Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Диалектные произносительные особенности в речи младших школьников г. Ульяновска: Описательный и эксп. — фонетический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наблюдения показывают, что процент сохранения исконного варианта у детей, носителей территориального диалекта, едва ли зависит от позиции гласного (на месте этимологического е, % а), хотя процесс разрушения умеренного яканья в позиции на месте этимологического е после мягких перед твердыми проявляется в сужении круга слов с яканьем, практически ограничивается формами местоимений (йаво, фс’аму… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Методы лингвистического исследования
  • 2. Социолингвистические методы исследования
  • 3. Диалектные тексты
  • 4. Вариативность речевого поведения
  • 5. Историко-лингвистический очерк территории Ульяновской области
  • Глава I. Отражение диалектных произносительных особенностей в речи младших школьников г. Ульяновска
    • 1. 1. Подготовленная, полуподготовленная и неподготовленная речь дикторов
    • 1. 2. Описательный анализ диалектных особенностей детской речи
  • Глава II. Осциллографический и спектральный анализ звуков детской речи
    • 2. 1. Компьютерный анализ звуков речи
    • 2. 2. Система вокализма в речи младших школьников г. Ульяновска
      • 2. 2. 1. Предударный вокализм
      • 2. 2. 2. Гласные заударных слогов
    • 2. 3. Система консонантизма в речи младших школьников г. Ульяновска
  • Выводы

Диалектные произносительные особенности в речи младших школьников г. Ульяновска: Описательный и эксп. — фонетический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено изучению диалектных произносительных особенностей в речи учащихся младших классов нескольких школ г. Ульяновска.

В общеязыковедческом плане исключительный интерес, на наш взгляд, приобретает изучение русских говоров, которые на протяжении более или менее длительного времени существовали и развивались на одной территории и в тесном соприкосновении с языками неродственных систем, в том числе и литературным языком. Между тем обширное пространство Ульяновской области, на которой распространен русский язык (37,3 тыс.кв.км), обусловило то, что, несмотря на огромную работу, проводимую в нашей стране по изучению отдельных говоров, в этом регионе имеются районы, в диалектологическом отношении мало изученные.

Соприкосновение различных диалектных систем русского языка на территории Ульяновской области, их тесное взаимодействие позволяет говорить об ульяновском территориальном говоре как о своеобразном языковом явлении, имеющем ряд специфических черт [17- 18- 92- 12].

Как правило, материалом для диалектологических исследований является речь взрослого и даже преимущественно пожилого человека. В работах современных диалектологов встречаются лишь разрозненные замечания о речи детей младшего школьного возраста, хотя еще В. А. Богородицкий писал о том, что «диалектологические наблюдения должны захватывать и говор маленьких, иначе исследование будет неполным» [22, с. 16].

Недостаточное внимание к речи диалетктоносителей младшего возраста связано с пониманием большинством авторов того места, которое занимают младшие школьники при выделении в пределах говора различных культурно-возрастных слоев [87, с.320]. Традиционно их речь определяется как «практически точная копия речи старшего поколения» [7, с.27]. Поэтому звуковые, да и морфологические системы младших школьников-диалектоносителй интерпретируются как архаические, следовательно, не требующие специального изучения. Подобная установка на современном этапе представляется спорной, поскольку многими исследователями не учитываются изменения, происшедшие за последние годы в структуре и жизнедеятельности сельской семьи: отделение молодых после свадьбы, воспитание детей главным образом родителями, посещение практически всеми дошкольниками детского сада, более высокий уровень образования у молодых родителей, их переезд на постоянное местожительство в город и т. д. На речь детей влияет речь всех их близких, воспитателей, сверстников, результат же этого в полном объеме остается в диалектологии практически неизученным.

Вопросам культуры детской речи посвящено в последнее время несколько работ, из которых можно выделить такие: «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников» (авторы Бондаренко A.A., Каленчук M. JL) — «Основы культуры речи» (автор Головин Б.Н.), статьи Касымовой С. Д. «О культуре и нормах устной речи» [83], Крысина Л. Д. «О нормах произношения» [96- 97], Фроловой И. А. «Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся» [166]. Вопросам литературной нормы и культуры речи посвящены работы Горбачевича К. С. [54−57], Вербицкой J1.A. [42−44], статьи Горбушиной JI.A. [58], Еремеевой Г. А. [69], Тер-Минасовой С.Г. [149].

Методика преподавания орфоэпии в учебном процессе представлена в работах Текучева A.B. [147−148], Фомичевой М. В. [164],.

Максакова П.Н. [112], Мелеховой JI.B. и Фомичевой М. Ф. [116], Львова М. Р. и Рамзаевой Т. Г. [110], Аванесова Р. И. [3−6].

Ульяновские диалектные особенности были описаны проф. Барашковым В. Ф. в книгах «Русские говоры Ульяновской области» и «Лингвистическое краеведение в сельской школе», а также Роптано-вой Е.Ф. в диссертационном исследовании «Отражение диалектной звуковой системы в речи старших дошкольников (на материале акающих говоров северо-западной части Ульяновской области)» [17- 18- 139].

Все перечисленные научные исследования имеют практическую значимость, однако в настоящее время нет ни одного методического пособия по коррекции диалектного произношения дошкольников или школьников, адаптированного к местным условиям, к определенному диалектному региону, тогда как такая работа может стать результатом только специального изучения детской речи.

Из работ, представляющих интерес в этой области, можно назвать следующие: Кусова М. А., Михайлова O.A. «Типичные отклонения от нормы в речи младших школьников и их причины» [103], А. Н. Гвоздева [122], Третьякова Т. Н. «Перспективные направления описания детской диалогической речи» [154].

Актуальность темы

исследования.

Недостаточная изученность произносительных особенностей речи детей — младших школьников, носителей современных диалектов, делает актуальным исследование в этой области. Актуальность ее также в том, что предоставляется возможность смоделировать процесс образования койне детской речи — общего наречия, образующегося на основе смешения родственных диалектов и городского просторечия.

Цель исследования.

Данное исследование имеет две цели: 1) установить и зафиксировать имеющиеся факты отражения областных диалектных особенностей на фонетико-фонологическом уровне в речи учащихся младших классов городских школ- 2) дать системное описание фонетических систем (вокализма и консонантизма) речи детей-диалекто-носителей города Ульяновска.

Этими целями обусловлены задачи исследования:

— выявить диалектные особенности в речи детей младшего школьного возраста;

— описать их на основе данных экспериментально-фонетического анализа;

— классифицировать выявленные произносительные особенности детской речи в контексте диалектного окружения.

Научная новизна.

Впервые проведен системный анализ речевых особенностей де-тей-диалектоносителей, учащихся младших классов школ г. Ульяновска с применением нового в диалектологических исследованиях компьютерного анализа речи, являющегося наиболее продуктивным и современным методом научного анализа.

Практическая значимость работы.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов русской диалектологии, фонетики современного русского языка, методики орфоэпии на факультетах языка и литературы, начального и дошкольного обучения, логопедии педагогических вузов, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах вузов. а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах вузов.

Материалы и источники.

Материалом исследований послужили сделанные автором в ходе наблюдений в школах в период с 1992 по 1997 год транскрипционные и магнитофонные (12 часов звучания) записи речи 200 детей младшего школьного возраста (1−4 классы) — жителей Заволжского и Железнодорожного районов города Ульяновска.

По данным многих исследователей (Текучева А.В., Фомичевой М. В., Максаковой П. Н., Соловьевой О.И.), к 5−7 годам у детей почти полностью формируется звуковая система, довольно обширен словарь и грамматический строй. Выбранные нами для исследования возрастные рамки обусловлены, во-первых, неудовлетворительной успеваемостью детей-диалектоносителейво-вторых, более сложной их психологической адаптацией к школе, по сравнению с другими детьмив-третьих, тем, что именно начальный этап обучения наиболее благоприятен для исправления диалектных ошибок в речи детей.

В нашей работе представлена речь 43 детей с диалектными отклонениями в произношении. Данные экспериментального анализа в Приложении содержат 173 сегмента: 90 осциллограмм отдельных звуков (рис. 1−70), 56 спектрограмм отдельных звуков (рис. 117−173), 46 осциллограмм слов (рис.71−116).

Для анализа в сопоставительном плане привлекались данные «Атласа русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы» (1957) и «Диалектологического атласа русского языка» (1986), материалы диалектологических экспедиций УГПИ (80−90 годов).

Методы исследования.

Специфика объекта исследования, цели и поставленные задачи обусловили выбор методов исследования. В качестве основного используется описательный метод, включающий в себя наблюдение, интерпретацию, классификацию и обобщение полученного материала. Применяется также сопоставительный метод, включающий в себя сопоставление речи детей с диалектными произносительными отклонениями от нормы и литературная речь взрослых (Бондарко Л.В., 31). При интерпретации материала учитывался фактор ареального распространения явлений.

В составе комплексного метода изучения диалектных явлений в произношении младших школьников нами используется экспериментально-фонетическая методика. В этой области широко известны труды С. С. Высотского [47−49], Р. Ф. Пауфошимы [125−128], Л. В. Златоустовой [80], З. М. Альмухамедовой [10], Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкой, Л. Р. Зиндера [42−44- 28−32- 78−79]. При этом мы исходили из взаимосвязи акустических свойств и артикуляционной характеристики гласных звуков.

Апробация работы.

Сообщения о результатах исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики начального обучения УлГПУ, кафедры гуманитарных наук УлГУ, на научно-практических конференциях в вузах г. Ульяновска.

Материалы исследования нашли отражение в следующих публикациях:

1. Использование перфокарт при обучении фонетике в вузе: Матер. н.-практ. конф. Новокузнецк: ИУУ, 1994. 3 с.

2. Орфоэпическая работа в младшей и средней школе: Матер, н.-практ. конф. Минск: МИГПИ, 1994. 4 с.

3. Значение орфоэпической работы в младших классах: Матер, н.-практ. конф. Ч. Н. Курск, 1996. 3 с.

4. Психолого-педагогическое обоснование работы по коррекции диалектного произношения: Матер. Междунар. н.-практ. конф. Ч. П. Чебоксары, 1996. 3 с.

5. Методы исследования орфоэпических ошибок в речи младших школьников: Матер, н.-практ. конф. Ульяновск: фМГУ, 1994. 0,5 п.л.

6. Анализ некоторых орфоэпических ошибок в речи младших школьников // Труды молодых ученых. Ульяновск: УлГУ, 1996.8 с.

7. Диалектные гиперизмы в речи детей г. Ульяновска // Труды молодых ученых. Ульяновск: УлГУ, 1996. 6 с.

8. Методика организации орфоэпической работы в младших классах: Методические рекомендации для учителей г. Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновск, 1998. 1,5 п.л.

9. Экология культуры и экология языка в современной системе образования: Матер. VI Всероссийской н.-практ. конф., посвященной Дню славянской культуры. Ульяновск, 1998. 12 с.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Выводы.

Таким образом, наше исследование показало наличие в говоре г. Ульяновска и Ульяновской области (по материалам исследования произношения дикторов младшего школьного возраста) более или менее устойчивых диалектных особенностей: аканье в предударных и заударных позициях, оканье в тех же позициях, еканье в тех же позициях, иканье в аналогичных позициях. Весьма распространенным фонетическим явлением в нашей области является предударное ука-нье. предударное и заударное ыканье.

Система ульяновского территориального диалекта также имеет индивидуальные особенности, среди которых наибольшее распространение получила диереза йота в различных грамматических формах, диереза губно-зубного [в] и губно-губного [б] в положении между гласнымипроизнесение твердых [ч], [шш] на месте мягких [ч'], [ш'ш'], причем [ш'ш'] может быть представлен как [ш'ч*], [ч] и К]- произнесение твердых согласных на месте мягких: [р] на месте р’Ь.

Вообще в ульяновском говоре наблюдается довольно большое количество замен согласных звуков на другие согласные, близкие по происхождению: [бм] -> [мм], [к] [х] и, наоборот, [х] [к]- [г] -> [х] и [г] [у]- [ф] [в], [в] [м].

Наблюдения показывают, что процент сохранения исконного варианта [а] у детей, носителей территориального диалекта, едва ли зависит от позиции гласного (на месте этимологического е, % а), хотя процесс разрушения умеренного яканья в позиции на месте этимологического е после мягких перед твердыми проявляется в сужении круга слов с яканьем, практически ограничивается формами местоимений (йаво, фс’аму), т. е. умеренное яканье в речи городских детей-диалектоносителей перешло за рамки позиционной обусловленности, лексикализовалось. Лексикализация именно этих слов (ударное еканье в местоимениях у т' и бv е, у м’ин’е'- ударное ёканье с переносом ударения в притяжательных местоимениях мах о’ва, тва' о’ва), видимо, обусловлена тем, что дети очень часто употребляют местоимения в своих высказываниях в силу их особого обобщенного и абстрактного значения.

Вариант |а| встречается на месте этимологического ъ в неограниченном круге слов, т. е. тенденции к лексикализации отдельных групп слов не обнаружено (в л’асу, н’асу, с л' ады), значителен процент сохранения варианта |а| в позиции на месте этимологического, а после мягкого перед твердым (т' araft).

В положении между мягкими согласными фонемы |а|, |о|, |е| реализуются в речи детей в аллофоне Щ, редко [е]. т. е. процесс изменения исходной системы затронул и это звено: число случаев произношения [и] значительно преобладает (уже в 50-е годы в территориальном диалекте Ульяновской области отмечалась вариативность в этой позиции) — в речи младших школьников практически полностью утрачены элементы различения гласных между мягкими согласными.

В звуковых системах информантов — младших школьников, носителей умеренного яканья, исходный характер вокализма после отвердевших шипящих и [ц] претерпел значительные изменения: произношение [а] перед твердым согласным сохраняется лишь в словах цана, чаваш, нъчавал, часы, ф чар а, и очень редко и вариативно произнесение [а] в местоимениях чаво', н’ич’аво.

Сопоставление системы заударного вокализма после твердых согласных у детей-диалектоносителей позволило сделать вывод о том, что сфера распространения отдельных вариантов сузилась. Так, в речи младших школьников реже, чем в 40−50-е годы, встречался вариант [а] на месте фонемы |о| в заударном конечном открытом и в заударном неконечном слогах. Старомосковская орфоэпическая норма в начале XX в. во всех безударных глагольных окончаниях 3-го лица мн.ч. наст.вр. допускала произнесение звука [у]: лю[бгут], во[д'ут]" [166], это заударное «уканье-' свидетельствующее о неразличении глаголов I и II спряжения, распространено и в настоящее время в речи детей г. Ульяновска.

Наблюдения показали, что у детей утрачены некоторые специфические явления в области реализации губных согласных. Не зафиксированы аллофоны [хх хв, хв п, пх] на месте фонем |ф|, |ф'|, что связано с общей утратой такого произношения в ульяновских говорах (уже в момент картографирования диалектные замены губно-зубных спирантов |ф|, |фч| отмечались только в одном населенном пункте параллельно с реализациями фонем |ф|, |ф" | в аллофонах [ф], [ф']- Не отмечено в речи младших школьников и бытовавшее ранее в говорах диссимилятивное смягчение губных перед мягкими заднеязычными (та'п'к'и, лап’к’и) — в настоящее время в речи детей губные перед мягкими заднеязычными реализуются только в твердом аллофоне. Уже к моменту картографирования в большинстве акающих говоров области ясно обозначилась тенденция к отвердению губных, поскольку имелись параллельные варианты. Вместе с тем в речи детей зафиксировано уподобление двух соседних согласных по способу образования в ограниченном круге слов: амман, / / аммароз’ил, амм' ишун' иле" а, когда полностью утрачивается смычка у взрывного согласного, находящегося рядом с сонорным того же места образования, в результате чего консонантная группа [бм] реализуется долгим сонорным согласным [мм].

Реализация переднеязычных зубных фонем |с|, |с*|, |з|, |з'|, |т|, |т'|, |д|, |д'| в речи детей г. Ульяновска во многом отличается от реализации этой группы согласных в речи взрослых в 40−50 годах (на момент картографирования): шепелявое произношение мягких свистящих и произношение [т дч] со значительными фрикативными элементами (свистящим и шипящим), характерные для диалектных систем края в прошлом, в настоящее время отсутствуют.

Переднеязычные передненёбные |ж|, |ш| реализуются в речи младших школьников городских школ в основном в тех же аллофонах, что и в литературном языке. Однако в речи детей обнаружены мягкие аллофоны этих фонем, имевшие место в прошлом в изучаемых говорах (ж'ил, ш* ил, ш' иро’кай — 2,7% опрошенных детей Заволжского района- 5,9% Железнодорожного района).

Для ульяновского территориального диалекта характерно даже при наличии в говоре самостоятельной мягкой глухой и долгой шипящей фонемы |дГ| сохранение твердого произношения долгого глухого шипящего: ишшо, ишшы, шшас. Основная причина устойчивости твердого произношения мягкой фонемы |яГ| в говорах Ульяновской области заключается в том, что с системно-функциональной | точки выбор твердого-мягкого варианта практически безразличен. Вариант [шч, ч ш" ч ч] на месте мягкого долгого шипящего внутри морфем менее распространен в речи детей: ч’аст’йе, чыпайецаа, шчука, ипГч’б.

Консонантная система младших школьников г. Ульяновска содержит две аффрикаты: зубную глухую |ц[ и передненёбную глухую |ч|. Реализация фонемы |ц| в речи городских детей ничем не отличается от реализации этой фонемы в литературном языке. Аллофон [ц] на месте фонемы |ч'| зафиксирован лишь один раз у одного информанта в слове доцка. Реализация фонемы |ч| в твердом аллофоне типична для ульяновского территориального диалекта. Устойчивость твердого произношения мягкой аффрикаты |ч| вызвана прежде всего фонологическими причинами: твердые и мягкие варианты аффрикаты не противопоставлены друг другу, в то время как противопоставленность их другим фонемам очевидна независимо от типа огласовки (твердой или мягкой). Следует учитывать вариативность произнесения фонемы |ч| в твердом-мягком-полумягком аллофоне у одних и тех же лиц: чысы, ч иытырчи, ч’евб. Анализ колебаний различных по признаку твердости-мягкости аллофонов фонемы |ч| у одних и тех же детей показал, что трудно отметить однозначную твердую позиционную обусловленность появления тех или иных аллофонов. В целом сфера распространения полумягкого аллофона [ч*] расширяется (как следствие усвоения мягкой шипящей аффрикаты) и мягкого аллофона [ч']> который является показателем конечного результата этого усвоения.

Немаловажным является тот факт, что у некоторых детей расширена сфера распространения твердого аллофона [р]: твердый сонорный отмечен в словах с предшествующими твердыми заднеязычными: в грыз’и, грыбы, а также с переднеязычным [т]: трыво'-га, трышшыт (5,4% опрошенных в Заволжском районе- 5,9% в Железнодорожном).

Фонема [] занимает особое положение в ульяновском территориальном диалекте: она не входит ни в один из соотносительных рядов, употребление ее в определенных положения факультативно, т. е. фонема может реализоваться в нулевом аллофоне. Сфера употребления нулевого аллофона на месте фонемы |Л в консонантной системе младших школьников расширена: имеет место стяжение гласных в результате утраты интервокального [Л в личных формах глаголов, полных форм прилагательных, притяжательных местоимениях: думат, б’елу, глупа, твавб (19% Заволжского района- 17,6% Железнодорожного района). Несмотря на значительную устойчивость диалектного явления, очевидна тенденция к вытеснению стяженных форм нестяженными: одни и те же информанты употребляют параллельно формы со стяжением и без него.

Реализация заднеязычных фонем в фонетических системах от младших школьников г. Ульяновска в целом не отличается этих фонем в литературном языке. Вместе с тем отмечены варианты произнесения [у] на месте взрывного |г|: боуатый, до’роуо, дарбуа, а также аллофон [к] на месте фонемы |х|: клv е’п, аклад' и, коч' ут, кач’у (хочу). Аллофон [х] на месте [к] в конце слова на месте этимологического |г|: Друх, врах, с мох-составляет очень большой процент реализаций: 25,68% опрошенных детей в Заволжском районе, 17,64% в Железнодорожном. Нулевой аллофон на месте фонемы |г| в наречиях када, та да (точно так же, как и произнесение тока, скока) перед взрывными твердыми согласными в настоящее время сохраняется в просторечии, говорах либо имеет место в беглой литературной речи.

В ульяновском территориальном диалекте также имеет место реализация нулевого аллофона на месте звонкого спиранта |в| и губ-но-губного звонкого |б|: к, а о", заут, баушка. Подобного рода зияния довольно широко распространены и в речи младших школьников города.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное экспериментальное исследование диалектных особенностей в речи младших школьников г. Ульяновска с применением метода комплексного анализа позволяет сделать следующее заключение.

1. Система ударного вокализма речи младших школьников соответствует системе литературного языка, т. е. в нем различается 5 гласных фонем: [а], [о], [е], [и/ы], [у].

2. В произношении информантов гласные 1-го предударного слога [е] на месте этимологических [е], [ъ]- [и] на месте [е], [$]- [у] на месте этимологического [о]- [" а] на месте [е], [и] находятся в сильном положении, т. е. в этом положении различаются те же гласные, что и под ударением.

Гласный [о] в 1-ом предударном слоге в меньшей степени, чем [а], сохраняет свое качество, т. е. предударное оканье в говоре практически никак не проявляет себя в речи учащихся младшего школьного возраста.

Звуки [у], [ы], [и] в 1-ом предударном слоге характеризуются теми же частотными значениями И и Ш, что и ударные [у], [ы], [и].

Звук [и] на месте [е] независимо от его этимологии по спектральной характеристике не отличается от ударного [и].

Произношение ['о] вместо [е], имевшее место в говоре г. Ульяновска и Ульяновской области, сейчас почти не встречается.

По мощности и длительности гласные 1-го предударного слога отличаются от соответствующих ударных гласных. Они почти вдвое короче ударных гласных, по мощности уступают ударным на треть. Это уменьшение в длительности и мощности одинаково для гласных верхнего и неверхнего подъема.

3. Во 2-ом, 3-ем предударных слогах абсолютного начала слова спорадически встречается явление оканья и иканья: [о] и [и] на месте этимологического [о]. Явление уканья широко представлено в ульяновском говоре, как и в других говорах Владимирско-Поволжского типа. Спектральный анализ показал усиление лабиализации гласного [о] в предударных словах абсолютного начала слова к концу звучания, что приближает его к тембру [у]. По всей вероятности, в абсолютном начале предударного слога гласный [о] еще больше лабиализуется, в результате чего происходит изменение его на звук [у].

4. После твердых согласных во 2-ом и 3-ем предударных слогах на месте [а], [о] употребляется один и тот же звук, по спектральной характеристике соответствующий гласному среднего подъема среднего ряда [ъ].

После мягких согласных в этой позиции на месте [а], ['а] произносится звук, по спектральной характеристике соответствующий гласному среднего подъема переднего ряда [ь].

В положении ГА1 и ГАГ [е] реализуется также в звуке [и] и в звуке [е]. Частотные значения Б1 и БН [е] этимологического и [е]в этих позициях соответствуют значениям ударного [е].

В нескольких словах типа «молодец», «водопровод» во 2-ом и 3-ем предударных слогах [о] реализуется в звуке [а], эти слова произносятся детьми как бы по слогам, «нараспев» .

Длительность и мощность гласного в 3-ем предударном слоге или равны, или несколько больше длительности и мощности гласного во 2-ом предударном слоге, но меньше, чем в 1-ом предударном слоге.

5. В заударной позиции на месте [е], [ы], ['а] выступает [и]. В некоторых существительных окончание [е] или в глагольных окончаниях II спряженияишь, -ит произносятся как п о с одх е ш, ув’ид’ет, паложеш, в ул’а’нск^е (в Ульяновске), [е] в этой позиции — гласный среднего подъема переднесреднего ряда, по частотным значениям Р1 и БП соответствующий ударному [е] говора в позиции после мягкого согласного перед твердым.

Широко распространено в речи опрошенных детей аканье в заударной позиции открытого конца слова в глаголах настоящегобудущего времени и в форме повелительного наклонения: буд’ит’а, ид’йт’а, а также в некоторых отдельных словах. В окончаниях полных прилагательных женского рода ед.ч. в.п. -ую, -юю также отмечена реализация [у] в звуке [а].

Длительность и мощность гласных открытого конца слова обычно на 20−25% меньше длительности и мощности ударных гласных. В некоторых случаях их длительность и мощность может быть равной ударному гласному или даже превышать их. Сохранение длительности и мощности способствует произношению в этой позиции гласных полного образования.

Длительность гласных ульяновского территориального диалекта больше длительности гласных литературного языка в этой позиции, что характерно для говоров владимирско-поволжской группы. Удлинение конечного участка открытых заударных гласных происходит за счет его упереденности по сравнению со средним участком. Этот упереденный участок имеет и-образное звучание.

В закрытом заударном слоге после твердых согласных употребляется звук [ъ] на месте [а] и [о], по спектральной характеристике приближающийся к звуку [ъ] во 2-ом предударном слоге на месте [а] и [о], лишь в слове «некоторые» произнесение [о] заударного встретилось в речи четверых дикторов из всех опрошенных.

Спектральная характеристика гласных [у], [и], [ы] в заударной позиции соответствует их частотным значениям в ударной позиции.

Довольно распространено в речи детей явление заударной мены на [у охватывающее неограниченный круг существительных ср.р. ед.ч. в в.п., ряд наречий и частиц.

По длительности и мощности гласные закрытого заударного слога чуть больше соответствующих гласных в позиции 2-го предударного слога.

Более слабыми позициями в произношении младших школьников являются позиции 2-го предударного слога и заударного неконечного, что в некоторых случаях приводит к максимальной качественной и количественной редукции.

6. Для ульяновского говора характерны некоторые диалектные особенности в области системы консонантизма, которые имеют отражение в речи детей младшего школьного возраста.

Такими особенностями являются реализация мягких звуков [ч'] и [ш'ш'] в твердых звуках [ч] и [шш]- мягких звуков [р'] и [к] в твердых [р] и [к].

Ульяновскому территориальному диалекту свойственна регрессивная ассимиляция в звукосочетаниях [бм] [мм], [вн] -> [мн]- замещение звука [х] на [к] и наоборот, [к] на звук [х].

Диереза сонорного [и] в окончаниях личных форм глаголов настоящего времени и в окончаниях полных прилагательных женского, реже среднего рода также является весьма распространенным диалектным явлением.

7. Проведенный нами спректральный и осциллографический анализ речи детей младшего школьного возраста подтверждает исследование ульяновского диалектолога В. Ф. Барашкова [17], отмечающего наличие данных диалектных особенностей в ульяновском говоре (на материале исследования произношения дикторов старшего поколения).

Следует, однако, принять во внимание тот факт, что диалекто-говорящие дети составляют в настоящее время меньшую часть из учащихся младших классов по сравнению с диале кто говорящими представителями старшего поколения (из 120 детей Заволжского района лишь 13% оказались нашими дикторами, т. е. в их произношении обнаружены устойчивые диалектные признаки, из 110 детей Железнодорожного района — лишь 8%).

Однако, и этот, казалось бы, невысокий процент детей-диалектоносителей подтверждает устойчивость ульяновских диалектных особенностей, которые сохраняются в настоящее время и в речи младшего поколения.

8. Наиболее устойчивыми в речи детей-диалектоносителей оказались явления, употребление которых практически безразлично с V системно-функциональной точки зрения (например, твердый и мягкий варианты аффрикаты |ч| не противопоставлены друг другу, тогда как противопоставленность их другим фонемам очевидна).

Утрачены или утрачиваются прежде всего те явления, сфера распространения которых уже в момент картографирования была сужена, т. е. имели место параллельные варианты произношения или явление отмечалось лишь в определенных формах.

9. Поскольку среди младших школьников имеется какой-то процент диалектоносителей, то этот факт ни в коем случае нельзя игнорировать, т.к. с этими детьми необходимо проводить планомерную и систематическую работу по коррекции диалектного произношения в рамках школьных и внеклассных занятий. На основании данных описательного анализа может быть сформирована база для коррекционных упражнений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.И. Общенародный язык и местные диалекты на разных этапах развития общества. М., 1954.
  2. Р.И. О двух аспектах предмета диалектологии // Общеславянский лингвистический атлас / Отв. ред. Р. И. Аванесов. М., 1965.
  3. Р.И. Очерки русской диалектологии. М., 1949.
  4. Р.И. Вопросы методики наблюдений над говорами // Бюллетень диалектологического сектора ИРЯ АНСССР. 1948. Вып.2. С. 27.
  5. А.А. Структура целого текста. М., 1979.
  6. Д.И. Об одной фонетической особенности владимирско-поволжских говоров // Уч. зап. Куйбышевск. пед. ин-та. Вып. 12. 1954. С. 62.
  7. Н.Д., Зиндер Л. Ф. О понятиях речевого акта, речи, речевой вероятности и языка // Вопросы языкознания. 1963. № 3. С. 1725.
  8. Л.И. Русские народные говоры в советский период. Саратов, 1967.
  9. Л.И. Социально-историческая обусловленность места разговорной речи в общенародном языке // Вопросы языкознания. 1970. № 3.
  10. Л.И. К проблеме классификации говоров позднего заселения // Говоры территорий позднего заселения: Межвузовский сборник. Саратов, 1977. Вып.1. С.3−23.
  11. Л.И. К проблеме социальной и структурной изменчивости диалекта // Вопросы социальной лингвистики / Под. ред. А. В. Десницкой и др. Л., 1969.
  12. В.Ф. Русские говоры Ульяновской области. Ульяновск, 1977.
  13. В.Ф. Лингвистическое краеведение в сельской школе. Ульяновск, 1979.
  14. Е.К. Атлас русских говоров Волго-Камья (постановка проблемы, история ее научной разработки) // Уч. зап. Казанск. ун-та. Т. 115. Кн.9. 1955.
  15. К.Б., Белоцерковская Л. И., Пиотровский Р. Г. Норма-система-узус // Языковая норма и статистика. М., 1977. С.5−43.
  16. Э. Уровни лингвистического анализа // Новое в лингвистике. Вып.1У. М., 1965. С. 441.
  17. В.А. Исследование говора д.Белой Казанской губернии. Казань, 1900.
  18. В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. Казань, 1930. С. 17.
  19. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1. М., 1963. С. 222.
  20. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. Т.2. М., 1963.1963. С. 280.
  21. А.А. Работа по орфоэпии в начальных классах. Новосибирск: НГПИ, 1988.
  22. Л.В. Фонетический фонд современного русского языка // Вопросы языкознания. 1989. № 3. С.15−19.
  23. Л.В., Вербицкая Л. А., Зиндер Л. Р. Акустические характеристики безударности (на материале русского языка) // Структурная типология языков. М., 1966.
  24. Л.В., Сетозарова Н. Д. О восприятии безударных слогов // Фонетика. Фонология. Грамматика. М., 1971. С.38−43.
  25. Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.
  26. Л.В., Вербицкая Л. А. О фонетических характеристиках заударных флексий в современном русском языке // Вопросы языкознания. 1973. № 1. С.38−43.
  27. М.А. Проблемы лингвистической географии. М.-Л., 1966.
  28. М.А. Диалекты или региональные языки? // Вопросы языкознания. 1973. № 5. С.29−38.
  29. О.И. Вариативность грамматических единиц // Спорные вопросы английской грамматики / Отв. ред. В. В. Бурлакова. Л., 1989.
  30. О.И., Зыкова Н. Е. Вариативность глагольных форм в современных английских территориальных диалектах // Синтагматика и парадигматика морфологических форм / Отв. ред. Р. В. Иванова. Иваново, 1988.
  31. Д. Славянские стандартные языки и сравнительный метод // Вопросы языкознания. 1967. № 1.
  32. Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М., 1963.
  33. Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1970.
  34. JI.JI. Фонетика современного русского языка. М., 1970.
  35. . Язык. М., 1937.
  36. JI.A. Русская орфоэпия. JL, 1976.
  37. JI.A. О звуковых эталонах русской речи (на материале гласных) // Уч. зап. ЛГУ. Вып.69. № 325. 1964.
  38. А.Б. Компьютерный анализ сигналов сложной формы. Ульяновск, 1997.
  39. С.С. Определение состава гласных фонем в связи с качеством звуков в севернорусских говорах (по материалам экспериментально-фонетического исследования) // Очерки по фонетике севернорусских говоров. М., 1967. С. 13.
  40. С.С. О звуковой структуре слова в русских говорах. Исследования по русской диалектологии. М., 1973.
  41. С.С. Экспериментально-фонетическое изучение русских говоров. М., 1969.
  42. Ц.А. Константность и вариативность фонотактических элементов // Вопросы языкознания. 1983. № 5. С.50−58.
  43. .Н. Основы культуры речи. М., 1988. С. 6.
  44. Е.Ф. О вариантах произношения в современных народных говорах // Говоры территорий позднего заселения. Вып.1. Саратов, 1977. С. 117.
  45. К. С. Вариативность слова и языковая норма на материале современного русского языка / Отв. ред. Ф. П. Филин. Л., 1978.
  46. К.С. Нормы современного русского языка. М., 1989.
  47. К.В. Историческая диалектология русского языка. М, 1972.
  48. В.И. Дифференциальные признаки русских ударных гласных // Вопросы языкознания. 1962. № 1. С.27−32.
  49. Н.П. Удельные крестьяне Среднего Поволжья. Грозный, 1959. С.228−230.
  50. Р. О соотношении языка и нации // Иностранные языки в школе. 1970. № 3. С.5−8.
  51. В.М. О наречиях русского языка // Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т.1.
  52. A.B. Об историческом содержании понятия «диалект» // Лингвизм и теоретические проблемы языкознания / Отв. ред. Ф. П. Филин. М., 1970.
  53. Ю.Д. Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе. М., 1966.
  54. А.И. О формах проявления современного немецкого языка // Проблемы ареальных контактов и социолингвистики / Отв. ред. АВ.Десницкая. Л., 1978.
  55. А.И. Понятие структур современного немецкого языка в трудах В.М.Жирмунского // Вопросы языкознания. 1980. № 2. С. 112−114.
  56. Н.И. Принципы сегментации речевого потока. М.-Л., 1962.
  57. Г. А. Понятие словообразовательной нормы в диалектной речи // Исследования по истории и диалектологии русского языка. Алма-Ата, 1990. С.113−122.
  58. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся младших классов. М., 1991.
  59. П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // Начальная школа. 1991. № 8. С.25−28.
  60. В.М. О некоторых проблемах лингвистической географии // Вопросы языкознания. 1955. № 4. С. 10−12.
  61. В.М. Общее и германское языкознание. М., 1976.
  62. Л.П. Типы лексических различий в диалектах русского языка // Вопросы языкознания. 1957. № 3.
  63. В.К. Постулат непреложности фонетических законов и современная компаративистика // Вопросы языкознания. 1986. № 4. С.27−36.
  64. Е.И. Торги и промыслы гостиной сотни Среднего Поволжья на рубеже ХУП-ХУШ вв. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. С. 22, 30, 76.
  65. К.Ф., Орлова В. Г. Диалектное членение русского языка. М., 1980.
  66. Л.Р. Акустическая характеристика безударности. Структурная типология языков. М., 1966.
  67. Л.Р., Касевич В. Б. Фонема и ее место в системе языка и речевой деятельности // Вопросы языкознания. 1989. № 6. С.29−38.
  68. Л.В. Фонетическая структура слова в потоке речи. Казань, 1962.
  69. В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь. М., 1966.
  70. В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983.
  71. С.Д. О культуре и нормах устной речи // Русская речь. 1984. № 1. С.75−78.
  72. Л.Л. Утрата <�ъ> в связи с процессом монофтонгизации дифтонгов в русском языке. Современные русские говоры. М., 1991. С. 14−22.
  73. Л.Л. Прогрессивное ассимилятивное смягчение задненебных согласных в русских говорах. М., 1968.
  74. С.Д. Звуковые законы и их внутренние механизмы / Отв. ред. М. П. Алексеев. М., 1976.
  75. Т.В. Динамика диалектного вокализма в советский период. Калинин, 1980.
  76. Е.Ф. Комплексный анализ мены а/о в говоре территории позднего заселения: Канд. дис. Казань, 1980.
  77. А.В. Хозяйство помещичьих и удельных крестьян в первой половине XIX в. Саранск, 1974. С. 42, 65.
  78. Т.С. О местном «акценте» // Русская речь. 1969. № 4.
  79. Т.С. Русская диалектная лексикология. Состояние и перспективы. М., 1979.
  80. Н.И. О «языковом существовании» // Японский лингвистический сборник. М., 1959. С. 8.
  81. Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. Вып.III. М., 1963.
  82. С.И. Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М., 1980. С. 10.
  83. Л.П. О нормах произношения // Дошкольное воспитание. 1970. № 8. С.89−92.
  84. Л.П. Общеупотребительный язык и местные говоры // Дошкольное воспитание. 1974. № 2.
  85. А.М. О способах реализации аффрикат и соотносительных согласных в одном севернорусском говоре. Исследования по русской диалектологии. М., 1973.
  86. А.М. Некоторые вопросы фонетической характеристики явления твердости-мягкости согласных в русских говорах // Экспериментально-фонетическое изучение русских говоров. М., 1969.
  87. А.М. Изменения гласных под влиянием соседних мягких согласных. М., 1965.
  88. П.С. К вопросу о происхождении аканья // Вопросы языкознания. 1964. № 1. С.30−41.
  89. У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике / Под ред. М. С. Чемоданова. М., 1975. Вып.VII.
  90. У. О механизме языковых изменений // Новое в лингвистике / Под ред. М. С. Чемоданова. М., 1975. Bbin.VH. С.38−43,
  91. У. Отражение социальных процессов в языковых структурах // Там же, с. 49.
  92. Labow U. The social stratification in New York City. Washington, 1966. P.17−19.
  93. В.И. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение феодальных отношений на территории Средней Волги. Край Симбирский. Саратов, 1989.
  94. A.A. Высказывание на предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. Синтаксис текста. М., 1979.
  95. М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская H.H. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
  96. В.В. Крестьянская борьба и общественно-политическая мысль в России в XVIII в. (1773−1790). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. С. 66.
  97. П.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. М., 1978.
  98. . Проблема метода в синхронной фонетике // Новое в лингвистике. Вып.Н. М., 1962.
  99. А. Принцип экономии в фонетических изменениях. М., 1960.
  100. В.Е. Изучение предлогов в школах с диалектным окружением // Уч. зап. Смоленск, гос. пед. ин-та. 1964. С. 85.
  101. JI.В., Фомичева М. Ф. Речь дошкольников и ее исправление. М., 1967.
  102. А.И. Звуковая система языка. Слоги и звуки речи // Наука и жизнь. 1978. № 1. С.151−153.
  103. А.И. Буквы и звуки. М., 1969.
  104. Т.М. Интонация сложного предложения в славянских ,< языках. М., 1989.
  105. С.И. Очередные вопросы культуры речи // Вопросы культуры речи. Вып.1. М., 1955.
  106. В.Г. Русские народные говоры // Наука и жизнь. 1965. № 3.
  107. .И. К изучению фонетического строя детской речи по методу А.Н.Гвоздева. Системность языковых средств и их функционирования. Куйбышев, 1989. С. 179−185.
  108. И.А. Словарь говора д.Деулино Рязанского р-на Рязанской области // Вопросы диалектологии восточно-славянских языков. М., 1964.
  109. Р.Ф. Некоторые вопросы, связанные с категорией глухости-звонкости согласных в говорах русского языка // Экспериментально-фонетическое изучение русских говоров. М., 1969.
  110. Пауфошима Р Ф. О переходе окающего предударного вокализма к акающему в одном севернорусском говоре (по данным спектрального анализа) // Очерки по фонетике севернорусских говоров. М., 1967.
  111. Р.Ф. Фонетика слова и фразы в севернорусских говорах. М., 1983. С. 36.
  112. Р.Ф. О связи характера примыкания и звукового эллипсиса с особенностями фонологической системы: на материале говоров русского языка // Русские диалекты. Лингвогеографиче-ский аспект. М., 1987. С.97−104.
  113. Н.К. Шипящие в звуковой системе русского языка. Фонетические и фонологические характеристики // Вестник Мо-сковск. ун-та. Сер.9. Филология. 1983. № 2. С.22−30.
  114. Н.К. Лингво-социальная природа орфоэпической нормы русского языка // Вестник Московск. ун-та. Сер.9. Филология. 1991. № 3. С. 19−25.
  115. С.К. Изоглоссы типов предударного вокализма после мягких согласных на территории севернорусских говоров // Очерки по фонетике севернорусских говоров. М., 1967.
  116. С.К. Проблема изменения <�е> в <�о> в северно-великорусском наречии в свете данных лингвистической географии // Вопросы диалектологии восточнославянских языков. М., 1964.
  117. О.В. Славянский аккузатив ед.ч. и один фонетический закон конца слова // Вопросы языкознания. 1992. № 4. С.84−89.
  118. В.И. Историческая фонология и ее обоснования. Опыт логико-методологического анализа. М., 1978.
  119. A.A. Мысль и язык. Харьков, 1913. С. 25.• -
  120. Прогаммы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., 1994.
  121. A.A. Введение в языковедение. М., 1967. С. 40.
  122. A.A. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. М., 1979.
  123. Е.Ф. Отражение диалектной звуковой системы в речи старших дошкольников (на материале акающих говоров северозападной части Ульяновской области): Канд. дис. М., 1990.
  124. Э. Язык. М., 1934. С. 116.
  125. Н.П. о реализации гласных фонем в словоформах на стыке основы и флексии // Вестник Московск. ун-та. Сер.9. Филология. 1984. № 3. С.50−54.
  126. В.Н. Умеренное яканье в среднерусских говорах и севернорусское еканье. Из истории звуков русского языка. М., 1966.
  127. В.Н. Из истории звуков русского языка. М., 1965.
  128. Е.С. К вопросу об особенностях безударного вокализма владимирско-поволжских говоров // Вопросы русской диалектологии. Куйбышев, 1965.
  129. И.Л. Предударный гласный ы. этимологический в системе диссимилятивного аканья. Исследования по русской диалектологии. М., 1973.
  130. Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975. С. 18.
  131. A.B. Преподавание русского языка в диалектных условиях. М., 1974.
  132. A.B. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта. М., 1953.
  133. Тер-Минасова С.Г. К проблеме детской речи // Вопросы языкознания. 1969. № 4. С.107−112.
  134. В.П. Личность и языковая среда. М., 1990. С.7−9.
  135. Trudgill Р. Chambers. Oxford. 1980.
  136. Trudgill P. On dialect: social and geografical perspectives. Oxford. 1983. P.38−42.
  137. Trudgill P. Sex, covert prestige and linguistic change in the urban British English of Norwich // Language in Society. 1972. № 1.
  138. Н.С. Основы фонологии. М., 1960.
  139. А.А. Типы словесных знаков. М., 1973.
  140. Д.Н. Московское произношение // Русская речь. 1968. № 8. С.43−49.
  141. Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1964.
  142. Г. Анализ и синтез речи. Новосибирск, 1970.
  143. Ф.П. К проблеме социальной обусловленности языка // Язык и общество / Отв. ред. Ф. П. Филин. М., 1968.
  144. Ф.П. О так называемом «диалектном языке» // Вопросы языкознания. 1981. № 2.
  145. Ф.П. Очерки по истории языкознания. М., 1982.
  146. Ф.П. Актуальные проблемы диалектной лексикологии и лексикографии // Славянское языкознание. VII Международный съезд славистов. Варшава, 1973- М., 1973.
  147. ФомичеваМ.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1998.
  148. Д.С. К вопросу о фонеме ы. в русском языке // Русский язык в школе. 1976. № 5. С.66−69.
  149. И.А. Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся // Русский язык в школе. 1980. № 5. С.23−30.
  150. Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1966. С. 14.
  151. Л.В. Фонетика французского языка. М., 1963. С.20−21.
  152. Л.В. Фонетические таблицы лаборатории экспериментальной фонетики Ленинградского государственного университета // Вопросы языкознания. 1982. № 5. С. 119−126.
Заполнить форму текущей работой