Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональное консультирование старшеклассников в условиях государственной службы профориентации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положение на российском рынке профориентационных услуг побуждает Министерство труда и социального развития Российской Федерации делегировать значительное число управленческих функций своим региональным структурам. В этих условиях возрастает значение деятельности региональной системы профориентации, обеспечивающей активизацию и развитие профессионального потенциала населения региона. Именно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Профессиональное консультирование молодежи как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Историко-теоретический анализ проблемы профессионального консультирования старших школьников
    • 1. 2. Место государственной службы профориентации в системе профессионального консультирования старших школьников
    • 1. 3. Особенности профессионального консультирования старших школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Педагогические условия профессионального консультирования старшеклассников в деятельности государственной службы профориентации молодежи
  • 4- 2.1. Реализация основных направлений профессионального консультирования старшеклассников
    • 2. 2. Использование групповых и индивидуальных консультаций старшеклассников в условиях государственной службы профориентации молодежи
    • 2. 3. Оценка эффективности профессионального консультирования старшеклассников
  • Выводы по второй главе

Профессиональное консультирование старшеклассников в условиях государственной службы профориентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Трансформация российского общества, а именно: изменение политической и экономической ситуации, перепрофилирование или закрытие предприятий, снижение активности региональных рынков труда, появление безработицы, пониженная ориентированность образовательных структур на рынке труда, снижение качества образования, несоответствие профессиональной квалификации рабочей силы складывающемуся рынку труда, пассивность профессиональной личности вызвана значительными противоречиями.

Это противоречия:

• между уровнем профессионального потенциала человека и уровнем образовательных услуг;

• между рынком профессий и рынком образовательных услуг;

• между рынком труда и рынком профессий;

• между личностными потребностями и социально-экономическими возможностями молодежи и т. д.

Эти и другие противоречия обусловили необходимость создания и развития социальных институтов психолого-педагогического ориентирования, психологического сопровождения и поддержки молодежи в процессе формирования и реализации ее профессиональной карьеры. В связи с этим выросла необходимость:

• в организации профессиональной ориентации и изменении деятельности образовательных учреждений с целью построения будущей профессиональной карьеры учащейся молодежи;

• в формировании нелинейного профессионального плана субъекта будущей деятельности, в том числе с учетом социально-экономических возможностей человека;

• в осуществлении профессиональной подготовки и профессиональной актуализации молодежи к той или иной профессии;

• в Изучении проблемы профессионализма молодого человека;

• в актуализации и развитии профессионального потенциала молодого человека в целом и т. д.

Разрешению этих проблем во многом способствуют государственные службы профориентации. В качестве базовой интегрирующей проблемы мы рассматриваем проблему выбора профессии молодым человеком (старшеклассником) в процессе профессионального консультирования.

Степень разработанности проблемы. В отечественной науке конца XX века многие важные аспекты развития профессионального потенциала молодого человека рассматривались как идеологическая задача. Государственная система образования, государственный рынок труда, плановая система распределения молодых специалистов в народном хозяйствевсе это выводило ракурс рассмотрения проблем профессиональной ориентации на уровень государственной политики в сфере образования и занятости. Государственная политика занятости гарантировала каждому члену общества пожизненную занятость, а значительной части населения получение профессии по выбору. В настоящий момент ситуация коренным образом изменилась. Желание человека выбрать ту или иную профессию стало корректироваться не только его возможностями, но и ограничениями, накладываемыми региональным рынком труда. Это существенно снижает спектр реализации профессионального самоопределения молодежи и порождает новые аспекты проблем выбора профессии молодым человеком, которые возможно разрешить средствами профессиональной консультации.

Важные аспекты профессиональной ориентации и консультирования нашли достаточно широкое отражение в отечественной и зарубежной науке. Основные источники по теме исследования можно структурировать следующим образом:

• общефилософские и методологические аспекты профессионального самоопределения раскрыты в работах Б. Г. Ананьева, В. А. Ганзен,.

В.И. Жукова, Ю. М. Забродина, Л. И. Иванько и др.;

• общесоциологический подход к проблемам профессиональной ориентации рассматривается в трудах В. С Боровик, В. И. Верховина, А. Б. Здравомыслова, В. А. Мансурова, Г. В. Осипова, В. Г. Подмаркова, М. Н. Руткевича, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледова, В. А. Ядова и др.;

• психолого-педагогические аспекты профориентационной деятельности нашли освещение в работах И. А. Волошиной, Е. И. Головаха, М. А. Дмитриевой, H.H. Захарова, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова, К. К. Платонова, Н. С. Пряжникова, М. С. Савиной, Г. В. Суходольского, М. Х. Титмы, H.H. Чистякова, С. Н. Чистяковой, Т. Н. Шалавиной и др.;

• пути психологической поддержки в процессе профессионального самоопределения личности исследуются в работах Н. А. Заруба, Е. С. Креславского, С. И. Макшанова, JI.A. Петровской, Е. В. Сидоренко и др.;

• проблемы формирования современного рынка труда в аспекте профессиональной ориентации населения и молодежи, в частности, решаются в трудах В. В. Гордеева, Е Е. Ермаковой, O.A. Колесниковой, К.Г. Кя-зимова, Ю. В. Лясниковой, А. Л. Маршак, Б. П. Невзорова, П. Н. Новикова, Г. И. Осадчей, В. А. Похвощева, Ф. Т. Прокопова, Д. Г. Щипачевой и др.;

• проблемы профессионального самоопределения и консультирования освещены в исследованиях зарубежных авторов Э. Дюркгейм, К. Ле-ан, А. Маслоу, Д. Маркович, М. Форверг, Р. Штольберг и др.

Все эти работы обогащают понятия профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и профессионального консультирования и дифференцируют их содержательную основу. Однако ощущается явный недостаток фундаментальных теоретических и прикладных разработок по вопросам профессионального самоопределения старшеклассников в условиях государственной службы профориентации. На современном этапе в научной литературе доминирует подход к проблемам профориентации школьников, в котором недостаточное место отводится системному взгляду на данную проблему. И дело не только в традиционном запаздывании концептуального осмысления проблемы развития государственного влияние на проблемы профориентации, но и в специфических для России обстоятельствах, сложившихся в настоящее время.

Недостаточная разработанность этой проблемы и запросы практики профессионального консультирования в условиях государственной службы профориентации определили выбор темы исследования: «Профессиональное консультирование старшеклассников в условиях государственной службы профориентации».

Цель исследования состояла в разработке и экспериментальной проверке эффективности профессионального консультирования старшеклассников в условиях государственной службы профориентации.

В качестве объекта исследования выступает профессиональная ориентация старшеклассников. Предметом исследования является профессиональное консультирование старшеклассников в условиях государственной службы профориентации: содержание, структура, функции и их реализация.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профессионального консультирования в условиях государственной службы профориентации будет эффективным, если:

• содержание профессионального консультирования старшеклассников будет отвечать современным требованиям;

• процесс профессионального самоопределения будет строиться на основе субъект-субъектной деятельности;

• групповые и индивидуальные консультации будут носить лич-ностно-ориентированный характер;

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

• изучить состояние проблемы профессионального консультирования старшеклассников в условиях государственной службы профориентации, выявить предпосылки и тенденции профессионального консультирования учащейся молодежи в стране и за рубежом;

• определить особенности профессионального консультирования старшеклассников в процессе их самоопределения;

• выявить и реализовать педагогические условия профессионального консультирования старшеклассников в государственной службе профориентации;

• разработать научно-методические рекомендации для специалистов государственной службы профориентации по проблеме профессионального консультирования старшеклассников.

Методологической базой исследования послужили: философские, социологические, психологические и педагогические идеи о развитии личности как субъекта деятельности (Л.И. Божович, J1.C. Выготский, И. С. Кон, C.JI. Рубинштейн и др.) — психолого-педагогические концепции профессионального самоопределения молодежи (А.Е. Голомшток, JI.A. Йо-вайши, Е. А. Климов, H.H. Чистяков, С. Н. Чистякова, С. Фукуяма и др.) — теоретические положения об этапах и методах профессионального консультирования (Е.А. Климов, А. Д. Сазонов, В. Ф. Сахаров и др.) — теоретические положения о возрастных особенностях старшеклассников (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, П. А. Шавир и др.).

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследованияизучение и анализ состояния исследуемого вопроса, современного педагогического процесса, документовобобщениеопросные методы (беседа, интервью, анкета), наблюдение, педагогический экспериментстатистическая обработка, анализ результатов эксперимента.

Исследование включало следующие этапы:

• на первом этапе — теоретико-поисковом (1998;1999 гг.) — определялись исходные позиции исследования, изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, определялся научный аппарат, гипотеза исследования, разрабатывались методологические основы изучения проблемы, проводился констатирующий эксперимент;

• на втором этапе — экспериментальном (1999;2001 гг.) — проводился формирующий этап эксперимента, включающий разработку курса развивающих занятий «Поиск», программы мероприятий фестиваля «ПрофУЕБи Я: ориентиры молодым», проведение индивидуальных, групповых консультаций: диагностических, психолого-педагогических, спра-вочно-информационных, формирующих, корректирующих и т. д.;

• на третьем этапе — обобщающем (2001;2003 гг.) — проводились анализ, систематизация и интерпретация полученных результатов исследования, формулировались выводы и рекомендации. Определялась логика изложения материалов исследования, проводилась литературная обработка и оформление полученных результатов диссертационного исследования.

База исследования — Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения (КемОЦПОМиППН) — девять профконсультационных пунктов (ПКП) в городах области (Белово, Гурьевск, Кемерово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Осинники, Прокопьевск, Топки, Юрга) — общеобразовательные школы №№ 33, 25, 95, 97, 99 г. Кемерово. Всего на различных этапах исследования приняли участие 2756 человек.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

• уточнены теоретические основы профессионального консультирования старшеклассников в условиях государственной службы профориентации (содержание, компоненты, признаки, типология);

• выявлены особенности профессионального консультирования старшеклассников в условиях государственной службы профориентации, к которым мы отнесли: личностно-ориентированный характер группового и индивидуального консультирования старшеклассниковсубъект-субъектная деятельность его участников (преподавателей, психологов, профконсультантов, учащейся молодежи) — учет особенностей деятельности региональной службы профориентации;

• выявлены педагогические условия профессионального консультирования старшеклассников в условиях государственной службы профориентации, к которым относятся:

— необходимость осуществления комплексного подхода к консультированию старшеклассников, который предполагает использование различных видов консультирования (диагностический, психолого-педагогический, справочно-информационный, формирующий, корректирующий) — организация индивидуальных, групповых и массовых форм работы со школьниками на основе использования современных технологий;

• разработаны научно-методические рекомендации для специалистов государственной службы профориентации по проблеме профессионального консультирования старшеклассников.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических основ профессионального консультирования в условиях государственной службы профориентации (содержание, принципы, компоненты, признаки, типология).

Практическая значимость. Разработана методика диагностики старших школьников, необходимая для профессионального консультирования (организация, признаки, методы и техника исследования) — программа профессионального консультирования, реализация которой способствует планированию профессиональной карьеры старших школьниковнаучно-практические рекомендации по формированию профессионального самоопределения старших школьников. Учебно-методические рекомендации, изданные по материалам исследования, могут быть использованы при профессиональном консультировании старших школьников в образовательных учреждениях.

На защиту выносятся следующие положения:

• особенностями профессионального консультирования старшеклассников в процессе их самоопределения являются личностно-ориентированный характер группового и индивидуального консультирования старшеклассников, субъект-субъектная деятельность его участников (преподавателей, психологов, профконсультантов, учащейся молодежи) — учет особенностей деятельности региональной службы профориентации;

• педагогическими условиями профессионального консультирования старшеклассников в условиях государственной службы профориентации являются необходимость осуществления комплексного подхода к консультированию старшеклассников, который предполагает использование различных видов консультирования (диагностический, психолого-педагогический, справочно-информационный, формирующий, корректирующий) — организация индивидуальных, групповых и массовых форм работы на основе использования современных педагогических технологий;

• педагогическая технология осуществления профессионального консультирования старших школьников обеспечивает приобретение учащейся молодежью опыта социокультурных и профессиональных связей и отношений и создает возможность верифицировать формы и методы профессионального консультирования в ценностно-смысловом аспекте.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования определяется общим методологическим подходом к изучению профессионального консультирования старшеклассниковприменением различных методик и методов, соответствующих предмету исследованиянепосредственными и отсроченными результатами опытно-экспериментальной работы, выразившимися в динамике показателей информационной осведомленности старшеклассников, в оценке эффективности профессионального консультирования.

Личное участие соискателя заключается в разработке содержания, форм и методов профессионального консультирования, адекватной современным условиям, научно-методических рекомендаций для специалистов государственных служб профориентации по проблеме профессионального консультирования старшеклассников, апробации и внедрении результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в условиях государственной службы профориентации (Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения). Материалы исследования используются в.- работе девяти профконсультационных пунктов (ПКП) в городах области (Белово, Гурьевск, Кемерово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Осинники, Прокопьевск, Топки, Юрга).

Основные положения, отражающие содержание диссертации, на различных этапах обсуждались и были одобрены на научно-практических конференциях: II Российских педагогических чтениях памяти H.H. Чистякова «Непрерывное образование, самоопределение и самореализация личности в условиях социальных перемен» (г. Кемерово, апрель 2000 г.) — Региональной научно-практической конференции «Проблемы профориентации и психологической поддержки населения» (г. Томск, май 2000 г.) — Всероссийской научно практической конференции «Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе» (г. Кемерово, апрель 2001 г.) — Межкафедральном экспертном совете Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово, февраль 2003 г.) — Межрегиональной научно-практической конференции «Финансово-экономическая самодостаточность регионов: опыт, проблемы, механизм решения», посвященной 60-летию Кемеровской области (г. Кемерово, февраль 2003 г.) — V Межрегиональной научно-практической конференции «Профориентация и психологическая поддержка населения. Теория и практика» (г. Томск, май 2003 г.) и др.

Структура и объем диссертации

Работа изложена на 252 страницах, включая 6 таблиц, 28 рисунков. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 212 источников, 15 приложений.

Выводы по второй главе:

1. Выявление и формирование педагогических условий для профессионального консультирования старшеклассников в условиях региональной системы позволило нам разработать ситуации обращения на консультацию. К ним мы относим:

• потребность в информационном сопровождении процесса профессионального самоопределения;

• потребность школьника в профессиональном самоопределении (выбор профессии);

• выбор профиля обучения (если существуют реальные возможности выбора);

• потребность в профессиональном становлении, разработке этапов построения профессиональной карьеры;

• потребность в поддержке, сочувствии;

• неадекватная самооценка;

• неуверенность в собственных силах, тревожность;

• необходимость приобретения навыков саморегуляции.

2. С целью решение проблемы координации и взаимодействия различных институтов по вопросам профессионального и жизненного самоопределения молодежи, мы разработали механизм объединения усилий различных социальных институтов по вопросам профориентации в виде проведения ежегодного областного фестиваля.

3. На основе данных проведенных экспериментальных исследований мы установили, что содержание и основные направления массовых форм профессионального консультирования старшеклассников эффективны, если они:

• соответствуют современным требованиям, региональным особенностям;

• интегрируют представителей различных социальных институтов, служб и ведомств для их проведения;

• освещают различные аспекты профессионального самоопределения с целью повышения уровня информированности старшеклассников, педагогов и родителей;

• создают условия для оказания широкого спектра психолого-профориентационных услуг молодежи;

• активизируют у школьников потребность в осознании и осмыслении своего профессионального будущего.

4. На основе концепции профессионального самоопределения личности и с учетом собственных исследований мы выделили на этапе формирующего эксперимента следующие виды профконсультации школьников в условиях Кемеровского областного центра профориентации молодежи и психологической поддержки населения: диагностическую, психолого-педагогическую, справочно-информационную, формирующую и корректирующуюопределили этапы консультирования с учетом возрастных особенностей: ознакомительный (I-IV классы), пробного выбора (V-IX классы), обоснованного выбора (X-XI классы).

5. Определяя содержание и основные направления массовых форм профессионального консультирования старшеклассников, полученных в ходе формирующего эксперимента, мы выявили следующие психологические барьеры профессионального самоопределения школьников:

• недостаточные навыки формального общения;

• неуверенность в себе, неадекватная самооценка;

• отсутствие навыков креативного социально — приемлемого поведения;

• неориентированность в проблеме самоопределения и др.

6. Нами было установлено, что для снятия этих барьеров необходимы высокоинтенсивные, социально-адаптированные программы в форме психологических тренингов различной направленности и тематики, целью которых является обеспечение эффективности процесса самоопределения.

7. Подтвердилось предположение о том, что активные методы (социально-психологические тренинги) в психолого-педагогической работе со старшеклассниками, направленные на развитие у них самопознания, формирование профессионально значимых качеств личности, поиск собственного пути продвижения к освоению профессии дают положительные результаты.

8. Базовой формой структуризации профессиональной деятельности старшеклассников в условиях Кемеровского областного центра профориентации молодежи и психологической поддержки населения является профессиограмма, которая позволила определить степень профессиональной пригодности и оценку профессиональной успешности (как меру профессиональной пригодности) профессиональной личности.

9. Совпадения интегральных оценок: психологической, экспертной и имиджевых — не превышает 10%. Таким образом, совпадение интегральных «портретных» оценок потенциала личности, степени реализованное&tradeэтого потенциала и восприятия этого потенциала самой личностью и другими происходит только в 10% случаев. Именно это несовпадение вышеперечисленных оценок выводит нас на типологию профличности.

10. В процессе самоопределения старшеклассника один из важных моментов — момент выбора, и главная задача — подготовить его так, чтобы он смог в дальнейшем самостоятельно совершать профессиональный выбор в меняющихся условияхдля этого он должен идти следующим путем:

• автоматический выбор;

• метод проб и ошибок;

• обращение к авторитету;

• аналитический выбор.

11. Для того чтобы процесс профессионального выбора шел аналитическим путем и в его конечной точке был менее болезненным, необходима ранняя профориентация, которая дает дополнительные точки опоры, аргументы в пользу той или иной альтернативы, помогает выбрать человеку такую профессию, на базе которой (что-то добавляя, подправляя или даже сменив деятельность на противоположную) он может максимально использовать свои ресурсы, сильные стороны, нивелировать недостатки.

12. Юноши и девушки, которые обращались к профконсультанту до окончания школы, в экспериментальной группе не изменили первоначальное решение.

13. В целом качественный и количественный анализ трудовой деятельности юношей и девушек позволил определить значимые критерии для степени «упрочения». Ими являются:

• личностные характеристики, наиболее важные для успешной реализации решения: устойчивая ориентация на определенную сферу деятельности, уверенность в правильности выбора профессии, умение преодолевать трудности (волевые качества);

• показатели, характеризующие успешность трудовой деятельности: удовлетворенность уровнем полученных знаний, возможность самовыражения, профессиональный рост;

• результаты, отражающие перспективу трудовой деятельности: наличие перспективных целей, личных достижений, материальное благополучие, достижение определенного социально-профессионального статуса.

Заключение

.

Переход к рыночным отношениям в условиях экономического кризиса предполагает разработку адекватных средств и методов управления системой профориентации в целях развития профессионального потенциала населения России, прежде всего, молодежи. Возможности эффективного развития профессионального потенциала молодежи зависят от многих факторов, в т. ч. от концептуального видения профессионального потенциала с точки зрения главных доминант развития и от ситуации на рынке труда и профориентационных услуг, которые проектируются в качестве задач государственной системы профориентации. В свою очередь, структурный целенаправленный анализ реальной ситуации, тенденции развития рынка профориентационных услуг и проектирования на этой основе активных регулятивных мер воздействия на развитие профессионального потенциала молодежи России.

Положение на российском рынке профориентационных услуг побуждает Министерство труда и социального развития Российской Федерации делегировать значительное число управленческих функций своим региональным структурам. В этих условиях возрастает значение деятельности региональной системы профориентации, обеспечивающей активизацию и развитие профессионального потенциала населения региона. Именно в рамках регионов вырабатывается идеология и технологии организации и координации действий на региональном рынке труда, ведется целенаправленная работа по изучению, анализу и прогнозированию рынка профориентационных услуг, разрабатываются рекомендации по осуществлению эффективной деятельности в направлениях психологической поддержки, профессиональном ориентировании, профессиональном консультировании, профессиональном информировании и т. д., что позволяет осуществлять конкретные воздействия на все категории клиентов региональной системы профориентации.

По итогам данного исследования получены следующие теоретические выводы и внедрены практические технологии, подходы, схемы и алгоритмы:

• уточнены теоретические основы профессионального консультирования старшеклассников в условиях государственной службы профориентации (содержание, компоненты, признаки, типология);

• выявлены особенности профессионального консультирования старшеклассников в условиях государственной службы профориентации, к которым мы отнесли:

— личностно-ориентированный характер группового и индивидуального консультирования старшеклассниковсубъект-субъектная деятельность его участников (преподавателей, психологов, профконсультантов, учащейся молодежи) — учет особенностей деятельности региональной службы профориентации;

• выявлены педагогические условия профессионального консультирования старшеклассников в условиях государственной службы профориентации, к которым относятся: необходимость осуществления комплексного подхода к консультированию старшеклассников, который предполагает использование различных видов консультирования (диагностический, психолого-педагогический, справочно-информационный, формирующий, корректирующий) — организация индивидуальных, групповых и массовых форм работы на основе использования современных технологий;

• разработаны научно-методические рекомендации для специалистов государственной службы профориентации по проблеме профессионального консультирования старшеклассников.

Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о позитивном влиянии разработанной и экспериментально проверенной нами концепции профессионального консультирования учащейся молодежи.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов проблемы профессионального консультирования молодежи. Необходимы дальнейшие исследования проблемы взаимодействия образовательных учреждений и государственной службы профориентации по всем видам профессиональной консультации старших школьников.

При дальнейшей разработке проблемы важно обратить внимание на определение психолого-педагогических механизмов профессиональной консультации, на пригодности лонгитюдного и биографических методов для диагностики и прогнозирования профессиональной карьеры выпускников общеобразовательных учреждений.

Мы считаем, что сравнительный анализ развития планируемых профессиональных намерений старших школьников может быть основой оптимизации профессионального консультирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Избранные психологические труда: В 2 т. М., 1980. — Т.2.-232 с.
  2. А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982. — Т. 2.296 с.
  3. О.П. Совершенствование профориентационной работы всистеме непрерывного образования П Шк. и пр-во. 1989. — № 12. -с. 14.
  4. Е.Ю. О некоторых проблемах использования математических методов в психологии // Психология и математика. М.: Наука, 1976, — С. 163−171.
  5. Е.Ю. Психология субъективной семантики: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М., 1987. 30 с.
  6. Е.Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описанияпрофессии // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 127−133.
  7. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.-158 с.
  8. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.1. М., 1984.- 105 с.
  9. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательнойшколе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  10. М.Я. Личность и профессия. М.- Л., 1926. — 146 с.
  11. A.A. Понятие профессионального мышления. Томск, 1985.230 с.
  12. Безработные и их социальная защищенность в зарубежных странах /A.B. Максимова, А. М. Кокебаева, А. Г. Оспанова: Каз. Хим.-технол. Ин-т. Чимкент, 1991. -11 с.
  13. В.В. Темперамент и профессии повышенной сложности // Вопросы психологии, личности и деятельности. Свердловск, 1982. -С.50.
  14. В.М. Рациональное использование человеческой энергии в труде. Труды Первой Всероссийской Инициативной Конференции по научной организации труда и производства 20−27 января 1921, вып. 1 -М., 1921.-С. 61−64.
  15. П.П. Выбор профессии. Избр. пед. соч. — М., 1961. — 695 с.
  16. H.A. Воспитательная концепция профессиональной ориентации в трудах педагогов современной Франции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
  17. A.A. О качествах личности, нужных для успешного общения //
  18. Личность и общение: Избр. труды. М., 1983. — С. 55−64.
  19. А.Д., Ковалев Г. А. Диалог как форма психологического воздействия. // Общение и диалог в практике обучения воспитания и психологической консультации. М., 1987. — С. 17−27.
  20. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с.
  21. JI.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка //
  22. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. -М.: Педагогика, 1972. С.7−44.
  23. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросыпсихологии, 1978. — № 4. — С. 23−35.
  24. А.Б. Принципы и система профориентации в школе: Материалы школьно-психотехн. лаборатории ленингр. науч.-практ. педол. Ин-та. Л.: Изд-во ЛПИ. 1932. — 159 с.
  25. Е.М. Тест диагностики профессиональных достижений //
  26. Вопросы психологии. 1981. -№ 5. — С. 129−132.
  27. .М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.-80 с.
  28. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности //
  29. Вопросы психологии. 2002. — № 2. — С. 28−39.
  30. Буянова Т/А. Формирование профессиональных намерений старшеклассников с учетом запросов конкретного экономического региона: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1971. — 233 с.
  31. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. — № 2. — С. 74−85.
  32. С.И. Комплексная методика изучения индивидуальных особенностей учащихся в целях подготовки к обоснованному выбору профессии. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. — 62 с.
  33. С.И. Педагогические основы принятия школьниками решения о профессиональном выборе: Дисс. на соиск. учен. степ, д -ра пед.наук. -М, 1996.-342 с.
  34. И.С. Проблема готовности молодежи к выбору профессиимедицинского профиля. Ч. 2. 1983. С. 232−234.
  35. Л.С. Проблема возраста. I. Проблема возрастной периодизации детского развития // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. — Т. 4. Детская психология. — С. 244−269.
  36. Л.С. Психология М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
  37. Л.С. Формирование личности. М., 1987. — С. 37−89.
  38. Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1984.-205 с.
  39. С.Г. К вопросу о профессиональной типологии. //
  40. Психотехника и психофизиология труда. 1930, — № 6. — С. 489−502.
  41. С.Г. Проблема психологии профессий в системе советской психотехники. М. — Л.: Соцэкизд., 1931. — 31 с.
  42. С.С. Самооценка и выбор профессии // Школа и производство. 1995. -№ 1.
  43. С.С. Теория и практика профессиональной консультацииучащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1993. 32 с.
  44. М.И. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1994. — 20 с.
  45. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойстванервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  46. B.B. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  47. В.И., Кухтевич Т. Н., Туманов С. В. Молодежь России: трижизненные ситуации //Специализированная информация: серия Социологические исследования в России (Материалы социологических центров и служб). М.: ИНИОН РАН, 2000. — С. 56.
  48. И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975.-С. 34−52.
  49. Ю.М. Вопросы развития прикладной психологии в реформирующейся России. // «Прикладная психология». — № 2 — 1998. — С. 2.
  50. Ю.М. Управление человеческими ресурсами как психологическая проблема. // «Прикладная психология». ПВ' 1997. — С. 5−6.
  51. H.A. Моделирование управления адаптивной школой в современных социокультурных условиях (здоровье сберегающий подход): Дис. д-ра пед. наук. Кемерово, 2001. — 43 с.
  52. С.П. Педагогическое руководство профессиональной консультацией в вузе: Дис. .канд. пед. наук. М., 1988. — 180 с.
  53. С.П. Профессиональная консультация молодежи, готовящейся кпоступлению в вуз: Метод, рекомендации преп. вузов / Кемер. гос. унт. Кемерово, 1986. — 63 с.
  54. JI.A. Проблема профессиональной ориентации школьников.1. М., 1983. 128 с.
  55. Р.Д. Опыт психологической классификации некоторыхпрофессий в целях профконсультации // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 64−72.
  56. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение вобщую и прикладную валеологию: Учебное пособие для вузов /Э.М. Казин, Н. Г. Блинова, H.A. Литвинова. -М.: Владос, 2000. 190 с.
  57. Н.Я. Опыт исследования профессиональных намеренийучащихся восьмилетней школы и реального выбора профессии (на материале школ г. Новокузнецка, Кемеровской обл.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. 1965. 319с.
  58. A.B. Психологические основы принятия решения впрофориентационной работе. М.: МГПИ им. Ленина, 1986. — 91 с.
  59. A.B. Психологическое изучение процессов принятия решения вцелях профессиональной ориентации / Профессиональная ориентация и обучение. Ярославль: ЯГПИ, 1988. — с. 22−23.
  60. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения //Социс. 2000. — № 3. — С. 124
  61. Н.Э. Педагогические основы устойчивого выбора старшеклассниками профессий химического производства: Дис. на соиск. .канд. пед. наук. -М., 1971.-271 с.
  62. Н.Э. Теория и практика формирования профессиональногосамоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра пед наук. М., 1995. — 38 с.
  63. И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М., 1968. — с. 79.
  64. А.Ф., Кушинников A.A., Билибин A.B. Профессиональнаяконсультация и профессиональный отбор. М.,-Л., 1930. 217 с.
  65. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости оттипологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан, унта, 1969, — 168 с.
  66. Е.А. Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультации (Памятка профконсультанту). Л., 1969. 151 с.
  67. Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Вопросы теории и методики индивидуальной профконсультации учащихся.-Л., 1976. С. 5−25.
  68. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональнойконсультации. М.: Знание, 1983. — 95 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 2).
  69. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональнойпрофконсультации. М., 1983. — 93 с.
  70. Е.А. Психологические основы выбора профессии. М., 1986.197 с.
  71. Е.А. Введение в психологию труда: Учебное пособие. М.:
  72. Изд-во Моск. ун-та, 1988. 199 с.
  73. Е.А. Как выбирать профессию. 2-е изд., доп. и дораб. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  74. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.- 55 с.
  75. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
  76. Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. С. 378.
  77. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979, С. 175.
  78. Т.В., Смирнов С. Д. Группировки мотивационно-личностныхсвойств как результативные системы принятия решений // Вопросы психологии. 2002. — № 6. — С. 73−83.
  79. В.Ф. Некоторые вопросы профессиональной ориентации итрудоустройства молодежи в США // Экономическое воспитание и профориентация учащихся/ Смол. гос. пед. ин-т им. К. Маркса М-ва просвещения РСФСР. Смоленск, 1975. — С. 93−98.
  80. Н.К. Выбор профессии // Пед. соч.: в 10 т. М., 1959. — Т. 4.1. С. 577−583.
  81. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамикисамоопределения личности. // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 37−39.
  82. Т.В., Щегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983. -№ 2.-С. 51−59.
  83. В.А. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.-128 с.
  84. В.М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределениеучащихся. Минск, 1976. — С. 218.
  85. В.М., Рутенберг Э. С. Профессиональная ориентация и врачебнаяпрофконсультация подростков. Л., 1977. — С. 320
  86. Н.Д. Профессиональная ориентация в школе. М., 1925. — 97с.
  87. А.Н. Проблемы деятельности в психологии // Вопр. филос.1972.-№ 9.-С. 95−108.
  88. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1972.-575 с.
  89. A.A. Общение как объект психологического исследования //
  90. Методические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 106−123.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  92. Леонтьев Д. А. Структурные составляющие смысловой сферы личности
  93. Познание и личность. Деп. ВИНИТИ № 2883−84, 1984.
  94. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределениекак построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. -2001.-№ 1.-С. 57−66.
  95. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии.- 1975.-№ 2.-С. 31−45.
  96. .П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровнего университетского образования в регионе: Автореф. дис.. д-рапед. наук. -М., 1998. 32 с.
  97. Ю8.Немова J1.A. Канадский опыт в области профессиональной ориентации //США экономика, политика, идеология. — 1989. — № 3. — С. 48−52.
  98. Т.Н. Государствнно-монополистическая направленность профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы ФРГ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1980. 16 с.
  99. H.H. Психологическое консультирование: Метод, пособие. -СПб, 1993. 127 с.
  100. Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости: Из опыта работы Областного центра занятости населения администрации Московской области. М., 1994. — 112 с.
  101. Пб.Осницкий А. К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 136 148.
  102. Памятка профконсультанту / Гос. Ком. Совета Министров СССР по проф.-техн. образованию. Всесоюз. науч. исслед. ин-т проф.-техн. образования. Л., 1969. — 84с.
  103. Г. В. Применение многомерного шкалирования в психологических исследованиях //Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология. -1983. -№ 2. С. 57−70.
  104. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 255 с.
  105. К.К. Профориентация и способности // Школа и выбор профессии. М.: Просвещение, 1969. — С. 99−101.
  106. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  107. К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учеб. пособие для индустриально-педагогических техникумов. М.: Высш. школа, 1980. — 165 с.
  108. В.А. Технология карьеры. М. «Прогресс», 1997. — 86 с.
  109. В.А., Чистякова С. Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33−36.
  110. Постановление НКТ РСФСР от 18 февраля 1929 г. № 48. Об утверждении положения оп/бюро при органах Наркомтруда РСФСР Известия НКТ СССР, № 11 от 27 марта 1929.
  111. Проект Федеральной целевой программы «Развитие национальной системы профориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». М., 1998. — С. 7.
  112. Профессиональная ориентация как фактор формирования личности специалиста: Тез. докл. Всерос. науч. конф. (16−17 мая1989 г.). Кемерово, 1989. — 139 с.
  113. Профессиональная ориентация учащихся / Н. И. Кулагин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  114. Профессиональная ориентация, подготовка, повышение квалификациибезработных граждан / Московский областной центр занятости населения. -М&bdquo- 1993.- 118 с.
  115. Профессиональная ориентация: Прогр. пед. ин-тов /Сост. С. Н. Чистякова. -М.: Прометей, 1990. 25 с.
  116. Профессиональное самоопределение и становление молодого специалиста в процессе обучения в вузе: Метод, рекомендации Всесоюз. со-вещ. Кемерово, 1980. 26 с.
  117. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Б.Ф. Федори-шин, С. Я. Карпиловская, Е. М. Ткаченко и др.- Под ред Б.А. Федори-шина. Киев: Рад. шк., 1980. — 160 с.
  118. Профориентация в документах. Вып. 9−10 / Отв. ред. О.П. Апостолов- Науч.-метод, центр профориентации «Ориентир». Петрозаводск, 1991.-65 с.
  119. Профориентация в школе. Под ред. Болтунова А. П. M.-JI., 1934. — 98 с.
  120. Е.А. Педагогическое руководство индивидуальной работой по профессиональной ориентации учащихся 8−9 классов общеобразовательной школы: Дис. на соиск. .канд. пед. наук. М., 1991. — 16 с.
  121. Н.С. Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы:: Дис. на соиск. .канд. психол. наук. -М., 1989. 197 с.
  122. Н.С. Профконсультация как взаимодействие консультанта и оптанта // Вестн. моек, ун-та: Науч. журн. Сер. 14. Психология. -1989. -№ 2. -С. 55−66.
  123. Н.С. Профориентационные игры: Пробл. ситуации, задачи, карточ. методики: Учеб -метод, пособие для студентов фак. Психологии гос. ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 86 с.
  124. МО.Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 207 с.
  125. А.Т. Формирование профессиональной пригодности.
  126. Минск: Вышэйн. шк., 1984. 176 с.
  127. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354 с.
  128. C.JI. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. — с.5−8.
  129. C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. — 488 с.
  130. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990. — 368 с.
  131. E.JI. Педагогическое руководство социально профессиональной адаптацией старшеклассников в системе лицейского образования как пропедевтический этап: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 1997: -23 с.
  132. H.A. Психология и выбор профессии. Орел, 1923. — 97 с.
  133. В.Ф., Ников С. П. Психологический аспект самоопределения личности. // Психологический журнал. 1984, № 4. т. 5. С. 23−25.
  134. В.Ф. Система профессиональной ориентации учащихся средней школы: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. Казань, 1982. — 25с.
  135. В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
  136. Сборник нормативных документов по профориентации и психологической поддержке населения. М.: ВНПЦ профориентации, 2001. 156 с.
  137. Сборник нормативных документов по созданию территориальных центров профориентации молодежи Госкомтруда СССР /Гос. Ком. СССР по труду и социал. Вопросам. М., 1987. — 27 с.
  138. Г. Все работы хороши //Экономическая жизнь. 2000. — № 7. -С. 30.
  139. В.Д. Профессиональная ориентация в процессе трудового обучения. —М.: Просвещение, 1985. 223 с.
  140. В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебное пособие. Брянск, 1995. — 99 с.
  141. А.И. Профессиографические аспекты принятия решения в процессе выбора профессии // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 139−141.
  142. Н.Г. Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о профессиях взрослых: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989. — 16с.
  143. Современная западная социология: Словарь М., 1990. — С. 332−333.
  144. Г. Г. педагогические основы социальной адаптации молодых рабочих в первичном производственном коллективе промышленного предприятия: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1989. — 16 с.
  145. Тагу нова И. А. Критический анализ форм организации и методов активного обучения в университетах США: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1986. — 24 с.
  146. Теплов Б. M Проблемы индивидуальных различий. Изд-во АПН СССР, 1961.- 575 с.
  147. .М. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика. 1985. -328 с.
  148. Технологии и методы профессиональной ориентации населения /Авт. кол. И. А. Волошина, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, A.A. Савин и др. -И: РГАТиЗ, 2001. 326 с.
  149. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости. / Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, М. С. Савиной. -М.: Российский учебный центр ФСЗ, 1995. 186 с.
  150. В.Н. Педагогические условия профессионального консультирования демобилизованных кадровых офицеров: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1999. 34 с.
  151. Ю.В. Психологические концепции профессиональной ориентации в Соединенных Штатах Америки: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1972.-22 с.
  152. Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников. // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 17−20.
  153. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. В. А. Караковского, И. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М. Пед. общество России, 1999. — 264 с.
  154. .А. Психологические аспекты профориентации учеников. -Киев, 1976. С.24−47.
  155. .А., Синявский В. В. Психологические основы профкон-сультации школьников. // Школа и производство. 1983. — № 1. — С. 2324.
  156. .А. Методика организации самостоятельного изучения профессии старшими школьниками. Ярославль, 1993. — 30 с.
  157. Фрейд А. Психопаталогии детства. / Пер. с нем. М.: Изд. дом NOTA BENE, 2000. 224 с.
  158. Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 98.
  159. Э. Иметь или быть? М., 1990. — С. 336.
  160. Фуку яма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 108 с.
  161. Хрестоматия по выбору профессии для учащихся VII-IX классов. Под ред. С. Н. Чистяковой /Институт профессионального самоопределения молодежи. М., 1993. — 138 с.
  162. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. -М.: Просвещение. 1993. 112 с.
  163. П.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1981. -95с.
  164. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность». // Психологический журнал. 1983. — № 5. — С. 3−11.
  165. В.Д. О структуре познавательных способностей. // Психологический журнал. 1985. — № 3. — С. 38−45.
  166. И. Диагностика психического развития. Прага. 1978. — 376 с.
  167. В.Ю. Влияние мотивов выбора профессии на профессиональное самоопределение личности. // Психология личности: Теория и темперамент. -М., 1982. С. 52−53.
  168. Шестакович J1.H. Психологические условия развития профессионально важных качеств в процессе обучения и труда: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М. 1980. 31 с.
  169. С.Г. Концептуальная модель развивающей социально-педагогической среды //Школьные технологии. 2000. — № 1. — С. 132 134.
  170. А.Г. Профессиональное руководство по современной психологии личности // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С. 136−139.
  171. Е.В. Тенденции использований личности в психологии. // Психологический журнал. 1980. т. I. — С. 45−57.
  172. И.Н. Психологическая классификация профессий // Гигиена труда. 1923. — № 3. — С. 19−24.
  173. С.И. Йдейно-нравственная подготовка учащихся средней общеобразовательной школы в учебном процессе к выбору массовых рабочих профессий: Дис. на соиск. .канд. пед. наук. -М., 1988. 16 с.
  174. А.И. Личность и профессия. // Практикум по психологии. -М., 1972.-С. 57−72.
  175. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 560 с.
  176. М.А. К психологическим характеристикам профессий // Интеллигентный труд. М.: Вопросы труда, 1925. С. 18−23.
  177. Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности //Вопросы психологии. 1982. — № 6. — С.57−65.
  178. В.В. Школа и профессиональное самоопределение. Киев, 1983. — 197 с.
  179. К.Е. Психологический анализ самооценки профессионально значимых качеств и условия ее формирования у старшеклассников. Автореф. дис.. канд. псих. наук. Киев, 1984. 20 с.
  180. Bamberg Е. Geschlechtypische berufliche Orientierungen im historischen Wandel // Psychol. Erzieh und Unterr. 1990. — V. 37. -N 3. — P. 179−190.
  181. Fukuyama Sh. F-test for appraising the ability to choose methodically among occupations. 3-d ed. Ashiya: Ashiya College Press, 1984 — 123 p.
  182. Ginzberg E., Ginzburg S., Axelrad S., Herma J. Occupational Choice. An Approach to a General Theory. N. Y., 1966. — 311 p.
  183. Harpaz I. The importance of work goals: an international perspective // J. Int. Bus. 1990. — 21. — N 1. — P. 75−93.
  184. Hege A. Chomage et tensions sociales dans Гех-DRA // Probl. Econ. 1991. N 2240. — P. 21−25.
  185. Herzberg et all. Job Attitudes: review of Research and Opinion. Pittsburg, 1957.-279 p.
  186. Holland J. L. Majior programs of Research on Vocational behavior // Man ina World at Work. Boston, 1964. — Ch. 12. — P. 259−284.
  187. Khao K. Research on China’s High Education Structure. Beijing, 1988. -99 p.
  188. Lewicki T. Proces ksztalcenia w szkole wyzszej. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1988. — 267 p.
  189. Maslow A. Motivation and Personality. N. Y: Harpers, 1954 — IX. — 411 p.
  190. McClelland D., Lebermann A. The effect of need for achievement on recognition of need related works II J. Pers. 1949. — P. 236−251.
  191. Super D. The psychology of Carriers. An introduction to Vocational Development. N: Y.: Harpers, 1957. — 362 p.
  192. Super D. Consistency and wisdom of Vocational preference as Indices of Vocational Maturity in Ninth Grade II J. Educ. Psychol. 1961. — V. 52. — N 1.-P.67.
  193. Super D., Grites J. Appraising Vocational Fitness. By means of psychological textes. -N. Y., 668 p.
  194. Wolfel I. The carrier plans of young persons in a time of social change // 2 nd Eur. Congr. Psychol. Abstr. Vol. 2. Budapest, 1991. — P. 539.
Заполнить форму текущей работой