Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается: «Условием повышения качества общего образования является более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Возрастающая роль эстетического образования требует повышения уровня профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты мастерства
    • 1. 2. Психофизиологические основы деятельности в процессе формирования художественно-педагогического мастерства
    • 1. 3. Социальные и экономические основы формирования художественно-педагогического мастерства
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ ИСКУССТВУ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ В ШКОЛЕ
    • 2. 1. Декоративное и художественно-оформительское искусство в формировании профессиональных качеств будущего учителя
    • 2. 2. Дидактические принципы обучения декоративному искусству и художественному оформлению школы
    • 2. 3. Специфика занятий декоративным искусством и художественным оформлением школы
  • Выводы
  • Глава 3. УСЛОВИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
    • 3. 1. Объективные и субъективные условия, способствующие формированию художественно-педагогического мастерства
    • 3. 2. Источники становления художественно-педагогического мастерства
    • 3. 3. Методы изложения теоретических основ и создание УМК (учебно-методического комплекса)
    • 3. 4. Материально-технические обеспечение и методы работы с различными конструктивными материалами
  • Выводы

Формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

• Проблема исследования и ее актуальность. В современных, быстро развивающихся социально-экономических, информационных, коммуникационных и технологических преобразованиях общества возникает необходимость модернизации образования, его коррекции. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это, в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. От этого зависит интеллектуальное и эмоциональное развитие молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение опы-ф том творческой деятельности и профессионального мастерства.

В решении постановленных задач немаловажную роль играет школьная, вузовская среда, в которой формируются эти качества личности, где эстетическую составляющую во многом определяют художники-педагоги.

Специфика деятельности студентов художественно-графических факультетов заключается в том, что в ней концентрируются два начала: художественно-эстетическое и педагогическое. Желание творить «по законам красоты» формирует возвышенное мировосприятие, при котором все ведет к эстетическому развитию и воспитанию. Наряду с традиционной деятельностью современного педагога, характеризующейся компетентностью, творчеством, высоким профессионализмом, художник-педагог должен быть сори-| ентирован на необходимость приобщения учащихся к культуре, в том числе у и культуре создания и восприятия окружающей среды. Следовательно, содержание и процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел должен учитывать ориентацию на глубокое усвоение культуры, что соответствует идеологии современного высшего педагогического образования, направленного на подготовку «человека культурного» взамен «человека образованного». «Культурологический подход, — говорит академик РАО В. А. Сластенин, — предполагает создание условий для самоопределения личности студента в культуре, а „усвоение“ ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается: «Условием повышения качества общего образования является более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Возрастающая роль эстетического образования требует повышения уровня профессиональной и специальной подготовки учителя изобразительного искусства, являющегося в школе носителем духовной культуры, проводником идеи приведения школьной предметной среды в соответствие с формирующимся гуманным отношением к личности. Гуманизация образования — эффективное средство воспитания личности, ее духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческой и социальной активности. Она предполагает ориентацию культуры на человека, обеспечивая самосознание, самопознание, самоусовершенствование его. Это, прежде всего, воспитание человека свободного, инициативного, с чувством долга и достоинства. Решение этих проблем невозможно без совершенствования и развития связей «человек — окружающая среда» во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Значительная роль в создании среды, повышении уровня культуры, формировании нравственных принципов, эстетических вкусов принадлежит декоративному искусству, которое определяется как «.вид изобразительного искусства, обслуживающий нужды человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности, несущий красоту в жизнь» (Эстетика: Учеб. пособие / JI.T. Левчук и др. М.: Высш. шк., 1991, с. 72). Следовательно, преподавание декоративно-оформительского искусства на художественнографических факультетах в рамках курсов художественного оформления школы и декоративно-прикладного искусства приобретает еще большую значимость, а модернизация его содержания в связи с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями развития общества весьма актуальна.

В современной науке проблема формирования профессионально-педагогического мастерства не нова, она исследовалась с разных точек зрения в рамках философии, этики, эстетики, психологии педагогики. В нашем исследовании мы опирались на фундаментальные работы ученых в области философии — JI.A. Зеленова, Л. И. Новиковой, К. М. Кантора, В. П. Кузьмина, Э. Г. Юдинав области этики и эстетики — В. Р. Аронова, О.И. Генисаретско-го, В. Г. Глазычева, Ю. Б. Соловьева, И. А. Спичака, С.О. Хан-Магомедова, JI.M. Холмянского, Е. Д. Щедрина и др.

Психолого-педагогические и социокультурные аспекты формирования художественно-педагогического мастерства рассматривались А. Д. Алехиным, Н. Н. Анисимовым, Е. А. Василенко, JI.E. Выготским, В. П. Зинченко, B.C. Кузиным, Б. Т. Лихачевым, A.M. Леонтьевым, И. Я. Лернером С.Л. Рубинштейном, В. А. Сластениным, Е. В. Шороховым, и их основные выводы и размышления легли в основу нашей работы.

Проблемы использования декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства в подготовке будущих учителей анализировались в работах Т. Е. Астровой, А. А. Белова, П. Г. Демчева, В. И. Коваленко, А.И. Ко-вешникова, В. В. Корешкова, Б. В. Нешумова, А. С. Хворостова, Л. М. Холмянского, Г. В. Черемных, Е. Д. Щедрина, Т. Я. Шпикаловой и др.

Аспект формирования личности, его всестороннего и гармоничного «развития, без чего немыслим художник-педагог, рассматривался в работах В. Г. Афанасьева, Е. А. Ануфриева, Г. М. Гака, М. С. Качана, С. М. Ковалева, В. А. Разумного, А. К. Рычкова, А. Г. Харчева, И. Т. Фролова и др. Анализ и изучение научных исследований позволили сделать вывод о существовании некоторого разделения целостного процесса при формировании художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ. Рассмотрение большинства работ дает нам основание считать, что вопросам специальной подготовки учителей изобразительного искусства уделяется больше внимания, нежели их педагогическому мастерству. Устранение этого противоречия в процессе занятий художественно-оформительским искусством делает нашу работу актуальной.

Одновременно анализ деятельности студентов показал нам необходимость активизации формирования их профессионального мастерства, то есть у большинства из них был отмечен низкий уровень сформированности таких профессионально важных качеств личности, как чувство долга и ответственности, самосознание, логическое, образно-пространственное мышление, способность профессионального творческого саморазвития, информационная и коммуникативная культура. Вместе с тем в современных условиях отмечается высокий уровень требований к развитию этих качеств для успешной учебно-воспитательной, учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов.

Решение проблемы связанной с формированием художественно-педагогического мастерства, в процессе вышеуказанных занятий, необходимо для организации и осуществления работы с детьми в школе, особенно по оформлению среды.

Обоснование необходимости теоретической разработки методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ при освоении курса художественного оформления в школе и на занятиях декоративно-прикладным искусством, апробирование и анализ ее определили цель нашего исследования.

Ею является разработка методики формирования художественно-педагогического мастерства на занятиях художественно-оформительским и декоративно-прикладным искусством, базирующаяся на постоянном решении студентами проблемных ситуаций, средством организации которых является одновременная работа по реализации как художественных, так и педагогических задач.

Объектом исследования является художественно-педагогическая подготовка студента на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы.

Предмет исследования — содержание, формы и методы, направленные на эффективное формирование художественно-педагогического мастерства студентов в процессе художественно-оформительской деятельности на занятиях по художественному оформлению школы и декоративно-прикладному искусству.

Анализ теоретических аспектов интересующей нас проблемы, длительная, в течение многих лет поисковая практическая работа со студентами позволили нам выдвинуть следующую гипотезу исследования: уровень сформированное&tradeхудожественно-педагогического мастерства студентов ХГФ повышается в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы, если:

— личностно ориентированное обучение будет направлено на выявление индивидуальных способностей студентов;

— оно будет строиться на широком использовании знаний полученных на занятиях рисунком, живописью, композицией, практическим цветоведением, декоративно-прикладным искусством и по другим предметам;

— в процессе работы будут использоваться различные материалы, современные технологии;

— обучение будет направлено на решение социально значимых задач;

— будет использоваться богатый опыт наглядно-агитационной и художественно-оформительской работы отечественных мастеров.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Проанализировать научные труды в области художественно-оформительского искусства и организации среды, педагогики и психологии в области профессиональной подготовки учителя, дидактики и методики преподавания декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства, учебные программы, методические пособия, диссертационные исследования, касающиеся нашей тематики.

2. Рассмотреть и проанализировать методы обучения декоративно-прикладному и художественно-оформительскому искусству в современной высшей школе.

3. Изучить современное состояние проблемы формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ, выявить существующие недостатки методики обучения и причины их возникновения.

4. Определить условия и эффективные пути формирования профессиональных умений в процессе освоения художественно-оформительского искусства.

5. Разработать критерии оценки художественно-педагогического мастерства студентов.

6. Теоретически обосновать и разработать методику формирования художественно-педагогического мастерства у будущих учителей изобразительного искусства.

7. Провести экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы.

Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования, которые можно характеризовать как теоретические и экспериментальные:

1. Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, а также научных трудов по проблеме исследования.

2. Анализ существующих программ, учебных планов и методических пособий, используемых на различных художественно-графических факультетах.

3. Наблюдение и анализ процесса учебной и творческой деятельности студентов на занятиях и во внеурочное время.

4. Анкетирование и тестирование студентов и педагогов.

5. Педагогический эксперимент. Он проводился на базе художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института в течение 15 лет.

6. Методы социологического исследования, беседы с преподавателями.

7. Проведение эксперимента (констатирующего, поискового, формирующего, контрольного) как основы для нахождения эффективной методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе.

Методологической основой исследования являются научные труды специалистов в области художественного оформления школы, дизайна среды, философии, психологии, педагогики, теории и истории искусства, теории и методики обучения изобразительному искусству.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснована необходимость и возможность формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе, обеспечивающего активное включение их в общественную жизнь школы и процесс художественно-эстетического воспитания школьников, что способствует осознанию их значимости в будущей профессиональной деятельности;

— выявлены психолого-педагогические основы формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ в процессе освоения декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе;

— разработана и теоретически обоснована эффективная методика формирования художественно-педагогического мастерства студентов. Полученными результатами экспериментальной методики доказано, что интегративное решение студентами педвуза художественных задач в единстве с задачами педагогическими придает системе обучения активный, профессионально направленный характер.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение данной проблемы вносит определенный вклад в теорию и практику преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе на ХГФ педвузов. Разработанная методика формирования художественно-педагогического мастерства у студентов способствует становлению будущего учителя изобразительного искусства, который в школе является ведущим специалистом как в области художественно-эстетического воспитания и образования, так и специальной — по организации среды. Результаты данного исследования могут широко использоваться в дальнейших разработках при подготовке специалистов различных педагогических профессий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика и дидактические материалы, направленные на совершенствование художественно-педагогического мастерства, могут быть внедрены в практику повседневных занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению в школе.

Результаты исследования могут в дальнейшем использоваться в разработке новых учебных планов, программ.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в течение длительного времени (более 15 лет), в несколько этапов. В работе были задействованы студенты художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института. Ранее студенты художественно-графического факультета Казанского государственного педагогического института им. Абая (19 701 979 гг.), студенты ХГФ Аркалыкского государственного педагогического института (1979;1990 гг.).

На первом этапе (1991;1996 гг.) изучалась литература, официальные документы, планы, программыопределялись границы исследования, разрабатывался научный аппарат, выдвигалась гипотеза, определялись цели, задачи, методы работы, велся анализ данных констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1997;2001 гг.) осуществлялся поисковый эксперимент, в процессе которого отрабатывались методы эффективного формирования художественно-педагогического мастерства у студентов на занятиях ДЛИ и художественным оформлением школы.

На третьем этапе (2001;2003 гг.) проводился формирующий и контрольные эксперименты, в процессе которых велась проверка эффективности методики формирования художественно-педагогического мастерства. Проводился анализ и обобщение полученных результатов, а также их статистическая обработка.

На четвертом завершающем этапе (2003;2005 гг.) подводились окончательные результаты проведенной научно-практической работы и на основе их анализа, был написан основной текст диссертации.

Достоверность исследования обеспечивается: исходными методологическим позициямикомплексной методикой исследованиярезультатами длительного педагогического экспериментаположительными результатами экспериментального обученияработой автора в качестве старшего преподавателя, доцента, зав. кафедрой ДЛИ и декана Нижневартовского художественно-графического факультета в течение 15 лет, проведением занятий по декоративно-прикладному искусству и курсу художественного оформления в школе, работой со студентами в базовых школах факультета.

Апробация результатов исследования, разработанных учебныхмате-риалов и методик осуществлялась на занятиях со студентами факультетаво время проведения оформительской практики, в базовых школах факультета № 2, 33, 31 и специальных художественных школах № 1,2 Нижневартовска.

Материалы исследования неоднократно сообщались на различных межвузовских и внутривузовских конференциях. Ход исследования и его основные положения постоянно обсуждались на Ученом совете художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института, заседаниях кафедры ДНИ в течение всего периода работы над диссертацией. Основные положения настоящего исследования также отражены в публикациях статей, научных и научно-методических тезисов, докладов в межвузовских сборниках научных трудов:

— Материалы регистрационной научно-практической конференции. Нижневартовск, 1994.

— Сборник материалов и тезисов Всероссийской конференции «Традиции и проблемы российской педагогики в условиях современности». Сургут, 1998.

— Тезисы Первой Всероссийской научно-практической конференции МУВМЦ «Образование — основной фактор развития культуры и духовности человека». Волгодонск, 1999.

— Материалы Международной конференции «Совершенствование общего и профессионального образования молодежи». М., 1999.

— Материалы региональной научно-практической конференции. Третьи Соколовские чтения. Нижневартовск, 2000.

— Сборник научных статей: Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 2001.

— Материалы региональной научно-практической конференции «Искусство и культура. Региональный компонент». Нижневартовск, 2002.

— Материалы международной научно-методической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, тенденции и перспективы». Алматы (Казахстан), 2004.

— Материалы 1-Й региональных научно-практических конференций 2003;2004 гг. Тобольск, 2004.

— Материалы региональной научно-практической конференции. «Производственная практика: проблемы и перспективы». Нижневартовск 2005.

На защиту выносятся:

1. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования художественно-педагогического мастерства студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы.

2. Объем художественно-педагогических умений, навыков, формируемых по предложенной методике:

— педагогических: коммуникативных, организаторских, аналитических.

— художественных: умение выполнять композиции, умение пользоваться различными материалами, используемыми в художественно-оформительских работах, умение методически грамотно в определенной последовательности выполнять художественно-оформительские работы.

3. Разработанная система критериев оценки умений студентов, позволяющая определить уровень их профессиональной подготовки.

4. Вопрос о процессе формирования художественно-педагогического мастерства будущего учителя изобразительного искусства, имеющем управляемый характер при постоянном педагогическом контроле, через критерии, параметры и уровни его развития.

Внедрение результатов исследования осуществлялось с помощью публикаций разработанных автором учебных программ для студентов художественно-графических факультетов по предметам декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления школы с целью формирования художественно-педагогического мастерства студентов.

Выводы.

— исследование широкого спектра практически всех известных методов обучения и воспитания в процессе декоративной деятельности и на занятиях по художественному оформлению среды, показало, что они способствуют активному развитию и формированию художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ;

— формирование мастерства в коллективе совершается успешно, если методика организации декоративной деятельности позволяет студенту активно и творчески участвовать в реализации всех замыслов коллектива, быть соучастником и соавтором всех его общественно полезных и социально значимых начинанийпри таком взаимодействии коллектив формирует личность активную, самостоятельную, убежденную, сознательно определяющую свое поведение;

— основой художественно-профессионального мастерства студентов являются знания, приобретенные не только на занятиях, но и в процессе самообразования и самосовершенствования;

— внедрение в учебный процесс авторских методик, средств и способов проведения занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению среды с учетом материально-технического оснащения мастерских, национально-региональных традиций, социальной значимости выполняемых работ и т. п. является основополагающим наряду в качественным улучшением выполняемых работ, — в развитии художественное мастерство, обогащает и формирует профессионализм будущего учителя;

— являясь эффективным средством комплексного разрешения поставленных задач, художественная обработка различных материалов и декоративное оформление повышает уровень специальных и политических знаний, приобщает к осознанному творческому труду, тем самым, формируя художественно-педагогическое мастерство;

— использование широкого спектра известных форм и методов организации декоративной деятельности в процессе работы с различными материалами позволяет раскрыть богатый внутренний потенциал и творческие возможности студентов;

— наиболее высокий уровень формирования художественно-педагогического мастерства достигается в результате использования лично-стно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию как творческого, новаторского метода педагогики, которая, по словам А. С. Макаренко, «есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука» (А.С. Макаренко. Соч. Т. 2, с. 117).

Успешное формирование художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ происходит в результате развития тех качеств личностей, которые условно можно объединить в следующие три группы:

— когнитивно-познавательные,.

— художественно-творческие,.

— методолого-педагогические.

К первой группе можно отнести: физические и физиологические качества — умения видеть, слышать, осязать, чувствовать и т. д.- интеллектуальные качества — любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, способность к анализу и синтезу, поиск проблем, склонность к эксперименту, умение решать различные задачи, делать выводы и обобщениявладение культурными нормами и традициямиумение самоопределятьсяумение оценивать и понимать иную точку зрения, вести беседу, диалог, спорумение выбирать главное среди второстепенногоспособность воплощать добываемые знания в духовные и материальные ценности, формируя на их основе свое художественно-педагогическое мастерство.

Ко второй группе качеств необходимо отнести: эмоционально-образные — одухотворенность, вдохновленность, эмоциональный подъем, образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, чувство новизны, склонность к творческому поискуспособность к генерации идей как индивидуально, так и в процессе коллективной деятельностипроницательность, умение увидеть новое в обыденном и наоборотналичие собственного мнения в отличие от общепринятого (с доказательной базой) — наличие стремления к реализации собственного творческого потенциала в форме выполнения и защиты творческих работжелание участвовать в творческих конкурсах, конференциях, художественных выставках, биеннале и т. п.

К третьей группе качеств будут относиться: умение студентом осознать свои индивидуальные особенности, черты характераумение ставить цели при наличии объективных условий их достиженияналичие плана решения поставленных задач с учетом индивидуальных способностей и возможностейумения сосредоточиться и самоорганизоватьсявладение методами рефлексивного мышления — остановкой, припоминанием художественной деятельности, анализом ее этаповумения планировать и корректировать художественно-творческую деятельностьспособность взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, коммуникабельность и умение организовать развивающую учебно-воспитательную работу.

Перечисленные группы качеств личности представляют необходимый (минимальный) набор ориентиров, обеспечивающих формирование художественно-педагогического мастерства студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы.

Кроме вышеперечисленных качеств личности, в ходе экспериментальной работы (1997;2003 гг.) был определен объем знаний, которыми необходимо овладеть студенту ХГФ за период обучения в педагогическом вузе для успешного использования декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусств в своей художественно-педагогической деятельности. Выпускник ХГФ не только должен знать историю и народные традиции декоративно-прикладного искусства, богатейший опыт наглядно-агитационной и художественно-оформительской работы ведущих мастеров, но и методику их преподавания в школе, уметь организовать художественно-оформительскую работу. Выпускник ХГФ должен обладать также знаниями современных технологических процессов по художественной обработки различных материалов, знать общее устройство станков и приспособлений, используемых в работе, владеть инструментом, применяющимся при создании произведений декоративно-прикладного и художественно-оформительских искусств.

Обобщая вышеизложенное, определяя необходимые умения и навыки студентов ХГФ в процессе реализации их художественно-профессионального мастерства, из перечисленного можно выделить:

— умения и навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе;

— навыки художественного проектирования на базе знаний методологии дизайн-проектирования, эргономики, экономики, экологии, эстетики изделий декоративно-прикладного искусства;

— умения, связанные с реализацией спроектированных объектов и изделий в материале;

— умение осуществлять обучение и воспитание школьников средствами декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусств в процессе организации средыумение организовать творческую и исследовательскую работу школьников на занятиях и во внеурочное время по созданию специально значимых объектов и руководить еюумение изготавливать и использовать необходимые наглядные пособия, технические средства обучения (Т.О.С.) и современные информационные технологии.

Таким образом, при использовании различных форм организации и осуществления учебных занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению в школе формируется познавательный интерес и мотивационная потребность студентов художественно-графического факультета в приобретении художественно-педагогического мастерства.

Заключение

.

Проведенное исследование и анализ полученных результатов полностью подтвердили положения выдвинутой нами гипотезы о том, что формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы активизируется в результате организации личностно-ориентированного обучения, направленного на выявление индивидуальных особенностей студентовпри широком использовании знаний, полученных на занятиях рисунком, живописью, композицией, практическим цветоведением и на других предметахв процессе решения практических, социально значимых задачс учетом богатейшего опыта отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства и художественно-оформительских работ с использованием различных материалов и современных технологий.

Теоретическое обоснование формирования художественно-педагогического мастерства в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы определяет преобразовательный характер личности, а чередование умственной и физической работы создает благоприятные условия для мыслительной творческой деятельности, развивающей и формирующей личность. Декоративная деятельность включает в активную работу все наружные и внутренние анализаторы, формирует различные качества внимания, развивает все виды памяти, то есть она является универсальным средством совершенствования и развития художественно-педагогического мастерства.

В нашей работе сделана попытка определить психофизиологические особенности декоративной деятельности студентов и дать практические рекомендации по повышению уровня формирования личности. Анализ конкретных психологических особенностей, их влияние на ее формирование личности позволили определить наиболее общие черты этого процесса в современных условиях социального развития.

В проведенном исследовании раскрыты психолого-педагогические основы формирования личности и ее художественно-педагогического мастерства. Изучение теоретического материала по истории материальной культуры, и развития взаимоотношений системы «человек — среда» в процессе декоративно-оформительской деятельности позволило наряду с повышением общеобразовательного уровня воздействовать на духовное, нравственное, эстетическое воспитание студентов. Созидательное влияние среды и воспитания становится фактором развития личности лишь через ее активную деятельность. Всякое личностное новообразование и качество есть результат собственных усилий человека, результат его деятельности.

Занятия по основам композиции декоративного искусства и художественного оформления знакомят студентов с различными явлениями, закономерностями и законами природы, способствуют использованию теоретических знаний на практике, совершенствуют мастерство. Научно обоснованное использование цвета, наряду с решением общекомпозиционных задач, создает цветовой комфорт, положительно влияет на психофизиологическое состояние человека. Создание художественно оформленной среды с опорой на научные данные эргономики, антропометрии, физиологии, гигиены позволяет совершенствовать вместе со средой и самого человека.

Теоретический анализ научно-методических работ и результатов экспериментального обучения позволил определить социально-педагогические и экономические условия декоративной деятельностивыявить доступные, на высоком уровне трудности, объекты декоративно-прикладного и оформительского искусства с использованием различных материалов для формирования художественно-педагогического мастерства.

Экспериментальное исследование позволило разработать методическую систему, отвечающую современным психолого-педагогическим требованиям, состоящую из материалов, обеспечивающих обучение по авторским программам, опубликованным статьям, методическим наглядным пособиям, дидактическим материалам и др.- методических рекомендаций по использованию различных конструкционных материалов, позволивших повысить активность, заинтересованность, привлечь большее количество обучаемых к выполнению практических, социально значимых объектов.

Рассмотренные в исследовании уровни сформированности когнитивно-познавательных, художественно-творческих, методолого-педагогических качеств студентов ХГФ при изучении декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе показывают наличие необходимого художественно-педагогического мастерства, выраженного во владении базовыми знаниями, умениями и навыками, нестандартным мышлениемв способности воплощать полученные знания в продукты декоративно-художественного творчествав готовности придумывать что-то новое и необычноев умении поставить цель в заданном виде деятельностив способности самоорганизации, самооценки и самоанализав способности организовать творчество других.

Приведенное исследование может быть продолжено в направлении совершенствования структуры и содержания декоративной деятельности студентов, где имеются большие возможности для создания более эффективной системы работ по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы, являющихся важным средством формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ.

Исследование адресовано студентам и преподавателям художественно-графических факультетов педвузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990 — 168 с.
  2. П.А. Художественно-тематическое оформление школы: Учебно-методическое пособие. Киев: Рад. шк., 1986. — 71с.: ил.
  3. А.Д. Изобразительное искусство. Педагог. Школа: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 160 е.: ил.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  5. Р. Искусство и визуальное восприятие Сокр. пер. с англ. В. П. Самохина. М.: Прогресс, 1974. — 392 е.: ил.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 241 с.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 190 с.
  8. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  9. А.В. Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1980.-392 с.
  10. Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие. Карачаевс.: изд. Карачаево-Черкесского гос. пед. ин-та, 1993. -100 с.
  11. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Учпе-дизд. 1961.-265 с.
  12. В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. М.: Плакат, 1985. — 64 е.: ил.14
Заполнить форму текущей работой