Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогической диагностики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Демократическое общество не только позволяет образованию реализовывать свой гуманистический потенциал, но и создает условия для его обогащения, выдвигая на первый план его развивающую функцию. Подобная направленность образования выражается в формировании открытой образовательной системы в отношении других социальных институтов, в широком взаимодействии между различными субъектами образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы модернизации профобразования и управление развитием педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования
    • 1. 1. Основные направления модернизации начального профессионального образования и характерные признаки педагогических коллективов УНПО
    • 1. 2. Профессионально-педагогическая характеристика инженерно — педагогических работников учреждений начального профессионального образования
    • 1. 3. Управление развитием педагогических коллективов учреждения начального профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования
    • 2. 1. Факторы, влияющие на развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования
    • 2. 2. Вариативная модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования
    • 2. 3. Результаты социо — педагогического эксперимента по апробации вариативной модели развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования
  • Выводы по второй главе

Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогической диагностики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена переменами, происходящими во всех сферах российского образования. Задачи модернизации образования актуализируют новые требования к развитию педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования, так как обучать и воспитывать современное молодое поколение может только слаженный педагогический коллектив с общими профессиональными целями.

В России вдет процесс становления гражданского общества, ключевым ресурсом в этом процессе является образование, как совокупность условий, обеспечивающих включение человека в систему общественного воспроизводства.

Демократическое общество не только позволяет образованию реализовывать свой гуманистический потенциал, но и создает условия для его обогащения, выдвигая на первый план его развивающую функцию. Подобная направленность образования выражается в формировании открытой образовательной системы в отношении других социальных институтов, в широком взаимодействии между различными субъектами образования, в признании личностного развития учащегося в качестве ведущих целей. Соответственно формируется другой тип инженерно — педагогического работника, который трудится в слаженном педагогическом коллективе учреждения начального профессионального образования. Не все педагогические коллективы учреждения начального профессионального образования обладают благоприятным микроклиматом, хотя в основе развития педагогического коллектива лежат взаимоотношения между инженерно — педагогическими работниками. Наличие совместной деятельности, в том числе педагогической, не гарантирует, что коллектив организован и сплочен. Во многих случаях совместной работы существует только видимость общей цели цели учебно — воспитательной деятельности, но каждый преподаватель и мастер производственного обучения стремится достичь свою цель: цель воспитательной работы, учебной, инновационной, в результате нет организованности, педагогический коллектив разобщен. Необходимо присутствие цели саморазвития педагогического коллектива учреждения начального профессионального образования, благодаря которой у инженерно-педагогических работников возникает стремление к совместной деятельности, к достижению результатов.

Результаты ряда исследований, в том числе констатирующего эксперимента, проведенного автором в Московской области, показывают, что большинство педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования по своим соцно-педагогическим характеристикам не всегда готовы и способны решать задачи развития обучающихся из-за отсутствия общей цели, групповой рефлексии, системы оценки развития, мотивирования и стимулирования результатов педагогической деятельности. Лишь 3% молодых специалистов в исследуемых педагогических коллективах получали надбавки за первые три года педагогической деятельности, не улучшилась система пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования. Только 12% педагогических работников считают, что заработная плата будет доведена до средней по промышленности в 2006 г. В связи с модернизацией начального профессионального образования сократилось число учебных часов по многим предметам, что привело к уменьшению заработной платы.

Практика образования показывает, что диагностирование деятельности педагогических коллективов—важная проблема, так как только в сплоченных педагогических коллективах осуществляется развитие как преподавателей и мастеров производственного обучения, так и педагогических коллективов. От взаимоотношений в педагогических коллективах зависит повышение эффективности труда преподавателей и мастеров производственного обучения, устранение негативных явлений.

Социо — педагогическая диагностика способствует выявлению и устранению недостатков, стоящих в педагогическом коллективе, и, соответственно, влияет на его развитие, ее важно проводить в педагогическом коллективе регулярно, так как педагогический коллектив должен постоянно развиваться, влияя на учащихся.

Педагогическая диагностика, как система методов и средств шучения профессионального уровня преподавателя и мастера производственного обучения, помогает выявить затруднения в работе, способствует осознанию проблем и творческому поиску, позволяет определить сильные стороны педагогического коллектива, наметить конкретные способы их закрепления и развития, создать индивидуалы 1ый стиль работы в педагогической деятельности.

Проблема диагностики педагогической деятельности актуальна и значима для создания новой модели работы директора учреждения начального профессионального образования, заместителей директора, преподавателей и мастеров производствешюго обучения по отдельности и способствует удовлетворению профессиональных запросов и потребностей, выявлению и корректировке проблем.

Работы B.C. Грехнева, B.C. Лазарева, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко в области социологии образования показывают, что без специальной методики развития педагогических коллективов невозможно решить задачи модернизации профессионального образования на локальном и республиканском уровнях. Практика образования свидетельствует, что диагностирование деятельности педагогических коллективов является важной, но недостаточно разработанной проблемой. Только в сплоченных педагогических коллективах осуществляется развитие как отдельных сотрудников (преподавателей и мастеров производствешюго обучения), так и коллективов в целом. От эффективности управления зависит создание согласованных действии и взаимоотношений в педагогических коллективах, повышение продуктивности труда работников, устранение негативных явлений, профессиональных деформаций, текучести кадров.

Управление педагогическим коллективом, как основной фактор, способствует качественной работе преподавателей и мастеров производственного обучения, побуждению педагогических кадров к работе в соответствие с их способностями, осуществлению поддержки и заинтересованности, постановке цели и проведению контроля за деятельностью, привлечению к работе и адаптации молодых специалистов. Только за счет процесса саморазвития руководителей образовательных учреждений могут развиваться педагогические коллективы. Комплексному развитию педагогических коллективов учреждений НПО в педагогической науке уделено недостаточно внимания. В основном, к объектам изучения относятся следующие проблемы: управление педагогическими коллективами (И.В.Андреева, В. Г. Афанасьев, А. Т. Глазунов, М. Е. Демашева, P.JI. Кричевский, Н. Н. Михайлова, Р. Х. Шакуров и другие), повышение квалификации и ее влияние на развитие педагогического коллектива (С.Я.Батышев, Е. Е. Вяземский, МП. Сибирская и другие), развитие методической службы (P.M. Лизинский, Т. А. Сергеева, Н. М Уварова и другие), микроклимат и проблемы педагогического коллектива (Р.Х. Шакуров, В.В. Шпалинский), вопросы мотивации и контроля педагогической деятельности (Н. Зубов, B.C. Лазарев, А. К. Маркова, А. Маслоу, Т. А. Матис и другие). В работах авторы уделяют внимание какой-либо одной проблеме развития, не исследуя их в совокупности и не рассматривая весь спектр факторов, влияющих на развитие педагогических коллективов. Развитие педагогических коллективов на основе социо-педагогической диагностики остается мало исследованной проблемой.

Поэтому назрела необходимость разрешения следующих противоречий:

• между необходимостью повышения качества деятельности педагогических работников и отсутствием комплекса сформулированных факторов развития педагогических коллективов;

• между потребностью в развитии педагогических коллективов У НПО в целях повышения качества профессионального образования и неготовностью педагогических работников работать в условиях вариативной организации образовательного процесса;

• между необходимостью в устранении недостатков и проектировании деятельности педагогических работников в условиях модернизации профессионального образования и недостаточной разработанностью социо-педагогической диагностики по выявлению актуальных проблем педагогических коллективов УНПО.

Противоречия позволили определить тему исследования «Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогической диагностики», выявить и сформулировать проблему исследования: развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования, их диагностика и выявление затруднений, применение факторов развития на практике.

Объект исследования: педагогические коллективы учреждений начального профессионального образования.

Предмет исследования: вариативная модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования.

Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование факторов развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогического диагностирования, учета разновидностей педагогических коллективов и использования вариативной модели развития коллективов.

Гипотеза исследования: развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования будет эффективным, если:

• выявить на основе социо — педагогической диагностики проблемы, стоящие в педагогических коллективах;

• определить факторы развития педагогических коллективов и их разновидности;

• использовать вариативную модель развития педагогических коллективов.

В соответствие с объектом, предметом и целью исследования определены задачи исследования:

Разработать и обосновать факторы развития педагогических коллективов.

2. Сформулировать разновидности педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования и этапы развития.

3.Построить модель развития педагогических коллективов в зависимости от разновидностей.

4. Провести социо-педагогическое диагностирование педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования с целью определения микроклимата и их разновидностей. '.

5. Экспериментально обосновать, проверить и внедрить вариативную модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования в зависимости от разновидностей.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о диалектическом методе познаниясущности деятельности, которая преобразует личностьтеории личностио-деятелыюстиого подхода к изучению педагогических явленийединстве теории и практики в познаниитеории воспитания личности в коллективе.

В процессе исследовании изучена литература в области диагностики системы начального профессионального образования (В.И.Зверев, Ю. А. Конаржевский, ПЯЛернер, FLA, Литвинцева, А. Н. Майоров, В. Г. Максимов, Н. Н. Обозов, Е. Е. Соловцова, ЯП. Смирнов, Е. В. Ткаченко, Т. И. Шамова,), работы в области профессионального образования (В.П.Беспалько, Е. Я. Бутко, А. Т. Глазунов, Н. К. Деева, А. К. Маркова, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, С.А. Шапоринский), вопросы управления образовательными коллективами (И.В.Андреева, В. Г. Афанасьев,.

A.Т.Глазунов, М. Е. Демашева, Р. Л. Кричевский, Р. Х. Шакуров и др.), повышения квалификации и ее влияния на развитие педагогического коллектива (С.Я.Батышев, МП. Сибирская и другие), развития методической службы (P.M. Лизинский, Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова и др.), микроклимата педагогических коллективов (A.B. Петровский, Ю. П. Платонов, Р. Х. Шакуров,.

B.В. Шпалинский), мотивации и контроля педагогической деятельности (КЗубов, B.C. Лазарев и др.).

Методы исследования:

• теоретический анализ социологической, педагогической и психологической литературы;

• методы экспериментального исследования: анкетирование, тестирование, интервьюирование директоров, заместителей директоров, методистов, социальных педагогов, преподавателей, мастеров производственного обучения, констатирующий и формирующий эксперименты;

• методы математической статистики: выборочное среднее, дисперсия, выборочное отклонение.

Экспериментальная работа проводилась на базе Егорьевского промышленно-экономического техникума (ранее профессионального лицея № 107) г. Егорьевска, профессионального лицея № 96 Егорьевского района, профессионального лицея № 15 г. Воскресенска, профессионального училища.

5 г. Егорьевска и профессионального училища № 31 г. Егорьевска при непосредственном участии диссертанта. Учреждениям НПО присвоены номера 1−5. Объем выборочной совокупности — 254 преподавателя и мастера производственного обучения.

Исследование проводилось в течение 2002;2006г.г. и включало два этапа:

I этап (2002;2004 г. г.) — изучение и анализ педагогической и психологической литературы, изучение проблемы, определение целей и задач исследования, выдвижение гипотезы.

П этап (2004;2006 г. г.) — разработка экспериментальных материалов, диагностика и отбор результатов, формулирование разновидностей педагогических коллективов, построение вариантной модели развития, публикация статей, повторная диагностика, анализ полученных данных, обобщение результатов, формулирование выводов, оформление диссертации, участие в научно-практических конференциях в г. Егорьвске (октябрь 2004 г., март 2005 г.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

• разработана и внедрена система социопедагогических измерителей — анкет, тестов, осуществлено интервьюирование и наблюдение педагогических работников, которые определяют профессиональную продуктивность педагогических коллективов, психологическую атмосферу, мотивацию, контроль, удовлетворенность педагогической деятельностью;

• определены с использованием социометрических методов разновидности педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования: ассоциативный, кооперативный, корпоративный и продуктивный, даны их характеристики, этапы развития;

• определена, разработана и описана на основе социо-педагогической диагностики вариативная модель развития педагогических коллективов учреждении начального профессионального образования различных разновидностей для формирования продуктивного педагогического коллективаопределены и исследованы характеристики продуктивного педагогического коллектива.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• Разработанная вариативная модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования может быть использована руководителями, методистами учреждений начального профессионального образования для совершенствования работы педагогических коллективов и формирования их микроклимата, усиления развития.

• Разработанные анкеты и тесты способствуют выявлению проблем, стоящих в педагогических коллективах, помогают продиагностировать педагогических работников, определить составляющие характеристики педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования.

• Разработанные разновидности и вариативную модель педагогических коллективов возможно применять не только учреждениям начального профессионального образования, но и педагогическим коллективам разных уровней образования.

Положения, выносимые на защиту:

1.Вариативная модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования.

2. Систем, а социо-педагогической диагностики для определения профессиональной продуктивности педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования.

3.Факторы развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования: эффективность управления педагогическим коллективом, профессионально-педагогический профессионализм, целеполагание, мотивация, инновационная деятельность, креативность, система отношений с другими педагогическими коллективами, профессиональными союзами и работодателями, микроклимат, профессиональная корпоративность.

Достоверность н обоснованность результатов исследования обеспечены обоснованностью исходных научных психолого-педагогических позицийдлительностью и объемом экспериментальной работыприменением статистических методов обработки результатов (в частности, проверка достоверности экспериментальных данных проводилась путем расчета дисперсии, выборочного среднего и выборочного отклонения). Достоверность выводов и рекомендаций, представленных в исследовании, обеспечивает теоретико-методологическую обоснованность, адекватность методов исследования его целям и задачам, сущности и содержанию предмета исследования. Достоверность также определяется непосредственным участием диссертанта в исследовании и проверкой модели развития на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе работы на базе Егорьевского промышленно-экономического техникума (ранее профессионального лицея № 107) г. Егорьевска, профессионального лицея № 96 Егорьевского района, профессионального лицея № 15 г. Воскресенска, профессионального училища № 5 г. Егорьевска и профессионального училища № 31 г. Егорьевска, выступлений с докладом на районной научно-практической конференции учащихся, студентов и молодых ученых в г. Егорьевске Московской области (октябрь 2004 г., март 2005 г.), круглом столе в профессиональном лицее № 107 г. Егорьевска (май 2004 г.).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Общий объем работы составляет 197 страниц.

Список литературы

включает 166 источников.

Выводы по второй главе.

1.Сформулированы разновидности педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования: ассоциативный, кооперативный, корпоративный и продуктивный педагогические коллективы.

2.Разработанная вариативная модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования способствует улучшению психологического климата, устранению конфликтных ситуаций и помогает развиваться в современных условиях образования. Построение вариативной модели развития педагогических коллективов основано на социо — педагогической диагностике. В модели учитаны деятельность руководства учреждения начального профессионального образования и деятельность педагогического коллектива. Вариативная модель развития педагогических коллективов разработана с учетом разновидностей педагогических коллективов (ассоциативного педагогического коллектива, кооперативного педагогического коллектива, корпоративного педагогического коллектива) для приближения их к продуктивному педагогическому коллективу, благодаря которому улучшается микроклимат, взаимоотношения между инженерно — педагогическим рабопшками и идет процесс развития.

З.Во второй главе выявлены факторы, за счет которых развивается педагогические коллективы учреждений начального профессионального образования: эффективное управлениеквалификация преподавателей/ мастеров производственного обучениямикроклиматпостановка целейпрофессиональные объединения преподавателей и мастеров производственного обучениямотивацияинновационная деятельностьбесконфликтностьэффективный контрольрезультаты работыоткрытостьуровень индивидуальных способностей членов педагогического коллектива и его творческие способностиотношения с другими педагогическими коллективами и профсоюзами.

4.0пределены на основе социо — педагогической диагностики проблемы, стоящие в педагогических коллективах учреждений начального профессионального образования: нестабильное или неблагоприятное расписание, текучесть кадров, нехватка молодых кадров, конфликтные ситуации между педагогическими работниками, которые происходят из-за неуважительного отношения друг к другу (личные антипатии) или из-за разных взглядов на воспитание и обучение учащихсянехватка методической литературы, отсутствие методического кабинетаотсутствие современного материально-технического оснащенияразногласия с администрацией (личные мотивы) — педагогическими исследованиями и педагогическим творчеством занимается небольшое количество преподавателей и мастеров производственного обученияотсутствие высшего образования у мастеров производственного обученияне все преподаватели и мастера производственного обучения читают газеты и журналы об образовании, не смотрят программы, посвященные подрастающему поколению.

5.Изучение педагогических коллективов учреждений начального профессионально образования позволило выделить следующие их психологические особенности:

• психологическое единство членов коллектива по важным аспектам педагогической деятельности, в педагогических коллективах существовали разные точки зрения по частным вопросам, но различия в позициях не сказывались на взаимоотношениях;

• при возникновении каких-либо трудностей появлялись разногласия, напряженность, некоторые члены педагогического коллектива не хотели брать на себя ответственность;

• наблюдался приоршет деловых отношений: решающим для отношений инженерно — педагогических работников к друг к другу оказывались их деловые качества, хотя некоторые предпочитали личные отношения, руководствуясь симпатиями-антипатиями. Большинство инженернопедагогических работников удовлетворены своей педагогической деятельностью, существует потребность поделиться с коллегами собственным педагогическим замыслом В педагогических коллективах много опытных педагогов, обладающих педагогическими способностями, использующих собственные методические разработки, умеющих правильно и эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Многие инженерно — педагогических работники заинтересованы в улучшении методического самообразования, стремятся к повышению своего профессионального уровня.

Заключение

и выводы по диссертации.

1. Разработаны и обоснованы факторы развития педагогических коллективов учреждений НПО: эффективное управление, квалификация преподавателей и мастеров производственного обучешм, микроклимат, постановка целей, профессиональные объединения, мотивация, инновационная деятельность, бесконфликтность, эффективный контроль, результаты работы, открытость, уровень Iиндивидуальных и творческих способностей, отношения с другими педагогическими коллективами, профсоюзами, работодателями. Использование этих факторов способствует совершенствованию деятельности инженерно — педагогических работников, улучшению взаимоотношений.

2. Сформулированы разновидности педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования: ассоциативныйкооперативныйкорпоративныйпродуктивныйэтапы развития, а также факторы, усиливающие процесс развития: привлечение квалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИобучение педагогических работников в аспирантуре, введение в должность и адаптация новых членов педагогического коллектива, использование методов комплектования на основе психологической совместимости преподавателей и мастеров производственного обученияразработка программ развития педагогических коллективов.

3. Построена вариативная модель развития ассоциативногокооперативного, корпоративного педагогических коллективов для формирования продуктивного педагогического коллектива. Вариативная модель дает возможность развиваться коллективам по плану, указанному в матрице содержания деятельности педагогических работников учреждений начального профессионального образования, в которой рассматривается, что необходимо выполнять инженерно — педагогическим работникам для развития ассоциативного, кооперативного, корпоративного педагогических коллективов и которая определяет перспективы и направления продвижения коллективов к продуктивному состоянию.

4. Проведена социо-педагогическая диагностика педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования с целью определения микроклимата, которая показала, что вариативная модель развития способствует сплоченности, организованности и совершенствованию работы не только педагогических работников, но и коллектива учащихся, влияет на качество обучения.

5. Экспериментально проверена эффективность, обоснована и внедрена модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования в зависимости от разновидностей.

После внедрения вариативной модели развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования наметились тепденщш к совершенствованию деятельности. Ассоциативные экспериментальные педагогические коллективы № 2 и № 4 после внедрения вариативной модели развития стали кооперативными, экспериментальный педагогический коллектив № 5 — корпоративным, корпоративный педагогический коллектив № 1 — по своим характеристикам приблизился к продуктивному. Это отразилось на качестве подготовки учащихся, что является важнейшим показателем развития.

В процессе исследовздшя был получеп вывод о досгижешш поставленной цели обоснования факторов развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогического диагностирования, учета разновидностей педагогических коллективов и использования вариативной модели развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.В., Власенко А. Н., Колесников H.A. Педагогическое творчество преподавателей колледжей в условиях рынка. — М: Издательский центр АПО, 2001. -49с.
  2. П.В., Панин A.B. Философия: Учеб. — 3-е изд. М: Проспект, 2004. — 610с.
  3. H.A. Диагностика педагогических способностей. М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1997. -80с.
  4. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. M.: Аспект Пресс, 1999. — 376с.
  5. И.В., Кошелева C.B., Спивак В. А. Управление персоналом. СПб.: Издательский Дом «Нева»: M: OJIMA — ПРЕСС, 2003. -224с.
  6. Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией В. А. Сластенина. — 2-е изд., доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 264с.
  7. В.Г. Научное управление обществом. — М: Политиздат, 1975.-386с.
  8. Ю.К. Избрашше педагогические труды. М: Педагогика, 1989. — 560с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  10. Т.Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. -М.: Изд. це! ггр «Академия», 2003. 224с.
  11. С.П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для педагогических училищ / Преподавание в нач. классах общеобразовательных шк. М: Просвещение, 1987. — 368с.
  12. М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам / М. И. Басаков. Изд. 3-е. испр. И доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. -169 с.
  13. С.Я. Реформы профшколы. Опыт, поиск, задачи, пути реализации. -М.: Высш. шк., 1987. — 343с.
  14. А.Г.Безюлева Модель управления карьерным ростом пдагогов // Профессиональное образование .2005. № 3. с. 14−15
  15. Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие. — Мн.: Интерпрессервис, 2002. — 352с.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Изд — во Воронежского университета, 1977. — 115с.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М: Институт ПО МО РФ, 1995. — 157с.
  18. В.П. Проблемы и методы психолого — педагогического обеспечения технических обучающих систем. — Воронеж: ВУ, 1997. — 304с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191с.
  20. Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея. М.: Издательский центр АПО, 1999. — 115с.
  21. С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. / М.: Сентябрь, 2002. 160с.
  22. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М: Фирма Гардарика, 1996. -416с.
  23. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для ВУЗОВ / Под ред. Проф. В. И. Добренькова. М.: Гардарики, 2000 — 432с.
  24. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования) Научно — методический сборник. Авторы — составители: Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. — М: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2003.-280с.
  25. JI.C. Мышление и речь. Т.2 М: Педагогика, 1982. —с.5−361
  26. Е.Е. Историческое образование в свете повышения квалификации учителей // Педагогика. № 1,2000. С. 58 61
  27. Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Академия, 2003. — 240с.
  28. С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию: Учеб.пособие. М.: Школа — пресс, 1995. — 448с.
  29. А.Т., Зиновьева И. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. — М: Издательский центр АПО, 1999. -92с.
  30. А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов. — М: Издательский центр АПО, 2003. — 41с.
  31. А.Т. Развитие системы управления начальным профессиональным образованием. Профтехобразование России. — М: ИРПО, 1999.-С.159−166
  32. А.Т. Управление профшколой на образовательном рынке. М: Издательский цешр НОУ ИСОМ, 2004. — 42с.
  33. О.С., Рожков МИ. Общие основы педагогики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд — во. ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003.-160с.
  34. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. — М: Просвещение, 1990. — 144с.
  35. H.K. Профтехучилище в современных условиях. — М.: Высш. шк., 1991. 175с.
  36. МЕ. Управление развитием педагогической деятельности коллектива профессионального училища: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 36с.
  37. И.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ростов н /Д.: Изд — во «Феникс», 2003. 244с.
  38. М.Г. Как добиться лояльности сотрудников?// Директор школы.2005. № 4. с 22−26
  39. И.И. Коммуникативная культура директора профессиональной школы // Профессиональное образование. 2005. Приложение № 3 — 69с.
  40. В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. -М.:УЦ «Перспектива», 1998. — 112с.
  41. Л.В., Сазонова Л. И. Влияние исследовательской деятельности преподавателей на качество образования // Профессиональное образование. 2003. № 11. с.23
  42. Н. Как руководить педагогами: Пособие для руководителей образовательных учреждений. — 3-е изд., испр. И доп. М.: АРКТИ, 2005. — 144с.
  43. В.М., Новиков П. Н. Мониторинг и прогнозирование образования: Научно-практическое пособие. -М.: РГАТиЗ, 1999. 80с.
  44. Т.А. Педагогика: Курс лекций (Для пед. im — тов). М.: Просвещение, 1984.-495с.
  45. Инновации в российском образовании: Начальное профессиональное образование. 2000. М: Изд — во МГУП, 2000. — 152с.
  46. E.H. Педагогика: Курс лекций: Пособие. Ростов — на/ Д.: Феникс, 2003. — 160с.
  47. А.К. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего педагога // Профессиональное образование. 2003. № 3. с. 22 23
  48. E.H. Управленческая психология. Учебник для сред, спец. учеб. заведений. -М.: Высш. шк., 2002. — 270с.
  49. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведешш. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176с.
  50. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно практическое пособие: — М.: Издат. отдел НОУ ИСОМ, 2004. — 132с.
  51. Ю.А. Анализ итогов учебного года. Челябинск, 1985.-95с.
  52. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Профессиональное образовшше. 2002. № 5. с. 17—20
  53. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Профессиональное образование. 2002. № 6. с. 17 20
  54. А.И. Общая социология: Учеб. пособие для ВУЗов. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -479с
  55. А.И. Социология: Учебние для вузов. М: Академический Проект, 2001. -2-е изд., перераб. и доп. — 508с.
  56. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977.-264с.
  57. В.Ю. Управление школьным коллективом. М.: 1995.-217с.
  58. P.JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. -2-е изд. М.: Дело, 1996. 384с.
  59. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно — методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. -224с.
  60. B.C. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование.» Ростов н /Д.: Издательский центр «МарТ», 2002. — 224с.
  61. B.C. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. Серия «Педагогическое образование». -Ростов н / Д.: Издательский центр «МарТ», 2002. 224с.
  62. Е.С. Управление персоналом. — М: «Буклайн», 2005.32с.
  63. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975.-304с.
  64. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения .// См. в Хрестоматия по педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.-е. 5−6
  65. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 187с.
  66. В.М. О методической работе в школе. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 — 160с.
  67. H.A. Психологические тесты для деловых людей. — М.: Бизнес школа «Интел -Синтез», 1994. -317с.
  68. .Т. Педагогика: Курс лекций. — М.: Юрайт, 2000.500с.
  69. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллект — центр, 2001. — 296с.
  70. A.C. Педагогические сочинения: В 8 — ми т. Т 1/ Сост.: Л. Ю. Гордин, A.A. Фролов-М.: Педагогика, 1983. -368с., ил.
  71. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272с.
  72. A.K. Актуальные проблемы психологии труда учителя .// Сов. педагогика, 1986. № 6. С. 11−23
  73. А.К. Психологические критерии ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995.№ 6. с.55- 69
  74. А.К. Психология профессионализма . — М.: МГФ «Знание», 1996.-380с.
  75. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-191с.
  76. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П. В. Шеметова. М.:ИНФРА — М- Новосибирск НГАЭиУ, 2000.-312с.
  77. А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1997. — 182с.
  78. А. Самоактуализация// Психология личности/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. — М., 1982. 287с.
  79. М.И., Занько С. Ф., Тюников Ю. С. К структуре взаимосвязи педагогической теории и практики.// Методология исследования инженерно педагогического образования: Сборник научных трудов. — Свердловск: СИПИ, 1988. — С.18 — 26.
  80. М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1977. -240с.
  81. М.Х., М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1998. — 800с.
  82. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для сгуд. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева. Под. ред. М. А. Галагузовой, J1.B. Мардахаева. -М.: Изд. Центр «Академия», 2002. -192с.
  83. JI.M., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М.: Московский психолого социальный институт: Флинта, 2001. — 192с.
  84. Н.Н., Демашева М. Е. Технология управления развитием педагогической деятельности. -М., ИРПО, 2002. -244с.
  85. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. / Под ред. Ю. Н. Килюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. — 120с.
  86. А.В. Социальная психология. Учебшис для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений. — М.: Академический проект, 2003. — 336с.
  87. Р.Т. Социология. Учебник для ВУЗОВ. — М.: «Книга -сервис», 2003. 320с.
  88. Т.Н. Менеджмент и педагогические конфликты // Профессиональное образование. 2003. № 5. с. 15 16
  89. И.М. Философия: Учеб. Пособие. М.: РДЛ, 2002.420с.
  90. О.Н. Социология образования: Учебно — методическое пособие. М.: МИРОС, 2002. — 224с.
  91. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога — исследователя. — 4-е изд. — ML: Издательство «Эгвес», 2003. 104с.
  92. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). — М.: МЗ Пресс, 2004. — 67с.
  93. Нововведения во внутришкольном управлении / А. М. Моисеев, А. Е. Капто и др. — М. ¡-Педагогическое общество России, 1998. — 232с.
  94. H.H. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990.-191с.
  95. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. Ред. проф. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА — М, 2000. — 654с.
  96. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации// Директор школы.2005. № 2. с89−98
  97. Опыт руководства педагогическим и ученическим коллективами / A.A. Лебедев, Б. Г. Макшанцев и др. М.: Высш. шк., 1987. — 72с.
  98. Основы профессиональной педагогики/ Под ред. СЛ. Батышева, С. А. Шапоринского. М: Высш. шк., 1977. — 504с.
  99. В.В. Психологический климат трудового коллектива (его роль и условия формировздшя). М.: Изд —во ЗВПШ прн ЦККПСС, 1975. -70с.
  100. Педагогика: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального обучения педагогических институтов. Под ред. С. П. Баранова и др.- М: Просвещение, 1976.-387с
  101. Педагогика: (Учеб. пособие для пед. ин—тов / Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина и др.): Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. -608с.
  102. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: ПОР, 2001.-620с.
  103. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сласгенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. — М.: Школа—Прее, 1997. 500с.
  104. Педагогическая энциклопедия / А. П. Амжандров, A.A. Арзуманян и др. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1964.
  105. A.B. К психологии активности личности.// Вопросы психологии, 1975.№ 3. С. 26 38.
  106. A.B. Личность. Деятельность.Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255с.
  107. A.B. Принцип отражения субъективности в психологическом исследовании личности.// Вопросы психологии, 1985.№ 4 .С.17−18
  108. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М.: просвещение, 1978. — 176с.
  109. Ш. Пичугин А. Еще раз об учебной нагрузке преподавателя// Высшее образование в России.2001.№ 2.с. 122−124
  110. Ю.П. Психология коллективной деятельности. Теоретико методологический аспект. — Л.: Издат. Ленинградского университета, 1990. — 184с.
  111. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.:ил.
  112. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для сгуд. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.2: Процесс воспитания. 256с.: ил.
  113. И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М: Изд — во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001.-368с.
  114. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990.-76с.
  115. Психология. Учебник. / Под редакцией A.A. Крылова. — М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. 584с.
  116. Психологическая теория коллектива / Под ред. A.B. Петровского. М: Педагогика, 1979. — 240с.
  117. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие/ Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова и др.- М.: ИРПО- ПрофОбрИздат, 2002. 224с.
  118. Разработка и апробация новой образовательной программы начального профессионального образования. Общеобразовательная подготовка. А. Н. Лейбович, Е. А. Рыкова -М.: ИРПО, 2004
  119. Радзивилова Г. А. Практика управления качеством образования//Материалы региональной научно — практической конференции. -Егорьевск: Егорьевский филиал МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. 219с.
  120. Регуляция социально — психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. М.: Изд — во «Наука», 1986. — 238с.
  121. H.A., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы.// Научно — педагогические основы подготовки учителя биологии. JL: ЛГПИ, 1973. — с. 17−61
  122. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. B.C. Лазарева. — М.: Центр соц. и экономических исследований, 1995. — 158с.
  123. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1999. -352с.
  124. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала Ростов — н/ Д.: Издат — во «Феникс», 1997. — 480с.
  125. Т.А., Уварова Н. М. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации). — М.: «Интеллект —Центр», 2003. -84с.
  126. A.B. Социология управления: Учеб. Пособие. М.: Бизнес — пресса, 2002. — 240с.
  127. М.П. Профессиональное обучение: Педагогические технологии. Учеб. Пособие Изд. 3-е доп. и перераб, — М.: Издательский центр АПО, 2002. — 126с.
  128. М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно — педагогических работников. СПб., 1997. — 193с.
  129. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350с., ил.
  130. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учеб. пособие. М., 1997. — 264с.
  131. Системе профессионально — технического образования 60 лет: история, воспоминания, актуальные проблемы/ Редкол: А. Х. Шкляр (гл.ред.) и лр. Ми.: РИПО, 2000. — 485с.: ил.
  132. В. А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. М.: Издательский центр АПО, 2001. — 184с.
  133. И.П., Глазунов А. Т. Исследовшше приоритетных проблем развития профобразования. Сборник результатов научных исследований. — М.: Издательский центр АПО, 2001. — 264с.
  134. Смирнов И. П, Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. —М.: Издательский центр АПО, 2002. — 46с.
  135. И.П., Хварцкия А. Х. Технология педагогического обшения в профессиональной школе. М: Издательский центр АЛО, 2000. -75с.
  136. Е.Е. Оценка педагогического коллектива профшколы// Приложение «Директорский клуб».2004.№ 4.- 48с.
  137. А.Г. Философия: Учеб. —М.: Гардарики, 2002. 370с.
  138. А.М. Общая и профессиональная психология: Учеб. Пособие для средних проф. уч.заведений. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. — 382с.
  139. Л.Д. Основы психологии. 5-е год., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия») — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 672с.
  140. Л.Д. Психология делового общения и управления. — Ростов н/д.: «Феникс», 2001. — 512с.
  141. Л.Д., Самыгин С. И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов / экспресс справочник для студентов ВУЗов. — Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2003.-256с.
  142. В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981. 192с.
  143. В.А. Мудрая власть коллектива / Соч. в 3 — х т. М.: Педагогика, 1981. — т. З — 384с.
  144. Е.А. Управление персоналом: Учеб. Пособие. М.: Издательство РИОР, 2005. — 96с.
  145. .Н. Избранные труды: в 2 х томах. — М.: педагогика, 1985. Т.1 -321с. Т.2- 359с.
  146. Н.В. Педагогический совет как одно из средств формирования единого коллектива // Профессиональное образование. 2005. № 7. сЗО
  147. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002−560с.
  148. Управление персоналом в организации / А. К. Саакян, Г. Г. Зайцев и др. СПб.: Питер, 2001. — 176с., ил.
  149. Э.А., Бутова Т. В. Управление персоналом. Вопросы и ответы. Пособие для подготовки к экзамену. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — 224с.
  150. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368с.
  151. А.Н. Административный менеджмент: Учебное пособие. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 228с.
  152. Формирование мотивации учения: Книга для учителя./ Маркова А. К., Матис Т. А. и др. -М.: Просвещение, 1990. 191с.
  153. И.Ф. Педагогика: (Учеб. пособие для ун тов и пед. ин -тов). — 2 — е изд. перераб. И доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 575с.
  154. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: Метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1998. — 168с., ил.
  155. MA. Психология интеллекта : Парадоксы исследования. — Томск: ТУ. М.: Барс, 1997. -292с.
  156. Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива. -М.: Знамя, 1979. -48с.
  157. Р.Х. Социально — психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990. — 208с.
  158. Р.Х. Социально психологические проблемы руководства педагогическим коллективом/ Науч. — исслед. ин — т профессионально — технической педагогики Акад. пед. паук СССР. — М.: Педагогика, 1982. — 208с.
  159. И.К. Исследовательский подход к управлению школой. — М.: АПП ЦИТП, 1992. 207с.
  160. Н.И. Социальная психология в образовании . Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1990. -544с., ил.
  161. П. Руководство по развитию персонала. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. 240с.: ил.
  162. А. О четверояком корне закона достаточного основания. Философские рассуждения Артура Шопенгауэра / Пер. с нем. — М.: Т-во Кушнерева и К, 1902. 140с.
Заполнить форму текущей работой