Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка методики расчета и выбор рациональной формы поверхностей автомобильных сидений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальная проверка адекватности расчетных методик показала достаточную точность вычислений и возможность се практического использования. Средняя оценка расхождений расчетных и экспериментальных данных пс превышает 16%. Получены данные о влиянии параметров сидснья па комфортность. Выявленные зависимости позволяют на практике создавать представление о сиденье с наилучшими характеристиками… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние исследований в области проектирования сидений
  • 2. Математическая модель взаимодействия человека и сиденья
    • 2. 1. Используемая система координат
    • 2. 2. Критерии оценки комфортности посадки человека на сидсньс
      • 2. 2. 1. Распределение контактных давлений па поверхностях подушки и спинки
      • 2. 2. 2. Критерий оценки изгиба линии позвоночного столба
      • 2. 2. 3. Относительные критерии дискомфорта и комфортности
      • 2. 2. 4. Комплексные критерии оценки комфортности посадки
    • 2. 3. Модель взаимодействия человека с подушкой сиденья
    • 2. 4. Модель взаимодействия человека со спинкой сиденья
      • 2. 4. 1. Представление позвоночника в виде системы звеньев
      • 2. 4. 2. Метод расчета параметров звеньевой модели позвоночника человека па основе данных эксперимента
    • 2. 5. Расчет рациональной формы подушки сиденья
    • 2. 6. Расчет рациональной формы спинки сиденья
    • 2. 7. Методика расчета рациональной формы поверхностей подушки и спинки сиденья
    • 2. 8. Методика расчета рациональной компромиссной формы поверхностей сиденья
      • 2. 8. 1. Параметрическое описание формы поверхности сидений
      • 2. 8. 2. Расчет параметров для существующих форм поверхностей подушки и спинки сиденья
      • 2. 8. 3. Альтернативный алгоритм расчета рациональных форм поверхностей подушки п спинки сидений
      • 2. 8. 4. Алгоритм расчета рациональных компромиссных форм поверхностей подушки и спинки
      • 2. 8. 5. Методика расчета рациональных компромиссных форм поверхностей полушки и спинки сидений.£
    • 2. 9. Оценка влияния колебаний автомобиля па комфортность посадки
    • 2. 10. Программный комплекс расчета рациональной формы и анализа комфортности сидений транспортных средств
  • Выводы по главе 2
  • 3. Аналитическое исследование свойств сидений
    • 3. 1. Зависимость комфортности сиденья от различных параметров
      • 3. 1. 1. Зависимость комфортности подушки от различных параметров
      • 3. 1. 2. Зависимость комфортности спинки от различных параметров
    • 3. 2. Результаты расчета и выбор рациональной формы подушки сиденья
    • 3. 3. Результаты расчета и выбор рациональной формы спнпки сиденья
  • Выводы по главе 3
  • 4. Экспериментальные исследовании
    • 4. 1. Объекты исследований
    • 4. 2. Описание эксперимента для измерения формы епдепья в свободном состоянии и формы человека
      • 4. 2. 1. Описание измерительною устройства.'
      • 4. 2. 2. Описание эксперимента по измерению формы подушки и спипки сиденья
      • 4. 2. 3. Результаты измерений формы подушек и спипок сидений
      • 4. 2. 4. Описание эксперимента по измерению формы бедер и ягодиц человека
      • 4. 2. 5. Описание эксперимента по измерению формы спины человека
    • 4. 3. Описание и результаты эксперимента для измерения формы деформированного сиденья
    • 4. 4. Описание эксперимента для измерения контактных давлений
      • 4. 4. 1. Описание измерительного устройства и технологии проведения эксперимента
      • 4. 4. 2. Градуировка измерительного устройства
      • 4. 4. 3. Результаты эксперимента
    • 4. 5. Описание эксперимента по измерению жесткости сиденья и тела человека
      • 4. 5. 1. Измерение жесткости поверхностей сиденья
      • 4. 5. 2. Измерение жесткости ягодиц и бедер человека
    • 4. 6. Оценка погрешности в экспериментах
      • 4. 6. 1. Эксперименты, связанные с измерением формы поверхности
      • 4. 6. 2. Эксперимент по измерению жесткости поверхности
    • 4. 7. Оценка сходимости расчетных и экспериментальных данных
      • 4. 7. 1. Критерии сходимости расчетных п экспериментальных данных
      • 4. 7. 2. Исследование сходимости расчетной и экспериментально измеренной деформированной формы подушки сиденья
      • 4. 7. 3. Исследование сходимости расчетной и экспериментально измеренной деформированной формы спинки сиденья
    • 4. 8. Оценка комфортности сидений различных производителей
    • 4. 9. Предложения по улучшению конструкции сидений автомобилей ГЛЗ
      • 4. 9. 1. Изменение формы поверхностей подушки и спинки сиденья
      • 4. 9. 2. Изменение жесткости блока пенополиурстановой основы сиденья
      • 4. 9. 3. Механизм регулировки величины поясничного подпора cuhuku сиденья
      • 4. 9. 4. Изменение конструкции монтажной рамки сиденья
  • Выводы по главе 4

Разработка методики расчета и выбор рациональной формы поверхностей автомобильных сидений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В условиях активной быстротекущей интеграции России в мировую экономику большое значение приобретает качество продукции отечественного автомобилестроения. Эксплуатационная безопасность автомобиля и его экологические параметры рассматриваются как важнейшие эксплуатационные свойства. По данным Всемирной организации здравоохранения автомобиль занимает третье место среди вссх причин смертности населения. Статистически доказано, что автомобиль провоцирует дополнительно увеличение заболеваемости населения радикулитами и болезнями желудочно-кишечного тракта. В частности, в России 50% водителей автомобилей после 10 лет работы вынуждены менять профессию по причине заболеваний радикулитом. Это свидетельствует о необходимости поиска решений, которые снизили бы опасность автомобиля, но отношению к человеку.

Сиденье автомобиля является элементом, который непосредственно связывает человека с автомобилем, создаст психологический и физиологический комфорт. С ним связано длительное поддержание работоспособности водителя, сказывающееся опосредованно па безопасности движения. Сиденье также участвует в обеспечении зашиты человека от вредного воздействия длительной сидячей позы па здоровье. В ряде автомобилей оно интегрировано в систему вторичной впброзащиты [86]. На спортивных автомобилях сиденье выступает в качестве фиксатора положения тела при значительных боковых и вертикальных ускорениях. Оно как элемент конструкции должно соответствовать заданным критериям прочности для обеспечения требований безопасности [86]. ГТодобиос множество функций, наложенных па пего, указывает на то, что этому элементу должно быть уделено достаточно внимания.

Анализ литературных источников показывает, что сиденье стало фактором, который вносит свой существенный вклад в обеспечение конкурентоспособности марки автомобиля. Вместе с тем, не все аспекты его адаптации к человеку рассматриваются и анализируются.

Утомление за рулем, нерациональная поза человека в кабине автомобиля, парупи-^нс физиологических процессов, возникающие по причине нерациональной конструкции компонентов сиденья и формы подушки и спинки должны быть уменьшены или исключены вовсс. Однако существенным препятствием для решения указанных проблем является отсутствие теории взаимодействия человека с поверхностью сиденья (жесткого или упругого) и объективных методов сравнения разных по конструкции н дизайну сидений. Использование объективных методов оценки сидений сдерживается также многообразием дизайнерского внешнего оформления как самих сидений, так и пространства салона автомобиля, его интерьера. Несмотря на это, ряд зарубежных исследований, достижения отдельных фирм по производству. сидений и развитие методов математического анализа позволяют вплотную подойти к решению проблемы создания методики расчета рациональной формы поверхности современных сидений.

Цель работы. Разработка методики расчета и выбор рациональной формы поверхности автомобильного сиденья па основе математической модели взаимодействия его с человеком, которая учитывает субъективные ощущения и особенности физиологии человека.

Методы исследования. Теоретические и расчстно-аналитнчсскис исследования базировались па фундаментальных положениях аналитической механики, теории оптимизации, математической статистики, а также известных подходов в области математического моделирования работы автомобиля, его агрегатов и систем.

Достоверность результатов работы п оценка их точности обосновывается сопоставлением расчетных и экспериментальных данных, полученных авто^м, обоснованностью основных положений и допущений при создании математических моделей.

Научная новизна работы.

1. Предложен критерий объективной количественной оценки комфортности сиденья, учитывающий распределение контактных давлений на подушке и спипкс сиденья и кривизну линии позвоночного столба.

2. Получены зависимости показателей комфортности от рахпичных параметров.

3. Разработаны алгоритм и методика расчета рациональных форм поверхности подушки и спипки сиденья, учитывающие нелинейности в параметрах жесткости поверхностей сиденья и тканей тела человека.

4. Разработан комплекс программ для реализации предложенной методики расчета рациональных форм поверхностей подушки и спинки.

Практическая значимость.

1. Разработана методика расчета рациональных форм поверхностей подушки и спипки сиденья.

2. Показаны возможности улучшения комфортности посадки на существующем сиденье автомобиля ГАЗ-З! 10 за счет изменений в конструкции сиденья.

3. Предложены рекомендации по диапазонам регулировки величин, относящихся к сиденью автомобиля.

Реализация работы.

1. Разработано и изготовлено экспериментальное сиденье с эффективными характеристиками для автомобиля ГЛЗ-ЗПО. Сиденье прошло апробацию в условиях опытной эксплуатации.

2. Результаты экспсримснталыю-тсорстпчсских исследований, рекомендации по проектированию рациональных форм поверхности сидений и методика расчета форм поверхностей используются на промышленном предприятии по выпуску автомобилей малых серий ООО «Тсхиоссрвис-Н» и в ООО «Научпо-производствсппая фирма «ТОР» .

3. Методика, алгоритмы и комплекс программ используются в учебном процессе па кафедре «Автомобили и тракторы» Нижегородского государственного технического университета.

Положения, выносимые на защиту' ^ 1. Критерий обьсктивной количественной оценки комфортности сиденья.

2. Результаты теоретических и экспериментальных исследований зависимости комфортности автомобильных сидений от различных параметров. 3. Методика расчета рациональной формы поверхностей подушки п спинки сиденья.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались па:

1. региональном молодежном научпо-тсхппчсском форуме «Будущее технической пауки нижегородского региона» (Н.Новгород, НГТУ, 14 мая 2002 г.);

2. XXXIX Международной научно-технической конференции ААИ «Приоритеты развития. отечественного автотракторостросния и подготовки инженерных и научных кадров» .

Москва, МГТУ «МАМИ», 25−26 сентября 2002 г.);

3. Международной научно-технической конференции «Проблемы транспортных и технологических комплексов», посвященной 30-лстию кафедры «Строительные и дорожные машины» (Н.Новгород, НГТУ, 4−6 декабря 2002 г.);

4. 8-й Нижегородской сессии молодых ученых (технические науки) (Дзержинск, 10−14 февраля 2003 г.);

5. II Региональной молодежной паучно-тсхиичсской конференции «Будущее технической науки нижегородского региона» (Н.Новгород, НГТУ, 16 мая 2003 г.);

6. Всероссийской научпо-тсхничсской конференции «Современные тенденции развития автомобилестроения в России» (Тольятти, ТГУ, 22−23 мая 2003 г.).

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 10 печатных работах и защищены 2 свидетельствами на полезную модель.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, общих выводов, приложения и содержит 185 страниц машинописного текста, в том числе 97 иллюстраций, 52 таблицы, список литературы из 148 наименований и приложение па 68 страницах. Всего 248 страниц текста.

Основные результаты и выводы.

Разработан количественный критерий объективной оценки комфортности сиденья и математическая модель взаимодействия тела человека с деформируемыми подушкой н спинкой сидснья. Критерий и модель позволяют оценивать влияние параметров конструкции сиденья на комфортность посадки па этане проектирования автомобиля. Разработана методика расчета форм поверхностей подушки и спинки сиденья, отвечающих аналитическому критерию качества. Предложен алгоритм расчета наилучшей формы сидснья па основе решения задач математического программирования. Разработан пакет программ, который применяется при проектировании форм сидений.

Экспериментальная проверка адекватности расчетных методик показала достаточную точность вычислений и возможность се практического использования. Средняя оценка расхождений расчетных и экспериментальных данных пс превышает 16%. Получены данные о влиянии параметров сидснья па комфортность. Выявленные зависимости позволяют на практике создавать представление о сиденье с наилучшими характеристиками и разрабатывать конструкции, отвечающие современным требованиям к качеству и с лучшей комфортностью. Предложены рекомендации по диапазонам регулировок параметров сидснья автомобиля (диапазоны: величины поясничного подпора спинки -20−35 мм, угла наклона подушки — 7°, высоты установки подушки — 60 мм).

Предложены конструкции устройств для регулировки во время движения угла наклона подушки сидснья ГАЗ-ЗПО и для расширения диапазона регулировки поясничного подпора спинки (СПМ 29 506 и СПМ 29 507). Изготовлены опытные образцы. На основе результатов аналитических исследований разработано и изготовлено экспериментальное сиденье с эффективными характеристиками для автомобиля ГЛЗ-ЗПО. Параметры комфортности спроектированного сидснья показывают существенный резерв в улучшении качества серийной продукции автозаводов. Предложенное рациональное сиденье показывает возможность повысить комфортность посадки на 30%. Отличие экспериментального сиденья от стандартного прежде всего заложено в форме поверхностей подушки и спинки, а также в наличии дополнительной регулировки угла наклона подушки и расширенной регулировки поясничного подпора. Подготовлены практические рекомендации по улучшению форм сидений серийных автомобилей.

Рекомендации по проектированию рациональных форм поверхности сидений приняты к использованию на предприятии по выпуску автомобилей малых серий ООО «Тсхноссрвис-Н» и в ООО Научно-производственная фирма «ТОР» (г. Н. Новгород). Теоретические положения работы, результаты исследований и методики расчетов используются в учебном процессе на кафедре «Автомобили и тракторы» НГТУ в курсовом и дипломном проектировании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. и др. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. Справочное изд. / С. А. Айвазян, U.C. Ешоков, Л. Д. Мсшалкип. М.: Финансы и статистика, 1983. — 471 с.
  2. Дж., Нилсон Э., Уолш Дж. Теория сплайнов и их приложения. М.: Наука, 1972.
  3. Ю.А. Теория упругости. Учебник для университетов. М.: Высшая школа, 1976. — 272 с.
  4. A.A., Дубипский Ю. А., Копчснова Н. В. Вычислительные методы для инженеров. М.: Высш. Шк., 1994.
  5. A.A., Витт A.A., Хайкин С. Э. Теория колебаний. М.: Наука, 1981.
  6. И.Е. Самоучитель MatLab 5.3/б.х. Спб: БХВ-Петсрбург, 2002.
  7. . Л.П. Приложение теории оптимального управления системами с распределенными параметрами к затачам оптимизации конструкций. — М.: Мир, 1977. -220 с.
  8. A.C., Зациорский В. М. Эргопомичсскася биомеханика. М.: Машиностроение, 1989.
  9. Г. Е., Копожспко A.A., Псрсдсра Н. И. И др. Физиолого-гигиспичсская характеристика условий труда и состояние здоровья водителей автопогрузчиков. «Гигиена труда», 1974, Л'?6.
  10. A.B., Галкин C.B., Зарубин B.C. Методы оптимизации. М., Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумаиа, 2001.
  11. Д.И. Генетические алгоритмы решения экстремальных задач. / Учебное пособие. Воронеж: ВГТУ, 1995.
  12. Д.И., Исаев С. А. Оптимизация миогоэкстрсмальных функции с помощью генетических алгоритмов. // Межвузовский сборник научных трудов «Высокие технологии в технике, медицине и образовании», Воронеж, ВГТУ, 1997 г., стр.4−17.
  13. Д.И., Исаев С. А., Рсмср Е. К. Эволюционно-гснстнчсский подход к решению задач нсвыпуклой оптимизации. // Межвузовский сборник научных трудов «Оптимизация и моделирование в автоматизированных системах», Воронеж, ВГТУ, 1998 г, стр.20−28.
  14. Д.И. Поисковые методы оптимального проектирования. М.: Радио, 1978.-214 с.
  15. Н.М. Сопротивление материалов. М., «Наука», 1976.
  16. Дж., Пирсол А. Применения корреляционного и спектрального анализа. -М.: Мир, 1983.-312 с.
  17. И.Д. Заболеваемость и лсчсбно-профилактичсскос обслуживание промышленных рабочих. М., 1962.
  18. Е.И. Время реакции человека. М., «Медицина», 1964.
  19. И.Я. с соавт. Общая вибрация и сс влияние на организм человека М., 1963.
  20. Г. Основы биомеханики. М., Мир, 1981.
  21. Биофизические характеристики тканей человека. Справочник. / Березовский В. А., Колотилов Н. Н. Киев: Наук. Думка, 1990.
  22. А.И., Пархиловский И. Г., Шишкин В. И. и др. Условия труда водителя в кабинах современных автомобилей. «Гигиена и санитария», 1972, № 11.
  23. В.И., Ермошина О. В. Кувыркип Г. Н. Вариационное исчисление и оптимальное управление. М., Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.
  24. Введение в эргономику. / Под ред. В. П. Зинчснко. М.: Советское радио, 1974.
  25. Е.С., Овчаров Л. А. Прикладные задачи теории вероятностей. М.: Радио и связь, 1983. — 416 с.
  26. Вибрации в технике: Справочник. / Ред. В. Н. Челомсй. М.: Машиностроение, 1980. — Т. 3. Колебания машин, конструкций и их элементов. / Под ред. Ф. М. Димснтберга и К. С. Колссникова. 1980. — 544 с.
  27. Вибрации в технике: Справочник. / Ред. В. И. Чсломсй. М.: Машиностроение, 1980.-Т. 6.-340 с.
  28. Вибрация на производстве. М.: «Медицина», 1971.
  29. М.И. Физиология трудовых процессов. М., Медицина, 1966.
  30. И.К., Загоруйко Е. А. Исследование операций. М., Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002.
  31. Дж. Теория наземных транспортных средств. М., Машиностроение, 1982.
  32. У., Коновср Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М., Мир, 1968.
  33. А.И., Зотов Ю. Я., Шикунов Ю. А. Оперативная обработка экспериментальной информации. М.: «Энергия», 1972.
  34. К.К., Потемкин Б. А. О нелинейных и нестационарных динамических характеристиках тела человека. М.: Машиноведение, 1972, Л1'4.
  35. К.К., Потемкин Б. А., Фролов К. В., Сирснко В. Н. Элементы нелинейной теории колебаний в анализе биомеханики тела человека. В сб. «Виброзащита человека-оператора и вопросы моделирования». М.: Наука, 1973.
  36. В.Е. Теория вероятностей и математическая статитпстика: Учеблюсобис для вузов. М.: Высш.шк., 2002. — 479 с.
  37. З.Н. Роль длительной производственной травмы в патогенезе поясничных болей у водителей автомобильного транспорта. Труда Куйбышевского мед. Ин-та, Куйбышев, 1962, Л"21.
  38. А.Д., Шахов Ю. А. О приближенном решении задачи Кошн для обыкновенных дифференциальных уравнений с наперед заданным числом верных знаков. Журнал вычислительной математики и математической физики. 1973. Т. З, Л""2
  39. С.И., Золина З. Т., Мойкин Ю. В. Методики исследований в физиологии труда. М.: Медицина, 1974.
  40. B.C., Коц Я.Н., Шик М. Л. Регуляция позы человека. М., 1965.
  41. Дсч Г. Руководство к практическому применению преобразования Лапласт и Z-прсобразования. М., Наука, 1971.
  42. Г., Ватте Д. Спектральный анализ и его приложения. Вып.2. М.: Мир, 1972.
  43. Динамика системы дорога шина — автомобиль — водитель. / Под ред. Хачатур^ва. М.: Машиностроение, 1976. — 535 с.
  44. Достижения в проектировании сидений. // «Автомобильная промышленность» (США), 1974, т. 148, № 11.
  45. Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М.: Мир, 1967.- 114 с.
  46. Ю.С., Квасов Б. И., Мирошниченко B.JT. Методы сплайн-функций. М.: Паука, 1980.
  47. А.Н. Ошибки измерения физических величин. М.: Наука, 1974.
  48. Законодательные и потребительские требования к автомобилям: Учеб. пособие / В. Н. Кравсц, Е.В.Горыпии- Нижсгород. гос. техн. ун-т. Н. Новгород, 2000. 400 с.
  49. И.А. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1982, 320 с.
  50. Измерение электрических и нсэлсктричсских величин. / Н. Н. Евтихисз, Я. А. Купсршмидт, В. Ф. Папуловский, В. Н. Скугоров. М.: Эпсргоатомиздат, 1990.
  51. Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. М.: Машиностроение, 1971.
  52. Инженерные расчеты на ЭВМ: Справочное пособие. / Под ред. Троицкого В. А. -Л.: Машиностроение, 1979.
  53. Испытания автомобилей. / Под ред. Цимбалипа В. Б. М.: Высшая школа, 1971.
  54. И.Е., Доступов Б. Г. Статистическая динамика нелинейных автоматических систем.
  55. К. Методы количественной оценки комфортабельности сиденья. // Сборник препринтов осенней научной конференции 1981 г. Общества автотракторных инженеров.
  56. Д.В. Самоучитель MathCAD 2001. Спб: БХВ-Пстсрбург, 2002.
  57. Колебания автомобиля. Испытания и исследования. / Я. М. Псвзнср, Г. Г. Гридасов, А. Д. Консв и др. Под ред. Я. М. Псвзисра. М.: Машиностроение, 1977.
  58. A.A., Финксльштсйн Ю. Ю. Дискретное программирование. М.: Наука, 1969.
  59. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1984.
  60. В. П., Шишкин В. И., Шишкин М. В. Спинка сиденья транспортных средств. Свидетельство па полезную модель. МПК 7 B60N 2/00. Заявка № 2 002 128 297/20 от 28.10.2002
  61. Г. И., Филаретов Г. Ф. Планирование эксперимента. Минск, Издательство БГУ им. В. ИЛснина, 1982.
  62. Крсмср H.III. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 543 с.
  63. Л.Д., Лифшиц Е. М. Механика. М., «Физматлит», 2002.
  64. Ландау Л. Д, Лифшиц Е. М. Теория упругости. М.: Наука, 1987.
  65. В.А., Юрцсв Л. Н. Расчеты и конструирование резиновых изделий. Л.: Химия, 1987.-408 с.
  66. В.Т., Лавспдел Э. Э., Шляпочников С. А. Резиновые виброизоляторы. Справочник. М.: Судостроение, 1988. — 216 с.
  67. Математическая статистика. // Под ред. Зарубина B.C., Крищснко А. П. М., Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.
  68. A.A. Некоторые вопросы проектирования и исследования подвески автомобиля. Горький, Волго-Вятское .книжное издательство, 1973. 78 с.
  69. A.A. Теория автомобиля: колебания и плавность хода. Н. Новгород, 1998.- 112 с.
  70. Г. Я. Характеристики стохастической взаимосвязи и их измерения. М., «Энсргоиздат», 1982.
  71. .И. К вопросу выбора параметров пассажирских сидений автобусов. В сб. «Расчет конструкции, испытания и эксплуатация автобусов и троллейбусов». Львов, 1971.
  72. В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. — 207 с.
  73. Ю.И. Математические модели естествознания и техники. Цикл лекций. Выпуск 2. Н. Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1996. 154 с.
  74. Л.Е. Статистика социально-гигиенических исследований. М., 1968.
  75. И.И. Курс теоретической механики для физиков. М.: Издательство Московского университета, 1974.
  76. И.Г., Мусарский P.A., Шишкин В. И. и др. Расчет оптимальных характеристик виброзащиты самоходных машин. // Влияние вибрации па организм человека и проблемы виброзащиты. М., 1982, с. 586−595.
  77. В.В., Ногин В. Д. Парсто-оптимальныс решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982. — 256 с.
  78. Проектирование автомобиля. / М. С. Высоцкий, Ю. Ю. Беленький и др. М.: Машиностроение, 1979. — 384с.
  79. Производственная эргономика / Под ред. С. И. Горшкова. М.: Медицина, 1979. -312с.
  80. Размерные параметры населения. М., Легкая промышленность, 1973. — 236 с.
  81. Расчеты машиностроительных конструкций методом конечных элементов. Справочник. / В. И. Мячснков и др. М.: Машиностроение, 1989. — 520 с.
  82. Р.В. Подвеска автомобиля. М.: Машиностроение, 1972.
  83. Руководство по физиологии труда. / Под ред. Золииой З. М., Измсрова Н. Ф. М., Медицина, 1983.
  84. И.И., Бидинский К. Л. Технология, оборудование, материалы, манекены для оценки параметров безопасности АТС. // Автомобильная промышленность, 1999, № 6.
  85. Сспстлисв. Методы статистических исследований. М.: 1975.
  86. A.A. Спектральная теория подрсссоривания транспортных машин. М., Машиностроение, 1972.
  87. В.Т. Введение в эргономику. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1974. — 148 с.
  88. АС. Поясничио-крсстцовые радикулиты у горняков шахт Донбасса. // Гигиснта труда и профзаболеваний, 1969, -№ 6.
  89. С.П. Сопротивление материалов. В 2-х тт. Т.2. М: 1965.
  90. В.А. Функциональный анализ. М.: Наука, 1993.
  91. Физиолого-гигиспичсский анализ трудовой деятельности водителей автотранспорта. Научно-технический отчет по теме Л’г7. Научн. руков. к.м.н. Вайсман А. И. Горьковскпй научно-исслсдоватсльский институт гигиенты труда и профзаболеваний, Горький, 1970.
  92. Р.И. Автоматизированное проектирование колебательных систем. -Минск: Вышэйная школа, 1977. 452 с.
  93. Р.И. Проектирование оптимальных виброзашитиых систем. Минск: Вышэйная школа, 1971. — 315 с.
  94. С.Э. Физические основы механики. М.: Физматгиз, 1963 г. — 772 с.
  95. Р.В. Численные методы для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1968.
  96. Д. Техника измерений и обеспечение качества: Справочная книга. М.: Энсргоатомиздат, 1983. — 472 с.
  97. Я.Л., Райхинштсйи В. Е. Мсжпозвопковыс диски. Новосибирск, 1977.
  98. Г., Громов Ф. Условия труда: анализ и пути совершенствования. М.: Профиздат, 1974.
  99. A.B., Шишкин В. И., Шишкин М. В. Модель взаимодействия человека с подушкой упругого сиденья. // Будущее технической пауки нижегородского региона. 11. Новгород: Изд. НГТУ, 2002, с 254.
  100. Т. Физиология труда. М.: Медицина, 1973.
  101. Е.В., Плис А. И. Кривые и поверхности на экране компьютера. Руководство по егшайнам для пользователей. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1996.
  102. А.Н. Вероятность. М.: Наука, 1989.
  103. В. И., Шишкин М. В., КравсцВ. Н. Спинка сиденья с поясничной опорой для транспортных средств. Свидетельство на полезную модель МПК 7 B60N 2/00. Заявка № 2 002 131 848/20 от 02.12.2002
  104. М.В. Сравнительная оценка комфортности сидений отсчствснпых и зарубежных фирм. // Будущее технической науки нижегородского региона. Тезисы докладов II регионального молодсжно-тсхничсского форума. Н. Новгород: Изд. НГТУ, 2003, с. 137−138.
  105. Р. Многокритериальная оптимизация. Теория, вычисления и приложения: Пер. с англ. М.: радио и связь, 1992. — 504 с.
  106. Штробель Автомобильные кузова.
  107. . М., Мир, 1971.
  108. Automobile Engineer, 1968, № 3. Bostrom Viking 4000 scat.
  109. Bubb H., Vcncruso R., Mcnoud D. Ergonomie requirements of aircraft scats. // World Acrosp. Tcchnol: 92: Int. Ru. Acrosp. Des and Dev. London, 1992, p.212−213.
  110. Das BMW Komforsitzkonzcpt fur die neue 7er Reihe / Jacob Von Francisco // Automobiltcchn Z. 1995−97, № 3, c. 160−166.
  111. Cocrman R.R. The mechanical impcdancc of human body in sitting and standing position at low frequencies. // Human Vibration Research, 1963, № 10.
  112. Gierke H.E. Biodynamic model and their application // Journal of the Accoustical Society of Amcrica, 50, № 6, part 1, 1971.
  113. Gill P.E., VV. Murray, M.H.Wright. Practical Optimization. Academic Press, London, 1981.
  114. Goldberg D.E. Gcnetic Algorithms in Scarch, Optimization, and Machine learning. Addison-Wcslcy, 1989.
  115. Gorman G., Davis B. The Illiac vehicle scat update. // Automotive intcrious internal. 1998. .№ 7.
  116. Habeburg S., Middendorf L. What Really Connects in Seating Comfort? // SAE paper 770 247, 1977.
  117. Han S.P. A Globally Convergent Method for Nonlinear Programming. // Journal of Optimization Theory and Applicatons. Vol. 22, p.297, 1977.
  118. Hcidingcr F., Kurz B., Dicbschlag W. Der Autositz aus Phylosiologischer und biomcchanischcr Sicht. // ATZ. Automobilctcchnischc Zeitschrift. 1988.
  119. Holland J.H. Adaptation in Natural and Artificial Systems. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1975.
  120. Hontischik H. Der Sitz als Vcrbindungsclcmcnt von Mensch und Kraftfahrzeugen. // ATZ, 1972, N4, p. 155.
  121. Kamijo K., Tsujimura II., et al. Evaluation of Seating Comfort // SAE paper 820 761,1982.
  122. Kcogan J., Radkc A. Design vchiclc for greater comfort. // SAE Journal, 1964, N9, p.50−55.
  123. Nunn P. New generation ergonomic scat. Improved Posture With Nissan Scat. // JM! № 152. 1994 (may-junc).
  124. Powell M.J.D. A Fast Algorithm for Nonlincary Constrained Optimization Calculations. // Numerical Analysis, cd. G.A.Watson, Lcctury Notes in Mathematics. Springer Verlag. Vol. 630, 1978.
  125. Powell M.J.D. The Convergence of Variable Metric Methods for Nonlincarly Constrained Optimization Calculations. Nonlinear programming 3 (O.L. Mangasarian, R.R.Mcycr, S.M.Robinson, cds). Academic Press, 1978.
  126. Reed M.P., Schneider L.W. Lumbarsupport in auto scats: conclusions from a study of preferred driving posture. // SAE 960 478.
  127. Schustcr В. Sitzcn’ohnc Ruckenschmerzen // KTF. 1997. № 6.
  128. Schaobcrth II. Sitzhaltung. Sitzschaclcn. Sitzhmobcr. Springer. Berlin, VI, 1962.
  129. Simic D. Influenza dcllc vibrazioni angolari sul corpo umano. ATA, 1971, №>7, ^ p.361−370.
  130. Umchara II., etc. Measurement and display of the load distribution. // «SAE preprint» N 710 042, 1971.
  131. Trott В. Drivers scat layout. // Automobile Engineer. 1971, № 5, p.52−53.
  132. Vartcraninn J. I I. On Measuring Automobile Scat Rido Comfort. // SAE paper 820 309, 1982.
  133. Vcrtiz A. Integration model of seating confort. // Automotive intcrious internal. 1996.
  134. Wisncr A. Ingenieurs de L’automobilc, 1962, 35, Л!>5, 261−270. Перевод 65/394. Конструирование автомобильных сидений и человеческий организм.
  135. Измеренные формы поверхностей сидений и тела человека
  136. Измеренные формы нодушек сидений
Заполнить форму текущей работой