Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью использования его результатов в подготовке будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям на занятиях по гимнастике в педвузах, педколледжах. Разработанные в ходе исследования программа спецкурса «Технология формирования двигательных действий» и на её основе созданный вышеназванный спецкурс… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «обучение двигательным действиям»
    • 1. 2. Обучение двигательным действиям как педагогический процесс и возможности использования в нём проблемных методов
    • 1. 3. Готовность современных учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к обучению учащихся двигательным действиям
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих учителей к обучению учащихся двигательным действиям

Подготовка будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Выдвинутые Законом Российской Федерации «Об образовании» и Законом Чувашской Республики «О физической культуре и спорте» [66,67] задачи повышения результативности физического воспитания, обеспечения здорового образа жизни учащейся молодёжи требуют обновления системы подготовки учителей физической культуры в педагогическом вузе.

Во многих исследованиях, посвященных проблеме подготовки специалистов по физической культуре в системе высшего образования, также говорится о недостаточной готовности выпускников физкультурно — педагогических вузов к практической деятельности [60,62,84,85,86,87,104,125,139, 157,166,178, 184,222,223], к творческому решению проблем, возникающих в связи с решением образовательных задач [31,62,69,75,78,79,88,89,123,179, 183,184,185,215,223]. Это положение характерно и для состояния физкуль-турно-педагогического образования в зарубежных странах [234,235].

Одним из показателей готовности учителей физической культуры к работе с детьми является умение обучать их правильным двигательным действиям, составляющим основу активности человека.

Анализ литературных источников и массового педагогического опыта позволил выделить противоречие между необходимостью повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям, с одной стороны, и традиционно применяемыми в учебном процессе репродуктивными способами организации учебно-познавательной деятельности студентов, существенно ограничивающими решение этой задачи, с другой.

С учётом этого противоречия нами определена проблема исследования: каковы педагогические условия, при которых подготовка будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям на занятиях по гимнастике будет наиболее результативной. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры в высшем педагогическом учебном заведении.

Предмет исследования — процесс подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям на занятиях по гимнастике.

Гипотеза исследования — подготовка будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям существенно улучшится, если будут соблюдены определённые общие и частные педагогические условия.

Общие условия:

— профессионально-педагогическая направленность всего учебного процесса, педагогизация деятельности всех его участников;

— усвоение специальных знаний, умений и навыков в обучении учащихся двигательным действиям на уроках гимнастики;

— введение в учебный процесс факультета физической культуры спецкурса «Технология формирования двигательных действий» на занятиях по гимнастике;

— увеличение доли самостоятельной работы студентов в процессе овладения ими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками;

— создание на учебных занятиях атмосферы обмена мнениями между участниками педагогического процесса, креативной обстановки;

— соблюдение определённой последовательности, этапности в формировании названной готовности (знания, умения, навыки);

— систематический анализ уровней готовности будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям;

— оснащение занятий соответствующими дидактическими материалами: методическими указаниями, видеозаписями, картами-инструкциями;

— применение индивидуального, группового и коллективного способов обучения студентов и выбор адекватных дидактическим целям и задачам методов обучения.

Частные педагогические условия, определяющие выбор содержания обучения:

— вооружение студентов конкретными методиками обучения двигательным действиям;

— представление содержания изучаемой темы, раздела и всей учебной дисциплины в форме системы последовательно усложняющихся проблемных заданий;

— применение проблемных заданий в обучении двигательным действиям с учётом уровня подготовленности студентов;

— обучение студентов алгоритмам решения проблемных заданий;

— последовательный переход от низшего уровня обучения на более высокий с одновременным увеличением степени самостоятельности студентов и изменением роли и участия преподавателя в непосредственном решении проблемных заданий;

— деятельностный (оперативный, текущий, итоговый) контроль качества усвоения знаний и умений (оценивается результат деятельности).

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «обучение двигательным действиям» .

2. Обосновать возможность использования проблемных методов в процессе подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям на занятиях по гимнастике.

3. Выявить типичные недостатки и затруднения современных учителей в обучении учащихся двигательным действиям на занятиях по гимнастике.

4. Разработать и апробировать на практике теоретическую модель подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям.

5. Выявить теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям на занятиях по гимнастике.

Методологической основой исследования являются: материалистическая диалектика как всеобщий метод познания и общая теория развитиясистемный, деятельностный и технологический подходыидея единства образования, воспитания и развития личностинормативные документы по реформе среднего и высшего образования.

Теоретической базой исследования являются: концепция педагогического труда и формирования личности учителя [О.А. Абдуллина, В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Г. Л. Драндров, В. И. Загвязинский, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, В. А. Сластёнин, В. А. Титов, А. И. Щербаков, В. Т. Чичикин и др.]- психологическая теория мышления [А.В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин]- теория развивающего обучения [Л.С. Выготский, В.В. Давыдов]- теория активизации обучения [А.А. Вербицкий, A.M. Смолкин, Г. И. Щукина]- теория поэтапного формирования умственных действий [П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.]- концепция связи психолого-педагогической теории с практикой работы учителя [Е.П. Ильин, А.И. Щербаков]- концепция педагогической технологии [В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Н.Е. Щуркова]- теория проблемного обучения [Д.В. Вилькеев, Н. Г. Дайри, Т. В. Кудрявцев, И .Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. М. Махмутов, М.Н. Скаткин], системное понимание педагогической действительности [Ю.П. Сокольников].

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс следующих методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, медико-биологической и специальной литературы по исследуемой проблеме, учебных программ, пособий, нормативных документов по средней и высшей школеконстатирующий и формирующий эксперименты: теоретическое моделирование, анкетирование, наблюдение, беседы, анализ выполнения самостоятельных, контрольных и творческих работ студентов, критериальное их оцениваниетестированиепрограммированный контрольметоды экспертных оценок и математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования был факультет физической культуры Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Автор опирался и на свой 14 летний опыт преподавания спортивно-педагогических дисциплин в педвузе и школе.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе — поисково-теоретическом (1993;1995гт.) — был осуществлён теоретический анализ философской, психолого-педагогической, медико-биологической, специальной литературы по проблеме исследования, определены его исходные параметры, изучен опыт работы учителей школ, раскрыто содержание таких понятий, как: деятельность, двигательная деятельность, двигательное действие, проблемное обучение, методы проблемного обучения, обоснованы критерии готовности учителей к обучению учащихся двигательным действиям, выявлены умения определять двигательные ошибки и подбирать упражнения для их исправления студентами выпускного курса факультета физической культуры.

На втором этапе — опытно-экспериментальном (1996;1999гг.) — разрабатывалась, внедрялась в практику теоретическая модель подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиямпроверялись педагогические условия её успешного применения.

На третьем этапе — аналитико-обобщающем (1999;2000гг.) — осуществлены анализ и обобщение результатов исследования, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — проанализирован и обобщён массовый опыт, выявлены типичные недостатки и затруднения учителей физической культуры в обучении учащихся двигательным действиям;

— разработаны критерии оценки готовности учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям, умения осуществлять психолого-педагогический и качественный биомеханический анализ на основе составления студентами ориентировочной карты-инструкции, дидактических действий;

— разработана и реализована теоретическая модель подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям;

— разработан и апробирован в процессе обучения авторский спецкурс «Технология формирования двигательных действий» на занятиях по гимнастике;

— выявлен и научно обоснован комплекс педагогических условий успешной подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям на занятиях по гимнастике.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём:

• разработаны теоретические основы построения системы подготовки студентов педвуза к обучению учащихся двигательным действиям;

— уточнено содержание понятия «обучение двигательным действиям»;

— определён комплекс специальных требований к деятельности педагогов, осуществляющих подготовку студентов к обучению учащихся двигательным действиям;

— определены закономерности и ведущие принципы построения учебного процесса по подготовке студентов к обучению учащихся двигательным действиям;

— разработана теория и технология управления процессом подготовки студентов педвуза к обучению учащихся двигательным действиям.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью использования его результатов в подготовке будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям на занятиях по гимнастике в педвузах, педколледжах. Разработанные в ходе исследования программа спецкурса «Технология формирования двигательных действий» и на её основе созданный вышеназванный спецкурс, а также монография «Подготовка учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям», пособия «Методика обучения танцевальным упражнениям на уроках гимнастики в средней школе» и «Азбука физкультурника» получили положительную оценку в педагогической печати и успешно используются в практике работы школ и вузов Чувашской Республики.

Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в преподавании и других спортивно-педагогических дисциплин.

Обоснованность результатов исследования достигалась методологическим, общенаучным и технологическим обеспечением исследовательского процесса, разработкой категориального аппарата, опорой на психолого-педагогическую литературу.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась чётким определением проблемы, цели, объекта и предмета исследования, непротиворечивостью его гипотезы и сформулированных исследовательских задач, решаемых с помощью как эмпирических, так и теоретических методов, продолжительных по времени и целенаправленному характеру опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путём их обсуждения на международных (1997г., 1999 г.), всероссийских (1998;2000г.г.) и республиканских (1993;2000г.г.) научно-практических конференциях, на заседаниях кафедр педагогики и спортивных дисциплин, совета факультета физической культуры ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Результаты исследования отражены в монографии, 2 пособиях, 6 научных статьях и внедрены в учебный процесс на факультете физической культуры ЧГПУ им. И .Я. Яковлева.

На защиту выносятся:

1. Теоретическая модель подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям.

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих результативность подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям на занятиях по гимнастике. Структура диссертации включает: введение, две главы, заключение,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании были поставлены задачи, решение которых позволило выявить комплекс педагогических условий, при которых подготовка будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям будет наиболее результативной.

Двигательное действие рассматривается нами как предварительно программно — обеспеченная двигательная активность субъекта, направленная на программное же изменение или сохранение некоторого внешнего или внутреннего компонента (фрагмента) биомеханической ситуации, для достижения предварительно сформированной двигательной цели этого действия как компонента общей цели задачи, а через неё — деятельностной цели (В.Б. Корен-берг). Качественной характеристикой двигательного действия, на формирование которой нацелена обучающая деятельность учителя физической культуры, является техника исполнения. Двигательные умения и навыки представляют собой функциональные образования (своеобразные формы управления движениями), возникающие в процессе освоения двигательных действий.

Содержание знаний и умений учителя физической культуры обусловлено целью и задачами работы по физическому воспитанию и содержанием физкультурно-педагогической деятельности. Структуру знаний учителя физической культуры составляют общественно-культурные, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания.

В научной литературе двигательное действие раскрывается в следующих знаниях:

— физиологические основы построения движения человеком;

— психологические основы управления двигательными действиями;

— биомеханические закономерности движений человека.

Процесс обучения двигательным действиям раскрывается в знаниях методики обучения движениям, которые при этом предполагают в качестве своей основы владение студентами физиологическими, психологическими и биомеханическими закономерностями построения движений человека.

Система этих знаний является необходимой предпосылкой овладения будущими учителями физической культуры способами обучения двигательным действиям, представленным в форме физических упражнений.

Обучение двигательным действиям предполагает владение рядом дидактических действий на уровне умения или навыка. В связи, с этим мы считаем необходимым выделить те дидактические действия, владение которыми является необходимым и достаточным для успешного решения задач обучения физическим упражнениям.

С учетом основных положений психологической теории деятельности и теории управления дидактические действия распределяются в соответствии с тремя частями обучающей деятельности: ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной. Процесс обучения, рассматриваемый нами, как процесс управления включает в себя ряд этапов управления, в соответствии с которыми мы выделяем отдельные дидактические действия:

— качество усвоения знаний по изучаемой дисциплине;

— умение осуществлять качественный биомеханический и психолого-педагогический анализ двигательных действий и на этой основе разрабатывать ориентировочные карты-инструкции для обучения;

— умение определять цель и частные задачи и планировать состав и последовательность применения подводящих упражнений для их решения;

— умение находить двигательные ошибки в выполняемом двигательном действии и подбирать соответствующие упражнения для их исправления;

— умение творчески управлять процессом разучивания обучаемыми двигательного действия.

Данные умения были приняты нами как целевой ориентир при решении задачи формирования готовности студентов к творческому обучению двигательным действиям на занятиях по гимнастике.

Для формирования названных умений большое внимание уделялось методам проблемного обучения, которые позволили нам приобщить студентов к творческой деятельности в обучении двигательным действиям.

Интенсификация обучения является одним из важнейших направлений активизации учебной деятельности. Следует подчеркнуть, что под активизацией учебной деятельности мы понимаем целеустремлённую деятельность преподавателя, направленную на разработку и использование таких форм, содержания, приёмов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студентов в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также в формировании способностей прогнозировать педагогическую ситуацию и принимать самостоятельные решения.

Необходимой составляющей подготовки будущих учителей к педагогической деятельности признаётся высокий уровень развития творческих способностей.

Подготовка учителя физической культуры к творческому подходу в обучении двигательным действиям должна стать составным компонентом его профессиональной готовности. В соответствии с представлениями о структуре профессиональной подготовки учителя физической культуры можно заключить, что структурными компонентами готовности к обучению двигательным действиям является вооружение выпускников профессиональными знаниями, умениями и навыками, применяемые для решения педагогических задач и проявление интереса к решению этих задач.

Все вышеназванные компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них требует выполнения комплекса профессионально значимых, целенаправленных, педагогически обоснованных практических действий в их целостной структуре. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям имеет свою структуру, которая выступает как степень сформированно-сти знаний, умений и навыков, которые позволили нам в ходе исследования, выявить три уровня готовности учителей обучать физическим упражнениям.

Первый уровень (репродуктивный) характеризуется низким уровнем теоретических знаний, владения методикой (или её основных положений). Для организации процесса обучения двигательным действиям этим педагогам не хватает медико-биологических, психолого-педагогических и биомеханических знаний и умений. На этом уровне учителя не осознают и не выдвигают педагогические задачи, не соотносят их с практикуемыми формами работы. Учащимся они отводят роль пассивных участников воспроизведения образцов готового опыта. Эти педагоги отличаются пассивностью в работе, они не стремятся пополнять свои знания, в их труде отсутствует чёткое планирование учебного процесса. К этому уровню готовности были отнесены 30% обследованных учителей.

Второй уровень (технологический). Учителя этой группы имеют достаточно широкие теоретические познания и, прежде всего владеют психолого-педагогическими, медико-биологическими, дидактическими, коммуникативными, интегральными знаниями и умениями в организации учебного процесса. Свою работу осуществляют на уровне репродуктивно-творческом. Они имеют определённый уровень сформированности интереса и желания участвовать в этом процессе, владеют отдельными процедурами организации деятельности, алгоритмом обучения, обеспечивающим им решение педагогических задач.

Педагоги этой группы добросовестно относятся к своим обязанностям, много сил отдают для организации учебного процесса. Однако в силу их недостаточных глубоких теоретических знаний в области обучения двигательным действиям, при недостаточной методической вооружённости, они не всегда в полной мере используют арсенал подводящих, подготовительных упражнений в целях формирования двигательных умений и навыков. Этот уровень характерен для 57,2% учителей.

Третий уровень (творческий) отличается наличием у учителей достаточно высокого уровня теоретических (психолого-педагогических, медико-биологических, биомеханических), интегральных и методических знаний и умений в организации учебного процесса по обучению учащихся двигательным действиям. Педагоги этой группы владеют современными технологиями обучения, хорошо знают передовой опыт и внедряют его в свою практику. Они обладают хорошими организаторскими, конструктивными, коммуникативными, исследовательскими, творческими способностями. Они умело планируют учебный процесс, активно вовлекая в него учащихся, создавая им условия для самосовершенствования. Вариативный, конструктивный, новаторский подход к работе помогает им добиваться успехов в обучении учащихся двигательным действиям. В этой группе были отмечены 12,8% обследованных учителей.

Названные группы педагогов в встречаются в каждой городской и сельской школе. Задача вуза состоит в том, чтобы уровень первых двух групп педагогов на выходе из стен института довести до уровня третьей. А это возможно лишь при условии повышения их теоретической и практической подготовки путём самообразования, изучения творческого применения на практике передового опыта, а также активного участия в научно — исследовательской работе.

Соответственно традиционные подходы к обучению не решают полностью этих вопросов. В связи с этим, особого внимания заслуживает проблема внедрения в учебньш процесс на факультетах физической культуры методов проблемного обучения, которые не только обеспечивают высокий уровень усвоения знаний и умений, но и способствуют формированию творческих способностей, развития педагогического мышления.

В современных условиях перед физкультурно-педагогическими вузами ставится задача приобщения студентов к педагогической деятельности именно как к творческой, воспитать готовность к постановке и решению профессиональных задач творческого характера.

Следует особо подчеркнуть, что проблемное обучение направлено на развитие мышления учащихся, самостоятельное познание изучаемого объекта.

Полученные данные подтвердили наличие противоречия между возрастающими требованиями общества к формированию физически здорового, подготовленного к жизни и труду, защите Отечества в современном обществе человека и уровнем знаний о педагогических условиях подготовки высококвалифицированных учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям.

Опытно-экспериментальная работа была направлена на выделение комплекса педагогических условий, при которых разработанная модель обеспечит эффективность подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям.

Были определены критерии оценки деятельности знаний, умений и навыков студентов при обучении двигательным действиям. Разработана и апробирована модель подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям.

Данная модель представляет собой процесс применения методов проблемного обучения в подготовке студентов факультета физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям как целостную дидактическую функциональную систему. В качестве системообразующего фактора выступает цель ее функционирования — подготовка будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям. Она определяет содержание обучения и необходимость его представления как системы проблемных задач и заданий. Методы проблемного обучения, реализуясь в конкретных видах учебных занятий, обеспечивают процессуальное развертывание этого содержания в учебно-познавательной деятельности студентов, управляемой со стороны преподавателя. Разрешение системы проблемных задач приводит к усвоению содержания обучения, овладению способами действия, формированию творческих черт личности и повышению интереса к творческой деятельности, т. е. к формированию основных, структурных компонентов подготовки к творческой деятельности.

Как показала опытно-экспериментальная работа, подготовка к обучению двигательным действиям проходит успешно при соблюдении взаимосвязанных этапов.

На первом этапе изучаются общие закономерности формирования двигательных действий, а также методы и средства применяемые в обучении. Формируются навыки качественного биомеханического и педагогического анализа физических упражнений.

На втором этапе разрабатываются алгоритмы конкретных подводящих упражнений, уточняются отдельные детали биомеханических закономерностей их исполнения и определяются движения, реализующие эти закономерности в процессе выполнения физических упражнений. На этом же этапе прогнозируются возможные двигательные ошибки, продумываются приёмы страховки и помощи в выполнении этих упражнений.

На третьем этапе разрабатывается карта-инструкция обучения конкретному физическому упражнению, составляется план их изучения, в котором предусматриваются временные и количественные параметры учебного процесса, подбирается или изготавливается необходимый дидактический материал.

На четвёртом этапе происходит непосредственное практическое формирование у обучаемых двигательных действий с использованием карт-инструкций в процессе обучения.

На пятом этапе выявляются двигательные ошибки и причины их возникновения, определяются пути их исправления, происходит закрепление правильного выполнения двигательного действия.

Все выше перечисленные этапы связаны с творческим подходом будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям и использованием их в учебно-воспитательной работе в школе.

Как показал опыт, охарактеризованные выше этапы служили для формирования организаторских, конструктивных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, составляли алгоритмы действий, необходимых учителю физической культуры.

Педагогическая технология, активные методы обучения в нашем опыте выступали как части дидактической и методической системы. Мы считаем, что формирование высокого уровня подготовки будущих учителей физической культуры к обучению двигательным действиям учащихся будет наиболее эффективным, если реализовать в педвузе совокупность общих и частных педагогических условий. Общие условия:

— профессионально-педагогическая направленность всего учебного процесса, педагогизация деятельности всех его участников;

— усвоение специальных знаний, умений и навыков обучения учащихся двигательным действиям на уроках по гимнастике;

— введение в учебный процесс факультета физической культуры спецкурса «Технология формирования двигательных действий» на занятиях по гимнастике;

— увеличение доли самостоятельной работы студентов в процессе овладения ими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками;

— создание на учебных занятиях атмосферы обмена мнениями между участниками педагогического процесса, креативной обстановки;

— соблюдение определённой последовательности, этапности в формировании названной готовности (знания, умения, навыки);

— систематический анализ уровней готовности будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям;

— оснащение занятий соответствующими дидактическими материалами: методическими указаниями видеозаписями, картами-инструкциями;

— применение индивидуального, группового и коллективного способов обучения студентов и выбор адекватных дидактическим целям и задачам методов обучения.

Частные педагогические условия, определяющие выбор содержания обучения:

— вооружение студентов конкретными методиками обучения двигательным действиям;

— представление содержания изучаемой темы, раздела и всей учебной дисциплины в форме системы последовательно усложняющихся проблемных заданий;

— применение проблемных заданий в обучении двигательным действиям с учётом уровня подготовленности студентов;

— обучение студентов алгоритмам решения проблемных заданий;

— последовательный переход от низшего уровня обучения на более высокий с одновременным увеличением степени самостоятельности студентов и изменением роли и участия преподавателя в непосредственном решении проблемных заданий;

— деятельностный (оперативный, текущий, итоговый) контроль качества усвоения знаний и умений (оценивается результат деятельности).

В диссертационном исследовании теоретически обоснована каждая группа вышеназванных условий, обеспечивающих подготовку будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям.

Исследование показало, что выделение нами общих и частных педагогических условий, обоснование сущностных характеристик и критериев готовности к выполнению двигательных действий, определение модели подготовки будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям и системы его подготовки позволили успешно готовить студентов к организации педагогического процесса. Это подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы, согласно которой подготовка будущих учителей физической культуры к обучению учащихся двигательным действиям будет результативной.

Вместе с тем, исследование показало необходимость дальнейшего изучения проблемы подготовки студентов педвуза к обучению учащихся двигательным действиям в ходе непрерывной педагогической практики в условиях сельских и городских школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. К проблеме педагогических умений.//Вопросы общественно-педагогической подготовки будущих учителей. — М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1972.-С.З-10.
  2. О.А. О формировании педагогических умений.//Советская педагогика.-1972. -№ 11.-С.93−103.
  3. О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образованияУ/Советская педагогика.-1976.-№ 1.-С.76−84.
  4. О.А. Формируем педагогические умения и навыки.// Вестник высшей школы.- 1977.-№ 2.-С.83−85.
  5. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  6. А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров.//Современные психолого-педагогические проIблемы высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — Вып.1. — С.37−44.
  7. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1971.
  8. А.П. Формирование у студентов умения определять и решать педагогические задачи в воспитательной работе.//Обучение студентов основам педагогического мастерства.-Иваново, 1971.-С.59−64.
  9. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. -Казань, 1996. 551с.
  10. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. -Казань, 1998. 308 с.
  11. М. Ж., Гарунов М. Т., Хайдаров Ж. С. Проблемное обучениев учебном процессе вуза. Алма-Ата: Мектеп, 1979. — 80 с.
  12. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980.-С.348−352.
  13. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 384с.
  14. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов ФК. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  15. Ю. К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  16. Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников:Пособие.-Ростов-на-Дону, 1970.-31с.
  17. Ю.К., Ильина Т. И., Жантекеева З. У. Педагогика высшей школы.- Алма-Ата: Мектеп, 1989.-176с.
  18. А.В. Современные требования к лекции и активизация познавательной деятельности студентов.//Лекция в вузе и развитие познавательной активности студентов. Казань, 1975. — С.3−7.
  19. .О. О самостоятельной работе студентов над лекционным материалом.//Пути активизации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам. М., 1976. — С. 15−20.
  20. С.Т. Специалист должен быть творческим //Вестник высшей школы. 1976. — № 2. -С. 19−22.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190с.
  22. М. М. Обучение двигательным действиям. М.: Ф и С, 1985. -192с.
  23. А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970. -С.53.
  24. В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта. СПб.: РГТТУ им. А. И. Герцена, 1996. — 48с.
  25. А.А. О методологии исследований спортивной техники //Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб. науч. трудов, Малаховка: МОГИФК, 1991. С.96−101.
  26. В.А. Что такое современная лекция? Активизация слушателя прежде всего //Вестник высшей школы. 1976. — № 12. — С.28−33.
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  28. В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: «Вища школа», 1985. — 173с.
  29. В. М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: «Вища школа», 1977. — 94с.
  30. М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогической деятельности преподавателя физического воспитания высший школы //Теория и практика ФК. 1989. — № 10. — С.19−21.
  31. Д.В. Роль гипотезы в обучении //Советская педагогика. -1967. № 6. — С.59−67.
  32. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., 1991.
  33. С. И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников: Автореф. дис.канд.пед. наук. -М., 1974.- 19с.
  34. JI. Г. Методика проблемного обучения. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1971.
  35. Ю. К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им: Автореф. дис.докт. пед. наук. -М., 1986. 33с.
  36. Гавердовский Ю. К. Двигательные представления гимнаста
  37. Гимнастика: Ежегодник. М., 1985. — Вып.2. — С.22−30.
  38. Ю.К., Боген М. М. Как найти «петушиное словцо»?: о деятельностном подходе к обучению движениям //Гимнастика: Ежегодник. М., 1986. — Вып.1 — С.32−41.
  39. Ю.К., Заглада В. Е. Программированное обучение: его смысл, принципы, возможности //Гимнастика: Ежегодник. М., 1976. -Вып.1.-С.57−65.
  40. Ю.К., Мамедов Ф. П. Методы обучения гимнастическим упражнениям в свете понятия адаптивности //Гимнастика: Ежегодник.- М., 1984. Вып.1. — С.26−34.
  41. Ю.К., Уткевич Г. К. К проблеме биомеханически корректного расчленения гимнастических упражнений //Гимнастика: Ежегодник. М., 1984. — Вып.2.- С.35−38.
  42. Ю.К., Уткевич Г. К. Мамедов Ф.П. Целостно если возможно, с расчленением — если необходимо (о методах обучения в гимнастике) //Гимнастика: Ежегодник. — М., 1979. — Вып.2. — С. 14−22.
  43. В.А. Проблемное обучение в средней школе.-Кишинёв, 1973.
  44. П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления //Вопросы психологии. 1966.- № 4.- С.128−137.
  45. П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий //Доклады АПН РСФСР, 1958. № 2.
  46. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание учёной степени доктора пед. наук (по психологии) по совокупности работ. М. — 1965. — 51с.
  47. П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа //Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С.58−70.
  48. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. В. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе //Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С.51−72.
  49. М. Г., Пустовит В. В. Проблемное обучение и возможности его применения в вузе М.: MB и ССО СССР, НИИ ВШ, 1974. — 55с.
  50. М.Г. Проблемное обучение для будущих учителей //Вестник высшей школы. 1976. — № 4. — С.30−34.
  51. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. -397с.
  52. В.В. Состояние и проблемы исследований учебной деятельности //Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы/ Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М., 1990. -С.35−47.
  53. Н. Г. О проблемности в обучении //Народное образование. -1973. № 1. — С.119−127.
  54. Н. Г. Развивающее обучение. Каким ему быть? //Народное образование. 1976. — № 9.
  55. М. А. Взаимодействие деятельности учителя и самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала //Сб. ст. Об условиях развития познавательной самостоятельности и активности учащихся на уроках. Казань. 1963.
  56. Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 288с.
  57. Г. Л. Оценка дидактических умений студентов ФФК //Сб. научных трудов /Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары.: ЧГПИ им. И .Я. Яковлева, 1997. — С.83−87.
  58. В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. — СПб., 1999. — 368с.
  59. В.Е. Алгоритмы проблемного обучения и их использование в процессе передачи обобщающих теоретико-методических знаний по ФК.: Дис.канд. пед.наук. М., 1993. — 196с.
  60. В. М., Клевенко В. М. и др. Совершенствование технического мастерства спортсменов. -М.: ФиС, 1967.
  61. И.С. Средства и методы в организации познавательной деятельности студентов институтов ФК.: Дис.канд. пед. наук. -Минск, 1991. 167с.
  62. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. -М.: Учпедгиз, 1961. -239с.
  63. С.Ф. Проблема активизации учащихся в психологии обучения и воспитания //Советская педагогика. 1966. -№ 1. — С.69.
  64. В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  65. Закон Российской Федерации об образовании //Учительская газета. -1992. 6 августа.
  66. Закон Чувашской Республики о физической культуре и спорту //Советская Чувашия. 1994. — 20 января.
  67. В.А. Активизация учебной деятельности студентов на занятиях гимнастики. Смоленск., 1989. — С.3−14.
  68. Ю. А., Шамардин А. И. Особенности применения основных форм и методов проблемного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов ИФК //Теория и практика ФК.-1995.-№ 2.-С.9−13.
  69. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физическое воспитание» М.: Просвещение, 1987. — 287с.
  70. Т. А. Как ей придать современный характер //Вестник высшей школы. 1984. — № 9. — С. 7−13.
  71. Т. А. Педагогика: Курс лекций. М., 1984.
  72. Т. А. Проблемное обучение понятие и содержание //Вестник высшей школы. — 1976. — № 2. — С.39−48.
  73. И. П., Харичева Г. И. О формировании логических приёмов мышления //Советская педагогика. 1975. — № 4. — С.97−104.
  74. Н.В. Активизация процесса обучения в институтах ФК посредством дидактических игр.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.-21с.
  75. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989.- 78с.
  76. Е.А. Человек и профессия. JI.: ЛГУ, 1980.-120с.
  77. А.Ю. Формирование профессиональных навыков анализа техники гимнастических упражнений у студентов физической культуры на основе проблемного обучения: Дис.канд. пед.наук.-М., 1989.-181с.
  78. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы. М., 1992.
  79. В. Б. Двигательная задача, двигательный навык //Гимнастика: Ежегодник. М., 1986. — Вып.1. — С.41−44.
  80. В. Б. Двигательные умения и навыки (нетрадиционные ки-незиологические представления) //Принципиальные вопросы кинезио-логии спорта: Сб. науч. тр. Малаховка: МОГИФК, 1991. С.28−49.
  81. В. Б. Основы качественного биомеханического анализа.1. М: ФК и С, 1979.-208с.
  82. В.М. Модель специалиста и профессионально-педагогическая деятельность //Теория и практика физической культуры. -1978. № 1. — С.50.
  83. В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин «специализация»: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1989. — 45с.
  84. Н. М. Проблемное обучение как метод формирования профессиональных умений студентов институтов ФК: Автореф. дис. канд. пед. наук. Д., 1979. — 23с.
  85. М.Г. Система дидактических игр как средство формирования гностических умений у студентов институтов ФК.: Дис.канд. пед. наук. -М., 1992.-218с.
  86. В.А. Исследование специальных способностей //Воспитание, обучение и психическое развитие /Тезисы докладов к Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977. — С.3−17.
  87. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — С. 174−187.
  88. В.А. Развитие умственных способностей школьников в процессе обучения //Советская педагогика. 1971. — № 8. — С.88−101.
  89. Т. В. Итоги дискуссий и пути дальнейшей работы, (по проблемному обучению в вузах) //Вестник высшей школы. 1984. — № 4. -С.27−33.
  90. Т. В. Некоторые психолого дидактические вопросы проблемного обучения //Советская педагогика. — 1967. — № 8. — С.61−72.
  91. Т. В. О проблемном обучении как основе умственного развития. В кн.: Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1966.
  92. Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с. (Б — ка: Педагогика и психология, № 4).
  93. Т. В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 264с.
  94. Т. В. Психология технического мышления: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1971. — 31с.
  95. Н. В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд во ЛГУ, 1980. — 172с.
  96. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд — во ЛГУ, 1967.- 184с.
  97. Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся/ЛВопросы психологии.-1984.-№ 1.-С.20−25.
  98. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя. М.: Высшая школа, 1989. — 168с.
  99. Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.-С.63.
  100. М.А. Спортивно-педагогическое совершенствование в системе профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя-тренера по легкой атлетике: Автореф. дис.канд. пед. наук. -СПб., 1993.- 18с.
  101. Ю. Н., Сухобская Г. Г. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967. — 111с.
  102. Ч. Об эффективности проблемного обучения. Варшава: Гос. науч. изд-во «Педагогика и народное образование в зарубежных странах», 1963. — Вып.З.
  103. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 340с.
  104. И .Я. Факторы сложности познавательных задач //Новые исследования в педагогических науках. М.:Педагогика. — 1970. — Вып.1.- С.87−88.
  105. И. Я. Главная функция проблемного обучения //Вестник высшей школы. 1976. — № 7. — С. 16−21.
  106. И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. — 64с.
  107. И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1971. — 38с.
  108. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96с.
  109. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М: Просвещение, 1982. — 191с.
  110. И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях //Советская педагогика. 1968. — № 7. — С.50.
  111. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186с.
  112. И.Я. О методах обучения //Советская педагогика. 1965. — № 3.- С.115−129.
  113. И.Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся. К анализу функций дидактического эксперимента //Советская педагогика. 1974. — № 7. — С.28−38.
  114. И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования //Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М., 1972.
  115. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. — С.3−63.
  116. И .Я., Скаткин М. Н. О методах обучения //Советская педагогика. 1965. — № 3. — С.115−127.
  117. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528с.
  118. В. Д. Обучение движениям (двигательным действиям) // Теория и методика ФВ: Учебник для ин-тов ФК /Под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. 2-ое изд. -М., 1976.-Т. 1. — С. 141−168.
  119. В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1994. — 35с.
  120. В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Метод, пособие по спецкурсу. Л., 1973.
  121. Т.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов ИФК в процессе изучения педагогических дисциплин. (На примере базового факультета РГАФК): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 23с.
  122. А.К. Психология труда учителя.-М.:Просвещение, 1993.-192с.
  123. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208с.
  124. А. М. Психология мышления и программированное обучение. М., 1970. — Вып. 3. — С.8−9.
  125. А. М. Теоретические основы проблемного обучения //Советская педагогика. 1971. — № 7. — С.38−48.
  126. A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения /В кн.: В.Оконь. Основы проблемного обучения. М.: Педагогика, 1968.
  127. A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления //Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. К симпозиуму. М., 1973. — С.4−8.
  128. М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972. С.49- 289.
  129. М. И., Матюшкин А. М. Психолого-педагогические основы и пути развития //Вестник высшей школы. 1977. — № 2. — С. 17−18.
  130. М.И. Вопросы организации проблемного обучения: Метод, пособие. Казань. :Изд-во Казанского ун-та, 1971.
  131. М.И. Некоторые особенности проблемного обучения //Советская педагогика. 1970. — № 9.
  132. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  133. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 368с.
  134. М.И., Матюшкин A.M. Проблемное обучение понятие и содержание //Вестник высшей школы. — 1977. — № 2. — С. 17−24.
  135. Е. Н. Профессиональная подготовка студентов в ИФК на занятиях по спортивно-педагогическому совершенствованию (на примере специализации «Художественная гимнастика»). Дис. канд. пед. наук.-СПб., 1995.- 177с.
  136. А.В. Методика обучения гимнастическим упражнениям //Гимнастика и методика преподавания: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под ред. В. М. Смолевского.-З-е изд. М., 1987. — С. 186−200.
  137. Э. Г. Активизация познавательной деятельности учащихся средствами наглядности: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1969.
  138. Э.Г. Проблемность как основа развития познавательной активности на лекциях //Лекция в вузе и развитие познавательной активности студентов. Казань, 1975. — С.59−61.
  139. М.Г. Проблемное обучение понятие и содержание. На лабораторных занятиях по биохимии //Вестник высшей школы. — 1976. -№ 6. — С. 16−17.
  140. Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во КГУ, 1979. — 158с.
  141. Т. В. Познавательные задачи в обучении русскому языку. -М.: Просвещение, 1968.
  142. С.Д. Организационно-управленческая игра как форма и метод психологического исследования практики народного образования //Игровое моделирование: методология и практика. -Новосибирск, 1987.-С.217−224.
  143. С.Д., Зверев С. М. Деловые игры в подготовке и повышении квалификации кадров: Метод, рекомендации для слушателей фак-ов усовершенствования и повышения квалификации ГЦОЛИФК. М., 1989. — 33с.
  144. С.Д., Киршева Н. В., Ашрапова Г. А. Дидактические и учебно-ролевые игры в подготовке физкультурных кадров: Метод, ре-комедации для студентов и преподавателей ГЦОЛИФК.-М., 1990.-36с.
  145. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1988. — 21с.
  146. В.П. Один из видов обучения //Вестник высшей школы. -1982. № 1. — С.24−26.
  147. К.А. Об активизации мышления студентов в процессе лекционного преподавания //Вопросы психологии.-1960.- № 6.- С. 166−172.
  148. Р. А. Лекция в вузе. Её место среди других форм и методов обучения /Сб.сТ. Лекция в вузе и развитие познавательной активности студентов. Казань, 1975.-С.11−13.
  149. Р. А. Формы, способы и приёмы активизации познавательной деятельности студентов на лекциях /Сб. ст.: Лекция в вузе и развитие познавательной активности студентов. Казань, 1975. — С.45−48.
  150. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1975.
  151. А. Б. Модель активной подготовки специалистов по ФК на основе теории развивающего обучения: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1991.-23с.
  152. И.Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1968. — 374с.
  153. С. И. Словарь русского языка.-М.:Русский язык.-1986.-С.523.
  154. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -С.61−70.
  155. Е.К. Структура педагогического мышления основа проекта интеллектуализации педагогического процесса вуза /В кн. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. — М., 1973.-С.72−73.
  156. И.В. Теоретико-методологические основы организации воспитательного процесса по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних.- Чебоксары, 1999. 603с.
  157. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998. — 544с.
  158. И.И., Зеленукин В. В. Деловые игры в управленческой подготовке специалистов ФК: Метод, разработки для студентов и слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФК. М., 1985.-24с.
  159. О. В. Формирование профессионального мастерства учителя ФК. М.: Просвещение, 1980.-112с.
  160. П. И. Педагогика: Учебное пособие. М., 1995.
  161. П. И. Проблемное обучение понятие и содержание //Вестник высшей школы. — 1976. — № 12. — С.ЗЗ.
  162. Т. Е., Писарев В. Е. Что такое проблемное обучение? //Советская педагогика. 1982. — № 4. — С.77−80.
  163. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432с.
  164. З.Г. К вопросу о формировании педагогических умений //Обучение студентов основам педагогического мастерства. Иваново^ 1971.
  165. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 128с.
  166. Л.М. Роль лекции в развитии познавательной активности //Лекция в вузе и развитие познавательной активности студентов. Казань, 1975. — С.18−22.
  167. Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе.: Автореф. дис.канд. пед. наук. Казань, 1982. — 23с.
  168. Психологический словарь /В.В. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448с.
  169. JI. В. Проблемное обучение (вопросы теории). Лекция ЦО-ЛИУВ.-М., 1990.-С.21.
  170. В.Н. Психологические основы проблемного обучения //Вопросы психологии. 1973. — № 3.- С.158−161.
  171. Н.Э. Профессионально-педагогический потенциал специалиста по физической культуре и его формирование в условиях высшего педагогического образования.: Автореф. дис.докт. пед. наук. СПб., 1996.-38с.
  172. И.Н., Овчинникова Г. А., Соколова И. П. Совершенствование дидактической подготовки студентов институтов физической культуры //Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров по ФК и С. М., 1977. — С.136−141.
  173. С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  174. В.Ф. Развитие у студентов интереса и способностей к педагогической деятельности //Обучение студентов основам педагогического мастерства. Иваново, 1971. — С.197−202.
  175. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  176. А.И. Исследование методики подготовки студентов факультетов физического воспитания к педагогической практике в школе по разделу гимнастики: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1978. — 17с.
  177. Л. П. Формирование творческого подхода к профессиональ-' ной деятельности у студентов ИФК: Автореф. дис.канд. пед. наук.1. СПб, 1995.-21с.
  178. И.В. Профессиональная подготовка студентов факультетов физического воспитания в условиях педагогической практики (на примере предвыпускного курса): Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1981.-21с.
  179. Л.Ю. Формирование личности проблема устойчивости.
  180. Казань: Изд-во Казанского университета, 1992. 176с.
  181. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении //Народное образование. 1966. — № 1 (приложение).
  182. М.Н. О дидактических основах связи обучения с трудом учащихся. М.: Учпедгиз, 1960.
  183. М.Н. Основные направления исследований по проблемам дидактики //Советская педагогика. 1966. — № 8.- С.21−35.
  184. М.Н. Решенные и нерешенные вопросы проблемного обучения //Учительская газета. 1973, 11 января.
  185. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208с.
  186. М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96с.
  187. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы //Советская педагогика. 1973. — № 5. — С.72−81.
  188. В.А. О профессиональной адаптации молодого учителя //Советская педагогика. 1976. — № 3. — С.88−95.
  189. В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-i педагогических исследованиях //Советская педагогика. 1978. — № 1. -С.86−96.
  190. В.А. Формирование творческой личности будущего учителя //Советская педагогика. 1975. — № 1. — С.83−93.
  191. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов.- М.:Школа-Пресс, 1997.-512с.
  192. В.А., Подымова Л. А. Педагогика: Инновационная деятельность.-М., 1997.-225 с.
  193. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 267с.
  194. В. М. Техническая подготовка/ЛГимнастика в трёх измерениях/Смолевский В.М., Менхин Ю. В., Силин В.И.-М.Д979.-С.24−70.
  195. А. М. Методы активного обучения. Научно методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 176с.
  196. Советский энциклопедический словарь.4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1600с.
  197. Современный словарь по психологии. Состав. В. В. Юргун. Минск, Современное слово, 1998. — С.690.
  198. Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. -Москва-Белгород, БГУ, 2000. 148с.
  199. В.Б. Проблемные ситуации на занятиях по физическому воспитанию //Теория и практика ФК. 1983. — № 10. — С.45−46.
  200. Спортивная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под ред. Ю. К. Гавердовского и В. М. Смолевского. М.: ФКиС, 1979. — 327с.
  201. З.С. Развитие учебной активности в процессе проблемного преподавания курса возрастной психологии //Формирование познавательного интереса и активизации учебной деятельности студентов. -Волгоград, 1974. С. 16−23.
  202. Н.Ф. Проблемы управления познавательной деятельностью учащихся //Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами (Научные сообщения к симпозиуму, Рига, 19−21 декабря, 1974 г.). М. — 1974. — С. 159−162.
  203. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления //Советская педагогика. 1967. -№ 1. — С.28−33.
  204. Н.Ф. Управление процессом знаний.-М.:Изд-во МГУ, 1975.
  205. Л. К. Индивидуализация обучения в процессе проблемного изучения учебного материала //Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С.150−153.
  206. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов ФК ипед. ин-тов по спец. 03.03. «Физическая культура"/Под ред. Б. А. Аш-марина. М.: Просвещение, 1990. — 287с.
  207. В.А. Реализация принципа сознательности и активности в учебно-тренировочном процессе по гимнастике. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1985.-24с.
  208. И. И., Неверкович С. Д. Активизация педагогического процесса //Теория и практика ФК. 1984. — № 7. — С.41−44.
  209. Э.Л. Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессии тренера преподавателя: Автореф. дис.канд. пед. наук. — М., 1987. — 16с.
  210. С.Д. Общие основы техники упражнений на гимнастических снарядах //Гимнастика и методика преподавания: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под ред. В. М. Смолевского.-З-е изд.-М., 1987.-С.82−92.
  211. Г. К., Суслаков Б. А., Гавердовский Ю. К. Об эффективности двигательных заданий при обучении гимнастическим упражнениям по методу расчленения //Гимнастика: Ежегодник. М., 1983. — Вып.2. -С.44−48.
  212. В.К. Метод варьирования заданий при обучении двигательным действиям //Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по физ. культуре и спорту: тез. докл. Всесоз. науч.-практ. конф. М., 1984. — С.75−77.
  213. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — С.649.
  214. В.В. Проблема и проблемная ситуация //Вестник высшей школы. 1976. — № 8. — С.26−29.
  215. И. Ф. Педагогика.2-е изд.-М.:Просвещение, 1990.-С.194−195.
  216. .К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физического образования: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1996. — 60с.
  217. В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалистов в системе физкультурно педагогического образования.: Автореф. дис.докт. пед. наук. — М., 1995. — 33с.
  218. Т. И. Формирование познавательной самостоятельности студентов в условиях сочетания проблемного и объяснительно- иллюстрированного обучения:Автореф. дис.канд.пед.наук.-М., 1983.-19с.
  219. Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208с.
  220. Т. И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск: Западно — Сибирское изд — во, 1969.
  221. .Г. Организация активной познавательной деятельности студентов на проблемных лекциях //Лекция в вузе и развитие познавательной активности студентов. Казань, 1975. — С.54−58.
  222. А.Э. Принцип или способ? Проблемное обучение понятие и содержание //Вестник высшей школы. — 1977. — № 1. — С.7−12.
  223. А.И. Формирование личности учителя школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис.докт. пед. наук. -Л., 1968.-36с.
  224. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. — 160с.
  225. Н.Е. Нравственное воспитание //Воспитание школьников. -1990.-№ 1−3.
  226. Д.В. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. -64с.
  227. С. В. Техника физических упражнений //Теория и методика ФВ: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. 2-ое изд. — М., 1976. — Т. 1. — С.68−83.
  228. Abercromble В. Philosophical musing and ponderings related to the art of teaching learning: the savored views of a long time teacher //The physicaleducator. 1981. — № -1. — P. 177−179.
  229. Annario A.A. Critical incidents in physical education planning and instruction: in chance strategy//International Journal of Physical Education. -1983. P. 19−22.
  230. Boone W.T. Illustrated Handbook of Gumnastics, Tumbling, and Trampo-lining. Parker publishing company, inc. N. Y., 1976. — 21 Op.
  231. Singer R., Dick W. Teaching Physical Education: A systems approach. -Boston e. a., Houghton Mifflin Co., 1980.
  232. Mosston M. Teaching: From command to discovery. Sommerwille, N. Y., Wadsworth, 1972.
Заполнить форму текущей работой