Диалектные произносительные особенности в речи младших школьников г. Ульяновска: Описательный и эксп. — фонетический анализ
Наблюдения показывают, что процент сохранения исконного варианта у детей, носителей территориального диалекта, едва ли зависит от позиции гласного (на месте этимологического е, % а), хотя процесс разрушения умеренного яканья в позиции на месте этимологического е после мягких перед твердыми проявляется в сужении круга слов с яканьем, практически ограничивается формами местоимений (йаво, фс’аму… Читать ещё >
Содержание
- 1. Методы лингвистического исследования
- 2. Социолингвистические методы исследования
- 3. Диалектные тексты
- 4. Вариативность речевого поведения
- 5. Историко-лингвистический очерк территории Ульяновской области
- Глава I. Отражение диалектных произносительных особенностей в речи младших школьников г. Ульяновска
- 1. 1. Подготовленная, полуподготовленная и неподготовленная речь дикторов
- 1. 2. Описательный анализ диалектных особенностей детской речи
- Глава II. Осциллографический и спектральный анализ звуков детской речи
- 2. 1. Компьютерный анализ звуков речи
- 2. 2. Система вокализма в речи младших школьников г. Ульяновска
- 2. 2. 1. Предударный вокализм
- 2. 2. 2. Гласные заударных слогов
- 2. 3. Система консонантизма в речи младших школьников г. Ульяновска
- Выводы
Диалектные произносительные особенности в речи младших школьников г. Ульяновска: Описательный и эксп. — фонетический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данное исследование посвящено изучению диалектных произносительных особенностей в речи учащихся младших классов нескольких школ г. Ульяновска.
В общеязыковедческом плане исключительный интерес, на наш взгляд, приобретает изучение русских говоров, которые на протяжении более или менее длительного времени существовали и развивались на одной территории и в тесном соприкосновении с языками неродственных систем, в том числе и литературным языком. Между тем обширное пространство Ульяновской области, на которой распространен русский язык (37,3 тыс.кв.км), обусловило то, что, несмотря на огромную работу, проводимую в нашей стране по изучению отдельных говоров, в этом регионе имеются районы, в диалектологическом отношении мало изученные.
Соприкосновение различных диалектных систем русского языка на территории Ульяновской области, их тесное взаимодействие позволяет говорить об ульяновском территориальном говоре как о своеобразном языковом явлении, имеющем ряд специфических черт [17- 18- 92- 12].
Как правило, материалом для диалектологических исследований является речь взрослого и даже преимущественно пожилого человека. В работах современных диалектологов встречаются лишь разрозненные замечания о речи детей младшего школьного возраста, хотя еще В. А. Богородицкий писал о том, что «диалектологические наблюдения должны захватывать и говор маленьких, иначе исследование будет неполным» [22, с. 16].
Недостаточное внимание к речи диалетктоносителей младшего возраста связано с пониманием большинством авторов того места, которое занимают младшие школьники при выделении в пределах говора различных культурно-возрастных слоев [87, с.320]. Традиционно их речь определяется как «практически точная копия речи старшего поколения» [7, с.27]. Поэтому звуковые, да и морфологические системы младших школьников-диалектоносителй интерпретируются как архаические, следовательно, не требующие специального изучения. Подобная установка на современном этапе представляется спорной, поскольку многими исследователями не учитываются изменения, происшедшие за последние годы в структуре и жизнедеятельности сельской семьи: отделение молодых после свадьбы, воспитание детей главным образом родителями, посещение практически всеми дошкольниками детского сада, более высокий уровень образования у молодых родителей, их переезд на постоянное местожительство в город и т. д. На речь детей влияет речь всех их близких, воспитателей, сверстников, результат же этого в полном объеме остается в диалектологии практически неизученным.
Вопросам культуры детской речи посвящено в последнее время несколько работ, из которых можно выделить такие: «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников» (авторы Бондаренко A.A., Каленчук M. JL) — «Основы культуры речи» (автор Головин Б.Н.), статьи Касымовой С. Д. «О культуре и нормах устной речи» [83], Крысина Л. Д. «О нормах произношения» [96- 97], Фроловой И. А. «Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся» [166]. Вопросам литературной нормы и культуры речи посвящены работы Горбачевича К. С. [54−57], Вербицкой J1.A. [42−44], статьи Горбушиной JI.A. [58], Еремеевой Г. А. [69], Тер-Минасовой С.Г. [149].
Методика преподавания орфоэпии в учебном процессе представлена в работах Текучева A.B. [147−148], Фомичевой М. В. [164],.
Максакова П.Н. [112], Мелеховой JI.B. и Фомичевой М. Ф. [116], Львова М. Р. и Рамзаевой Т. Г. [110], Аванесова Р. И. [3−6].
Ульяновские диалектные особенности были описаны проф. Барашковым В. Ф. в книгах «Русские говоры Ульяновской области» и «Лингвистическое краеведение в сельской школе», а также Роптано-вой Е.Ф. в диссертационном исследовании «Отражение диалектной звуковой системы в речи старших дошкольников (на материале акающих говоров северо-западной части Ульяновской области)» [17- 18- 139].
Все перечисленные научные исследования имеют практическую значимость, однако в настоящее время нет ни одного методического пособия по коррекции диалектного произношения дошкольников или школьников, адаптированного к местным условиям, к определенному диалектному региону, тогда как такая работа может стать результатом только специального изучения детской речи.
Из работ, представляющих интерес в этой области, можно назвать следующие: Кусова М. А., Михайлова O.A. «Типичные отклонения от нормы в речи младших школьников и их причины» [103], А. Н. Гвоздева [122], Третьякова Т. Н. «Перспективные направления описания детской диалогической речи» [154].
Актуальность темы
исследования.
Недостаточная изученность произносительных особенностей речи детей — младших школьников, носителей современных диалектов, делает актуальным исследование в этой области. Актуальность ее также в том, что предоставляется возможность смоделировать процесс образования койне детской речи — общего наречия, образующегося на основе смешения родственных диалектов и городского просторечия.
Цель исследования.
Данное исследование имеет две цели: 1) установить и зафиксировать имеющиеся факты отражения областных диалектных особенностей на фонетико-фонологическом уровне в речи учащихся младших классов городских школ- 2) дать системное описание фонетических систем (вокализма и консонантизма) речи детей-диалекто-носителей города Ульяновска.
Этими целями обусловлены задачи исследования:
— выявить диалектные особенности в речи детей младшего школьного возраста;
— описать их на основе данных экспериментально-фонетического анализа;
— классифицировать выявленные произносительные особенности детской речи в контексте диалектного окружения.
Научная новизна.
Впервые проведен системный анализ речевых особенностей де-тей-диалектоносителей, учащихся младших классов школ г. Ульяновска с применением нового в диалектологических исследованиях компьютерного анализа речи, являющегося наиболее продуктивным и современным методом научного анализа.
Практическая значимость работы.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов русской диалектологии, фонетики современного русского языка, методики орфоэпии на факультетах языка и литературы, начального и дошкольного обучения, логопедии педагогических вузов, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах вузов. а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах вузов.
Материалы и источники.
Материалом исследований послужили сделанные автором в ходе наблюдений в школах в период с 1992 по 1997 год транскрипционные и магнитофонные (12 часов звучания) записи речи 200 детей младшего школьного возраста (1−4 классы) — жителей Заволжского и Железнодорожного районов города Ульяновска.
По данным многих исследователей (Текучева А.В., Фомичевой М. В., Максаковой П. Н., Соловьевой О.И.), к 5−7 годам у детей почти полностью формируется звуковая система, довольно обширен словарь и грамматический строй. Выбранные нами для исследования возрастные рамки обусловлены, во-первых, неудовлетворительной успеваемостью детей-диалектоносителейво-вторых, более сложной их психологической адаптацией к школе, по сравнению с другими детьмив-третьих, тем, что именно начальный этап обучения наиболее благоприятен для исправления диалектных ошибок в речи детей.
В нашей работе представлена речь 43 детей с диалектными отклонениями в произношении. Данные экспериментального анализа в Приложении содержат 173 сегмента: 90 осциллограмм отдельных звуков (рис. 1−70), 56 спектрограмм отдельных звуков (рис. 117−173), 46 осциллограмм слов (рис.71−116).
Для анализа в сопоставительном плане привлекались данные «Атласа русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы» (1957) и «Диалектологического атласа русского языка» (1986), материалы диалектологических экспедиций УГПИ (80−90 годов).
Методы исследования.
Специфика объекта исследования, цели и поставленные задачи обусловили выбор методов исследования. В качестве основного используется описательный метод, включающий в себя наблюдение, интерпретацию, классификацию и обобщение полученного материала. Применяется также сопоставительный метод, включающий в себя сопоставление речи детей с диалектными произносительными отклонениями от нормы и литературная речь взрослых (Бондарко Л.В., 31). При интерпретации материала учитывался фактор ареального распространения явлений.
В составе комплексного метода изучения диалектных явлений в произношении младших школьников нами используется экспериментально-фонетическая методика. В этой области широко известны труды С. С. Высотского [47−49], Р. Ф. Пауфошимы [125−128], Л. В. Златоустовой [80], З. М. Альмухамедовой [10], Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкой, Л. Р. Зиндера [42−44- 28−32- 78−79]. При этом мы исходили из взаимосвязи акустических свойств и артикуляционной характеристики гласных звуков.
Апробация работы.
Сообщения о результатах исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики начального обучения УлГПУ, кафедры гуманитарных наук УлГУ, на научно-практических конференциях в вузах г. Ульяновска.
Материалы исследования нашли отражение в следующих публикациях:
1. Использование перфокарт при обучении фонетике в вузе: Матер. н.-практ. конф. Новокузнецк: ИУУ, 1994. 3 с.
2. Орфоэпическая работа в младшей и средней школе: Матер, н.-практ. конф. Минск: МИГПИ, 1994. 4 с.
3. Значение орфоэпической работы в младших классах: Матер, н.-практ. конф. Ч. Н. Курск, 1996. 3 с.
4. Психолого-педагогическое обоснование работы по коррекции диалектного произношения: Матер. Междунар. н.-практ. конф. Ч. П. Чебоксары, 1996. 3 с.
5. Методы исследования орфоэпических ошибок в речи младших школьников: Матер, н.-практ. конф. Ульяновск: фМГУ, 1994. 0,5 п.л.
6. Анализ некоторых орфоэпических ошибок в речи младших школьников // Труды молодых ученых. Ульяновск: УлГУ, 1996.8 с.
7. Диалектные гиперизмы в речи детей г. Ульяновска // Труды молодых ученых. Ульяновск: УлГУ, 1996. 6 с.
8. Методика организации орфоэпической работы в младших классах: Методические рекомендации для учителей г. Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновск, 1998. 1,5 п.л.
9. Экология культуры и экология языка в современной системе образования: Матер. VI Всероссийской н.-практ. конф., посвященной Дню славянской культуры. Ульяновск, 1998. 12 с.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Выводы.
Таким образом, наше исследование показало наличие в говоре г. Ульяновска и Ульяновской области (по материалам исследования произношения дикторов младшего школьного возраста) более или менее устойчивых диалектных особенностей: аканье в предударных и заударных позициях, оканье в тех же позициях, еканье в тех же позициях, иканье в аналогичных позициях. Весьма распространенным фонетическим явлением в нашей области является предударное ука-нье. предударное и заударное ыканье.
Система ульяновского территориального диалекта также имеет индивидуальные особенности, среди которых наибольшее распространение получила диереза йота в различных грамматических формах, диереза губно-зубного [в] и губно-губного [б] в положении между гласнымипроизнесение твердых [ч], [шш] на месте мягких [ч'], [ш'ш'], причем [ш'ш'] может быть представлен как [ш'ч*], [ч] и К]- произнесение твердых согласных на месте мягких: [р] на месте р’Ь.
Вообще в ульяновском говоре наблюдается довольно большое количество замен согласных звуков на другие согласные, близкие по происхождению: [бм] -> [мм], [к] [х] и, наоборот, [х] [к]- [г] -> [х] и [г] [у]- [ф] [в], [в] [м].
Наблюдения показывают, что процент сохранения исконного варианта [а] у детей, носителей территориального диалекта, едва ли зависит от позиции гласного (на месте этимологического е, % а), хотя процесс разрушения умеренного яканья в позиции на месте этимологического е после мягких перед твердыми проявляется в сужении круга слов с яканьем, практически ограничивается формами местоимений (йаво, фс’аму), т. е. умеренное яканье в речи городских детей-диалектоносителей перешло за рамки позиционной обусловленности, лексикализовалось. Лексикализация именно этих слов (ударное еканье в местоимениях у т' и бv е, у м’ин’е'- ударное ёканье с переносом ударения в притяжательных местоимениях мах о’ва, тва' о’ва), видимо, обусловлена тем, что дети очень часто употребляют местоимения в своих высказываниях в силу их особого обобщенного и абстрактного значения.
Вариант |а| встречается на месте этимологического ъ в неограниченном круге слов, т. е. тенденции к лексикализации отдельных групп слов не обнаружено (в л’асу, н’асу, с л' ады), значителен процент сохранения варианта |а| в позиции на месте этимологического, а после мягкого перед твердым (т' araft).
В положении между мягкими согласными фонемы |а|, |о|, |е| реализуются в речи детей в аллофоне Щ, редко [е]. т. е. процесс изменения исходной системы затронул и это звено: число случаев произношения [и] значительно преобладает (уже в 50-е годы в территориальном диалекте Ульяновской области отмечалась вариативность в этой позиции) — в речи младших школьников практически полностью утрачены элементы различения гласных между мягкими согласными.
В звуковых системах информантов — младших школьников, носителей умеренного яканья, исходный характер вокализма после отвердевших шипящих и [ц] претерпел значительные изменения: произношение [а] перед твердым согласным сохраняется лишь в словах цана, чаваш, нъчавал, часы, ф чар а, и очень редко и вариативно произнесение [а] в местоимениях чаво', н’ич’аво.
Сопоставление системы заударного вокализма после твердых согласных у детей-диалектоносителей позволило сделать вывод о том, что сфера распространения отдельных вариантов сузилась. Так, в речи младших школьников реже, чем в 40−50-е годы, встречался вариант [а] на месте фонемы |о| в заударном конечном открытом и в заударном неконечном слогах. Старомосковская орфоэпическая норма в начале XX в. во всех безударных глагольных окончаниях 3-го лица мн.ч. наст.вр. допускала произнесение звука [у]: лю[бгут], во[д'ут]" [166], это заударное «уканье-' свидетельствующее о неразличении глаголов I и II спряжения, распространено и в настоящее время в речи детей г. Ульяновска.
Наблюдения показали, что у детей утрачены некоторые специфические явления в области реализации губных согласных. Не зафиксированы аллофоны [хх хв, хв п, пх] на месте фонем |ф|, |ф'|, что связано с общей утратой такого произношения в ульяновских говорах (уже в момент картографирования диалектные замены губно-зубных спирантов |ф|, |фч| отмечались только в одном населенном пункте параллельно с реализациями фонем |ф|, |ф" | в аллофонах [ф], [ф']- Не отмечено в речи младших школьников и бытовавшее ранее в говорах диссимилятивное смягчение губных перед мягкими заднеязычными (та'п'к'и, лап’к’и) — в настоящее время в речи детей губные перед мягкими заднеязычными реализуются только в твердом аллофоне. Уже к моменту картографирования в большинстве акающих говоров области ясно обозначилась тенденция к отвердению губных, поскольку имелись параллельные варианты. Вместе с тем в речи детей зафиксировано уподобление двух соседних согласных по способу образования в ограниченном круге слов: амман, / / аммароз’ил, амм' ишун' иле" а, когда полностью утрачивается смычка у взрывного согласного, находящегося рядом с сонорным того же места образования, в результате чего консонантная группа [бм] реализуется долгим сонорным согласным [мм].
Реализация переднеязычных зубных фонем |с|, |с*|, |з|, |з'|, |т|, |т'|, |д|, |д'| в речи детей г. Ульяновска во многом отличается от реализации этой группы согласных в речи взрослых в 40−50 годах (на момент картографирования): шепелявое произношение мягких свистящих и произношение [т дч] со значительными фрикативными элементами (свистящим и шипящим), характерные для диалектных систем края в прошлом, в настоящее время отсутствуют.
Переднеязычные передненёбные |ж|, |ш| реализуются в речи младших школьников городских школ в основном в тех же аллофонах, что и в литературном языке. Однако в речи детей обнаружены мягкие аллофоны этих фонем, имевшие место в прошлом в изучаемых говорах (ж'ил, ш* ил, ш' иро’кай — 2,7% опрошенных детей Заволжского района- 5,9% Железнодорожного района).
Для ульяновского территориального диалекта характерно даже при наличии в говоре самостоятельной мягкой глухой и долгой шипящей фонемы |дГ| сохранение твердого произношения долгого глухого шипящего: ишшо, ишшы, шшас. Основная причина устойчивости твердого произношения мягкой фонемы |яГ| в говорах Ульяновской области заключается в том, что с системно-функциональной | точки выбор твердого-мягкого варианта практически безразличен. Вариант [шч, ч ш" ч ч] на месте мягкого долгого шипящего внутри морфем менее распространен в речи детей: ч’аст’йе, чыпайецаа, шчука, ипГч’б.
Консонантная система младших школьников г. Ульяновска содержит две аффрикаты: зубную глухую |ц[ и передненёбную глухую |ч|. Реализация фонемы |ц| в речи городских детей ничем не отличается от реализации этой фонемы в литературном языке. Аллофон [ц] на месте фонемы |ч'| зафиксирован лишь один раз у одного информанта в слове доцка. Реализация фонемы |ч| в твердом аллофоне типична для ульяновского территориального диалекта. Устойчивость твердого произношения мягкой аффрикаты |ч| вызвана прежде всего фонологическими причинами: твердые и мягкие варианты аффрикаты не противопоставлены друг другу, в то время как противопоставленность их другим фонемам очевидна независимо от типа огласовки (твердой или мягкой). Следует учитывать вариативность произнесения фонемы |ч| в твердом-мягком-полумягком аллофоне у одних и тех же лиц: чысы, ч иытырчи, ч’евб. Анализ колебаний различных по признаку твердости-мягкости аллофонов фонемы |ч| у одних и тех же детей показал, что трудно отметить однозначную твердую позиционную обусловленность появления тех или иных аллофонов. В целом сфера распространения полумягкого аллофона [ч*] расширяется (как следствие усвоения мягкой шипящей аффрикаты) и мягкого аллофона [ч']> который является показателем конечного результата этого усвоения.
Немаловажным является тот факт, что у некоторых детей расширена сфера распространения твердого аллофона [р]: твердый сонорный отмечен в словах с предшествующими твердыми заднеязычными: в грыз’и, грыбы, а также с переднеязычным [т]: трыво'-га, трышшыт (5,4% опрошенных в Заволжском районе- 5,9% в Железнодорожном).
Фонема [] занимает особое положение в ульяновском территориальном диалекте: она не входит ни в один из соотносительных рядов, употребление ее в определенных положения факультативно, т. е. фонема может реализоваться в нулевом аллофоне. Сфера употребления нулевого аллофона на месте фонемы |Л в консонантной системе младших школьников расширена: имеет место стяжение гласных в результате утраты интервокального [Л в личных формах глаголов, полных форм прилагательных, притяжательных местоимениях: думат, б’елу, глупа, твавб (19% Заволжского района- 17,6% Железнодорожного района). Несмотря на значительную устойчивость диалектного явления, очевидна тенденция к вытеснению стяженных форм нестяженными: одни и те же информанты употребляют параллельно формы со стяжением и без него.
Реализация заднеязычных фонем в фонетических системах от младших школьников г. Ульяновска в целом не отличается этих фонем в литературном языке. Вместе с тем отмечены варианты произнесения [у] на месте взрывного |г|: боуатый, до’роуо, дарбуа, а также аллофон [к] на месте фонемы |х|: клv е’п, аклад' и, коч' ут, кач’у (хочу). Аллофон [х] на месте [к] в конце слова на месте этимологического |г|: Друх, врах, с мох-составляет очень большой процент реализаций: 25,68% опрошенных детей в Заволжском районе, 17,64% в Железнодорожном. Нулевой аллофон на месте фонемы |г| в наречиях када, та да (точно так же, как и произнесение тока, скока) перед взрывными твердыми согласными в настоящее время сохраняется в просторечии, говорах либо имеет место в беглой литературной речи.
В ульяновском территориальном диалекте также имеет место реализация нулевого аллофона на месте звонкого спиранта |в| и губ-но-губного звонкого |б|: к, а о", заут, баушка. Подобного рода зияния довольно широко распространены и в речи младших школьников города.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное экспериментальное исследование диалектных особенностей в речи младших школьников г. Ульяновска с применением метода комплексного анализа позволяет сделать следующее заключение.
1. Система ударного вокализма речи младших школьников соответствует системе литературного языка, т. е. в нем различается 5 гласных фонем: [а], [о], [е], [и/ы], [у].
2. В произношении информантов гласные 1-го предударного слога [е] на месте этимологических [е], [ъ]- [и] на месте [е], [$]- [у] на месте этимологического [о]- [" а] на месте [е], [и] находятся в сильном положении, т. е. в этом положении различаются те же гласные, что и под ударением.
Гласный [о] в 1-ом предударном слоге в меньшей степени, чем [а], сохраняет свое качество, т. е. предударное оканье в говоре практически никак не проявляет себя в речи учащихся младшего школьного возраста.
Звуки [у], [ы], [и] в 1-ом предударном слоге характеризуются теми же частотными значениями И и Ш, что и ударные [у], [ы], [и].
Звук [и] на месте [е] независимо от его этимологии по спектральной характеристике не отличается от ударного [и].
Произношение ['о] вместо [е], имевшее место в говоре г. Ульяновска и Ульяновской области, сейчас почти не встречается.
По мощности и длительности гласные 1-го предударного слога отличаются от соответствующих ударных гласных. Они почти вдвое короче ударных гласных, по мощности уступают ударным на треть. Это уменьшение в длительности и мощности одинаково для гласных верхнего и неверхнего подъема.
3. Во 2-ом, 3-ем предударных слогах абсолютного начала слова спорадически встречается явление оканья и иканья: [о] и [и] на месте этимологического [о]. Явление уканья широко представлено в ульяновском говоре, как и в других говорах Владимирско-Поволжского типа. Спектральный анализ показал усиление лабиализации гласного [о] в предударных словах абсолютного начала слова к концу звучания, что приближает его к тембру [у]. По всей вероятности, в абсолютном начале предударного слога гласный [о] еще больше лабиализуется, в результате чего происходит изменение его на звук [у].
4. После твердых согласных во 2-ом и 3-ем предударных слогах на месте [а], [о] употребляется один и тот же звук, по спектральной характеристике соответствующий гласному среднего подъема среднего ряда [ъ].
После мягких согласных в этой позиции на месте [а], ['а] произносится звук, по спектральной характеристике соответствующий гласному среднего подъема переднего ряда [ь].
В положении ГА1 и ГАГ [е] реализуется также в звуке [и] и в звуке [е]. Частотные значения Б1 и БН [е] этимологического и [е]в этих позициях соответствуют значениям ударного [е].
В нескольких словах типа «молодец», «водопровод» во 2-ом и 3-ем предударных слогах [о] реализуется в звуке [а], эти слова произносятся детьми как бы по слогам, «нараспев» .
Длительность и мощность гласного в 3-ем предударном слоге или равны, или несколько больше длительности и мощности гласного во 2-ом предударном слоге, но меньше, чем в 1-ом предударном слоге.
5. В заударной позиции на месте [е], [ы], ['а] выступает [и]. В некоторых существительных окончание [е] или в глагольных окончаниях II спряженияишь, -ит произносятся как п о с одх е ш, ув’ид’ет, паложеш, в ул’а’нск^е (в Ульяновске), [е] в этой позиции — гласный среднего подъема переднесреднего ряда, по частотным значениям Р1 и БП соответствующий ударному [е] говора в позиции после мягкого согласного перед твердым.
Широко распространено в речи опрошенных детей аканье в заударной позиции открытого конца слова в глаголах настоящегобудущего времени и в форме повелительного наклонения: буд’ит’а, ид’йт’а, а также в некоторых отдельных словах. В окончаниях полных прилагательных женского рода ед.ч. в.п. -ую, -юю также отмечена реализация [у] в звуке [а].
Длительность и мощность гласных открытого конца слова обычно на 20−25% меньше длительности и мощности ударных гласных. В некоторых случаях их длительность и мощность может быть равной ударному гласному или даже превышать их. Сохранение длительности и мощности способствует произношению в этой позиции гласных полного образования.
Длительность гласных ульяновского территориального диалекта больше длительности гласных литературного языка в этой позиции, что характерно для говоров владимирско-поволжской группы. Удлинение конечного участка открытых заударных гласных происходит за счет его упереденности по сравнению со средним участком. Этот упереденный участок имеет и-образное звучание.
В закрытом заударном слоге после твердых согласных употребляется звук [ъ] на месте [а] и [о], по спектральной характеристике приближающийся к звуку [ъ] во 2-ом предударном слоге на месте [а] и [о], лишь в слове «некоторые» произнесение [о] заударного встретилось в речи четверых дикторов из всех опрошенных.
Спектральная характеристика гласных [у], [и], [ы] в заударной позиции соответствует их частотным значениям в ударной позиции.
Довольно распространено в речи детей явление заударной мены на [у охватывающее неограниченный круг существительных ср.р. ед.ч. в в.п., ряд наречий и частиц.
По длительности и мощности гласные закрытого заударного слога чуть больше соответствующих гласных в позиции 2-го предударного слога.
Более слабыми позициями в произношении младших школьников являются позиции 2-го предударного слога и заударного неконечного, что в некоторых случаях приводит к максимальной качественной и количественной редукции.
6. Для ульяновского говора характерны некоторые диалектные особенности в области системы консонантизма, которые имеют отражение в речи детей младшего школьного возраста.
Такими особенностями являются реализация мягких звуков [ч'] и [ш'ш'] в твердых звуках [ч] и [шш]- мягких звуков [р'] и [к] в твердых [р] и [к].
Ульяновскому территориальному диалекту свойственна регрессивная ассимиляция в звукосочетаниях [бм] [мм], [вн] -> [мн]- замещение звука [х] на [к] и наоборот, [к] на звук [х].
Диереза сонорного [и] в окончаниях личных форм глаголов настоящего времени и в окончаниях полных прилагательных женского, реже среднего рода также является весьма распространенным диалектным явлением.
7. Проведенный нами спректральный и осциллографический анализ речи детей младшего школьного возраста подтверждает исследование ульяновского диалектолога В. Ф. Барашкова [17], отмечающего наличие данных диалектных особенностей в ульяновском говоре (на материале исследования произношения дикторов старшего поколения).
Следует, однако, принять во внимание тот факт, что диалекто-говорящие дети составляют в настоящее время меньшую часть из учащихся младших классов по сравнению с диале кто говорящими представителями старшего поколения (из 120 детей Заволжского района лишь 13% оказались нашими дикторами, т. е. в их произношении обнаружены устойчивые диалектные признаки, из 110 детей Железнодорожного района — лишь 8%).
Однако, и этот, казалось бы, невысокий процент детей-диалектоносителей подтверждает устойчивость ульяновских диалектных особенностей, которые сохраняются в настоящее время и в речи младшего поколения.
8. Наиболее устойчивыми в речи детей-диалектоносителей оказались явления, употребление которых практически безразлично с V системно-функциональной точки зрения (например, твердый и мягкий варианты аффрикаты |ч| не противопоставлены друг другу, тогда как противопоставленность их другим фонемам очевидна).
Утрачены или утрачиваются прежде всего те явления, сфера распространения которых уже в момент картографирования была сужена, т. е. имели место параллельные варианты произношения или явление отмечалось лишь в определенных формах.
9. Поскольку среди младших школьников имеется какой-то процент диалектоносителей, то этот факт ни в коем случае нельзя игнорировать, т.к. с этими детьми необходимо проводить планомерную и систематическую работу по коррекции диалектного произношения в рамках школьных и внеклассных занятий. На основании данных описательного анализа может быть сформирована база для коррекционных упражнений.
Список литературы
- Аванесов Р.И. Общенародный язык и местные диалекты на разных этапах развития общества. М., 1954.
- Аванесов Р.И. О двух аспектах предмета диалектологии // Общеславянский лингвистический атлас / Отв. ред. Р. И. Аванесов. М., 1965.
- Аванесов Р.И. Очерки русской диалектологии. М., 1949.
- Аванесов Р.И. Вопросы методики наблюдений над говорами // Бюллетень диалектологического сектора ИРЯ АНСССР. 1948. Вып.2. С. 27.
- Акишина А.А. Структура целого текста. М., 1979.
- Алексеев Д.И. Об одной фонетической особенности владимирско-поволжских говоров // Уч. зап. Куйбышевск. пед. ин-та. Вып. 12. 1954. С. 62.
- Андреев Н.Д., Зиндер Л. Ф. О понятиях речевого акта, речи, речевой вероятности и языка // Вопросы языкознания. 1963. № 3. С. 1725.
- Баранникова Л.И. Русские народные говоры в советский период. Саратов, 1967.
- Баранникова Л.И. Социально-историческая обусловленность места разговорной речи в общенародном языке // Вопросы языкознания. 1970. № 3.
- Баранникова Л.И. К проблеме классификации говоров позднего заселения // Говоры территорий позднего заселения: Межвузовский сборник. Саратов, 1977. Вып.1. С.3−23.
- Баранникова Л.И. К проблеме социальной и структурной изменчивости диалекта // Вопросы социальной лингвистики / Под. ред. А. В. Десницкой и др. Л., 1969.
- Барашков В.Ф. Русские говоры Ульяновской области. Ульяновск, 1977.
- Барашков В.Ф. Лингвистическое краеведение в сельской школе. Ульяновск, 1979.
- Бахмутова Е.К. Атлас русских говоров Волго-Камья (постановка проблемы, история ее научной разработки) // Уч. зап. Казанск. ун-та. Т. 115. Кн.9. 1955.
- Бектаев К.Б., Белоцерковская Л. И., Пиотровский Р. Г. Норма-система-узус // Языковая норма и статистика. М., 1977. С.5−43.
- Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Новое в лингвистике. Вып.1У. М., 1965. С. 441.
- Богородицкий В.А. Исследование говора д.Белой Казанской губернии. Казань, 1900.
- Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. Казань, 1930. С. 17.
- Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1. М., 1963. С. 222.
- Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. Т.2. М., 1963.1963. С. 280.
- Бондаренко А.А. Работа по орфоэпии в начальных классах. Новосибирск: НГПИ, 1988.
- Бондарко Л.В. Фонетический фонд современного русского языка // Вопросы языкознания. 1989. № 3. С.15−19.
- Бондарко Л.В., Вербицкая Л. А., Зиндер Л. Р. Акустические характеристики безударности (на материале русского языка) // Структурная типология языков. М., 1966.
- Бондарко Л.В., Сетозарова Н. Д. О восприятии безударных слогов // Фонетика. Фонология. Грамматика. М., 1971. С.38−43.
- Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.
- Бондарко Л.В., Вербицкая Л. А. О фонетических характеристиках заударных флексий в современном русском языке // Вопросы языкознания. 1973. № 1. С.38−43.
- Бородина М.А. Проблемы лингвистической географии. М.-Л., 1966.
- Бородина М.А. Диалекты или региональные языки? // Вопросы языкознания. 1973. № 5. С.29−38.
- Бродович О.И. Вариативность грамматических единиц // Спорные вопросы английской грамматики / Отв. ред. В. В. Бурлакова. Л., 1989.
- Бродович О.И., Зыкова Н. Е. Вариативность глагольных форм в современных английских территориальных диалектах // Синтагматика и парадигматика морфологических форм / Отв. ред. Р. В. Иванова. Иваново, 1988.
- Брозович Д. Славянские стандартные языки и сравнительный метод // Вопросы языкознания. 1967. № 1.
- Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М., 1963.
- Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1970.
- Буланин JI.JI. Фонетика современного русского языка. М., 1970.
- Вандриес Ж. Язык. М., 1937.
- Вербицкая JI.A. Русская орфоэпия. JL, 1976.
- Вербицкая JI.A. О звуковых эталонах русской речи (на материале гласных) // Уч. зап. ЛГУ. Вып.69. № 325. 1964.
- Виноградов А.Б. Компьютерный анализ сигналов сложной формы. Ульяновск, 1997.
- Высотский С.С. Определение состава гласных фонем в связи с качеством звуков в севернорусских говорах (по материалам экспериментально-фонетического исследования) // Очерки по фонетике севернорусских говоров. М., 1967. С. 13.
- Высотский С.С. О звуковой структуре слова в русских говорах. Исследования по русской диалектологии. М., 1973.
- Высотский С.С. Экспериментально-фонетическое изучение русских говоров. М., 1969.
- Гвенцадзе Ц.А. Константность и вариативность фонотактических элементов // Вопросы языкознания. 1983. № 5. С.50−58.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. С. 6.
- Горбачева Е.Ф. О вариантах произношения в современных народных говорах // Говоры территорий позднего заселения. Вып.1. Саратов, 1977. С. 117.
- Горбачевич К. С. Вариативность слова и языковая норма на материале современного русского языка / Отв. ред. Ф. П. Филин. Л., 1978.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 1989.
- Горшкова К.В. Историческая диалектология русского языка. М, 1972.
- Григорьев В.И. Дифференциальные признаки русских ударных гласных // Вопросы языкознания. 1962. № 1. С.27−32.
- Гриценко Н.П. Удельные крестьяне Среднего Поволжья. Грозный, 1959. С.228−230.
- Гроссе Р. О соотношении языка и нации // Иностранные языки в школе. 1970. № 3. С.5−8.
- Даль В.М. О наречиях русского языка // Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т.1.
- Десница A.B. Об историческом содержании понятия «диалект» // Лингвизм и теоретические проблемы языкознания / Отв. ред. Ф. П. Филин. М., 1970.
- Дешериев Ю.Д. Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе. М., 1966.
- Домашнев А.И. О формах проявления современного немецкого языка // Проблемы ареальных контактов и социолингвистики / Отв. ред. АВ.Десницкая. Л., 1978.
- Домашнев А.И. Понятие структур современного немецкого языка в трудах В.М.Жирмунского // Вопросы языкознания. 1980. № 2. С. 112−114.
- Дукельский Н.И. Принципы сегментации речевого потока. М.-Л., 1962.
- Еремеева Г. А. Понятие словообразовательной нормы в диалектной речи // Исследования по истории и диалектологии русского языка. Алма-Ата, 1990. С.113−122.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся младших классов. М., 1991.
- Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // Начальная школа. 1991. № 8. С.25−28.
- Жирмунский В.М. О некоторых проблемах лингвистической географии // Вопросы языкознания. 1955. № 4. С. 10−12.
- Жирмунский В.М. Общее и германское языкознание. М., 1976.
- Жуковская Л.П. Типы лексических различий в диалектах русского языка // Вопросы языкознания. 1957. № 3.
- Журавлев В.К. Постулат непреложности фонетических законов и современная компаративистика // Вопросы языкознания. 1986. № 4. С.27−36.
- Заозерская Е.И. Торги и промыслы гостиной сотни Среднего Поволжья на рубеже ХУП-ХУШ вв. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. С. 22, 30, 76.
- Захарова К.Ф., Орлова В. Г. Диалектное членение русского языка. М., 1980.
- Зиндер Л.Р. Акустическая характеристика безударности. Структурная типология языков. М., 1966.
- Зиндер Л.Р., Касевич В. Б. Фонема и ее место в системе языка и речевой деятельности // Вопросы языкознания. 1989. № 6. С.29−38.
- Златоустова Л.В. Фонетическая структура слова в потоке речи. Казань, 1962.
- Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь. М., 1966.
- Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983.
- Касымова С.Д. О культуре и нормах устной речи // Русская речь. 1984. № 1. С.75−78.
- Касаткин Л.Л. Утрата <�ъ> в связи с процессом монофтонгизации дифтонгов в русском языке. Современные русские говоры. М., 1991. С. 14−22.
- Касаткин Л.Л. Прогрессивное ассимилятивное смягчение задненебных согласных в русских говорах. М., 1968.
- Кацнельсон С.Д. Звуковые законы и их внутренние механизмы / Отв. ред. М. П. Алексеев. М., 1976.
- Кириллова Т.В. Динамика диалектного вокализма в советский период. Калинин, 1980.
- Киров Е.Ф. Комплексный анализ мены а/о в говоре территории позднего заселения: Канд. дис. Казань, 1980.
- Клеянкин А.В. Хозяйство помещичьих и удельных крестьян в первой половине XIX в. Саранск, 1974. С. 42, 65.
- Коготкова Т.С. О местном «акценте» // Русская речь. 1969. № 4.
- Коготкова Т.С. Русская диалектная лексикология. Состояние и перспективы. М., 1979.
- Конрад Н.И. О «языковом существовании» // Японский лингвистический сборник. М., 1959. С. 8.
- Косериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. Вып.III. М., 1963.
- Котков С.И. Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М., 1980. С. 10.
- Крысин Л.П. О нормах произношения // Дошкольное воспитание. 1970. № 8. С.89−92.
- Крысин Л.П. Общеупотребительный язык и местные говоры // Дошкольное воспитание. 1974. № 2.
- Кузнецова А.М. О способах реализации аффрикат и соотносительных согласных в одном севернорусском говоре. Исследования по русской диалектологии. М., 1973.
- Кузнецова А.М. Некоторые вопросы фонетической характеристики явления твердости-мягкости согласных в русских говорах // Экспериментально-фонетическое изучение русских говоров. М., 1969.
- Кузнецова А.М. Изменения гласных под влиянием соседних мягких согласных. М., 1965.
- Кузнецов П.С. К вопросу о происхождении аканья // Вопросы языкознания. 1964. № 1. С.30−41.
- Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике / Под ред. М. С. Чемоданова. М., 1975. Вып.VII.
- Лабов У. О механизме языковых изменений // Новое в лингвистике / Под ред. М. С. Чемоданова. М., 1975. Bbin.VH. С.38−43,
- Лабов У. Отражение социальных процессов в языковых структурах // Там же, с. 49.
- Labow U. The social stratification in New York City. Washington, 1966. P.17−19.
- Ледяйкин В.И. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение феодальных отношений на территории Средней Волги. Край Симбирский. Саратов, 1989.
- Леонтьев A.A. Высказывание на предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. Синтаксис текста. М., 1979.
- Львов М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская H.H. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Мавродин В.В. Крестьянская борьба и общественно-политическая мысль в России в XVIII в. (1773−1790). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. С. 66.
- Максаков П.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. М., 1978.
- Мальмберг Б. Проблема метода в синхронной фонетике // Новое в лингвистике. Вып.Н. М., 1962.
- Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях. М., 1960.
- Марусанов В.Е. Изучение предлогов в школах с диалектным окружением // Уч. зап. Смоленск, гос. пед. ин-та. 1964. С. 85.
- Мелехова JI.В., Фомичева М. Ф. Речь дошкольников и ее исправление. М., 1967.
- Моисеев А.И. Звуковая система языка. Слоги и звуки речи // Наука и жизнь. 1978. № 1. С.151−153.
- Моисеев А.И. Буквы и звуки. М., 1969.
- Николаева Т.М. Интонация сложного предложения в славянских ,< языках. М., 1989.
- Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи // Вопросы культуры речи. Вып.1. М., 1955.
- Орлова В.Г. Русские народные говоры // Наука и жизнь. 1965. № 3.
- Осипов Б.И. К изучению фонетического строя детской речи по методу А.Н.Гвоздева. Системность языковых средств и их функционирования. Куйбышев, 1989. С. 179−185.
- Оссовецкий И.А. Словарь говора д.Деулино Рязанского р-на Рязанской области // Вопросы диалектологии восточно-славянских языков. М., 1964.
- Пауфошима Р.Ф. Некоторые вопросы, связанные с категорией глухости-звонкости согласных в говорах русского языка // Экспериментально-фонетическое изучение русских говоров. М., 1969.
- Пауфошима Р Ф. О переходе окающего предударного вокализма к акающему в одном севернорусском говоре (по данным спектрального анализа) // Очерки по фонетике севернорусских говоров. М., 1967.
- Пауфошима Р.Ф. Фонетика слова и фразы в севернорусских говорах. М., 1983. С. 36.
- Пауфошима Р.Ф. О связи характера примыкания и звукового эллипсиса с особенностями фонологической системы: на материале говоров русского языка // Русские диалекты. Лингвогеографиче-ский аспект. М., 1987. С.97−104.
- Пирогова Н.К. Шипящие в звуковой системе русского языка. Фонетические и фонологические характеристики // Вестник Мо-сковск. ун-та. Сер.9. Филология. 1983. № 2. С.22−30.
- Пирогова Н.К. Лингво-социальная природа орфоэпической нормы русского языка // Вестник Московск. ун-та. Сер.9. Филология. 1991. № 3. С. 19−25.
- Пожарицкая С.К. Изоглоссы типов предударного вокализма после мягких согласных на территории севернорусских говоров // Очерки по фонетике севернорусских говоров. М., 1967.
- Пожарицкая С.К. Проблема изменения <�е> в <�о> в северно-великорусском наречии в свете данных лингвистической географии // Вопросы диалектологии восточнославянских языков. М., 1964.
- Поляков О.В. Славянский аккузатив ед.ч. и один фонетический закон конца слова // Вопросы языкознания. 1992. № 4. С.84−89.
- Постовалова В.И. Историческая фонология и ее обоснования. Опыт логико-методологического анализа. М., 1978.
- Потебня A.A. Мысль и язык. Харьков, 1913. С. 25.• -
- Прогаммы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., 1994.
- Реформатский A.A. Введение в языковедение. М., 1967. С. 40.
- Реформатский A.A. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. М., 1979.
- Роптанова Е.Ф. Отражение диалектной звуковой системы в речи старших дошкольников (на материале акающих говоров северозападной части Ульяновской области): Канд. дис. М., 1990.
- Сепир Э. Язык. М., 1934. С. 116.
- Серова Н.П. о реализации гласных фонем в словоформах на стыке основы и флексии // Вестник Московск. ун-та. Сер.9. Филология. 1984. № 3. С.50−54.
- Сидоров В.Н. Умеренное яканье в среднерусских говорах и севернорусское еканье. Из истории звуков русского языка. М., 1966.
- Сидоров В.Н. Из истории звуков русского языка. М., 1965.
- Скобликова Е.С. К вопросу об особенностях безударного вокализма владимирско-поволжских говоров // Вопросы русской диалектологии. Куйбышев, 1965.
- Сталькова И.Л. Предударный гласный ы. этимологический в системе диссимилятивного аканья. Исследования по русской диалектологии. М., 1973.
- Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975. С. 18.
- Текучев A.B. Преподавание русского языка в диалектных условиях. М., 1974.
- Текучев A.B. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта. М., 1953.
- Тер-Минасова С.Г. К проблеме детской речи // Вопросы языкознания. 1969. № 4. С.107−112.
- Тимофеев В.П. Личность и языковая среда. М., 1990. С.7−9.
- Trudgill Р. Chambers. Oxford. 1980.
- Trudgill P. On dialect: social and geografical perspectives. Oxford. 1983. P.38−42.
- Trudgill P. Sex, covert prestige and linguistic change in the urban British English of Norwich // Language in Society. 1972. № 1.
- Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.
- Уфимцева А.А. Типы словесных знаков. М., 1973.
- Ушаков Д.Н. Московское произношение // Русская речь. 1968. № 8. С.43−49.
- Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1964.
- Фант Г. Анализ и синтез речи. Новосибирск, 1970.
- Филин Ф.П. К проблеме социальной обусловленности языка // Язык и общество / Отв. ред. Ф. П. Филин. М., 1968.
- Филин Ф.П. О так называемом «диалектном языке» // Вопросы языкознания. 1981. № 2.
- Филин Ф.П. Очерки по истории языкознания. М., 1982.
- Филин Ф.П. Актуальные проблемы диалектной лексикологии и лексикографии // Славянское языкознание. VII Международный съезд славистов. Варшава, 1973- М., 1973.
- ФомичеваМ.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1998.
- Фомин Д.С. К вопросу о фонеме ы. в русском языке // Русский язык в школе. 1976. № 5. С.66−69.
- Фролова И.А. Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся // Русский язык в школе. 1980. № 5. С.23−30.
- Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1966. С. 14.
- Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1963. С.20−21.
- Щерба Л.В. Фонетические таблицы лаборатории экспериментальной фонетики Ленинградского государственного университета // Вопросы языкознания. 1982. № 5. С. 119−126.