Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Учение о высшей нервной деятельности — естественно-научная основа педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако следует подчеркнуть, что рассматривать поведение исключительно как адекватную реакцию на воздействие раздражителя можно лишь в отношении низших организмов. Поведение человека подконтрольно сознанию. Даже в условиях выработанного и закрепленного стереотипа человек сознательно вносит в свое поведение изменения, необязательно связанные непосредственно с воздействиями среды. Его решения… Читать ещё >

Учение о высшей нервной деятельности — естественно-научная основа педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личность формируется в деятельности самого человека. Вырабатываемые качества личности (доброта, честность, трудолюбие и др.) не могут быть привнесены извне. Значит, центральным звеном в процессе воспитания, основной стороной этого двустороннего процесса является деятельность самого воспитанника. Деятельность воспитателя — побуждающая, организующая, создающая условия. Если глубинная суть воспитания все-таки в деятельности самого воспитанника, то на каких физиологических основах она осуществляется? Есть ли научное обоснование этой деятельности и тем самым научное обоснование науки об организации этой деятельности, т. е. педагогики?

Научное обоснование жизнедеятельности человеческого организма дает наука «физиология человека». Педагогику интересует прежде всего деятельность поведенческая и духовная, деятельность по осознанию и преобразованию человеком окружающей действительности. Эту деятельность определяют процессы, происходящие в нервной системе, в высших ее отделах.

Учение о высшей нервной деятельности разработали И. М. Сеченов (1829−1905) и И. П. Павлов (1849−1936). В соответствии с этим учением психические процессы и поведение живых организмов обусловлены физиологическими процессами. Условные рефлексы — реакции организма на воздействия внешней среды — являются основой поведения. Подбирая соответствующие воздействия, стимулирующие правильные (планируемые) и тормозящие неправильные поступки, можно вырабатывать необходимую цепь повседневных реакций организма, закрепляемую в виде динамического стереотипа. Привычки человека, навыки простых действий в их сложных сочетаниях — это выработанные стереотипы поведения в определенных ситуациях.

Однако следует подчеркнуть, что рассматривать поведение исключительно как адекватную реакцию на воздействие раздражителя можно лишь в отношении низших организмов. Поведение человека подконтрольно сознанию. Даже в условиях выработанного и закрепленного стереотипа человек сознательно вносит в свое поведение изменения, необязательно связанные непосредственно с воздействиями среды. Его решения обусловлены его собственными переживаниями и, бывает, принимаются вопреки ожидаемым или оказываемым отрицательным воздействиям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой