Список литературы.
Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка на материале краеведения
Костаева Т. В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т. В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. — Вып.5. — Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998. Делает сам, постоянно пользуется дополнительной литературой, выполняет творческие работы по русскому языку, проявляет ярко выраженные эмоции, часто задает вопросы по теме… Читать ещё >
Список литературы. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка на материале краеведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Барков А. С. О научном краеведении. «Вопросы методики и истории географии». — М., Учпедгиз, 1960. — 311с.
Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе. — М., Просвещение, 1982. — 223 с.
Бородин С. П. Общие вопросы школьного краеведения.- М., 1971. — 162с.
Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.
Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
Вагин А. А. Методика обучения истории в школе.- М., 1972. — 298 — 301с.
Волков М. В. Современные подходы к краеведению. «Созвездие»., 1991. — 43с.
Выготский Л. С. Психология познания. — М., 1977.
Гаврилова Н. Г. Краеведение в начальной школе. «Начальная школа». 1999. — № 1. — 27с.
Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. — Киров, 2003.
Гуткина Н.И., Печенков В. В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. — 2005. — № 4(5) октябрь-декабрь.
Даринский А. В., Кривоносова Л. Н., Круглова В. А., Луканенкова В. К. Краеведение: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987. — 231 с.
Ермолаева Л. К. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски. «Начальная школа». 1999 — № 1. — 12 с.
Ермолаева М.В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. — М., 1998.
Жукова Т. Д. Познаем свою малую Родину. «Юный краевед». 2007. — № 1. — с.28.
Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (на примере уроков математики). — Ноябрьск, 2005.
Зайцева Л. И. Опыт объединения учителей — краеведов. «Начальная школа». 1998. — № 5. — 24 с.
Зверева В. И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. — М., 1997.
Иванов П. В. Современное школьное краеведение. «Советская педагогика». 1990. — № 10. — С. 27−30.
Костаева Т. В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: дис. канд. пед. наук. — Саратов, 2006.
Костаева Т. В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т. В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. — Вып.5. — Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.
Матвеева Л.Г., Выбойщик Н. В., Мякушкин Д. Е. Практическая психология для родителей или что, я могу узнать о своем ребенке. — М., 1999.
Матюшин Г. Н. Историческое краеведение.- М., 1964. — 223 с.
Маханева М. Д., Князева О. Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие. — М., 2005. — 72с.
Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе/Н.Г. Морозова// Психология и педагогика, 1979. — № 2. — С. 5.
Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1998.
Немов Р. С. Психология / В 3-х кн. — М., 1995.
Овчарова О. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: Сфера, 1998. — С.146.
Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
Подюков И. А. Лингвистическое краеведение в школе. Учебное пособие.- Пермь, 1998. — с.31.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. — М., 1999.
Савина Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы // Учебное пособие к спецкурсу / Ф. К. Савина. — Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1988 — 61 с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Слинкина О. А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса.
Стражев А. И. Методика проведения истории. М., 1964. — 274 с.
Сюзева Н. Использование возможностей музыки в развитии познавательного интереса младших школьников. Барнаул, 2002 г.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М., 1999.
Тамарин В. Э. Взаимосвязь учебной и внеучебной познавательной деятельности учащихся начальных классов / Формирование познавательной активности младших школьников: сб. научных трудов. — Владимир: Изд-во ВГПИ, 1983.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4-х т. — М., 2001.
Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1999.
Фридман Л. М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. — М., 1988.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979.
Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М., 1971.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М., 1988.
Приложение 1
Характеристика уровней развитие познавательных процессов младших школьников.
Название. | Уровень развития и его характеристика. |
Воображение. | Продуктивное, отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. |
Внимание. | В младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующем с произвольным, остается непроизвольное внимание детей. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и сосредотачивать на чем-то внимание. Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию, связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих между собой интересов, каждый из которых может привлечь и удерживать внимание. |
Память. | Механическая, отстает в своем развитии логическая. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая с употреблением логике. |
Мышление. | В начальной школе происходит прогресс умственного развития детей от доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. |
Речь. | Непосредственна связна с мышлением. В младшем школьном происходит развитие мышление, следовательно, речь тоже усовершенствуется, меняет свои функции. Словарный запас становится шире, текст, более развернутый. |
Приложение 2.
Методы и приемы формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка на материале краеведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Показатели и критерии уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к краеведческому материалу.
Уровень. | Показатели. | Критерии. |
Низкий. | Проявление интереса к получению знаний. | Элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям-описаниям, действиям по образцу. |
Поведение при работе над заданиями. | Предпочитает при сложных заданиях воспользоваться готовым ответом, выполняет задания по образцу, не пользуется дополнительной литературой, не просит дополнительных заданий и, как правило, к уроку русского языка не проявляет ярко выраженных эмоций или проявляет отрицательные. | |
Средний. | Проявление интереса к получению знаний. | Интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. |
Поведение при работе над заданиями. | Старается сделать сам, но по возможности пользуется помощью учителя, иногда читает дополнительную литературу и просит дополнительные задания, а также старается выполнить задания по русскому языку другими методами, но перед этим интересуется у учителя, а также проявляет среднею выраженность эмоций. | |
Высокий. | Проявление интереса к получению знаний. | Выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности. |
Поведение при работе над заданиями. | Делает сам, постоянно пользуется дополнительной литературой, выполняет творческие работы по русскому языку, проявляет ярко выраженные эмоции, часто задает вопросы по теме урока, ищет другие способы решения задачи. |