Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система совершенствования орфоэпической культуры учащихся старших классов в рамках элективного курса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование в школьной практике данных курсов позволяет учитывать интересы и склонности учащихся, создает условия для обучения их в соответствии с перспективами дальнейшего продолжения учебы в вузе. Однако на данный момент не разработана целостная система элективных курсов, не представлены в полном объеме их программы, учебно-методические и дидактические материалы. Безусловно, работа по решению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ 11ЮБЛЕМЫ
    • 1. 1. История возникновеиия и развития норм русской орфоэпии
    • 1. 2. Формирование орфоэпической культуры как лингвистическая и психолого-педагогическая проблема
    • 1. 3. Характеристика орфоэпических норм
    • 1. 4. Стили современного произношения
    • 1. 5. Характеристика акцентологических норм
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Основные направления профильного обучения в школе
    • 2. 2. Элективные курсы в системе профильного обучения
    • 2. 3. Состояние уровня орфоэпической культуры учащихся (констатирующий эксперимент)
    • 2. 4. Концепция и программа элективного курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся старших классов»
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Принципы и методы экспериментального обучения в рамках элективного курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся старших классов»
    • 3. 2. Система упражнений по совершенствованию орфоэпической культуры, виды и формы занятий в рамках элективного курса
    • 3. 3. Формы и виды работы с нормативными словарями
    • 3. 4. Оценка результативности элективного курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся старших классов»
  • Выводы по третьей главе

Система совершенствования орфоэпической культуры учащихся старших классов в рамках элективного курса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В новых экономических условиях российское общество предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности любого специалиста. Компетентностный подход предполагает, что в процессе обучения должны сформироваться ключевые компетенции, одной из которых является коммуникативная. Усиливающийся интерес к коммуникативной стороне обучения объясняет широкое использование в рамках профильного обучения элективных курсов речеведческой направленности.

Использование в школьной практике данных курсов позволяет учитывать интересы и склонности учащихся, создает условия для обучения их в соответствии с перспективами дальнейшего продолжения учебы в вузе. Однако на данный момент не разработана целостная система элективных курсов, не представлены в полном объеме их программы, учебно-методические и дидактические материалы. Безусловно, работа по решению этой проблемы ведется. Учителя русского языка видят необходимость в углублении лингвистических знаний учащихся, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике.

Важным аспектом лингвистического образования можно считать орфоэпическую культуру, помогающую совершенствовать устную речь учащихся, так как в последнее время наблюдается изменение соотношения между устной и письменной речыо: превалирует устная публичная речь, к тому же речь, спонтанно произносимая, а не заранее подготовленная. Такая речь предполагает хорошее знание орфоэпических и акцентологических норм и применение их на практике. Правильное произношение и верная постановка ударения являются необходимым качеством грамотной речи. Каждое отклонение от нормативного произношения отвлекает слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым общение, уменьшая степень воздействия па аудиторию. Несомненно, овладение культурой речевого общения и эффективное её применение может сыграть немаловажное значение для роста престижа, конкурентоспособности, а также творческого потенциала будущего специалиста. Отсюда можно сделать вывод о том, что совершенствование речевой культуры современного учащегосянеотъемлемый компонент в подготовке высококвалифицированного специалиста, следовательно, важной задачей образовательных учреждений становится воспитание эстетических критериев правильной речи обучаемых и формирование у них высокой произносительной культуры.

В последнее время обучение русскому языку происходит в сложных условиях: наблюдается снижение общей культуры владения словом, разрушаются языковые традиции, искажаются нормы литературного языка. В средствах массовой информации, к сожалению, зачастую демонстрируется языковая «раскрепощенность», что изменяет представление носителей языка об образцовой речи.

Приходится констатировать также, что учителя-словесники в своей практике преподавания уделяют недостаточно внимания изучению орфоэпических норм. Причин тому несколько: это и определенное пренебрежение к вопросам произносительной культуры, и недооценка их важности при обучении русскому языку. Кроме того, учителя, как правило, заботятся в первую очередь о выработке у учащихся навыков грамотной письменной речи. Устная же речь недостаточно анализируется и оценивается.

Между тем работа по изучению норм произношения и постановки ударения помогает воспитать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Общеизвестно, что соблюдение норм литературного языка — одно из главных коммуникативных качеств, так как именно правильность речи обусловливает ее понятность адресату, требует строгого соответствия принятым языковым нормам.

Анализ современной методической литературы показал, что проблема совершенствования культуры устной речи учащихся в условиях профильного обучения разработана пока недостаточно. Учителя-словесники столкнулись с противоречием: с одной стороны условия профильного обучения требуют внедрения в учебный процесс элективных курсов, направленных на развитие коммуникативных способностей учащихсяс другой сторонысовременными исследователями по методике преподавания русского языка не до конца осмыслены основы создания и реализации таких курсов в школе нового типа.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется, с одной стороны, недостаточной разработанностью данной проблемы в лингвистической и методической науке, с другой — обусловлена необходимостью создания специальной методики работы по совершенствованию орфоэпической культуры учащихся старших классов.

Объект исследования — процесс совершенствования орфоэпической культуры учащихся старших классов общеобразовательных учреждений в условиях элективного курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся старших классов».

Предмет исследования — методическая система формирования и совершенствования орфоэпической культуры учащихся на старшей ступени обучения (принципы, методы и формы обучения на основе междисциплинарной интеграции, комплект многоаспектных, разноуровневых заданий, последовательность их выполнения, дидактический материал для работы, критерии и источники его отбора).

Цель исследования — теоретически разработать и экспериментально апробировать методическую систему работы по овладению обучающимися нормами современного литературного языка в рамках элективного курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся старших классов».

Гипотеза исследования. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематически организованная работа по совершенствованию орфоэпической культуры учащихся старших классов может способствовать устранению орфоэпических и акцентологических ошибок и повышению уровня коммуникативной компетентности.

Элективный курс по совершенствованию орфоэпических умений и навыков учащихся старших классов будет эффективным, если:

— определен в качестве основополагающего коммуникативно-деятельностный подход к процессу совершенствования речи учащихся старших классов;

— определено содержание элективного курса по культуре устной речи, в котором внимание учащихся акцентируется на осознании и исправлении недостатков в собственной речи и речи окружающих посредством целенаправленного и поэтапного ознакомления обучающихся с нормами произношения и постановки ударения в словах;

— разработана методическая система совершенствования культуры устной речи, основанная на сочетании традиционного, интерактивного и информационно-коммуникационного обучения;

— создан методический инструментарий для проведения элективного курса с учетом междисциплинарной интеграции, включающий в себя комплект многоаспектных, разноуровневых заданий. Поставленная цель, предмет и исходная гипотеза исследования предполагали решение ряда основных задач:

— изучить и проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

— в ходе констатирующего эксперимента определить уровень подготовленности учащихся в области владения нормами произношения и ударения;

— на основе анализа данных констатирующего эксперимента выявить типичные ошибки в устной речи учащихся, рассмофегь причины возникновения произносительных ошибок и определить методы, приемы, способы их устранения и предупреждения;

— разработать концепцию и содержание элективного курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся старших классов», базирующегося на психолого-педагогических, лингвистических и методических основах речевой деятельности;

— составить «Словарь-минимум трудных случаев произношения и постановки ударения», «Орфоэпический терминологический словарь по областям знаний» для учащихся старших классов;

— разработать систему упражнений и творческих заданий по совершенствованию орфоэпической культуры учащихся старших классов;

— разработанную методику внедрить в практику преподавания отдельных общеобразовательных учреждений городского округа Самара, а также высших учебных заведений Самарской области.

Теоретическую основу исследования составили исследования ученых в области лингвистики (Р.И. Аванесов, Л. В. Бондарко, Л. Л. Буланин, Г. О. Винокур, А. Х. Востоков, Я. К. Грот, Е. С. Истрина, Л. П. Крысин, В. П. Москвин, С. И. Ожегов, М. В. Панов, Д. Н. Ушаков, В. И. Чернышев, Ы. М. Шанский и другие ученые), психологии и педагогики (Н.И. Жинкин, H.A. Леонова, A.A. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. Ф. Ломизов, С. Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин), методики преподавания русского языка (С.И. Бернштейн, В. Т. Володин, М. И. Гетманский, С. Ф. Иванова, М. А. Лихушина, В. А. Малаховский, Ф. П. Сергеев, Г. П. Фирсов).

Методологическую основу исследования составили:

— исследования нормативного аспекта речевой культуры (В. В. Виноградов, К. С. Горбачевич, В. Г. Костомаров, С. И. Ожегов, Л. И. Скворцов, A.A. Шахматов, Л.В. Щерба);

— исследования речевой деятельности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Н.И. Формановская);

— психологические и педагогические исследования, рассматривающие проблемы речевого общения (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. И. Жинкин, В. А. Кольцова, В. А. Крутецкий, Ю. В. Рождественский, С. Л. Рубинштейн, A.A. Смирнов, A.B. Фомин);

— теория закономерностей усвоения родной речи (Л.П. Федоренко);

— исследования, направленные на осмысление основных идей, проблем профильного обучения (A.B. Баранников, Л. Н. Бобровская, Г. А. Воронина, О. В. Дубровина, A.A. Кузнецов, Т. Г. Новикова, Л. В. Трифонова, Т. В. Потемкина, C.B. Сабурова, О.В. Урсова);

— обучение с использованием различных технических и педагогических программных средств (В.П. Беспалысо, З. П. Ларских, И. В. Марусева, Н.Ф.Талызина);

— исследования процесса формирования речевой культуры (В.И. Аннушкин, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. Н. Головин, В. Е. Гольдин, Л. К. Граудина, A.A. Дапцев, H.A. Ипполитова, Л. П. Лунева, В. И. Максимов, А. К. Михальская, A.A. Мурашов, С. П. Обнорский, В. Ф. Русецкий, О. Б. Сиротинипа, З. С. Смелкова, В.Д. Черняк);

— исследования лингвометодики, раскрывающие различные аспекты теории и практики обучения учащихся русскому языку (М.Т. Баранов, Л. Д. Беднарская, Л. А. Введенская, Л. А. Вербицкая, О. Я. Гойхман, Т. М. Григорьева, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, H.A. Леонова, В. В. Львов, С. И. Львова, М. И. Матусевич, H.H. Соловьева).

Для решения целей и задач исследования использовались следующие методы:

— теоретическиеанализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме диссертационного исследования;

— изучение опыта учителей старших классов г. о. Самара по организации работы в условиях профильного обучения;

— социально-педагогические — анкетирование и тестирование (применялся на нескольких ступенях экспериментальной работы), наблюдение за речыо учащихся старших классоввыявление типичных произносительных ошибок и причин их возникновения в речи;

— экспериментальные — проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов;

— проведение контрольных срезов;

— статистические — количественная и качественная обработка результатов проведенных экспериментов.

Онытно-экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент проводился в течение 5 лет (2005 — 2010 гг.) в старших классах муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Самара. Всего в эксперименте приняли участие 362 учащихся.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2005 — 2006 гг.) — изучение и анализ состояния проблемы в лингвистической, психолого-педагогической, учебной и методической литературе по теме диссертационного исследованияизучение педагогического опыта организации работы в условиях профильного обучения. Проводились наблюдения за устной речыо учащихся старших классов.

Второй этап (2006 — 2009 гг.) — подготовка и проведение констатирующего эксперимента в МБОУ СОШ № 64 городского округа Самара. Отдельные элементы экспериментальной программы проходили апробацию в средних учебных заведениях городского округа Самара №№ 18, 37, 94, 176. Анализ результатов данного эксперимента помог определить состояние орфоэпической культуры учащихся, определить и обосновать тему, цель и задачи исследованиясформулировать рабочую гипотезуразработать систему работы по совершенствованию речевой культуры учащихся в рамках элективного курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся старших классов», создать методические условия его реализации (определение принципов, методов, форм работы, подбор дидактического материала, планирование контрольных работ, тестов). Результатом этого этапа явилось создание и внедрение в педагогическую практику методической системы совершенствования культуры устной речи учащихся старших классов в рамках элективного курса.

Третий этап (2009 — 2010 гг.) — анализ и обобщение результатов, полученных в ходе экспериментальной работыизложение основных положений апробированной методики в диссертации. Научная новизна:

1. Обоснована необходимость и возможность совершенствования орфоэпической культуры учащихся старших классов как неотъемлемого компонента профессиональной компетенции современного специалиста.

2. Впервые разработан элективный курс по совершенствованию орфоэпической культуры учащихся, представлена система работы, включающая следующие положения:

• программа элективного курса должна быть сформирована с учетом принципов научности, систематичности и последовательности обучения, посильной трудности, профессиональной направленности, связи теории с практикой, наглядности, сознательности и активности учащихся, прочности результатов обучениявключать мотивационно-целевой, содержательный, процессуально-технологический и диагностический компоненты;

• методическую систему обучения необходимо строить на основе коммуникативно-деятельностного подхода, способствующего формированию у обучаемых высокого уровня культуры устной речи;

• совершенствование орфоэпической культуры учащихся должно осуществляться на основе междисциплинарной интеграции для создания культурной, гармоничной речевой среды в образовательном учреждениио творческая самостоятельная работа обучающихся в условиях элективного курса должна завершаться получением инновационных продуктов на уровне проектов, исследовательских работ, презентаций.

3. Впервые создан методический инструментарий для проведения элективного курса, включающий в себя комплект многоаспектных, разноуровневых заданий, позволяющий использовать традиционные, интерактивные и информационно-коммуникационные технологии.

4. Впервые на основе междисциплинарной интеграции составлен «Орфоэпический терминологический словарь по областям знаний» для учащихся старших классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании научно обоснованных принципов совершенствования орфоэпической культуры будущих специалистов (научности, систематичности и последовательности обучения, посильной трудности, профессиональной направленности, связи теории с практикой, наглядности, сознательности и активности учащихся, прочности результатов обучения) — в разработке новой методической концепции обучения орфоэпии для учащихся Х-Х1 классов общеобразовательной школы в рамках элективного курса на основе междисциплинарной интеграции с применением информационно-коммуникационных технологий. Представленная концепция открывает новое направление научных поисков, связанных с теоретическим и методическим обеспечением проблемы совершенствования культуры устной речи.

Результаты диссертациониого исследования вносят вклад в разработку методической основы формирования орфоэпической культуры с опорой на элементарную языковую рефлексию и актуальный речевой опыт. Полученные результаты исследования также позволяют определить типичные орфоэпические ошибки в речи обучаемых и предложить пути по их преодолению.

Теоретическая значимость исследования состоит также в характеристике основных этапах работы по данной теме, в создании системы подбора заданий по формированию орфоэпической культуры, в определении возможных межпредметных и внутрипредметных связей, повышающих эффективность обучения нормам произношения и постановки ударений в словах.

Практическую значимость имеет авторская программа совершенствования орфоэпической культуры учащихся, которая может быть использована учителями школ, преподавателями вузов и техникумов, педагогами-воспитателями и педагогами дополнительного образования, в системе повышения квалификации работников образования, в центрах развития образования как методический инструментарий в работе по совершенствованию культуры устной речи. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных и учебно-методических пособий, дидактических материалов и сборников упражнений по методике культуры речи, в частности, орфоэпии русского языка.

Созданы опорные дидактические материалы, составленные с учетом специфики будущей профессии обучаемых (орфоэпические словники, включающие профессиональный тезаурус специалиста) — конспекты интерактивных форм занятий, формирующих коммуникативную компетенцию учащихся (урок с элементами театрализации па материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион», урок-конкурс на лучшего диктора информационных программ и др.).

В ходе исследования были апробированы контрольно-измерительные материалы (анкеты, тесты), упражнения и задания творческого характера, направленные на совершенствование произносительной культуры учащихся, разработаны методы и приемы повышения орфоэпической культуры учащихся старших классов.

Данное исследование имеет важное социальное значение: использование его результатов в практике школьного обучения будет способствовать не только формированию профессионально-коммуникативной компетенции учащихся старших классов как будущих специалистов, но и созданию культурной, гармоничной речевой среды в образовательном учреждении.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается: опорой на фундаментальные теоретические исследования в области лингвистики, психолингвистики, лингвометодики, риторики, культуры речи, психологии личности, педагогикиглубоким изучением и анализом дидактических и методических положений теории и практики обучения учащихся культуре речи и культуре общения.

Результаты исследования подтверждаются данными констатирующего и поискового экспериментов, осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях, достаточным количеством участников эксперимента (362 человека), количественным и качественным анализом экспериментального материала, а также положительными результатами опытного обучения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современный этап развития образования предъявляет повышенные требования к культуре устной речи учащегося как к компоненту общей культуры будущего специалиста. Однако реальная речевая практика свидетельствует о многочисленных нарушениях орфоэпических норм и правил. Возможным способом решения данной проблемы является разработка и внедрение программы элективного курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся старших классов».

2. Эффективность работы по формированию орфоэпической культуры обеспечивается созданием методической системы, базирующейся на научно обоснованных принципах обучения с учетом мотивациопно-целевого, содержательного, процессуально-технологического и диагностического компонентов.

3. Проведение констатирующего эксперимента дает возможность выявить типичные ошибки в устной речи учащихся, частотность употребления орфоэпически трудных слов, что позволяет определить теоретическое содержание элективного курса на основе коммуникативно-деятельностного подхода и с учетом междисциплинарной ин теграции.

4. Процесс совершенствования орфоэпической культуры учащихся старших классов осуществляется успешнее при использовании учителем специально разработанного методического инструментария, позволяющего применять различные педагогические технологии (традиционные, интерактивные, информационно-коммуникационные).

5.

Введение

в практику школьного обучения элективного курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся старших классов» способствует повышению культуры устной речи учащихся и созданию культурной, гармоничной речевой среды в общеобразовательном учреждении.

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась в виде докладов и выступлений: на Международных научно-практических конференциях: «Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка" — «Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации» (г. Москва, 2009, 2010 гг.) — «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков» (г. Санкт-Петербург, 2010 г.) — «Наука и культура России», посвящённых Дню славянской письменности и культуры (г. Самара, 2008 — 2011 гг.);

— на областных научно-практических конференциях «Педагог-исследователь» (2009, 2011 г.);

— на Городском методическом дне «Мир, ценности и открытия современного урока», организованном Центром развития образования г. о. Самара (2009 г.);

— на районных методических семинарах и круглых столах;

— на заседаниях кафедры инженерной педагогики и культуры делового общения Самарского государственного университета путей сообщения;

— посредством участия в областном конкурсе элективных курсов профильного обучения (2010 г.), проводимом Министерством образования и науки Самарской области, после чего программа авторского курса (как программа-призер) была включена в банк программ элективных курсов для учителей Самарской области.

Результаты исследования публиковались в журналах: «Известия Самарского центра РАН» (г. Самара, 2009 г.), «Среднее профессиональное образование» (г. Москва, 2009 г.), «Русская словесность» (г. Москва, 2010 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии (список использованной литературы включает в себя 222 наименования) и приложения.

1. Знаете ли Вы, что изучает орфоэпия?

2. Как Вы думаете, что значит правильно произнести слово?

3. Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием?

4. Испытывали ли Вы трудности в связи с произнесением того или иного слова?

5. Всегда ли Вы уверены в том, что правильно поставили в слове ударение?

6. Замечали ли Вы в речи ваших собеседников ошибки в произношении звуков или ошибки в постановке ударения?

7. Если Вы заметите в речи говорящего ошибку, то как отреагируете: а) безразлично-б) отметите про себя-в) поправите.

8. При затруднении с выбором правильного варианта произнесения слова Вы: а) произнесете так, как Вам кажется более правильным-б) обратитесь за помощью к учителю-в) проверите в словаре.

9. Как часто Вы обращаетесь к словарям для проверки правильности произношения и выбора места ударения в словах: а) никогда-б) редко-в) часто.ТЕСТ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой