Лирика народов Дагестана периода Великой Отечественной войны: эволюция жанровой и художественной системы
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Выводы и заключения, сделанные на основе исследования многонациональной, многоязычной поэзии Дагестана, важны не только для дагестанского литературоведения — в типологическом плане они могут быть использованы и, а аналогичных работах в других регионах России и стран СНГ, а также в общетеоретических исследованиях, посвященных проблемам… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Система лирических жанров: синтез традиционного и нового
- Глава II. Образы: межэтническое единство в многообразии
- Глава III. Поэтика: возрождение традиционного и новаторские поиски
- 1. Тропы
- 2. Язык и стиль
- 3. Строфическая организация и система стихосложения
Лирика народов Дагестана периода Великой Отечественной войны: эволюция жанровой и художественной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сейчас нередко пишут, что руководство страны, и в особенности И. Сталин, до войны не предприняли необходимых мер для обороны страны. С этим нельзя согласиться, т.к. даже школьникам известно, как были отодвинуты границы страны на запад (присоединение Западной Украины и др.), финская кампания, какими ускоренными темпами шла модернизация военной техники (самолеты, танки и др.), как укреплялась граница и т. д. О том, что возможность войны с агрессивной по своей сути фашизмом выступала все явственнее, свидетельствует и литература, в частности дагестанская. В русле общего патриотического духа, уверенности в военной мощи Родины, видимо, несколько переоцененной) написано немало стихотворений, в которых ощущается надвигающаяся опасность войны. Так, народный поэт Дагестана Сулейман Стальский в предвоенные годы писал:
Настанет день, настанет час Страна на подвиг кликнет нас. Всю силу сердца, зоркость глаз Мы отдадим борьбе достойно!1.
В стихотворении даргинского поэта Багатыра Магомедова «Если завтра война» говорится о мощи СССР, о его роли в защите мира в мире, а в последней строфе читаем:
Как горный гранит, Нерушимы границы, Как птица,.
Пилот над тобою парит.
1 Стальский С. Избранное. — Махачкала, 1948, — С. 272.
И, если война Полыхнет, как зарница, Враг будет разбит! Враг будет разбит!1.
Перев. С. Сущевского).
В другом стихотворении того же автора — «Колыбельная» — мать говорит своему малышу.
Ну, а если бой — как Ворошилов, Беспощадно бей тогда врага?2 (Перев. С. Сущевского).
Стихи А. Иминагаева конца 30-х и начала 40-х годов, — пишет A.M. Вагидов, — также пронизаны внутренней тревогой по поводу надвигающейся военной грозы. Милитаристским устремлениям японских самураев и немецких фашистов автор противопоставляет миролюбивую внешнюю политику советского государства. Одновременно во всех стихах сквозит уверенность в победе, если война нам все же будет навязана".3.
Татский поэт Манувах Дадашев, погибший на войне в 1943 году, в стихотворении «Здравствуй, май» писал: Ну, а если, ломая тишь, Враг ворвется на берег наш, По другому ты зазвучишь, Первомайский победный марш.
1 Антология дагестанской поэзии. — T.III. Махачкала, 1981, — С. 104.
2 Там же. — С. 106.
3 Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы.- Махачкала, 1987. — С. 98−99.
И не флейта — а ППШа, Не зурна — а граненый штык Заиграют, врага круша, У речных берегов крутых.1.
Перев. В. Портнова).
Таким образом, слова известной песни «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути» были актуальны и в предвоенные годы.
Начиная с первых же недель войны, советские писатели, союз писателей СССР, Советское правительство, компартия активно включились в дело защиты Родины, мобилизации всех сил для этого.
В июле 1941 года в газете «Дагестанская правда» был опубликован призыв члена правления Союза писателей ДАССР народного писателя Дагестана Гамзата Цадасы «К горцам Дагестана». В нем, в частности, говорилось: «Партия большевиков зовет нас на священную Отечественную войну против обнаглевшего врага. Жители гор! Я призываю вас. не щадя своей жизни, бороться за свободу, за счастливую жизнь, за Советскую власть!."2.
Несмотря на очень напряженную ситуацию на фронте, в июне 1942 года в Махачкале проходит творческая конференция работников литературы и искусства Дагестана, на которой обсуждался вопрос «О художественной литературе и драматургии Дагестана в дни Отечественной войны».
22 августа, когда немцы уже вторглись на Северный Кавказ, в Тбилиси состоялся митинг представителей кавказских народов, которые поклялись, не щадя жизни, бороться с интервентами, еще прочнее укреплять дружбу между народами. Выдающийся азербайджанский поэт Самед Вургун обратился к участникам митинга со страстными словами: «Пусть в.
1 Антология дагестанской поэзии. — С. 308.
2 Цит. по кн.: Путь в 50 лет. — Махачкала, 1984 — С. 9. нашей памяти оживут бессмертные образы великих предков, образы Тариэла, Давида Сасунского, Бабека и Кёр-оглы! Пусть бездонные пропасти неприступных кавказских гор будут могилой для немецких захватчиков".1.
В августе 1943 года по инициативе Г. Цадасы при Институте истории, языка и литературы было начато издание письма-газеты «Дагестансвоим фронтовикам». Издавалась она Дагестанской Комиссией по истории Великой Отечественной войны при Дагобкоме ВКП (б) по май 1945 года (всего вышло 14 номеров).2.
В апреле 1944 года Комиссия по истории Великой Отечественной войны объявила конкурс на лучший очерк о боевой жизни фронтовиковдагестанцев.3 Не может оставлять равнодушным стремление некоторых новоявленных «историков», политических деятелей, журналистов и т. п., старающихся приуменьшить роль СССР в разгроме фашистской Германии. Неслучайно Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая в Польше по случаю 60-летия освобождения узников концлагеря Освенцим, подверг резкой критике подобные попытки.
В наше время, когда СССР распался, когда и внутри России нет-нет, да проявляются межнациональные трения, с особой остротой воспринимаются произведения, в которых говорится о дружбе народов Советского Союза, о морально-политическом единстве народов, сплотившихся для отпора захватчикам. Сейчас кое-кто хочет оспорить и все это, преподнести участие представителей всех народов страны в борьбе с фашистами как вынужденное явление. Разумеется, и в те годы в межнациональных взаимоотношениях были определенные проблемы, однако когда нагрянул злейший и общий для всех народов враг, они сплотились еще сильнее, и лучшим свидетельством тому является литература периода Великой Отечественной войны. Лучшие.
1 Цит. по кн.: Очерк истории азербайджанской советской литературы. — М., 1963. — С. 190.
2 Печать Дагестана. Справочник. /Ред. — сост. Алиханова А. А. — Махачкала, 1983. — С. 105−106.
3 Путь в 50 лет. — С. 10/ произведения того времени отличаются неподдельной искренностью, и наглядно видно, что насильственно или конъюнктурными устремлениями невозможно добиться создания величественной многоязычной, многонациональной общей летописи Великой Отечественной. Даже то, что в разных концах огромной страны на разных языках были созданы или возрождены одинаковые жанры и жанровые разновидности (клятвы, марши, песни-напутствия, песни-призывы, послания и т. д.) говорит не только о литературных взаимовлияниях, но и о спонтанном их возникновении, что было обусловлено типологией, единством убеждений, чувств, мыслей, устремлений и т. п.
Конечно, были и агитация, и пропаганда, и наставления — а в какую войну и в какой стране обходились без этого? Еще в древности и в средние века певцы призывали и вдохновляли воинов на подвиги. Призывы, обращения видных деятелей страны звучали в унисон настроениям, патриотическим устремлениям народов СССР. Так, в обращении «Ко всем трудящимся Страны гор» в близком народу духе с использованием традиционных образов, символов говорилось: «. нет такой силы, которая могла бы расшатать Кавказский хребет, нет той силы, что могла бы заставить склониться горные вершины, нет той силы, что могла бы расшатать дружбу народов Дагестана, нет той силы, что могла бы заставить склониться гордого и свободолюбивого горца». Как мы отмечали выше, со страстным призывом к горцам обратился и Г. Цадаса. А большой и давний друг Дагестана, крупный русский поэт Николай Тихонов писал: «Наша битва едина, наша боевая дружба едина, да будет едина и наша месть! Дети Дагестана — аварцы, даргинцы, лаки, кумыки, ногайцы, лезгиныдети великой советской семьи народов! не будет предателей сегодня среди дагестанцев. Они вставят ногу в боевое стремя. Они укрепят свои неприступные ущелья, и немецкий бандит умоется кровавыми слезами. Думали они, что встретят рознь в среде советской могучей семьи, но в окопах под Ленинградом их встретили дагестанцы, в предгорьях Кавказа русские люди с Невы и Волги».1.
Агитационно-пропагандистская работа, в особенности художественными словом, в годы Великой Отечественной войны была далеко не излишней не только для разъяснения простому народу сущности фашизма и той угрозы, которую он несет СССР, но и как своего рода «антиагитация» против мощно организованной немецкой пропагандисткой машины.
Так, М. Д. Бутаев пишет: «21 августа 1942 года специальный отряд альпийского полка дивизии «Эдельвейс» установил фашистское полотнище на вершинах Эльбруса. Появилась газета «Газават» с броско набранным эпиграфом на титуле «Гитлер с нами, Аллах с нами!», занимавшаяся вербовкой горцев для антипартизанских отрядов и для специальной гитлеровской команды. На ее страницах активно выступали со статьями, обращениями белоэмигранты, организаторы борьбы против Советской власти на Северном Кавказе в 1918;1919 гг ."2.
Далее М. Бутаев продолжает: «На Северный Кавказ были доставлены изрядно битые здесь в годы гражданской войны царские генералы и атаманы П. Краснов, А. Шкуро, Султан-Гирей Клыч и им подобные. По заданию германской разведки они развернули шпионско-диверсионную и террористическую работу. Ярый враг Советской России Султан-Гирей Клыч (бывший командир «дикой дивизии»), например, стал одним из руководителей белогвардейской националистической организации, именовавшей себя «Народной партией горцев Северного Кавказа», ставившей своей целью отторжение Кавказа от Советского Союза. С помощью битых генералов гитлеровцы решили разыграть карту «Кавказской войны» и завербовать горцев на свою сторону.3.
Он же приводит следующие важные сведения: «Комментируя гитлеровскую политику в отношении народов Кавказа, английский.
1 «Дагестанская правда» от 16 сентября 1942 года.
2 Бутаев М. Д. Дагестан в период обороны Кавказа (анализ малоизвестных материалов). Годы суровых испытаний и народного подвига. — Махачкала, 1995. — С. 39.
3 Там же. — С. 39−40. журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в нашей стране в качестве корреспондента, пишет, что немецко-фашистские захватчики, вторгшиеся в на Кавказ, очень рассчитывали на «нелояльность» его народов к Советской власти, проводили политику натравливания одной нации на другую. Они распространяли слухи о якобы особом «невраждебном» отношении фашизма к мусульманам. Спекулируя на национальных и религиозных чувствах народов Кавказа, гитлеровцы «все же установили контакт с некоторыми мусульманскими элементами на Северном Кавказе."1.
Истинное же отношение фашистов к кавказцам, в частности, хорошо отражено в их оценке творчества выдающегося дагестанского поэта: «Сулейман Стальский вовсе не поэт, за которого выдает себя. Стальский не может быть великим поэтом, так как принадлежит к низшей раселезгинам».2.
Все отмеченное выше обуславливает актуальность научного осмысления системы жанров и образов, идейно-тематического и художественного своеобразия литературы народов Дагестана периода Великой Отечественной войны, что, думается, приобретает особую значимость в год 60-летия Великой Победы.
Объект исследования — лирика военных лет народов Дагестана: аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин, ногайцев, табасаранцев и татов.
Предметом исследования являются процессы становления и развития системы жанров и образов в литературе Дагестана периода Великой Отечественной войны, ее идейно-тематические и художественные особенности.
Цель и задачи исследования
Основная цель работы осуществить — монографический научный анализ системы жанров и образов полиэтнической лирики многонационального Дагестана в период Великой.
1 Там же.-С. 44−45.
2 Там же.
Отечественной войны как единого целого и в то же время сохраняющей и развивающей национальную специфику в условиях войны.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
— определение жанровой и жанрово-видовой системы лирики народов Дагестана периода Великой Отечественной войны;
— выявление в ней традиционного и нового;
— идейно-тематический анализ произведений;
— научное осмысление образов лирики Дагестана указанного периода;
— изучение особенностей изобразительно-выразительных средств языка и стиля;
— характеристику системы стихосложения.
Степень разработанности темы. О дагестанской литературе периода Великой Отечественной войны написано немало работ: ее вкратце охарактеризовали авторы «Очерков дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1957), «Истории дагестанской советской литературы» в 2-х томах (Махачкала, 1967), очерков по национальным литературам Дагестана советского периода, отдельных монографий общего характера, в выступлениях на конференциях, посвященных Великой Отечественной войне, и др. Однако монографического научного осмысления дагестанской многонациональной лирики отмеченного периода до сих пор не было.
Слова историка, проф. Г. Ш. Каймаразова можно отнести и к литературе: «. история Великой Отечественной войны изучена еще недостаточно. Остается немало „белых пятен“, вопросов, требующих глубокого и всестороннего осмысления и объективного освещения с использованием новых документальных материалов. Необходимы тщательный научный анализ и обобщение всего комплекса достоверных источников с целью воссоздания полной и целостной картины жизни и борьбы народа, наших вооруженных сил в годы войны, показа того, какой ценой была достигнута победа над гитлеровским фашизмом. Долг ученых. дать достойный, научно-аргументированный отпор тем, кто пытается сегодня умалить роль нашего народа, Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне, их вклад в разгром фашистской Германии и милитаристской Японии».1.
Новизна исследования заключается в том, что впервые в монографическом плане системно анализируются жанры, образы, идеи, язык и изобразительно-выразительные средства дагестанской поэзии периода Великой Отечественной войны, при этом акцентируя внимание на общее и этноспецифическое в литературах Дагестана, на традиции и новаторство в поэзии периода войны. Причем дагестанская поэзия указанного времени рассмотрена на фоне общесоюзной литературы.
Теоретической и методологической основной работы послужили труды классиков русской критики и литературоведения, исследования советских ученых М. Б. Храпченко, Л. И. Тимофеева, Н. Поспелова, Г. И. Ломидзе, М. Н. Пархоменко, А. В. Огнева, Х.Г. Кор-Оглы и др.
Важные наблюдения и заключения содержатся также в работах дагестанских литературоведов Г. Г. Гамзатова, К. И. Абукова, И. Х. Асекова, А. Г. Гусейнаева, А.-К. Ю. Абдуллатипова, З. Н. Акавова, 3.3. Гаджиевой, A.M. Вагидова, С. М. Хайбуллаева, Ч. С. Юсуповой, М.-Р.У. Усахова, Ф. О. Абакаровой, P.M. Кельбеханова, Г. Г. Гашарова, М. Г. Юсуфова, К. К. Султанова и др.
Принципы и методы исследования.
Литература
каждого народа, как известно, обладает национально-специфическими чертами. Однако это не означает, что в литературах нет определенных общностей, обусловленных и типологией, и генетическим родством и взаимосвязями.
Народы Дагестана на протяжении всей своей истории развивались в достаточно тесных взаимодействиях, что не могло не отразиться в их художественном творчестве и это позволяет исследователям рассматривать литературы народов Дагестана в известной как единое целое, сложившееся на основе не потерявших свое «этническое лицо» отдельных литератур.
1 Годы суровых испытаний и народного подвида — Махачкала, 1995. — С. 3−4.
Именно в таком понимании проблемы мы стремились осветить дагестанскую литературу периода Великой Отечественной войны.
Необходимо подчеркнуть, что подразделение на главы, посвященные системе жанров (гл.1), образов (гл.11) и поэтических средств (гл.111), в определенной мере условное, т. к. образы «реализуются» в лоне того или иного жанра, в свою очередь, и жанры, и образы создаются посредством изобразительно-выразительных средств, т. е. все здесь системно взаимосвязано (подразделение на отмеченные выше главы призвано четче и по возможности дифференцированно очертить и научно осмыслить каждый из названных выше аспектов, ракурсов исследуемой проблемы).
Поскольку всеми языками Дагестана (лишь литературных — более десяти) владеть одному человеку практически невозможно, мы, естественно, в основном пользовались переводами (подстрочными и художественными), что при исследовании тем, идей, жанров вполне допустимопри анализе художественных особенностей, стихосложения мы обращались к наблюдениям и выводам специалистов по национальным литературам и попытались сделать ряд обобщающих заключений относительно общих черт и особенностей в поэтике дагестанской лирики периода Великой Отечественной войны.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Выводы и заключения, сделанные на основе исследования многонациональной, многоязычной поэзии Дагестана, важны не только для дагестанского литературоведения — в типологическом плане они могут быть использованы и, а аналогичных работах в других регионах России и стран СНГ, а также в общетеоретических исследованиях, посвященных проблемам функционирования искусства в экстремальных условиях войны. Поскольку с течением времени, со сменой поколений естественным образом и не без стараний некоторых новоявленных «специалистов» по истории Великой Отечественной войны память о ней несколько сглаживается, а порою многое о ней и искажается, извращается, то объективная оценка этой войны, в частности, ее отражения в литературе, приобретает важное практическое значение. Обращение к данной проблеме не лишено и морально-этических аспектов.
В наше время, как отмечалось выше, когда несколько обострились межнациональные взаимоотношения в России и особенно на Северном Кавказе, когда пытаются подвергнуть сомнению важную роль дружбы народов СССР и патриоты в годы войны, рассматриваемая нами проблема тоже резко актуализировалась.
Материалы и положения диссертации могут быть использованы при написании истории литературы Дагестана, спецкурсов, при проведении героико-патриотических мероприятий.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университетаосновные положения и выводы отражены в 4-х статьях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Как известно, Великая Отечественная война стала большим потрясением для советских людей. Потрясение такого масштаба требует мобилизации всех сил народа, в том числе и литературных.
С первых же дней дагестанские писатели и поэты включились в дело защиты страны — и художественным словом, и с оружием в руках, многие из них погибли в священной войне против фашизма: А.-П.Салаватов, Б. Митаров, М. Стальский, М. Абакаров, М. Дадашев, Ю. Султанов и другие. Находясь вдали от семьи, в пожарище войны, поэты, естественно, писали домой или родственникам, друзьям письма, причем нередко в стихотворной форме. Эти письма, носящие, на первый взгляд, личный характер, как правило, адресовались не только близким — их значение, их предназначение обычно было более широким, и они в совокупности создали интереснейший в идейно-художественном отношении поэтический цикл, обращение к которому сейчас приобрело особую актуальность в связи со стремлением некоторых новоявленных «историков», псевдодемократов подвергнуть сомнению и героизм наших народов в годы Великой Отечественной, и дружбу народов, и их патриотизм, и др.
Новоявленные «исследователи» подвергают сомнению дружбу народов СССР, особенно .в годы Отечественной войны. При этом они ссылаются, в частности, на высылку ряда народов в Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и др.), «забывая» о том, что этот акт ныне признан неоправданным, что многие из представителей этих народов героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, а ряд воинов даже удостоился высокого звания Героя Советского Союза. И нельзя считать результатом агитации и пропаганды тот факт, что практически все писатели, поэты в период войны писали о дружбе наших народов, откликались восторженными стихотворениями на подвиги представителей разных народов. Эти произведения настолько искренны, взволнованны, правдивы, что говорить лишь о какой-то «диктовке», «заказе» было бы необъективно и даже кощунственно.
И раньше многие дагестанские поэты создавали немало глубоко — психологических стихотворений, однако война, полная драматических, экстремальных событий, ситуаций, резко обострила накал эмоций, углубила переживания и т. д.
Уже в июле 1941 года старейшина аварской литературы Гамзат Цадаса 1 публикует в «Дагестанской правде» призыв «К горцам Дагестана" — по его инициативе в годы войны началось также издание письма-газеты «Дагестансвоим фронтовикам». На этот и на сотни подобных призывов и по велению собственной совести, разума, долга тысячи дагестанцев проявили героизм на фронтах Великой Отечественной войны и были достойно воспеты в поэзии.
В памяти народной вечно будут жить годы войны с захватчиками, -писал маршал Советского Союза С.Тимошенко. — Лучших своих сыновей и дочерей в те годы горцы Дагестана проводили на фронт. Вместе с русскими и белорусами, узбеками и другими нардами дагестанцы смело и храбро сражались под Москвой и Ленинградом, на берегах Волги и Днепра, под Курском и Кишиневом. Многие из них прошли по дорогам войны до самого Берлина".1.
Чувство Родины, сыновняя любовь к истерзанной родной земле,-пишет Ч. С. Юсупова,-отзывается в творчестве поэтов огромной личной болью 2″.
Анализ системы жанров дагестанской литературы, осуществленный нами в 1-ой главе, показал и общее, характерное практически для литератур всех народов многонационального СССР, так и некоторые специфические стороны развития лирики Дагестана периода Великой Отечественной войны.
Можно сказать, что во всех советских национальных литературах указанного времени и независимо друг от друга, и в результате взаимообмена.
1 Цит. По кн.: Дагестанцы в шинелях. — Махачкала, 1995. — С.110.
2 Юсупова Ч. С. О современной аварской лирике. — Махачкала, 1970, — С. 16. опытом, достижениями в области художественного творчества, и вследствие агитационно-пропагандисткой деятельности партии, государства, писательских организаций и др. (последнее вполне естественно и оправданно особенно в годы тяжелейших испытаний для народа, страны), широкое распространение получили песни, наказы, послания, марши, любовные и сатирические стихи (памфлеты, басни, гротески и т. п.). Ряд из них можно охарактеризовать как самостоятельный жанр (песни, памфлеты, басни и др.), другие представляют собою жанровые разновидности или формы более стабильно представленных жанров.
Если о системных межнациональных взаимосвязях отмеченных жанров и жанровых разновидностей в годы Отечественной в масштабе всего СССР говорить достаточно трудно, то у народов Дагестана этот интересный художественный феномен прослеживается более зримо, что обусловлено и очень тесными взаимосвязями дагестанцев друг с другом (в годы войны связи дагестанцев со многими народами СССР по известным причинам, можно сказать, практически были прерваны), и традиционной общностью или близостью фольклора и литератур народов Дагестана.
Хотя в годы Великой Отечественной войны в литературах практически всех народов СССР наблюдается всплеск интереса к своим героическим художественным традициям как к вдохновляющим на подвиги, на патриотизм факторам, в Дагестане, на наш взгляд, это особенно ощутимо, что, надо полагать, обусловлено более близкими связями дагестанской литературы с фольклором.
Интересно и важно подчеркнуть, что отмеченные выше общесоюзные черты в литературах СССР и проявления определенной дагестанской специфики в целом характерны также для системы образов (2-ая глава) и поэтики (3-я глава), и это вполне естественно, так как и жанры, и образы, и выразительные средства взаимосвязаны, взаимообусловлены, представляют художественные «составляющие» произведения.
Наряду с опорой на общесоюзный опыт в создании героических образов воинов, их матерей, отцов, жен (возлюбленных), величественного образа Родины-Матери, «Малой Родины» и т. д., а также их антиподов, поэты-дагестанцы особенно широко использовали имена своих героев (Шамиль, Хаджимурад, Парту-Патима, Айгази и др.) и их врагов (Надыр-шах, орды других завоевателей), а также положительные и отрицательные фольклорные образы (нарт, волк, сокол, орел, дэв, аждаха и др.).
Надо отметить, что и сами герои Великой Отечественной войны стали символическими — и они использовались при создании образов других героев — это А. Матросов, З. Космодемьянская, К. Гастелло и т. д., причем национальная принадлежность значения не имела.
В области стиха тоже наблюдается как использование народных традиций, так и их совершенствование, причем в плане их по возможности подчинения событиям войны, например, придания одним из них «маршевого», одического звучания, другим, наоборот, элегичности и т. п. Характерно, что у тех горско — дагестанских народов, у которых в традиционной поэзии не было сложившейся конечной рифмы (аварцы, даргинцы и др.), в годы Великой Отечественной войны она стала внедряться более интенсивно, т. е. совершенствование стиха шло и в этом направлении.
Поэзия развивалась, естественно, не изолированно от других видов искусства: целям защиты Родины были подчинены также музыка, театр, живопись и др., и вместе они создавали величественную художественную эпопею героической борьбы народов Дагестана и всего СССР против фашистских захватчиков.
По-настоящему широкое изображение любой войны, тем более такой, как великая Отечественная, ее глубокое освещение, философское осмысление возможны по истечении определенного времени после ее окончания, что мы наблюдаем и в дагестанской литературе.
Отзвуки Великой Отечественной слышны и в печально-таинственном курлыканье гамзатовских журавлей, и при посещении аульских кладбищ, где не все земляки нашли свой последний приют, в частности цадинское: Солдат молодых и седых ветеранов Не дома настигла кромешная тьма. Где ты похоронен, Исхак Биясланов, Где ты, мой товарищ Гаджи-Магома?
Где вы, дорогие погибшие братья? Я знаю, не встретится нам никогда, Но ваших могил не могу отыскать я На кладбище в нашем ауле Цада.
На поле далеком сердца вам пробило, На поле далеком вам руки свело. Цадинское кладбище, как ты могилы, Могилы свои далеко занесло!.1.
Перев. Н. Гребнева).
Отношение к Отечественной войне, к ее героям, к ее урокам, к памяти павших — это категория нравственная, и «это нужно не мертвым — это нужно живым».
1 Гамзатов Р. Книга стихотворений. — М., 1983. — С.38.
Список литературы
- А. Исследования (монографии, брошюры, статьи, тезисы докладов, авторефераты).
- Абуков К.И. На посту. Махачкала, 1969.
- Аджигв A.M. Героико-исторические песни кумыков Махачкала, 1978.
- Акавов З.Н. Диалог времен,-Махачкала, 1996.
- Акбиев С.Х. Подвижники духа, Махачкала, 2000.
- Аликберов З.М., Керимов И.К На фронту и в тылу. Махачкала, 1971
- Асеков И.~К. Культурное наследие и советская поэзия кумыков.-Махачкала., 1972.
- Ахлаков А.А. Героико-исторические песни аварцев.-Махачкала, 19 681. Бабаев A.M. Патриотизм трудящихся Дагестана в годы Великой Отечественной войны.// Ученые записки Дагестанского госуниверситета им. В. И. Ленина. Махачкала, 1961.
- Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии.-Махачкала, 1979.
- Васильеве. Проза про поэзию. Махачкала, 1987.
- Воспевать героическое. М., 1965.
- Гаджиева 3.3. Лирические жанры в советской аварской поэзии. Автореф. Канд. Диссертации. Махачкала, 1975.
- Гаджиева 3.3. Песни борьбы и побед. Махачкала, 1980.
- Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика.Ч.2.- Махачкала, 1989.
- Гамзатов Г. Г. Художественное наследие и современность.-Махачкала. 1982.
- Гамзатов Г. Г. Преодоление. Становление. Обновление.-Махачкала, 1986.
- Гаспаров M.JI. Современный русский стих:Метрика и ритмика.-М., 1974.
- Годы суровых испытаний и народного подвига.//Сб. статей.-Махачкала, 1995.
- Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны. 19 411 945. Очерки истории. Махачкала, 1984.
- История Дагестана. Т. Ill- М., 1968.
- Каймаразов Г. Ш., Керимов И. К., Койстинен Г. С., Мелешко А. Г. Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.Махачкала, 1963.
- КапиеваН.В. Жизнь, прожитая набело. М., 1975.
- Келъбеханов P.M. Тагир Хурюгский (Традиции и новаторство).-Махачкала, 1985.
- Кирдан Б.П. Об общественно-воспитательном значении фронтовой поэзии (1941−1945).// Вопросы народно поэтического творчества.-М., 1960.
- Максаков Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.
- Мунчаев Ш. М Дагестанская партийная организация в годы Великой Отечественной войны.//Вестник МГУ.-М.Д963, Серия IX. История.
- Патриотический и трудовой подвиг трудящихся Дагестана в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.) — Махачкала, 1983.
- Писатели Советского Дагестана. Махачкала, 1984.
- Путерброт А. Дагестанцы в боях за Советскую Родину: По документальным материалам фронтовой печати. Махачкала, 1965.
- Путерброт А. Отважные сыны гор. Махачкала, 1965.
- РощинП.Ф. Александр Твардовский, М., 1965.
- Султанов К. Дагестанская поэзия военных лет.//В кн.: Поэты Дагестана. М., 1944.
- Султанов К.К. Поэты Дагестана. Критико биографические очерки. — Махачкала, 1959.
- Султанов К.К. Поэзии неугасимый свет. Махачкала, 1975.
- Тезисы докладов региональной научной сессии «Народы Северного Кавказа» в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.".- Махачкала, 1985.
- Тезисы докладов научной конференции «Великий подвиг народа», посвященной 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.-Махачкала, 1995.
- Традиционный фольклор народов Дагестана. Махачкала, 1991.
- Хайбуллаев С.М. Советская дагестанская поэзия:Система жанров.-Махачкала, 1996.
- Хайбуллаев С.М. Художественный строй аварской поэзии.-Махачкала, 2000.
- ХалиловХ.М. Лакский песенный фольклор. Махачкала, 2000.
- Шайдаев М.Г. Партия-организатор патриотического движения трудящихся Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.).- Махачкала, 1975.
- Юсупова Ч.С. О современной аварской лирике. Махачкала, 1970.
- Б. Художественные тексты, материалы.
- Абакаров Мухтар Солдатское сердце (Солдатасул рак1).- Махачкала, 1977.
- Абигасанов Н. Рассвет в горах (Муг1рузда рогьел).-Махачкала, 1987.
- Аджиев Анвар. Избранное. Махачкала, 2001.
- Антология аварской поэзии. Махачкала, 2001.
- Антология дагестанской поэзии. Т I, III.- Махачкала, 1980, 1981.
- АтниловД. Верная звезда. М., 1961.
- Вперед, товарищ, вперед! (Алгъа, елдаш, алгъа!).-Махачкала, 1944.
- Гаджиев Загид. Стихи и поэмы (Куч 1 дул ва поэмаби).- Махачкала, 1979.
- Гамзатов Р.Г. Пламенная любовь и жгучая ненависть. (Х1асратаброкьиги, боркьараб ццинги).- Махачкала, 1943.
- Гамзатов Р.Г. Отголоски войны. (Ц1адулал жугьаби).-Махачкала, 1945.
- Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала, 1985.
- ГафуровА. Хорошее слово. М, 1960.
- Героические песни и баллады аварцев. Махачкала, 2003.
- Дагестан в годы Великой Отечественной войны. Воспоминания участников событий. Махачкала, 1962.
- Дагестанцы в шинелях. Махачкала, 1995.
- Залов Г. Моя родина (Дир ват1ан).- Махачкала, 1947
- Капиев Э.М. Избранное. В 2-х томах. Махачкала, 1971.
- Кулиев К. Человек. Птица. Дерево. М., 1985.
- Миф сильнее войны. Махачкала, 1991.
- МитаровМ. Строки жизни. М., 1971.
- Оборванные струны. Махачкала, 1971.
- Островой С. Я в России родился. М., 1956.
- Печать Дагестана. Справочник./ Ред.-сост. А. Арисханова. -Махачкала, 1991.
- Поэты Дагестана. М., 1951.
- Путерброт А. Верю в нашу победу. Махачкала, 1986.
- Путь в 50 лет. (Из истории писательской организации Дагестана).-Махачкала, 1984.
- Сокровищница песен кумыков. (Къумукъланы йир хазнаси).-Махачкала, 1984.
- Сталъский С. Избранное. М., 1986.
- Сулейманов А.В. Моя тропа. Махачкала, 1974.
- Сулиманов М. Вечные песни. (Абадиял куч 1 дул).-Махачкала, 1947.
- Сурков А. Смелого пуля боится. Стихи и песни.- М., 1964.
- Твардовский А. Стихотворения. Поэмы. М., 1971.
- Утренняя звезда. (Танг чолпан).- Махачкала, 1984.
- Фронтовые треугольники. Сб. Махачкала, 1987.
- Ханмурзаев Н. Избранное. Махачкала, 1993. (на кумык, яз.).
- Хаппалаев Ю. Горячее сердце друга. Махачкала, 1950.
- Хачалов A.M. От имени мертвых. (Хваразул ц1аралдасан).1. Махачкала, 1969.
- Цадаса Г. За Родину! (Ват1аналъе г1оло!).- Махачкала, 1943.
- Цадаса Г. Шамиль. Махачкала, 1943.
- Цадаса Г. К мести! (Къиссас босе!).- Махачкала, 1944.
- Цадаса Г. Избранное. Махачкала, 1947.
- Цадаса Г. Произведения, в 2-х томах (Асарал. К 1иго томалдаругел асарал). Махачкала, т.1 — 1947, т. П — 1948).
- Эпические песни даргинцев. Махачкала, 2004.