Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Применение изобразительных средств обучения как условие развития интеллектуальных умений учащихся при изучении раздела «Животные»: на примере школ Заполярья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются использованием современных методологических подходов к моделированию и оценке эффективности разработанной методики применения изобразительных средств обучения биологииполнотой в своей совокупности методов исследования, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследованиясочетанием количественных и качественных методов анализа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО БИОЛОГИИ
    • 1. 1. Психолого-педагогическая сущность средств обучения биологии
    • 1. 2. Интеллектуальное развитие учащихся как одна из функций изобразительных средств на уроках в разделе «Животные»
    • 1. 3. Состояние проблемы методики применения изобразительных средств в школьной практике обучения биологии
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗДЕЛЕ «ЖИВОТНЫЕ»
    • 2. 1. Методические требования к современным изобразительным средствам обучения биологии (раздел «Животные»)
    • 2. 2. Система современных изобразительных средств обучения по зоологии
    • 2. 3. Модель методики применения изобразительных средств обучения на уроках биологии в разделе «Животные»
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В
  • РАЗДЕЛЕ «ЖИВОТНЫЕ»
  • ЗЛ. Методика развития интеллектуальных умений на основе применения изобразительных средств обучения в условиях эксперимента.^q
    • 3. 2. Результаты экспериментальной методики
  • Выводы по 3 главе

Применение изобразительных средств обучения как условие развития интеллектуальных умений учащихся при изучении раздела «Животные»: на примере школ Заполярья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в России социально-экономические преобразования тесно связаны с формированием новой образовательной парадигмы, где в качестве основополагающих выступают культурологические и гуманистические ценности. В этой ситуации существенно возрастает значимость использования современных подходов к построению учебного процесса, которые позволяют сместить акцент с информационно-иллюстративной подачи материала к поисково-развивающей деятельности учащихся.

В данном контексте существенно возрастает роль активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Ведущим видом деятельности при таком подходе к обучению становится активное добывание знаний учащимися, что подчеркивает основные направления модернизации общего образования в России. Достижению новых целей образования в полной мере может содействовать интеллектуальное развитие учащихся, которое способствует углублению знаний по предмету, расширению познавательных интересов и развитию потребностей в самообразовании.

Имеющиеся научные работы, посвященные проблемам преподавания биологии, затрагивают основную функцию средств обучения — функцию наглядности, при этом часто забывается, что средства обучения многофункциональны и наряду со множеством других значений обладают развивающей функцией.

В области школьного биологического образования, учитывающего развитие учащихся, невозможно сочетать достижение высокого качества без продуманной и развитой системы обучения. В педагогических исследованиях по проблемам интеллектуального развития учащихся основами служат: психологические и педагогические теории развития интеллекта (В.П. Беспалько, В. П. Зинченко, Ж. Пиаже, C.JI. Рубинштейн, М. А. Холодная и другие) и развивающего обучения (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, JI.B.

Занков, Д. Б. Эльконин и другие) — теория поэтапного формирования умственных действий (Е.Т. Бровкина, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и другие) — теория и методика развития понятий и интеллектуальных умений при обучении биологии в школе (Н.Д. Андреева, Н. М. Верзилин, Б. В. Всесвятский, И. Д. Зверев, В. М. Корсунская, В. В. Пасечник, И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Д. И. Трайтак и другие). Несмотря на это до сих пор не выявлена роль средств обучения биологии в интеллектуальном развитии школьников, не определены принципы и требования к средствам обучения, не обоснованы методы их применения на уроках.

Таким образом, актуальность темы нашего диссертационного исследования определяется:

— противоречием между социальным ожиданием общества, которое стремится к интеллектуальному развитию личности ученика, способного самостоятельно принимать решения в разных ситуациях, и отставанием методики и практики обучения биологии, содействующих удовлетворению данного социального запроса;

— потребностью школьной практики в разработке эффективной методики применения изобразительных средств обучения биологии, нацеленной на интеллектуальное развитие учащихся;

— противоречием между уровнем развития информационных технологий и недостаточной разработанностью компьютерного сопровождения процесса обучения биологии в школе.

Выявленные противоречия лежат в основе проблемы исследования. Применения средств обучения как основы интеллектуального развития учащихся при изучении раздела «Животные».

В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Применение изобразительных средств обучения как условие развития интеллектуальных умений учащихся при изучении раздела «Животные» (на примере школ Заполярья).

Объект исследования — изобразительные средства обучения биологии как основа интеллектуального развития учащихся.

Предмет исследования — методика применения изобразительных средств обучения в целях развития у учащихся интеллектуальных умений на уроках в разделе «Животные».

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать методику применения изобразительных средств обучения биологии, эффективную для интеллектуального развития учащихся на уроках в разделе «Животные».

В основу исследования была положена следующая гипотеза: применение изобразительных средств обучения на уроках биологии в разделе «Животные» будет эффективным для интеллектуального развития учащихся, если:

— дано обоснование принципам и требованиям к разработке и применению изобразительных средств обучения с акцентом на интеллектуальное развитие учащихся;

— в систему традиционных наглядных средств обучения будут включены специально разработанные новые изобразительные средства обучения, отражающие биологические особенности изучаемых объектов (в том числе объектов, типичных для региона);

— система изобразительных средств обучения имеет методическое сопровождение для учителя и учащихся, нацеленное на формирование у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать;

— дано теоретическое обоснование и разработана методика применения мультимедийных презентаций, слайд-фильмов и дидактических карточек с учетом специфики форм обучения, конкретных этапов урока и дидактических задач урока.

Цель и гипотеза исследования определяют необходимость и последовательность решения следующих задач:

1. На основе анализа и синтеза психологической, педагогической и методической литературы и изучения состояния практики биологического образования выявить роль средств обучения в развитии у учащихся интеллектуальных умений.

2. Выявить принципы разработки и применения изобразительных средств обучения на уроках в разделе «Животные».

3. Разработать систему изобразительных средств обучения, раскрывающих биологические особенности типичных объектов региона (на примере животных Крайнего Севера).

4. Разработать теоретическую модель методики применения изобразительных средств обучения на уроках в разделе «Животные».

5. Определить методы и методические приемы применения изобразительных средств обучения на уроках.

6. Апробировать разработанную методику применения изобразительных средств обучения на уроках и выявить ее эффективность.

Для достижения цели, решения задач исследования применялись следующие методы исследования:

— теоретические: сравнительный анализ педагогической, психологической и методической литературы, программ и учебников, методических пособий по проблеме исследованиясистематизация и обобщение передового педагогического опыта, теоретическое моделирование;

— эмпирические: обобщение опыта работы школы в аспекте исследуемой проблемы, прямое и косвенное педагогическое наблюдение, проведение педагогического эксперимента, проведение контрольных срезов, анкетирование, опросстатистические методы математической обработки полученных экспериментальных данных.

Методолого-теоретической основой исследования выступают философская теория познанияметодология системного подходасовременные тенденции развития биологического образования (экологизации, интеграции, гуманизации, информатизации) — теория средств обучения биологиипсихологические теории умственного развития личноститеория развивающего обучения.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2004;2005 г. г.) был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, уточнено и конкретизировано понятие «средства обучения» в контексте биологического образования, выявлено состояние исследуемой проблемы в истории, теории и практике школьного биологического образования, разработана методика констатирующего этапа эксперимента, проведен констатирующий эксперимент и обобщены его результаты.

На втором этапе (2005;2007 г. г.) осуществлялся формирующий эксперимент, были обоснованы принципы к разработке и применению изобразительных средств обучениясоздана теоретическая модель методики применения изобразительных средств обучения, разработана методика применения средств обучения на уроках в разделе «Животные», определены методы, способствующие развитию интеллектуальных умений учащихся.

На третьем этапе (2007;2008 г. г.) — проведено экспериментальное обучениеосуществлены анализ и интерпретация результатов экспериментазавершено оформление текста диссертации, результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательной школы.

Экспериментальная база исследования: Муниципальные образовательные учреждения гимназии № 2, 8, 10 и средние школы № 1, 23, 34, 56 и 57 г. Мурманска, средние школы № 2 г. Колы, № 10 г. Североморска, средние школы № 3 п. Никель, Раякосовская средняя школа Печенгского района Мурманской области. Всего в педагогическом эксперименте участвовало 669 учащихся 7-х классов.

Научная новизна исследования заключается в том, что определена и обоснована развивающая функция изобразительных средств обучения биологии, дано научное обоснование дидактическим принципам разработки и применения средств обучения биологии на примере раздела «Животные" — созданы современные изобразительные средства обучения (в их числе типично регионального характера), обладающие значительным потенциалом для интеллектуального развития учащихсяразработана методика применения изобразительных средств обучения, направленная на развитие у учащихся интеллектуальных умений.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации категории «средства обучения» в контексте школьного биологического образованияопределении и обосновании принципов разработки и применения изобразительных средств обучения: наглядности, доступности, краеведения, типичности, систематичности и последовательности. Выявлены новые принципы применения изобразительных средств обучения: многофункциональности, гибкости применения, личностно ориентированной направленности, интеллектуального потенциала, безопасности применения. Разработана теоретическая модель методики применения изобразительных средств обучения на уроках в разделе «Животные», нацеленная на развитие интеллектуальных умений учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в создании системы современных средств обучения, соответствующих требованиям дидактических и методических принципов и целям развивающего обучения биологииразработана методика применения изобразительных средств обученияопределены методические условия применения изобразительных средств обучения на уроках биологии в разделе «Животныевыявлены методы и методические приемы, эффективные для интеллектуального развития учащихся.

Рекомендации по использованию научных результатов.

Разработанные изобразительные средства обучения и методика их применения может быть использована в практике биологического образования в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования школьников, при подготовке будущих учителей биологии и в системе повышения квалификации учителей. Полученные позитивные результаты определили возможности конкретных рекомендаций по методике интеллектуального развития учащихся на основе применения изобразительных средств обучения в разделе «Животные».

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются использованием современных методологических подходов к моделированию и оценке эффективности разработанной методики применения изобразительных средств обучения биологииполнотой в своей совокупности методов исследования, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследованиясочетанием количественных и качественных методов анализа. Эффективность экспериментальной методики подтверждена результатами статистической обработки полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развивающая функция изобразительных средств обучения на уроках в разделе «Животные».

2. Принципы разработки изобразительных средств обучения биологии: наглядности, доступности, краеведения, типичности, систематичности и последовательности. Принципы и требования к применению изобразительных средств обучения на уроках: педагогической и дидактической многофункциональностигибкости применениясознательности и активностисистематичности и последовательностиличностно-ориентированной направленности, интеллектуального потенциала и безопасности применения (на примере раздела «Животные»).

3. Система изобразительных средств обучения, несущих информацию о биологических особенностях животных (типичных объектах Крайнего Севера).

4. Модель методики применения изобразительных средств обучения как теоретическая основа для определения целей и задач, совокупности средств обучения, методов и методических приемов применения средств на уроках биологии. и.

5. Методы и организационно-методические приемы применения средств обучения, эффективные для формирования интеллектуальных умений учащихся.

Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась на различных уровнях: школьном, локальном (непосредственная деятельность как учителя и руководителя экспериментальной работы в проведении уроков биологии по курсу зоологии, практические занятия со студентами по курсу «Теория и методика обучения биологии», МГПУ), городском (участие с пленарным докладом на городском методическом форуме учителей естественно-научного направления, Мурманск 2007; XII городская научно-практическая конференция «Информатика-2007», секция «ИКТ в учебном процессе: естественно-математические предметы», Мурманск, 2007; конференция для чителей естественного цикла Печенгского района, Никель, 2007), областном (Конференция «Эколого-образовательная среда региона», Мурманск, МГПУ, 2006; Областная научно-практическая конференция «Обновление качества естественнонаучного образования в условиях модернизации», Мурманск, 2006), на межрегиональном и международном (международная конференция «Болонский процесс в математическом и естественнонаучном педагогическом образовании: тенденции, перспективы, проблемы», Петрозаводск, КГПУ, 2005; Герценовские чтения «Методические идеи В. М. Корсунской и их развитие в современной теории и методике обучения биологии и экологии», СПб., 2005; международной научной конференции «Культурное разнообразие в эпоху глобализации», Мурманск, 2006; VI, VII и VIII методологических семинаров, СПб., 2006;2008 гг.). По материалам исследования опубликовано 18 работ.

Объем и структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации 135 страниц, в том числе 13 таблиц, 5 диаграмм и рисунков.

Список литературы

включает 209 источников, среди которых иностранные публикации и электронные ресурсы.

Выводы по 3 главе.

1. Методика применения изобразительных средств обучения на уроках биологии в разделе «Животные» была создана на основе теоретической модели, с позиций системного подхода. В связи с этим, методика применения изобразительных средств обучения представляет собой объект, обладающий системными характеристиками.

На основе применения современных изобразительных средств обучения были определены условия их применения: создание мотивационной установки учащихсяиспользование системы мультимедийных презентаций, слайд-фильмов и дидактических карточексоздание и использование методики применения современных изобразительных средств обучения с целью формирования интеллектуальных умений учащихся.

2. В ходе экспериментального обучения были уточнены методы и приемы использования изобразительных средств обучения с целью формирования интеллектуальных умений учащихся. Все это позволило создать методические рекомендации для учителя по организации интеллектуального развития учащихся.

3. Экспериментальное исследование подтвердило правильность применения изобразительных средств обучения.

4. Экспериментальное обучение показало, что применение разработанной методики использования изобразительных средств обучения способствует интеллектуальному развитию учащихся. Уровневый анализ показал высокий уровень сформированности у учащихся приемов анализа, сравнения и обобщения. Статистический анализ результатов дает математическое подтверждение правильности гипотезы и подтверждает надежность вычисленных характеристик.

Таким образом, эффективность разработанной нами методики использования изобразительных средств обучения для развития интеллектуальных умений учащихся в процессе обучения на уроках биологии доказана экспериментально.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. Согласно современным исследованиям в области теории средств обучения в общеобразовательной школе возрастает развивающая роль средств обучения, в том числе в учебно-воспитательном процессе по биологии. Средства обучения могут и должны выполнять значительную роль в процессе интеллектуального развития учащихся.

2. Теоретической основой разработки изобразительных средств обучения служат принципы наглядности, научности, доступности, краеведения, типичности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, организация познавательной деятельности и применения изобразительных средств обучения.

Принципами применения изобразительных средств обучения на уроках в разделе «Животные» выступают принципы педагогической и дидактической многофункциональности, гибкости применения, личностно ориентированной направленности, организации познавательной деятельности и безопасности.

3. Разработанная система изобразительных средств обучения биологии раскрывает биологические особенности типичных объектов Крайнего Севера и состоит из слайд-фильмов, слайд-каталогов, мультимедийных презентаций и дидактических карточек с задачами, отражающими анатомические, физиологические и экологические особенности животных организмов. Данные средства обучения ориентированы на достижение целей интеллектуального развития школьников.

4. Модель методики применения изобразительных средств обучения разработана с позиций системного подхода и представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов: целей, принципов и вытекающих из них требований к применению изобразительных средств обучения, совокупности изобразительных средств обучения, методов, приемов применения и способов организации деятельности учащихся со средствами обучения.

5. Создание теоретической модели методики развития интеллектуальных умений учащихся позволило разработать методику применения изобразительных средств обучения на уроках в разделе «Животные». Разработанная методика позволяет на основе словесных, наглядных и практических методов организовать работу учащихся по анализу общего строения животного организма, сравнению представителей разных таксонов животных и обобщению полученной информации для выявления существенных признаков изучаемых объектов.

6. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики и внедрение ее в учебно-воспитательный процесс показала, что применение изобразительных средств обучения и поэтапное формирование приемов умственной деятельности способствует интеллектуальному развитию учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  2. Активизация методов преподавания биологии. // Сборник. Из опыта работы учителей. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1961. — 196 с.
  3. Н.М. Концептуальные положения развития эколого-педагогической теории обучения.// Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования. Сборник материалов. СПб. Изд-во «ТЕССА», 2006. — С. 14−20.
  4. С.В. К вопросу об информатизации биологического и экологического образования. // Методология и методика научных исследований в области биологического и экологического образования. Сборник материалов. СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2003. — С. 20−21.
  5. Т.И. Компьютерное сопровождение в обучении математическим дисциплинам студентов колледжа: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 24 с.
  6. Л.П., Клепинина З. Ф., Трайтак Д. И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. -М., 1981.-79 с.
  7. Н.Д., Чуваева Ю. А. Элементы развивающего обучения в разделе Общая биология. // Биология в школе. 1997. — № 4. — С. 29−33.
  8. Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 97−107.
  9. Ю.Архарова Е. Ю. Региональный компонент школьной программы по химии: отбор содержания, программа, методика преподавания (на примере г. Москвы): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02: М., 2004. -20 с.
  10. П.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  11. Т.В. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения информатике: дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Омск, 2006. 178 с.
  12. З.Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-416 с.
  13. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб.: СВЕТ, 1997. — 400 с.
  14. А.П. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков. М., 1986. — 200 с.
  15. О.И. Использование средств новых информационных технологий для контроля знаний и умений учащихся по биологии: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб, 2000. — 143 с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  17. В.М. Избранные произведения. М., 1954. — 398 с.
  18. А. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 1990 — 430 с.
  19. Биология: Животные: Учеб. для 7−8 кл. сред.шк./ Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский и др.- Под ред. М. А. Козлова. 19-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
  20. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 270 с.
  21. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Вища школа, 1978. — 142 с.
  22. П.П. Развитие мышление школьников. — М, 1979. 400 с.
  23. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе, 1959 133 с.
  24. Г. А., Горбунова, И.Б., Кондратьев, А. С. Персональный компьютер на занятиях по физике: Учебное пособие СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 116 с.
  25. П.П. Наблюдения и опыты по ботанике в средней школе. -Л., 1955−196 с.
  26. У. Графическое представление информации. М., 1971. — 150 с.
  27. Е.Т. Формирование приемов учебной работы на уроках как условие развития мышления учащихся. // Урок биологии и пути его совершенствования. — М., 1981.
  28. Е.Т., Казьмина Н. И. Уроки зоологии: Пособие для учителя. -2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  29. Дж.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. -412 с.
  30. Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: на материале предмета биологии. М.: Педагогика, 1981. — 72 с.
  31. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. Воронеж, 1996. — 230 с.
  32. Н.Ф. В школе и дома. СПб., 1892. — 186 с.
  33. Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-412 с.
  34. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. — с.
  35. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. — 224 с.
  36. Н.М., Корсунская, В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. -М.: Просвещение, 1983. 384 с.
  37. В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. — 474 с.
  38. .В. Проблемы дидактики биологии. М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
  39. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. -М.: Просвещение, 1985. 143 с.
  40. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -1991.-480 с.
  41. JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник статей // Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  42. Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 108 с.
  43. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966 — 469 с.
  44. П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.
  45. Дж. П. Три стороны мышления. / Психология мышления. / Пер. с нем. и англ. М., 1996. — с.
  46. Р.Л. «Разумный глаз» /Пер. с англ. А. И. Когана. М.: Мир, 1972. — 209 с.
  47. В.В. Виды обобщения в обучении. М., «Педагогика», 1972 -424 с.
  48. В. В. Репкин В.В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы: Рекомендации для учителей, руководителей школ и органов управления образованием. / В. В. Давыдов, В. В. Репкин. -М: ИНТОР, 1997.-31 с.
  49. В.Е. Как мы видим и что видим. М.: Знание, 1979. — 209 с.
  50. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: дис. канд. пед. наук. М., 1978. — 381 с.
  51. Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика. 1982.- 176 с.
  52. B.C., Сурков, С.С. Животный мир Мурманской области. -Мурманск: Мурманское книжное издательство. 1974. — 184 с.
  53. Л.И. Методика формирования приемов умственной деятельности в процессе обучения зоологии 7 класса средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1985.- 24 с.
  54. , Н.М. Визуальная организация информации в компьютерных средствах обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2004. -24 с.
  55. М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006. — 560 с.
  56. Игры у моря: Сборник методических материалов / Авт.-сост. Г. М. Чан, О.Г. Пермякова- Ред. Ю.Д. Чугунов- ИСАР Инк., РИЦ ЭО. -Владивосток, 2005. 160 с.
  57. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. — М., 2001. — 512 с.
  58. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
  59. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. -М.: 1965. С. 10−39.
  60. З.И. Продуктивное мышление основа обучаемости. М., 1981.-198 с.
  61. , З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  62. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб., 1996. — 125 с.
  63. А.Ф., Кременецкий Н. Г., Филатова, Н.С. Методика зоологии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1964. — 328 с.
  64. В.М., Бабенко, В.Г., Кучменко, B.C. Биология. Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. В. М. Константинова. 2-е изд., перераб. -М.: Вентана-Граф, 2004. — 304 с.
  65. Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. — С. 242−476.
  66. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  67. Т.М. Организационно-педагогические условия развития культуры учения школьников в процессе естественно-научного образования: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 178 с.
  68. .И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  69. В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. — М., 1961.-94 с.
  70. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  71. В.А., Резник Н. А. Знают ли наши дети тех, кто живет рядом с нами? // Педагогические технологии, 2006. № 3. — С. 57−79.
  72. А.Ю. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 178 с.
  73. B.C. Программы и учебники по биологии. //Биология в школе. 1997, № 2, с. 31−35.
  74. А.А. К пониманию учащимися иллюстраций учебников естественно-математического цикла / Проблемы школьного учебника. Вып. 6. (Вопросы теории учебника). -М.: Просвещение, 1978. С. 185 196.
  75. А.Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. М.: Наука, 1997. — 288 с.
  76. В.В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000. — 304 с.
  77. М.И. Регионализация содержания биологического образования на основе материалов по истории науки (на примере Урала): Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  78. B.C. Требования к диссертациям по педагогическим наукам: Научно-методические рекомендации Издание 3-е, дораб. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Сочи: СГУТиКД, 2003. — 83 с.
  79. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 279 с.
  80. Н.С. Возрастная одаренность школьников. — М.: Академия, 2000.-318 с.
  81. , А.Н. Умственное развитие ребенка. М., 1950. — с.
  82. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. — 105 с.
  83. Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.
  84. .Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607 с.
  85. ЛоранжП. Новый взгляд на управленческое образование. М., 2004. -с.
  86. A.M., Межова Л. А. Региональная модель эколого-биологического образования. // Проблемы Северо-Запада: экология и образование: тезисы докладов научно-практической конференции. СПб, 1999 г.-С. 19−20.
  87. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. — 172 с.
  88. О.А., Хлебосолов А. В., Хлебосолова А. О. Птицы Пасвика. -М.: Наука, 2008. 326 с.
  89. О.А. и др. Растительный и животный мир Мурманской области. Мурманск, 1997. — 152 с.
  90. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  91. М.И. Реформа школы и развитие принципов обучения Принципы обучения в среднем, профессионально-техническом училище: Сборник научных трудов. / Редкол.: А. А. Кирсанов (отв. ред.) и др. М.: изд. АПН СССР, 1986. — 90 с.
  92. С.И., Махова И. П. Краеведческая подготовка в условиях регионализации образования. // Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития: Сб. материалов. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 206−208.
  93. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 512 с.
  94. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
  95. Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности в школе. Л., 1975. — с.
  96. А.Ю., Захаров В. Ю. и др. Мультимедийные средства обучения. Электронный ресурс.: http: // www.ou.tsu.ru / seminars/ seml3/ tezis / section3. htm
  97. С.С., Молис С. А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
  98. В.Ф. О развитии мышления учащихся в процессе обучения. // Биология в школе. 2003. — № 4. — С. 28−33.
  99. A.M., Комиссаров, Б.Д. Методика обучения общей биологии. М., 1985. — 287 с.
  100. Н.В. Музей как открытая педагогическая система. // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 27−34.
  101. Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство. // Педагогика. 2005. — № 5. — С. 3−12.
  102. Т.С. Организация кабинета химии в средних учебных заведениях. Нормы и требования. М., 2007. — 176 с.
  103. У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1998. — 230 с.
  104. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917−1973 гг. Составители: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: «Педагогика», 1974. — 560 с.
  105. Народное образование в СССР: Сборник нормативных актов. -М.: Юрид. лит., 1987. 336 с.
  106. Национально-региональный компонент содержания государственного образовательного стандарта по биологии. Экспериментальный проект / Авт.-разработчик Е. В. Маслова. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. 29 с.
  107. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  108. А.П. Наблюдения над развитием интересов и памяти в школьном возрасте. Спб.: Типография М. М. Стасюкевича, 1901. — 236 с.
  109. А.И., Шарова И. Х. Биология: Животные: Учеб. для 7−8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995. — 256 с.
  110. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  111. Образовательная политика России на современном этапе. Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень. № 2 (173) январь 2002. — С. 2−49.
  112. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) / Под ред. чл. АПН СССР Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  113. , В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  114. Опыт исследования взаимоотношения слова и наглядности в обучении. / Сборник статей под ред. чл.-кор. АПН РСФСР Л. В. Занкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 272 с.
  115. , Л.В. Что такое интеллектуальная пассивность? // Начальная школа, 1996, № 7. С. 26−28.
  116. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. B.C. Кучменко. 3-изд., стереотип. — Дрофа, 2001. -96 с.
  117. С.А. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии. М.: Детгиз, 1961. — 136 с.
  118. С.А. Кабинет биологии в средней школы. Пособие для учителей. Л.: Учпедгиз, 1955. — 264 с.
  119. В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дисс. докт. пед. наук. -М., 1994. 245 с.
  120. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1995. — 210 с.
  121. Педагогические проблемы всестороннего развития учащихся: Материалы научно-практической конференции. 27−28 сентября 1982 г., Пятигорск / Под ред. П. Р. Атутова. М., 1983. — 174 с.
  122. Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе: Материалы семинара. 29−30 сентября 1993 г. СПб: Образование, 1993. -60 с.
  123. И.Г. Лебединая песня. // Педагогическое наследие. -М.: 1989.-С. 356−391.
  124. . Психология интеллекта. Электронный ресурс.: htth: // www.bookap.by.ru / rasvit / piage / html.
  125. У.В. К реализации принципа наглядности /Проблемы школьного учебника. Вып. 8. (О конструировании учебника). М.: Просвещение, 1980. — С.74−84.
  126. В.В. Избранные педагогические труды. М.: АПН РСФСР, 1957. — 286 с.
  127. И.И. Избранные педагогические труды. М.: АПН РСФСР, 1962. — 175 с.
  128. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.-263 с.
  129. И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова- Под ред. И. Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
  130. А.В. Из истории иллюстрирования школьных учебников, 1978.-С. 197−210.
  131. Г. С. Искусственный интеллект — основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1988. — 278 с.
  132. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 151 с.
  133. Проблемы компьютиризации образования предметам естественно-научного цикла: По материалам телеконференции «ИНФОБИО-97». Научно-методический сборник / Сост. В. А. Смирнов. Под ред. В. П. Соломина. СПб.: СЗФ-ИНИФО, 199. — 92 с.
  134. Проблемы методики обучения биологии в средней школе / Под ред. И.Д. Зверева- Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1978. — 320 с.
  135. Проверка знаний учащихся по разделу «Животные» / В. З. Резникова. М.: Интеллект-Центр, 2004 — 152 с.
  136. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5−11 кл. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2001.-224 с.
  137. Н.А. Создание и использование системы средств обучения биологии в общеобразовательной школе: Дисс. докт. пед. наук. М., 1994.-403 с.
  138. Н.А., Трайтак Д. Н. Кабинет биологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  139. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. 486 с.
  140. Растительный мир Мурманской области: Уч. пособие для обучающихся 6−7 кл. ОУ Мурманской обл. / Н. В. Василевская, Е. В. Шошина, И.А. Петрова- Под ред. Е. В. Шошиной. Мурманск: МОПКРО, 2006. — 128 с.
  141. Н.А. Визуальные уроки. Комплект дидактических материалов к школьным урокам. СПб.: СВЕТ, 1996. — 80 с.
  142. Н.А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления: Автореф. дис. докт. пед. наук. Москва, 1997 — 24 с.
  143. В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 1997.-с.
  144. Н.Х. Доклад «Компьютеры и учебный процесс» // XI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТ2 001»). М., 5−9 ноября 2001 г.
  145. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — 608 е., ил. Т.1 — А-М — 1993.
  146. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — 608 е., ил. Т.2-М-Я — 1999.
  147. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М. 1958. -147 с.
  148. С. JI. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.— 273 с.
  149. Н.А. Методика преподавания зоологии. Пособие для учителей. -Л.: Учпедгиз, 1954. 359 с.
  150. И.А. Ход умственного и нравственного развития в первые годы жизни. Киев, 1909. — с.
  151. А. Природосообразность обучения: дифференцированный или холистический подходы? // Народное образование. 2005.- № 1. -С. 117−123.
  152. В.А. Обучение биологии в условиях информатизации общества. СПб.: РГПУ, 1999. — 120 с.
  153. Л.Д., Самыгин С. И. Педагогика. Экспресс-справочник для студентов вузов. Ростов-на-Дону: изд. центр «МарТ», 2000. — 256 с.
  154. В.П., Смирнов В. А. Методическая система обучения биологии с применением средств новых информационных технологий. Электронный ресурс.: htth: // www.ito.su / 1998−99 /c/smirnov-spb. html
  155. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-344 с.
  156. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  157. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, П. Я. Лернера- Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР.— М.: Педагогика, 1989— 320 с.
  158. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. / Загвязинский В. И. М.: Издательнкий центр «Академия», 2001. — 266 с.
  159. В.А. Методы обучения биологии. М.: Учпедгиз, 1960. — с.
  160. Е.В. Методика воспитания (методологические аспекты). -СПб, 1996.-35 с.
  161. Д.И. Методика обобщений в школьном курсе биологии. М.: 1980.- 121 с.
  162. Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. М.: Мнемозина, 2002. — 304 с.
  163. Усова А. В, Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: Знание, 1987.-80 с.
  164. К.Д. Избранные педагогические произведения. — М., 1968. -639 с.
  165. Е.А. Методика использования средств мультимедия в обучении общей биологии: Дис. канд. пед. наук. СПб, 2001. — 143 с.
  166. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: А. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  167. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  168. А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. — 416 с.
  169. Т.В. Региональный компонент курса «Биологии» раздел «Животные» как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Орел, 2006. — с.
  170. Ю.А. Методика развивающего обучения на уроках общей биологии в 10−11 классах: Дис. канд. пед. наук. СПб, 1998. — 143 с.
  171. Ю.А. Умственное развитие учащихся на уроках общей биологии. // Теория и практика современного образования. Сб. тезисов. -Тула, 1997.- 140 с.
  172. Ю.В. Развитие мыслительной деятельности в процессе обучения биологии. СПб, 1994. — 46 с.
  173. Р.Г. Дидактическая система JI.B. Занкова. Проблемы и перспективы. Методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. М.: Центр общего развития, 1999. — 84 с.
  174. С.Г. Школьное оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, 2-е изд. М., 1982. — с.
  175. С.А. Обучение и научное познание. М., 1981. — 208 с.
  176. Р.В. Влияние Использования рабочих тетрадей с дифференцированными заданиями на развитие самостоятельности учащихся при индивидуализации обучения химии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2004. — 24 с.
  177. В.Э. Образование технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии. -2000. -№ 1.- С. 15−36
  178. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  179. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии: Метод, пособие / B.C. Анохина, Л.Д., Бурко Г. И., Захаревская и др. Мн.: БелЭн, 1998. -208 с.
  180. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.
  181. В.В. Современный словарь по психологии. Мн.: «Современное слово», 1998. 768 с.
  182. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Вопросы психологии. — 1995. № 2. — С.
  183. А.А. Методика преподавания зоологии. М., 1955. — с.
  184. А.А. Состояние преподавания естествознания в средней школе и пути его улучшения. — М., 1983. 448 с.
  185. Donath J. Identity and deception in the virtual community. Электронный ресурс.: htth: //judith. www.media.mit.edu / Judith /Identity, html
  186. Henniger M.L. Computers and preschool children’s play: Are they compatible? // Journal of Computing in Childhool Education. 1944. — Vol. 5, № 3. — P. 231−239.
  187. Magnusson D. Wanted: A Psichology of Situation: An Interactional Perspective. New Jersey: Hillsdate, 1981. — P. 13−21/
  188. Miller A. Cognitive differentiation and integration: Aconceptual analysis. // Genetic Psychology Mongraphs. 1979. — V.99 — P. 3−40.
Заполнить форму текущей работой