Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры математического мышления студентов инженерных специальностей в процессе решения проблемных задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены основные положения и принципы формирования культуры математического мышления студентов инженерных специальностейраскрыто понятие «культура математического мышления» инженерапроведен анализ состояния проблемы формирования культуры математического мышления студентов в теории и практике высшего образованияпредставлены основные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ
    • 1. 1. Сущность и структура культуры математического мышления
    • 1. 2. Состояние проблемы исследования в теории и практике высшего образования
    • 1. 3. Модель и технология формирования культуры математического мышления студентов технических вузов в процессе решения проблемных задач
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ

2.1. Организация и методика исследования формирования культуры математического мышления в процессе решения проблемных задач

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по второй главе

Формирование культуры математического мышления студентов инженерных специальностей в процессе решения проблемных задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Социально-экономические изменения в нашей стране, происходящие в последние десятилетия, выдвинули на первое место профессионализм в любой области, в том числе и инженерной. Адаптация к современным экономическим условиям является объективным фактором функционирования высшей школы. Именно этот процесс поставил высшие учебные заведения в условия жесткой конкуренции, перед необходимостью обеспечения качественных результатов деятельности. Основным результатом деятельности высшего учебного заведения является подготовленный специалист. В уровне качества его подготовки заинтересованы определенные социальные группы. Это, во-первых, индивиды, получающие образование. Во-вторых, работодатели, являющиеся потребителями рабочей силы подготовленных специалистов. В-третьих, общество и государство в целом. Очевидно, чтобы стать специалистом высокой квалификации, современный студент должен овладеть не только глубокими и прочными знаниями, эффективными приемами умственного труда и методами самостоятельного добывания знаний, но и уметь применять их в измененной ситуации, творчески подходить к решению возникающих проблем. В связи с этим перед вузами страны встает задача формирования у будущих специалистов культуры мышления, а также таких качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

Формирование качественных знаний — процесс длительный, не заканчивающийся за стенами вуза, и начинать его следует с формирования культуры мышления. Актуализация проблемы культуры на пороге нового тысячелетия вызвана тем обстоятельством, что ученые вынуждены под давлением умножающихся проблем современности заново переосмысливать вопрос о фундаментальных основаниях социального бытия. Возрастание субъектной роли человека в жизни общества ведет к усилению внимания к культуре, лежащей в основе его социально-творческой активности.

Культура вообще, в том числе культура математического мышления, не только создает систему ценностно-смысловых координат, лежащую в основе поведения социальных субъектов, что способствует интеграции общества, но также является важным фактором общественного развития.

Усиление духовных детерминант в развитии современной цивилизации подчеркивается в наиболее заметных и значимых социологических концепциях второй половины XX века. В России этим занимались А. С. Ахиезер, С. И. Григорьев, Б. С. Ерасов, Л. Г. Ионии, Н. И. Лапин и др.

Анализ культуры в контексте социальной жизни, процессов ее функционирования и развития позволил увидеть и определить ее специфические характеристики. А. С. Ахиезер, Л. И. Беляева, Л. Г. Ионин, В. К. Комаров, Н. И. Лапин, А. Моль, П. А. Сорокин, А. И. Субетто и др. рассматривают культуру как важный фактор развития общества.

Культура математического мышления инженера как смысложизненная ориентация рассмотрена в качестве одного из основных показателей социальной культуры личности (Н.С. Тимченко).

В теории и практике вузовского обучения вопрос о формировании математической культуры, культуры математического мышления студентов технических вузов до конца не решен. Мало работ посвящено этой теме. Данной проблемой, в частности, в своих диссертационных работах занимались З. С. Акманова, О. В. Артебякина, Г. М. Булдык, Ш. М. Вакилов, Дж. Икрамов, И. В. Калашникова, И. И. Кулешова, И. В. Сейферт, С. А. Розанова, В. Н. Худяков.

При формировании культуры мышления в образовательном процессе должна учитываться специфика будущей профессии. Цель обучения математике во втузе — формирование культуры математического мышления, которая гарантирует инженеру социальную мобильность и обеспечивает профессиональную самореализацию человека, его профессиональный рост. В работах В. В. Афанасьева, Б. В. Гнеденко, О. В. Ефременковой, И. Ю. Жмуровой, В. И. Загвязинского, А. Н. Колмогорова, М. Р. Куваева, Л.Д.

Кудрявцева, Г. В. Лаврентьева, Д. Пойа, JI.M. Фридмана и др. рассмотрены вопросы преподавания математики, развития самостоятельного творческого мышления, формирования способности к дальнейшему самообразованию.

Разработкой теории проблемного обучения занимались А. В. Брушлинский, И. А. Ильницкая, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и др. Проблемное обучение предполагает использование системы методов, направленных не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний и умений в процессе обучения в вузе.

Особенности образования студентов инженерно-технических специальностей в современных социально-экономических условиях освещены в работах О. В. Долженко, И. Б. Федорова, В. М. Филлипова, В. Л. Шатуновского, В. Е. Шукшунова и др. Вопросы о необходимости изменения содержания инженерного образования, интеграции фундаментальных и профессиональных знаний рассмотрены в работах С. В. Гусаровой, О. В. Долженко, С. С. Торбунова, И. Б. Федорова, В. Е. Шукшунова и др. Для высшей математики в инженерном образовании методом такой интеграции М. М. Мидуковым, И. В. Сейферт, С. С. Торбуновым было предложено математическое моделирование на примерах решения проблемных задач по специальности.

Однако вопросы использования математического моделирования на примерах решения проблемных задач по выбранной специальности в рамках парадигмы интеграции для формирования культуры математического мышления еще не изучены. Предварительный анализ литературы также показал, что вопросы, связанные с организационно-педагогическими условиями формирования культуры математического мышления в процессе обучения студентов технических специальностей еще недостаточно изучены.

В результате анализа системы инженерного образования были выявлены противоречия между:

1) необходимостью формирования КММ студентов инженерных специальностей и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке и практической деятельности вуза;

2) признанием в педагогике и психологии значимости методов проблемного обучения и традиционной приверженностью преподавателей высшей школы к репродуктивным методам обучения, которые исключают формирование культуры математического мышления студентов в процессе решения проблемных задач.

Указанные противоречия определили проблему исследования: выявить организационно-педагогические условия формирования культуры математического мышления (КММ) студентов технических специальностей в процессе решения проблемных задач. Противоречия и проблема обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование культуры математического мышления студентов технических вузов в процессе решения проблемных задач».

Цель исследования — обосновать организационно-педагогические условия формирования КММ студентов инженерных специальностей и реализовать их в педагогическом процессе аграрного вуза.

Объект исследования — процесс обучения высшей математике студентов инженерных специальностей в аграрном государственном университете.

Предмет исследования — процесс формирования культуры математического мышления студентов инженерных специальностей в ходе решения проблемных задач.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование КММ студентов инженерных специальностей будет эффективным, если:

1) сконструирована и внедрена в учебный процесс модель формирования КММ студентов в процессе решения проблемных задач, разработанная на основе принципов фундаментальности, проблемности, универсальности и включающая взаимосвязанные элементы: цель, структурные компоненты, условия реализации и результат;

2) в процессе формирования КММ используется технология, включающая принципы обучения (гуманитаризации, творческой направленности, диалогичности, кумулятивности), этапы обучения (диагностический, учебно-академический, учебно-профессиональный), методы обучения (информационный, проблемно-поисковый, исследовательский), контроль (текущий, рубежный, итоговый);

3) разработаны критерии и определены уровни сформированное&tradeкультуры математического мышления у студентов в процессе решения проблемных задач.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать основные теоретико-методологические подходы к определению понятий: «культура», «мышление», «культура мышления», «математическая культура» и сформулировать понятие «культура математического мышления» в рамках данной работы.

2. Сконструировать модель формирования культуры математического мышления студентов инженерных специальностей и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

3. Разработать технологию формирования культуры математического мышления студентов инженерных специальностей в процессе решения проблемных задач.

4. Подготовить научно-методические рекомендации по формированию культуры математического мышления студентов инженерных специальностей.

Методологическую основу исследования составили:

• на общефилософском уровне: исследования, раскрывающие положения диалектико-материалистического учения о целостности и взаимообусловленности социальных явлений, деятельностной и творческой личности и многофакторном характере ее развития;

• на общенаучном уровне: концепция социальной активности личности (К.А. Абульханова-Славская, М. С. Каган, К.К. Платонов) — общая теория деятельности (JI.H. Коган, А. Н. Леонтьев, М. А. Нугаев С.Л. Рубинштейн) — концепция жизненных сил человека, социальной и индивидуальной субъектности (С.И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Ю.Е. Растов) — теоретические основы моделирования как метода научного исследования (Б.А. Глинский, Б. С. Грязнов, В. В. Краевский, В.А. Штофф);

• на конкретно-научном уровне: основы педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, Н. В. Кузьмина, В.А. Сластенин) — фундаментальные положения теории обучения (Ю.К. Бабанский, В. В. Давыдов, В. В. Краевский, И .Я. Лернер) — психолого-педагогическая концепция проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов).

В ходе проведенного исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, моделирование, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Обработка и анализ полученных результатов осуществлялись с использованием методов математической статистики.

Научная новизна исследования:

— раскрыта и обоснована сущность проблемы формирования КММ студентов инженерных специальностей в процессе решения проблемных задач;

— сконструирована модель формирования КММ студентов в процессе решения проблемных задач, включающая принципы фундаментальности, проблемности, универсальностиусловия реализации модели (индивидуализация обучения, интеграция предметов, профессиональная направленность) — компоненты (мотивационный, операциональный, эмоциональный, оценочно-рефлексивный);

— внедрена в учебный процесс технология культуры математического мышления студентов, включающая принципы обучения (гуманитаризации, творческой направленности, диалогичности, кумулятивности) — этапы обучения (диагностический, учебно-академический, учебно-профессиональный) — методы обучения (информационные, проблемно-поисковые, исследовательские) — контроль (текущий, рубежный и итоговый);

— определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование культуры математического мышления студентов в процессе решения проблемных задач (этапность в реализации модели и технологии, личностно ориентированный подход в основе КММ студентов, использование активных методов обучения, диагностическое обеспечение формирования КММ студентов в процессе решения проблемных задач);

— разработаны критерии и определены уровни сформированности культуры математического мышления студентов в процессе решения проблемных задач (оптимальный, высокий, средний, низкий).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены основные положения и принципы формирования культуры математического мышления студентов инженерных специальностейраскрыто понятие «культура математического мышления» инженерапроведен анализ состояния проблемы формирования культуры математического мышления студентов в теории и практике высшего образованияпредставлены основные научные подходы к исследованию проблемыраскрыты методологические основы для создания модели формирования культуры математического мышления студентов в процессе решения проблемных задачна основе теоретического анализа выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование культуры математического мышления студентов в процессе решения проблемных задач.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в учебный процесс института техники и агроинженерных исследований Алтайского государственного аграрного университета (АГАУ) технологии формирования КММ студентов технических специальностей в процессе решения проблемных задач и ее методического обеспечения (тесты, индивидуальные и контрольные задания, методические рекомендации), которая направлена на повышение качества обучения будущих инженеров. Технология формирования КММ студентов технических специальностей может быть использована в учебном процессе других факультетов и институтов.

Опытно-экспериментальной базой явился институт техники и агроинженерных исследований Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный аграрный университет» (АГАУ). В ходе исследования приняли участие 103 студента, обучающихся на очном отделении и 100 преподавателей инженерных специальностей АГАУ и Алтайского государственного технического университета.

Этапы исследования.

Первый этап (2001; 2002 гг.) — поисково-теоретический, который посвящен изучению философской, психолого-педагогической литературы, определению проблемы, анализу существующих подхода для решения избранной проблемы, выделению объекта и предмета исследования, разработок понятийного аппарата, формулированию рабочей гипотезыпроведению констатирующего экспериментаопределению теоретических основ разработки модели и технологии формирования культуры математического мышления студентов инженерных специальностей.

Второй этап (2002; 2004 гг.) — опытно-экспериментальный, на котором разработаны и внедрены модель и технология формирования культуры математического мышления студентов инженерных специальностей.

Третий этап (2004;2006 гг.) — заключительно-обобщающий, посвящен анализу, систематизации и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического исследования и экспериментальной проверки модели и технологиисформулированы основные выводы и научно-обоснованные рекомендациизакончено литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Повышению уровня подготовки студентов инженерных специальностей способствует, разработанная модель формирования культуры математического мышления в процессе решения проблемных задач на основе принципов фундаментальности, проблемное&trade-, универсальности и включающая взаимосвязанные элементы: цель, структурные компоненты, условия реализации и результат.

2. Ведущими условиями реализации модели формирования КММ у студентов в процессе решения проблемных задач являются: индивидуализация обучения, интеграция предметов, профессиональная направленность.

3. Эффективность формирования культуры математического мышления студентов обусловлена внедрением технологии формирования культуры математического мышления студентов на основе принципов обучения (гуманитаризации, творческой направленности, диалогичности, кумулятивное&trade-) — этапов обучения (диагностический, учебно-академический, учебно-профессиональный) — методов обучения (информационных, проблемно-поисковых, исследовательских) — контроля (текущего, рубежного, итогового).

4. Разработанные критерии определяют уровни сформированное&tradeкультуры математического мышления в процессе решения проблемных задач (оптимальный, высокий, средний, низкий) по каждому компоненту (мотивационному, операциональному, эмоциональному, оценочно-рефлексивному).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической разработанностью исходных позиций, использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике исследованияразнообразием источников информациирепрезентативностью объектов выборкивсесторонним качественным и количественным анализом полученных результатов.

Дальнейшие исследования планируются в направлении разработки учебного обеспечения преподавания высшей математики в техническом вузе по предлагаемой технологии и более глубоком и широком ее внедрении в учебный процесс.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и получили одобрение на всероссийской научно-методической конференции (Барнаул, 2003) — межрегиональной конференции по математическому образованию на Алтае (Барнаул, 2002) — семинаре межрегиональной летней школы молодых ученых и студентов (Барнаул — Горно-Алтайск, Артыбаш /о. Телецкое, 2003) — ежегодных научно-методических конференциях АГАУ (Барнаул, 2001 — 2006) — заседаниях кафедры математики АГАУ.

Всего автором опубликовано по проблеме исследования 9 работ.

Структура диссертации отражает содержание, логику и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе:

1. Выполнен, предусмотренный объемом данного исследования, этап опытно-экспериментальной работы по формированию культуры математического мышления у студентов в процессе решения проблемных задач.

2. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что ведущим мотивом поступления подавляющего большинства студентов в ИТАИ является «получение диплома», а не приобретение знаний, что не может способствовать формированию культуры математического мышления у студентов.

3. На основе результатов, полученных в ходе экспертного опроса, мы можем утверждать, что настоящая подготовка студентов инженерных специальностей требует реорганизации всей системы обучения. Для формирования культуры математического мышления необходимо применять разнообразные методы проблемного обучения. Культура математического мышления лучше всего формировать на занятиях по математическому моделированию в процессе решения проблемных задач по специальности. Умение составлять модели различных процессов является главным критерием сформированности культуры математического мышления у студентов.

4. В ходе формирующего эксперимента осуществлялось внедрение в образовательный процесс модели и технологии культуры математического мышления у студентов в процессе решения проблемных задач.

5. Разработаны критерии (оптимальный, высокий, средний, низкий) сформированности компонентов (мотивационного, операционального, эмоционального, оценочно-рефлексивного) культуры математического мышления у студентов.

6. Проведен анализ степени сохранения знаний по математике у студентов контрольной и экспериментальной групп. Уже через год абсолютная успеваемость у студентов контрольной группы снизилась на 17,25%, качественная на 11,76%", а у экспериментальной группы соответственно на 7,62% и 3,84%).

7. При сравнении сформированности компонентов у студентов экспериментальной и контрольной групп до эксперимента использовался критерий хи-квадрат. Экспериментальные значения хи-квадрат мотивационного компонента — xL = 0,153, операционногоxL ~ 0,098, эмоционального — xL = 0,91, оценочно-рефлексивного — xL = 0,161, а xlp = 6,0 при уровне значимости Р = 0,05. Так как критическое значение хиквадрат больше экспериментального, то мы не можем утверждать, что между результатами по всем компонентам в контрольной и экспериментальной группах имеются статистически значимые отличия.

8. Экспериментальное значение критерия хи-квадрат после эксперимента по сформированности мотивационного компонента ^ ]кс = 7,58, операционального xL = 14,196, эмоционального — xL = 15,92 оценочнорефлексивного — xL = 21,79 а х1р~ 6,0 при уровне значимости Р = 0,05.

Экспериментальное значение критерия больше критического. Полученные данные означают, что между результатами сформированности по каждому компоненту в исследуемых группах имеются статистически значимые отличия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность проблемы формирования культуры математического мышления у студентов в процессе решения проблемных задач определила логику нашего исследования, где предлагается к рассмотрению модель и технология и экспериментально проверяются критерии их эффективности при изучении математики на базе института техники и агроинженерных исследований АГАУ.

Проблема формирования мышления, культуры мышления, математического мышления привлекает внимание исследователей многих отраслей научного знания (философов, психологов, педагогов). Культура математического мышления может быть предметом многих наук и иметь разную концептуально-понятийную структуру, и не может быть сведено к единому способу понимания. Рассмотрение проблемы с разных точек зрения способствует более точному выявлению ее сущности.

Обобщая данные, полученные на этапе изучения теоретических источников, мы рассматриваем культуру математического мышления инженера как «специфический способ жизнедеятельности, характеризующий и развивающий его творческие способности, являющийся основой адаптации инженера в обществе».

Проведенный анализ состояния проблемы выявил, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых студент может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Такое понимание проблемы обусловило появление понятия «проблемное обучение». Проблемное обучение предполагает использование системы методов, направленных главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что ведущим мотивом поступления подавляющего большинства студентов в ИТАИ является «получение диплома», а не приобретение знаний, что не может способствовать формированию культуры математического мышления у студентов. Поэтому для активизации мыслительных процессов у студентов нами были разработаны и внедрены в учебный процесс модель и технология.

Структура модели представляет собой совокупность цели, задач, принципов, условий, компонентов, уровней сформированности и результата формирования культуры математического мышления в процессе решения проблемных задач.

Технология формирования культуры математического мышления у студентов в процессе решения проблемных задач включает в себя принципы обучения (гуманитаризации, творческой направленности, диалогичности, кумулятивности) — этапы обучения (диагностический, учебно-академический, учебно-профессиональный) — методы обучения (информационный, проблемно-поисковый, исследовательский) — контроль (текущий, рубежный и итоговый).

Сконструированная модель и технология ее реализации подверглись опытно-экспериментальной проверке, результатом которой выступило подтверждение эффективности и целесообразности их внедрения в учебный процесс вуза.

Обобщая основные результаты теоретической части и опытно-экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:

1. В современных условиях перед высшей школой стоят задачи формирования специалиста с устойчивыми побудительными мотивами к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию, способного адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Одним из эффективных путей решения данных задач является обучение студентов в процессе решения проблемных задач.

2. Доказана эффективность модели формирования культуры математического мышления в процессе решения проблемных задач, в которой используются взаимосвязанные элементы (цель, принципы, структурные компоненты, условия реализации и результат).

3. Разработаны критерии уровней сформированности культуры математического мышления у студентов в процессе решения проблемных задач (оптимальный, высокий, средний, низкий) по которым проведена диагностика сформированности каждого компонента (мотивационного, операционального, эмоционального, оценочно-рефлексивного).

4. Установлено, что организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими формирование культуры математического мышления у студентов, являются: этапность в реализации модели и технологииличностно ориентированный подход в основе формирования культуры математического мышления у студентовиспользование методов активного обучения (проблемное изложение, НИРС и т. д.) — диагностическое обеспечение процесса формирования культуры математического мышления у студентов в процессе решения проблемных задач.

Таким образом, результаты исследования формирования культуры математического мышления у студентов в процессе решения проблемных задач позволяют считать его выполненным, а гипотезу подтвержденной.

Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы, а представляет один из вариантов подхода к ее решению. Дальнейшее исследование должно быть связано с разработкой и реализацией формирования культуры математического мышления у студентов в течение всего срока обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , З.С. Развитие математической культуры студентов университета в процессе профессиональной подготовки Текст.: автореферат дис. .кандидата пед. наук / З. С Акманова. -Магнитогорск, 2005. — 23 с.
  2. , С.В. Развитие навыков самообучения у студентов университета Текст.: автореферат дис.. кандидата пед. наук / С. В. Акманова. Магнитогорск, 2004. — 22 с.
  3. , Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст. / Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 216 с.
  4. , Л.Е. Конструирование учебных текстов естественнонаучного содержания Текст. / Л. Е. Андреева, А. А. Шаповалов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.-219 с.
  5. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системе Текст. / Л. И. Анцыфирова // Психология формирования и развития личности. -М.: Педагогика, 1981. С. 3−19.
  6. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
  7. , О. В. Формирование математической культуры у студентов педагогических вузов Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. В. Артебякина. Челябинск, 1999. — 162 с.
  8. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М., 1984. — 318 с.
  9. В.В. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач Текст. / В. В. Афанасьев. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1996. 168 с.
  10. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  11. , Д. Стохастические модели социальных процессов Текст. / Д. Бартоломью. М.: Финансы и статистика, 1985. — 295 с.
  12. , А.А. Культурология. Антропологические теории культур Текст. / А. А. Белик. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. — 241 с.
  13. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текс. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  14. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. -М.: Высш.шк., 1989. 144 с.
  15. Бестужев-Лада, И. В. Моделирование в социологических исследованиях Текст. / И.В. Бестужев-Лада, В. Н. Варыгин, В. А. Малахов. М.: Наука, 1978.- 103 с.
  16. , B.C. Мышление как творчество Текст. / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  17. , М.Г. Использование математического моделирования для анализа и оценки эффективности педагогических технологий Текст. / М. Г. Блинов, Н. М. Оскорбин. Барнаул: Изд-во АГУ, 1996. — 14 с.
  18. , Л.И. Проблемы формирования личности: Избран, психол. труды Текст. / Л. И. Божович. Москва-Воронеж: МО ДЕК, 1996. — 352 с.
  19. , О.М. Система методов контроля как средство повышения качества обучения Текст.: автореферат дис.. кандидата пед. наук / О. М. Бричев. Красноярск, 2006. — 21 с.
  20. , А.В. Психология мышления и кибернетика Текст. / А. В. Брушлинский. -М.: Мысль, 1970. 191 с.
  21. , А.В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  22. , Н.Д. Введение в математическое моделирование Текст. / Н. Д. Бубнова, А. Г. Гроссман. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1995. — 95 с.
  23. , Г. М. Формирование математической культуры экономиста ввузе Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / Г. М. Булдык. Минск. Изд-во Белорусск. гос. ун-т, 1997. — 35 с.
  24. , Ш. М. Развитие математического мышления учащихся при решении задач на приложение производной и интеграла Текст.: автореферат дис. канд.пед.наук / Ш. М. Вакилов. -М., 1985.-24 с.
  25. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: методическое пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  26. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский, В. В. Давыдов. -М.: Педагогика Пресс, 1999. — 536 с.
  27. , A.M. Диагностика состояния мотивации познавательной деятельности студентов Текст. / A.M. Гальперин. Минск: БГУ, 1989. -20 с.
  28. , Б.С. Философия образования Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Флинта, 1998.-432 с.
  29. Гильберт, Д. Наглядная геометрия Текст. / Д. Гильберт, С. Кон-Фоссен. -М.: Наука, 1981.-344 с.
  30. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Дж. Глас, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  31. , Б.А. Моделирование как метод научного исследования: Гносеологический анализ Текст. / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. С. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 247 с.
  32. , Б.В. Математика и научное познание Текст. / Б. В. Гнеденко. -М.: Знание, 1983.-64 с.
  33. , Б.В. Предисловие в сборнике статей «Математика как профессия» Текст. / Б. В. Гнеденко. — М.: Знание, 1980. — № 6. — С. З-23.
  34. , С.И. Жизненные силы человека Текст. / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина, Ю. Е. Растов. Барнаул: Изд-во АГУ, 1996. — 126 с.
  35. , С.И. Неклассическая социология образования Текст. / С.И.
  36. , Н.А. Матвеева. Барнаул: АРНЦ СО РАО, 2000. — 159 с.
  37. , С.И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека: контекст развития культуры социальной жизни на пороге XXI века Текст. / С. И. Григорьев // Социология на пороге XXI Новые направления исследований. М., 1998. — С.219−231.
  38. , М.Т. Педагогические основы образования взрослых Текст. / М. Т. Громкова. М.: Изд-во Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, 1993. — 168 с.
  39. , Я.И. Психолого-педагогические основы методики обучения математике Текст. / Я. И. Груденов. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  40. , П.С. Философия культуры Текст. / П. С. Гуревич. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 316 с.
  41. , С.В. Современные образовательные технологии Текст. / С. В. Гусарова // Специалист. 1996. — № 1. — С.20
  42. , В.Е. Сущность культуры Текст. / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979. — 264 с.
  43. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  44. , О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе Текст. / О. В. Долженко, B.JI. Шатуновский. М.: Высшая школа, 1990. — 191 с.
  45. , Б.С. Социальная культурология Текст. / Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
  46. , О.В. Гуманитарно ориентированные математические задачи в процессе развития творческой активности студентов в техническом вузе Текст.: автореферат дис.. кандидата пед. наук / О. В. Ефременкова. Барнаул, 2003. — 23с.
  47. , В.В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении Текст. / В. В. Заботин. М.: Просвещение, 1973. — 187 с.
  48. , В.И. Роль познавательных задач в организации учебной деятельности Текст.: сб.ст. / В. И. Загвязинский // Формирование познавательной деятельности школьников и студентов Тюмень: ТГУ, 1982.-С. 5−20.
  49. , А.А. Определение культуры и место материальной культуры в общей культуре Текст. / А. А. Зворыкин. М.: Наука, 1967. — 260 с.
  50. , Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург Текст. / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 2000. 258 с.
  51. , М.М. Креативная технология образования Текст. / М. Зиновкина // Высшее образование в России. 1999. -№ 3. — С. 101−104.
  52. , Н.С. Культура и общественный прогресс Текст. / Н. С. Злобин. -М: Наука, 1980.-303 с.
  53. , Д. И. Математическая культура Текст. / Д. И. Икрамов. -Ташкент: Узбекистан, 1981. 277 с.
  54. , Д.И. Развитие математической культуры школьников Текст.: автореферат дис. докт. пед. наук / Д. И. Икрамов. Сырдарья, 1983.
  55. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000.-512 с.
  56. , И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке Текст. / И. А. Ильницкая. М.: Знание, 1985. — 158 с.
  57. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. Санкт-Петербург: ТООТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
  58. , И.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин Текст.:дис. кандидата пед. наук / И. В. Калашникова. Барнаул, 2004. — 173 с.
  59. , H.JI. Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы Текст.: автореферат дис.. кандидата пед. наук / H. J1. Калугина. Магнитогорск, 2005. — 24 с.
  60. , Н. Обоснование курса математики подготовительных отделений вуза на основе дидактического анализа его компонентов Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / Н. Кварацхелия. М., 1985.-24 с.
  61. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе Текст. / М. В. Кларин // Педагогика и психология. 1989. — № 6. — 77 с.
  62. , М.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин Текст.: дис. .канд.пед. наук / М. В. Кларин. Барнаул, 2004. — 173 с.
  63. , JT.H. Теория культуры Текст. / JI.H. Коган. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. — 118 с.
  64. , М.В. Формирование познавательной активности студентов в условиях модульно-рейтингового обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. В. Кокшарова. Барнаул, 2005. — 166 с.
  65. , А.Н. Математика наука и профессия Текст. / А. Н. Колмогоров. — М.: Наука, 1988. — 285 с.
  66. А.Н. Математика в ее историческом развитии Текст. / А. Н. Коломогоров. -М.: Наука, 1991. -221с.
  67. Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе Текст. / Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1977. — 480 с.
  68. , Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах Текст. / Б. И. Кононенко. М.: Щит-М, 1999. — 406 с.
  69. , И. Система подготовки инженеров: социологический ракурс Текст. / И. Корнилов // Высшее образование в России. 1996. — № 2.1. С.79−87.
  70. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  71. Краткий философский словарь Текст. / Под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 1997.-400 с.
  72. , В.А. Проблема способностей в психологии Текст. / В. А. Крутецкий. -М.: Знание, 1971. 64 с.
  73. , В.А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  74. Куваев, М. Р, Методика преподавания математики в вузе Текст. / М. Р. Куваев. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990. — 390 с .
  75. , Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении Текст. / Л. Д. Кудрявцев. М.: Наука, 1977. — 111 с.
  76. , Л.Д. Современная математика и ее преподавание Текст. / Л. Д. Кудрявцев. М.: Наука, 1985. — 170 с.
  77. , Т.В. Проблемное обучение понятие, содержание: итоги дискуссии и пути дальнейшей работы Текст. / Т. В. Кудрявцев // Вестник высшей школы. — 1984. — № 4. — С. 12−23.
  78. , Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы Текст. / Т. В. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  79. , И.И. Формирование математической культуры студентов технических вузов на основе технологии модульного обучения Текст.: дис.. канд .пед. наук / И. И. Кулешова. Барнаул, 2003. — 160 с.
  80. Культура человек — философия: к проблеме интеграции и развития Текст. // Вопросы философии. — 1982. — № 1. — С.ЗЗ.
  81. , Г. В. Гуманизация математического образования: проблемы и перспективы Текст. / Г. В. Лаврентьев. Барнаул.: Изд-во Алт. ун-та, 2001.-206 с.
  82. , Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения. Учебноепособие Текст. / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1994.-128 с.
  83. , В.Н. Фундаментализация высшего технического образования. Прикладные аспекты Текст. / В. Н. Лазовский, В. Е. Шукшунов, Н. И. Сысоев. Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ, 2002. -36 с.
  84. , Г. А. Формирование готовности студентов вуза к применению знаний в профессиональной деятельности Текст.: автореферат дис.. доктора пед. наук / Г. А. Ларионова. Челябинск, 2005.-46 с.
  85. , А.Н. Автоматизация и человек. Психологические исследования Текст. / А.Н. леонтьев. -М.: Мысль, 1970. С.3−13.
  86. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  87. , А.Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 2000.-511 с.
  88. , А.Н. Проблема деятельности в психологии Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1972. — № 9. — С.7−16.
  89. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  90. , И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1974. — 234 с.
  91. , И.Я. Функции теории в построении логики педагогических исследований Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1975. — Ч. 2.
  92. , Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ Текст. / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. -284 с.
  93. , А.К. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Н. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  94. , А. М. Актуальные проблемы психологии в высшей школе
  95. Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Знание, 1977. — 44 с.
  96. , A.M. Загадка одаренности: Проблемы практической диагностики Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Школа — Пресс, 1993. -128 с.
  97. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матбшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  98. , A.M. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения Текст. / A.M. Матюшкин, А. Г. Петросян. М.: Знание, 1981.-82 с.
  99. , М.И. Организация проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1997. — 239 с.
  100. , М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  101. , М.И. Принципы проблемное&trade- в обучении Текст. / М. И. Махмутов // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 30−36.
  102. , М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975- 367 с.
  103. , М.И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань: Татакнигоиздат, 1972. — 551 с.
  104. , В.М. Культура и история Текст. / В. М. Межуев. М.: Политиздат, 1997. — 199 с.
  105. , И.Г. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей Текст.: автореферат дис.. кандидата пед. наук / И. Г. Михайлова. Тобольск, 1998.- 18 с.
  106. , Н.Н. Математика ставит эксперимент Текст. / Н. Н. Моисеев. -М.: Наука, 1979.-223 с.
  107. , А. Социодинамика культуры Текст. / А. Моль. М.: Наука, 1973. — 186 с.
  108. Морозов, К. Е. Математическое моделирование в научном познании
  109. Текст. / К. Е. Морозов. М.: Мысль, 1969. — 212 с.
  110. , Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения Текст. / Н. М. Мочалова. Казань: Изд-во Казанского Унта, 1979.- 158 с.
  111. , B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов Текст. / B.C. Мухина. М.: Академия, 1997. — 431 с.
  112. Мышление: процесс, деятельность, общение Текст. / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 287с.
  113. , Е.В. Формирование творческого мышления студента в образовательном процессе Текст.: автореферат дис.. кандидата пед. наук / Е. В. Нейфельд. Оренбург, 2006. — 23 с.
  114. , Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности Текст. / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухова. М.: Мастерство, 2002. — 288с.
  115. , И.Б. Наглядность и модели в теории элементарных частиц Текст. / И. Б. Новик // Философские проблемы физики элементарных частиц. М, 1976. — С. 302−337.
  116. , A.M. Профессиональное образование России Текст. / A.M. Новиков // Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  117. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования Текст. / Под ред. Е. И. Рогов. М.: Гуманист, 1999. — 488 с.
  118. , В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. — 380 с.
  119. , Л.П. Рефлексивно-деятельностная методика формирования у студентов интегративного умения решать задачи Текст.: автореферат дис. кандидата пед. наук / Л. П. Панова. Магнитогорск, 2004. — 23 с.
  120. Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. / Под ред. Е. С. Рапацевич. М.: Современное слово, 2005. — 720 с.
  121. Педагогика: Учебное пособие Текст. / под ред. В. А. Сластенин, И.Ф.
  122. , А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  123. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей Текст. / Под ред. B.C. Кукушкина. -Ростов н/Дону: Издательский центр «Март», 2002.-320 с.
  124. , П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов Текст. / П. И. Пидкастистый. М.: Педагогическое общество России, 2003.- 112с.
  125. . П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкастистый. М.: Педагогика, 1980.-240 с.
  126. , В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие Текст. / В. Ю. Питюков. М.: Роспедагенство, 1997.-176 с.
  127. , Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов: Учебное пособие Текст. / Ю. М. Плотинский. -М.: Изд-во МГУ, 1992. 133 с.
  128. , Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учебное пособие для вузов Текст. / Ю. М. Плотинский. -М.: Логос, 1998.-280 с.
  129. , С.В. Профессиональная направленность обучения математическим дисциплинам студентов технических вызов Текст.: дисс.. канд. пед. наук / С. В. Плотникова. Самара, 2000. — 160 с.
  130. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учебное пособие Текст. / Под ред. В. Д. Шадриков. М.: Гардарики, 2002. — 383 с.
  131. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д.Пойа. -М.: Наука, 1976.-463 с.
  132. , Д. Математическое открытие. Решение задач: Основные понятия, изучение и преподавание Текст. / Д. Пойа. М.: Наука, 1976. — 452 с.
  133. , А.Г. Культура занятий математикой Текст. / А.Г.
  134. Постников. М.: Знание, 1975. — 65 с.
  135. Психология мышления Текст. / Под ред. A.M. Матюшкин. М.: Прогресс, 1965. — 532 с.
  136. , А. О науке Текст. / А. О. Пуанкаре. М.: Наука, 1983. — 560 с.
  137. , Ю.В. Математика без формул Текст. / Ю. В. Пухначев, Ю. П. Попов. М.: Столетие, 1995. — 512 с.
  138. , А.А. Социология: курс лекций Текст. / А. А. Радугин, К. А. Радугин. М.: Центр, 2000. — 244 с.
  139. , А. Диалоги о математике Текст. / А. Реньи. М.: Мир, 1969. -95 с.
  140. , С.А. Формирование математической культуры студентов технических вузов Текст.: дисс.. доктора пед. наук / С. А. Розанова. -Москва, 2003.-263 с.
  141. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Текст. / В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 е.- 1998. -Т.2−672 с.
  142. , С.А. Основы общей психологии: в 2 т. Текст. / С. А. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1 — 488 с.
  143. , C.JI. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. А. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
  144. , В.П. Система индивидуализированного обучения студентов на основе мотивационного программно-целевого управления Текст.: дис.. доктора пед. наук. / В. П. Русанов. Барнаул, 2000. — 370 с.
  145. , К.А. Введение в методологию математики Текст. / К. А. Рыбников. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 128 с.
  146. , В.П. Философия для аспирантов Текст. / В. П. Сальников, И. И. Кальной, Х. С. Гуцериев, Ю. А. Сандулов. Санкт-Петербург: Лань, 1999.-512с.
  147. , И.В. Проектирование содержания математическогообразования будущих инженеров (модульно-уровневый подход) Текст.: дисс.. канд. пед. наук / И. В. Сейферт. Барнаул, 2002. — 150 с.
  148. , В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии Текст. / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. — 191 с.
  149. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1980. — 356 с.
  150. Словарь практического психолога Текст. / Под ред. С. Ю. Головина. -Минск.: Харвест, 1998. 800с.
  151. , С.А. Технологии в образовании Текст. / С. А. Смирнов // Высшее образование в России. 1999. -№ 1. — С. 109−112.
  152. , Е.В. Адаптивная система обучения высшей математике студентов первого курса технического вуза Текст.: автореферат дис.. .кандидата пед. наук / Е. В. Смирнова. Новосибирск, 2004. — 26 с.
  153. Современный философский словарь Текст. / Под ред. В. Е. Кемерова. -М.: Панпринт, 1998. 1064 с.
  154. , П.А. Система социологии. Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов Текст. / П. А. Сорокин. М.: Наука, 1993.
  155. , Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя Текст.: дис.. доктора пед. наук / Н. Н. Суртаева. М., 1995 — 341 с.
  156. , О.Ф. Логика математического мышления Текст. / О. Ф. Теребилов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 188 с.
  157. , Н.С. Смысложизненные ориентации как показатель социальной культуры личности: (опыт социол. анализа проблемы) Текст.: автореферат дис.. канд. социол. наук / Н. С. Тимченко. -Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. 22 с.
  158. , O.K. Психология мышления Текст. / O.K. Тихомиров. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 270 с.
  159. , С.С. Интеграция знания в технологии обучения и содержании инженерного образования Текст. / С. С. Торбунов, В. З. Мидуков. Томск: Изд-во ТПУ, 2000. — 83 с.
  160. , А.И. Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уемов. М.: Наука, 1971. — 311 с.
  161. , Д.Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.-451 с.
  162. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  163. , И.Б. О концепции инженерного образования Текст. / И. Федоров // Высшее образование в России. 1999. — № 5. — С.3−9.
  164. , С.И. Профессионально-прикладная направленность обучения математическому анализу студентов технических вузов связи (на примере «Ряды Фурье. Интеграл Фурье») Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / С. И. Федорова. М., 1994. — 17 с.
  165. Философская энциклопедия Текст. / Под ред. Ф. В. Константинова. -М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 3. — 584 с.
  166. Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе Текст.: сб.ст. / Ф. А. Фрадкин // История педагогической технологии. -М.: Изд-во НИИТП, 1992. С. 3−12.
  167. , Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя Текст. / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  168. , JI.M. Теоретические основы методики обучения математике Текст. / J1.M. Фридман. М.: Флинта, 1998. — 224 с.
  169. , JI.M. Учитесь учиться математике Текст. / JI.M. Фридман. -М.: Просвещение, 1985. 112 с.
  170. , Г. Информация и самоорганизация Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1991.-240 с.
  171. , В.Н. Формирование математической культуры у учащихся начального профессионального образования Текст.: дис.. доктора пед. наук / В. Н. Худяков. Магнитогорск, 2001. — 349 с.
  172. , О.В. Математическое моделирование в содержании инженерного образования инструмент формирования математического мышления Текст. / С. И. Григорьев, О. В. Цымбалист // Вестник АГАУ. — 2003. — № 4. — С. 172−174.
  173. , О.В. Математическое моделирование при исследовании социальных процессов Текст. / О. В. Цымбалист // Образование и наука в третьем тысячелетии. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. — Ч. 1 — С. 228 229.
  174. , Н. Основа развития высшей школы Текст. / Н. Чебышев, В. И. Каган // Высшее образование в России. 1998. -№ 2. — С. 17−21.
  175. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437с.
  176. , М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе Текст.: дис.. доктора пед. наук / М. А. Чошанов. Казань, 1996. — 320 с.
  177. , В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-320 с.
  178. , А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование Текст. / А. А. Шаповалов. Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.- 123 с.
  179. , В.А. Гносеологические функции модели Текст. / В. А. Штофф //Вопросы философии. 1961.-№ 12.-С.53−65.
  180. , В.А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штоф. М.: Наука, 1966.-304 с.
  181. , В.А. Современные проблемы идеологии научного познания Текст. / В. А. Штофф. JL: Знание, 1975. — 40 с.
  182. , В.Е. Высшее техническое образование: взгляд на перестройку Текст. / В. Е. Шукшунов, В. В. Ленченко, Е. М. Тарасова,
  183. A.Г. Никитенко. М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.
  184. , В.Е. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения) Текст. / В. Е. Шукшунов,
  185. B.Ф. Взятышев, А .Я. Савельев, Л. И. Романьков // Высшее образование в России. 1994.-№ 2.-С. 13−28.
  186. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.-208 с.
  187. , И.М. Математические структуры и математическое моделирование Текст. / И. М. Яглом. М.: Советское радио, 1980. -144 с.
  188. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
Заполнить форму текущей работой