Психолого-педагогические детерминанты коррекции процесса профессиональной подготовки в училищах олимпийского резерва
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что в ней определены основные недостатки в построении и реализации учебного процесса в УОР, а также обоснованы пути их нейтрализации. В частности доказана необходимость: а) учета особенностей постоянного влияния тренировочных нагрузок на умственную работоспособность студентов и ее динамику в течение учебного дня, что позволяет системно… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Состояние и тенденции развития среднего профессионального физкультурного образования
- 1. 2. Влияние учебного процесса на умственную работоспособность и функциональное состояние организма студентов
- 1. 2. 1. Изменение умственной работоспособности учащихся в процессе обучения
- 1. 2. 2. Использование восстановительных мероприятий в учебном режиме
- 1. 3. Интенсификация учебного процесса
- 1. 3. 1. Использование методов активного обучения и технических средств обучения в системе среднего профессионального образования
- 1. 3. 2. Организация педагогического контроля уровня знаний студентов
- 2. 1. Методы, организация и содержание исследования
- 2. 2. Типологические особенности процесса обучения и контингента, обучающегося в училищах олимпийского резерва
- 2. 3. Характеристика временных и психофизических затрат студентов в бюджетах общего, учебного и тренировочного режимов
- 2. 4. Эффективность процесса обучения студентов УОР, занимающихся по индивидуальному плану-графику (ИПГ)
- 3. 1. Использование оперативных способов восстановления умственной работоспособности студентов как средства повышения качества усвоения знаний
- 3. 2. Методические приемы повышения результативности обучения на аудиторных занятиях
- 3. 3. Экспериментальная оценка скорректированных условий обучения для студентов, обучающихся в режиме индивидуального плана-графика
Психолого-педагогические детерминанты коррекции процесса профессиональной подготовки в училищах олимпийского резерва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Традиционно считается, что высококвалифицированного специалиста физической культуры и спорта можно сформировать из спортсменов высокого класса, так как они имеют большой опыт подготовки и участия в спортивных состязаниях, а также хорошо знакомы с сопутствующими им переживаниями. В нашей стране для профессионального обучения данного контингента в системе среднего профессионального образования функционируют училища олимпийского резерва (УОР) (В.П. Беспалько, 1989; В. В. Давыдова, 1986; А. П. Матвеев, 1999). Относительно небольшие сроки обучения, спортивно-практическая ориентированность, сопряженность учебных планов с основными образовательными программами высшего профессионального образования придают училищам олимпийского резерва устойчивую востребованность и социальную значимость (Л.Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко, 2001; Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2001).
Условия обучения в училищах олимпийского резерва имеют собственную специфику и организационно-содержательные особенности. Главной особенностью процесса подготовки студентов УОР является объединение двух основных видов деятельности: учебной и спортивно-тренировочной. При этом установлена четкая ориентация студентов на достижение максимальных показателей в спорте (В.Н. Платонов, 1997; А. А. Федоров, 1999; В. В. Вучева, 2002; С. В. Ерегина, 2002).
В условиях происходящих преобразований в системе профессионального обучения в УОР, наряду с традиционными, появились новые проблемы, от решения которых во многом будет зависеть дальнейшее профессиональное развитие студентов. Между тем все более и более проявляется противоречие между наметившейся в обществе потребностью в новой качественной подготовке высококвалифицированных специалистов физической культуры и фактическими результатами обучения в УОР.
Естественно, данное положение является фактором, сдерживающим повышение эффективности процесса профессиональной подготовки (В.У. Агеевец, С. П. Евсеев, Б. Е. Лосин, 1997; В. П. Демин, 2001; Р. А. Абзалов, 2002). В связи с этим необходимость поиска решений обозначенных проблем, связанных с подготовкой специалистов в условиях УОР, является реальной социально значимой задачей и подтверждает актуальность выбранной темы диссертации.
Объект исследования — процесс профессиональной подготовки специалистов физической культуры в училищах олимпийского резерва.
Предмет исследования — режимные, содержательные, организационно-методические детерминанты совершенствования (коррекции) процесса обучения студентов в училищах олимпийского резерва.
Цель исследования — повышение качества профессиональной подготовленности специалистов физической культуры со средним профессиональным образованием на основе установленной необходимости коррекции режимных, содержательных, организационно-методических условий, оптимизирующих учебно-воспитательный процесс в училищах олимпийского резерва.
Гипотеза. Предполагалось, что выполнение проективных установок в деятельности педагогического коллектива УОР, направленных на достижение студентами высоких результатов в профессиональной подготовке и спорте, будет реально возможным на основе системного анализа и осуществления соответствующей адекватной коррекции режимных, содержательных, организационно-методических условий, которые влияют на эффективность и качество процесса обучения в УОР и позволяют рационализировать условия и сам процесс обучения сообразно особенностям контингента с учетом требований учебного процесса.
Основными задачами исследования являлись:
1. Установление особенностей учебного процесса в училищах олимпийского резерва и факторов, лимитирующих его эффективность.
2. Выявление особенностей динамики умственной работоспособности у студентов УОР как ведущего условия, обеспечивающего качество профессиональной подготовленности и способы ее оперативного восстановления в течение учебного дня.
3. Определение и экспериментальное обоснование эффективных путей, повышающих качество профессиональной подготовленности студентов УОР.
Методологическими основами исследования являлись: концепция развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, З. К. Меретукова, Д. Б. Эльконин и др.) — концепция гуманизации учебно-воспитательного процесса (Ш.А.Амонашвили, В. А. Сухомлинский и др.) — концепция профессионально-педагогического образования (Ю.К. Бабанский, С. Н. Бегидова, В. П. Бедерханова, Б. Ф. Курдюков, В. А. Сластенин и др.) — сущность и феномен физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, Г. Г. Наталов, Л. И. Лубышева, Н. Х. Хакунов, К. Д. Чермит, Ю. К. Чернышенко и др.) — проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва (Ю.Д. Железняк, А. А. Федоров и др.).
Теоретическую основу исследования составили: теория процесса обучения (С.А. Архангельский, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов и др.) — теория целеполагания в педагогике (Т.И. Батурина, М. В. Кларин и др.) — теория проблемного обучения (И.А. Ильницкая, М. И. Махмутов и др.).
Научная новизна исследования состоит в определении особенностей сочетания двух основных видов деятельности учащихся (профессиональное обучение и спортивная подготовка) в условиях училища олимпийского резерва. В ходе проведенного исследования:
— установлено постоянное негативное влияние физических нагрузок на психофизические показатели студентов УОР (действующих спортсменов, работающих в режиме ежедневных двухразовых тренировок), обусловливающее необходимость восстановления психофизических сил и стабилизацию умственной работоспособности в режиме учебного дня с целью обеспечения их успешного участия в процессе обучения на аудиторных занятиях;
— выявлена отрицательная динамика показателей умственной работоспособности в течение учебного дня, стабильно фиксируемая на протяжении всей учебной недели;
— доказана возможность значительного повышения и стабилизации в течение учебного дня умственной работоспособности студентов и активизации их учебно-познавательной деятельности на учебных занятиях на основе использования оперативных восстановительных психофизических средств, в том числе и средств физической культуры;
— экспериментально обоснована возможность существенного повышения эффективности процесса профессиональной подготовки студентов УОР на основе наполнения теоретического обучения содержательными аспектами тренировочной деятельности в избранном виде спорта и качественного организационно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.
Теоретическая значимость работы заключается в установлении особенностей функционирования учебно-воспитательного процесса в УОР в ходе профессионального обучения студентов-спортсменов высокой квалификации. В частности, построение процесса обучения в УОР должно осуществляться с учетом особенностей и закономерностей постоянного влияния физических нагрузок на умственную работоспособность студентов. Полученные сведения дополняют теорию и методику профессиональной подготовки специалистов физической культуры в условиях УОР и обосновывают возможность качественного повышения уровня освоения студентами профессиональной деятельности на основе коррекции режимных, организационно-содержательных, методических и других компонентов учебного процесса.
С психолого-педагогических позиций аргументирована необходимость практической реализации в училищах олимпийского резерва дополнительных, педагогически оправданных мер, направленных на повышение познавательной активности студентов и эффективности процесса обучения в целом.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что в ней определены основные недостатки в построении и реализации учебного процесса в УОР, а также обоснованы пути их нейтрализации. В частности доказана необходимость: а) учета особенностей постоянного влияния тренировочных нагрузок на умственную работоспособность студентов и ее динамику в течение учебного дня, что позволяет системно и обоснованно корректировать функциональное состояние студентов с целью достижения необходимого уровня их познавательной активностиб) применения в начале вводной части учебного занятия оперативных психофизических средств восстановительного и поддерживающего характера, способствующих повышению умственной работоспособности студентов и, как следствие, сокращению периода активного включения в учебную деятельностьв) введения в содержание теоретического обучения по блоку гуманитарных, математических и естественно-научных учебных дисциплин конкретных примеров, отражающих особенности тренировочного процесса в избранном виде спорта, что сближает теорию с практикой и обеспечивает большую ясность и понимание изучаемого материала.
Разработанный пакет методических материалов, необходимых для повышения качества процесса самостоятельной работы и самообучения студентов, предлагается к широкому использованию как при аудиторной, так и индивидуально-самостоятельной формах обучения и способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов в аудиторных и внеаудиторных формах профессиональной подготовки.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Учебно-воспитательный процесс в училищах олимпийского резерва строится с учетом взаимообусловленности двух основных видов деятельности студентов — профессионального обучения и спортивной подготовки, что предопределяет необходимость создания и освоения педагогами новых технологий профессионального обучения действующих высококвалифицированных спортсменов.
2. Эффективность системы подготовки специалистов по физической культуре со средним специальным образованием в УОР обеспечивается комплексным подходом к решению педагогических задач на основе: активизации учебно-познавательной деятельности студентов;
— содержательного и организационно-методического обеспечения и самостоятельной работы студентов с помощью разработанных учебно-методических комплексов;
— коррекции учебного режима учитывая особенности организации познавательной деятельности студентов;
— интенсификации теоретического обучения с учетом его интеграции с содержательно-технологическими аспектами тренировочного процесса в избранном виде спорта.
3. Коррекция процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры, проведенная с учетом особенностей контингента и структурного построения учебного процесса в УОР, является позитивным фактором, стимулирующим творческую активность преподавателей УОР, а также инициирующим необходимость применения инновационных технологий в процессе обучения и воспитания студентов-спортсменов.
Внедрение полученных результатов. Результаты исследования были представлены в виде докладов на I Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы истории и развития физической культуры, спорта и ЗОЖ» (г. Самара, февраль 2006 г.), на XII краевой научно-практической конференции «Молодежь и будущее России» (п. Лазаревский,.
Краснодарский край, май 2006 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационно-педагогические технологии подготовки спортивного резерва» (г. Санкт-Петербург, октябрь 2006 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития спорта высших достижений в Российской Федерации до 2015 года» (Московская обл., Одинцовский р-н, г. Звенигород, д. Волково, декабрь 2006 г.) — в виде публикаций на XXXII, XXXIII научных конференциях студентов и молодых ученых вузов юга России (2005, 2006 гг.), в трудах научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ (Т. 8,2005).
Опубликовано 2 научные статьи в журналах, входящих в список определенных ВАКом, 2 научные статьи в сборниках, а также 12 тезисов выступлений в сборниках научно-практических конференций. Изданы учебное пособие «Педагогика», учебно-методическое пособие «Основы работы с книгой» для студентов училищ олимпийского резерва.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и приложений.
Список литературы
содержит 197 наименований, из которых 38 — на иностранном языке. Общий объем диссертации составляют 179 страниц компьютерного текста, иллюстрированного 23 таблицами и 9 рисунками.
ВЫВОДЫ.
1. Объективная необходимость решения социально важной проблемы совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры со средним профессиональным образованием обусловлена установленным несоответствием между проективными установками, сформулированными в Государственном образовательном стандарте, и уровнем освоения основ профессии выпускниками УОР.
Перспективными направлениями, повышающими эффективность процесса профессиональной подготовки в УОР, являются:
— оптимизация режимных процессов на основе учета особенностей двух основных видов деятельности студентов — учебной и учебно-тренировочной;
— разработка и внедрение в учебный процесс восстановительных мероприятий, обеспечивающих рациональное сочетание умственных и физических нагрузок и отдыха;
— совершенствование содержательно-методических аспектов процесса обучения на основе разработанных комплексов учебно-методических материаловвнедрение разработанного механизма взаимодействия преподавателей и студентов, обучающихся по индивидуальным графикам выполнения учебного плана.
2. Эффективным способом обеспечения оптимального соответствия учебной, учебно-тренировочной нагрузки и отдыха является использование в режиме учебного дня оперативных восстановительных мероприятий, способствующих поддержанию на должном уровне умственной работоспособности.
Установлены следующая целесообразная их последовательность и состав:
— первое аудиторное занятие — комплекс дыхательной гимнастики;
— второе — мышечная релаксация;
— третье — психологическая настройка.
3. Выявленная в ходе педагогического исследования ориентация абсолютного большинства студентов УОР на два основных вида деятельности — учебную и учебно-спортивную, обусловливает дидактическую необходимость профилизации содержания теоретических дисциплин учебного плана на основе учета особенностей избранного вида спорта. При этом базисные характеристики спортивной специализации в ходе проведения лекционных, практических и семинарских занятий на достоверном уровне повышают результативность учебно-познавательной деятельности студентов:
— продвижения в обучении (р < 0,05);
— темпа усвоения знаний (р < 0,05);
— качества знаний (р < 0,05).
4. Принципиальным условием повышения качества образовательного процесса в УОР является применение преподавателями разработанного комплекса учебных материалов, характеризующегося следующей целесообразной структурой:
— разработанным учебным курсом по технологии работы с литературными источниками;
— учебным пособием, отражающим основные дидактические единицы Государственного образовательного стандарта;
— рабочей тетрадью, содержащей задания для самостоятельной работы студентов по каждой теме учебной дисциплины;
— сборником задач, учитывающих содержание и специфику избранного вида спорта.
5. Наличие значительного контингента студентов УОР (до 40%), обучающихся по индивидуальным планам-графикам выполнения учебного плана, предопределяет необходимость реструктуризации их самостоятельной работы на основе изменения механизма взаимодействия преподавателя и обучающегося с целью формализации данного процесса по следующей разработанной эффективной схеме: индивидуальное консультирование по содержанию технологии освоения и самоконтролю освоения учебной дисциплины^ самостоятельная работа студента—> текущее консультирование —> углубленное изучение—> закрепление учебного материала —> итоговый контроль.
6. Определение направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в УОР, базирующееся на экспериментальном обосновании необходимости повышения уровня организации, содержания и методики обучения студентов с учетом особенностей их мотивационных установок, создает предпосылки для формирования новых подходов к подготовке специалистов физической культуры со средним профессиональным образованием, обеспечивающей качественно более высокие результаты в учебной и учебно-спортивной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
С целью повышения эффективности учебного процесса, а, следовательно, и качества обучения студентов, рекомендуется:
1. При построении учебного процесса в УОР учитывать особенности контингента обучающихся и характерные черты их жизнедеятельности. Основываясь на том, что в учебном процессе должны сочетаться два основных вида деятельности студентов, процесс обучения должен выстраиваться, с одной стороны, на основе их интеграции, с другой, дифференциации.
Реализация данного подхода в дидактической системе обучения достигается с помощью ориентации содержания учебных дисциплин, иллюстрационных материалов, примеров, задач и заданий на будущую профессиональную деятельность. В нашем случае — это спортивно-тренировочная деятельность (прил. 15).
2. В связи с тем, что студенты УОР являются действующими спортсменами высокого класса и испытывают большие физические нагрузки, у них наблюдается проявление психофизической усталости, что выражается в снижении умственной работоспособности. Как известно, эффективность обучения значительно повышается при высокой активности студентов. Последняя находится в прямой зависимости от мотивации и, особенно, от функционального состояния. Для поддержания необходимого уровня функционального состояния, а значит, и умственной работоспособности студентов в течение учебного дня рекомендуется использовать восстановительные комплексы, содержание и методика проведения которых представлены в приложении 8.
3. С целью компенсации отсутствия возможности общения с преподавателем у студентов, обучающихся в режиме индивидуального плана-графика, рекомендуется в системе их самообучения использовать учебно-методические комплексы индивидуального пользования, в состав которых входят: а) тематический план учебной дисциплины и основные вопросы подготовкиб) учебное пособиев) рабочая тетрадьг) методические рекомендациид) основные требования к подготовке и сдаче экзамена (зачета).
Список литературы
- Абакаров Т.Г. Новые педагогические технологии в преподавании предмета «Физическая культура» / Т. Г. Абакаров // Специалист. — 2001. — № 5. -С.23−24.
- Абзалов Р.А. Физическое образование или образование по физической культуре / Р. А. Абзалов // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С.25−26.
- Агеевец В.У. Анализ динамики процесса повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту / В. У. Агеевец, С. П. Евсеев, Б. Е. Лосин //Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 12. — С.13−15.
- Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1997. -80 с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И. П. Андриади. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
- Андронов В.П. Учебная деятельность и профессиональное мышление / В. П. Андронов // III Международный конгресс «Теория деятельности и социальная политика"(26−30 июня 1995 г.). М., 1995. — С. 13 -17.
- Анисимов В.Е. Методические вопросы разработки модели специалистов / В. Е. Анисимов, Н. С. Панкина // Советская педагогика. -1997.-№ 5.-С. 24−31.
- Анисимов Н.М. Инновационная культура педагога / Н. М. Анисимов // Магистр. 1998. — № 3. — С.46−56.
- Анисимов П.Ф. Российское среднее профессиональное образование: Проблемы и перспективы / П. Ф. Анисимов // Инновации в российском образовании. М., 1999. — С. 3−10.
- И. Анисимов П. Ф. Система среднего педагогического образования: состояние и проблемы модернизации / П. Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 6. — С.3−9.
- Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование и производство: стратегия взаимодействия / П. Ф. Анисимов //Среднее профессиональное образование. 2001. — № 9. — С.2−10.
- Анисимов П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования / П. Ф. Анисимов, П. Ф. Сосонко. Казань, 2001.-256 с.
- Артамонов О.В. Проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва / О. В. Артамонов // Материалы респ. науч.-практ.конф. (17−18 дек. 1996 г.). 4.2. — Минск: Четыре четверти, 1997. -С.61−63.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — С.58.
- Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / В. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. -270с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1987. — 87 с.
- Бажанова С.Н. Психологический потенциал студентов и прогнозирование его в тренерской деятельности / С. Н. Бажанова, О. И. Харламова // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 3. — С.63−67.
- Баландин В.А. Метод активного обучения «Анализ конкретных ситуаций». Классификации и основы применения / В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко, С. А. Локтев, В. Г. Минченко, А. А. Князев. Ростов-на-Дону, 1997.-153 с.
- Бальсевич В.К. Методологические принципы исследования по проблеме отбора и спортивной ориентации / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1980. — № 1. — С. 31.
- Батурина Т.И. Цели образования как основа связи содержания и методов обучения / Т. И. Батурина, Т. И. Шамова // Советская педагогика. -1980.-№ 8.-С. 69−75.
- Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С. Н. Бегидова. Майкоп, 2001. — 270 с.
- Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности / В. П. Бедерханова, П. Б. Бондарев. -Краснодар, 2000. 54 с.
- Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: Монография / В. П. Бедерханова. Краснодар, 2001. -318с.
- Бережная И.А. Особенности оценивания знаний в педагогическом колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук / И. А. Бережная. Краснодар, 1998.-21 с.
- Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. -144 с.
- Бордовская Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан СПб.: Издательство «Питер», 2000. — С. 24−37.
- Бордовская Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан СПб.: Питер, 2001.-304 с.
- Буркова Н.Г. Психологический мониторинг в оценке качества подготовки специалиста / Н. Г. Буркова // Специалист. 1997. — № 3. — С.7−9.
- Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова М.: Академия, 2000. — 208 с.
- Войнар Ю. Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры / Ю. Войнар // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 10. — С.25−26,39−40.
- Волкова О.А. Педагогические условия и средства профессионального самоопределения будущего учителя: Автореф. дис.. .канд. пед. наук / О. А. Волкова. Саратов, 2000. — 21 с.
- Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация в средних специальных учебных заведениях: Научно-методический сборник / А. Ф. Щепотин и А. П. Шеховцов. М.: ИПР СПО, 2003.- 175 с.
- Вучева В.В. Использование дистанционной технологии с целью активизации познавательной деятельности студентов в системе профессионального физкультурного образования /В.В. Вучева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 9. — С.46−49.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М.: Государственный Комитет РФ по физической культуре и спорту, 2002. — 35с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования / Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001. — С.57−68.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов.-М.: Просвещение, 1986. 240 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения: Основы дидактики / М. А. Данилов. -М., 1967. С. 42.
- Демин В.П. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. П. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. -2000. № 4. — С.34−42.
- Демин В.П. Средняя профессиональная школа России: к новому качеству / В. П. Демин // Народное образование. 2001. — № 6. — С.193−197.
- Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки / К. В. Динейка. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 63 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. 2-е изд. — СПб., 2001. — 315 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
- Ерегина С.В. Влияние предпочтений вида профессиональной деятельности на выбор специальностей студентами вузов /С.В. Ерегина // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С.60−61.
- Железняк Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю. Д. Железняк //Теория и практика физической культуры. 2002. — № 5. — С.47−53.
- Закон Российской Федерации об образовании. Бюл. Госкомвуза РФ. 1993. — № 1. — С.3−21.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды / JI.B. Занков. М., 1990.-С. 128.
- Зволинская Н.Н. Квалификационная характеристика специалиста по физической культуре и спорту/ (Принципы разработки и использования. Квалификационные характеристики «нового поколения») / Н. Н. Зволинская, В. И. Маслов. М., 1990. — 112 с.
- Иванов В.Г. Активизация познавательной деятельности студентов / В. Г. Иванов // Среднее специальное образование. 1997. — № 10. — С.26.
- Иванов В.Г. Системная организация профессионального знания в образовательном процессе / В. Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 8. — С.48−49.
- Иванова Т.А. Междисциплинарные связи в образовательном процессе / Т. А. Иванова // Среднее профессиональное образование. 2000. -№ 12. — С.44−46.
- Игумнов О.А. Дидактическая культура преподавателя и качество профессионального образования / О. А. Игумнов // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 6. — С.47−49.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И. А. Ильницкая. -М.: Педагогика, 1985. 68 с.
- Инченко В.П. Инновационные процессы в системе профессионального образования по физической культуре (лицей-колледж-вуз) / В. П. Инченко. М.: Теория и практика физической культуры, 2004. -282 с.
- Исаев С.В. Интенсификация процесса подготовки специалистов по физической культуре в системе среднего профессионального образования / С. В. Исаев. Краснодар, 2003. — 90 с.
- Исследовательская деятельность в педагогическом училище и колледже / Материалы научно-практической конференции «Непрерывное образование педагога: вероятностный прогноз и новые проекты». 4.1,2. -СПб.-Иркутск, 1998.-С.128.
- Каджаспирова Г. М. Многоуровневость в педагогическом образовании / Г. М. Каджаспирова // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 6. — С.20−23.
- Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке?: Сборник статей / Под общ. ред. В. М. Демина. М., 2003. — 288 с.
- Карташов Г. А. Сфера образования среднего специального звена: Проблемы, поиск новых путей / Г. А. Карташов, В. В. Валюшок // Среднее специальное образование. 1997. — № 10. — С. 13.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М., 1994. — С. 93.
- Ковалевский В.Ф. Педагогическое мастерство / В. Ф. Ковалевский. Краснодар, 1994. — С. 84.
- Ковалевский В.Ф. Альтернативная концепция оптимизации учебного процесса / В. Ф. Ковалевский //Сб. науч. тр., посвящ. 25-летию КГАФК. Краснодар, 1994. — С.221−223.
- Колоколова JI.A. Оценка новых форм и методов обучения / JI.A. Колоколова // Среднее специальное образование. -1997. № 5−6. — С.13.
- Корзин А.Б. О научно-методическом обеспечении образовательного процесса / А. Б. Корзин // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 5. — С.20−22.
- Королева Т.П. Психолого-педагогический контроль развития и формирования специальных способностей учащихся школ спортивного резерва / Т. П. Королева. Краснодар, 2004. — 220 с.
- Краснова М.А. Формирование психологической готовности студентов физкультурного вуза к профессиональной деятельности / М. А. Краснова // Научные труды: Ежегодник. Омск, 2003. — С.58−62.
- Куликов JI.B. Психические состояния / JI.B. Куликов. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
- Куликова Н.А. Организация профессионального образования и психофизические особенности обучаемых / Н. А. Куликова, В. В. Ендалов // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 12. — С.41−44.
- Курдюков Б.Ф. Проблемное обучение / Б. Ф. Курдюков, Г. В. Лазаренко, Н. Б. Журбенко. Ейск, 1998. — 45 с.
- Курдюков Б.Ф. Система тестов для выявления физического состояния человека / Б. Ф. Курдюков, Г. В. Лазаренко, Н. Б. Журбенко, С. М. Ахметов. Ейск, 1998. — 89 с.
- Лин-Бей Н. П. Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущего специалиста / Н.П. Лин-Бей //Теория и практика физической культуры. 2003. — № 9. — С. 11−12.
- Ловкова П.П. Самостоятельная работа студентов как путь к профессиональной карьере / П. П. Ловкова, А. В. Суркова // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 5. — С.37−39.
- Логинова Ю.Ю. Педагогические условия развития активной позиции специалиста: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. Ю. Логинова. -Саратов, 2000.-21 с.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева //Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 1015.
- Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11/12. — С.20−23.
- Маклаков А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2001.-592 с.
- Максимова А.К. Опыт применения рейтинговой системы в оценке знаний и умений студентов / А. К. Максимова //Среднее профессиональное образование.-2001.-№ 5.-С. 18−19.
- Малахова Г. И. «Инновационный центр Галины Малаховой»: Практические аспекты содержания непрерывного процесса образования как основного компонента подготовки высококвалифицированного специалиста/ Г. И. Малахова // Специалист. 2002. — № 4. — С.2−5.
- Марищук B.JI. Методики психодиагоностики в спорте / B.JI. Марищук. М.: Просвещение, 1990. -256 с.
- Маслов В.И. На пути к решению проблемы профилизации высшего физкультурного образования / В. И. Маслов //Теория и практика физической культуры. 2003. — № 5. — С.53−56.
- Материалы координационного Совета Министерства образования РФ по реализации концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года / Проект. М., 2003. — 75 с.
- Матросов П.Г. Современные требования к уровню подготовки специалиста со средним профессионально-педагогическим образованием / П. Г. Матросов // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 7. -С.21−23.
- Меретукова З.К. Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению: Дис.. докт. пед. наук / З. К. Меретукова. М., 1998. — 308 с.
- Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. М.: Педагогическое общество России, 2 002 268 с.
- Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н. А. Морева. М.: Академия, 1999. — 304 с.
- Морозова А.В. Структура целей современного ССУЗа как социальной организации / А. В. Морозова // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 5. — С.39−42.
- Мотивы и потребности абитуриентов, поступающих в педагогический колледж // Среднее профессиональное образование. 2003. -№ 7.-С.48−51.
- Надеева Н.В. О реализации принципов преемственности и непрерывного образования в профессиональной подготовке специалистов / Н. В. Надеева // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 8. -С.35−38.
- Наталов Г. Г. Концепция организации физического воспитания в лицеях и колледжах / Г. Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, А. П. Костенко // Сб. научн. тр. к 25-лет. КГАФК. Краснодар, 1995. — С.234−236.
- Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 281 с.
- Носков В.А. Проблемные вопросы развития среднего профессионального образования / В. А. Носков // Среднее специальное образование. 1997. — № 9. — С.2.
- Обращение III съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России: Проект. М., 2003. — 3 с.
- Организация внутривузовского контроля за качеством подготовки специалистов в СибГУФК: Метод, рекомендации. Омск: СибГУФК, 2003. -56с.
- Орлов В.А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды / В. А. Орлов, В. П. Лебедева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С.20−26.
- Педагогическое оценивание и качество подготовки специалиста // Педагогический вестник Кубани. 1997. — № 2. — С.8−11.
- Юб.Пилоян Р. А. Предложения по совершенствованию проекта Федерального закона «О физической культуре и спорту Российской Федерации» (от 25.11.97) / Р. А. Пилоян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 3. — С.53.
- Пономарев Г. Н. Личностно-ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре / Г. Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. -С.32−35.
- Постановление II съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России // Среднее специальное образование. 2001. -№ 6. -С.14−18.
- Постановление III съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России: Проект. М., 2003. — 15 с.
- Ш. Похолков Ю. П. С новыми программами в новый век / Ю. П. Похолков // Высшее образование в России. — 2000. — № 4. — С.20−26.
- Примерное положение о совете директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования РФ // Вестник образования. 2001. — № 21. — С.12−16.
- ПЗ.Приходько В. М. Организация подготовки и повышения квалификации преподавателя / В. М. Приходько // Тезисы докл. совещания проректоров по УР. М.: Минобразование РФ, 2002. — С.61−63.
- Проблемы оптимизации учебной деятельности: Материалы XXII метод, конф. (25−26 марта 2001 г.)/ Общ. ред. О. Е. Лихачева. Смоленск: СГИФК, 2001.-84с.
- Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001−2010 годы (проект) // Среднее профессиональное образование. -2001. № 3. — С.3−15.
- Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 год // Специалист. 2000. — № 10. — С. 18−21.
- Программы, способствующие адаптации и социализации студентов в педагогическом колледже // Специалист. 2003. — № 10. — С. 2729.
- Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник / Сост. А. Ф. Щепотин, С. Ю. Черноглазкин, А. П. Шеховцев. М., 2002. — 175 с.
- Психология спорта: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Е. Тарас. М.: Мн.: ACT: Харвест, 2005. — 352 с.
- Психология спорта высших достижений: Учеб. пособие для институтов физ. культуры / Под ред. А. В. Родионова. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 144с.
- Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования: Сборник форматных правовых документов / Под ред. П. Ф. Анисимова. М., 2002. — С. 43−47.
- Реан А.А. Психология личности в трудах зарубежных психологов / А. А. Реан. СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2005.-713 с.
- Сборник методических рекомендаций для училищ олимпийского резерва. Монография / Под общ. ред. Ю. М. Шаруненко. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2004. — 286с.
- Свенцицкий A.JI. Социальная психология в трудах отечественных психологов / A.JI. Свенцицкий. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
- Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин. М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство, 2001. — 270 с.
- Сидоров А.А. Педагогика / А. А. Сидоров. М.: Терра-Спорт, 2000. — 272 с.
- Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаль, А. И. Мищенко, Е. Н. Шилнов. -М.: Школа-пресс, 2000. С. 164.
- Социально-биологические основы физической культуры: Методическое пособие для вузов / Сост. А. Л. Димова, Р. В. Чернышева. М.: Современный спорт, 2005. — 60 с.
- Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2001 году (статистический сборник). М., 2002. — 71 с.
- Среднее профессиональное образование России в XXI веке: Сборник выступлений министра образования Российской Федерации В. М. Филиппова в средствах массовой информации. М., 2003. — 44 с.
- Среднее профессиональное образование: Сборник нормативных правовых документов / Под ред. П. Ф. Анисимова. М., 2000. — 293 с.
- Сургучев В. А. Исследование спроса на выпускников физкультурных вузов и их ориентация в сфере труда / В. А. Сургучев //Теория и практика физической культуры. 2002. — № 12. — С.39−42.
- Сухомлинский В.А. Избранные сочинения: В 3-х томах / В. А. Сухомлинский. М., 1979. — С. 73.
- Сячин В. Д. Проблема дистанционного образования в физкультурных вузах / В. Д. Сячин // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 12. — С. 26−28.
- Тезисы XXVIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар, 2001. — 264с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. / Б. М. Теплов. Т.1. — М., 1985. (Ум полководца. Практическое мышление: 223 — 305.)
- Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) // Вестник образования. 2001. — № 9. — С.49−66.
- Тихонова И.В. Отбор выпускников ССУЗа для перевода в вуз / И. В. Тихонова // Тезисы XXVIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар, 2001. — С.78−79.
- Тихонова И.В., Тарасенко А. А. Анализ эффективности работы педагогического комплекса «Колледж вуз» / И. В. Тихонова, А. А. Тарасенко // Тезисы XXVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. — Краснодар: КГАФК, 2000. — С.98−99.
- Федоров А. А. Пути совершенствования теоретико-профессиональной подготовки в условиях специфических форм обучения в училищах олимпийского резерва: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Федоров.-М., 1999.-С.5−11.
- Холодов Ж.К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Ж. К. Холодов. М., 1999. — С.13.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
- Хьелл JI. Теория Личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл: Пер. с англ. 3-е междунар. изд.- СПб.: Питер, 2005. -607 с.
- Чермит К. Д. Проектирование содержания физического воспитания / К. Д. Чермит, В. Г. Левченко, О. И. Исаков. Майкоп: Редакционно-издательский отдел Адыгейского государственного университета, 2000. — 120 с.
- Чермит К.Д. Здравосберегающая система обучения (состояние и системы формирования) / К. Д. Чермит // Вестник Адыгейского государственного университета. 1998. — № 1. — С. 97−98.
- Чермит К.Д. Физиологические аспекты адаптации детей и подростков к различным образовательным и физкультурно-оздоровительным технологиям / К. Д. Чермит, А. В. Шаханова, Н. Н. Хасанова // Валеология, 2003. № 4. — С. 9−11.
- Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания: Автореф.дис. .д-ра пед. наук / Ю. К. Чернышенко. Краснодар, 1998. — 40 с.
- Щепотин А.Ф. Пути дальнейшего развития СПО в современных условиях / А. Ф. Щепотин // Среднее профессиональное образование. 2001. -№ 10.-С.6−10.
- Щербакова Е.В. Организация совместной научно-исследовательской работы студентов и преподавателей / Е. В. Щербакова // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 5. — С.22−24.
- Эльконин Д.В. Психологические вопросы формирования учебной деятельности /Д.В. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И. И. Ильясова, В. А. Ляудиса. М., 1981. — С. 153−170.
- Юрчук В.В. Общая психология в схемах и моделях: Научное обоснование, комментарии / В. В. Юрчук. Минск: Кн. Дом, 2004. — 400 с.
- Якобашвили В.А. Некоторые вопросы медицинского и педагогического контроля за занимающимися физической культурой и спортом / В. А. Якобашвили, Г. А. Макарова, С. А. Локтев, В. А. Шкеля. -Краснодар, 1990. 95 с.
- Ярмантович М.П. Мы за новые технологии обучения / М. П. Ярмантович // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 7. -С.25−26.
- Ярошенко Л.В. Педагогическое мастерство общения / Л. В. Ярошенко. Краснодар, 1997. — 112 с.
- Abemathy Т.J. The relationship between smoking and self-esteem / L. Massad, L. Romaano-Dwyer. Adolescence, 1995,30, P.899−907.
- Adan J. The children in our lives: knowing and teaching them / J. Adan. State University of New York Press, 1991. — 313p.
- Ahgun N. Eurofit test results in thewestern part of Turhey / Ahgun N. // Vith European Pesarch Seminar The Eurofit tests of physicalfitness. Izmir. 1990. -P. 66−116.
- American college testing program. Research and development. Technical report for ACT assessment program. The assessment student on the way to college. Joma city, Joma, 1973. 402 p.
- Bale Peter. Biological and performance variables in relation to age in male and female adolescent athletes / Peter Bale, J.L. Mayhew, F.C. Piper, Т.Е. Ball, M.R. Willman // J. Sport Med. And Phys. Fitness. 1992. — № 2. — P. 142 148.
- Blair S. N. Resourse manual for exercise and prescription / S. N. Blair Philadelphia: Lea e Febiger, 1988. — XXI. — 436p.
- Boreham C. Eurofit in Northern Ireland Scool / C. Boreham // Vith European Pesarch Seminar The Eurofit test of physical fitness. Izmir. 1990. P. 117−124.
- Bouchard S. Physical activity, fitness and health: The model and key conceptsin Bouchard S.- Shepard R.J.- Stefens Т.- eds. Physical activity, fitness and health- Concensus statement. Champaign, IL: Human Kinetics- 1993. -P.21−32.
- Caims E. Children and political violance / E. Caims. Cambridge, Mass: Blackwell, 1996. 324p.
- Cjlarusse C.A. Child and adult development: a psychoanalytic introduction for clinicians. New York: Plenum Press. — 1997 — P. 57−98.
- Clarke Stewart A. Children a t home and in day care. — Hills — dale, N.Y., 1994.-320p.
- Colling M. Sport for all in goverment: the case of the UK and some European compreisons: paper to wold congress on sport for all. Tampere, Finland, 4−7 June 1990. Loghorougn: Loghorougn Univ., 1990. — 13p.
- Conen D. The development of play. London- New York: Routletge, 1993, — 185p.
- Decher R. Sportunterricht in West-Europa // Sportunterricht, Schorndorf, 1992. № 12. -P. 507−518.
- Drabik J. Uwarunkowania somatyczne wytrzymalosci dreici i mtodziezy // Wychow. Fiz. I Sport. 1990. — № 2. — P. — 25−35.
- Entwistle N.J. Motivational factors in student approaches to learning // R.R. Schmeck (Ed.), Learning Styles and strategies. New York: Plenum Press, 1988.-P. 21−52.
- Franke E. Scool physical education as a promoter of sport for all among the population: Paper to World Congress on Sport for all. Tampere, Finland, June 4−7,1990. Osnabruck: Univ. of Osnabruck, 1990. — 1 lp.
- Garton A. Social interaction and the development of language and cognition. Lawrence Erlbaum, 1992. 155p.
- Goman G.R. Canada’s national cjfching certification program (NCCP) Past, Present, & Future // JOPERD. — 1992. — V. 63. — № 7. — P. 50−54.
- Halfon S. Т., Bronner S. Determinants jf phesical ability in 7th grade schoolchildren // Tur. J. Epidemiol. 1989. — № 1. — P.90−96.
- Harold A. Lerch. The development of physical fitness in American public schools // Asian Jourmal of physical. 1991. — v. 14. — № 14. — № 1. — P. 22−25.
- Katherin Simmjns Roitel. Are american children really, VPL. 16,1999. -№ 10.-P. 146−154.
- Kirjonen j. Personal values and motivation //Book of adstracts World congress on sport for all. Tampere. Finland. 4−7 June. 1990. — P.69.
- Laporte W. Phsical Education in the European Union in a harmonisation process in EUPEA // News letter. 1999. — № 4 — P. 65.
- Lefevre J. And all. Motor performance during adolescent and age of thirty as related to age at peak height velocity // Ann. Hum. Bid. 1990. — № 5. -P. 423−435.
- Melezinek A. Ingenieurpadagogik, Springer Verlag Wien, New York, 3, Aufl. 1992.-P.29.
- Morgan W.P. Physical activity and mental health /Лп The Academy Papers. Chapaing, H.K.P., 1994^- P. 132−145.
- Morton P. The relation of coping, appraisal and burnout in mental health workers // The Journal of Psychology. 1992. -№ 3. — 126p.
- Partlow K. American coaching effectiveness program (ACEP) // JOPERD. 1992. -V. 63. — № 7. — P. 36−39.
- Riumallo J., Durnin J. V. G. A Changes in body composition in adolescent boys // Eur. J. Clin. Nutr. 1988. — № 2. — P. 107−112.
- Sleap M., Warburton P. Physical activity patterns of primary school children. Interim Report happy heart project, Health Education Authority Tomas Nelson and Sons Ltd, 1990. — 397 p.
- Smith P. K. Understanding children’s development. Oxford, 1991.488p.
- Sparkes A.C. Health related fitness in England: a deconstuction of the official discomce. — In., 1990. — P.432−433.
- Stark G. Leistung tenerung als integrierter. Praxisbe-bezogther Aspekt //Leistungs-sport. 1991. — № 2 — P.8−14.
- Statistical Yearbook- 1992, UNESCO. P. 2.8−2.10.
- Wade M.C. The changing framework of physical education: New Names, new responsibilities // Asian Journal of Physical Education. 1991. -V. 14. -№ 1.-P. 89−100.
- Williams A. The histography of health and fitness in physical education. Physical Education Association Research, 3 (Suppl.), 1988. P. 1−4.