Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления инновационным потенциалом организации: на примере индустрии туризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Спецификой формирования рынка информационных продуктов и услуг является общая неразвитость институциональной среды и инфраструктуры национальной инновационной системы, обуславливающие отсутствие у субъектов экономики стимула к инновациям, в том числе к всестороннему внедрению инновационных информационных технологий, изменению форм и методов управления, выходу на качественно новый уровень… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Общая характеристика инновационной экономики
      • 1. 1. 1. Инновация как экономическая категория
      • 1. 1. 2. Структура инновационного процесса
    • 1. 2. Сущность инновационной политики и её состояние в современной России
      • 1. 2. 1. Инновационная политика как объект экономического анализа
      • 1. 2. 2. Национальная инновационная система России
  • ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ
    • 2. 1. Основные направления формирования инновационной экономики в России
    • 2. 2. Инвестиции в инновационном процессе
      • 2. 2. 1. Источники инвестирования инноваций
      • 2. 2. 2. Механизмы инвестирования малого инновационного предпринимательства
    • 2. 3. Оценка эффективности инноваций
  • ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
    • 3. 1. Информационные технологии как фактор повышения эффективности индустрии туризма
      • 3. 1. 1. Формирование рынка туризма и его воздействие на национальную экономику
      • 3. 1. 2. Роль информации и инновационных информационных систем в сфере туризма
      • 3. 1. 3. Автоматизированные информационные технологии в управлении туристическим бизнесом
      • 3. 1. 4. Внедрение электронного бизнеса в индустрии туризма
    • 3. 2. Управление социально-культурным инновационным потенциалом на основе применения информационных технологий
      • 3. 2. 1. Алгоритм построения модели управления социально-культурным инновационным потенциалом (на примере Северо-Западного Федерального Округа)
      • 3. 2. 2. «Интернет-справочник по туризму Северо-Западного региона» как инструмент управления социально-культурным инновационным потенциалом региона

Совершенствование управления инновационным потенциалом организации: на примере индустрии туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность современного этапа развития экономических отношений определяется превращением информации в решающий фактор экономического развития, при интенсивном формировании рынка информационных продуктов и услуг наравне с рынками ресурсов, труда и капитала.

Актуальность выбранной темы исследования объясняется динамикой и направленностью трансформационных процессов в экономике России, развитием новых экономических отношений и переходом страны на инновационный путь развития.

Спецификой формирования рынка информационных продуктов и услуг является общая неразвитость институциональной среды и инфраструктуры национальной инновационной системы, обуславливающие отсутствие у субъектов экономики стимула к инновациям, в том числе к всестороннему внедрению инновационных информационных технологий, изменению форм и методов управления, выходу на качественно новый уровень эффективности. Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны. Формирование национальной инновационной системы предполагает создание благоприятной экономической и правовой среды, построение инновационной инфраструктуры, совершенствование механизмов государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок. На наш взгляд национальная инновационная система предстаёт как объективно складывающаяся совокупность социально-экономических отношений, связанных с генерированием, распространением и использованием технологических и социальных нововведений, определяющих переход страны на траекторию устойчивого социально-экономического развития. Она должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Таким образом, проведение научных исследований в области развития рынка инновационных информационных продуктов и его влияния на развитие общества является актуальной задачей современного этапа развития. Инновационные телекоммуникационные технологии как базовая отрасль новой экономики позволяют получить принципиально иную структуру экономического роста, выражающуюся в ослаблении зависимости экономики России от сырьевых отраслей и усилением сектора высокотехнологичных услуг. Атрибутом инновационной экономики является электронная среда для экономической деятельности как результат развития глобальных информационных и коммуникационных технологий, а также новых компаний, действующих в сети Интернет. Их появление потребовало переосмысления многих фундаментальных идей формирования стратегии Интернет-компаний, поскольку электронная среда открывает, с одной стороны, новые экономические возможности для предпринимательства, а с другой — привносит новые риски, существенно повышая общий уровень риска для любой организации.

Роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и последующем рыночном освоении нововведений, государство же содействует производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера, а также созданию инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. В условиях рыночной экономики основные риски ложатся на субъектов инновационной деятельности, в то же время для них высоки мотивационные стимулы, которые дают толчок к развитию малого инновационного предпринимательства, оказывающего существенное влияние на инновационные процессы.

В условиях радикальных социально-экономических преобразований актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью поиска путей совершенствования имеющихся методов, а также применением новых методов в управлении инновационным потенциалом страны с использованием инновационных информационных технологий, способных обеспечить повышение социально-экономической эффективности экономики страны в целом.

Интенсивное развитие и внедрение в экономику информационно-коммуникационных технологий, позволяющих оптимизировать деятельность предприятий по трём важнейшим параметрам — времени, производительности, прибыли — являются стратегическим вектором в становлении инновационной экономики страны. Общемировые трансформации не обошли стороной и туристский бизнес. Его функционирование сейчас практически невозможно без всестороннего использования современных технологий управления. Необходимость поиска путей совершенствования современного эффективного управления туристическим бизнесом также обуславливает актуальность исследований, проведённых в данной работе.

Степень разработанности проблемы.

Теоретические и методологические аспекты исследования формировались на основе изучения, анализа, переосмысления теоретических, методологических разработок отечественных и зарубежных учёных и практиков по проблемам трансформации экономических систем, социально-экономического развития России и новых направлений инновационной деятельности экономики России.

Диссертантом выявлены восемь основных направлений исследований отечественных авторов, связанных с управлением инновационной деятельностью и инновационным потенциалом страны.

В работах Ф. Ф. Бездудного, ГЛ. Смирновой, Ю. В. Яковца, C.B. Валдайцева, М. М Шабанова, Д. Д. Соколова, А. Б. Титова, В. Н. Архангельского, Е. М. Коростышевской, Б. М. Смирнова, Л. Э. Миндели, А. И. Николаева, Б. К. Лисина, А. Н. Фоломьева и др. рассматриваются основы инновационной политики, её сущность и содержание.

Н.В. Бекетов, Е. Н, Наумов, В. Г. Цогоев, В. В. Иванова, И. Г. Дежина и др. исследуют организационно-экономические и правовые основы инновационной политики.

А.Н. Авдулов, В. А. Фёдорович, В. П. Заварухин, A.M. Кулькин и др. анализируют мировой опыт формирования и осуществления инновационной политики.

Механизм реализации инновационной политики исследуется К. И. Плетнёвым, Р. Т. Некрасовым, Д. И. Кокуриным, В. Т. Буглаевым, Г. М. Гвичия и др.

Проблемы региональной инновационной политики затрагиваются многими авторами, например Н. В. Бекетовым, А. Ф. Наумовым. Крупными исследовательскими центрами являются Институт проблем региональной экономики РАН, его Уральское отделение в Екатеринбурге и Кольский научный центр.

Ю.В. Яковец, В. П. Ващенко, В. П. Проха, В. И. Фадеева, И. В. Сычёва, А. Г. Свинаренко и др. анализируют инновационное программирование.

Оценка эффективности системы инновационного управления нашла отражение в работах C.B. Валдайцева, Э. И. Крылова, В. Н. Самочкина.

Вопросы организации и использования информационных ресурсов в инновационной деятельности рассматриваются В.Н. В. Я. Цветковым, А. Ф. Рогачёвым, И. В. Скопиной, И. Рахматуллиным и др. Как демонстрирует зарубежный опыт, наибольших успехов в формировании инновационного государства достигли те страны, которые соединили национальные экономические и социокультурные традиции с использованием передовых производственных и социальных технологий.

В последние годы возрастает внимание к исследованию особенностей формирования рынка услуг и, в частности, туристского рынка, к поиску новых направлений его развития и механизма регулирования. Наибольший интерес в этой области представляют работы В. И. Азара, И. Т. Балабанова, М. Б. Биржакова, В. Г. Гуляева, В. М. Козырева, М. Э. Немоляевой, М.А. и Н. С. Морозовых, Г. А. Папиряна, Л. Ю. Проурзина, Т. П. Розановой, В. Б. Сапруновой, В. С. Сенина, А. И. Сесёлкина, В. В. Храбовченко, а также труды таких зарубежных исследователей, как Дж. Боуэн, С. Смит, М. Беннет, Д. Девидсон, П. Гембл, Р. Майер, А. Пул, П. Шелдон и др.

Актуальность и недостаточная степень разработанности проблем использования информационных технологий в управлении инновационным потенциалом, в особенности в Российской Федерации, настоятельно требуют, чтобы они стали объектом специального научного исследования, в котором теоретические аспекты сочетались бы с практическими и были бы направлены на совершенствование технологий управления и их эффективное применение в туристской индустрии.

Объектом исследования выступает инновационная деятельность организаций индустрии туризма.

Предметом исследования являются теоретические и методические вопросы управления инновациями.

Целью диссертационного исследования является разработка основных критериев управления инновационным потенциалом и оценки социально-экономической эффективности инноваций.

Достижение поставленных целей реализуется путём решения ряда теоретических и практических задач:

— классифицировать основные подходы к исследованию понятия «инновации» и сформулировать агрегированное определение, позволяющее отразить его наиболее важные, сущностные характеристики и признаки;

— определить основные направления и приоритеты экономической политики по формированию инновационной экономики в России;

— обосновать необходимость создания инфраструктуры, поддерживающей инновационную деятельность и определить направления её формирования;

— раскрыть перспективные формы инвестирования инновационной деятельности;

— разработать организационно-экономический механизм инвестирования инновационной деятельности;

— провести оценку современного состояния информационного обеспечения в отрасли туризм, исследовать воздействие процесса информатизации, распространения сети Интернет на функционирование туристского бизнеса, раскрыть направления и формы использования информации в деятельности турфирм;

— разработать основы формирования стратегии управления социально-культурным инновационным потенциалом с помощью совершенствования методов управления туристическим бизнесом;

— сформулировать критерии и показатели социальной эффективности инноваций в индустрии туризма.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют научные положения и выводы, основанные на изучении трудов отечественных и зарубежных учёных по проблемам управления инновационной деятельностью.

В качестве информационной базы использовались статистические данные и материалы Международного бюро социального туризма, Всемирной Туристической Организации, Государственного Комитета РФ по статистике, а также материалы социологических исследований.

Диссертационное исследование базируется на основе методов системного и логического анализа, синтеза управленческих решений, методов сравнения и классификации, экспертных оценок и прогнозов.

К числу результатов, определяющих научную новизну диссертационного исследования, относятся разработка и формулирование основных критериев управления инновационным потенциалом и оценки социально-экономической эффективности инноваций.

На защиту выносятся следующие, наиболее существенные результаты исследования автора, составляющие его научную новизну:

— уточнено понятие «инновации» как экономической категории через призму социально-экономических изменений и, используя в качестве инструмента процессный подход, сформулировано авторское определение;

— предложена блок-схема механизма инвестиционной поддержки малых инновационных предприятий с помощью Государственных региональных фондов развития и инструмента секьюритизации активов для активизации туристского потенциала как элемента социально-культурного инновационного потенциала, в частности, СЗФО;

— классифицированы показатели стратегической эффективности инновационной деятельности и выделены показатели социально-экономической эффективности инноваций в индустрии туризма, характеризующие степень удовлетворения спроса и потребностей в динамике, и предложен показатель роста заработной платы работников, связанный с внедрением инновационных технологий в совокупности с повышением качества обслуживания потребителей;

— предложено оценивать социальную эффективность инноваций в индустрии туризма как меру соответствия инновационных проектов интересам различных социальных групп;

— уточнены и систематизированы причинно-следственные связи туристической фирмы как социально-экономической системы, на основе которых обосновано значение использования электронного бизнеса в индустрии туризма, как экономическое, так и социально-культурное для общества и для экономики страны в целом;

— разработан механизм поэтапного построения модели управления социально-культурным потенциалом СЗФО для активизации туристского потенциала региона;

— предложен проект «Интернет-справочник по туризму СевероЗападного региона» как инструмент управления социально-культурным инновационным потенциалом региона, реализующий конкретную геоинформационную систему сопровождения культурного туризма СЗФО, а также инструменты оценки эффективности внедрения виртуального маршрута в Интернет-справочнике, основанные на методах социологического опроса;

— предложен показатель инновационности проекта для расчёта социальной эффективности инновационного проекта применительно к индустрии туризма.

Практическая значимость работы заключается в прикладном характере научных положений и выводов диссертации, направленных на разработку и формулирование основных критериев оценки социально-экономической эффективности инноваций. Применение разработанных показателей позволит предприятиям индустрии сервиса повысить степень научной обоснованности принимаемых управленческих решений в сфере использования современных информационных технологий в управлении инновационным потенциалом. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в разработке учебных курсов «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Экономика предприятия», «Предприятия индустрии сервиса».

Апробация работы. Теоретические, методические и практические результаты, полученные в ходе исследования, излагались автором в докладах и сообщениях на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях и семинарах. Основные идеи работы изложены в одиннадцати публикациях.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

.

Проведенное исследование дало следующие результаты: 1. Инновации выступают универсальным инструментом удовлетворения общественных потребностей и приносят конкурентные преимущества их обладателям, их сущность заключается в целенаправленном изменении, направленном на удовлетворение потребностей как общества, так и экономики. Эффективность инновации — проявление социально-экономической формы результативности. Экономический прогресс составляет основу социального развития, и экономическую систему можно представить как социально-хозяйственный механизм организации экономики, в котором инновация представляет собой процесс целенаправленных изменений, осуществляемых инвестиционной и творческой деятельностью, ориентированных на удовлетворение конкретных общественных потребностей и повышение эффективности различных сфер жизни и деятельности человека. Новшество является реализованным на рынке результатом деятельности по созданию нового продукта или новой технологии — результатом инновационного процесса. Новшество выступает в качестве объекта социально-экономических отношений в форме общественного или частного блага, и, для современной экономики характерно наличие рынка конкурирующих нововведений, будущих инноваций. Подводя итог, диссертант считает инновации, безусловно процессом, обеспечивающим техническое, производственное и управленческое совершенствование, снижающим стоимость производства товара или услуги, но для того, чтобы этот процесс активизировался необходимо отметить взаимосвязь с социальными инновациями, выраженными в виде обучения и воспитания, форм организации труда, изменений внутриколлективных отношений, новых организационных структур и т. д.

2. Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники и технологий, который начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний, выявление наиболее существенных закономерностей и раскрытие новых связей между явлениями. Основными стадиями инновационного процесса являются: фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, опытно-конструкторские и экспериментальные разработки, техническая подготовка производства, производство, продвижение инновационного продукта на рынок. Доведение продукции до потребителя включает в себя четыре следующих составляющих: маркетинговые исследования рынков сбыта, рекламу продукции, сбыт продукции и, завершающий, диффузию инноваций. Маркетинговая деятельность должна начинаться сразу после появления новой идеи — новой научной разработки, для формирования облика будущего проекта в виде анализа возможностей производства продукции, позиционирования новшества на рынке, оценки существующего спроса или прогнозирования динамики будущего спроса, ёмкости и ценовой эластичности этого спроса. Автором предложено рассматривать диффузные процессы в инновационной деятельности на межотраслевом уровне, что будет способствовать привлечению инвестиций в инновационные проекты, в том числе в социальной сфере и сфере услуг.

3. На основании проведённого исследования автором были выделены три подхода к инновационной политике, отражающиеся в отечественной литературе и выдвинуто предположение, что только при системном использовании всех трёх подходов одновременно формирование и реализация инновационной политики будут максимально эффективны. В структурном подходе инновационная политика рассматривается через цели, задачи, направления, принципы — всю совокупность её элементовв политико-экономическом — раскрывается через систему экономических отношений между участниками инновационных процессова в регулирующем — отождествляется с государственными мероприятиями, продвигающими новую или усовершенствованную продукцию на рынок.

4. Диссертантом выделен ряд недостатков в принятых на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих хозяйственный оборот научно-технической деятельности и вопросы интеллектуальной собственности, которые ведут к сокращению инвестиций в инновационные проекты. Целями совершенствования законодательства для из преодоления являются: обеспечение введения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот, стимулирование внедрения в производство новых технологий, определение правового статуса отдельных участников инновационного процесса (субъектов малого инновационного бизнеса, государственных научных центров и др.), создание правовых условий для развития научно-технической и инновационной деятельности путем уточнения полномочий субъектов Российской Федерации. Предложены изменения в сфере налогового регулирования инновационной деятельности в части Налогового кодекса РФ, предусматривающие ввод льгот по уплате налога на прибыль, имущество, НДС для организаций, занимающихся освоением новой техники, а также применения упрощённой системы налогообложения для малых инновационных предприятий, в целях повышения эффективности управления инновационными процессами.

5. Государственное управление НИС должно способствовать достижению национальных приоритетов, таких как повышение качества жизни населениядостижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.

Разработанная автором схема причинно-следственных связей национальной инновационной системы дополнена взаимосвязями, которые существуют между агентами инновационного рынка, образующими конкурентную среду. Данная схема отражает значимость и взаимосвязанность инновационных факторов и факторов распределения инвестиционных ресурсов для экономического роста страны.

6. Внедрение инноваций в хозяйственную жизнь требует инвестиционной активности, то есть вложения финансовых средств в их разработку и освоение. Анализ системы инвестирования науки и инноваций в России выявил, что решение проблем внедрения новшеств перенесены на уровень инновационного предприятия, которое решает задачи привлечения капитала на более выгодных для предприятия условиях, разработки и реализации политики оптимального использования собственных и заёмных средств. Автором подчёркивается, что государственные и частные фонды, банковские системы, системы поддержки малого инновационного бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки) должны быть основными инвесторами инновационных проектов, при этом оказывая финансовую, юридическую, организационную и инструментальную поддержку. Проведённое исследование показало, что государственное участие в создании благоприятного инновационного климата может заключаться как в прямом инвестировании различных объектов и инициатив, так и в косвенных мерах регулирования. Предложена блок-схема механизма инвестиционной поддержки малых инновационных предприятий с помощью Государственных региональных фондов развития и инструмента секьюритизации активов для активизации туристского потенциала как элемента социально-культурного инновационного потенциала страны в целом и отдельных регионов. Предлагаемый диссертантом механизм, разработан на основе проекта поддержки малых инновационных предприятий с помощью государственных региональных фондов соинвестирования, блок-схема которого представлена на рисунке 2.6.

Механизм требует участия государства как гаранта либо страхователя и создания Федерального компенсационного фонда за счёт средств Инвестиционного фонда РФ, созданного из средств Стабилизационного фонда РФ. Для данного механизма привлечения инвестиционных ресурсов необходима единая структура, которая оказывала бы содействие малым инновационным предприятиям и владельцам финансовых ресурсов в поисках друг друга, и преодолевала неосведомлённость руководителей предприятий о существующих формах и условиях привлечения данных ресурсов.

7. Для оценки эффективности управленческих решений касающихся инновационных проектов зарубежные экономисты применяют два методацелевой и затратный. Критерий успешности достижения целей нередко воспринимается многими экономистами как нарушение теории эффективности организационной деятельности, согласно которой эффективность должна измеряться лишь отношением результата (выхода) системы к примененным или затраченным ресурсам (входу), то есть модели построения системы «вход — чёрный ящик — выход». Стратегическая эффективность включает в себя показатели, отражающие состояние спроса в виде потенциально возможных темпов его роста, характеризующие динамику экономических целей организации (темпы роста доли рынка, прибыли, рентабельности и др.) и динамику групповых целей (рост дивидендов, заработной платы, числа рабочих мест). Автором в ходе исследования классифицированы показатели эффективности инновационной деятельности, в соответствии с системным комплексным подходом, то есть наравне с анализом финансовой, производственной, коммерческой, научно-технической эффективности инновационного развития предприятия или нации в целом, должны анализироваться маркетинговые, социальные, экологические и культурные аспекты данного процесса.

8. Существуют определённые положительные тенденции в развитии страны по инновационному сценарию, не смотря на то, что целостная инновационная система России пока находится на начальной стадии своего развития. Негативной стороной перехода России на инновационный путь развития является принцип отбора для финансирования приоритетных направлений развития науки и техники (см. приложение № 1), среди которых отсутствует такая отрасль народного хозяйства как туризм, являющаяся источником валютных поступлений, обеспечения занятости населения, активизирующая национальное развитие в целом, являющаяся одной трёх ведущих экспортных отраслей мирового хозяйства. Вследствие чего, автором предложено включить индустрию туризма в список приоритетных отраслей народного хозяйства.

9. В настоящее время система показателей эффективности инноваций основана на производственном процессе, то есть на эффективном производстве больших объёмов продукции, сочетая развитие новых продуктов и технологий, обеспечивающих конкурентное преимущество. Первой составляющей эффективности инноваций, безусловно, является рост прибыли предприятия, то есть окупаемость с большой прибылью, и прирост национального дохода экономики в целом. Применяя ресурсосберегающие технологии и повышая факторную производительность, инновации обеспечивают рост прибыли, тем самым, вызывая рост заработной платы работников, что в свою очередь выступает для них стимулом для дальнейшего повышения производительности труда. Эффективность инновационного процесса определяется естественными законами экономики и социальными явлениями. Количественные и качественные характеристики оценки социального эффекта инноваций до настоящего момента ещё недостаточно исследованы. Диссертантом выделены показатели социально-экономической эффективности инноваций в индустрии туризма, характеризующие степень удовлетворения спроса и потребностей в динамике, и предложен показатель роста заработной платы работников, связанный с внедрением инновационных технологий в совокупности с повышением качества обслуживания потребителей.

10.Автором предлагается оценивать социальную эффективность в индустрии туризма (одной из приоритетных отраслей мирового хозяйства) как меру соответствия инновационных проектов интересам различных социальных групп и дальнейшего стимулирования изменений в представлениях общества и общественном поведении, выраженную в поддержке инновационного проекта населением. В этой связи важными аспектами являются демографические и социальные показатели населения, своевременность и приемлемость инновации обществом с точки зрения местной культуры.

11.Автором выявлены причинно-следственные связи туристической фирмы как социально-экономической системы, на основе которых обосновано значение использования электронного бизнеса в индустрии туризма, как экономическое, так и социально-культурное для общества и экономики страны в целом, что реализуется в интерактивной туристической фирмеэлементе социально-экономической системы. Электронный бизнес, делающий возможным взаимодействие в реальном времени, рассматривается автором как новое доминирующее оружие в конкурентной борьбе.

12. Экономическое развитие страны зависит от системной интеграции инновационной инфраструктуры, формирующей национальную инновационную систему и создания системы управления инновационным потенциалом. Диссертантом выявлено направление, практически на исследованное, но требующее детальной разработки — управление социально-культурным инновационным потенциалом страны. Опираясь на сформированное определение понятия «инновация», автор определил социально-культурный инновационный потенциал как совокупность рекреационных, культурных, информационных и туристских ресурсов, которая под воздействием инвестиционной деятельности и творческой активности, приводит к повышению уровня социально-экономического развития страны и культуры нации в целом. Выявлены экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на приоритеты развития социально-культурного потенциала экономики страны и отдельных регионов.

13. Значительный экономический и научно-технический потенциал СевероЗападного экономического района, высокий уровень развития в нём высшего образования и сферы подготовки высококвалифицированных кадров, размещение в нём второго по значимости исторического и культурного центра страны определяют стратегическую роль региона в национальной экономике. Так как в своём исследовании автор подчёркивает важность туризма как отрасли народного хозяйства и туристского потенциала СЗФО, в особенности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то разработки диссертанта по эффективному управлению инновационным потенциалом страны относятся именно к индустрии туризма в данном регионе. Автором разработан механизм поэтапного построения модели управления социально-культурным потенциалом СЗФО для активизации туристского потенциала региона, и предложен проект «Интернет-справочник по туризму СевероЗападного региона» в качестве инструмента управления социально-культурным инновационным потенциалом региона, реализующий конкретную геоинформационную систему сопровождения культурного туризма СЗФО. Предложенная диссертантом модель управления инновационным потенциалом обеспечивает уточнение стратегии и приоритетов развития социально-культурного инновационного потенциала региона, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, при сохранении и развитии имеющегося технологического и научного потенциала СЗФО. Модель основана на требованиях потребителей новогоинновационного — подхода к формированию туристского продукта, направленного на минимизацию времени, затраченного потребителем на получение информации о туристской услуге и её покупку, в совокупности с интенсивным ростом качества туристического продукта.

14.Автором разработана схема причинно-следственных связей, иллюстрирующая взаимосвязь электронной туристической фирмы с реальным и виртуальным миром, а также отражающая необходимость смещения акцента в сторону организации культурного туризма в областные объекты туризма, для развития туризма в регионе в целом, увеличения туристического потенциала музеев и организаций культуры СевероЗападного региона, привлечения в регион финансовых средств.

15.Автором предложены инструменты оценки эффективности внедрения виртуального маршрута в Интернет-справочнике, основанные на методах социологического опроса в разделе «голосование», который включает в себя весь спектр средств Интернет-анализа, предоставляемых маршрутов, включая постоянно расширяющийся набор схем голосований и модули анализа статистики доступа посетителей сайта. Раздел «голосование» также используется для вовлечения потенциальных посетителей к интерактивному участию в доработке маршрутов, обеспечивает три компонента управления эффективностью данного проекта: оценку маршрутов или их составляющих, анализ статистики доступа к маршрутам посетителей сайта, и оценку количества сэкономленного посетителями времени.

16. Автором предложен инструмент удовлетворения индивидуальных потребностей потребителей туристского продукта на основе интерактивного метода построения маршрутов — модуля «конструктора маршрутов». Разработчик маршрута после размещения маршрута на сайте может использовать весь комплекс услуг сайта, включая оценку маршрута в разделе «голосование». При оценке эффективности данного управленческого решения для повышения социально-культурного инновационного потенциала диссертантом предложен показатель инновационности проекта применительно к индустрии туризма и расчёта социальной эффективности, свидетельствующий о росте сэкономленного свободного времени, выраженном в процентах. В работе подчёркивается, что на сегодняшний момент в России наблюдается значительное превосходство рабочего времени над располагаемым работником свободным, нужным для восстановления сил, для обеспечения его производительности труда на должном уровне. В данном аспекте, вводимый диссертантом, показатель социальной эффективности проекта может служить важным критерием социальноэкономических изменений в целом по экономике, а не только в области туризма, при применении инновационных технологий управления инновационным потенциалом страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ФЗ РФ № 39 «Об инвестиционной деятельностиот в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»" от 25.02.1999, СПС КонсультантПлюс. ,
  2. ФЗ РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 09.07.1999, СПС КонсультантПлюс.
  3. ФЗ «Об основах туристкой деятельности» от 10.01.2003., СПС КонсультантПлюс.
  4. Президент РФ В. В. Путин. Послание ФС от 16.05.03. «Аргументы и факты», № 21,2003.5. «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» от 30 марта 2002. Пр-576.
  5. Р. Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века. М.: Владос. 1994.
  6. В.И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка. М.: Ин-т междунар. Туризма, 1998.
  7. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Под ред. Титоренко Г. А. -М.: ЮНИТИ, 1998.
  8. Акишин В. Н. Основы туристского маркетинга. М.: ЦРИБ «Турист», 1990.
  9. И.Т. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.
  10. И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2001.
  11. Ф.Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия «инновация» и его классификация // Инновации, 1998.13
Заполнить форму текущей работой