Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с использованием танцевальных упражнений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рабочая гипотеза. Гипотеза исследования заключается в том, что использование разработанной методики с применением танцевальных упражнений в комплексной реабилитации детей с БА в условиях дневного стационара окажет положительное влияние на течение заболевания, физическое и функциональное состояние детей с БА, улучшит показатели психоэмоционального состояния, сердечно-сосудистой и дыхательной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Бронхиальная астма у детей
      • 1. 1. 1. Современные представления о бронхиальной астме у детей
      • 1. 1. 2. Этиология и патогенез бронхиальной астмы
      • 1. 1. 3. Основные клинические проявления при бронхиальной астме в современных условиях
    • 1. 2. Физическая реабилитация
      • 1. 2. 1. Понятие о физической реабилитации
      • 1. 2. 2. Средства и формы физической реабилитации у детей
        • 1. 2. 2. 1. Занятия лечебной гимнастикой
        • 1. 2. 2. 2. Лечебный массаж
        • 1. 2. 2. 3. «Нетрадиционные» средства и формы физической реабилитации
        • 1. 2. 2. 4. Санаторно-курортное лечение больных бронхиальной астмой
        • 1. 2. 2. 5. Дыхательная реабилитация для больных бронхиальной астмой
        • 1. 2. 2. 6. Бронхиальная астма и спорт.'
    • 1. 3. Танцевально-двигательная терапия
    • 1. 4. Танец в системе адаптивной физической культуры
  • Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Задачи исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Анкетирование и интервьюирование
      • 2. 3. 2. Педагогические наблюдения
      • 2. 3. 3. Педагогический эксперимент
      • 2. 3. 4. Исследования сердечно-сосудистой системы пульсометрия)
      • 2. 3. 5. Пикфлоуметрия
      • 2. 3. 6. Компьютерная спирометрия
      • 2. 3. 7. Оценка общей физической работоспособности
      • 2. 3. 8. Методы математической статистики
    • 2. 4. Характеристика наблюдаемых детей
  • Глава III. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТИТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С БА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
    • 3. 1. Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
    • 3. 2. Танцевальные упражнения как форма АФК для детей с бронхиальной астмой
    • 3. 3. Методика с использованием танцевальных упражнений
    • 3. 4. Занятия с дыхательным тренажером
    • 3. 5. Лечебный массаж
    • 3. 6. Образовательные программы для родителей детей с бронхиальной астмой
  • Глава 1. У.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 4. 1. Результаты анкетирования и интервьюирования
    • 4. 2. Анализ данных исследования сердечно-сосудистой системы и педагогических наблюдений
    • 4. 3. Анализ данных пикфлоуметрни
    • 4. 4. Анализ данных компьютерной спирометрии
    • 4. 5. Исследование показателей общей физической работоспособности
  • ВЫВОДЫ

Комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с использованием танцевальных упражнений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Бронхиальная астма (БА) у детей — одна из важных проблем педиатрии [130,132,134], обусловленная высокой распространенностью в мире [102,133].

В 1950;60-х годах БА страдало 0,2−0,4% детского населения, в 1970;80-ые годы заболеваемость возросла до 1,5−3%. В конце 90-х годов в некоторых регионах земного шара заболеваемость БА у детей достигла 6−8%. К концу XX века — 10−12% детей больны БА. Отмечается также более частое формирование тяжелых форм астмы и увеличение инвалидизации и летальности [106,135].

За последние 20−30 лет достигнуты значительные успехи в разработке разнообразных лекарственных противоастматических препаратов, однако результаты терапии, которая может продолжаться у ребенка в течение многих лет, не всегда удовлетворяют врача, пациента и его родителей. Отмечается увеличение частоты аллергических и побочных реакций на лекарственные средства, формирование резистентности к различным препаратам.

Немедикаментозные методы терапии (НМТ), предупреждающие прогрессирование заболевания, уменьшают риск развития побочных явлений на лекарственные препараты, остаются недостаточно изученными и применяются, как правило, в фазе стихающего обострения и ремиссии БА среднетяжелого и легкого течения.

В процессе комплексной реабилитации наступление ремиссии происходит благодаря восстановлению собственных компенсаторных возможностей организма больного.

Физическая реабилитация способствует восстановлению функции внешнего дыхания (ФВД), нормализации кровообращения, улучшению адаптационных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем к физическим нагрузкам, укреплению мускулатуры грудной клетки (и бронхоальвеолярного аппарата) с увеличением подвижности позвоночника, ребер, диафрагмы, повышению сопротивляемости организма, улучшению обменных процессов, нормализации функции центральной нервной системы (ЦНС).

Однако, недостаток этих методов заключается в том, что положительный эффект наступает не сразу, а через длительный срок, порой требуются повторные курсы, для осуществления чего необходимы значительные усилия больного и его родителей.

Кроме того, не решается весьма важная задача социальной интеграции детей с БА именно с учетом особенностей их психофизического и психоэмоционального развития.

Анализ иностранной литературы показал, что в реабилитации детей, страдающих БА, помимо медикоментозного лечения и средств физической реабилитации широко применяются средства и формы адаптивной физической культуры (АФК). Большое значение предается адаптации больных в условиях современного общества. По мнению большинства зарубежных авторов, занятия адаптивной физической культурой и спортомнеобходимая часть повседневной жизни больных БА, решающая задачи их социальной интеграции.

В нашей стране этой проблеме до настоящего времени практически не уделялось внимания. В связи с этим, актуальным остается поиск и разработка новых научно-обоснованных и эффективных программ оздоровления детей с бронхиальной астмой, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации и адаптации в обществе. Возникает потребность в применении новых подходов и организационных форм в комплексной реабилитации детей с БА с использованием разнообразных форм АФК.

В комплексной терапии детей, болеющих БА, средства и формы физической реабилитации (ФР) являются фактором оздоровительного воздействия на организм ребенка.

На всех этапах физической реабилитации детей, больных БА, широко применяются различные методики. В основном они направлены на улучшение деятельности аппарата дыхания, но БА, по мнению современных авторов (Е.В.Иванова, 1993; Д. Н. Исаев, 1993, 1994, 2000 А. И. Захаров, 1982; З. С. Умарова, 1992), это не только заболевание бронхо-легочной системы, но и всего организма, и, в первую очередь, центральной и вегетативной нервных систем, то есть БА — это психо-соматическое заболевание, поэтому комплексная физическая реабилитация должна быть направлена не только на коррекцию нарушений бронхо-легочной системы, а и на весь организм, в первую очередь, на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему.

Здесь большую роль могла бы сыграть методика комплексной реабилитации с использованием танцевальных упражнений, однако сведений в доступной нам литературе о влиянии танцевальных упражнений, действие которых направлено на центральную и вегетативную нервные системы, а также эмоциональную сферу детей, больных БА, практически нет.

В последнее время в медицинскую практику внедряется новая форма медицинской помощи — дневные стационары. Для условий дневных стационаров не разработаны методики реабилитации, а об использовании танцевальных упражнений нет даже упоминания.

В связи с нарастанием и распространенностью функционольных нервно-психических отклонений у детей, больных БА, встает серьезный вопрос о способах охраны психо-эмоциональной сферы молодого растущего организма, подвергающегося большим учебным нагрузкам в сочетании с гиподинамией.

У 60% детей отмечается депрессивное или субдепрессивное состояние. Это выражается в пониженном настроении, безразличии, потере интереса к жизни, мыслях о собственной ненужности, ущербности, частых мыслях о смерти, страхе смерти. Они испытывают значительные трудности в вербализации своих переживаний (у многих из них одним из факторов, провоцирующих приступ, является эмоциональное переживание, независимо от того, положительное оно или отрицательное). У этих детей недостаточно развиты способности к выражению своего состояния при помощи символов, язык тела остается единственным для выражения эмоционального состояния (Е.Т.Соколова, А. Н. Дорожевец, 1991; Е. Т. Соколова, В. В. Николаева, 1995).

Учитывая эти особенности детей с БА, можно сделать вывод о том, что танцы, являющиеся одной из форм АФК, помогают решить задачи по коррекции психофизического и психоэмоционального состояния детей с БА уже на этапе физической реабилитации, а также их дальнейшей социальной интеграции. Это и определяет актуальность исследуемой темы.

Цель диссертационной работы — разработать комплексную методику физической реабилитации детей с БА с включением танцевальных упражнений и изучить ее влияние на коррекцию особенностей развития детей с БА и возможность их социальной интеграции.

Рабочая гипотеза. Гипотеза исследования заключается в том, что использование разработанной методики с применением танцевальных упражнений в комплексной реабилитации детей с БА в условиях дневного стационара окажет положительное влияние на течение заболевания, физическое и функциональное состояние детей с БА, улучшит показатели психоэмоционального состояния, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической подготовленности, поможет в достижении психоэмоционального комфорта, снимет страх ожидания приступов БА, откроет путь к «мышечной радости», свободе и красоте естественного движения. Будет способствовать уменьшению психосоматический проявлений БА, повышению резервных сил организма и дальнейшей социальной интеграции.

Предмет исследования. Физическая реабилитация детей от 7 до 14 лет, больных бронхиальной астмой.

Объект исследования. Физическая реабилитация детей, страдающих различными заболеваниями.

Научная новизна.

• Дана комплексная оценка функционального состояния сердечно-сосудистои и дыхательной систем, психоэмоционального состояния, физической подготовленности детей с БА, поступающих на лечение в аллергологические отделения.

• Впервые на основании разработанной в условиях дневного стационара программы предложена система ее применения в домашних условиях и начальных и средних учебных заведениях.

• Разработанная система является совокупностью методов дыхательной гимнастики, релаксации, танцевальных упражнений и коррегирующей гимнастики.

Практическая значимость.

1. Разработанная методика внедрена в практику работы аллергологического-диспансерного отделения и отделения лечебной физкультуры и спортивной медицины Научного центра здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (НЦЗД РАМН).

2. Создана программа обучения родителей с целью применения в домашних условиях, что способствует социальной интеграции и улучшению качества жизни. Разработанная методика может быть использована в восстановительном лечении детей с БА в лечебно-профилактических и образовательных учреждениях различного профиля.

3. Разработанная методика представляет практический интерес для учителей физической культуры, инструкторов лечебной физкультуры, а также преподавателей ВУЗов, а также студентов специальности 2 250 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья АФК».

Основные положения, выносимые на защиту.

Разработанная методика с применением танцевальных упражнений в комплексе физической реабилитации детей с БА в условиях дневного стационара.

Методика применения элементов танцевальных упражнений в комплексе физической реабилитации в домашних условиях в целях повышения эффективности курса реабилитационных мероприятий. Улучшение показателей функционального состояния кардио-респираторной системы, ФВД, физической работоспособности и результатов психологического тестирования под влиянием программы комплексной реабилитации детей с БА с использованием танцевальных упражнений в условиях дневного стационара.

ВЫВОДЫ.

1. На основании результатов констатирующего эксперимента разработана и экспериментально проверена комплексная методика физической реабилитации с использованием танцевальных упражнений для детей с БА. В занятия были включены общеразвивающие физические упражнения с элементами коррекции дыхания, осанки, упражнения на расслабление, упражнения с большими гимнастическими мячами и элементы хореографии, импровизация.

2. По окончании педагогического эксперимента у пациентов экспериментальной группы, выявлено достоверное увеличение (при р<0,05) средних показателей ФВД по сравнению с исходным уровнем: ОФВ1 возрос в среднем на 11% и составил 80,3 ± 8,9% от должн. знач, МОС25 — на 15% и составила 71,7 ± 10,3% от должн.знач., МОС50 — на 17% и стала 70,1 ± 15,2% от должн.знач., значительно улучшилась проходимость бронхов мелкого калибра, о чем свидетельствует повышение МОС75 на 18% (58,1 ± 11,2% от должного значения).

Сдвиги средних показателей ФВД в контрольной группе были менее значительными и не достоверными (р>0,05): ОФВ1 возрос в среднем на 6% и составил 78.9 ± 9,4% от должн.знач., МОС25 — на 10% и составила 67,8 ± 16,6% от должн.знач., МОС50 — на 11% и достигла 66,7 ± 13,8% от должн. знач., МОС75 — на 13% (57,0 ± 10,1% от должн.знач.).

3. Исследования частоты сердечных сокращений, проведенные после реализации экспериментальной программы, говорят об улучшении в экспериментальной группе функционального состояния сердечно-сосудистой системы по сравнению с контрольной группой. Так, в экспериментальной группе ЧСС в покое составила 83,5 ± 7,2 уд/мин., в середине занятия — 142,8 ± 15,6 уд/мин., в конце занятия — 84,9 ± 7,0 уд/мин., в контрольной группе ЧСС в покое составила 84,5 ± 8,7 уд/мин., в середине занятия — 143,7 ± 15,5 уд/мин., в конце занятия — 85,6 ± 8,9 уд/мин.

4. Анализ данных опросника «Качество жизни» и наблюдение за детьми свидетельствуют, что занятия по методике физической реабилитации с использованием танцевальных упражнений повышают самостоятельность детей и их уверенность в собственных силах, расширяют их моторные возможности, что свидетельствует об их социальной интеграции. Произошло увеличение шкалы «дистресс» на 6%. По шкале «Качество активной жизни» отмечалось возрастание на 6%. По шкале «Качество пассивной жизни» -средний показатель вырос на 7%.

5. В педагогическом эксперименте доказана эффективность и доступность разработанной нами методики комплексной физической реабилитации с использованием танцевальных упражнений для применения в условиях дневного стационара для детей с бронхиальной астмой в возрасте 714 лет.

Было выявлено улучшение клинической картины больных экспериментальной группы — у 21 пациентов (60%), тогда как в контрольной группе аналогичная картина наблюдалась лишь у 14 человек (47%).

Исследования показали, что в экспериментальной группе у 57% наблюдалась стойкая ремиссия, у 43% приступы стали носить эпизодический характер и протекать в более сглаженной форме (нестабильная ремиссия).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Впервые научно обоснована и разработана методика комплексной физической реабилитации с использованием танцевальных упражнений и доказано, что включение танцевальных упражнений в программу комплексной реабилитации оказывает положительное влияние на сердечнососудистую и дыхательную системы, физическую подготовленность и психоэмоциональную сферу.

2. Комплексную физическую реабилитацию с использованием танцевальных упражнений для детей с бронхиальной астмой необходимо начинать на возможно более ранних сроках заболевания, что может существенно улучшить течение и прогноз заболевания.

3. В программу физической реабилитации рекомендуется включать следующие средства и формы:

• Общеразвивающие и специальные упражнения;

• Упражнения с большими гимнастическими мячами;

• Элементы хореографии в положениях «лежа» и «стоя»;

• Дыхательные упражнения;

• Импровизацию.

4. Особенно эффективными являются следующие специальные упражнения: динамические дыхательные упражнения с элементами хореографии, упражнения с большими гимнастическими мячами, упражнения в расслаблении.

5. Обязательным компонентом комплексной реабилитации является применения танцевальных упражнений в домашних условиях, включающих в себя самостоятельно выполняемые индивидуальные задания и занятия с дыхательным тренажером.

6. Необходимо проводить педагогические наблюдения за больными, а также контролировать объективные показатели (проводить пульсометрию, исследовать ФВД, в частности, ПСВ, ОФВ1, МОС25, МОС50, МОС75). Оценивать эффективность реабилитационных мероприятий наиболее целесообразно по показателю МОС75, как наиболее значительно изменяющемуся и характеризующему состояние бронхов мелкого калибра.

7. Практика показала, что детям с бронхиальной астмой можно рекомендовать занятия разнообразными видами спорта (плаванием, лыжами и др.). Наличие у ребенка бронхиальной астмы не является противопоказанием к занятиям физической культурой и спортом, ребенок должен чувствовать себя полноценным членом общества.

8. Для повышения уровня знаний родителей и дальнейшей их компетентной помощи своим детям необходима реализация образовательных программ (занятия в «астма-школе»).

9. Элементы разработанной методики можно применять не только при лечении бронхиальной астмы у детей, но и для профилактики бронхо-легочных заболеваний на занятиях лечебной физкультурой и на уроках физической культуры в школах и детских дошкольных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адо А. Д. Общая аллергология.- М.: Медицина, 1978.- 464с.
  2. Аллергиические болезни у детей. Руководство для врачей/ Под ред. М. Я Студеникина, И. И. Балаболкина.- М.: Медицина, 1998.- 352с.
  3. Ю.А. Три кита здоровья.- СпБ.: Респекс, 1994.- С.234−244.
  4. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК.- М.: Физкультура, и спорт, 1978.- 223с.
  5. И.И. Бронхиальная астма у детей.- М.: Медицина, 1985.-175с.
  6. М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. Дипломная работа.- М.: МГУ, 1997.- 5с.
  7. А.А., Васильева В. В. Спортивный массаж: Учебник для институтов физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1981.- С. 1216.
  8. И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень АТДТ. Лето-Осень.- М., 2000.- № 4- С.3−9.
  9. А.В., Дамскер И. С. Основы лечебной физической культуры: Учебник инструктора по лечебной физической культуре/ Под общей ред.епроф. Правосудова В.П.- М.: Физкультура и спорт, 1980.- 415с.
  10. Ю.Б., Омельяновский В. В. Клиническая фармакология болезней органов дыхания: Руководство для врачей.- М.: Универсум Паблишинг, 1996.- С. 166−171.
  11. И. Березовский Б. А., Ломинога С. И. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания.- Киев: Здоровье, 1980, — С.46−56.
  12. B.C. Применение устройства для тренировки удлинения вдоха и интенсификации выдоха в комплексном санаторно-курортном лечениибольных бронхиальной астмой: Методические рекомендации.- Алушта, 1984.- 16с.
  13. З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М: Просвящение, 1991.- 206с.
  14. Бронхиальная астма: принципы диагностики и лечения/ К. Э. Кросс, X. Дон, М.Дж. Риалков и др.- Под ред. М. Э. Гершвина.- М.: Медицина, 1984.- 464с.
  15. Бронхиальная астма. Библиотека врачей общей практики. Том 2/ Под ред. проф. Федосеева Г. Б.- Спб.: Медицинское информационное агентство, 1996.- 464с.
  16. Л.В., Короткое И. М. Подвижные игры.- М.: Физкультура и спорт, 1982.- 207с.
  17. Н.М. Физическая реабилитация при бронхиальной астме. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры/ Под общей ред. проф. С. Н. Попова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- С.308−316.
  18. Т.Э. Начала Хатха-Йоги.- М.: Прометей, 1990.- 232с.
  19. Васант Лад. Аюрведа: наука самоисцеления, (пер с англ.) — Киев: Киевская книжная типография научной книги, 1993.- 157с.
  20. В.И. Справочник по массажу.- Л.: Медицина, 1991.- 192с.
  21. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физической культуры/ Под ред. Л. П. Матвеева.- М.: Физкультура и спорт, 1983.- 128с.
  22. И.М., Новик Г. А. Использование методов дозированной физической нагрузки в лечении детей с бронхиальной астмой// Международный журнал иммунореабилитации.- 1998.- № 8.- 28с.
  23. Н.В. Система реактивно-восстановительных мероприятий в социальной адаптации инвалидов с последствиями ДЦП. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1997.- 20с.
  24. Н.А. Эффективность немедикаментозных методов в комплексном лечении бронхиальной астмы у детей. Автореф. дисс. докт. мед. наук.-М., 1993.- 24с.
  25. С.Ф., Павлова Е. С., Горчакова Г. А. Эффективность камерной спелеотерапии и лазеротерапии на область тимуса у детей с бронхиальной астмой и астматическим бронхитом // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК.- 1994.- № 6.- 16с.
  26. П.П. Влияние микроклимата солотвинских солекопей на течение бронхиальной астмы. Автореф. дис. канд. мед. наук.- Л., — 1982.-20с.
  27. П.П., Страшнова О. В. Галотерапия в профилактике и лечении больных бронхиальной астмой// Пульмонология.- 1993.- № 2.- С. 61−65.
  28. Г. Ю. От исцеления танцем к танце-двигательной терапии // Бюллетень АТДТ.- Февраль 2000.- № 2- С.2−6.
  29. М.А. Патофизиология легких.- М.: Восточная книжная компания, 1997.-344с.
  30. Т.И., Козырева О. В., Ларионова Н. Н. &bdquo-Спартианские" формы культурно-спортивной работы с инвалидами: Тезисы докладов Международного конгресса &bdquo-Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы." Том 2.- М.: ФОН, 1998.- С.449−450.
  31. И.С., Фонарева Т. А. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания: Учебник инструктора по лечебной физическойкультуре. Под общей ред. Правосудова В.П.- М.: Физкультура и спорт, 1980.-415с.
  32. М.Д., Правосудов В. П., Синицина Т. М. Опыт применения эрготерапии у больных бронхиальной астмой физического усилия // Вопросы курортрлогии, физиотерапии и ЛФК.- 1991.- № 3- С.55−56.
  33. Дренирующая гимнастика в лечении больных обструктивными и необструктивными неспецифическими заболеваниями легких. Методические рекомендации под ред. Новикова В.Е.- М., 1990.-20с.
  34. В.П., Чуча Н. И. Лечебная физическая культура при хронических неспецифических заболеваниях легких: Учебное пособие.- Харьков: Основа, 1992. 180с.
  35. Л.С. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания. Лечебная физическая культура / Под общей ред. проф. Попова С.Н.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 271с.
  36. Л.С., Мухин В. Н. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.- ГЦОЛИФК, 1992.- С.7−9.
  37. B.C. Точка. Точка? Точка!- М.: Молодая Гвардия, 1988.-254с.
  38. С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой.- М.: Медицина, 1974.
  39. Ю.М. Человек и его душа.- М.: &bdquo-Лесинвест, ЛТД", 1991.- 219с.
  40. С.Ю. Современные проблемы пульмонологии детского возраста// Пульмонология.- 1992.- № 2.- С. 6−12.
  41. Классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей// Пульмонология.- 1996.- № 2.- С. 74−75.
  42. .Б. Профессиональная бронхиальная астма: Профессиональные болезни / Под общей ред. Арнаутова Г. Д.- М.: Биомедгиз, 1936.- С. 65−69.
  43. А.Н., Стрельцова Э. В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких.- Л.: Медицина, 1987.-144с.
  44. А.Н., Черемнов B.C. Астматический бронхит и бронхиальная астма. Физическая и медицинская реабилитация больных.- Минск: Беларусь, 1995.- 185с.
  45. И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.- М.: Советский Спорт, 1989.-32с.
  46. Т.Д., Левитский П. М., Язловецкий B.C. Дыхательные упражнения в физическом воспитании.- Киев: Здоровье, 1989.- 136с.
  47. Л.А. Лечебный массаж: Справочник для средних медицинских работников.- Изд. 3-е, стереотипное.- Л.: Медицина, 1985.- 216с.
  48. В.А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психол.журн.- М., 1999.- Т.20.- № 1- С.31−38.
  49. М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой: Методическое руководство для врачей, педагогов и родителей.- М.: ЦВЛД, 1993.-291с.
  50. Н.Н. Оздоровительная физическая культура на санаторном этапе реабилитации для детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1999.- 35с.
  51. И.П. Основы лечебной физической культуры. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации/ Под ред. Каптелина А. Ф., Лебеддевой И.П.- М.: Медицина, 1995.- С.14−39.
  52. А.А. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания.- М.: Медгиз, 1955.
  53. Е.А. Спартианская модель курортно-спортивной работы с детьми-инвалидами на базе детского реабилитационного центра. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1999.- 22с.
  54. Г. П. Бронхиальная астма у детей.- М.: ЦВЛД с бронхолегочной патоологией, 1993.- 39с.
  55. В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней.- М.: Медицина, 1977.- 375с.
  56. Национальная программа &bdquo-Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика".- М., 1997.- 93с.
  57. Оздоровительный бег. Как избежать болезней.- М.:, КСП'1995.- 288с.
  58. Отчет о международном соглашении по диагностике и лечению бронхиальноц астмы. Национальный институт кардиологии, пульмонологии и гематологии, Национальные институты здравоохранения.- Бетесда, Мериленд 20 892. Публикация № 92−3091, 1992.-61с.
  59. Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности // Психол.журн.- М.- 1993.- Т. 14.- № 4- С. 142−146.
  60. Педагогика: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. Белорусовой В.В.- М.: Физкультура и спорт, 1983.- 231с.
  61. С.Н., Губарева Т. И. Общие основы применения лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура/ Под ред. Попова С.Н.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 271с.
  62. В.И., Адрианова Н. В., Артомасова А. В. Аллергические заболевания.- 3-е издание, перераб. и доп.- М.: Триада-Х, 1999.- 470с.
  63. Е.В. Саногенетические программы реабилитации больных бронхиальной астмой: Методические рекомендации. Ивановская Государственная Медицинская Академия министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Иваново, 1995.- 45с.
  64. С.Д., Пасынкова А. В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психол.журн.- М.- 1982.-Т.З.- N3- С.84−92.
  65. Л.Р. Танце-двигательная терапия как один из методов коррекции аффективно-личностных трудностей детей старшего дошкольного возраста. Дипломная работа.- М.: МГУ, 1998.
  66. Саркизов-Серазини И.М., Дешин Д. Ф. Врачебный контроль и лечебная физкультура.- М.: Физкультура и спорт, 1961.- С.208−209.
  67. Р.И., Зонис Я. М. Курортная реабилитация больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких// Международный журнал иммунореабилитации.- 1999.-№ 12.- 153с.
  68. В.А. Лечебное плавание при хронических неспецифических заболеваниях легких у детей.- М.: Медицина, 1974.- 89с.
  69. О.А., Горбенко П. П., Филимонова Г. П. Аэрофититерапия -перспективный метод профилактики и лечения заболеваний органов дыхания // 3-й национальный конгресс по болезням органов дыхания.-Спб., 1992.- 727с.
  70. Л.Я. Лекарственные растения в быту.- М.: Медицина, 1975.-210с.
  71. С.Я., Замотаяв И. П. Справочник по лекарственным растениям. 2-е издание, стереотипное.- М.: Медицина, 1988.- 464с.
  72. В.А. Лечебная физкультура при заболеваниях дыхательного аппарата. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / Под ред. Каптелина А. Ф., Лебедевой И. П- М.: Медицина, 1995.- С.277−284.
  73. В.А., Соколов Э. В. Учебное пособие по лечебной физической культуре.- М.: Медицина, 1978.- С.4−18, 73−125.
  74. В.И. Сибирская йога.- М.: Континент-Пресс, 1995.- 303с
  75. А. Танцевально-двигательная терапия // Танцевально-двигательная терапия. Перевод с англ.- Ярославль, 1994.- С.3−23.
  76. В.И. Олимпийский проект &bdquo-СПАРТ" (основные идеи и первые итоги реализации) И Труды ученых ГЦОЛИФКа. Ежегодник.- М/. ГЦОЛИФК, 1993.- С.36−49.
  77. В.И. Философские и концептуальные основы неклассической теории спорта: Тезисы докладов Международного конгресса «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы». Том 1.- М.: ФОН, 1998.- С.13−14.
  78. В.И. Неклассическая модель юношеского спорта и перспективы ее развития в XXI веке: Тезисы докладов Международного конгресса «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы». Том 2.-М.: ФОН, 1998.- С.442−444.
  79. Л.В. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей.- М.: Медицина, 1987.- 239с.
  80. Л.В. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994.- 288с.
  81. .С. Физкультура против недуга.- М.: Физкультура и спорт, 1983.- 104с.
  82. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общ. ред. проф. С. Н. Попова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- 608с.
  83. М.И., Фонарева Т. А. Заболевания органов дыхания: Справочник по детской лечебной физкультуре.- Л.: Медицина, 1983.- 360с.
  84. Ш. Г. Оздоровительная физическая культура специальной направленности у детей школьного возраста с бронхиальной астмой.V
  85. Автореф. дисс. канд пед. наук.- Ташкент, 1991.- 24с.
  86. С.В. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей. Автореф. дисс. канд. мед. наук.- М., 1957.- 17с.
  87. С.В., Фонарев М. И. Методики лечебной физкультуры в педиатрии. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / Под ред. Каптелина А. Ф., Лебедевой И.П.- М.: Медицина, 1995.- С.373−388.
  88. Е.А., Бирюкова И. В., Бебик М. А., Сайфутдинова Л. Р. Танцевально-двигательная терапия как одно из направлений психотерапии. // Доклад на Международной конференции «Актуальные проблемы психологического консалтинга».- Москва, 27−30 октября 2000.
  89. М.Г. Лечение хронических бронхолегочных заболеваний у детей.- Л.: Медицина, 1981, — 223с.
  90. А.Г., Антонов Н. С. и др. Глобальная стратегия. Метод оптимизации антиастматической терапии.- М.: Универсум Паблишинг, 1997.-56с.
  91. Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе // Психологический вестник РГУ.- 1996.- Вып.1.- Ч.1.- С.327−348.
  92. А.Е., Белая Н. А. Массаж для взрослых и детей.- Киев: Здоровье, 1994.- 384с.
  93. С.Е., Иванов С. И. Азбука природы (лекарственные растения).-М.: 1983, — 121с.
  94. А.И. Лекарственная флора Советского Дальнего Востока.- М., 1975.- 95с.
  95. American Thoracic Society. Standards for the diagnosis and care of patients with chronic obstructive pulmonary disease. Am J Respir Crit Care Med 1995- 152 (Suppl): S77−120.
  96. Asher M., Keil U., Anderson H. et al. International study of asthma and allergies in childhood (ISAAC): rational and methods. Eur Respir J.8: 483 491, 1995.
  97. Barnes P.J. Asthma/ Bone RC, ed. Pulmonary and critical care medicine. Vol.1. St Louis: Mosby-Year Book, 1993.- P. l-14.
  98. Bilitchenco T.N., Nikitina N.A., Tchoutchalin A.G. Prevalence rates of bronchial asthma in Moscow and Russia // Europ J Allergy Clin immunol.-1996/Vol/51/-P.448.
  99. Brisco P. Asthma: questions you have. answers you need. People’s Medical Society, 1994.-P. 192.
  100. Busguets R., Anto J., Sunyer J. et al. Prevalense of asthma- related symptoms and bronchial responsiveness to exercise in children aged 13−14 years in Barselona, Spain. Eur Respir J.9:2094−2098,1996.
  101. Creer T.L. et. al. Life Activities Questionnaire for Childhood Asthma // J Asthma, 1993- 30- P.467−473.
  102. Cropp G.I.A. Special features of asthma in children // Chest.- 1985.- Vol.87 (suppl.) — P.55−62.
  103. Dance-movement therapy abstracts: doctoral dissertations, masters' theses, and special projects through 1990. V.l. A.C. Fisher (Ed.) with A. Stark. 1992.
  104. Dance-movement therapy: theory and practice. H. Payne (Ed.). Tavistock / Routledge. London New-York. 1992.
  105. Enright P.L., Lebowitz M.D., Cockroft D.W. Phisiologic measures: Pulmonary functions tests. Am J Respir Crit Care Med 1994- 149: S9−18.
  106. Fledderjohn H., Sewickley J. An annotated bibliography of dance-movement therapy: 1940−1990. Columbia, Maryland, 1993.
  107. French D.J. et al. Childhood Asthma Questionnaires // Quality Life Res, 1994- 3- P.215−224.
  108. Godfrey S., Kamburoff PI., Nairn J.R. Spirometry, lung volumes and airway resistance in normfl children aged 5 to 18 years. Brit J Dis Chest, 1970- 64- P.15.
  109. Gross K.M., Ponte C.D. New strategies in the medical management of asthma. American Family Physician, 1998, Vol.58- P.89−99.
  110. Hogshead N., Cousens G.S. Asthma and exercise. 1989.- P.304.
  111. International Counsensus Report on Diagnosis and Treatment of Asthma. National Heart, Lung and Blood Institute, National Institutes, of Health Bethesda, Maryland 20 892. Publication No.92−3091, March 1992.- P.61.
  112. Jackson I. Breath play approach to whole life flttness- Garden City, NY, Doubleday, 1986.
  113. Joshi K.S. Yoga in daily life.- Dehli: Higth Pocket Books, 1985.- P. l63.
  114. Juniper E.F. et al. Paediatric Asthma Quality of Life Questionnaire // Clin Epidemiol, 1994- 47- P.81−87.
  115. Juniper E.F. et al. Paediatric Asthma Quality of Life Questionnaire // Quality Life Res, 1996- 5- P.3.
  116. Lacasse Y., Guyatt G.H., Goldstein R.S. The components of a respiratory rehabilitation program. A systematic review. Chest 1997- 111: 1077−88.
  117. Lery M., Hilton S., Barnes G. Asthma at your fingertips. The comperhensive asthma reference book for the 1990s.
  118. Library of Congress Cataloging-in-Publication Data. Pediatrics/ editor Paul H. Dworkin.- 3 rd ed.- Williams & Wilkins, PA 19 063 USA, 1996, P.395−405.
  119. National Asthma Education Program. Expert Panel Report. Guidelines for the diagnosis and management of asthma.- Bethesda: Dept. of Health and Human Services, 1991.- DHSS publication No. 91−3042.
  120. National Institute of Health. Global initiative asthma/ Natl. Heart Lung Blood Inst. Publ. No. 95−3659. Bethesda, MD: NHLBL, 1995.- P.6.
  121. Openstane D.M. Conditions of sport exercises for children with asthma- Pittsburg, PA, 1985.
  122. Polger G., Promedhat V. Pulmonary Function Testing in Children: Techniques and Standards. Philadelphia, PA- W.B.Saunders Company, 1971.
  123. Reiff D.B., Choudry N.B., Pride P.W., Ind P.W. The effect of prolonged submaximal warm-up exercise on exercise-induced asthma. Am Rev Respir Dis, 1989- 139: P.479−484.
  124. Review: Exercise and psychosocial support may improve quality of CORD. ACPJClub 1997- 127: P.40.
  125. Ries A.L., Kaplan R.M., Limberg T.M., Prewitt L.M. Influence of respiratory rehabilitation physiological and psychosocial issue in patients with chronic obstructive pulmonary disease (CORD). Ann Intern Med 1995- 122: P.823−832.
  126. Ringsberg K.C., Wilklund L. Education of adult patients at an «asthma-school»: effects on quality of life, knowledge, and need for nursing// Eur Respir J 1990- Vol.3.-P.33−37.
  127. Schnall R.P., Landau L. Protective effects of repeated short sprints in exercise-induced asthma. Thorax, 1980- 35: P.828−832.
  128. Taylor W.R., Newachek P.W. Impact of childhood Asthma in Health// Pediatrics 1992.- Vol.90, No.5.- P.657−662.
  129. То Т., Dick P., Feldman W., Hernandez R. A cohort study on childhood asthma admissions and readmissions// Pediatrics 1996.- Vol.98(2PTl).- P. 191 195.
  130. Wardlaw A.J. The role of air pollution in asthma// Clin Exp Allergy 1993.-Vol.23.- P.81−96.
  131. Weitzman M., Gortmaker S., Sobol A. Racial. Social an environmental risks for childhood asthma// Am J Dis Child 1995.- Vol. 144.- P. l 189−1194.
  132. Wijkstra P.J., Van der Mark T.W., Kraan J. et al. Effects of home rehabilitation on physical performance in patientws with chronic obstructive pulmonary disease (CORD). Eur Respir J 1996- 9: P. 104−110.
Заполнить форму текущей работой