Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывает наш опыт работы, препятствием на пути формирования у данной категории детей необходимых социально-бытовых навыков в семье и специальном учреждении становится отсутствие специальных методик и программ, а также доступной литературы с описанием педагогических приемов работы в этом направлении. В сложившейся практике нередко приходится наблюдать, что значительная часть детей с ДЦП… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    • 1. 1. Проблема навыковой деятельности в психологической, общепедагогической и медицинской литературе
    • 1. 2. Освещение проблемы формирования навыков в специальной педагогической литературе
    • 1. 3. Патофизиологические особенности детей, страдающих ДЦП
  • ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ДЦП
    • 2. 1. Организация и методика констатирующего эксперимента по изучению особенностей формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП
    • 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента по изучению особенностей формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП
  • ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЮ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ДЦП
    • 3. 1. Педагогическая программа, направленная на формирование социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП
    • 3. 2. Сравнительный анализ результатов обучающего эксперимента

Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Детский церебральный паралич (ДЦП) относится к числу достаточно распространённых заболеваний, приводящих к различной степени выраженности детской инвалидности (В.А. Бронников и соавт., К.А. Семёнова). Как показывают исследования (Л.О. Бадалян, И.Н. Иваницкая), в последние годы тенденции к снижению заболеваемости не отмечается. Вместе с тем, во всех странах мира ДЦП занимает одно из ведущих мест в структуре хронических заболеваний детей и взрослых (2,5 — 5,9 на 1000 родившихся).

Многочисленными исследованиями установлено, что ДЦПобусловлено органическим поражением мозга, которое возникает во внутриутробном развитии плода, во время родов или в период новорожден ности и сопровождается различными двигательными расстройствами, парезами, параличами, насильственными движениями, нарушениями координации. Кроме того, у 60 — 80% детей, страдающих этими расстройствами, наблюдаются изменения психики и речи. Таким образом, при ДЦП страдают самые жизненно важные сферы деятельности человека. При этом степень выраженности психофизических дефектов может варьироваться от очень лёгких до крайне тяжёлых форм, что негативно сказывается на всем процессе адаптации этих детей к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Сочетание физических и умственных недостатков в развитии детей со спастическими формами ДЦП проявляется в нарушении структуры личности в целом, что, в свою очередь, приводит к трудностям в организации собственной деятельности и общения с окружающими у каждого ребенка.

Далеко не последнюю роль в структуре социальной реабилитации детей со сложными формами ДЦП играет умение оперировать всем спектром социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и способствующих коммуникации детей с социальной средой.

В психолого-педагогической литературе проблема умений и навыков в социально-бытовой деятельности и самообслуживании у детей со спастическими формами ДЦП и интеллектуальной недостаточностью не ф нашли достаточно полного отражения, хотя она является актуальной для специальной педагогики как в теоретическом, так и практическом плане — в особенности.

В специальной литературе проблема формирования социально-бытовых навыков у детей с нарушениями психофизического развития и научные исследования в этом плане более или менее полно представлены в олигофренопедагогике (Г.Г.Зак, В. Ю. Карвялис, В. В. Коркунов, В. Ф. Мачихина, В. А. Панков, Т. И. Пороцкая, Т. Н. Стариченко, В. А. Шинкаренко, A.M. Щербакова и некоторые другие). Однако при ДЦП, как показывают исследования, олигофрения имеет атипичный характер и не укладывается в традиционные представления. (Э.С. Калижнюк, JI. M Шипицына, И.И.Мамайчук), а это значит, что необходимы научно обоснованные методики обучения социально-бытовым навыкам детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сочетанным дефектом.

Как показывает наш опыт работы, препятствием на пути формирования у данной категории детей необходимых социально-бытовых навыков в семье и специальном учреждении становится отсутствие специальных методик и программ, а также доступной литературы с описанием педагогических приемов работы в этом направлении. В сложившейся практике нередко приходится наблюдать, что значительная часть детей с ДЦП оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что значительно затрудняет 9 их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой.

Таким образом, становится очевидной необходимость разработки специальной педагогической технологии по обучению детей с ДЦП социально-бытовым навыкам, которая стала бы предпосылкой для расширения их возможностей в социальной коммуникации и развитии.

Анализ научной литературы, раскрывающий механизм формирования социально-бытовых навыков и умений у детей с психическими и физическими недостатками развития, а также изучение их особенностей у детей с ДЦП, позволили выявить следующие противоречия между:

— имеющейся у детей с ДЦП потребностью в деятельности и общении и невозможностью реализовать эту потребность в полной мере в связи с низким уровнем самостоятельности в самообслуживании и недостаточным усвоением простейших социально-бытовых навыков, препятствующих возникновению коммуникативных связей и отношений с ближайшим окружением;

— необходимостью использовать в процессе жизнедеятельности социально-бытовые навыки и низкими возможностями детей с ДЦП в самостоятельном овладении всем спектром таких навыков без соответствующей квалифицированной педагогической помощи.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в разработке психолого-педагогических условий, способствующих эффективности формирования социально-бытовых навыков у детей с ДЦП и повышению, на этой основе, процессов саморегуляции их деятельности.

Эти обстоятельства послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП».

Объект исследования — социально-бытовая деятельность детей со спастическими формами ДЦП в условиях специализированного реабилитационного центра.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП.

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и апробация эффективной методики формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП и сочетанными дефектами в условиях специализированного реабилитационного детского учреждения.

Гипотеза исследования — Эффективность педагогической технологии, направленной на формирование социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП, окажется существенно выше, если будет включать в себя:

— диагностическую оценку состояния навыковой деятельности у ребенка с ДЦП и прогнозирование на этой основе процесса формирования у детей необходимых в жизнедеятельности социально-бытовых навыков и умений;

— разработку прогностических индивидуальных программ формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей с ДЦП с учётом их индивидуальных психофизических особенностей;

— процесс реализации индивидуальных программ с использованием методики, направленной на развитие и коррекцию двигательных и умственных недостатков у воспитанников.

Задачи исследования: осуществить теоретический анализ путей решения проблемы коррекционной направленности обучения социально-бытовым навыкам детей с ДЦП и сочетанными дефектамивыявить основные факторы, препятствующие овладению социально-бытовыми навыками детьми с ДЦП и изучить условия эффективного их формирования в детском реабилитационном центре и семьеразработать и экспериментально проверить, методику, направленную на успешное формирование социально-бытовых навыков у детей с ДЦП, включающую в себя механизм диагностики уровней сформированности навыков и программу обучения детей с разными уровнями психомоторного развития социально-бытовым навыкам.

Методологической и теоретической основой исследования является следующее: комплексный подход в реабилитации детей с ДЦП (К.А. Семенова, JI.O. Бадалян, Т. Г. Шамарин, Г. И. Белова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, H.H. Малофеев, JI.M. Шипицына, И.И. Мамайчук) — принцип единства сознания и деятельности как один из аспектов деятельностного подхода в психологии (Л.С.Выготский, А. Н Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) — принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т.А. Власова, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский, В. Г Петрова и др.) — принцип единства диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготский, В. И. Лубовский, А.Р.Лурия) — учение о поэтапном формировании умственных действий у детей при нормальном и отклоняющемся развитии (П.Я Гальперин, Г. М. Дульнев, С. Л Мирский) и поэтапном овладении двигательными действиями (Ю.З Носиков, В. В Черняев, М. А. Шлемин, В. П Шлыков) — положение о теории управления движениями (H.A. Бернштейн, Н.П. Вайзман) — теория и методика обучения детей с легкой и глубокой умственной отсталостью (Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, Л. Н. Кассал, A.A. Катаева, Н. Б. Лурье, Е. А Стребелева, А. Р. Маллер, Л. П. Носкова, М. Ф. Попадич, Я. Г. Юдилевич и др.).

Поставленные в исследовании задачи решались в процессе реализации следующих методов:

1. Анализ специальных литературных источников по проблеме научного исследования, конкретизация отдельных понятий и определений в соответствии с темой нашей работы.

2. Проведение эмпирического исследования по изучению медицинской документации на детей, опроса и анкетирования педагогов и родителей по вопросу оперирования детьми социально-бытовыми навыками, наблюдение за исполнительской деятельностью детей с использованием интересующих нас социально-бытовых навыков и анализ двигательных программ, лежащих в основе обозначенных нами навыков.

3. Изучение особенностей двигательных и интеллектуальных нарушений у детей с различными вариантами ДЦП, препятствующих формированию социально-бытовых навыков.

4. Педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации, обучения и контроля эффективности проводимой педагогической работы, направленной на формирование и коррекцию социально-бытовых навыковстатистическая обработка результатов экспериментального исследования.

Базой исследования явились: Муниципальное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями и психоневрологическими отклонениями «Прометей» г. Березники Пермской областиспециализированный детский дом-интернат пос. Рудничный Кизеловского района Пермской области. В эксперименте приняли участие 152 ребенка.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— получены новые данные об особенностях формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП и сочетанными дефектами;

— в ходе экспериментального исследования разработана и апробирована методика диагностики и обучения социально-бытовым навыкам детей со спастическими формами ДЦП, расширяющая возможности педагогической коррекции отклонений у детей данной категории и их развития.

Теоретическая значимость работы заключается в:

— уточнении особенностей развития детей со спастическими формами ц ДЦП в процессе формирования социально-бытовых навыков, которые расширяют научные представления об условиях их обучения и воспитания;

— теоретическом обосновании целесообразности специфики педагогической технологии, основанной на оценочно-прогностическом подходе в процессе формирования у детей с ДЦП социально-бытовых умений и навыков.

Практическая значимость исследования выразилась в разработке:

— программы диагностики и оценки сформированности навыков и методики обучения детей со спастическими формами ДЦП социально-бытовым умениям и навыкамрекомендаций в адрес педагогов, работающих в детских реабилитационных центрах и специальных коррекционных школах, а также родителей этих детей, занимающихся формированием и коррекцией социально-бытовых навыков у своих воспитанников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими и теоретическими позициями, направленными на решение проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, отвечающих предмету, целям и задачам работы, применением количественных и качественных методов обработки результатов и их анализа, соответствием полученных данных с основными положениями педагогической теории и практики, личным участием автора на всех этапах исследования в качестве педагога-дефектолога.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2004 гг. и осуществлялось в три этапа:

2000 — 2001 гг. — анализ общепедагогической, психологической, медицинской и специальной дефектологической литературы по систематизации понятий, составляющих основу проблемы исследованияформирование цели исследования, уточнение и совершенствование рабочей гипотезы и разработка методики констатирующего эксперимента.

2001 — 2003 гг. — апробирование методики констатирующего эксперимента, проверка и уточнение гипотезы исследования при проведении обучающего эксперимента.

2003 — 2004 гг. — теоретическое осмысление полученных данных, обобщение материала, количественный и качественный анализ результатов исследованияформирование выводов по проведённому исследованиюоформление методических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, полученные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на областных семинарах: «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями» (г. Березники 2001 г.), «Современные подходы в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями» (г. Пермь, 2002 г.) — «Технологии социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями» (Пермь 2003 г.) — на Международной научно-практической конференции «Специальное образование: состояние и перспективы развития» (Екатеринбург 2003 г.). Данные теоретического анализа проблемы и некоторые практические выводы используются в лекциях и на семинарах, проводимых со студентами отделения «Социальная работа» Березниковского филиала Пермского государственного университета по предмету «Реабилитация как медико-социальная проблема».

Описанная в диссертации педагогическая технология диагностики и обучения социально-бытовым навыкам детей с ДЦП внедрена в работу Комплексного центра социального обслуживания населения Орджоникидзевского района г. Перми.

На защиту выносятся:

1. Механизм диагностики и оценки уровней сформированности социально-бытовых навыков у детей в возрасте от 4 до 18 лет со спастическими формами ДЦП, способствующий разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ. 2. Разработанная и апробированная методика, направленная на формирование социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП и сопутствующими дефектами, расширяющая возможности этих детей к социальной адаптации в семье и социуме. Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (159 источников, из них 4 на иностранном языке), 105 таблиц.

ВЫВОДЫ:

1. Программа обучения социально-бытовым навыкам достаточно эффективна и позволяет обучать навыкам детей с ДЦП любой спастической формы.

2. Методика обучения каждому из описанных навыков должна включать в себя:

— Проведение подготовительных мероприятий общего характера (упражнения по развитию мелкой моторики, упражнения на гашение тонических рефлексов).

— Проведение подготовительных упражнений, необходимых при формировании конкретного навыка (формирование и отработка захватов предметов, движений требующихся при выполнении данного навыка, мысленное описание плана действий на основе структурно-содержательного анализа навыка, «оречевление» последовательности действий и др.).

— Подбор, необходимых для выполнения социально-бытовых навыков, вспомогательных средств и объяснение их необходимости.

— Специфика обучения навыку ребёнка с относительно сохранным интеллектом и преобладающими двигательными нарушениями.

— Подбор специальных педагогических приемов и средств обучения навыку ребёнка с минимальными двигательными и преобладающими интеллектуальными нарушениями.

— Описание специфических особенностей обучения навыку ребёнка с тяжёлыми двигательными и интеллектуальными нарушениями.

— Рекомендации по внедрению разученного навыка в повседневную жизнь ребёнка.

3. Значительных результатов при обучении в любых группах добиваются дети 15−18 лет.

4. В старшем возрасте целью формирования навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями будет приспособление к выполнению навыку в связи с установившимися патологическими установками. В младшем возрасте есть возможность формировать навык по схеме, принятой у здоровых детей. Кроме того, в этом возрасте возможно использовать упражнения по формированию навыков как дополнение к занятиям ЛФК для формирования двигательных навыков.

5. Детей с преобладающими двигательными нарушениями, обучают при помощи использования специальных вспомогательных средств, облегчающих самообслуживание, а также при помощи демонстрации адаптивных способов выполнения навыка, тренировке двигательных возможностей в качестве дополнительных упражнений. Перед занятиями целесообразно провести разработку мелкой моторики рук.

6. Скорость формирования навыка при занятиях зависит от степени интеллектуальных нарушений ребенка.

7. При обучении детей с сохранным интеллектом необходимы демонстрация выполнения навыка адаптивным или простым способом и обучение ребенка выполнению этого навыка. Перед занятиями необходимо провести подготовительные упражнения (ЛФК, массаж) для подготовки двигательных возможностей ребенка. При этом обучение навыкам идёт значительно быстрее по сравнению с другими группами.

8. У детей с преобладающей интеллектуальной недостаточностью и невыраженными двигательными дефектами обучение идет по принципу инверсии выполнению навыка простым способом.

9. Детей с имбецильностью, если позволяют двигательные возможности, можно обучить по данной программе навыкам самообслуживания до уровней выполнения навыка в партнерстве с взрослыми и сформированности навыка.

Ю.Методика обучения детей с сочетанием тяжёлых двигательных и интеллектуальных нарушений представляет собой синтез технологии обучения детей с преобладающими тяжёлыми двигательными нарушениями и инверсионного подхода, который предусматривает разделение навыка на отдельные операции и пооперационное овладение его двигательной программой.

11.При обучении детей с тяжелыми двигательными нарушениями наилучших результатов (уровни выполнения навыка при незначительной помощи со стороны взрослых и сформированности навыка) можно достичь у детей 15−18 лет практически всех навыков самообслуживания, за исключением одевания и снимания штанов, мытья рук.

12.Полученный навык целесообразно закреплять в домашних условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование показало, что дети с ДЦП, как и все дети с физическими и интеллектуальными нарушениями, нуждаются в специальном обучении социально-бытовым навыкам, которое предваряется диагностическими мероприятиями.

Наличие у детей с ДЦП даже незначительных двигательных и интеллектуальных расстройств может существенно задерживать формирование некоторых социально-бытовых навыков, что препятствует социальной адаптации.

Негативную роль в овладении детьми с ДЦП социально-бытовыми навыками играет наличие у них апраксий (афферентной, эфферентной, конструктивной).

Существенным препятствием при овладении навыками у детей с преобладающими интеллектуальными недостатками является нарушение программирования и контроля за действиями. Для преодоления этого недостатка нами использовался принцип инверсии описанный Б. Бейкером и А. Брайтманом (США), в сочетании с выработкой у детей ориентировочных и планирующих действий.

У детей с относительно сохранным интеллектом и преобладающими двигательными нарушениями обучение происходит при помощи подбора вспомогательных средств для выполнения социально-бытовых операций и адаптивных способов их выполнения. При этом обучение навыкам происходит значительно быстрее в сравнении с другими категориями обучающихся.

Методика обучения детей с сочетанием тяжёлых двигательных и интеллектуальных нарушений представляет собой синтез технологии обучения детей с преобладающими тяжёлыми двигательными нарушениями и инверсионного подхода, который предусматривает разделение навыка на отдельные операции и пооперационное овладение его двигательной программой.

Предложенная методика позволяет достаточно эффективно обучать навыкам детей с ДЦП любой спастической формы, так как в ней применятся диагностико-прогностический индивидуальный подход, что позволяет не только выявлять особенности, но и разработать на этой основе специфическую программу обучения, навыкам, прогнозируя таким образом будущее развитие ребенка.

Таким образом, предложенные нами педагогические условия оказались эффективным средством, направленным на формирование у детей со спастическими формами ДЦП необходимых в жизнедеятельности социально-бытовых навыков и развития на этой основе процессов саморегуляции личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом). Методическое пособие.// Под ред. Потапчук А. А. — СПб, СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта.
  2. Актуальные вопросы олигофренопедагогики: Сборник научных трудов под редакцией В. В. Воронковой, М., 1988.
  3. К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей / Пер. с англ. С. Вишневской. М., 1994.
  4. О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997.
  5. П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии. // Вопросы психологии 1955 № 6.
  6. С.Н. Очерки по психологии труда. М., Трудрезервиздат. 1958.
  7. Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. Канд. диссертация. М., 1963.
  8. Л.О. Детская неврология. М., Медицина 1984.
  9. Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральныепараличи / Киев: Здоров’я 1988.
  10. .Л., Брайтман А. Дж. Путь к независимости. / Перевод с английского. М.: Центр лечебной педагогики 1998.
  11. A.C. Программа изучения личности учащихся вспомогательных школ и составление психолого-педагогической характеристики.
  12. Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. Свердловск. 1977. 78с.
  13. И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии. // Практикум по патопсихологии. / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  14. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  15. H.A. О построении движений. М., Медгиз, 1947.
  16. H.H. Новые подходы планирования воспитательных занятий по реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, в условиях интернатного учреждения. // Дефектология. 2000. № 3.
  17. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
  18. Е.И. К постановке проблемы умения и навыка в современной психологии. // Советская педагогика. 1955. № 1
  19. Е.И. Механизмы умственной деятельности. М., Педагогика, 1979.
  20. С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе/ Ленинград: Медицина 1971.
  21. С.А., Рогачёва Е. И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе/ Ленинград: Медицина 1986.
  22. В.А., Одинцова A.B. Абрамова H.A., Наумов A.A. Малышева O.K. Детский церебральный паралич / Пермь: Здравствуй 2000.
  23. В. А. Наумов A.A. Обучение социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями// Методические указания/ г. Березники: Сфера 2002
  24. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов М., Педагогика, 1976. 104 стр.
  25. Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей М., Аграф 1997.
  26. В.А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллекта: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
  27. Л.И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. Спб., 1997.
  28. В.А., Кпемантович И. П. Управление социальной защитой детства: Учебное пособие. М: Педагогическое общество России, 2004.
  29. Д. Реабилитация детей инвалидов. М., Филантроп. 1995
  30. Т.А., Лебединская К. С. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя. М., 1983.
  31. Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. // Вопросы воспитания слепых, глухих и умственно отсталых детей. / Сборник статей под ред. Л. С. Выготского 1924, 133−135 с.
  32. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения Л., 1935, 133с.
  33. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т 5. Основы дефектологии. / Под редакцией Власовой Т. А. М., 1983. 368, 382 с.
  34. Л.С. Педагогическая психология М., 1991, 270 с.
  35. О.П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1985.
  36. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В книге: Психологическая наука в СССР. М., 1959 Т.1
  37. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения двигательных действий. М., 1968, 192 с.
  38. Г. С. Особенности формирования общетрудовых умений у дошкольников с тяжёлой умственной отсталостью: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004
  39. Т.Н. Недостатки пространственной ориентировки у умственно отсталых учащихся и коррекционное влияние занятий рисованием на еёразвитие. В сборнике «Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе» М., Педагогика, 1972.
  40. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях авторов и исследователей). Под общей редакцией H. JL Селивановой /М.: Пед. общество России, 1998.
  41. Е.В. Навык и действие. Учёные записки МГУ, выпуск 90 1945.
  42. Е.В. Навыки. В книге «Психология». Учебник для педагогических институтов под редакцией A.A. Смирновой М., 1945
  43. Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков. Академия педагогических наук, 1959.
  44. JI.A. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом / Ленинград 1977.
  45. Декларация о правах инвалидов // Курьер ЮНЕСКО, февраль 1981.
  46. Г. М. Основы трудового обучения в школе. М., Педагогика, 1969.
  47. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969.
  48. Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. Пособие для учителей./ Под редакцией Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. М., 1981.
  49. С.Д. Психолого-педагогическая характеристика умственного развития детей. М., Просвещение 1995. Ленинград: Медицина 1971.
  50. Зак Г. Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001
  51. Л.В. Наглядность и активность учащихся в обучении. М., Учпедгиз. 1960. 312 стр.
  52. Л.В. О предмете и методе дидактических исследований . М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. 148 СТР.
  53. Л.В. Психология умственно отсталого ребёнка. М., «Медгиз» 1961. 166 стр.
  54. В.П. Восприятие и действие. М., 1967.
  55. В.П. Развитие производственных движений. М., Издательство АПН РСФСР, 1960.
  56. . В. Патология мышления, М., Издательство МГУ, 1962.
  57. .В. Введение в патопсихологию. М., 1969.
  58. Н.В. О взаимосвязи двигательной и вегетативной функции при мышечной работе. / Координация движений и вегетативные функции при мышечной работе человека./ под ред. Ю. П. Денько, Н. В. Зимкина, К.М. Смирнова/ М., «Наука» 1965, стр 5−17.
  59. В.А. Формирование побуждения к действию. // Вопросы психологии 1985. № 3.
  60. Е.П. Мотивация и мотивы. / Спб.: Издательство «Питер» 2000. 512 стр.
  61. В.А. Нейрореабилитация: руководство по медико-социальной и педагогической реабилитации. Казань: «Плутон» 2004.
  62. Л.Б. Лекции по общей психологии. Владимир, 1970.
  63. Л.Б. Лекции по современной проблеме психологии обучения. Владимир, 1972.
  64. Л.Б. Об особенностях форм самоконтроля при производственном обучении. // Вопросы психологии, 1961. № 2.
  65. Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. / Киев: Выща школа Головное изд-во, 1987. 272 стр.
  66. В., Бодрявичюс А., Рушкус И., Дзкунскене Д., Славицкас Б., Шатавичюс В., Скатинайте Э. К вопросу организации трудового воспитания во вспомогательной школе Литовской ССР. // Дефектология 1986, № 2 стр. 27−31.
  67. X., Ратке Ф. В. Как помочь ребёнку, больному детским церебральным параличом. Марбург, 1994.
  68. А.Г. Психология личности. М., 1969.
  69. Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М., 1980. 160 стр.
  70. Е.А. Содержание и методика обучения в сельских вспомогательных школах. // Дефектология 1986. стр. 48−51.
  71. Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. Киев, Радянська школа, 1966.
  72. Конвенция о правах ребёнка. 1989.
  73. М.Л. Некоторые вопросы планирования трудовой деятельности. // Профессионально-техническое образование. 1957. № 7.
  74. В.В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М., 2001
  75. В.В. Организация и содержание трудового воспитания во вспомогательной школе. / Методические рекомендации/. Свердловск 1986.
  76. В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ. М., 1990.
  77. В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: Монография/ Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург. 1998. 124 стр.
  78. К.Н. Психология. Учебник для педагогических училищ. Учпедиздат, 1946.
  79. В.М. Введение в общую теорию развития личности. Лекции. М., 1991. 135 стр.
  80. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. // Под. ред. Смирновой И. А. СПб.: ИСПиП, 2000.
  81. В.А. Психология. Учебник. М., 1980.
  82. Н.И. Влияние повторных упражнений на самоконтроль в производственном обучении. // Вопросы психологии. 1961. № 2.
  83. Н.Д. Психология труда. Учпедиздат. 1963.
  84. Н.Д. Детская и педагогическая психология. Учебное пособие для педагогических институтов. М., 1964.
  85. О.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  86. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  87. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  88. В.Ф. Формирование производственных навыков у школьников М., 1959.
  89. В.И. Развитие словесной регуляции у умственно отсталых детей // Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. (13−19 августа, Токио). М., 1972.
  90. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии. 1958. № 5.
  91. С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2000.
  92. Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом. // Дефектология, 1985. № 1 с. 29 — 33.
  93. А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М, 1996.
  94. А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: АРКТИ, 2000.
  95. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  96. E.H. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991.
  97. E.H. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1996. № 5.
  98. E.H. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы родителям и педагогам по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 1997. 304 стр.
  99. Г. Н. О воспитании у учащихся вспомогательной школы умения самостоятельно работать в процессе профессионально-трудового обучения. // Спец. школа. Выпуск № 3 1961.
  100. Методические указания по профессионально-трудовому обучению во вспомогательной школе. / Под редакцией Мирского С. Л. М., 1980.
  101. Е.А. Психологические особенности переноса производственных умений у старших школьников. // Вопросы психологии. 1960. № 1.
  102. С.Л. Дидактические основы коррекционной направленности трудового обучения. М., 1993.
  103. С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1988. 224 стр.
  104. С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М, Педагогика. 1993.
  105. Мирский С. Л. Типологические особенности учащихся в процессе овладения трудовыми действиями. // Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении: Сборник научных трудов. М., 1983.
  106. С.Л. Отражение практических приёмов в планах трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. 1971. № 4.
  107. СЛ. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителя. 2-е переработанное издание. М., 1988. стр. 25−26.
  108. C.JI. Сравнение способов ориентировки умственно-отсталых школьников в трудовом задании. // Специальная школа. Выпуск № 4, М., 1967.
  109. C.JI. Особенности развивающего обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 2000. № 3. стр. 32 37.
  110. A.A. Обучение ребенка с ДЦП социально-бытовым навыкам // Методические указания/ г. Березники 1999. 18 стр.
  111. Р. Финни Ребенок с церебральным параличем // под ред. Клочковой E.B. М., 2002
  112. М.Ф. Труд, как коррекционное средство воспитания имбецилов.: Автореферат дисс.канд. пед наук. 1967.
  113. И.П. Полное собрание сочинений. Т. III. М., Изд-во АПН СССР, 1952.
  114. Н.П. Трудовое обучение в I III классе вспомогательной школы. Пособие для учителя. М., 1988. 176 стр.
  115. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов. М., 1968.
  116. . Избранные психологические труды. М., Просвещение М., 1969.
  117. .И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психологического развития учащихся вспомогательной школы. М., 1985 стр. 31.
  118. .И. Формирование двигательных навыков у учащихся вспомогательной школы. М., 1984. стр. 176.
  119. К.К. Вопросы психологии труда. М., Медиздат. 1962.
  120. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. 176 стр.
  121. М.С. Дети-олигофрены. М., Изд-во АПН РСФСР. 1959.
  122. И.С., Лузинович В. М., Сологубов Е. Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы её коррекции. М., 1996.
  123. Правдина-Винарская E.H. Неврологическая характеристика синдрома олигофрении. М., Изд-во АПН СССР 1957.
  124. О.Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Специальная дошкольная педагогика, М., Академия, 2001.
  125. Психологические основы формирования произвольных умений и навыков. М., Высшая школа. 1980.
  126. С.Л. Основы общей психологии. Т.2, М., Педагогика. 1989.
  127. П.А. Психология. Учпедгиз. 1955.
  128. К.А. Детские церебральные параличи. М., Медицина. 1968.
  129. К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., Медицина. 1972.
  130. К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., Медицина. 1976.
  131. К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. М., 1999. 384 стр.
  132. Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с детским церебральным параличом. // Дефектология, 1981, № 4.
  133. А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.
  134. Т.Н. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей вспомогательных школ / УрГПУ. Екатеринбург, 1996.
  135. Т.Н. К вопросу об экономическом практикуме во вспомогательной школе. // Дефектология. 2000. № 2. стр. 82 89.
  136. Г. Е. Клинические лекции по психологии детского возраста. Т. III, М., Медиздат. 1960.
  137. .Н. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во АПН РСФСР. 1961.
  138. O.A. Клинико-электромиографическая характеристика больных спастическими формами церебральных параличей в процессе транскраниальной лазеротерапии: Автореферат дисс.канд. мед. наук. Пермь, 2003.
  139. H.H., Кулаков С. А. Изучение мотивации у подростков, имеющих пагубные привычки. // Вопросы психологии. 1983. № 2.
  140. A.M. Формирование умений и навыков на учебно-опытном участке. М., Учпедиздат.1959.
  141. A.A. Принятие мотива личностью. // Психологический журнал 1985 № 5.
  142. A.A. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987
  143. Физическая терапия и эрготерапия как новые для России специальности.// сост. Клочкова Е. В. СПб. Институт раннего вмешательства. 2003.
  144. H.A. Физиология человека: Учебное пособие для студентов факультетов физ. воспитания пед. ин-тов. М., Просвещение. 1982. 320 стр.
  145. З.И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси 1960.
  146. З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии. // Вопросы психологии. 1955. № 3.
  147. М.Б. Основы невропатологии детского возраста. М., 1947.
  148. B.B. Психологический анализ объяснения и показа при обучении выполнению трудового действия. «Известия АПН СССР», выпуск № 91. 1958.
  149. Шабалин и др. Психология. Учебное пособие для пед. институтов. М., Просвещение, 1966.
  150. Т.Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Элиста: АПП «Джангар». 1999. 168 стр.
  151. JI.M. К вопросу о навыках и их интерференции. «Учебные записки Института Психологии» Т. II. М., 1941.
  152. Л.М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. Спб., Изд-во «Дидактика Плюс». 2001. 272 стр.
  153. В.П. Применение обучающих программ при освоении двигательных действий детьми с глубоким нарушением зрения. // Дефектология, 1980. № 3, стр. 33.
  154. А. Я. Инновационное обучение во вспомогательной школе// Дефектология. 1996. № 2.
  155. Энциклопедия детского невролога.// Под редакцией Шанько Г. Г. Минск, «Беларуская энцыклапедыя», 1993.
  156. Dahne Kurt. Zur Entwicklung des Sportunterrichts an Hilf-schullen- «Die Sonderschule», 1964 № 6.
  157. Goetz G. Zum Problem der Korpererziehung in der Hilfschullen «Die Sonderschule», 1962 № 2.+
  158. Hoppe F. Erfolg und Miserfolg//Psyholl. Forschung. 1930
  159. Zu Kowa T.P. Wiss Z. Univ.Rostock.- 1976. Bd. 25, Math.-natur. R., S.51−58.
Заполнить форму текущей работой