Социальная амбивалентность одаренных подростков
Сложность социальной ситуации для одаренного ребенка усиливается и противоречивостью семейной ситуации. Любящие родители, видя его проблемы и желая облегчить ему жизнь, создают ему особо комфортные условия: покупают дорогой компьютер, полностью избавляют от бытовых хлопот, снисходительно смотрят на пренебрежение отдельными учебными предметами и постоянные пропуски «нелюбимых» уроков. В результате… Читать ещё >
Социальная амбивалентность одаренных подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одна из самых серьезных проблем у некоторых из этих детей: противоречивость их социальной позиции. С одной стороны, они гордятся своей одаренностью (об этом со всех сторон им говорят окружающие, от этого некуда деться), а, с другой стороны, им трудно быть не такими, как все. Гордясь и часто демонстрируя свои высокие способности, они часто страдают от своей непохожести на других (инаковости).
В младшем школьном возрасте, когда референтным объектом является прежде всего взрослый, явная исключительность развития рассматривается и самим ребенком, и взрослыми как заслуга и повышенное внимание взрослых ребенку очень нравится (хотя в редких случаях и тревожит отсутствие общения со сверстниками).
В подростковом возрасте ситуация меняется. Одаренные учащиеся болезненно переживают свою непохожесть на других, отказываясь в некоторых случаях даже от индивидуальных программ обучения или специальных занятий с психологом.
В целом, видимо, можно говорить об очевидной дезадаптивности детей с исключительными проявлениями одаренности, их недостаточной включенности в социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Именно потому, как показывает опыт работы с такими детьми, эти дети заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, в зоне воспитательного риска.
Сложность социальной ситуации для одаренного ребенка усиливается и противоречивостью семейной ситуации. Любящие родители, видя его проблемы и желая облегчить ему жизнь, создают ему особо комфортные условия: покупают дорогой компьютер, полностью избавляют от бытовых хлопот, снисходительно смотрят на пренебрежение отдельными учебными предметами и постоянные пропуски «нелюбимых» уроков. В результате он еще больше отгораживается от своих одноклассников, еще меньше может преодолевать себя в трудных ситуациях, еще сложнее ему жить. Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, ребенок оказывается в ситуации чуть ли не полнейшего комфорта (он делает только то, что нравится и избавлен от всех бытовых и социальных трудностей), а с другой, именно от этого его проблемы становятся еще очевиднее, приобретая устойчивый, личностный характер. В ряде случаев одаренный ребенок становится социальным «изгоем».
Однако дело не только в трудностях возрастного развития. Дело еще и в проблемах самореализации, с которыми сталкиваются одаренные дети, взрослея, переходя к профессиональной деятельности.
Бытовое представление о том, что одаренные дети часто бывают «пустоцветами», к сожалению, вполне подтверждается реальной жизнью. Лишь очень небольшая часть одаренных детей (по разным данным от 0,5 до 3%) в той или иной мере оправдывают возлагаемые на них надежды. У большинства из них появляется и болезненно осознается своего рода «зазор» между теми способностями, которые они демонстрируют (и которые всегда в полной мере сохраняются) и теми результатами, которых они достигают. Возникают специфические личностные нарушения, носящие название «синдром бывшего вундеркинда».
Необходим был принципиально другой метод, который был бы направлен на повышение своего рода «психологического иммунитета» в неизбежных для любого человека трудных ситуациях. Причем этот метод должен быть в определенном смысле основным, фоновым и в него в том или ином отношении должны «встраиваться» все другие приемы и методы работы. Возникла необходимость разработки специфического метода, пригодного и необходимого прежде всего для работы с одаренными детьми.