Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лексическая репрезентация образа Кавказа в художественной картине мира М.Ю. Лермонтова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ещё В. Г. Белинский отмечал: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта. .<.>. Кавказ делается его поэтической родиною, пламенно любимою имна недоступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, находит он свой Парнас, в его свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский ключ, свою Ипокрену.». С.А.Андреев-Кривич указывает: «.Как только начинаешь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы изучения лексики какедства репрезентации индивидуально-авторской модели мира в художественном тексте
    • 1. 1. Картина мира как объект лингвистики. Понятие о художественной картине мира
    • 1. 2. Аспекты постижения национальной картины мираточки зрениявременной науки
    • 1. 3. Художественный текст какедство репрезентации индивидуально-авторской картины мира
    • 1. 4. Понятие о лексической парадигме. Типы парадигм в лексической подсистеме языка
    • 1. 5. Лексические парадигмы в функциональном аспекте
  • Выводы
  • Глава II. Лексика, воплощающая образ Кавказа в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова
    • 2. 1. Лексикамантическойеры «природа» в лексическойруктуре образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова
      • 2. 1. 1. Лексические единицы, называющие элементы рельефа и почву
      • 2. 1. 2. Лексика, называющая метеорологические явления
      • 2. 1. 3. Лексемы, называющие растения
      • 2. 1. 4. Лексические единицы, называющие представителей дикой фауны
    • 2. 2. Лексикамантическойеры «человек»
      • 2. 2. 1. Лексические единицы, называющие объекты, язанныебытом горских народов
      • 2. 2. 2. Лексические единицы, раскрывающие физический облик и психическийлад горцев
      • 2. 2. 3. Лексика, используемая для описанияциальных ициокультурных аспектов жизни горцев
  • Выводы

Лексическая репрезентация образа Кавказа в художественной картине мира М.Ю. Лермонтова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общеизвестно, что изучение словаря писателя является чрезвычайно важным в аспекте постижения его языковой картины мира и авторского мировосприятия. Первоочередного внимания требуют лексические единицы, репрезентирующие наиболее значимые для данного автора явления и сферы действительности. В биографии и художественном сознании М. Ю. Лермонтова значительное место занимает Кавказ, что проявляется в большом количестве произведений, в которых находит воплощение образ Кавказа.

Ещё В. Г. Белинский отмечал: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта. .<.>. Кавказ делается его поэтической родиною, пламенно любимою имна недоступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, находит он свой Парнас, в его свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский ключ, свою Ипокрену.». С.А.Андреев-Кривич указывает: «.Как только начинаешь вспоминать Лермонтова, перебирать в памяти шедевры его творчества, так сейчас же оказываешься в кругу его кавказских произведений. <.> Следовательно, значение кавказской темы для Лермонтова весьма велико» (Андреев-Кривич 1979:3).

Особенности воплощения образа Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова рассматриваются в значительном количестве литературоведческих работ, например:' Андреев-Кривич 1979, Анненский 1979, Архипов 1965, Бицилли 1996, Верольский 1981, Виноградов Б. С., Виноградов В. Б. 1981, Висковатов 1987, Гайтукаев 1981, Гачев 1981, Гуревич 1964, Демиденко 2004, Дубнова 2007, Журавлёва 2002, Канг Чун 2004, Ковалевская 2007, Коровин 1973, Кретов 1964, Лазарев 1990, Леушева 1964, Ломинадзе 1985, Магаротто 1996, Макогоненко 1986, Максимов 1964, Мальсагов 1981, Маркелов 2008, Меркулова 2007, Мехтиев 2003, Михайлова 1957, Попов 1954, Пульхритудова 1964, Савинков 2004, Саламова 1981, Серман 2003, Соколов 1964, Соллертинский 1964, Танкиев 1981, Тихонова.

2007, Удодов 1964, 1973, Усок 1964, Фанасова 1994, Филатова 1967, Фохт 1963, 1975, Хазан 1981, Ходанен 1993, Эйдельман 1990, Эйхенбаум 1961, 1987, Эсенбаева 1981, Эпштейн 1990, Эткинд 1999 и другие. Однако лингвистические аспекты создания образа Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова не получили достаточно полного освещения в современной лингвистике. Можно назвать лишь несколько работ, в которых затрагивается данная тема: Виноградов В. В. 1959, 1990, Джаубаева 2010, Иванова 2004.

Необходимость лингвистического описания данного фрагмента художественной картины мира поэта и отсутствие исследований, посвященных комплексному изучению лексики, репрезентирующей образ Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова, обусловливает актуальность данного исследования.

Объектом исследования является лексика, служащая для создания образа Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова.

Предмет — семантические и функциональные особенности лексических единиц, используемых для создания образа Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова.

Цель данной работы — выявить семантические характеристики, структурную организацию и функциональные параметры лексики, репрезентирующей образ Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова.

Данная цель определила следующие задачи:

1) выявить корпус лексем, используемых для создания образа Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова;

2) рассмотреть семантику и парадигматику выявленных единиц и определить структуру образуемой ими лексической группировки;

3) проанализировать специфику использования семантических групп лексики, репрезентирующей образ Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова;

4) выявить единицы, выражающие наиболее значимые в художественной картине мира М. Ю. Лермонтова аспекты образа Кавказа.

Материал и методика исследования Источником практического материала послужило собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4-х томах (М: Худ.

литература

1960). Методом сплошной выборки из стихотворений, поэм и романа «Герой нашего времени» было выписано 4 006 контекстов, включающих лексические единицы, используемые для создания образа Кавказа.

Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: описательный,, метод контекстуального анализа, элементы компонентного анализа. Использовался также приём количественного анализа.

Научная новизна.

Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые представлен комплексный анализ лексических единиц, репрезентирующих образ Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова, определены их семантические группы и выявлена их роль в выражении данного фрагмента индивидуально-авторской картины мира писателя.

Теоретическая значимость исследования Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования расширяют и углубляют современные представления о способах лексической репрезентации художественных концептов, о соотношении языковых и текстовых лексических группировок, а также уточняют представления о художественной картине мира М. Ю. Лермонтова и её системной организации.

Практическая значимость Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при исследовании лексической структуры образа в творчестве других писателей, в спецкурсах по 6 лексикологии, в практике преподавания лингвистического анализа текста, при изучении творчества М. Ю. Лермонтова в иноязычной аудитории как материал для лингвокультурологического комментария.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Лексические единицы, репрезентирующие образ Кавказа в художественной картине мира М. Ю. Лермонтова, образуют функционально-текстовое поле, состоящее из парцелл «Природа» и «Человек», каждая из которых имеет сложную структуру и включает нескольких семантических групп. Парцелла «Природа» представлена семантическими группами: 1) рельеф, 2) почва, 3) метеорологические явления, 4) растительность, 5) животный мир. Парцелла «Человек» представлена семантическими группами: 1) быт- 2) физический облик- 3) психологические особенности- 4) социальные характеристики- 5) социокультурные особенности.

2. Частотность использования определённых единиц выявленных сегментов поля указывает на степень релевантности выражаемых ими параметров для репрезентации образа Кавказа в художественном мировосприятии поэта. Ключевую позицию в воплощении образа Кавказа в индивидуально-художественной картине мира М. Ю. Лермонтова занимает лексика тематических сфер «горы и их части», «облака», «углубления горного рельефа», «водные объекты», «конь» и «оружие».

3. Образ Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова отражает как реальные природные, хронологические, этнографические и социальные характеристики данного региона, так и индивидуально-авторские, связанные с личностным восприятием. Объективные характеристики получили специфическое преломление в художественном сознании М. Ю. Лермонтова, что проявилось в использовании им определённых групп лексики, количественном соотношении лексических единиц разной семантики и образных номинациях.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на межрегиональных научно-методических конференциях «Культура общения и её формирование» (Воронеж 2009, 2011) и отражены в шести публикациях, в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ. Диссертация обсуждена на кафедре общего языкознания и стилистики Воронежского госуниверситета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы.

Выводы.

Поскольку лексические единицы, репрезентирующие образ Кавказа в художественной картине мира М. Ю. Лермонтова, выполняют общую функцию, их совокупность можно рассматривать как функционально-текстовое поле.

Анализ материала показал, что в рамках функционально-текстового поля «Кавказ» выделяются две парцеллы: «Природа» и «Человек». Первую образуют лексические единицы, номинирующие природные объекты и явления, вторую — лексика, называющая человека и явления человеческой жизни. Каждая из парцелл имеет сложную структуру и состоит из нескольких семантических групп.

Парцелла «природа» в произведениях М. Ю. Лермонтова представлена следующими семантическими группами: 1) рельеф, 2) почва, 3) метеорологические явления, 4) растительность, 5) животный мир.

Доминантой кавказского пейзажа и одной из доминант художественного мира поэта являются горы и их части, поскольку номинирующие данные объекты существительные имеют высокую частотность употребления: гора (горы) — 262, скала — 159, вершина — 71, утёс -41, хребет — 24. При описании гор М. Ю. Лермонтов использует не только нарицательные, но и собственные имена существительные, наиболее частотными из которых являются: Кавказ — 51, Казбек — 21.

Взяв за основу критерий частотности употребления лексической единицы, можно выделить следующие наиболее релевантные для мировосприятия М. Ю. Лермонтова элементы Кавказской природы: гора, скала, долина, ущелье, камень, река, облако (туча), туман, снег.

Частотность лексем, называющих облака, туман и снег обусловливается тем, что взгляд Лермонтова-художника устремлён вверхна горы и лежащие на них и проходящие рядом с ними облака. Этим же объясняется и высокая частотность слов снег и туман, поскольку снег покрывает вершины гор, а туман окутывает их своей пеленой.

Среди номинаций растений наиболее частотными являются чинара, тополь, дуб, а из плодовых — виноград и тёрн. При изображении растительного М. Ю. Лермонтов не дифференцирует названия трав и цветов, не выделяя их из «узорного ковра» этих растений.

При описании животного мира наибольшей частотностью обладает лексема змея, на втором месте — птица орёл, затем по степени убывания частотности следуют серна и волк. Таким образом, выделенные единицы обозначают наиболее важные в аспекте авторского мировосприятия объекты кавказской природы.

Тот факт, что в художественной картине мира М. Ю. Лермонтова не различаются разновидностей трав и цветов, но в подробностях формы, окраски, особенностей движения представлены облака, свидетельствует о такой особенности организации художественного пространства Кавказа, как вертикальная ориентированность. Взгляд автора направлен или снизу вверхк горам и небу, или вниз — с высоты гор на землю. В последнем случае можно говорить о панорамности восприятия, при которой мелкие детали не различимы.

Парцелла «Человек» представлена следующими семантическими группами: 1) быт- 2) физический облик- 3) психологические особенности- 4) социальные характеристики- 5) социокультурные особенности.

В изображении быта горцев ключевую роль играет лексика семантических групп «оружие» и «конь». Среди номинации видов оружия наибольшую частотность имеет лексема «кинжал» — 77 употреблений, в лексике, связанной с конной тематикой — конь (162 употребления).

При отражении физического облика наиболее часто актуализируется такая черта внешности горцев, как чёрные глаза, в изображении психологических особенностей — храбрость, мужество, вспыльчивость, мстительность, коварство.

Из социальных характеристик представлены: 1. принадлежность к определённому этносу (наиболее частотной является лексема черкес — 82 употребления) — 2. указание на социальное положение и род занятий, главными из которых являются разбой и война.

К социокультурным особенностям можно отнести религию (ислам), обычаи (гостеприимство, куначество, кровная месть, абречество) и ценностные установки общества.

Высшей ценностью горцев в художественной картине мира М. Ю. Лермонтова являются вольность, свобода и любовь к родине. Из других ценностей на первый план выступают те, которые в наибольшей степени связаны с сохранением свободы и вольности. Это оружие, боевое снаряжение и верный конь. Поэтому лексика данных семантических сфер занимает такое важное место в репрезентации образа Кавказа.

На основе проведённого анализа можно прийти к выводу, что, хотя знание реального материала и стремление именно на нём основываться при создании произведений, обусловило подбор лексики, адекватно отражающей специфику Кавказского региона в изображаемый период времени, однако объективные характеристики получили специфическое преломление в художественном сознании М. Ю. Лермонтова, что проявилось в использовании им определённых групп лексики, количественном соотношении лексических единиц разной семантики и образных номинациях.

Таким образом, лексический состав и структура поля «Кавказ» в произведениях М. Ю. Лермонтова обусловлены спецификой авторских задач и индивидуально-авторским мировосприятием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Художественный текст является отражением языковой личности автора и репрезентирует индивидуально-авторскую модель мира. Это становится возможным в результате использования языка в его эстетической функции. Существует определенная зависимость частотности лексем, набора семантических групп от авторской концепции и тематики произведения, то есть автор использует лексемы, выражающие наиболее релевантные для него концепты. Поскольку состав средств в структуре литературного произведения органически, связан с его содержанием и зависит от характера отношения к нему со стороны автора, представляется возможным говорить и о лексической репрезентации художественного концепта.

Тема Кавказа в творчестве М. Ю. Лермонтова прямо или косвенно отражена в текстах разных жанров: а) стихотворенияхб) поэмахв) прозаических произведениях.

Многочисленность произведений, связанных с кавказской темой, различие их жанровой отнесённости и времени написания обусловливают специфический характер выражаемого ими образа, его многослойность, многогранность и поликомпонентность.

В плане содержания образ Кавказа в художественной картине мира М. Ю. Лермонтова представляет собой сложное ментальное образование фасеточной структуры (мегаобраз), поскольку складывается из микрообразов и макрообразов, воплощённых в лирических, лиро-эпических и эпических произведениях, и даётся через такие формы выражения художественного сознания, как лирический герой, автор-повествователь, рассказчик, персонаж.

Образ Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова представлен в динамике, что связано не только с изменением авторского мировосприятия в силу личностных факторов (взросление, приобретение жизненного опыта), но и с изменением творческих установок, постепенным становлением художественного метода реализма. Несомненно, указанные факторы оказали влияние на лексические особенности образа. Вместе с тем, поскольку данное исследование носит лингвистический характер, в диссертации не проводилось чёткого разграничения выявленных лексических единиц в аспекте указанных выше характеристик.

На основе анализа 4006 контекстов, связанных с воплощением образа Кавказа, было выявлено номинативное поле данной ментальной единицы. Применительно к характеру материала и задачам исследования оказалось целесообразным обозначить выявленное лексическое объединение как функционально-текстовое поле, поскольку входящие в него единицы объединены общей функцией — репрезентацией образа Кавказа в текстах художественных произведений М. Ю. Лермонтова.

Анализ материала показал, что в рамках функционально-текстового поля «Кавказ» выделяются две парцеллы: «Природа» и «Человек». Первую образуют лексические единицы, номинирующие природные объекты и явления, вторую — лексика, называющая человека и явления человеческой жизни. Каждая из парцелл имеет сложную структуру и состоит из нескольких семантических групп.

Парцелла «Природа» представлена семантическими группами: 1) рельеф, 2) почва, 3) метеорологические явления, 4) растительность, 5) животный мир. Парцелла «Человек» представлена семантическими группами: 1) быт- 2) физический облик- 3) психологические особенности- 4) социальные характеристики- 5) социокультурные особенности.

Частотность использования определённых единиц выявленных сегментов поля указывает на степень релевантности выражаемых ими параметров для репрезентации образа Кавказа в художественном мировосприятии поэта. Ключевую позицию в воплощении образа Кавказа в индивидуально-художественной картине мира М. Ю. Лермонтова занимает лексика тематических сфер «горы и их части», «облака», «углубления горного рельефа», «водные объекты», «конь» и «оружие».

Проведённое исследование позволило прийти к выводу, что образ Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова отражает как реальные природные, хронологические, этнографические и социальные характеристики данного региона, так и индивидуально-авторские, связанные с личностным восприятием. Объективные характеристики получили специфическое преломление в художественном сознании М. Ю. Лермонтова, что проявилось в использовании им определённых групп лексики, количественном соотношении лексических единиц разной семантики и образных номинациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Этнонациональный менталитет и его специфика /
  2. М.З. Адыгейский народный орнамент: Книга- альбом / Сост. Мин Кутас Азаматова- ред. Э. В. Кильчевская, Д. Г. Костанов. Майкоп: Адыг.кн. изд-во, 1960. — 140 с.
  3. Андреев-Кривич С.А. М. Ю. Лермонтов и Кабардино-Балкария /
  4. C.А.Андреев-Кривич .- Нальчик: изд-во «Эльбрус», 1979. 208 с.
  5. И. Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе / И. Ф. Анненский // Книги отражений. М.: Наука, 1979. — С.242 — 251.
  6. Р.В. Отражение категории времени как одного из элементов картины мира // Текст как отображение картины мира. Сборник научных трудов Московского ин-та им. М.Тореза. Вып. 341. М., 1989. С. 66−71.
  7. Ю.Д. Лексические антонимы и преобразования с ними // Проблемы структурной лингвистики. М., «Наука», 1973. С.326 348.
  8. Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., Наука, 1974. 367 С.
  9. Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания //ВЯ, 1995, № 1.С.37 -67.
  10. Ю.Архипов Вл. М. Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия / Вл.Архипов. М.: Московский рабочий, 1965. — 471 с.
  11. Э.Г. Оружие народов Кавказа. (www.reenactor.ru /ARH/PDF/Astvacatyran.pdf).
  12. О.С. Словарь лингвистических терминов. М. «Советская энциклопедия», 1966. 606 С.
  13. О.С. Лингвистическое значение и его разновидности // Проблема значения в лингвистике и логике. М., Изд-во МГУ, 1969. С. 8 -10.
  14. Е.Г. Языковые парадигмы и анализ смысла текста // Языковые парадигмы и их функционирование. Сборник научных трудов. Волгоград, 1992. С.97 104.
  15. С.Г. О критериях синонимичности в лексике // НДВШ, Филологические науки, 1967, N 4. С. 47 56.
  16. С.Г. Семантическая эквивалентность языковых единиц. Кишинев, 1973. 372 С.
  17. П.М. Место Лермонтова в истории русской поэзии / П. М. Бицилли //Избранные труды по филологии. М.: «Наследие», 1996.-С.456−478.
  18. И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М.: Изд. Надыршин А. Г., 2005.-432 с.
  19. С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. (Субъектно-образная структура). М.: Российск. гос.гуманит.ун-т., 1997. — 307 с.
  20. Г. А. Языковая картина мира и ее роль в познании // Методологические проблемы анализа языка. — Ереван, 1976.
  21. Г. А. Язык и картина мира // НДВЩ Философские науки. 1973. — № 1. — С.108−110.
  22. Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование / Л. О. Бутакова.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001.
  23. Е.В. Особенности эффектов межличностного восприятия (сопГегепсе.кет811.ш/СеЮос5р11с?1ё= 19 645&1аЬ1е)
  24. О.И. Этноконнотация как вид культурной коннотации (на материале номинативных единиц немецкого языка)) / О. И. Быкова. -Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. 277 с.
  25. Л.М. Теория семантических полей // ВЯ, 1971, N 5. С. 105 -113.
  26. Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи // Очерки по семантике русского глагола. Уфа. 1971. С. 38 310.
  27. Л.М. Семантика русского глагола: Учебное пособие для факультетов повышения квалификации. М., 1981.
  28. Л.М. Современная лингвистическая семантика. М., Высшая школа, 1990. 175 С.
  29. И.Т., Кусова М. Л., Матвеева Т. В. Парадигматическая структура глагольных ЛСГ // Лексико-семантические группы русских глаголов. Иркутск, 1989. С. 40−61.
  30. Ю.Б. М.Ю.Лермонтов в школах Чечено-Ингушской АССР / Ю. Б. Верольский //М.Ю.Лермонтов и Чечено-Ингушетия: Сб. статей. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. — С.179 — 189.
  31. .С., Виноградов В. Б. Этюды о Лермонтове / Б. С. Виноградов, В. Б. Виноградов // М. Ю. Лермонтов и Чечено-Ингушетия: Сб. статей. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981.-С.З-64.
  32. В.В. Из истории лексикологии // Доклады и сообщения института языкознания АН СССР. ОЛЯ, 1956, N 10. С. 1 28.
  33. В.В. О взаимодействии лексико-семантических уровней с грамматическими в структуре языка.// Мысли о современном русском языке. М., «Просвещение», 1969. С. 5 23.
  34. В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М., 1972.
  35. В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.
  36. В.В. Стиль прозы Лермонтова / В. В. Виноградов // Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М.: Наука, 1990. — С.182 — 270.
  37. B.C. О структуре семасиологического уровня // Семантико-системные отношения в лексике германских и романских языков. Волгоград, 1979.
  38. П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество / П. А. Висковатов. М.: «Современник», 1987. — 494 с.
  39. К.Б. Мотивы лермонтовских идей и образов в творчестве чеченского поэта А.М.Мамакаева / К. Б. Гайтукаев // М. Ю. Лермонтов и Чечено-Ингушетия: Сб. статей. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. С. 129 — 155.
  40. М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный / Л. М. Гаспаров // Проблемы структурной лингвистики. 1984. Сборник научных трудов / Под ред. В. П. Григорьева. М.: Наука, 1988. — С. 125 — 137.
  41. Г. Образ в русской художественной культуре / Г. Гачев. М.: Искусство, 1981.-247 с.
  42. Г. Национальные образы мира. Общие вопросы. Русский, болгарский, киргизский, грузинский, армянский / Г. Гачев. — М.:Советский писатель, 1988. 448 с.
  43. Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г. Гачёв. — М.: Прогресс, 1995. 480 с.
  44. Г. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством / Г. Гачев. М.: Раритет, 1997. — 680 с.
  45. Г. Национальные образы мира: Курс лекций / Г. Гачев. М: Академия, 1998. — 432 с.
  46. Л.Я. О лирике / ЛЛ.Гинзбург. Л.: Советский писатель, 1974.-408 с.
  47. Т.А. Слово как интегративный компонент репрезентации концептуальной картины мира (на материале творчества В.В.Набокова). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Барнаул, 1996. 22 С.
  48. Я.И. Мастерство Лермонтова-лирика и русский фольклор / Я. И. Гудошников // М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1964. С. 137 — 148.
  49. В. Язык и философия культуры : Пер. с нем. / Сост., общ.ред.и вступ. статьи А. В. Гулыш, Г. В. Рамишвили. .— М.: Прогресс, 1985 .— 451с.
  50. А. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова / А. Гуревич // Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. -М.: Наука, 1964. С. 149 — 171.
  51. А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1984. 350 с.
  52. Ф.И. Языкотворчество русских писателей как миросозидающая деятельность на Северном Кавказе : А.А.Бестужев-Марлинский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой / Ф. И. Джаубаева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. — 432 с.
  53. H.B. Творчество М.Ю.Лермонтова в контексте евразийского диалога культур / Наталья Вячеславовна Дубнова: диссер. канд. филол. наук. Махачкала, 2007. — 141 с.
  54. Жизнеописание доблестной Фатимы и повествование о подвигах её славных предков. -М., 1981.
  55. К.К. Мысль. Слово. Метафора. Проблемы семантики в философском освещении. Киев. Наукова думка, 1984. 303 С.
  56. А.И. Поэтическая проза Лермонтова / А. И. Журавлёва // Русская речь. М.: Наука, 1974. — № 5. — С.21 — 27.
  57. Л.П. Кавказ в языковом сознании М.Ю.Лермонтова / Л. П. Иванова. http: //elib.crimea.edw.
  58. И.Е. Лексико-семантическая сетка в структурно-семантической и коммуникативно-прагматической организации текста (на материале произведений современных англоязычных авторов). Автореф. дис. на соиск уч. степ. канд. филол. наук. Иркутск, 2000. 16 С.
  59. И.Ю. О метонимии как структурообразующем признаке лексической системы//Языковые парадигмы и их функционирование. Сборник научных трудов. Волгоград, 1992.С. 76 83.
  60. Ш., Карпеев И.Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М.: Молодая гвардия, 2003. — 452 с.
  61. Канг Чун. Предметно-пространственное изображение в лирике и поэмах М. Ю. Лермонтова: дисс. на соиск. уч. степени канд.филол.наук / Чун Канг. М., 2004. — 172 с.
  62. В.И. Парадигма вокативности./ЛЯзыковые парадигмы и ихфункционирование. Сборник научных трудов. Волгоград, 1992.С.44−51.
  63. Ю.Н. Словарь как компонент описания языков // Принципы описания языков мира. М., «Наука», 1976. С.313 340.
  64. Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976.
  65. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
  66. В.И. Ментальность в структуре общечеловеческого разума /
  67. З.Г. Об антонимичности словообразовательных гнезд // Русский язык в школе, 1978, N 5. С. 81 85.
  68. .М. Сверхзадача комплексного изучения творчества // Художественное творчество. Л., Наука, 1986. С. 16 17.
  69. Т.А. Структура поля глаголов действия: Учебное пособие. Уфа, 1983.
  70. В.Б. Конь и всадник (Пути и судьбы) / В. Б. Ковалевская. -М., 1977.
  71. Г. Ф. Этнос и имя / Г. Ф. Ковалёв. Воронеж: Воронеж, гос. унт, 2003.-236 с.
  72. Л.С., Дмитриев П. А. Писательская лексикография как метод изучения художественной речи / Л. С. Ковтун, П. А. Дмитриев и др. // Вестник Ленинградского университета. Сер.2., 1988. — Вып. З (№ 16).1. C.44 55.
  73. В.И. Лексико-семантические группы слов. Л., 1955. 28 С.
  74. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. — 103с.
  75. В.Н. Словарь антонимов современного английского языка. М, «Международные отношения», 1964. С. 6 24 (Введение).
  76. О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо, 2003.
  77. В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова / В. И. Коровин. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  78. А.И. Лермонтов и народное творчество / А. И. Кретов // М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1964. — С.110 — 136.
  79. Е.С., Соболева П. А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании // Лингвистика и поэтика. М., 1979.
  80. Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира // Филология и культура. Материалы международной конференции 12 — 14 мая 1999 года. Тамбов, 1999. С. 6 13.
  81. А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. — Нальчик, 1982. 176 с.
  82. Э.В. Русская лексика как система. Свердловск, 1980. 88 С.
  83. Э.В. Лексикология русского языка. М., Высшая школа, 1989. 216 С.
  84. И.С. К определению лексико-семантической группы слов // XXII Герценовские чтения (Межвузовская конференция). Филологические науки. Программа и краткое содержание докладов. Л., 1968. С. 28−30.
  85. H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург Омск, 1999. Научное издание. 278 с.
  86. М. Идеал красоты у горцев /М.Кунаев (http: //www.infonim.ru/forum/index.php?showtopic=53 441 &st=30).
  87. . А. О разновидностях художественной речи (семантические этюды) //Эстетика слова и язык писателя. Л., 1969. С. 27 -53.
  88. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. -М., 2001.
  89. С. Лермонтов и Л.Толстой / С. Леушева // Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. М.: Наука, 1964. — С.395 -414.
  90. C.B. Поэтический мир Лермонтова / С. В. Ломинадзе. — М.: Современник, 1985. 288 с.
  91. А.Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем //Семантическая структура слова. М., «Наука», 1971. С. 27−77.
  92. Л. Автор, повествователь и читатель в «Герое нашего времени» / Л. Магаротто // Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В .П. Григорьева. М.: «ИРЯ РАН», 1996. С. 225 — 236.
  93. Г. П. Творческий путь Михаила Лермонтова. Вступительная статья / Г. П. Макогоненко // М. Ю. Лермонтов. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: Правда, 1986. — С. З — 38.
  94. Д.Е. Поэзия Лермонтова / Д. Е. Максимов. М.-Л.: Наука, 1964.-250 с.
  95. А.О. Кавказские фольклорные мотивы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» / А. О. Мальсагов // М. Ю. Лермонтов и Чечено-Ингушетия: Сб. статей. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. С. 114 — 128.
  96. Н. «Где рыскает в горах таинственный разбой.» / Н. Маркелов //Новый мир М., 2007. — № 8. — С.123 — 151.
  97. Н. «Где рыскает в горах таинственный разбой.» / Н. Маркелов//Новый мир М., 2007. — № 9. — С.121 — 138.
  98. Н.В. Лермонтов и Северный Кавказ / Н. В. Маркелов. -Пятигорск: СНЕГ, 2008. 284 с.
  99. Э.М. Значение слова и методы его описания. М., «Высшая школа», 1974. 202 С.
  100. .С. «Философия искусства» и «художественная картина мира» // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л., 1983.
  101. А.Б. Некоторые параллели // Художественное творчество. Л., Наука, 1986. С. 18 -23.
  102. .Г. Функции числительного в реализации художественной картины мира // Текст как отображение картины мира. Сб. научных трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. Вып. 341. М., 1989. С. 20 -36.
  103. М.М. Картина мира и миры образов (лингвокультурологические этюды)//ВЯ, 1992, № 6. С. 36 -53.
  104. Л.Ю. О соотношении ассоциативных и конструктивных связей слова в художественной речи//Русский язык. М., 1975.
  105. И.И. Хронотоп в русской прозе 1830−1840 гг. / Ирина Ивановна Меркулова: автореф. дис. канд. филол. наук. Самара, 2007. -22 с.
  106. Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1.
  107. Л.А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике).М., Изд во Московского университета, 1973. 289 С.
  108. Л.А. Троп как необычная сочетаемость слов // Сочетаемость русских слов как лингвистическая и методическая проблема. М., 1983. С.202 203.
  109. Л.А. Искусство слова. М., 1991. 142 С.
  110. Р. И. Проблемы смысла : Современный логико-философский анализ языка / Р. И. Павиленис — под ред. Д. П. Горского .— М.: Мысль, 1983 .— 286 с.
  111. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т1. С древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции. Ставрополь, Ставропольское книжное издательство, 1967. — 600 с.
  112. Н.В. Значение слова и поэтические парадигмы / Н. В. Павлович // Проблемы структурной лингвистики. 1984 / Под ред. В. П. Григорьева. -М.: Наука, 1988. С. 151 — 167.
  113. Г. Г. Обозначение реалий в автобиографической трилогии М.Горького / Г. Г. Панова // Вестник Ленинградского университета. -Сер.2., 1988.-Вып.З (№ 16). С. 115 — 117.
  114. М.М. Семасиологические исследования в области древних языков // М. М. Покровский. Избранные работы по языкознанию. М., Изд-во АН СССР. 1959, С. 63 360.
  115. A.B. Лермонтов на Кавказе / А. В. Попов. Ставропольское книжное изд-во, 1954. — 213 с.
  116. З.Д., Стернин И. А., Беляева Е. И. Введение //Полевые структуры в системе языка. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1989. С. 3−9.
  117. З.Д., Стернин И. А. Лексическая система языка. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1984. 147 С.
  118. З.Д., Стернин И. А., Чарыкова О. Н. К разработке концепции языкового образа мира//Язык и национальное сознание. Материалы региональной научно-теоретической конференции. Воронеж, 1998. С. 21−23.
  119. В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В. И. Постовалова // Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Б. А. Серебренников и др. М.: Наука, 1988.-С.8−69.
  120. A.A. Теоретическая поэтика / Сост., вступ. статья, коммент. А. Б. Муратова. М.: Высшая школа, 1990. — 344 с.
  121. A.A. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня .— М.: Искусство, 1976.
  122. Д.М. Образ мира в слове писателя / Д. М. Поцепня. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. 264 с.
  123. В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. -Л., 1986.
  124. Е. «Демон» как философская поэма / Е. Пульхритудова // Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. -М.: Наука, 1964. С. 76 — 105.
  125. О.И. Властитель Синодала : страницы биографии А. Чавчавадзе / О. И. Романченко. М.: Детск.лит., 1981.-191 с.
  126. C.B. Творческая логика Лермонтова / С. В. Савинков. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004. 288 с.
  127. С.А. Тема Кавказа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» / Саламова С. А. // М. Ю. Лермонтов и Чечено-Ингушетия: Сб. статей. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. — С.78 — 91.
  128. Семёнов Л. П. Лермонтов и фольклор Кавказа // Лермонтовский текст: Ставропольские исследования о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Антология: В 2 т. / под ред. проф. В. А. Шаповалова, проф. К. Э. Штейн. Ставрополь: СГУ, 2007. — Tl. — С.230 — 267.
  129. И.В. Категориальная лексико-семантическая парадигма глагола и матрица глагольного словозначения // Языковые парадигмы и их функционирование. Волгоград, «Перемена», 1992. С. 15−25.
  130. Ю.О. Менталитет народов Кавказа / О. Ю. Сердюк // География. Газета для учителей. 2004. — № 20. — С.7 — 10.
  131. .А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., Наука, 1988. 244 С.
  132. И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М., «Русский язык», 1980. 182 С.
  133. Соколов А. Художественный образ в лирике Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. М.: Наука, 1964.-С.172−201.
  134. Е. Пейзаж в прозе Лермонтова / Е. Соллертинский // Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. М.: Наука, 1964.-С.236−275.
  135. Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения. М., 1981.
  136. Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., Наука, 1985. 335 С.
  137. E.H. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII — XX вв. / Е. Н. Студенецкая. М.: Наука, 1989. — 288 с.
  138. А.Х. Кавказские произведения М.Ю.Лермонтова и чечено-ингушский эпос. Сравнительно-эстетические параллели / А. Х. Танкиев // М. Ю. Лермонтов и Чечено-Ингушетия: Сб. статей. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. С. 92 — 113.
  139. Л. О соотношении понятий «языковая картина мира» и «текст» / Л.Татару. Концептосфера — дискурс — картина мира: междунар. сб. науч. тр. по лингвокультурологии / отв. ред. Е. Е. Стефанский. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. — С.9 — 13.
  140. В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. Отв. редактор А. А. Уфимцева. — М.: Наука, 1986. — 143 с.
  141. В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — С. 26−52.
  142. Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера / Ф. Ф. Торнау. — Черкесск, 1994. 265 с.
  143. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
  144. М.Ю. Лексико-фразеологическая микросистема «много» в современном русском языке. Автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук. 1971. 20 С.
  145. .Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы / Б. Т. Удодов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1973. — 694 с.
  146. И. Герой лирики Лермонтова (1836 1841 гг.) / И. Усок // Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. — М.: Наука, 1964.-С.202−235.
  147. A.A. Типы словесных знаков. М., «Наука», 1974. 205 С.
  148. Филатова Г. В. Кавказские поэмы М. Ю. Лермонтова: автореферат на соиск. уч. степени канд.филол. наук / Г. В. Филатова. — М., 1967. — 19 с.
  149. Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Езиковедски исследования в чест на академик Стефан Младенов. София, 1957. С. 523 538.
  150. У.Р. Пути русского реализма / У. Р. Фохт. М.: Советский писатель, 1963. — 264 с.
  151. У.Р. Лермонтов. Логика творчества / У. Р. Фохт. М.: Наука, 1975.- 189 с.
  152. В.И. Проблемы изучения лирики М.Ю.Лермонтова в школе / В. И. Хазан // М. Ю. Лермонтов и Чечено-Ингушетия: Сб. статей. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. — С.156 — 178.
  153. М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на западе. — М., 1986.
  154. Л.А. Фольклорные и мифологические образы в поэзии Лермонтова. Учебное пособие / Л. А. Ходанен. Кемерово, 1993. — 116 с.
  155. О.Н. Роль глагола в репрезентации индивидуально-авторской модели мира в художественном тексте. — Воронеж, 2000. — 192 с.
  156. Частотный словарь языка М. Ю. Лермонтова / под ред. В. В. Бородина, АЛ. Шайкевича // Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. М., 1981.
  157. И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И. Я. Чернухина. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984. -115 с.
  158. К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа / К. И. Чомаев // Вопросы национальной психологии. — Черкесск: Карачаево-Черкесская областная типография, 1972. С. 98 — 99.
  159. А.П. Общая характеристика глаголов биологического существования в русском языке (Парадигматика) // Исследования по семантике. Уфа, 1980.
  160. Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., «Просвещение», 1977. 335 С.
  161. Л.В. Опыт общей теории лексикографии// Известия АН
  162. СССР. ОЛЯ, 1940, N 3, С. 89 117.
  163. Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и о эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. Л. «Наука», 1974. С. 24 33.
  164. Л.В. Некоторые выводы из моих диалектологических наблюдений// Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1, Л., Изд-во ЛГУ, 1958.С. 115 220.
  165. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М. «Наука», 1974. 255 С.
  166. Шутова Т. А. Русские писатели в мифологии Кавказа // СОФИЯ: Альманах: Вып 1: А. Ф. Лосев: ойкумена мысли. Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкорстана, 2005. — С.357 — 365.
  167. .М. Статьи о Лермонтове / Б. М. Эйхенбаум. М.-Л.: Изд-во Академии наук, 1961.-371 с.
  168. P.M. Ещё раз об авторской позиции в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Валерик» / Р. М. Эсенбаева // М. Ю. Лермонтов и Чечено-Ингушетия: Сб. статей. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. — С.65 — 77.
  169. М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: система пейзажных образов в русской поэзии: Науч.- попул. / М. Н. Эпштейн. — М.: Высш. шк., 1990. 303 с.
Заполнить форму текущей работой