Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты эксперимента позволяют утверждать, что деятельность учащихся в условиях детских объединений способствует успешному развитию их познавательной активности. Таким образом, детские объединения являются фактором развития познавательной активности их членов, так как открытость и добровольность членства в детском объединении, эмоциональная привлекательность деятельности, соблюдение социальных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования познавательной активности школьников
    • 1. 1. Сущность активности в психологии и педагогике
    • 1. 2. Обобщающая модель общей и познавательной активности человека
    • 1. 3. Особенности развития познавательной активности школьников в образовательном процессе
  • Глава II. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях
    • 2. 1. Формирование личности и развитие познавательной активности учащихся при инновационных подходах к обучению
    • 2. 2. Принципы организации совместной деятельности в детском объединении по развитию познавательной активности школьников
    • 2. 3. Особенности деятельности детского объединения «Детское научное общество» по развитию познавательной активности школьников
    • 2. 4. Анализ и интерпретация результатов исследования познавательной активности школьников в условиях детского объединения

Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе изменения в социально-экономическом положении многих семей приводят к формированию ценностных ориентации подростков, не связанных с учебой. С одной стороны, рыночные условия современной России требуют инициативных, целеустремленных образованных людей, с другой стороны, у значительной части детей потерян или снижен интерес к школе, учебной деятельности. В таких условиях остро встает вопрос о поиске психолого-педагогических условии, способствующих формированию установки, мотивации учения, развитию познавательной активности учащихся.

Законы Российской Федерации в области образования последних лет «Об образовании», «Об утверждении федеральной программы развития образования», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» и др. гарантируют всем гражданам создание условий для обучения, воспитания и развития в интересах человека, общества, государства, формирование социальной активности, адаптированной к меняющимся условиям жизни общества. Реализация этих законов возможна при сознательном, целенаправленном участии школьников в учебно-познавательной деятельности.

Различные аспекты проблемы активизации познавательной деятельности учащихся рассматривались в теоретических исследованиях многих отечественных психологов и педагогов. Наиболее известные из них реализуются в педагогической практике на основе организации обучения по принципу сознательности: теория формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина) — теория алгоритмизации и программирования (В.П. Беспалько, JI.H. Ланда, Н.Ф. Талызина), теория проблемного обучения (В. Оконь, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, И.Я. Лернер), теория развивающего обучения В. В. Давыдов, Д. В. Эльконин, Л.В.Занков), личностно-ориентированный или личностно-деятельностный подход к процессу обучения (И.В. Якиманская, Е. В. Бондаревская, 3.

М.Н.Берулава и др.), теоретические положения и практика развития творческой активности школьников (Я.А. Пономарев, A.M. Матюшкин, В. Г. Разумовский и др.), теория и практика организации самостоятельной познавательной деятельности школьников в обучении (В.П. Есипов, П. И. Пидкасистый, H.A. Половникова), теория и практика развития активности в учении (Л.П. Аристова). Много теоретических и методических разработок имеется по активизации познавательной деятельности и мышления школьников при обучении разным предметам (в частности, при обучении физике — JI.A. Иванова, Н.М. Зверева). В 60-е — 70-е гг. XX в. интенсивно внедрялась в практику обучения в школе методическая система активизации познавательной деятельности учащихся".

Существенное влияние на взгляды отечественных педагогов и психологов по проблеме развития познавательной активности учащихся оказали теоретические и экспериментальные исследования процесса обучения Дж. Брунером и закономерностей интеллектуального развития детей Ж. Пиаже.

Все перечисленные теории и практические рекомендации относятся к развитию познавательной активности учащихся в процессе обучения на уроке. Недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с использованием возможностей внеурочной работы со школьниками по развитию у них познавательной активности. В то же время внеурочная работа школьников — это менее регламентированное и более свободное пространство для проявления познавательной активности в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями каждого ученика.

В связи с этим мы определили тему исследования: «Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях».

При определении направлений развития и форм организации познавательной активности в детских объединениях мы опирались на психологические основы развития и проявления активности человека, определенные в исследованиях Л. Ф. Алексеевой.

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития познавательной активности школьников в детских объединениях.

Объект исследования: процесс развития познавательной активности школьников в условиях детских объединений.

Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях.

Гипотеза исследования: развитие познавательной активности школьников в детских объединениях будет успешным, если будут организованы следующие педагогические условия:

— организация совместной познавательной деятельности, разработанная с учетом индивидуально-психологических характеристик школьников и социальной ситуации развития, а также с опорой на обобщающую модель развития и проявления общей и познавательной активности учащихся;

— построение деятельности детских объединений на основе развития многообразия функций и программ детских объединений с учетом формирования установки и мотивации познавательной активности в процессе учебно-педагогического сотрудничества;

— организация познавательной деятельности по типу исследовательской деятельностисистема подготовки педагогов, реализующих задачи развития познавательной активности учащихся в условиях детских объединений. Задачи исследования:

1. Выявить степень разработанности проблемы в психологических и педагогических теориях, реализации их на практике, сформировать представление об объекте и предмете исследования.

2. Изучить на основе анализа психолого-педагогической литературы и выявить возможности детского объединения как фактора развития познавательной активности подростков.

3. Обосновать педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях.

4. Экспериментально проверить результаты реализации педагогических условий, способных обеспечить развитие познавательной активности школьников в условиях детских объединениях.

5. Разработать методические рекомендации по организации развития познавательной активности школьников в условиях детского объединения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили психологические, педагогические концепции развития познавательной активности учащихся, принципы сознательности, развивающего обучения, реализации личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу.

Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияизучение педагогического опыта работы в детских объединенияхопытно-экспериментальная работа по специально разработанной программе, в ходе которой применялись: опрос, наблюдение, беседа, методы экспертных оценок и самооценок, тестирование. Развитие познавательной активности изучалось с помощью опытно-экспериментальных процедур Д. Векслера, ШТУР, Р. Кэттелла, К. Леонгарда, Г. Шмишека, Ю. Л. Ханина, Г. В. Залевского и др.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили логику и ход работы по исследованию проблемы, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе (1994;1996 гг.) изучена психологическая, педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследованияпринято участие в организации деятельности различных общественных детских объединенийпроведен анализ практики работы с учащимися в детских объединениях. Собранные материалы легли в основу формулирования гипотезы исследования, создания педагогической системы развития познавательной активности учащихся в условиях детских объединений.

Второй этап (1997;2000 гг.) был посвящен организации опытно-экспериментальной работы с учащимися средней муниципальной школы № 40 г. Томска на основе разработанной педагогической системы развития познавательной активности школьников в детских объединениях при соблюдении выявленных нами педагогических условий. Эта система позволила включать учащихся в разнообразные формы продуктивной учебно-познавательной и социальной деятельности. Подготовлены педагоги для работы в детских объединениях из числа студентов Томского государственного педагогического университета.

На третьем этапе (2000;2003 гг.) проведен анализ внедрения педагогической системы развития познавательной активности учащихся в условиях детских объединений, и конкретно в Детском научном обществе (ДНО). Окончательно определены педагогические условия развития познавательной активности учащихся в условиях детских объединений. Разработаны рекомендации по развитию познавательной активности учащихся в условиях детских объединений.

Анализ концепций, направлений исследований зарубежных и отечественных психологических школ, отдельных ученых, педагогических исследований, а также экспериментальное исследование развития познавательной активности личности позволили автору диссертации сформулировать следующие концептуальные положения диссертационного исследования:

1. Познавательная активность школьников как категория разнопланова, она зарождается, развивается, формируется и проявляется на психологическом, психическом и социальном уровнях в зависимости от характеристик и уровня взаимодействия внутренних и внешних факторов (в нашем случае внешним фактором является Детское научное общество).

2. В условиях детского научного общества происходит позитивное изменение познавательной активности учащихся, обусловленное индивидуальными особенностями, наличием установки на познание окружающего мира, познавательной потребности, мотивации, эмоциональным состоянием, самооценкой, уровнем притязания и др.

3. Особенности детского научного общества позволяют создать реальные педагогические условия для включения школьников в поисково-познавательную и коллективную творческую деятельность.

4. Совокупность педагогических условий развития познавательной активности школьников в детском научном обществе включает в себя:

— педагогическую программу развития познавательной активности учащихся, разработанную на основе обобщающей модели зарождения, развития и проявлений активности человека (Л.Ф. Алексеева);

— наличие установки на достижение успеха в познании, познавательной потребности и мотивациибазовых знаний в области предпринимаемой познавательной деятельности;

— психологизацию образовательного процесса по развитию познавательной активности учащихся, выражающуюся в организации познавательной деятельности школьников с учетом возрастных, социально-психологических особенностей, сформированности потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер учащихсяв создании доброжелательной психологической атмосферы, комфортных условий взаимодействия и общения школьников между собой и с педагогом;

— организацию учебной процесса по принципу исследовательской деятельности;

— программу деятельности Детского научного общества как фактора развития познавательной активности учащихся, так как основным принципом его организации является принцип самоорганизации и самодеятельности.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— педагогические условия развития познавательной активности школьников определены как ведущий фактор в деятельности детского научного объединенияразработана педагогическая программа развития познавательной активности школьников в условиях детского объединения на основе обобщающей модели зарождения, развития и проявления активности человека, обеспечивающая формирование мотивации познавательной деятельности, реализацию познавательной деятельности в соответствии с интересами и возможностями каждого члена детского объединения, психологически комфортные условия сотрудничества в познавательном процессе;

— выявлены психологические факторы, влияющие на развитие познавательной активности школьников в условиях детского объединения;

— разработана и представлена программа деятельности детского научного общества как фактора развития познавательной активности его членов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации представлена педагогическая программа развития познавательной активности школьников в условиях детских объединений, конкретизирован механизм развития познавательной активности учащихся на основе обобщающей модели развития активности человека.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

1. Обоснованы оптимальные педагогические условия развития познавательной активности школьников, практически значимые для других детских объединений.

2. Разработанная педагогическая программа развития познавательной активности учащихся, которая реализуется в деятельности детских объединений, профильных коллективов, учреждений дополнительного образования, используется в разработке спецкурсов и семинаров.

3. Используемые апробированные результаты исследования содержатся в программах и пособиях, адресованных широкому кругу педагогической общественности.

4. Рекомендации по развитию познавательной активности школьников внедрены в деятельность детских объединений, применяемых в детских организациях г. Томска и Томской области: «Родничок», «Истоки», «Детская академия» и др.

Научная обоснованность и достоверность научных положений, полученных результатов, выводов обеспечена исходными методологическими и теоретическими положениямиприменением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям, задачам и логике построения исследования, длительностью опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью ее результатовконтрольным сопоставлением полученных данных с педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы с детьми подросткового возраста, входящими в состав ДНО. Материалы исследования докладывались на педагогических конференциях для родителей и учителей, работающих с этими детьми. Диагностический материал использовался для создания индивидуально-психологических карт детей являющихся членами ДНО. Результаты исследований обсуждались на заседании педагогического совета средней школы № 40 г. Томска, на расширенной научно-практической конференции Союза детских организаций Томской области.

Основные идеи и научные результаты отражены в 8 публикациях.

На защиту выносятся: — педагогические условия развития познавательной активности школьников, разработанные в соответствии с обобщающей моделью общей и познавательной активности учащихся, учитывающие индивидуально-психологические особенности школьников и ситуацию социального развития;

— психолого-педагогические условия развития познавательной активности учащихся в детских объединениях, включающие в себя:

— психологизацию образовательного процесса по развитию познавательной активности школьников в условиях детских объединений;

— организацию познавательной деятельности учащихся по типу исследовательской деятельности;

— программу Детского научного общества как фактора развития познавательной активности школьников.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (207 источников), 4 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе теоретического анализа проблемы и опытно-экспериментальной работы разработана система психолого-педагогических условий развития познавательной активности школьников в условиях детских объединений, которая включает в себя:

— педагогическую систему развития познавательной активности, разработанную с учетом индивидуально-психологических характеристик подростков и социальной ситуации развития, а также с опорой на обобщающую модель развития и проявлений общей и познавательной активности (Л.Ф.Алексеева);

— наличие установки на достижение успеха в познании, познавательной потребности и мотивациибазовых знаний в области предпринимаемой познавательной деятельности;

— психологизацию образовательного процесса по развитию познавательной активности, выражающуюся в организации познавательной деятельности с учетом возрастных, социально-психологических особенностей, сформированности потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер учащихсяв создании доброжелательной психологической атмосферы, комфортных условий взаимодействия и общения подростков между собой и с педагогоморганизацию учебно-познавательной деятельности по принципу исследовательской деятельности;

— программу деятельности детского научного общества как фактора развития познавательной активностисистему подготовки педагогов, реализующих задачу развития познавательной активности учащихся в условиях детских объединений.

Результаты эксперимента позволяют утверждать, что деятельность учащихся в условиях детских объединений способствует успешному развитию их познавательной активности. Таким образом, детские объединения являются фактором развития познавательной активности их членов, так как открытость и добровольность членства в детском объединении, эмоциональная привлекательность деятельности, соблюдение социальных прав подростков, возможность выбора конкретной деятельности, совместные формы ее организации создают особые социально-педагогические возможности для развития познавательной активности подростков.

Опытно-экспериментальная работа также позволила выявить влияние организации развития познавательной активности в условиях детских объединений на личностные характеристики подростков и, наоборот, личностных характеристик — на познавательную активность. Произошло снижение ригидности при повышении уровня познавательной активностинаибольшую общую и познавательную активность обнаружили подростки с гипертимными чертами характераличностная и ситуативная тревожности подростков оказались умеренными, что, как установлено в психологии, является полезным для познавательной деятельностиадекватная самооценка и умеренные притязания способствуют достижению успеха в познавательной деятельности.

В условиях детских объединений повысились уровни сформированности интеллектуальных и учебных умений, которые гарантируют успешную интеллектуальную и познавательную деятельность.

Полученные положительные сдвиги в развитии познавательной активности подростков в условиях детских объединений позволили разработать педагогические и методические рекомендации по организации развития познавательной активности детей в условиях датских объединений.

Задачи исследования полностью выполнены, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась — созданные педагогические условия в деятельности детского научного общества обеспечили положительные сдвиги в развитии познавательной активности подростков.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту. Дальнейшие исследования в данном направлении могут быть связаны с расширением разнообразия содержания и методов работы по развитию познавательной активности школьников в условиях разнообразных детских объединений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.A. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков //Вопросы психологии. 1985. — № 6 — С. 38−45. .
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 333 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. -229 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии //Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987.-С. 10−14.
  5. В.А. Психология человека от рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. СПб.: Питер РАН 2002.-381 с.
  6. И.С. Развитие творческой активности /Под ред.А.М.Матюшкина/ М.:Педагогика, 1991. 155 с.
  7. Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека. — Томск: Изд- во ТГУ, 2000. 320 с.
  8. Л.Ф. Моделирование психических процессов. Томск: Изд-во ТГПУ, 1998.-50 с.
  9. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: Автореф. дис. д-р. психолог, наук-Томск, 1997.44 с.
  10. Л.Ф. Психология активности личности. — Новосибирск, Новосиб. Гос. Пед. Ун-т, 1996.
  11. Л.Ф. Системный подход к исследованию активности личности //Сибирский психологический журнал. — Томск, 1997. — Вып. 5. С. 5 7.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. — Спб. Питер, 2001.- 272 с.
  13. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, РАН, 2001 -288 с.
  14. А. Психологическое тестирование. Кн.1. — М.: Педагогика, 1982. -319 с.
  15. А. Психологическое тестирование. Кн.2. — М.: ' Педагогика, 1982.-295 с.
  16. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.:Наука, 1980.-197 с.
  17. П.К. Функциональная система //Ежегодник БМЭ М., 1986.
  18. Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. — С. 57 — 117.
  19. М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обкучения. Монография.- Омск: Изд-во ОМГПУ, 1998.256 с.
  20. A.C. Проблема цели в воспитании и образовании. Научное образование и нравственное воспитание//Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Интор, 1984-С. 73 — 96.
  21. В.Г. Мотивационная регуляция нравственного поведения личности //Эмоционально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988. — С. 16 — 34.
  22. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж 1996. — 768 с.
  23. А.Г. Психология личности. М.: Наука, 1986 — 423 с.
  24. П.Р. Технологии и современное образование //Педагогика. 1996. — № 2. С.24
  25. Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПИ, 1991. — 111 с.
  26. Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности //Вопросы психологии. 1990. — № 8. — С. 25 — 34.
  27. Д.П. Типологизация учебной активности старшеклассников //Вопросы психологии. Томск, 1988. — № 3. -С. 50 — 57.
  28. М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.- 432 с.
  29. A.B. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999. — 174 с.
  30. JI.A. Проблемы общения и взаимоотношения в условиях детского объединения. //Материалы областной научно-практической конференции по гуманизации учебного процесса. Томск, 1995. С.26−27.
  31. JI.A. Социализация и развитие личности в условиях разновозрастного объединения. //Материалы второй конференции «Психолого-антропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования». Томск, 1997. С.35−37.
  32. JI.A. Детское объединение как фактор формирования творческой познавательной активности подростка. // Материалы международного конгресса «Наука, образование, культура на рубеже тысячелетий». Томск, 2000. С. 34−37.
  33. JI.A. Об использовании личностно- ориентированной технологии в детской организации. // Материалы V региональнойконференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2001. Т.З. с.32−35.
  34. JI.A. Теория и методика работы с детскими и подростковыми организациями: Учебное пособие. Томск.: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2001.- 109 с.
  35. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Модэк, 2002- 351 с.
  36. П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  37. О.С., Черникова C.B. Современный старшеклассник //Советская педагогика, 1986. № 8. — С. 18 — 25.
  38. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского унив-та, 1983. 176 с.
  39. A.A. Психология общения. -М.: Воронеж, 1996. — 325 с.
  40. М.В. Исследование отношений формально-динамической стороны активности с интегральным ЭЭР-параметрами //Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980.
  41. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1986.-464 с.
  42. Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы // Ростов н/Д: РГПИ, 1986.- 120 с.
  43. Е.Б. Дети в современном обществе./ РАН Институт социально-экономических проблем народонаселения. М. :Эдиториал УРСС, 1999. -211 с.
  44. Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации.- М.: Прогресс, 1977 .-412 с.
  45. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Инмтитут практичексой психологии. 1996.-387 с.
  46. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.335 с.
  47. A.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПИ, 1991.- 111 С.
  48. A.B. Будем работать вместе / Программы деятельности детских и подростковых организаций.- М.: Академия, 1996. 146 С.
  49. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии./ Под ред. Н. Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998. 256 С.
  50. Вилюнас В К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Московского университета, 1976. — 142 с.
  51. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.-487 с.
  52. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1982.-367 с.
  53. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика. 1982.-432 с.
  54. О.С. Обоснование новых целей и задач в воспитании в условиях перестройки общеобразовательной школы. — Ростов н/Д.:РГПИ.1983.-19 с.
  55. Т.В. Учебная деятельность и ее средства //М.: Изд-во МГУ, 1988.-256 с.
  56. Э.Г., Демидова J1.H., Холодная М. А. Психологические • основы конструирования учебной информации, проблемыинтеллектоемких технологий преподавания //Психологический журнал. -Томск, 1993. № 6. — С. 35 — 45.
  57. В.К. Исследования уровня притязании в связи с индивидуально-типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта. Автореф. дис. канд. психолог, наук. М., 1970. 44 с.
  58. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой.- М.1997.- 336 с.
  59. A.A. Реализация личностной активности рабочего в производственных ситуациях //Психология личности и образ жизни. -М., 1987.
  60. В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.- 111 с.
  61. М.А. Процесс обучения в современной школе.1. М., 1960.
  62. Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии.- М., 1995.
  63. А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям //Журнал практического психолога. 1998. -№ 4.
  64. Ф 66. Дусавицкий А. К. О социальной ситуации развития личности привключении ребенка в учебную деятельность //Вестник Харьковского ун-та. Психология деятельности и воспитательных процессов. Харьков, 1988. № 320. — С. 3 — 7.
  65. А.К. Проблема активности личности и коллектив как развивающаяся система //Психологический журнал. — 1983. — № 6. -С. 75−83.
  66. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. -М.: Дом педагогики, 1996. 204 с.
  67. Закон Российской Федерации. «Об образовании» // Высшееобразование в России. 1992. — № 3. — С.5 -33.
  68. JI.B. Дидактика и жизнь. М. 1998
  69. Г. В. Психологическая ригидность в норме и патологии. Томск: Изд-во ТГУ, 1993. — 272 с.
  70. A.B. Избранные психологические труды. В 2.т. -М.:Просвещение, 1986.- 174 с.
  71. А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Спб.: Союз2000,448 с.
  72. В.Н. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990.
  73. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М.: Изд-во Московского университета, 1991.- 140 с.
  74. Г. М., Кульпединова М. Е. Детское движение: реалии и возможности // Сов. Педагогика. 1992. № 11 12. С. 34 — 40. ф 78. Иващенко Ф. И. Особенности установления психологическогоконтакта с учащимися //Педагогика. 1999. — № 2. — С. 36 — 38.
  75. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.- 508 с.
  76. .Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности //Вопросы психологии. -1976.-№ 4.-С. 11−13.
  77. А.Г. Детское движение в пространствах воспитания и детской жизни // ТИМ. Вып. 4, 1998., 20 С.
  78. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на• основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежногоопыта) Рига, НПУ Эксперимент, 1998. — 180 С.
  79. М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. -1985. № 6.
  80. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия //Вопросы психологии. 1990. — № 3. С. 41−44.Ф
  81. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. М. В. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1987. 413 С.
  82. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации. Справочник. М., 1998.
  83. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980.- 254 с.
  84. Г. С. Избранные психологические труды. М.:1. Педагогика, 1988.- 301 с.
  85. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 392 с.
  86. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека //Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 25 -32.
  87. И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от ф рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.176 с.
  88. Культура современного урока.- М.: Педагогическое общество России, 2000.- 112 с.
  89. А.И. Влияние различных учебных ситуаций на продуктивность умственной деятельности старших школьников в зависимости от силы и уравновешенности нервных процессов //Вопросы психологии. 1974. — № 4. — С. 41 — 43.
  90. В. А. Воспитание творчества. М.: Педагогика, 1977. — 63 с.
  91. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности //Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Академия, 1996. 408 с.
  92. Н.С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамические стороны психической активности и активированности мозга //Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980. — С. 112 — 124.
  93. К. Акцентуированные личности. Киев: Выща школа, 1989.-374 с.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  95. А.Н. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Издательство Московского университа, 1982. 314 с.
  96. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности//Мотивация, установка и интеллектуальные системы. Новосибирск: Новое. Гос. Пед. Университет, 1987.- 89 с.
  97. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.- 95 с.
  98. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками //Вопросы психологии. -1982.-№ 4.-С. 18−35.
  99. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -М.: Медицина, 1983. 256 с.
  100. О.В. Общественно полезная деятельность как фактор формирования мотивационно-потребностной сферы личности подростка: Автореф. дис. канд. психолог, наук. — М., 1984. — 24 с.
  101. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-445 с.
  102. K.B. Актуализация творческого потенциала личности.- М. Изд-во УРАО, 2000, 160 с.
  103. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  104. Т.Д. Детская практическая психология .М.: Гардарик, 2000.-252 с.
  105. Математические методы в психологии / Под редакцией Берестневой О. Г., Уразаева A.M. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001 -304 с.
  106. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. -1982.-№ 4.-С. 5−17.
  107. A.M. Основные направления и проблемы исследования мышления и творчества //Психологический журнал.- 1984. Т. 3. — № 1. -. 23 — 27.
  108. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985.-184 с.
  109. Ю.А. Саморегуляция активности личности в юношеском возрасте. М., 1991.
  110. И.В. К проблемам побуждения деятельности //Вопросы психологии. 1986.-№ 5.-С. 124−131.
  111. Т.М., Чиринова А. Е. О профессиональных ориентациях старшеклассников //Вопросы психологии. 1985 — № 3. — С. 91 — 98.
  112. Э.Д. Исследования факторов биоэлектрической деятельности некоторых отделов головного мозга и их отношения к умственной активности: Автореф. дис. канд. психолог, наук. — М., 1973.24 с.
  113. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград: Теремена, 1995.
  114. A.B. Введение в социальную педагогику.- М.: ИПП, 1997,-365 с.
  115. Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки //Психология личности и образ жизни. — М., 1987.
  116. У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1991.
  117. В.Д. К проблеме мозговых механизмов психической активности //Психологические исследования. Тбилиси, 1973.
  118. P.C. Психология. Т. 1 -3. М.: Просвещение, 1995. 688 с.
  119. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.-381 с.
  120. К.А. Проблемы исследования субъектной активности //Вопросы психологии. 1996. -№ 1. — С. 5 — 19.
  121. Особенности обучения и психического развития школьника 13 -17 лет /Под ред. И. В. Дубровиной и Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  122. A.B. Возможности и пути общепсихологической теории личности //Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 30 — 44.
  123. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  124. A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 15−26.
  125. A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1996, — 415 с.
  126. В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. 1975.-№ 3.- С. 26−31.
  127. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 510 с.
  128. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  129. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.:МПУ, 1996. — 269 с.
  130. Я.А. Психология творчества М.: Педагогика, 1976.278 с.
  131. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — 2000.
  132. Психология и психоанализ характера. Самара, 1997.
  133. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1985.
  134. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского, М., 1987.
  135. Психология. Словарь /Под. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 430 с.
  136. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности / Отв. ред. В. М. Русалов, Э. А. Голубева. М., 1980. — 54 с.
  137. Развитие творческой активности школьника / Под редакцией A.M. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1991.
  138. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учебное пособие. /Под ред. И. И. Фришман, JI.B. Байбородова, A.B. Волохова, М. И. Рожкова и др. М.: Изд. Центр Академия, 1999.-229 с.
  139. A.A. Психология изучения личности. СПб: Питер, 2002. — 432 с.
  140. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.- 255 с.
  141. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.-686 с.
  142. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал. — Томск, 1995. № 5. — С. 12 — 23.
  143. JI.C. Воспитание нравственного поведения подростков //Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 50 — 56.
  144. В.И. Психология активности. Минск: Адукацыя выхаванья 1996.-280 с.
  145. Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. — М.: ИПКРО, 1996.
  146. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  147. С. Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения. М., 1985.
  148. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. Спб. Речь, 2000.- 143 с.
  149. Современная дидактика: Теория практика. / Под редакцией И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М. 1999.
  150. Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика. № 7. 2001.С.32 — 39.
  151. E.H. Детское движение в современном обществе. — Ростов -на Дону: РГПУ, 1993. — 118 с.
  152. Е.Е. Проблема целостности в психологии (Лейпцигская школа) // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1982, № 4. — С. 43−44.
  153. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, 1999.
  154. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. Учебное пособие. М.: Издат-во Московского университета, 1988.- 45 с.
  155. В.А. Субъект психологической активности: поиск новой парадигмы// Психологический журнал. — Томск, 1995 Т. 16 № 3. —1. С. 23−34.
  156. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во пед. Наук РСФСР, 1961. — 540 с.
  157. Е.В. Непознанная наука // ТИМ. Вып.-.М., 1998. С. 40 76.
  158. H.H. Жизненные планы детей и подростков //Вопросы психологии. 1984. -№ 3. — С. 79 — 86.
  159. Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М. t1930.
  160. Д.Н. Психологические исследования. СПб.: Питер, 2001.-476 с.
  161. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений.» М.:НПУ СПО-ФДО, 1996. — 14 с.
  162. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989 .- 206 с.
  163. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  164. Формирование учебной деятельности школьников / Под редакцией В. В. Давыдова, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. -216с.
  165. Г. В. Об особенности формирования мировоззрения подростков //Вопросы психологии. 1985. — № 7. — С. 42 — 47.
  166. Э. Гуманистическая психология. — Спб. Питер, 2002. — 543 с.
  167. B.JI. Активное отношение и ориентационная активность в структуре активности //Мир психологии. М., 2000. — № 2 (22). -С. 223−229.
  168. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. -407 с. 174.- Холодная М. А. Психология интеллекта: исследования. М.: Издательство Барс, 1997. 392 с.
  169. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 606 с.
  170. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. -270 с.
  171. Г. А. Предметность совместной деятельности //Вопросы психологии. 1990. — № 6. С. 21 — 25.
  172. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека //Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 116 -132.
  173. И.И. О тенденции исследования состояний личности в советской психологии //Психология личности и образ жизни. М., 1991.
  174. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996.-160 с.
  175. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. Томск, 1980. — № 3. — С. 33 — 46.
  176. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.- 319 с.
  177. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993. — 185 с.
  178. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1999. — 512 с.
  179. Jl.В. Психолого-акмеологические проблемы исследования образовательного творчества. — Орел: Изд-во ОРАГС, 2000.- 158 с.
  180. Е.В. Некоторые аспекты социально-психологического изучения личности //Психология личности и образ жизни. — М.,• 1987.-С. 8−10.
  181. Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. 1997.
  182. Г. И. Активизация познавателной деятельности учащихся в учебном процессе. М.:Просвещение, 1979. 1600 с.
  183. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  184. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  185. Д.Б. Избранные психологические труды. 1996. — 327 с.
  186. И. С Разработки технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. — № 2. -С. 28−37.
  187. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64 — 77.
  188. М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. -М.: Педагогика, 1974.
  189. Bonner H. Psychologi. New York: Ronald. 1961.
  190. Dewey J. Progressive education and the science of education. Wash., 1928. P.13.
  191. Freud A. Introduction to psichoanalysis. — L.: Hocarth Press, 1974. — 200 p.
  192. Guiford J.P., Measurment of creatity // Exploration in creatity. N.Y., 1967-P. 281 --287.
  193. Guiford J.P., The nature of human intelligence. N.Y.: MC. Graw Hill, 1967. .
  194. Kolb P. Experiential learning. Englewood Cliffs, 1984.201.' Kogan N, Morgan F.T. Task motivational influences on the assessment of creative and intellectual abiliti in children //Genetic Psychologi Mjnjgraph, 1969. P. 94 — 127.
  195. Meand G.H. The social psychologi: Selected writings. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1956. — 298 p.
  196. Meier H.W. Three theories of child development. N.Y.: Harher & Row, 1965.-314 p.
  197. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its drowth. Daedalus: creativity and laming. 1965. — P. 663 — 679.
  198. Wallach M., Wing C. A new look at the creativity intelligens distinction //Journal of Personality, 1965. P. 348 — 369.
  199. Wallach M., Wing C. The tainted student: a validation of the creative intelligent distinction. N.Y.: Holt, 1969.
  200. Zazzo B. La Psychologie differentielle de l’adolescence. Paris. 1966.
Заполнить форму текущей работой