Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структура, семантика и тенденции развития наименований лиц по профессии в современном немецком языке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ономасиологическая группа НЛП состоит из центра и периферии. В центре находятся традиционные, официальные, являющиеся стилистически нейтральными, наименования профессий. К периферии относятся неофициальные, стилистически маркированные НЛП, звания, административные должности. Признаками, определяющими своеобразие профессионимов, являются: функциональное предназначение, особенности как номинативных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ (проблемы номинации, категоризации, концептуализации)
  • 1. Антропоцентризм современной лингвистики. Наименование лица как объект лингвистических исследований
  • 2. Ономасиологический подход к исследованию языковых явлений
  • 3. Теория номинации в свете когнитивной лингвистики
  • 4. Влияние объективных и субъективных факторов на образование наименований лиц по профессии
  • 5. Языковая и концептуальная картины мира и их взаимодействие
  • 6. Информационная картина мира и ее влияние на образование новых наименований лиц по профессии
  • ВЫВОДЫ
  • 2. ГЛАВА II. СИНХРОННЫЙ И ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕМЕЦКИХ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ
  • 1. Статус и функции НЛП как фрагмента лексикона. Определение понятия «наименование лица по профессии»
  • 2. Опыт социологической классификации НЛП
  • 3. Структурно-словообразовательная классификация наименований лиц по профессии
    • 3. 1. Основные словообразовательные модели и способы их формирования
    • 3. 2. Опыт когнитивного анализа структурно-словообразовательных моделей НЛП
  • 4. Анализ композитов в НЛП
  • 5. Семантическая классификация наименований лиц по профессии
  • 6. НЛП — эвфемизмы
  • 7. К вопросу о НЛП — неологизмах
  • ВЫВОДЫ
  • 3. ГЛАВА III. КОГНИТИВНЫЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕМЕЦКИХ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ
  • 1. Когнитивный подход к анализу НЛП
  • 2. Концепт применительно к исследованию НЛП
  • 3. Проблемы категоризации и концептуализации наименований лиц по профессии
  • 4. Лингвокогнитивная репрезентация современных немецких профессионимов
  • 5. Элементы фреймового анализа при исследовании наименований лиц по профессии
  • 6. Опыт лингвокультурологического анализа немецких наименований лиц по профессии
    • 6. 1. Национально-культурный компонент в содержании НЛП
    • 6. 2. Метафорическое использование НЛП В характерологической лексике
    • 6. 3. Лингвокультурологическая классификация современных немецких НЛП
  • 7. Тендерный аспект исследования наименований лиц по профессии
  • ВЫВОДЫ

Структура, семантика и тенденции развития наименований лиц по профессии в современном немецком языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертация посвящена всестороннему изучению структуры, семантики и функционирования наименований лиц по профессии в лингвокультурном и социальном контексте современного немецкого языка с учетом когнитивного подхода к языковой семантике.

Выбор темы диссертации обусловлен необходимостью изучения активных процессов словообразования и номинации в немецком языке, которые обусловлены глубокими изменениями в экономическом, социальном и культурном развитии Германии. Эволюционные процессы в обществе теснейшим образом связаны с развитием языка и получают в нем реальное и адекватное воплощение.

Важным в теоретическом и практическом плане является анализ наименований лиц по профессии (далее НЛП), появившихся в новых социально-исторических условиях Германии в процессе социально-экономического развития страны.

Актуальность темы

диссертации определяется необходимостью изучения активных процессов словообразования и номинации в немецком языке, которые обусловлены глубокими изменениями в экономическом, социальном и культурном развитии Германии. Эволюционные процессы в обществе теснейшим образом связаны с развитием языка и получают в нем реальное и адекватное воплощение. Характерные для наименований лиц по профессии динамические процессы неологизации, архаизации, синонимизации, эвфемизации делают эту проблему актуальной для современной лингвистики.

Объектом исследования являются номинативные единицы немецкого лексикона — слова и словосочетания, служащие в качестве НЛП (около 1600 лексических единиц), предмет исследования — описание и анализ корпуса НЛП с когнитивных и лингвокультурологических позиций, отражение изменений, происходящих в лексике немецкого языка и связанных с появлением новых профессий на рынке труда.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном описании структуры, семантики и функционирования НЛП с позиций когнитивной лингвистики и лингвокультурологического анализа языковых явлений. В работе анализируются оценочный характер, тенденции развития данного пласта лексики, отражающие процессы интернационализации и глобализации в современном мировом сообществе. В диссертации предложены взаимосвязанные классификации профессионимов (структурно-словообразовательная, социологическая, лингвокультурологическая, хронологическая классификации). Исходный импульс обогащения лексикона заключен в самом обществе, в ходе развития которого появляются новые профессии, связанные с наукой и техникой, Интернетом, компьютерными технологиями, складываются новые социальные и производственные отношения между людьми. Меняется социальный престиж профессий, возрастает роль рекламы в образовании и распространении НЛП. Некоторые профессионимы по ряду причин дезактуализировались, вышли из употребления. В диссертации рассмотрены актуальные процессы неологизации/архаизации, синонимизации и эвфемизации НЛП, влияние информационной картины мира на их образование и развитие.

Рабочая гипотеза: Важнейшим стимулом развития ономасиологической группы НЛП являются социальные факторы, прогресс в науке, технике и информатизации, которые вызывают к жизни целый ряд новых профессий, поэтому развитие и обогащение НЛП как фрагмента лексикона должно проявляться в процессах дальнейшей дифференциации наименований лица, их синонимизации и эвфемизации. Эту рабочую гипотезу предстоит верифицировать на базе представительной выборки лексического материала.

Цель диссертации — исследовать языковые процессы и результаты количественного расширения и качественного обогащения, дифференциации, синонимизации и эвфемизации ономасиологической группы наименований лиц по профессии в немецком языке, с учетом их семантики и структуры.

В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие конкретные задачи:

— определить (максимально широко) и систематизировать корпус лексических единиц, относящихся к ономасиологической группе «наименования лиц по профессии»;

— выделить подгруппу наименований новых профессий и новых синонимов для обозначения известных профессийисследовать динамику развития и инновационные процессы в области НЛП;

— обосновать комплексную классификацию профессионимов, выделив при этом когнитивные и структурные модели НЛП;

— исследовать когнитивные и лингвокультурологические аспекты НЛП, в том числе их тендерный аспект (особенности структуры и семантики НЛП мужского и женского пола);

— изучить действие механизмов лексической номинации в области постоянно изменяющейся номинативной сферы — наименований лиц по профессии;

— установить основные тенденции развития профессионимов в системе немецкого языка.

Для решения поставленных задач применяются современные методы исследования: дефиниционный анализ, когнитивная методика, фреймовый и прототипический анализ, лингвокультурологические приемы анализа. При обработке эмпирического материала используются современные методы и терминология когнитивистики и лингвокультурологии (понятия концепта, фрейма, прототипа, лингвокультуремы и др.), методы параметрического, социолингвистического, тендерного анализа, количественные подсчеты.

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что она позволяет решить задачу систематизации и кодификации важного фрагмента немецкого лексикона с использованием современных методов и приемов анализа языковых единиц, обогащает новыми данными теории номинации, словообразования и неологизации.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что результаты комплексного анализа НЛП в современном немецком языке, описание процессов синонимизации, эвфемизации и тенденций развития данной ономасиологической группы, а также приложение, содержащее перевод названий новейших профессий на русский язык, рекомендуются использовать в теоретических курсах по лексикологии и словообразованию немецкого языка, при написании дипломных и курсовых работ, в практике подготовки переводчиков, при составлении учебных пособий, словарей и справочников.

Источником языкового материала служат словари и другие лексикографические источники, официальные реестры профессийпрофессиональные и статистические справочникитексты законодательных актовпериодические и рекламные издания, Интернет, произведения публицистической литературы: Englert S. «Die Jobs der Zukunft» (2000) — Hitschfel U., Zimmer U. «Handbuch Berufswahl» (2003) — Hofert S. «Berufe mit Zukunft. Internet-Jobs» (2001) — Krauss R., GroB R. «Wer verdient wieviel?» (1999) — Massow M. «Jobber-Atlas» (2002) — Massow M. «Atlas neue Werbeund Kommunikationsberufe» (2002) — Staufenbiel J., Giesen B. «Berufsplanung fur den IT-Nachwuchs» (2003).

Апробация результатов работы. По содержанию диссертации опубликованы две статьи, тезисы четырех докладов. Результаты работы докладывались на годичных научных чтениях Гуманитарной академии МГСУ «Гуманитарно-социальные знания и технологии в современном обществе» (2003 г.), «Актуальные проблемы гуманитаризации современного социального образования» (2004 г.). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры лексикологии и стилистики немецкого языка МГЛУ.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений.

ВЫВОДЫ.

В наименованиях лиц по профессии отражаются все сферы деятельности общества: производство, наука, культура, социальная организация общества, как и вся лексика, профессионимы реагируют на всевозможные общественные изменения.

В номинативной деятельности людей закладывается фундамент концептуально-языкового видения мира. В процессе номинации находит свое отражение социальный опыт носителей языка, связанный с культурным развитием данного народа и познавательным опытом всего человеческого коллектива. Наименования лиц по профессии являются неотъемлемой составной частью номинативной деятельности, по-своему интерпретирующей внеязыковую и языковую действительность.

Опосредованные мышлением и неразрывно связанные с основными принципами языковой номинации, наименования лица по профессии зависят от профессиональной деятельности и познавательной способности людей, обусловлены языковым выражением результатов познания и взаимодействия внешних и внутренних языковых факторов.

Наименования лиц по профессии — это особая ономасиологическая категория и когнитивная структура, требующая соответствующего поведения, продиктованного конкретными знаниями, профессиональной деятельностью людей, отображая которые они раскрывают существенные признаки объекта. Это наиболее информативные единицы языка на уровне слова и словосочетания.

Когнитивное членение реальности связано с процессами категоризации. В плане категоризации рассматривается появление синонимов в НЛП. Исследуемые единицы развиваются на базе уже существующего лексического материала. Вместе с тем, часть НЛП устаревает и выходит из употребления, часть вытесняется соответствующими синонимами, которые повышают престижность профессии. В данном случае имеют место процессы эвфемизации и языковой мелиорации.

Социальная дифференциация языка, отражающая в его системе социальную структурированность общества, является одной из наиболее осязаемых форм связи между языком и обществом. Социолект, как совокупность языковых особенностей, присущих той или иной социальной группе, обслуживает коммуникативные потребности соответствующих социально ограниченных групп людей. Каждая из них отличается определенными особенностями, свидетельствующими о влиянии социальных условий на содержательную сторону языковых знаков и их прагматику, о принадлежности говорящего к соответствующему социальному или профессиональному сообществу. Социолект является символом групповой принадлежности.

Выявление различных субъязыков основано на широком подходе к понятию лексического субстандарта и естественном разграничении разных социальных групп его носителей. Оно связано с обусловленностью языковых элементов, их ролью в структуре социолекта. В качестве одного из основных факторов подросткового и молодежного социолектов следует рассматривать протестное поведение молодых людей, подталкивающее их к образованию социально-групповых сообществ и формированию социально-возрастных субъязыков.

Одна из важнейших тенденций развития НЛП — это дальнейшая дифференциация наименований лица. Мы выделяем следующие функционально-семантические группировки:

1. по стилевой принадлежности: FuBballspieler — FuBballer — FuBballheini;

2. по эпохам (хронологическая дифференциация): устаревшие — современные: Dienstmadchen — Putzkraft, Reinigungskraft;

3. соотношение: литературный язык — диалект, национальный вариант: Kellnerin — Serviertochter (австр.);

4. по содержанию денотатадальнейшее углубление, экспликация большего количества дифференциальных признаков (сем): Data-Bank-Techniker — Kommunikationsmechaniker;

5. по экспрессивно-стилистическому потенциалу: Frau StorchGeburtshelferin — Hebamme;

6. обогащение содержания (информационная насыщенность, информативность), это вступает в противоречие с тенденцией к языковой экономии: FuBballer — FuBballheini.

Немецким НЛП свойственна также тенденция к «американизации». Увеличение числа интернациональных элементов в НЛП обусловлено влиянием информационной картины мира, потребностями самой жизни, которые, стимулируя многие инновации в языке, являются социальным фактором, непосредственно или опосредованно влияющим на языковую структуру. Основной тенденцией, характеризующей современное состояние языков мира, в том числе и немецкого, является процесс интернационализации и шире — глобализации (это касается и НЛП), затрагивающий различные языковые уровни и представляющий собой общую закономерность функционирования языков в эпоху информационного общества.

Фреймовый анализ новых профессионимов позволяет выделить следующие дефиниционные блоки: результат труда, сфера деятельности, место деятельности, действие, объект действия, специализация. Следует подчеркнуть, что современные профессии более объективно описывают фрейм деятельности: Arbeitsmarktberater — berat zu den Fragen der Berufswahl.

Концептуальный анализ немецких НЛП позволяет сделать следующие выводы: предшествующее НЛП является базовым для следующего (нового) НЛПконцепт развивается последовательно, происходит наращивание признака, знаниянаблюдается поступательность развития профессионимов.

Особенностью НЛП в современном языке является отражение в них двух протвоположных тенденций. Это: 1) тенденция к снижению общественной значимости профессий, 2) тенденция к росту их престижности. В связи с этим можно выделить два процесса:

1. Прежнее название профессии выходит из употребления, в новом названии отражается ее новое содержание: Bauer — Landwirt — AgrarierSekretar — Office-Manager.

2. При синонимической замене названия профессии, престижность которой снижается, новое название как бы повышает ее «рейтинг»: ktinstlerischer Leiter — Art DirektorKrankenhaustechniker — Clinical-EngineerTelefondienstleister — Call-Center-AgentGebaudeverwalter — Facility-Manager.

Тендерный анализ исследуемого материала показал, что новым НЛП свойственно наличие указания и на мужской, и на женский род — 89%, не имеют форму женского рода 11% немецких новых НЛП. Наиболее продуктивным суффиксом для образования новых НЛП женского рода является суффиксin — 92,8%.

Развитие НЛП зависит не только от прогресса науки и техники. Они могут подвергаться изменениям, находясь под воздействием и внешних, и внутренних языковых факторов. Наблюдается тенденция к стиранию национального своеобразия в профессиональной среде, что ведет — как следствие — к исчезновению специфических немецких номинаций. Это может быть объяснено воздействием научно-технического прогресса, влиянием информационной картины мира и все заметнее проявляющейся тенденции к глобализации современного общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Антропоцентричность языка предопределяет особое положение наименований лица в лексике и коммуникации: они всегда находятся в центре языковой системы и речевой активности говорящих. Для анализа их номинативной, словообразовательной и семантической структуры недостаточно только лингвистических подходов. Для этого необходимо учитывать многие экстралингвистические и социолингвистические факторы, социальную и индивидуальную психологию и культуру участников коммуникативного акта, менталитет носителей языка.

Социально-экономические преобразования в объединенной Германии, совершенствование технологических процессов производства на базе широкого внедрения компьютерной технологии и информатизации, возрастающая роль науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста обусловили появление новых профессий на рынке труда, которые нашли свое отражение в современном немецком языке.

Наименования лиц по профессии являются значительной ономасиологической группой, объем и характер которой зависит от уровня социально-экономического развития общества, степени дифференциации и специализации производственных и информационно-технологических процессов. Актуальность исследования обусловливается необходимостью изучения этих лексических единиц, их языковой специфики и коммуникативного использования. Характерные для профессионимов динамические процессы неологизации, архаизации, синонимизации, эвфемизации делают эту проблему актуальной для современной лингвистики.

Настоящее исследование основывается на принципах ономасиологического подхода к анализу языковых явлений, разрабатываемых отечественными учеными. Нами было проанализировано 1600 новых немецких НЛП, возникших за последние 15−20 лет в результате научно-технического прогресса, информационной революции. В диссертации обосновываются различные виды классификаций новых немецких профессионимов: социологическая, структурно-словообразовательная, семантическая, хронологическая, лингвокультурологическая.

Ономасиологическая группа НЛП состоит из центра и периферии. В центре находятся традиционные, официальные, являющиеся стилистически нейтральными, наименования профессий. К периферии относятся неофициальные, стилистически маркированные НЛП, звания, административные должности. Признаками, определяющими своеобразие профессионимов, являются: функциональное предназначение, особенности как номинативных единиц, мотивы и специфика их образования и функционирования. Официальные и неофициальные НЛП являются составной частью лексической системы языка и ее антропонимикона, обладают как общими признаками, так и рядом особых черт. К общим ономасиологическим признакам относятся: этноязычность, знаковость, номинативность, информативность, одушевленность (наименование лица), полоразличительность, индивидоразличительность. Основными ономасиологическими категориями, различающими официальные и неофициальные НЛП, являются: первичность номинации, нормативность, стилистическая нейтральность, а для неофициальных НЛП — вторичность номинации, ее ненормированность, образность, стилистическая окрашенность, словообразовательная окказиональность, неустойчивость. За названными подгруппами антропонимов закреплены разные сферы функционирования: за первыми — официальная, за вторыми — неофициальная. Неофициальные НЛП не всегда зафиксированы лексикографическими источниками.

Информационные ресурсы общества становятся в настоящее время определяющим фактором его развития как в научно-техническом, так и в социальном плане. Степень владения пространством, временем и информацией выступает как один из современных показателей прогресса. Поступательное изменение информационной картины мира привело к появлению новых профессий на рынке труда. Именно в области информационных технологий наблюдается их наибольшее количество, что нашло свое отражение в языке. Информационная картина мира непосредственно воздействует на образование, развитие и употребление современных немецких профессионимов. Со своей стороны инновационные НЛП активно и конкретно влияют на процессы дифференциации, специализации и модернизации информационной картины мира. Эти направленные друг на друга процессы (создание новых профессионимов и совершенствование ИКМ) базируются на принципе взаимной мотивации. Традиционное название профессии, например, Arzt, является общеупотребительным и ближе к разговорному языку, а, например, название профессии Informatiker ближе к термину. Формируется новое направление в науке — профессиология (Berufswissenschaft), которая связана с социологией, психологией, физиологией.

По данным журнала «Deutschland» (№ 1/2001) и по прогнозу «Institut fur Arbeitsmarktund Berufsforschungen» к 2010 году наибольшее количество новейших профессий возникнет в области информационных технологий (так называемые ITund Medienberufe).

Лексика, обозначающая НЛП, — особый слой словарного состава, постоянно развивающийся и изменяющийся. НЛП могут быть регламентированными (нормативными) и нерегламентированными (ненормативными). Регламентированные фиксируются в официальных документах — нормативных, правовых актах. Нерегламентированные включают неофициальные, к официальному употреблению эквиваленты и жаргонизмы. Нерегламентированные НЛП встречаются прежде всего в устной речи, а также в художественной литературе и периодических изданиях. Возможно и такое положение, когда «вчерашние» нерегламентированные НЛП становятся регламентированными и наоборот.

Расширение словарного состава происходит разными путями. Этообразование новых слов по характерным для немецкого языка словообразовательным моделям (т.е. при помощи определенных аффиксов и определенных типов словосложения и словопроизводства), заимствование из других языков, аббревиация, изменение семантического содержания слова (семантическая деривация). Одним из важных способов обогащения лексикона является образование синонимов, в данном случае синонимизация профессионимов. Анализ новых НЛП по типу словообразовательной структуры показал следующие результаты: наибольшее количество представляют сложные НЛП (70%), НЛП, образованные при участии аббревиации (16%), производные (13%). Сложнопроизводные имена и НЛП, образованные путем субстантивации представлены незначительно (0,5%). Наблюдается тенденция к усложнению структуры новых профессионимов.

Анализ исследуемых единиц показал, что суффиксальная модель образования НЛП является наиболее продуктивной. Наряду с традиционными немецкими суффиксами и полусуффиксами используются морфемыiere, -woman, -mannin.

Важное место в обогащении лексики занимают заимствованные слова. В современном немецком языке наблюдается активное влияние английского языка, что объясняется высоким уровнем экономического, социального и политического развития англоязычных стран. Влияние английского языка проявляется в первую очередь в большом количестве прямых заимствований, например (полностью заимствованные НЛП составляют 21% от общего числа новых немецких НЛП): Facility-Manager, IC-Designer. Наблюдается тенденция к известной «американизации» современных немецких НЛП. Высокопродуктивными суффиксами для заимствованных НЛП являются: -ег (12%), -eur (5%), -ist (4,5%), -ant (4%), -or (3,5%), -in (25%). Наиболее продуктивной является модель «заимствованное слово + немецкое» — 10%. В составе немецких профессионимов отражаются тенденции к интернационализации и глобализации языка, затрагивающие различные языковые уровни и представляющие собой общую закономерность развития языков в эпоху информационного общества. Увеличение числа интернациональных элементов в рамках НЛП обусловлено потребностями материально-интеллектуальной деятельности общества, которые, стимулируя многие инновации в языке, являются социальным фактором, непосредственно или опосредованно влияющим на языковую структуру и процессы номинации.

Анализ новых профессионимов показывает повышенную частотность употребления следующих первых компонентов: Computer-, Daten-, DV-, Е (Electronic)-, Info-, IT-, Kommunikations-, Marketing-, Media-, Multimedia-, Online-, SAP-, Software-, System-. Частотность употребления этих компонентов в составе современных немецких НЛП объясняется влиянием информационной картины мира, развитием информационных технологий, дифференциацией современного общества и современного производства.

Факторы, определяющие динамику развития НЛП, заключены в самом обществе, в ходе развития которого появляются новые профессии, связанные с Интернетом, информационными и компьютерными технологиями, и отражающие новые социальные и производственные отношения между людьми. Меняется социальный престиж профессий, возрастает роль научно-производственных инноваций и рекламы в образовании и распространении НЛП. Некоторые профессионимы по ряду причин дезактуализировались и вышли из употребления. В этой сфере постоянно происходят динамические процессы неологизации/архаизации, эвфемизации, синонимизации, в рамках которой разграничиваются мелиоративы и пейоративы. Особенностью НЛП является тенденция к снижению общественной значимости профессий, с одной стороны, и тенденция к повышению престижности, с другой. В связи с этим можно выделить два процесса:

1. Прежнее название профессии выходит из употребления, появляется ее новое содержание: Bauer — Landwirt — AgrarierSekretar — Office-Manager.

2. Синонимическая замена названия профессии, престижность которой снижается, новое название как бы повышает ее «рейтинг»: KrankenhaustechnikerClinical-Engineer. В этом случае можно говорить о процессах эвфемизации.

Необходимость выявления и описания семантических особенностей НЛП диктуется рядом обстоятельств. С одной стороны, это связано со спецификой семантики данных лексических единиц, обусловленной их неоднородностьюстилистической нейтральностью или стилистической маркированностью, функциональным предназначением для официальной или неофициальной сферы общения. С другой стороны, это объясняется меньшей известностью семантических характеристик исследуемых единиц по сравнению с их формальными характеристиками. Особенность семантики анализируемых профессионимов связана с тем, что официальные НЛП являются продуктом официальной сферы профессиональной деятельности человека, а неофициальные НЛП являются продуктом речи непосредственно детерминируемой коммуникативными и номинативными потребностями языкового сообщества.

Наименования лиц по профессии представляют собой благодатный материал для исследования с точки зрения когнитивной лингвистики, так как в них концептуализированы не только знания о собственно человеческой картине мира и отношения к ее фрагментам, но и участие языковых единиц в формировании семантики наименований. В диссертации предпринимается попытка анализа профессионимов с точки зрения композитообразований.

В нашем исследовании мы делим профессии условно на три группы:

I. Традиционные профессии, ремесла (Lehrer, Arzt, Backer, Fleischer, Schmied, Hirt, Bauer, Bierbrauer, Schuhmacher, Koch и др.).

II. Профессии, возникшие в результате научно-технической революции (Industriemechaniker, Werkmeister, Konstruktionsmechaniker, Ingenieur и др.).

III. Современные профессии, возникшие в результате информационно-технологической революции, влиянием информационной картины мира.

IT-Systemelektroniker, Informatikkaufmann, Medientechniker, E-Commerce-Manager, Info-Broker и др.).

В традиционных названиях профессий внутренняя форма наименований не всегда отражает объективную ситуацию деятельности, связанную с профессией. В основе названия нередко лежит неосновной признак: schneidenрезать, кроить. Schneider — Handwerker, der Kleider herstellt. В названии профессии не всегда отражены объективные моменты фрейма.

Наблюдается усложнение структуры новых НЛП, благодаря этому определяется точность содержания и границ профессии. Количественный анализ позволяет сделать следующие выводы: наиболее распространенными являются следующие фреймы — результат труда 28%, действие 24%, место деятельности 16%, сфера деятельности 12%, объект действия 12%. Следует подчеркнуть, что современные профессии более адекватно описывают фрейм деятельности.

Корпус немецких наименований лиц по профессии носит интегральный характер, поскольку в этой ономасиологической группе лексики отражаются все сферы деятельности общества: производство, современные технологии, наука, новейшие системы связи и управления, культура, социальная организация общества. Лингвокультурологический анализ НЛП предполагает учет двух основных факторов внеязыкового воздействия: социальных и культурно-национальных. Социальная детерминированность отражает воздействие социальной среды на язык и речевое поведение людей. Возникновение и функционирование наименований лиц по профессии определяются принципами языковой номинации и обусловлены взаимодействием внешних и внутренних факторов языкового развития.

Тендерный анализ современных немецких профессионимов показал, что исследуемым единицам характерно наличие и мужской и женской форм наименования. Женские профессии представлены небольшим количеством, наблюдается тенденция к уменьшению количества «чисто» мужских профессий. Наиболее продуктивными и часто употребляющимися у женских являются суффиксin и орфографическое новшество, наблюдаемое у заимствованных НЛП и указывающее на их род -(m/w), которое может использоваться также в немецком варианте -(m/f). Следует подчеркнуть, что порядок следования буквm/w илиw/m зависит от того, предпочтительно какой является профессия — мужской или женской.

Осуществленный в диссертации комплексный анализ лексических единиц позволяет сделать вывод о том, что ономасиологическая группа, включающая наименования лиц по профессии, является одним из наиболее динамичных, «креативных», постоянно меняющихся фрагментов словарного состава. Это объясняется как лингвистическими, так и экстралингвистическими причинами.

Словообразовательный, семантический, прагматический, коммуникативно-когнитивный потенциал НЛП, особенности их функционирования подтверждают существенную роль этих образований в лексико-семантической системе современного немецкого языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Семантическая структура наименований лиц женского пола в современном русском языке: Дис.. канд. филол. наук. Елец, 1998.-207 с.
  2. А.С. Наименование спортсменов в русском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 1971. 19 с.
  3. О.И. Неофициальные личные имена в частной переписке и дневниковых записях конца XIX-начала XX века // Ономастика Поволжья, 3. -Уфа, 1973.
  4. А.Н. Имена. Немецкие Антропонимы. Уфа, 2001. — 240 с.
  5. Ю.Д. Избранные труды. Том I.: Лексическая семантика, синонимические средства языка. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1995.
  6. Н.Д. Коммуникативная функция и значение слова // ФН, 1973, № 3.
  7. Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. -М.: 1988.
  8. Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998. — 896 с.
  9. С. Суффиксы деятеля в английском и туркменском языках: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1973. — 29 с.
  10. А.Г. Именные части речи во французском языке: Трудности французской грамматики. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  11. А.А. Лексическая номинация в современном немецком языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Фрунзе, 1979. — 50 с.
  12. В.И., КрысинЛ.П. Социолингвистика: Учебник для вузов. -М., 2001.-439 с.
  13. А.С. Русские имена существительные со значением лица: /Лексический класс и его словарное описание/: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1986.-22 с.
  14. Ю.А. Перифраза // Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М., 1998.
  15. Н.Н. Структура и принципы формирования оценочных категорий. С любовью к языку: Сб. науч. тр. М. — Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский гос. ун-т, 2002. — С. 103−115.
  16. Л.М. Формирование языкового значения: когнитивный подход // Сб. науч. тр. Культура как текст: Сборник научных статей. Смоленск: 2004, Выпуск IV.
  17. Л.М. Когнитивные аспекты словообразования: Автореф. дис.. доктор, филол. наук. -М., 2005, с. 8.
  18. Г. А. Язык и картина мира // Научные доклады высшей школы: Философские науки. -М., 1973. № 3. — с. 19−31.
  19. З.Г. Категориальный спектр в его отношении к картине мира. С любовью к языку: Сб. науч. тр. М. — Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский гос. ун-т, 2002.
  20. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  21. Л.И. Суффиксальное словообразование наименований лиц по профессии в русском и украинском языках: Дис.. канд. филол. наук. М., 1971.-231 с.
  22. B.C. Субстантивированные сложные слова в немецком языке. М-1990.-158 с.
  23. ВацекЙ. Производные имена существительные названия лиц в русском языке в сопоставлении с чешским языком: Дис.. канд. филол. наук. М., 1989.-148 с.
  24. А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -М., 2001.-288 с.
  25. Т.И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания // ВЯ. 2002. — № 4.
  26. В.И. Живое вещество. Биосфера. Человек. М., 1989.
  27. В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). -М., 1972.
  28. В.В. Вопросы современного русского словообразования // Исследования по русской грамматике: Избр. тр. -М., 1975. 559 с.
  29. М.Н. Теория терминологической номинации. МГУ, 1997.
  30. М.Н. Когнитивно-информационная природа термина. МГУ, 2000.
  31. ГакВ.Г. Теоретическая грамматика французского языка. Морфология. М., 1975.
  32. Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций // Языковая номинация (Общие вопросы). -М., 1977.
  33. Гак В. Г. Фразеорефлексы в этнокультурном аспекте // Филологические науки. 1995, № 5.
  34. Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998.
  35. Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. М.: Добросвет, 2000, — 832 с.
  36. Д.П. Логика. -М., 1963.
  37. С.В. Введение в терминоведение. М.: Московский лицей, 1993.-309 с.
  38. В. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человеческого рода // Хрестоматия по истории языкознания в XIX XX вв. Сост. Звегинцев В. А. М., 1956.
  39. ДевкинВ.Д. Аспекты речи. // Вопросы немецкой филологии: Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина, М., 1971. — Том 475.
  40. В.Д. Лексикографический аспект окказионализмов // Лексика и лексикография. Сб. науч. тр. М.: Ин-т языкознания РАН. — 1998. — Вып. 9.
  41. Ю.Д. Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка. М.: Наука, 1988. — 200 с.
  42. O.JI. Развитие нормы и проблемы кодификации вариантов рода профессиональных номинаций: Дис.. канд. филол. наук. М., 1987.
  43. А.В. Сопоставительный анализ стилистически маркированных наименований лиц по профессии в современном немецком и английском языках: Дис.. канд. филол. наук. -М., 1978.
  44. С.А. Когнитивные и номинативные аспекты класса числительных. М., 1992.
  45. Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.-304 с.
  46. Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992. — 221 с.
  47. Г. А. Функции и дисфункции современной русской речи // Русский язык сегодня: Сборник статей / РАН Институт русского языка им. В.В. Виноградова- Отв. ред. Л. П. Крысин. М., 2000. — Вып. 1.
  48. Т.Л. Семантика и мотивированность терминов. М.: Наука, 1977. — 166 с.
  49. КарасикВ.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград, 2002.
  50. КарасикВ.И. Язык социального статуса. М., 2002. -333 с.
  51. Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976. — 216 с.
  52. Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть / Ю. Н. Караулов. М.: ИРЯ РАН, 1999. — 180 с.
  53. Р. Руководство по информационной технологии. Лондон, 1987 // Перспективы информатизации общества. Ч. 2 М., 1989.
  54. Е.В. Сопоставительное исследование наименований лиц по профессии и социальному статусу во французском и русском языках. Дис. канд. фолол. наук. М., 2004,133 с.
  55. Е.В. Сопоставительное исследование наименований лиц по профессии и социальному статусу во французском и русском языках: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 2005. -25 с.
  56. А.В. Тендер: лингвистические аспекты. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 1999. — 180 с.
  57. А.В. Тендерные аспекты языка и коммуникации. Дис.. доктора филол. наук. М. 2000.
  58. Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии: Монография. М.: МГУКИ, 2002. — 230 с.
  59. Е.О. Менедженр он или она? // Сборник тезисов Третьей международной конференции «Тендер: язык, культура, коммуникация», — М., 2003, С. 57.
  60. Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., 1975.
  61. Г. В. Некоторые вопросы семантики языка в гносеологическом аспекте // Принципы и методы семантических исследований. -М., 1976. С. 5−30.
  62. Н.Г. Ономасиология как учение о языковом обозначении неязыковой действительности // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. М., 1968.
  63. В.В. Когнитивная база vs культурное пространство в аспекте языковой личности. // Язык, сознание, коммуникация. М., 1997. — Вып. 1. -С. 128−144.
  64. Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты. //Язык-культура-этнос. -М., 1994.
  65. Л.П. Язык и общество. // Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. -М., 1998.
  66. Е.С. Словообразование // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М.: Наука, 1972.
  67. Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М.: Наука, 1978.- 115 с.
  68. Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М., 1981.
  69. Е.С. Производное слово в лексике и грамматике // Слово в грамматике и словаре. М., 1984.
  70. Е.С. Производное слово как языковая структура представления знаний // Английский лексикон и структуры представления знаний: Сб. науч. тр. МГЛУ. Вып. 429. — М., 1994.
  71. Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М., 1997.
  72. Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике. Обзор // Дискурс, речь, речевая деятельность. -М., 2000.
  73. Е.С. Критерии текста // Текст: структура и семантика. Материаля VIII международной конференции. -М., 2001.
  74. Е.С. Язык и знание. М., 2004.
  75. Т.В. О номинации биологически активных соединений лекарственных растений. С любовью к языку: Сб. науч. тр. М. — Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский гос. ун-т, 2002.
  76. М.Н. Имена лица в американском просторечии //опыт семантического и социолингвистического описания//: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1985. — 15 с.
  77. К.А. Лексикология современного немецкого языка (на нем. яз.). М.: Высшая школа, 1968. — 320 с.
  78. А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. — С. 5−19.
  79. В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.
  80. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
  81. В.А. Лингвокультурология. М., 2004. — 204 с.
  82. К.С. Системные и коммуникативные аспекты номинации лица в современном немецком языке: Дис.. канд. филол. наук. М., 1990.
  83. В.В. О связи лексического и словообразовательного значений слова.: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 1979. 24 с.
  84. Н.Б. Социолингвистика. М., 2000 206 с.
  85. Н.Н. Дискурс-анализ оценочной семантики. Учебное пособие по языкознанию (немецкий язык). М., 1997. — 158 с.
  86. А.И. Наименование лиц по профессии в современном русском языке: Структурно-семантическая характеристика. Автореф. дис.. доктор, филол. наук. Л., 1968. — 27 с.
  87. А.И. О языковой природе термина // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. М., 1970. — С. 127−138.
  88. А.И. О так называемом «обратном словообразовании» // Актуальные проблемы русского словообразования. Том I. — Ташкент, 1975.
  89. В.В. Языковые изменения: причины, механизм и последствия // Тенденции развития в лексике и синтаксисе германских языков: Межвуз. сб. научных статей Самарского гос. ун-та. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 1997. — С. 35−40.
  90. НемченкоВ.Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.-255 с.
  91. М.В. Курс лингвистической семантики. М., 1996.
  92. Г. А. Обратная соотнесенность и обратное словообразование//Актуальные проблемы русского словообразования. Том I. -Ташкент, 1975.
  93. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. М., 1970.
  94. И.Г. О соотношении категории и концепта. Германистика: Состояние и перспективы развития. Тезисы докладов Международной конференции, посвященной памяти профессора Ольги Ивановны Москальской 24−25 мая 2004, Москва 2004 МГЛУ.
  95. И.Г., Гусева А. Е. Лексикология. Современный немецкий язык.-М., 2005.-416 с.
  96. Ю.Г. Пропозициональные модели/структуры// Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
  97. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм реперезентации в обыденном сознании. М., 1989, С. 7.
  98. Ч. Элементы логики // Семиотика. М., 1983. С. 151−210.
  99. Е.М. Словообразовательная категория имен деятеля в английском языке (когнитивный аспект исследования). М., Тамбов, 1999.
  100. Е.М. Новые задачи исследования композиционной семантики производного слова в рамках когнитивно-дискурсивного направления. С любовью к языку: Сб. науч. тр. М. — Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский гос. ун-т, 2002.
  101. В.А. Социальный аспект организации смысла высказывания // Лексика. Лексикография. Научно-технический перевод: Тезисы док. и сообщений науч. совещания. Орел, 1990.
  102. М.М. О понятии языковой личности и условиях ее структуры // С любовью к языку: Сб. науч. тр. Москва Воронеж 2002.
  103. Е.А. Человек как основополагающая величина современного языкознания // Филологические науки. 2002. — № 3.
  104. С.Ю. Номинация лица в обиходном дискурсе. Ярославль 2003.
  105. С.Ю. Неофициальные наименования лица в современном немецком языке. Автореф. дис.. доктор, филол. наук. -М., 2004 55 с.
  106. И.Ф. Об образовании и употреблении имен существительных женского рода названий лиц в современном русском языке: Дис.. канд. филол. наук. -М., 1955. -331 с.
  107. Е.В. Когнитивный анализ предметных имен. Семантика и сочетаемость. М., 2000.
  108. А.А. Введение в языковедение. Изд. 4. — М., 1967.-542 с.
  109. М.М. Характеристика лица в современном немецком языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2005. -20 с.
  110. А.И. Речевая деятельность как преодоление конфликтной ситуации // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 104.
  111. Е.В. Как появляются слова. Немецкая лексика: история и современность. М., 2000. 155 с.
  112. К.М. Семантические пути формирования коллоквиальных словозначений.// Теория и практика описания разговорной речи: Республиканский сборник. Горький, 1979. — Вып. 10. — С. 81−90.
  113. Н.П. Наименования лиц по их деятельности в области изобразительного искусства: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1971.-24 с.
  114. Р.А. Словообразовательные конструкции с личными именами // Александрова Т. С., Добровольский Д. О., Салахов Р. А. Словарь немецких личных имен. Происхождение. Значение. Употребление. М., 2000.
  115. Е.А. Когнитивная ономасиология. Киев, 2000.
  116. .А. Сводимость языков мира, учет специфики конкретного языка, предназначенность описании // Принципы описания языков мира.-М., 1976.-С. 7−52.
  117. .А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М., 1983.
  118. .А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира -М.: Наука, 1988. 216 с.
  119. Г. В. Наименование лиц и их ономасиологические характеристики // Опыт исследования словообразовательных механизмов//: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 1986. -20 с.
  120. Г. В. Наименование лиц и их ономасиологические характеристики // Опыт исследования словообразовательных механизмов //: Дис.. канд. филол. наук. М., 1986. — 188 с.
  121. Т.Ф. Развитие тематической группы наименований лиц по профессии в английском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -Минск, 1986.- 16 с.
  122. М.Д. Аспекты синхронного словообразования // Иностранные языки в школе. 1972. — № 3.
  123. М.Д. Словообразование современного немецкого языка (краткий очерк) // Словарь словообразовательных элементов немецкого языка / Под рук. М. Д. Степановой. -М., 1979.
  124. Ю.С. Номинация, семантика, семиология (виды семантических определений в современной лексикологии) // Языковая номинация (общие вопросы). М., 1977.
  125. А.В. Общая теория имени собственного. М., 1973.-366 с.
  126. А.В., Подольская Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология: вопросы теории. М., Наука, 1989. — 246 с.
  127. Тезисы Пражского лингвистического кружка // Пражский лингвистический кружок. М., 1967.
  128. Н.В. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация. -М., 1977, С. 168.
  129. В.Н. О способах вторичной номинации непрямой и косвенной //Языковая номинация (общие вопросы). М., 1977.
  130. В.Н. Типы языковых значений. М., 1981.
  131. В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. -М., 1986.
  132. В.Н. Роль человеческого фактора в языке // Язык и картина мира. М., 1988, С. 186.
  133. В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. — 288 с.
  134. A.M. Метафорическое использование наименований профессий в характерологических именах. Сб. науч. тр. Лексика и культура. Немецкий язык. Тверь, 1990 г., С. 108−113.
  135. И.С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы // ВЯ. 1984. — № 1.
  136. А.А. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962.
  137. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. -М., 1968.
  138. А.А. Типы словесных знаков. М., 1974.
  139. А.А. Семантика слова. Аспекты семантических исследований. -М., 1980.
  140. А.А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. М., 2002.
  141. Н.Н. Прозвища и личные неофициальные имена: К вопросу о границах прозвища // Имя нарицательное и собственное. М., 1978.
  142. М.Е. Наименование лиц женского пола по профессии в современном немецком языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1999.- 19 с.
  143. М.Е. Наименование лиц женского пола по профессии в современном немецком языке: Дис.. канд. филол. наук. -М., 1999. 221 с.
  144. Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1981.-Вып. X.
  145. P.M., Михеев А. В., Мостовая А. Ю., Рюмина Н. А. Семантика и категоризация. М., 1991.
  146. P.M. Сходство и классификация: некоторые общие вопросы // экспериментальные исследования в психолингвистике. -М., 1992.
  147. P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога // Научно-техническая информация. 1992. Сер. 2. — № 3.
  148. ХалееваИ.И. Гендер в теории и практике обучения межъязыковой коммуникации. Доклады Первой Международной конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация» 25−26 ноября 1999 г. М.: МГЛУ, 2001. — С. 7−11.
  149. В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. СПб: СПбГУ, 2000. — 272 с.
  150. ХохловаИ.В. Концептуализация объекта «снег» посредством внутренней формы слов. Культура как текст. Сборник научных статей. Смоленск: 2004, Выпуск IV.
  151. Е.М. Язык современной французской прессы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991 168 с.
  152. Черкасс М. А Функционально-семантический статус отглагольных имен деятеля в современном немецком языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Львов, 1985. — 24 с.
  153. Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.
  154. Л.А. Наименование лиц по профессии в современном русском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 1967. 19 с.
  155. Л.А. Терминологические наименования лиц в русском языке: Дис.. доктор, филол. наук. Челябинск, 1987. -427 с.
  156. Д.Н. О типах лексических значений слов. Проблемы современной филологии. -М., 1965.
  157. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973.
  158. Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.-335 с.
  159. А.Д. Могут ли слова быть ключом к пониманию культуры // Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.
  160. Г. Избранные статьи по языкознанию, М., 1950. 218 с.
  161. Языковая номинация. Общие вопросы. М., 1977.
  162. Р. В поисках сущности языка //Семиотика. М., 1983.
  163. Р. Избранные работы. М., 1985.
  164. Янко-Триницкая Н. А. Процессы включения в лексике и словообразовании // Развитие германистики и лексики современного русского языка.-М, 1964.-С. 18−24.
  165. BierwischM. Semantische und konzeptuelle Representation lexikalischer Einheiten // Untersuchungen zur Semantik. Berlin, 1983.
  166. Blanar V. The Problem of a system of personal names // Onomastica, r. XV z. 1−2. Wroclaw — Warszawa — Krakow, 1970.
  167. Bolte K.M. Berufsprestige und soziale Schichtung // Studium Generale. Berlin, 1975. Heft 4. S. 246.
  168. Brekle H.E. Generative Satzsemantik und transformationelle Syntax im System der englischen Nominalkomposition. Internationale Bibliothek fur allgemeine Linguistik. — Miinchen: Fink, 1970. — S. 4.
  169. Brinkmann H. Die deutsche Sprache. Gestalt und Leistung. Dusseldorf, 1979.
  170. Chomsky N. Remarks on Nominalisations. Waltham, 1970, P. 184−221.
  171. Daheim H. Soziologie der Berufe. Miinchen, 1979.
  172. EhmannH. Das neueste Lexikon der Jugendsprache. Miinchen: Beck, 2001.- 160 S.
  173. Englert S. Die Jobs der Zukunft. Frankfurt/Main, 2000 — 276 S.
  174. Fleischer W. Tendenzen der deutschen Wortbildung. Deutsch als Fremdsprache. 1972, H. 3.
  175. Fleischer W. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache. 3., iiberarb. Auflage. Leipzig: VEB, Bibliographisches Institut, 1974.
  176. Fleischer W. Aspekte der sprachlichen Benennung. Berlin, 1984. S. 5.
  177. Fleischer W. DDR typische Benennungen und ihre Perspektive.// Die Deutsche Sprache nach der Wende. — Ziirich, 1992.
  178. Givon T. Mind, code and context. Essays in pragmatics. Hillsdale, 1989.
  179. Henzen W. Deutsche Wortbildung. Tubingen, 1978.
  180. Hitschfel U., Zimmer U. Handbuch Berufswahl. Frankfurt/Main, 2003. — 282 S.
  181. HofertS. Berufe mit Zukunft. Internet-Jobs. Frankfurt/Main, 2001 — 182 S.
  182. Humboldt W.v. Gesammelte Schriften. Albert Lertzmann. 1959.
  183. KonigR. Der Beruf als Indiz sozialer Integration // Soziologische Orientierungen: Vortrage und Aufsatze. Koln, Berlin, 1979. S. 191−202.
  184. Krauss R., GroBR. Wer verdient wieviel? Renningen-Malsheim, 1999.-210 S.
  185. KiipperH. Worterbuch der Umgangssprache. Berufsschelten und Verwandtes. Hamburg, 1994. Bd. 4.
  186. Kiirscher W. Zur syntaktischen Beschreibung deutscher Nominalkomposita. Auf der Grundlage generativer Transformationsgrammatiken//Linguistische Arbeiten. Tubingen: Max Niemeyer, -1974, S. 18.
  187. LakoffG. Women, Fire and Dangerous Things: What categories reveal about the mind. London, 1987.
  188. Langacker R.W. Concept, image, and symbol. The cognitive basis of grammer. Berlin, 1991.
  189. Massow M. Jobber-Atlas. Munchen, 2002. — 768 S.
  190. Massow M. Atlas neuer Werbe- und Kommunikationsberufe. Munchen, 2002. — 402 S.
  191. Muller-Thurau C.P. Lass uns mal 'ne Shnecke angraben. Sprache und Sprxche der Jugendszene. Dtisseldorf/Wien, 1983.
  192. OksaarE. Berufsbezeichnungen im heutigen Deutsch. Diisseldorf, 1976.-275 S.
  193. OrtnerL. Projekt «Kompositionen und kompositionsahnliche Strukturen im Deutschen"/ Mitteilungen des Instituts fur deutsche Sprache. Mannheim, 1980, S. 55.
  194. Quadri В.: Aufgaben und Methoden der onomasiologischen Forschung. Bern, 1952. 136 S.
  195. Staufenbiel J., Giesen B. Berufsplanung fur den IT-Nachwuchs. -Koln. 442 S.
  196. Taylor J.R. Linguistic categorization: Prototypes in Linguistic Theory. Oxford, 1989.
  197. Weisgerber L. Das Problem der inneren Sprachform und seine Bedeutung fur die deutsche Sprache. Diisseldorf, 1970. S. 46.
  198. Weisgerber L. Die geistige Seite der Sprache und Ihre Erforschung. Dusseldorf, 1971.-228 S.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ
  199. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.-608 с.
  200. В.Д. Немецко-русский словарь разговорной лексики. М., 1994.-768 с.
  201. Краткий словарь когнитивных терминов. Под редакцией Е. С. Кубряковой. М. 1996.204. а) Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. — 685 с. б) Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М., 1980.- 1600 с.
  202. Д.Г. Немецко-русский фразеологический словарь. М., 2002.-346 с.
  203. В.Н. Основные понятия словообразования в терминах: Краткий словарь-справочник. Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1985. — 208 с.
  204. Н.В. Словарь русской ономастической терминалогии. -М., 1988.-192 с.
  205. Словарь немецких личных имен: Происхождение, значение, употребление / Авторы-составители: Т. С. Александрова и др. М., 2000. — 248 с.
  206. М.Д. Словарь словообразовательных элементов немецкого языка. М., 2000. 536 с.
  207. Deutsches Universalworterbuch. Mannheim, 2001. 1892 S.
  208. МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ФОРМАТА
  209. Callcenter Jobs, vyww. iobchance-callcenter.de
  210. Elektronikbranche, www.elektroniknet.de/iobs
  211. Informatiostechnik, www. computeriobs24. de214. newjob. de und www.webjob.de/stellenmarkt/index.htm
  212. Kommunikationbranche, www. de/iobs/index.
  213. Multimedia, www.dmmv.de/iob/iobboerse.htm
  214. Pflegeberufe, www.sozialberufe.de/frames.html
  215. Telekommunikation, Informationstechnik, Multimedia, Unterhaltung, www.iobplanet.de
  216. Telekommunikation, www.iobtel.vatm.de/content/stellen.htm1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ1. Der Spiegel 1999−20 042. Stern 2001 20 053. Die Zeit 2001−20 054. Deutschland 2000 20 055. Kurier 2004
Заполнить форму текущей работой