Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конструирование из «бросового» материала как средство воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5-6 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста" (руководитель к.п.н., доц. В.В. Смирнова), «Педагогический потенциал игрушки как средства воспитания и развития дошкольника» (руководитель д.п.н., проф. М. В. Крулехт, Институт детства РГПУ им. А. И. Герцена, 2003), конференциях СНО Института детства (2004, 2005, 2006) — 6, 7 и 8 межвузовской студенческой научной конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры потребления в период дошкольного детства
    • 1. 1. Сущность понятия «культура потребления» (психолого-педагогический аспект)
    • 1. 2. Проблема воспитания основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Конструирование из «бросового» материала как средство воспитания гуманистических основ разумного потребления и использования материальных ресурсов
  • Глава 2. Педагогический потенциал конструирования из «бросового» материала как средства воспитания дошкольников
    • 2. 1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Анализ педагогических условий для детского конструирования из «бросового» материала в дошкольных учреждениях
    • 2. 3. Особенности интереса и конструктивной деятельности с «бросовым» материалом детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 4. Выводы по результатам констатирующего эксперимента
  • Глава 3. Педагогический проект использования конструирования из «бросового» материала как средства воспитания основ культуры потребления в условиях детского сада
    • 3. 1. Цель, задачи и концептуальная идея проекта преобразующего эксперимента
    • 3. 2. Парциальная программа «Самоделкино»
    • 3. 3. Детская мини-мастерская «Планета С (Самоделкино)»
    • 3. 4. Педагогическая технология руководства детским конструированием из «бросового» материала как досугом ребенка
    • 3. 5. Анализ результатов итогового эксперимента

Конструирование из «бросового» материала как средство воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5-6 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации дошкольного образования в контексте культурологического и компетентностного подходов, когда в результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни как оптимальный уровень социализации с учетом возрастных возможностей и особенностей ребенка. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации, воспитания и обучения (Н.Ф. Голованова), поэтому целенаправленная социализация должна осуществляться в соответствии с культурой общества, его социально-экоиомической организацией. Ориентация на воспитание человека культуры требует опережающего характера воспитания, обеспечивающего проектирование и формирование качеств личности, которые понадобятся ей для жизнедеятельности и жизнетворчества в будущем. Эффект воспитания зависит от способности педагога включать ценности культуры в образовательный процесс.

Проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования резервов, утилизации отходов становятся все более острыми для современной цивилизации. Так, рассматривая различные аспекты климатического кризиса, который угрожает будущему Земли, американские ученые призывают общественность к умеренному потреблению и разумному отношению к ресурсам. Набирающее силу в США движение за минимизацию отходов и снижение эмиссии загрязняющих веществ выступает с призывом к американцам изменить свой образ жизни: покупать меньше товаров, выбирать более долговечные изделия, ремонтировать их, а не выбрасывать сразу на помойку, отдавать ненужные вещи тем, кому они еще могут пригодиться. При этом согласно подсчетам американских исследователей, упаковочные материалы составляют почти треть отходов, попадающих на мусорные свалки (А. Гор, 40, с.314).

В современной России необходимость решения проблем загрязнения окружающей среды и экономного потребления осознается как одна из глобальных задач образования (Б.С. Гершунский, 36), что связывается с воспитанием экологической и экономической культуры, гуманитарного мышления (А.Г. Войтов, J1.M. Кларина, А. Д. Шатова, Н. Г. Шевченко и др.).

В дошкольный период жизни человека начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям (А.В. Петровский). Период старшего дошкольного возраста является сензитивным в формировании социальной компетентности (В.Я. Лыкова, В.В. Новиков). Это период первоначального становления личности, формирования основ самосознания, ценностных ориентаций (Н.И. Непомнящая, Д.И. Фельдштейн).

Социализация приводит к становлению в старшем дошкольном возрасте первичиых социально-цеиностпых ориентаций — освоенных ребенком смыслов и построенных на их основе способов поведения, которые субъективно осознаются дошкольником как необходимые и социально одобряемые (Т.И. Бабаева). В связи с этим представляется важным и целенаправленное формирование основ разумного потребления и использования ребенком тех резервов человечества, которыми он начинает пользоваться в повседневной жизни уже в период дошкольного детства.

Принцип культуросообразности требует, чтобы образование пе просто транслировало нормы и ценности культуры, а обогащало социальный опыт ребенка, позволяя успешно решать задачи активного взаимодействия с окружающим миром. Важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность. Культурные ценности осмысливаются в деятельности, наиболее отвечающей природе ребенка (Н.Ф. Голованова, Н. Б. Крылова и др.).

Проведенный историко-педагогический анализ (И Л. Базик, Э. К. Гульянц, JI.A. Парамонова, Л. С. Тезавровская, Ф. П. Филенко, Л. К. Шлегер и др.) позволяет утверждать, что конструирование из «бросового» материалаодин из интереснейших видов детской деятельности, который полностью отвечает психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста. Однако в теории дошкольной педагогики отсутствуют работы, где бы конструирование из «бросового» материала рассматривалось как средство воспитания у дошкольников основ культуры потребления.

В Стратегии модернизации Российского образования «компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)» (168, с. 13) отнесена к числу ключевых компетенгностей, имеющих особое значение для воспитания человека. В исследованиях последних лет по дошкольной педагогике (М.Б. Зацепина, Т. С. Комарова, М. В. Крулехт, М. В. Созинова и др.) показана особая роль детского досуга как вида самостоятельной детской деятельности, но конструирование из «бросового» материала как вид продуктивного детского досуга с современных позиций не исследован.

Анализ теории и практики по интересующей нас проблеме позволил выделить ряд противоречий, главными из которых являются:

— возрастающая потребность в воспитании человека как разумного и рачительного хозяина, способного жить в условиях естественного сокращения природно-экономических ресурсов, и недостаточным вниманием к воспитанию этих личностных качеств у детей в системе дошкольного образования;

— своеобразие психолого-возрастных особенностей старших дошкольников и незначительная разработанность ценностно-ориентированных педагогических технологий, обеспечивающих становление детской компетентности в решении повседневных бытовых проблем, требующих разумного потребления имеющихся материальных ресурсов.

Необходимость разрешения названных противоречий обусловила выбор темы исследования и послужило основанием для формулировки его проблемы — каковы педагогические условия воспитания основ культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста посредством детской деятельности, основанной на межсубъектном взаимодействии ребенка с педагогом и сверстниками, в условиях детского сада.

Направление научного поиска базировалось на предположении, что конструирование из «бросового» материала как доступный и привлекательный для детей старшего дошкольного возраста вид деятельности таит далеко не востребованный полностью педагогический потенциал для воспитания творческого человека с развитыми потребностями к содержательному досугу. В процессе такой деятельности ребенком обретается ценностный опыт разумного потребления материальных ресурсов и их гуманистической утилизации.

Исследованию педагогического потенциала данного вида конструирования как досуга мальчиков старшего дошкольного возраста и посвящена настоящая работа.

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально определить содержание и педагогическую технологию руководства конструированием из «бросового» материала как видом досуга мальчиков 5−6 лет в условиях детской мини-мастерской, организованной на базе дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования — педагогический процесс детского сада, обеспечивающий воспитание гуманистических основ культуры потребления материальных ресурсов в детской деятельности по конструированию.

Предмет исследования — возможность использования конструирования из «бросового» материала как средства воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5−6 лет.

Гипотеза исследования заключается в предположении о целесообразности организации в дошкольном учреждении детской минимастерской для творческого досуга мальчиков 5−6 лет по конструированию из «бросового» материала в целях приобщения детей к экономической культуре, формирования основ разумного потребления материальных ресурсов.

Эффективными педагогическими условиями воспитания основ разумного потребления материальных ресурсов у старших дошкольников являются:

• содержательная досуговая деятельность по конструированию из «бросового» материала с использованием метода игровых проектов с учетом субкультуры и игровых интересов мальчиков старшего дошкольного возраста;

• обеспечение нарастающей субъектной позиции детей в использовании «бросового» материала через детское экспериментирование с данным материалом, принятие правил поведения в мини-мастерской, освоение способов конструирования, творческое воплощение совместных игровых замыслов на основе создаиия детьми для игр поделок из «бросового» материала;

• личностно-ориентировапное педагогическое сопровождение, направленное на трансляцию опыта культуры потребления через непосредственное общение, участие педагога в детских играх, стимулирование репродуктивной и творческой деятельности по конструированию, активизацию позитивного опыта поведения в повседневной жизни;

• создание в мини-мастерской предметно-игровой среды, позволяющей детям накапливать опыт ценностного отношения к материальным ресурсам, культуры утилизации отходов.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме воспитания основ культуры потребления, обосновать целесообразность и своеобразие руководства конструированием из «бросового» материала для воспитания ценностного отношения к материальным ресурсам у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить состояние образовательной работы по конструированию из «бросового» материала с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Россиипедагогический потенциал этого вида деятельности как средства воспитания гуманистических основ разумного потребления и использования материальных ресурсов.

3. Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие воспитание основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать и реализовать педагогический проект организации мини-мастерской для содержательного досуга мальчиков 5−6 лет по конструированию из «бросового» материала в целях воспитания основ культуры потребления.

Теоретико-методологические основы исследования:

• работы в области философии и культурологии образования, экономической культуры, культуры потребления (Е.В. Бондаревская, А. Г. Войтов, Б. Г. Гершунский, В. И. Ильин, М. С. Каган, Н. Б. Крылова, А. Д. Шатова, Н. Е. Щуркова и др.);

• концепция досуга как феномена культуры (А.В. Даринский), формирования основ культуры ребенка-дошкольника средствами культурно-досуговой деятельности (М.Б. Зацепина);

• методологические подходы к детскому конструированию как творческой деятельности (О.В. Дыбина, В. Г. Нечаева, Е. И. Николаева, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков и др.);

• психолого-педагогические исследования о своеобразии методики руководства конструированием из «бросового» материала (И.Я. Базик, Э. К. Гульянц, Т. А. Маркова, JT.A. Парамонова, JT.C. Тезавровская, Ф. П. Филенко, Л. К. Шлегер и др.);

• концепции амплификации (А.В. Запорожец) и целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт) — исследования о своеобразии досуга дошкольника как вида продуктивной деятельности (Т.С. Комарова, М.В. Созинова);

• исследования по проблемам эмоциональной и нормативной регуляции поведения и деятельности дошкольников (Т.И. Бабаева, Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, Я. З. Нсверович, Л. П. Стрелкова, И. В. Сушкова и др.);

• исследования по проблеме социализации, поло-ролевой социализации, дифференцированного подхода в воспитании детей (Л.А. Арутюнова, Е. Н. Герасимова, Л. В. Градусова, Н. Ф. Голованова, И. С. Кон, Е. А. Кудрявцева, В. Я. Лыкова, Т. А. Репина, И. В. Тельнюк и др.);

• концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (А.Г. Асмолов, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, М. Н. Полякова, Л. П. Стрелкова и др.).

Использована комплексная методика исследования, включающая: теоретический анализ экономической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемепедагогический эксперимент с использованием методов анкетирования, беседы, экспериментальных заданийметоды педагогического проектированияметоды преобразующего (формирующего) педагогического экспериментаметоды количественного и качественного анализа данных с использованием методов статистической обработки результатов эксперимента. При обработке эмпирических данных были использованы компьютерные программы Microsoft Excel 2003; SPSS, версия 13.0 Windows.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2003;2007 гг.) — поисково-теоретический. Изучение философской, экономической, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализпостановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследованияпроведение пилотного эксперимента в рамках магистерского исследования.

Второй этап (2007; 2008 гг.) — опытно-экспериментальный. Проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента, выявлены особенности культуры потребления старших дошкольниковразработаны содержание и апробирована поэтапная педагогическая технология для воспитания ценностного отношения старших дошкольников к материальным ресурсам в условиях детской миии-мастерской, организованной на базе дошкольного образовательного учреждения.

Третий этап (2008 — 2009 гг.) — обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов диссертационного исследования.

Базы проведения исследования.

Эксперимент проведен в старших и подготовительных группах ДОУ №№ 4 и 109 г. Санкт-Петербурга, ДОУ №№ 25, 36, 40, 46, 84 г. Ельца, ДОУ сел Долгоруково и Измалково Липецкой области. Всего в эксперименте приняло участие 198 детей 5−6 лет: 48 девочек и 150 мальчиков. В анкетировании педагогов ДОУ участвовали 162 респондента: 90 воспитателей и руководителей дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и 72 из г. Ельца и сел Липецкой области.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются опорой на современное понимание методологии педагогического исследования как гуманитарногосовременные идеи философии, психологии и педагогикивзаимодополняемостью используемых методов исследования, адекватных задачам научного поискаколичественным и качественным анализом фактов, на основе которых сделаны обобщающие выводы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитание основ культуры потребления представляет собой формирование сложного интегративного личностного образования, основой которого выступает система ценностей, определяющих осознанное поведение ребенка, обусловленное его психолого-возрастными особенностями. Для дошкольников 5−6 лет значимыми ситуациями использования материальных ресурсов для детской деятельности могут быть связанные с конструированием из «бросового» материала, когда данный вид конструктивного материала начинает осознаваться детьми как ценность для деятельности.

2. Конструирование из «бросового» материала как доступный и привлекательный для мальчиков 5−6 лет вид досуга является эффективным средством, обеспечивающим становление детской компетентности в решении повседневных бытовых проблем, требующих разумного потребления имеющихся ресурсов.

3. В целях приобщения к экономической культуре, формирования основ разумного потребления материальных ресурсов в условиях дошкольного учреждения целесообразна организация детской мини-мастерской для конструирования из «бросового» материала как центра досуга мальчиков. Модульная организация развивающей среды для экспериментирования, творческого конструирования, утилизации отходов позволяет ребенку занять позицию субъекта деятельности — рачительного хозяина детской мини-мастсрской, которая становится любимым местом активного отдыха мальчиков в свободное время.

4. Воспитание основ культуры потребления требует поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей развитие творческого потенциала старших дошкольников через «погружение» ребенка в атмосферу интересной и значимой для мальчиков досуговой деятельности, где интегрируется игра, экспериментирование и конструирование из «бросового» материала.

5. Педагогическая технология требует гибкой тактики взаимодействия руководителя мини-мастерской с детьми. Позиция взрослого постепенно меняется: на основном этапе он — носитель опыта организации деятельности по экспериментированию и конструированию из «бросового» материала, наглядно демонстрирующий культуру потребления и утилизации материальных ценностейна творческом этапе — координатор замыслов и взаимодействия, а затем партнер по совместному творческому досугу.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены сущностные и структурно-содержательные характеристики основ воспитания культуры потребления в конструктивной деятельности с «бросовым» материалом детей старшего дошкольного возраставыявлены педагогические условия, обеспечивающие воспитание основ культуры потребления у детей 5−6 лет в условиях детского саданаучно обоснована и экспериментально проверена поэтапная педагогическая технология воспитания основ культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что педагогическая наука обогащается современными знаниями о содержании понятия «культура потребления» применительно к дошкольному возрастутеоретически и экспериментально доказана возможность воспитания основ культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада;

• определены основные показатели освоения старшими дошкольниками культуры потребления, позволяющие диагностировать ее проявление в детской деятельности и поведении ребенка.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации.

• парциальной образовательной программы «Самоделкино», позволяющей организовывать досуг мальчиков старшего дошкольного возраста в условиях детского сада в целях воспитания основ культуры потребления;

• поэтапной педагогической технологии воспитания основ культуры потребления в конструктивной деятельности детей из «бросового» материала;

• методики педагогической диагностики воспитания основ культуры потребления в детской деятельности' и поведении ребенка 5−6 лет;

• модульной организации детской мини-мастерской для содержательного досуга детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы исследования могут быть использованы:

• при чтении учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» в педагогических вузах и колледжах;

• при разработке и реализации программ повышения квалификации педагогов ДОУ;

• в деятельности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста;

• в рамках семейного консультирования по организации содержательного досуга ребенка в семье.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена, кафедры дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И. А. Бунинадокладывались на спецсеминарах.

Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста" (руководитель к.п.н., доц. В.В. Смирнова), «Педагогический потенциал игрушки как средства воспитания и развития дошкольника» (руководитель д.п.н., проф. М. В. Крулехт, Институт детства РГПУ им. А. И. Герцена, 2003), конференциях СНО Института детства (2004, 2005, 2006) — 6, 7 и 8 межвузовской студенческой научной конференции «Студентисследователь-учитель» (РГПУ им. А. И. Герцена, 2004, 2005, 2006) — Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Детство, открытое миру: вопросы образования, воспитания и развития в период детства» (УГПУ, Екатеринбург, 2005) — П Всероссийской научно-практической конференции студентов «Культурологический подход в образовании: психолого-псдагогический аспект» (ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, 2005) — 1У международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (МосГУ, Москва, 2007) — ежегодной научно-практической конференции докторантов, аспирантов и преподавателей межфакультетских кафедр ЕГУ им. И. А. Бунина (Елец, 2008) — отмечены Почетной грамотой за лучший проект развивающей образовательной среды для детского сада (2003), Грамотой СНО Института детства (2004, 2005) — Почетной грамотой 8-ой университетской выставки научных достижений, посвященной 300-летию И. И. Бецкого (2004) — Медалью «За лучшую научную студенческую работу» МО и Н РФ по итогам Открытого конкурса по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации (2005) — нашли отражение в публикациях:

• Крулехт, А. А. Воспитание экологической культуры и основ разумного потребления как проблема современного дошкольного образования [Текст] /А.А. Крулехт, М. В. Крулехт //Детство в контексте культуры и образования: материалы X международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство» 16−18 апр. 2003. — СПб.: СПбГПУ, 2003. С.490−494. (0,4 п.л., авторский вклад 50%);

Крулехт, А. А. Педагогический потенциал детского конструирования из бросового материала в аспекте проблемы экологической безопасности [Текст] /А.А. Крулехт, М. В. Крулехт //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экологической безопасности и здоровья дошкольников» Волгоградский гос. пед. университет, 3−4 февр. 2004. — Волгоград: Перемена, 2004, с. 93−97 (0,4 п.л., авторский вклад 50%);

Крулехт, А. А. Самоделкино [Текст]: образовательная программа и педагогическая технология содержательной досуговой деятельности мальчиков старшего дошкольного возраста /А.А. Крулехт, М. В. Крулехт. -СПб.: Детство-Пресс, 2004. (7 п.л., авторский вклад 50%) — Крулехт, А. А. Детское конструирование — эффективное средство умственного воспитания дошкольников [Текст] /А.А. Крулехт //Дошкольная педагогика: Программа дисциплины и методические рекомендации к ней. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 9596 (0,1 п.л.);

Крулехт, А. А. Педагогический проект конструирования образовательного процесса по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [ Текст] /А.А. Крулехт //Дошкольная педагогика: программа дисциплины и методические рекомендации к ней. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 96−102 (0,4 пл.);

Крулехт, А. А. Педагогический проект развивающей среды для дошкольного образовательного учреждения «Детская мини-мастерская» [Текст] /А.А. Крулехт //Дошкольная педагогика: программа дисциплины и методические рекомендации к ней. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 121−125 (0,3 п.л.);

Крулехт, А. А. Примеры решения педагогических задач в форме разработки педагогического проекта [Текст] /А.А. Крулехт //Государственная аттестация на степень бакалавра педагогики. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 48−63 (1 п.л.);

Крулехт, А. А. Конструирование из «бросового» материала как средство воспитания основ культуры потребления [Текст] /А.А. Крулехт //Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А. И. Герцена: сборник лучших научных работ 2004. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — Вып. 5. С. 59−63 (0,3 пл.);

Крулехт, А. А. Метод проектов как способ организации досуга мальчиков 5−6 лет в условиях детского сада [Текст] /А.А. Крулехт //Детство, открытое миру: вопросы образования, воспитания и развития в период детства. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. — Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. С. 37−40 (0,3 п.л.) — Крулехт, А. А. Формирование опыта культуры потребления у мальчиков 56 лет в процессе детской деятельности [Текст] /А.А. Крулехт //Культурологический подход в образовании: психолого-педагогический аспектпод ред. Г. П. Захаровой, С. В. Велисвой. — Чебоксары: Чувашский гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2005. С. 44- 47 (0,3 п.л.) — Крулехт, А. А. Педагогическая технология продуктивной досуговой деятельности старших дошкольников [Текст] /А.А. Крулехт, М. В. Созинова //Педагогика детства: Петербургская научная школа. — СПб.: Адверта, 2005. С. 409−417 (0, 6 п.л., авторский вклад 50%) — Крулехт, А. А. Воспитание основ культуры потребления как задача дошкольного образования XXI века [Текст] /А.А. Крулехт //Педагогика и образование: доклады и материалы 1У международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Выпуск 2. — М.: МосГУ, 2007.С.90−93 (0,4 п.л.).

Крулехт, А.А. Мини-мастерская в детском саду: воспитание основ культуры потребления [Текст] /А.А. Крулехт //Воспитатель ДОУ. 2008. № 10. С. 78−86 (0,6 пл.);

Крулехт, А. А. Культура потребления как современная проблема воспитания личности [Текст] /А.А. Крулехт //Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2008. — № 4 (0,5 пл.).

Основные идеи исследования внедрены в педагогический процесс ряда дошкольных образовательных учреждений городов Ельца, Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти. Результаты исследования используются в учебном процессе ЕГУ им. И. А. Бунина (Елец), МосГУ, МГПУ (Москва), РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), ТГУ (Тольятти).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (209 источников, из них 4 на английском языке) и 4 приложений.

Результаты исследования доказывают возможность воспитания основ культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Теоретический анализ и опытно-экспериментальное изучение проблемы позволили определить культуру потребления старших дошкольников как интегральное личностное образование, характеризующее привычное поведение ребенка в процессе повседневной жизни и деятельности при использовании, потреблении ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Основы культуры потребления дошкольников заключают в себе ряд взаимосвязанных компонентов: эмоционально-ценностный, когнитивный (смысловой) и мотивационно-деятельностный.

Эмоционально-ценностный компонент включает отношение ребенка к тем ценностям материальной культуры, которыми он начинает пользоваться в своей деятельности, связанной с потреблением. Данный компонент предполагает наличие у детей положительных эмоций от деятельности, ориентированной взрослыми па бережливость, максимально экономное получение требуемых результатов при использовании имеющихся в детском распоряжении средств.

Когнитивный (смысловой) компонент связан с осознанием ограниченности материальных ресурсов, познанием рациональных способов использования имеющихся средств и резервов. Данный компонент предполагает наличие основ экономического мышления, способности находить нравственно и экономически верные решения, намечать пути и способы реализации цели, сопоставляя со своими возможностямисамокритично оценивать правильность принятого решения и результатов своей деятельности.

Мотивационно-деятельностный компонент определяет готовность старших дошкольников практически решать соответствующие их возрастным возможностям типичные житейские проблемы, связанные с потреблением материальных ресурсов в детской деятельности. Этот компонент предполагает инициативность, самостоятельность детей в поиске средств и способов реализации деятельности, например, по конструированию игрушек, поделок из «бросового» материала, для удовлетворения своих игровых потребностей при соизмерении их с имеющимися возможностями.

Полученные в исследовании данные доказывают, что основы культуры потребления как целостное личностное образование формируются в контексте социализации современного дошкольника, опыте взаимодействия с взрослыми при решении совместных задач деятельности, ориентированной на бережливость, экономное использование ресурсов. В ходе исследования выявлен значительный педагогический потенциал конструирования из «бросового» материала для формирования основ культуры потребления в единстве всех ее компонентов, что позволяет рассматривать данный вид детской деятельности как эффективное средство воспитания основ культуры потребления у старших дошкольников.

В проведенном исследовании теоретически обоснованы и экспериментально определены содержание и педагогическая технология руководства конструированием из «бросового» материала как видом досуга мальчиков 5−6 лет. Подтверждено предположение о целесообразности организации в дошкольном учреждении детской мини-мастерской для творческого досуга мальчиков по конструированию из «бросового» материала в целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к экономической культуре, формирования основ разумного потребления материальных ресурсов.

Исследование доказывает, что эффективное воспитание основ культуры потребления у старших дошкольников возможно при соблюдении комплекса педагогических условий. Эффективными педагогическими условиями воспитания основ разумного потребления материальных ресурсов у мальчиков 5−6 лет являются:

• содержательная доеуговая деятельность по конструированию из «бросового» материала с использованием метода игровых проектов с учетом субкультуры и игровых интересов детей этого возраста;

• обеспечение нарастающей субъектной позиции детей в использовании «бросового» материала через детское экспериментирование с данным материалом, принятие правил поведения в мини-мастерской, освоение способов конструирования, творческое воплощение совместных игровых замыслов на основе создания детьми для игр поделок из «бросового» материала;

• личностно-ориентированное педагогическое сопровождение, направленное на трансляцию опыта культуры потребления через непосредственное общение, участие педагога в детских играх, стимулирование репродуктивной и творческой деятельности по конструированию, активизацию позитивного опыта поведения в повседневной ясизни;

• создание в мини-мастерской предметпо-игровой среды, позволяющей детям накапливать опыт ценностного отношения к материальным ресурсам, культуры утилизации отходов.

В ходе исследования выявлено, что формирование основ культуры потребления как многокомпонентного личностного образования становится возможным при последовательной реализации поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей нарастание самостоятельности и творческой инициативы детей в экспериментировании и конструировании из «бросового» материала, использовании игрушек и поделок в игре. Последовательное накопление позитивного опыта бережливости, разумной экономии и гуманистического способа утилизации отходов обеспечивается: развитием интереса и формированием базовых умений для экспериментирования и конструирования из «бросового» материала (основной этап) — формированием начальной компетентности как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с использованием «бросового» материала в процессе реализации игровых проектов (творческий этап).

Становление субъектной позиции дошкольника в досуговой деятельности по конструированию из «бросового» материала и игровом взаимодействии со сверстниками при реализации проектов обеспечивается личностно-ориентированным педагогическим сопровождением, основанном на гибком изменении позиции педагога, который выступает для детей образцом культуры поведения в деятельности, связанной с потреблением, использованием материалов и инструментов. Позиция педагога меняется по мере освоения детьми основ культуры потребления: педагог — носитель знаний и умений по экспериментированию и конструированию из «бросового» материала, организации интересного досугапедагог — инициатор проектов, координатор детских замыслов и взаимодействийпедагог — партнер сотворчества и совместной деятельности в досуге, поддерживающий и стимулирующий самостоятельность, инициативу и творчество детей. При этом педагогическое сопровождение ориентировано на индивидуальные особенности воспитанников и представляет собой естественную помощь в решении ребенком новых задач, связанных с потреблением имеющихся в его распоряжении средств.

В ходе исследования выявлена необходимость модульной организации развивающей среды (мини-мастерская), обеспечивающей «погружение» ребенка в творческую атмосферу интересного для него и его друзей досуга в специально созданном образовательном пространстве, позволяющим стать в мастерской рачительным хозяином и приобретать позитивной опыт культуры потребления.

Достигнутая позитивная динамика воспитания основ культуры потребления как личностного качества ребенка, проявляющегося в его повседневном поведении, доказывает эффективность разработанных педагогических условий для воспитания мальчиков 5−6 лет и позволяет наметить направления дальнейшего изучения проблемы, связанной с поиском видов детской деятельности, позволяющих успешно формировать основы культуры потребления у девочек старшего дошкольного возраста. Дальнейшего исследования требует изучение особенностей переноса опыта культуры потребления, освоенного детьми в условиях специально созданного образовательного пространства (мини-мастерской, студии и пр.) в широкую самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие детского сада и семьи в воспитании у детей культуры потребления.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников Текст.: автореф. дис. .канд. психол. наук /В.В. Абраменкова. М., 1981. — 16 с.
  2. , В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе Текст. /В.В. Абраменкова //Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 70−78.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст.: монография /К.А. Абульханова-Славская. М., 1980. — 336 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст.: монография /К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  5. , Н.Н., Князева, O.JL, Сгеркина, Р. Б. Безопасность: Парциальная программа для дошкольных учреждений Текст. /Н.Н.Авдеева, O. JL Князева, Р. Б. Стеркина. СПб.: Детство — Пресс, 2002. — 144 с.
  6. , Б.Г. О проблемах современного чсловекознапия Текст.: монография /Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  7. , Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте Текст. /Т.В. Антонова //Как помочь ребенку войти в современный мир- под ред. Т. В. Антоновой. — М., 1995. С. 10−27.
  8. , Т.В. Коммуникативные воздействия ребенка на сверстников при организации продуктивной деятельности Текст. /Т.В. Антонова //Общение детей в детском саду и семье- под ред. Т. А. Репиной, Р. Б Стеркиной. М., 1989.- С. 10−18.
  9. , Т.В. О специфике общения дошкольников в ролевой игре Текст. /Т.В. Антонова //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста- под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1978. — С. 31−48.
  10. Ю.Акулова, О. В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук/О.В. Акулова [РГПУ. Каф. педагогики]. -СПб., 2004.-16 с.
  11. И.Артамонова, О. В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях Текст.: методические рекомендации для воспитателей детских садов /О.В. Артамонова. Тольятти: ТФСПГУ, 1994.
  12. , Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье (на материале Армянской ССР) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /Л.А. Арутюнова. М., 1988. — 18 с.
  13. И.Афанасьева, О. В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4−5 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /Афанасьева О.В.- [РГПУ. Каф. дошк. педагогики]. СПб., 2005. -21 с.
  14. , Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольника Текст. /Т.И. Бабаева //Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности- под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб.: Детство-пресс, 2004. — С. 3−15.
  15. , Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду Текст. /Т.И. Бабаева //Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство-пресс, 2001. — С. 47−63.
  16. , Ю.Д. Роль эмоций в творчестве: проблемы и перспективы исследований Текст. /Ю.Д. Бабаева //Культурно-исторический подход и проблемы творчества- под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. М.: РГГУ, 2003. — С. 5−12.
  17. , Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /Л.В. Безрукова [УГПУ. Каф. ЕиМП]. Екатеренбург, 1999. — 22 с.
  18. , Д. Грядущее индустриальное общество: Опыт социального прогнозирования Текст.: монография /Д. Белл. — М., 1999.
  19. , Д.Б. Психология творческих способностей Текст.: монография /Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  20. , Л.И., Славина, Л.С. Психическое развитие дошкольника и его воспитание Текст. /Л.И. Божович, Л. С. Славина. М., 1979.
  21. , Е.В. Теория и практика личносгно ориентированного образования Текст.: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д., 2000.
  22. Бондарев екая, Е.В., Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст.: учебное пособие для студентов /Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-н/Д.: Учитель, 1999.-560 с.
  23. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Текст.: монография /Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  24. , Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /Р.С. Буре. -М., 1968.- 21 с.
  25. , Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. паук /Р.С. Буре. -М., 1986.- 34 с.
  26. , Р.С., Година, Г.Н. Учите детей трудиться Текст.: методическое пособие для воспитателей /Р.С. Буре, Г. Н. Година. М.: Просвещение, 1983.- 144 с.
  27. , А.В. Дифференцированный подход к старшим дошкольникам как условие их подготовки к школьному обучению Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /А.В. Бурма- [РГПУ. Каф. дошк. педагогики]. — СПб., 1992, — 16 с.
  28. , А.Г. Экономика. Фундаментальная теория экономики Текст.: монография /А.Г. Войтов. М.: Маркетинг, 2001. — 584 с.
  29. Воспитываем дошкольников самостоятельными Текст.: межвузовский сборник научных трудов- под ред. Т. И. Бабаевой. СПб.: Детство-Пресс, 2000, — 192 с.
  30. , В.В. Практикум по трудовому обучению Текст. /В.В. Выгонов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 256 с.
  31. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: монография /Л.С. Выготский. М., 1967. — 93 с.
  32. , О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы Текст. /О.С. Газман- ред.-сост. А. Н. Тубельский, А. О. Зверев.-М., 2002.
  33. , Е.Н. Образовательный процесс в разновозрастной группе детского сада: сущность, специфика, основы построения Текст.: монография /Е.Н. Герасимова. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. — 166 с.
  34. , Б.С. Философия образования для XXI века Текст.: монография /Б.С. Гершунский. М., 1998. — 608 с.
  35. , Н.Ф. Общая педагогика Текст.: учебное пособие для вузов /Н.Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2005. — 317 с.
  36. , Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка Текст.: монография /Н.Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. — 192 с.
  37. Гор, А. Неудобная правда. Глобальное потепление: Как остановить планетарную катастрофу Текст. / Ал Гор- [пер. с англ. А. Калюжного]. -СПб.: Амфора, 2007. 328 с.
  38. , В.В. Проблема субъекта в педагогике Текст.: монография /В.В. Горшкова. Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.-77 с.
  39. , О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. психолог, наук/О.М. Гостюхина.-М., 1984. —24 с.
  40. , Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре Текст. /Л.В. Граду сова //Воспитание детей в игре. М., 1993. — С. 35−42.
  41. , Л.В. Педагогические особенности нравственного воспитания мальчиков-дошкольников в сюжетпо-ролевых играх героической тематики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. паук /Л.В. Граду сова.- М., 1990.-20 с.
  42. , О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /О.А. Гребенникова- [НовГУ. Каф. педагогики] Великий Новгород, 2004. — 22 с.
  43. , Г. В. Развитие трудовых действий и элементов конструктивного мышления у детей подготовительной группы детского сада в работе с деревом Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /Г.В. Груба- [ЛГПИ. Каф. дошк. педагогики] Л., 1968. — 18 с.
  44. , Э.К. Учите детей мастерить Текст.: методическое пособие для воспитателей /Э.К. Гульянц. -М.: Просвещение, 1984. 159 с.
  45. , Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала Текст.: методическое пособие /Э.К. Гульянц, И. Я. Базик. — М., 1991.
  46. , А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества Текст.: монография/А.Н. Давидчук. -М., 1976.
  47. , А.В. Просветительская работа клубов Текст. /А.В. Даринский. М., 1986.
  48. , А.В. Экономическая подготовка школьников Текст. /А.В. Даринский. //Педагогика. 2000. — № 3. — С. 14−17.
  49. , P.P. Личностное развитие старших дошкольников в условиях детского сада Текст.: авгореф. дис.. д-ра пед. наук. /P.P. Денисова- [МПГУ. Каф. педагогики высшей школы] М, 2005. — 37 с.
  50. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Текст.- под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Детство-Пресс, 2000.-244 с.
  51. Деятельность и взаимоотношения дошкольников Текст.: сборник научных трудов- под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. — 192 с.
  52. , Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей Текст. /Г.Г. Дилигенский. //Вопросы философии. 1977. — № 9.
  53. Дошкольное образование в Санкт-Петербурге: Аналитический отчет Текст. СПб., 2002. — 117 с.
  54. , О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников Текст. /О.В. Дыбина. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 96 с.
  55. , О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками Текст. /О.В. Дыбина. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 128 с.
  56. , О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук. / О.В. Дыбина- [МГОПУ им. М. А. Шолохова. Каф. эстетич. восп.] М., 2002.-45 с.
  57. , О.М. Воображение дошкольника Текст.: монография / О. М. Дьяченко. М., 1986.
  58. , М.Б. Культурно-доеуговая деятельность в детском саду Текст.: Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
  59. , М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурио-досуговой деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук. /М.Б. Зацепина- [МГОПУ. Каф. эстетич. воспитания]. М., 2005. -44 с.
  60. , О.И., Щетинина, A.M. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста Текст. /О.И. Иванова, A.M. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2006.-124 с.
  61. , В.И. Социология потребления Текст.: монография / В. И. Ильии. -М., 2007.
  62. , В.И. Поведение потребителей Текст.: монография /В.И. Ильин. -СПб.: Питер, 2000.
  63. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника Текст.- научн. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова. М.: Карапуз, 1997.-288 с.
  64. , МС. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений Текст.: монография /М.С. Кагап. М.: Политиздат, 1988.
  65. , М.С. Философия культуры Текст.: монография. СПб.: Петрополис, 1996.-416с.
  66. , Т.Г. Развитие у дошкольников творчества Текст.: монография /Т.Г. Казакова. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  67. , Ю.И. Философия образовательной политики Текст.: монография / Ю. И. Калиновский. М., 2000.
  68. , В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст.: монография /В.А. Караковский. — М., 1993.
  69. , А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. паук. /А.В. Кирьякова- [РГПУ. Каф. педагогики]. СПб., 1991.
  70. , JI.M. Экономика и экология в начальной школе Текст. / JI.M. Кларина. М.: Вита-Прссс, 1997. — 208 с.
  71. , JI.M. Экономика и экология для малышей Текст. /JI.M. Кларина. -М., 1994.
  72. , Е.А. Педагогические условия воспитания настойчивости в продуктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Е.А. Ключникова- [МПГУ. Каф. дошк.пед.] -М., 1998. 16 с.
  73. , И.И. Дошкольникам о технике Текст.: книга для воспитателей детского сада /И.И. Кобитина. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  74. , Г. М., Коджаспиров, АЛО. Педагогический словарь Текст. /Г.М. Коджаспирова, A.IO. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 447 с.
  75. , С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью Текст. /С.А. Козлова. М.: Академия, 1998.- 160 с.
  76. , Я.Л., Мелтсас, М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников Текст. /Я.Л. Коломипский, М. Х. Мелтсас //Вопросы психологии, 1985. -№ 3,-С.165−171.
  77. , Т.С. Дети в мире творчества Текст.: монография /Т.С. Комарова. -М.: Мнемозина, 1995.
  78. , Т.С. Детское художественное творчество Текст.: монография. М.: Мозаика-синтез, 2005. — 120 с.
  79. , Т.С., Савенков, А.И. Коллективное творчество дошкольников. Текст.: методическое пособие /Т.С. Комарова, А. И. Савенков. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.
  80. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей Текст. /И.С. Кон //Соотношение биологического и социального в человеке. -М.: Наука, 1975. С.763−764.
  81. , Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. Текст.: методическое пособие /Н.М. Копышева. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 192 с.
  82. , Я. Дефицит Текст.: монография /Я. Корнай. М., 1990.
  83. , Н.Г. Формирование Я-концепции дошкольников на основе преобразования личностного опыта Текст.: монография/Н.Г. Косолапова.- Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед. ун-та, 2006. 248 с.
  84. , В.В., Бережнова, Е.В. Методология педагогики: новый этап Текст.: учебное пособие для студентов /В.В. Краевский, Е. В. Бережнова.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
  85. , М.В. Дошкольник и рукотворный мир Текст.: методическое пособие для педагогов ДОУ /М.В. Крулехт. СПб.: Детство-Пресс, 2002.- 160 с.
  86. , М.В. США: как приобщают детей к труду Текст. /М.В. Крулехт //Дошкольное воспитание. 1990. — № 6. — С. 98−99.
  87. , М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности Текст.: монография /М.В. Крулехт. -СПб.: Акцидеит, 1995. 80 с.
  88. , Н.Б. Культурология образования Текст.: монография /Н.Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 269 с.
  89. , Н.М. Роль моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста Текст. /Н.М.
  90. Крылова //Умственное воспитание детей в детском саду- под ред. В. И. Логиновой. Л.: ЛГПИ, 1981.- С. 26−36.
  91. , В.Т. Мир деятельностей ребенка дошкольника Текст. /В.Т. Кудрявцев //Дошкольное воспитание. — 1998. — № 11. — С. 64−70.
  92. , В.Т. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач Текст. /В.Т. Кудрявцев. М., 1975.
  93. , Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук. /Е.А. Кудрявцева- [МГПУ. Каф. дошк. педагогики]. М., 2005. — 46с.
  94. , Н.В. Воспитание культуры умственного груда младших школьников в процессе овладения иноязычной культурой Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /Н.В. Кузовлева- [ЕГУ. Каф. педагогики начального обучения]. Елец, 2006. — 25с.
  95. , Т.Г. Проблемы половой дифференциации в отечественной и зарубежной детской психологии Текст.: монография /Т.Г. Кукулите. — Магнитогорск, 1995. 18 с.
  96. , И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /И.А. Кумова- [РГПУ. Каф. дошк. пед.] Ростов-на-Дону, 2004. — 25 с.
  97. , Е.А. Экономическое воспитание дошкольников Текст.: методическое пособие /Е.А. Курак. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 80 с.
  98. , Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду Текст. /Л.В. Куцакова. -М.: Просвещение, 1990. 158 с.
  99. , Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду Текст.: методическое пособие /Л.В. Куцакова. М.: Сфера, 2008.
  100. , A.M. Потребности, мотивы, эмоции Текст.: монография /А.Н. Леонтьев. М., 1971.
  101. , Е. Творческая деятельность как фактор развития субъекта общения Текст. /Е. Лиознова //Педагогика творчества: тезисы докладов 7-й международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб.: СПГТУ, 2000. — С. 46−49.
  102. , И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: для детей младшего и среднего школьного возраста Текст.: методическое пособие /И.В. Липсиц. М., 1992.
  103. , Н.В. Индивидуально-дифференцированный подход к старшим дошкольникам в воспитании трудовой активности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /Н.В. Литвина. Минск, 1990. — 16 с.
  104. , З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду Текст.: методическое пособие для воспитателей /З.В. Лиштван. М., 1971.-151 с.
  105. , З.В. Конструирование Текст. /З.В Лиштван. М., 1981.
  106. , В.И. Ознакомление с трудом взрослых как средство нравственного воспитания дошкольников Текст. /В.И. Логинова //XXXI Герценовские чтения. Л., 1978. — С. 37−49.
  107. , В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук. /В.И. Логинова- [ЛГПИ. Каф. дошк. педагогики]. -Л., 1984.
  108. , А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников Текст. /А.Р. Лурия //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста- под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.- Л., 1948.
  109. , Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего Текст.: методическое пособие для педагогов ДОУ /Т.В. Лусс. М.: Владос, 2003.
  110. , Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками Текст.: автореф. дис.. канд.пед. паук. /Н.А. Лялина- РГПУ. Каф. дошк. педагогики. СПб., 2007. -21 с.
  111. , Т.В. Изобразительное искусство как средство полоролсвого воспитания детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. паук. /Т.В. Малова- [МПГУ. Каф. эстетич. восп.] М., 2002. — 18 с.
  112. , Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников Текст.: методическое пособие /Т.А. Маркова. -М.: Просвещение, 1991. 112 с.
  113. Методические советы к программе «Детство» Текст. /Т.И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова и др. СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 304 с.
  114. , Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду Текст.: методическое пособие для педагогов ДОУ /Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. М.: Гном и Д, 2000. — 96 с.
  115. , С.С. План исследовательской работы по педологии дошкольного возраста Текст. /С.С. Моложавый //Педология. 1929. — № 3. — С. 315−321.
  116. , B.C. Детская психология Текст.: монография /B.C. Мухина. — М., 1985.-239 с.
  117. , B.C. Таинство детства: В 2-х т. Текст.: монография /B.C. Мухина. 3-е изд. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
  118. , Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста Текст. /Я.З. Неверович //Психология личности и деятельности дошкольника- под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1965. — С. 158- 189.
  119. , Р.С. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов Текст.: учебное пособие для студентов /Р.С. Немов //Психология. Кн. 3 Психодиагностика. М.: Владос, 2001. С. 558−592.
  120. , Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет Текст.: монография /Н.И. Непомнящая. М., 1992. — 160 с.
  121. , В.Г. Конструирование в детском саду Текст.: методическое пособие для воспитателей /В.Г. Нечаева. М.: Учпедгиз, 1961. — 160 с.
  122. , В.Г., Корзакова, Е.И. Строительные игры в детском саду Текст.: методическое пособие для воспитателей /В.Г. Нечаева, Е. И. Корзакова. М., 1966.
  123. Нгуен Тхи Тхапь Бинь. Педагогические условия формирования самоконтроля и самооценки детей 5−6 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /Нгуен Тхи Тхань Бинь- [ЛГПИ. Каф. дошк. педагогики] Л., 1988.- 15 с.
  124. , Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант Текст.: монография/Н.Д. Никандров. М., 1996.
  125. , Н.Д. Россия: социализация и воспитание па рубеже тысячелетий Текст.: монография /Н.Д. Никандров. М., 2000.
  126. , Е.И. Психология детского творчества Текст.: монография /Е.И. Николаева. СПб.: Речь, 2006.-220 с.
  127. , В.В. Этнопедагогические основы формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /В.В. Новиков- [СГПУ. Каф. пед.]-Смоленск, 2004. 18 с.
  128. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.- под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. -224 с.
  129. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» Текст.: методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений- под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской. М.: Новая школа, 1996.-64 с.
  130. , Э.В. Историко-педагогическая культура: теоретико-методологический анализ Текст.: монография /Э.В. Онищенко. Киров, 2002.- 113 с.
  131. , JI.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду Текст. /Л.А. Парамонова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  132. , Л.А., Сафонова, О.А. Проблема формирования обобщенных способов действий: Старший дошкольный возраст Текст. /Л.А. Парамонова, О. А. Сафонова //Дошкольное воспитание. 1985. — № 9.-С.48−49.
  133. , Л.А., Урадовских, Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст Текст. /Л.А. Парамонова, Г. В. Урадовских. //Дошкольное воспитание. 1985. — № 7. — С. 46−49.
  134. , Л.А., Христ, О.А. Развитие творческого воображения в процессе конструирования из природного материала Текст. /Л.А. Парамонова, О. А. Христ //Гуманизация воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ровно, 1992. — Т.2.
  135. Педагогический энциклопедический словарь Текст.- под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  136. , А.В. Вопросы истории и теории психологии Текст.: избранные труды /А.В. Петровский. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  137. , П.А. Освоение педагогом в условиях ИПК проектного метода обучения школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /П.А. Петряков- [НовГУ. Каф. педагогики технологий и ремесел] -Великий Новгород, 2000. 18 е.
  138. , П.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук /П.В. Плисенко. М., 1985.- 16 с.
  139. , Н.Н. Закономерности психического развития ребенка Текст.: монография /Н.Н. Поддьяков. Краснодар, 1997. — 58 с.
  140. , Н.Н. Конструирование Текст. /Н.Н. Поддьяков //Сенсорное воспитание в детском саду- под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Авапесовой. М.: Просвещение, 1981. с. 77−98.
  141. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ Текст. /Авт.-сост.: JI.C. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.: Аркти, 2003. — 96 с.
  142. , А. Постройки на пленэре Текст. /А. Райхштсйн //Обруч. 1995.-№ 5.-С. 29−31.
  143. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста Текст.: сборник научных трудов- под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  144. , ТА. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек Текст. /Т.А. Репина //Дошкольное воспитание. 1984. — № 4. -С. 18−21.
  145. , Т.А. Проблема полоролевой социализации детей Текст.: монография /Т.А. Репина. М. — Воронеж: Модэк, 2004.
  146. , Т. А., Градусова, JI.B. Особенности эмоционально-мотивационной сферы мальчиков-дошкольников Текст. /Т.А. Репина, JI.B. Градусова //Творчество и педагогика. М., 1988.
  147. , С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст.: монография /С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 280 с.
  148. , Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология Текст.: учебное пособие для студентов /Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2001.
  149. Савин, ЕЛО. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллсктальной компетентности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук /Е.Ю. Савин. М., 2002.
  150. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования Текст.: монография /Ю.В. Сенько. М.: Академия, 2000.
  151. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст.: монография /В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  152. , Е.А. Формирование готовности студентов вуза к экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /Л.В. Сидякина- [ТГУ. Каф. дошк. педагогики и психологии] — М., 2006. — 24 с.
  153. , М.Н. Формирование самостоятельности у детей 6 года жизни в конструктивных играх Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук. /М.Н. Силаева- [РГПУ. Каф. дошк. педагогики] СПб., 1992.- 16 с.
  154. , В.А. Введение в педагогическую аксеологию Текст.: монография /В.А. Сластснин. М., 2003.
  155. , В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст. /В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000.
  156. , А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику Текст.: методическое пособие /А.А. Смоленцева. -Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2000. 176 с.
  157. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст. — М., 2001.
  158. , М.В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук. /М.В. Созинова- [РГПУ. Каф. дошк. педагогики] СПб., 2004.-21 с.
  159. , О.В. Использование игры-фантазирования для развития эмпатии у старших дошкольников Текст. /О.В. Солнцева. Детство. Педагогический альманах. № 1. — СПб.: Акцидент, 1998. — С. 142−151.
  160. , О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /О.В. Солнцева- [РГПУ. Каф. дошк. педагогики] СПб., 1998. -19 с.
  161. , И. Экономическое воспитание в семье: помощь лектору Текст. /И. Сосова.-М., 1989.
  162. , С.В. Я машину смастерю — папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона Текст.: методическое пособие /С.В. Столярова. Ярославль: Академия развития, 2000. — 112 с.
  163. , И.В. Как объяснить дошкольнику, что такое «добро» и «зло» Текст. /И.В. Сушкова//Воспитатель ДОУ. 2008. — № 10. — С. 124−133.
  164. , И.В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6 7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук. /И.В. Сушкова- [ЕГУ. Каф. дошк. и коррекц. педагогики] - Елец, 2006. — 40 с.
  165. , JI.C. Бросовый материал Текст. /Л.С. Тезавровская //Дошкольное воспитание. 1915. — № 6−7. — С. 437−462.
  166. , Л.С. Бросовый материал Текст. /Л.С. Тезавровская //Дошкольное воспитание. 1915. — № 8−9.- С. 539−556.
  167. , Л.С. Что можно сделать из конфетной бумаги Текст. /Л.С. Тезавровская //Дошкольное воспитание. 1936. — № 2. — С. 53−62.
  168. , И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5−6 лет в детском саду Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /И.В. Тельнюк- [РГПУ. Каф. дошк. педагогики]. СПб., 1999. — 18 с.
  169. , Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга Текст.: монография /Б.А. Титов. СПб.: СПбГАК, 1996. — 275с.
  170. , Б.А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества Текст.: автореф. дисс.. док-pa пед. наук /Б.А. Титов. СПб.: 1994. — 40с.
  171. , Е.И., Морозова, М.Я. Современный детский сад, его значение и оборудование Текст. /Е.И. Тихеева, М. Я. Морозова. 3-е изд. — Пг., 1920.-215 с.
  172. , Г. В. Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. паук/Г.В. Урадовских. М., 1989. — 16с.
  173. Утц, Аннетга Учимся мастерить: 100 забавных поделок, сделанных своими руками из простых материалов Текст. /А. Утц [пер. с немецкого И. Гиляровой.] М.: Эксмо, 2002. — 128 с.
  174. Фан И-Ин. Развитие умений, навыков и мышления детей в процессе работы с конструктором (старшая группа детского сада) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /Фан И-Ин- [ЛГГ1И. Каф. дошк. педагогики]. -Л, 1960.-24 с.
  175. , Ю.И. Педагогика Марии Монтессори Текст.: ст., дневники, рук. /Ю.И. Фаусек- под ред. Е. Хилтунен. М.: Генезис, 2007. — 368 с.
  176. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе Текст.: монография /Д.И. Фельдштейн. М., 1989. — 206 с.
  177. , Т.В. Сравнительная педагогика детства Текст.: монография /Т.В. Фуряева. Красноярск, 2004. — 464 с.
  178. , В.В. Влияние мотива и способа организации деятельности на детские взаимоотношения Текст. /В.В. Холмовская //Нравственное воспитание дошкольников- под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1972.-С. 142−156.
  179. , А.В. Современная дидактика Текст.: учебное пособие для студентов /А.В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  180. , А.Д. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношений Текст. / А. Д. Шатова //Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. Шадринск, 1994. С.З.
  181. , А. Д. Дошкольник и. экономика: Программа Текст. /А.Д. Шатова. М., 1996. — 24 с.
  182. , А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Текст. /А.Д. Шатова //Дошкольное воспитание. 1989. — № 1.- С. 62.
  183. , Г. Н. Природоведение Текст.: поурочные планы. 1 класс (по учебнику А.А. Плешакова) /Т.Н. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2003. -136 с.
  184. , JI.K. Практическая работа в детском саду Текст. /Л.К. Шлегер //История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1976. С.339−354.
  185. , Г. П. Оргуправленческое мышление: Идеология, методология, технология Текст.: монография /Г.П. Щедровицкий. М., 2000.
  186. , Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры Текст.: монография/Н.Е. Щуркова. -М.: Педагогический поиск, 1999.
  187. , Н.Е. Прикладная педагогика воспитания Текст.: монография /Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005.
  188. , Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога Текст.. М.: Аркти, 2007. — 152 с.
  189. Экономическая тео рия Текст.: учебное пособие для студентов- под ред. Е. Н. Лобачевой. М.: Высшее образование, 2008. — 515 с.
  190. , Д., Элиум, Дж. Воспитание сына: как вырастить настоящего мужчину Текст. /Д. Элиум, Дж. Элиум [пер. с англ.] СПб., 1997. — 275 с.
  191. , О.А. Формирование умений и навыков кооперации детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /О.А. Яцикявичене. Вильнюс, 1990. — 24 с.
  192. S. (Ed.) Developmentally Appropriate Practice in Early Childhood Programs Serving Children From Birth Through Age 8. -Washington National Association for the Education of Young Children, 1993.
  193. S. (Ed.) Guidelines for Preparation of Early Childhood Professionals. Washington National Association for the Education of Young Children, 1996.
  194. K. (Ed.) Early Childhood Programs Human Relationships and Learning. New York, 1987.
  195. Skeen P., Garner A., Cartwright S. Woodworking for Young Children. -Washington National Association for the Education of Young Children, 1993.
Заполнить форму текущей работой