Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Петрынин А. Г., Григорова В. К., Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности: Учебное пособие. Издание третье, дополненное и переработанное. — М.: АПКиПРО, 2004, с.З. подростков^ Изменения, происходящие в социальной, экономической и духовной сферах общества^ утрата ранее значимых ценностей и возникновение новых выделили в качестве… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ И НРАВСТВЕННО — ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. ПОНЯТИЕ О ЖИЗНЕННЫХ И НРАВСТВЕННО — ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ
    • 1. 2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ОТ НРАВСТВЕННО — ПРАВОВЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
    • 1. 3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ И НРАВСТВЕННО — ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ И НРАВСТВЕННО -ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ И НРАВСТВЕННО- ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦЙ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 2. СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ И НРАВСТВЕННО — ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 3. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ И НРАВСТВЕННО
  • — ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-политические, экономические реформы, проводимые в России в последнем десятилетии XX — начале XXI веков, ориентированы на демократические преобразования во всех сферах деятельности общества. С педагогической точки зрения, период интенсивных социальных изменений обычно характеризуется двумя противоречивыми тенденциями. Первая из них проявляется в развитии I новых социальных сил, вызывающих активность, личности в различных жизненных сферах. Вторая связана с неизбежным наличием деструктивных явлений и процессов, сопровождающих периоды масштабных социально-экономических перемен, таких, как безработица, рост преступности, кризис доверия к институтам государственной власти, проявления девиантного поведения.

Дети начала XXI века попали в уникальную по своей сложности социально-психологическую-ситуацию, в своеобразную историческую яму, когда в одночасье изменился государственный строй, идеологические ориентиры, жизненные ценности, нравственные нормы, оценка исторических факторов, событий, имен, явлений культуры. Это не могло не отразиться на них"1.

В приложении к Федеральному закону от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» отмечалось, что темпы роста преступности в молодежной среде за последние годы увеличились в 15* раз по сравнению с преступностью среди взрослыхболее одной трети преступлений совершается среди молодежи и детьми в возрасте от 13 до 15 лет.

Все это обусловливает самое серьезное внимание и интерес педагогов и психологов к вопросам и проблемам нравственно-правового воспитания детей, которое невозможно без целенаправленной работы по формированию жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных.

1 Петрынин А. Г., Григорова В. К., Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности: Учебное пособие. Издание третье, дополненное и переработанное. — М.: АПКиПРО, 2004, с.З. подростков^ Изменения, происходящие в социальной, экономической и духовной сферах общества^ утрата ранее значимых ценностей и возникновение новых выделили в качестве ведущей тенденции развития образовательной ситуации переход к ценностной парадигмеЭтот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению: об образованиикак универсальной ценности, «скрытом сокровище», «индустрии, направленной в будущее». Ориентация на данную тенденцию объективно требует развития концептуальной системы взглядов, интегрирующих традиционные и инновационные образовательные процессы.

Понятие «ценностные ориентации», являющеесяключевыми: для нашего исследования, рассматривается в современной литературе с различных позиций: философиисоциологии-, педагогики-/психологии: Категория ценностных ориентаций, особенно в последние: десятилетиястановится объектом? пристального внимания отечественных ученых. Значительный вклад в разработку проблемы исследования ценностныхориентаций внесли Б. Г. Ананьев, С.Ф. АнисимовH.A. Асташова,., В. А. Василенко, О. Г. Дробницкий, Е. В. Дымина, М. С. Каган,.

М.Г. Казакина, В. Н. Кудрявцев, А. Н. Максимов, Т. Н. Мальковская, О.М. ПанфиловЗ.И. Равкин, Е. Л. Руднева, П. И. Смирнов В.II. Тугаринов, Б. А. Чагин, В. А. Ядов, и др.

Усиление интереса исследователей к проблематике ценностей иценностных ориентаций на рубеже XX и XXI вековнесомненно, вызвано следящим противоречием: с одной стороны, общественные преобразования ведут к девальвации? традиционных социальных ценностей, ценностных установок, на: которые была ориентирована образовательная * сферас другой, преобразования способствуют развитию' нового, ценностного сознания и поведения, что вызывает необходимость модернизации1 подходов в образовании.

В изучении ценностных ориентаций преобладают социологический и философский подходы, предполагающие выявление и констатацию иерархии ценностных ориентации: определенных социальных групп. Однако обществу и практической педагогике сегодняшеобходимоше. толькошзучать ценностные ориентации, но и вводить действенные алгоритмы, и технологии, позволяющие осуществлять формирование и коррекцию системы ценностных ориентаций у различных групп подростковв: первую очередь тех, для которых характерны проявления отклоняющегося поведения:

В педагогической науке в настоящее время широко используется категориальный аппарат, аксиологии, в. том числе, понятия «ценности», «ценностные ориентации», однако педагогические аспекты, связанные с формированиемценностных ориентаций личностидо концане разработаны;

Противоречие между актуальной потребностью формирования жизненных и нравственно-правовых ценностныхориентаций трудных подростков насовременном этапе: развития, общества и недостаточной разработанностьютеоретических и практических сторон данного < вопроса в педагогике исмежных дисциплинах становится стержневой проблемойбез решения" которой невозможно создание эффективных воспитательных систем.

Центральной проблемой нашего исследования является изучение жизненных и нравственно-правовых^ ценностных ориентаций трудных подростковсовершивших противоправные действия. По нашему мнениюэто' исходный ориентир1 для дальнейших проектировочных работ, реализуемых в педагогической модели! формированиянеобходимых ценностей.

Таким образом, актуальность настоящего исследования естественным образом вытекает как: из самойхарактеристики проблемной ситуации, требующей: разрешения, так: и из уровня разработанности проблемы: в современной литературе, где круг вопросовсвязанных соспецифическими^ проблемами формирования нравственной: и правовош активности? и культуры личности подростка, освещен крайне слабо. Объективные требования времени к совершенствованию процесса нравственно-правового развития подростков, с одной стороны, и недостаточная разработанность его механизма, с другой, определили выбор и актуальность темы настоящего исследования — «Формирование системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности системы формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков и определении психолого-педагогических условий ее оптимизации.

Объект исследования — процесс воспитательного воздействия на трудных подростков4 в условиях оказания педагогической помощи* осужденным несовершеннолетним.

Предмет исследования — система формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков в условиях оказания педагогической помощи несовершеннолетним правонарушителям.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что формирование системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций" трудных подростков в условиях оказания педагогической помощи несовершеннолетним правонарушителям будет эффективным, если:

— процесс воспитательного воздействия осуществляется в рамках спроектированной' системы и на основе модели формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций;

— работа сотрудников воспитательной колонии и уголовно-исполнительных инспекций строится на диагностической основе, предполагающей знание всеми участниками образовательного процесса особенностей, структуры жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций, динамику их изменений;

— разработана технология воспитательной работы, содержание которой направлено на формирование жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций подростков;

— вовлечение студентов с высокой нравственно-правовой направленностью, как образцов для формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций, в работу с трудными подростками.

Поставленная цель потребовала решения следующих исследовательских задач.

1. Обосновать сущность понятия «ценностные ориентации» с философских, социологических, психологических, педагогических позиций и проанализировать основные тенденции развития представлений о жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентациях.

2. Изучить содержание жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков, находящихся в Брянской воспитательной колонии и на учете уголовно-исполнительных инспекций.

3. Определить организационные и педагогические условия реализации системы формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков, обосновать технологию ее применения в практике работы с трудными подростками в условиях исполнения наказания.

4. Разработать и экспериментально проверить педагогическую модель и технологию формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков в условиях исполнения наказания.

Методологической основой исследования являются:

— основные философские положения о ценностях как общественных и личностных категориях, обладающих смыслообразующим моментом в жизнедеятельности человека (С.Ф.Анисимов, В. А. Василенко,.

О.Г. Дробницкий, Е. В. Дымина, М. С. Каган, В. Н. Кудрявцев, О. М. Панфилов, П. И. Смирнов, и др.);

— основные положения аксиологии как науки о природе ценностей духовной жизни и культуры общества, устанавливающей соответствие целей воспитания и функционирующей в обществе системы ценностей. (А. Г. Здравомыслов, Н. Д. Никандров,.

В.Г. Ольшанский, С. И. Попов З.И. Равкин, А. А. Табуне, М. Х. Титма, И. Трапенциере, В. А. Ядов, и др^). В этой связи ценностные ориентации выступают как установка личности на ценности материальной или духовной культуры социума, как компонент структуры личности, аккумулирующий весь жизненный опыт;

— совокупность психологических позиций, в которых ценностные ориентации рассматриваются как процесс направленности личности (Б.Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, и др.) — как субъективный механизм управления человеческим поведением (H.A. Волкова, B.C. Мухина, И. М. Попова и др.) — как установка (A.B. Петровский, Д. Н. Узнадзе, и др.) и как смыслообразующая активность (М.И. Бобнев, A.A. Волочков, Е. Г. Ермоленко,.

Д.А. Леонтьев, М. Рокич, A.A. Ручка и др.), определяются формированием в ходе усвоения социального опыта и проявляются в целях, идеалах, понятиях, представлениях, убеждениях, интересах личности;

— положения системного подхода (В.Г. Афанасьев, A.JI. Журавлёв, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский и др.), в котором определяется, что ценностные ориентации развиваются в условиях значимой группы, где доминируют тенденции дифференциации и интеграции внутригрупповых отношения;

— положения ценностно-ориентационного подхода (H.A. Асташова, М. Г. Казакина, В. А. Караковский, Л. И. Уманский и другие), основой которого является формирование и развитие ценностных ориентаций, ориентирующих личность на социально значимые ценности.

Для проверки гипотезы ирешения поставленных задач была использована совокупность методов исследования:

— анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования;

— метод интерпретации разнородных факторов, влияющих на поведение подростков;

— педагогический эксперимент, в процессе которого использовались следующие способы осуществления мониторинга: включенное наблюдение, экспликация как развертывание содержания воспитательных мероприятийопросные методы (беседы, анкетирование) — анализ результатов исследований, которые характеризуют структуру жизненных инравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков и динамику развития указанных характеристик;

— метод интеграции, междисциплинарных знаний о специфических чертах, признаках и особенностях поведения трудных подростков;

— статистические методы обработки данных педагогического эксперимента.

Использование различных методов исследования, в том числе математических, позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, многообразии, в единстве и взаимообусловленности и выразить результаты педагогического эксперимента в количественных показателях, свести к минимуму возможный субъективизм при оценке результатов экспериментальной работы. При выборе методов исследования учитывались целевые ориентиры исследования в целом и каждого этапа в отдельности.

Исследование проводилось втри этапана базе Брянской воспитательной колонии и уголовно-исполнительных инспекций Брянской области.

Первый этап, предварительно-поисковый (2002 — 2003 гг.), включал в себя анализ и теоретическое осмысление философской, психолого-педагогической, социологической литературы по проблеме исследования, определение методологических атрибутов исследования (целей, задач научного поиска, формулировку гипотезы и разработку программы и методики проведения педагогического исследования). На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, определена эмпирическая база, систематизированы источники отечественной и зарубежной педагогической литературы.

Второй этап, теоретико-проектировочный (2003 — 2004 гг.), был посвящен определению методологических и организационно-педагогических аспектов с целью конструирования авторской системы формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков и экспериментальной программы ее реализации в практике работы воспитательно-исправительных учреждений.

Третий этап, опытно-экспериментальный (2004 — 2007 гг.), явился этапом реализации и внедрения программы экспериментального исследования, разработки методических рекомендаций для использования полученных результатов в практике работы с трудными подростками. На этом этапе обобщались, результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась математическая обработка экспериментальных данных, проверялась эффективность предложенной системы формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков и программ воспитательной работы, осуществлялось оформление материалов диссертации.

Научная новизна результатов исследования-заключается в том, что выявлены основные тенденции содержания ценностных ориентациий трудных подростковописаны содержательная и процессуальная-стороны педагогического воздействия как условия, формирования ценностных ориентаций трудных подростковпредставлена авторская модель системы формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционального, деятельностногопредложена технология воспитательной работы с трудными подростками в условиях исполнения наказания, разработанная на основе теоретических принципов, единства диагностики и воспитательного воздействия, разработаны критериальные показатели сформированности системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентацийпроведен типологический анализ групп подростков по уровню сформированности у них жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций и представлены основные направления работы с трудными подростками.

Теоретическая" значимость результатов исследования состоит в систематизации и определении современных подходов к формированию ценностных ориентаций трудных подростков, в уточнении понятия «трудный подросток», в теоретическом обосновании необходимости целенаправленной работы по формированию системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков, в выявлении организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций трудных подростков.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложенные автором материалы непосредственно используются в процессе организации воспитательного процесса в исправительных учреждениях для решения вопросов формирования у подростков системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций. Практическое значение имеют авторская система формирования жизненных и нравственно-правовых ориентаций и технология воспитательной работы с трудными подростками.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается: методологической аргументированностью исходных теоретических положенийлогической структурой построения-исследованиярепрезентативностью объема выборок и значимостью экспериментальных данныхиспользованием комплекса различных взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предметупродолжительностью опытно-экспериментальной работы и завершенностью полного цикла воспитательного воздействиястатистическим анализом данных.

Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе диссертационной работы, осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования в процессе выступлений с докладами на научно-методических и научно-практических конференциях регионального и межвузовского уровней. Основные положения данного исследования были представлены на ежегодных научно-методических и научно-практических конференциях в" филиале НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в. городе Брянске, Чувашском педагогическом университетев материалах общественного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (HAH) (2003;2007 гг.).

Научные результаты исследования, теоретические положения и выводы диссертации, ее научно-методический инструментарий используются в воспитательном процессе 38 уголовно-исполнительных инспекций Брянской области, в Брянской воспитательной колонии. На защиту выносятся:

1. целевойкоординационный, содержательный, технологическийоценочно-результативный.

2. Технология организации работы по формированию системы жизненных Hi нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков, разработанную на основе теоретических принципов единства диагностики и воспитательного воздействия, нравственно-правовойнаправленности педагогического сопровождения! формирующейся личности.

4. Воспитательная работа по формированию системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков рассматривается каю эффективное средство социализации, поэтапный процесс, представляющий собой совокупность последовательных, целесообразных совместных усилий всех субъектов воспитательного процесса, направленных на осознание подростком социально значимых ценностей (первый этап), их принятие, интериоризацию подростком, в процессе воспитания личностных ценностей (второй этап) и обеспечение активной реализации в процессе деятельности и общения со сверстниками, направленной на саморазвитие, самосовершенствование (третий этап). Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составляет 202 страницы машинописного текста, содержащего 12 таблиц, 5 схем, библиографический список, приложение. Эффективность работы по формированию системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций определяется степенью интеграции различных субъектов воспитательной деятельности (объединение специалистов социальной защиты, образования, УВД ФСИН, учителя, воспитатели, социальный педагог и психологи воспитательной колонии и инспекции по исполнению наказания, студенты психологического факультета, юристы-ювенологи, законодатели, сотрудники воспитательной колонии и исполнительных инстанций).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Одной из особенностей построения системы формирования жизненных и нравственно-правовых ориентаций трудных подростков является построение процесса таким образом, чтобы ориентация подростков в мире жизненных и нравственно-правовых ценностей оказывала существенное влияние на их возможности в решении собственных жизненных проблем через самостоятельное формирование личностных ценностных ориентаций.

Формирование ценностных ориентаций подростков-правонарушителей напрямую связано и с подготовкой педагогического состава, установлением реального взаимодействия и диалога культур взрослых и подростков.

Модель формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций подростков представлена следующими компонентами: информативно-целевымкоординационным, содержательным, технологическимоценочно-результативным.

Необходимыми условиями ее реализации являются: вовлечение студентов-в реализацию модели, как образцов нравственно-правового ценностнно-ориентационного поведениявнедрение новых технологий в работу с трудными подростками, совершившими противоправные деянияобъединение специалистов социальной защиты, образования, УВД ФСИН, которые будут непосредственно участвовать в реализации модели.

Без выявления жизненных и нравственно-правовых ориентаций трудных подростков невозможно создание эффективной системы профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Под руководством Брянского отделения HAH (общественного фонда «Нет алкоголизму и наркомании»), функционирующего * в рамках лаборатории ювенальных технологий филиале НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в городе Брянске, создается система взаимодействия между уголовно-исполнительными инспекциями и Брянской воспитательной колонией.

Жизненная ситуация трудных подростков отличается зоной риска. Преступления совершаются на фоне неблагоприятных семейных взаимоотношений, которые складываются вследствие: воспитания детей в условиях неполной семьи, одним родителемналичия в семье судимых родственниковзлоупотребления спиртными напитками взрослыми членами семьитяжелого материального положения, плохих жилищных условий семей, отсутствия отдельной комнаты для детей, нужды в питании, одежденизкой правовой и нравственной культуры родителей и других взрослых членов семьищ грубости, жестокости, насилия, постоянных скандалов в семье.

Осужденные подростки в большинстве своем не имеют достаточной определенности во взглядах как на жизненные, так и на нравственно-правовые ценности. Выявив представления подростков о нравственно-правовых категориях, мы увидели недостаточность сформированности познавательного компонента ценностных ориентаций особенно по отношению к нормам права. Эмоциональное отношение характеризуется неоднозначностью восприятия подростками ценностей. Ценностные ориентации, проявляясь в деятельности, оценках и отношениях к окружающему миру и являясь, в определенной мере, результатом функционирования механизмов, противодействующих негативно влияющим факторам, слабо выражены и только начинают формироваться.

Расширение диапазона, обогащение содержания, усложнение целей и творческого характера жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций происходит за счет расширения индивидуальных творческих заданий в условиях Медиацентра, углубления целей и содержания ценностных ориентаций, обогащения круга общения в результате привлечения личностно-значимой молодежи, студентов с высокой направленностью ценностных ориентаций. Реализация этого условия способствовала рождению новых потребностей и новых способов их возвышения на основе распредмечивания потенциальных жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций, воплощенных многообразии содержания и деятельности, и общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование ценностных ориентаций — длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние многие факторы. Ценностные ориентации — это интегративное образование, характеризующее целостную личность, ее направленность, это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как к потребностям, которые мотивируют поведение. Уровень сформированности ценностных ориентаций личности проявляется в ее деятельности, оценках и отношениях к окружающему миру и зависит от множества факторов, являясь, в определенной мере, результатом функционирования механизмов, противодействующих негативно влияющим факторам.

В структуре ценностных ориентаций выделяют три подсистемы:

1) когнитивную — ценностные представления человека (знания о предметах, явлениях, процессах, мировоззрение, представление о своей жизни);

2) эмоциональную — относительно устойчивые чувства человека, к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке (эмоционально-ценностные отношения к миру, своим связям, чувствам);

3) деятельностную — предрасположенность к тому или иному типу социального поведенияобщая направленность деятельности человека относительно объектов и явлений социальной значимости, путь достижения жизненных планов.

В' исследовании выделены жизненные и нравственно-правовые ценностные ориентации. В систему жизненных ценностных ориентаций включаются семейные, социально-групповые, деятельностные, которые имеют как внешнее, так и внутреннее содержание. Сформированность жизненных ' ценностных ориентаций выражается через отношение к собственному телук группе близких людейк окружающим предметам (в том числе личным) — к семейным (групповым) традициям и правиламк обязанностям в семье, к группе сверстников. Внутреннее содержание реализуется через осознание и переживание собственной успешности (опосредованной оценками окружающих) — осознание достижения целисамопринятие.

Нравственно-правовые ценностные ориентации представляют собой систему отношений к окружающему миру, к себе и людямк деятельности, к правовым нормам. Осознание, переживание, реализация, закрепление нравственно-правовой ценностной ориентации в направленность личности способствует переходу ее в статус качества личности.

Жизненные ценностные ориентации по отношению к нравственно-правовым являются основополагающимибазовыми. Рассогласование информационной модели жизненных ценностей, принимаемой ребенком в процессе обучения и воспитания, с реализацией ценностной’ориентации-в поведении непременно приводит к отклонению от нормы, общественной установки и образца.

Категория трудных детей имеет глубинные механизмы рассогласования их жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций с общественными требованиями. Однако внутренняя неудовлетворенность собойсознание своей вины и желание начать иную жизнь дает основания для оптимистического прогноза в отношении возможностей перевоспитания подростков с делинквентным поведением.

Суть воспитательного воздействия состоит в том, чтобы создавать психолого-педагогические условия, способствующие формированию системы жизненных и нравственно-правовых качеств. К таким условиям отнесены:

— педагогическая диагностика сформированности жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций;

— усиление нравственно-правовой информированности подростков;

— формирование умения воспитанников дифференцировать объекты по степени значимости и нравственно-правовой допустимости;

— разрушение представлений подростков о композиции, структуре «криминальной» группы, ее дисциплины и согласованности и переориентация подростков путем организации совместной групповой деятельности под руководством педагога, в которой могут быть созданы условия для личного становления и самоидентификации личности;

— учет эмоциональной и личностной направленности личности;

— умение педагога формировать представления о ценностях в жизнедеятельность подростков медиасредствами;

— организация взаимодействия* педагогов со всеми службами и подразделениями органов внутренних дел, с социальными и медицинскими работниками.

Педагогическая модель формирования системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков представлена следующими компонентами: информативно-целевым, координационным, содержательным, технологическим, оценочно-результативным. Модель реализуется специалистами социальной защиты, образования, УВД' ФСИН, педагогами, психологами, сотрудниками воспитательной колонии и инспекции по исполнению наказания, студентами психологического и юридического факультетов, юристами-ювенологами, которые объединены лабораторией ювенальных технологий' филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в городе Брянске и Брянским отделением общественного фонда HAH.

Наше исследование показывает, что осужденные подростки* в большинстве своем не имеют достаточной определенности во взглядах на жизненные и нравственно-правовые ценности. Выявив представления подростков о нравственно-правовых категориях, мы увидели недостаточность сформированности познавательного компонента ценностных ориентаций особенно по отношению к нормам права. Эмоциональное отношение характеризуется неоднозначностью восприятия подростками ценностей. Ценностные ориентации, проявляясь в деятельности, оценках и отношениях к окружающему миру, слабо выражены и только начинают формироваться.

Наибольшую группу риска составляют условно осужденные подростки, которые, оставаясь в прежнем окружении, не могут изменить «негативные ценностные ориентации. Для них приоритетными ценностями оказались не только «любовь, наличие хороших и верных друзей», но и «развлечения, материально обеспеченная жизнь" — особо выражены -«жизнерадостность и непримиримость». Эти подростки принижают ценность образования и воспитанность, честность и стремятся жить развлечениями, ориентированы на материальный достаток, общественное признание, что относит их к группе риска совершения повторных преступлений. Значительно ценят доступные для них свободу, хороших друзей. Но и для них остаются наименее доступными такие ценности, как счастливая семейная жизнь, здоровье, активная жизнь.

В ходе исследования выявлены базовые ценностные ориентации осужденных подростков: приоритетными являются жизненные, материальные ценности, менее значимыми — духовные, нравственные, профессиональные.

Полученные результаты стали основой проектирования и реализации технологии воспитательной работы.

Формирование жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков осуществлялось по двум направлениям: — обеспечение правовой компетенции и нравственно-нормативного поведения воспитанников;

— организация деятельностно-практическош общения подростков, со специально обученной молодежью с высокой ценностной направленностью (студентами) посредством медиацентра для воспитанников Брянской воспитательной колонии и Интернет-форума с помощью портала Кокинской средней школы ., (для условно осужденных подростков).

Формирование ценностных ориентаций трудных подростков: вусловиях использования? информационных технологий является эффективнымсредством, социализации подростков и рассматривается ¦ нами как поэтапный' процесс, представляющий собой совокупность последовательных, целесообразных совместных действий' всех субъектов образовательного процесса посредством: медиацентранаправленных на осознание трудными подростками — социально значимых ценностей (первый этап), их принятие, интериоризацию подросткомв. процессе воспитания, личностных ценностей- (второй этап) и обеспечение активной: реализации в процессе деятельности — общениисо сверстниками (третий этап):

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что процесс формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков при условии их активного включения в активные субъект-субъектные отношения был организован достаточно эффективно. После активного участия в работе медиацентра у большинства осужденных подростков сформировалось устойчивое мнение о ценностях, действительно значимых для них, общественное признание окружающих.

Исследование подтвердило выдвинутую нами: гипотезу о том, что формирование: жизненных и нравственно-правовых: ценностных ориентаций трудных подростков: в условиях оказания: педагогической: помощи несовершеннолетним правонарушителям будет эффективным, если процесс воспитательного воздействия осуществляется в рамках четко спроектированной целостной системы, на основе реализации: модели формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентацийработа сотрудников Брянской воспитательной колонии и уголовно-исполнительных инспекций строится на диагностической основе, учете, индивидуальных особенностей подростковразработана технология воспитательной работы, содержание которой направлено на формирование жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций подростков и минимизацию факторов «риска».

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов обширной проблемы формирования системы жизненных и профессиональных ценностных ориентаций трудных подростков. Необходимы дальнейшие исследования проблемы взаимодействия формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций с другими компонентами личности, постоянное совершенствование технологий формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций.

При дальнейшей разработке проблемы важно обратить внимание на определение психолого-педагогических механизмов формирования жизненных и нравственно-правовых ориентаций трудных подростков, на пригодность лонгитюдного и биографического методов для диагностики и прогнозирования жизненного пути и создания принципиально новых воспитательных систем, обладающих большей эффективностью с точки зрения решения задач профилактики правонарушений подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славекая, К. А. Деятельность и психология личности Текст. /К.А. Абульханова-Славекая. — М.:Наука, 1980.- 335 с.
  2. , Д.С. Формирование нравственно-правовых качеств подростков с девиантным поведением: дис. на соиск. учен. степ, канд.пед.наук / Агапов Д. С. Саратов, 2003.- 153 с.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -Л.: ЛГУ, 1968.-338 с.
  4. , Г. М. Современная социальная психология на Западе Текст. / Г. М. Андреева, H.H. Богомолова, Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 30с.
  5. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление Текст. / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — 253с.
  6. , Ю.М. Психология преступника и расследование преступлений Текст. / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. -М.:1996. 95 с.
  7. , В.Г. Ценностные ориентации фактор жизнедеятельности и развития личности. Психология познания Текст. / В. Г. Алексеева. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 208с.
  8. , H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей Текст. / H.A. Асташова. М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2000. — С.9−30.
  9. , В.Г. Целостная система и окружающая ее среда /В.Г.Афанасьев //Системность и общество. М.: 1980.- 137 с.
  10. , И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи Текст. / И. П. Башкатов. М.: изд-во МПСИ- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — С. 61−72.
  11. , Е.П. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образа социального мира / Е. П. Белинская // Мир психологии. 2004. — № 3. — С. 97 102.
  12. , С.А. Основы превентивной психологии Текст. / С. А. Беличева. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 198с.
  13. , Н. Детки в «золотой клетке » : пробл. псих, депривации у детей в обеспечен, семьях / Н. Белянкова // Народное образование. 2003. -№ 4. -С. 148 -154.
  14. , Д. Детерминизм и свобода выбора / Д. Белл // Методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности. М.: Медицина, 1982.-С.34−39.
  15. , Р. Развития Я-концеции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — С. 27 — 31.
  16. , П.П. Личность ребенка и воспитание / П. П. Блонский // Психология и дети. 1917. — № 1. — С.5 — 2.
  17. , Л.И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович // Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.-35с.
  18. , Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей / Г. Г. Бочкарева // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — С.23 — 31.
  19. , С.С. Ценностные ориентации личности как многомернаянелинейная система Текст. / С. С. Бубнова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 237с.
  20. , Т.Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Т. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. 2003. -№ 5. — С. 99 — 105
  21. , В.А. Ценности и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблемы ценностей в философии. М. — Л., 1966. — С. 33.
  22. , Ф.Е. Психология переживания Текст. / Ф. Е. Василюк. М.- 1984.- С. 54 — 57.
  23. , Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте Текст. /Е.А. Васина. С.-Петербург, 1993. — С.32 — 39.
  24. Введение в психологию Текст. / Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ИЦ «Академия», 1996. — 401с.
  25. , В.П. Ценностные ориентации современной молодежи: обзор социологических исследований / В. П. Вдовиченко // Школьная библиотека. 2004. — № 3. — С. 1−16.
  26. , A.A., Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / A.A. Волочков, Е. Г. Ермоленко // Психологический журнал. 2004. — № 2. — С. 17 -27.
  27. , В. В., Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В. В. Гаврилюк, H.A. Трикоз // Социологические исследования. 2002. — № 1. — С. 96 — 105.
  28. , Г. Философия духа Текст.: 3 т. / Г. Гегель. Соч. — М., 1956.1. С. 49 -53.
  29. , A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика Текст. / А. В. Гоголева. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 240 с.
  30. Горбатков, A.A. О соотношении ориентации на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентации личности
  31. Текст. / A.A. Горбатков. М., 1977. — С.59 — 65.
  32. , В. В. Ценностные ориентации и склонность к девиантному поведению / В. В. Гриценко, Т. Н. Смотрова // Психологический журнал. -2005. № 6. — С. 44 — 58:
  33. Динамика ценностей населения реформируемой России* Текст. / Под ред. Н. И. Лапина, JI.A. Беляевой. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 221 с.
  34. , О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей Текст. / О. Г. Дробницкий. М., 1982. — 189 с.
  35. , Э. Общественное разделение труда. Метод социологииf
  36. Текст. / Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991.-547 с.
  37. , Е.В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности. Текст. / Е. В. Дымина. М., 1999. — 12 с.
  38. Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования Текст. / Под ред. B.C. Собкина. М., 1990. — С.6 -12.
  39. , Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений / Ю. М. Жуков // Психологические проблемы социальной регуляцииповедения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976. 1. С. 23 29.
  40. , H.A. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально политических изменений / H.A. Журавлева // Психологический журнал. — 2006. — № 1. — С. 35 — 43.
  41. Залесский- Г. Е. Об одном строгом методе исследования ценностных ориентаций личности / Г. Е. Залесский // Проблемы социальной психологии. М.: Мысль. — 1971. — С.41- 48.
  42. , А.Г. Потребности, интересы, ценности1 Текст. /s
  43. , О.И., Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения / О. И. Зотова, М. И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е! В. Шорохова. М., 1975. — С. 241 — 254.
  44. Иванов, В. П. Человеческая деятельность познание — искусство *
  45. Текст. / В. П. Иванов. Киев: Наукова думка, 1977. — 251 с.
  46. , Т.Л. Педагогика Текст. / Т. Л. Ильина. М.: Просвещение, 1987.- С. 33 -43.
  47. , И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения / И. Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. М., 1979. — 252 с.
  48. , М.С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. -СПб., 1997.-С.164−165.
  49. , М.Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности: Дисс. на соиск. докт. пед. наук / М. Г. Казакина. -Л, 1983.-284 с.
  50. , М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе Текст. / М. Г. Казакина. Л.:ЛГПИ, 1989. — 84 с.
  51. , И. Трактаты и письма Текст. / И.Кант. М., 1980. — С. 300 — 330.
  52. , В.А. Стать человеком Текст. / В. А. Караковский. М., 1993. -С.45 -47.
  53. Клейберг, Ю. А Социальная психология девиантного поведения Текст. / Ю. А. Клейберг. М.: ТЦ Сфера, 2004. — С.26 — 38.
  54. , У.П. Изменение понятия ценностей в современной социологической теории / У. П. Колб // Г. Беккер, А. Босков Современная социологическая теория. М., 1961. — С.24 — 39.
  55. , Я.Л. Социальная психология школьного класса Текст. / Я. Л. Коломинский. Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003. — 312 с.
  56. Кон, И: С. Психология ранней юности: Кн. для учителя Текст. / И. С. Кон. М-: Просвещение, 1989-
  57. Кон, И. С. Психология старшеклассника: Кн. для учителя Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1987. — С.36 — 43.
  58. Кон, И. С. Психология ранней юности. Кн. для учителя Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — С.54.- 63.
  59. , С.А. К . вопросу изучения влияния фрустрации- на психологическое развитие трудновоспитуемых подростков / С. А. Котик // Психологическое изучение трудновоспитуемых- школьников- и несовершеннолетних правонарушителей: М., 1974. — С. 32 — 35.
  60. Кочетов, А. И- Актуальные проблемы педагогики Текст. / А. И. Кочетов. -Рязань, 1971. -С.9 -17.
  61. , Г. Психология развитияТекст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. -С.67 — 87.
  62. Краткий словарь по социологии Текст. / Под общ. ред. Д. М. Гвитиани, Н. И. Лапина. М., 1998. — 301 с.
  63. , Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника. Сб.науч.трудов. М-, 1983. — С.4 -11.
  64. , В.Н. Механизм социальной деформации / В. Н. Кудрявцев // Вопросы философии. -• 1989:-. № 1. — С.5.
  65. , A.F. Социология молодежи Текст. / A.F. Кузнецов. -Калининск: Слово, 1994. С. 32 — 47.
  66. , A.F. Динамика ценностных ориентации российской молодежи: дис. канд. социол. наук / А. Г. Кузнецов. М., 1995. — 254 с.
  67. , Г. В. Текст.: Соч. в 4 т. Т. 3 / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1984.- С. 121−126.
  68. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев // Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. -М.: МГУ, 1993.-С. 171 -180.
  69. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. — 117с.
  70. , Д.А. Ценности и ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. -1998. № 1. — С.17 -25.
  71. , А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. / А. Е. Личко. Л, 1983. — С.78 — 88.
  72. , Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности* / Б. Ф. Ломов // Хрестоматия по психологии личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. -С. 105−110.
  73. , В.Я. Методика преподавания психологии Текст. / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С.9 -12.
  74. , A.C. Мои педагогические воззрения / A.C. Макаренко // Собр. соч. М., 1951. -Т. 5. — С. 273 — 303.
  75. , Т.Н. Социальная активность старшеклассников Текст. / Т. Н. Мальковская. М.: Педагогика, 1988. — 139 с.
  76. , Н.Ф. Рабочая книга социального педагога Текст. / Н. Ф. Маслова. Орел, 1994. — 138 с.
  77. , В.Д. Психология девиантного поведения Текст. / В. Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2005. — С.70 — 78.
  78. , C.B. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах / C.B. Молчанов // Психологическая наука и образование. 2005. — № 3. — С. 16 — 25.
  79. Моральные ценности и личность Текст. / С. Ф. Анисимов,
  80. Ю.М. Смоленцев, JI.B. Разин и др./ Под ред. Л. И. Титаренко, Б. О. Николаева. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 175 с.
  81. , A.B. О воспитании старшеклассников Текст. / A.B. Мудрик. -М., 1981. С. 39 — 43.
  82. , A.B. Социальная педагогика Текст. / A.B. Мудрик. М.: Академия, 1999. — С.67 — 69.
  83. Муньягисеньи, Эварист Роль микросреды в формировании аддиктивного поведения у подростков: Автореферат канд. дисс. пед. наук / Эварист Муньягисеньи. М., 2003 — 26 с.
  84. , B.C. Психология детства и отрочества Текст. / B.C. Мухина. -М.:ИПП, 1999!-256 с.
  85. , В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М: МГУ, 1982. — С. 35 — 38.
  86. , Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности / Н. И. Непомнящая // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 22−30.
  87. , Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование Текст. / Н. И. Непомнящаяя. М.: МПСИ- Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2000. — 237 с.
  88. , Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров//Педагогика. 1998. -№ 3. -С. 3 -10.
  89. , Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей: Пер. с нем Текст.-/ Ф. Ницше. М.: REFL-book, 1994. — 352 с.
  90. Образование в поисках жизненных смыслов Текст. / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов на Дону, 1996. — С.15 — 27.
  91. Образование: идеалы и ценности (историко-педагогичекский аспект) Текст. / Под ред. З. И. Равкин. М.: ИТп и О РАО, 1995. -.631 с.
  92. , Б.Д. Теоретические проблемы изучения механизма формирования и преступного проявления хулиганских побуждений:
  93. Автореф. дис. канд. пед. наук / Б. Д. Овчинников. -Л., 1971. 13 с.
  94. , С.Ф. Криминологическая характеристика и предупреждение корыстных преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. психол. наук / С. Ф. Овчинникова. Омск, 1999. — 22 с.
  95. , Г. Измерение ценностей Текст. / Г. Олпорт // Хрестоматия по психологии личности/ Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2004.-Т.1.-С.461 -467.
  96. , В.Б. Психология-практикам: учителям, родителям и руководителям Текст. / В. Б. Ольшанский. М.: «Тривола», 1996. — 264 с.
  97. Отклоняющееся поведение молодежи: Крат.слов.-справ./ Авт.-сост. Б. Л. Ермолаев, Г. Г. Жарков и др.// Под общ. ред. В. А. Попова, С. А. Завражина.- Владимир, 1994.- 141 с.
  98. Очерк истории этики Текст. / Под ред. Б. А. Чагина, М. И. Шахновича. М.: Мысль. 1968. — 430с.
  99. , А.И. Эмоциональная идентификация личности в коллективе /
  100. А.И. Панкин '// Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Ярославль, 1975 — Вып. 42.- с. 113.
  101. , О.М. Ценностные отношения: природа и генезис Текст. / О. М. Панфилов. СПб., 1994. — 102 с.
  102. , Г. Человек в современном мире Текст. / Г. Парсон. М.: Прогресс, 1985. — 432с.
  103. Педагогика Текст. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1987.-С.36−41.
  104. , A.B. Теория личности с позиций категориального анализа < психологии / A.B. Петровский // Психология личности в трудахотечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 75 — 83.
  105. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. 5 -М.: Наука, 1986. С. 54 — 67.
  106. , Е.В. Ценности в процессе передачи опытапоколений: Автореф. дис. канд. филос. наук Текст. / Е. В. Плотникова. М., 1993.-24 с.
  107. , В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В. А. Попов, О. Ю. Кондратьева // Социологические исследования. 1999. — № 6. — С.31 — 39.
  108. , С.И. Проблема происхождения и функционирования понятий ценностей в социологии / С. И. Попов // Социологические исследования. -1979. -№ 3. С. 35 -44.
  109. Прикладная социальная психология Текст. / Под ред. А. Н. Сухова и A.A. Деркача. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «Модек», 1998. — 688 с.
  110. , А. М. Дети без семьи Текст. / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. М.: Педагогика, 1990. — 160с.
  111. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних Текст. / Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень, 1985. -С.45 — 59.
  112. Психология подростка. Полное руководство Текст. / Под ред. A.A. Реана. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.
  113. Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., исп. И доп. — М.:Политиздат. 1990. — с.494.
  114. Психологическая теория коллектива Текст. / Под ред. A.B. Петровского, М.: Педагогика, 1979. 240 с.
  115. , Е.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря: Автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. С. Птушкина. Смоленск, 2007. — 21с.
  116. , З.И. Развитие образования в России. Новые ценностные ориентиры (Концепция развития) / З. И. Равкин // Педагогика. 1995. — № 5. -С.87 — 91.
  117. , А.Д. Социальная педагогическая психология Текст. / А. Д. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  118. , Г. О системе ценностей Текст. / Г. Риккерт // Науки оприроде и науки о культуре. М., 1998. 365 с.
  119. , К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. Текст. / К. Роджерс. М., Рефл-бук, К., Ваклер, 1997. -320 с.
  120. Роль ценностей в регуляции поведения индивида Текст. / Социологическое исследование жизненного пути молодежи. Вильнюс, 1988.- С. 21 -29.
  121. , B.C. Мозг. Обучение. Здоровье Текст. / B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М., 1989. — С. 85 — 89
  122. , C.JI. Человек и мир Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. — 191с.
  123. , E.JI. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. докт. пед. наук Текст. /Е.Л. Руднева.- М., 2003. 443 с.
  124. Ручка- A.A. Социальные ценности и нормы: некоторые теоретические и прикладные вопросы социологического анализа Текст. / A.A. Ручка. -Киев, 1976.-С.37−49.
  125. , Е.Ф. Динамика ценностных ориентации у старшеклассников и студентов / Е. Ф. Рыбалко, H.A. Волкова // Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. Тарту, 1984. — С.51 — 65.
  126. . Т.Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы школы: дис.канд. псих. наук / Т. Ю. Садовникова. М., 2005. — 259 с.
  127. , Б. Общество и образование: Пер. с англ. Текст. / Б. Саймон. -М., 1989. 197 с.
  128. , З.К., Смысложизненные ориентации подростков / З. К. Селиванова // Социологические исследования 2000. — № 2. — С. 87 — 92.
  129. , Б. Технология поведения / Б. Скиннер // Американская социологическая мысль. -М.: МГУ- 1994. С. 21 — 87.
  130. , Л.С. Трудные дети Текст. / Под ред. В. Э. Чудновского. -М.:1998. С.3−43.
  131. , В.М. Социальные изменения и жизненные планы детей / В. М. Слуцкий // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. -М., 1995. Т. 3. — Вып. 4. — С. 133 — 146.
  132. , Д. Курс выживания для подростков Текст. / Д. Снайдер. -М.: Ведо, 1992. С. 12 — 26.
  133. , B.C. Писарский B.C. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ (По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей) Текст. / B.C. Собкин,
  134. B.C. Писарский. М., 1994. — 151с.
  135. Собкин, В: С. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте Текст. / B.C. Собкин. М., 1997. — С. 16 — 26.
  136. , Э.В. Культура и личность Текст. / Э. В. Соколов. М.- 1972.1. C.34−47.
  137. , A.B. Щербаков И. О. Ценностные ориентации постсоветсткого гуманитарного студенчества / A.B. Соколов // Социологические исследования. 2003. — № 1. — С.115 — 123.
  138. , А.Ю. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников. М., 2000. — С.23 — 48.
  139. , М.Х. Жизненная ориентация как феномен сознания Текст. / М. Х. Титман // Формирование молодежного сознания. Таллин, 1978. — С.23 -38.
  140. , В.П. Марксистская философия и проблема ценности /
  141. B.П. Тугаринов // Проблема ценности в философии. М. — Д.: Наука- 1966.1. C. 14−24.
  142. , В.П. Теория ценностей в социологии Текст. / В. П. Тугаринов. Д., 1979. — 124 с.
  143. , Г. К. Интересы трудных подростков и отражение их в мотивационно-потребностной сфере: Автореф.дис. канд. пед. наук / Г. К. Туляганова. -Ташкент, 1993. 18 с.
  144. , Д.Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Унадзе.1. М., 1966.- С.26−31.
  145. , Д.Н. Общее учение об установке Текст. / Д. Н. Унадзе // Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко- Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение. — 1978. — С. 101−108.
  146. , Л.И. Психология организаторской деятельности школьников Текст. / Л. И. Уманский. М., 1980. — 160 с.
  147. , Е.Б. Диагностика внутриличностного конфликта Текст. / Е. Б. Фанталова. М.: Фолиум- 1997. — 48 с.
  148. , Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. И. Фельдштейн. М., 1995. — 231с.
  149. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Текст. / Д. И. Фелдштейн. М.: МПСИ: Флинта, 1991.-672 с.
  150. , И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подменной сущности новейшей философии Текст. / И. Г. Фихте. М., 1937.-С. 11−12.
  151. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1987. -184 с.
  152. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» Текст. / 3. Фрейд // Преступная толпа. М., 1998. — С.24 — 38.
  153. , С.С. Социология Текст. / С. С. Фролов. М.: Логос, 1996. — С. 113 — 148.
  154. , К.С. Теории личности Текст. / К. С. Холл, Г. Линдсей. М.: КСП, 1997. — С.45 — 97.
  155. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социологических исследований/ Сост. В. П. Вдовиченко. М., 2003. — С.41−89.
  156. , В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социологический журнал. 1994. — № 1. — С. 35−52.
  157. Allport Y.W., Vernon P.E., Lindzey Y.A. School for measuring the dominanttvterests. Boston, 1964.-352 p.
  158. Kohlberg L. Assays on Moral Development. N. The Psychology of moral Devel opment. San Francisco: Harger & Row, 1984. — 464 p.
  159. Kreutzer A., An Example jf Group jivinile Delinquency The Rockers Int. Criminale Police Review — 1972.- № 254.- 6 p.
  160. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., Free Press, 1973.- P.32−49.
Заполнить форму текущей работой