Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модели и методы оценки качества подготовки и повышения конкурентоспособности специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана системная модель преобразования квалиметрических переменных САКПС, отличающаяся формализованным представлением процессов изменения состояния обучаемого и превращения его в специалиста и позволяющая определить факторы и разработать оценки КПС. Предложена совокупность моделей входного, текущего и итогового контроля качества подготовки. При этом: 1) Входной контроль, осуществляемый… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ проблемы и современных подходов к оценке качества подготовки и повышению конкурентоспособности специалистов
    • 1. 1. Направления преобразования высшего образования в условиях трансформации Российской экономики
    • 1. 2. Эволюция и современное состояние теории и методологии оценки и управления качеством подготовки специалистов
    • 1. 3. Анализ проблем и поиск направлений совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов
    • 1. 4. Концептуальный подход к управлению подготовкой специалистов и постановка задач повышения их конкурентоспособности
  • 2. Модели оценки и анализа качества подготовки и конкурентоспособности специалистов
    • 2. 1. Организация системы адаптивной контрактной подготовки специалистов (САКПС) в вузах
    • 2. 2. Системная модель преобразования квалиметрических переменных САКПС
    • 2. 3. Модель оценки уровня конкурентоспособности подготовки специалистов и анализ факторов его повышения
    • 2. 4. Комплекс моделей оценки и контроля качества подготовки специалистов при реализации САКПС
  • 3. Методы повышения конкурентоспособности специалистов
    • 3. 1. Метод формирования квалификационных требований к конкурентоспособному специалисту
    • 3. 2. Модель учебного плана подготовки конкурентоспособных специалистов и метод оптимизации его содержания
    • 3. 3. Процедуры формирования контингента студентов с учетом результатов профильного обучения школьников
    • 3. 4. Метод выбора мероприятий повышения качества учебного процесса и развития конкурентных преимуществ специалистов
    • 3. 5. Оценка экономического эффекта повышения конкурентоспособности подготовки специалистов

Модели и методы оценки качества подготовки и повышения конкурентоспособности специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследований. Проблема качества подготовки и повышения конкурентоспособности специалистов сегодня становится все более насущной. Для этого существуют ряд объективных факторов: приведение уровней и качества образовательных программ в соответствие с международными требованиями, в рамках Болонского процессаувеличение до 40% выпускников в соответствии с прогнозом Минтруда РФ, не смогущих трудоустроиться по приобретенной профессии в период 2003;2005 г. г.- повышение уровня требований работодателей к молодым специалистам с учетом компетенций (знаний, умений и способностей) по решению конкретных производственных задачнеудовлетворительный срок адаптации молодого специалиста (два-три года), подготовленного по традиционным программам, не ориентированным на потребности работодателейразвитие конкуренции между образовательными учреждениями по оказанию гражданам образовательных услуг.

Актуальность темы

исследования подтверждают: национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 годаконцепция модернизации российского образования на период до 2010 годапостановление Правительства РФ о создании университетских комплексовГосударственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, в которых заложена основа для разработки и внедрения государственной системы качества выпускников. Диссертационное исследование выполнено в рамках осуществления госбюджетной НИР по заказу Минобразования РФ «Разработка научных основ и нормативно-правовой базы модернизации университетов путем создания университетских комплексов и исследовательских университетов» (ГРНТИ 14.35.21).

Степень разработанности проблемы. Различные подходы к исследованию проблемы качества подготовки специалистов раскрыты в трудах российских и зарубежных ученых: Г. Г. Азгальдова, Дж. Алтонжи, С. В. Арженовского, В. Баумоль, Дж. Беккера, Ю. С. Васильева, А. И. Галагана, А. В. Гличева, В.А.До-лятовского, Е. Н. Ефимова, В. М. Жамина, В. С. Князевского, А. Крюгера, Е.Н.Ме-лешко, JI. Притчетта, А. Я. Савельева, Б. Ю. Сербиновского, А. И. Субетто, Н. А. Селезневой, Н. Ф. Талызиной, Ю. Г. Татур, А. Н. Ткачева, Я. Тинбергена, Г. Н. Ху-баева, Р. А. Фатхутдинова, В. Е. Шукшунова, В. З. Ямпольского и других авторов.

В работах теоретической направленности обнаруживается неоднозначность понимания категории качества подготовки специалистов, не полностью решены проблемы квалиметрии образования, образовательных программ, образовательного процесса. В работах прикладной направленности отсутствуют инструменты корректировки квалификационных требований и содержания национально-региональной компоненты образовательной программы подготовки специалистов, в соответствии с потребностями работодателей региона.

Анализ общего состояния теории и практики оценки качества и повышения конкурентоспособности подготовки специалистов позволил выявить ряд недостатков и нерешенных проблем:

— оценка качества подготовки специалистов не учитывает квалификационные требования рынка профессионального труда и является статической;

— недостаточно теоретически проработана сущность понятий уровень качества подготовки, конкурентоспособность, уровень конкурентоспособности специалистов, не разработаны оценки уровня конкурентоспособности специалистов и их связи с качеством подготовки;

— не предлагаются конструктивные методы корректировки квалификационных требований к специалисту и содержания ционально-региональной компоненты учебных планов его подготовки с учетом требований рынка профессионального труда;

— недостаточно разработаны методы мониторинга учебно-воспитательного процесса по квалиметрическому критерию и метод выбора мероприятий по повышению его качества, в условиях экономических ограничений;

— не разработана методика оценки экономического эффекта повышения конкурентоспособности специалистов для образовательного учреждения и организации-работодателя.

Следовательно, актуальность, недостаточная разработанность проблемы оценки качества подготовки и методов повышения конкурентоспособности специалистов и ее практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования, а также объект, предмет, цель, задачи и структуру.

Объектом исследования являются высшие профессиональные образовательные учреждения и рынки профессионального труда.

Предмет исследования — экономические отношения в сфере образования, процессы анализа, оценки и управления качеством подготовки и повышения конкурентоспособности специалистов.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка моделей и методов оценки качества подготовки и повышения конкурентоспособности специалистов.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать современное состояние теории, методологии оценки и управления качеством подготовки специалистов и проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов в условиях трансформирующейся экономики;

— сформировать концептуальный подход к управлению подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке профессионального труда и разработать систему адаптивной контрактной подготовки специалистов (САКПС);

— разработать системную модель преобразования переменных качества САКПС и построить модели оценки входного, текущего и итогового контроля качества подготовки специалистов;

— построить модель оценки уровня конкурентоспособности подготовки специалистов и определить факторы его повышения;

— разработать метод формирования квалификационных требований к специалистам, сформулировать и решить задачу оптимизации содержания учебного плана с учетом потребностей рынка профессионального труда;

— разработать метод формирования контингента студентов с учетом результатов профильного обучения (диагностики профессиональных интересов и профессиональной пригодности) школьников;

— разработать метод выбора мероприятий повышения качества учебного процесса и развития конкурентных преимуществ специалистов в условиях экономических ограничений;

— провести апробацию моделей мониторинга и контроля качества подготовки и методов повышения конкурентоспособности специалистов при реализации САКПС в Южно-Российском государственном техническом университете (НПИ) и оценить экономический эффект повышения конкурентоспособности специалистов для образовательного учреждения и организации-работодателя.

Теоретической и методологической основой исследования явились теория человеческого капитала, труды МАН ВШ, НИИВО МОиН РФ, Центра исследований качества подготовки специалистов, многих отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме, ГОС, стандарты ИСО.

В качестве инструмента исследования использовались общая теория систем и системный анализ, метод многомерного статистического анализа Торгер-сона, методы многокритериальной квалиметрической оценки, латентно-структурный анализ (модель Раша), метод целочисленного программирования Бала-ша, методы функционально-стоимостного и экономического анализа, вычислительная техника, программные средства общего назначения MS Word, MS Excel, Borland Delphi.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные системы образования, данные, собранные в ОАО «Ростовэнерго», «Ростсельмаш», ЮРГТУ (НПИ) и УНО г. Новочеркасска.

Научная новизна полученных результатов заключается в разработке методологических и практических аспектов обеспечения качества подготовки и повышения конкурентоспособности специалистов, которые выражаются в следующих основных положениях:

— предложен и теоретически обоснован концептуальный подход к управлению подготовкой конкурентоспособных специалистов на рынке труда и разработана на его основе САКПС. САКПС, в отличие от ЦИПС, УНПК, ВТУЗ и других известных систем, осуществляющих целевую подготовку специалистов, позволяет осуществить: стратегическое партнерство центров изучения региональных рынков труда, организаций-работодателей и вузовформирование требований к специалисту и содержания учебного плана его подготовки с учетом требований ГОС, рынка трудаформирование контингента обучаемых с адекватными личностными качествамимониторинг контроля качества подготовки по квалиметрическим критериям и, в конечном итоге, повышение мобильности, адаптивности, конкурентоспособности специалистов в условиях трансформи-рущейся экономики;

— разработана системная модель преобразования квалиметрических переменных САКПС, отличающаяся формализованным представлением процессов изменения состояния обучаемого и превращения его в специалиста и позволяющая определить факторы и разработать оценки КПС. Предложена совокупность моделей входного, текущего и итогового контроля качества подготовки. При этом: 1) Входной контроль, осуществляемый на основе многомерного статистического анализа Торгерсона, позволяет определить профиль, выявить сильные и слабые стороны, осуществить отбор наиболее подготовленных обучаемых и целенаправленно повышать их слабые качества. 2) Текущий контроль, осуществляемый на основе стандартных методов контроля, системы тестирования «СКАТ», разработанной и используемой в ЮРГТУ (НПИ), и методики определения рейтинга усвоения знаний, овладения навыков и умений, позволяет учитывать сложность разделов изучаемых дисциплин и мотивировать студентов на регулярное освоение знаний, овладение умениями и развитие способностей. 3) Итоговый контроль, осуществляемый на основе латентно-структурного анализа (однопараметрической модели Раша) и многокритериальной квалиметрической оценки, позволяет определить остаточные знания при проведении государственных аттестационных экзаменов с учетом латентных свойств обучаемых, уровень профессиональной подготовки и степень соответствия квалификационным требованиям;

— в отличие от вербального описания результатов подготовки специалистов, построена модель оценки уровня конкурентоспособности подготовки специалистов на основе интегральной оценки качества подготовки специалистов, позволяющая определить планируемый уровень качества и стоимости подготовки, конкурентные преимущества специалистов, выявить факторы повышения уровня конкурентоспособности и обосновать решения о целесообразности реализации разработанных методов его повышения;

— разработан метод корректировки квалификационных требований к специалистам на основе изучения требований регионального рынка труда, рабочих мест организаций-работодателей, выявления перечня типовых производственных задач, проблем и необходимых модулей компетентности, а также формирования содержания национально-региональной компоненты учебного плана их подготовки, преимуществом которого является наличие возможности, на основе аддитивного метода Балаша целочисленного программирования, позволяющего сбалансировать структуру осваиваемых знаний, овладеваемых умений и навыков, развиваемых способностей и личностных качествобучаемых, в соответствии с требованиями ГОС, рынка труда, организаций-работодаталей;

— предложена процедура формирования контингента студентов, отличающаяся учетом результатов диагностики профессиональных интересов и профессиональной пригодности учащихся и позволяющая осуществить отбор наиболее мотивированных учащихся в овладении профессией и соответствующих интеллектуально-психо-физиологическим требованиям овладеваемой профессии;

— предложен метод выбора мероприятий повышения качества учебного процесса и развития конкурентных преимуществ специалистов, отличающийся тем, что наряду с определением степени влияния факторов на качество учебного процесса (на основе построения диаграмм Исикавы), можно осуществить выбор наиболее эффективных мероприятий по критерию «значимость — затраты» в условиях экономических ограничений;

— предложена модель оценки экономического эффекта повышения конкурентоспособности подготовки специалистов, на основе апробации разработанного комплекса моделей и методов, для образовательного учреждения и организации-работодателя, позволяющая обосновать необходимость внедрения САКПС.

Практическую значимость работы определяют возможность использования САКПС, комплекса моделей, методов и рекомендаций по повышению конкурентоспособности специалистов:

— в деятельности Министерства образования и науки при совершенствовании стандартов высшего профессионального образования;

— в высших профессиональных образовательных учреждениях при совершенствовании технологии подготовки специалистов, при внедрении системы управления качеством подготовки специалистов;

— в центрах переподготовки и повышения квалификации кадров при разработке «технического задания» на осуществление образовательных услуг и разработки их адекватного содержаният в деятельности предприятий, организаций и высших профессиональных образовательных учреждениях при заключении договоров о стратегическом партнерстве;

— в консалтинговой практике при выработке рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности специалистов, при разработке методик обследования рабочих мест предприятий и определения необходимых конкурентных преимуществ.

Отдельные положения и результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин «Системный анализ», «Основы предпринимательства в образовании» для подготовки специалистов менеджеров в системе образования.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на: Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2001 г.) — пяти Международных научно-практических конференциях (Шахты, 2002 г., Новочеркасск, 2002 г., 2003 г.) — XXIV сессии Всероссийского семинара РАН (Новочеркасск, 2003 г.) — Всероссийском совещании МО РФ (Новочеркасск, 2002 г.) — X академических чтениях МАН ВШ (Новочеркасск, 2004) — ежегодных семинарах кафедр «Прикладная математика», «Экономика и организация производства» ЮРГТУ (НПИ).

Результаты и материалы диссертационного исследования переданы в МО РФ, в рамках отчета по госбюджетной НИР (№ гос. per 1 200 116 354, 2001), внедрены в ЮРГТУ (НПИ), использованы в преподавательской деятельности соискателя при чтении курсов лекций по дисциплинам «Системный анализ», «Основы предпринимательства в образовании», при разработке УМК к этим курсам, что подтверждено актами внедрения.

Основные выводы, полученные автором в диссертационной работе:

1. Анализ структуры богатства регионов мира и моделей развития экономики позволил установить, что в развитии экономики постиндустриального общества значительную роль играет человеческий потенциал, в основе повышения качества которого лежит инновационная система образования, позволяющая людям раскрывать свои творческие способности, развивать национальную инновационную способность и формировать знаниевую экономику.

2. Показано, что преобразование существующей системы образования в инновационную требует усиления фундаментализации, гуманизации, гуманитаризации, интеграции фундаментального, гуманитарного и профессионального образования, а также сбалансированной интеграции «поддерживающего» и «опережающего» общепрофессионального и специального образования, с учетом закономерностей развития технологий.

3. В результате анализа механизма взаимодействия системы ВПО с обществом, рынками образовательных услуг и профессионального труда, выявлено, что в условиях становления рыночной экономики критерием сбалансированности рынков образовательных услуг и интеллектуального труда является профильное и качественное соответствие подготавливаемых специалистов. Показано, что это соответствие может быть достигнуто ориентацией системы инновационного образования на экономический спрос и внедрением систем управления КПС, с учетом квалификационных требований регионального рынка труда на момент их выпуска.

4. Проанализировав взаимосвязь системы подготовки специалистов с заказчиками ОУ и работодателями, были сформулированы требования к системе подготовки конкурентоспособных специалистов.

5. Анализ состояния квалитологии образования позволил уточнить некоторые понятия. Предложен ряд определений уровня КПС, отражающих эволюцию требований потребителей к уровню КПС. Установлено, что методология оценки КПС состоит в определении уровня КПС. Показано, что при оценке КПС необходимо принимать во внимание соотношение спроса и предложения на специалистов. Учитывая выявленную связь качества подготовки и конкурентоспособности специалистов, предложено использовать методологию интегральной оценки КПС.

6. Проанализировано состояние методологии управления качеством подготовки специалистов. Используя идеи и принципы общей теории управления адаптивными и саморазвивающимися объектами и теории управления качеством, была предложена методология создания и внедрения механизмов управления качеством образовательной деятельности.

7. В результате анализа проблем и направлений повышения КПС в условиях трансформирующейся экономики, был обоснован новый концептуальный подход к управлению подготовкой специалистов и на его основе разработана САКПС, которая позволяет отслеживать изменяющиеся потребности рынка труда, адаптировать содержание учебного плана подготовки специалистов, в соответствии с выявленными потребностями, определять степень соответствия КПС требованиям работодателей.

8. Предложенные квалиметрические переменные и системная модель их преобразования позволяют использовать методы квалиметрии при оценке качества и конкурентоспособности подготовки специалистов, показать наличие системного эффекта в повышении КПС при реализации технологии АКПС и предложить подходы разработки комплекса инструментария ее реализации.

9. Разработанная модель оценки уровня конкурентоспособности подготовки специалистов позволяет определять наличие конкурентных преимуществ у специалистов, выявлять факторы повышения уровня конкурентоспособности, обосновывать целесообразность реализации методов его повышения.

10. Разработаны модели входного, текущего и итогового контроля качества подготовки. Входной контроль, осуществляемый на основе многомерного статистического анализа Торгерсона, позволяет определить профиль сильных и слабых сторон обучаемых, производить их отбор и целенаправленно повышать качество их подготовки. Текущий контроль, осуществляемый на основе стандартной системы контроля, системы тестирования «СКАТ» и рейтинговой системы контроля знаний и умений, позволяет учитывать влияние сложности разделов изучаемых дисциплин и мотивировать студентов на регулярное освоение знаний, овладение умениями и развитие способностей. Использование различных моделей преобразования рейтинга успеваемости студентов в оценочный балл позволяет управлять мотивацией студентов в направлении повышения КПС. Итоговый контроль, осуществляемый на основе латентно-структурного анализа и многокритериальной оценки, позволяет определить остаточные знания при проведении государственных аттестационных экзаменов с учетом латентных свойств обучаемых, уровень профессиональной подготовки и степень соответствия квалификационным требованиям производства. В целом, использование входного, текущего и итогового контроля в процессе АКПС позволяет достигать планируемого уровня КПС.

11. Предложенная методика анализа рабочих мест региона и работодателей и метод формирования квалификационных требований к подготавливаемым специалистам, с позиций авторского ценнностно-деятельностного подхода, позволяют определять направления адаптации квалификационной характеристики специалиста ГОС.

12. С целью повышения эффективности учета квалификационных требований рынка труда, предложено корректировать структуру учебного плана в соответствии с модульным принципом его построения, обеспечивающего: системно структурировать содержание курсовобеспечить правильное согласование всех видов обучения и достичь гибкости построения учебного процесса внутри модуляосуществить эффективный контроль в усвоении знаний студентамивыявить перспективные направления в научно-методической работе преподавателя.

13. Разработанный инструментарий позволяет реализовать человеко-машинную итерационную процедуру формирования учебного плана. Инструментарий на основе результатов исследования квалификационных требований рынка труда позволяет экспертной группе оптимизировать содержание учебного плана.

14. Предложенный подход к формированию контингента студентов в вузе, с учетом результатов диагностики профессиональных интересов и профессиональной пригодности учащихся, позволит, во первых, мотивировать школьников осуществлять профильное обучение, во вторых, осуществить отбор учащихся, наиболее мотивированных в овладении профессией и соответствующих интеллектуально-психофизиологическим требованиям овладеваемой профессии.

15. Применение логического моделирования наряду с диаграммами Иси-кавы позволяет выявить причины недостатков учебного процесса и предлагать мероприятия по повышению его качества. Применение же модифицированной методики ФСА позволяет оптимизировать набор мероприятий по критерию «значимость — затраты» .

16. Результаты апробации разработанного инструментария САКПС, на примере ОАО «Ростовэнерго», ОАО «Ростсельмаш» и ЮРГТУ (НПИ), показывают, что подготовка специалистов в рамках САКПС влечет повышение социально-экономического эффекта и конкурентоспособности специалистов.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Быть или не быть человечеству? М.: Наука, 1999.
  2. К.К. Человеческий потенциал и социальные технологии в XXI веке// «Alma mater». 2003. № 6. С. 18−25.
  3. Пока еще не поздно. Доклад Национальной комиссии Соединенных штатов Америки по преподаванию математики и естественных наук в XXI веке // Образование, которое мы можем потерять: Сб./ Под ред. В. А. Садовничего.-М.: МГУ, 2002.
  4. Ю.В. Общеобразовательная школа современной Японии. Пущине, 1996.
  5. С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 43 — 51.
  6. B.JI. Государство в Российской модели общества // Доклад на науч. семинаре ОЭ и ЦЭМИ РАН «Неизвестная экономика». М.: ЦЭМИ, 1997.
  7. Е.Н. Методы и модели управления качеством подготовки специалистов с высшим образованием в регионе. Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Ростов-на-Дону.: РГЭУ (РИНХ), 2000.
  8. Проблемы совершенствования учебного процесса на базе комплексной программы целевой интенсивной подготовки специалистов. Межвуз. сб. на-уч.тр. Волгоград: Изд. ВПИ, 1986.
  9. Целевая интенсивная подготовка специалистов. Под ред. А. М. Липанова и А. П. Лукошкина. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1987.
  10. Проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов: Межвуз. тем. науч. сб. Уфа: Изд. Уфимского авиационного института, 1989.
  11. И. Экономика, основанная на знаниях // Стандарты и качество. 2002. № 7.-С.108−110.
  12. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред.А. Н. Тихонова.-М.:Вита-Пресс, 1998.
  13. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб., 2000.
  14. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Доклад Всемирного банка / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003.
  15. О.В. Бесполезные мысли, или еще раз об образовании.// Философия образования для XXI в. М.: Наука, 1992.
  16. В.Е., Взятышев В.ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век // Высшее образование в России. 1993. № 4. С. 55 — 68.
  17. В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев, А .Я, Романкова Л. И. Инноваи-онное образование. Парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 13 — 28.
  18. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И., Сергиевский B.C. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высшее образование в России. 1995. № 3. С. 35 — 44.
  19. В.Е. Роль высших учебных заведений в формировании инновационного пути развития отечественной промышленности. М.: АН ВШ РФ, 2000.
  20. К.К. Образование для будущего: взгляд из России // Известия МАН ВШ. 2001. № 4. С. 37 — 51.
  21. В.Е., Буланова-Топоркова М.В., Сучков Г. В. Интеграция гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания. Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2002.
  22. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
  23. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.: Вла-Дар, 1993.
  24. В. Введение в эволюционную экономику. М.: Япония сегодня, 1997.
  25. С.В. Управление университетскими комплексами: математические модели и методы. Ростов-на-Дону: Изд-во СКЦВШ, 2002.
  26. Юдин.В. К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений // Высшее образование в России. 1994. № 1. С.96−107.
  27. В. Система качества для образовательных услуг // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 20 -24.
  28. Н.Н., Протасьев В. Б., Шильдин В. В. Принципы построения систем качества в образовательных процессах // Стандарты и качество. 2002. № 4. С.41- 42.
  29. В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998.
  30. Образование в зеркале рыночной экономики / Отв.ред.А. М. Юрков.- Ростов н/Д: ООО «Терра», 2003.
  31. И.М. Теория и практика конкурентоспособности товаров и услуг. М. Юрайт-М., 2001.
  32. Ю., Чучалин А., Могильницкий С., Боев О. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 12 — 27.
  33. Федеральный закон «Об образовании» от 24.12.02. № 176-ФЗ.
  34. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской федерации // Высшее и среднее профессиональное образование. 2002. № 2.- С.3−31.
  35. Национальная доктрина образования в Российской федерации // Поиск. 2000. 13 октября (№ 41).- С. 6.
  36. Платные услуги образовательного учреждения. М.: 2001. — С. 6 -71.
  37. В.В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. 2002. № 4. С.30−34.
  38. Т. Диагноз качества подготовки специалиста// Высшее образование в России. 2001. № 1. С.28−34.
  39. В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Наука, 1995.
  40. Ю. Интенсификация процесса обучения. М.: Высшая школа, 1987.
  41. В., Резанова Л., Ярошевская X., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера // Высшее образование в России. 2003. № 2 С.60−64.
  42. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  43. Г. Ф. Энциклопедия философских наук, § 90. М.: 1974.
  44. Советский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1980.
  45. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Изд-во «Питер», 1999.
  46. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 1998.
  47. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. Т.2: Пер. с англ. — М.: Республика, 1992.
  48. Р., Хойер Б. Что такое качество? // Стандарты и качество.-2002.-№ 3.-С.97−102.
  49. .А. Основы научной организации управления качеством. -М.: Экономика, 1966.
  50. А.В. и др. Управление качеством продукции. М.: Экономика, 1979.
  51. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
  52. К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.
  53. А.В. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.
  54. Бенчмаркинг инструмент стратегического партнерства.-М.: Дело, 2000.
  55. В.А., Мазур О. А., Мелешко Е. Н. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием. Ростов-на-Дону Невинномыск: СКНЦ ВШ — РГЭУ — НИЭУП, 2003.
  56. Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1972.
  57. Н., Соколов В. и др. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. М., 1989.
  58. Н., Татур Ю. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием. М., 1990.
  59. Ю.С., Козлов В. Н. Концепции и опыт проектирования государственных образовательных стандартов в области техники и технологии. -СПб., 2002.
  60. Н. К проблеме оценки качества подготовки специалистов // Alma Mater. 2002. № 4. С. 9−12.
  61. Ю., Чучалин А., Могильницкий С., Боев О. Обеспечение и оценка качества высшего образования// Высшее образование в России. -2004.- № 2,-с. 12−27.
  62. А.И. Оценка качества высшего образования. М., 2000.
  63. Системы качества в образовании / Под общ.ред. Ю. П. Адлера. М., 2000.
  64. В. Теоретические основы разработки знаний в тестовой форме. -М., 1995.
  65. М., Савельев Б. Методические рекомендации по разработке тестов для комплексной подготовленности студентов в вузе. М., 1995.
  66. И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.
  67. Э. Разработка и внедрение критериально-ориентировочных тестов достижений по учебным дисциплинам. Киев, 1992.
  68. Л. Квалиметрическая научно-практическая школа в системе высшего образования// Стандарты и качество. 2002. № 7. — С.91−94.
  69. А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования // Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. М., 1996.
  70. М.Б., Дурко Е. М. Системно-целевой подход к управлению качеством подготовки специалистов в вузе // Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе. Горький: Изд-во ГГУ, 1989.
  71. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества // Высшее образование в России. 1999. — № 2.- С.54−58.
  72. Л.А., Субетто А. И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 1994.
  73. В.Д. Методы оценки технического уровня и конкурентоспосб-ности продукции. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
  74. О методологии и методе построения модели специалистов высшей квалификации / Сб.стат.Под ред. А. К. Сухотина. ТГУ, 1989. — С. 23−30.79а. Конкурентоспособность российской промышленности. М.: Торгово-промышленная палата РФ, 1996.
  75. Р.А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. 2000. — № 2. — С. 18−22.80а. Каретников Т. М., Каретников М. В. Конкурентоспособность фирм. Челябинск, ЧГТУ, 1996.
  76. В.В., Коренев Г. Д. Системы управления качеством. М.: «Европейский центр по качеству», 2002.
  77. B.C. Математические модели анализа и прогнозирования качества подготовки специалистов в военных вузах. Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Ростов-на-Дону.: РГЭУ (РИНХ), 2001.
  78. .Ю. Теория и методы диагностики производственных систем: Монография. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2000.
  79. В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. 2000. № 4-С.54−59.84а. Юданов Л. Д. Конкуренция: теория и практика. М.: Акалис, 1996.
  80. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательство «Маркетинг», 2002.85а. Азгальдов Г. Г. Потребительная стоимость и ее измерение. М.: Экономика, 1971.
  81. А.В. Основы управления качеством. М.: Изд-во АМИ, 1998. 86а. Затолокин В. М. Методы анализа качества продукции. — М.: Финансы и статистика, 1985.
  82. А.В., Панов В. П., Азгальдов Г. Г. Что такое качество? М.: Экономика, 1968.
  83. Математика и кибернетика в экономике. Словарь справочник. — М.: «Экономика», 1975.
  84. С., Суворов С. Целостная система многоступенчатого образования // Высшее образование в России. 2003. № 3. С.35−43.
  85. И. Качество образования категория фундаментальная // Высшее образование в России. 2000. № 2.- С.3−7.
  86. Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2. С.3−11.
  87. К.К. О концепции модернизации российского образования // Известия МАНВШ. 2002. — № 4. — С. 23−28.
  88. Гребнев JL, Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования// Высшее образование в России 2003.4.-С.46−56.
  89. Ю.П. // Alma mater 2002. — № 5. — С.
  90. Л.П. // Известия МАНВШ. 2002.- № 4.-С. 51−61.
  91. В.А. // Известия МАНВШ. -2002.- № 4. С.34−41.
  92. Д., Моисеев В. Непрерывное образование. Второе высшее// Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 22−26.
  93. А., Лукьяшко А. О подготовке инженеров: бикорпоративная компонента // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 106−113.
  94. А. Аудит и оценка качества: вопросы и проблемы.// Alma mater № 6, 2002,-С. 10−12.
  95. Е. Высшее образование в России. 2003.-№ 3.
  96. И., Руднев С., Соколов Э., Фролов Н. Многоступенчатое высшее профессиональное образование: профильный подход // Внешнее образование в России.-2003.-№ 4.- С.27−38.
  97. ., Анахаев К. Об основных проблемах и путях реформирования системы образования // Alma mater. 2002.№ 9. С.31−32.
  98. Основы управления персоналом. / Под ред. Б. Н. Генкина. М.: Высш. шк.1996.
  99. В.П., Хроменков Н.А, Рябушкин Б. С. Экономика образования -М.: Высш.шк., 1996.
  100. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России // Научный доклад № 99/04. М., 1999.
  101. Р.А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
  102. Коченов И, Фролов Н. и др. По заказам предприятий // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — с.80−81.
  103. Д.В. Новая модель подготовки кадров стратегическое партнерство вузов и предприятий / «Известия», 2001,10 ноября.
  104. А., Мануйлов В., Приходько В., Жураковский В. Концептуальные основания // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — с.41−45.
  105. В.Ф. Элитная подготовка в инженерном вузе. М., 2000.
  106. В.Ф. Целевая контрактная подготовка по интегрированным образовательно-производственным программам. М., 2002.
  107. В.А., Мелешко Е. Н. Качество подготовки специалистов как фактор устойчивого развития экономики / Образование основа устойчивого развития России. Сб.науч.тр. — Екатеринбург: Ур. ЭУ, 1999.
  108. В.А. Введение в системный анализ. Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2000.
  109. В.И., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. СПб. Изд-во СПбГТУ, 2001.
  110. .М. Введение в теорию эффективности труда. СПб.: СПб ТИЭА, 1992.
  111. Г. Г. Количественная оценка качества продукции квалиметрия. М.: Наука, 1986.
  112. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1978.
  113. Менеджмент и маркетинг образования. / Под ред. Егоршина Н., Новгород, 2001.
  114. A.M. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. -М.: Интерпракс, 1995.
  115. Н., Бреслав JL, Гинзбург А. Как определить стоимость специалиста // Вестник ВШ, № 2. 1990, с.6−11.
  116. С.В. Методика расчета стоимости подготовки специалиста в вузе // Высшее образование в России, № 2,2002, с.80−88.
  117. Е.Н., Евстигнеева Т. А. Определение стоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных заведениях / Под ред. А. А. Воронина, М., 1990.
  118. Ю.И., Русинов Ф. М. Рынок, предпринимательство, кадры / Под ред Г. В. Горланова, М.: РАУ, 1992.
  119. .М. Эффективность труда и качество жизни. СПб.: СПб ТИ-ЭА, 1997.130а. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 61 800 «Математические методы в экономике». Квалификация — экономист-математик.
  120. С. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста: опыт США. Статья в Интернет, 2000: http//www.prof.msu.ru/PC/ epub/OOl.htm
  121. Р. Функционально стоимостный анализ в управлении. Пер. с чеш.-М.: «Экономика», 1986.
  122. М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных М.: Финансы и статистика, 1998.
  123. В.Я. Методика количественной оценки результатов учебной деятельности студентов // Проблемы создания автоматизированных обучающих и тестирующих систем: Сб. науч.тр. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2001.-С.36−44.
  124. М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. М.: ИЦ ПКПС, 1995.
  125. Ю.М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М.: Наука, 2000.139а. Шухардина В. А. Концептуальная модель адаптивного тестового контроля знаний учащихся, г. Ижевск, Izh41 @izh41 .iuu.udm.ru
  126. B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998.140а. Д. Холингвэрт, Д. Баттерфилд, Б. Сворт, Дж. Оллсоп и др. DELPHI 6.0. Руководство разработчика, том 1. Основы. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.
  127. .М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
  128. Е.А. Моделирование деятельности специалистов на основе комплексного исследования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
  129. В.А., Нестеров В. М., Макаридина А. П. и др. Методические рекомендации по исследованию и организационно-экономической оценке содержания труда и рабочего места специалиста (аспект информатизации). -Екатеринбург: Институт экономики УРО РАН, 2002.
  130. Г. У., Фролов А. Г. Проектирование моделей подготовки и профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, КГТУ. Статья в Интернет http://ifets.ieee.Org/russian/depositon//v3 i4/html/2.html.
  131. Реформа образования в РФ: концепция и основные задачи очередного этапа. Статья в Интернет http://www.mesi.ru/pedagogika/course/modl4.htm
  132. X. Введение в исследование операций: В 2-х книгах. Кн.1. Пер. с англ. М.: Мир, 1985.
  133. Оптимизация занятости выпускников высших учебных заведений. Сборник докладов и выступлений на научно-практической конференции 25 декабря 2001 г. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001.
  134. В.В., Старостин Ю. Я. Вузы и профориентация молодежи.- М.: МУУ, 1999.
  135. Профессиональная педагогика. Учеб. РАН. Под ред. С. Я. Батышева. М.: Наука, 1999.
  136. Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс- М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 1999.
  137. Азбука профориентации XXI века. Под ред. С. В. Резванова. Санкт-Петербург, РОСТ, 2001.
  138. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  139. .В. Основы профессиональной психодиагностики. JL: Медицина, 1984.
  140. A.M., Мхитарян B.C., Трошин А. И. Многомерные статистические методы: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  141. В.Е. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов М.: МАН ВШ, 2001.
  142. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000.
  143. Д. Магическое число семь плюс-минус два / Кибернетический сборник. Вып 5.-М.: Мир, 1999.
  144. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: НПКВЦ «Тернинвест», 1994/
  145. Becker, G.S., Human capital. 2nd ed. University of Chicago Press, 1975.
  146. Becker, W.E., Baumol, W.J. (eds.), (1996), Assessing Educational Practices: The Contribution of Economics, Cambridge, Massachusetts: The MIT Press.
  147. , W.H., (1997), Econometric Analysis, 3rd ed., New Jersey, Prentice Hall. .
  148. Hare H., Lugachyov M. Higher education in transition to a market economy: a case study //#WP/97/17, Centre for Economic Reform and Transformation, Heriot Watt University, 1997.
  149. Schiefelbein E., Simmons J. The Determinants of School Achievement: A Review of the Research for Developing Countries.-Ottawa: International Development Research Centre, 1978.
  150. UNICEF, (1998), Education for All?. The MONEE project Regional Monitoring Report, No. 5. Florence: UNICEF International Child Development Center.
  151. Quality depenses in manufacturing «Quality Progress», Juli 1987, p. 101−104.
  152. Davenport T.N. Business Innovation, Reinqineerinq Work Throuqh Information Technoloqy Harvard Business School Press, 1993 — 286 p.
Заполнить форму текущей работой