Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогических колледжах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки студентов дошкольных отделений педагогических колледжей тесно связан с решением проблемы формирования коммуникативных умений. Воспитатель дошкольных образовательных учреждений является связующим звеном в коммуникативном процессе (воспитатель — ребенок, ребенок — воспитательребенок, воспитатель — родители — ребенок и т. д.), поэтому ему… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУ1МКАТИВ11ЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
    • I. 1.1. Коммуникативные умения как объект психолого-педагогических исследований
      • 1. 2. Коммуникативные умения воспитателя и музыкально* фольклорная деятельность
      • 1. 3. Педагогические условия и методика формирования коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Задачи и организация экспериментальной работы
    • 2. 2. Выявление уровня проявления коммуникативных умений у студентов на начальном этапе обучения (констатирующий этап эксперимента)
    • 2. 3. Методика формирования коммуникативных умений у студентов в музыкально-фольклорной деятельности формирующий этап эксперимента)
    • 2. 4. Динамика изменения уровня развития коммуникативных умений у студентов (контрольный этап эксперимента)
  • ВЫВОДЫ

Формирование коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогических колледжах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки студентов дошкольных отделений педагогических колледжей тесно связан с решением проблемы формирования коммуникативных умений. Воспитатель дошкольных образовательных учреждений является связующим звеном в коммуникативном процессе (воспитатель — ребенок, ребенок — воспитательребенок, воспитатель — родители — ребенок и т. д.), поэтому ему необходимы умения воспринимать, понимать и оценивать все личностные проявления ребенка, настраивать детей на позитивный лад, включать в различные виды деятельности и др.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал, что коммуникативные умения будущего педагога исследуются в различных аспектах: при определении профессиональной компетентности учителя, в структуре педагогических способностей и общения (Е. Н. Ильин, И. С. Кон, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, В. А. Сластенин А. И. Щербаков и др.), в процессе создания профессиограммы воспитателя дошкольных учреждений (Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушина и др.), при освещении вопроса гуманизации отношений «взрослый — ребенок» (Р. С. Буре, Н. Д. Ватутина, Н. В. Кокорева, В. Р. Лисина, Л. Ф. Островская, Т. А. Репина,.

A. П. Усова и др.), при выявлении особенностей взаимодействия воспитателя с воспитанниками (О. Л. Алексеева, В. Н. Белкина, Р. Р. Ветчинская,.

B. М. Иванова, Н. Л. Игнатович, В. Н. Макарова, С. А. Машкова,.

C. В. Салыкова, О. X. Фролова и др.), в процессе формирования профессиональной готовности и компетентности воспитателя (Л. И. Берстенева, Г. И. Захарова, В. Е. Морозова, И. Н. Нацаренус, Н. В. Остапчук и др.). Авторы предлагают формировать коммуникативные умения будущих учителей общеобразовательных школ с помощью ролевых игровых ситуаций (О. Н. Гурьянова), иностранного языка (М. В. Белянина), журналистики (В. А. Возчиков), информационного метаболизма (Е. А. Румянцева), новых информационных технологий (А. Д. Чурсина), в условиях аудиторного и дидактического речевого общения (В. А. Кочетова, 3. И. Павицкая), в процессе работы с художественным текстом (Л. Б. Якушкина), на основе творческой рефлексии (Л. Г. Антропова), с использованием музыки и других смежных театру искусств: хореографии и живописи (Г. В. Вершинина, В. В. Самарич) и др. Проблема формирования коммуникативных умений у будущего воспитателя дошкольных образовательных учреждений средствами фольклора не была предметом специального исследования, она остается наименее изученной. Между тем, фольклор, в силу сложившихся исторических традиций, представляет собой уникальное художественное целостное образование, коллективно созданное в процессе творческого общения, в котором присутствуют как определенный смысл, так и эмоциональная окраска (Н. К. Мешко, Л. В. Шамина). Произведениям музыкального фольклора свойственна многовариантность бытования и импровизационность исполнения, что способствует развитию слухового восприятия, эмоциональной чувствительности, вокально-речевых умений, мимики и пантомимики, необходимых воспитателю для взаимодействия с ребенком.

В последнее время появился ряд исследований, ориентирующих будущих воспитателей на использование средств народной педагогики (О. В. Акулова, Н. С. Александрова, М. П. Асташина, О. Н. Грачева, О. И. Давыдова, 3. О. Кекеева, Г. И. Колесникова, Е. И. Корнеева, Л. Л. Лашкова, М. А. Михайлова, Г. П. Новикова, О. А. Соломенникова и др.). Ученые отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные черты: коммуникативность, человечность, связь с окружающей жизнью, высокое совершенство языка, традиционность (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина,.

A. П. Усова, Е. А. Флерина и др.). Идея использования народного искусства в ^ воспитании подрастающего поколения нашла отражение как в психологопедагогической литературе (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, И. С. Кон, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. Н. Шацкая и др.), так и в современных исследованиях, посвященных музыкальной фольклористике (Э. Е. Алексеев, Е. В. Гиппиус, И. И. Земцовский, Л. Л. Куприянова, Н. К. Мешко, А. В. Руднева, П. А. Сорокин, Л. Л. Христиансен, Л. В. Шамина,.

B. М. Щуров и др.).

Однако музыкальный фольклор как средство формирования коммуникативных умений воспитателя остается нереализованным, поэтому Ф исследование данной проблемы является актуальным и своевременным. J, г Возникает противоречие: с одной стороны, фольклор обладает ярко H — выраженной коммуникативной функцией, а с другой стороны, не исследованы Ц\\ ч1- возможности формирования коммуникативных умений у будущего.

AY f.

L? 'if* ' txi воспитателя дошкольных образовательных учреждений в музыкальнофольклорной деятельности.

Отсюда вытекает проблема: каковы педагогические условия и методика 1 формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей средствами музыкального фольклора?

Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в выявлении, обосновании педагогических условий и экспериментальной проверке эффективности разработанной методики | формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей в музыкально-фольклорной деятельности.

Объект исследования: Педагогический процесс, ориентированный на I формирование коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений j педагогических колледжей в музыкально-фольклорной деятельности.

Предмет исследования: Педагогические условия и методика формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей в музыкально-фольклорной деятельности.

Гипотеза исследования: Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста основано, прежде всего, на эмоциональном контакте. Рассматривая эмоциональную составляющую во всех группах коммуникативных умений (перцептивных умениях, собственно умениях общения, умениях и навыках педагогической техники), мы выделяем наиболее значимые — умения анализировать характер эмоциональных проявлений детей, входить в ситуацию общения, устанавливать положительные взаимоотношения с помощью интонации, мимики и пантомимики, регулировать эмоциональное состояние ребенка. Мы полагаем, что выделенные коммуникативные умения можно успешно формировать в музыкально-фольклорной деятельности при следующих педагогических условиях:

• воспитания у студентов ценностного отношения к народной культуре в процессе восприятия, исполнения и творческой интерпретации произведений музыкального фольклора;

• обогащения знаний студентов о фольклоре как коллективном искусстве, ориентированном на диалогическое общениеформирования умений интонационно-вариативной передачи музыкальных образов с целью осуществления коммуникативного воздействия на слушателя;

• применения специально разработанной методики формирования коммуникативных умений в процессе изучения студентами музыкально-фольклорных дисциплин.

Задачи исследования:

— изучить теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений воспитателя средствами искусства;

— определить возможности развития коммуникативных умений у студентов в музыкально-фольклорной деятельности, разработать критерии их сформированности;

— выявить педагогические условия, необходимые для формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей в музыкально-фольклорной деятельности;

— разработать методику, способствующую формированию коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений в музыкально-фольклорной деятельности в процессе изучения различных дисциплин;

— экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий и разработанной методики.

Методологической основой исследования явились теоретические положения философии, музыкознания, психологии и педагогики, в которых рассматриваются категории: умение, способность, общение, деятельность. В исследовании мы опирались на концепции деятельностного подхода к развитию способностей и умений человека (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), положение о возможности проявления способностей в «профессионально-педагогической умелости» и их выражененности в «специфической чувствительности» (Н. В. Кузьмина), определение структуры коммуникативных умений учителя и воспитателя (И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, Л. Г. Семушина, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), особенности взаимодействия педагога дошкольного образования с ребенком (Р. С. Буре, В. Р. Лисина, Л. Ф. Островская, Т. А. Репина, А. П. Усова и др.), теории развития личности средствами искусства (А. Л. Баренбойм,.

Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Т. С. Комарова, А. Ф. Лосев, В. Г. Ражников, О. П. Радынова, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и др.), учения об интонационной природе музыки (Б. В. Асафьев, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Е. М. Орлова, Ю. Н. Pare, Б. Л. Яворский и др.) и музыкального фольклора (Н. Н. Гилярова, Л. Л. Куприянова, Н. К. Мешко, Л. В. Шамина и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследованияанализ программ, методических пособий, выпускных квалификационных работ студентов, творческих заданийпедагогическое наблюдениеанализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений по организации музыкально-фольклорной деятельности детейтестирование, анкетирование, интервьюированиепедагогический эксперимент.

Этапы исследования:

I этап (1995;1996) — поисково-теоретический.

Изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, отбор музыкально-фольклорного материала, определение методологического аппарата, формулирование рабочей гипотезы, выявление уровня развития коммуникативных умений у студентов выпускных групп дошкольного отделения.

II этап (1997;2001) — опытно-экспериментальный.

Подготовка и проведение констатирующего и формирующего эксперимента. Разработка критериев развития коммуникативных умений у будущих воспитателей. Апробация методики, направленной на формирование коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений в музыкально-фольклорной деятельности.

Ш этап (2001;2002) — заключительно-обобщающий.

Анализ, систематизация и обобщение материалов, полученных в ходе экспериментального исследования, оформление результатов, внедрение опыта работы в практику.

Научная новизна заключается в том, что.

— раскрыты возможности музыкального фольклора в формировании коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей;

— разработана методика, ориентированная на формирование у будущих воспитателей дошкольных учреждений коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

— выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей в музыкально-фольклорной деятельности;

— разработаны критерии развития коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности, определены показатели их сформированносги у будущих воспитателей.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что.

— результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки педагогов дошкольного образования с целью формирования коммуникативных умений средствами музыкального фольклора;

— разработано методическое пособие для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, в котором нашли отражение теоретические положения диссертации, содержатся конспекты музыкальных занятий, сценарии праздников для детей дошкольного возраста;

— разработаны и апробированы программы дисциплин «Народное творчество», «Методика работы с детским фольклорным ансамблем» .

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям педагогики, психологии, эстетики, музыкознанияприменением методов, адекватных цели и задачам исследованияположительными результатами опытно-экспериментальной работы и их воспроизводимостью в других учебных заведениях.

Внедрение результатов исследования производилось на областной опытно-экспериментальной площадке «Рязанский педагогический колледж (РПК) — лицей — дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) № 119», в базовых ДОУ г. Рязани и Рязанской области, в Солотчинском детском доме.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения учебно-педагогической работы в Рязанском педагогическом колледжечерез публикацию тезисов, статей, учебно-методической литературы и выступлений на региональной («Культура и традиции Рязанского края: истоки нравственности, духовности, патриотизма». — Рязань, 1998), областной («Многоуровневое педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы» ,-Спасск, 1999) и межрегиональных научно-практических конференциях («Формирование национальной культуры педагога на современном этапе». — Смоленск, 1999; «Профессиональная подготовка учителя музыки». — Москва, 2000; «Актуальные вопросы фониатрии и реконструктивной хирургии гортани». — Москва, 2002; «Коммуникативные нарушения органов голоса, слуха и речи». — Москва, 2003; «Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей». — Орел, 2003; «Дошкольное образование в прошлом, настоящем, будущем». — Москва, 2003) — на международном конгрессе («Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». — Москва, 2000).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование коммуникативных умений воспитателя дошкольных образовательных учреждений: умений анализировать характер эмоциональных проявлений детей, входить в ситуацию общения, устанавливать положительные взаимоотношения с помощью интонации, мимики и пантомимики, регулировать эмоциональное состояние ребенка, возможно в музыкально-фольклорной деятельности при следующих педагогических условиях:

• воспитания у студентов ценностного отношения к народной культуре в процессе восприятия, исполнения и творческой интерпретации произведений музыкального фольклора;

• обогащения знаний студентов о фольклоре как коллективном искусстве, ориентированном на диалогическое общениеформирования умений интонационно-вариативной передачи музыкальных образов с целью осуществления коммуникативного воздействия на слушателя;

• применения специально разработанной методики формирования коммуникативных умений в процессе изучения студентами музыкально-фольклорных дисциплин.

2. Для успешного формирования коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности эффективно применение метода эмоционально-звукового взаимодействия, разработанного на основе метода уподобления характеру музыки О. П. Радыновой и включающего в себя ряд приемов:

— сопоставления интонаций в различных произведениях искусств;

— согласования интонационных компонентов в пении и речи;

— соотнесения свойств звука и цвета;

— диссоциации-ассоциации;

— уподобления эмоциональному состоянию ребенка.

3. Критериями развития коммуникативных умений являются: понимание эмоционально-образного характера произведений музыкального фольклора, понимание эмоционального состояния детейпередача эмоционального состояния средствами музыкального фольклорарегуляция эмоционального состояния.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложения.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Ярцева Н. Н. Региональные культурные традиции в системе дополнительной подготовки студентов дошкольного отделения по специализации «Организатор студийно-кружковой работы по фольклору» // Формирование национальной культуры педагога на современном этапе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Смоленск, 1999.-С.28−30 (0,2пл.).

2. Ярцева Н. Н. Об особенностях взаимосвязи педагогических и музыкальных способностей // Профессиональная подготовка учителя музыки: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Москва: МПГУ, 2000. — С. 63−64 (0, 1 пл.).

3. Ярцева Н. Н. Прозрачное стекло. Методическое пособие для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений. — М: МПГУ, 2000. — 62 с. (2, 6 п.л.).

4. Ярцева Н. Н. Специфика влияния речевой и музыкальной интонационно ста на развитие личности // Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке: Тезисы и доклады I Международного конгресса. -Москва, 2000. — С. 116−117 (0,1 п.л.).

5. Ярцева Н. Н. Егорий вешний. Сценарий календарно-обрядового праздника для детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное воспитание, № 4,2002. — С. 112−119 (0, 3 п.л.).

6. Ярцева Н. Н. Методика ускоренного вокально-речевого развития и восстановления голоса //Российская оториноларингология, 2002, № 1: Материалы научно-практической конференции Актуальные вопросы фониатрии и реконструктивной хирургии гортани. — Москва, 2002. — С. 64 (0, 1 пл.).

7. Ярцева Н. Н. Возможности формирования коммуникативных умений будущего воспитателя //Дошкольное образование в прошлом, настоящем, будущем: Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции. — Москва: МГОПУ, 2003. — С. 147−149 (0, 1 пл.). Щ.

8. Ярцева Н. Н. Особенности формирования коммуникативных умений у студентов средствами музыкального фольклора // Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей: Материалы международной научно-практической конференции. — Орел, 2003. — С. 197−198 (0, 1 п.л.).

9. Ярцева Н. Н. Развитие голоса и коммуникативность студентов //Коммуникативные нарушения органов голоса, слуха и речи: Материалы российской научно-практической конференции оториноларингологов. -Москва, 2003. — С. 240−242 (0, 2 п.л.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъхаиова-Славская К. А., Брушлынский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100 — летаю со дня рождения / Отв. ред. Е. А. Будилова. — М.: Наука, 1989. — 243 с.
  2. Н. М. Воспитание детей раннего возраста. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Медицина, 1977. — 304 с.
  3. О. В. Устное народное творчество как средство развития выразительной речи старших дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. 1999. — 18 с.
  4. Н. С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен: Автореф. дисс. д-ра пед. наук: (На материале дошк. образования). -М., 2000. 32 с.
  5. Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект / ВНИИ искусствознания. М.: Сов. композитор, 1986. — 240 с.
  6. О. Л. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. — 19 с.
  7. И. Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1999. — 22 с.
  8. Н. А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопросы психологии, № 5,1995. С. 5−17.
  9. Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд.-М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  10. . Г. Важная проблема современной педагогической антропологии (онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь)
  11. Советская педагогика, 1966, № 1. С. 33−63.11 .АнаньевБ. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т 2. / Сост. и авт. предисл. Н. В. Кузьмина. — М., Педагогика, 1980. — 287 с.
  12. Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 375 с.
  13. О. А. О деятельности С. И. Миропольского. В кн.: Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — С. 46−48.
  14. М. Г. Интонация, отношение, процесс //Советская музыка, 1984, № 12. -С. 80−87.
  15. Л. Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования. В сб. научных трудов: Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М.: Моск. заочный пед. ин^г, 1980. — С. 5−12.
  16. Н. А. Развивающий потенциал традиционных игр народов Дагестана: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 24 с.
  17. . В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. / Ред и вступ. статья Е. М. Орловой. — М.- Л.: Музыка, Ленингр. отделение, 1973. — 154 с.
  18. М. П. Фольклор в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Сиб. гос. акад. физ. культуры. -1997.-19 с.
  19. А. А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры: Автореф дисс. канд. пед. наук. М., 1994. -19 с.
  20. Ю. К. Методы обучения в современной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  21. В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированиювзаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками: Дисс. д-ра пед наук. Ярославль, 2000. — 381 с.
  22. Г. И. Теоретико-практические основы профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 162 с.
  23. М. В. Формирование коммуникативных умений у студентов начальных классов педвузов средствами иностранного языка: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
  24. JI. И. Проектирование процесса формирования профессионатьной готовности специалиста в условиях социальной среды: Автореф. дисс. канд. пед. наук: (На примере специатиста дошкольного образовательного учреждения). Воронеж, 2000. — 24 с.
  25. П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-544 с.
  26. БодалевА. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. 2-е изд., перераб. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 324 с.
  27. М. Ш. Музыка как мышление и речь: Автореф. дисс. д-ра искусствоведения. М., 1993. — 46 с.
  28. Е. Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 23 с.
  29. JI. JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. — 352 с.
  30. Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка: Пособие для преподавателей, занимающихся с иностранцами. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1963. 306 с.
  31. БуеваЛ. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  32. Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 1985.-144 с.
  33. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. Часть 2. Интонация. -М.: Музыка, 1978. 366 с.
  34. Л. А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия».-Ростов н/Д: Феникс, 2001. 448 с.
  35. . М., Зинченко В. П., ЛурияА. Р Психология восприятия: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 246 с.
  36. Р. Р. Взаимодействие воспитателя детского сада с дошкольниками как фактор развития предпосылок высокой обучаемости будущих школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Хабаровск, 1997.20 с.
  37. Г. В. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работы над коммуникативными умениями: Автореф. д-ра пед. наук. М., 1995. — 60 с.
  38. С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  39. В. А. Развитие коммуникативных умений студентов средствами журналистики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Бийск, 1999. — 22 с.
  40. А. А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. В сб.: Музыкальное искусство и наука. Вып. 1 / Под ред. и с предисл. Е. В. Назайкинского. М.: Музыка, 1970. — С. 11−38.
  41. JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967.
  42. Л. С. Проблемы общей психологии: Мышление и речь Собрание соч.: В 6-и т. Т. 2 — / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982.-504 с.
  43. Л. С. Проблемы развития психики Собрание соч.: В 6-и т. Т. 3 — / Под ред. [и с послесл.] А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
  44. Л. С. Психология искусства. 3-е изд.- М.: Искусство, 1986. -572 с.
  45. АЪ.Вяткин Б. А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии, 1994, № 4. С. 73−81.
  46. Ф. С. Интенсификация процесса формирования культуры общения у дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2000. -22 с.
  47. Н. А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. Л.- М.: Музгиз, 1951. — 63 с.
  48. И. 77. Музыкальный слух и его развитие. М.: Музыка, 1978.82 с.
  49. Г. Интонация и музыкальный образ /Под ред.
  50. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — С 134−147.
  51. Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 259 с.
  52. И. Н, Енгалычев В. Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Мол. гвардия, 1991. — 238 с.
  53. A. JI. Музыкальная психология /Междунар. акад. пед. наук Моск. гуманит. актер, лицей. М.: NB Магистр, 1993. — 190 с.
  54. О. Н. Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников: Авторсф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 17 с.
  55. Гредюшко 0.77. Коммуникативные умения как способ оптимизации психических состояний: Автореф. дисс. канд. психол. наук (на примере студентов пед. училищ). М., 1999. — 18 с.
  56. О. Н. Исследование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1999. 16 с.
  57. О. И. Этнопедагогическая подготовка студентов-будущих специалистов дошкольного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Барнаул, 2000.-21 с.
  58. М. Ю. Подготовка студентов педагогического колледжа к профессионально-творческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 2000. — 191 с.
  59. В. Н. Психилогия общих способностей. 2-е изд., расшир. идополн. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 368 с.
  60. И. Ю. Формирование исследовательских умений у студентов факультетов дошкольного воспитани: Дисс. кацц. пед. наук. М., 1986. -212 с.
  61. Ю. М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум ро социальной психологии / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, В. В. Растяников. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 104 с.
  62. Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга: Дисс. канд. пед. наук /Урал. гос. акад. физ. культуры. 1998. — 168 с.
  63. И. И. К изучению музыкальных связей в славянском фольклоре. В кн.: Русский фольклор, XI. — М.- Л., 1968. — С. 126−139.
  64. И. И Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Рос. гос. пед. университет. 1997. — 23 с.
  65. М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 23 с.
  66. А. Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989. — 16 с.
  67. М. К., Арцишевская Е. В. Типология языковых способностей. В кн.: Способности к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова /Э. А. Голубева,
  68. A. А. Смирнов, А. В. Запорожец и др. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997.-387 с.
  69. М. С. Мир общения: Пробл. межсубъектных отношений. М. Политиздат, 1988.-315 с.
  70. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-190 с.
  71. Кекеева 3. О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Рос. гос. пед. ун^г им. А. И. Герцена. 1998. — 21 с.
  72. А. В., ХухлаеваД. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1972. -271с.
  73. КирнарскаяД. К. Музыкальное восприятие. Монография. М.: Кимос-Ард, 1997.- 160 с.
  74. С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: ЛГУ, 1973. — 152 с. 81 .Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  75. М. А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990.
  76. Г. И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки: Автореф. дисс. канд. пед наук. Шадринск, 1999. — 18 с.
  77. В. А. Разработка психологических проблем общения в трудах
  78. B. М. Бехтерева. В коллективной монографии: Психологические исследования общения / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В. Н. Носуленко. М.: Наука, 1985.-С. 6−24.85 .Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  79. С. В. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  80. В. А. Дидактическое речевое общение как средство развития коммуникативных умений будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 20 с.
  81. Краткий психологический словарь I Ред. сост. Л. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. — 512 с.
  82. Ю. А. Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — С. 35−52.
  83. В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991.-112 с.
  84. Н. В. Способности, одаренности, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
  85. В. А. Невербальное поведение: Социал. перцептивный подход / Отв. ред. И. П. Шкуратова. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1986. — 135 с.
  86. Л. Л. Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Шадринск, 2000. 22 с.
  87. И. А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков //Вопросы психологии, 1988, № 4. С. 149−154.
  88. ЛейтесН. С. Проблема способностей в трудах Б. М. Теплова //Вопросы психологии, 1966, № 5. С. 39−48.
  89. А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
  90. А. А. Психология общения: Учеб. пособие для доп. образования.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  91. А. Н. Деятельность Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  92. . Ф. Категория общения и деятельности в психологии //Вопросы философии, 1979, № 8. С. 375.
  93. А. С. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 3. — Общие проблемы педагогики /Редкол.: Н. Д. Ярмаченюо (председатель) и др. — Киев: Рад. школа, 1984. — 576 с.
  94. В. Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1996. 16 с.
  95. А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Издательский центр Феникс, 1999. — 256 с.
  96. С. Н. Игра как средство формирования профессиональных умений у студентов педколледжа: (На занятиях математического цикла): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. — 24 с.
  97. С. А. Система профессиональной подготовки будущего педагога к воспитанию у дошкольников культуры межнационального общения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000. — 23 с.
  98. В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. — 262 с.
  99. ЮЪ.Мелик-Пашаев Н. А. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.-96 с.
  100. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 254 с.
  101. Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. -216 с.
  102. М. А. Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1999. — 21 с.
  103. Н. К Герои и толпа. Избранные труды по социологии: В 2-х т. Т. 2 — / Отв. ред. В. В. Козловский. — СПб.: Алетейя. — (Российская социология). 1998. -406 с.
  104. А. С., Аминов Н. А. Опознание эмоциональных состояний как компонент педагогических способностей // В сб.: Материалы всесоюзной конференции «Творчество и педагогика», М., 1988. С. 215−218.
  105. В. Е. Учет особенностей педагогического мышления при повышении профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений: Дисс. канд. пед. наук: (В условиях ИПК). -Барнаул, 2000. 149 с.
  106. Е. В. Настройка и настроение в музыке //Воспитание музыкального слуха. Вып. 2: Сб. ст. Моск. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. теории музыки / Сост. А. П. Агажанов. М.: Музыка, 1985.-С. 6−40.
  107. М. А. Психологический анализ развивающей функции народных игр (На материале игр дошкольников в камешки): Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1993. — 17 с.
  108. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Изд-во Российское педагогическое агенство, 1997. — 208 с.
  109. С. И. Индивидуально психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии, 1982, № 5.
  110. . М. Культура искусство — образование: Цикл бесед /Моск. центр, худож. культуры. — М: Центр ХКО, 1993. — 79 с.
  111. Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 688 с.
  112. Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 18 с.
  113. Л. П. Психофизиологическое исследование эффективности воздействия музыки как сложного звукового коммуникативного сигнала: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1987. — 24 с.
  114. В. Н. Психология слухового восприятия /Отв. ред. Б. Ф. Ломов- АН СССР, Ин^г психологии. М.: Наука, 1988.-214 с.
  115. А. С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М.: Музгиз, 1960. — 522 с.
  116. Е.М. Б.В.Асафьев. Путь исследователя и публициста. Л.: Музыка, Ленингр. отделение, 1964. — 461 с.
  117. Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984.-302 с.
  118. Павицкая 3. И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного общения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1999. — 15 с.
  119. М. Л. Психолого-педагогическая подготовка воспитателя детского сада в педучилище: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1992.-32 с.
  120. . Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.-430 с.
  121. Н. К. Проблемы музыкального интонирования /Под ред Ю. Н. Рагса. М.: Музыка, 1966. — 224 с.
  122. В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  123. В. В. Проблемы индивидуальности: общие и специальные человеческие типы ВИД. В кн.: Способности к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова / Э. А. Голубева, А. А. Смирнов, А. В. Запорожец и др. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. -387 с.
  124. ПинчукН.К Формирование профессионально-педагогических умений учащихся дошкольных педучилищ в процессе педагогической практики: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
  125. Платонов К К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  126. В. П. Коммуникативные умения учителя как условия активизации познавательной деятельности учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1997. — 17 с.
  127. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1977. — 400 с.
  128. Е. И. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных умений коррекционной работы с детьми группы риска у будущих специалистов дошкольного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. 2000. — 22 с.
  129. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1−3 классы (Научный руководитель Д. Б. Кабалевский). М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  130. С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Шадринск, 1999. -22 с.
  131. РагсЮ. Н., Назайкинский Е. В. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1 / Под. ред. и с предисл. Е. В. Назайкинского. М.: Музыка, 1970. — С. 166−190.
  132. О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / Под ред. О. П. Радыновой. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. — 223 с.
  133. О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: Гном-Пресс, 1999. — 80 с.
  134. В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд., испр. — М.: ЦАПИ, 1994. — 142 с.
  135. А. А. Речь и музыка в пении // Вопросы культуры речи. Вып. 1.-М.: Наука, 1955.
  136. JI. Взаимодействие музыки и речи в детском фольклоре: Автореф. дисс.канд. искусствоведения. М., 1987. — 23 с.
  137. С. Л. Основы общей психологии /Сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб. и др.: Питер, 2000. — 712 с.
  138. Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору /Предисл. Н. Котиковой. М.- JI.: Сов. композитор, Ленингр. отделение, 1973. — 221 с.
  139. РуденкоИ. Л. Формирование организаторских и коммуникативных умений будущего учителя (На примере студентов технол.- экон. факультета): Автореф. дисс. канд. пед. наук / Дагест. гос. пед. ун-т. 1998. — 18 с.
  140. Е. А. Формирование у будущих учителей коммуникативных умений на основе теории информационного метаболизма: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома, 1997. — 18 с.
  141. Е. А. Интонационный кризис и проблема переинтонирования // Советская музыка, 1975, № 5. С. 129−133.
  142. Е. А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века. В кн.: Русская музыка на рубеже XX века. — М.- Л.: Музыка, 1966. — С. 65−100.
  143. С. В. Педагогические условия развития эмпатии как профессионально значимого качества педагогов дошкольно-образовательных учреждений в процессе повышения их квалификации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 20 с.
  144. В. В. Драматизация как средство развития коммуникативных способностей будущих педагогов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2000. 18 с.
  145. Л. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов факультета дошкольного воспитания в процессе лабораторного практикума: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1994.-16 с.
  146. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  147. В. Е. Искусство как межличностная коммуникация (Социал. психол. концепция). СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1995. — 199 с.
  148. СемушинаЛ. Г. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище: Пособие для преподавателей и студентов / Л. Г. Семушина, Б. Л. Борщанская, Н. С. Подлесская. М.: Просвещение, 1990. — 125 с.
  149. СкаткинМ.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  150. В. А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
  151. A. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  152. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 1600 с.
  153. С. Л. Учение с увлечением: Роман Для сред, и ст. возраста. -2-е изд. М.: Дет. лит., 1979. — 175 с.
  154. Способности и интересы: Сборник статей. /Под ред. Н. Д. Левитива,
  155. B. А. Крутецкого. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 307 с.
  156. Способности и склонности: Комплексное исследование /Э. А. Голубева, В. В. Печенков, Е. П. Гусева и др.- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР- Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1982. — 197 с.
  157. Станиславский К С. Работа актера над собой /Примеч. Г. В. Кристи. -М.: Искусство, 1985. 479 с.
  158. В. А. Сердце отдано детям. 2-е изд. — Киев: Изд-во Радяньска школа, 1972. — 244 с.
  159. Т. Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1992.
  160. Г. С. Психология музыкальных способностей // Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Чернышова. М: Просвещение, 1993. -238 с.
  161. К. В. Онтогенез музыкальных способностей (Педагогическая наука реформе щколы). — М: Педагогика, 1988. — 176 с.
  162. . М. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. -328 с.17 В. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  163. ТешебаеваК Ф. Подготовка будущих дошкольных работников к использованию материалов киргизской народной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1994. — 23 с.
  164. А. Ю. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук: (На материале худож. ремесел). Ульяновск, 1995. — 16 с.
  165. Толстой: Сб. педагогических работ. / Сост. и авт. предисл. С. В. Егоров. М.: Изд-во Шалвы Амонашвили, 1997. — 222 с.
  166. С. И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения / Отв. ред. О. К. Тихомиров- Молд. ГИ искусств. Кишинев: Штиница, 1989. — 122 с.
  167. Тропи на Р. К. Формирование у студентов умения планировать работу дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.1. М., 1996. 15 с.
  168. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  169. А. П. Обучение в детском саду /Под ред. А. В. Запорожца. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  170. А. 77. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей дет. садов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1972. -78 с.
  171. Ушинский К Д. Педагогические сочинения: В 6-и т. Т. 1. — /Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
  172. Ушинский К Д. Педагогические сочинения: В 6-и т. Т. 6. — /Редкол.: М. И. Кондаков и др. — М.: Педагогика, 1988. — С. 329.
  173. К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.1. — М.- Л., 1949.-С. 313−314.188 .Ушинский К Д Собрание сочинений: В 11 т. Т.10. — М.- Л., 1950. -429 с.
  174. С. А. Развитие оценочного отношения к музыкальной классике у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. -18 с.
  175. Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
  176. Е. А. Игра и игрушка: Пособие для воспитателя детского сада /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1973. — 111 с.
  177. Фольклор музыка — театр'. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие /Под ред. С. И. Мерзляковой. — М.: ВЛАДОС, 1999.-216 с.
  178. О. X. Формирование професиональной речи воспитателя детского сада на основе жанров поощрения и порицания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 23 с.
  179. В. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие для студ. консерваторий и муз. училищ / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайк. 2-е изд. — М.: Науч. творч. центр «Консеватория», 1994. — 260 с.
  180. Ю. А. Психологические исследования музыкальности как профессионально важного качества: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1981.
  181. ЦыпинГ.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для пед. институтов по спец. № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1984. -176 с.
  182. Н. В. Законы и правила русской интонации: Учеб. пособие для студентов и преподавателей-филологов, журналистов. М.: Флинта: Наука, 1999.-515 с.
  183. Т. В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитании культуры отношений современных дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996.-22 с.
  184. ЧудновскийВ. Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М.: Знание, 1986.-79 с.
  185. А. Д Формирование коммуникативно-познавательных умений у студентов средствами новых информационных технологий: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. — 21 с.
  186. В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.- 177 с.
  187. ШаминаЛ.В. Теоретико методические основы обучения русскому народно — певческому искусству: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — М., 1996.44 с.
  188. В. Ф. Музыкально-просветительская деятельность С.И. Танеева в первой Народной консерватории в России. В кн.: Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — С. 31−38.
  189. Е. Ю. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами русского фольклора: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. — 20 с.
  190. А. И. Профессиограмма учителя советской школы //Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М.: Просвещение, 1976. — С. 21.
  191. ЩетинскийА. Обучать интонационному мышлению //Музыкальная академия, 1993, № 1. С. 160−164.
  192. С. Д. Психологические факторы формирования и развития музыкальных способностей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -Новосибирск, 1996. 20 с.
  193. . Л. Текст и музыка // Музыка, № 163, 1964. С. 8.
  194. А. Музыкальная коммуникация: Автореф. дисс. д-ра искусствоведения. М., 1995. — 46 с.
  195. ЯрустовскийБ. М. Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — С. 95−133.
  196. ЯрцеваН.Н. Егорий вешний //Дошкольное воспитание, 2002, № 4. -С. 112−119.
  197. Н. Н. Прозрачное стекло. Методическое пособие для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений. М: МИГУ, 2000. — 62 с.
  198. Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросыпсихологии, 1990, № 5. С. 72−81.
  199. Abe I. How vocal pitch works. In Waugh L. R., van Schooneveld С. H. // Journal of Educ. The Melody of Language: Intonation and Prosody. Baltimore: Baltimore University Park Press, 1980 — P. 1−24.
  200. S.AielloR. Music and Language: Parallels and Contrasts. In R. Aiello & J. A. Sloboda //Journal of Educ. Music Perceptions. New York, Oxford: Oxford University Press, 1994. — P — 40−63.
  201. BolingerD. Intonation and Its Parts: Melody in Grammar and Discourse. -London: Edward Arnold 1989.
  202. Borchgrevink H. M. Prosody and musical rhythm are controlled by the speech hemisphere // In M. Clynes (Ed.). Music, Mind and Brain: The Neuropsychology of Music. New York, London: Plenum Press, 1982. — P. 151−157.
  203. BrownS. The «Musiclanguage» model of music evolution. In N. L. Wallin, B. Merker, & S. Brown // In M. Clynes (Ed.). The Origins of Music. Cambridge, Massachusetts, London: Massachusetts Institute of Technology, 2000. — P. 271−300.
  204. Cohen N. Speech and Song: Implications for Music Therapy //Journal of Educ. Music Therapy Perspectives, 1994, № 12. P. 8−14.
  205. MinskyM. Music. Mind and Meaning //In M. Clynes (Ed.). Music, Mind and Brain: The Neuropsychology of Music. New York, London: Plenum Press, 1982.-P. 3−12.
  206. Ryans D. B. Characteristics of teachers. Washington, DC.: American Council on Education. — 1960.
  207. Shuter-Dyson R., Gabriel C. The Psychology of Musikal Abilities. London.1981.
  208. Solomon D. et. al. Teacher behavior and student learning //Journal of Educ.
  209. Psychol, 1964. № 35. P. 23−30.
  210. Sundberg J. How can musik be expressive?, 1993 (oct), Vol. 13 (1−2) Spec, issue. P. 239−253.
  211. Sundberg J. Speech, Song and Emotions //In M. Clynes (Ed.). Music, Mind and Brain: The Neuropsychology of Music. New York, London: Plenum Press, 1982.-P. 137−149.
  212. Vocal Pedagogy, MUS 510, Jonathan Geoffrey Pearl. In song we find the meeting of these two realms, University of Northern Colorado, 2000 (dec.), Vol.425, № 3&4 P. 1−129,
Заполнить форму текущей работой