Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия совершенствования организации системы внеурочной учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обеспечение эффективности реализации разработанной модели на практике, осуществление апробации и внедрения теоретических положений и практических выводов исследования в образовательную практику обусловлено комплексом выявленных педагогических условий совершенствования организации системы ВУД: переосмысление органами образования, образовательными учреждениями, педагогами возможностей использования… Читать ещё >

Содержание

  • Введение-¦¦
  • Глава I.
  • Анализ генезиса организации системы внеурочной деятельности учащихся
    • 1. 1. Анализ организации внеурочной учебной деятельности учащихся
    • 1. 2. Концептуальные основы использования синергетического подхода в
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия формирования организационной структуры внеурочной учебной деятельности учащихся на основе
  • Глава II.
  • Пути совершенствования организации системы внеурочной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве
    • 2. 1. Построение педагогической модели, способствующей совершенствованию организации системы внеурочной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве
    • 2. 2. Разработка технологии педагогического эксперимента по организации внеурочной учебной деятельности с использованием синергетического подхода
    • 2. 3. Определение эффективности внедрения педагогической модели организации системы внеурочной учебной деятельности учащихся

Педагогические условия совершенствования организации системы внеурочной учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная школа — базовое звено образования, в котором в первую очередь осуществляются процессы реформирования. Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Одной из целей преобразований признается повышение уровня организации учебного процесса.

На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм учебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.

Решение данных проблем возможно в системе внеурочной учебной деятельности учащихся (ВУД), объединившей разнообразные формы и методы организации и позволяющей придать новую динамику образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системе образования.

Многообразие форм обучения в ВУД порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика, что обусловливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений.

Реорганизация и развитие системы внеурочной учебной деятельности в инновационной школе придают процессу образования творческий характер, обусловливают его целостность и многомерность, органично укладываясь в концепцию непрерывности образования.

Проведенный анализ состояния организации ВУД учащихся выявил неполноту исследования подобной организационной формы учебной деятельности. Это позволяет утверждать, что, несмотря на признаваемую всеми значимость этого явления в педагогической практике, оно не реализовало своих объективных возможностей в полной мере, так как:

• органы образования, образовательные учреждения не используют возможности ВУД для повышения эффективности обучения и воспитания детей;

• большинство педагогов не готово к работе в поисковом режиме, выявлению детей, склонных к такой деятельности;

• недостаточно финансируется и обеспечивается ресурсами наукоемкие и материалоемкие виды деятельности, что неизбежно ведет к снижению общего уровня и качества реализуемых образовательных программ, а значит и сужению возможностей ребенка найти и проявить себя;

• на государственном уровне отсутствует система социальных гарантий или протекционистских мер для учащихся на разных стадиях их обучения, которые бы укрепляли мотивацию к творческому росту, научным достижениям;

• программно-методическое обеспечение поисково-исследовательской работы с учащимися разработано недостаточно;

• выявление и развитие «творческого» ребенка проходит путем стихийного отбора, а не на основе современных представлений о природе одаренности, психолого-педагогических средств поддержки и помощи таким детям.

Перспективным для решения данных проблем представляется использование синергетического подхода, который в последнее время широко применяется в образовании. Подобный подход продуктивен, т.к. открытость системы образования обусловливает создание в ней многообразия форм учебной деятельности. По мнению ряда авторов (В.И. Андреев, В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, A.A. Золотарев, A.B. Золотарева, О. П. Мелехова, A.M. Новиков, Ю. Г. Фокин, С. С. Шевелева, и др.) в соответствии с методологией синергетики, изменения в содержании и организации образования направлены на поиск новых способов структурирования его системы, обновленных методов преподавания, создание оптимальных условий для саморазвития личности.

Отличительные черты синергетического подхода (целостность, междисциплинарность, мировоззренческий и методологический плюрализм) в полной мере отражаются в образовательном процессе современной школы, вообще, и в ВУД, в частности. Поэтому принципы синергетики служат методологической основой для описания, моделирования организации и самоорганизации, прогнозирования процессов, протекающих в системе внеурочной учебной деятельности (ВУД), а также совершенствованию организации системы ВУД, исторически сложившейся из многочисленных, зачастую очень разнородных компонентов.

Проведенные исследования позволили выделить ряд противоречий:

• между потребностью современной школы в разработке системы внеурочного образования и отсутствием методологических и дидактических основ такой системы;

• между потребностью целостности образовательного процесса и разрозненностью различных подходов к организации внеурочной учебной деятельности;

• между возникшей необходимостью в эффективной организации внеурочного образования и отсутствием реальных механизмов такой организации;

• между потребностью в вариативности непрерывного образования в русле новой образовательной парадигмы и традиционно сложившимся одномерным подходом к школьному образованию за рамками классно-урочной системы.

Актуальность проблемы определяется необходимостью разрешения указанных противоречий, а также:

• необходимостью целостного теоретического осмысления сущности, структуры и особенностей системы внеурочной учебной деятельности учащихся, позволяющей расширить диапазон базового образования, создать оптимальные условия для саморазвития личности;

• необходимостью совершенствования организации системы внеурочной учебной деятельности учащихся в контексте новой образовательной парадигмы.

С учетом названных противоречий сделан выбор темы исследования, проблема которого заключена в изучении процесса совершенствования организации системы внеурочной учебной деятельности в условиях изменения образовательного пространства современной школы.

Цель исследования — повышение эффективности учебной деятельности в общеобразовательной школе за счет поиска и использования имеющихся резервов совершенствования организации системы ВУД в условиях открытого образовательного пространства.

Объект исследования — внеурочная учебная деятельность в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследования — организация системы внеурочной учебной деятельности в открытом образовательном пространстве современной школы и педагогические условия ее совершенствования.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой совершенствование организации системы ВУД в открытом образовательном пространстве будет эффективно, если:

• определена роль внеурочной учебной деятельности в образовательном процессе школы;

• методологическую основу построения образовательного процесса в системе ВУД составляют синергетический, системный, личностно-ориентированный, креативный подходы, а приоритетной в этом процессе является учебно-исследовательская деятельность учащихся;

• разработана педагогическая модель системы ВУД на основе синергетического подхода, теоретических положений концепций познавательной активности и самостоятельности учащихся, идей проблемного обучения, творческого саморазвития личности, личностно-ориентированного образования;

• разработана технология опытно-экспериментальной работы по реализации педагогической модели системы ВУД;

• выявлена совокупность педагогических условий реализации модели;

• образовательный процесс в системе ВУД реализуется в контексте педагогики развития, освоения инновационных технологий, направленных на изменение характера образования в современных условиях;

• происходит гармоничное взаимопроникновение системы ВУД в другие образовательные системы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать историографию становления и современное состояние системы ВУД в контексте новой образовательной парадигмы, выявив основные тенденции ее совершенствования.

2. Обобщить методологические и теоретические положения по использованию синергетического подхода к модернизации образовательного процесса современной школы.

3. Определить основные педагогические условия формирования и совершенствования организационной структуры системы ВУД.

4. Разработать педагогическую модель, способствующую совершенствованию организации системы ВУД в открытом образовательном пространстве.

5. Разработать технологию опытно-экспериментальной работы по организации системы внеурочной учебной деятельности в рамках педагогической модели.

6. Оценить эффективность внедрения педагогической модели организации системы ВУД на основе разработанных критериев и показателей результативностиосуществить апробацию и внедрение теоретических положений и практических выводов исследования в образовательную практику.

Теоретико-методологические основы исследования. Основу исследования составляют следующие научные положения:

• методологические и дидактические представления о современном образовательном процессе (Л.П. Буева, JI.A. Волович, С. И. Гессен, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, О. В. Долженко, В. В. Загвязинский, В. Г. Каташев, В. В. Краевский, И. Я. Курамшин, М. И. Махмутов, Н. Д. Никандров, П. Н. Осипов, Е. Г. Осовский, В. В. Розанов, В. М. Розин, В. А. Сластенин,);

• синергетический поход (В.В. Василькова, Н. Ю. Климонтович, E.H. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, Г. Николис, И. Пригожин, Г. Хакен), его применение в педагогике (В.И. Андреев, В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, A.A. Золотарев, О. П. Мелехова, A.M. Новиков, Ю. Г. Фокин, С. С. Шевелева и др.);

• теоретические положения концепций познавательной активности и самостоятельности учащихся (П.И. Аристова, A.A. Кирсанова, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, A.B. Усова и др.), проблемного обучения (М.И. Левина, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, и др.), творческого саморазвития личности (В.И. Андреев, К. Я. Вазина, В. В. Соколов, A.B. Хуторской), личностно-ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, З. И. Васильева, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, И.С. Якиманская) и психолого-педагогические концепции о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности (работы Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, A.C. Макаренко, Дж. Локка, В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова);

• идеи субъектной педагогики и психологии (Г.И. Аксенова, Н. И. Вьюнова, С. М. Годник, A.C. Огнев, В. А. Сластенин и др.);

• теоретические основы психологической и педагогической диагностики, мониторинга качества в современном образовательном процессе (B.C.

Аванесов, В. П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, В. М. Блинов, С. Г. Вершловский, М. В. Кларин, М. М. Поташник, В. П. Симонов, A.B. Усова, О. Г. Хомерки, и др.);

• концептуальные представления о сущности и особенностях профессиональной деятельности педагога (O.A. Абдулина, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.);

• концепции профессионального развития и самосовершенствования педагога (Н.В. Кузьмина, К. К. Левитан, А. К. Маркова, С. Ф. Сердюк и др.).

• Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследования:

• методы теоретического анализа: моделированиесравнительно-сопоставительный;

• диагностические методы: обсервационные, субъектно-оценочные, цветоассоциативные;

• практические: изучение и обобщение педагогического опыта;

• экспериментальные: констатирующий и формирующий эксперименты;

• статистические методы обработки данных: анализ первичных статистик, корреляционный анализ.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, системной совокупностью источников, взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям, предмету и задачамрепрезентативностью выборки, комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента, научнообоснованной проверкой результатов, эффективными методами статистической обработки данных, личным опытом авторапривлечением к оценке основных положений и выводов диссертации квалифицированных экспертов и положительными отзывами на результаты исследования из образовательных учреждений.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна:

1. Проведен анализ становления и современного состояния системы ВУД в контексте новой образовательной парадигмы, выявлены и научно обоснованы следующие исторические этапы: зарождения и первоначального накопления, систематизации, формализации и политизации, развития, реформирования. Определены направления изменения целей и содержания внеурочного образования: личностно — развивающее, профессиональноориентирующее, социально — адаптирующее, подготовка к непрерывному образованию.

2. Научно обосновано использование синергетического подхода в образовательном процессе применительно к организации системы ВУД.

3. Определены этапы моделирования системы ВУД на основе синергетического подхода: характеристика начальных условий роста и организации системыустановление характера связей между компонентамивыяснение управляющих параметров.

4. Выявлена совокупность основных педагогических условий совершенствования организационной структуры ВУД: переосмысление возможностей использования системы ВУДпсихолого-педагогическая поддержка учащихсяизменение целей и содержания образованияповышение уровня педагогического мастерства учителяналичие особых организационных структурсоздание развивающей образовательной среды.

5. Разработана и апробирована педагогическая модель системы внеурочной учебной деятельности учащихся.

6. Определены критерии и показатели результативности разработанной педагогической модели и на их основании доказана эффективность ее реализации.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обосновании и уточнении понятийного аппарата применительно к системе.

ВУД, ее роли и места в вопросах развития креативных общеобразовательных систем, что является существенным вкладом в педагогическую науку.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

• организована многокомпонентная система внеурочной учебной деятельности, эффективно дополняющая учебно-плановые формы обучения;

• разработано методическое обеспечение педагогической модели ВУД;

• предложена комплексная диагностика, которая используется учителями-организаторами ВУД, администрацией общеобразовательных учреждений и руководителями органов образования для оценки эффективности и прогнозирования образовательного процесса в системе ВУД;

• создано структурное подразделение школы — научно-методический совет по проблемам исследовательской, деятельности (НМС) и научное общество учащихся (НОУ) на базе разработанной и реализуемой программы организации исследовательской деятельности учащихся в системе ВУД;

• функционируют творческие разноуровневые микрогруппы «школьникстудент» в рамках специальных интегрированных курсов в контексте модели совместной работы НОУ лицея № 1 и ВГАУ по схеме «школа-вуз»;

• на основе анализа проблемы и результатов эксперимента разработаны педагогические рекомендации преподавателям вузов, учителям, студентам.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения, ход исследования, полученные результаты обсуждались в докладах и сообщениях на международных конференциях: V Международная конференция (Дубна, 1998 г.), VI Международная конференция (Пущино, 1999 г.), VII Международная конференция (Дубна, 2000 г.), IX Международная конференция (Чебоксары, 2001 г.), Междунар. семинар «Стратегическое планирование в университетах» (Воронеж, 2003 г.) — Всероссийских конференциях: «Одарённость: рабочая концепция» (Воронеж, 2002 г.), «Проблемы научного обеспечения модернизации российского образования» .

Тула, 2002 г.)", межрегиональных научно-практических конференциях (Воронеж, 1999 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г.). Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научных сессиях ВГУ, методологических семинарах, на кафедре педагогики и педагогической психологии ВГУ, на кафедре педагогики и психологии Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, на областных и районных совещаниях руководителей образовательных учреждений г. Воронежа и Воронежской области.

Материалы исследования изложены в публикациях и используются преподавателями ряда школ г. Воронежа, биолого-почвенного факультета ВГУ, «Малой зоотехнической академии» факультета технологии животноводства и товароведения ВГАУ имени К. Д. Глинки, учреждениями дополнительного образования г. Воронежа.

Внедрение результатов осуществлялось в МОУ «Лицей № 1» г. Воронежа, ВГАУ им. К. Д. Глинки, МУДО детей Дворца творчества детей и молодежи г. Воронежа. Имеются акты внедрения.

Положения, выносимые на зашнту:

1. Система внеурочной учебной деятельности учащихся рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки и умения, придать процессу образования творческий характер, обусловливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

2. Изменение целей и содержания внеурочного образования осуществляется по таким направлениям как: личностно — развивающее, профессионально — ориентирующее, социально — адаптирующее, подготовка к непрерывному образованию.

3. В основе разработанной нами педагогической модели системы ВУД лежит синергетический подход, ориентированный на формирование творческой личности, обладающей познавательной и социальной активностью. Модель применима для решения следующих значимых педагогических задач: оптимизации структуры учебного материалаулучшения планирования учебного процессауправления познавательной деятельностьюуправления учебно-воспитательным процессомдиагностики, прогнозирования, проектирования обучения. Специфика авторской модели в ее триггерной значимости: она «запускает» саморазвивающуюся систему ВУД в общеобразовательном учреждении, а не регламентирует стереотипный педагогический процесс.

4. Педагогическими условиями, способствующими совершенствованию организации системы ВУД являются: переосмысление органами образования, образовательными учреждениями, педагогами возможностей использования системы ВУД для повышения эффективности образовательного процесса: психолого-педагогическая поддержка учащихся, склонных к исследовательской деятельностиизменение целей и содержания образования, способствующее повышению общего уровня и качества реализуемых в системе ВУД образовательных программповышение уровня педагогического мастерства учителя через разработку программно-методического обеспечения педагогической модели, формирование и укрепление мотивации творческого роста, научных достиженийналичие особых организационных структур, обеспечивающих целостность образовательного процесса в системе ВУДсоздание развивающей образовательной среды, способной обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Экспериментальная база исследования. Местом проведения опытно-экспериментальной работы стал МОУ «Лицей № 1» г. Воронежа, БПФ ВГУ, ВГАУ имени К. Д. Глинки, МУДО детей Дворца творчества детей и молодежи г. Воронежа, ЦДО «Созвездие». Исследованиями были охвачены преподаватели вузов — 12 человек, 25 учителей, 7 педагогов дополнительного образования, 9 аспирантов ВГУ и ВГАУ, 27 студентов, 728 учащихся, всего 808 человек.

Этапы исследования: выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход диссертационного исследования, которое проводилось в несколько этапов в период с 1996 г. по 2004 г. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом, теоретико-поисковом, этапе (1996 — 1999 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблематике исследования отечественных и зарубежных автороввыявлялись теоретико-методологические аспектыопределялись проблема, объект, предмет исследованияформулировались гипотеза, цель и задачи диссертационного исследования.

На втором, технолого-методическом, этапе (1999 — 2002 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по созданию и практической апробации модели, подбор и разработка психолого-педагогического инструментарияуточнялась рабочая гипотеза.

На третьем, аналитическом, этапе (2002 — 2004 гг.) осуществлялась диагностика, систематизация и обобщение полученных результатов, уточнялись теоретико-прикладные положения, разрабатывались практические рекомендации, оформлялись материалы диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 183 наименования и приложений. В тексте содержатся рисунки, схемы, таблицы.

Выводы по Главе II.

1. Разработанная педагогическая модель способствует совершенствованию организации системы ВУД в открытом образовательном пространстве, так как обусловливает решение значимых педагогических задач: оптимизации структуры учебного материалаулучшения планирования учебного процессауправления познавательной деятельностьюуправления учебно-воспитательным процессомдиагностики, прогнозирования, проектирования обучения. Модель отвечает таким инновационным критериям как открытость, личностная ориентированность, технологичность. К особенностям модели относятся ее целостность, структурность, уровневость, единство теории с практикой, управляемость.

2. Опытно-экспериментальное исследование реализации модели осуществлялась нами в пять технологических этапов: подготовительный, позволивший идентифицировать процесс самоорганизации системы ВУД, первоначального накопления, в процессе которого осуществлялись разработка ряда концептуальных направлений деятельности и формирование особых организационных структур, практический этап, на котором совершенствовалась и непосредственно апробировалась разработанная педагогическая модель ВУД, этап внедрения характеризовался совершенствованием разработанной модели и завершающий этап был направлен на оценку результативности функционирования педагогической модели системы ВУД.

3. Показателями эффективности функционирования модели выступают следующие критерии:

• открытость создаваемых образовательных структур как критерий результативности (критерий открытости-доступности — Кд);

• изменение позиции учителя как критерий результативности (позиционный критерий — Кп I);

• изменение позиции ученика как критерий результативности (позиционный критерий — Кп II);

• изменение образовательной ситуации как критерий результативности (ситуативный критерий — Кс).

4. Обеспечение эффективности реализации разработанной модели на практике, осуществление апробации и внедрения теоретических положений и практических выводов исследования в образовательную практику обусловлено комплексом выявленных педагогических условий совершенствования организации системы ВУД: переосмысление органами образования, образовательными учреждениями, педагогами возможностей использования ВУД для повышения эффективности образовательного процессапсихолого-педагогическая поддержка учащихся, склонных к исследовательской деятельностиизменение целей и содержания образования, способствующее повышению общего уровня и качества реализуемых в системе ВУД образовательных программповышение уровня педагогического мастерства учителя через разработку программно-методического обеспечения педагогической модели, формирование и укрепление мотивации творческого роста, научных достиженийналичие особых организационных структур, обеспечивающих целостность образовательного процесса в системе ВУДсоздание развивающей образовательной среды, способной обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

5. Выявленные педагогические условия, сформированные моделью, позволяют достигнуть поставленных целей, подтвердить выдвинутую гипотезу и решить задачи исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Система внеурочной учебной деятельности учащихся рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки и умения, придать процессу образования творческий характер, создать оптимальные условия для саморазвития личности.

Выполненное теоретическое и экспериментальное исследование доказывает возможность повышения эффективности образовательного процесса в современной школе за счет использования имеющихся резервов системы внеурочной учебной деятельности учащихся (В УД) в условиях открытого образовательного пространства. В системе ВУД эффективно реализуются разнообразные формы и методы учебной работы, что позволяет придать гибкий динамический характер образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной классно-урочной системы образования.

В теоретической части исследования уточнено понятие «внеурочная учебная деятельность «, раскрыта сущность, структура и особенности системы ВУД учащихся.

Историографический анализ становления и развития внеурочного образования в России позволил выделить и охарактеризовать этапы становления и развития системы ВУД, обосновать необходимость совершенствования системы ВУД на современном этапе, определить направления изменения целей и содержания внеурочного образования: личностно — развивающее, профессионально — ориентирующее, социальноадаптирующее, подготовка к непрерывному образованию. Включение ВУД в образовательный процесс современной школы содержательно учитывает преобразования, связанные с изменением парадигмы школьного образования.

Для исследования системы внеурочного образования и определения условий ее совершенствования использовался комплекс методологических подходов, среди которых ведущее место принадлежало синергетическому подходу, широко применяемому в последнее время в образовании. Подобный подход продуктивен, т.к. открытость системы образования обусловливает создание в ней многообразия форм учебной деятельности, а изменения в содержании и организации образования направлены на поиск новых способов структурирования его системы, обновленных методов преподавания, создание оптимальных условий для саморазвития личности.

Современная концепция образования, являющаяся базой открытой модели образования, формируется в русле синергетической парадигмы, в рамках которой процесс образования рассматривается как открытый, творческий. В таком процессе обучение и воспитание предстают как единое целое.

Классно-урочная система, существующая в большинстве учебных заведений, имеет ограниченные способности к саморазвитию, т.к. она нормативна. Изменение данной системы — процесс, требующий больших ресурсных и временных затрат. В системе ВУД переход от нормативного к открытому обучению дает возможность наиболее эффективного использования всей полноты синергетического подхода как основы становления открытых способов познавательной деятельности, поиска адекватных методов и технологий образования. Синергетическое образование, образование через синергетику — это образование, стимулирующее собственные линии развития.

Педагогический процесс в системе ВУД, при его осуществлении, ориентированном на активизацию личностного саморазвития обучающихся, обладает широкими возможностями стимулирования сотворчества всех субъектов образовательного процесса. Рассматриваемые изменения отвечают таким инновационным критериям, как открытость, личностная ориентированность, технологичность, и основываются на таких принципах, как гуманизация и гуманитаризация, фундаментализация, профессионализация и культурологический подход, демократизация жизнедеятельности современного образовательного учреждения.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить этапы описания системы ВУД, положенные в основу создания модели: 1) характеристика начальных условий роста и организации системы, 2) установление характера связей между компонентами- 3) выяснение управляющих параметров ВУД как системы.

Характеристика начальных условий роста и организации системы включает: структурную организацию образовательной среды учреждения, реализующего ВУДорганизационную модель управления образованием, в т. ч. особенности педагогического менеджмента в системе ВУДкадровое обеспечение системы ВУДсодержание, структуру учебно-воспитательного процесса в системе ВУД (методологические, дидактические принципы, программно-методическое оснащение и т. п.).

Совместные действия многих элементов системы ВУД обусловлены возникновением разнокачественных связей между ними: психологических, социальных, образовательных, воспитательных, дидактических и пр. Взаимосвязи характеризуются такими показателями как теснота, направленность, устойчивость и пр., которые варьируются в зависимости от принадлежности системы ВУД к тому или иному организационному уровню.

Управляющими параметрами, по нашему мнению, являются важнейшие концепции в русле новой образовательной парадигмы: концепция непрерывного образования, концепция открытого образования, инновационные процессы в образовании.

Разработанная педагогическая модель системы ВУД теоретически обоснована и экспериментально проверена. В совокупности модель формирует образовательное пространство системы ВУД, являющееся компонентом целостного образовательного пространства школы, которое, в свою очередь, входит в систему непрерывного образования школа-вуз.

Благодаря включению в систему непрерывного образования повышается уровень образованности личности, умение решать познавательные, практические, коммуникативные и другие проблемы на основе осознанного выбора освоенных знаний.

Разработана технология опытно-экспериментальной работы по организации внеурочной учебной деятельности в рамках педагогической модели, выстраиваемой на основе технологических критериев: связанность, или целостностьконстантность, или стабильность, основными признаками которой являются: воспроизводимость и технологичностьнаблюдаемостьобозримость.

Эксперимент установил, что реализация педагогической модели системы ВУД представляет собой задачу, при решении которой должны быть в полной мере использованы научно-методический, кадровый и ресурсный потенциал образовательного учреждения.

Предлагаемая комплексная диагностика образовательного пространства системы ВУД, проводимая во время эксперимента, может быть использована учителями-организаторами ВУД и администрацией общеобразовательных учреждений.

Разработанные в ходе практического исследования критерии и показатели позволяют достаточно полно осуществить оценку эффективности реализации модели и прогнозировать дальнейшее развитие описываемой системы ВУД.

Критериями для оценки эффективности организации системы ВУД на основе синергетического подхода являются:

• открытость создаваемых образовательных структур (критерий открытости-доступности — Кд);

• изменение позиции учителя (позиционный критерий — Кп I);

• изменение позиции ученика (позиционный критерий — Кп II);

• изменение образовательной ситуации (ситуативный критерий.

Кс).

Обеспечение эффективности реализации разработанной модели на практике, осуществление апробации и внедрения теоретических положений и практических выводов исследования в образовательную практику обусловлено комплексом выявленных педагогических условий совершенствования организации системы ВУД: переосмысление органами образования, образовательными учреждениями, педагогами возможностей использования ВУД для повышения эффективности образовательного процессапсихолого-педагогическая поддержка учащихся, склонных к исследовательской деятельностиизменение целей и содержания образования, способствующее повышению общего уровня и качества реализуемых в системе ВУД образовательных программповышение уровня педагогического мастерства учителя через разработку программно-методического обеспечения педагогической модели, формирование и укрепление мотивации творческого роста, научных достиженийналичие особых организационных структур, обеспечивающих целостность образовательного процесса в системе ВУДсоздание развивающей образовательной среды, способной обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Выявленные педагогические условия позволяют решить поставленные задачи исследования, подтверждают выдвинутую гипотезу.

Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке подходов к использованию авторской модели для реализации «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» в общеобразовательной школе, а также в дальнейшей разработке теоретических основ психолого-педагогического обеспечения внеурочной учебной деятельности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания / Н. Т. Абрамова // Вопр. философии. — 1998. — № 6. — С. 58−65.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально — психологические проблемы / B.C. Агеев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.- 240 с.
  3. Е.Б. Место синергетики в Научном познании / Е. Б. Агошкова, Б. В. Ахлибининский // Человек — Философия — Гуманизм: тез. докл. и выступлений Перв. рос. филос. конгр.: в 9 т. СПб., 1997. — Т. 8.
  4. Е.Б. Эволюция понятия системы / Е. Б. Агошкова, Б. В. Ахлибининский // Вопр. философии. 1998. — № 7. -С. 170−178.
  5. В. Смена парадигм и формирование новой методологии (попытка обзора дискуссии) / В. Алтухов // Вопр. философии. 1993. -№ 1. — С. 88−100.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Б. и., 1996. — 463 с.
  7. К. Учителя и инновации : кн. для учителя / К. Ангеловски. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. 320 с.
  9. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности : метод, пособие / В. И. Андреев. М.: Высш. шк., 1981.-240 с.
  10. Ю.Анисимова B.C. Политехническое образование и профориентация в преподавании биологии / B.C. Анисимова, Е. Т Бровкина, А. Н. Мягкова.- М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  11. В.И. Естественнонаучное образование гуманитариев : на пути к единой культуре / В. Аршинов, В. Буданов, А. Суханов // Обществ, науки и современность. 1994. — № 5. — С. 113−117.
  12. В.И. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза / В. И Аршинов, Н. Д. Казаков // Математика, естествознание и культура. -М., 1983.-С. 59.
  13. В.И. Философия самоорганизации. Новые горизонты / В. Аршинов, Я. Свирский // Обществ, науки и современность. 1993. — № 3. — С. 59−70.
  14. Н.Аршинов В. И. Человеческие измерения «постнеклассической» науки: науч.-аналит. обзор / В. И. Аршинов, А. И. Панченко // Общественные науки за рубежом. Сер. Философия: реф. журн. М., 1991. — № 5. — С. 322.
  15. А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности / А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин // Соврем, высш. шк. Варшава, 1991.-№ 4.-С. 97−108.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : методические основы / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  17. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  18. З.Баженов Л. Б. Редукционизм в научном познании / Л. Б. Баженов // Природа. 1987. — № 9. — С. 85−91.
  19. Л. Б. Строение и функции научной теории / Л. Б. Баженов. М.: Наука, 1978.-231 с.
  20. Л.А. Некоторые проблемы реализации идей глобального образования / Л. А. Байкова // Глобальное образование как средство гуманитаризации школы: тез. докл. Междунар. семинара, 24−30 апреля 1994 г. Рязань, 1994. — С.14−15.
  21. A.B. О психодинамике учебного процесса / A.B. Баликоев // Эволюция: человек и образование: материалы конгр, Новосибирск, 1114 дек. 1996 г. Новосибирск, 1996. — С. 134−136.
  22. В.Э. Ведущие тенденции современного развития мирового образования : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / В. Э. Бауэр. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  23. Д.А. Пути изменения парадигмы школьного образования / Д. А. Белослюдов // Между школой и университетом: тез. докл. 2-й Междунар. конф. по экол. образованию, Тула, 1996 г. Тула, 1996. — С. 91−92.
  24. П. Порядок в хаосе : о детерменист. подходе к турбулентности / П. Берже, И. Помо, К. Видаль. М.: Мир, 1991. — 366 с.
  25. Л., фон. Общая теория систем — критический обзор / Л. фон Берталанфи // Исследования по общей теории систем. М., 1969. — С. 2382.
  26. В.П. Основы теории педагогических систем : проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1977.-304 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  28. И.В. Философский принцип системности и системный подход / И. В. Блауберг, В. Н Садовский, Э. Г Юдин // Вопр. философии. 1978. -№ 8. — С. 39−52.
  29. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию : кн. для учителя / В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  30. В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев : эволюционносинергетический подход / В. Г. Буданов // Высш. образование в России. 1994. — № 4. — С. 16−21.
  31. В.Г. Междисциплинарные технологии и принципы синергетики / В. Г. Буданов // Человек — Философия — Гуманизм: тез. докл. и выступлений Перв. рос. филос. контр.: в 9 т. СПб., 1997. — Т.8.
  32. В.Г. Синергетические стратегии в образовании / В. Г. Буданов -(Ьйр//пз.iph.ras.ru/~mifs/stbudan.htm).
  33. В.Г. Эпоха бифуркаций и синергетика в образовании / В. Г. Буданов // Московский синергетический форум: тез. М., 1996.
  34. Л.О. Соотношение структуры элементов / Л. О. Вальт // Вопр. философии. 1963. — № 5. — С. 44−53.
  35. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем : синергетика и теория социальной самоорганизации / В.В. Василькова-СПб.: Лань, 1999. 480 с.
  36. Н.М. Общая методика преподавания биологии : учеб. для студентов пед. ин-тов по биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. -4-е изд., спец. М.: Просвещение, 1983. — 384 с.
  37. В.И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1989.-261 с.
  38. В.И. Философские мысли натуралиста / В. И Вернадский. — М.: Наука, 1988. -519 с.
  39. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  40. М.В. Энтропия и информация / М. В. Волькенштейн. -М.: Наука, 1986.- 192 с.
  41. .В. Системный подход к школьному биологическому образованию : кн. для учителя / Б. В. Всесвятский. М.: Просвещение, 1985.- 143 с.
  42. П. Термодинамическая теория структур, устойчивости и флуктуаций / П. Гленсдорф, И. Пригожин. М.: Мир, 1973. — 280 с.
  43. Г. А. Информация — поведение — творчество / Г. А. Голицын, В. М. Петров.-М.: Наука, 1991.-221 с.
  44. С. От истории синергетики к синергетике истории / С. Гомаюнов // Обществ, науки и современность. 1994. — № 2. — С. 99−106.
  45. Г. И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе / Г. И. Горская, Р. Г. Чуракова. М.: Просвещение, 1986. — 206 с.
  46. Грайф 3. Обучение самоорганизации: развивающий подход / 3. Грайф // Иностр. психология. 1994. — Т. 2, № 1.
  47. Л. М. Детерминизм и самоорганизация / Л. М. Гутнер // Самоорганизация в природе и обществе: тез. докл. и сообщ. науч. конф. -Л., 1988.-С. 20−22.
  48. К.Х. Рационализм и социосинергетика / К. Х. Делокаров // Обществ, науки и современность. 1997. — № 1. — С. 117−124.
  49. К. К вопросу об энтропии, беспорядке в дезорганизации / К. Денбиг // Знание — сила. 1995. — № 9. — с. 42−51.
  50. Е.Б. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Е. Б Евладова, Л. Г. Логинова, H.H. Михайлова. М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
  51. B.C. Учебный процесс в современном ВУЗе / B.C. Егоров. М., 1991.-321 с.
  52. Н.Л. Биосфера и ноосфера : единство самоорганизации и самоорганизация единства: автореф. дис.. канд. филос. наук / Н. Л. Жданова. СПб., 1993. — 20 с. 58.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В.И.
  53. Г. Р. Ритмы развивающихся сложных систем / Г. Р. Иваницкий. М.: Знание, 1988. — 47 с.
  54. Идеалы и нормы научного исследования / под ред. М. А. Ельяшевича, В. А. Лекторского, С. Р. Микулинского и др. Минск: Изд-во БГУ, 1981. -431 с.
  55. Инновационное обучение и наука. Науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1992.-50 с.
  56. В.В. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира / В. В. Казютинский, B.C. Степин // Вопр. философии. 1988. — № 4. — С. 31 -42.
  57. JI.И. Амплификация образовательного процесса лицея как условие свободного социокультурного развития личности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. И. Канин. Воронеж, 2001. — 23 с.
  58. С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. М.: Наука, 1997. — 285 с.
  59. Н.В. Преобразование образования / Н. В. Карлов // Вопр. философии. 1998. — № 11. с. 3−19.
  60. Климонтович НЛО. Без формул о синергетике / Н. Ю. Климонтович. -Минск: Вышэйш. шк., 1986. 223 с.
  61. E.H. Антропный принцип в синергетике / E.H. Князева, С. П. Курдюмов. // Вопр. философии. 1997. — № 3. — С. 62- 79.
  62. E.H. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. / E.H. Князева, С. П. Курдюмов. М.: Наука, 1994. — 236 с.
  63. E.H. Международный Московский синергетический форум (некоторые итоги и перспективы) / E.H. Князева // Вопр. философии. -1996.-№Ц. С. 148−152.
  64. E.H. Синергетика как новое мировидение : диалог с И. Пригожиным / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Вопр. философии. 1992. -№ 12.-С. 3−20.
  65. E.H. Синергетика: начала нелинейного мышления / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Обществ, науки и современность. 1993. — № 2.-С. 38−51.
  66. E.H. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе / E.H. Князева // Вопр. философии. 1998. — № 4. — С. 138−143.
  67. Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда / Л. Ф. Колесников. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1985. — 263 с.
  68. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе / отв. ред. A.A. Печенкин. М.: Наука, 1994. — 239 с.
  69. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Минобразования РФ от 18.07.2002, № 2783. М., 2002.
  70. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Минобразования РФ от 11.02.02, № 492 // Вестн. образования. 2002. — № 6. — С. 10−41.
  71. В.Н. Изменяющиеся системы / В. Н. Костюк. М.: Наука, 1993. — 344 с.
  72. Ю.А. Случайность, детерминированность, предсказуемость / Ю. А. Кравцов // Успехи физических наук. 1989. — Т. 158, вып. 1. — С. 93−122.
  73. В.И. Порядок и хаос как фундаментальные концепты вариантов онтологического конструирования / В. И. Красиков // Порядок и хаос в развитии социально-экономических систем. Томск, 1998. — С. 5−8.
  74. Т.К. Практическая педагогика / Т. К. Крикунова. М.: Академия, 1999. — 152 с.
  75. В.Ю. Психология и синергетика / В. Ю. Крылов, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. М.: Ин-т прикл. математики, 1990. — 32 с.
  76. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. М.: Харвест, 2000. — 384 с.
  77. Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании / Л. Ф. Кузнецова. Минск: Университетское, 1984. — 142 с.
  78. М.В. Самоорганизация и социоэволюция / М. В. Кузьмин // Философская и социологическая мысль. Киев, 1994. — № 9−10.
  79. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1975. -264 с.
  80. С.П. Синергетика — новые направления / С. П Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, А. Б. Потапов. М.: Знание, 1989. — 48 с.
  81. В.А. Автодидактика / В. А. Куринский. М.: Культ, учеб.-издат. центр «Автодидакт», 1994. — 392 с. г 90. Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция / И. Лакатос
  82. Структура и развитие науки. М., 1978. — С. 203 — 269.
  83. И. Методология научных исследовательских программ / И. Лакатос // Вопр. философии. 1995. — № 4. — С. 134−126.
  84. Э. Век бифуркации. Постижение меняющегося мира / Э. Ласло // Путь. 1995.-№ 7.
  85. В.А. Субъект. Объект. Познание. / В. А. Лекторский. М.: Наука, 1980.-357 с.-
  86. Личность ученого и становление новых научных направлений: реф. сб.- М.: ИНИОН, 1989. 182 с.
  87. А.Ю. Введение в синергетику / А. Ю. Лоскутов, A.C. Михайлов. М.: Наука, 1990. — 269 с.
  88. Н.О. Избранное. Мир как органическое целое / Н. О. Лосский. -М. ¡-Правда, 1991.-622 с.
  89. Лук А. Н. Проблемы научного творчества: сб. науч.-аналит. обзоров / ← А.Н. Лук- М.: ИНИОН, 1982. Вып.2. — 164 с.
  90. Е.А. Принципы простоты и меры сложности / Е. А. Мамчур, Н. Ф. Овчинников, А. И. Уемов. М.: Наука, 1989. — 302 с.
  91. ЮО.Маркарян Э. С. Человеческое общество как особый тип организации // Вопр. философии. 1971. — № 10. — С. 64−75.
  92. Мелик-Гайказян И. В. Информатизация и самоорганизация / И.В. Мелик-Гайказян. Томск: Изд.-полигр. фирма ТПУ, 1995. — 179 с. А
  93. М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  94. H.H. Логика динамических систем и развитие природы и общества / H.H. Моисеев // Вопр. философии. 1999. — № 4. — С. 3−10.
  95. H.H. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы / Н. Н. Моисев // Обществ, науки и современность. 1994. — № З.-С. 77−87.
  96. Московский синергетический форум. Январская (1996) встреча. «Устойчивое развитие в изменяющемся мире». 27−31 янв. 1996 г., Москва: тез. / под ред. В. И. Аршинова, E.H. Князевой. М.: ИФ РАН: ИПМ РАН, 1996.-118 с.
  97. Г. М. Активные формы и методы обучения биологии : человек и его здоровье: кн. для учителя: из опыта работы / Г. М. Муртазин. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  98. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: Поиск, 1992.-31 с.
  99. Ю.И. Стохастические и хаотические колебания / Ю. И. Неймарк, П. С. Ланда. М.: Наука, 1987. — 422 с.
  100. А.И. Внеклассная работа по биологии : пособие по биологии / А. И. Никишов, З. А. Мокеева, Е. В. Орловская. 2-е изд., перераб. — М.: Прсвещение, 1980. — 239 с.
  101. Г. Познание сложного. Введение / Г. Николис, И. Пригожин. -М.: Мир, 1990.-342 с.
  102. А.Н. Методология образования / А. Н. Новиков. М.: Эгвес, 2002.-319 с.
  103. Образование, которое мы можем потерять: сб. / под общ. ред. В. А. Садовничего. М.: МГУ: Ин-т компьютер, исслед., 2002. — 288 с.
  104. Н.Ф. Особенности развития и тенденция к единству научного знания / Н. Ф. Овчинников // Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1974. — С. 72−111.
  105. Онтология и эпистемология синергетики / отв. ред. В. И. Аршинов, Л. П. Киященко. М.: ИФ РАН, 1997. — 159 с.
  106. Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. Минск: Нар. асвета, 1987. — 223 с.
  107. A.A. Обоснование научной теории : классика и современность / A.A. Печенкин. М.: Наука, 1991. — 183 с.
  108. И.П. Педагогика : новый курс: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  109. .Н. Синергетика как фактор модернизации образования / Б. Н. Пойзнер // Процессы обновления содержания естественнонаучного образования: материалы Рос. науч.-пед. конф, Красноярск, 29 31 марта 1999 г. — Красноярск, 1999. — С. 1−11.
  110. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие: опыт програм.-целевого упр.: пособие для руководителей образоват. учреждений / М. М. Поташник. М.: Новая шк., 1996. — 317 с.
  111. И. Наука, разум и страсть / И. Пригожин // Знание — сила. -1997.-№ 9.-С. 45−56.
  112. И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Пригожин. М.: Наука, 1985. — 327 с.
  113. И. Перспективы исследования сложности / И. Пригожин // Системные исследования: методологические проблемы, 1986. М., 1987.-С. 45−57.
  114. И. Порядок из хаоса : новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  115. И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопр. философии. 1991. — № 6. — С.46−52.
  116. Примерная программа дисциплины «Современное естествознание» для гуманитарных направлений бакалавриата / авт.: В. Г. Буданов, О. П. Мелехова, А. Д. Суханов — под ред. акад. B.C. Степина. -М., 1995.
  117. Проблемы методологии постнеклассической науки / отв. ред. Е. А. Мамчур. М.: ИФ РАН, 1992. — 199 с.
  118. Психологический словарь / редкол.: В. В. Давыдов и др. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
  119. Психология и педагогика: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Коротков. Воронеж, 1996, 224 с.
  120. А. Математическое творчество / А. Пуанкаре // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. М., 1981. — С. 356−365.
  121. А. О науке: сб. / А. Пуанкаре. М.: Наука, 1983.- 560с.
  122. В.О. Азбука учебного труда : кн. для учителя: обобщение передового пед. опыта / В. О. Пунский. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  123. М.И. Синергетика // Физический энциклопедический словарь / М. И. Рабинович, А. Г. Сазонтов. М., 1983. — С. 686.
  124. Дж. Педагогическое тестирование : проблемы, заблуждения, перспективы / Джон Равен. — М.: «Когито Центр», 1999. — 144 с.
  125. А.И. Принципы научного мышления / А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1975. — 143 с.
  126. Рац М.В. К вопросу о фундаментальном и прикладном в науке и образовании / М. В. Рац // Вопр. философии. 1996. — № 9. — С. 169−177.
  127. A.A. Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я. П. Коломинский // Сер. Мастера психологии СПб.: Из-во «Питер», 2000. -416с.
  128. Ю.М. Процессы самоорганизации в физике, химии и биологии / Ю. М. Романовский // В помощь лектору. М., 1981.
  129. Российская школа на рубеже 90-х годов: социологический анализ. — М., 1993.
  130. Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития / Г. И. Рузавин // Филос. науки. 1989. — № 5. — С. 11−12.
  131. И. О философии глобального образования / И. Савицкий // Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 9−18.
  132. Самоорганизация в природе и обществе. Филос.-методол. очерки / редкол.: отв. ред. В. Н. Михайловский и др. СПб.: Наука: Санкт-Петербург. изд. фирма, 1994. — 127 с.
  133. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления / отв. ред. И. А. Акчурин, В. И. Аршинов М.: Арго, 1994, — 349 с.
  134. Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем / Е. А. Седов // Обществ, науки и современность. 1993. — № 5. — С. 92 100.
  135. A.A. О единстве и саморазвитии мира / A.A. Силин // Вестн. Рос. Акад. наук. 1993. — Т. 63, № 4. — С. 318−325.
  136. A.A. Энтропия, вероятность, информация / A.A. Силин // Вестн. Рос. Акад. наук. 1994. — Т. 64, № 6. — С. 490−496.
  137. В.П. Педагогический менеджмент : 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: учеб. пособие / В. П. Симонов. -М., 1997.-264 с.
  138. Синергетика и образование: хрестоматия. Ижевск: Изд-во Удмурд. ун-та, 2001.-480 с.
  139. Синергетика: сб. ст. / под ред. акад. Б. Б. Кадомцева. М.: Мир, 1984. -248 с.
  140. М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  141. Г. В. Корреляция целей образования школы и вуза в системе внеурочной учебной деятельности / Г. В. Складчикова // Стратегическое планирование в университетах: материалы Междунар. семинара, Воронеж, 1−2 июля 2003 г.-Воронеж, 2003. С. 152−153.
  142. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  143. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. М.: Соврем, слово, 2001. — 928 с.
  144. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. М.: Центр «Пед. поиск», 2001 — Ч. 3. — 160 с.
  145. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / под общ. ред. С. М Годника. Воронеж: ВОИПКРО, 1998 — 364 с.
  146. В. Системы «общество» и «природа» : разнообразие, устойчивость, развитие / В. Сухомлинова // Обществ, науки и современность. 1994. — № 4. — С. 135−141.
  147. Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии : пособие для учителей / Д. И. Трайтак. М.: Просвещение, 1979. — 143 с.
  148. Я.С. Методологические и прикладные аспекты проблемы изучения и обобщения педагогического опыта / Я. С. Турбовской. М., 1987.
  149. А. И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. -М.: Мысль, 1972.-272 с.
  150. В. Классическое и неклассическое в социальном познании / В. Федотова // Обществ, науки и современность. 1992. — № 4. — С. 45−54.
  151. П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. М.: Прогресс, 1986. — 544 с.
  152. Философия и методология науки / под. ред. В. И. Купцова. М.: Ин-т «Открытое общество», 1996. — 551 с.
  153. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989 -839 с.
  154. Г. Информация и самоорганизация : макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. -М.: Мир, 1991. 240 с.
  155. Г. Синергетика / Г. Хакен. М.: Мир, 1980.-404 с.
  156. Г. Синергетика : иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. М.: Мир, 1985.-423 с.
  157. В. Е. Можно ли организовать самоорганизацию? / В. Е. Хиценко // Социол. йсслед. 1993. — № 8. — С. 65−69.
  158. Д. С. Синергетика и информация / Д. С. Чернавский. М.: Знание, 1990.-45 с.
  159. М.В. Самоорганизующиеся системы : методологические подходы и проблема управления / М. В. Черников // Общество и человек: пути самоопределения. СПб., 1994.
  160. С.С. К становлению синергетической модели образования / С. С. Шевелева // Обществ, науки и современность. 1997. — № 1. — С. 125−133.
  161. С.С. Открытая модель образования : синергетический подход / С. С. Шевелева. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 48 с.
  162. Г. «Зигзаг» как метод обучения, или может ли из сумбура возникнуть порядок? / Г. Шефер // Вести Моск. ун-та. Сер. 16, Биология. 1994.-№ 2.-С. 58−68.
  163. Эвристическая и прогностическая функции в формировании научных теорий. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. — 136 с.
  164. Ф. Ноосфера В. Вернадского : утопия или реальная перспектива? / Ф. Яншина // Вопр. философии. 1993. — № 1. — С. 163 173.
Заполнить форму текущей работой