии с выявленными технико-педагогическими свойствами (свойствами пакетов, способными оказать влияние на цели, дидактические возможности и варианты применения программ в процессе обучения) и эргономическими свойствами (возможностями пакетов по представлению учебного материала, позволяющими ускорить его глубокое понимание и прочное усвоение, повысить продуктивность процесса мышления, интенсифицировать интеллектуальную деятельность);

• УМП следует применять в расчете на достижение не только ближайших, но и всего множества отдаленных целей, а сами дидактические цели рассматривать с двух сторон — с позиций выполнения требований образовательных стандартов и с позиций развития индивидуальности обучающегося;

• УМП должны рассматриваться как средство учебной и профессиональной деятельности при решении задач, в основе которых лежит математическое моделирование изучаемых объектов, а традиционные средства решения либо дороги, либо технически труднореализуемы, либо недостаточно полно и наглядно отражают протекающие физические процессы, либо в принципе не могут быть применимы в условиях ограниченного бюджета времени.

2. Стратегия применения пакетов должна разрабатываться выпускающей кафедрой в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), с широким охватом естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, с включением в естественнонаучные дисциплины курсов, ориентированных на профессиональную предметную область, с разработкой интегрированных дисциплин, при изучении которых комплексные задачи профессиональной деятельности решаются с использованием УМП;

3. Применение УМП в соответствии с выявленными дидактическими условиями интенсифицирует процесс обучения, так как освоение методов моделирования и проектирования начинается с первого курса, обеспечивает формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов, способствует всестороннему развитию интеллектуальной, моти-вационной и предметно-практической сфер индивидуальности обучающихся.

4. Применение УМП в соответствии с выявленными дидактическими условиями приводит к созданию условий для междисциплинарной интеграции, а дидактический процесс следует рассматривать с позиции синергетики как открытую, неустойчивую, самоорганизующуюся, нелинейную систему.

Научная новизна исследования заключается.

— в выявлении дидактических условий применения УМП в высшей технической школе;

— в исследовании динамики познавательной деятельности в среде УМП;

— в обосновании УМП как средств и базовой основы междисциплинарной интеграции, а дидактического процесса с использованием УМП как открытой, неустойчивой, самоорганизующейся, нелинейной системы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в педагогике высшей школы в определенной степени заполняется ниша, связанная с односторонним использованием УМП в качестве систем математических расчетов. Доказано, что УМП могут использоваться в качестве дидактических средств, а в дальнейшем и средств профессиональной деятельности. Внесен определенный вклад в развитие теоретических положений использования ИТ обучения, а также получили развитие взгляды, оценивающие влияние этих технологий на процессы междисциплинарной интеграции и развитие основных сфер индивидуальности будущего специалиста технического профиля. Исследована динамика учебной деятельности с использованием УМП, выявлены механизмы, лежащие в основе изменения целей, потребностей и мотивов деятельности. Доказано, что дидактическая среда, в которой УМП применяются в соответствии с выявленными дидактическими условиями, имеет все признаки синергетической среды.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложены способы использования УМП в учебной деятельности студентов в техническом вузе, оказывающие развивающее влияние на обучающихсяразработаны компьютерные программы, их методическое и информационное обеспечение, применение которых способствует достижению поставленных дидактических целей. Результаты исследования реализованы в КВИ ФПС РФ на кафедре электромеханики в процессе преподавания ЕНД, ОПД и СД.

Личный вклад автора в проведенное научное исследование состоит в том, что проведен анализ современного состояния проблемы в теории и практике, осуществлена экспериментальная работа, направленная на выявление дидактических условий эффективного применения УМП. Подведены итоги теоретического и эмпирического исследований.

Достоверность полученных результатов обусловлена применением в качестве теоретической основы исследования методологических принципов проведения научно-педагогического исследования и основных категорий педагогики, а также экспериментальной проверкой полученных результатов на практике.

Апробация исследования и внедрение полученных результатов в практику осуществлялось в ходе опытной и экспериментальной работы на кафедре электромеханики КВИ ФПС РФ.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедр педагогики и психологии Калининградского государственного университета, электромеханики КВИ ФПС РФ, а также на VI, VII, VIII, IX межвузовских научно-практических конференциях КВИ ФПС РФ 1999 — 2002 годов, международной научно-технической конференции, посвященной 70-летию образования Калининградского государственного технического университета (Калининград, 2000), международной конференции «Педагогика индивидуальности как основа становления и развития открытой образовательной системы» (Калининград — Светлогорск, 2002).

По теме диссертации опубликовано 9 научных трудов.

Структура работы: работа состоит из списка основных обозначений и сокращений, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (171 наименование) и 13 приложений. В диссертации содержится 13 рисунков.

Во введении дана краткая характеристика основных противоречий высшей технической школы, в том числе применения ИТ обучения, доказана актуальность темы, указаны цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования, а также определены методологическая база, применяемые методы, положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность полученных результатов. Приведены данные об апробации работы и структуре диссертации.

Первая глава — «Универсальные математические пакеты как элемент системы информационных технологий обучения в техническом вузе» — посвящена рассмотрению актуальных проблем применения ИТ в техническом вузе, определению места УМП в системе ИТ и в структуре подготовки специалиста, выявлению дидактических целей и проблем их использования.

Вторая глава — «Применение универсальных математических пакетов в процессе подготовки специалиста в техническом вузе» посвящена исследованию практических аспектов применения УМП в ЕНД, ОПД и СД при подготовке инженера-электромеханика, анализу динамики учебной деятельности в среде УМП, рассмотрению УМП как средства междисциплинарного синерге-тического взаимодействия и развития индивидуальности обучаемого, а также описаны результаты педагогического эксперимента.

В Заключении излагаются основные выводы проведенного исследования.

В приложениях приводятся дидактические материалы эксперимента.

Выводы по 2-й главе.

1) УМП следует применять с широким охватом ЕНД, ОПД и СД. В педагогическом эксперименте были задействованы дисциплины указанных циклов: информатика, ТОЭ, ОАПР ЭМС. У.

2) Встроенные средства выполнения сложных математических действий позволяют коренным образом изменить сам подход к изучению ЕНД. Возникла острая необходимость смещения акцентов с изучения деталей реализации математических методов на применение математических конструктов для решения задач учебной и профессиональной деятельности. Дидактически обоснованное применение УМП позволяет разрабатывать учебные задачи исследовательского характера, что способствует формированию не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов, приводит к развитию у курсантов образного мышления, стимулирует их когнитивную деятельность.

3) Использование УМП при изучении ОПД нацелено на формирование общего подхода к решению любых технических задач независимо от того, к какой дисциплине эти задачи относятся. При этом пакеты, являясь средствами автоматизированного проведения эксперимента, позволяют изучать методы анализа, синтеза и оптимизации объектов и систем при решении задач профессиональной деятельности. Широкие технико-педагогические возможности пакетов позволяют использовать их в качестве средств учебной деятельности студентов и в качестве средств обучения.

4) Применение УМП в СД нацелено на формирование готовности курсантов использовать их для решения задач моделирования и проектирования электромеханического оборудования, умения находить компромиссные решения в условиях многокритериальное&trade-, осуществления анализа и прогнозирования надежности разрабатываемых изделий и систем. Курсанты рассматривают УМП как средства рационализации учебной, исследовательской и профессиональной деятельности.

5) Исследование процессов динамики учебной деятельности с при помощи категории «барьер» подтвердило вывод о том, что применение пакетов с учетом выявленных дидактических условий способно оказать положительное влияние на развитие рассматриваемых сфер индивидуальности — интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической. Дидактически необоснованное использование УМП приведет к снижению ценностных барьеров познавательной деятельности, нарушению ее динамики, негативно отразится на мотивации и эффективности процесса обучения.

6) Применение УМП в соответствии с дидактическими условиями объективно приводит к процессам междисциплинарной интеграции, которые адекватно описываются при помощи категорий синергетики.

7) Дидактический процесс, в котором в качестве средства междисциплинарной интеграции используются УМП, можно рассматривать как открытую, неустойчивую, самоорганизующуюся, нелинейную систему, что позволяет раскрыть сущность функционирования указанной дидактической системы на двух уровнях: уровне междисциплинарного синергетического взаимодействия и уровне формирования нелинейного синергетического мышления и развития индивидуальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты исследований, направленных на решение научной задачи выявления дидактических условий применения УМП в техническом вузе, позволяют утверждать, что поставленная задача может считаться решенной, а полу-0 ченные результаты могут быть использованы в учебном процессе технических вузов.

В ходе достижения поставленной цели в диссертации были решены следующие основные задачи: ° 1) Выявлены технико-педагогические и эргономические свойства УМП.

2) Обоснованы теоретически и проверены экспериментально дидактические условия применения УМП в учебной деятельности при подготовке специалиста в техническом вузе.

3) Проанализирована динамика учебной деятельности с использованием УМП и сделан вывод о ее влиянии на достижение целей аспекта существования и развитие интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической сфер индивидуальности.

4) УМП исследованы как средства междисциплинарного взаимодействия и си-нергетического воздействия на развитие индивидуальности будущего специалиста.

При решении первой задачи определены понятия «технико** педагогические» и «эргономические свойства пакетов». Под технико-педагогическими свойствами понимаются такие существенные свойства УМП, которые могут оказать влияние на цели, дидактические возможности и вариан-з ты применения в процессе обучения. Под эргономическими свойствами понимаются такие потенциальные возможности пакетов по представлению учебного материала, которые позволяют ускорить глубокое понимание и прочное усвоение учебного материала, повысить продуктивность процесса мышления, интенсифицировать интеллектуальную деятельность человека. На основе анализа научно-технической литературы и путем экспериментального исследования свойств математических пакетов было выявлено, что современные УМП, благодаря развитым технико-педагогическим и эргономическим свойствам, вышли за рамки пакетов математических расчетов, и способны эффективно применяться при решении широкого круга учебных и исследовательских задач, то есть выступать в качестве средств учебной деятельности.

При решении второй задачи использовались теоретические методы системного анализа педагогических задач, деятельностного подхода к анализу проблем обучения, эмпирические методы педагогического эксперимента, анкетирования, анализа результатов учебной деятельности студентов, разработки и применения компьютерных программ.

Новая парадигма образования, связанная, с одной стороны, с формированием информационного общества, а с другой — с осознанием приоритета человеческой индивидуальности, потребовала рассмотрения целей обучения в двух аспектах: телеологическом и существования. Телеологический аспект отражает объективно заданный социальный заказ общества на подготовку специалиста, модель которого описывается в ГОС ВПО. Аспект существования рассматривает потребности человека, развития основных сфер его индивидуальности.

Была построена CJIC применения пакетов при подготовке инженера-электромеханика. В качестве признаков структуризации учебного материала при построении CJIC использовались дидактические цели телеологического аспекта. CJIC применения УМП, построенная на основе анализа телеологических целей, показала, что большинство из дидактических целей учебных дисциплин может быть достигнуто с использованием УМП.

В результате проделанной работы были теоретически определены и экспериментально доказаны дидактические условия применения УМП в учебной деятельности:

• применение УМП должно осуществляться в соответствии с выявленными технико-педагогическими свойствами и эргономическими свойствами;

• УМП следует применять в расчете на достижение не только ближайших, но и всего множества отдаленных целей, а сами дидактические цели рассматривать с двух сторон — с позиций выполнения требований образовательных стандартов и с позиций развития индивидуальности обучающегося;

• УМП должны рассматриваться как средство учебной и профессиональной деятельности при решении задач, в основе которых лежит математическое моделирование изучаемых объектов, а традиционные средства решения либо дороги, либо технически труднореализуемы, либо недостаточно полно и наглядно отражают протекающие физические процессы, либо в принципе не могут быть применимы в условиях ограниченного бюджета времени.

Экспериментально дидактические условия проверялись в ходе педагогического эксперимента, который охватывал учебные дисциплины всех циклов — естественнонаучные дисциплины (информатика), общепрофессиональные дисциплины (теоретические основы электротехники), специальные дисциплины (основы автоматизированного проектирования электромеханических систем). Были выявлены преимущества, которые привносит дидактически обоснованное применение УМП в каждый из циклов и в целом в учебный процесс по сравнению с традиционным обучением. К таким преимуществам относятся: интенсификация процесса обучения, формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов, образного креативного мышления, активное освоение методов моделирования и проектирования, рационализация учебной, исследовательской и профессиональной деятельности.

При решении третьей задачи использовались методы системного анализа педагогических явлений и деятельностного подхода к анализу проблем обучения. Определены цели аспекта существования, номенклатура целей формирования интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической сфер, если в качестве инструмента учебной деятельности выступают УМП. Динамика учебной деятельности в среде УМП была исследована при помощи категории «барьер». Выявлены механизмы, лежащие в основе изменения целей, потребностей и мотивов учебной деятельности в среде УМП. Исследование динамики учебной деятельности подтвердило вывод о том, что применение пакетов в соответствии с выявленными дидактическими условиями способно оказать положительное влияние на развитие рассматриваемых сфер индивидуальности. Динамика развития интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической сфер определяется высотой ценностно-информационных и предметно-преобразовательных барьеров, сопровождающих учебную деятельность в среде УМП.

Под ценностно-информационным барьером понимается совокупность двух взаимосвязанных блоков — ценностного и информационного. Ценностный блок формирует когнитивный и эмоционально-волевой компоненты потребности освоения методов решения учебных задач в среде УМП. Информационный блок проявляется в форме несоответствия имеющейся у обучаемого ориентировочной основы действий в среде УМП той основе, которую необходимо приобрести для решения поставленных задач.

Суть предметно-преобразовательного барьера заключается в возникновении познавательных, психологических, предметно-практических трудностей, связанных с освоением правил и приемов деятельности в среде УМП при решении практических задач.

Четвертая задача решалась с использованием синергетического подхода к познанию процессов самоорганизации учебной деятельности курсантов, междисциплинарного взаимодействия и развития индивидуальности будущего специалиста. Показано, что традиционная образовательная парадигма не способна в полной мере обеспечить достижение выявленных дидактических целей. Одним из путей решения указанной проблемы является междисциплинарная интеграция на основе дидактически обоснованного применения УМП.

Наиболее адекватным метанаучным средством, позволяющим описывать процессы, протекающие в дидактических системах, в которых в качестве средств междисциплинарной интеграции используются УМП, является синергетика. Доказано, что дидактический процесс, в котором в качестве средства междисциплинарной интеграции используются УМП, является открытой, неустойчивой, самоорганизующейся, нелинейной системой. Сущность функционирования указанной системы рассмотрена на уровне междисциплинарного синергетического взаимодействия и уровне формирования нелинейного синергетического мышления и развития индивидуальности. Сделан вывод о том, что учебная деятельность в среде УМП, организованная в соответствии с дидактическими условиями, оказывает развивающее влияние на основные сферы индивидуальности обучаемого.

Выдвинутые в диссертации положения позволили в определенной степени разрешить противоречие между широкими возможностями УМП и неразработанностью дидактических условий их применения.

В ходе работы над диссертацией определились возможные направления дальнейших научных исследований:

1) разработка методических материалов и компьютерных программ для дисциплин учебного плана, не вошедших в эксперимент;

2) дальнейшее развитие синергетических идей в исследовании учебной деятельности в среде УМП.

В заключении автор выражает искреннюю благодарность научным руководителям доктору педагогических наук, профессору Гребенюку Олегу Семеновичу, доктору технических наук, профессору Двойрису Леониду Иосифовичу за прекрасные идеи, терпение, помощь и понимание.

Автор считает своим долгом высказать признательность профессорам кафедры электромеханики КВИ ФПС РФ доктору технических наук Гнатюку Виктору Ивановичу и кандидату технических наук Городнову Владимиру Ивановичу за доброе участие, плодотворное научное и творческое сотрудничество.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н., Молчанова И. А. Использование кибернетических и синергетических аналогии при разработке новых информационных технологий обучения. Электрон, ресурс. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://ito.edu.ru/200 l/ito/II/4/II-4- 19. html
  2. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М.: ИФРАН, 1999.-203 с.
  3. В.И. Философия образования и синергетика: как синергетика может способствовать становлению новой модели образования?/ Материалы Московского синергетического форума. — М.: РАГС, 1996. -С. 12−24.
  4. В.И., Войцехович В. Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами. Электрон, ресурс. Режим доступа: World Wide Web. http://www.synergetic.ru/philosophy/index.php?article=vzar
  5. О., Здравомыслов М., Ашхотова И. Компьютерные технологии в образовании // Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С. 109−118.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  7. A.M. Педагогические условия подготовки студентов к учебноконструкторской деятельности с использованием компьютерных технологий: (на примере технолого-экономического факультета педвуза): Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 2001. — 18 с. о
  8. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  9. Берак O. JL, Туторская Н. В. Пути формирования эмоциональной регуляции личности студента // Вестн. высш. шк. 1987. — № 1. — С. 33 — 38.
  10. В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. -2000.- № 5.-С. 13−20.
  11. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  12. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., Иностранная ли> тература, 1961.-151 с.
  13. А. Компьютеры в обучении: чему учит история. // Информатика и образование. 1990. — № 5. — С. 110−119.
  14. А.И. Проектирование синергетической среды в образовании: (На примере курса «Концепции современного естествознания»): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. — 52 с.
  15. В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. № 1. 1997. — С. 148 — 179.
  16. В.Г. Синергетические стратегии в образовании. М., ИФРАН, 2001: Электрон, ресурс. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http ://ve с. nm. ru/i nform/s i nergy / s i nobraz. htm
  17. Г. В. Технология модульного обучения как средство эффективности преподавания общеинженерных дисциплин. Специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. — Брянск — 2000. — 21 с.
  18. М.В., Пушкин А. Е., Фомин С. С. Технологические аспекты создания компьютерных обучающих программ. /Компьютерные технологии в высшем образовании. /Ред. кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — С. 147−152.
  19. В.И. Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Калининград, 1998. — 20 с.
  20. Н.В. Креативная психопедагогика. — Минск. 1995.
  21. В. Э О логике и математике синергетики. Тверь, 2001. Электрон, ресурс. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://vec.nm.ru/inform/sinergy/logmatsin.htm
  22. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  23. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. — М.: Изд-во Моск. унта, 1988.-254 с.
Заполнить форму текущей работой