Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Телесность в традиционной культуре ханты и манси

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смысловые конструкции обуславливают характер взаимосвязей материального и духовного многообразия культуры. Как показало данное исследование, смыслогенез, связанный с аксиологическими семиотическими концептами культуры, конституируется на двух уровнях своего бытия: денотативном и коннотативном. Денотативные значения культурного артефакта указывают на его непосредственное назначение, дают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Телесность человека в гуманитарных исследованиях
    • 1. 1. Представление о телесности в исторической динамике культуры
    • 1. 2. «Телесность» как новый этап в антропологических исследованиях
    • 1. 3. Культурологический взгляд на телесность
    • 1. 4. Смыслогенетические основания бытия культуры и телесности
  • Глава 2. Смысловыражение телесности в культуре ханты и манси
    • 2. 1. Специфика традиционной культуры
    • 2. 2. Телесность в культуре повседневности ханты и манси
      • 2. 2. 1. Смысловое поле телесности в одежде и семантике орнамента
      • 2. 2. 2. Смысловой контекст телесности в «мужском» и «женском»
    • 2. 3. Телесность в литературном художественном творчестве обских угров

Телесность в традиционной культуре ханты и манси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Познание человека, фундаментальных основ его бытия еще со времен Сократа является приоритетным направлением в научном и философском познании. Все процессы, протекающие в мировой истории, так или иначе, связаны с человеком как субъектом деятельности и культуры.

Развитие гуманитарных наук в XXI веке, дифференциация знаний отражается на понимании человека и его сущности. Вместе с тем, становится очевидной проблема констатации материально-духовной стороны бытия человека как такового, в каком «виде» он, возникает, становится и является субъектом деятельности и культуры. Проблематику телесности можно расценивать как новый уровень в познании человеческой сущности, фундаментальных основ его бытия.

Понятие «телесность» в философско-культурологической мысли трактуется как «преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и смыслами и выполняющее определенные функции» [71,464]. Понимание «телесности человека» не сводимо к представлению о теле только как о биологическом организме. Это мир смыслов и символов, сконцентрированный в теле.

Вопрос осмысления проблемы телесности с позиций гуманитарного познания сложен. Подходов к изучению данного объекта довольно много, и все они разнохарактерны, неоднородны и многоаспектны. Это вызывает, с одной стороны, все больший интерес к телесности в настоящее время представителей разных отраслей социокультурного знания, а с другойочевидна фрагментарность внушительного количества исследований.

В гуманитарных науках существует два основных методологических подхода в анализе материально-духовной составляющей бытия человекадихотомический и холистический. В соответствии с холистическим подходом, все функции организма и психики взаимосвязаны. Тело человека трактуется в единой системе как равноправный с другими атрибутами человеческого бытия элемент.

Дихотомический подход представляет совершенно иное отношение к телу, утверждая его отделенность, выделенность. Человек с этой точки зрения трактуется как состоящий из души и тела. В предельном своем варианте он выражается метафорой «тело — темница души».

Для каждого временного периода в истории развития человеческой мысли характерны свои представления о взаимоотношениях души и тела в соответствии с конкретными историческими и философскими традициями данной эпохи. Классическая парадигма изучения человека (дихотомический и холистический подходы) уходят в прошлое. Сегодня актуальным в рассмотрении человека является целостный подход, согласно которому неразделенность человеческого существа, его тело, душа, дух в своем сочетании не только приводят к гармоничному развитию личности, но в своем взаимодействии являют на свет новую составляющую человеческого естества — телесность.

Задача культурологического подхода в изучении телесности заключается в интерпретации человека как целостного существа. Телесность — это та часть человека, где успешно воссоединяются тело и душа, формируя целостность и неделимость сущего. «Культура — это то, что неизбежно обнажает дисгармонию существования человека, дает возможность ее понимания и преодоления» [21,104]. Человек должен восприниматься и воспроизводиться как целостное телесно-духовное существо. В этом видится задача культуры и культурологии, как науке о культуре, и особенно, применительно к решению проблематики телесности.

Понятия «культура» и «человек» взаимосвязаны. Изучение человеческой телесности невозможно без рассмотрения оснований культуры. Субъектно-объектные отношения «человек — культура», «культура — человек» являются основополагающими в раскрытии темы телесности как феномена культуры. Исследования в области культурной антропологии в XX веке дали следующие результаты. При изучении, так называемых, примитивных обществ выяснилось разительное несоответствие между обычаями, традициями, ценностями различных культур. Оказалось, что даже способность мыслить, которая казалась универсальной, существенно зависит от специфики культуры.

Каждая культура вырабатывает определенную систему ценностей. Она создает также определенный комплекс смыслов, образов и символов, с помощью которых обеспечивается психологическое равновесие индивидов.

В условиях модернизации, интеграции, глобализации происходит постепенное стирание межкультурных границ, и фактор этничности приобретает особую значимость как способ идентификации человека, личности. Человек рождается в определенной культуре, которая, в дальнейшем, создает его как члена общества, придавая его биологическому существованию некий культурный и социальный смысл. Человек, в свою очередь, развиваясь, стремится овладеть нормами, ценностями, традициями своей культуры, тем самым идентифицирует принадлежность себя (свои внутренние, внешние качества) с этой культурой. Именно в этом процессе телесность, выступая определенной биосоциокультурной характеристикой человека, наделенной социокультурными значениями и смыслами, играет важную роль.

В человеке живет потребность идентифицировать себя с какой-либо культурной, этнической общностью. Идентификация есть не что иное, как демонстрация своей социокультурной принадлежности. При этом телесность выступает самым значимым и доступным способом идентификации человека с культурой, т.к. в феномене «телесность» аккумулируется комплекс психологических и физиологических реакций человека на окружающую действительность.

В реализации данной исследовательской позиции телесность представляется не как биологическое образование, а как предмет, порожденный обществом и культурой.

Телесность как основа бытия человека в данном исследовании рассматривается в контексте традиционной культуры коренных народов Тюменского Севера (ханты, манси). Изучая традиционную культуру данных народов, как материальную, так и духовную, ее особенности, колорит, мы получаем представление о телесности человека, характерной для этой культуры. Современные исследования телесности обычно основаны на анализе западной, инновационной культуры, что явно недостаточно для построения картины многообразного, полиэтнического современного мира. В данном исследовании имеется возможность сравнить телесность в западной, инновационной культуре с телесностью в традиционной культуре «малых народов». Это представляется актуальным, т.к. современная эпоха — эта эпоха рисков, цивилизация порой балансирует в силу социальных и экологических факторов на острие выживания, поэтому так важно разнообразие моделей сохранения и существования человечества.

Актуальность темы

исследования обусловлена возрастающей ролью гуманитарных наук в мире и спецификой идентификации человека со своей традиционной культурой, где телесность имеет семантическое значение. Человеческое тело — это предмет изучения не только естественных наук, но и социально-гуманитарных, которые в настоящее время открывают в изучении человека новые смысловые горизонты. Анализ телесности — это новая ступень в процессе философско-культурологических исследований.

Человек в современном мире стремится к самоопределению и самоидентификации. Телесность выступает в качестве средства реализации данных устремлений, проявляя внешнюю сторону индивидуальности. Телесность выступает маркером культуры, через нее передается информации о социокультурной принадлежности.

Актуальность исследования усиливается следующим обстоятельством. В современном поликультурном мире, в едином социальном пространстве, сосуществуют многочисленные сообщества, каждое из которых стремится сохранить свои культурные различия и тем самым выделиться, идентифицировать себя с определенной культурой. На фоне этого и наблюдается интерес к традиционности, истокам культур, к возможности познания через прошлое, настоящее и будущее. В поликультурном пространстве этнокультурная идентичность приобретает особое значение.

Культура ханты и манси находится в состоянии активного изучения. Существует достаточное количество монографий, посвященных изучению материальной культуры этих народов, жилища, быта, одежды. Подвергаются научному анализу также, и мифология, и литературные произведения с целью выявления специфичности и особенности данных культур.

Исследование феномена телесности в традиционной культуре является одним из способов понимания и решения проблемы самоопределения человека в пространстве современной поликультурности.

Фиксация специфики телесности в традиционной культуре ханты и манси — довольно сложная задача в связи с тем, что описание тела здесь, даже-как природой созданного предмета, практически отсутствует. Интерес к этой теме состоит в том, чтобы выявить отношение к телу в традиционной, культуре ханты и манси и познать не только данную культуру, но и другиеметодами аналогии, сравнения и сопоставления.

Состояние научной разработанности проблемы.

Так или иначе, многие исследователи, при анализе проблемы бытия человека в мире, касаются вопросов его телесного существования. И этого не избежать, так как проблема телесности, на наш взгляд, является ключевой при изучении некоторых тем, таких как, невербальная коммуникация, дихотомия «социальное-биологическое», «природное-культурное» в человеке, проблемы самосознания, особенности субкультур, этнокультур и многих других.

Телесность" - есть понятие, прежде всего, связанное с телом и душой человека, поэтому невозможно не обратиться к трудам таких мыслителей, как Аристотель, Г. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Платон, Ф. Фейербах, И. Г. Фихте. Философская антропология А. Гелена, X. Плеснера, М. Шелера способствует пониманию места человека в жизненном пространстве.

Феноменологический подход в анализе телесности представлен в работах Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, Ж. П. Сартра. Эти мыслители, так или иначе, повлияли на оформление концепции данной работы, в частности той идеи, что тело выступает носителем смысла, субъективности, семиотизации пространства.

Существенное значение в исследовании феномена телесности имеют работы философов постмодернизма Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, М.Фуко. Телесность в работах этих ученых является средством «создания себя», причем произвольными средствами. Постмодернистская парадигма, используемая в данной работе, позволяет рассматривать телесность как выражение знаков, символов, текста, связать понятие «телесность» с такими явлениями как одежда, мода, сексуальность, вещное окружение.

В работах российских ученых человек представлен как биосоциокультурное существо (И.М. Быховская, П. С. Гуревич, М. С. Каган, И. С. Кон, Ю. В. Ларин, Ю.В. Рождественский), а его тело функционирует на разных уровнях бытия, следуя законам природы, общества, культуры. Таким образом, тело рассматривается как природное тело, социальное тело и культурное тело.

Телесность человека в рамках физической культуры представлена в работах следующих российских ученых: И. М. Быховской, Н. Н. Визитей, В. И. Столярова, Ю. В. Рождественского. Физическая культура в данных исследованиях рассматривается как способ воздействия на телесную природу человека и ее модификацию.

Значимыми для раскрытия понятия «телесность» являются работы Р. А. Гальцсвой, Л. В. Жарова, В. Л. Круткина, В. М. Розина, П. Д. Тищенко, Г. Л. Тульчинского, М. Эпштейна.

Герменевтика телесности представлена в работах С. С. Хоружего, С. В. Чебанова. О. Булгакова акцентирует свое внимание на изучении техник тела в киноискусстве. В. По дорога анализирует специфику проявлений тела в художественных текстах, литературе, киноискусстве, живописи.

Заслуга И. М. Быховской заключается в развитии взглядов на тело человека как предмет социокультурного исследования, актуализации понятия «телесность», раскрытие его значения в гносеологическом и аксиологическом аспектах. И. С. Кон анализирует социокультурные значения тела в культуре повседневности западного общества, большое внимание уделяется при этом обнаженному телу в истории культуры.

Проблема тела затрагивается в этнографических работах К. Леви-Стросса, М. Мосса, Э. Б. Тайлора. Прикладные аспекты изучения тела человека в пространстве русской народной культуры опубликованы в сборнике статей «Тело в русской культуре», где затронуты темы наготы в изобразительной культуре, символики тела в русских заговорах, отношение к себе и своему телу в русской модели мира, язык тела и кинесика, тело и душа в славянских народных представлениях (И. Кон, Г. Крейдлин, С. Толстая, А. Топорков, Т. Цивьян,) и др.

Теоретико — методологическое значение в осмыслении проблемы данного исследования имеют работы Ю. М. Лотмана, А. А. Пелипенко, Г. Фреге, М. Н. Щербинина. Эти труды дают возможность оценить необходимость смыслогенетического подхода в исследовании культуры, когда смысл выступает условием ее существования и развития, а телесность есть способ передачи смыслов. Работы Ю. М. Лотмана важны также при анализе специфики традиционной культуры, в особенности те, где автор «Семиосферы» обращает внимание на механизм образования смыслов в культуре, на прочтение одежды и телесности как текста.

Большое внимание изучению телесности в психиатрии уделяли А. Лоуэн, В. Райх, 3. Фрейд. Для З. Фрейда тело человека является первичной точкой анализа культуры в целом, что также важно для настоящего исследования.

В отечественной телесно-ориентированной психотерапии телесность исследуют В. Баскаков, В. Б. Березкина — Орлова, Д. А. Бескова, И. В Бирюкова, Е. Э. Газарова, В. П. Зинченко, Т. С. Леви, В. В. Летуновский, И.Г. МалкинаПых, В. Н. Никитин, А. Ш. Тхостов, А. Ю. Харитонова и другие. Их взгляды также повлияли на выработку авторской позиции относительно феномена телесности.

Изучению особенностей материальной и духовной культуры ханты и манси посвящены работы следующих исследователей: П. С. Бахлыковой, А. А Дунин — Горкавича, В. М. Кулемзина, Н. В. Лукиной, Е. И. Ромбандеевой, З. П. Соколовой, В. Н. Чернецова. Рассматривают нравственные аспекты культуры ханты и манси М. А. Лапина, Е. В. Перевалова. Мифологию, религиозные представления и обряды ханты и манси подробно исследуют И. Н. Гемуев, Е. И. Ромбандеева, З. П. Соколова, В. Н. Чернецов. Работы данных авторов дают представление о своеобразии традиционной культуры малочисленных народов Севера.

В.И. Сподина анализирует язык ханты и манси. Изучением одежды, орнаментов и декоративно-прикладного искусства ханты и манси занимаются А. А. Богордаева, В. Т. Кудрявцев, Н. В. Лукина, Т. А. Молданова, Н. Ф. Прыткова, Р. Г. Решетников, О. М. Рындина, A.M. Сязи, Е. Г. Федотова, Н. Ф. Южанинова. Эти работы дают возможность осмыслить такие проблемы, как место и значимость тела человека в жизни ханты и манси, представление о теле и душе, феномен одежды и ее символическое наполнение как аспект телесности, особенность выражения телесности в традиционной культуре ханты и манси.

Художественная культура ханты и манси, в особенности литературное творчество, в данном исследовании представлена анализом произведений мансийского поэта Ювана Шесталова, хантыйских поэтов Романа Ругина, Микуля Шульгина, поэтессы Марии Вагатовой. Произведения данных авторов дали возможность наглядно представить феномен телесности, отношение к телу в культуре данных народов через образную систему художественной литературы.

Объект исследования — телесность как феномен культуры.

Предмет исследования — телесность как выражение смысловых концептов культуры ханты и манси.

Гипотеза исследования сопряжена с реализацией идеи о том, что телесность есть репрезентация смысловых концептов культуры. В традиционных культурах телесность существует как способ трансляции вариативности смыслов и демонстрации репрезентативных вариантов. Телесность можно рассматривать как один из методов сохранения и поддержания субъектами культуры своих этнокультурных особенностей.

Цель работы — определить понятие «телесность» в контексте современных гуманитарных исследований, на основе чего проанализировать данный феномен на примере культуры ханты и манси. Показать, что смысловое наполнение и выражение телесности различно в традиционных и инновационных культурах, что является источником культурного многообразия современной цивилизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• проанализировать концепции соотношения души и тела в западноевропейской философии и культуре с целью выявления предпосылок формирования проблематики телесности;

• показать специфику понятия «телесность» в современных гуманитарных исследованиях;

• зафиксировать специфику понятия «телесность» с позиции культурологического знания;

• выявить соотношение телесности и смыслового содержания культуры;

• сравнить понимание телесности в инновационной и традиционной культуре;

• проанализировать специфику телесности в тра диционной культуре ханты и манси как выражение культурных смыслов, на основе исследования культуры повседневности обских угров;

• зафиксировать специфику смыслового содержания телесности в следующих компонентах культуры ханты и манси: одежда и семантика орнамента, телесные практики, тендерные отношения;

• выявить природосообразность представлений о телесности на основе анализа поэтического творчества ханты и манси.

Методологическая основа исследования.

В качестве ключевых методологических принципов в работе выступают общенаучные методы теоретического постижения действительности: анализ, синтез, систематизация, формализация, позволяющие в данном исследовании концептуализировать весь спектр теории и практики телесности.

Диссертационная работа опирается на специфические методы гуманитарных наук. Теоретическая часть работы основана на феноменологической методологии, что позволяет телесность зафиксировать в качестве феномена, как спектр сознательных представлений человека в отношении тела. Семиотическая методология дает возможность рассмотреть тело как систему знаков. Аксиологический метод дает возможность обосновать значимость тела как ценности. Следует подчеркнуть, что феноменологический подход является основным при анализе культуры как выражении смысла и последующей фиксации телесности как способа выражения культурных смыслов.

Данное исследование придерживается антропоцентрического направления культурологического анализа, позволяющего рассмотреть объект исследования с учетом взаимосвязи человека и культуры.

Междисциплинарный характер проведенного исследования фиксирует специфику философского, психологического, культурологического знания о телесности и формах ее проявления.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• сделана попытка систематизации представлений о понятиях «телесность» и «тело» в гуманитарных науках;

• выявлено соотношение культуры тела с контекстом смысловой семантики;

• исследована «телесность» как система смыслов, заключенных в теле человека, транслирующих ценностную информацию, свойственную культуре народов ханты и мансио обоснован методологический принцип анализа телесности как феномена культуры;

• выявлены, посредством сравнительного анализа, представления о телесности в инновационной и традиционной культуреобоснована значимость смыслового пространства телесности культуры ханты и манси на основе исследований природных и социокультурных функций тела, техник тела, тендерных отношений, одежды и семантики орнамента.

• выявлены природосообразные представления, характеризующие телесность в литературном творчестве ханты и манси;

• осуществлена экстраполяция теоретических исследований феномена телесности на традиционную культуру ханты и манси.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, при разработке курсов теории и истории культуры, культурной антропологии, психологии, этнопсихологии, при изучении культуры коренных народов ханты и манси.

Апробация работы. Концептуальные положения данного исследования обсуждались на заседании кафедры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса, кафедры культурологии Тюменской государственной академии культуры и искусств.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором на секциях региональных, российских научно-практических конференций: «Культурное пространство региона» (14−15 апреля 2005 года, г. Тюмень), «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности» (4−7 апреля 2006 года, г. Санкт-Петербург), «Художественная культура Тюменской области» (13−14 апреля, 2006 года, г. Тюмень), «Мультикультуральная современность: Урал-Россия-Мир» (2−3 апреля 2009 года, г. Екатеринбург).

Имеются научные публикации в материалах конференций, в сборниках коллективного авторства, а так же научном журнале «Вестник Тюменского Государственного Университета» (№ 5 / 2008). Положения, выносимые на защиту:

1. Телесность не тождественна телу, феноменально, она есть единство материального и духовного, субъективного и объективного, взятого в контексте понятия (явления) «тело». Согласно концепциям современных культурологов и психологов, телесность включает в себя четыре уровня своего бытия: физический, психический, социальный, культурный. Данное исследование доказывает идею о том, что культурный уровень детерминирует все указанные компоненты телесности.

2. Культуросообразность уровней бытия телесности предполагает соотношение феномена телесности с аксиологическими, символическими, смысловыми содержаниями. На этом основании телесность выражает смыслы культуры.

3. Смыслогенез, связанный с семиотическими концептами культуры, конституируется на двух уровнях своей значимости: денотативном и коннотативном. Денотативные смыслы указывают на непосредственные значения и назначение элементов телесности.

Коннотативные смыслы указывают на замысел определенного значения, его предназначение, что характерно для телесности традиционной культуры, в частности культуры ханты и манси.

4. Анализ телесности как феномена культуры целесообразен на примере традиционной культуры ханты и манси. Телесность в культуре ханты и манси — это не просто физиологический феномен или демонстрация социальной иерархии. Это культуросообразная символическая реальность смыслов и значений, а ее специфика задается природосообразными мировоззренческими установками и представлениями о мироздании мифологического характера.

5. Телесность является способом демонстрации смыслов культуры. Наиболее полно это выражено в элементах повседневности: действиях по отношению к своему телу, различиях в «мужском» и «женском», одежде и семантике орнамента. Телесность человека отражает специфику ценностно-нормативной системы общества и выступает ключом к осознанию смыслов культуры ханты и манси.

6. В условиях поликультурного мира телесность выступает способом самоидентификации народа, сохранения и репрезентации культурной информации, что показано на примере изучения телесности в культуре ханты и манси.

Заключение

.

Исследования человеческого тела в XXI веке обретают новые смысловые горизонты. Тело как предмет изучения выходит за рамки естественнонаучного познания. Гуманитарный взгляд на проблему человека, его сущности, поднимает философско-культурологическую проблему — проблему телесности.

Предпосылки осознания проблемы телесности прослеживаются во всех периодах развития европейской культуры и философской мысли.

Так, в размышлениях философов Античности, человек — существо, имеющее материальную и духовную основы. Именно Античность впервые теоретически осмыслила сущность человеческого тела, зафиксировала ее в культе телесной и духовной красоты и гармонии. А данная гармония есть высшее благо.

Культура и философия Средневековья обнажает проблему сущности тела с позиции воли и разума. Познание и осмысление тела интерпретируется в отношении к идеальному принципу, Абсолютному началу.

Культура и философия Возрождения синтезирует антропологический принцип в отношении тела и принцип Абсолюта. Тело — гармония физического и духовного, взятого в соотношении с объективными, абстрактными представлениями о человеке, с его «человеческими качествами». Таким образом, именно данным этапом в истории культуры была актуализирована проблема телесности.

Новое время продолжило разворачивание представлений телесности в контексте своей картины мира. Телесность формируется основными детерминантами человеческого бытия. Они есть: бог, природа, общество, человек. Антропологическая детерминанта делает акцент в телесной сущности человека на разуме (И. Кант), самосознании (Р. Декарт), индивидуализации. Общественная детерминанта вносит в телесность коллективную разумность, практически-деятельную составляющую сущности человека. Природная детерминанта вводит в телесность физическую активность, природное естество, волевое начало. Божественная детерминанта вносит в телесность принцип всеобщности, абсолютности, неисчерпаемости человеческого бытия, его целостности.

С середины XX века проблема телесности становится предметом гуманитарных исследований, и решается соответственно существующим подходам в гуманитарных науках, в частности, культурологии. Телесность в зависимости от постановки вопроса становится то объектом, то субъектом, и от этого меняется интерпретация телесности как предметного поля гуманитарных исследований.

Понятие «телесность» не отменяет существования в человеке души и тела, а выступает объединяющим фактором, как показывает, например, психология. Нельзя говорить о телесности в отрыве от исследовательского анализа феномена тела. Динамика развития представлений о нем дает возможность придти к заключению о невозможности существования тела человека в отрыве от его духовности.

Телесность — это понятие культурного толка. Оно уходит от трактовки тела как физического объекта, обозначая качественные характеристики человека, создающиеся только в пространстве культуры.

Настоящее диссертационное исследование показало, что телесность есть основа ощущения субъективной реальности, взятой в ее соотношении с феноменом присутствия в мире. Она включает не только осознание этой присутственности в прошлом, настоящем и будущем, но и традиции, желания, потребностидушевное равновесие и определенность, удовлетворенность. Телесность осуществляет связь со стратегиями жизнедеятельности, со смыслообразованием базовых знаний о явлениях бытия.

Теоретические концепции телесности, рассматриваемые в первой главе, стали доказательством идеи о том, что телесность детерминируется культурой.

Понятие «телесность» складывается как на основе индивидуального опыта, так и на основе социальности и культуросообразности. Поэтому решение проблематики телесности невозможно без редукции к субъект-объектной парадигме современной науки. Феноменально, телесность есть единство субъективного и объективного, духовного и материального, рационального и иррационального, взятого в контексте понятия «тело». И на этом основании телесность не может быть «тожественна телу».

Вместе с тем, телесность как интегральная характеристика бытия субъекта — есть форма связи с миром. Содержательно это — «образ телесного Я», опредмеченный в представлениях о материальном и духовном, в их перманентной динамике, взятых в комбинации с субъективностью. В «образ телесного Я» вносятся следующие структурные компоненты: физический, психический, социально-психологический, культурный.

На психическом уровне телесность выступает «видимой частью души», как материализованная, опредмеченная сторона субъективности, которая в своей психологической составляющей есть комплекс чувственно-эмоциональных ощущений. Телесность — способ их бытия, мера их жизненности, динамика.

На социальном уровне телесность есть знаковое выражение значимых общественных практик — это одежда, социальные роли, тендер. В культурах инновационного, европейского типа, к этому добавляются различного рода индустрии массового производства, как показывает философия французского постмодернизма.

На уровне культуры телесность выступает способом актуализации ценностного потенциала культуры, всего спектра ее аксиологических ориентаций.

Таким образом, культурологический взгляд на телесность синтезирует уровни ее бытия в отношении к их культуросообразности. Сама же по себе культуросообразность предполагает соотношение феномена культуры с аксиологическими, символическими, смысловыми содержаниями. Поэтому, доказывая идею о том, что телесность выражает смысл культуры, целесообразным представляется анализ смыслогенеза в бытии культуры.

Данные концептуальные схемы стали методологической базой для связи структуры телесности с проблемой смыслообразования в культуре. Именно взаимосвязь телесности и смыслогенеза дает возможность проанализировать особенности феноменологии телесности в традиционной культуре ханты и манси.

Смысловые конструкции обуславливают характер взаимосвязей материального и духовного многообразия культуры. Как показало данное исследование, смыслогенез, связанный с аксиологическими семиотическими концептами культуры, конституируется на двух уровнях своего бытия: денотативном и коннотативном. Денотативные значения культурного артефакта указывают на его непосредственное назначение, дают информацию о его ценности и значениях. Коннотативные значения артефакта указывают на замысел того или иного значения и ценности, его предназначение. Условиями коннотативных значений являются: мировоззренческие установки, представления о мироздании, поверья религиозного характера.

Применительно к феномену телесности ханты и манси становится очевидным, что в традиционной культуре уровень смыслогенеза не отягощен рациональностью, индивидуальностью, социальными установками, нормами, правилами, обусловленными массовой индустрией, в отличие от инновационного типа культуры. В традиционном типе культуры уровень субъективности значительно снижен, доминирует коллективный тип мышления, обусловленный традициональностью. Соответственно, и коннотативный уровень смыслогенеза более очевиден. В телесности культур инновационного типа доминирует ее социально-психологический уровень. В телесности культур традиционного типа доминирует собственно культурный ее уровень. На этом основании анализ телесности как феномена культуры представляется целесообразным именно на примере традиционной культуры ханты и манси.

Телесность в культуре ханты и манси — не физиологическая конструкция или предмет манипуляций социального характера. Этокультуросообразная символическая реальность смыслов и значений. Её специфика задается природосообразными мировоззренческими установками и представлениями о мироздании мифологического характера.

Так, например, в отношении характеристики человека используются сравнения: «медлительный, как весенний олень», «суетливый, как трясогузка». Смыслополагание в денотативном значении редуцируется природосообразностью. В коннотативном значении характеристика человека апеллирует к принадлежности человека к определенному роду, к мифологическим персонажам, духам.

В денотативном значении волосы — «утиный пух», «шерсть глубокой воды», «шерсть мелкой воды». В коннотативном значении волосы — образ жизненной, душевной силы, здоровья, благополучия. В связи с чем, обстричь волосы, значит потерять душу, жизненную силу.

Изображение на теле птицы в своем денотативном значении есть знак принадлежности к определенному родуптица — знак присутствия души. В коннотативном значении предназначение птицы заключается в сопровождении человека в «страну мертвых» после смерти. То есть смысловое наполнение этого изображения на теле связано с представлениями о душе.

Понятие красоты женского тела в денотативном значении связывается с красивой одеждой. Красивая одежда женщины — знак ее трудолюбия, работоспособности, домовитости. В коннотативном значении одежда, в частности, женский «сах» — граница мира человека в его отношении к другому человекуэто выражение экзистенциального мира. Смыслообразующим фактором в одежде является орнамент. Этовизуальный ряд характеров, ситуаций, событий: это выражение этнической, религиозной, социальной идентификации. Сах — модель Мироздания. Его воротник — дорога к духам, «верхнему миру», основная орнаментированная часть — «средний мир», домашний очаг. Нижняя часть одежды — подолсимвол «нижнего мира». Орнамент так же имеет свои денотативные и коннотативные значения.

Таким образом, подобного рода значениями обладают все артефакты культуры, существующие во взаимосвязи с телом.

Литературное художественное творчество обских угров передает представления о месте человека в окружающем мире, его сущности, ценностных особенностях культуры. Художественная культура репрезентирует телесность человека в его природосообразности и мисозерцательности.

Образец телесности, который репрезентирует традиционная культура ханты и манси, есть необходимое условие сохранения самобытности культуры и этноса в условиях поликультурной современности, предполагающей сосуществование этнических культур в едином пространстве. Телесность как феномен культуры является выражением её смысловых концептов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альбом хантыйских орнаментов (Восточная группа) Текст. / Сост. и автор вводной ст. Н. В. Лукина. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. — 229 с.
  2. Аристотель, О Душе Текст. / Аристотель // Соч. в 4-х томах. Т. 1: Перевод П. С. Попова, исправленный и дополненный М. И. Иткиным с примечаниями А. В. Сагадеева. М.: «Мысль», 1976, — С. 371−448.
  3. , А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Текст. Т. I: От прошлого к будущему / А. С. Ахиезер.- 2-е изд.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. 808 с.
  4. , В. И. Антропологический подход к исследованию человека, культуры, общества Текст. / В. И. Бажуков // Вестн. Моск. ун-та сер. 18. Социология и политология. 2007, № 3. с. 92 — 105.
  5. , А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов Текст. / А. К. Байбурин. СПб.: Наука, 1993. — 242 с.
  6. , О. Е. Васина J1.B. Онтология здорового тела Текст. / О. Е. Баксанский, JI. В. Васина // Философия здоровья.- М.: ЦОП Института философии РАН, 2001. С. 148−160.
  7. , Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры Текст. / Р. Барт- пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. — 512 с.
  8. , П. С. Юганские ханты: история, быт и культура. Краткое историческое повествование о хантах Сургутского района Текст. / П. С. Бахлыков. Тюмень: «СофтДизайн», 1996. — 208 с.
  9. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин.-2-е изд. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  10. , Н. Человек и машина: Проблема социологии и метафизики Текст. / Бердяев Н. // Вопросы философии.-1989.-№ 2, — С. 147−162
  11. , Д. А. Одежда как специфический аспект телесности Текст. / Д. А. Бескова // Философские исследования.- 2004. № 1(34).- С. 30−33
  12. , Д. А. Телесность Электронный ресурс. / Д. А. Бескова.-http://www.firstjob.ru /?Science View&ID=51
  13. , А. А. О локальных особенностях в традиционной одежде обских угров Текст. / А. А. Богордаева // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Вып. 3.- Тюмень: Изд-во ИПОС СОРАН.-2001. С.187−199.
  14. , А. А. Традиционный костюм обских угров: типология, функция, развитие Текст. / А. А. Богордаева- Ин-т проблем освоения Севера. Новосибирск: Изд-во «Наука», 2005. — 126 с.
  15. , А. А. Элементы южного и арктического происхождения в традиционной одежде обских угров и ненцев Электронный ресурс. / А. А. Богордаева. http: www.ipdn.ru/rics/docO/DM/l-bog.htm
  16. , Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Ж. Бодрийар.-М.: «Добросвет», 2000. 387с.
  17. , И. М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела Текст. / И. М. Быховская.- М.: Эдиториал УРСС, 2000. 208 с.
  18. , И. М. Аксиология телесности и здоровье: сопряженность в культурологическом измерении Текст. / И. М. Быховская // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: ACT Москва, 2005. — С. 53−67.
  19. , И. М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) Текст. / Быховская И. М. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М.: [б.и.], 1993. — С. 58−68.
  20. , М. К. Мои песни, мои песни. Стихотворения, легенды, сказки Текст. / М. К. Вагатова. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд. Новое время, 2002. — 192 е., ил.
  21. , С. Е. Тело человека в традиционной культуре бурят Текст.: автореф. дис.. канд. культурологии / Ветохина Светлана Евгеньевна. Улан-Уде, 2006. — 22 с.
  22. , Н. Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) Текст. / Н. Н. Визитей. Кишинев: «Штиинца», 1989, — 112 с.
  23. , Е. Э. Мотив смерти в развитии нормальной телесности Электронный ресурс. / Е. Э. Газарова. http://telesnost.ru
  24. , Е. Э. Психология телесности Текст. / Е. Э. Газарова. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 192 с.
  25. , Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ Текст. / Е. Э. Газарова // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви.- М.: ACT Москва, 2005. С. 558 — 574.
  26. , П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте Текст. / П. П. Гайденко.- М.: Наука, 1990.- 128 с.
  27. , Р. А. К определению места «новых философов» в новейшей философии" Текст. / Р. А. Гальцева // Общество. Культура. Философия. -М.: 1983. С. 254 — 260.
  28. Гаранина, О.Д. Homo totus. Взаимосвязь природы и сущности человека: философско-методологический анализ Текст. / О. Д. Гаранина. -М.: РФЩ/МГТУГА. 1999. 204 с.
  29. , Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук Текст., в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель.- М.: Мысль, 1975.- т. 1: Наука логики.-452 е.- т.2: Философия природы.- 695 е.- т. З Философия духа.- 471с.
  30. , А. О систематике антропологии Текст. / А. Гелен // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича- Общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.- С. 152−302.
  31. , И. Н. Народ манси: воплощение мифа Электронный ресурс. / И. Н. Гемуев.- http. V/www.balkaria.info/library/g/ gemuev/mansi.htm
  32. , А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров Текст. /А. В. Головлев. Екатеринбург: УрОРАН, 1995.- 607 с.
  33. , А. В. Модель в культурологии Текст. / А. В. Головнев // Модель в культурологии Сибири и Севера: Сб. науч. трудов / Отв. ред. А. В. Головнев.- Екатеринбург: УрО РАН, 1992. С. 142−170
  34. , Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (по материалам нганасан XIX—XX вв.) / Г. Н. Грачева. Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1983.- 174 с.
  35. , А. Я. Категории средневековой культуры Текст. / А. Я. Гуревич.- М.: Искусства, 1984.- 350 е., с ил.
  36. , П. С. Философская антропология Текст. / П. С. Гуревич. М.: Вестник, 1997.- 280 с.
  37. , Э. Картезианские размышления Текст. / Э. Гуссерль- пер. с нем Д. В. Скляднева.- СПб.: «Наука», 2006. 316 с.
  38. , Р. Рассуждение о методе Текст. / Р. Декарт.- М.: АН СССР, 1953.- 655 с.
  39. , Ж. Логика смысла Электронный ресурс. / Ж. Делез http:// www.philosophy.ru/library/deleuze/logic.html
  40. , Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения Текст. / Ж. Делез, Ф Гваттари- Пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов.- Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.
  41. , Ж. О грамматологии Текст. / Ж. Деррида- Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. — 512 с.
  42. Дунин-Горкавич, А. А. Тобольский Север Текст. В 3 т. Т. 3: Этнографические очерки местных инородцев / А. А. Дунин-Горкавич.-М.: Либерея, 1996. 208 с.
  43. , Л. В. О специфике телесной культуры человека Текст. / В. Л. Жаров Вопросы философии.- 1987.-№ 6.-С. 145−149.
  44. , В. В. История русской философии Текст. В 2-х томах. Т.1 / В. В. Зеньковский.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.- 554 с.
  45. , М. Телоцентризм Текст. / В. Золотоносов // Вечерний Петербург, 1996. — С. 4.
  46. , В. И. Тело и потребление Электронный ресурс. / В. И. Ильин.-http://www.marketing.spb. ru/read/m7/15.htm
  47. , Л. Г. Социология культуры Текст. / Л. Г. Ионин.- М.: Логос, 1996.-с. 280.
  48. , М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-415 с.
  49. , И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант- Пер. с нем. Н. Лосского.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 736 е.- (Антология мысли)
  50. , А. С. Основы культурологии: морфология культуры Текст. /
  51. A. С.Кармин. СПб.: Изд-во «Лань», 1997.- 380 с.
  52. , М. В. Телоцентризм массовой культуры Текст. / М. В. Колесник // Инновационное образование и экономика.- 2008.-№ 3(14).-С. 50−58.
  53. Кон, И. С. Введение в сексологию Текст.: учебное пособие / И. С. Кон М.: Медицина, 1988. — 320 с.
  54. Кон, И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология Текст. / И. С. Кон.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.- 605 с. (Высшее образование).
  55. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1997. -378 с.
  56. Кон, И. С. Сексуальность и культура Текст. / И. С. Кон. СПб.: СПбГУП, 2004. — 104 е.- (избранные лекции Университета. Вып.23)
  57. , Т. М. Роль и статус женщины в современном мире Текст. / Т. М. Кононова. Тюмень: «Вектор Бук «, 2004.- 240 с.
  58. , Г. К. Идеология. Коннотация. Текст (по поводу книги Р. Барта «S/Z» Текст. // Барт P. S/Z / Перевод Г. К. Косикова и В. П. Мурат. Общ. ред., вступит, статья Г. К. Косикова. М.: Ad Marginem, 1994.- С. 277−302.
  59. , В. Л. Статья о М. Мерло-Понти Электронный ресурс. /
  60. B.Л.Кошелева. http://www.cultureslov. сот/47/204/1 704 254.html
  61. , А. С. Три парадигмы смысла Текст. / А. С. Кравец // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия, — № 6. 2004. — С. 75−93.
  62. , В. JI. Телесность человека в онтологическом изменении Текст. / Круткин В. JI. // Общественные науки и современность.-1997.-№ 4.- С. 143−151.
  63. , В. Т., Решетникова Р. Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров Электронный ресурс. / В. Т. Кудрявцев, Р. Г. Решетникова. http://www.tovievich.ru/book /l/52/2.htm
  64. , В. М. Знакомтесь: ханты Текст. /В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.- 136 с.
  65. , В. М. Человек и природа в верованиях хантов Текст. / В. М. Кулемзин. Томск: Изд-во Томе, ун-та, 1984.- 196 с.
  66. Культурология. Курс лекций Текст. / под ред. А. А. Радугина.-М.: «Центр».-1996.- 400 с.
  67. Культурология. XX век: словарь Текст. / под ред. А. Я. Левит. Спб.: Университетская книга, 1997. — 640 с.
  68. Культурология: Учебник Текст. / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Юрайт-Издат, 2005.- 556 с.
  69. , М. А. Этика и этикет хантов Текст. / М. А. Лапина. Томск: Изд-во Томе, ун-та, 1998. — 115 с.
  70. , Ю. В. Онто-логика культуры Текст. / Ю. В. Ларин. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2004. — 164 с.
  71. Леви Стросс, К. Первобытное мышление Текст. / К. Леви-Стросс- пер., вступ.ст., примеч. А. Островского.- М.: Терра — Книжный клуб- Республика, 1999.-392с.: ил.- (Библиотека философской мысли)
  72. Леви Стросс, К. Печальные тропики Текст. / К. Леви-Стросс- пер. с французского. — Львов — Инициатива- М.: ООО «Фирма» Издательство ACT», 1999.-579с., 32 илл. (Классики психологии)
  73. , Т. С. Психологическая граница как телесный феномен Электронный ресурс. / Т. С. Леви. http://telesnost.ru/ omega/psihologiya/psihologicheskayagranitsa
  74. , Т. С.Психология телесности в ракурсе личностного развития / Т. С. Леви // Психология телесности между душой и телом. М.: ACT Москва, 2005. — С. 410 — 434
  75. , Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусство -СПБ», 2001.-704 с.
  76. , А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А. Леви- пер. с анг. С. Коляда. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2000. — 256 с.
  77. , Е. Н. Мансийская мифология в «Языческой поэме» Ю. Шесталова Текст. / Е. Н. Лукина // Словцовские чтения 2007: Материалы XIX Всероссийской научной краеведческой конференции. — Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2007. — С. 178 — 179.
  78. , Н. В. Формирование материальной культуры хантов Текст. / Н. В. Лукина Томск: Изд-во Томе, ун-та, 1985. — 365 с. с илл.
  79. , М. В. Культура повседневности Электронный ресурс. / М. В. Луков // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», 2008.-№ 4. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/ 2008/4/ Lukov MW
  80. , Н. Е. Состав человеческий: человек в традиционных соматических представлениях русских Текст. / Н. Е. Мазалова. СПБ.: «Петербургское востоковедение», 2001. — 192 с.
  81. Малкина Пых, И. Г. Телесная терапия Текст. / И. Г. Малкина — Пых. — М.: Изд-во Эксмо, 2007. — 752 с. — (Справочник практического психолога)
  82. , Б. В. Философская антропология. Очерки истории и теории Текст. / Б. В. Марков Спб.: Лань, 1997. — 384 с.
  83. , В. Ф. Философия красоты Текст. / В. Ф. Мартынов -Минск: Тера Системе, 1999. 336 с.
  84. , Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия Текст. / Д. Мацумото. СПб.: Прайм-КВРОЗНАК, — 2008. — 668 е., ил.
  85. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия Текст. / М. Мерло-Понти- пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фомина. -СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. 606 с.
  86. Мифы, предания, сказки хантов и манси Текст. / Сост., предисловие и примечания Н. В. Лукиной. М.: Наука, 1990. — 568 с.
  87. Мозаика смыслов. Труды кафедры философии Тюменского государственного университета: сб. науч. ст. Текст. / под ред. А. В. Павлова. Вып. 2. — Тюмень: ТОГИРРО, 1999.-152 с.
  88. , Т. А. Значения частей человеческого тела в сновидениях хантов Текст. / Т. А. Молданова // Народы Северо-Западной Сибири.- Томск: Изд. Томе, ун-та. Вып.9., 2002.- С. 166 — 172
  89. , Т. А. Опыт интерпретации татуировки казымских хантов Текст. / Т. А. Молданова // Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Изд.Томс. ун-та. — Вып.7., 2000.- С. 32 — 36
  90. , Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобъя: семантика, мифология, генезис Текст. / Т. А. Молданова. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999.-260 с.
  91. , В. С. Антропологический принцип в философии истории (от современности к истокам) Текст. / В. С. Невелева.-Челябинск: ЧГАКИ, 2001.- 167с.
  92. , В. Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд Текст. / В. Н. Никитин. М.: Когито-Центр, 2006. — 320 с.
  93. , А. П., Тищенко, П. Д. Тело Текст. / А. П. Огурцов, П. Д. Тищенко // Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Институтфилософии РАН- под ред. В. С. Степин.- М.: Мысль, 2001.- т.4, — с. 25 -29
  94. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. 18 изд. — М.: Русский язык, 1986. — 797 с.
  95. А. А. Смыслогенетическая концепция культуры Электронный ресурс. / А. А. Пелипенко. www. rema44.ru/seminar/papers/Pill.doc
  96. , А. А. Рождение смысла Текст. / А. А. Пелипенко // Личность. Культура. Общество, 2007. вып.3(37).- С. 69 — 96
  97. , Е. В. Эротика в культуре хантов Текст. / Е. В. Перевалова // Модель в культурологии Сибири и Севера: сб. науч. трудов / Отв. ред. А. В. Головнев. Екатеринбург: УрО РАН, 1992. -С. 85 -98.
  98. Платон Диалоги. Федон Электронный ресурс. / Платон- перевод С. П. Маркиша. http://ancientrome.ru/antlitr/plato/ fedon. html
  99. , X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию Текст. / X. Плеснер. Пер. с нем.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.-368с. -Серия «Книга света».
  100. , В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию (материалы лекционных курсов 1992—1994 гг.) Текст. / В. А. Подорога. М.: Ad Marginem, 1995. — 339 с.
  101. , С. А. Обряды перехода в традиционной культуре манси Текст. / С. А. Попова. Томск: Изд-во Томе, ун-та, 2003. — 180 с.
  102. Постмодернизм. Энциклопедия. Текст. / под ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис, Книжный дом. — 2001. — 1040 с. — (Мир энциклопедий).
  103. , Н. Ф. Одежда хантов Текст. / Н. Ф. Прыткова // СМАЭ., 1953.- Вып. 15.- С. 123 -233.
  104. Психология телесности между душой и телом Текст./ ред. -сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: ACT Москва, 2005. — 731 с.
  105. Психосемиотика телесности Текст. / [Журавлев И. В и др.] - под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлева, Е. С. Никитиной. И. В. М.: Ком Книга, 2005. — 152 с.
  106. , А. А. Философия: Курс лекций Текст. / А. А. Радугин. -2-е изд. М.: Центр, 1997. — 227 е., ил.
  107. , В. Анализ личности Текст. / В. Райх- пер. Романюк С. Ю., русина Т. В., Шапиро Я. Л. .- М. :"КСП-Ь>, СПб.: «Ювента», 1999. 333 с.
  108. , Д. А. Тело в традиционной культуре Текст. / Д. А. Рейзвих // Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы молодых ученых / Отв. ред. М. Л. Бережнова. Омск: Изд-во Омск, педагогическ. ун-та, 2002. — С. 130 — 145.
  109. , Ю. В. Введение в культуроведение Текст. / Ю. В. Рождественский.- М.: ЧеРо, 1996. 228 с.
  110. , В. М. Как можно помыслить тело человека или на пороге антропологической революции Текст. / В. М. Розин // Философские науки, 2006.- № 5.- С.33−53.
  111. , Е. И. Мансийские орнаменты и их названия / Е. Н. Ромбандеева // Орнамент народов Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во томского ун-та, 1992.- С. 115 — 119
  112. , С. И. Мансийский обряд, связанный с рождением ребенка Текст. / С. И. Ромбандеева // Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Изд. Томе, ун-та. — Вып.1.- 1994.- С. 6 — 17
  113. , А. П. Грушевицкая Т. Г. Этнология Текст.: Учебник для высших учебных заведений / А. П. Садохин Т. Г. Грушевицкая. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
  114. , П. А. Культурология. Курс лекций по истории и теории культуры Текст. / П. А. Сапронов.- 2-е изд., доп. СПб.: Лениздат, изд-во «Союз», 2001.- 560 е., ил.
  115. Свободное тело Текст. / ред.-сост. Баскаков В. Ю.- М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. 224 с.
  116. , А. Г. Традиционная культура и культурология традиционных обществ Текст. / А. Г. Селезнев // Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы молодых ученых / Отв. ред. М. Л. Бережнова. Омск: Изд-во Омск. пед. ун-та, 2002. — 194 с.
  117. Слово родного Севера Текст.: Книга для чтения / сост. О. К. Лагунова. Екатеринбург: Сред. — Урал. Кн. Изд., 1997. — 512 е., ил.
  118. , В. И. Облик человека в зеркале хантыйского и ненецкого языков Текст. / В. И. Сподина // Этнографическое обозрение, 2007.- № 6, С. 171 179.
  119. , А. Биографические аспекты телесности Электронный ресурс. / А. Старовойтов. http://www.psy-trening.com/st3 .php
  120. , В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры Текст. / В. И. Столяров // Вопросы философии, 1988.-№ 4.- С. 78−91.
  121. , О. С. Телесность как основа его жизни и единства с природой Электронный ресурс. / О. С. Суворова. www.auditorium.ru/p/index.php?a=presdir&
  122. , А. М. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби Текст. / А. М. Сязи. Тюмень, 1995. — 176 с.
  123. , А. М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья Текст. / А. М. Сязи.- Томск: Изд-во Томе. Ун-та, 2000. 248 с.
  124. , Э. Б. Первобытная культура Текст. / Э. Б. Тайлор: Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. М.: Политиздат, 1989. — 573 с.
  125. Татуировки у разных народов Электронный ресурс. http://tattoo.mpv.ru/?r=2&view=all
  126. Теория культуры: Учебное пособие. Текст. / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большаковой. СПб.: Питер, 2008.- 592 е., ил.
  127. , П. Избранное. Теология культуры. Текст. / П. Тиллих- пер. с англ. М.: Юрист, 1995. — 479 с. — (Лики культуры)
  128. , П. Д. «Дано мне тело.» Текст. / П. Д. Тищенко //Человек, 1990.- № 3.- С. 41 50
  129. , И. Социология телесных практик Текст. / И. Травайо// Социальные и гуманитарные науки. Социология. Серия 11., 2000 г., № 4.-с. 3−12.
  130. , Г. Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы Текст. / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии.- 1999. № 10. — С. 35 — 54
  131. , Г. JI. Смысл и гуманитарное знание Электронный ресурс./ Г. Л. Тульчинский // Проблема смысла в науках о человеке. М.: Смысл, 2005, с. 7 26.- http://hpsy.ru/public/x 2879. htm
  132. , Е. А. Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / Турухина Евгения Александровна.- Саратов, 2008.- 18 с.
  133. , Е. Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси Текст. / Е. Г. Федорова. СПб.: МАЭ РАН, 1994. -286 с.
  134. , Е. Г. Орнамент на одежде и утвари манси Текст. / Е. Г. Федотова // Орнамент народов Западной Сибири. Под ред. Н. В. Лукиной. Томск.: Из-во Томе, ун-та, 1992.- С. 103 — 114
  135. , Н. Н. К вопросу о структуре традиционного орнамента обских угров Текст. / Н. Н. Федотова // Орнамент народов Западной Сибири. / под ред. Н. В. Лукиной. Томск.: Из-во Томе, ун-та, 1992. -С. 120 — 127
  136. , Л. Сущность христианства Текст. / Л. Фейербах.- М.: Мысль, 1965.-414 с.
  137. , Ш. Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности: Сб. ст. (1919−1933) Текст. / Ш. Ференци.- М.: Nota Bene, 2003, — 592 с.
  138. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. -М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  139. , П. А. Органопроекция Текст. / П. А. Флоренский // Декоративное искусство, 1969. № 12(145).- С. 39 — 42.
  140. , Г. Смысл и значение Электронный ресурс. /Г. Фреге .-http://www.philosophy.ru/library/frege/02.html
  141. Фрейд, 3. Художник и фантазирование Текст. / 3. Фрейд- Пер. с нем./ Под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова.- М.: Республика, 1995.-400 е.: ил.- (Прошлое и настоящее).
  142. , М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет Текст. / М. Фуко- пер. с франц., сост., комм, и послес. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996.- 448 с.
  143. , С. С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя Текст. / С. С. Хоружий // Психология телесности между душой и телом / ред. сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: ACT Москва, 2005. — С. 166 — 193.
  144. Художественная культура Тюменской области Текст.: материалы научно-практической конференции, 13−14 апр. 2006 г. / под ред. М. А. Капеко. Тюмень: РИЦ ТГИИК, 2006. — 264 с.
  145. Человек: образ и сущность. О душе: сб.ст. Текст. М.: ИНИОН РАН, 1997. — 247 с.
  146. , В. Н. Представления о душе у обских угров Текст. / В. Н. Чернецов // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований.- М.: [б.и.], 1959. С. 114 — 156.
  147. , В. Э. «Концепция» человеческого тела в традиционном мировоззрении коми Электронный ресурс. / В. Э. Шарапов. -http://www.teacher.syktsu.ru/08/liter/007.htm
  148. , А. Г. Смыслы культурные Текст. / А. Г. Шейкин // Культурология. XX век: словарь / под ред. А. Я. Левит. Спб.: Университетская книга, 1997. — С. 428 — 430.
  149. Шел ер, М. Положение человека в Космосе Текст. / М. Шелер // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича- Общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.-С. 31 -95.
  150. , Ю. Н. Радуга в сердце. Стихи и поэма Текст. / Ю. Н. Шесталов. Тюмень, Тюменское книжное изд-во, 1963. — 155 с.
  151. , П. Е. Мансийские орнаменты Текст. / П. Е. Шешкин, И. Д. Шаболина .- 2-е изд. испр. и доп.- СПб.: «Просвещение», 2001.128 е.: ил.
  152. , М. Макар Осьмаров Текст. / М. Шульгин // Ямальские зори. Сборник произведений местных авторов / Составитель и редактор И. Г. Истомин.- Тюмень, Типография Тюм. облисполкома, 1966 г.- С. 29 34.
  153. , В. П. Социокультурные механизмы становления человека Текст.: автореферат на соискание степени д-ра филос. наук / Щербаков Владимир Петрович, — Спб, 2008. 38 с.
  154. , М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования (опыт эстетической антропологии) Текст.: Монография / М. Н. Щербинин. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2005.-312 с.
  155. , М. Тело на перекрестке времен. К философии осязания Текст. / М. Эпштейн // Вопросы философии.- 2005. № 8. — С. 66 — 81.
  156. , М. В. Хантыйский сах Текст. / М. В. Южанинова // Модель в культурологии Сибири и Севера: Сб. науч. трудов / Отв. ред. А. В. Головнев.- Екатеринбург: УрО РАН, 1992. С. 104 — 110.
  157. Ямальские зори. Сборник произведений местных авторов Текст. / Составитель и редактор И. Г. Истомин. Тюмень, Типография Тюм. облисполкома, 1966. — 272 с.
  158. Ямальский край. Танцевальная сюита Текст. // Ямальские зори. Сборник произведений местных авторов / Составитель и редактор И. Г. Истомин. Тюмень: Типография Тюм. облисполкома, 1966.- С. 195 -222
  159. , К. Общая психопатология Текст./ К. Ясперс- Пер. с нем.- М.: Практика, 1997.- 1053 с.
  160. Douglas, М. Ritual, Tabu und Korpersymbolic: Sozial Antropologische Studien in Industriegesselschaft und Stammeskultur Text. /М. Douglas. Frankfurt, 1974.-315 p.
  161. Shilling, C. The Boby and Social Theory Text. / C. Shilling. -London: Sage, 1993. 283 p.
Заполнить форму текущей работой