Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проектно-ориентированное управление персоналом учреждения сферы образовательных услуг: На примере учреждения высшего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе обоснованы условия воспроизводства проектно-ориентированных команд в учреждениях сферы образовательных услуг. Необходимо формирование системы управления знаниями (интеллектуальными активами) учреждения сферы образовательных услуг {Knowledge Management), включающей организацию активного внешнего поиска знаний, необходимых для реализации проектов (интернет-серфинг, специальные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Управление персоналом образовательного учреждения
    • 1. Персонал образовательного учреждения: понятие и общая характеристика
    • 2. Теория и практика управления персоналом в России и за рубежом
    • 3. Совершенствование структуры персонала образовательного учреждения при проектно-ориентированном управлении
  • Глава II. Методика формирования проектно-ориентированной команды образовательного учреждения
    • 1. Команда: основные понятия и содержание
    • 2. Формальная и неформальная структура образовательного учреждения
    • 3. Подбор и формирование проектно-ориентированной команды в образовательном учреждении
  • Глава III. Развитие управленческой команды в образовательном учреждении
    • 1. Организация работы проектно-ориентированной команды
    • 2. Мотивация и стимулирование
    • 3. Эффективность работы команды проекта

Проектно-ориентированное управление персоналом учреждения сферы образовательных услуг: На примере учреждения высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последнее десятилетие ознаменовалось для России бурными переменами в экономической жизни. Современные условия определяют ориентацию образовательных учреждений на интенсивные методы работы, поиск оптимальных систем управления, и в том числе систем управления персоналом, направленных на активизацию личностного потенциала вуза.

Становление и развитие рыночных отношений в России предъявляет новые, более высокие требования к национальной системе образования, вызывает непрерывность ее обновления, приводит к становлению образовательных отношений, основанных на инициативной деятельности образовательных организаций по диверсификации процесса реализации образовательных услуг, — образовательному предпринимательству.

При этом особого внимания требует вопрос о соотношении индивидуальных и коллективных форм организации управленческой деятельности образовательного учреждения. С одной стороны, фигуры руководителей выступают во всем богатстве индивидуалистических ценностей, с другой — современная сфера образовательных услуг и управление ею, невозможны без группы единомышленников. Формирование таких групп управленческого персонала — носителей творческих преобразований и нестандартного мышления требует переосмысления всей кадровой политики образовательного учреждения и построения действенной системы управления персоналом.

Мировое сообщество находится на инновационной стадии развития. Успех образовательного учреждения, его жизнеспособность определяется тем, насколько быстро оно будет реагировать на постоянно меняющиеся условия хозяйствования и требования внешней среды. То есть современный этап развития общественно-экономических отношений предопределяет стратегию постоянных изменений и нововведений в учреждениях образовательной сферы.

Динамичное развитие экономики, рост конкуренции на рынке образовательных услуг, информатизация и глобализация образования, Болонский процесс, сокращение неквалифицированного и 9 малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации работников, росте их профессиональной мобильности, — под влиянием этих факторов переносятся акценты с технических факторов развития учреждения сферы образовательных услуг на сложный и субъективный ресурс — персонал, творческий потенциал человека и условия его оптимальной реализации.

Это определяет внимание к эффективным системам управления персоналом как основе формирования проектно-ориентированных команд.

Вопросы проектного управления достаточно широко изложены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Арчибальда Р. Д., Воропаева В. И., Мазура И. И., Разу M. JL, X. Рекше, Товса A.C., Шапиро В. Д. В работах этих исследователей дается всесторонний анализ содержания и методов проектного управления как системы специально ориентированных управленческих технологий. Следовательно, современное учреждение сферы образования должно выработать действенные рычаги и механизмы управления, обеспечивающие, с одной стороны, его устойчивость, с другойспособность к изменениям, а также, соответственно, определить тех, кто будет использовать эти механизмы, — т. е. определить субъект инновационных изменений. По мнению автора, субъектом управления изменениями в образовательном учреждении и любой другой организации выступает новая формация — команда управления или управленческая команда. Все это определяет повышенное внимание к персоналу образовательного учреждения, как основе формирования управленческой команды.

Теоретические и практические вопросы, связанные с управлением персоналом, в том числе с оценкой качеств управленческого персонала, организацией и стимулированием его труда, стилем работы руководителей и специалистов отражены в работах Аширова Д. А., Кибанова А. Я., Мильнера Б. З., Грачева М. В., Исаенко А. Н., Пронникова В. А., Ладанова И. Д., Тарасова В. К., Филиппова A.B. и др. Проблемы корпоративной культуры широко освещены в трудах Р. Дерека, Дж. Маршалла, Крассовского Ю. Д., Дж. Олдхэма, Д. Смита и других. В работе также использовались классические труды по менеджменту таких авторов, как И. Ансофф, Ч. Аджирис, А. Вайсман, П. Вейл, П. Драккер, Дж. Лорш, П. Лоуренс, Г. Минцберг, В. Оучи, Х. Саймон, Ф. Тейлор, А.Файоль.

В связи с этим тема диссертационного исследования представляется достаточно важной и актуальной.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили изложенные в трудах российских и зарубежных ученых — А. Р. Алавердова, Р. Д. Арчибальда, А. Атоса, Ф. Ф. Аунапу, Д. А. Аширова, И. В. Бизюковой, Д. М. Гвишиани, Ф. Герцберга, В. И. Воропаева, Г. Джекобса, П. Драккера, В. А. Дятлова, А. Я. Кибанова, А. И. Кочетковой, Ю. Д. Красовского, А. Н. Курицина, И. Д. Ладанова, М. А. Лукашенко, Д. Мак-Грегора, Л. И. Меньшикова, Б. З. Мильнера, Ю. Г. Одегова, У. Оучи, Р. Паскаля, Т. Питтерса, М. Л. Разу, Т. Санталайнена, Ф. Тейлора, Р. Уотермена, А. Файоля, Р. Форда, Р. Фостера, A.B. Филиппова, Ф. Хармена, В. Д. Шапиро, Ю. В. Шмариона, Дж. Шумпетера, Ю. В. Якутина и многих других — методология управления проектами и программами, теория общего менеджмента и управления персоналом, работы по управлению образовательными учреждениями, а также законодательные и нормативные документы Российской Федерации об образовательных учреждениях. Методология исследования базируется на применении следующих методов научного познания: система методологии управления проектами и программами, методы организационного проектирования, сравнительный анализ, метод экспертных оценок.

Исходя из выдвинутых указанными учеными теорий и научных положений, в предлагаемой диссертационной работе предпринята попытка исследования проблем формирования и деятельности проектно-ориентированной управленческой команды учреждениях сферы образовательных услуг. В данной постановке вопросы реализации технологий проектного управления в образовательном учреждении пока рассмотрены недостаточно полно. Продолжает оставаться широкое поле для комплексных исследований научно-теоретического и прикладного значения.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретической разработке методики формирования проектно-ориентированной организационной структуры управления персоналом учреждения сферы образовательных услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть и обобщить особенности проектно-ориентированного управления персоналом учреждений сферы образовательных услуг;

— обосновать направления совершенствования организационной структуры образовательного учреждения, необходимые для перехода к проектно-ориентированному управлению персоналом;

— исследовать деятельность управленческих команд образовательного учреждения, ориентированных на консолидацию интересов вуза и персонала как субъекта управления;

— определить основные признаки дееспособной управленческой команды учреждения сферы образовательных услуг;

— разработать методические рекомендации по формированию и развитию управленческой команды в образовательном учреждении;

— обосновать подходы к разработке системы мотивации и стимулирования деятельности управленческой команды образовательного учреждения.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методики управления персоналом проектов в учреждениях сферы образовательных услуг, в создании и обосновании методики формирования проектно-ориентированной структуры управления персоналом учреждения сферы образовательных услуг.

Наиболее существенные научные результаты, выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Раскрыта сущность проектно-ориентированного управления персоналом учреждения сферы образовательных услуг.

Объектом управления персоналом при проектно-ориентированном управлении учреждением сферы образовательных услуг является команда проекта — целостная группа работников вуза, формируемая для выполнения работы, содержание которой вынесено за рамки функций подразделений и профессионально-должностных обязанностей персонала.

Доказано, что реализация специальных образовательных проектов (например, непрерывное образование, Е-1еагшп§), требующая интеграции профессиональных компетенций специалистов различных профилей, диктует необходимость формирования проектно-ориентированных команд в структуре образовательного учреждения. В вузах, где реализация таких проектов имеет определяющее значение, формирование структуры управления основывается на проектно-ориентированном подходе. Целостность команды обусловливается целостностью реализуемых проектов.

2. Обоснованы направления формирования структуры проектно-ориентированных управленческих команд учреждения сферы образовательных услуг.

Доказано, что организационная структура проектной команды образовательного учреждения формируется по целевому принципу профессиональных компетенций, необходимых для реализации проекта, и состоит из трех уровней:

— руководство проекта — представители высшего и среднего звена управления вуза (президент, ректор, проректор, руководитель факультета (института)) — функционально-содержательный — специалисты структурных (процессных) и функциональных (ресурсных) подразделений вуза и эксперты, включая потребителей образовательных услуг, работодателей, представителей органов государственного регулирования и надзора;

— операционный — технический персонал, привлекаемый для выполнения в проекте вспомогательных и сопроводительных функций (делопроизводство, ассистирование).

3. Выявлены условия эффективного функционирования проектно-ориентированной команды в учреждениях сферы образовательных услуг:

— единство функциональной и проектной структуры вуза для обеспечения целостности функционирования учебного заведения, повышения эффективности коммуникаций между командами проектов и подразделениями вуза;

— создание благоприятного климата и организационной культуры проекта, способствующих максимальной самореализации, развитию самостоятельности, творческого и интеллектуального потенциала каждого члена команды в процессе реализации проекта;

— создание системы непрерывного кадрового развития персонала вуза, направленного на удовлетворение социально-психологического потребностей участников проекта (среди которых профессиональный интерес к выбранной области деятельности, стремление реализовать академические амбиции, саморазвитие и повышение профессиональной квалификации, возможность заниматься научной и инновационной деятельностью, благоприятный психологический климат, корпоративная культура);

— использование новых HRM-технологий коучинга (HRM — Humane Resources Management) с элементами наставничества, управленческого 8 консультирования, ситуационного бизнес-тренинга, индивидуальной психотерапии, направленных на раскрытие и активизацию потенциала проектно-ориентированной команды учреждения сферы образовательных услуг;

— использование новых технологий оценки потенциала развития работников вуза (ассесмент-центры, соционический метод) для прогнозирования возможного прогресса каждого сотрудника в реализации проекта и формирования команд с учетом психологических типов личности и особенностей ролевого поведения участников команды, которые заключаются в способности выполнять в проекте роли генератора идей, эксперта, стратега и коммуникатора;

— применение демократичного и либерального стилей руководства для управления командой проекта в вузе: статус членов команды определятся уровнем профессиональной компетентности, авторитетом в академическом и научном сообществе, подтверждаемым в том числе наличием ученой степени и звания, ценностью выдвигаемых идей, творческими способностями, гибкостью мышления, готовностью к риску, а не старшинством в должностной иерархии вуза.

4. Выявлены типы управленческих команд и особенности их функционирования в учреждениях сферы образовательных услуг:

— специализированный тип — связан со специализацией членов команды, за которыми закреплены определенные функции, наиболее распространенный тип команд в вузах, применяется при создании новых учебных курсов и программ, разработке учебно-методических комплексов, организации учебного процесса, внедрении новых технологий обучения;

— индивидуалистический тип — члены команды работают не коллективными методами, а посредством индивидуальных контактов с руководителем проектавыпускаемый командой продукт доводится до нужного качества посредством передачи материалов от одного члена команды другому для экспертной оценки и дополненийиндивидуалистический тип команды применяется при реализации научно-исследовательских проектов определенной предметной области, при выполнении научных и образовательных проектов под заказ;

— полицентристский тип — существует в вузах, предоставляющих образовательные услуги разным группам потребителей;

— трансиентный тип — основан на действии структур, создаваемых в образовательном учреждении для решения постоянно существующих или периодически возобновляющихся задач, в частности: организация проведения приемной компании, аттестация профессорско-преподавательского состава, организация и проведений конференцийфункционирование трансиентного типа команды связано с действием таких механизмов и органов внутривузовского управления, как комитеты, комиссии и другие временные структуры;

— оперативный тип — создается в форме рабочей группы для оперативного решения задач и проблем, возникающих в процессе функционирования вуза, в частности: разработка и реализации программы (плана) оперативных мероприятий по повышению качества отдельных направлений деятельности вуза, исполнение заданий органов государственного регулирования и надзора.

5. Разработана модель адаптации традиционной (функциональной) системы управления персоналом учреждения сферы образовательных услуг к проектно-ориентированному управлению, которая включает следующие элементы: анализ штатно-организационной структуры учреждения сферы образовательных услуг, который позволяет выявить направления изменения характера коммуникаций и взаимодействия между подразделениями образовательного учреждения для развития горизонтальных связей, оценить эффективность распределения полномочий и ответственности между уровнями управления, выявить потребность в создании новых организационных структурразработка структурной схемы профессионально-средовой компетентности и психолого-акмеологических характеристик работников, что позволяет построить матрицу профессиональных компетенций в разрезе основных направлений.

10 деятельности образовательной организации и оценить широту спектра общих и специальных компетенций персонала, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей в проектеразработка кадровой политики и организационной культуры образовательной организации на основе оценки кадрового потенциала проектов, что позволяет выявить опорные точки роста кадровой составляющей управления, направления переподготовки и повышения квалификации персонала и затраты на их реализацию, оценить благоприятность внутриорганизационного климата для профессионального развития персонала проектовразработка стандартов и нормативно-правовой регламентации деятельности проектных командсоздание механизмов финансирования проектов для оптимизации экономической политики образовательной организации в разрезе получаемый доход от реализации проекта — расходы на оплату труда и развитие команды проектаразработка системы информационной поддержки реализации проектов. 6. Выявлены условия воспроизводства проектно-ориентированных команд в учреждениях сферы образовательных услуг:

— формирование системы управления знаниями (интеллектуальными активами) учреждения сферы образовательных услуг (Knowledge Management), включающей организацию активного внешнего поиска знаний, необходимых для реализации проектов (интернет-серфинг, специальные исследования, запросы третьим лицам и государственным органам, научно-исследовательская работа), распространение ценных профессиональных знаний среди всех работников соответствующей компетенции, формирование доступных для всех сотрудников вуза баз данных или информационных порталов по проектам, техникам и методикам их реализации;

— аутопойезийный характер функционирования персонала и проектов образовательного учреждения создает механизм их адаптации, самоорганизации и саморазвития, необходимые для обеспечения воспроизводства педагогических кадров, образовательных технологий, методик, научно-педагогических школ, УМК.

Объектом исследования диссертационной работы выступают образовательные учреждения высшего профессионального образования, нацеленные на организационное развитие.

Предметом исследования являются теоретические и методические основы проектно-ориентированного управления персоналом образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования разработанных рекомендаций по формированию проектно-ориентированных структур управления персоналом в деятельности учреждений сферы образовательных услуг, что позволяет более рационально использовать интеллектуальный потенциал персонала вуза для поддержки и развития конкурентных преимуществ образовательного учреждения. Результаты исследования могут быть использованы как инструмент поддержки принятия решений в области проектного управления персоналом, операционной деятельности, управления изменениями в инновационной деятельности вуза. Кроме того, результаты исследования могут применяться учебными заведениями, центрами повышения квалификации, при обучении, переподготовке и консультировании работников образовательных учреждений по проблемам проектно-ориентированного управления персоналом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и были одобрены на Ежегодной научной сессии аспирантов и преподавателей «Роль бизнеса в трансформации российского общества» (Москва, МФПА, 17−19 апреля 2006), Международной конференции On-Line Educa Berlin (Берлин, 2004, 2005), V Международном научно-практическом семинаре (Москва, МГУЭСИ, 26−28 февраля 2006).

Внедрение результатов исследования. Теоретические и методические положения проектно-ориентированного управления персоналом учреждения сферы образовательных услуг успешно прошли апробацию и применяются в НОУ «МФПА».

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано в открытой печати 4 работы общим объемом 1,3 п.л.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

Современный этап развития сферы образовательных услуг можно характеризовать переносом акцента с технических факторов развития образовательного учреждения на сложный и субъективный личностный фактор, творческий потенциал человека и условия его оптимальной реализации, вниманием образовательных учреждений к инновационным факторам развития, которые предопределяют стратегию постоянных изменений и нововведений.

Новые рыночные механизмы функционирования образовательных учреждений предполагают создание в них адекватных современным условиям систем управления, в том числе и систем управления персоналом.

Анализ отечественного и зарубежного опыта управления персоналом позволил выделить и рассмотреть основные теории и концепции управления, конкретные методы и формы управления персоналом, выявить ряд общих тенденций, характерных для управления человеческими ресурсами и сделать вывод о необходимости учета зарубежного опыта в отечественной практике.

Современное инновационное общество стремительно переходит к наиболее прогрессивной форме управления образовательными учреждениями, что подразумевает управление постоянными изменениямипроектному управлению. Проектное управление предполагает создание специфической структуры — проектно-ориентированной команды. Такая структура может быть представлена в виде стационарной венчурной группы, занимающейся разработкой идей, связанных с совершенствованием всех сторон деятельности образовательного учреждения, разработкой и реализацией таких проектов. Объектом управления персоналом при проектно-ориентированном управлении учреждением сферы образовательных услуг является команда проекта — целостная группа работников вуза, формируемая для выполнения работы, содержание которой вынесено за рамки функций подразделений и профессионально-должностных обязанностей персонала.

Для работы над объектом исследования выделена проектно-ориентированная команда учреждения сферы образовательных услуг.

Понятие «команда» не является новым, оно существовало и ранее. Общее определение команды — группа единомышленников, объединенных общей целью. Проектно-ориентированная команда рассматривается как социальная группа, определены ее формальный и неформальный статус в образовательном учреждении и необходимость ее формирования.

Рассмотрены современные особенности управления персоналом образовательного учреждения и выделены основные тенденции в трансформации систем управления персоналом в образовательных учреждениях.

Классифицированы работники образовательных учреждений в зависимости от возрастной категории и выделены проблемы, стоящие перед каждой группой, особенности их мотивации и перспективы активизации.

Изучение систем управления персоналом позволило определить их характеристики и классифицировать вузы по типу управления персоналом.

Выявлены особенности организации кадровой работы в образовательном учреждении и сделан вывод о том, что система управления персоналом должна обладать способностью к постоянному совершенствованию, изменению и обновлению в соответствии с изменением целей, потребностей и ценностей вуза и ее работников.

Необходимость реорганизации существующей системы управления в гибкую, динамичную, постоянно функционирующую, саморазвивающуюся систему обусловлено формированием и развитием управленческих команд и коллективными методами работы.

Наиболее эффективной организационной формой коллективной деятельности является командная работа, которая предусматривает: реализацию принципа самоуправления, установления отношений доверия между различными уровнями управления и баланс интересов каждого подразделения образовательного учреждения, максимальное соответствие организационных и личных целей и потребностей.

На основании опросов руководителей, анализа управленческой литературы, наблюдая за деятельностью управленческого персонала образовательных учреждений при реализации проектов, нами выделены следующие признаки проектно-ориентированной команды: сплоченность, стратегическая направленность деятельности, устойчивость, универсальность, консенсус интересов, корпоративность, специфическая структура.

В учреждениях сферы образовательных услуг в зависимости от целей и задач выделяют следующие виды команд:

— целостную команду — устойчивую, сплоченную на основе взаимосвязанных интересов группу должностных лиц различных уровней управления, решающую задачи разработки и реализации стратегии образовательного учреждения;

— команду проекта — устойчивую, сплоченную на основе взаимосвязанных интересов группу руководителей и специалистов высокой квалификации, решающую задачу управления проектом и обладающую знаниями и навыками, необходимыми для достижения целей проекта.

Термин проектно-ориентированная команда обозначает в исследовании оба вида команд.

Команда как социальная группа имеет ролевую структуру, определяющую лидерские позиции ее членов. Помимо ролевой команда представлена функционально-проблемной структурой, базирующейся на принципах разделения труда и специфике реализации отдельных проектов. В соответствии с функциональной спецификой в образовательных учреждениях выделяют следующие типы управленческих команд: специализированная, индивидуалистическая, полицентристская, трансиентная, оперативная. Вторым видом структуры управленческой команды является функциональная. Есть ряд функций, которые команда выполняет постоянно (на которых команда держится) и обычно для выполнения этих функций команда выделяет кого-либо из своих членов.

Команда соединяет в себе одновременно признаки формальной и неформальной структуры. Формальная структура образовательного учреждения представлена в команде посредством лиц, занимающих определенные профессионально-должностные позиции в вузе и, следовательно, действующих на основе определенных институциональных форм. Неформальная структура образовательного учреждения представлена суммой управленческих, технологических и межличностных отношений непосредственно вытекающих из деятельности по достижению баланса интересов каждого субъекта вуза. Наличие в команде формальной и неформальной структур создает необходимые управленческие предпосылки для приостановления действия тех факторов, которые снижают дееспособность образовательного учреждения.

Образовательное учреждение характеризуется единством формальной и неформальной структуры. Формальная оргструктура отражает иерархию власти, определяет обязанности, права и ответственность внутри образовательного учреждения. Неформальная структура отражает эмоциональные отношения в образовательном учреждении и выступает, как своеобразный компенсационный механизм, дополняющий негибкую и ограниченную формальную структуру вуза.

Формирование проектно-ориентированных управленческих команд осуществляется не стихийно. Сознательное формирование управленческой команды на основе целевого подхода является одной из специальных задач руководства образовательного учреждения. Единство функциональной и проектной структуры вуза для обеспечения целостности функционирования учебного заведения, повышения эффективности коммуникаций между командами проектов и подразделениями вуза.

В основе целевого подхода лежит необходимость сформулировать миссию образовательного учреждения и определить основные перспективные (стратегические) цели деятельности вуза.

Изучение и анализ организационных целей позволяет выделить 4 вида целей: развития, коррекции, концепции, переориентации.

Стратегические цели являются основным инструментом установления баланса интересов в образовательном учреждении.

Доказано, что организационная структура проектной команды образовательного учреждения формируется по целевому принципу профессиональных компетенций, необходимых для реализации проекта, и состоит из трех уровней:

— руководство проекта — представители высшего и среднего звена управления вуза (президент, ректор, проректор, руководитель факультета (института)) — функционально-содержательный — специалисты структурных (процессных) и функциональных (ресурсных) подразделений вуза и эксперты, включая потребителей образовательных услуг, работодателей, представителей органов государственного регулирования и надзора;

— операционный — технический персонал, привлекаемый для выполнения в проекте вспомогательных и сопроводительных функций (делопроизводство, ассистирование).

Сложившаяся организационная культура образовательного учреждения определяет стиль работы управленческой команды, поведение персонала, образ взаимоотношений участников проекта друг с другом и с внешней средой, в конечном счете, эффективность функционирования команды.

Внутри проекта также складывается своя определенная культура. Могут прослеживаться три типа организационной культуры проекта: организационная культура эгоистического типа, корпоративная культура, организационная культура открытого типа.

Оптимальная модель управленческой команды должна базироваться на ряде определенных характеристик и принципах. Для гармоничной и успешной деятельности команды необходимо, чтобы в ней выделялись следующие роли: генератор идей, стратег, эксперт, коммуникатор. В образовательном учреждении преобладают специалисты схожего психологического типа, выполняющих в проекте определенные ролигенератора идей и эксперта, и отсутствие специалистов, выполняющих роли стратега и коммуникатора. Это затрудняет формирование проектно-ориентированных управленческих команд.

Соционический принцип формирования команд предполагает существование 16 типов личностей с присущими каждому специфическими особенностями, наклонностями, предрасположенностью к определенной сфере деятельности. Весь социон (общество, идеальная организация, команда) разбит на диады — дополняющие друг друга типы — пары гармоничного профессионального и эмоционального взаимодействия. Две активизирующие друг друга диады образуют квадру — идеальную группу единомышленников — основу формирования команды.

Процесс формирования и развития проектно-ориентированной команды образовательного учреждения представлен в виде последовательно сменяющихся стадий, каждая из которых имеет свои особенности и предполагает свои методы управления командой.

Окончание каждой стадии характеризуется кризисом, в котором происходит или нарушение баланса основополагающих интересов, или уклонение команды от решения задач стратегического уровня.

Преодоление кризисных фаз в становлении команды достигается в основном усилением значимости целей, ориентирующих образовательное учреждение на развитие.

Четверка соционических квадр повторяет логику процесса развития команды. Каждая из них оптимально решает задачи соответствующей стадии, имея в своем составе все необходимые типы (генератор, стратег, эксперт, коммуникатор). Сменяемость участия квадр в процессе реализации проекта определяет эффективность и успешность его реализации, непрерывность процесса развития.

Проведенное исследование деятельности управленческих команд образовательных учреждений показывает, что проектно-ориентированный механизм является наиболее доступным для повышения управляемости образовательным учреждением в сложных экономических условиях и нестабильной социально-экономической среде.

В работе обоснованы условия воспроизводства проектно-ориентированных команд в учреждениях сферы образовательных услуг. Необходимо формирование системы управления знаниями (интеллектуальными активами) учреждения сферы образовательных услуг {Knowledge Management), включающей организацию активного внешнего поиска знаний, необходимых для реализации проектов (интернет-серфинг, специальные исследования, запросы третьим лицам и государственным органам, научно-исследовательская работа), распространение ценных профессиональных знаний среди всех работников соответствующей компетенции, формирование доступных для всех сотрудников вуза баз данных или информационных порталов по проектам, техникам и методикам их реализации. Сама же управленческая команда проекта выступает механизмом саморегулирования системы управления образовательного учреждения, обеспечивающим его гибкость, адаптивность и развитие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992. -127с.
  2. А. Соционика: Ввведение. / Сост. Л.Филиппов. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 448с.
  3. А. Соционика: Психотипы. Тесты. / Сост. Л.Филиппов. -М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. 415с.
  4. Азбука управленческого проектирования. Таллин: Эст НИИ, 1981−111 с.
  5. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-340с.
  6. А.Р. Организация управления персоналом современного российского банка. М.: «БДЦ-Пресс», 2003. — 320с.
  7. В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Народное образования, 1995. — 127с.
  8. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. -519с.
  9. Д.А. Организационное поведение. М. «Проспект», 2006. — 360с.
  10. Д.А. Трудовая мотивация. М. «Велби», 2005. — 448с.
  11. Д.А. Управление персоналом. М. «Проспект», 2006. — 432с.
  12. Д.А. Управление человеческими ресурсами. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2003. — 123с.
  13. А.Ф. Метод исследования межличностных отношений в коллективе. М.: МИУ, 1979. — 16с.
  14. А.Л., Воропаев В. И., Никаноров С. П. и др. Концептуальные основы нормализации и ускорения инвестиционной деятельности. — Сб. Проблемы управления и информатики
  15. С.А., Куклин В. Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3(26). С. 10−23.
  16. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры:. Минск: Попурри, 2005. -507с.
  17. Н.П., Васюхин О. В., Голубев A.A., Подлесных В. И. Эффективное управление фирмой. СПб., 1999. — 415с.
  18. П. Социологи говорят правду, то есть вещи, которые никто не хочет слушать. В журн. «Люмьер-Экспресс», № 2,1996.
  19. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М. Синтег-Гео, 1997. — 188с.
  20. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М: ЭкономистЪ, 2003.-528с.
  21. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ. М.: ЮНИТИ, 1998. — 420с.
  22. В.И. Управление проектами в России. М.: Алане, 1995. — 225с.
  23. В. И. Шейнберг М.В. и др. Обобщенные сетевые модели — М.: ЦНПНАСС, 1974.
  24. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. — 320с.
  25. И.Н. Менеджмент. М., «ЮНИТИ-ДАНА», 1995. — 625с.
  26. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. 535с.
  27. М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международных корпорациях. М.: Дело, 1993. — 208с.
  28. Г. Управление персоналом: Пер. С англ. М.: Бином, 1997. 252с.
  29. И. Технологии успеха: все, что вам нужно знать о достижении успеха. М.: КСП, 1996. — 192с.
  30. П. Управление, нацеленное на результаты: Пер с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. — 192с.
  31. B.C. Как создать команду единомышленников. // Деловая жизнь.-1992.-№ 3−4- с. 46−50.
  32. Дэвид А. Марка, Клемент МакГоуэн Методология структурного анализа и проектирования: Пер. с англ. М.: 1993. — 195с.
  33. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -Псков. Псковский областной институт усовершенствования учителей, 1994.- 280с.
  34. П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997 г. -195 с.
  35. JI. Ваше время в ваших руках.: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время./Пер. с нем. — М.: Экономика, 1990. -232с.
  36. В., Ланг JI. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990. — 335с.
  37. О. А. Компетентностный подход к формированию стандартов профессионального образования// Открытое образование, 4(45) 2004. С. 4−8.
  38. O.A., Лобанов Ю. И. Управление знанием в открытом образовании: Аналитический обзор// Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования НИИВО- Вып. 12. М&bdquo- 2003.
  39. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред.С. Д. Ильенковой. М.: Юнити, 2002. 327с.
  40. А.Н. Вопросы применения групповой работы при совершенствовании систем (на примере опыта США). Кн.: Проблемы инноватики и экспериментики. — Таллин: ЭСНТО, ПКБСУ, 1981.
  41. А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М.: Наука, 1988. -144с.
  42. Исследование проблем и разработка путей становления и развития академических инновационных университетов в России. Отчет о НИР./ Научн. рук. Похолков Ю. П. Томск: Томскийполитехнический университет, 2003.
  43. . Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 239с.
  44. Н.Р., Шкавро C.JI. Самомаркетинг необходимое условие инновационного организационно-экономического управления вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5−6 (28). С.47−51.
  45. А.Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ. 1994. — 137с.
  46. Кинг, Клиланд. Стратегическое планирование и хозяйственная политика: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. — 399с.
  47. А. И. Образовательное антрепренерство. М: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 166с.
  48. Н.И. Практическая психология на каждый день. М.: Новая школа, 1996.-319с.
  49. Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности. М.: Новая школа, 1996. — 381с.
  50. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987. -384с.
  51. Г. Непрерывное образование: основные принципы // Aima mater. 1991. № 6. С. 52−62.
  52. Коучинг: дорогое удовольствие или осознанная необходимость? // Элитный персонал. № 36 (220). 19.09.2001.
  53. Ю.В. Эволюция менеджеризма. М.: Экономика, 1985. — 258с.
  54. А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Зерцало, 1999. — 373с.
  55. Ю.Д. Управление поведение в фирме: практическое пособие. -М.:Инфра-М, 1997.-368с.
  56. P.JI. Если Вы руководитель. (элементы психологии менеджмента в повседневной работе) — М.: Дело, 1996. — 382с.
  57. В.И., Розина Н. М. Проблемы формирования сопряженных образовательных программ высшего профессионального и среднегопрофессионального образования // Сборник материалов совещания (27−28 февраля 2003 года). Орел: ОрелГ-ТУ, 2003.148 с.
  58. А.Н. Управление знаниями перспективное направление менеджмента // Менеджмент в России и зарубежом. № 1.2003.
  59. Е.А. Строительная система: переход к рынку. М.: Наука, 1993. -165с.
  60. И.Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировки). М., 1995. — 490с.
  61. И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М.: Перспектива, 1997. — 288с.
  62. В.Г. Предпринимательская деятельность высших учебных заведений. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. 101с.
  63. М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: ООО «Маркет ДС корпорейшн», 2003. — 358 с.
  64. М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. М.: Высшая школа, КноРус, 2002.
  65. М.А. Рыночные отношения в системе образования в России. М.2001.
  66. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами: Учебное пособие/ под. общ. Ред. И. И. Мазура. 2-ое изд. — М.: Омега-Л, 2004. — 664с.
  67. Г. В. О критериях Исследовательского университета / Г. В. Майер // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3(26д)
  68. Д.Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза. Автореф. дис. канд. экон. наук. Тюмень, 2002. — 20с.
  69. X. Как уцелеть среди акул: Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. -172с.
  70. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996. — 255с.
  71. М. Человеческий фактор: Кому и зачем нужен коучинг? //21 августа 2002. «Ведомости WSJ/FT»
  72. Менеджмент (Современный Российский менеджмент) под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: «ФБК-ПРЕСС», 1998. — 368с.
  73. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991.- 165с.
  74. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002. -701с.
  75. .З., Евенко Л. И., Рапаппорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. — 224с.
  76. Мир Управления проектами. Под ред. X. Решке, X. Шелле.: Пер. с английского М.: Алане, 1993. — 304с.
  77. Й.Х., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования: Пер. с финск. М.: Экономика, 1988. — 192с.
  78. О.А., Разу М. Л. Организация управления в строительстве. М.: ВШ, 1987.-192с.
  79. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. -М.: Финансы и статистика, 1997. 332с.
  80. Д. Управление временем и рабочей нагрузкой./ Пер. с англ. М.: Финпресс, 1998. -96с.
  81. Основы бизнеса. Учебник / Под ред. Ю. Б. Рубина. 6-еиздание. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. 380с.
  82. У. Теория Z. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. — 240с.
  83. А. Г. Разу М.Л., Филиппов А. В., Якутии Ю. В. и др. Менеджмент. Маркетинг. Персонал. М.: Экономика и жизнь, 1997. — 295с.
  84. В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. М.: Наука, 1989.-207с.
  85. В.А. Роль корпоративной культуры в управлении изменениями организации // Инженерное образование. № 2. 2004. С. 35.
  86. М., Якутии Ю. Организация менеджмента. М., 1994. — 90с.
  87. В.Дж. Тесты для менеджеров. Ростов-на Дону: Феникс, 1997. -215с.
  88. Российский статистический ежегодник. 2004. Приложение «Отдельные статистические показатели деятельности организаций РФ по видам экономической деятельности. М.:2002- Россия в цифрах, 2002. Краткий статистический сборник. Госкомстат РФ. -М.:2002.
  89. Ю.Б. Предпринимательские университеты // Платное образование. № 10 (24). 2004. С. 12−17.'
  90. Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции 4-ое издание М.: ООО «Маркет ДС корпорейшн», 2004.
  91. Т., Воутилайнен Э. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1992.-319с.
  92. Секреты умелого руководителя. М.: Экономика, 1991. — 319с.
  93. A.C. Образовательный франчайзинг: сущность, принципы построения и функционирования сети. Автореф.дис. канд. экон. наук. М., 2002. 27с.
  94. Семь нот менеджмента/ под ред. Красновой В. и Привалова А. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997. — 176с.
  95. П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. ЗАО «Олимп Бизнес». Москва. 1999.
  96. Д., Мэре У. Как стать собственником. /Пер. с англ./ — М. Аргументы и факты, 1993.
  97. Д.С. Управление производительностью: планирование, изменение и оценка, контроль и повышение: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — 528с.
  98. Социальная психология и этика делового общения: учебное пособие. М.: Культура и спорт, 1995. — 128с.
  99. ЮО.Справочно-статистический материал по системе московского образования // Материалы к докладу «Модернизация московского образования». М.: МИПКРО. 2001.151 с.
  100. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты/ Под ред. Т. Л. Клячко. -М.: ГУ ВШЭ, 2002, С. 25.
  101. В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям // Новости искусственного интеллекта. 1996. № 4. С.40−84.
  102. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989. — 308с.
  103. Ю4.Татур Ю. Г. Образовательная система России: высшая школа. М.: ИЦПКПС, МГТУ, 1999.-278с.
  104. Тенденции развития и роль сферы образования экономический и социальный аспекты / Под ред. В. И. Марцинкевича. М. ИМЭМОРАН, 1994. С. 41.
  105. П.Д., Беррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешнойкарьере через самопознание.: Пер. с англ. М.: Армада, 1996. — 491с.
  106. Ю7.Томилов В. В. Культура организации предпринимательской деятельности: учеб.пособие. СПб., изд. СПб. УЭФ, 1993.- 120с.
  107. . М. Решение проблем в малых группах: члены команды как агенты изменений. М.: МЦЦО «ЛИНК», 1990. — 140 с.
  108. Управление инвестиционным проектом: опыт IBM.: Пер. с англ. М. Инфра-М, 1995.-208с.
  109. Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие./ Под ред. Кибанова А. Я. М.: ИНФРА-М, 1999. — 508 с.
  110. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 1997.-295с.
  111. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов экономических вузов и факультетов./ Под ред. Кибанова А. Я. М.: ПРИОР, 1999.-352с.
  112. Управленческие нововведения в США. М.: Наука, 1986. — 195с.
  113. Э. А. История менеджмента. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 1997. — 224с.
  114. Р.М. Энциклопедия современного управления. Том 1−5.: Пер. с англ.- М.: ВИПКэнерго, 1992. Пб. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью // Стандарты и качество. 2000. № 10.
  115. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990.-84с.
  116. Ю.Г. Психо дидактика высшей школы. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. 424 с.
  117. Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 1987. -236с.
  118. М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации.: Манифест революции в бизнесе.: Пер. с англ. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. 332с.
  119. Ш. Цейкович К. Н., Тарасюк JI.H. и др. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1994. 341с.
  120. В.Д. и др. Управление проектами. СПб.: ДваТри, 1996. — 610с.
  121. Шаранов-Куцев Г. Ф. Инновации в вузовском управлении в условиях реформы // Университетское управление: практика и анализ / Урал. гос. ун-т.1998. № 4 (7).
  122. В. «Близится эра финансово-промышленных групп». Журнал «Деловой мир», 1996, № 1.
  123. А.В. Наука и рынок // Общественные науки и современность, 1999. № 1.
  124. JI. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. — 384с.
  125. A guide То The Project Management Body of Knowledge. Project Management Institute, 1996. 176 p. v 128.Bond of Knowledge, Association of Project Managers. Internet UK, Buckinghamshire, 1991.
  126. Cameron, Kim S. and Quinn, Robert E. (1999) Diagnosingand Changing Organizational Culture. New York: Addison WesleyPublishing Company.
  127. Challenges to Research Universities by Authors: RogerG. Noll, Linda R. Cohen, Wesley Cohen, William Rogerson, and AlbertTeich, Brookings Institution Press, 1998, 217 p.
  128. Cheit E. F. The New Depression in Higher Education. New York: McGraw-Hill, 1971.
  129. Childress, John R. and Senn, Larry E. (1995) In the Eye ofthe Storm. Los Angeles: The Leadership Press.
  130. Clark, Burton R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. London and New York: International Association of Universities Press and Pergamon-Elsevier Science, 1998.
  131. Drucker P.P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices — N-Y: Harper and Row, 1973
  132. Dubrin, Andrew J. 'The breakthrough team player'. American Management Association. NY, 1995. — 300 p.
  133. Garcis R (eds) Handbook of management by projects. Mans, Vienna, 1990
  134. Hackett E. J. Science as a vocation in 1990s: The changing organizational culture of academic science // Journal of Higher Education. 1990. P. 241−77
  135. Hersey P., Blanchard K. Management and organizational behavior. Utilizing human resources. Englewood Cliffs (N-Y): Prentice Mall, 1982.
  136. Hofstede, Geert H. (1997) Cultures and Organizations: Software of the Mind. NewlYork: McGraw Hill.
  137. Katzenbach, Jon R., Smith Douglas K. 'The wisdom of teams: creating the nigh-performance organization'. Harvard University Press, 1994. — 560 p.
  138. Kayser Thomas A. 'Building Team Power: How to Unleash the Collaborative Genius of Work Teams'. NY, 1994. — 401 p.
  139. Kogan M., Kogan D. The Attack on Higher Education. London: Kogan Page, 1983.
  140. Martin, Don 'Team Think: using the sports connection to develop, motivate and manage a winning business team'. Edited by Renee Martin A. Duttorn Book. NY, 1993. —312 p.
  141. Mintzberg H. Structure in fives: designing effective organizations. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1983.
  142. Parker Glenn M., date. 'Cross-Functional Teams: working with allies, enemies and other strangers sited'. San Francisco, 1994. 380 p.
  143. Posen, Ned 'Team work and the Bottom line'. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Ins. 1983. — 33−37 p.
  144. Public enterprise in the EEC: Alphen aan den Rijn'. 1978. Pt. V. 61 p.
  145. Readings B. The University in ruins. Harvard UniversityPress, Cambridge (MA), 1996.
  146. Scholtes Peter R. 'The team handbook: how to use teams to Improve Quality'. Joiner Associates Ins, 1195. — 400 p.
  147. Self-directed work teams: the new American challenge / Jack D. Orsburn. NY, 1990. —330p.
  148. Slaughter S., Leslie L. L Academic capitalism. Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. The John HopkinsUniversity Press, 1997.
  149. F.W. 'The principles of scientific management'. Harper, 1923. — 55−59 p.
  150. Thurley K. Personnel Management in the UK: a case for urgent treatment -Personnel Management, Febr., 1983
  151. Turner J.R. The handbook of project based management. Me. Grow -Hill, Maidenhead, 1992
  152. Tuson S. Fell A.A. Evaluating the Personnel Function — Hutchinson, London, 1986
  153. Wellins, Richard S. 'Inside teams: how 20 world-class organizations are winning through teamwork: Jossey-Bass Publishers'. San Francisco, 1994. — 350 p.
  154. A. 'The purposes of groups and organizations'. San Francisco: Jossey-Bass, 1985. —3−80 p.
  155. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  156. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Под редакцией В. И. Шкатуллы. М.: Юристъ, 2001. — 380с.
  157. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) (с изменениями NN 1/96,2/99,3/2002,4/2003)
  158. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  159. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05 апреля 2001 года № 264.
  160. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196.
  161. Федеральная целевая программа Российской Федерации «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 -2005 гг.».
  162. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 года № 51 -ФЗ
  163. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).
  164. Education History (Образовательная История) Recommendation, 2004−0802 http://ns.hr-xml.org/23/HR-XML-23/CPO/EducationHistory.html168. http://www.amanet.org/index.htm169. http://www.glossary.ru170. http://www.ilo.org
  165. Organization (Организация) Recommendation, 2004−0802 http://ns.hr-xmLorg/23/HR-XML23/CPO/Organization.html
  166. Е.И. К вопросу о понятии «образовательная услуга» // www.history.kemsu.ru
  167. Толковый словарь русского языка http://www.mega-book.ru/ojigov/
  168. Элитный персонал. № 6 (240). 19.2.2002 http://www.mm-class.ru/priorotety.html
Заполнить форму текущей работой