Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Доминирующий код Ветхого Завета и феномен отечественной прапублицистики XI — XIII вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия за последние 15 лет испытала многочисленные потрясения на пути построения гражданского общества. Кризисные явления в экономической и политической сферах сопровождались девальвацией морально-нравственных ценностей. Ныне наблюдаются восстановительные тенденции в духовной жизни социума, сопровождающиеся религиозным возрождением (что, по мнению того же Сорокина, является признаком… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Доминирующий код Ветхого Завета и генезис прапублицистики на Руси в XI веке
    • 1. Классический Восток: от ритуала к прапублицистике
      • 1. 1. Становление публицистики Классического Востока
      • 1. 2. Благочестие и скепсис: трансляция, усвоение, консервация
    • 2. Ветхий Завет в едином библейском дискурсе
    • 3. Этноисторические и социокультурные предпосылки появления отечественной прапублицистики. Проблема периодизации
  • Выводы
    • ГЛАВА 2. Древнерусская прапублицистика ХИ-ХШ вв
    • 1. Основные тенденции развития прапублицистики до 1299/1300 г
    • 2. Доминирующий код Ветхого Завета в древнерусской прапублицистике XII века
    • 3. Юродство в «Слове» Даниила Заточника
    • 4. Особенности русской прапублицистики XIII века
      • 4. 1. Киево-Печерский патерик как единое целое
      • 4. 2. Осмысление реалий XIII века в древнерусской литературе
  • Выводы

Доминирующий код Ветхого Завета и феномен отечественной прапублицистики XI — XIII вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Сегодня одним из самых актуальных вопросов теории и практики отечественной журналистики является проблема ее публицистической состоятельности.

Российская публицистика в условиях современного экономического развития все отчетливее принимает черты рыночной журналистики со всеми ее минусами. Естественная для рыночной журналистики опора на информацию, которую можно продать, оборачивается серьезными потерями в области практической публицистики.1 Теперь продается не только конкретная информация, но и точка зрения автора, его имя, бренд издания и т. д. Из публицистики выхолащивается ее главная составляющая — само творчество автора как субъекта высказывания, как личности, предлагающей свой неповторимый взгляд на действительность, как активного участника тех социальных процессов, свидетелем которых он является, как представитель определенного социума.

В этих условиях поиск истоков, с которых начиналась мировая и отечественная публицистика представляется продуктивным. Он позволяет не просто осмыслить закономерность тех явлений, которые наблюдаются в современной социокультурной практике и, в частности, в отечественной публицистике, но и помогает проследить ее творческую эволюцию, которая породила современную журналистику.

Ясно, что взгляд исследователя сразу обращается к текстам, служащим фундаментом мировой культуры. Тексты эти носят преимущественно религиозный характер, что вполне объяснимо — цивилизация во все времена обращалась за помощью к силе, способной обеспечить и поддержать ее развитие.

1JI Г Свитич пишет. «Поскольку информация имеет свойства социального креатизма, то есть влияния на жизнь человека, обществ, вселенной, супервелика ответственность журнализма за характер и содержание этой информации Качество информации становится глобальной проблемой наряду с другими проблемами И принцип саногенности, положительного настроя, милосердия, добра, созидания, мира, объективности дотжен безусловно превалировать в журналистской информации и в ценностных ориентации журнализма над принципом зла, порока, разложения, разрушения, лжи, необъективности п пессимизма» (Свитич JI Г. Феномен журнализма / Л Г. Свитич, под ред Я Н Засурского — М.: Факультет журналистики МГУ. Икар, 2000 — С 228).

Все это определяет характер и актуальность предложенного 4 исследования.

Тексты, на которые оно опирается — это не просто памятники культур разных этносов и эпох, это основополагающие документы, помогающие понять движение человеческой мысли, процессы формирования личности в окружающем ее мире, сопровождаемые поиском единомышленников в безмерном пространстве истории и времени.

Мировая публицистика является составной частью мировой культуры (а ^ уже — мировой словесности). Публицистику и литературу всегда объединяло стремление понять происходящее сквозь призму восприятия конкретной личности. Личностное начало формирует как художественную словесность, так и публицистику.

Для публицистики (как и для художественной литературы) свойственны опора на реальные факты и явления действительности, на субъективное выражение авторской точки зрения, на поиск диалога с аудиторией, на эмоционально-образное восприятие впечатлений, порожденных объективным ^ бытием. В тоже время для публицистики как особого рода творческой деятельности свойственны большая адресность выступления, его оперативность и качественно иная, нежели в литературе и науке, актуальность, четкая персонализация высказывания.

Общим для художественного и публицистического творчества является духовное созидательное начало, присущее всем видам художественных и публицистических текстов (приглашение к сотворчеству!), а также I" диалогичность (скрытая или открытая), без которой невозможно осуществить одну из важнейших функций творчества — побуждение к активному самоформированию личности в процессе познания окружающего мира.

Именно этими обстоятельствами продиктовано обращение исследователя к поискам источников происхождения современной публицистики (или публицистической первоосновы в других формах познания мира).

• Социолог Питирим Сорокин в 20-е гг. XX в. писал: «Судьба любого общества зависит прежде всего от свойства его членов. Общество, У* состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим. Дайте группе дьяволов великолепную конституцию, и все же этим не создадите из нее прекрасного общества. И обратно, общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более совершенные формы общежития». 1.

Россия за последние 15 лет испытала многочисленные потрясения на пути построения гражданского общества. Кризисные явления в экономической и политической сферах сопровождались девальвацией морально-нравственных ценностей. Ныне наблюдаются восстановительные тенденции в духовной жизни социума, сопровождающиеся религиозным возрождением (что, по мнению того же Сорокина, является признаком нравственного выздоровления).2 Однако, ренессанс христианства, ислама, иудаизма, буддизма и политеистических культов в нашей стране породил и рост религиозного экстремизма, воплотившийся не только в прямые акты насилия, но и в откровенную агрессию в коммуникационном пространстве (с помощью средств массовой информации). ^ Идет широкая обработка умов в соответствии с постулатами той или иной идеологии. В российских СМИ постоянно ведутся дискуссии по религиозной проблематике, но профессиональный уровень их невысок: выступления «отличаются» откровенными фактологическими промахами, неглубоким анализом, отсутствием последовательной аргументации.

Поэтому обращение к истокам традиций мировой и отечественной публицистики дополнительно определяет актуальность предложенного • исследования.

Количество фундаментальных теоретических работ в области истории журналистики, охватывающих значительные временные промежутки эволюции религиозно-публицистической мысли, с учетом трансляционных процессов и взаимодействия коммуникационных пространств, достаточно невелико. За.

СорокипП Современное состояние России/П Сорокин//Новый мир — 1992. — № 4.-С. 188 2 Там же — 1992. — № 5 — С 180−181 исключением исследования Р. В. Жолудя, 1 панорамный подход в изучении щ развития собственно религиозной публицистики нигде не встречается. Между тем, потребность в таких работах растет с каждым днем, так как, не поняв взаимодействия между отдельными историческими типами публицистики, невозможно полноценно изучать и современный этап ее бытия.

В исследовании используются понятия доминирующего кода и ритуала. В коммуникативистике доминирующий код определяется как «.комплекс доминирующих идей, подчиняющий себе различные сферы 9 общественно-культурной жизни, включая и деятельность СМИ». 2.

Доминирующий код религии — это система информационно-преобладающих идей, подчиняющая себе вероучение, культовую практику и институциональную организацию любой соответствующей религии. Своим доминирующим кодом обладают все сакральные тексты и книги (в т. ч. и Ветхий Завет). Доминирующий код Ветхого Завета подчиняет себе структуру, смысловое наполнение и содержательный план первой части Библии. С доминирующим кодом тесно связан рецессивный код, под которым понимается комплекс идей, непосредственно вытекающих из идей доминирующего кода и способных замещать их без ущерба для целостности доминирующего кода как системы. Доминирующий код религии определяется нами не только как продукт информационной деятельности человека, не только как проявление медиатированной реальности3, но и как отражение мегаинформационных процессов. Термины метаинформация, мегаинформация, макроинформация и т. п. мы используем в формулировке Л. Г. Свитич.4 • Религию невозможно представить без ритуала. Один из известных специалистов-исследователей ритуальных текстов В. В. Емельянов.

1 Жолудь Р В Начало православной публицистики: Библия, апологеты, византийцы / Р. В ЖолудьВоронеж Воронежский государственный университет, 2002. — 192 с.

2 Землянова Л М Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества Тотковый словарь терминов и концепций /Л. М Землянова.-М: Изд-во Моек ун-та, 1999.-С. 52 -УЭ Тоффлера есть понятие скрытого кода (которое следует считать аналогичным доминирующему коду): «У каждой цивилизации есть свой скрытый код — система правил или принципов, отражающихся во всех сферах се деятельности, подобно некоему единому плану» (см.: Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер — М. ACT, 1999 -С 92) щ 3 Цуканов С, А Информационная среда как фактор социального и нравственного здоровья четовека :

Автореф дисс.. канд филоп наук/Цуканов Евгений Александрович — Воронеж, 2003. — С. 17.

4 Свитич Л Г Феномен журнализма — С 5−6 подчеркивает: «Ритуал должно рассматривать как символическую форму ¦ поведения живых организмов, связанную с их адаптацией к условиям окружающей среды, направляющую и упорядочивающую их жизненную активность, способствующую возникновению коммуникативных и ценностных систем и служащую основным материалом для образования новых форм поведения, согласованных со своими образцами». 1.

В качестве объекта исследования выступают религиозные и светские публицистические тексты, имевшие хождение на Классическом Востоке и ф Киевской Руси Х1-ХШ вв. Промежуточное звено в трансляции (античные, раннехристианские и византийские тексты, содержащие элементы публицистики) исследовано в монографии Романа Жолудя «Начало православной публицистики: Библия, апологеты, византийцы».

Предметом исследования является система идей и факторов, оказавшая непосредственное влияние на генезис прапублицистики, на становление религиозной и светской публицистики в эпоху древней ближневосточной цивилизации, на трансляционные процессы, а также задавшая импульс поступательного развития отечественной прапублицистики.

В диссертации рассматриваются и отдельные моменты жанрообразования в прапублицистике.

Цель исследования — выявить и раскрыть закономерности возникновения древней публицистической мысли в зоне Ближнего Востока, определить генетические особенности формирования идей доминирующего кода Ветхого Завета, оказавшего влияние на публицистический потенциал ^ Библии, с последующим использованием его отечественной публицистикой XI—XIII вв. для нужд религиозной пропаганды, обоснования решения политических проблем и защиты мировоззренческих стереотипов древнерусского этноса.

Задачи исследования: охарактеризовать причины появления прообразов идей доминирующего кода Ветхого Завета в прапублицистических произведениях Древнего Востока;

1 Емельянов В В. Рит>ал в Древней Месопотамии / В. В Емельянов — СПб: Азб>ка-классика .

Петерб>ргскос Востоковедение, 2003 — С 27. определить пути трансляции по типу «культура-культура», послужившие включению идей доминирующего кода Библии в древнерусскую религиозную и светскую прапублицистикупоказать влияние идеологии Ветхого Завета и христианской догматики на прапублицистические произведения Киевской Русираскрыть роль православного публицистического выступления в формировании христианских нравственно-этических принципов поведения личности и древнерусского общественного сознания.

Методологическая и теоретическая база исследования. Предмет работы лежит на стыке нескольких научных дисциплин. Для того чтобы избежать возможного эклектизма, нами предложена методологическая основа исследования, включившая в себя общенаучные методы: функциональный, структурно-типологического анализа и синтеза материалов, а также системный историко-культурологический метод (разработанный А. Ф. Лосевым и С. С. Аверинцевым), 1 комплексный историко-психологический метод (по А. Л. Вассоевичу), 2 с привлечением в качестве основного инструмента верификации теории пассионарного этногенеза Л. Н. Гумилева.3.

В области общей методологии использованы труды: М. М. Бахтина, II. С. Валгиной, А. С. Демина, И. П. Еремина, В. И. Карасика, Г. В. Колосова, Г. В. Лазутиной, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Е. П. Прохорова, Л. Г. Свитич, М. И. Стюфляевой, В. В. Ученовой, М. С. Черепахова.4.

1 Лосев, А Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. — М.: Правда, 1990. — 655 с. — Лосев, А Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А Ф. Лосев — сост А. А Тахо-Годи. — М: Мысль, 1993. — 959 с., Аверинцев С. С Риторика и истоки европейской литературной традиции / С С. Аверинцев — М * Языки русской культуры, 1996 — 446 с.

Вассоевич А. Л Духовный мир народов классического Востока (Историко-психологический метод в историко-философском испедовании)/ А Л Вассоевич — СПб: Алетсйя, 1998 -539 с. 'Гумилев Л Н Этногенез к биосфера Земли / Л. Н Гумилев.-М: Айрис-пресс, 2005. — 560 с.

4 Бахтин М М Эпос и роман/М М Бахтин — СПб ¡-Азбука, 2000 -304 с, Валгина II С Теория текста Учебное пособие /НС Валигина — М. Логос, 2004 — 280 с — Демии, А С. О художественности древнер>сской литературы / А. С. Демин — отв ред В. П. Гребешок — М.: Языки русской культуры, 1998 -848 с. — Ирсмин И П Лекции и статьи по истории древней русской литературе / И. П Еремин, ЛГУ им Жданова — 2-е изд, доп — Л. Издательство ЛГУ, 1987. — 326 с.- Карасик В. И. Языковой круг, личность, концепты, дискурс / В. И Карасик. — М.: Гнозис, 2004. — 390 с. — Колосов Г. В Публицистика как творческий процесс / Г. В Колосов — М: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 86 с. — Лазутина Г В Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов / Г В. Лазутина — М: Аспект Пресс, 2001 — 240 с — Лихачев Д С Великий п>ть: Становление русской литературы Х1-ХУИ вв / Д С. Лихачев — М • Современник, 1987.-299 сЛотмаиЮ М Семиосфсра/ Ю. М ЛотманСПб: Искусство-СПБ, 2000 -704 с — Прохоров Е. П Введение в теорию журналистики: учебное пособие / Е П. Прохоров — М: РИП-хочдинг, 2000 — 308 с., Свитич Л Г Профессия журналист, учебное пособие / Л Г. Свитич — М Аспект.

При рассмотрении конкретных вопросов нашего исследования, связанных с историей и теорией публицистики (журналистики) были применены наработки следующих ученых: Б. Л. Борисова, В. М. Горохова, Л. Е. Кройчика, Б. Я. Мисонжникова, Г. Я. Солганика, А. А. Тертычного, В. В. Хорольского, Е. С. Щелкуновой и др.1.

Эмпирическую базу составляют древнеегипетские, месопотамские и хеттские текстыканонические и неканонические книги Ветхого Заветаряд сочинений, входящих в структуру Нового Заветапроизведения древнерусской литературы Х1-ХШ вв., принадлежащие перу Илариона Киевского, Феодосия Печерского, Нестора, Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др.

Степень научной разработки определяется трудами по истории и теории литературы, публицистики, культурологии, религиоведения и т. д., имеющими огромное значение, так как концепции, гипотезы и практические выводы, представленные в них, определили саму возможность появление на свет данной работы.2.

Пресс, 2003. — 255 с — Спофляева M И Поэтика публицистики / М. И. Стюфляева — науч. ред. В П Скобелев — Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1975. — 152 с. — Ученова В В. У истоков публицистики / В В УченоваМ. Изд-во Моек ун-та, 1989.-211 е.- ЧерспаховМ. С Таинства мастерства публициста/M С. Чсрепахов — M Мысль, 1984 — 150 с.

Горохов В M Основы журналистского мастерства-учебник/В M ГороховМ: Высшая школа, 1989 -119 с, КройчикЛ Е Публицистический текст как жанр и как дискурс / Л Е Кройчик//Акценты Повоев массовой коммуникации -2005. -№ 3−4 -С 11−16 — Кройчик Л. Е Система журналистских жанров/Л. Е Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ вузов по спец «Журналистика» / Ред-сост. С. Г. Корконосенко — СПб: Знание: СПбИВЭСЭП, 2000. — С. 125−167. — Мисонжников Б Я Отражение действительности в тексте / Б. Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста. учебник для студ вузов по спец «Журналистика» / Ред-сост. С. Г. Корконосенко — СПб: Знание. СПбИВЭСЭП, 2000 — С 95−124. — Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста /Г Я Солганик//Вестник Московского университета Сер. 10. Журналистика -2001.-№ 3. -С. 7483, Тертычный, А А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А А. Тертычный — 2-е изд, испр и доп — M: Аспект Пресс, 2002 — 320 с — Хорольский В В. Западная литература и публицистика XX века: культурологический подход (пособие для студентов и аспирантов) / В. В. Хорольский — Воронеж: Алмаз, 2005. — 160 с, Щелкунова Е С. Текст у берегов Публицистики (Многогранность понятия в свете разшчных научных подходов) / Е С. Щелкунова // Акценты. Новое в массовой коммуникации — 2001. — № 5−6 -С 45−50. и др. Аверинцев С. С. Образ античности / С. С. Аверинцев. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с, Андрианова-Перетц В П Древнерусская литература и фольклор / В. П Андрианова-Перетц — JI: Наука, Ленинградское отделение, 1974 -171 сАссманЯн Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Ян Ассман, пер с нем — М. Присцельс, 1999. — 368 с., Бахтин M. M Творчество Франсуа Pa6ie н народная к) льтура средневековья и Ренессанса / M M Бахтин — 2-е издМ. Художественная литература, 1990 — 543 с — Бычков В В Р>сская средневековая эстетика XI—XVII вв.ека / В В. БычковМ: Мысть, 1992 — 637 с, Вагнер Г. К Канон и стиль в древнерусском искусстве / Г. К Вагнер. — М.: Искусство, 1987 — 288 с, Гаспаров Б M Поэтика «Слова о полку Игореве» / Б М. Гаспаров — M: Аграф, 2000 — 608 с., Г) дзий H К История древней русской литературы / H К. Гудзий — 6-е изд, испр. — М.: Учпедгиз, 1956.-511с, Иванов С. А. Византийское юродство / С. А. Иванов. — M: Международные отношения, 1994. — 240.

Научная новизна работы заключается в том, что отсутствует до сих пор ^ систематическое изучение процесса зарождения и становления прапублицистики в эпоху Классического Востока. Корни публицистической мысли уходят в древневосточный ритуал (ритуальный дискурс). Кроме того, впервые предпринята попытка системного изучения трансляции идей доминирующего кода Ветхого Завета в древнерусскую публицистику Х1-ХШ веков (где эти идеи послужили катализаторами формирования тематического разнообразия и в немалой степени способствовали эволюции ^ жанрообразования).

В предпринятом исследовании впервые рассматриваются в качестве прапублицистических некоторые литературные сочинения Классического Востока (например, древнеегипетская «Книга мертвых», хеттское «Завещание Хаттусилиса I», месопотамский «Диалог о благе» и др.). Следует отметить, что в современной науке исследования древних текстов проводились сугубо с историко-филологических, лингвистических, культурологических или религиоведческих позиций. Данное исследование осуществляет их анализ, ^ опираясь на теорию публицистики и коммуникативистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Идеи, ставшие элементами доминирующего кода Ветхого Завета с — Истрин В. М Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв): учебное пособие для студ филол специальностей вузов / В М. Истрип — иод ред О В Никитина — М.: Академия, 2003 -384 с ¡-Карсавин Л П Культура средних веков/Л П. Карсавин — Киев: Символ & Airland, 1995 -208 с, Клочков И С Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время / И С. КлочковМ: Наука, 1983 -208 с., ЛепахинВ В Значение и предназначение иконы: Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни — по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-худо/кествепным источникам / В. В. Лепахин — М. Паломник, 2003. — 511 с.- Лихачев Д С. Историческая поэтика русской литературы / Д С Лихачев — СПб: Алетейя, 1997. — 511с.- Лихачев Д С. Смех в Древней Руси / Д С Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1984 — 295 с — Лосев, А Ф История античной эстетики. В 2 кн / А. Ф. Лосев — М.: Искусство, 1994 — Кн 2. — 604 с. — Мильков В В. Осмысление истории в Древней Руси / В. В Мильков — СПб • Алетейя, 2000.-384 с., ПерсверзевВ. Ф Литература Древней Руси/В. Ф. ПереверзевМ: Наука, 1971.301 с.- Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства / М. Б. Плюханова — СПб.: Акрополь, 1996 — 336 с.- Пропп В Я Проблемы комизма и смеха / В Я. Пропп. — 2-е изд — СПб.. Алетейя, 1997 -287 с — Рыбаков Б А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. / Б, А РыбаковМ • Наука, 1982 -589 с, Тураев Б, А Египетская литература / Б А. Тураев — СПб • Нева: Летний сад, 2000 — 336 с, Усков Н Ф Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья Германские земти II / III-серсдннаХ1 В /Н Ф. Усков — СПб: Алетейя, 2001.-506 с.- ФрейденбсргО М. Поэтика сюжета и жанра / О. М Фрейдсибсрг — почготовка текста, справочно-на>чпый аппарат, предварение, послесловие II В Брагинской — М • Лабиринт, 1997 — 448 с — Фрояпов И Я. Начала Русской истории Избранное / И. Я Фрояновотв ред Ю Г. АпексссвМ: Парад, 2001.-976 с. и др. и Библии в целом), были сформированы в лоне религиозной прапублицистики Классического Востока.

2. В результате многоступенчатого трансляционного процесса, идеи доминирующего кода Ветхого Завета были перенесены на Русь и послужили основой развития древнерусской публицистики XI—XIII вв.

3. Отечественная прапублицистика явилась одной из вершин глобальной культурной трансляции, охватившей географическую зону Ближнего Востока и Европы в эпохи Древнего мира и Средневековья. Последующее публицистическое творчество опирается на идеи и жанровые формы, появившиеся в более ранних (по времени возникновения) национальных литературах.

4. Прапублицистика Киевской Руси в Х1-ХШ веках (опираясь на свой христианский фундамент) служила интересам сохранения самости древнерусского этноса и защиты единого духовного пространства.

5. На примере такого жанра, как молитва, можно говорить о «мерцательности» публицистического начала в религиозных и светских прапублицистических текстах.

6. Исследование содержит самостоятельную периодизацию развития древнерусской публицистики, базирующуюся на общепринятой периодизации древнерусской литературы.

Теоретическое значение диссертации определяется созданием цельной концепции генезиса древнерусской публицистики на фоне общего культурно-трансляционного процесса в Западной Евразии.

Введение

новых терминов, а также произведенное нами уточнение уже существующей терминологии, позволяет расширить исследовательский инструментарий в сфере истории публицистики.

В диссертации намечены оригинальные подходы к изучению публицистических текстов и жанров, что может способствовать появлению новых исследований, в том числе и обобщающего характера.

Практическое значение. Ее результаты использованы при подготовке программ и лекций по курсам истории зарубежной журналистики и религиоведения. Кроме того, материалы исследования могут быть применены для разработки спецкурсов и курсов по выбору, близких к тематике диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные положения данной работы были представлены нами в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях и семинарах в гг. Воронеже, Москве и Старом Осколе в 2000;2006 гг. Результаты исследования нашли отражение в 13 научных публикациях.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и приложения.

Выводы.

Древнерусская религиозная публицистика ХП-ХШ вв., продолжая.

1 Любопытно как уже в наши дни свершаются некоторые празднования памятных дат русской истории.

Широкомасштабно были отмечены 620-летие и 625-летие Куликовской битвы (значимой вехи, спору нет!) и как скромно и тихо прошли памятные дни 760-летия сперва Невского сражения, а затем и «Ледового побоища» Современная интеллектуальная и правящая элиты России в большей степени ориентированы на Запад и образ Александра Невского закономерно отходит на второй план.Союнсвич И. Л Указ соч — С 273 традиции публицистики XI в., опираясь на дешифровку доминирующего кода.

• Ветхого Завета, выработала свои подходы в освещении и осмыслении социальной реальности.

Нарастание кризисных явлений в этногосударственной системе Киевской Руси привело к активному коммуникационному противодействию им со стороны многочисленных авторов, придерживающихся религиозно-патриотических взглядов. Иначе быть и не могло, так как основными центрами создания и распространения текстов были структуры Русской Православной.

Церкви: монастыри, приходы, епископские кафедры. Церковь, в силу сакральных представлений о форме правления, априори являлась поборницей концентрации властных функций.

Дезинтеграция политических, культурных, экономических и религиозных отношений в Киевской Руси, автоматически вела к ослаблению влияния Церкви в обществе. Это не отвечало не только внутрицерковным потребностям, но и запросам всего общества в целом. Поэтому религиозно-публицистические выступления периода ХН-ХШ веков и были направлены против расширения процессов распада и уничтожения самости древнерусского этноса.

Борьбу с язычеством можно рассматривать в этом же ракурсе. Многобожие (в условиях противостояния с кочевыми народами и агрессивной экспансии Запада в Прибалтике) не могло способствовать сохранению государственной системы Киевской Руси.

Идеи доминирующего кода Ветхого Завета (а, кроме того, и сакральные.

• образы из Священного Писания) использовались древнерусской религиозной публицистикой в чисто прагматических целях пропаганды сохранения этносоциальной целостности. Даже, казалось бы, наиважнейшая для христианства идея личного спасения души была подчинена этому (что хорошо прослеживается, например, в «Притче о слепце и хромце» Кирилла Туровского, «Слове о князьях» и отдельных текстах «Киево-Печерского патерика»).

Появление на таком фоне «Слова» Даниила Заточника нам.

• представляется закономерностью. Преклонение перед властью в древнерусской публицистике было уравновешено буесловием. «Юродивый» публицист Даниил Заточник встал на защиту свободы человеческой личности и Господа Бога. Даниилу претило сугубое почитание княжеской власти, искусственное выдавливание из элитных слоев общества интеллектуалов, но сказать об этом напрямую было нельзя, тогда и родилось религиозно-публицистическое произведение, подчиненное энтелехии юродства.

Икона «идеального христианского правителя», выработанная в недрах отечественной публицистики, оказалась не столь жизнеспособной, как юродская парадигма. «Идеальный» Александр Невский не мог соответствовать, в полном объеме, «идеальному» Владимиру Мономаху — значительно изменились социальные и политические реалии XIII века по сравнению с двенадцатым столетием. В XIV же и XV веках именно «александровский» тип правителя полностью вытеснил «владимирский» тип. Это было продиктовано самим временем и процессом развития на Руси нового государственного образования.

1204 г. преподнес древнерусским публицистам первый пример развертывания духовного одиночества, то, что представлялось отклонением в XIII в., в середине XV века стало нормой (после падения Византийской империи и превращения православного Константинополя в исламский Стамбул).

Татаро-монгольское нашествие получило свое публицистическое осмысление. Что бы ни утверждали апологеты монголов, приемы степной войны, перенесенные на земли земледельческой Руси, привели к тягчайшим последствиям — экономическому упадку, политической раздробленности и духовному разложению.

Житие" («Повесть») и поучения епископа Серапиона являлись для аудитории XIII и последующего XIV веков неким «информационным» лекарством, которое и поучаствовало в духовном исцелении этноса и росте национального самосознания. Мы полагаем, что именно такие произведения религиозной публицистики и подготовили идеологическую почву для свержения иноземного ига.

Заключение

.

Не вызывает сомнения, что прапублицистика выросла из древнего ритуала, в соответствии с новыми потребностями общества. Классический Восток по праву можно признать родиной публицистики. Конфликтные ситуации на сакральной почве в Месопотамии и Древнем Египте проявились очень рано (по нашим расчетам не позднее II тыс. до н. э.). Обожествление власти правителя, войны между государствами номового типа (имевшими своих территориальных богов-покровителей), создание и распад различных культовых союзов, попытки жречества вмешиваться в государственные дела, конструирование новых религиозно-идеологических систем и замещение ими старых, да и просто поиски образованными людьми смысла жизни в инобытиипровоцировали кризисные явления и конфликты, в которых свою роль и играла религиозная прапублицистика, пытавшаяся через убеждение или даже прямое навязывание определенных взглядов, в какой-то степени, регулировать духовную сферу общественной жизни.

Существенной ошибкой при изучении текстов, принадлежащих к литературам иных эпох, является предположение о слишком большом ментальном различии между древними авторами и нами. Не менее серьезным заблуждением необходимо признать и полное отождествление коммуникаторов и коммуникантов, живших тысячи лет назад с ныне живущими участниками коммуникации. Люди Древнего мира и эпохи Средних веков не очень отличались от современных насельников планеты в понимании добра и зла, обладали схожими морально-нравственными принципами, но их эон был более сакрализован, более мифологизирован и менее динамичен (передвижения больших человеческих масс воспринимались как катастрофические явления). В древнем мире существовали и властные отношения (неизменно связанные с культами и религиозной догматикой) и поэтому религиозно-публицистические выступления всегда имели область конкретного применения. Ритуал обладал изрядной долей публицистичности, но он имел четкие ограничения во времени и пространстве, для того чтобы их и преодолеть была создана ритуальная запись, ставшая первым жанром (лименом?) религиозной прапублицистики. Можно, пожалуй, сказать, что публицистические дискурс как бы вырвался из ритуального дискурса. Жанр молитвы выкристаллизовался из ритуальной записи и приобрел по-настоящему свойство «мерцательности» (которое в записи имелось в зародышевом состоянии и не получило полноценного развития из-за ограниченности коммуникативного поля — ритуальная запись имела строго определенный круг распространения, так как ее привязанность к ритуалу была большей, чем у молитвы).

Религиозно-публицистическим жанрам присуща «мерцательность» в силу их собственной природы. Они могут быть востребованными социальной средой в момент появления, а затем утерять свою актуальность и оказаться в «капсулированном» состоянии. Но в социальной среде под воздействием внешних или внутренних факторов происходят изменения и забытые жанры вновь выходят на первые места в публицистическом творчестве.

Издавна религиозные системы и священные книги обладают своими доминирующими кодами — комплексами идей, подчиняющих себе или религиозные вероучения, или содержательное наполнение сакральной литературы. Доминирующие идеи изначально публицистичны, т. е. актуальны, злободневны и имеют некоторые приметы документальности. Формируются подобные идеи постепенно, с течением времени и сводятся в единый доминирующий код. Для того, чтобы некая религиозная идея стала доминирующей, необходимо принятие ее широким кругом коммуникантов. Виртуальным пространством, где проходил отбор идей и их популяризация, на Классическом Востоке стала религиозная публицистика. Почти все идеи доминирующего кода Ветхого Завета (кроме идеи грехопадения) циркулировали в религиозно-публицистических произведениях Древнего Египта и Месопотамии, усвоенные же древнеиудейскими пророками и книжниками, они попали в их сочинения, а потом превратились в средство отбора при кодификации иудейского Священного Писания.

Христианство, вышедшее из недр иудаизма, не отказалось от Ветхого Завета, приобретя вместе с ним и весь комплекс доминирующих идей.

Незначительная коррекция ранними христианами доминирующего кода,.

• послужила для пропаганды христианского вероучения на территории Римской империи. Изменения при дешифровке кода Ветхого Завета не были столь радикальными, и характер их определялся скорее эстетическими, чем прагматическими свойствами.

Не последнюю роль в принятии христианства Древней Русью сыграли эстетические соображения (эстетически был воспринята и Библия, и византийская культура). Но древнерусскую публицистику меньше интересовала красота внешней формы текста. Публицистический протест Даниила Заточника имеет вполне определенную эстетическую и этическую окраску. Даниил, являясь истинно верующим человеком, не желает принимать окружающую его жизнь, где господствует преклонение перед богатством и властью, где о Боге вспоминают только в последнюю очередь, а все божье отдается кесарю. В «Слове» («Молении») Даниила Заточника намеренно обращение к Богу замещается обращением к князю, совершается чисто юродская провокация в отношении потенциальной аудитории. Через откровенное провоцирование Даниил пытается восстановить в сознании коммуникантов генеральную идею доминирующего кода Ветхого Завета (и Библии) — монотеизм.

Древнерусские публицисты (как это видно из их сочинений) живут единой жизнью с народом. Они борются с языческими обычаями, сетуют на испорченность нравственного начала, любовно выписывают словесные иконы святых, высмеивают недостатки, протестуют против «княжеских преступлений», взывают к патриотическим чувствам, учат терпению и.

• спокойствию в отношении ближних и т. д.

Доминирующий код Ветхого Завета одновременно используется авторами и для духовного подкрепления авторитета собственных идей, выраженных в текстах, и как повод для публицистического выступления.

Древнерусская прапублицистика сформировалась в рамках христианского соборного литературного традиционализма и, таким образом, оказалась включенной в единый процесс развития мировой публицистики.

• Следует выделить несколько уроков отечественной прапублицистики, необходимых российской публицистике XXI века.

Первый. В древнерусской православной прапублицистике, несмотря на ее обостренное чувство «неправедности» иных конфессий и религий нет ненависти к личности человека. Осуждается «грех» иноверия, но не тот, кто подвержен этому «греху». Несмотря на то, что в православной прапублицистике неоднократно встречаются резкие выпады против иудаизма, католицизма, ислама и язычества, мы ни где не найдем призывов к уничтожению представителей этих религий. Даже в «Толковой Палее» — произведении полемически направленном против иудаизма, нет и намеков на национальное превосходство и религиозную нетерпимость, скорее в тексте сквозит удивление перед стойкостью сакрального «заблуждения» и предпринимается попытка развеять «ошибочные» взгляды.

Второй. Древнерусские авторы в своих произведениях никогда себя не ставят выше аудитории.

Третий. Древнерусские писатели, как правило, старались раскрыть перед читателем или слушателем всю суть рассматриваемой проблемы (хотя бы так, как они ее понимали).

Современной отечественной религиозной и светской публицистике есть чему поучиться у прапублицистики Древней Руси. Если же от этого обучения отказаться, то, боимся, что наша публицистика надолго застрянет в своей «Стране Не выученных Уроков».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники, монографии, сборники статей и учебные пособия
  2. С. С. Образ античности / С. С. Аверинцев. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с.
  3. И. Д. Кумранская община / И. Д. Амусин. М.: Наука, 1983. -328 с.
  4. Ассман- перевод с нем. М.: Присцельс, 1999. — 368 с.
  5. М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — 304 с.
  6. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 1995.- 1371 с.
  7. Ю.Борисов Б. Л. Технология рекламы и РЯ: учебное пособие / Б. Л. Борисов. щ -М. :ФАИР-ПРЕСС, 2001.-624с.
  8. П.Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.). М.: Издательство АН СССР, 1960. — 488 с.
  9. В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы / В. В. Бычков. М.: Искусство, 1977. — 199 с.
  10. З.Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII вв.ека / В. В. Бычков. М.: Мысль, 1992. — 637 с.
  11. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве / Г. К. Вагнер. М.: Искусство, 1987.-288 с.
  12. Н. С. Теория текста : Учебное пособие / Н. С. Валигина. М.: Логос, 2004.-280 с.
  13. Ф 16. Вассоевич А. Л. Духовный мир народов классического Востока
  14. Историко-психологический метод в историко-философском исследовании) / А. Л. Вассоевич. СПб.: Алетейя, 1998. — 539 с.
  15. Влесова книга. Славянские Веды. М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. — 400 с.
  16. М. Л. Евреи. От патриархов до римлян / М. Л. Вольпе. М.: Зебра Е: ЭКСМО, 2002.-367 с.
  17. . М. Поэтика «Слова о полку Игореве» / Б. М. Гаспаров. М.: Аграф, 2000. — 608 с.
  18. Э. История упадка и крушения Римской империи / Э. Гиббон — пер. с англ. М.: Прогресс: Культура, 1994. — 526 с.
  19. Н. В. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 1. Вечера на хуторе близ
  20. В. М. Основы журналистского мастерства: учебник / В. М. Горохов. М.: Высшая школа, 1989. — 119 с.
  21. В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории / В. И. Гуляев. М.: Алетейа, 2004. — 440 с.
  22. JI. Н. Древняя Русь и Великая степь / J1. Н. Гумилев. М.: Мысль, 1989.-764 с.
  23. Гумилев J1. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению / JI. Н. Гумилев. М.: Айрис-пресс, 2004. — 384 с.
  24. JI. Н. От Руси к России : очерки этнической истории / JI. Н. Гумилев. М.: Экопросс, 1992. — 336 с.
  25. JI. Н. Поиски вымышленного царства / JI. Н. Гумилев. М.: ДИ -ДИК, 1997.-480 с.
  26. Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / JI. Н. Гумилев. М.: Айрис-пресс, 2005. — 560 с.
  27. И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.): курс лекций / И. Н. Данилевский. М.: Аспект Пресс, 2001.-389 с.
  28. А. Божественная комедия — Новая жизнь — Стихотворения, написанные в изгнании / А. Данте — пер. с ит. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.-960 с.
  29. В. В. Ритуал в Древней Месопотамии / В. В. Емельянов. -СПб.: Азбука-классика: Петербургское Востоковедение, 2003. 320 с.
  30. Р. В. Начало православной публицистики : Библия, апологеты, византийцы / Р. В. Жолудь. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. — 192 с.
  31. С. А. Византийское юродство / С. А. Иванов. М.: Международные отношения, 1994. — 240 с.
  32. Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 2 т. / Флавий Иосиф. Ростов-на -Дону: Феникс, 2000. — Т. 1. — 640 с. — Т. 2. — 640 с.
  33. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М.: Наука, 1983.-534 с.
  34. История древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. М.: Наука, 1988.-623 с.
  35. История мировой журналистики / А. Г. Беспалов, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский, А. И. Станько. 3-е изд., доп. и испр. -М.: МарТ — Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. — 432 с.
  36. Как возникла Библия. / Пер. с нем. Igor Reimer. 2-е изд. — Bielefeld: CLV, 1993.-223 с.
  37. В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2004. — 390 с.
  38. Л. П. Культура средних веков / Л. П. Карсавин. Киев: Символ & Airland, 1995.-208 с.
  39. Ким H. Н. Жанры современной журналистики / H. Н. Ким. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2004. — 336 с.
  40. И. С. Духовная культура Вавилонии : человек, судьба, время / И. С. Клочков. М.: Наука, 1983. — 208 с.
  41. Г. В. Публицистика как творческий процесс / Г. В. Колосов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 86 с. '
  42. С. Г. Основы журналистики : учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2002. — 287 с.
  43. Е. Н. Риторика искусство убеждать. Своеобразиепублицистики античной эпохи: учебное пособие / Е. Н. Корнилова. М.: УРАО, 1998.-208 с.
  44. И. А. Библия : историко-критический анализ / И. А. Крывелев. -М.: Политиздат, 1985.-255 с.
  45. А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания / А. Г. Кузьмин. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 394 с.
  46. Кураев Андрей. Протестантам о Православии / Андрей Кураев. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. — 268 с.
  47. Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы / Э. Л. Лаевская. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1997. — 263 с.
  48. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста : Учебник для вузов / Г. В. Лазутина. М.: Аспект Пресс, 2001. — 240 с.
  49. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф — пер. с франц. — общ. ред. Ю. Л. Бессмертного — предисл. А. Я. Гуревича. М.: Издательская группа Прогресс: Прогресс — Академия, 1992. — 376 с.
  50. Лексика и фразеология «Моления» Даниила Заточника. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.-232 с.
  51. К. Н. Храм и Церковь / К. Н. Леонтьев. М.: ACT, 2003. — 636 с.
  52. Литвин Михалон. О нравах татар, литовцев и москвитян / Михалон Литвин — пер. В. И. Матузовой. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 151 с.
  53. Д. С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1984. — 295 с.
  54. А. Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. М.: Правда, 1990. -655 с.
  55. А. Ф. История античной эстетики. В 2 кн. / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1994. — Кн. 2. — 604 с.
  56. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев -сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. — 959 с.
  57. Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство — СПБ, 2000.-704 с.
  58. Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV -начала XVI века / Я. С. Лурье. М. — Л.: Издательство Академии наук СССР, Ленинградское отделение, I960. — 532 с.
  59. Н. Я. Очерки археологии библейских стран / Н. Я. Мерперт. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000. — 333 с.
  60. В. В. Осмысление истории в Древней Руси / В. В. Мильков. -СПб.: Алетейя, 2000. 384 с.
  61. А. М. «Слово о законе и благодати» Иллариона / А. М. Молдован. Киев: Наукова думка, 1984. — 240 с.
  62. II. М. История русской церкви / Н. М. Никольский. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.
  63. Новая Женевская учебная Библия. Священное Писание. / Пер. с англ. -Hanssler- Verlag, 1998.-2052 с.
  64. М. К. Античная культура / М. К. Петров. М.: РОССПЭН, 1997. -352 с.
  65. М. Б. Сюжеты и символы Московского царства / М. Б. Плюханова. СПб.: Акрополь, 1996. — 336 с.
  66. М. Ветхий Завет в Новозаветной Церкви (Апологетический очерк) / М. Помазанский. Jordanville — New York: Типография преп. Иова Почаевского: Свято-Троицкий монастырь, 1961. — 38 с.
  67. Православный молитвослов. Киев: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 1993. — 120 с.
  68. Е. Е. Психология журналистского творчества / Е. Е. Пронина. -М.: Изд-во Московского университета, 2002. 320 с.
  69. В. Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. 2-е изд. — СПб.: Алетейя, 1997.-287 с.
  70. Е. П. Введение в теорию журналистики: учебное пособие / Е. П. Прохоров. М.: РИП-холдинг, 2000. — 308 с.
  71. А. С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 2. Стихотворения. 1824 (Михайловское)-1836/А. С. Пушкин.-М.: Правда, 1981.-415 с.
  72. Рак И. В. Мифы Древнего Египта / И. В. Рак. СПб.: Петро-РИФ, 1993.-270 с.
  73. А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства / А. Б. Ранович. М.: Политиздат, 1990. -479 с.
  74. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие / 3. С. Смелкова, JI. В. Ассуирова, М. Р. Савова, О. А. Сальникова. 2-е изд. — М: Флинта: Наука, 2003. — 320 с.
  75. . А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.. / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1982. — 589 с.
  76. Л. Г. Профессия журналист : учебное пособие / Л. Г. Свитич. -М.: Аспект Пресс, 2003. 255 с.
  77. Л. Г. Феномен журнализма / Л. Г. Свитич — под ред. Я. Н. Засурского. М.: Факультет журналистики МГУ: Икар, 2000. — 252 с.
  78. И. Л. Народная монархия / И. Л. Солоневич. М.: РИМИС, 2005.-472 с.
  79. П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  80. Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я. Н. Засурского, Е. И. Пронина. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 176 с.
  81. М. И. Образные ресурсы публицистики / М. И. Стюфляева. -М. .-Мысль, 1982.-174 с.
  82. М. И. Поэтика публицистики / М. И. Стюфляева — науч. ред. В. П. Скобелев. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1975. — 152 с.
  83. И. Р. Введение в Пятикнижие / И. Р. Тантлевский. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 469 с.
  84. А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А. А. Тертычный. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 320 с.
  85. Тов Эммануэл. Текстология Ветхого Завета / Эммануэл Тов — пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001 -424 с.
  86. А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби — пер. с англ. — сост. А. П. Огурцов: вступ. ст. В. И. Уколовой — закл. ст. Е. Б. Рашковского М.: Прогресс, 1991.-736 с.
  87. В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси / В. Н. Топоров. М.: Гнозис: Языки русской культуры, 1995. — 875 с.
  88. Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: ACT, 1999. — 784 с.
  89. Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда / Хью Уайбру — пер. с англ. А. Дорман. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000.-212 с.
  90. Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли II / HI-середина XI в. / Н. Ф. Усков. -СПб.: Алетейя, 2001. 506 с.
  91. Ф. И. История крестовых походов / Ф. И. Успенский. М.: Даръ, 2005.-352 с.
  92. В. В. Гносеологические проблемы публицистики / В. В. Ученова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 145 с.
  93. В. В. У истоков публицистики / В. В. Ученова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.-211 с.
  94. Г. Святые Древней Руси / Г. Федотов — предисл. Д. С. Лихачева, А. В. Меня. М.: Московский рабочий, 1990. — 271 с.
  95. . Н. Сказания о начале славянской письменности / Б. Н. Флоря. СПб.: Алетейя, 2000. — 384 с.
  96. В. Н. Публицистический факт. Путь к оптимизации журналистского текста / В. Н. Фоминых. Изд-во Красноярского ун-та, 1987.-128 с.
  97. О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг — подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие II. В. Брагинской. -М.: Лабиринт, 1997.-448 с.
  98. И. Я. Начала Русской истории. Избранное / И. Я. Фроянов — отв. ред. Ю. Г. Алексеев. М.: Парад, 2001. — 976 с.
  99. Д. Д. Фольклор в Ветхом завете / Д. Д. Фрэзер — пер. с англ. 2-е изд., испр. — М.: Политиздат, 1985. — 511 с.
  100. Т. Древний человек и океан / Т. Хейердал — пер. с англ. М.:1. Мысль, 1982.-349 с. 1. ЧУ
  101. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / И. Хейзинга — пер. с нидерл. — общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М.: Прогресс: Прогресс — Академия, 1992. — 464 с.
  102. Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб. пособие: в 2 ч. / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Канцельсона, В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980.-Ч. 1.-328 с. — Ч. 2.-256 с.
  103. А. Н. Философия Древнего мира : учебник для вузов / А. Н. Чанышев. М.: Высшая школа, 1999. — 703 с.
  104. М. С. Таинства мастерства публициста / М. С. Черепахов. -М.: Мысль, 1984.- 150 с.
  105. Г. К. Вечный человек / Г. К. Честертон — пер. с англ. M: Политиздат, 1991.- 544 с.
  106. И. Ш. Учение. Пятикнижие Моисеево / И. Ш. Шифман. М.: Республика, 1993. — 333 с.
  107. О. Закат Европы / О. Шпенглер — авт. вступ. статьи А. П. Дубнов — авт. комментариев Ю. П. Бубенков и А. П. Дубнов. -Новосибирск: ВО Наука: Сибирская издательская фирма, 1993. 592 с.
  108. Д. В. Введение в Ветхий Завет. Т. 1. Книга Бытия / Д. В. Щедровицкий. М.: Теревинф, 1994. — 288 с — Т. 2. Книга Исход — М.: Теревинф, 1997.-359 с.
  109. М. Аспекты мифа / М. Элиаде — пер. с франц. 3-е изд. — М.: Академический проект: Парадигма, 2005. — 224 с.
  110. A. JI. Категории русской средневековой культуры / A. J1. Юрганов. М.: МИРОС, 1998. — 448 с.
  111. В. В. Журналистский текст : лингвосоциокультурное моделирование: Автореф. дисс.. докт. филол. наук / Богуславская
  112. Вера Васильевна. Воронеж, 2004. — 37 с.
  113. С. В. Русские устойчивые словосочетания, содержащие церковно-религиозную лексику : Автореф. дисс.. канд. филол. наук / Булавина Светлана Валентиновна. Воронеж, 2003. — 24 с.
  114. А. А. Некоторые аспекты картины мира человека Древней Руси : Автореф. дисс.. канд. ист. наук / Гойман Александр Анатольевич. -Ярославль, 2001. 25 с.
  115. В. И. Концепция власти в культуре Владимиро-Суздальской Руси конца XII-начала XIII вв.: Автореф. дисс.. канд. ист. наук / Жарнова Валентина Ильинична. Владимир, 2002. — 16 с.
  116. Июльская Елена Геннадьевна. М., 2002. — 223 с.
  117. М. П. Маркион из Синопа : первый реформатор христианства: Автореф. дисс.. канд. ист. наук / Морев Михаил Павлович. Саратов, 2002.-20, 1. с.
  118. Автореф. дисс.. докт. филол. наук / Пименова Марина Васильевна. -СПб., 2000.-38 с.
  119. Е. К. Риторический идеал в русском коммуникативном сознании (психолого-лингвистическое исследование): Автореф. дисс.. канд. филол. наук / Полякова Екатерина Константиновна. Воронеж, 2003.- 19 с.
  120. Е. С. Место и роль язычества восточных славян в русской духовной культуре : Автореф. дисс.. канд. филос. наук / Силаков Евгений Святославович. М., 2000. — 22 с.
  121. Со Сон Джонг. Творчество Кирилла Туровского в контексте книжности его эпохи: Пролог как источник произведений Кирилла Туровского: Дисс. канд. филол. наук / Со Сон Джонг. СПб., 2003. — 178 с.
  122. Е. А. Информационная среда как фактор социального и нравственного здоровья человека : Автореф. дисс.. канд. филол. наук /
  123. Цуканов Евгений Александрович. Воронеж, 2003. — 23 с.
  124. А. М. Полемический текст в современной прессе : Автореф. дисс.. докт. филол. наук / Шестерина Алла Михайловна. Воронеж, 2004.-40 с.
  125. I. Статьи и тезисы докладов
  126. Аврелий Августин. Исповедь / Августин Аврелий // Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий / Пер. с латин. М.: Республика, 1992. -С. 8−222.
  127. Е. В. К методике изучения основ теории журналистики / Е. В. Ахмадулин // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2004. — № 3−4.-С. 31−33.
  128. Г. С. Творческое наследие митрополита Никифора / Г. С. Баранкова // Русская речь. 2003. — № 6. — С. 87−94.
  129. М. Е. Образ доброго пастыря в Киево-Печерском патерике / М. Е. Башлыкова // Русская речь. 2005. — № 2. — С. 70−73.
  130. . И. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия) / Б. И. Берман // Художественный язык средневековья / Отв. ред. В. А. Карпушин. М.: Наука, 1982.-С. 159−183.
  131. А. Е. ПР и публицистика : ретроспектива смысла (Из цикла «Эскизы к теории ПР») / А. Е. Богоявленский // Вестник Воронеж, гос. у-нта. Серия: Филология. Журналистика. Воронеж: ВГУ. — 2005. — № 2. — С. 148−169.
  132. Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» / Д. Гарсия // Вопросы философии. 2002. — № 12. — С. 228−234.
  133. Гипп Константин. Болезнь или преступление? / Константин Гипп // Фома. 2006. — № 2. — С. 35−37.
  134. А. Б. Христианизация восточнославянского общества и внешняя политика Древней Руси в IX-первой трети XIII века / А. Б. Головко // Вопросы истории. 1988. -№ 9. — С. 59−71.
  135. В. «Душевные образы вознося к первообразам.» / В. Горшкова // Родина. 1993 — № 10. — С. 18−21.
  136. М. Д. К истокам социального учения иудаизма / М. И. Грубарг // СОЦИС. 2002. — № 4. — С. 86−96.
  137. И. М. Манипулятивные технологии в масс-медиа / И. М. // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2005. -№ 1. — С. 29−54.
  138. Древнеегипетская «Книга мертвых» / Пер. с древнеегипет. М.А. Чегодаева//Вопросы истории. 1994.-№ 8.-С. 145−163 .
  139. А. А. Информационные шумы как сдвиги и колебания в семантическом поле / А. А. Иванисов, А. Ю. Трунов // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2004. — № 1−2. — С. 84−89.
  140. JI. В. Христианская печать России : структура, типология / Л. В. Кашинская // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2003. — № 2. — С. 101−112.
  141. Л. Е. Публицистический текст как дискурс / Л. Е. Кройчик // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2003. — № 3−4. — С. 9−12.
  142. Л. Е. Публицистический текст как жанр и как дискурс / Л. Е. Кройчик // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2005. — № 3−4. -С. 11−16.
  143. Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб: Знание: СП6ИВЭСЭП, 2000.-С. 125−167.
  144. Л. Е. Энергия информации: вызовы XXI века / Л. Е. Кройчик // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2004. — № 1−2. — С. 6−10.
  145. Д. С. Самая большая ценность народа / Д. С. Лихачев // Журналистика и культура русской речи. 2002. — № 1. — С. 16−27.
  146. Лотман 10. М. Лекции по структуральной поэтике / Ю. М. Лотман //10. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.-С. 11−263.
  147. Г. С. Современная публицистика : смена духовных приоритетов / Г. С. Мельник // Акценты: Новое в массовой коммуникации. 2002. — № 3−4. — С. 25−29.
  148. . Я. Отражение действительности в тексте / Б. Я. ^ Мисонжиков // Основы творческой деятельности журналиста: учебникдля студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко.- СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 2000. С. 95−124.
  149. А. «Лебеди» Великой Степи / А. Никитин // Наука и религия.- 1988.-№ 9.-С. 44−48- № 10.-С. 13−15 — № 12. С. 10−13.
  150. Н. В. Текст и дискурс / Н. В. Петрова // Вопросы языкознания. -2003.-№ 6.-С. 123−131.
  151. М. В. Авторитет как фактор убедительности рекламного текста / М. В. Петрушенко // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2000. — № 2. — С. 358.
  152. Поляков Сергей. Впервые о Боге я задумался в Буденновске / Сергей Поляков // Фома. 2006. — № 6. — С. 64−67.
  153. А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин // Избранные сочинения. -М.: Гослитиздат, 1949. С. 374−449.
  154. , Л. Записки по русской философии / Л. Савельев // Москва. -1993.-№ 2.-С. 176−192 -№ 3.-С. 173−189 -№ 4. С. 154−182 — № 5.-С. 163−192-№ 7.-С. 172−184- № 8.-С. 186−192.
  155. В. В. Журналистский текст в динамическом аспекте / В. В. Славкин // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. -2005.-№ 2.-С. 16−20.
  156. Г. Я. Автор как стилеобразующая категорияпублицистического текста / Г. Я. Солганик // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2001. -№ 3. — С. 74−83.
  157. Г. Я. Категория пространства в публицистике / Г. Я. Солганик // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. -2003.-№ 6.-С. 30−38.
  158. П. Современное состояние России // Новый мир. 1992. — № 4. -С. 181−203- № 5.-С. 161−191.
  159. В. В. Интервью-портрет в системе современных публицистических жанров / В. В. Сыченков // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2000. — № 2. — С. 108−114.
  160. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке
  161. Удальцова 3. В. Киев и Константинополь культурные связи до XIII века / 3. В. Удальцова // Вопросы истории. — 1987. — № 4. — С. 56−69.
  162. В. В. Природа эстетической публицистики как вида коммуникативной деятельности / В. В. Хорольский // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2003. — № 7−8. — С. 64−68.
  163. В. От Крещения Руси до нашествия Батыя / В. Цыпин // Вопросы истории. 1991. — № 4−5. — С. 34−42.
  164. Н. Н. Альтернативная герменевтика в диалоге культур / Н. Н. Шульгин // Вопросы философии. 2002. — № 12. — С. 22−49.
  165. Е. С. Текст у берегов Публицистики (Многогранность понятия в свете различных научных подходов) / Е. С. Щелкунова // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2001. — № 5−6. — С.45−50.1. Справочные издания
  166. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. — М.: ТЕРРА, 1990. -902 с.
  167. В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов / В. М. Живов. М.: Гнозис, 1994. — 112 с.
  168. JI. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества : Толковый словарь терминов и концепций / JI. М. Землянова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 301 с.
  169. JI. М. Коммуникативистика и средства информации : Англо-русский толковый словарь концепций и терминов / JI. М. Землянова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 416 с.
  170. . Н. Журналистика : краткий словарь / Б. Н. Лозовский.
  171. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. 116 с.
  172. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. 4-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -736 с.
  173. Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Православная Энциклопедия, 2000. — 654 с.
  174. В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1998.-384 с.
  175. Словарь античности / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989. — 704 с.
  176. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI-первая половина XIV в. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1987. — 493 с.
  177. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV—XVI вв. Ч. 1. (А К). — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. — 516 с.
Заполнить форму текущей работой