Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие личностных свойств и физических качеств при обучении военнослужащих рукопашному бою

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены взаимосвязи «общей агрессивности (по Ассингеру) с проявлениями эмоционально-психической напряженности (мимические реакции: г=0,22- проявление мышечной скованности: г=0,27). С другой стороны активность атакующих действий, оцениваемая нами в аспектах «нормативной агрессивности», значимо коррилирует со способностью управлять своей мимикой (г=0,38), вегетативными реакциями (г=0,37… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ, ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ РУКОПАШНЫМ БОЕМ
    • 1. 1. Возникновение и развитие теории и практики рукопашного боя
    • 1. 2. Влияние психических процессов и свойств на успех в профессиональной и спортивной деятельности
    • 1. 3. Взаимосвязь уровня развития физических качеств военнослужащих и уровня их подготовленности к ведению рукопашного боя
    • 1. 4. Взаимосвязь развития эмоционально-волевых качеств и успешности действий в рукопашном бою
    • 1. 5. Целенаправленное развитие личностных качеств и психических процессов средствами рукопашного боя

Развитие личностных свойств и физических качеств при обучении военнослужащих рукопашному бою (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа выполнена в 2002;2005 годах на базе Военного института физической культуры в соответствии с планом НИР (шифр: «Обучение 2005»). Работа посвящена исследованию взаимного влияния личностных свойств, физических качеств и психических процессов, с одной стороны, и успешности действий военнослужащих в рукопашном бою, — с другой.

Современная военная наука исходит из положения о том, что появление средств массового поражения и оснащение войск сложной боевой техникой не снижает роли человеческого фактора в современной войне. Как и прежде решающая роль в бою будет принадлежать человеку, в совершенстве владеющему своим оружием и боевой техникой и имеющему высокий уровень физической и морально-психологической готовности.

Рукопашный бой, как раздел физической подготовки, является эффективным средством подготовки военнослужащих к действиям в ближнем бою, вместе с тем это хорошее средство физической тренировки, которое способствует формированию разнообразных двигательных навыков и развитию основных физических качеств. Занятия рукопашным боем помогают военнослужащим стать смелее, увереннее в собственных силах, позволяют им успешно выполнять сложные задачи, поставленные командованием.

Рукопашный бой даже в учебных условиях представляет собой деятельность военнослужащих в вариативно-конфликтной боевой ситуации, непосредственно связанной с риском. В качестве характерных особенностей рукопашного боя можно назвать: непосредственное, лицом к лицу, столкновение с противникомпереживание чувства опасностиширокий диапазон действийактивное противоборство противника, его агрессивностьдефицит времени на принятие решений, необходимость принятия молниеносных решений и немедленное их осуществлениедефицит информации, возможная маскировка противником своих действий.

Подготовка к единоборствам обладает большими потенциальными возможностями для развития, обучения и воспитания военнослужащих, приучает их активно действовать в условиях повышенных психических нагрузок, приобретать необходимый опыт волевых действий, преодоления трудностей и отрицательных психических состояний. Это способствует развитию таких волевых качеств, как самообладание, стойкость, мужество.

Выполнение приемов рукопашного боя неизбежно требует психической активности и вовлечения в работу не только отдельных мышечных групп и органов, но и психических функций. Мышечная работа, выполняемая солдатом во время разучивания физических упражнений и тренировки, неразрывно связана с психической деятельностью.

Актуальность нашей работы обусловлена:

— высокой значимостью рукопашного боя, как средства психологической подготовки военнослужащих;

— недостаточной изученностью вопроса о снижении оборонительно-пассивных реакций военнослужащих и возможного развития эмоционально-психической напряженности в ходе проведения занятий и соревнований по рукопашному бою;

— недостаточной обоснованностью и отсутствием необходимых данных о комплексе средств и методов психологической подготовки к рукопашному бою;

— возникшей необходимостью подготовки военнослужащих к рукопашному бою в сжатые сроки в связи с реформой Вооруженных сил и при условии недостаточного развития у многих из них основных и специальных физических качеств.

Объектом исследования является процесс подготовки военнослужащих к рукопашному бою.

Предметом исследования средства и методы комплекса педагогических воздействий на занятиях по рукопашному бою для преодоления эмоционально-психической напряженности, коррекции агрессивности, личностных свойств, координации движений.

Методологической основой работы послужили: положения диалектики и системный подход при исследовании поставленных проблем (П.К. Анохин, 1974; В. Г. Афанасьев, 1980; И. В Блауберг, Э. Г. Юдин, 1973; B.C. Добрянов, 1968; В. М. Моллаков, 1989; H.A. Пономарев, 1978; А. И. Уемов, 1978 и др.).

Теоретической основой работы составили основные положения общей педагогики в виде принципов обучения и воспитания, методов и формучитывались рекомендации по воспитанию нравственных качеств дисциплинированности, разработки в области педагогики и психологии спорта (С.М. Ашкинази, 2001; В. В. Белорусова, 1974; Э. Майнберг, 1995; В.Л. Ма-рищук, 2000; A.A. Сидоров и др., 1996; 2000; Н. К. Степаненко, 2001; Л. Д. Столяренко, 2000; И. Ф. Харламов, 1998; и др.), а также работы специалистов по спорту и психологов, изучавших агрессию (Л. Берковиц, 2001; Д. Гринберг, 2002; Б. Д. Крегги, 1978; Н. Д. Левитов, 1972; К. Лоренц, 1994; Р. Мартене, 1979; A.A. Реан, 1996; А. Ф. Шестак 2003; A. Bandura, 1959; R. Baron, 1977; L. Berkowitz, 1969; H. Buss, 1961; N. Feshbach, 1982; R. Martens, 1982; I. Scott, 1958; M. Smith, 1983; A. Storr, 1968; D. Zillman, 1979 и др.).

Научная новизна работы заключается в том, что исследованы взаимосвязи, взаимное влияние личностных свойств, физических качеств и психических процессов и успешности действия в рукопашном боюнаучно обоснован комплекс педагогических средств и методов, применяемых при обучении военнослужащих рукопашному боюразработан и апробирован комплекс педагогических воздействий, включающих в себя целенаправленную коррекцию координационных способностей, освоение навыков в преодолении эмоционально-психической напряженности, целенаправленное формирование нормативной агрессии, применение необходимых форм воспитательной работы в ходе занятий рукопашным боемразработана методика определения успешности военнослужащих в рукопашной схватке с численно превосходящим противником.

Практическая значимость работы заключается в реальном включении разработанных средств и методов в содержание учебных занятий рукопашным боем, в частности методики освоения навыков в преодолении эмоционально-психической напряженности, целенаправленном формировании нормативной агрессии, применении ряда форм воспитательной работы.

Результаты исследования внедрены в процесс обучения курсантов ВИФК, доложены на итоговых научно-практических конференциях Института в 2001;2005 гг., а также на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею доктора педагогических наук, профессора A.A. Нестерова, в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена в 2005 г.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Неконтролируемый рост пассивно-оборонительных реакций в виде эмоционально-психической напряженности, негативно сказывается на технике рукопашного боя, препятствует успехам на соревнованиях в этом виде спорта, а овладение приемами мышечной релаксации, специальными дыхательными упражнениями, самоконтролем — будет содействовать самоуправлению своим психическим состоянием, преодолению напряженности, повышению результатов учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

2. В подготовке рукопашников особо высокое значение имеет реализация требований воспитывающего обучения, чтобы воспретить использование осваиваемых приемов в бытовых целях. Совершенно необходимо формирование спортивной этики и преобразование на ее основе деструктивной агрессивности в проявление нормативной агрессии — боевой активности в русле правил проведения соревнований. Это вполне достижимо.

3. Повышение успешности обучения рукопашному бою может быть достигнуто так же за счет комплекса педагогических воздействий, включающих в себя целенаправленную коррекцию координационных способностей, развитие ряда психических и психомоторных процессов, важных для успехов в рукопашном бою.

выводы.

1. Рукопашный бой, как раздел физической подготовки тесно связан с боевой подготовкой военнослужащих. В ходе обучения приемам рукопашного боя может решаться ряд воспитательных задач:

— развитие наступательной (боевой) активности, рассматриваемой как проявление нормативной агрессивности;

— укрепление спортивной этики, связанной (г=0,36) с общим повышением позитивного уровня социального поведения (по известному «социальному тесту» Анцупова);

— совершенствование ряда общих и специальных физических качеств, в том числе: силовой выносливости, быстроты, ловкости, стато-кинетической устойчивости, общей физической выносливости.

2. Успехи в обучении рукопашному бою статистически значимо связаны с развитием показателей ряда физических качеств:

— силовой выносливости (г=0,40);

— быстроты (г=0,27);

— ловкости (г=0,31);

— общей выносливости (г=0,23);

— координации движений (г=0,36);

— стато-кинетической устойчивости (г=0,37).

3. Освоение техники рукопашного боя находится в достаточно тесной взаимосвязи с успехами в предшествующих занятиях: боксом (г=0,69), разными видами борьбы (г=0,62), фехтованием (г=0,37). Таким образом, способность к овладению рукопашным боем зависима (по механизмам переноса) от предшествующего опыта занятий другими единоборствами.

4. Выявлены значимые взаимосвязи, отражающие тенденции взаимного влияния между успехами в рукопашном бою и некоторыми показателями познавательных процессов: в тесте «Закономерности», характеризующем объем внимания и оперативной памяти (г=0,28), а также академическую успеваемость (г=0,36).

5. Тесные взаимосвязи определились между успехами овладения рукопашным боем и уровнем способности противостоять эмоционально-психической напряженности, т. е. ростом эмоционально-волевой устойчивости (г=0,47), в том числе с возможностью управления внешними проявлениями эмоций:

— мимическими реакциями (г=0,50);

— вегетативными реакциями (г=0,56);

— мышечной релаксацией (г=Ю, 48).

Получено подтверждение тесных взаимосвязей преодоления внешних проявлений эмоций, как между собой, так и с общей эмоционально-волевой устойчивостью:

— мимические реакции — мышечная скованность (г=0,76);

— мимические реакции — вегетативные реакции (г=0,73);

— мимические реакции — общая эмоционально-волевая устойчивость (г=0,71);

— мышечная скованность — вегетативные реакции (г=0,60);

— мышечная скованность — общая эмоционально-волевая устойчивость (г=0,74);

— вегетативные реакции — общая эмоционально-волевая устойчивость (г=0,72).

6. Выявлены взаимосвязи «общей агрессивности (по Ассингеру) с проявлениями эмоционально-психической напряженности (мимические реакции: г=0,22- проявление мышечной скованности: г=0,27). С другой стороны активность атакующих действий, оцениваемая нами в аспектах «нормативной агрессивности», значимо коррилирует со способностью управлять своей мимикой (г=0,38), вегетативными реакциями (г=0,37), преодолением мышечной скованности (г=0,42). Управление внешними проявлениями эмоций определяет возможности противостояния своей общей агрессивности и способствует развитию нормативной агрессивности.

7. Проведенные в формирующем эксперименте упражнения по самоконтролю за внешними проявлениями эмоций, выработке навыков мышечной релаксации, освоению специальных дыхательных упражнений позволили значимо противостоять развитию эмоциональной напряженности перед встречами и в ходе встреч по рукопашному бою (в 9-тибальной шкале). Управление мимическими реакциями возросло от 5,21±0,46 до 6,43±0,28 баллов (р<0,05). Предупреждение мышечной скованности улучшилось от 5,29±0,43 до 6,50±0,26 баллов (р<0,05). Оптимизация вегетативных реакций: от 5,18±0,36 до 5,96±0,34 балла (р>0,05). Общая оценка управления внешними проявлениями эмоций: от 18,14±1,39 до 21,93±0,81 условных баллов (р<0,05). В контрольной группе изменения статистически не достоверны (см. табл. 4.4).

8. Овладение рядом навыков самоуправления психическим состоянием элементами самовнушения и воспитательные мероприятия в русле спортивной этики позволили понизить показатели общей агрессивности:

— по Ассингеру: от 40,68±0,56 до 38,5±0,36 условных очков (р<0,05);

— по Басса-Дарки: от 19,8±0,38 до 18,1±0,38 условных очков (р<0,05).

В то же время активность атакующих действий, оцениваемая как нормативная агрессивность (по 9-тибальной шкале), возросла от 5,70±0,25 до 6,46±0,18 баллов (р<0,05).

В контрольной группе изменения статистически не значимые, т. е. общая агрессивность в должной мере не понизилась, а проявление нормативной агрессии осталось в основном на прежнем уровне. Само по себе занятия рукопашным боем не обеспечивают автоматическое формирование нормативной агрессии.

9. Педагогические воспитательные воздействия: акцентирование внимания на вопросах спортивной этики, пояснение недопустимости деструктивной агрессии, не применение навыков рукопашного боя в быту, акценты на дисциплинированность, уставное поведение на занятиях способствовали решению воспитательных задач:

— в проявлении нравственных чувств показатели по опроснику выросли от 57,46±1,81 условных очков до 66,96±1,39 (р<0,01);

— по социотесту Анцупова рост показателей от 21,50±1,67 условных очков до 23,21 ±1,45 условных очков (тенденция к улучшению).

— в экспертных оценках дисциплинированности: от 3,82±0,18 баллов до 4,21 ±0,20 (близко к значимой величине) и др.

Все оцениваемые результаты воспитательных воздействий в ЭГ изменились в положительную сторону, что свидетельствует об их закономерности. В контрольной группе изменения ниже по величине и статистически не значимы.

10.Выработка навыков самоуправления своим психическим состоянием (овладение самоконтролем, мышечной релаксацией, специальными дыхательными упражнениями) в формирующем эксперименте позволили существенно повысить в ЭГ все результаты выполнения приемов рукопашного боя:

— овладение отдельными приемами (по 5-тибальной шкале): от 3,43±0,12 до 4,04±0,12 балла (р<0,01);

— вероятность успешности защитно-ответных действий (в %): от 27,5±3,24 до 36,8±1,71 (р<0,05);

— скорость выполнения ударных комбинаций (с): от 5,36±0,14 до 4,49±0,14 с (р<0,05);

— успешность действий против группы противников (по 9-тибальной шкале): от 5,32±0,16 до 5,84±0,16 баллов (р<0,05).

В контрольной группе, занимавшейся по традиционной программе, результаты также улучшены, но были ниже по всем показателям и частично статистически не значимы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Начальникам ФП и С, преподавателям кафедр ФП и С ВВУЗов в ходе тренировок и занятий по рукопашному бою оценивать скованность и напряженность в действиях обучаемых и формировать навыки в ее преодолении, согласно предложенных методик.

2. Тренерам сборных команд по рукопашному бою определять тип агрессии у спортсменов-рукопашников до и в ходе соревнований и своевременно ее корректировать в нормативную агрессию в русле правил соревнований, применять методику оценки атакующих действий, как вариант оценки сформированное&trade- «нормативной агрессивности» у обучаемых рукопашному бою.

3. Должностным лицам, назначенным на прием вступительных экзаменов в ВИФК, в ходе очередного набора курсантов, при приеме специализации определять профессионально-важные качества абитуриентов в рукопашном бою, согласно предложенных методик.

4. Тренерам всех видов единоборств на занятиях и тренировках использовать приемы мышечной релаксации и самоконтроля спортсменов.

5. Преподавателям кафедры преодоления препятствий и рукопашного боя включать разработанный комплекс педагогических воздействий в рамках каждого занятия (отдельной темы тематического плана) по рукопашному бою с курсантами Института.

6. Кафедре преодоления препятствий и рукопашного боя ВИФК подготовить и издать методическое пособие по методике преодолении эмоционально-психической напряженности в ходе занятий по рукопашному бою.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. О взаимосвязи физического и нравственного воспитания студентов//Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — С.89−90.
  2. В.И., Выдрин В. М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных и нравственных качеств и социальной активности личности// Спорт в современном обществе: Сб. статей. — М.: Фис, 1980. С. 117−118.
  3. .Г. Избранные психологические труды. — Т.1 и Т.2. — М.: Педагогика. 1980. -287 с.
  4. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека //Психология личности: Сб. статей. СПб.: Питер, 2000. — 217 с.
  5. П.К. Общая теория функциональных систем организма// Прогресс биолог, и мед. Кибернетики. — М., 1974. С. 52.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-444 с.
  7. Е.А., Узилевский Г. Я. К разработке новой концепции физической подготовки слушателей высших учебных заведений МВД Ф. Наука и практика. Вып. 1. Орел: ОрЮИ МВД России. 1997. — 53 с.
  8. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
  9. В.Я., Цыган В. Н. Стрессоустойчивость человека. СПб.: BMA, 1999.-88 с.
  10. А.Х. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. СПб.: ВИФК, 2003.-216 с.
  11. А. Энциклопедия психологических тестов общения, лидерство, межличностные отношения. М.: «ACT», 1997. — 304 с.
  12. С.М. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. — Л.: 1989. — 203 с.
  13. С.М. Дис.. докт. пед. наук на спец. тему. СПб.: ВИФК, 1994.-459 с.
  14. С.М. Особенности взаимосвязи обучения и воспитания в процессе занятий рукопашным боем // Тез. докл. итог, научн. конф. адъюнктов и соискателей Института за 1989 год. Л.: ВИФК, 1990. — С. 2−3.
  15. С.М. Характерные особенности, проблемы и пути развития рукопашного боя и боевых единоборств в системе обучения и воспитания военнослужащих // Теория и методика физ. подготовки. 1994. — № 1. — С. 105 109.
  16. С.М., Горелов A.A., Цед Н.Г. Обучение рукопашному бою в современных зарубежных армиях. — СПб.: ВИФК, 1997. 38 с.
  17. С.М. Развитие содержания, теории и методики обучения рукопашному бою и боевых единоборств с древности и до наших времен. -СПб.: ВИФК, 1998.-42 с.
  18. С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации // Под редакцией Марищука В. Л.: -СПб., 2001.-241 с.
  19. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -362 с.
  20. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 296 с.
  21. A.B. Основы военной психологии и педагогики. М., 1981.-366 с.
  22. А., Дарки А. Агрессия / В «Энциклопедии психологических тестов общения, лидерство, межличностные отношения». — М.: «ACT», 1997. 304 с.
  23. А.Е., Кузьмин A.B. Действие с оружием при ведении рукопашной схватки // Актуальные вопросы совершенствования физической подготовки и спорта: сб. науч. ст. / ВИФК. СПб.: 2002. — С.31−33
  24. А.Ш., Брату ев A.A. Роль физической подготовки и спорта в укреплении воинской дисциплины. М.: ВНР, 1985. — 44 с.
  25. H.A. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947. 225 с.
  26. В.В. Воспитание в спорте. М.: Фис, 1974. — 117 с.
  27. В.В., Решетень И. Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой М.: ФиС, 1964. — 96 с.
  28. Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб: Нева, 2001.-510с.
  29. Ю.И., Липовка В. П. О результатах войсковой проверки новых программ по рукопашному бою // Тез. докл. итог, научн. конф. Института за 1986 г. Л., 1987. — С. 67−69.
  30. Ю.И. Рукопашный бой. Учебник. Л.: ВИФК, 1990. 332 с.
  31. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  32. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС, 1985. -192 с.
  33. Бой на винтовках с эластичным штыком. М.: Воениздат, 1940. — 267 с.
  34. Ю.А. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л.: ВИФК, 1985. -208 с.
  35. Бокс. Правила соревнований. — М.: ФиС, 1998. 86 с.
  36. Борьба самбо. Правила соревнований. М. ФиС, 1998. — 892 с.
  37. К.Т., Добровольский В. К., Пунин Н. У. Фехтование и рукопашный бой. М.: ФиС. 1940. — С. 49−74.
  38. К.Т. Требования фронта к рукопашному бою // Военный вестник.- 1944.-№ 19−20.-С. 41−47.
  39. Г. А., Малашенков С. Г. и др. Основы рукопашного боя. М.:1. Воениздат, 1992. 206 с.
  40. Г. А. Рукопашный бой. М.: Воениздат, 1994. — 206 с.
  41. А.Д. Записки по истории и методике телесных упражнений,-СПб.:ГГРШ, 1913.-334 с.
  42. К.И. Кора головного мозга и внутренние органы. М.: Медгиз, 1947.-360 с.
  43. Вейднер-Дубровин Л.А., Джамгаров Т. Т., Коробков A.B. и др. Вопросы научного обоснования физической подготовки в Вооруженных Силах СССР. Л.: ВДКИФКиС, 1964. — 466 с.
  44. Военная педагогика и психология // Под. ред. проф. A.B. Барабанщи-кова. М.: Воениздат, 1986. — 240 с.
  45. И.А. Психотехника восточных единоборств. Минск: Хар-вест, 2005. — 430 с.
  46. А.Н. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л.: ЛГУ, 1983. -201 с.
  47. Временное руководство по обучению рукопашному бою в РККА. 2-е изд., испр. М.-Л.: ФиС, 1929. — 31 с.
  48. Временное руководство по штыковому бою. 3-е изд., испр. — М.-Л.: ФиС, 1930.-30 с.
  49. В.М. Физическая подготовка войск в военно-педагогической системе A.A. Суворова \ Теория и практика физической культуры. — 1952. -№ 3, С. 10−16.
  50. В.М. Физическая культура и физическая подготовка армий рабовладельческого общества. Л.: КВИФКиС, 1956. -27 с.
  51. С.Г. Спортивно-боевые единоборства как синтез культур Воетока и Запада. // ТиПФК, 1996, № 9. С. 63.
  52. С.Г. Спортивно-боевые единоборства. СПб.- ГАФК им. Jlec-гафта, 1997.-120 с.
  53. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной педагогике. М.: Наука, 1966. — С. 236−237.
  54. А.Б. Физиологические основы спортивной тренировки,-М.:ФиС, 1977.- 193 с.
  55. В.П., Савостьянов В. М., Лаговский С. М. О совершенствовании рукопашного боя для курсантов воздушно-десантного училища // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка. Вып. V. — Л.: ВДКИФК, 1986.-С. 68−71.
  56. В.П. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л.: 1982. — 202 с.
  57. Л.Д. Время стрессов. М.: ФиС, 1990. — 192 с.
  58. A.A. Основы специальной физической подготовки летного состава. СПб.: ВИФК, 1993. — 144 с.
  59. Д. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. — 496с.
  60. А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. М.: ФиС, 1981. — 20 с.
  61. Ю.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с правонарушителями экстремальных условиях: Учебное пособие. М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1993.-76 с.
  62. Ю.К., Петрушевского И. И. Основные приемы математической обработки и интерпретации результатов исследований по физической подготовке и спорту. Л.: ВДКФФКиС при ГДОИФК, 1972. — 92 с.
  63. Ю.К. Рекомендации по математической обработке и интерпретации результатов исследований по физической подготовке военнослужащих. СПб.: ВИФК, 1997. — 122 с.
  64. Т.Т. Физическая подготовка и вопросы летного обучения //
  65. Вопросы педагогического обеспечения физической подготовки в Вооруженных Силах СССР. Л.: ВДКИФК, 1964. — С.346−347.
  66. Т.Т. Дис.. докт. психол. наук на спец. тему. — Л.: 1972. -392 с.
  67. Т.Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений. // Психология и современный спорт. М.: ФиС.1982. С.112−128.
  68. B.C. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. М.: Мысль, 1968. — 318 с.
  69. В.А. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л.: ВДКИФК, 1983.-273 с.
  70. Донской Д. Д Законы движения в спорте. М.: ФиС, 1968. 176 с.
  71. В.И., Марищук В. Л. Поддержание оптимального психического состояния средствами физической подготовки у курсантов в процессе обучения. СПб.: ВИФК, 2001.-237 с.
  72. М.А. Личность и социальная группа, социально-психологическая структура воинского (спортивного) коллектива. — СПб.: ВИФК, 1996. 122 с.
  73. Н.В. Значение военно-прикладных навыков для успешных действий мотострелков в бою // Тез. докл. итог. науч. конф. адъюнктов и соискателей Института за 1987 год. Л.: ВДКИФК, 1988. — С.16−18.
  74. Н.В. Требования современного общевойскового боя к физической подготовленности мотострелков // Тез. докл. итог. науч. конф. адъюнктов и соискателей Института за 1987 год. Л.: ВДКИФК, 1988. — С. 14−16.
  75. С.Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псковского вольного студента. 1984, № 1. — С.61−68.
  76. .В., Оборонин Е. А. Современные требования к физической подготовленности военнослужащих. В кн.: Тезисы докладов. за 1985 г. — Л.: ВДКИФК, 1986. С. 33−36.
  77. .В. Дис.. докт. биолог, наук на спец. тему. Л.: ВИФК, 1986.-348 с.
  78. .В., Нестеров A.A. Работоспособность военнослужащих и ее повышения средствами физической подготовки // под ред. Загрядского. ВМА-ВДКИФК.: Л., 1986. 244 с.
  79. Г. К. Физическое воспитание и спортивная тренировка: новые подходы // Метод. Рекомендации. — Л., 1991. 44 с.
  80. В.М. Вопросы переноса тренированности в двигательных действиях // Координация двигательных и вегетативных функций при мышечной деятельности человека. — М.-Л., 1965. С. 117.
  81. Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. -М.: ФиС, 1956. 180 с.
  82. A.B. Дис.. докт. пед. наук на спец. тему. СПб.: ВИФК, 1999. -313 с.
  83. К.Э. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 439 с.
  84. Е.П. Психология физического воспитания. М.: ФиС, 1987. -226 с.
  85. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Ви-ша школа. — 1998. — 348 с.
  86. B.C. Обучение основным атакующим действиям спортивного каратэ с использованием тренажерных средств: Автореф.. канд. пед. наук. -М., 1988.-23 с.
  87. В.В. Дисс.. канд. пед. наук, на спец. тему. СПб.: ВИФК, 1999.- 190 с.
  88. А.Ф. Дисс.. канд. пед. наук, на спец. тему. Л.: ВИФК, 1990.-360 с.
  89. Килин В.В.: Дисс.. канд. пед. наук, на спец. тему. СПб.: ВИФК 1997.-219 с.
  90. И.О. Дисс.. канд. пед. наук, на спец. тему. — СПб.: ВИФК1995.- 188 с.
  91. С.П. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. СПб.: ВИФК, 1997. — 168 с.
  92. В.М. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л., 1983. — 232 с.
  93. Е.В., Князев В. М. Физическая подготовка сотрудников ОВД. -Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб: 2002. — 19 с.
  94. В.Г. Современная концепция боевой подготовки в ВУЗах МВД России./Учение, научные школы и идеи: Юбилейный сборник трудов. М.: МЮИ МВД России. 1995. — С. 134.
  95. A.B. Значение двигательной функции для адаптации организма человека к различным условиям окружающей среды \ Труды КФФКиС при ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л.: 1962. — Вып. XXX. — С. 5−28.
  96. A.A. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л.: ВИФК, 1991. -203 с.
  97. Г. И., Смирнов А. Д. Нервная система и стресс. М.: Наука, 1970.-200 с.
  98. Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявление агрессии и агрессивности у спортсменов. — Автореф. дис. канд. псих. наук. — СПб, 1999.-24 с.
  99. С.Е. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. М.: ВНИИФК, 1990.-148 с.
  100. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений.-М.: ФиС, 1951.-532 с.
  101. .Д. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. — 217с.
  102. П. Диалектика военной техники и ее последствия. // Пер. с англ. М.: Прогресс, 1975. — 199 с.
  103. Кряж В. Н. Круговая тренировка в физическом воспитании. Минск: Высшая школа, 1982, — 132 с.
  104. A.B. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. СПб.: ВИФК, 1998.- 169 с.
  105. Кун JI. Всеобщая история физической культуры и спорта / пер. с венг. -М.: Радуга, 1982.-399 с.
  106. А.Н., Михеев П. П., Середа H.A. Тактика задержания невооруженного и вооруженного преступника. — Брянск, 1994. 61 с.
  107. А.Н. Дисс.. канд. пед. наук, на спец. тему. СПб.: ВИФК 2001.-205 с.
  108. Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.-215 с.
  109. Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972, № 6.-С. 168−173.
  110. Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: ФиС, 1987.- 133 с.
  111. В.П. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л.: ВИФК, 1989. -218с.
  112. М.Т. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л.: ВИФК, 1981. -168 с.
  113. К. Агрессия (Так называемое «зло»). М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс». -1994. — 272 с.
  114. А.Н. Повышение эффективности профессионального образования слушателей ВВУЗов МВД России путем применения средств физической подготовки. СПб: Университет МВД России, 2003. — 178 с.
  115. Э. Основные проблемы педагогики спорта. М., Аспект, 1995.- 168 с.
  116. А.Г. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л.: ВИФК, 1984. — 198 с.
  117. В.Л., Кукса И. И. К вопросу об экстремальных факторах и стрессе//Матерналы научной конференции, посвященной 50-летию ВС СССР и факультета. Л.: ВДКФФК, 1968. — С. 49−56.
  118. В. Л., Платонов К. К., Плетницкий Е. А. Напряженность в полете. М.: Воениздат, 1969. — 120 с.
  119. В.Л. Оценка эмоциональной устойчивости, прогноз напряженности// Военная инженерная психология. М.: Воспиздат, 1970. — С.250−259.
  120. В.Л., Романюк Н. А. Морально-психологическая и специальная подготовка курсантов-летчиков к выполнению прыжков с парашютом. -Ростов-на-Дону: ВВС СКВО, 1976. 62 с.
  121. В.Л. Педагогические основы изучения личности военнослужащих, проблемы профотбора и профориентации. Л.: ВДКИФК, 1977. — 30 с.
  122. В.Л. Самовоспитание военнослужащих, самовоспитание спортсменов. Л.: ВДКИФК, 1979 — 48 с.
  123. В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса//Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983.-С. 72−87.
  124. В.Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. -М.: ФиС, 1983. 110 с.
  125. В.Л. Этика спортсмена// Советские вооруженные силы -школа политического, нравственного, физического воспитания советских спортсменов. Л.: ВДКИФК, 1983. — С.72−87.
  126. В.Л., Блудов Ю. М. Плахтиенко В.А. Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвешение, 1984. 190 с.
  127. В.Л. Вопросы морально-психологической подготовки личного состава СА и ВМФ. Л.:ВДКИФК, 1988. — 32 с.
  128. В.Л. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990.-256 с.
  129. Марищук B. JL, Марищук J1.B. Свойства личности и их характеристика в общей военной и спортивной психологии. СПб.: ВИФК, 1996. — 162 с.
  130. В.Л., Романенко Н. В. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего учебного заведения (на примере военно-физкультурного ВУЗа). СПб.: ВИФК, 1996. — 299 с.
  131. В. Л. Поплутина H.H. Вопросы истории физкультурного педагогического образования в дореволюционной России. СПб.: ВИФК, 1998.- 152 с.
  132. В.Л. Вопросы общей военной и спортивной педагогики. -СПб.: ВИФК, 2000. 188 с.
  133. В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб: Сентябрь, 2001. — 260 с.
  134. В.Л., Курьянович E.H. Агрессия в спорте // Материалы к лекции. СПб.: ВИФК, 2003. — 26 с.
  135. В.Л., Блудов Ю. М., Серова Л. К. Психодиагностика в спорте.- М.: Просвещение, 2005. 349 с.
  136. В.Л., Романенко Н. В., Евдокимов М. А., Пашута В. Л. Психология физической подготовки и спорта: Учебник / под ред. проф. A.C. Яц-ковца. СПб.: МО РФ, 2005. — 316 с.
  137. В.Л., Романенко Н. В., Евдокимов М. А., Пашута В. Л. Педагогика физической подготовки и спорта: Учебник / под ред. проф. A.C. Яц-ковца. СПб.: МО РФ, 2005. — 257 с.
  138. Р. Социальная психология и спорт. М.: ФиС, 1979. — 231 с.
  139. Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физ. культуры. М.: ФиС, 1977. — 271−299 с.
  140. Л.П. Некоторые итоги и перспективы разработки обобщающей теории физической культуры в СССР // Очерки по теории физической культуры. М.: ФиС, 1984. — С. 9−24.
  141. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры. М.: ФиС, 1991. — 543 с.
  142. В.И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов. М.: Наука, 1982.- 104 с.
  143. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: наука, 1981. -278 с.
  144. В.В. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л.: ВИФК, 1974. -177 с.
  145. В.В. Дис.. докт. пед. наук на спец. тему. Л., 1990. — 449 с.
  146. A.A. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л., 1989. — 229 с.
  147. А.И., Сивков В. И. Значение физического воспитания в снижении агрессивности и тревожности в поведении младших подростков (в условиях школы интерната) // ТиПФК, 1995, № 2. С. 21−22.
  148. М.Р. Моторный анализатор и вегетативная нервная система. Пермь: ПГМИ, 1969.-С. 18−34.
  149. A.C. Проблема резервов в физиологии спорта \ Физиологические механизмы адаптации спортсменов к работе различного вида, мощности и продолжительности. Л., 1980. — С. 5−22.
  150. В.М. Диалектика как логика и теория познания// Материалистическая диалектика как основа научного познания. Ашхабад, 1989. — С. 444.
  151. И.В. Возможности организма человека. М.: Знание, 1988.90 с.
  152. P.M. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979.-96 с.
  153. Наставление по подготовке к рукопашному бою РККА (НПРБ-38). М.: Воениздат, 1938. — 232 с.
  154. Наставление по физической подготовке Сухопутных войск РККА
  155. НФП-38). M.: Воениздат, 1938.-239 с.
  156. Наставление по физической подготовке Вооруженных Сил СССР (НФП-48). М.: Воениздат, 1934. — 322 с.
  157. Наставление по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского Флота (НФП-54). -М.: Воениздат, 1954. 528 с.
  158. Наставление по физической подготовке Вооруженных Сил Союза ССР. М.: Воениздат, 1959. — 439 с.
  159. Наставление по физической подготовке Вооруженных Сил СССР (НФП-66). М.: Воениздат, 1966.'- 345 с.
  160. Наставление по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского Флота (НФП-78). М.: Воениздат, 1978. — 248 с.
  161. Наставление по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87). М.: Воениздат, 1987. — 319 с.
  162. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2001). М.: Редакционно-издательский центр ГШ ВС РФ, 2001. — 224 с.
  163. A.A. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. — JL, 1972. 190 с.
  164. A.A., Щеголев В. А. Физическая подготовка и спорт как средство сплочения воинских коллективов. JL- ВДКИФК, 1983. — 40 с.
  165. A.A. Интенсификация учебных занятий по физической подготовке военнослужащих срочной службы. Л.: ВДКИФК, 1990. — 42 с.
  166. А.Н. Обучение бойца в роте. Гимнастика и штыковой бой.-М., 1920.-32 с.
  167. Основы военной педагогики и психологии. // Под ред. A.B. Барабанщи-кова и Н. Ф. Феденко. — М.: Воениздат, 1981. 366 с.
  168. В. Люди и игры. У истоков современного спорта. — М.: ФиС, 1985.-238 с.
  169. В.Л. Психолого-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высшей военной школе на этапах реформирования Вооруженных Сил России: Монография. СПб.: МО РФ, ВИФК, 2005. — 226 с.
  170. К.К. Психология летного труда. М.: Воениздат, 1960. -350 с.
  171. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  172. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: ФИС, 1986.-288 с.
  173. В.А. Физическая подготовка — важное средство формирования и совершенствования двигательных навыков и физических качеств военнослужащих. Л.: ВДКИФК, 1979. — 35 с.
  174. В.А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М.: ФиС, 1983. — 190 с.
  175. Ю.Ф., Яншин В. Н. Проблемы профессионально прикладной физической подготовки \ Проблемы боевой и физической подготовки слушателей вузов МВД СССР. Минск, 1985. — С. 40−44
  176. В.А. Дис.. канд. пед. пед. наук на спец. тему. СПб.: ВИФК, 2003.-212 с.
  177. H.A. Опыт системного анализа спорта \ Теор. и практ. физ. культ. 1977 — № 2. — С. 50−52.
  178. H.A. Методологические основы наук о физической культуре: Сборник статей. Л., ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1978. — 46 с.
  179. В.И. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л.: ВДКИФК, 1977. -232 с.
  180. Программа боевой подготовки мотострелковых подразделений. М.:
  181. Воениздат, 1996.-С. 1−2, 13−16, 96−103.
  182. А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: Фис, 1953. — 307 с.
  183. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: ФиС, 1969.-886 с.
  184. A.A. Агрессия и агрессивность личности СПб. -1996. — 36 с.
  185. Н.В. Физическая культура личности воина социалистической армии. М.: МО, 1996. — 84 с.
  186. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. — М.: Просвещение, 1989. — 84 с.
  187. П.А. Психология. -М.: ФиС, 1987. 287с.
  188. Руководство по физической подготовке РККА. М.: Госиздат., 1930. — 68 с.
  189. Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной Армии. — М.: Воениздат, 1941. 126 с.
  190. Руководство по физической подготовке в запасных частях Красной Армии. Воениздат НКО СССР, 1942. — 95 с.
  191. Рукопашный бой: Учебник для курсантов и слушателей Института.// Под ред. проф. Ю. Т. Чихачева. Л.: ВДКИФК, 1979. — 319 с.
  192. Рукопашный бой: Учебник для курсантов и слушателей Института. // Под ред. Ю. И. Блажко, A.A. Нестерова, А. Н. Потапчука. Л.: ВДКИФК, 1990.-332 с.
  193. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. -№ 1.-1991. — С. 81−87.
  194. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. -54 с.
  195. Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у подростков. -М.: МГУ, 1991. 94 с.
  196. Л.К., Марищук В. Л., Блудов Ю. М. Психодиагностика в спорте. М.: Просвещение, 2005. — 349 с.
  197. A.A., Иванюженков Б. В., Карелин A.A., Нелюбин В. В. Педагогика спорта. М.: Дрофа, 2000. — 317 с.
  198. A.A., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика. Учебник по дисциплине «Физическая культура». СПб: ГАФК, 1996. — 272 с.
  199. В.И. Теоретические основы спортивной тренировки // Теория и практика спорта в CA и ВМФ. Л.: ВИФК, 1984. — С. 79−144.
  200. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М.: Наука, 1970.- 141 с.
  201. B.C. Некоторые аспекты надежности боксеров высокого класса и педагогические методы ее совершенствования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977. — 23 с.
  202. A.C., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник для высших учебных заведений физической культуры. М.: Тера-спорт, 2001. — 519 с.
  203. В.П. Рукопашный бой. М.: Воениздат, 1985. — 120 с.
  204. Н.К. Педагогика. Учебное пособие. Минск. БГПУ, 2001.- 448 с.
  205. Н. А. Экспериментальное обоснование эффективности применения специального комплекса рукопашного единоборства в процессе физической подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1972. — 19 с.
  206. Л.Д. Педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 446 с.
  207. В.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Методика и средства // Вестник высшей школы. 1971. — № 2. — С. 91 — 93.
  208. В.П. Подготовка военнослужащих разведывательных и разведывательно-десантных подразделений к ведению рукопашного боя с автоматом. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. СПб.: ВИФК 1999. — 24 с.
  209. Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения.- М.: Знание, 1968. 102 с.
  210. А.Е. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада традиционные и современные боевые искусства Востока и Запада). — Минск: Харвест, 1996. 640 с.
  211. А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите. — Мн.: Харвест- М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 592 с. — (Серия «Боевые искусства»).
  212. Теория спорта: Учебник. // Под ред. В. Н. Платонова. Киев: Вища школа, 1987.- 105 с.
  213. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культуры. Т. 1, 2-е изд. // Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. -М.: ФиС, 1976.-303 с.
  214. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культуры. Т. 2, 2-е изд. // Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. -М.: ФиС, 1976.-256 с.
  215. Теория и организация физической подготовки войск: Учебник для курсантов и слушателей института. Ч. 1, 5-е изд. // Под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В. В. Миронова, В. А. Шейченко. СПб.: ВИФК, 1992. — 340 с.
  216. Теория и практика спорта в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Ч. 2. — Рукопашный бой. // Под ред. Ю. И. Блажко. — Л.: ВИФК, 1986. -190 с.
  217. А.И. Системный подход общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
  218. Фехтование. Правила соревнований. — М.: ФиС, 1983. — 80 с.
  219. Физическая подготовка в РККА. М.: Госвоениздат, 1931. — 280 с.
  220. Физическая подготовка и спорт в военно-учебном заведении: Учебное пособие для курсантов и слушателей института // Под общ. ред. В. В. Миронова.-СПб, 1997.-234 с.
  221. Физическая подготовка военнослужащих с учетом требований современного боя. Л.: ВИФК, 1986. — 123 с.
  222. Физическая подготовка и боеготовность военнослужащих. — М.: МО СССР, 1987.- 120 с.
  223. Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994.-217 с.
  224. H.A., Аладьина A.A., Фурманова Н. В. Агрессия. Гнев. Страх // Психологические особенности детей, лишенных родительского попечения. -Минск: Тесей, 1999. С. 69−90.
  225. Г. Д. История физической культуры народов СССр. 4.1. М.: ФИС, 1953.-С. 46−59
  226. И.Ф. Педагогика. Минск: Университет, 1998. — 560 с.
  227. Цед Н.Г. В поисках истины. СПб., 1993. — 128 с.
  228. А.О. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. — СПб., 2003. — 221 с.
  229. O.A. Эмоции в спорте. М.: ФиС, 1961.-90 с.
  230. O.A. Эмоции в спорте. М.: ФиС, 1982. — 92 с.
  231. А.Ю. Парные упражнения в подготовке к рукопашному бою // Тез. докл. итог. науч. конф. адъюнктов и соискателей института за 1981 год. -Л.: ВДКИФК, 1982.-С. 34.
  232. А.Ю. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л., 1982. — 202 с.
  233. Н.В. Командир. Коллектив. Дисциплина // Практические рекомендации о сплочении первичных воинских коллективов и укреплении воинской дисциплины — М.: Воен. изд. 1983. — 127 с.
  234. В.А. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. Л., 1979. -227 с.
  235. А.Ф. Контроль агрессии человека средствами спортивных единоборств. СПб: ГАФК, 2002. — 20 с.
  236. А.Ф. Дис.. канд. пед. наук на спец. тему. — СПб., 2003. -157 с.
  237. В.А. Краткая обобщенная характеристика организации опытных тактических учений и полученных научных результатов. Физическая подготовка военнослужащих с учетом требований современного боя. JL: ВИФК, 1985, — 16 с.
  238. В.А. Физическая подготовка и спорт в системе воинского воспитания. Д.: ВИФК, 1989. — 136 с.
  239. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. М.-.000 «АСТ», 1997. — 304 с.
  240. Н.Н., Коробков А. В., Янанис С. В. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки. М.: ФИС, 1960.-405 с. 1. ИНОСТРАННАЯ:
  241. Ardrey R. African genesis. N.Y.: Van Nostrand, 1967. 357 p.
  242. Bandura A., Walters R. Adolescent aggression: New York: Roland Press, 1959.
  243. Bandura A. Aggression: A social learning analisis. Englewood Cliffs. N.Y. 1973.
  244. R. & Byrne D. Social Psychology. Boston: Allyn and Bacon, 1977.
  245. Berkowitz L. The Frustration-Aggression Theory. Aggression: A Social Psychological Analysis. 1969, № 8. — P. 26−50.
  246. Berkowitz L. Roots of aggression. New York: Atherton Press, 1969.
  247. Buss A., Durkee A. An Inventory for Assessing Different Kinds Hostility // Journal of Consulting Psychology. 1957, № 21. — P. 342−348.
  248. Buss A. The Psychology of Aggression. N.Y. Wiley, 1961.
  249. Dollard J., Dood L., Miller N., Mower H., Sears R. Frustration and aggression. New Haven: Yale University Press, 1939.
  250. Eron L. The development of aggressive behavior from the perspective of a developing behaviorism// American Psychologist, 1987, № 42. P. 435 — 442.
  251. Feshbach N., Feshbach S. Empathy training and the Regulation of Aggression: Potentialitis and Limitation.// Academic Psychology Bulletin. 1982, № 4. -P. 399−413.
  252. Fromm E. The anatomy of human destructiveness. London: Methuen, 1974.-214 p.
  253. Gray I. The psychology of fear and stress. — New York, 1971.
  254. Martens R. Sport competition anxiety test. 2. ed. Champaign Human Kinetics Publishers, 1982.
  255. Olwens D. Prediction of Aggression. On the Basis of a projective test. -Stockolm, 1969.
  256. Scott I. Aggression. Chicago, 1958.
  257. M. & Glass G. Citation classic. Current Contents: Institute for Scientific Information. 1983, № 15. — P. 20−21.
  258. Storr A. Human aggression. N.Y.: Athenaeum, 1968.
  259. Zillmann D. Hostility and Aggression. Hillsdale. -N.Y., 1979
Заполнить форму текущей работой