Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дифференцированная методика физического воспитания старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлено, что у старших дошкольников нормостенического типа телосложения развитие двигательных способностей происходит равномерно, о чем свидетельствуют данные всего перечня тестов используемых для оценки уровня физической подготовленности. В среднем за время эксперимента достоверное улучшение результатов в тестах характеризующих силовые способности произошло на 103,9% у мальчиков и 100,7… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Физическая культура в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Дифференцированный подход в системе дошкольного физического воспитания
    • 1. 3. Соматотин как морфологическое проявление конституции
    • 1. 4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
    • 1. 5. Спортивная акробатика как одно из средств всестороннего и гармонического развития, ее влияние на организм детей
    • 1. 6. Состояние здоровья детей Республики Саха (Якутия)
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Анализ состояния физического воспитания в сельских муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутии)
    • 3. 2. Анализ показателей характеризующих заболеваемость детейаршего дошкольного возраста в МДОУ «Кыталык» и «Чуоранчик» Чурапчы

    ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВННОЙ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКИ

    4.1. Обоснование экспериментальной методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов.

    4.2. Анализ эффективности воздействия экспериментальной методики на физическое состояние старших дошкольников различных соматотипов.

    4.3. Воздействие дифференцированной методики на психоэмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов.

    4.4. Изменения показателей, характеризующих заболеваемость старших дошкольников различных соматотипов.

    Выводы.

Дифференцированная методика физического воспитания старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Несмотря на то, что совершенствованию средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста посвящено значительное число работ, еще целый ряд методических проблем, касающихся компенсации дефицита двигательной активности дошкольников и предварительной их подготовки к занятиям спортивной деятельностью, остается нерешенным (В.М. Варшай, 1990; Л. П. Матвеев, 1991; А. Г. Сухарев, 1991; С. Б. Шарманова, 1995).

В последнее время в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (МДОУ) на фоне общей интенсификации учебного процесса наметилась тенденция снижения объёма двигательной активности детей, что, безусловно, является одной из причин продолжающегося роста заболеваемости (О.В. Силина, 1991; А. Г. Сухарев, 1991; Ю. И. Родин, 1998). Кроме того, с вводом авторских программ по дошкольному физическому воспитанию, предусматривающих организацию занятий на базе определенного вида спорта, возникает множество вопросов по их реализации. Такие ныне практикуемые программы дошкольного образования, как: «Детство», «Радуга», «Истоки», к сожалению, ответов на эти вопросы не дают (С.Б. Шарманова, 1995; П. А. Виноградов, 1996; С. А. Руденко, 1999).

Следует отметить и то, что одной из сложных проблем сегодня продолжает оставаться выбор способов измерения оздоровительной эффективности разрабатываемых средств и методов физической подготовки детей дошкольного возраста. Совершено очевидно, что оценка этой эффективности должна осуществляться не столько традиционными показателями двигательной подготовленности детей дошкольного возраста (контрольные нормативы), сколько уровнем развития определенных функциональных систем [1 свойств организма, обеспечивающих то или иное состояние здоровья.

Ю.Ф. Кутафин, 1990; М. Тобиас, М. Стюарт, 1994; Ф. В. Кудрявцев, 1998; Э. Я. Степаненко, 2001).

Современные исследования (Л.П. Додонова, 1991; Ф. В. Маркин, 1993; С. А. Жафярова, 1998; В. Д. Сонькин, 1999) доказывают следующее: многие морфологические, функциональные и двигательные характеристики человека обусловлены типом его конституции. Установленный факт является медико-биологическим основанием дифференцированного подхода к системе дошкольного физического воспитания, который предполагает разработку педагогических нововведений с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Учет индивидуально-типологических особенностей индивида в процессе массового физического воспитания является наиболее доступным методом дифференциации.

Анализ научно-методической литературы показал, что рекомендации по дифференциации развития двигательных способностей старших дошкольников, построенные на учете индивидуально-типологических особенностей организма человека, в настоящее время неполны и часто противоречивы (Б.А. Никитюк, 1989; В. Д. Сонькин, 1999; В. В. Зайцева, 2005 и т. д.), что актуализирует продолжение исследований в данном направлении.

Значимость настоящей работы заключается также в дополнении перечня традиционно используемых в программах физического воспитания муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (далее МДОУ) средств акробатики, так и упражнений спортивной акробатики (парные и танцевально-хореографические упражнения) с целью обоснования дифференцированной методики и ее применения в процессе физического воспитания старших дошкольников различных соматотипов.

Объект исследования: процесс физического воспитания, организуемый в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследования: показатели развитости основных двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста различных соматотинов, изменяющиеся в процессе внедрения методики, основанной на использовании средств спортивной акробатики.

Цель исследования — совершенствование процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов на основе использования средств спортивной акробатики.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование средств спортивной акробатики в практике работы по физическому воспитанию старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей повысит эффективность процесса физического воспитания и окажет положительное влияние на динамику двигательной подготовленности, физическое развитие и показатели здоровья. Методологической базой исследования являются:

— учение о всестороннем развитии личности (Я.А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, И. Г. Песталоцци, и др.);

— основные научные положения в области педагогики детей дошкольного возраста (J1.H. Пензулаева, Р. Б. Стеркина, Е. А. Аркин, JI.P. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов, С. Б. Шарманова, Э. С. Вильчковский, M.IO. Кистяковская и др.);

— теория и методика ФВ и спорта детей дошкольного возраста (Б.А. Ашмарин, А. А. Гужаловский, В. И. Лях, В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов, В. М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский);

— теория коллективной деятельности (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ский, Ю. С. Мануйлов, С. Т. Шацкий, и др.);

— научные положения в области конституциональной типологии (Т.В. Панасюк, М. В. Черноруцкий, Б. А. Никитюк, С. А. Жафярова, Л. П. Додопова, В. Ф. Маркин, В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева и др.).

Научная новизна полученных результатов состоит: в модификации существующих программ физического воспитания в МДОУ с целью достижения гармонизации процесса физического воспитания старших дошкольниковв научном обосновании эффективности дифференцированной методики физического воспитания старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики. в доказательстве значимости применения парно-групповых упражнений спортивной акробатики в процессе физического воспитания старших дошкольников для формирования качественных показателей двигательной подготовленности их психоэмоционального состояния и повышение уровня здоровья.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики дошкольного физического воспитания положениями, свидетельствующими о возможности более качественного педагогического воздействия на повышение двигательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов на основе использования средств спортивной акробатики.

Практическая значимость. Результаты исследования значимы для системы дошкольного физического воспитания, так как позволяют обеспечить реализацию дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами спортивной акробатики с учетом их соматотипов. Физическое воспитание дошкольников, спланированное с учетом их индивидуально-типологических особенностей, обеспечивает более качественный рост показателей двигательной подготовленности, а так же положительно влияет на уровень здоровья детей. Полученные данные о развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов могут учитываться при разработке дифференцированных нормативных требований.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации обсуждены на научно-практических конференциях (Республика Саха Якутия, 2005 г), межрегиональной научно-методической конференции (Хабаровск, 2006 г). Основные положения работы нашли отражение в четырех научных публикациях, в том числе — в рецензируемом научном издании «Физическая культура» (01.01.2007). Материалы исследования внедрены в практику работы детского сада «Кыталык» и «Чуоранчик» в форме методических рекомендаций и указаний по организации физического воспитания с использованием средств спортивной акробатики (приложение № 9, 10).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В современных дошкольных образовательных учреждениях процесс физического воспитания осуществляется на фоне неудовлетворительного состояния здоровья детей, не отвечает требованиям семьи и общества и нуждается в более качественном подборе применяемых средств и методов физической подготовки, адекватных возрасту, двигательной подготовленности и физическому развитию данного контингента.

2. Достижение более высоких показателей двигательной подготовленности, физического развития, возрастание мотивации к занятиям физической культурой и снижение показателей заболеваемости детей старшего дошкольного возраста обеспечиваются за счет внедрения дифференцированной методики физического воспитания, учитывающей их соматические типы и включающей использование средств спортивной акробатики.

ВЫВОДЫ.

1. В ходе исследования выявлена неудовлетворенность методистов и родителей постановкой процесса физического воспитания в сельских МДОУ Республики Саха Якутии. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что вопросам физического воспитания в сельских МДОУ Якутии уделяется недостаточно внимания, на что указывает 61% респондентов, задействованных в опросе.

2. Разработана и апробирована методика физического воспитания на основе использования средств и методов спортивной акробатики, позволяющая дифференцированно с учетом соматотипов воздействовать на организм старших дошкольников.

3. Применение дифференцированной методики в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов посещающих МДОУ позволяет сформировать у детей устойчивую мотивацию к физкультурным занятиям, ее уровень в ЭГ мальчиков в сравнении с показателями КГ стал выше на 22,4% (Р<0,05), а у девочек на 31,5% (Р<0,05). Достоверно ниже в экспериментальных группах (по отношению к контрольным) стали показатели ситуативной тревожности у мальчиков на 36,5%, а у девочек на 33,3%. При этом у мальчиков и девочек ЭГ отмечено достоверное повышение активности на 9,3% и 8,9% соответственно.

4. Установлено, что у старших дошкольников гиперстенического типа телосложения, организм наиболее восприимчив к развитию силовых качеств и гибкости. Прирост показателей силы в подгруппе мальчиков по результатам выполнения различных тестов (динамометрия правой и левой кисти, сгибание-разгибание рук, удержание рук и ног лежа на животе) в среднем составил 88% (Р<0,05), а в подгруппе девочек 84,7% (Р<0,05) — гибкости («наклон вперед», «мост») — 51,8% (Р<0,05) у мальчиков и 66,1% (Р<0,05) у девочек. Организм детей гиперстенического типа менее восприимчив к средствам направленным на развитие быстроты.

5. Исследовано, что организм старших дошкольников астенического типа телосложения наиболее восприимчив к развитию быстроты (бег 30 м), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) и выносливости (бег 300 м). Прирост показателей быстроты у мальчиков в этом случае составляет 13,8% (Р<0,05), а у девочек 17,3% (Р<0,05) — в проявлении скоростно-силовых качеств 15,8% (Р<0,05) в подгруппе мальчиков и 17,7% (Р<0,05) у девочеквыносливости, соответственно указанным подгруппам 20,4% и 20% (Р<0,05). Установлено, что дети астенического типа телосложения, менее восприимчивы к развитию силовых качеств и гибкости.

6. Выявлено, что у старших дошкольников нормостенического типа телосложения развитие двигательных способностей происходит равномерно, о чем свидетельствуют данные всего перечня тестов используемых для оценки уровня физической подготовленности. В среднем за время эксперимента достоверное улучшение результатов в тестах характеризующих силовые способности произошло на 103,9% у мальчиков и 100,7% у девочек, в проявлении гибкости соответственно на 56,3 и 50% и в координационных способностях соответственно на 61 и 73%. Результативность дошкольников нормостенического типа телосложения в беге на 30 м за время эксперимента повысилась на 18,7% (Р<0,05) у мальчиков и на 20,9% (Р<0,05) в подгруппе девочек, в проявлении скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) мальчики приросли на 19,6% (Р<0,05), а девочки на 22,7% (Р<0,05). В беге на выносливость улучшение результатов у мальчиков и девочек нормостенического соматотипа соответственно произошло на 28% (Р<0,05) и 19,2% (Р<0,05).

7. Установлено, что к концу исследования показатели, характеризующие заболеваемость мальчиков и девочек экспериментальных групп различных соматотипов, оказались ниже, чем в КГ, что подтверждает эффективность предложенной методики.

Практические рекомендации.

1. Организация процесса физического воспитания старших дошкольников разных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики, предполагает предварительное разделение детей на группы в соответствии с их соматотипом. Основой для этого должны стать данные медицинского осмотра и соматотипирования (для определения соматотипов рекомендуем использовать методику М.В. Черноруцкого).

2. При отработке групповых упражнений следует исходить из того, что для «верхних» следует отбирать — астеников, для «средних» — нормостени-ков, для «нижних» — гиперстеников. Подбор партнеров с учетом их соматотипов позволяет эффективнее обучать акробатическим упражнениям, развивать необходимые двигательные качества.

3. На начальном этапе подготовки старших дошкольников (до начала применения специальных упражнений) следует предусматривать повышение уровня общей подготовленности, предполагающей укрепление мышц туловища. Выполнение специальных упражнений в большом объеме должно предусматривать невысокий темп движений. Объемные нагрузки лучше всего сочетать с упражнениями на расслабление и гибкость.

4. Объективность оценки уровня развития двигательных качеств должно обеспечивать комплексное тестирование, которое необходимо проводить не реже 2 раз за учебный год. Информация о физической подготовленности старших дошкольников позволяет обоснованно определять индивидуальные (типовые) нагрузки, вносить коррективы в учебный процесс, следить за динамикой развития физических качеств.

5. При выполнении акробатических упражнений необходимо особое внимание уделять рациональному дыханию. Во время выполнения акробатических упражнений ритм и глубина дыхания должны сочетаться с амплитудой и темпом движения. При выполнении упражнений динамического характера дыхание может быть произвольным.

6. Учитывая возрастные особенности дошкольников, занятие по спортивной акробатике рекомендуется проводить в форме игры. Игры со специальной акробатической направленностью можно объединить одним игровым сюжетом. Например, «земляне», шли «в одной связке», и совершили «ритуал» и т. д., способствует активному развитию физических качеств и двига-тельно-суставной чувствительности.

7. При проведении занятий с детьми дошкольного возраста 6−7 лет различных соматотипов, рекомендуется учитывать следующие особенности: наличие зеркал в зале, это способствует правильному выполнению акробатических упражнений в паре, наличие гимнастических матов, для подстраховки на сходах, приземлениях, наличие такого акробатического инвентаря как «стоялки», для развития статической выносливости силы мышц рук и плечевого пояса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. Е. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта : информ.-метод. материалы: в 4 ч. Текст. /Е. Е. Антипов, Б. А. Никитюк. М.: СпортИНФОРМ — ГЦОЛИФК, 1990. — 77 с.
  2. , Ю. И. Физическая культура и здоровье : учеб. пособие.
  3. Ч. 1 Текст. / Ю. И. Арестов. М.: МГТУГА, 1995. — 128 е.: ил. — ISBN 586 311 049-Х.
  4. , И. А. Основы возрастной периодизации // Возраст, физиология Текст. / [И. А. Аршавский и др. — редкол.: В. Н. Никитин и др.] - Акад. наук СССР. Л., 1975. — С. 5−67. — (Руководство по физиологии).
  5. , И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития : Основы негэнтропийной теории онтогенеза Текст. / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. — 270 с.: ил. — Библиогр.: с. 252−269.
  6. , Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры) Текст. / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с. — Библиогр.: с. 222.
  7. , Н.А. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера: эколого-физиологические механизмы Текст. /Н. А. Агаджанян, Н. Ф. Жваввый, В. II. Ананаьев. -М.: «КРУК», 1998. 240 с.
  8. , Г. Л. Оценка физического развития: методология и практика поисков критерия оценки Текст. / Г. Л. Апанасенко // Гигиена исанитария. 1983.-№ 12.-С.51 -53.
  9. , В. К. Ваши дети: кн. для родителей Текст. / В. К. Бальсевич. М: Физкультура и спорт, 1985. — 159 с.: ил. — (Физкультура и здоровье).
  10. , В. К. Физическая активность человека Текст. / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. — Киев: Здоров’я, 1987. — 224 е.: ил. — Биб-лиогр.: с. 214−221.
  11. , В. К. Физическая культура для всех и для каждого Текст. / В. К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 е.— Библи-огр.: с. 203−206. — ISBN 5−278−64−3.
  12. , М.С. Здоровье и воспроизводство населения Текст. / М. С. Бедный // Экономические, экологические и демографические проблемы здоровья (методологический аспект). М., 1984. — Ч.1.- С. 23−25.
  13. , В. В. Физическое развитие и соматические типы в период роста Текст. // Труды четвертой научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М, 1960. — С.27−32.
  14. , В.В. Закономерности относительного роста как основного фактора формообразования в позднем (постэмбриональном) онтогенезе Текст. / В. В. Бунак // Труды VI Всесоюз. съезда анатомов, гистологов и эмбриологов. Т. 1. — Харьков, 1961. — С. 29−36.
  15. , Н. А. О ловкости и ее развитии Текст. / Н. А. Берн-штейн — публ. подгот. И. М. Фейгенбергом. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -288 с.: ил.-ISBN 5−278−339−1.
  16. , Н. А. О построении движений Текст. / Н. А. Бернштейн. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.: ил.
  17. , Е. В. Исследование функции равновесия тела и пути ее совершенствования при занятиях художественной гимнастикой: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 Текст. / Е. В. Бирюк М., 1972. — 29 с.
  18. , А. А. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных особенностей двигательных функций: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / А. А. Бишаева М., 1976. — 22 с.
  19. , Г. А. Художественная гимнастика в школе Текст. / Г. А. Боброва. — М.: Физкультура и спорт, 1978. 208 е.: ил.
  20. , Г. А. Художественная гимнастика в спортивных школах Текст. / Г. А. Боброва. — М.: Физкультура и спорт, 1974. 264 с.: ил., нот.
  21. , И. П. О вращательной адаптации вестибулярного аппарата Текст. // Физиол. журн. СССР. 1955. — Т. 19, № 5. — С. 56−58.
  22. , В. Н. Спортивная акробатика : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. [Текст] / В. Н. Болобан. Киев: Выща школа, 1988. — 166, 1. с.: ил. — Библиогр.: с. 165−166. — ISBN 5−11−216−9.
  23. , JI. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для сред, пед. учеб. заведений Текст. / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. М.: Академия, 1997. — 240 с. — (Педагогическое образование). — ISBN 57 695−0038−8.
  24. , Е. Я. Структура, методы и оценки, уровни развития и пути совершенствования равновесия у спортсменов : учеб. пособие Текст. / Е. Я. Бондаревский, Б. А. Нариманов. М.: ГЦОЛИФК, 1981. — 56 с.
  25. , Е. В. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте : автореф. дне.. канд. пед. наук: 13.00.04 Текст./Е. В. Брянчина-М., 1997.-22 с.
  26. , А. И. «Чувство времени» как средство саморегуляции сложнокоординационных действий (на примере спортивной гимнастики): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04Текст. / А. Ю. Бузюн -М., 1982. -22 с.
  27. , Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость : пособие для воспитателя дет. сада Текст. / Е. Н. Вавилова. — М.: Просвещение, 1981. 96 с.: ил. — Библиогр.: с. 95.
  28. , Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : пособие для воспитателя дет. сада Текст. / Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1986. — 125, [3] с.: ил. — Библиогр.: с. 127.
  29. , А. Психологическое развитие ребенка Текст. / А. Валлан. -М.: 1967.-125 с.
  30. , Г. А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближнего развития» ребенка Текст. / Г. А. Варданян. М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
  31. , В. К. Проблемы воспитания подрастающего поколения Текст. / В. К. Велитченко. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 196 с.
  32. , Б. М. Психология восприятия Текст. / Б. М. Велич-ковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 246 с.: ил.
  33. , Л. А Достижения в изучении психического развития ребенка Текст. // Дошк. воспитание. 1987. -№ 11. — С. 56−60.
  34. , Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка Текст. // Воспитание детей в игре: [сб. ст]. М., 1994. — С. 4−7.1.BN 5−85 449−060−9.
  35. , H. Н. Физическая культура личности : (проблемы, чело-веч. телесности: методол., социал.-филос., пед. аспекты) Текст. / Н. Н. Ви-тизей — ред. В. И. Столяров. Кишинев: Штиинца, 1989. — 107 с. — ISBN 5376−283−1.
  36. , Э. С. Развитие двигательной функции у детей Текст. / Э. С. Вильчковский. Киев: Здоров’я, 1983. — 205 с.: ил. — Библи-огр.: с. 204.
  37. , В. В. Развитие психомоторных способностей у школьников Текст. / В. В. Волков, В. П. Озеров // Конференция молодых научных сотрудников. -М., 1975.-С. 106−110.
  38. Воспитание детей дошкольного возраста Текст. / [Jl. Н. Проколи-енко и др.- редкол.: JI. Н. Проколиенко и др.]. — Киев: Рад. шк., 1991. 368 с.-ISBN 5−330−1 654−6.
  39. , В. Г. Типология физического развития детей в свете акселерации роста и развития поколений: автореф. дис.. д-ра биол. наук Текст. / В. Г. Властовский. М., 1971. — 39 с.
  40. , JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк: кн. для учителя Текст. / JT. С. Выготский — [послесл. В.В. Давыдова]. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 90, [2] с.: ил. — Библиогр.: с. 92.-ISBN 5−09−3 428−1.
  41. Выготский, J1. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. // Воир. психологии. — 1966. -№ 6. С. 62−76.
  42. , В. М. Физическая культура как составная часть общей культуры Текст. // Спорт в современном обществе / [В. М. Выдрин и др.] -под общ. ред. В. М. Выдрина. М., 1980. — С. 8−26.
  43. , П. Я. Экспериментальное исследование внимания Текст. / П. Я. Гальперин, С. Я. Кобылицкая. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.- 101 с.-Библиогр.: с. 95−100.
  44. Гевара Перез, X. Э. Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменов высшей квалификации в художественной гимнастике: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 Текст. / X. Э. Гевара Перез М., 1999. — 23 с.
  45. , С. Г. Развитие восприятия времени под влиянием специальных упражнений Текст. // Материалы совещания по вопр. психологии / АПН РСФСР. М., 1957. — С. 206.
  46. , Т. Н. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств: лекции Текст. / Т. Н. Герасимова, Л. А. Павлычева. М.: ГЦОЛИФК, 1991. — 22 с.
  47. , Л. Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания Текст. / Л. Д. Глазырина. Минск: НМ Центр, 1995. -240 с.
  48. , Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошк. учреждений Текст. / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. М.: ВЛАДОС, 2001. — 175 с.: ил. — Библиогр.: с. 173−174. — ISBN 5−691−186−8.
  49. , М. А. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 191, 1. с. 34: ил. — Библиогр.: с. 189.
  50. , О. П. Общие основы физиологической активности человека : учеб. пособие Текст. / О. П. Головченко. Омск: СибГАФК, 1998.-32 с.
  51. , К. X. За совершенствование системы физического воспитания учащихся общеобразовательных школ Текст. / К. X. Грантынь, Н. И. Понамарев, С. В. Янанис // Теория и практика физ. культуры. 1962. — № 5.-С. 12−30.
  52. , Ю. И. Обоснование путей повышения физической подготовленности школьников Крайнего Севера: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / Ю. И. Гончаров М., 1978. — 20 с.
  53. , О. М. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста с направленностью на развитие творчества : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 Текст. / О. М. Гребенникова СПб., 1998. -16 с.
  54. , Н. А. Психологическая подготовка юных гимнастов : метод, разраб. Текст. / Н. А. Григорьянс. М.: [б. и.], 1993. — 40 с.
  55. , А. А. Повышение скоростно-силовой подготовленности юных квалифицированных фигуристов при испытании тренажерных устройств : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 Текст. / А. А. Гросс- ЦНИИС.-М., 1992.-24 с.
  56. , В. П. Что может ваш ребенок Текст. / В. П. Губа. — М.: Совет. спорт, 1991. — 31, [2] с.: ил. (Физкультурная библиотечка родителей). -ISBN 5−85 009−262−5.
  57. , А. А. Развитие двигательных качеств у школьникам Текст. / А. А. Гужаловский. Минск: Народ, асвета, 1978. — 88 с.
  58. , В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. Текст. / В. В. Давыдов- АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239, 1. с.: портр. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР).
  59. , Р. Н. Методика соматотипирования детей и подростков Текст. / Р. Н. Дорохов, В. Г. Петрухин. Малаховка: Физкультура и спорт, 1991.-30 с.
  60. , О. А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе : учеб. пособие Текст. / О. А. Двейрина — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПБ.: СПБ ГАФК, 2000. — 47 с.
  61. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников Текст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена — [сост. Н. А. Ноткина]. СПб.: Образование, 1993. -36 с.: граф. — Библиогр.: с. 35.
  62. Детская спортивная медицина Текст. / [Абросимова Л.И. и др.] - под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1980. — 439 с.: ил. — Библиогр.: с. 425−439.
  63. Детская спортивная медицина: рук. для врачей Текст. / [Абросимова Л.И. и др.] - под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Медицина, 1991. — 558, 1. с.: ил. — Библиогр.: с. 537−547.-ISBN 5−225−1 024−5.
  64. , В. Е. О возрастной и географической изменчивости показателей величины и формы тела мужчин в некоторых этногеографических группах населения СССР Текст. / В. Е. Дерябин // Вопросы антропологии. -1983.-Вып. 72. -С. 30−41.
  65. , К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка Текст. / К. В. Динейко 2-е изд. — Минск: Полымя, 1982. — 142 е.: ил., портр. -Библиогр.: с. 139.
  66. , JI. П. Морфофункциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у детей в пре и пубертатном периоде онтогенеза Текст.: Автореф. дис канд. биол. наук. I I., 1991. — 20 с.
  67. , В. И. Движения для здоровья Текст. // Физкультура и спорт. 1989. — № 2 — С. 3−94.
  68. , С. С. Техника определения типов конституций у детей и подростков Текст.// Оценка типов конституции у детей и подростков. М, 1975. — С.45−55.
  69. , О. П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб. [и др.]: Питер, 2000. — 554 с.: ил. — (Практикум по психологии). — Библиогр.: с. 547−554.-ISBN 5−272−115-Х.
  70. , Е. Е. Анатомо антропологическая характеристика физического статуса учащихся республиканского хореографического училища Саха (Якутия) Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / Е. Е. Егорова. -Красноярск, 2001.- 19 с.
  71. , А. С. Исследования координационных способностей и методов их совершенствования у юных гимнастов Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / А. С. Жуков М., 1969. — 16 с.
  72. , С. А. Конституциональные особенности детей и подростков Текст. /С.А. Жафярова М., 1998. — 30с.
  73. , М. JI. Особенности развития координационных способностей у юных гимнастов 9−10 лет на начальном этапе обучения Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / М. JI. Журавин — Л., 1976. 22 с.
  74. , А. В. Психическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника Текст. // Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост. М. О. Шуаре. М., 1992. — с. 52−62.
  75. , А. В. Развитие произвольных движений Текст. / А. В. Запорожец. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 430 с.: ил.
  76. , В. М. Основы спортивной метрологии Текст. / В. М. Зациорский. -М.: Физкультура и спорт, 1979. — 159 с.: ил.
  77. , В. А. Подготовка юных гимнастов 11−12 лет с учетом особенностей силы и вестибулярной устойчивости Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Золотухин В. А. Малаховка, 1985. — 23 с.
  78. , М. М. Психолого-педагогические системы контроля и коррекции техники выполнения сложнокоординационных упражнений художественной гимнастики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.04 / М. М. Иевлева М., 1995. — 18 с.
  79. , Е. П. Координационные способности и методика их развития Текст. // Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие для фак. физ. воспитания пед. ин-тов / [Б. А. Ашмарин и др.] - под ред. Б. А. Ашмарина. М., 1979. — С. 207
  80. , Е. П. Практикум по психологии : метод, указания к изучению психомоторики Текст. / Е. П. Ильин. -JI.: [б. и.], 1980. -150 с.
  81. , Е. П. Психофизиология физического воспитания : (факторы, влияющие на эффективность спортив. деятельности): учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2114 «Физ. воспитание». [Текст] / Е. П. Ильин. М. :
  82. Просвещение, 1983. —223 с.: ил.
  83. , Е. П. Структура психомоторных способностей // Психомоторика: сб. науч. тр. Текст. / под ред. Б. А. Ашмарина и Е. П. Ильина. JL, 1976.-С. 14−22.
  84. , М. Г. Дифференцированный подход в теории и практике ФВ в школе Текст. // Проблемы дифференцированного подхода к ФВ учащейся молодежи. Тула, 1992. — С. 22−33.
  85. , Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека Текст. / Т. В. Карсаевская. JL: Медицина, 1970.-270 с.
  86. , Ю. В. Роль вестибулярного анализатора в двигательной деятельности спортсмена : учеб. пособие Текст. / Ю. В. Катуков, Г. А. Шо-рин. Омск: [б. и.], 1990. — 38 с.
  87. , Е. В. Совершенствование воспитательной работы с юными спортсменами на основе учета социально-психологических особенностей спортивных групп Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Киселева М., 1994. — 24 с.
  88. , М. Ю. Значение двигательной активности Текст. // Дошк. воспитание. 1980. -№ 12.-С. 33−36.
  89. , М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка : (роль анализатора в формировании высш. нерв, деятельностиребенка) Текст. / М. М. Кольцова. М.: Педагогика, 1973. — 143 с. — Библиогр.: с. 136−142.
  90. , Т. С Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей Текст. // Дошк. воспитание. № 10. — 1998.- С. 65−67. ISSN 0012−561Х.
  91. , Е. А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования Текст. // Физическая культура в школе. 2001. — № 2. — С. 19−21.
  92. , Б. Б. Теоретические и прикладные проблемы психологии двигательного развития Текст. / Б. Б. Коссов, Н. П. Локалова, Т. А. Ратйнова // Психологические проблемы физического воспитания школьников: сб. науч. тр. / АПН СССР. М., 1989. — С. 182
  93. , В. П. Акробатика для школьников Текст. /В. П. Кор-кин.? М.: Физкультура и спорт, 1962. П198с.
  94. , Д. В. Адаптация и онтогенез Текст. / Д. В. Колесов // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков, матер. III Всесоюз. конф. «Физиология развития человека». М., 1985. — С. 175- 176.
  95. , А. И. Научно-методические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / А. И. Кравчук- Сиб. гос. акад. физ. культуры.-Омск, 1999.-28 с.
  96. , А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений Текст. / А. Н. Крестовников. М.: Физкультура и спорт, 1951.-531 с.
  97. , А. II. Физиология человека Текст. / А. Н. Крестовников. — М.: Физкультура и спорт, 1954. 386 с.
  98. , Н. К. Дети наше будущее : сб. ст. и речей о дошк. воспитании Текст. / Н. К. Крупская. — 4-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1984. — 272 с. — (Библиотека «Детский сад на селе»).
  99. , В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития Текст. // Дошк. воспитание. — 1998. — № 1.-С. 76−83 -№ 4. -С. 104−111. ISSN 0012−561Х.
  100. , С. Г. Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния организма подростков в условиях адаптации к Северу Текст. / С. Г. Кривощеков, Н. Н. Гребнева // Физиология человека. 2000. — Т. 26. — № 2. — С. 93 — 98.
  101. , В. В. Интегративная педагогическая антропология : очерки. / В. В. Кузин — Рос. гос. акад. физ. культуры. М.: Физкультура, образование и наука, 1996. — 178, [2] с.: граф. — ISBN 5−89 022−028−4.
  102. , Т. Е. Исследование индивидуальных особенностей развития быстроты и выносливости у детей 8−10 лет с целыо спортивной ориентации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Текст. / Т. Е. Коновалов. JI., 1974.- 15 с.
  103. , Т. Д. Дыхательные упражнения в физическом воспитании Текст. / Т. Д. Кузнецова, П. М. Левитский, В. С. Язловецкий. Киев: Здоров’я, 1989.- 133, [2] с.: ил.-ISBN 5−311−286−7.
  104. , И. В. Построение тренировочного процесса гимнастов на этапе начальной подготовки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук1300.04 / И. В. Кулькова- ГЦОЛИФК. М., 1991.-23 с.
  105. , Ю. Ф. Акмеология спортивных достижений. Теоретические и прикладные аспекты Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю. Ф. Курамшин- С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2002. — 30 с.
  106. , Ю. Ф. Высшие достижения как объект системного анализа : монография Текст. / Ю. Ф. Курамшин — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: СПб ГАФК, 1997. — 169 с. — ISBN 541 527−109−3.
  107. , Ю. Ф. Координационные способности и методика их развития Текст. // Педагогика физической культуры / под ред. Б. А. Аш-марина. СПб., 1999. — С. 228−247.
  108. , Л. И Как быть здоровым душой и телом Текст. // Дошк. Воспитание /Л.И. Латохина. 1998. — № 10. — С. 102−103. — ISSN 0012−561Х.
  109. , Л. И. Хатха-йога для детей : кн. для учащихся и родителей. Текст./ Л. И. Латохина М.: Просвещение, 1993. — 158, 1. с.: ил. -(Школа здоровья). -Библиогр.: с. 155−156. — ISBN 5−09−4 582−8.
  110. , Н. Д. Детская и педагогическая психология : учеб. пособие для пед. ин-тов Текст. / Н. Д. Левитов. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1964. — 478 с.
  111. , С. Г. Формирование осанки и комплексное развитие способностей детей 5−6 лет средствами художественной гимнастики : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / С. Г. Лемешева Хабаровск. 2000. -с 190.
  112. , А. II. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. II. Леонтьев. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  113. , П. Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П. Ф. Лесгафт — [сост. И. Н. Решетень — Акад. пед. наук СССР]. М.: Педагогика, 1988. — 398, 1. с 45. — (Педагогическая библиотека).
  114. Лечебная физическая культура и врачебный контроль Текст. / под ред. В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко М.: Медицина, 1990. — 528 с.
  115. , X. Ю. Корригирующая гимнастика : пер. с латыш. Текст. / X. Ю. Лиепинь — под науч. ред. проф. А. П. Биезиня. Рига: Лат-госиздат, 1960.-315 с.: ил.
  116. , И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии Текст. / И. Д. Ловейко. Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1982. — 143 с.: ил. — (Библиотека среднего медработника).
  117. , А. А. Особенности функционального состояния вестибулярной системы фигуристок Текст. / Л. А. Ломов, С. И. Лессотович, В. И. Зайцев // Теория и практика физ. культуры. — 1974. № 3. — С. 36−37.
  118. , Н. Г. Как определить уровень развития координационных способностей у дошкольников : метод, рекомендации Текст. / Н. Г. Лопина — Сиб. гос. акад. физ. культуры. — Омск: СибГАФК, 2000. 14 с.
  119. , Л. И. Концепция формирования физической культурычеловека Текст. / JI. И. Лубышева — Гос. центр, ин-т физ. культуры. М.: ГЦИФК, 1992. — 119, [2] с. — Библиогр.: с. 115−119 (64 назв.). — ISBN 585 193−108−6.
  120. , О. П. Физическое состояние подростков на Крайнем Севере: Монография Текст. / О. П. Лебедева. Надым, 2003. — 132 с.
  121. , Е. А. Тренируем дыхание Текст. / Е. А. Лукьянова, О. Ю. Ермолаев, В. П. Сергиенко — [предисл. Л. Б. Дмитриева]. М.: Знание, 1987. — 93, [2] с.: ил. — (Новое в жизни, науке, технике — 6/1987. Физкультура и спорт). — Библиогр.: с. 79.
  122. Лях, В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспертное исследование Текст. // Теория и практика физ. культуры. — 1985. № 11. — С. 16−23.
  123. Лях, В. И. Координационные способности школьников Текст. / В. И. Лях. Минск: Полымя, 1989. — 159 с.: ил. — Библиогр.: с. 156−158. -ISBN 5−345−133−2.
  124. Лях, В. И. Критерии определения координационных способностей //Теория и практика физ. культуры. 1991. — № 11. — С. 17−20. — ISSN 403 601.
  125. Лях, В. И. Понятия «координационные способности» и «ловкость» Текст. // Теория и практика физ. культуры. 1983. -№ 8. — С. 44−46.
  126. Лях, В. И. Развитие координационных способностей Текст. // Физ. культура в шк.- 1996.-№ 5.-С. 31−33. ISSN 0130−5581.
  127. Лях, В. И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте Текст. // Теория и практика физ. культуры. 1990.-№ 3.-С. 15−18.-ISSN 0040−3601.
  128. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя Текст. / В. И. Лях. М.: Изд-во ACT, 1998. — 272 с.: ил. — ISBN 5−309−27 005−6.
  129. Лях, В. И. Циклические упражнения в развитии координационныхспособностей младших школьников Текст. // Физ. культура в шк. — 1990. -№ 9. С. 20−23. — ISSN 0130−5581.
  130. , JI. Т. Воспитание координационных способностей у детей дошкольного возраста : учеб. пособие Текст. / JI. Т. Майорова, II. Г. Лопина. Омск: Сиб ГАФК, 2000. — 56 с.
  131. , А.С. Некоторые проблемы теории и практики воспитания Текст. / А. С. Макаренко //Лед. соч. в 8 т. М., 1983 .Т. 1. — 82 с.
  132. , Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии Текст. / Э. Г. Мартиросов М.: Физкультура и спорт, 1982.- 199 с.
  133. , И. М. Структура и содержание специальной физической подготовки спортсменов на этапе начального обучения в фигурном катании на коньках Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / И. М. Медведева Киев, 1985. — 23 с.
  134. , М. С. Анатомия и физиология человека : учеб. для хореогр. учиилищ. [Текст]/ М. С. Миловзорова. М.: Медицина, 1972. — 231 с.: ил.
  135. , Н. Н. Ростовые процессы у детей и подростков Текст./ Н. Н. Миклашевская, В. С. Соловьева, Е. 3. Година. М., Наука, 1988.-184 с.
  136. , В. Ф. Индивидуально-типологические особенности структуры тела и гемодинамики детей на пребупертатных этапах онтогенеза Текст.: Автореф. дис.. канд. мед. наук. /В. Ф. Маркин. М., 1993. -24 с.
  137. Михайдарова, J1. Г. Воспитание осанки у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / J1. Г. Михайдарова Волгоград, 1997. — 23 с.
  138. , Н. М. Методика обучения двигательным действиям : метод. рекомендации Текст./ Н. М. Моисеев, О. Н. Титорова. J1.: [б. и.], 1990.-32 с.
  139. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста Текст./ [В. В. Алферова и др.] - под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. М.: Педагогика, 1983. — 159 с.: ил. — Библиогр.: с. 145−153.
  140. , И. В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды Текст./ И. В. Муратов. Киев: Здоров’я, 1989. — 43 с.
  141. , В. С. Детская психология: учеб. для пед. ин-тов. [Текст]/ В. С. Мухина — под. ред. J1. А. Венгер. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.: ил. — Библиогр.: с. 270.
  142. , Б. А. Конституция и физиологические особенности Текст./ Б. А. Никитюк. М.: Морфология человека, 1990. — 162 с.
  143. , JI. Д. Содержание и структура равновесия как двига-тельно-координационного качества Текст. // Теория и практика физ. культуры. -2000. -№ 1.-С. 54−58.-ISSN 0040−3601.
  144. , В. П. Координация движений у детей школьного возраста Текст./ В. П. Назаров. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 32 с.: ил.
  145. , О. М. Методика проведения занятий по художественнойгимнастике в детском саду : метод, разраб. для студентов, слушателей фак. повышения квалификации РГАФК Текст./ О. М. Назарова — Рос. гос. акад. физ. культуры. -М.: Академия, 1993. -41 с.
  146. , О. М. Физическая подготовка Текст.// Художественная гимнастика: [учеб. для ин-тов физ. культуры / Е. В. Бирюк и др.] - под ред. Т. С. Лисицкои. М., 1982. — С. 176.
  147. , Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Текст./ Р. С. Немов. М.: Просвещение: Владос, 1994. -ISBN 5−09−5 102-Х.
  148. , В. А. Формирование и оптимизация физического состояния человека в условиях Дальнего Востока России: автореф. дис. .д-ра пед. наук Текст./ В. А. Нестеров. Хабаровск, 1999. — 42 с.
  149. , А. Д. Физическое воспитание: (к вопр. о предмете, принципах, средствах, методах и формах орг. занятий физ. упражнениями) Текст./ А. Д. Новиков. М.: Физкультура и спорт, 1949. — 135 с.
  150. , М. А. Педагогические подходы к оздоровлению девочек 3−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / М. А. Новикова -М., 1997.-21 с.
  151. , Б. А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия) Текст./ Б. А. Никитюк // Рост и развитие детей и подростков: итоги науки и техники.- М., 1989. Т. 3. — С. 5 — 76.
  152. Обучение упражнениям с предметами в художественной гимнастике: метод, рекомендации для студентов, слушателей ФПК / сост. Н. А. Овчинникова, Е. В. Бирюк. Киев: КГИФК, 1990. — 34 с.
  153. , В. Д. Дыхательная гимнастика Текст./ В. Д. Овсянников. М.: Знание, 1986. — 60, [3] с.: ил. — (Новое в жизни, науке, технике — 3. Физкультура и спорт).
  154. Оздоровление детей в организованных коллективах: практ. рук. Текст./ ред. С. Д. Соловей. СПб.: Ривьера, 1995.-214 с.
  155. , В. П. О прогнозировании и развитии двигательных способностей Текст./ В. П. Озеров, В. А. Волков // Материалы конференции молодых научных сотрудников ВНИИФК за 1973. М., 1974. — С. 140−200.
  156. , В. П. Психомоторное развитие спортсменов Текст./ В. П. Озеров — отв. ред. Б. Б. Коссов. — Кишинев: Штиинца, 1983. 139 с.: ил. — Библиогр.: с. 120−137.
  157. , В. П. Психомоторные способности человека Текст./ В. П. Озеров. Дубна: Феникс+, 2002. — 316,[3] с.: ил. — Библиогр.: 23 с. 271−296. — ISBN 5−9279−0027−5.
  158. , К. В. Тенденция физического развития в онтогенезе в условиях Крайнего Севера Текст./ К. В. Орехов, Е. И. Прахин. // Бюллетень СО акад. мед. наук. 1986. — № 2. — С. 3 — 8.
  159. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: метод, пособие Текст./ под ред. Г. Ц. Сердюковской. Омск: ОГИФК, 1993. — 36 с.
  160. , Е. Ф. Формирование двигательной функции у детей дошкольного возраста : учеб. пособие Текст./ Е. Ф. Орехов, А. Д. Котляров. -Челябинск: УралГАФК, 1996. -27с.
  161. , Т. И. Физическая культура в детском саду Текст./ Т. И. Осокииа. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 304 с.: ил. — (Библиотека воспитателя детского сада).
  162. , В. К. Координационные способности детей. Как их повысить Текст.// Спорт в школе./В.К. Панов. 1996. -№ 43. — С. 1−6.
  163. , Е. И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физ. культуры. Текст./ Е. И. Панкратьев. 1990.-№ 11.-С. 13−15. — ISSN 0040−3601.
  164. , Ю. Азбука дыхания : пер. с нем. [Текст]/ Юлиус Паров — под науч. ред. И. С. Гулько. Минск: Полымя, 1988. — 45, [2] с.: ил. — ISBN 5−345−270−3.
  165. , JI. И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / JI. И. Пензулаева М., 1973. — 20 с.
  166. , И. В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / И. В. Пенькова Омск, 1997. — 24 с.
  167. , П. К. Гимнастика в школе : учеб. пособие для вузов по специальности «Физ. культура и спорт». [Текст]/ П. К. Петров — Удмурт, гос. ун-т. — Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 1996. — 457, 1. с.: ил. — Библиогр.: с. 452−456.- ISBN 5−7029−0221−1.
  168. , С. П. Закономерности морфофункционального развития юношей коренного населения Республики Саха (Якутия) Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. / С. П. Пермякова. Новосибирск, 2002.- 16 с.
  169. , Ж. Речь и мышление ребенка : пер. с фр. и англ. Текст./
  170. Жан Пиаже — сост., пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 527 с. — (Психология: кл. тр.). — Библиогр.: с. 506−521. — ISBN 5−7155−0694−8.
  171. , Е. А. Методика занятий тренирующей направленности с детьми дошкольного возраста Текст./ Е. А. Пимонова, А. М. Воропаев // Теория и практика физической культуры. — 1989. -№ 5. — С. 30−33.
  172. , В. В. Региональный подход к программному обеспечению физического воспитания школьников в условиях Крайнего Севера Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Пономарев. Омск, 1993. -19 с.
  173. , А. А. Массовая физическая культура и спорт важнейшие средства формирования активной жизненной позиции Текст./ А. А. Писарев. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 217 с.
  174. , В. П. Теория и методика спортивной тренировки : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. [Текст]/ В. Н. Платонов. Киев.: Вища школа, 1984. — 350 с.: ил. — Библиогр.: с. 346−347.
  175. , К. К. Проблема способностей Текст./ К. К. Платонов — Акад. наук СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  176. С. А. О некоторых особенностях физического воспитания детей школьного возраста в районах Крайнего Севера, (по материалам г. Мурманска) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Пушкарев. -Тарту, 1971. -21 с.
  177. , Н.А. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития Текст.// Дошк. воспитание. /Н.А. Поддяков. — № 12.- 1998. С. 68−74. — ISSN 0012−561X.
  178. Практикум по спортивной психологии Текст./ под ред. И. П. Волкова. СПб. [и др.]: Питер: Питер принт, 2002. — 284,1. с.: ил. — (Практикум по психологии). — ISBN 5−94 723−107−7.
  179. Практические занятия по врачебному контролю: пособи для ин-товфиз. культры Текст./ под общ. ред. А. Г. Дембо. — 2-е изд., доп. и перераб.-М.: Физкультура и спорт, 1976. 128 с.
  180. Психологические вопросы регуляции деятельности: сб. ст. [Текст]/ под ред. Д. А. Ошанина, О. А Конопкина. М.: Педагогика, 1973. -207 с.
  181. Психорегуляция в подготовке спортсменов Текст./ В. П. Некрасов [и др.]. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 177 с. — (Наука — спорту. Психология).
  182. Родин, 10. И. Развитие двигательных способностей детей старшего до школьного возраста по средствам формирования разнообразных двигательных умений и навыков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04/Ю. И. Родин Тула, 1998.-24 с.
  183. , С. А. Развитие способности к равновесию у детей 6−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / С. А. Руденко — Сиб. гос. акад. физ. культуры. СПб., 1999. — 25 с.
  184. , Ж. Ж. Адаптация ребенка на Севере Текст./ Ж. Ж. Рапопорт. Л.: Медицина, 1979. — 192 с.
  185. Сенсорные и сенсомоторные процессы: сб. ст. [Текст]/ под ред. Б. Ф. Ломова — Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1972. — 312 с.
  186. , Т. Г. Аналитический обзор авторефератов диссертационных работ по сложнокоординационным видам спорта: учеб. пособие Текст./ Т. Г. Сергейцова, А. И. Кузнецов, Л. Н. Подлоркнюк. — Хабаровск: РИЦХГАЭП, 2000.-64 с.
  187. , В. Д. Определение конституциональной принадлежности Текст.//Теория и практика физической культуры./В.Д. Сонькин. 1999. -№ 3. -С. 23−26.
  188. , О. В. Двигательная активность и состояние здоровья дошкольников Текст.// Дошк. воспитание./О.В. Силина. 1984. — № 10. — С. 14−18.
  189. Смирнов, 10. И. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства: учеб. пособие Текст./ Ю. И. Смирнов — Моск. гос. обл. ин-т физ. культуры. Малаховка: 1990. — 84 с.
  190. Сто тренировочных заданий для построения урока: метод, рекомендации Текст./ В. Г. Алабин [и др.]. Хабаровск: [б. и.], 1988. — 81 с.
  191. , В.А. Методика воспитания коллектива Текст./В.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1982. — 270 с.
  192. , А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков Текст./ А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 1991. — 270 с.: ил. — Библиогр.: с. 261−269. — ISBN 5−225−348−6.
  193. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры. В 2-х т. Т. 1: Общие основы теории и методики физического воспитания Текст./ [Л. П. Матвеев и др]. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 303 с.: ил.
  194. , Д. С. Адаптивные реакции организма человека к клима-тогеографическим условиям Якутии Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / Д. С. Тимофеев. М., 1989. — 16 с.
  195. , В. С. Развитие движения у детей школьного возраста
  196. Текст./ В. С. Фарфель. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 67 с. -Библиогр.: с. 63−66.
  197. , В. С. Физиология человека : (с основами биохимии): учеб. для техников физкультуры и шк. тренеров Текст./ В. С. Фарфель, М. Я. Коц. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 343 с.
  198. Физическая культура в детском саду Текст.: типовая программа. — М., 1995.-49 с.
  199. Формирование навыков основ движения у детей дошкольного возраста средствами гимнастики Текст.: метод, разработки. — М.: ГЦОЛИФК, 1991.-32 с.
  200. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Текст./ [Г. П. Юрко и др.]. 2-е изд., доп. и перераб. — М: Медицина, 1978. — 247 с.: ил. — Библиогр.: с. 244−246.
  201. , В. П. Организационно-методические основы спортивных занятий с детьми дошкольного возраста Текст./ В. П. Филин. — М., 1980. — 45 с.
  202. , В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов Текст./ В. П. Филин. М.: Физкультура спорт, 1974. — 232 с.: ил. — Библиогр.: с. 210−231.
  203. , С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников Текст./ С. В. Хрущев. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Медицина, 1980.-223 с.
  204. , В. М. Биологические основы тренировок в сложно-координационных видах спорта : учеб. пособие Текст./ В. М. Ченегин, А. А. Герасимова, С. М. Погудин. М.: 1994. — 72 с.
  205. , В. П. Конституция человека Текст.// Итоги науки и техники. Сер. Морфология человека и животных. Антропология. / В. П. Чтецов. М. 1974.-Т.6.-С. 71−99.
  206. , С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых» Текст.: Избр. Пед. соч. /С. Т. Шацкий.-М., 1980.-Т. 1.-С. 121−126.
  207. , Н. К. Вопросы специфики занятий физкультурой и спортом Текст./ Н. К. Шамаев. Якутск: Якут. кн. изд — во, 1986. — 48 с.
  208. , В. Г. Островский, А. Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. Текст./ В. Г. Штефко, А. Д. Островский.? М.: л., 1929. -78 с.
  209. , А. В. Физическая подготовленность детей старшего дошкольного возраста с учетом влияния сезонных периодов Крайнего Севера Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Шеменев. Омск, 2004. — 24 с.
  210. , С. Ю. Оценка психоэмоционального состояния, потребностей в физической культуре и здорового образа жизни младших школьников Текст./ С. Ю. Щетинина [и др.]. Хабаровск.: 2000. — 15 с.
  211. , А.Г. Физическое развитие детей и подростков Текст./ А. Г. Цейтлин. М.: Медгиз, 1963. — 203 с.
  212. , R. В. Abilities: their structure, growth and action Текст./ R. B. Cattell. Boston: Honghton Vifflin cotrany, 1971. — 60 p.
  213. Fleishman, E. A. An analysis of positioning movements and static reactions Текст.// J. Exp. Psychol. 1958. -V. 55. — P. 13−24.
  214. Heins, M. Gymnastics Текст./ Melitta Heins, Regina Brzank. Berlin, 1978.-S. 159.
Заполнить форму текущей работой