Электронные расчеты как перспективное направление развития платежных систем
По данным консалтинговой компании Data Insight, в России по использованию онлайн-платежей лидируют следующие категории населения: молодежь до 35 лет, люди с высокими доходами, жители Москвы и Санкт-Петербурга и опытные пользователи Интернета. Однако в электронной коммерции наблюдается совсем другая тенденция: основной рост покупок приходится на периферийные регионы России, покупателей… Читать ещё >
Электронные расчеты как перспективное направление развития платежных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Автономное образовательное учреждение.
высшего профессионального образования Ленинградской области «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ, ПРАВА И ТЕХНОЛОГИЙ».
Факультет: экономический Кафедра: финансов и банковского дела КУРСОВАЯ РАБОТА на тему:
Электронные расчеты как перспективное направление развития платежных систем Гатчина 2014.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ.
1.1 Платеж и платежная система.
1.2 Механизм расчетов через платежные системы ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАТЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
2.1 Понятие платежного инструмента.
2.2 Виды платежных инструментов ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЛАТЕЖЕЙ.
3.1 Особенности становления и развития электронных расчетов.
3.2 Электронные деньги в системе электронных расчетов.
3.3 Международный опыт регулирования электронных денег ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что при современном уровне развития науки и техники, информатизации различных областей жизни в современном обществе, появилось множество новых технических возможностей проведения денежных расчетов и взаимозачетов без использования денег так таковых. Коммерческие банки в современных условиях, просто обязаны идти в ногу со временем, и предоставлять клиентам усовершенствованные банковские услуги, связанные с применением электронных систем расчетов.
В связи с этим целью настоящей курсовой работы является исследование электронных расчетов как перспективного направления развития платежных систем.
Исходя из обозначенной цели, в качестве основных задач настоящей работы выделены следующие:
Рассмотреть платеж и платежные системы как финансовые категории и сформулировать их определения.
Изучить механизм расчетов через платежные системы.
Привести понятие платежного инструмента.
Обозначить виды платежных инструментов.
Охарактеризовать особенности становления и развития электронных расчетов.
Определить место электронных денег в системе электронных расчетов.
Изучить международный опыт регулирования электронных денег.
Сформулировать выводы проведенного исследования.
Объектом исследования, проводимого в рамках данной работы, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу электронных расчетов.
Предмет исследования составляют непосредственно электронные расчеты, а также электронные деньги.
Правовую базу исследования составляют, прежде всего, Конституция РФ, Федеральный закон «О национальной платежной системе», а также ряд иных как Российских, так и международных нормативно-правовых актов.
Теоретическая основа проводимого исследования — научная и учебная литература (по вопросам рассматриваемой темы) различных авторов, к числу которых относятся: С. М. Голубицкий, В. Л. Достов, Ш. П. Егизарян, С. В. Симонович, Е. Л. Логинов и др.
Методологическую основу исследования составляют различные методы научного познания, из числа которых следует выделить следующие:
Общенаучные: методы анализа и синтеза, индукции и дедукции;
Частно-научные;
Иные методы научного познания исследуемых явлений.
Структура работы: введение; основная часть, состоящая из трех глав, включающих семь параграфов; заключение; список использованных источников; приложения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ.
1.1 Платеж и платежная система В современной экономике приобретение товаров и услуг, в т. ч. финансовых инструментов, оплачивается с помощью денежных средств, находящихся в обращении и в форме депозитов на банковских счетах, полученных в виде кредита. Должная организация процесса платежа для субъектов, действующих как в реальном секторе, так и на финансовых рынках, оказывает влияние на эффективность их деятельности, следовательно, на экономику в целом.
Платеж является переводом определенной стоимости, осуществляемым одной стороной (частным лицом или предприятием) другой стороне, и обычно совершается в обмен на предоставление товаров, услуг или того и другого либо во исполнение юридического обязательства.
В наши дни самыми распространенными являются денежные платежи, совершаемые с помощью различных платежных инструментов. Так, физические лица при совершении платежей используют наличные деньги, чеки, пластиковые карты и электронные деньги (ЭД). Юридические лица в основном используют банковские переводы. В некоторых операциях между предприятиями платежи могут осуществляться с помощью ценных бумаг или других, более сложных платежных инструментов.
Выбор платежного инструмента зависит от размера платежа. Существует неофициальное разделение платежей на два вида — крупные и розничные.
К первому виду относятся оптовые платежи между финансовыми институтами. Обычно это переводы значительной денежной стоимости. Они, как правило, срочные. Их доля в общем количестве платежей относительно небольшая, но они занимают первое место по объему переводимой стоимости в объеме всей совокупности платежей.
Ко второму виду относятся платежи между нефинансовыми организациями (например, домашними хозяйствами, нефинансовыми компаниями и правительственными организациями). Количество совершаемых розничных платежей очень велико, но их средний стоимостный объем в среднем существенно ниже средних значений крупных платежей.
В дополнение к двум вышеупомянутым видам выделяют также коммерческие платежи предприятий. В зависимости от размера и типа предприятий, а также типа сделки их размер может сильно меняться.
На практике платеж как всеобщая форма содержит частные формы платежных отношений между предприятиями, предприятиями и государством, банками, физическими лицами, между регионами и странами.
Цели платежа разделяются на общую цель — погашение обязательств плательщика и конкретные цели — в виде платежей в бюджет, по заработной плате, за товары и услуги и т. д.
Сегодня наибольшее распространение получили два механизма обработки платежей: через корреспондентские счета на основе межбанковских корреспондентских отношений; через платежные системы (например, межбанковские системы переводов денежных средств).
При этом платежные системы (далее — ПС) являются доминирующим механизмом для обработки и проведения расчетов по межбанковским платежам. Кроме того, могут существовать комбинации различных механизмов. Современный подход к трактовке понятия ПС в зависимости от ее роли в системе экономических институтов предполагает определение ПС в широком и узком смысле. В широком смысле ПС определяется как «некая среда, цементирующая в масштабах той или иной страны договоренности и процессы как институционального, так и инфраструктурного плана с целью перевода денежных требований в виде обязательств коммерческих банков и центрального банка».
В узком смысле мы определяем ПС как совокупность институтов, инструментов и процедур, используемых для перевода денежных средств между экономическими агентами в целях погашения возникающих у них ежедневно платежных обязательств.
Разнообразие вышеописанных форм платежа воплощено в особенностях его движения через различные специализированные ПС, входящие в национальную платежную систему страны (далее — НПС).
Платежную систему можно рассматривать с различных сторон ее функционирования:
— с точки зрения экономической сущности ПС представляет собой механизм, обеспечивающий выполнение денежных обязательств участников, возникающих в результате их экономической деятельности;
— с точки зрения инфраструктуры ПС может быть представлена совокупностью платежных инструментов, операционных, клиринговых и расчетных центров, телекоммуникационных систем, различных продуктов рынка платежных услуг, обеспечивающих перевод денежных средств;
— в институциональном отношении ПС включает: рыночные договоренности, финансовые организации, правила проведения расчетов, регулятивные механизмы, нормативно-правовую базу, обеспечивающие платежный оборот в стране.
В последнее время на процесс развития ПС влияет ряд факторов, таких как:
— внедрение новейших информационных технологий, которые позволяют существенно повысить быстроту, надежность и эффективность работы ПС;
— структурные изменения, происходящие в банковской сфере, связанные с быстрым развитием финансовых организаций, появлением новых банковских продуктов и услуг, глобализацией финансовых рынков и т. д.;
— повышение роли центральных банков и их влияния на функционирование ПС, которое выражается в активном участии в мониторинге и планировании работы существующих систем, оценке соответствия ПС международным стандартам, инициировании изменений в правилах функционирования ПС и т. д.
1.2 Механизм расчетов через платежные системы Работа любой ПС основывается на официальном соглашении, заключенном в соответствии с принятым законодательством, или на частных договорных соглашениях всех участников, принятых единых правилах и стандартных процедурах для проведения клиринга и расчетов по денежным обязательствам, возникающим между ее членами.
Классическими ПС считаются системы межбанковских переводов — это системы, в которых все (или почти все) участники являются кредитными организациями (и тем самым подлежат банковскому надзору). Следовательно, это такая система, посредством которой денежные переводы осуществляются между банками как за их счет, так и от имени их клиентов.
Существуют два основных способа доступа к ПС: прямое участие в качестве полноправного члена; косвенное участие через непосредственного участника.
Прямые участники могут выполнять все действия, разрешенные в системе без использования посредников, в том числе прямой ввод распоряжений в систему и совершение расчетных операций. Прямые участники обязаны соблюдать все критерии доступа к системе. Как правило, прямой участник известен всем сторонам.
Отдаленные (дистанционные) участники — это особый вид прямых участников, которые не присутствуют физически в той стране, где находится данная система.
Косвенный участник использует непосредственных участников в качестве посредников для осуществления некоторых видов деятельности, позволенных в системе (в частности, для расчетов), делая это путем заключения двустороннего соглашения с соответствующим прямым участником. Косвенные участники обычно не держат счета в расчетном учреждении, вместо этого они действуют через непосредственных участников. Их права, обязанности и критерии доступа в разных системах варьируются, и поэтому они могут быть непосредственными адресатами в системе (т.е. может не быть необходимости указывать соответствующего прямого участника в платежном распоряжении для косвенного участника).
Если система имеет как прямых участников, так и значительное число непрямых участников, то структура членства описывается как многоуровневая. В качестве совокупности многосторонних договоренностей ПС позволяют повышать эффективность обработки платежных распоряжений за счет координации обмена платежными распоряжениями, обеспечения взаимодействия по телекоммуникационным сетям и услуг процессинга.
В экономической литературе ПС часто рассматриваются как сети, через которые происходит обмен и клиринг следующих экономических потоков: розничных платежей; платежей на крупные суммы; денежных расчетов по сделкам с ценными бумагами; трансакций банков-корреспондентов.
Рассматривая ПС как определенным образом организованную совокупность технических и логических инфраструктур, людей, процедур и правил, предназначенную для перевода денежных средств с использованием в т. ч. платежных инструментов или же с полным или частичным исполнением взаимных долговых обязательств посредством взаимозачета, выделяют такие цели ее функционирования, как эффективность и надежность.
Эффективность — это способность ПС осуществлять перевод денежных средств таким способом, который приемлем для всех ее пользователей и эффективен для экономики в целом. Это касается экономических издержек, времени исполнения, гибкости в использовании, методах разрешения споров и т. п.
Надежность — это способность ПС осуществлять перевод денежных средств таким образом, чтобы были обеспечены безопасность, прозрачность, бесперебойность и правовая законность.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАТЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
2.1 Понятие платежного инструмента В последнее время в экономической литературе и официальных публикациях все чаще стал употребляться термин «платежные инструменты», который отсутствует в российском законодательстве. Одним из первых его использовал Банк России при подготовке совместно с КПРС БМР справочных материалов по ПС России, которые были опубликованы в 2003 г. Как говорилось выше, в этой публикации к платежным инструментам были отнесены платежи наличными и безналичные платежи, причем в категорию безналичных платежей были включены платежи платежными поручениями, платежи по аккредитивам, платежи по инкассо (включая платежные требования и инкассовые поручения), а также платежи чеками и платежными картами.
Почему в совместном с КПРС документе Банк России отнес перечисленные платежи к платежным инструментам, понять достаточно легко: в соответствии с позицией КПРС платежным инструментом считается «любой инструмент, дающий держателю (пользователю) возможность для перевода денежных средств». А так как КПРС трактует «перевод денежных средств» достаточно широко, сюда попали и передача наличных денежных средств держателем средств, и перевод требований (по обязательствам банка) пользователем услуг банка (всеми доступными ему способами).
К понятию платежного инструмента можно подойти и с другой стороны.
В общем случае термин «платежный инструмент» не обозначает чего-либо нового, так как в контексте платежей значение слова «инструмент» эквивалентно значению слова «средство», а термин «платежный инструмент» эквивалентен термину «платежное средство», или «средство платежа».
С помощью платежного средства (как это следует из обсуждения эволюции платежного средства) платеж может быть выполнен: путем передачи платежного средства в наличной форме (монет и банкнот); путем перевода права требования по обязательствам банка в соответствии с распоряжением клиента в отношении банковского счета; путем перевода права требования по обязательствам эмитента электронных денег в соответствии с распоряжением клиента в отношении счета электронных денег (если ЭД учитываются централизованно эмитентом электронных денег); путем передачи электронных денег напрямую с технического устройства плательщика на техническое устройство получателя средств (если ЭД выпущены эмитентом в виде защищенного электронного пакета данных).
В случае НПС России возможны только три первых варианта, т.к. Федеральный закон «О национальной платежной системе» (далее — Закон о НПС) не предполагает децентрализованного учета обязательств эмитентов электронных денежных средств (операторов электронных денежных средств). В связи с этим следует выделить три категории платежных инструментов: средства платежа в виде наличных денежных средств (монет и банкнот); средства перевода прав требований по обязательствам кредитных организаций в виде распоряжений клиентов в отношении банковских счетов; средства перевода прав требований по обязательствам кредитных организаций в виде распоряжений клиентов банков без открытия банковских счетов (включая распоряжения в целях перевода электронных денежных средств). Необходимо учитывать, что неотъемлемой составной частью указанных распоряжений являются институциональные и инфраструктурные механизмы — правила и технологии составления, удостоверения и передачи распоряжений, в связи с чем конкретные виды платежных инструментов могут существенно отличаться друг от друга в пределах каждой категории (второй и третьей) как с точки зрения институциональных, так и инфраструктурных характеристик.
2.2 Виды платежных инструментов Исходным моментом в классификации платежных инструментов является различие между безналичными и наличными платежами. Безналичные расчеты — это платежи с использованием депозитных денег на банковских счетах, которые осуществляются как в виде материального оборота бумажных документов, так и в виде магнитных записей, магнитного считывания, движения электронных сообщений. Наличные платежи (т.е. оплата банкнотами и монетами), как правило, связаны с прямыми сделками на небольшие суммы между физическими лицами или между частным лицом и продавцом.
Наличный расчет означает немедленный и окончательный перевод стоимости, и получатель может сразу же использовать полученные денежные средства для дальнейших операций.
В большинстве стран законодательно закреплено требование об обязательном приеме банкнот и монет в качестве платежа по всем видам сделок, потенциально подверженных ограничениям по номиналу. Это подтверждает статус банкнот и монет в качестве законного платежного средства. Для наличных операций идентификация обычно не требуется, за исключением операций на крупные суммы в рамках борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.
Безналичные платежи связаны с переводом средств по банковским счетам. Платежный инструмент, следовательно, является тем средством, с помощью которого плательщик дает своему банку поручение на перевод денег или с помощью которого получатель дает распоряжение своему банку получить средства от плательщика.
В наши дни наиболее часто используемыми платежными инструментами являются: кредитовые переводы, прямые дебеты, платежные карты и чеки [См. Приложение 1]. Распространение тех или иных форм платежных инструментов зависит как от спроса, так и от предложения платежных услуг на рынке [См. Приложение 2]. Делать акцент только на предложении, не изучая спроса, неправильно. Развитие платежных инструментов требует изучения поведения потребителей, предпочтений в отношении тех или иных инструментов. На изменение спроса влияет принятие потребителями и другими участниками ПС эксплуатационных, потребительских характеристик каждого инструмента. Оказывается, каждому типу потребителя соответствует набор предпочтений в использовании платежных инструментов.
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЛАТЕЖЕЙ.
3.1 Особенности становления и развития электронных расчетов.
«Идея электронных платежей далеко не нова: впервые использовать предоплаченные карточки в 1880 г. предложил американский ученый Эдвард Беллами (он отказался от традиционной схемы платежей путем предоплаченных карточек, которые не получили распространения ввиду отсутствия налаженных экономических и хозяйственных связей), а первые попытки применения кредитных карт предпринимались в 1914 г. Однако технологическая и моральная новизна не позволила этим идеям получить достойную реализацию».
С середины прошлого столетия и до 1979 г. (появление электронных платежных систем) на финансовом рынке единственной новой идеей, являющейся предшественницей идеи электронных платежных систем, является идея банковской карты. В то время усовершенствовались технологии ее использования, а также улучшилось правовое обеспечение операций с ней. Впоследствии появились терминалы для работы с банковскими картами, которые стали прототипом функционирования электронных платежных систем.
Можно согласиться с мнением Е. Л. Логинова о том, что в экономических процессах все большую роль начинают играть факторы, связанные с виртуализацией финансовых отношений, все большее количество фирм разворачивают свою деятельность исключительно в сети Интернет при активном использовании телекоммуникационных технологий. Активизируется поиск любых эффективных финансовых инструментов, позволяющих совершать максимально бесконтрольные операции с любыми видами финансовых активов. В этой ситуации возрастает значение государственного мониторинга новых процессов, от которых зависит экономический потенциал государства и которые предполагают осознание необходимости расходов, связанных с развитием информационной инфраструктуры, позволяющей поддерживать необходимую степень правоохранительного и фискального контроля в финансовой сфере. Все это в очередной раз обусловливает необходимость совершенствования законодательного обеспечения указанных процессов.
Для оборота таких средств и осуществления с их помощью расчетов пользователь в большинстве случаев устанавливает на свой компьютер специально предназначенную для этого программу, которая поддерживает ведение локально или удаленно так называемого виртуального кошелька, который обеспечен со стороны электронной системы реальными денежными средствами, поступающими от владельца данного кошелька посредством банковского либо почтового перевода, а также за счет перечисления из других виртуальных кошельков. Данные электронные средства будут выступать именно средствами учета находящейся на банковском счете наличности.
В обобщенном виде в любых электронных расчетах за владельцами электронных платежных систем стоят провайдеры и банки.
С момента появления электронных платежных средств с легкой руки ученых, занимавшихся этой проблемой, укрепилась и была популяризирована мысль о том, что платежные системы — это компонент банковской сферы [см., напр. 5, 6, 8, 10, 14]. Можно согласиться с тем, что в первом приближении (обобщенно) это правильно, однако заметим, что применительно к функционированию электронных платежных систем нормативное регулирование банковской сферы не было взято за образец вплоть до сегодняшнего дня (принятия Закона о НПС).
Функционирование платежных систем осуществляется таким образом, что правила осуществления операций устанавливают владельцы платежных систем; пользователь при регистрации в них должен всего лишь заполнить позиции электронной формы, что трактуется владельцем системы как факт согласия с предложенными условиями. При этом спустя даже небольшое количество времени как сама электронная форма целиком, так и ее отдельные поля могут произвольно быть изменены владельцем системы, что повлечет за собой наступление юридических последствий для всех пользователей, присоединившихся ранее совсем к другой оферте в «электронном» виде.
В последние годы на этом рынке электронных платежей традиционные поставщики-банки оказались потеснены новыми игроками: так, на долю кредитных организаций приходится не более 10% платежей, остальные принимаются розничными агентами, представляющими операторов связи. Данное явление интересно еще и тем, что рынок электронных платежей стремительно растет и с самого первого дня своего формирования стал объектом пристального внимания криминальных структур. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин. До недавнего времени электронные расчеты выходили за рамки правового регулирования, данные расчеты отчасти подпадали под действие гражданского и банковского законодательства, однако этого было недостаточно.
Закон о НПС устанавливает, что нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе, а, следовательно, и в отдельных системах электронных платежей «…основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего Закона и иных федеральных законов» [3, ст.2]. Помимо этого, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и Центральный банк РФ в пределах своих полномочий в случаях, установленных законодательством, могут принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.
Кроме того, в рассматриваемом Законе закреплены основные понятия, в числе которых определяются электронное денежное средство, электронное средство платежа, национальная платежная система, операторы платежных систем, таким образом, в настоящее время узаконены понятия, которые в прошлом вызывали трудности в толковании.
Главными субъектами отношений в сфере электронных платежей являются:
1. Операторы по переводу денежных средств (банки, т. е. организации, которые в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств).
2. Банковские платежные агенты (юридические лица (не кредитные организации) или индивидуальные предприниматели, привлекаемые банками для операций с наличностью и электронными кошельками).
3. Операторы электронных денежных средств (операторов по переводу денежных средств, осуществляющих перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств)).
4. Операторы платежной системы (организация, устанавливающая правила платежной системы).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что принятие Закона о НПС явилось значимым событием для электронной коммерции, однако не решило всех проблем в сфере электронных платежей. Для того чтобы сделать законными все механизмы осуществления платежей с использованием электронных платежных средств и систем, нужно принять новые законы и внести изменения в действующие.
3.2 Электронные деньги в системе электронных расчетов Одной из актуальных задач в сфере денежного обращения для многих государств, включая Российскую Федерацию, является оптимизация денежного оборота. Если 20−30 лет назад оптимизацию денежного оборота связывали с банковскими картами, то сегодня им вполне могут составить конкуренцию электронные деньги.
На сегодняшний день электронными деньгами так или иначе пользуются сотни миллионов людей по всему миру. С помощью электронных денег мы можем приобрести большинство всех тех благ и услуг, которые мы привыкли приобретать за наличные или при помощи банковской карты.
Обобщая международные подходы к определению понятия «электронные деньги», можно сделать вывод, что они являются денежной стоимостью, предоставленной требованием на эмитента. При этом она: хранится на электронном устройстве; эмитируется по получении средств эмитентом в размере не менее внесенной в качестве предоплаты денежной суммы; принимается в качестве средства платежа иными учреждениями, кроме эмитента.
Существующие в настоящий момент системы электронных денег принято разделять на две группы: электронные деньги на базе карт; электронные деньги на базе Интернета.
Системы электронных денег, относящиеся к первой группе, представляют собой подтип электронных денег, инструментом обращения которых является карта со встроенным чипом, на котором записана информация о хранящихся на нем электронных деньгах. Приобретая подобную карту, клиент может расплачиваться ею в специальных торговых точках. В настоящий момент подобный тип электронных денег относительно мало распространен, поскольку во многом дублируется обычной банковской картой международных платежных систем.
Вторым типом электронных денег являются электронные деньги на базе Интернета. Ключевой аспект таких электронных денег — отсутствие материального объекта, с помощью которого можно было бы осуществлять их оборот. Все платежи происходят онлайн в Интернете без какого-либо перемещения материальных объектов. В отличие от платежей при помощи удаленного управления счетом через интернет-банкинг у таких систем нет «наличных» электронных денег, которые принимались бы всеми участниками системы в качестве эквивалента.
Необходимо отметить, что в некоторых из таких систем применяются предоплаченные карты, на которых записана фиксированная стоимость электронных денег (5, 10, 100 единиц и т. п.). С помощью таких карт можно впоследствии пополнить счет в системе электронных денег на нужную сумму. Считать подобные карты аналогом наличных денежных средств представляется не совсем корректным. Действительно, данные карты теоретически можно использовать в качестве инструмента платежа (если контрагент согласен принять их как средство оплаты). Поскольку существуют карты с различным номиналом, при необходимости можно выдать сдачу.
Свойства, которые позволяют определить банкноту как единицу настоящих денег, имеют физическую природу — соответствующий размер банкноты, рисунок, тип бумаги, наличие водяных знаков и т. п. Свойства, которые определяют предоплаченную карту как единицу электронных денег, — это тот набор информации, который на ней записан (номер карты и другие реквизиты). Иными словами, покупая предоплаченную карту, клиент приобретает ее ради информации, записанной на ней, а не ради самого материального объекта.
Отдельно следует отметить системы платежей на базе мобильных телефонов. В таких системах электронные деньги привязаны к счету мобильного телефона пользователя, при помощи которого он расплачивается за услуги связи. Списание денег со счета абонента может осуществляться различными способами (SMS, специальное программное обеспечение и др.).
Примечателен тот факт, что современный мобильный телефон может одновременно использоваться для расчета как настоящими деньгами (через интернет-банкинг), так и электронными деньгами (либо через интернет-браузер, либо при помощи специального программного обеспечения).
Другой классификацией электронных денег является деление их на фиатные и нефиатные. электронный платежный деньги Электронные фиатные деньги номинированы в валюте какого-либо государства и являются разновидностью денежной единицы данного государства. Соответственно, эмиссия, оборот и погашение электронных фиатных денег регулируются законодательством государства, в валюте которого они выпущены. Признавая электронные деньги фиатными, государство обеспечивает их надежность и ценность. Электронные нефиатные деньги не выражены в валюте какого-либо государства, а эмитируются негосударственными организациями. Исполнение обязательств по таким электронным деньгам соответственно гарантируется только выпустившей их организацией.
Основные преимущества электронных денег:
— удобство для пользователей. Электронные деньги обладают превосходными делимостью, портативностью, их легко объединять. В отличие от наличных денег они идеально сохраняются (электронные деньги не теряют своих качеств с течением времени). Системы электронных платежей позволяют точно фиксировать момент платежа;
— низкая стоимость эмиссии электронных денег. Отметим, что наличные денежные средства обходятся Европейскому союзу более чем в 80 млрд евро в год, а странам еврозоны — в 40−45 млрд евро (0,3−0,4% ВВП еврозоны) [23];
— удобство для интернет-магазинов и провайдеров. Подключиться к системе электронных денег для многих компаний зачастую проще, нежели обеспечить эквайринг банковских карт. Расчет, в отличие от банковского перевода, осуществляется мгновенно;
— доступность для небольших интернет-магазинов. Прием банковских карт чреват высокой долей опротестований, которые нанесут серьезный убыток продавцу, особенно если он реализует виртуальные товары;
— конкурентоспособность. Для виртуальных магазинов предоставляемые способы оплаты являются фактором конкурентоспособности. Ограничить выбор потребителя банковским или почтовым переводом зачастую означает потерять его как покупателя навсегда;
— низкий уровень риска. Как правило, клиенты настороженно относятся к расчетам в Интернете с использованием платежных карт. Именно поэтому до сих пор чрезвычайно актуальна оплата наличными курьеру по факту передачи товара. Для магазинов такая опция неудобна, так как служба доставки вынуждена возить с собой крупные суммы наличности, а также подвергаться риску получения фальшивых купюр. Электронные деньги дают клиентам уверенность в том, что они будут распоряжаться только той суммой, что находится в «кошельке», не рискуя иными средствами. Зачастую электронный кошелек является для клиента альтернативой «дополнительной» карте;
— адаптированность к удаленному характеру расчетов. Оплата наличными курьеру может быть актуальна для физических товаров, но для виртуальных (электронных книг, доступа к академическим базам данных, подарков в социальных сетях) такая опция недоступна. Как правило, такие покупки находятся в низшей ценовой категории и банковская карта не используется;
— отсутствие необходимости личного визита клиента. Получение банковской карты требует от клиента обязательного личного присутствия. Данный аспект зачастую игнорируется, однако он является одной из существенных причин недостаточного использования платежных карт. Не у всех потребителей есть физический доступ к банковским отделениям, для многих процедура получения карты сопряжена с неоправданной тратой времени.
Добавим, что электронные деньги могут выступать и эффективным способом привлечения клиентов за счет предоставления им максимальной свободы выбора. В отличие от обычного магазина покупатель может покинуть сайт «торговой точки» одним нажатием клавиши — вне зависимости от того, рассматривал ли он витрину или дошел до этапа оплаты.
По данным консалтинговой компании Data Insight, в России по использованию онлайн-платежей лидируют следующие категории населения: молодежь до 35 лет, люди с высокими доходами, жители Москвы и Санкт-Петербурга и опытные пользователи Интернета. Однако в электронной коммерции наблюдается совсем другая тенденция: основной рост покупок приходится на периферийные регионы России, покупателей с невысокими доходами и лиц, недавно подключившихся к Интернету. В 2012 г. 22 млн. человек покупали товары и услуги в режиме онлайн, что на 30% (5 млн. человек) больше, чем в 2011 г. При этом объем рынка розничной электронной торговли в 2012 г. составил около 405 млрд руб. (около 13 млрд долл. США), из них материальные товары — 280 млрд руб. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 27%.
В качестве недостатков электронных денег на сегодняшний день можно отметить:
— отсутствие устоявшегося правового регулирования в условиях применения электронных денег;
— необходимость специальных инструментов хранения и обращения электронных денег;
— отсутствие узнаваемости (без специальных электронных устройств нельзя легко и быстро определить предмет, сумму и т. д.);
— возможность отслеживания персональных данных плательщиков заинтересованными лицами;
— возможность хищения электронных денег посредством инновационных методов с учетом недостаточной зрелости технологий защиты и недостаточного уровня финансовой грамотности населения.
Добавим, что многие центральные банки настороженно относятся к развитию электронных денег, опасаясь неконтролируемой эмиссии и других проблем, таких как нерешенные вопросы сбора налогов, отсутствие стандартов обеспечения эмиссии и обращения электронных нефиатных денег, возможность использования электронных платежных систем для отмывания денег и финансирования терроризма.
Россия также стремится регулировать распространение электронных денег. В конце февраля 2014 г. в Госдуму был внесен законопроект об ужесточении требований к переводу анонимных электронных средств платежа (входящий в так называемый антитеррористический пакет). И уже 5 мая 2014 г. был принят Федеральный закон № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Большинство изменений коснулись основного Закона в сфере ПОД/ФТ — Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Так, в частности, подробно разъяснено, какими способами должна проводиться упрощенная идентификация клиента.
Подлежат обязательному контролю операции по получению некоммерческими организациями денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. руб. (либо эквивалент в иностранной валюте). При переводе денежных средств без открытия банковского счета идентификация клиента (включая упрощенную) может не проводиться, если сумма денежных средств не превышает 15 тыс. руб. (либо эквивалент в иностранной валюте). Понятно, что бизнес отнесся к этой идее крайне отрицательно, считая, что инициатива может нанести существенный урон российскому рынку электронных платежей, а также рынку электронной торговли.
Так, затрагивая особенности применения электронных расчетов, следует заметить следующее.
О регистрации электронного кошелька в соответствии с п. 1 ст.23 Налогового кодекса РФ следует уведомить налоговую инспекцию. Для этого предназначены специальные бланки и предусмотрен срок в семь рабочих дней. Форма №С-09−1, которая предназначена для информирования об электронном средстве корпораций предусматривает отдельный лист «В», как это регламентирует приказ ФНС №ММВ-7−6/790, подписанный 21.11.2011 года.
По сообщениям налоговой службы за неуведомление об открытии электронного кошелька будет налагаться штраф. Однако на сегодняшний день еще не определились с его размерами: если его рассматривать как за непредоставленный документ, тогда в согласии со ст. 126 НК РФ штраф будет составлять 200 рублей, если же считать неуведомлением об открытии своего расчетного счета, тогда ст. 129.1 НК РФ определяет сумму штрафа в 5000 рублей. На настоящий момент пока не введены конкретные санкции за неуведомление о регистрации электронного средства платежа.
Налоговая инспекция планирует использовать информацию об электронных остатках на счетах предпринимателей и организаций так же, как данные о простых расчетных счетах. Недоимка по пеням, налогам и штрафам будет взыскиваться принудительно по решению налогового органа за счет электронных средств (1 и 2 пункты 46 статьи НК РФ). При этом если на банковском счете будет недостаточно денежных средств, тогда взыскание сначала следует обратить на электронные суммы, а уже после этого на другую собственность должника (6 пункт 46 статьи НК РФ).
В соответствии с поправками Налогового кодекса, инспекция может приостановить переводы электронных денег с кошелька таким же образом, как и приостановить выполнение операций, связанных с обычными расчетными счетами. Но на сегодняшний день все это осуществить достаточно сложно. Порядок выполнения решения о приостановлении выполнения операций по счету электронных денег необходимо согласовать с Банком России и ФНС. Инспекторам при этом свое решение следует направлять именно в банк, в то время как электронные платежные системы на данный момент не зарегистрированы.
Если говорить о таких фондах как ФСС и ПФР, то никто не обязан уведомлять эти ведомства о регистрации электронного кошелька, но и лишним оно вряд ли будет считаться.
Кроме того, следует отметить, что на «виртуальные» деньги по законодательству Российской Федерации накладываются вполне реальные ограничения, санкции. Так, например, для пользования электронными деньгами следует открыть расчетный счет, а значит, государство создало еще один повод для обращения в банк индивидуальных предпринимателей. Следует напомнить, что ИП могут не открывать расчетный счет при выполнении только наличных расчетов, но в некоторых ситуациях, таких как открытие электронных кошельков, без расчетного счета не обойтись.
На конец дня сумма в электронном кошельке не может быть выше 100 тысяч рублей. Сумма, которая будет превышать этот лимит, будет автоматически перечислена оператором на расчетный счет. Превышать остаток можно лишь тогда, когда изменение было вызвано увеличением официального курса иностранных валют, как об этом говорится в 8 и 9 пунктах 10 статьи Федерального закона № 161 «О национальной платежной системе».
Другим важным ограничением является то, что предприниматели и компании не имеют права производить между собой расчеты электронными деньгами, поскольку хотя бы один участник расчетов должен быть физическим лицом (п. 9 ст.7 Федерального закона № 161).
3.3 Международный опыт регулирования электронных денег Работа коммерческих интернет-сайтов регламентируется в основном в части защиты клиента, запрета на продажу определенных товаров и возможности отмены онлайн-покупки.
В Евросоюзе электронная торговля регулируется несколькими директивами. Целью регулирования являются обеспечение ее прозрачности для потребителей и, как следствие, обеспечение их защиты. Основные правила и требования содержатся в Директиве об электронной торговле (2000/31/ЕС). В ней приводятся требования к обеспечению прозрачности деятельности электронно-коммерческих компаний (прозрачность информации о типе компании, общей информации о компании, а также информации о процессе покупки продукта).
В США защитой потребителей от недобросовестных, вводящих в заблуждение мошеннических методов торговли занимается Бюро защиты потребителей при Федеральной торговой комиссии США. Бюро занимается расследованиями, преследует компании и лиц, нарушающих закон, в судебном порядке, разрабатывает нормы и правила защиты клиентов, информирует потребителей и компании об имеющихся у них правах и обязанностях. Бюро также занимается сбором информации об обмане потребителей и хищениях персональных данных и передает ее в правоохранительные органы страны.
Во многих странах на интернет-сайты, которые помимо стандартных информационных услуг оказывают и услуги по переводу интернет-платежей, распространяются международные стандарты по ПОД/ФТ (т.е. такие интернет-сайты приравниваются к традиционным торговым предприятиям). Если получаемая ими сумма наличных не превышает установленного порога, применения мер ПОД/ФТ (соответствующей проверки клиентов, сотрудничества с подразделениями финансовой разведки, надлежащего внутреннего контроля) не требуется. Обязательства в области ПОД/ФТ (включающие в себя среди прочего обязательства по мониторингу и обнаружению подозрительных операций) налагаются на финансовые учреждения и поставщиков услуг, связанных с электронными деньгами.
В Евросоюзе эмитенты электронных денег подлежат лицензированию, а их деятельность регулируется органами той страны, в которой выпускаются электронные деньги. Европейский паспорт позволяет любому эмитенту электронных денег, получившему лицензию в одной стране Евросоюза, работать на всей территории Евросоюза. Электронные деньги, выпущенные в одной стране Евросоюза, могут быть потрачены на коммерческом интернет-сайте в другой стране Евросоюза. Отметим, что большинство эмитентов электронных денег находятся в Великобритании, Люксембурге и Германии.
Пруденциальный контроль за эмитентами электронных денег в Евросоюзе осуществляется в соответствии с Директивой ЕС по электронным деньгам (2000/46/ЕС). Целью пруденциального контроля за эмитентами электронных денег является обеспечение рациональной, разумной работы и финансовой устойчивости таких эмитентов. Нормативные положения предусматривают требования о наличии начального капитала, денежных средств, достаточных для исполнения всех финансовых обязательств по выпущенным и неоплаченным электронным деньгам, ограничения на инвестирование, обязательства по обеспечению рационального и разумного управления, надлежащего порядка управления делами, учетной политики и механизмов внутреннего контроля.
Европейские директивы в области ПОД/ФТ распространяются и на эмитентов электронных денег. Директива 2005/60/ЕС предусматривает упрощенный порядок надлежащей проверки клиентов, оговаривающий, что, если устройство не может быть пополнено, максимальная сумма хранения не должна превышать 150 евро, а если устройство может быть пополнено, то общая сумма операций за календарный год не может превышать 2500 евро, за исключением случаев снятия наличных владельцем такого устройства на сумму 1000 евро или более в том же календарном году [19, ст.3].
Для предприятий, деятельность которых регламентируется, например для поставщиков услуг интернет-платежей, регулятивные органы и профессиональные объединения стараются разработать рекомендации по обеспечению соответствия требованиям ПОД/ФТ и умению различать виды мошенничества, способы отмывания денег и финансирования терроризма.
Далее на примерах нескольких стран рассмотрен зарубежный опыт регулирования электронных денег, в том числе в рамках ПОД/ФТ.
Великобритания. Специальной нормативной базы, регламентирующей электронную торговлю, в Великобритании нет. При этом в стране существует Служба финансового надзора, регулирующая деятельность, связанную с выпуском электронных денег и продажей компаниями финансовых услуг с помощью электронных средств. По законодательству Великобритании, электронные деньги есть не что иное, как денежная стоимость, представленная обязательствами эмитента, которая хранится в электронной форме и принимается при платежах третьими лицами. Электронные деньги считаются электронным эквивалентом монет и банкнот, предназначенным для платежей на небольшие суммы. Служба финансового надзора регулирует использование электронных денег в соответствии с Директивой ЕС по электронным деньгам. Эмитенты электронных денег также имеют определенные обязательства в соответствии с Положениями об отмывании денег 2007 г. При обнаружении подозрительных действий клиента компания обязана сообщить об этом властям. Служба финансового надзора требует от эмитентов электронных денег доказательств того, что они в состоянии надлежащим образом контролировать риски, с которыми сталкиваются в своей работе. Меры, которые могут быть приняты эмитентами электронных денег для исполнения их юридических обязательств, обсуждаются в руководстве Совместной руководящей группы по контролю за отмыванием денег.
Нидерланды. В Нидерландах применяются Директива ЕС по электронным деньгам и третья Директива по противодействию отмыванию денег (2005/60/ЕС). Для предоставления услуг интернет-платежей нужна лицензия на использование электронных денег, после получения которой в отношении поставщика таких услуг действуют специальные юридические нормы. Обязанности включают в себя регистрацию/лицензирование, пруденциальный контроль, ведение учетной документации, уведомления о подозрительных операциях, иные специальные стратегии и процедуры ПОД/ФТ (меры по надлежащей проверке клиентов). Юридические нормы, действующие в отношении поставщиков услуг, которым было предоставлено разрешение на отступление от требований, менее обременительны. Обязанности включают в себя ведение учетной документации, уведомление об отсутствии подозрительных операций. Какие-либо иные стратегии и процедуры ПОД/ФТ не применяются. Официальное разрешение на отступление от требований для целей пруденциального контроля было предоставлено пяти эмитентам электронных денег. Кроме того, некоторые поставщики услуг интернет-платежей разработали механизмы саморегулирования своей деятельности. Главными целями создания таких механизмов являются защита репутации компании, решение вопросов, связанных с юридической ответственностью и кредитными рисками.
Соединенные Штаты Америки. В США деятельность банковских организаций, которые предлагают своим клиентам методы платежей, используемые в электронной торговле, регламентируется целым комплексом требований ПОД/ФТ, включая требования об обнаружении и уведомлении о подозрительных операциях, ведении учета переводимых средств и идентификации клиента.
Если какая-либо банковская организация, работающая в США, посчитает, что та или иная операция является подозрительной, она обязана представить в управление финансовой разведки США (Службу по борьбе с финансовыми преступлениями) отчет о подозрительной деятельности.
Банковские организации, работающие в США, обязаны сообщать об операции или нескольких операциях на общую сумму, равную или превышающую 5 тыс. долл. США, которые были осуществлены или в отношении которых была сделана попытка осуществления.
Федеральные банковские агентства и Служба по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов США являются основными органами власти, ответственными за обеспечение исполнения требований ПОД/ФТ.
Федеральным банковским агентствам США было поручено (в соответствии с Федеральными законами 12 USC 1818(s) [См. 21] и 12 USC 1786(q) [См. 22] для банков и сберегательных банков) обеспечить выполнение банковскими организациями программ соответствия требованиям Закона о банковской тайне/противодействии отмыванию денег. Деятельность, связанная с электронными переводами, регулируется и некоторыми другими нормативными актами. Они касаются прав, ответственности и обязанностей сторон, защиты потребителей, пользующихся системами электронных переводов (такими, как банкоматы и дебетовые карточки).
Подводя итого, следует отметить, что в условиях широкого распространения электронных денег все государства будут вынуждены выстраивать свои системы регулирования данного способа расчетов. При этом нужно учитывать особенности функционирования различных систем, использующих электронные деньги, их сильные и слабые стороны, а также своевременно принимать меры для минимизации сопутствующих рисков. От качества такой работы будет зависеть не только уровень обеспечения непрерывности и безопасности электронных платежей, но и надежность банковской системы в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной курсовой работе, следует отметить, что использование самых современных информационных технологий приносит банкам крупные прибыли и помогает им победить в конкурентной борьбе. Любая автоматизированная банковская система представляет собой сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей.
В банковской системе сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры банковской системы зависит эффективность и надежность её функционирования.
Также необходимо сказать, что в условиях широкого распространения электронных денег все государства будут вынуждены выстраивать свои системы регулирования данного способа расчетов. При этом нужно учитывать особенности функционирования различных систем, использующих электронные деньги, их сильные и слабые стороны, а также своевременно принимать меры для минимизации сопутствующих рисков. От качества такой работы будет зависеть не только уровень обеспечения непрерывности и безопасности электронных платежей, но и надежность банковской системы в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 25.12.1993. — № 237.
Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // СЗ РФ. — 12.05.2014. — № 19. — ст. 2315.
Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ О национальной платежной системе (ред. от 05.05.2011) // СЗ РФ. — 04.07.2011. — № 27. — ст. 3872.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. — 13.08.2001. — № 33 (часть I). — ст. 3418.
Голубицкий С.М. Web Money. Ваш электронный кошелек. — Изд-во: НТ Пресс, 2006. — 272 с.
Достов В. Л. Электронные наличные в новом веке. — М.: Инфо-бизнес, 2002. — 350 с.
Достов В.Л., Кузнецов В. А., Шуст П. М. Электронные деньги как инструмент оптимизации платежного оборота // Деньги и кредит. — 2013. — № 12. — С. 7−13.
Егизарян Ш. П. Понятие электронных денег // Банки и технологии. — 2003. — № 3. — С. 5−6.
Ивкин И. Эпоха «Нет!»: от инноваций к новым рынкам // Мир карточек. — 2014. — № 2. — С. 6−7.
Информатика для юристов и экономистов: учебник / под ред. С. В. Симоновича. — СПб.: Питер, 2005. — 688 с.
Логинов Е. Л. Отмывание денег через интернет-технологии: методы использования электронных финансовых технологий для легализации криминальных доходов и уклонения от уплаты налогов: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 208 с.
Олиндер Н. В. Особенности правового регулирования электронных расчетов // Бизнес и право в России и за рубежом. — 2013. — № 3. — С. 42−44.
Ревенков П. В. Электронные деньги: Международный опыт регулирования в области ПОД/ФТ // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. — 2014. — № 3. — 8 с.
Тедеев А. А. Электронные банковские услуги: учебное пособие. — М.: Эксмо, 2005. — 272 с.
Овчинников Б. В. Рынок e-commerce в России: Итоги 2012 г. и тренды 2013 г./ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.datainsight.ru/ecommerce2012.
Овчинников Б. В. Рынок онлайн-платежей в России: пользователи и их предпочтения./ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.datainsight.ru/online-payment2012.
Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects on information society services, in particular electronic commerce, in the internal market (Directive on electronic commerce) (OJ L 178, 17.7.2000, p. 1)./ Пер.: Директива 2000/31/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 8 июня 2000 о некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности, об электронной коммерции (Директива об электронной коммерции)" // Энциклопедия. — М.: Глобалистика, 2003. — С. 1236−1237.
Directive 2000/46/EC of the European Parliament and of the Council of 18 September 2000 on the taking up, pursuit of and prudential supervision of the business of electronic money institutions (OJ L 275, 27.10.2000 p. 39−43)./ Пер.: Директива № 2000/46/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 18 сентября 2000 об учреждении и деятельности организаций, эмитирующих электронные деньги, и о пруденциальном надзоре за их деятельностью // Энциклопедия. — М.: Глобалистика, 2003. — С. 325−326.
Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 — on the prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering and terrorist financing. (OJ L 309, 25.11.2005, p. 15)./ Пер.: Директива № 2005/60/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 26 октября 2005 о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма // Энциклопедия. — М.: Глобалистика, 2008. — С. 519.
General guidance for payment system development. CPSS BIS, May, 2005./ Пер.: Общее руководство по развитию платежной системы. ЦБ РФ // Платежные и расчетные системы: международный опыт. — 2008. — Вып. 3.
12 USC 1818(s) — «Compliance with Monetary Recordkeeping and Report Requirements"// FFIEC BSA/AML Examination Manual. — 7/28/2006. — Appendix A (A-1).
12 USC 1786(q) — «Compliance with Monetary Recordkeeping and Report Requirements"// FFIEC BSA/AML Examination Manual. — 7/28/2006. — Appendix A (A-1).
World Payments Report. Capgemini and The Royal Bank of Scotland plc (RBS), 2011.
Statistics on payment, clearing and settlement systems in the CPSS countries — Figures for 2012 CPSS Publications. — 2013. — № 116./ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bis.org/cpmi/publ/d116.pdf.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Распределение частоты использования платежных инструментов.
(по количеству платежей) ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Использование электронных расчетов в крупнейших странах мира (количество операций, млн. в год) [24].
СТРАНА. | Платежи электронными деньгами. | Карточные платежи. | Платежи, в том числе. | ||||||||||||||
дебетовыми картами. | кредитными картами. | ||||||||||||||||
Австралия. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | 3 466,0. | 3 832,4. | 4 269,2. | 4 776,2. | 1 985,3. | 2 259,4. | 2 606,7. | 3 000,6. | 1 480,8. | 1 573,0. | 1 662,5. | 1 775,6. | |
Бельгия. | 70,49. | 60,62. | 50,51. | 46,20. | 997,40. | 1 066,89. | 1 154,32. | 1 226,88. | 885,20. | 945,90. | 1 020,57. | 1 087,60. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | |
Бразилия. | 23,69. | 35,36. | 37,39. | 36,00. | 5 126,23. | 6 322,51. | 7 553,44. | 8 664,66. | 2 309,41. | 2 928,98. | 3 606,98. | 4 006,24. | 2 816,82. | 3 393,53. | 3 946,45. | 4 658,43. | |
Канада. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | 6 552,40. | 6 846,09. | 7 227,24. | 7 484,81. | 3 881,00. | 3 971,00. | 4 143,00. | 4 357,31. | 2 671,40. | 2 875,09. | 3 084,24. | 3 127,50. | |
Китай. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | 3 491,24. | 4 849,42. | 6 413,01. | 9 009,07. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | |
Франция. | 36,04. | 41,09. | 46,50. | 52,25. | 6 923,25. | 7 391,64. | 7 911,01. | 8 474,98. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | |
Германия. | 43,08. | 38,94. | 36,01. | 33,60. | 2 459,19. | 2 678,07. | 2 941,42. | 3 182,20. | 2 003,32. | 2 196,26. | 2 399,67. | 2 579,11. | 40,48. | 33,92. | 40,53. | 43,40. | |
Индия. | н/д. | 9,7. | 30,6. | 66,9. | 3 760,6. | 4 747,7. | 5 745,4. | 6 398,3. | 3 517,6. | 4 470,6. | 5 409,5. | 5 999,2. | 236,5. | 267,1. | 322,2. | 399,1. | |
Италия. | 89,71. | 118,27. | 151,89. | 191,23. | 1 467,76. | 1 502,41. | 1 566,87. | 1 699,17. | 908,55. | 914,75. | 981,12. | 1 091,52. | 559,21. | 587,66. | 585,76. | 607,65. | |
Япония. | 1 509,60. | 2 000,37. | 2 342,05. | н/д. | 8 146,60. | н/д. | н/д. | н/д. | 13,20. | 13,43. | 13,43. | 12,95. | 8 133,40. | н/д. | н/д. | н/д. | |
Южная Корея. | 135,40. | 159,13. | 113,09. | 69,66. | 5 784,40. | 7 093,56. | 8 354,40. | 9 840,74. | 1 050,10. | 1 417,55. | 1 899,13. | 2 492,47. | 4 734,40. | 5 676,01. | 6 455,28. | 7 348,27. | |
Мексика. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | 851,20. | 1 009,09. | 1 232,84. | 1 505,36. | 474,90. | 598,55. | 741,83. | 919,20. | 376,30. | 410,54. | 491,02. | 586,16. | |
Голландия. | 177,05. | 178,29. | 171,72. | 148,16. | 2 070,56. | 2 305,59. | 2 444,44. | 2 642,89. | 1 978,12. | 2 206,41. | 2 333,92. | 2 530,66. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | |
Россия. | 47,75. | 79,11. | 106,19. | 225,67. | 677,20. | 1 014,27. | 1 662,11. | 2 853,88. | 641,25. | 959,58. | 1 556,88. | 2 631,15. | 35,95. | 54,69. | 105,24. | 222,72. | |
Саудовская Аравия. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | 1 066,53. | 1 226,05. | 1 445,06. | 1 570,94. | 1 066,53. | 1 226,05. | 1 445,06. | 1 570,94. | 31,08. | 34,72. | 40,47. | 53,35. | |
Сингапур | 2 047,78. | 2 195,42. | 2 888,21. | 3 015,14. | 205,07. | 203,14. | 221,74. | 235,27. | 205,07. | 203,14. | 221,74. | 235,27. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | |
ЮАР. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | 884,30. | 1 017,85. | 1 130,65. | 1 365,46. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | |
Швеция. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | 1 773,0. | 1 940,0. | 1 982,0. | 2 190,0. | 1 438,0. | 1 558,0. | 1 629,0. | 1 810,0. | 295,0. | 336,0. | 311,0. | 337,0. | |
Швейцария. | 15,78. | 15,27. | 10,60. | 2,80. | 523,58. | 561,50. | 611,35. | 671,78. | 371,78. | 393,48. | 421,04. | 456,04. | 151,80. | 168,02. | 190,31. | 215,74. | |
Турция. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | 1 909,82. | 2 178,06. | 2 489,96. | 2 864,61. | 153,94. | 220,25. | 308,37. | 437,36. | 1 755,88. | 1 957,82. | 2 181,60. | 2 427,25. | |
Великобритания. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | 8 185,0. | 8 807,0. | 9 901,0. | 10 546,0. | 6 017,0. | 6 604,0. | 7 612,0. | 8 155,0. | 1 819,0. | 1 857,0. | 1 926,0. | 2 023,0. | |
США. | н/д. | н/д. | н/д. | н/д. | 60 871,5. | 65 228,0. | 73 285,9. | 77 938,6. | 38 518,9. | 43 780,4. | 49 006,1. | 51 717,2. | 22 352,6. | 21 447,6. | 24 279,8. | 26 221,4. | |
В целом по странам-членам КПРС. | 4 196,37. | 4 931,57. | 5 984,76. | 3 887,61. | 127 192,83. | 131 821,24. | 145 274,16. | 165 141,80. | 67 419,17. | 76 867,73. | 87 356,04. | 95 089,82. | 47 490,62. | 40 672,70. | 45 622,40. | 50 046,57. | |