Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Соотношение теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ состояния профессиональной подготовки в современных условиях позволил нам выявить существующие, на наш взгляд, недостатки в профессиональной подготовке молодежи: отсутствие координированной согласованности целей и задач профессионального обучения в теоретическом и практическом обучениив общетехнических и специальных предметах прослеживается дублирование учебного материала, произвольное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования
    • 1. 1. Требования к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих в новых социально-экономических условиях
    • 1. 2. Теоретические основы проблемы соотношения теории и практики в профессиональном образовании
    • 1. 3. Анализ исторического опыта соотношения и взаимосвязи теорет ического и производственного обучения
  • ВЫВОДЫ

ГЛАВА 2. Содержание, методы и формы взаимосвязи теоретического и практического (производственного) обучения в процессе подготовки специалистов в системе начального «фофессионально! о образования (на примере подготовки автомехаников^ -,».

2.1. Особенности построения учебного материала теорет ического обучения во взаимосвязи с производственным обучением.77

2.2. Обоснование организационных форм и методов обучения в процессе реализации взаимосвязи теоретического и производственного блоков профессиональной подготовки.115

2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы.127

ВЫВОДЫ.145

Соотношение теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования, происходящие в современном российском обществе, непосредственно затрагивают систему образования. Обновление образования предполагает его демократизацию, гуманизацию, усиление интеграционных процессов. Это в полной мере относится и к профессиональному образованию на всех его ступенях: начальном, среднем и высшем. Здесь происходит процесс реформирования, в ходе которого трудно переоценить роль начального профессионального образования, призванного удовлетворить потребность рынка труда в новых кадрах. В обществе обостряется проблема занятости и необходимость подготовки квалифицированных специалистов, ориентированных не па узкую профессию, а на широкую универсальную подготовку, на включение и разные виды труда и быструю переориентацию, способных к усвоению новых технологий и специальностей. Все более очевидным становится, в этой связи, обновление сложившихся моделей профессионального образования, которое должно обеспечить соответствие между новым социальным заказом и уровнем, и качеством подготовленности современного профессионала.

Круг исследований проблем профессионального образования в настоящее время достаточно широк. Это, прежде всего, концептуальные работы по проблемам развития профессионального образования Е. Я. Бутко, А. П. Беляевой, Т. Ю. Ломашина, М. И. Махмутова, Г. В. Мухамедзямовой А.М.11овикова, В. А. Кальней, А. Н. Лейбовича, В. А. Скакуна, В. С. Лсднева, в которых выявлены состояние, тенденции и перспективы развития системы профессионального образования: непрерывность, гуманизация, интегративность, комплексность, ориентация на формирование творческих способностей специалистов, их общей эрудиции и другое. Ряд исследований посвящен особенностям деятельности профессиональной школы в новых социально-экономических условиях (Г.В.Серкутьев, П. С. Хейфец и другие).

Несмотря на ряд инноваций, в начальном профессиональном образовании остаются нерешенными проблемы организации и содержания образовательного процесса. Наиболее полно об этом говорится в работах А. П. Беляевой, В. А. Ермоленко, Г. И. Ибрагимовой, А. Н. Лейбовима, В. С. Леднева, В. А. Скакуна и других.

В.С.Леднев выделяет в любом образовательном процессе три составляющих: теоретическое обучение, практическое обучение, учебное проектирование. В учреждениях начального профессионального образования в теоретическое обучение входят общеобразовательные, общетсхничсские и специальные дисциплины. Практическое обучение исторически в системе профессионально-технического образования получило название производственное обучение. Учебное проектирование учреждениях начального профессионального образования развития пока не получило.

В современном состоянии профессионального обучения особую значимость имеет практическая подготовка будущих специалистов. С одной стороны, повышенные требования к общеобразовательному, общекультурному уровню специалиста, а, с другой стороны, высокий уровень специальной подготовки (знания, умения в рамках профессиональной деятельности) с особой осч ротой ставят проблему взаимосвязи теории и практики в профессиональной школе.

Анализ психолого-педагогической литературы и методических исследований свидетельствует о том, что в теории и истории профессионального образования проблема взаимосвязи теории и практики, в частности, теоретического и практического обучения, всегда была одной из самых актуальных при подготовке специалистов различного профиля. Этой проблеме посвящены исследования Г. Я. Голанта, Т. А. Костиной, А. А. Кыверялга, П. И. Ставского, С. А. Шапоринского, Ю. А. Якубы, а также Б. Л. Вульфсопа, 3.А.Мальковой и других.

Вопросы взаимодействия общего политехнического и профессионального образования как важный фактор профессионального становления личности изучались П. Р. Атутовым, С. Я. Багышсвым, В. Л. Поляковым Ю.С.Тюиниковым и другими.

В ряде других исследований анализируется история теоретического и практического обучения в российской профессиональной школе (Т.А.Абдулмуталинова, А. В. Батаршев, А. К. Орешкипа, Е. Г. Осовский и другие).

Однако, приведенные выше исследования рассматривали проблему взаимосвязи теоретического и практического (производственного) обучения в условиях государственного планирования экономики, которая предусматривала обязательное наличие базовых предприятий и большая часть вопросов практп-ческого (производственного) обучения решалось с их помощью.

Анализ состояния проблемы в существующей практике профессионального образования выявил ряд противоречий.

— преобладающая в программах тенденция к зпанисвому, теоретическому подходу обучения учащихся профессиональных лицеев на 1 и 2 курсах, с одной стороны, и объективно существующая необходимость увеличения практического деятельностного компонента в освоении профессионального мастерства в этот период обучения с другой стороны;

— между обязательным трехлетним периодом обучения с целью освоения конкретных специальностей и возможностью последовательного освоения учащимися различными уровнями (ступенями) квалификации с учетом их личностных качеств и жизненных обстоятельствдля чего необходпмо^ииос соотношение теоретического и практическог о обучения.

Все вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования и его проблему, которая состоит в следующем: каково должны быть оптимальное соотношение теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях начального профессионального образования в новых социально-экономических условиях ?

Проблема определила цель исследования: выявить, обосновать и апробировать оптимальное соотношение теоретического и производственного обучеимя в учреждениях начального профессионального образования и определить сю эффективность в образовательной практике.

Объект исследования — образовательный процесс в учреждениях начального профессионального образования.

Предмет исследования — соотношение теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях начального профессионального образования (на примере автомеханических специальностей) .

Гипотеза исследования предполагает, что соотношение между теоретическим и производственным обучением в учреждениях начального профессионального образования будет оптимальным, если:

— будет осуществлен анализ педагогических исследований и исторического опыта взаимосвязи теории и практики в системе начального профессионального образования, на основании которого будет разработана структура учебного материала с учетом взаимосвязи теоретического и производственного обучения;

— на основе анализа современного состояния начального профессионального образования будут определены требования к подготовке специалистов, учет которых будет способствовать оптимальному выбору содержания и методов теоретического и производственного обучения и разработана модель соотношения теоретического и производственного обучения;

— будет обоснован выбор совокупностей организационных форм и мет одов обучения в процессе реализации взаимосвязи теоретического и производственного обучения.

Исходя из цели исследования были сформулированы его задачи.

1) Проанализировать педагогические исследования и опыт реализации взаимосвязи теории и практики в профессиональной подготовке специалистов.

2) Разработать модель соотношения теоретического и практического (производственного) обучения (на примере подготовки автомехаников).

3) Обосновать выбор совокупностей организационных форм и мстодов обучения в процессе реализации взаимосвязи теоретического и производственного обучения.

Методологической основой явились положения диалектики о единстве теории и практики, влиянии социально-экономических условий на развитие личности. Исследование опирается на фундаментальные работы по общетеоретическим вопросам психологии (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Д. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др.), профессиональной педагогике (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, А. М. Новиков, В. А. Кальней и др.) — концепции, раскрывающие принципы функционирования образовательных заведений 1 101 501ч) типа (А.А.Андреева, М. П. Ермошкин, А. К. Орешкина, М. Н. Козлов, Г. К. Кучинская, Н. П. Рудакова, и др.) — личностно-дсятельный подход к проектированию педагогических процессовтеорию стадийности профессионального обучения (С.Я.Батышев и др.), педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образованиязаконодательные нормативные документы по вопросам общего профессионального образования.

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогичсской и специальной литературы по проблеме исследования, моделирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Научная новнзна исследовании.

1. Выявлены педагогические условия, определяющие оптимальное соотношение теоретического и практического (производственного).обучения в учреждениях начального профессионального образования.

2 Разработана модель соотношения теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях начального профессионального образования на примере профессиональной подготовки автомехаников. В модели нашли отражение построение учебного процесса с преобладающим количеством часов на производственное обучение на младших курсах и усилением теоретической подготовки на старших курсах обучения. Разработана структура присвоения профессиональной квалификации в соответствии с разработанным подходом и организацией образовательного процесса.

3. Обоснован выбор совокупностей организационных форм и методов обучения в процессе реализации взаимосвязи теоретического и производственного обучения, нацеленного на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся. Особенностью организации образовательного процесса в данном случае является нитегративный подход к теоретическим и практическим занятиям, осуществляемым в специально оборудованных учебных кабинетах и мастерских и тестовом методе контроля знаний и умений учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в разработке учебно-программной документации для подготовки автомехаников в учреждениях начального профессионального образования, учитывающей обоснованное соотношение между теоретическим и производственным обучением, разработке методических рекомендаций по планированию учебного процесса в профессиональных лицеях, методики обучения слесарному делу.

На защиту выносится:

1 Педагогические условия, определяющие оптимальное соотношение теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях начального профессионального образования.

2. Модель структуры содержания подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования, учитывающая обоснованное оптимальное соотношение теоретического и производственного обучения по курсам и ее интерпретация для автомехаников.

3.Совокупность методов обучения и форм организации образовательного процесса, основанного на предложенном оптимальном соотношении теоретического и производственного обучения.

Достоверность и обоснованность результатов исследовании обеспечивается длительной экспериментальной работой, педагогическим опытомиспользованием комплекса методов исследования, отвечающих целям, задачам и гипотезе предпринимаемых изысканийопытно-экспериментальным подтверждением предположений и выводов диссертантабазируется на всестороннем анализе проблемы с учетом педагогической практикиосновные наложения исследования показали свою эффективность в профессиональном лицееобеспечивается опорой на теоретические положения философской, психолото-педагогической, специальной литературы о творческом развит ии личности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись под руководством автора инженерно-педагогическими работниками профессионального лицея № 41 г. Ликино-Дулево, а также профессиональном лпцее № 124 г. Куровское и профессиональном лицее № 114 г. Орехово-Зуево.

Результаты докладывались и были одобрены на российско-германских семинарах по проблеме профессионального образования (1997 г., 1998 г.), па совещаниях директоров учреждений начального профессионального образования Московской области, а также на заседании кафедры профессионального образования Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области.

Исследование проводилось с 1990 года по 2001 год и включало в себя несколько этапов. Первый этап (1990 — 1996 гг.) — изучение философской, нси-холого-псдагогической литературы по проблеме исследования. Выявление н осознание противоречий в профессиональной подготовке специалистов в системе начального профессионального образования, формулирование темы исследования, научного аппаратапроведение предварительных экспериментов.

Второй этап (1997 — 1999 гг.) — проведение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных результатов, их корректировка и дополнительная проверка, подготовка научных статей п методических рекомендаций.

Третий этап (2000 — 2001 гг.) — написание и оформление текста диссертации.

ВЫВОДЫ.

I. Проблема соотношения теории и практики в учебном плане профессиональной подготовки предусматривает не только количественное определение этих составляющих в процессе обучения, но и их значимость в обеспечении качества формируемых профессиональных знаний н умений у будущих специалистов.

В дидактике профессионального образования эта проблема рассматривалась при исследовании взаимосвязи теоретическою п практ ическою обучения.

2. Анализ существующих исследований по проблеме взаимосвязи теории и практики позволил нам выявить собственный подход к построению учебною материала теоретического обучения при раскрытии связи с производственным обучением. При этом мы учитывали: законы и закономерности педагогики и производст ватребования социально-экономического развития общества в сфере профессиональной подготовке кадров — отраслевую производственно-профессиональную направленность содержания общетехнических, специальных предметов и производственного обучения по конкретным профессиямтенденции развития научно-технического прогресса в смежных отраслевых производственных сферах;

V дидактически обоснованные требования к планированию, организации, проектированию, контролю и управлению учебно-воспитательным п учебно-производственным процессом в профессиональной школепсихолого-педагогические особенности учащихся профтехучилищрасширенные социальные функции будущих рабочих в связи с интенсификацией производства и социально-экономическим развитием обществаинтеграцией и дифференциацией содержания труда квалифицированных рабочих под влиянием научно-технического прогрессаразвитие процесса непрерывного образования как необходимого условия профессионального становления и совершенствования мастерства рабочего.

3. Разработанная нами модель учебного плана позволяет существенно поднять качество подготовки специалистов по автоделу. Главный принцип ее построения строится на том, что специальные предметы теоретического цикла синхронизированы с их практическим работами, во время производственного обучения.

4. Важнейшим условием эффективности реализации разработанного памп подхода к соотношению теории и практики является совмещенност ь двух учебных помещений: класса для обучения теории и учсбпо-пронзводствсниый мастерской.

При высоком профессионализме мастера и его достаточной компетентности в вопросах теории эффективность таких занятий значительно влияет на качество профессионального обучения учащихся.

5. В процессе исследования было установлено, что оптимальность соотношения теоретического и профессионально-практического обучения через проектируемый процесс реализуется при следующих условиях: научно-методических (организационно-координационные, способствующие творческому росту педагога через коллективные и индивидуальные формы методической работы) — организационно-планирующих (структурирование содержания общеобразовательных, общетехнических, специальных предметов и производственного обучения, при этом осуществляя конструирование, проектирование, планирование учебно-воспитательного процесса);

V комплексном использовании дидактических средств обучения через их классификацию и выявление функциональных возможностей примененияиспользование научно-технической и пспхолого-псдагогической нпфор-мацни в процессе профессионального обучения.

6. Организационно-педагогические условия разработанного памп подхода реализации определенного соотношения теоретического и производственного обучения призваны обеспечить в процессе профессиональной подготовки дифференцированный подход к организации учсбно-познаватслыюп деятельности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ учебно-программной документации показал, что в общей структуре содержания образования общеобразовательные, общстсхнпчсские, специальные предметы и производственное обучение функционируют в определенных пределах как самостоятельные, целостные структуры.

Анализ состояния профессиональной подготовки в современных условиях позволил нам выявить существующие, на наш взгляд, недостатки в профессиональной подготовке молодежи: отсутствие координированной согласованности целей и задач профессионального обучения в теоретическом и практическом обучениив общетехнических и специальных предметах прослеживается дублирование учебного материала, произвольное, ничем не обоснованное распределение норм учебного времени на изучение предметов профессионального цикланеадекватность структуры учебно-производственного процесса к структуре реального производства, что значительно снижает качество профессиональной подготовки, удлиняет профадплтациониыи период учащихся.

Одна из проблем современной системы профессионального образования состоит в определении соотношения теоретического компонента подготовки специалистов разной направленности и различного уровня квалификации с производственным обучением.

Содержание общеобразовательных, специальных предметов и производственного обучения в профессиональной школе должно отражать определенные объективные общие закономерности и специфические особенности производственной отрасли и отдельных рабочих профессий.

Принципы реализации взаимосвязи теоретического и производственного обучения раскрывают не только основные теоретические положения, но и общие технологические, педагогические решения в определении их соотношения в профессиональном обучении.

Таким образом, для осуществления взаимосвязи теоретического п производственного обучения вышеперечисленные принципы реализуются через оргаиизациопно-педагогичсскис условия, проектируемые в педагогической технологии, базирующейся па интегративно-модульпой системе поэтапного (формирования профессиональных знаний, умений, навыков. Рассмотрению этого вопроса посвящена следующая глава исследования.

Однако мы считаем необходимым отметить, что в современном состоянии проблемы взаимосвязи теории и практики недостаточно на наш взгляд раскрыта сущность соотношения и взаимосвязи практики и теории в процессе обучения. Исходя из этого мы считаем необходимым рассмотреть п раскрыть сущностные связи между теоретическими и практическими занятиями в процессе подготовки специалистов системы начального профессионального образования.

В пашем исследовании мы исходили из того, что общстсхнический предмет в учреждении начального профессионального образования — должен быть построен в системе науки. Вопросы содержания, системы общетехпиче-ских предметов в профессиональном учебном заведении должны решаться с учетом специальности, связи с профессиональной подготовкой. Связь между общетехнической и профессиональной подготовкой мы рассматривали, как одну из сторон широкой проблемы связи между теорией и практ икой в обучении.

Проблема взаимосвязи теоретического и производственного обучения в современной системе профессионального образования разработана достаточно глубоко. Однако, имеющиеся научные подходы и методические разработки не учитывают современных требований, который диктует рынок труда, не содержат глубокого анализа диалектической взаимосвязи теории н практики. В тоже время анализ исторического опыта, накопленного системой профессиональной подготовки, необходим с целью выявления в нем фундаментальных положений, которые не утратили своей актуальности в. настоящее время.

Проблема соотношения теории и практики и учебном плане профессиональной подготовки предусматривает не только количественное определение этих составляющих в процессе обучения, но и их значимость в обеспечении качества формируемых профессиональных знании и умений у будущих специалистов.

В дидактике профессионального образования эта проблема рассматривалась при исследовании взаимосвязи теоретического п практического обучения.

Анализ существующих исследований по проблеме взаимосвязи теории и практики позволил нам выявить собственный подход к построению учебного материала теоретического обучения при раскрытии связи с производственным обучением. При этом мы учитывали: законы и закономерности педагогики и производстватребования социально-экономического развития общества в сфере профессиональной подготовке кадровотраслевую производственно-профессиональную направленность содержания общетехнических, специальных предметов п производственного обучения по конкретным профессиямтенденции развития научно-технического прогресса в смежных отраслевых производственных сферахдидактически обоснованные требования к планированию, организации, проектированию, контролю и управлению учебно-воспитательным и учебно-производственным процессом в профессиональной школепсихолого-педагогические особенности учащихся профтехучилищрасширенные социальные функции будущих рабочих в связи с интенсификацией производства и социально-экономическим развитием обществаинтеграцией и дифференциацией содержания труда квалифицированных рабочих под влиянием научно-технического прогрессаразвитие процесса непрерывного образования как необходимого условия профессионального становления и совершенствования масгсрсгва рабочего.

Разработанная нами модель учебного плана позволяетсущественно поднять качество подготовки специалистов по автоделу. Главный принцип ее построения строится на том, что специальные предметы теоретического цикла синхронизированы с их практическим работами, во время производственного обучения.

Важнейшим условием эффективности реализации разработанного памп подхода к соотношению теории и практики является совмещенност ь двух учебных помещений: класса для обучения теории и учебно-производственный мастерской. При высоком профессионализме мастера и его достаточной компетентности в вопросах теории эффективность таких занятий значительно влияет на качество профессионального обучения учащихся.

В процессе исследования было установлено, что оптимальность соотношения теоретического и профессионально-практического обучения через проектируемый процесс реализуется при следующих условиях: научно-методических (организационно-координационные, способствующие творческому росту педагога через коллективные и индивидуальные формы методической работы) — организационно-планирующих (структурирование содержания общеобразовательных, общетехнических, специальных предметов и производственного обучения, при этом осуществляя конструирование, проектирование, планирование учебно-воспитательного процесса), комплексном использовании дидактических средств обучения через их классификацию и выявление функциональных возможностей примененияиспользование научно-технической и психолого-педагогической информации в процессе профессионального обучения.

Организационно-педагогические условия разработанного нами подхода реализации определенного соотношения теоретического и производстве! того обучения призваны обеспечить в процессе профессиональной подготовки дифференцированный подход к организации учсбио-иозпаиатолыюй деятельности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Очерки частной инициативы в деле народного образования. // Русская школа. — 1890. — .№ 7.- с.93−1 13- - № 8. — с. 113−131. -№ 9. -с.1)1−124.
  2. Я.В. Хроника народного образования. // Русская школа. -1890.-Т. IX с. 168 -178.
  3. И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования. С-Пб., 1889. — 556 с.
  4. Активные методы обучения па уроках специальной технологии в профтехучилищах строительного профиля. Л., 1990, — 64 с.
  5. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991.- 63 с.
  6. И.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем, принципы системной организации функций. М.: Высшая школа, 1973. — 28 с.
  7. Антология педагогической мысли. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. В 3-х томах / Сост. П. И. Кузьмин. М.: Высшая школа, 1989. — Т. II — 463 с.
  8. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М.: Педагогика, 1976. 184 с.
  9. П.Р. Политехническое образование школьников. М: Педагогика, 1986. — 192 с.
  10. Л.И. Одновременное изучение взаимных тем па уроке. -М.: Высшая школа, 1973. 144 с.
  11. Л.И. Программный способ изучения взаимосвязанных тем, как средства повышения эффективности учебного процесса. Душанбе, 1964.- 170 с.
  12. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984.-672 с.
  13. С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. — Г/6 с.
  14. С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Педагогика, 1984.247 с.
  15. С.Я. Теоретические основы подготовки квалифицированных рабочих и методологические исследования. Методические основы исследования в области педагогики и психологии профтехобразования. М., 1975. -41 с.
  16. Беляева А. Г1. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1991. — 193 с.
  17. А.П. Интеграционные процессы в содержательном компоненте профессионального обучения / Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. Л.: ВПИИироф-тсхобразовапия, 1989 — с. 57 — 69.
  18. А.П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1974. — 48 с.
  19. А.П. Принцип системности в исследованиях дидакт ических проблем профтехобразования. / Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования. Л., 1987. — с. 137−139.
  20. А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. М.: Высшая школа, 1978. — 160 с.
  21. А.П. Проблемы систематизации знаний, умений и навыков/ Дидактические проблемы содержания образования в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. Л.: В11ИИпрофтсхобразовапня, 1976. — 33 с.
  22. А.П. Профессионалыю-нсдаго! пчсская технология обучения в профессиональных учебных заведениях./ Институт профтехобразования РАО. М.: изд-во ИПТО РАО, 1995. — с.2−16.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — с.50 — 92.
  24. В.П. Среднее и низшее профессиональное образование в России. // Русская школа. 1890. — т. П — № 10 — с. 67 — 77.
  25. Л.А. Москва купеческая. М., 1990. — 120с.
  26. Е.Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России. // Профессионал. 1994. — № 3 — с. 2−14.
  27. Г. Н. Методика осуществления межпредмет пых связей в профтехучилищах. М.: Высшая школа., 1989. — 67 с.
  28. В.П. Общеобразовательные задачи народной школы. // Русская школа. 1897. — № 11. — с.79 — 96.
  29. В.П. Школьные нормы // Русская школа. 1897 — № 1. -с. 123 — 130.
  30. А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР. Очерки по истории профтехобразования. / Под ред. М. А. Константинова. М.: Трудрезервиздат, 1955. — 328 с.
  31. А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профессионально-технического образования. М.: Профтехиздаг, 1961. — 435 с.
  32. А.Н. Среднее профессионально-техническое образование вдореволюционной России. Очерки по истории. М.: Трудрезервпздат, 1959. -ЮЗ с.
  33. С.Л. Заметки о современном состоянии низших профессиональных училищ в России. / Сьезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России (I895 1896гг.) Груды комитета III секция. 4.1. — М&bdquo- 1895. — с. 1 -20.
  34. С.А. Метод обучения слесарному ремеслу па типичных деталях машин. М., 1887. — с. 210 — 227.
  35. С.А. О ремесленных училищах. Гам же. с. 81 — 112.
  36. С.А. Состоящее под Высочайшим покровительством государя Императора Слесарпо-ремеслсннос училище Общества Распространения Технических знаний в Москве. С-116., 1890. — с.228 — 241.
  37. Владимирский С.А.О способах преподавания слесарного ремесла в наших технических школах. М., 1887. — 42 с.
  38. A.M. Организационные формы производственного обучения в учебных заведениях профтехобразования. М.: Высшая школа, 1990. — с.63.
  39. .Л. Стратегия развития образования па Западе на пороге XX века. М.: изд-во УРАО, 1999. — 208 с.
  40. B.C. Компьютеризация в сфере образования. М.: Высшая школа, 1987 — 324 с.
  41. .С. Педагогическая прогностика. Киев, 1986 — 288 с.
  42. Ю.А. О некоторых вопросах современной математики и кибернетики. М.: Просвещение, 1965 — 142 с.
  43. Г. С. Методика и система работы по осуществлению взаимосвязи общеобразовательного и профессионально-технического циклов в средних профтехучилищах . -М: Высшая школа, 1977. 96 с.
  44. В.Я. Из истории технического образования в России к 130-летию со дня рождения Е.Н.Андреева. / Профессионально-техническое образование. 1959. — № 10 — с. 24 — 26.
  45. Диалектика как основа интеграции научного знания. / Под ред. Ко-ролькова A.A., Майзеля Л. С. Л., 1984 — 144 с.
  46. Дидактика производственного обучения / Под ред. Федоровой О. Ф. и др. М.: Педагогика, 1973. — 418 с.
  47. Дидактика средней школы / Под ред. Скатки на М.М. М.: Педагогика, 1982. — 223 с.
  48. Р.Л. Источники по истории теоретических проблем трудового воспитания и обучения в России конца XIX начала XX веков. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. /Сб. иаучн.тр. -М., 1986. — с. 108−118.
  49. H.H. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров. М.: Высшая школа., 1983. — 1 12с.
  50. В.К. Организационная структура учебного процесса и се развитие. М.: Педагогика., 1989. — с. 58 — 63.
  51. С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  52. Л.Д. Серяков 10.М. Совершенствование содержания профессиональной подготовки рабочих в средних профтехучилищах строительного профиля. М.: Высшая школа, 1987. — 135 с.
  53. С.И. К вопросу о переустройстве технических училищ вообще и по горной и горнозаводской специальности в частности // Техническое образование. 1903. — № 3. — с.42 — 50.
  54. .А. К истории возникновения проблемы соотношения общего и профессионального образования в дореволюционной педагогике. Вып. 20. Курск: изд-во КГПИ, 1964 — с. 140 — 167.
  55. Л.Я. Зависимость процесса обучения от условий его осуществления. Экспресс-информация / НИИ общей педагогики. М.: нзд-во НИМ общей педагогики, 1987. — с. 16−25.
  56. Н.В. К вопросу о реформе технических училищ «сменного типа» // Техническое и коммерческое образование. 1909. — № 5. — с. 17 — 32.
  57. Н.В. Школы и курсы для фабричных рабочих.// Техническое образование. 1903. — № 7. — с.25 — 33.
  58. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Педагогика, 1972. 89 с.
  59. Ищенко Т А. Технология каменных и монтажных работ. М.: Высшая школа, 1984. — 367с.
  60. Н.А. О значении профессионального образования при экономических условиях России // Русская мысль. 1888. — с.68 — 69.
  61. В.А., Шишов C.B. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: метод, пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  62. П.Ф. Народная школа как образовательно-воспитательное учреждение. // Русская школа. 1902.- № 3. — с. 162 — 1 74.
  63. В.А. Русское техническое общест во и проблема подготовки квалифицированных рабочих в России: Автореферат дисс. канд. не г. паук. -Л., 1985. 16 с.
  64. К.Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа., 1976. — с. 191 — 192.
  65. A.C. Внутреннее обозрение. Вопросы технического образования. / Вестник Европы. 1900. — № 8. — с. 805 — 818.
  66. Л. Проблемы теории обучения. М.: Высшая школа, 1984, — 119 с.
  67. Костина Т. А Организационно-педагогические условия взаимосвязи теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах: Авторсф. дисс. канд. пед. паук. С-Пб., 1995. — 24 е.
  68. Т.А. Взаимосвязи теоретического и производственного обучения основа качества профессиональной подготовки. / Региональная научно-практическая конференция «Развитие региональной системы образования» Тезисы. — Мурманск: МОИМЦ, 1993. — с. 21 -22.
  69. Т.А. Организационно-педагогические условия творческого роста педагога. / Региональная научно-практическая конференция «Развитие региональной системы образования». Тезисы. Мурманск: МО ИНК и ПРО, 1993. — с.35 — 36.
  70. Т.А. Технология взаимосвязи теории и практики в профессиональном обучении. / Региональная научно-практическая конференция «Педагогические технологии в образовании». Тезисы. Мурманск: МО НМЦ, 1994. — с. 28 — 29.
  71. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1971. — 107 с.
  72. Краткий словарь, но профессиональному образованию / Под ред. А. П. Беляевой. М.: Институт профтехобразования РАО, 1994. — с.34 — 39.
  73. Кузнецов 10.Г. Толмачев A.A. Психология формирования основпрофессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ: метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990. — И lc.
  74. H.H. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971. — 280 с.
  75. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. -с.44 -48.
  76. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JI.: Знание, 1985. — 32 с.
  77. A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  78. B.C. Содержание общего среднего образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991 — 223 с.
  79. Лысковсий М. В Что может сделать техническая школа для подъеме общего уровня развития низших техников. // Техническое образование. 1897 -№ 6.-с. 1−22.
  80. М.В. Каким образом техническая школа может оставаться на высоте своего призвания при современном быстром развитии п успехе техники. // Техническое образование. 1899. — № 6 — с. 36 — 49.
  81. М.В. О преподавании и преподавателях специальных предметов в низших технических училищах.// Техническое образование. 1896. -№ 5.-1−22.
  82. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — с. 140 — 141.
  83. Материалистическая диалектика. В 5 т. / Под ред. Константинова Ф. В., Марахова В. Г. Т. 2. — М., 1982. — с.240 — 247.
  84. Махмутов М. И .Современный урок. М.: Педагогика, 1981. — с.82
  85. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.:1. Педагогика, 1977. 170 с.
  86. E.H. История педагогики. М., 1947. — 58с.
  87. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профессионально-технического образования/. Под ред. Беляевой Л. П. М.: Высшая школа, 1979. — с. 25.
  88. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. Снб.: ВНИИпрофтехобразоваиия АПН, l992.-c.80.
  89. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования./ Беляева А. П., Мпшева П. С., Кодытек A.A. п др. М.: Высшая школа, 1987. — 17 с.
  90. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогпчсской подготовки учителя./ иод ред. Кулюткипа Ю Н., Сухобской Г. С. М&bdquo- 1988. — 65 с.
  91. A.M. Как работать над диссертацией. М.: изд-во ИГНС и ПРНО МО, 1996.- 108 с.
  92. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1998. — 264 с.
  93. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования.: Ме-год. пособие /под общ. ред. Беляевой А. П. СПб.: ВНИИпрофтехобразоваиия, 1992. — с.47 — 63.
  94. Основы дидактики /под ред. Ееипова Б. П., М.: Высшая школа, 1967.-c.309 — 321.
  95. Отчет о деятельности ремесленного училища цесаревича Николая. -СПб., 1878. Юс.
  96. ЮЗ) Отчет о состоянии Охтепского ремесленного училища. СПб., I885- 1897. с. 9 — 14.
  97. Очерк возникновения, открытия и развития Компссаровского технического училища. М., 1918. — 13 с.
  98. Очерк истории профессионально-технического образования, в СССР. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Педагогика, 1981. — 352 е.
  99. Очерки истории техники в России (1861 1917гг.). — М.: Паука, 1973. -404 с.
  100. Очерки, но истории школы и педагогической мысли пародов СССР. II половина XIX века. / Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. — 600 с.
  101. Педагогика школы / под ред. Щукиной Г. И. М.: Педагогика, 1977.- с.327 343.
  102. С.Я. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. -356 с.
  103. Скакун В. А, Новиков A.M. Организация работы, но комплексному методическому обеспечению предметов и профессий: методические рекомендации. М.: ВИМЦ, 1989. — с.5 — 6.
  104. N3) Скаткин М. И. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — е.53 -69.
  105. М.Н., Краевсий В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М.: Высшая школа, 1981. — с.53.
  106. П.И. Сочетание теории и практики в профессиональном обучении учащихся техникумов приборостроительной специальности: дисс. канд. пед. наук. М., 1959. — с.23 — 38.1.16) Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. — 342 с.
  107. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. Краевского В В., Лернера И. Я., М.: Педагогика, 1983. — 107 с.
  108. А.К., Рожненко М. Д. Арматурные и бетонные работы. -М.: Высшая школа, 1982. 279 с.
  109. Ю.С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1991. — с.20 — 39.
  110. А.К. Системный подход и общая теория систем. М., 1978,19 с.
  111. А.Д. Философия и шгтегративпо-общепаучпые процессы. -М., 1981. -с.79 106.
  112. О.Ф. Дидактические условия сочетания организационных форм обучения: дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990. — 151 с.
  113. О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М.: Высшая школа., 1970. — 302 с.
  114. О.Ф. Связь теории и практики в профессионально-техническом образовании // Сов. педагогика. 1973. — № 3. — с.43 — 48.
  115. Философская энциклопедия. Т.4. М., 1970. — с. 160 — 383.
  116. В. Психология труда и инженерная психология. Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности./ пер. с нем. М.: Мир, 1985.-с. 128.
  117. Хроника по России.// Техническое образование. 1897. — № 5. — с.88.
  118. Хроника по России.// Техническое образование. 1900. — № 2. — с.92−93.
  119. Хроника по России.// Техническое образование. 1900. — № 3. — с.65
  120. Хроника, но России.// Техническое образование. 1901. — № 1. — с.73.
  121. Хроника по России.// Техническое образование. I90I. — № 6. — е.85.
  122. Хроника по России.// Техническое образование. I90I. — № 2. — с, 65.
  123. Хроника по России.// Техническое образование. I903. — № 3. — с.78.
  124. Хроника, но России.// Техническое образование. J903. — № 4. -с. 100 — ЮЗ.
  125. Хроника по России.// Техническое образование. 1903. — № 4. — с.57.
  126. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1987. — с. 3 — 45.
  127. Шильникова А. Е, Научные основы построения Учебного плана для подготовки рабочих профессий широкого профиля: Сб. научи, тр. Jl.: Bi ll 11 1 профтехобразования, 1977. -11 с.
  128. А.Е. Обучение рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1972. — 150 с.
  129. Т.М. Материаловедение для каменщика и монтажника конструкций. М.: Высшая школа, 1972. — 150 с.
  130. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  131. У.Р. Системы и информации / Вопросы философии. 1964. -№ 3 — с. 34−38.
  132. Якуба КХА. Связь теоретического и производственного обучения в средних профтехучилищ. -М.: Высшая школа, 1986.
Заполнить форму текущей работой