Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Детская площадка как средство влияния на взаимодействия детей

ДокладПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная детская площадка выстраивается в пространстве диалогических отношений между детьми (дети с ограниченными возможностями и с обычным развитием), взрослыми (на площадки будут работать аниматоры, специалисты, волонтеры, показывающие эффективные способы взаимодействия взрослых с детьми). На самой площадке будут представлены образы сказочных героев русской культуры: Иван — царевич, Лисичка… Читать ещё >

Детская площадка как средство влияния на взаимодействия детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Секции факультета психологического образования Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета Факультет психологии образования Детская площадка, как средство влияние на взаимодействия детей Пашаев Маджид Сулейман оглы.

В современный период времени возникает противоречивое отношение к миру детей. С одной стороны в обществе производится множество предметов потребления для детей, с другой стороны жизнь детей особо контролируется ценностями взрослых.

По мнению Н. Я. Большуновой, в детстве происходит открытие ценности своей индивидуальности. «Детство дано человеку для того, чтобы он обнаружил (нашел, „выловил“) в себе человека, одновременно обнаружив его в других, так же как это должно было произойти в детстве человеческой культуры. Обнаружив себя как человека, ребенок обретает основания для развития субъектности» [3, с. 101]. Ребенок, открывая мир для себя, обозначает «…тем самым значимость своей субъективности и субъектности в художественном, образном, целостном понимании себя и мира» [2, с. 6]. В детстве ребенок выстраивает свой мир, по-своему, через свой опыт и путь. Выстраивая свой путь, ребенок часто оказывается непонятым взрослыми. Более полноценно принять и понять ребенка могут такие же, как и он, дети со своей системой ценностей, картиной мира, переживаниями и т. д. Объединение с себе подобными делает ребенка смелее, «дает ему ощущение дополнительной силы коллективного „Я“ и большей социальной оправданности своих действий» [4, с. 102].

По мнению В. В. Абраменковой существует несколько парадоксов в отношении общества к детству. «С одной стороны — демократизация детской жизни, расширение свободы ребенка, и, с другой, — ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности …» [3, с. 7].

Контроль над детьми со стороны взрослых мешает развитию естественных отношений детей. Порой детское сообщество наделяется ценностями взрослой жизни.

Как считает М. В. Осорина, большое значение имеет сам момент объединения ребенка с другими, когда можно сказать: «Я не один», когда появляется местоимение «мы» [4, с. 80]. Это объединение с другими возникает и в момент освоения пространства. Дети сверстники сходны по своим возрастным потребностям и группа нужна ребенку. Ребенок в группе ощущает себя «более сильным, бесстрашным, уверенным, а свои действия оправданными» [4, с. 80]. Ребенок утверждает себя через освоение пространства. Осваивая пространство, ребенок открывает свой путь развития. В этом пути встречается «острота ощущений, и возможность понаблюдать за интересными объектами, и испытания на ловкость и храбрость, и общение с любимыми местами» [4, с. 69].

Для ребенка важно, что он идет самостоятельно найденным путем, важно ощущать «себя первопроходцем, открывателем и хозяином собственного мира», переживать его как «мир, по-настоящему открывающий свои тайны только избранному» [4, с. 70]. На этом пути возникают важнейшие ценности: сострадания, сорадования, Любви, Правды, Красоты. Общение между детьми в таком случае становится соборным. Открывая свой путь, ребенок встречается с духовными чудесами. Дети «надеются на нечаянную радость, на получение даров, которые судьба время от времени посылает человеку ни за что, просто так» (там же, с. 131). Этот интуитивный принцип философии ребенка, поддерживает «веру в благодать и желание жить дальше» [4, с. 132]. Проникновение ребенка в сферу духовного дает возможность ребенку выстраивать свой путь, свой образ, открывать свое «предназначение».

Таким образом, детская группа способствует вхождению ребенка в пространство социокультурных ценностей.

Переживание себя и другого возникает только тогда, когда существует пространство диалога. В ситуации соединения с «другим» происходит переживание своей самобытности.

Построение любых детских отношений всегда возникает в «особом пространстве», возделанном самими детьми. Специфика современной социокультурной ситуации развития показывает, что в силу определенных общественных условий у детей часто нет мест для подобных объединений, с другой стороны не возникает и потребности для продуктивного общения. В связи с этим встает вопрос о создании объединения детей (детей с ограниченными возможностями и с нормальным развитием).

Одна из важных проблем — это изоляция ребенка с ограниченными возможностями из социума. Такие дети испытывают дефицит общения со сверстниками, а именно общение детей друг с другом составляет условие гармоничного развития личности. Разобщенность детского сообщества приводит к возникновению множества психологических проблем: детские депрессии, суицидальные мысли, высокая степень тревожности; защитные реакции — агрессия и т. д.

С целью объединения детей с обычным развитием и с ограниченными возможностями мы разработали проект «Корабль детства». Корабль означает движение, «спасение» детского сообщества, движение к социокультурным ценностям: Любви, красоты, Правды.

На детской площадке проектируется рефлексивный диалог с «третьим», «социокультурным образцом». Посредством сказочных героев и игровых персонажей (Например, на нашей акции был Крокодил Гена, Капитан корабля) организуется в формах детской игры диалог. Посредством диалога у детей актуализируются разные переживания: радости, прощения, благодарения. В ходе акции «Мы вместе» образ крокодила олицетворял хитрость, злость, в этом случае другой образ капитана нес доброту, любовь. Через прощение можно было найти с крокодилом общий язык, понять, почему он злился, так как ему было скучно и одиноко, никто не хотел с ним играть. Капитан включал всех в игру. Цель акции и состояла в том, что все дети играли вместе (с ограниченными возможностями здоровья и с обычным развитием). На сцену выходил капитан и рассказывал о том, что они находятся в корабле, и начинается шторм, буря на море. Ветер дует, то в одну сторону, то в другую сторону дуют. И они должны повторят за капитаном.

1. С маленьких капелек (цокают языком).

2. Нарастает дождь (трут ладони).

3. Сильнее дождь (хлопают в ладоши)

4. Гром (топают ногами) Таким образом, проведенная нами теоретическая и экспериментальная работа показали, что такие площадки нужно создавать для совместного взаимодействия детей. На такой площадке изначально организованное взаимодействие детей в дальнейшем становится более свободным и неформальным. В теплых отношениях дети учатся состраданию и сопереживанию, сорадованию. Мы надеемся, что такие площадки будут способствовать изменению отношения общества к детской инвалидности, включению детей в социум.

На наш взгляд, такой диалог организуется самими детьми на детской площадке. Особенностью современного периода времени является то, что в городе мало мест для детских площадок. Из отношений детей выброшены дети с особыми потребностями, поэтому у них часто развиваются такие разрушающие симптомы, как тревожность, депрессии, а иногда у таких детей возникают суицидальные настроения. Мы считаем особенно важным создавать рефлексивное пространство культурального диалога для интеграции всех детей (с нормальным развитием и с ограниченными возможностями). Профессионалам психологам, педагогам, родителям важно помогать детскому сообществу, создавать пространство для объединения. В таком объединении обозначается горизонт социокультурных ценностей. В нашем городе нами разработан и реализуется проект «Корабль детства», основной целью которого является создание интегрированной детской площадки для всех детей. Такая площадка будет учитывать особенности и потребности всех детей, особенно детей с ограниченными возможностями, а также обратит внимание общественность к проблемам детского сообщества, их отношениям, культуре, системе ценностей.

Данная детская площадка выстраивается в пространстве диалогических отношений между детьми (дети с ограниченными возможностями и с обычным развитием), взрослыми (на площадки будут работать аниматоры, специалисты, волонтеры, показывающие эффективные способы взаимодействия взрослых с детьми). На самой площадке будут представлены образы сказочных героев русской культуры: Иван — царевич, Лисичка, Незнайка, Чебурашка и т. д., а также фигуры человека разных национальностей. На наш взгляд, идентификация ребенка с разными образами будет способствовать с одной стороны выделению своей индивидуальности, а с другой стороны появлению толерантного отношения к человеку других культур.

В организации работы площадки будут участвовать специалисты: психологи, педагоги, дефектологи, волонтеры, аниматоры (студенты, проходящие практику работы с детьми). Такая площадка способствует естественному возрождению отношений детей, объединению (детей разных категорий, национальностей).

детский площадка взрослый социокультурный СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В. В. Генезис отношений ребёнка в социальной психологии детства // Журнал прикладной психологии. — М.: ЗАО Издательский ДОМ «ЭКО», 2005. — № 5. — С. 7−20.

2. Большунова Н. Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребёнка: учеб.- метод. Пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. — 107 с.

3. Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. — 324 с.

4. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2004.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой