Совершенствование математической подготовки студентов технических вузов с помощью учебно-методического комплекса, созданного на основе системы типовых заданий
На защиту выносятся: 1) теоретическое и экспериментальное обоснование учебно-методического комплекса для изучения математики в техническом вузе на основе типовых расчётов и системы обеспечения межпредметных связей математических и технических дисциплин- 2) методическая мо-ш дель использования типовых расчётов при обучении математическому анализу студентов технического профиля- 3) разработанный… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ТИПОВЫХ РАСЧЕТОВ
- 1. 1. Исторический аспект использования методов математического анализа в прикладных исследованиях для совершенствования математической подготовки студентов технических вузов
- 1. 2. Анализ состояния преподавания курса высшей математики в технических вузах. ф 1.3 Концептуальные основы постановки обучения математике в технических вузах
- 1. 4. Предпосылки использования типовых расчетов как средства совершенствования математической подготовки специалистов технического профиля
- Выводы по первой главе
- Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТИПОВЫХ РАСЧЕТОВ КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
- 2. 1. Методическая модель обучения математическому анализу в техническом вузе с помощью типовых расчётов
- 2. 2. Учебно-методический комплекс изучения математического анализа в техническом вузе
- 2. 2. 1. Содержание базовой теории по интерпретации технических процессов средствами математического анализа
- 2. 2. 2. Содержание учебно-методического обеспечения темы типового расчёта «Ряды»
- 2. 2. 3. Содержание учебно-методического обеспечения темы типового расчёта «Кратные интегралы»
- 2. 3. Педагогический эксперимент и его результаты
- Выводы по второй главе
Совершенствование математической подготовки студентов технических вузов с помощью учебно-методического комплекса, созданного на основе системы типовых заданий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 90-е годы XX столетия в нашей стране в результате проведенной перестройки и вызванных ею реформ сменились общественно-политический строй и экономические отношения. Народное хозяйство стало развиваться по законам рыночной экономики. Первый и второй уровни целей педагогической системы резко изменились: сменился социальный заказ общества всег системам образования на определённый идеал и модель личности современного специалиста. Для управления основными отраслями промышленности и сельского хозяйства стране потребовались новые квалифицированные кадры, способные работать в изменившихся условиях. Поставленную задачу должна была решить высшая школа, в частности, технические вузы.
Общеизвестно, что технические вузы готовили и будут готовить кадры инженеров. Основой, и аппаратом всех инженерных наук является математика. Поэтому повышение математической подготовки будущих инженеров является залогом их успешной деятельности в народном хозяйстве.
В 90-е гг. XX столетия появляются госстандарты обучения в высшей школе [56,57] (1995 г. — первое поколение стандартов, 2000 г. — второе поколение). Отличительной чертой этих стандартов являются высокие требования к подготовке специалистов, в том числе и к их математической подготовке: выпускник технического вуза должен уметь анализировать текущие технические процессы, быть способным к решению производственных и организационно-управленческих задач, понимать роль и место математики и математического моделирования в прикладной сфере, иметь навыки работы на персональных компьютерах. Вместе с тем, всеми, кто так или иначе знаком с содержанием госстандартов, отмечается сокращение числа часов, отводимых на изучение математических дисциплин, в частности на изучение курса высшей математики в технических вузах.
В письме министра образования Российской Федерации В. М. Филиппова ректорам высших учебных заведений от 27.11.2002 года.
14−55−996ан/15 подчёркивается, что решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. При этом несомненно должна повышаться производительность труда преподавателя.
Объективности ради, заметим, что условия для математической подготовки студентов технических вузов в происходящий период, мягко говоря, не улучшались. В связи с включением в учебные планы технических вузов ряда новых «модных» дисциплин его авторам удалось это сделать за счет сокращения учебных часов, отводимых на изучение основных дисциплин, в частности на математику. Таким образом, технические вузы столкнулись с трудной проблемой: можно ли достичь частно-дидактические цели обучениятретий уровень целей педагогической системы, как удерживать на достаточном уровне математическую подготовку студентов, а, может быть, даже повыситьее. Поиск новых средств и форм обучения математике заставил по-новому организовать самостоятельную работу студентов технических вузов через систему типовых расчетов. Эта наиболее распространённая форма системы типовых заданий по математике в технических вузах (и не только по математике) доказала свою жизненность.
Совершенствование математической подготовки студентов технических вузов является многогранной задачей, решение которой требует, на наш взгляд, глубокого освоения основ математической науки, умения видеть и использовать внутрипредметные и межпредметные связи, прикладную направленность курса высшей математики, вооружения студентов умениями и навыками применять математическую теорию для решения практических задач, моделировать процессы и явления, происходящие на производстве и в природе. Повышение математической подготовки — это повышение качества обучения. Перечисленные компоненты являются звеньями одной цепи, ключом к которой мы видим самостоятельную работу студентов. Ухватившись за это звено, мы тем самым приведем в движение всю цепь.
Педагоги-математики всегда придавали большое значение организации самостоятельной работы студентов и совершенствованию ее форм. Безусловно, здесь приходилось учитывать условия учебы как студентов дневного отделения, так и студентов заочного и вечернего отделений. Например, для студентов заочного и вечернего отделений большую помощь в организации самостоятельной работы по изучению курса высшей математики оказывали методические пособия с текстами контрольных работ. Бесспорно, большая часть, а, может быть, и все контрольные работы по математике для студентов-заочников имели репродуктивный характер. Повышать уровень учебной деятельности до продуктивного, а тем более до творческого вряд ли имело смысл: это подавляющему числу студентов-заочников и студентов вечернего отделения было бы просто не по силам.
Ключ к повышению математической подготовки в технических вузах мы видим в дальнейшем совершенствовании форм самостоятельной работы студентов по изучению высшей математики. Это позволяют сделать нам типовые расчеты. По математике они наиболее полно в содержательной части представлены сборником задач по высшей математике JI.A. Кузнецова.
В узком смысле «типовой расчет» представляет собой минимальный набор — типовых (ключевых, опорных) задач по заданной теме курса высшей математики, по изучению которой студент должен овладеть умениями и навыками решать указанные задачи.
В широком смысле «типовой расчет» — это средство, позволяющее дифференцировано организовать самостоятельную работу по изучению курса высшей математики на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях, вооружить студента умениями и навыками решать все типовые задачи по той или иной теме курса высшей математики.
Одним из путей повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации является обеспечение прикладной направленности в преподавании ряда общеобразовательных дисциплин, таких как математика, информатика и другие. Теоретическое обоснование проблемы, связанной с самостоятельной работой студентов, дано в работах Б. В. Гнеденко, А. Н. Колмогорова, Ю. М. Колягина, Л. Д. Кудрявцева, Г. Л. Луканкина, А. Г. Мордковича, В. В. Фирсова, С. И. Шварцбурда и других [50, 51, 52, 53, 54, 95, 96, 97, 98, 99, 103, 106, 107, 138]. Ими так же определена сущность прикладной направленности обучения математике и сформулированы требования к курсу математики с прикладной направленностью.
Из результатов диссертационных работ, например, Селюковой Л. Я. «Дидактические условия и средства экономической подготовки школьников» [178] и Никоновой Е. Ю. «Особенности содержания математического образования учащихся классов экономического направления» [147] следует, что проблема прикладной направленности обучения должна решаться уже в рамках школьного образования, а потому в них рассматриваются общие условия и средства математической подготовки школьников и делается акцент на значимость такой подготовки.
Вопросам профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин в высшей школе посвящены диссертационные исследования Ха-физова Б.Г. [205], Читаевой О. Б. [212], Пьянковой Т. В. [168], Коваленко Н. Д. [94] и Пилыциковой Т. Н. [155]. Авторы этих исследований подчеркивают существенную роль профессионально-ориентированной подготовки специалистов высшей квалификации и доказывают необходимость преподавания ряда общеобразовательных дисциплин с учетом будущей специальности выпускника.
Проблема прикладной направленности курса математики в технических вузах стала особенно актуальной в связи с тем, что, начиная с 1991 года, экономика России стала переориентироваться с плановой на рыночную модель развития. Если новые учебники по экономической теории западного образца [economics] [68, 121, 122, 156, 200], появившиеся в экономических вузах, опираются на гораздо более широкую математическую базу, и особенно — на математический анализ, то существующая в настоящее время учебнометодическая литература по высшей математике для студентов технических специальностей вузов не полностью удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к математической подготовке студентов. В действующих учебниках, например [29, 47, 65, 79, 80, 83, 86, 87, 124] курс математики изложен традиционно, вне связи с будущей профессиональной деятельностью выпускников технических вузов и лишь небольшой акцент с точки зрения прикладной значимости сделан на такие разделы курса как векторная и линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика.
Что касается математического анализа, то его прикладная роль недостаточно подчеркивается, хотя современный специалист технического профиля крайне нуждается в понимании его прикладной значимости.
Поэтому каждая задача типового расчета построенной методической модели ценна не сама по себе, а только тем, что она дает для развития математического мышления студента и для понимания науки в целом. Педагогические просчёты, связанные с предельной краткостью изложения, отсутствием пояснений, не всегда оправданной строгостью, могут сделать непонятными для студента всю рассматриваемую теорию или какую-нибудь её часть. Такие просчёты «.в тысячу раз опаснее математических неточностей» [164, с.200]. Поэтому необходимо соблюдать разумную меру в изложении материала и обращать внимание на то, что и обычным, бытовым языком можно очень хорошо разъяснить иные математические факты. Строгость и формализация не должны затемнять реального существа дела. Пониманиеэто процесс, а не единичный акт. Понимание возникает постепенно, проходит ряд фаз и все более углубляется в самую сущность вопроса. Главное при этом выработать у студента умение конкретизировать для себя каждое новое общее понятие.
Можно сказать, что множество самых разнообразных трудностей возникает сейчас в обучении именно потому, что недостаточно разработана технология обучения приёмам решения задач, усвоения и запоминания материала. При рациональной постановке обучения мы при меньшей затрате сил и средств могли бы достичь больших успехов в значительно более короткие сроки. Вот почему нужна наука об обучении наукам, в данном случае нам нужна научно обоснованная методика реализации прикладной направленности обучения математическому анализу в техническом вузе.
Анализ существующей учебной литературы по высшей математике для студентов технических специальностей показал, что к настоящему времени ещё не разработаны методы и формы реализации прикладной направленности преподавания курса математики в техническом вузе, удовлетворяющие современным требованиям подготовки специалистов для работы в сфере рыночной экономики. Приведенные выше аргументы свидетельствуют об актуальности выбранной темы диссертационной работы.
Поскольку при математическом моделировании технических процессов широко используются понятия математического анализа, то совершенствование прикладной направленности преподавания математики осуществлено нами на основе изучения математического анализа — базовой составляющей курса математики в техническом вузе.
Объект исследования. Процесс математической подготовки студентов технических специальностей вузов.
Предмет исследования. Использование типовых расчётов для повышения математической подготовки студентов технических вузов.
Цель исследования состоит в научном обосновании повышения качества математической подготовки студентов технических специальностей на основе применения типовых расчётов и разработке учебно-методического комплекса к типовым расчётам для изучения математического анализа.
Основная гипотеза исследования. Процесс обучения математике в техническом вузе будет более эффективен, если содержание, структура курса математики формируются на основе использования типовых расчётов и обеспечения межпредметных связей математики и технических дисциплин.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования.
Задачи исследования.
1. Проанализировать содержание курса математики в техническом вузе (базовую теорию по интерпретации технических процессов средствами математического анализа) и обосновать необходимость разработки методики его преподавания с учётом использования типовых расчётов.
2. Уточнить научно-методические основы и принципы обучения математике специалистов технического профиля, отвечающие последним достижениям науки и техники, перестраивающейся экономики, и разработать методическую модель её реализации на основе типовых расчётов.
3. Создание учебно-методического комплекса изучения математическо. го анализа в техническом вузе, соответствующего нашим методическим рекомендациям и опирающегося на типовые расчёты.
4. Разработать учебно-методическое обеспечение наиболее значимых разделов математического анализа, курса лекций, практических занятий, заданий к самостоятельной работе студентов.
5. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики и учебно-методического комплекса.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические (анализ учебной математической, технической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследованияанализ программ и учебных пособий по математикеизучение исторических документов по вопросам образования);
— общенаучные (наблюдение за деятельностью студентов в учебном процессеанализ самостоятельных, контрольных и творческих работ студентов, итогов сдачи экзаменовобобщение педагогического опыта преподавателей технических вузов, в том числе личногопедагогический экспериментанкетирование);
— общелогические (логико-дидактический анализ учебных пособий по математике и ее приложениямсравнение и обобщение учебного материала по данному вопросу);
— статистические (обработка результатов педагогического эксперимента и их количественный анализ).
Методологическую основу исследования составляют труды, относящиеся к теме работы, программные документы по высшему специальному образованию, типовые программы по математике для технических специальностей [16, 94, 142, 168, 194, 205, 212, 222].
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке учебно-методического комплекса на основе типовых расчётов, обеспечивающего повышение математической подготовки студентов технических специальностей в вузах, усиление их творческих возможностейвыделены принципы построения новой организационной формы обучения ни основе типовых расчетов, позитивно влияющие на эффективность процесса обучения математике студентов технических вузовпринципы профессиональной направленности обучения адаптированы к процессу обучения математике в технических вузах.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный учебно-методический комплекс изучения математического анализа на основе типовых расчётов в техническом вузе обеспечивает существенное повышение математической подготовки специалистов технического профиля. Учебно-методический комплекс, созданный на основе типовых расчетов, разработанный в диссертации, может быть непосредственно использован для совершенствования математической подготовки студентов технических вузов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов, сформулированных в данной диссертационной работе, опирается на результаты современных исследований по психологии и педагогике, анализ различных концепций на проблему преподавания математики в техническом вузе, адекватность методов исследования поставленным в работе целям подтверждается материалами опытно-экспериментальной работы [41, 51, 54, 61,.
64, 70, 107].
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при # изучении курса высшей математики в Орловском государственном техническом университете. Основные положения и результаты эксперимента докладывались на кафедре геометрии и методики преподавания математики, нг научном семинаре в Орловском государственном университете. Они также были опубликованы в форме научных статей в сборниках трудов к конференциям ОГТУ по проблемам межпредметных связей в учебном процессе, в сборнике «Чкаловские чтения» Четвёртой Международной научно-технической конференции (г. Егорьевск Московской области), в сборнике «Математика в ВУЗе» XV Международной научно-методической конферен-Ш> ции (г. Великие Луки Псковской области), в научно-популярном журнале.
Образование и общество", в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождение А. П. Киселёва, автора знаменитых школьных учебников по математике и др.
На защиту выносятся: 1) теоретическое и экспериментальное обоснование учебно-методического комплекса для изучения математики в техническом вузе на основе типовых расчётов и системы обеспечения межпредметных связей математических и технических дисциплин- 2) методическая мо-ш дель использования типовых расчётов при обучении математическому анализу студентов технического профиля- 3) разработанный учебно-методический комплекс, обеспечивающий повышение математической подготовки студентов технического вуза, включающий: базовую теорию по интерпретации технических процессов средствами математического анализаучебно-методическое обеспечение изучения отдельных ключевых разделов математического анализа, курса лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов, выполняемой в форме типовых расчетов (по указанным темам).
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Основные результаты диссертационного исследования следующие:
1. Проанализировано содержание курса математики в технических вузах и доказана необходимость разработки методики совершенствования математической подготовки студентов технических вузов на основе типовых расчётов.
2. Уточнены научно-методические основы и принципы методики повышения математической подготовки специалистов технического профиля и построена методическая модель обучения математическому анализу в техническом вузе на основе типовых расчётов.
3. Создан учебно-методический комплекс изучения основ математического анализа в техническом вузе согласно построенной методической модели. Его структуру составляет базовая теория по интерпретации технических процессов средствами математического анализа и учебно-методическое обеспечение отдельных прикладных тем. По всем узловым темам курса высшей математики нами разработаны учебно-методические рекомендации изучения их студентами с использованием типовых расчётов.
4. При изучении базовой теории раскрывается технический смысл основных понятий математического анализа, выявляются особенности их использования в прикладной сфере.
5. Разработано учебно-методическое обеспечение основных разделов курса математического анализа, позволяющее коренным образом улучшить самостоятельную работу студентов. Предполагается, что при выполнении заданий типовых расчётов широко используются средства вычислительной техники.
6. Экспериментальная проверка разработанной методики совершенствования математической подготовки студентов в техническом вузе показала её эффективность. В ходе многолетнего эксперимента установлено, что данная методика способствует более глубокому пониманию студентами роли и места математических методов в технических исследованиях, осознанному применению этих методов, позволяет более эффективно организовать самостоятельную работу студентов, формируя у них правильный образ мышления, научное миропонимание, обеспечивает тесные межпредметные связи математических и технических дисциплин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Список литературы
- Айзерман М.А. Нечеткие множества, нечеткие доказательства и некоторые нерешенные задачи теории автоматического регулирования. //Автом. и телемех., 1976.- № 7.- С. 171−177.
- Акоф Р., Сасиени М. Основы исследования операций М.: Мир, 1 971 536 с.
- Акчурин И.А. Философские основания математизации знаний.- В кн.: Со временное естествознание и материалистическая диалектика, М.: Наука, 1977.-С. 48−72.
- Алимов Ю.И. О приложении методов математической статистики к обработке экспериментальных данных. //Автоматика, 1974 № 2 — С. 1−24.
- Алимов Ю.И. О проблемах приложения теории вероятностей, рассмотренных в работах В. Н. Тутубалина. //Автоматика, 1978 № 1- С. 71−82.
- Альвен X. Первые встречи- В кн.: Воспоминания об академике Л. А. Арцимовиче, М.: Наука, 1981.- С. 33−35.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука*, 1977.-346 с.
- Аникина Г. А. НТР и математизация современного знания В кн.: Научно-техн. революция и филос. наука, Л.: ЛГУ, 1977 — С. 11−15.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе М.: Высшая школа, 1974- 383 с.
- Ю.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы М.: Высшая школа, 1980 — 368 с.
- П.Асмус В. Ф. Проблемы интуиции в философии и математике -М.: Мысль, 1965.-311 с.
- Бадкова Т.А. Проблема единства фундаментальных и прикладных исследований в структуре математического знания В кн.: Фундаментальные и прикладные исследования в условиях НТР, Новосибирск, 1978- С. 267 278.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект.- М.: Педагогика, 1990.- 184с.
- Бахвалов Н.С. Численные методы-М.: Наука, 1973- 632 с.
- Бейли Н. Математика в биологии и медицине-М.: Мир, 1970 326 с. 1 б. Бельская Н. Л. Система самостоятельных работ как средство активизации учебной деятельности студентов в обучении математике. Диссертация.-М., 1999.- 164 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии-М.: Педагогика, 1991.-308 с.
- Блажевич Н.В. Интегративная функция знаковых форм математического знания в свете современного научного знания В кн.: Марксистсколе-нинск. философия и интеграционные процессы в науке, Тюмень, 1981- С. 52−64.
- Блёхман И.И., Мышкис А. Д., Пановко Я. Г. Правдоподобность и доказательность в прикладной математике. //Инж. журн., Механика твердого тела, 1967.-№ 2.-С. 192−202.
- Блехман И. И., Мышкис А. Д., Пановко Я. Г. Прикладная математика: Предмет, логика, особенности подходов Киев: Наукова думка, 1 976 270 с.
- Боголюбов А.Н. Фундаментальные и прикладные науки. (К вопросу о генезисе и развитии прикладных наук.) — В кн.: Истор.-мат. исследования, вып. 20, М.: Наука, 1950.-С. 51−62.
- Богомолов А.И. • О мерах по совершенствованию математического образования в вузах. //Проблемы преподавания математики в вузах, 1974 Т. 4.- С. 3−7.
- Болгарский Б.В., Ветров В. В. Сборник задач по интегральному исчислению.- Орёл, 1971.- 144 с.
- Болотин В.В. Применение методов теории вероятностей и теории надежности в расчетах сооружений.—М.: Строительство, 1971.-С. 152.
- Бондаренко А.В., Шикова Р. Н. О математизации научного знания.
- Филос. вопр. соврем, естествознания (Москва), 1978 № 5 — С. 71−81.
- Борель Э. Вероятность и достоверность-М.: Физматгиз, 1961 120 с.
- Борис М.П., Карташев Э. М., Губин В. И. Прикладная подготовка студентов в курсе «Высшая математика». //Применение техн. средств обучения и ЭВМ в учебном процессе, 1977-№ 1- С. 8−10.
- Бронштейн И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗов М.: Наука, 1965 — 608 с.
- БугровЯ.С., Никольский С. М. Дифференциальное и интегральное исчисление- М.: Наука, 1988 432 с.
- Бурбаки Н. Очерки по истории математики.- М.: ИЛ, 1963 292 с.
- Вандышева Е.В. Развитие мышления студентов в преподавании математики. //Вестн. высш. школы, 1974.-№ 12-С. 11−16.
- Вейль Г. О философии математики.-М.- Л.: ГТТИ, 1934.- 128 с.
- Веников В.А. Некоторые философские проблемы моделирования.- В кн.: Диалектика и современное естествознание, М.: Наука, 1970- С. 288−299.
- Веников В.А. Требования к математической подготовке современного инженера-электротехника- В кн.: Современные вопросы научно-методической работы, М., 1975 С. 87−90.
- Ветров В.В. Избранные вопросы математического анализа- Орёл, 1 996 148 с.
- Вигнер Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках. //Успехи физич. наук, 1968 Т. 94 — № 3 — С. 535−546.
- Визгин В.П. Проблемы взаимосвязи математики и физики В кн.: Истор.-мат/исследования — Т. 20, М.: Наука, 1963.- С. 28−50.
- Винер Н.Я. Я математик — М.: Мир, 1964.- 356 с.
- Вовк С. Н. Динамйка «чистой» и «прикладной» математики в математическом экспериментировании. //Филос. пробл. соврем, естествозн. Межвед. научн. сб., 1977.- № 43.- С. 81−87.
- Ворович И.И., Горстко А. Математика и проблемы преобразования при роды. //Наука и жизнь, 1976 № 2 — С. 57−64.
- Выготский JT.C. Собрание сочинений:В б-ти томах. Т.4.- М.: Педагогика, 1986.- 425 с.
- Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения. //Новые исследования в педагогических науках РСФСР. Выпуск 4-М.: Просвещение, 1965-С. 21−27.
- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения— М.: Мир, 1971.-512 с.
- Гжегорчик А. Популярная логика-М.: Наука, 1965 108 с.
- Гильберт Д. Математические проблемы В кн.: Проблемы Гильберта, М.: Наука, 1969.-С. 11−64.
- Гинзбург В.Л. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными и интересными (десять лет спустя). //Успехи физич. наук, 1981.-Т. 134.-№ 3.-С. 10−15.
- Глаголев А.А., Солнцева Т. В. Курс высшей математики: Учебное пособие для вузов-М.: Высшая школа, 1971 656с.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии-М.: Прогресс, 1976−495с.
- Глушков В.М. Роль математики в современной науке. //Вести. АН СССР, 1974.-№ 9.-С. 3−10.
- Гнеденко Б.В. Вопросы современного естествознания-В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук, М.: Наука, 1968-С. 171−206. :
- Гнеденко Б. В. Современная математика и будущий инженер. //Вести, высш. школы, 1968 № 1- С. 45−53.
- Гнеденко Б. В. Математика и современное естествознание В кн.: Синтез современного научного знания, М.: Наука, 1973 — С. 143−158.
- Гнеденко Б. В. О математизации научного знания. //Коммунист, 1975.-№ 5.- С. 73−80.
- Гнеденко Б. В. Математическое образование в вузах М.: Высшая школа, 1981.- 174 с.
- Годунов С. К., Султангазин У. М. О дискретных моделях кинематического уравнения Больцмана. //Успехи матем. наук, 1971- Т. 26- № 3 С. 3−51.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования М.: Гос. Комитет РФ по высшему образованию, Логос, 1995.-384.
- Государственный образовательный стандарт РФ. Система образования- Высшее профессиональное образование. //Высшее образование в России, 1993.-№ З.-С. 125−129.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. Пер. с англ.- М.: Изд-во МГУ, 1982 464 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. Л. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы М.: Педагогика, 1977 — 134 с.
- Грекова И. Методологические особенности прикладной математики на современном этапе ее развития. //Вопросы философии, 1976 № 6, — С. 104 114.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике-М.: Педагогика, 1987- 158 с.
- Гусев Л. А., Смирнова И. М. Размытые множества. Теория и приложение. (Обзор). //Автоматика и телемеханика, 1973.- № 5 С. 66−85.
- Давыдов В.В. Виды общения в обучении.-М.: Педагогика, 1986 230 с.
- ДавЫдов В. В. Проблемы развивающего обучения-М.: Педагогика, 1 986 214 с.
- Данко П.Е., Попов А. Г., Кожевникова Т. Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. Ч. 2 М.: Высшая школа, 1986 — 415 с.
- Девис М. Прикладной нестандартный анализ М.: Мир, 1980 — 236 с.
- Дойл Л. Семь способов подавить творчество ученого. //Знание сила, 1972.-№ 10.-С. 42−43.
- Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ.-С.-П6.Д992−496 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы- Минск, 1981.-383 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза).-Минск: БГУ, 1 978 320 с.
- Дьяченко В.Ф. Основные понятия вычислительной математики М.: Наука, -1972.- 120 с. .
- Ежкова И.В., Поспелов Д. А. Принятие решений при нечётких основаниях. 1. Универсальная шкала. //Изв. АН СССР. Техн. кибернетика, 1977 № 6-С. 3−11.
- Ефимов А.В., Сазонов А. А. Математическое образование инженера в условиях научно, технической революции. //Сб. науч.-метод. статей по мат. (Москва), 1981.-Т. 9.-С. 12−20.
- Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы: Сборник тезисов Всероссийской конференции.- Орел: ОГПУ, 1 995 252 с.
- Ильин В.А., Позняк Э. Г. Аналитическая геометрия М.: Наука, 1 981 232 .с.
- Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М.: Прогресс, 1978.315 с.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов её диагностики- М., 1975 78 с.
- Карасев А.И. и др. Курс высшей математики для экономических вузов.41./ Карасев А. И., Аксютина З. М., Савельева Т.И.- М.: Высшая школа, 1982.- 272 с.
- Карасев А.И. и др. Курс высшей математики для экономических вузов.42./ Карасев А. И., Аксютина З. М., Савельева Т.И.- М.: Высшая школа, 1982.-320 с.
- Карасев А.И. и др. Математические методы и модели в планировании./ Карасев А. И., Кремер Н. Ш., Савельева Т.И.- М.: Экономика, 1987 289 с.
- Кац М., Улам С. Математика и логика. Ретроспектива и перспективы.- М.: Мир, 1971.-253 с.
- Клайн М. Логика против педагогики. //Проблемы преподавания математики в вузах, 1973.- Т. 3С. 46−61.
- Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей, 1. М.: ОН-ТИ, 1935.-С. 44.
- Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей, 2. М.: ОН1. ТИ, 1934.-С. 314.
- Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы- Киев-Одесса, 1978.-287 с.
- Коваленко Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе: Автореферат — М., 1995.- 25 с.
- Колмогоров А. Н. Автоматы и жизнь. //Техника молодежи, 1961- № 10-С. 19.
- Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия современного курса математики.-М.: Просвещение, 1974 382 с.
- Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика М.: Просвещение, 1975 — 462 с.
- Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики М.: Просвещение, 1977 — 480 с.
- Колягин Ю.М., Оганесян В. А. Учись решать задачи.- М.: Просвещение, 1980.-96 с.
- Коул Дж. Методы возмущения в прикладной математике М.: Мир, 1972.-С.10.
- Кохен Г. Математические приложения, вычисления и сложность.- В кн.: Математика наших дней, М.: Знание, 1976 С. 27−49.
- Кошелев А.И. Втузовский курс математики и профиль института. //Вестн. высш. школы, 1974-№ 3.- С. 19−23.
- Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач-М.: Прометей, 1995 -210 с.
- Крылов А.Н. Вибрация судов.- М.: ОНТИ, 1936.- С. 224−225.
- КуписевичЧ. Основы общей дидактики-М.: Высшая школа, 1986.-468 с.
- Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении М.: Наука, 1977.- 112 с.
- Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание — М.: Науке, 1980.- 143 с.
- Кудрявцев JI.Д. Краткий курс математического анализа.- М.: Наука, 1989. -736 с.
- Кудрявцев В.А., Демидович Б. П. Краткий курс высшей математики М.: Наука, 1989.- 656 с.
- Кудряшев А.Ф. К понятию математизации науки.- В кн.: Философские вопросы современного естествознания. Сб. тр., М., 1977 С. 66−77.
- Кузнецов Л.А. Сборник заданий по высшей математике (TP).- М.: Высшая школа, 1983 174 с.
- Кузнецов Б.Г. Бор и Эйнштейн. В кн.: Развитие современной физики, М., 1964.-С. 90.
- Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика М.- Л.: Гостехиздат, 1947-С. 19.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х то-мах Т.2.- М.: Педагогика, 1983.- 318 с.
- Леонтьев А.Н. Лекция как общение М.: Изд-во МГУ, 1974 — 584 с.
- Пб.Лифшиц Е. М. Лев Давидович Ландау (1908−1968).- В кн.: Л. Д. Ландау.
- Собр. трудов, 2, М.: Наука, 1969.- С. 427−447.
- Лоренц А.А. О методологии математической кибернетики- В кн.: Кибернетика и философия. Взаимопроникновение идей и методов, Рига, 1977.- С. 45−54.
- Лук А. Об ошибках интуиции. //Наука и жизнь, 1976 № 4 — С. 44−47.
- Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров-М.: Дело, Вита-Пресс, 1996−544 с.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Т.1.: Пер. с англ.-М.: Республика, 1992 399 с.
- Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика:
- Т.2.: Пер. с англ.- М.: Республика, 1992 400 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя М.: Педагогика, 1993 —23 5с.
- Маркович Э.С. Курс высшей математики с элементами теории вероятностей и математической статистики: Учебное пособие для вузов- М.: Высшая школа, 1972 480 с.
- Математика в современном мире М.: Мир, 1967 — 206 с.
- Математика и научно-технический прогресс. Труды Республиканской научной конференции.-Киев: Наукова думка, 1973- 343 с.
- Математическое моделирование /Ред. Дж. Эндрюс, Р. Мак-Лоун- М.: Мир, 1979.-279 с.
- Материалы дискуссии «Научно-технический прогресс и преподаваний математики в вузах» (Е. С. Вентцель, А. В. Ефимов, В. В. Налимов, Ф. И. Карпелевич, Э. А. Мухачева). //Проблемы преподавания математики в вузах,"1976.-Т. 6.- С. 3−13.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М.: Педагогика, 1972.- 189 с.
- Мигдал А. О психологии научного творчества. I, II. //Наука и жизнь, 1976.- № 2.- С. 100−107- № 3.- С. 100−107.
- Мигдал А. Отличима ли истина от лжи. //Наука жизнь, 1982 № 1.- С. 6067. :
- Мирошников В.В. Проектирование технических систем на основе применения нечетких множеств и размытых алгоритмов. //Изв. АН СССР. Техн. кибернет., 1979.-№ з.-С. 124−135.
- Моисеев Н.Н. Численные методы в теории оптимальных систем М.: Наука, 1971.-С. 7.
- Моисеев Н. Н. Математика ставит эксперимент М.: Наука, 1979 — С. 6−7.
- Моисеев Н. Н. Математические задачи системного анализа М.: Наука, 1981.-488 с.
- Моисеев Н. Н. Математика ставит эксперимент М.: Наука, 1979.- С. 815.
- Мордкович А.Г. О профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущих учителей математики. //Математика в школе, 1984 — № 6 С.42−45.
- Мышкис А.Д. Что такое прикладная математика? //Вестн. высш. школы, 1967.-№ 2.-С. 74−80.
- Мышкис А.Д. Лекции по высшей математике. Изд. 3-е.- М.: Наука, 1969. 640 с.
- Назаретов А.П. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике на подготовительных курсах вузов. Диссертация-М., 1997- 112 с.
- Налимов В.В. О преподавании математики экспериментаторам. //Проблемы преподавания математики в вузах, 1972 Т. 2- С. 33−47.
- Натансон И.П. Краткий курс высшей математики М.: Наука, 1968 — 728 с.
- Неймарк Ю. И. Основные моменты в подготовке специалистов по прикладной математике. //Уч. зап. Горьковского ун-та, 1973- Т. 186.- С. 3−5.
- Некрасов П. А. Теория вероятностей.- СПб., 1912 С. 3.
- Никонова Е.Ю. Особенности содержания математического образования учащихся классов экономического направления: Автореферат-М., 199 516 с.
- Новожилов В. В. Прикладные математики кто они? В кн.: 20.- С. 251
- Новые области применения математики /Дж. Лайтхилл, Р. У. Хиорис, С. Х. Холлингдейл и др.- Пер. с англ.- Минск: Вышэйшая школа, 1 981 494 с.
- Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации М.:' Наука, 1981.- 206 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В. Петровского-М.: Изд-воМГУ, 1986 -304 с.
- Пановко Я.Г., Губанова И. И. Устойчивость и колебания упругих систем. Современные концепции, парадоксы и ошибки. Изд. 3-е. М.: Наука, 1979.-С. 22.
- Петров Б.М. Психологические трудности профессиональной адаптации студентов педагогического вуза //Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов: Сборник М.:МГПИ, 1979 — С. 7078.'
- Пидкасистый П.И. Педагогика.- М.: Педагогика, 1996 602 с.
- Пилыцикова Т.Н. Дидактические средства формирования экономического мышления в процессе подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности: Автореферат-М., 1995.-22 с.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ.- М.: Экономика, Дело, 1992.-510 с.
- Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов.- Минск: БГУ, 1982.- 140 с.
- Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления. Т.1.- М.: Наука, 1978.-456 с.
- Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления. Т.2- М.: Наука, 1978.-576 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: ИЛ, 1957.— 536 с.
- Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. Изд. 2-е М.: Наука, 1976 — 448 с.
- Полшарпов В. С. Евристична функщя математики у ф1зищ. //Фшос. пробл. сучасн. природозн. М1жв1д. наук, зб., 1975- Т. 39 С. 63−72.
- Поллард Дж. Справочник по вычислительным методам статистики — М.: Финансы и статистика, 1982.- 344 с.
- Потоцкий М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте— М.: Просвещение, 1975 208 с.
- Прагер У. Вводные замечания.- В кн.: Математика наших дней, М.: Знание, 1976.-С. 5−16.
- Привалов И.И. Аналитическая геометрия М.: Наука, 1966 — 272 с.
- Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова- М.: Педагогика 1983.-448 с.
- Пьянкова Т.В. Межпредметные связи физики, математики и трудового обучения как средство политехнической направленности в системе общего образования: Автореферат-М., 1995−21с.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности- Ижевск, 1994 — 157 с.
- Резерфорд учитель и ученый — М.: Наука, 1973.- С. 30.
- Розенброк X., Стори С. Вычислительные методы для инженеров химиков.- М.: Мир, 1968.- С. 41.
- Реймерс Н.Ф. Экология М.: Россия молодая, 1994 — 347с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1 973 248 с.
- Самойленко С.И. Размытые эвристики. //Пробл. случайн. поиска, 1978-№ 6-С. 224−231.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике М.: Просвещение, 1995.-240 с.
- Сахал Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки М.: Прогресс, 1985.-258 с.
- Севери Ф. Итальянская алгебраическая геометрия. Ее строгость, методы ипроблемы. //Математика (сборник переводов), 1959 Т. 3 — № 1- С. 90−95.
- Селюкова Л. Я Дидактические условия и средства экономической подготовки школьников: Автореферат-М., 1996.-21 с.
- Сендов Б. Математика и современное общество. //Физ.-мат. описание1974.-Т. 17.—№ 2 — С. 104−111.
- Сименон Ж. И все-таки орешник зеленеет (Сборник). М.: Прогресс, 1975.- С. 250.
- Синай Я. Г. Случайность неслучайного. //Природа, 1981- № 3.- С. 72−80.
- Скатецкий Е. Г. Некоторые особенности преподавания математики на химическом факультете. //Проблемы преподавания математики в вузах, 1978.-Т. 8.- С. 86−90.
- Спон У. Дж. Можно ли спасти математику? //Природа, 1973- № 2 С. 5054. '
- Суворов И.Ф. Краткий курс высшей математики для экономических вузов— М.: Высшая школа, 1961- 436 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста-М.: Знание, 1986.- 108 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обученияМ.: Педагогика, 1969 112 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
- Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук М.: ИЛ, 1948.-327 с.
- Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990- 96 с.
- Тихонов А.Н., Костомаров Д. П. Рассказы о прикладной математике. М.: Наука, 1979.- 208 с.
- Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии М.: Работник просвещения, 1930.-240 с.
- Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых / Торндайк Э., БринсменЭ., Тилтон H.-M.-JI.: Гос.уч.-пед. изд-во, 1931−164 с.
- Федорец Н.Ф. Осуществление межпредметных связей в обучении. //Советская педагогика, 1981— № 12- С. 14−17.
- Фёдорова Е.Ф. Признаки направленности содержания самостоятельной работы студентов на становление их готовности к самообразованию. Диссертация-Челябинск, 1999 171 с.
- Федоров И .Г. К проблеме методологии единой современной математики-В кн.: Вопросы методологии и истории математики, М., 1972 С. 64−84.
- Фейнберг E.JI. Кибернетика, логика, искусство М.: Радио и связь, 1981.144 с.
- Фейнман Р. Характер физических законов.- М.: Наука, 1968 С. 189.
- Феодосьев В.И. Десять лекций-бесед по сопротивлению материалов М.: Наука, 1969.-С. 118−165.
- Фихтенгольц Т.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. Т. 2.- М.: Физматгиз, 1982.- 808 с.
- Фишер С. и др. Экономика / Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.- Пер. с англ.—М.: Дело ЛТД, 1993.- 864с.
- Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ.-М. .-Прогресс, 1987−272с.
- Френкель В. я. Рецензия на книгу: A. Einstein. The Human Side. New Glimpses from his Archives. Princeton, Princ. Univ. Press, 1979- Новые книги за рубежом (А), 1980 № 11- С. 7−9.
- Фридман Л.М. Психологический анализ задачи //Новые исследования в психологической и возрастной физиологии М.: Педагогика, 1970 — С. 110−164.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе-М.: Просвещение, 1983 183 с.
- Хафизов Б.Г. Согласование целей математического и профессионального образования как проблема современной профессиональной педагогики: Автореферат-Казань, 1995 19 с.
- Хачкалян С. В. Об одном философском аспекте эффективности математики в естественных науках. //Еритасард гиташхатог. Асаракакан гитутюн-нер. Молод, научн. работник. Обществ, н., 1979- № 1/29 С. 13−21.
- Хемминг Р.В. Численные методы для научных работников и инженеров-М.: Наука, 1968.- С. 353−392.
- Хенричи П. Размышления преподавателя прикладной математики. //Проблемы преподавания математики в вузах, 1976 Т. 6 — С. 78−87- в кн.: Математика наших дней, М.: Знание, 1976.- С. 50−63.
- Хервиг X. Философский анализ принципов математизации физических теорий. //Филос. пробл. совр. естествозн. (Киев), 1981- № 50.- С. 83−90.
- Хомхолова Н.Б. Математика и другие науки В кн.: Философские вопросы современного естествознания, Сб. тр., М., 1977.- С. 186−197.
- Хургин Я.И. Математическая статистика орудие инженера. //Вестн. высш. школы, 1971.-№ 4- С. 31−36.
- Читаева О.Б. Интеграция содержания профессиональной подготовки учащихся к коммерческой деятельности: Автореферат М., 1992 — 24 с.
- Шабунин М.И. О' некоторых проблемах современного математического образования в системе школа вуз. //Актуальные проблемы обучения математике. Т.2: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Орёл: Изд-во ОГУ, 2002.- С. 422−428.
- Шеннон Р. Имитационное моделирование систем искусство и наукаМ.: Мир, 1978.-418 с.
- Шибаева JI.B. Психологические основы организации самостоятельной учебной деятельности студентов Орёл: ОГПИ, 1989 — 42 с.
- Шмелёв П.А. Теория рядов в задачах и упражнениях М.: Высшая школа, 1983.-176 с.
- Шрейдер Ю.А. К построению языка описания систем В кн.: Системные исследования, М.: Наука, 1973- С. 226−233.
- Шутов А.Г. Взаимосвязь теоретизации и формализации в процессе развития естественно-научного познания. //Филос. пробл. соврем, естествоз.
- Межвед. научн. сб., 1977-Т. 43.-С. 65−71. 219. Эйнштейн А. Физика и реальность. Сборник статей М.: Наука, 1965-С. 167.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. //Избр. психологические труды-М., 1989-С. 56−68. 221. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов-М.: Педагогика, 1982−223 с.
- Яковенко Т.Ю. Особенности индивидуализации обучения студентов младших курсов университетов. Диссертация Сочи, 2000.- 107 с.
- Яненко Н. Н. О соотношении индуктивного и дедуктивного методов в математике —В кн.: Методологические проблемы современной науки, М., 1979.- С. 56−73.
- Яненко Н. Н. Методологические проблемы современной математики. //Вопросы филос., 1981- № 8.- С. 60−68.
- Яруткин Н. Г. О содержании курса математики во втузе в связи с потребностями общеинженерных и специальных кафедр. //Проблемы преподавания математики в вузах, 1978.- Т. 8 С. 35−40.188